Что такое нации и межнациональные отношения. Нации и межнациональные отношения в современном мире

За долгую историю человечества различные нации формировались, изменялись, смешиваясь с другими и привнося в них свои особенности. Эти процессы связаны с расселением и перемещением больших групп людей.

Понятие

В современном обществе формирование наций приобрело устоявшийся характер, хотя и сейчас есть место локальным изменениям. Нации не существуют изолированно, напротив, они находятся в постоянном взаимодействии. Узнаем, что такое межнациональные отношения и кратко рассмотрим их разновидности.

Межнациональные отношения - это тип социальных отношений, участниками которых выступают различные народы.

Существует два основных вида межнациональных отношений:

  • внутри одного государства;
  • между нациями разных стран.

Изучение проблемы межнациональных отношений началось в Америке. В этой стране остро встал вопрос о взаимоотношениях белого и чернокожего населения, которым, в силу особенностей исторического развития, пришлось налаживать совместную деятельность в рамках одного государства.

Проблемы межнациональных отношений

Взаимодействие наций не всегда идет мирным путем, порой возникающие трудности и противоречия вызывают агрессию и даже военные столкновения.
Причинами этого могут служить:

  • различный уровень развития и культуры народов;
  • стремление выжить и достичь привилегий, избавиться от дискриминации;
  • борьба за экономические ресурсы.

Можно привести примеры стран, в которых взаимоотношения наций происходили мирным (Современная Америка) и немирным путем (Завоевание соседних народов Римской Империей).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Наиболее приемлемым способом налаживания связей между народами является образование многонациональных государств. В них признаются права и свободы всех наций, запрещается дискриминация на национальной почве, разрешается использование родного языка в быту и образовании.

Несмотря на всеобщее признание права наций на сохранение своих традиций, свободное пользование языком, в повседневной жизни конфликты между представителями разных народов случаются довольно часто. Они происходят из-за того, что некоторые люди не готовы мириться с чужой культурой, которая кажется им странной и неправильной. Такое отношение к традициям других народов и уверенность в правильности только своего образа жизни называют этноцентризмом.

Расовая и национальная дискриминация не соответствует принципам, действующим в современном мировом сообществе, поэтому любые формы ее проявления вызывают потребность в регулировании и принятии мер по предотвращению подобных случаев.

Национальная политика

В России, как в многонациональном государстве, в условиях постоянной международной интеграции (налаживание отношений с другими государствами), вопрос национальной политики является одним из самых важных.

Государство стремится не допустить национальной розни, уничтожая и не допуская любые различия в правах народов. Так, разрешается использование родного языка, в том числе, в образовательных учреждениях, в качестве школьного предмета. Тенденции развития межнациональных отношений в России связаны с организацией мирного и конструктивного диалога разных культур, их взаимообогащения, взаимного принятия и уважения (толерантности).

Что мы узнали?

Изучив тему 11 класса обществознания, мы выяснили, что межнациональные отношения - это отношения между народами одного или нескольких государств. Вопрос наций и межнациональных отношений имеет особую важность в современном обществе. Он призван уничтожить любые проявления дискриминации наций, открыть свободный доступ каждому человеку к благам общества.

На данном уроке мы рассмотрим понятия «нация», «этнос» и «межнациональные отношения». Мы поговорим о межнациональных конфликтах, которые существуют в разных странах мира, о том, как непросто людям самоидентифицироваться в этом мире. Для нас эта тема очень важна, так как Россия - многонациональное государство, которое стремится не допустить ущемления ни одного этноса в своём составе.

Тема: Социальная сфера

Урок: Нации и межнациональные отношения

Из курса географии вы наверняка усвоили термин «этнос», который является синонимом понятию «народ». Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Если вы рассматривали этническую карту Земли, то могли составить для себя определённое представление о распределении этносов. При этом этническая карта весьма условна: смотря на карту, вы понимаете, что на определённой территории живут русские, на другой - американцы и т. д. Но ведь мир далеко не так однозначен. Даже наше государство является многонациональным, то есть в нём проживают не только русские, но и другие этносы. В целом, понятие «этнос», как и вся группа понятий, относящих человека к той или иной культурной общности, довольно неоднозначно. Вопросы эти действительно сложны, в них просто ошибиться, а последствия ошибки в идентификации человека могут быть крайне серьёзными, в том числе, для всего социума, в целом.

Задумывались ли вы над вопросом, почему народ мы называем немцами, а живут они в Германии? Это далеко не тривиальный вопрос, ответ на него не так уж прост. Существует такая считалочка: «Немец-перец-колбаса, купил лошадь без хвоста», которая известна ещё с XVII века, но жива до сих пор. На первый взгляд непонятно, откуда взялись эти слова. Дело в том, что немцами на Руси называли вообще всех иностранцев. Когда впервые, ещё при царе Михаиле Фёдоровиче Романове, в Россию начали приезжать иностранцы, они селились слободками. Среди них были представители разных народов: голландцы, шотландцы, французы, но большинство составляли германцы. Россияне эти слободки называли немецкими по причине того, что там жили люди «немые», не умеющие объясняться на русском языке. Слово «немой» в нашем языке до сих пор имеет несколько значений. С одной стороны, немой - это человек, который не может разговаривать, а с другой, не мой - это человек, не принадлежащий к моему обществу, чужой.

В действительности же этот народ, безусловно, называется германским, и говорить нужно о германском языке, а не о немецком. Но так устроены люди: мы любим проводить чёткую грань между нашим и не нашим. Поэтому, соответственно, если мы не понимаем культуру другого человека, принадлежащего к другому народу, он становится для нас немым. Древние латиняне называли все окружающие их народы варварами;они считали, что варвар - это человек, который не говорит на латинском языке, а лишь бормочет что-то, соответственно, его традиции не стоит изучать, его культура примитивна.

Но современный мир даёт нам совершенно иные образцы поведения. Мы не можем относиться к другим людям, как к варварам или как к немым. Все люди на Земле равны и близки друг другу, потому что мы живём сообща, а, значит, чужих в нашем мире быть не может.

Опасность таится в том, что наша самоидентификация, наше самоопределение, ответ на вопрос: «Кто я?» - это довольно сложный процесс. Не все люди вполне уверены в том, к какой национальности и этносу они относятся. С одной стороны, можно сказать, что человек - русский, так как это записано по его же просьбе у него в паспорте, но кто же он в действительности - это совсем другой вопрос. В действительности он человек, который себя кем-то ощущает. Каждый человек принадлежит к той или иной культуре, считает какой-то язык родным для себя. Исходя из этой очень сложной палитры, которая имеет много составляющих, и складывается народ.

В данной связи возникает проблема. В современном обществе мы живём крайне перемешанно, а не узкими локальными группами. В древности это было вполне возможно, люди жили очагово, то есть существовали племена людей, близких по всем характеристикам, которые мы оговорили: близость языка, культурная близость, физиологическая близость. Эти люди действительно являлись некой народной общностью и жили сплочённо, все, кто жил вне зоны их обитания, были соседствующими народами. Племя - это совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. На тот момент людям легко удавалось сохранять культурную самобытность, такая чёткая самоидентификация шла только на пользу, так как формировала преданность своему племени или общине. Всё-таки человек - существо биосоциальное, без общества мы немыслимы. Но вот современный мир стал очень запутанным, он весь локален, мы уже не можем сказать, «где заканчивается наше племя и начинается соседнее». И в современном мире нам нужно всем научиться жить сообща, хоть учиться всегда действительно очень сложно.

Кто-то из вас, возможно, читал произведение Киплинга «Маугли», во всяком случае, вы точно знаете, о чём идёт речь в этом произведении. А речь идёт о мальчике, который был воспитан стаей волков. Между прочим, в истории человечества были случаи, когда в некие сообщества животных попадали ещё совсем маленькие дети, и животные воспитывали этого ребёнка, как своего. Возникает вопрос: а кто по национальности дети-маугли? Поскольку Маугли родился в семье людей, которые принадлежали к некоторой культурной и национальной общности, по идее, он тоже должен быть представителем какого-то народа. В силу определённых жизненных обстоятельств он оказался среди волков, но он же остался человеком. В конце книги Маугли возвращается к людям, но кто же он? Внешне Маугли похож на представителя народов Индии, но по натуре это волчонок, потому что всё-таки нас всех определяет окружение.

Если вы родились в семье русских, но всю жизнь жили в США или Канаде и восприняли американскую культуру как свою собственную, то вряд ли вас можно считать русским. Вы жарите индейку на День Благодарения и пускаете фейерверки на День Независимости США, вы стали настоящим американцем. Вы не станете русским благодаря русской фамилии, ведь привычки у вас, как у типичного американца.

То же самое произойдёт с человеком, который в силу каких-то обстоятельств на длительный период оказался в России. По паспорту он может быть португальцем, индусом, финном, кем угодно, но если этот человек вырос в этой культурной среде, то, скорее всего, он станет тем, кем хочет его видеть его окружение. Поэтому когда мы говорим о межнациональных отношениях, мы должны, прежде всего, говорить о межкультурных отношениях. Чем больше мы знаем о культуре соседствующего народа, тем проще нам общаться. Люди становятся тем, кто они есть, воспринимая достижения среды, в которой они живут. А если эти люди ещё и делают добро, то совсем неважно, какой они национальности.

Когда человечество жило очагами, то есть в моноэтническом мире, особых проблем с самоидентификацией не возникало. Да, люди коммуницировали, но понимали, что в чужом сообществе другой устав и другие порядки. Но сейчас все наши «племена» объединились, появились межнациональные отношения. Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Нужно научиться понимать людей, которые живут рядом с нами, и в то же время нужно требовать, чтобы люди, которые живут рядом с нами, научились понимать нас. Только так общество станет крепким и сплочённым, будет лишено проблем межнационального взаимодействия, которые сейчас в мире не так уж и редки.

Когда мы говорим о том, что в России межнациональные проблемы имеют серьёзный характер, это не значит, что РФ - единственная страна в мире, которая столкнулась с отсутствием взаимопонимания между этносами на своей территории. Такие проблемы есть практически везде, в каждой стране мира. Даже если мы посмотрим на вполне благополучную с точки зрения межэтнического диалога Европу, то обнаружим, что довольно много стран имеют межэтнические проблемы. Эти проблемы, как правило, вписываются в понятие «сепаратизм». Сепаратизм - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации. Например, Франция очень долгие годы борется с корсиканским сепаратизмом: на острове Корсика достаточно давно действует террористическая организация, которая борется за независимость этого острова от Франции. Аналогичные проявления сепаратизма наблюдаются в Испании, где народ басков борется за собственную независимость опять-таки при помощи террористических актов. Снято очень много фильмов и написано много книг о борьбе Великобритании с ИРА - Ирландской республиканской армией, что также является ярчайшим примером межнационального конфликта. Если мы посмотрим на Северную Америку, то выяснится, что в Канаде есть франкоязычная часть, а есть англоязычная часть, и именно провинция Квебек (франкоязычная) упорно борется за создание собственного государства.

Аналогичные проблемы есть и на Востоке. Если мы рассмотрим Ближний Восток, то увидим практически неразрешимый узел противоречий, связанный с арабо-израильским противоборством. По сути своей это практически один народ (семито-хамитская группа), их языки очень схожи, но те противоречия, которые сложились между народами исторически, до сих пор не удаётся разрешить. Почти мононациональное государство - Китай - также страдает от межэтнических конфликтов, ведь в действительности Китай состоит из огромного количества народов и народностей. Правительство Китая пытается удержать эту огромную массу людей в своих руках, но в пределах Китая выделяется Уйгурский автономный округ, жители которого очень отличаются от китайцев особенностями культуры и языка и желают отделиться. Как правило, Японию приводят в качестве примера абсолютно моноэтнического государства и, вместе с тем, там есть очень небольшая группа коренного населения Японских островов. В действительности нынешние японцы - народ пришлый, а изначально на этих островах жила народность, которая называлась айны. Эти айны были вытеснены, сейчас они живут на очень небольшой группе малых Японских островов. Айны составляют 1 % населения Японии, но всё же пытаются добиться для себя каких-то национальных прав.

Хорошо, если эта борьба носит исключительно мирный характер, но ведь можно привести много примеров войн на основе межнациональных конфликтов. Вот почему проблема межнационального диалога особенно остра для нашего государства. Россия - многонациональна, в Конституции нашей страны записано, что российский народ многонационален. Представьте себе ситуацию, если правительство начнёт «играть» на этом национальном поле, говоря, что какой-то народ здесь исключительный, а другие - второстепенные, мало нужные, ущербные. Тогда наше государство попросту перестанет существовать. Представьте, что люди, которые называют себя националистами , то есть говорят, что борются за чистоту своего народа, начнут отстаивать исключительность какого-либо народа в рамках всей России или же определённой территории России. Именно с этого момента, с этого возгласа и прекратится история нашего государства. Если мы говорим, что Россия только для русских, это означает, что мы теряем статус Российской Федерации, состоящей из огромного количества субъектов. Сказать, что какой-то из субъектов нашей федерации предназначен только для жизни титульного народа, означает потерять статус Великой державы. Спекуляции вопросами межнациональных отношений всегда заканчиваются катастрофой. Любые попытки вбить клин между представителями разных народов - это игра с огнём, которая приведёт к катастрофе.

Мы живём в очень богатой и счастливой стране. Для того чтобы эта страна продолжала оставаться такой, мы должны быть внимательны и к себе, и к окружающим. Только таким образом мы сможем приумножить то богатство, которое нам досталось от наших предков.

А на следующем, завершающем занятии, мы поговорим о том, что представляет собой отклоняющееся поведение.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

1. Единый портал Обществознание ().

2. Научно-просветительский журнал «Скепсис» ().

Домашнее задание

1. Объясните, почему вопрос самоидентификации для человека настолько сложен в современном мире.

2. Что такое сепаратизм? Приведите несколько примеров очагов сепаратизма в мире.

3. * Напишите сочинение на тему: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов).

Что такое межнациональные отношения? Это определенные отношения, возникающие между этносами, которые охватывают все без исключения сферы общественной жизни.

В современном мире отношения между народами играют большую роль, так как процесс глобализации обуславливает постоянные контакты и культурный обмен между этносами. Происходит межэтнические интеграции. Примером такой интеграции может служить ЕС, где народы объединяются культурно, экономически и политически.

Помимо стратегии политической интеграции (ЕС), существуют и иные виды интеграционного процесса. Пример – США, концепция «плавильный котел». Под этим выражением подразумевается, что в Америке люди, принадлежащие к различным этносам, смешиваются, происходит объединение народов, составляющих США, в общий этнос «американцы». США – страна, основанная эмигрантами со всех земли.

Возможен еще один процесс, именуемый этнической миксацией (перемешиванием). Он происходит тогда, когда в смешении нескольких этносов образуется один новый. Например, затундренные крестьяне в Якутии – это народ, вобравший в себя как русские, так и якутские национальные особенности. Затундренные крестьяне сохранили православную веру, но заключали браки с коренными народами Сибири. Происходил обоюдный обмен бытом, что привело к образованию нового этноса.

Существует явление ассимиляции, когда культура одного народа «поглощается» другим. Один из народов лишается собственного языка, национального самосознания, обычаев, традиций, культуры. Этот процесс может происходить как и мирным путем (ассимиляция русскими переселенцами финно-угорских народов северо-восточной Руси: чудь, меря, весь), так и насильственным (арабские завоеватели ассимилировали христианское население, долго проживавшее на ближнем Востоке).

Учеными выделяется процесс аккультурации, при котором две отличные друг от друга культуры уподобляются друг другу, смешиваются. Нации могут как и интегрироваться, так и дифференцироваться.

По национальному признаку государства принято разделять на многонациональные и мононациональные. РФ является ярким примером многонационального государства, ведь в России живет практически 200 различных народов. Мононациональным государством можно назвать, например, Португалию, где этнос португальцев составляет подавляющее большинство. Национальные проблемы могут возникнуть практически в любой стране, поэтому власть должна знать об основных видах национальной политики:

  1. Политика мультикультурализма. Ее цель – сохранить в государстве индивидуальные различия в культуре между народами и обеспечить мирное сосуществование с сохранением самобытности этносов. Американский «плавильный котел» является прямой противоположностью этого способа, ведь в нем происходит не сохранение уникальности народов в государстве, а единение наций в один большой этнос.
  2. Национализм. Эта политика превозносит нацию, народ в качестве высшей ценности. Всплески национализма не раз приводили к негативным последствиям, популисты, демагоги многократно апеллировали к чувству национального величия, гордости, чтобы склонить народ на жестокие меры к другим народам. Национализм не пользуется популярностью, когда в государстве дружественные отношения между нациями, он активизируется, если настали трудные времена. У популистов получается взывать к примитивному чувству национальной гордости, когда ситуация в стране нестабильна и зреют межэтнические конфликты.
  3. Шовинизм. Данная политика названа «в честь» Шовена. Он был солдатом наполеоновской армии и яростно одобрял завоевания французского императора. Под термином «шовинизм» подразумевается избыточная, чрезмерная националистическая политика.
  4. Дискриминация. Подобная политика лишает людей какой-либо национальности определенных прав, ставит их в униженное положение по отношение к «привилегированному» народу. Евреи в Российской империи подвергались серьезной дискриминации. Существовала «черта оседлости» — ограниченная территория, на которой евреи имели право проживать.
  5. Апартеид. К определенному этносу применяются крайне суровые дискриминационные меры. Апартеид получил особое распространение в ЮАР, где потомки буров-колонистов не воспринимали коренное население Африки как равных себе людей. Африканцам выделяли определенные территории, за пределами которых им запрещено было жить. Места их проживания назывались «бантустаны».
  6. Сегрегация. Если проводится такая политика, то определенный этнос лишается части своих прав по причине национальной принадлежности.
  7. Геноцид. Поголовное истребление неугодного народа. Уничтожение мирного населения по этническому, религиозному, иному признаку. Создание концентрационных лагерей и других мер, направленных на полное, тотальное уничтожение народа. Геноцидом занимались турки в годы Первой Мировой войны. Турки убивали армян, понтийских греков и ассирийцев. Стоит отметить, что Турция до сих пор отказывается признавать факт геноцида.
  8. Холокост. Политика нацисткой Германии, направленная на полное уничтожение еврейского народа и всего, что с ним связано. Более половины евреев, проживающих на земле, погибло в ходе нацистского холокоста.
  9. Сепаратизм. Сепаратистами называют людей, стремящихся к обособлению собственного народа от государства. Сепаратистами современной жизни можно назвать испанских басков, которые уже много лет добиваются независимости.

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты. Пути их разрешения

Межнациональный конфликт есть столкновение интересов народов. Он может возникать по различным причинам, которые изложены ниже:

  • Религиозные причины. Крестовые походы, Реконкиста, арабские завоевания.
  • Экономические причины. Спор за какой-либо ресурс, собственность, выгодную территорию. Франция и Германия долгие годы вступали в борьбу за Эльзас и Лотарингию, где находятся ценные залежи угля.
  • Культурные. Народы, проживающие в одном государстве и имеющие разный быт и традиции, могут вступить в конфликт на культурной почве.
  • «Столкновение цивилизаций». Когда два крупных народа, отстаивающих две разные модели ценностей сталкиваются, происходит столкновение цивилизаций. Войны торгового Карфагена и аграрного Рима – яркий пример такого конфликта.
  • Исторические причины. Армения и Азербайджан на протяжении многих лет конфликтуют за Нагорный Карабах.

Виды межэтнических конфликтов:

  • Конфликт стереотипа. У народа создается негативное восприятие в отношении соседа, обусловленное историческим прошлым. Это приводит к конфликту, например, между палестинцами и евреями.
  • Идейный конфликт. Нация выдвигает территориальные притязания на земли, которые она считает исторически своими. Такие притязания были у Византии на территорию бывшей Римской империи.

Межнациональные конфликты должны решаться, чтобы народы нормально взаимодействовали. Есть следующие стратегии для разрешения конфликтных ситуаций:

  • Установить, какие требования имеют враждующие стороны, и постараться найти компромиссное решение.
  • Использовать санкции. Экономические ограничения и военная интервенция. Последний метод очень спорен. С одной стороны, можно уничтожить радикалов, а с другой стороны, это может повлечь к дальнейшей эскалации конфликта.
  • Достичь временного перерыва. Стороны успокоятся и будут готовы к сотрудничеству.
  • Принимать профилактические меры для предупреждения конфликта.

Нации и межнациональные отношения – важная тема в современном обществе.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Приэтокского»

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Реферат

Подготовила:

ученица 9 класса

Иванова Виктория

Руководитель:

Бобрешова Валентина Сергеевна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ СОШ №14 пос. Приэтокского

2014 год

Содержание

Введение

    Нация и ее основные признаки

    Национальное самосознание

    Отношения между нациями

    Отношение к истории и традициям народа

    Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и пути их преодоления

Используемая литература

Введение

Сегодня толерантность в обществе – необходимая составляющая дальнейшего

успешного развития. Толерантность, то есть равное признание возможности всех людей реализоваться в обществе, независимо от религиозных, национальных, расовых различий, - залог экономической и политической стабильности в обществе. Толерантность дает людям возможность реализовать себя, сотрудничать между собой. В обществе, в котором существует высокий уровень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит, будут работать на укрепление такого общества. В связи с этим необходимо рассматривать теоретические и практические аспекты воспитания толерантности в молодежной среде.

Вашему вниманию предлагается реферат, который поможет углубить знания об

исторически сложившихся формах социального общества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции гармонизации межнациональных отношений. Мы рассмотрим ряд идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений как часть общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается в реферате.

    Нация и ее основные признаки

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов, или, выражаясь в терминах науки, этносов. Сопоставим общее число народов, живущих сегодня на Земле (по разным подсчетам, от двух до трех тысяч, если учитывать малые народы), с общим количеством существующих ныне суверенных государств (около двухсот). Почти все современные государства многонациональны. Многонациональные все столицы мира, все крупные города и даже крупные села. Коллективы с пестрым национальным составом в наши дни стали нормой не только в самых отдаленных уголках земли, но и в космическом пространстве.

Многонациональная среда есть объективно существующая, типичная черта и условие жизни современного человека, народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют, процесс взаимодействия также осуществлялся практически на протяжении всей истории человечества.

Из истории нам известно о взаимодействии народов и континентов, разных государств и различных цивилизаций, национальных групп и отдельных людей. Современная научно-техническая революция подняла интенсивность взаимодействия на новый уровень: оно стало в полной мере глобальным. Всюду, где соседствуют, сотрудничают, взаимодействуют люди, происходили и происходят не только деловые, но и личные, физические контакты. Возникают так называемые смешанные браки самых разных народов, родится новая семья, в которой дети соединяют в себе разные этнические ветви в одно древо человеческой жизни. Наука утверждает: сегодня нет не только чистокровных народов, но и отдельных людей, среди предков которых не присутствовали бы наверняка (или с большей долей вероятности) представители разных этносов.

Крупнейший русский ученый-этнолог Л.Н.Гумилев не раз подчеркивал, что нельзя говорить ни о какой «чистоте крови», «исключительности», «избранности».

Основываясь на убедительных научных аргументах, сформулируем важное в нравственном отношении положение: любые претензии на «чистокровность» как с позиций науки, так и с позиций морали есть расистская фантазия или расчетливая политическая демагогия, обман. И обман не безобидный: именно на этой почве вырастают национализм, шовинизм, фашизм, означающие тупик на пути к будущему, причем тупик кровавый, о чем говорят и опыт истории, и опыт наших дней.

Принадлежность человека к той или иной нации не является ни достоинством, ни недостатком. Национальная принадлежность вообще не подлежит какой-либо моральной оценке, ибо оценивать собственно нечего: в ней не заключено никакого человеческого (социального) поступка, действия, отношения, свершения и т.д., которые можно было бы рассматривать с позиции добра и зла. Вместе с тем в реальной действительности нередки случаи, когда грубо принижается, оскорбляется достоинство человека. Такое поведение можно расценивать только как аморальное, как поступок подлый. Недостойный порядочного человека, ибо фактически он унижает личное достоинство человека, которое, если исходить из цивилизованных, гуманных принципов, следует понимать как право каждого на уважение независимо от происхождения, социального положения, мировоззрения и т.д. Это во-первых, а во-вторых, такое поведение противоправно. Во всем цивилизованном мире действуют нормы международного права, защищающие права и достоинства личности независимо от национального происхождения (Всеобщая декларация прав человека, ст. 1-2), действуют они в каждой стране (Конституция РФ, ст. 19,21).

Как следует строить свои отношения с людьми другой национальности, как относиться к ним? Как вести себя с ними?

Современная цивилизованная этика межнациональных отношений дает четкий, совершенно определенный ответ: эти отношения всегда, в любой ситуации должны строиться только на основе моральных и правовых норм. Эту мысль можно выразить конкретнее: поскольку все мы всегда жили, и будем жить в многонациональной среде, каждый из нас обязан проявлять особую деликатность и ответственность в отношении к людям другой национальности. Ответственный человек всегда должен предвидеть последствия своих поступков и знать, что за них придется отвечать по законам морали и права. А слово «деликатность» в русском языке всегда означало и означает вежливость, предупредительность, тактичность, тонкость в обращении.

    Национальное самосознание

Если говорить о национальном самосознании, то разговор коснется таких сложных и сокровенных понятий, как «патриотизм» и «национальная гордость». Данные понятия взаимосвязаны общностью составляющих их аспектов. К таким аспектам можно отнести прежде всего сознание принадлежности к своему народу и чувство любви к Отечеству. Само же чувство любви – это бесконечно сложный внутренний мир, включающий и чувство уважения к историческому наследию (материальному и духовному), чувство ответственности за судьбу Отечества, и боль за него, и вместе с тем критическое отношение к недостаткам, желание видеть Родину процветающей, свободной и т.д. В нем нет места высокомерию, гордыне и чванству, но оно непременно включает чувство уважения к творческому опыту других народов и общечеловеческим ценностям.

    Отношения между нациями

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. На 3емле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Они входят в состав l80 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории мы знаем, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления классов и государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Капитализм значительно усилил экономические связи внутри народности, благодаря чему народности превратились в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания», «сплавления». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. Правящие классы, стремясь увеличить территорию и богатства, которыми они владели, не раз натравливали один народ на другой. Разжигая национальную рознь, они использовали обстановку напряженности для усиления антидемократических режимов. И в современном мире продолжаются национальные конфликты.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями. А. С. Пушкин думал «о временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

    Отношение к истории и традициям народа.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган, - их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое – хорошо, все чужое (т.е. свойственное другой нации) – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа, - и хорошее, и плохое, и чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием. Не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Но бывают и другие традиции. Например, кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение в СССР национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

    Межнациональные отношения в современном обществе

Во второй половине 80-х годов в некоторых районах нашей страны произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Они выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

От проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на народном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

    Межнациональные конфликты:

основные причины возникновения и пути их преодоления

Какие жизненные причины межнациональной напряженности считаются

актуальными сегодня? Ныне все субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, равны, тенденция к росту самоуправления нарастает. Исправляются просчеты в культурной и языковой политике – намечается рост культурной автономии и пр. можно сделать вывод о том, процесс реформирования, демократизации общественной жизни, построения правового государства в нашей стране положительно сказывается на характере межнациональных отношений. И наоборот: когда национальной политике не хватает мудрости, когда отступают от демократических принципов, попирают права человека, возникает напряженность и даже конфликты.

Всегда и везде есть люди, заинтересованные в разжигании межнациональной розни. Кто они? Возможно, это политиканы-карьеристы, которые на волне национализма хотели бы взобраться на ключевые административные посты, или некомпетентные руководители, которые любят списывать свои промахи за счет «инородцев», постоянно «подбрасывающих» что-то «очень плохое и вредное для народа»; это те писатели, журналисты, которые стремятся снискать дешевую популярность за счет нагнетания шовинистских идей в своих сочинениях. Это, конечно, мафиозные группы, алчущие легкой наживы в условиях нестабильности и слабости правоохранительных органов; это, наконец, люди с больной психикой, комплексом неполноценности, которые пытаются самоутвердиться, оскорбляя и преследуя людей другой национальности.

Можно ли жить без межнациональных конфликтов? Есть ли такие страны, где национальный вопрос успешно разрешен? Каковы пути гармонизации межнациональных отношений?

Анализируя относительно успешный опыт гармонизации межнациональных отношений ряда стран мира (Швейцария, Швеция, Финляндия, Бельгия, США), специалисты полагают, что последовательная демократизация, соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем и, как главное условие свободы всего народа, защита прав человека проявляют себя в ряде конкретных условий, в том числе:

В предоставлении всем народам, живущим в данной стране, максимально широкого самоуправлении – автономии (во всех ее видах);

В отказе национальных меньшинств от сепаратизма, т.е. обособления, отделения с целью создания нового самостоятельного государства, что нарушает суверенитет страны, несет угрозу ее целостности, создает массу сложных проблем (Россия – проблема Чечни; Канада – проблема франко-канадцев; Испания – проблема басков; Индия – проблема сикхов, тамилов; Эфиопия – проблема эритрейцев; Индонезия – проблема молукски, сумтранских сепаратистов и др.);

В постоянном поиске консенсуса;

Наконец, в настойчивой борьбе с труднопреодолимым пороком – бытовым национализмом и шовинизмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям иной национальности. Это долг каждого мыслящего гражданина, просто порядочного человека.

В заключении хочется ознакомиться с мнением специалистов. Наука утверждает: в абсолютном смысле – нет, а в относительном – да. Иначе говоря, построение гармоничных межнациональных отношений – задача не безнадежная. Сдержанный же оптимизм ученых имеет основания. Мир полон противоречий и конфликтов – это реальность, которую нельзя приукрашивать. И пока существуют социальные и даже межличностные конфликты (а они, видимо, будут существовать всегда), в любом многонациональном обществе сохраняется опасность перевода конфликта в межнациональную плоскость, то есть возможность взвалить вину за все беды на «инородцев». Помимо мудрой национальной политики вообще, этому можно противопоставить только одно – личную культуру межнациональных и шире – межличностных отношений, которую каждый должен вырабатывать в себе. Такая культура, говорил русский ученый Л.Н.Гумилев, считавший дружбу народов бесценным даром, строится на простой формуле: уважай национальное своеобразие другого, будь терпим, отзывчив и искренне доброжелателен, короче – проявляй к другим такое отношение, какое ты ждешь от них.

Используемая литература

    Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2001.

    Все различны – все равны: Учеб сб. Идеи, средства, методы и работа в области межкультурного воспитания взрослых и молодежи / Европейский Молодежный центр. – Страсбург.

    Конституция Российской Федерации. 2004.

    Мельникова Е.В. Культура и традиции народов мира: [этнопсихологический аспект]/Е.В.Мельникова. – М.: Диалог культур, 2006.

    Селищева Л. Толерантность – ключ к благополучию общества/Л.Селищева // Библиополе. – 2008. - №5.

    Элиасберг Н.И. Обществознание. Социальная практика: Учеб. пособие по обществознанию для 6-7 кл. основной общеобр. шк. – СПб.: Союз, 2006.

    http ://www .prosv .ru /ebooks /Chelovek _i _obshestvo _2/8.html

Урок обществознания в 10 классе

Цель:
-создать условия для овладения учащимися знаниями об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

Дидактическая : создать условия для организации творческо-поисковой деятельности учащихся на уроке, повысить самостоятельность работы учащихся.

Образовательная : 1.Знать, что такое «этнос» и «этнические общности»,понимать смысл основных понятий темы (расизм, шовинизм, геноцид и др.),знать виды и причины межнациональных конфликтов и пути их решения.

Развивающая : овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, умение работать с источниками; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры из СМИ. В урок включены элементы тренировочных заданий ЕГЭ по обществознанию, что формирует у учащихся успешную подготовку к ЕГЭ по предмету.

Воспитательная : воспитывать у учащихся национальные патриотические чувства, толерантность, формирование активной жизненной позиции, воспитание у учащихся уважения к другим народам и формирование основ культуры межнационального общения.

Основные понятия: нация, национальность, этнос, племя, народность, межнациональные отношения, межнациональный конфликт, национализм, шовинизм, геноцид, расизм, толерантность

Межпредметные связи : история, музыка, география, литература

Дидактический материал : текст с фрагментом из произведений философов о нации и межнациональных отношениях, рабочие листы с заданиями, Конституция Российской Федерации

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация «Нации и межнациональные отношения»,пособие «Обществознание для подготовки к ЕГЭ» П.А. Баранов, Конституция РФ

Целеполагание.

Объявление целей занятия: отработать и закрепить основные умения и навыки по тренировочным заданиям ЕГЭ и в процессе выполнения заданий повторить основные термины, понятия, классификации и характеристики по теме.

Форма урока: урок-практикум с элементами интеграции и применением ИКТ.

Предоставление информации : презентация «Межнациональные конфликты»

(межпредметная связь с историей, музыкой)

Подход: компетентностный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организация класса.

Внимание, ребята!

Проверка готовности к уроку.

1 мин

2.Определение темы урока.

Слайд 1

Тему нашего сегодняшнего урока, ребята, я попрошу попробовать определить самим. А чтобы это сделать послушайте, пожалуйста, старинную легенду.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего оберну­ли бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согла­сию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: - Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на верши­нах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любо­вью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музы­ки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные!

Итак, как вы думаете, как звучит тема нашего урока.

Слушают текст легенды «Хорошо, что все мы разные!»

3. Тема урока

Слайд 2

Тема нашего урока

«Нации и межнациональные отношения»

Скажите, ребята, а зачем нам изучать эту тему?

Учащиеся дают ответы и записывают тему в тетрадь

4. Определение целей и задачи урока

Слайд 3

Сегодня перед собой и вами я ставлю такие цели и задачи. Чтение целей и задач урока со слайда

5. Сообщение рассматриваемых вопросов

Слайд 4

Запишите, ребята, вопросы, которые мы с вами рассмотрим в течение всего урока.

Рассматривая каждый вопрос, мы с вами окажемся в роли этнографов, социологов и историков. То есть будем такими своего рода экспертами в данной области, чтобы полностью осветить тему урока

Учащиеся записывают вопросы в тетрадь

6 Изучение нового материала

Работа по первому вопросу

(обществоведы)

Слайд 5

Первый наш с вами вопрос звучит «Этнические общности». Поговорим о том, что это такое и каковы виды этноса.

Выполните схему в тетради

Учащиеся выполняют схему в тетради

Запишите определение термина «этнос»

Записывают определение в тетрадь

Племя – исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.

Слушают информацию

На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса – народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.Народность этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.

Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство.

Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадались на более мелкие части, из них постепенно формировались новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся в последствии три самостоятельных этноса – русских, украинцев и белорусов.

Слушают информацию

Слайд 6

На базе народностей формируются нации – высший исторический тип этноса.

Нации – исторически сложившаяся общность людей, для которых характерна общность экономической жизни, языка, территории, культуры.

В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку.

Слушают информацию со слайда

Слайд 7

А сейчас давайте рассмотрим схему о признаках нации и запишем эти признаки в тетрадь

Учащиеся записывают признаки в тетрадь

Слайд 8

И, конечно, же надо сказать о том, что такое «национальность». Сформулируйте свое определение этого термина.

Учащиеся дают устные ответы

7.Первичное закрепление

А теперь проверим, кто меня внимательно слушал.

Что является первой ступенькой развития этноса? Для какого периода развития общества характерно объединение людей в племена?

Как называется вторая ступень этноса? В связи с чем люди объединялись в народности?

Что является высшей степенью развития этноса?

Каковы признаки нации?

Учащиеся дают устные ответы

Слайд 9

Для закрепления прослушанного материала предлагаю выполнить задание в формате ЕГЭ

Давайте проверим, правильно ли выполнено задание.

1 человек выполняют у доски, остальные в тетради

Работа по второму вопросу

(социологи)

Слайд 10

Мы переходим к изучению второго вопроса, который звучит «Межнациональные отношения»

Информация со слайда

Слайд 11

Скажите, пожалуйста, что за текст перед вами. (преамбула из Конституции РФ 1993 года). Давайте прочтем.

Чтение преамбулы Конституции и ст. 1 Конституции

Слайд 12

Слайд 13

Ярким примером многонационального государства является наша страна На территории Российской Федерации проживает около 130 национальностей.

Самой многочисленной нацией являются русские – это государствообразующая нация и русский язык признан государственным языком, языком межнационального общения на территории России.

Слушают информацию со слайда

Слушают информацию со слайда

Слайд 14

А вот люди каких национальностей проживают на территории Ростовской области

Слушают информацию со слайда

Слайд 15

А это информация о количестве людей разных национальностей на территории Волошинского сельского поселения

Слушают информацию со слайда

Слайд 16

Ребята, а это информация о национальном составе учащихся нашей школы

Слайд 17

А теперь выполните следующее задание, которое перед вами на слайде.

Давайте проверим результаты вашей работы над ситуацией.

Выполнение задания в формате ЕГЭ

(умение работать с документацией)

Работа по третьему вопросу (историки)

Слайд 18

Вместе с русской культурой национальные культуры народов России составляют духовное богатство нашей страны. Чтобы наглядно представить, как складывается многонациональная культура России. Приведём пример.

Прослушайте небольшой фрагмент песни и назовите автора слов.

(Эти стихи написаны на аварском языке Расулом Гамзатовым, выросшим в небольшом ауле а Дагестане. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнёв. Затем стихи были положены на музыку. Сделал это композитор Ян Френкель, еврей по национальности. Исполнителями её стали Марк Бернес (немец) и Иосиф Кобзон(еврей).И эта песня стала частичкой нашей общей культуры, частичкой нашей памяти о тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны.

Слушают запись песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса

Слайд 19

Давайте обратимся к военной статистике той поры. В числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.

Слушают информацию со слайда

Слайд 20

Но, к сожалению, далеко не всегда складываются такие добрые, ровные отношения между людьми разных национальностей. Из курса истории, материалов СМИ, телевидения мы можем привести множество примеров войн, конфликтов на национальной почве. Приведите примеры.

Чеченская война

Великая Отечественная война

Первая мировая война(100-летие)

Арабо-израильский конфликт

Война во Вьетнаме и др.

Учащиеся приводят примеры военных конфликтов между народами

Слайд 21

Каковы же причины межнациональных конфликтов?

Причины межнациональных конфликтов.

    ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

    ущемление прав данного этноса;

    из – за насильственного удержания народа в составе другого государства

●ущемление достоинства личности

Территориальные - борьба за изменение границ.

Экономические - борьба этносов за обладание

ресурсами.

Социальные - требования гражданского равно-

правия, равенства перед законом.

Культурно-языковые - требования сохранения

или возрождения, развития языка, культурной общности.

Учащиеся называют причины межнациональных конфликтов

Слайд 22

Очень актуальным стало в последнее время такое явление как «национализм».

Что же это такое?

Учащиеся записывают со слайда

Слайд 23

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939 -1945 гг. Синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Слушают информацию со слайда

Слайд 24

1/3 евреев уничтожено

Слайд 25

Эти факты и цифры звучат ужасающе. Вы сами стали свидетелями страшных видеорепортажей с экранов телевизора о событиях гражданской войны на Украине. И не только телевидение предоставляет такую информацию, но об этом говорят люди, вынужденные покинуть свой дом, свою страну, Украину. Мы живем в приграничной зоне, и в этом году большое количество украинцев было принято родственниками или чужими людьми в свои семьи на территории нашего села. То, что рассказывают люди о войне- это боль, это страх, это потеря близких и родных. Значит, получается, любая война – это уничтожение человечеством самих себя.

Слушают учителя

Слайд 26

Какую же роль играет государство в решении межнациональных конфликтов?

Давайте узнаем об этом из учебника.

(Стр.191-192) Выберите и назовите принципы национальной политики государства. Как вы их понимаете?

Работа с учебником

Слайд 27

Но не только, ребята, государство должно решать проблемы межнациональных отношений. Но начать это должен каждый прежде всего с себя, выбирая главный принцип отношений друг с другом- это толерантность.

Что же означает это слово?

Слайд 28

Запишите определение со слайда.

Учащиеся записывают определение со слайда

Слайд 29

Толерантность- это проявление уважения, терпимости не только к людям другой национальности, но и к друг другу, к разным мнениям, взглядам, религиям.

Слайд 30

Ещё в 19 веке прозвучали слова, которые по праву можно считать мечтой людей не только той эпохи, но и нас, современников. Мечта о времени, «..когда народы, распри позабыв, в

Ответы учащихся

Слайд 31

А поэтому нелишним будет каждому пользоваться правилом трёх «П»

П- признание

П-понимание

П-принятие

8. Закрепеление изученного материала

Слайд 32-33

Слайд 34

А сейчас, ребята, давайте обобщим материал, по которому мы сегодня с вами работали.

Реалии сегодняшнего дня тревожат новостями, происходящими в Сирии. Прежде всего –это проблема беженцев.

Предлагаю вам задания по группам (привести по 1 позитивному и негативному аргументу по проблеме беженцев из Сирии в Европу)

2. А это задание в формате ЕГЭ.

Учащиеся дают устные ответы.

Все работают над ситуацией в группах

Слайд 35

Видеоинтервью «Что вы считаете главным в межнациональ-ных отношениях?»

Слайд 36

И в заключение, ребята, хочу дать вам несколько советов.

Такую позицию разделяют и наши земляки, жители нашего села.

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.
Н.А.Добролюбов

9.Рефлексия.

Слайд 37

А теперь, ребята, прошу выразить своё отношение к теме нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся дают устные ответы.

10. Домашнее задание.Оценки.

Слайд 38

Домашнее задание. 1.§ 17, стр184-192

2. Составить сложный план по теме «Национальная политика»

Учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд 39

Спасибо за внимание!!!