Сообщение жизнь и творчество л н толстого. Толстой и религия

Однажды писатель В. В. Набоков, объясняя американским студентам значение творчества Льва Николаевича Толстого, прибегнул к следующему эффектному приему. Он погасил все лампы в зале и опустил шторы. «Зал, — рассказывал очевидец, — погрузился в темноту... Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. "На небо-своде русской литературы, — объявил он, — это Пушкин!" Вспыхнула лам-па в дальнем левом углу... "Это Гоголь!" Вспыхнула лампа посреди зала. "Это Чехов!" Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к централь-ному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх... Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч осле-пительного солнечного света. "А это Толстой!" — прогремел Набоков».

Действительно, даже на фоне крупнейших пи-сателей «золотого века» русской литературы Л. Н. Толстой производил впечатление гиганта, чей могучий дух, подобно животворному солнечному свету, озарял и оплодотворял культурную и обществен-ную жизнь России второй половины XIX — начала XX в. В личности Толстого сочетались гениальный писатель, оригинальный мыслитель, страстный проповедник моральных истин и великий знаток человеческой души. Творчество этого художника не только отметило собой веху в истории России, но и оставило глубокий след в духовном развитии всего человечества. Еще при жизни за писателем утвердилась мировая слава «совести эпохи» и «властителя дум». К нему, как к учителю, обраща-лись за советом представители разных сословий и стран, его произведения читались как гениальные откровения, а его самобытное «вероучение» вызвало к жизни широкое общественное движение — так называемое «толстовство», имевшее своей целью нравственное самосовершенствова-ние людей на основе принципов духовного братства, труда, свободы от собственности и близости к природе.

Л. Н. Толстой принадлежал к одному из самых знатных в России се-мейств. Один из его предков, Петр Андреевич Толстой, был сподвижником царя Петра I; другой же происходил из древнего рода князей Волконских. Большая часть жизни писателя прошла в имении Ясная Поляна Тульской губернии, там он провел и свое детство. Кроме Льва в семье было еще четверо детей. Они рано осиротели и попали на воспитание к своим тет-кам, изо всех сил старавшимся заменить им умерших родителей. С особой благодарностью и нежностью писатель относился к «тетеньке» (как ее на-зывали дети) Татьяне Александровне Ергольской, оказавшей на него наибольшее влияние. «Влияние это, — вспо-минал Толстой, — было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному на-слаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, я чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви. Это пер-вое. Второе то, что она научила меня прелести неторопливой, одинокой жизни... Глубокая прелесть этой жизни была в отсутствии всякой матерьяльной заботы, добрых отношениях к ближайшим лицам, которые никем не были нарушены, и в неторопливости, в неосознавании убегающего времени». Татьяна Александровна с ее безмерной доб-ротой и самоотверженной любовью была в глазах писателя живым воплощением естественной нравственности и умения прожить жизнь так, «чтобы не было в ней дурного».

Столь же важным открытием детских лет для писателя стала идея уст-ройства всечеловеческого счастья. Она родилась во время игры в «муравейных братьев», придуманной старшим братом Льва, Николаем: «Он-то, — рассказывал писатель в старости, — когда нам с братьями было — мне пять, Митеньке шесть, Сереже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, по-средством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями... И я помню, что слово "муравейные" особенно нравилось, на-поминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные кочки, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживали их ящика-ми, завешивали платками и сидели там в темноте, прижимаясь друг к другу. Я помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру. Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать так, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа... Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».

Вера в братское единение людей стала стержнем гуманистического ми-ровоззрения Л. Н. Толстого. В память о чудесной сказке, услышанной им в детстве, писатель распорядился похоронить себя на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где, по словам его брата, и была зарыта волшебная палочка...

Стремление к постоянному самообновлению было обусловлено по-требностью писателя в нравственном самосовершенствовании. Мысль о том, что цель человеческой жизни состоит в беспрестанном духовном раз-витии, он утверждал и в своем творчестве. Это развитие Толстой напря-мую связывал с идеей служения всеобщему благу. Он верил, что личное счастье отдельного человека немыслимо без труда, направленного на ис-коренение социального зла и исправление пороков человечества. Такой труд, по мнению писателя, должен осуществляться исключительно в нравственной сфере. Не революция, неизбежно сопряженная с насилием, кровопролитием и жертвами, не сами по себе перемены социальных и экономических условий жизни, а нравственное самосовершенствование каждого человека является единственным способом приближения челове-чества к всеобщему счастью — таков был главный смысл «вероучения» Толстого. И своими книгами, и своим личным примером писатель призывал к тому, что следует добиваться «исправления мира через самоисправление». А в качестве «Архимедова рычага», с помощью которого можно изменить человека и жизнь к лучшему, Толстой провозглашал чувство братской любви к другому человеку. Материал с сайта

Есть в обширном литературном наследии Л. Н. Толстого замечательная сказка под названием «Ассирийский царь Асархадон». В ней рассказыва-ется о том, как к царю Асархадону, разгромившему войска царя Лаилиэ, посадившему самого Лаилиэ в клетку и размышлявшему о том, какой казни предать поверженного врага, ночью явился таинственный старец со словами: «Ты и Лаилиэ — одно». Асархадон не понял значения этих слов. Тогда старец предложил ему окунуться в волшебную купель. Царь последо-вал его совету. Едва погрузившись в воду, он превратился в Лаилиэ, и перед его глазами прошла вся жизнь этого человека вплоть до того момента, когда он был заточен в клетку, сквозь прутья которой, страдая от горя и мучи-тельного бессилия, видел, что его лучших друзей ведут на казнь, а любимую жену отдают в рабство. Когда наступил час казни Лаилиэ, Асархадон, не выдержав собственного ужаса, вынырнул из купели и стряхнул с себя наваждение. Потрясенный пережитым, царь жадно внимал речам старца: «Ты думал, — говорил тот, — что жизнь только в тебе, но я сдернул с тебя покрывало обмана, и ты увидел, что, делая зло другим, ты делал его себе. Жизнь одна во всем, и ты проявляешь в себе только часть этой одной жиз-ни. И только в этой одной части жизни, в себе, ты можешь улучшить или ухудшить, увеличить или уменьшить жизнь. Улучшить жизнь в себе ты мо-жешь только тем, что будешь разрушать пределы, отделяющие твою жизнь от других существ, будешь считать другие существа собою — любить их». На другой день после разговора со старцем Асархадон велел отпустить Лаилиэ и всех пленных, на третий — удалился в пустыню, чтобы обдумать открывшуюся ему истину, а затем отправился возвещать эту истину по городам и весям...

Сказка о царе Асархадоне может служить яркой иллюстрацией ко всей жизненной и художественной философии писателя. Ибо в истории нрав-ственного перерождения Асархадона отражены самые важные, с точки зрения Л. Н. Толстого, этапы духовного развития личности: освобождение от привычки бездумно жить по правилам мира, погрязшего во зле, пробуж-дение любви к ближнему, нравственное совершенствование посредством этой любви себя и других. Своей проповедью идей нравственного самосо-вершенствования и духовного преображения мира моральными усилиями каждого человека Толстой придал идеалам гуманизма новый размах, новое звучание и новое значение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • нарис життя і творчості толстого кратко
  • мысли о жизни и творчестве льва толстого писателей
  • о жизни а.к.толстого коротко
  • жизнь и творчество льва николаевича толстого кратко
  • жизнь и творчество л.н толстого кратко
  • Художественная литература

    Сохранилось 174 художественных произведения Толстого, включая незавершенные сочинения и наброски.

    Окончательный текст рождался из огромного количества черновиков, начал, редакций, вариантов, которые отвергались автором безжалостно. Все произведения Толстого — романы, повести, детские рассказы, драматические произведения — носят на себе печать огромной творческой работы.

    Первая повесть Толстого — «Детство» — появилась в печати в 1852 году.

    Последнее художественное произведение писателя — «Благодатная почва» — написано в 1910 году.

    В этом разделе читатель найдет электронные издания всех художественных произведений Толстого, варианты к ним, а также информацию об истории их создания.

  • Публицистика

    «В России два царя — Николай Второй и Лев Толстой», — писал Суворин. На рубеже XIX и XX веков Толстой являлся для своих современников авторитетнейшей медийной фигурой.

    «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне», — заявил Толстой в «Исповеди». В последние тридцать лет жизни художественная работа уже не представлялась Толстому главным делом. Он обратился преимущественно к публицистике.

    «Если хочешь что сказать, скажи прямо», — утверждал Толстой.

    Толстой написал больше 300 статей, трактатов, открытых писем, обращений, интервью. Среди них такие известные работы, как «Исповедь», «Не могу молчать», «Закон насилия и закон любви», «Великий грех», «Что такое искусство?», «Пора понять», «Одумайтесь!».

  • Дневники

    «Думал о том, что пишу я в дневнике не для себя, а для людей, — преимущественно для тех, которые будут жить, когда меня, телесно, не будет, и что в этом нет ничего дурного», — писал Толстой.

    Толстой вел дневник в течение 63 лет своей жизни.

    Первую запись в дневнике Толстой, студент Казанского университета, сделал в марте 1847 г.: «Легче написать 10 томов философии, чем приложить какое-нибудь одно начало к практике».

    Последнюю — за 4 дня до смерти, 3 ноября 1910 г. Она заканчивается словами: «Вот и план мой. Fais ce que doit, advienne que pourra (Делай, что должно и пусть будет, что будет)».

    Сохранилась 31 подлинная тетрадь с дневниковыми записями Толстого.

  • Письма

    Первое сохранившееся письмо Толстого от 20 июля 1840 г. адресовано его тетеньке Т.А. Ергольской.

    Последнее сохранившееся письмо Толстого написано 3 ноября 1910 г. (за три дня до смерти) английскому биографу писателя Эльмеру Мооду.

    Толстой получил 50 000 писем и написал более 10 000 писем.

    Письма Толстого занимают 31 том его Собрания сочинений.

    Толстой писал Н.А. Некрасову, А.И. Герцену, И.С. Тургеневу, Н.Г. Чернышевскому, Н.Н. Ге, И.Е. Репину, С.И. Танееву, П.И. Чайковскому, М. Ганди, А.Ф. Кони, В.В Стасову, к родственникам, друзьям, простым людям и правителям государства.

    Толстой написал своей жене 839 писем за 48 лет.

  • 90-томное собрание сочинений

    90-томное (Юбилейное) собрание сочинений Л.Н. Толстого создавалось в 1928-1958 годах.

    Издание является первым и пока что единственным полным собранием сочинений великого писателя. Сегодня эта библиографическая редкость доступна в интернете благодаря помощи тысяч волонтеров проекта «Весь Толстой в один клик».

    Собрание сочинений содержит не только известные произведения писателя, но и незнакомые широкому кругу читателей тексты: дневники и письма Толстого, которые составляют вместе 44 тома, а также публицистику и философско-религиозные сочинения. Помимо общеизвестных текстов его произведений, в издание входят наброски, отрывки, а также варианты и откинутые автором сцены.

Лев Николаевич Толстой – классик русской литературы, великий писатель, номинант Нобелевской премии, мыслитель и просветитель. Его жизненные взгляды положили начало новому религиозно-нравственному движению – толстовству, а его произведения известны по всему миру. Ещё при жизни признанный «главой русской литературы», Толстой сделал огромный вклад в развитие русского и мирового реализма.

Замечание 1

Л. Н. Толстой был самым издаваемым писателем в СССР вплоть до 1990-х годов.

Л.Н. Толстой творил на рубеже XIX и XX веков. Именно он перевёл жанр романа на новый уровень, своим творчеством ознаменовав новый этап в литературе. Обладая очень активной жизненной позицией, за свою долгую жизнь писатель успел побыть военным, участвуя в обороне Севастополя. Был проповедником, ввиду своей деятельности отлученным от церкви, и преподавателем, основывавшим школы для крестьянских детей; путешественником и общественным деятелем. Влияние творчества Л. Н. Толстого на мир и литературу трудно переоценить. Каким же было творчество великого русского писателя?

Ранние годы и начало литературной деятельности

Лев Николаевич Толстой происходил из старинной дворянской семьи, он получил соответствующие своему социальному статусу образование и воспитание. О жизни писателя в детские и юношеские годы можно прочесть в его автобиографических (на самом деле псевдо-автобиографических) повестях:

  • «Детство»,
  • «Отрочество»,
  • «Юность».

Писательская деятельность Толстого началась, когда ему было 18 лет. Начав вести дневник, Лев Николаевич ставил самому себе задачи по самосовершенствованию и отмечал успешность их выполнения. Толстой сформулировал для себя огромное количество правил и целей, не всем из которых он следовал.

В молодые годы Толстой, будучи помещиком, пытался наладить отношения с крестьянами. Именно тогда он создал школу для крестьянских детей, где сам часто проводил занятия. Однако уехав из родного имения в Петербург, писатель больше времени посвящал кутежам, охоте и карточной игре, чем литературной деятельности.

В 1850 году, в возрасте 22 лет, Толстой принялся за настоящую литературу, начав писать «Детство». Дописано произведение было в 1852 году, после того, как писатель отправился на службу. Впервые повесть была опубликована в журнале «Современник». В ответ на появление повести Н. А. Некрасов написал Толстому ободряющее письмо. Вдохновлённый похвалой и большим успехом «Детства» у широкой публики, Толстой принялся писать с ещё большим усердием.

Замечание 2

Сразу после публикации «Детства» юный Л.Н. Толстой был причислен к числу самых выдающихся литературных деятелей своего времени.

Сам Лев Николаевич не считал себя профессиональным литератором.

Расцвет творчества

Будучи юнкером, Толстой несколько лет отслужил на Кавказе, а затем стал участником обороны Севастополя во время Крымской войны. Находясь в осаждённом городе, он сумел написать рассказ «Рубка леса», в котором отразились впечатления от Кавказа, и первый из трёх «Севастопольских рассказов». Это произведение, ярко описывающие картину ужасов, пережитых защитниками Севастополя, вновь вызвали положительный отклик российских читателей, в том числе императора Александра II. «Севастопольские рассказы» утвердили Толстого в роли представителя нового литературного поколения.

После окончания службы Толстой отправился в Петербург, где был с радостью принят в литературных салонах, а также обзавёлся дружбой с самыми выдающимися писателями того времени – И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Н. А. Некрасовым и др. Написав в это время несколько повестей и закончив «Юность» и «Севастопольские рассказы», Толстой, впрочем, очень скоро оставил город, вступив в конфликт с близким ему кругом писателей.

Л. Н. Толстой отправился путешествовать по Европе, продолжая писать, однако доселе восхвалявшая его критика охладевает к его творчеству. Ровно до выхода в свет, пожалуй, самых известных его романов – «Войны и мира» и «Анны Карениной». Теперь в своих произведениях писатель преследовал цель показать способность личности к нравственному росту.

Роман-эпопея «Война и мир» стал поистине уникальным явлением в русской литературе. Его психологичность и размах потрясли читателей. Отечественная война 1812 года, показанная во всём своём масштабе, герои из разных социальных слоёв, патриотизм и «мысль народная» - не было составляющей романа, которая не нашла бы отклика в сердцах читателей. «Война и мир», центральное произведение в творчестве Л.Н. Толстого, - это роман о судьбе России, о судьбе народа и о народном подвиге.

Тончайшие нюансы любви и жизнь в пост-реформенной России, показанные Толстым в «Анне Карениной», вызвали не меньший восторг у читателей. Этот роман стал поворотной точкой в творчестве писателя, начав его драматический период.

Последние произведения

В 1880-ые годы Толстой с семьей переезжает в Москву, чтобы дать образование своим детям. Наблюдая за тяготами жизни простых людей, Лев Николаевич способствует открытию порядка двухсот бесплатных столов для нуждающихся и публикует несколько статей, в которых яро осуждает политику правительства.

В 1880 – 1890-ых годах Толстой много пишет. В это время из-под его пера выходят в том числе «Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат» и «После бала». За отражённый в произведениях яркий настрой против религии и самодержавия писатель отлучён от церкви. «Воскресенье» - последний роман писателя.

Последняя запись в дневнике, начатом писателем в 18-летнем возрасте, сделана за четыре дня до смерти Толстого. Дневниковые записи сам писатель считал самыми важными из его произведений.

Особенности стиля Л.Н. Толстого

Авторский стиль Толстого сложен для восприятия. Его произведения написаны тяжелым языком и объединяют в себе разные стили. Обилие сложных предложений, длинные и запутанные фразы, тавтология – всё это делает книги Льва Николаевича несколько сложными для восприятия.

Главная проблема, поднимаемая Толстым в творчестве, - это проблема противоборства «естественного» и «искусственного» в человеке, иными словами, этическая проблематика. В философии Л.Н. Толстого нравственный человек – это сильный, активный человек, в душе которого постоянно происходит работа. Герои писателя не делятся на главных и второстепенных, они делятся на тех, кто меняется, и на тех, кто остаётся в стагнации. В своём творчестве Толстой интересуется личностью, близко и в деталях её рассматривает, разбирает и анализирует внутренние мотивы человеческих поступков. Психологизм и аналитизм, наблюдающиеся в современной литературе, корнями уходят в произведения Льва Толстого, где одним из самых ярких средств характеристики героя становится внутренний монолог.

Произведения Льва Николаевича полны субъективной авторской оценки. Он как автор часто вмешивается в события, оценивая явления окружающей героев действительности. Ещё одной особенностью писательского стиля Толстого является частое использование «ключевых слов», образующих идейное ядро произведения. Голос автора то и дело показывается в повествовании, часто одним эпитетом донося строгую и лаконичную мысль.

В своих произведениях Лев Николаевич Толстой стремился к тому, чтобы показать психологическую правду и раскрыть законы нравственной жизни человечества, анализируя самые глубинные мысли и самые незначительные, казалось бы, поступки.

Замечание 3

«Срывание всех и всяческих масок» - господствующая черта в реализме Толстого.

ученица 9 класса Лукина Кристина

Доклад посвящён жизни и творчеству великого русского писателя Л.Н. Толстого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Доклад на тему:

«Лев Толстой – гений мировой литературы»

Работа ученицы 9 класса

Лукиной Кристины.

Руководитель:

Учитель русского языка

и литературы

Власова Галина

Михайловна

  1. Детство Л.Н. Толстого.
  2. Юность.
  3. После университета.
  4. Военная служба и начало литературной деятельности.
  5. «Детство», «Отрочество», «Юность».
  6. «Севастопольские рассказы».
  7. Толстой – педагог.
  8. Создание романа «Война и мир».
  9. Как работал Л. Толстой.
  10. «Анна Каренина».
  11. В Ясной Поляне.
  12. Литературная деятельность после идейного перелома.
  13. Роман «Воскресение».
  14. Позиции Толстого в 900-е годы.
  15. Смерть Толстого.

Это не человек, а колосс

Какой-то по силе ума,

По богатству душевных

Ресурсов

М. Горький.

Лев Николаевич Толстой – один из великих гениев человечества. Он родился 28 августа 1828 года в двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы, в небольшой дворянской усадьбе, название которой известно всему культурному миру. Это Ясная Поляна.

Отец его, граф Николай Ильич Толстой, участник войны 1812 года, подполковник в отставке. Мать – Мария Николаевна Волконская.

Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Обязательными спутниками этого воспитания были иностранцы-гувернёры. Но в обстановке, в которой рос и воспитывался Толстой, была одна сторона, оказавшая могущественное влияние на формирование сознания и настроений будущего писателя. Это близость ребёнка к природе и к простому народу.

Много времени будущий писатель и три его брата проводили на лоне природы. Маленькие братья бродили в густых аллеях парка, отыскивая волшебную «зелёную палочку», которая откроет людям секрет всеобщего счастья. Русскую природу Л.Н. Толстой полюбил глубоко, на всю жизнь.

Условия усадебной жизни позволяли Толстому близко познакомиться с крестьянской массой. Наблюдательный мальчик набирался впечатлений от деревенской жизни, привыкая любить «мужика» и его обычаи, взгляды, песни, язык. Толстой спустя годы говорил, что только народная, «мужицкая» правда является спасением для России.

В 1837 году семья Толстых, в интересах дальнейшего образования детей, переезжает в Москву. В том же году граф Николай Ильич Толстой умирает (мать Льва Николаевича умерла, когда ему было всего полтора года). Заботу об осиротевших детях берут на себя сёстры умершего графа, в частности Юшкова, жена казанского губернатора. Тринадцатилетний Толстой переезжает в Казань.

В 1844 году юноша Толстой поступает на факультет восточных языков Казанского университета. Через год он переходит на первый курс юридического факультета. В душе Л.Н. Толстого шла напряжённая борьба. Уже в детские годы Толстой много читал, застенчиво скрывая свои думы от окружающих. Теперь, в юношеские годы, он увлекается идеями французского просветителя Жан Жака Руссо, задумывает написать работу о «Наказе» Екатерины II.

Критическая работа ума приводит Толстого к разочарованию. Неудовлетворённый и жизнью и своими занятиями в университете, он

уходит в 1847 году со второго курса университета и уезжает в Ясную Поляну, чтобы «осесть» на земле.

В 1847 году Ясная Поляна перешла в собственность Толстого вместе с тремястами тридцатью душами крепостных. Молодой помещик ставит перед собой задачу – посвятить все свои силы улучшению быта своих крестьян. Несмотря на искренние стремления Толстого, крестьяне отнеслись к его реформаторской деятельности с недоверием и опасливо.

В это же время Толстой страстно берётся за работу над самообразованием.

У писателя появляются самые разнообразные планы: то он думает поступить в армию, то открывает в своей усадьбе школу для крестьянских детей (1849 год), то впервые пробует свои силы в литературной работе, то, посещая Москву, отдаётся светским развлечениям.

Толстой понимает, что нужно переменить образ жизни. В 1851 году Толстой отправляется на Кавказ и поступает юнкером в артиллерийскую бригаду и принимает участие в войне с горцами. Он обнаруживает незаурядную храбрость, неоднократно подвергаясь смертельной опасности. Здесь, на Кавказе, начинается его серьёзная литературная деятельность. Летом 1852 года он заканчивает повесть «Детство», которая была напечатана в сентябре этого года в в некрасовском «Современнике».

Тут же Толстой пишет ряд рассказов, навеянных впечатлениями местной жизни: «Набег», «Рубка леса», «Встреча в отряде».

В январе 1854 года Толстой получил перевод в Севастополь. Здесь он проявил выдающуюся храбрость, сражаясь на легендарном четвёртом бастионе. Лев Николаевич пишет ещё три новых рассказа: «Севастополь в декабре 1854 года», «Севастополь в мае 1855 года» и «Севастополь в августе 1855 года». Произведения молодого офицера привлекли внимание писательских кругов.

В конце 1856 года Толстой выходит в отставку. В Петербурге, куда он приехал после падения Севастополя, перед ним сразу открываются двери редакций лучших журналов. Его приветливо встречают писатели, группировавшиеся вокруг самого прогрессивного журнала «Современник». Толстого охватывает совершенно новая для него атмосфера политической и литературной борьбы.

Однако Толстой с его аристократическими традициями и мировоззрением, в котором на первом месте стояли не политические, а моральные проблемы, был далёк от революционно-демократических позиций разночинной интеллигенции 60-х годов. С годами Толстой понял пагубное влияние на него барской культуры. Но это произошло не сразу.

Повести «Детство», «Отрочество» и «Юность» (1852-1856 годы) можно назвать автобиографической трилогией. В ней Толстой ставит задачей проследить историю трёх периодов в жизни человека: детства, когда интересы ребёнка ещё не выходят за рамки семьи, отрочества, когда в

мальчике пробуждаются умственные интересы и появляется сознание сложности жизненных отношений; и юности, когда перед человеком впервые встаёт вопарос о смысле жизни и начинает оформляться его мировоззрение.

В образе Николеньки Иртеньева немало автобиографических черт. Внимание автора трилогии сосредотачивается главным образом на психологическом анализе душевного роста героя, на «диалектике» души ребёнка, превращающегося в отрока, а затем в юношу. Главная проблема, которая интересует автора,- это проблема морального мамосовершенствования.

Созревание художественного таланта Толстого шло необыкновенно бвстро. Толстой в своём творчестве переходит к сложной теме изображения войны в «Севастопольских рассказах» (1854-1855 годы).

В них Толстой изображает один из самых героических эпизодов в истории русского народа – одиннадцатимесячную оборону Севастополя в 1854-1855 годах. Образы солдат и матросов – скромных и беззаветных героев этой трагической эпопеи, типы офицеров, сцены сражений, психология участников войны, общий дух патриотизма, руководивший настроениями защитников Севастополя,- всё это изображается в рассказах Толстого с поразительной силой и правдой. Автор подчёркивает превосходство народа как исторической силы над барством.

Главная ценность рассказов – в реалистическом изображении картины войны.

«Севастопольские рассказы» Толстого можно считать прекрасным прологом к той правдивой и великой эпопее патриотической борьбы русского народа с врагами, какой явится позже роман «Война и мир».

В 1857 году Толстой впервые отправляется за границу. Западноевропейская культура произвела на него глубоко отрицательное впечатление.

После возвращения в Ясную Поляну в 1857 году Толстой посвящает себя делу просвещения народа.

В 1859 году начинает работать в свое Яснополянской школе в качестве народного учителя. Педагогическая работа настолько захватывает Толстого, что школа, по его словам, становится для него «всей его жизнью».

В 1862 году Толстой женится на Софье Андреевне Берс, дочери видного московского врача. Счастливая семейная жизнь на время успокаивает его душевные волнения и тревоги. С новой силой пробуждается у него дар художественного творчества, и возникает замысел большого романа «Война и мир». Колоссальный роман-эпопея, потребовавший изучения огромного исторического материала, был создан Толстым менее чем в шесть лет (1864-1869).

В 70-е годы (1873-1877) перед Толстым всё настойчивее начинают вставать вопросы о смысле и цели жизни, о судьбах дворянства и народа, о взаимоотношении города и деревни, о жизни и смерти, о любви и счастье, о

семье и браке. Постановка и решение этих вопросов составляют идейное содержание романа «Анна Каренина».

К концу XIX века яснополянская усадьба превращается в своеобразный культурный центр, куда из разных концов России и других стран света приезжают писатели, учёные и общественные деятели, чтобы познакомиться с Толстым.

В Ясной Поляне Толстого посещают писатели – И.С. Тургенев, А.А. Фет, А.П. Чехов, М. Горький, Н.С. Лесков, В.Г. Короленко, В.М. Гаршин, В.В. Вересаев и др; художники – И.Е. Репин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, М.В. Нестеров, Л.О. Пастернак, В.А. Серов, Н.А. Ярошенко и др.; скульпторы – П.П. Трубецкой, И.Я Гинзбург; известные композиторы, музыканты и учёные.

С 1881 по 1901 годы Толстой жил преимущественно в Москве. Здесь, в Хамовническом переулке (теперь улица Льва Толстого), он приобрёл себе дом. В этом доме писатель жил зимой на протяжении девятнадцати лет, а летом приезжал в Ясную Поляну.

В Москве Толстой вёл такую же простую жизнь, как и в Ясной Поляне. Он сам возил себе на салазках воду, колол дрова, занимался сапожным ремеслом. До старости он сохранил замечательную физическую силу. Он легко катался на коньках, увлекался велосипедным спортом, быстро ездил верхом на лошади. Много внимания писатель уделял общественной деятельности. В 1882 году он принял горячее участие в московской переписи населения, выбрав себе участок, населённый беднотой. С 1891 по 1894 годы – в неурожайные годы – он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам.

В конце 1901 года Толстой опасно заболел воспалением лёгких. Несколько месяцев он лечился в Крыму, в Гаспре. Здесь он часто встречался с Максимом Горьким и А.П. Чеховым, которых очень любил и ценил.

Вернувшись из Крыма, Толстой снова поселяется в Ясной Поляне, где прошла почти вся его жизнь, и до конца дней уже почти не покидает её.

Развитие взглядов Толстого последовательно привело его к пересмотру всей предшествующей литературной деятельности. Он приходит к мысли, что работа над художественными произведениями даст ему возможность выразить те взгляды, которые сложились у него в последние десятилетия. Так возник роман «Воскресение», написанный Толстым в 90-е годы XIX столетия, когда он перешёл на позиции патриархального крестьянства.

Между тем время шло и ставило перед Толстым всё новые и новые задачи, разрешить которые с позиций своего крестьянско-патриархального мировоззрения Толстой не мог.

Беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления таили в себе несомненную опасность для царского правительства.

Правительство с тревогой следит за деятельностью великого писателя, но применять к нему суровые репрессии не решается. Мировая слава Толстого и опасение опорочить себя во мнении культурных стран останавливают на грани полумер и правительство Николая II. Одной из таких полумер было отлучение Толстого от церкви, проведённое синодом (высшим церковным учреждением России) в 1901 году. На основании этого постановления во всех церквах России ежегодно в одно из воскресений духовенство торжественно провозглашало «анафему» «еретику и богоотступнику» графу Толстому. Постановление это, впрочем, не достигло своей цели, так как способствовало ещё большей популяризации идей и имени Толстого.

В 1908 году весь культурный мир отметил юбилей 80-летия Толстого.

Толстой прожил после этого юбилея только два года.

В душе его давно уже созревала трагедия от сознания того, что идеал жизни, который он проповедовал, не осуществлён им до конца. Он, страстно призывавший людей к опрощению и отказу от всяких жизненных привилегий, всё-таки продолжал жить в кругу привилегированного общества, рядом с семьёй, которая жила в обстановке буржуазной культуры, и это невыносимо удручало его.

Всё чаще и настойчивее в душе великого писателя появляется мысль об уходе из семьи, о бегстве из привилегированного общества. Ему кажется, что условия жизни странника будут для него легче его «дикой жизни» в семье и что где-нибудь на юге России, в обстановке крестьянского быта, или даже в зарубежной Болгарии он скорее осуществит свой идеал простой, свободной жизни. Решение это, наконец, созрело.

28 октября 1910 года, в одну из тёмных, сырых осенних ночей, 82-летний Толстой в сопровождении своего друга и арача Д.П. Маковицкого тайно и навсегда уехал из Ясной Поляны. Это был последний акт той многолетней жизненной драмы, которая разыгралась в душе великого писателя.

Здоровье писателя не выдержало путешествия. В поезде он простудился и заболел воспалением лёгких.

Весть об уходе великого писателя из Ясной Поляны и его болезни быстро облетела газеты всего мира. 7 ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался. Смерть писателя потрясла культурный мир и переживалась как огромная тяжёлая утрата человечества.

Похоронили Толстого, по его желанию, в Ясной Поляне, на том месте у обрыва, где в детстве он с братьями искал волшебную «зелёную палочку» - секрет всеобщего счастья.

Там, в глуши парка, приблизительно в одном километре от усадьбы, на краю оврага, есть одинокая скромная могила. На могиле – ни креста, ни памятника. Лишь невысокий холм укрывает место, где лежит Толстой.

Великий писатель остался здесь наедине с русской природой, которую он так любил и которую так гениально описывал.

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

А. П. Чехов сказал, что Толстому среди великих деятелей русского искусства принадлежит первое место. «Толстой – наш общий учитель», – утверждал выдающийся французский писатель Анатоль Франс. Больше полувека прошло после смерти великого русского художника слова, но всемирная слава его неуклонно продолжает расти. Замечательные рассказы, повести, драмы и три гениальных романа Л. Н. Толстого – «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение» – никогда не перестанут волновать человеческие умы и сердца.

Первое произведение писателя автобиографично. Это – трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный герой ее, Николенька Иртеньев, впечатлительный, чуткий и склонный к самоанализу мальчик, во многом напоминает самого Льва Толстого. Автор показывает, как в душе Николеньки, т. е. в душе самого будущего писателя, постепенно возникает критическое отношение к окружающему, растет желание жить лучше, честнее людей своего круга – дворян-аристократов.

В 1847 г. Толстой неожиданно для окружающих покидает Казанский университет, куда поступил в 1844 г., и едет в свою усадьбу Ясная Поляна. Этот период своей жизни Толстой впоследствии описал в повести «Утро помещика». Молодой помещик Нехлюдов старается улучшить жизнь крепостных, вникнуть в их положение и помочь каждому, но сталкивается с недоверием к нему народа и вопиющей нищетой, от которой невозможно избавиться.

Прожив в усадьбе, а позднее в Москве и Петербурге около четырех лет и не найдя дела по душе, Лев Толстой в 1851 г. едет на Кавказ, где поступает на военную службу. Этим поступком он удивил окружающих: богатый помещик, имеющий графский титул и связи в высших кругах, он мог при желании сделать блестящую карьеру в столице.

Но Толстой мечтает о другом. Попав на Кавказ, он стремится лучше узнать жизнь простого народа, сблизиться с казаками, в среде которых оказался, и зажить иной, лучшей жизнью. О своих впечатлениях о жизни казаков и раздумьях в эту пору Толстой рассказал в «песне своей юности» (Ромен Роллан) – повести «Казаки», написанной десять лет спустя. Повесть эта перекликается с такими произведениями, как «Цыганы» Пушкина , «Бэла» из лермонтовского «Героя нашего времени», «Олеся» Куприна. В ней рассказана история любви человека из «цивилизованного» мира – дворянина Дмитрия Оленина к простой девушке из народа – гордой красавице казачке Марьяне. Оленин, во многом близкий автору, презирает ту жизнь, которую оставил в Петербурге. Он мечтает жить, как живут казаки, и хочет жениться на Марьяне, которую полюбил. Но Оленин не может по-настоящему сблизиться с казаками.


Воспитание и среда наложили на него свой отпечаток. Оленина очень мало волнуют радости и горести окружающих, он думает прежде всего о себе. И казаки чувствуют это. Не удивительно, что Марьяна испытывает неприязнь к Оленину. Одинокий, чужой для всех, он вынужден уехать из казачьей станицы в ненавистный ему Петербург.

В 1853 г. началась Крымская война. Толстой участвовал в обороне Севастополя на самом опасном участке – знаменитом четвертом бастионе. По живым следам военных событий он написал затем «Севастопольские рассказы». Подлинные герои Крымской войны, по мнению писателя, – простые русские люди, которые «все могут сделать». «Из-за креста, из-за звания, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине». Мужественным и скромным солдатам писатель резко противопоставляет тех дворян-офицеров, которые друг перед другом кичатся «аристократизмом», стараются выставить напоказ свою храбрость. «Всякий из офицеров, – пишет Толстой, – маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалования».

Толстой видел, что жизнь высшего света – придворных, именитых помещиков, высших чиновников и военных – полна тщеславия, эгоизма, лжи и является ненастоящей, «искусственной». Однако писатель полагал, что сама по себе взаимная любовь – богатых и бедных, угнетателей и угнетенных – может изменить жизнь к лучшему, уничтожить пороки современного ему общества. Толстой надеялся также, что, веря в бога и следуя заповедям религии, люди будут делать друг другу добро и станут счастливыми. Это была наивная иллюзия гениального писателя.

Вернувшись с войны в Петербург, Толстой сблизился с Некрасовым, Чернышевским, Тургеневым и нашел свое призвание в литературной деятельности. Но она не стала для него «тихой гаванью». «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость», – утверждал он в одном из писем 1857 г. В неустанных, напряженных раздумьях, в постоянной тревоге, недовольстве собой и окружающими и прошла вся жизнь Льва Николаевича Толстого.

В 1862 г. писатель женился на Софье Андреевне Берс, которая стала ему помощницей и преданным другом. С той поры он почти безвыездно жил в своей усадьбе. С необычайной сосредоточенностью и упорством работал он над своими книгами. Когда Софья Андреевна однажды спросила, не переутомился ли он, Лев Николаевич ответил: «А ты думаешь, что писательство дается даром? Нет, каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир». Это произведение широко охватывает русскую жизнь начала XIX в. В центре внимания – Отечественная война 1812 г. Среди огромного числа персонажей «Войны и мира» (а их около шестисот) есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники войны 1812 г. С большой симпатией изображены Андрей Болконский и Пьер Безухов, подобно Толстому искавшие в жизни правду, справедливость и подлинное человеческое счастье.

Незабываемы образы женщин в романе, и прежде всего исполненный особенного обаяния образ Наташи Ростовой, в котором, по выражению Р. Роллана, запечатлен «трепет самой жизни».

В «Войне и мире» очень ярко проявилось умение Толстого изображать человеческие переживания. Он, по удачному выражению Чернышевского, передавал «диалектику человеческой души», «сам таинственный процесс выработки мыслей и чувств». Писатель добился этого, используя внутренние монологи героев, которые занимают иногда целые страницы в романе. Таковы, например, мысли, мелькающие в сознании Пети Ростова накануне рокового для него боя, или раздумья раненого Андрея Болконского, вдруг увидевшего над собой высокое небо.

Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, который в 1812 г. испытали русские люди. «В «Войне и мире» я любил мысль народную», – говорил писатель. И всем содержанием романа-эпопеи Толстой показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу.


Нет в русской литературе другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в «Войне и мире», были переданы мощь и величие русского народа. Патриотический роман Толстого, бесконечно дорогой людям нашей страны, имеет всемирное значение. «Этот роман, – быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны», – сказал французский писатель-коммунист Луи Арагон.

В романе Толстого «Анна Каренина» отразилось то смутное, тревожное время, когда в России после отмены крепостного права ломались старые жизненные устои и на смену им приходили новые, буржуазные отношения. В жизни людей этой эпохи, по словам писателя, все было «неясно и запутанно». Толстой показал, что самые естественные человеческие чувства искажались и уродовались в высшем обществе. Трагичной оказалась судьба жены крупного петербургского сановника Каренина, обаятельной и искренней Анны, полюбившей другого человека и не скрывавшей этого чувства. Светские ханжи и лицемеры осудили ее любовь к Вронскому как преступное нарушение семейного долга.

Петербургскому обществу Толстой противопоставил помещика Левина. Его взаимоотношения с женой Кити основаны на полном доверии и большой чуткости друг к другу. Но в. душе Левина, счастливого семьянина, нет и тени безмятежного спокойствия: он, как и сам Толстой, не удовлетворен своей жизнью. Он полон тревоги и неустанно размышляет о смысле жизни, о своих взаимоотношениях с крестьянами, о настоящем и будущем страны.

Напряженно работая над художественными произведениями, Л. Толстой в 60–70-х годах много сил отдавал общественной деятельности. В 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и взрослых и сам был их учителем. При участии Льва Толстого в уездах Тульской губернии организовали еще двадцать одну школу. В 70-е годы писатель составил азбуку для детей. Он помогал крестьянам в неурожайные, голодные годы.

Враждебно, недоверчиво относилось царское правительство к педагогической деятельности Толстого. Особое недовольство властей вызвала Яснополянская школа. В усадьбе писателя произвели обыск, глубоко оскорбивший Толстого. Позже школу совсем закрыли.

Раздумья о неограниченной власти царя, произволе помещиков и чиновников, о нищете, бесправии и забитости народа, положение которого после реформы 1861 г. оставалось очень тяжелым, привели Толстого в конце 70-х и в 80-х годах к душевному кризису. Произошел давно готовившийся переворот во взглядах писателя. Толстой окончательно понял «преступность, жестокость, мерзость той жизни», которую ведут люди богатых классов, строя свое «глупое материальное внешнее благополучие на страданиях, забитости, унижении» народа.

В публицистических и художественных произведениях 1880–1900 гг. Толстой с особенной силой бичует имущие классы. Он, по выражению Ленина, «обрушивается» на утопающих в роскоши господ, жестоко угнетающих народ, и гневно срывает с них «все и всяческие маски». Суровую правду жизни имущих классов обнажил писатель в своей повести «Смерть Ивана Ильича». Ее главный герой, преуспевший чиновник, лишь перед смертью замечает чудовищное лицемерие и ложь, до краев наполняющие повседневную жизнь всех людей его круга.

Невелик по объему, но очень глубок по мысли рассказ Толстого «После бала». Герой его – пожилой полковник. Милый и изящный вечером на балу, он неузнаваемо меняется утром, когда руководит публичным наказанием солдата шпицрутенами, прогоняя его сквозь строй. Он избивает одного из солдат, который ударил палкой по окровавленной спине своего товарища не так сильно, как требовало начальство. Добродушие, светская изысканность полковника – это всего лишь лживая и лицемерная маска. За ней скрывается зверская жестокость, достойная палача.

В 90-е годы Л. Толстой создает последний из своих знаменитых романов – «Воскресение». С небывалой, даже в его произведениях, резкостью и страстностью бичует здесь писатель столичных аристократов и крупных царских чиновников, развращенных непомерной роскошью и безграничной властью, преступно равнодушных к людям, которые жили в унижении и неволе, на грани нищеты и в нищете. В центре внимания читателей романа – страшная судьба Катюши Масловой. Юную девушку, служившую горничной в помещичьей семье, соблазнил и бросил молодой князь Нехлюдов, и она после нескольких лет бездомной жизни в окружении низких, развращенных людей, после скитаний и мытарств попала в публичный дом, а позднее по недоразумению была обвинена в убийстве и сослана на каторжные работы. О переживаниях Катюши Масловой и князя Нехлюдова, который, случайно увидев Катюшу на скамье подсудимых, понял свою непоправимую вину перед ней, и рассказывается в романе.

Разоблачая антинародную сущность царского суда, армии, церкви и самого государства, резко отрицая частную собственность, доказывая взаимоотношения и жизнь людей во всей их сложности, Лев Толстой в своих художественных и публицистических произведениях, по словам Ленина, ставил великие вопросы своего времени. Он заставлял читателей задумываться о серьезных, глубоких противоречиях действительности.

В конце XIX – начале XX в. передовых русских людей особенно волновал вопрос о путях уничтожения царившего в стране зла. Правильно ответить на этот вопрос не мог и Лев Толстой.

В. И. Ленин в статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» дал глубокое истолкование сущности противоречий во взглядах Толстого: «С одной стороны, беспощадная кар­тина капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, юродивая проповедь «непротивления злу» насилием...»

Толстой сам чувствовал противоречивость своих взглядов. Он сознавал, что, следуя его проповеди, народ не сможет избавиться от гнета и нищеты. Последние десятилетия жизни были для него временем особенно мучительных раздумий, колебаний и недовольства собой.

Толстой отказался от помощи слуг, сам пахал землю, носил воду, пилил и колол дрова, помогал крестьянам строить избы, класть в них печи, тачал сапоги. Однако писатель не находил сил порвать с семьей и оставался жить в яснополянской усадьбе. «Все больше и больше, почти физически, страдаю от неравенства, богатства, излишества нашей жизни среди нищеты и не могу уменьшить это неравенство. В этом тайный трагизм моей жизни», – записывает он в дневнике в 1907 г.

В октябре 1910 г. Толстой тайно уехал из Ясной Поляны, с тем чтобы не возвращаться туда. Ему было 82 года. В дороге Лев Николаевич заболел воспалением легких и на станции Астапово был вынужден сойти с поезда. Через неделю, 7(20) ноября, Толстой умер. Похоронили его в Ясной Поляне. Сотни людей ежедневно посещают это дорогое всему человечеству место. Они идут мимо окруженных многолетними ивами прудов к усадьбе, осматривают небольшой двухэтажный дом, где работал Толстой, и, пройдя по аллеям тенистого парка к глубокому оврагу, подолгу стоят у поросшей густой травой могилы великого писателя.