Кто такой рубинштейн. Рубинштейн антон григорьевич, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл

Рубинштейн Антон Григорьевич

(1829-1894) русский пианист, композитор, дирижер, педагог

Рубинштейн Николай Григорьевич

(1835-1881) русский пианист, дирижер, педагог

С именем братьев Рубинштейнов связано развитие музыкального искусства России XIX века и всего последующего времени. Они основали Петербургскую и Московскую консерватории, воспитали целое поколение талантливых музыкантов, композиторов и исполнителей.

Антон и Николай, два брата - старший и младший, с детства знали, что будут музыкантами, потому что в их доме постоянно звучала музыка. Они начали осваивать музыкальную грамоту едва ли не раньше, чем научились читать и писать.

Сначала музыкой с ними занималась мать, потом братья оттачивали мастерство под руководством пианиста-педагога А. И. Виллуана и теоретика музыки Э. Дэна.

Старший брат Антон в десять лет начал уже давать концерты. Тогда же он совершил свое первое концертное турне по Европе, которое прошло с большим успехом. Он несколько лет провел за границей, где совершенствовал свое мастерство и занимался теорией композиции.

В 1849 году, в возрасте 20 лет, Антон возвращается на родину, но через 5 лет снова уезжает за рубеж и с 1854 по 1858 год выступает там с концертами. Антон Рубинштейн целых полвека занимался концертной деятельностью и за это время завоевал мировую славу гениального пианиста-виртуоза. Он стал основоположником русской фортепьянной школы. Выдающийся пианист особенно любил музыку польского композитора Ф. Шопена. 1ак же великолепно А. Рубинштейн исполнял музыку Ф. Листа, с которым его связывали тесные дружеские отношения.

Антон Рубинштейн и сам писал музыку. Трудно перечислить все, что он создал за свою творческую жизнь. Легче выразить это в цифрах. Он создал 15 опер, среди которых самая известная лирико-драматическая опера «Демон» на сюжет одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова; 5 ораторий, 6 симфоний. Наиболее известными из них считаются Вторая, под названием «Океан», и Четвертая - «Драматическая». Из пяти фортепианных концертов, написанных композитором, сейчас чаще всего исполняется Четвертый. Антон Рубинштейн сочинял и камерную музыку: ему принадлежит около 20 камерно-инструментальных ансамблей, 4 фортепианные сонаты, более 160 романсов и песен, среди которых такие известные, как «Ночь», «Персидские песни» и др.

Несмотря на огромную занятость, Антон Рубинштейн находил время для общественной деятельности. Он видел, сколько в России музыкальных талантов, и стремился помочь им. В 1859 году пианист основал Русское музыкальное общество. Главной его задачей явилось «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов».

Реализация этой программы началась с создания музыкальных классов, на основе которых в 1862 году была открыта первая в России Петербургская консерватория. Антон Рубинштейн потратил много сил на ее организацию и стал первым директором консерватории. При этом он вел там класс композиции, и среди его учеников были будущий великий композитор П. И. Чайковский, музыкальный критик Н. Ларош, пианист И. Гофман. Впоследствии свои жизненные и педагогические впечатления А. Г. Рубинштейн описал в книге «Музыка и музыканты».

Николай Рубинштейн во всем следовал примеру своего старшего брата. Он был блестящим пианистом и дирижером. Но главным делом его жизни стало развитие музыкальной культуры Москвы. По примеру Антона он создает Московские классы Русского музыкального общества, на их основе в 1866 году организует Московскую консерваторию и приглашает работать в ней лучших музыкантов. В течение 14 лет в Московской консерватории преподавал П. И. Чайковский, который по рекомендации А. Г. Рубинштейна приехал в Москву из Петербурга и на первое время даже поселился в доме Н. Г. Рубинштейна.

Благодаря таланту и энергии Николая Григорьевича российские любители музыки могли слушать произведения выдающихся композиторов - Бетховена, Берлиоза, Шумана, Листа, Шопена, Глинки, Чайковского.

До конца жизни Николай Григорьевич Рубинштейн оставался директором и профессором Московской консерватории. И также до конца жизни выступал как солист и дирижер симфонических и камерных концертов Московского отделения Русского музыкального общества, которое сам же и создал в 1869 году.

Значение РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ

Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам Р., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано "Ундина". В 1841 году Р. играл в Вене. С 1844 до 1849 года Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской". 1854 - 1858 годы Р. провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Р., при участии хора любителей. В 1859 году Р., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество (см. XXI, 623). В 1862 году была открыта "Музыкальная школа", в 1873 году получившая название консерватории (см. XVI, 40). Р., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Р. предался опять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц.А. Кюи под заглавием "История литературы фортепианной музыки" (Санкт-Петербург, 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 году торжественно отпразднован в Санкт-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. опять жил то за границей, то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и похоронен в Александро-Невской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и, вообще, развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей статье "Русская музыка" ("Век", 1861): "Воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикой и, отчасти, критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон-Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году и пр.). Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах - "Суламит", 13 опер: "Дмитрий Донской, или Куликовская битва" - 1849 год (3 действия), "Хаджи Абрек" (1 действие), "Сибирские охотники" (1 действие), "Фомка-дурачок" (1 действие), "Демон" (3 действия) - 1875 год, "Фераморс" (3 действия), "Купец Калашников" (3 действия) - 1880 год, "Дети степей" (4 действия), "Маккавеи" (3 действия) - 1875 год, "Нерон" (4 действия) - 1877 год, "Попугай" (1 действие), "У разбойников" (1 действие), "Горюша" (4 действия) - 1889 год, и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р. давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 году, "Нерон" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене (1895). В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году. Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее из его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй. Как дирижер, Р. был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография, изданная М.И. Семевским в 1889 году и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein"s Erinnerungen", Лейпциг; 1893) и "Музыка и ее представители" (1891; переведена на многие иностранные языки). См. "А. Г. Р.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. Кавос-Дехтяревой (Санкт-Петербург, 1895); "Антон Григорьевич Р." (заметки к его биографии д-ра М. Б. Р-га. Санкт-Петербург, 1889; там же, 2-е изд.); "Антон Григорьевич Р." (в воспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann "Illustrirte Musikgeschichte" (Берлин и Штутгарт); В.С. Баскин "Русские композиторы. А. Г. Р." (Москва, 1886); К. Галлер в ¦ 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации" за 1882 год; Albert Wolff "La Gloriole" ("Memoires d"un paristen", П., 1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. Р." ("Царь-Колокол"); "К 50-летнему юбилею А. Г. Р.", Don Mequez (Одесса, 1889); "А. Г. Р." (биографический очерк Н.М. Лисовского, "Музыкальный Календарь-Альманах", Санкт-Петербург, 1890); Riemen "Opera-Handbuch" (Лейпциг, 1884); Zabel "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лейпциг, 1891); "Anton Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (¦ 15, декабрь 1894, Лондон); "А. Г. Р.", статья В.С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М.А. Давидова "Воспоминания о А.Г. Рубинштейне" (Санкт-Петербург, 1899). Н. С.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    Антон Григорьевич , русский пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. …
  • РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в Бессарабии. …
  • РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1829-1894), русский композитор и пианист. Родился 28 ноября 1829 в деревне Выхватинцы в Бессарабии. Начальное музыкальное образование получил под руководством …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1829-94) российский пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Брат Н. Г. Рубинштейна. Основатель Русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1829 - 1894), пианист, композитор, музыкально-общественный деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории (1862, …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
    (1829 - 1894), пианист, композитор, музыкально- общественный деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель русского музыкального общества (1859) и первой русской консерватории …
  • РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в …
  • АНТОН в Словаре воровского жаргона:
    - двоpник, …
  • АНТОН в Энциклопедии третьего рейха:
    ("Anton"; первоначально - "Аттила"), кодовое наименование операции немецких войск во 2-й мировой войне с целью оккупации французской территории, контролировавшейся правительством …
  • РУБИНШТЕЙН
    Моисей Матвеевич (1878-1953), психолог и педагог. Преподавал в Университете им. А.Л. Шанявского (с 1908) и на московских Высших женских педагогических …
  • РУБИНШТЕЙН в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Сергей Леонидович (1889-1960), психолог и философ, д-р педагогических наук (1937), ч.-к. АН СССР (1943), д.ч. АПН РСФСР (1945). Преподавал в …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Rubinstein) Артур (1887-1982) польский пианист. Выступал с 1898. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Прославился исполнением сочинений …
  • РУБИНШТЕЙН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлинеу Куллака игре на …
  • РУБИНШТЕЙН в Современном энциклопедическом словаре:
  • РУБИНШТЕЙН в Энциклопедическом словарике:
    (Rubinstein) Артур (1887 - 1982), польский пианист. Концертировал с 1898 как солист и ансамблист. С 1937 в США, с 1954 …
  • РУБИНШТЕЙН
    РУБИНШТ́EЙН Сер. Леон. (1889-1960), психолог и философ, ч.-к. АН СССР (1943). Осн. тр. по филос. проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ник. Григ. (1835-81), пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат А.Г. Рубинштейна. Организатор Моск. отделения Имп. Рус. муз. об-ва (1860) и …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ида Львовна (1883-1960), танцовщица, драм. актриса, участница первых Русских сезонов в Париже. Партии: Клеопатра ("Клеопатра" на музыку А.С. Аренского …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН (Rubinstein) Артур (1887- 1982), польск. пианист. Выступал с 1894. С 1937 жил в США, с 1954 во Франции. Концертировал …
  • РУБИНШТЕЙН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РУБИНШТ́EЙН Ант. Григ. (1829-94), пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Брат Н.Г. Рубинштейна. Основатель Имп. Рус. муз. об-ва (1859) и первой …
  • АНТОН
    Имя автора "Вишневого …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Имя классика русской литературы, написавшего …
  • АНТОН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АНТОН в словаре Синонимов русского языка:
    антоний, антонин, …
  • АНТОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Антон, (Антонович, …
  • РУБИНШТЕЙН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Абрам Михайлович (1909-55) , российский химик-неорганик, доктор химических наук (1942). Основные труды в области химии комплексных соединений и аффинажа благородных …
  • ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-15 Time: 00:20:04 Навигация Тема = Виссарион Белинский Википедия = Белинский, Виссарион Григорьевич Викитека = Виссарион Григорьевич Белинский Викисклад …
  • АНТОН ШАНДОР ЛАВЕЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-14 Time: 16:44:40 Навигация Тема = Антон Шандор ЛаВей Википедия = ЛаВей, Антон Шандор Антон Шандор ЛаВей (""Anton Szandor …
  • АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-11 Time: 21:10:43 Навигация Википедия=Антон Павлович Чехов Викитека=Антон Павлович Чехов Викисклад=Антон Павлович Чехов = Цитаты и афоризмы = * …
  • АНТОН ВЕБЕРН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-17 Time: 23:37:54 , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern , 3 декабря, 1883, …
  • ТЕРНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ТЕРНОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тернов Александр Григорьевич (1874 - после 1931), священник. Родился в 1874 году, в селе …
  • МАСЛОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Маслов Михаил Григорьевич (1874 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, …
  • ГОРБАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Алексей Григорьевич (1892 - 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября, …
  • ХОМУТОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
    Хомутов (Михаил Григорьевич, 1795 - 1864) - генерал-адъютант, генерал от кавалерии. По окончании курса в пажеском корпусе участвовал во всех …
  • РУБИНШТЕЙН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835 - 1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине …
  • ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс …
  • БЮШИНГ АНТОН-ФРИДРИХ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бюшинг (Busching), Антон-Фридрих - известный географ (1724 - 93). Занимался сначала богословием и под влиянием Баумгартена написал "Introductio in epistolam …
  • ДЕМБО–РУБИНШТЕЙН МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (Dembo Т., 1962; Рубинштейн С.Я., 1968). Экспериментально-психологическая методика для исследования свойств личности по самооценке. Разработан вариант, в котором характеристика личностных …
  • ШУХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Григорьевич , советский инженер и учёный, почётный академик (1929; член-корреспондент …
  • ХЛОПИН НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Григорьевич , советский гистолог, академик АМН СССР (1945). Генерал-майор медицинской службы. …
  • ФРИХ-ХАР ИСИДОР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исидор Григорьевич [р. 5(17).4.1893, Кутаиси], советский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1969). Самоучка. Мастер керамической скульптуры, работает также в дереве, камне, …
  • ФЁДОРОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Григорьевич , советский учёный и конструктор, основоположник отечественной школы автоматического стрелкового оружия, профессор (1940), генерал-лейтенант …
  • СТОЛЕТОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Григорьевич , русский физик. Родился в купеческой семье. После окончания Московского университета (1860) был …

Рубинштейн - один из величайших пианистов, создатель русской пианистической школы. Для его искусства, нередко ломавшего традиционные исполнительские каноны, характерна вдохновенная импровизационность. Рубинштейн-композитор оставил большое творческое наследие, охватывающее все основные музыкальные жанры.

(16(28).11.1829, деревня Выхватинец Подольской губернии, -

8(20).11.1894, Петергоф, ныне Петродворец)

Русский пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. Игре на фортепиано обучался под руководством матери, затем - пианиста А. И. Виллуана. В 10 лет выступил публично как пианист в Москве, в 1840-43 с триумфом концертировал в европейских городах. В эти годы были изданы его первые сочинения. В 1844-48 находился за границей (Берлин, Вена), занимался по теории музыки у З. Дена, встречался с Ф. Мендельсоном и впоследствии с Ф. Листом, оказавшими влияние на формирование творческой личности Рубинштейна. В 1848 возвратился в Россию, поселился в Петербурге. Выступал как пианист и дирижёр (главным образом с собственными произведениями). В 1854-58 концертировал в странах Западной Европы. По возвращении в Россию занимался музыкально-общественной деятельностью: в 1859 по инициативе Рубинштейна и под его руководством организовано Русское музыкальное общество (вошёл в состав дирекции, участвовал в качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества, возглавил открытые обществом Музыкальные классы); в 1862 основал первую в России Петербургскую консерваторию. В 1862-67 и был её директором и профессором (руководил оркестром, хором, вёл классы фортепиано, ансамбля, инструментовки; среди его учеников - П. И. Чайковский). В 1872-73 с успехом выступал со скрипачом Г. Венявским в США, в 1885-86 провёл в России и крупнейших городах Западной Европы цикл Исторических концертов, в которых дал картину эволюции фортепианной музыки от её истоков до современных ему русских композиторов. Последние годы жизни (1891-94) провёл преимущественно в Дрездене, выезжая в разные города на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.

Рубинштейн - один из величайших пианистов, создатель русской пианистической школы. Для его искусства, нередко ломавшего традиционные исполнительские каноны, характерна вдохновенная импровизационность. Рубинштейн-композитор оставил большое творческое наследие, охватывающее все основные музыкальные жанры. Одно из лучших его сочинений - опера «Демон» (по поэме М. Ю. Лермонтова, 1871, постановка 1875, Мариинский театр, Петербург). Ему принадлежат также оперы: «Дети степей» (1861), «Фераморс» (по поэме-сказке Т. Мура «Лалла Рук», 1863), «Вавилонское столпотворение» (1870), «Маккавей» (1875), «Нерон» (1877, пост. 1879), «Купец Калашников» (по поэме Лермонтова, 1879, пост. 1880, Мариинский театр), «Горюша» (по повести Д. В. Аверкиева «Хмелевая ночь», 1889); 6 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, многочисленные произведения для фортепиано, романсы, песни, в том числе «Персидские песни». Написал «Автобиографические воспоминания. 1829-1889» (1889), книгу «Музыка и её представители. Разговор о музыке» (1891) и др. По инициативе Рубинштейна был организован Международный конкурс пианистов и композиторов им. Рубинштейна (1890).

У вас кончились все попытки на сегодня, заходите завтра.


Акиба Кивелевич Рубинштейн

Шахматист, уроженец Польши, гроссмейстер и соперник Эмануэля Ласкера, прославившийся исключительным талантом, удачей и слабыми нервами. Благодаря таланту он собрал с десяток первых призов на между-народных турнирах, удача помогла выжить во время Второй мировой в оккупированной фашистами Бельгии, а слабые нервы обусловили конец карьеры в 50 лет из-за острого душевного расстройства. В историю шахмат вошел дебютными схемами, оставшимися в ходу до сих пор, а просто в историю - совершенно неправдоподобным анекдотом о чудесном спасении. Нацистский офицер, приехав на инспекцию в клинику, где лежал Рубинштейн, спросил у того, счастлив ли он и не желает ли отпра­виться в Германию работать на благо рейха. «Решительно несчастлив, отправлюсь с большим удовольствием», - отрапортовал шахматист. «Точно спятил», - решил нацистский инспектор и пощадил его.


Александр Борисович Рубинштейн

Революционер средней руки, член партии социал-демократов и подпольщик (клички - Старик, Борисовский). В 1920-х был членом румынского ЦК, входил в Бессарабский обком партии, представляя его на Украине; редактировал коммунистические газеты. После оккупации румынской Бессарабии в 1940 году советскими войсками продолжил было политическую карьеру при новой власти, но следующей, немецкой оккупации 1941 года ему пережить уже не удалось.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Антон Григорьевич Рубинштейн

Пианист, композитор, друг Ивана Тургенева и Ференца Листа, мировая звезда, подтверждение чему - многолетние гастроли в Европе и Америке. Написал 14 опер (самая известная - «Демон»), шесть симфоний, пять фортепианных концертов, остававшихся крайне популярными вплоть до революции, несмотря на насмешки «Могучей кучки»: композиторы высмеивали Рубин­штейна за излишний академизм. Оставшиеся силы он отдавал просвещению: основал первую в Российской империи консерваторию; дважды, в 1862 и 1887 году, становился ее директором; преподавал Чайковскому и, согласно расхо­жему анекдоту, не побоялся публично попенять императору Александру III на то, что здание учебному заведению досталось неотремонтированное.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ариэль Рубинштейн

Израильский экономист, профессор в университетах Тель-Авива и Нью-Йорка и один из потенциальных кандидатов на Нобелевскую премию. Разрабатывает теорию ограниченной рациональности - экономической модели, предпола­гающей, что люди, принимая решения, руководствуются не только доводами разума, — а также теорию игр, в которой ему удалось в 1982 году совершить открытие, вошедшее в учебники микроэкономики как «модель торгов Рубинштейна».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Артур Рубинштейн

Польский пианист, дебютировавший в Карнеги-холле в Нью-Йорке, когда ему не исполнилось еще и двадцати. Успеха снискать не удалось, но в Польшу Рубинштейн уже не вернулся, отправившись во Францию, где подружился с Жаном Кокто и Пабло Пикассо и стал давать концерты по всей Европе, а в конце 1930-х триумфально вернулся в Америку. Продвигал композиторов Латинской Америки; играл музыку для фильма — биографии Клары и Роберта Шуманов (с Кэтрин Хепбёрн в роли Клары); побывал с концертом в СССР в разгар холодной войны; «несравненно», согласно The New York Times, исполнял Шопена; стал героем докумен-тального фильма, получившего «Оскар». По отзывам современников, был крайне жизнелюбивым; умер в возрасте 95 лет.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Виктор Моисеевич Рубинштейн

Рубинштейн, известный под псевдонимом Важдаев. Советский этнограф-любитель и профессиональный детский сказочник. В юности много путешествовал (в том числе записывал фольклор в Казахстане по поручению Горького), а всю оставшуюся жизнь перекладывал творчество народов СССР в нравоучительные сказки для младшего школьного возраста вроде «Мальчик с пальчик - партизан», адаптируя их под требования «советского детства». В 1950 году печатно разгромил за космополитизм автора «Алых парусов» Александра Грина (к тому моменту уже покойного), а к старости стал известным в Москве бонистом - коллекционером бумажных денег.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дагмар Рубиновна Рубинштейн

Дагмар Рубинштейн, по мужу Нормет, - эстонская писательница, автор детских сказок (герои - мальчик Мати, щенок Тупс и волшебники Насыпайка и Засыпайка), сценаристка, переводчица книги «Бабушка на яблоне», цени­тельница старого Таллина. Снятая по ее сценарию в 1959 году комедия «Озорные повороты», рассказывающая о любви легкомысленного эстонского гонщика, стала столь успешной, что вскоре у нее появился едва ли не первый в советском кинематографе ремейк.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джон Рубинштейн

Сын пианиста Артура Рубинштейна и уроженец Калифорнии, совместив-ший отцовскую, музыкальную, стезю с карьерой актера: сыграл в паре десятков кинофильмов, от «Генералов песчаных карьеров» до «21 грамма» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (здесь, правда, в эпизодах), и в паре сотен телефильмов и сериалов, отметился как на Бродвее, так и вне его, исполнил роль Гильденстерна в пьесе Тома Стоппарда и даже записывал аудиокниги. Останавливаться, судя по всему, не собирается и недавно освоил новый формат - вел онлайн-трансляцию Международного конкурса имени Чайковского в Москве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джонатан Рубинштейн

Крестный отец плеера iPod (англоязычная пресса Рубинштейна так и про­звала - Podfather) и в прошлом одна из ключевых фигур в Apple: когда инженер в 2006 году объявил, что уходит из компании, Стиву Джобсу, по словам биографов, потребовалось время, чтобы совладать с обидой и гневом. Ничего равного айподу с тех пор не создал, но и не прозябает: занимал ключевые должности в компаниях Palm и HP, а сейчас входит в совет директоров Amazon.com.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дмитрий Леонович Рубинштейн

Финансист, аферист, кредитор правительства Николая II и знакомец Распутина - биография человека, известного под прозвищем Митька Рубинштейн, тянет на сценарий голливудского фильма. Входил в правление нескольких петербургских банков, заведовал каменноугольными копями и газетой «Новое время», принимал Распутина в доме Нирнзее (здание с 1915 года тоже принадлежало Рубинштейну), был под следствием по подозрению в коррупции и государственной измене, пока не вступилась императрица Александра Федоровна. Даже эмигрировать Рубинштейну удалось красиво: вскоре после его очередного ареста случилась Февральская революция и его освободили из тюрьмы восставшие отряды. Дальнейшие следы героя теряются в Стокгольме и Франции; иностранные полицейские ведомства также собрали на него увесистые досье.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ева Рубинштейн

Дочь пианиста Артура Рубинштейна, балерина, актриса и фотограф. Училась танцу в 1930-х в Париже у Матильды Кшесинской (той было уже за шестьде­сят), танцевала у Джорджа Баланчина, а когда карьера балерины в силу возраста подошла к концу, увлеклась фотографией, и тут выбрав себе правильных учителей: наставницей Евы стала Диана Арбус. Вела мастер-классы в нью-йоркских университетах, выставлялась в США, Франции и Польше (родному городу ее отца, Лодзи, был посвящен отдельный фотопроект).

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Зельда Рубинштейн

Из-за проблем с гипофизом Зельда Рубинштейн выросла не выше 130 санти­метров, но маленький рост она компенсировала своей энергичностью: окон­чила Беркли, работала бактериологом, а в 45 лет решила стать актрисой - в чем неожиданно преуспела. Играла в триллерах и фильмах ужасов (самый известный - «Полтергейст»), с удовольствием пугая людей и умирая на экране самым затейливым образом, в том числе замерзая в холодильнике. Славу использовала во благо: отстаивала права карликов и ВИЧ-инфицированных людей еще тогда, когда это было совсем непопулярно. Пропагандировала безопасный секс и шагала на первом в Лос‑Анджелесе марше в поддержку борьбы со СПИДом в 1984 году.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ида Львовна Рубинштейн

Та самая гипнотически угловатая красавица с портрета Серова : танцовщица Русских сезонов Дягилева, наследница миллионного состояния, в 1910-х эмигрировавшая в Париж. О талантах Рубинштейн как танцовщицы и основательницы собственной балетной труппы современная ей критика отзывалась сдержанно, зато ей удалось превратить в искусство собственную жизнь: танцы для нее ставил Михаил Фокин, костюмы рисовал Бакст, музыку писали Стравинский и Морис Равель, а ее специфическую красоту прослав­ляли, помимо Серова, еще десяток живописцев, включая ее возлюбленную - американскую художницу Ромейн Брукс.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Иосиф Рубинштейн

Французский эстрадный певец с удивительной биографией - на самом деле он родился и вырос в Америке, а французский начал учить уже подростком. Сын удачливого американского кинорежиссера, потомок одесских иммигрантов, вплоть до 12 лет Иосиф жил в Штатах; переехать в Европу семья решила в разгар маккартизма, когда отца заподозрили в связях с коммунистами. В Европе Иосиф получил хорошее образование, вернувшись в Штаты, стал преподавать этнологию, освоил гитару, увлекся песнями Жоржа Брассенса, а в 1962 году, после развода родителей, снова переехал во Францию. Там благодаря череде счастливых случайностей началась его новая жизнь автора-исполнителя романтических баллад. В числе его альбомов — «Путь папы», «Она была ох!..», «13 новых песен», «Замки из песка», «Последний медляк», «Белый костюм» и другие. Через некоторое время Рубинштейн стал популярен во всем мире. В 1979 году он даже приезжал с гастролями в Советский Союз и пел дуэтом с Аллой Пугачевой на открытии гостиницы «Космос»: запись должны были использовать в «Голубом огоньке», но помешали технические накладки. Рубинштейн умер в августе 1980 года от последствий инфаркта, случившегося прямо на сцене.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Владимирович Рубинштейн

Историк, писатель, военный корреспондент. Учился в МГУ по специаль-ности «Дальний Восток», работал в Академии наук и дружил с Олейнико-вым и Хармсом, писал повести для подростков о Японии, а с 1939 года освещал войну - от Финляндии до Маньчжурии. После карьеры военного корреспондента вернулся к детской литературе и с 1960-х работал в издательстве «Детгиз», публикуя приключенческие повести то о борьбе Севера и Юга в Америке, то о «тайнах Староконюшенного переулка» в Москве. В 1980 году, в возрасте 75 лет, решил эмигрировать и начал еще одну жизнь, уже в Нью-Йорке.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Семенович Рубинштейн

Поэт, концептуалист, соратник Пригова, Сорокина, Кабакова и прочих. Визитной карточкой Рубинштейна стал придуманный им в конце 1970-х жанр картотеки — короткие (обычно одно или несколько предложений) тексты на карточках, которые зачитывались автором лично и иногда пускались по рядам зрителей. Гибрид поэтического чтения, перформанса и демонстрации визуального объекта (каковыми картотеки поначалу и задумывались) сделал Рубинштейна важнейшей фигурой московского концептуализма, а ироническая, квазицитатная, моментально узнаваемая интонация принесла ему популярность. «Стратегия ускользания», сформулированная Рубинштейном («Художник — как колобок, которого никто не может понять; неясно, цитата это или не цитата, смешно или нет»), оказалась идеально созвучна эпохе. В середине 1990-х превратился в активного публициста и эссеиста, и значительной части читающей публики известен именно в этом качестве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Модест Иосифович Рубинштейн

Ученый-экономист, обласканный советской властью: его предисловие к брошюре 1948 года «Когда Россия будет иметь атомную бомбу?» редактировал лично Сталин. Что еще удивительнее, успехов ему удалось достичь без экономического образования: Рубинштейн закончил еще до революции медицинский факультет, а после этого начал делать партийную карьеру, пройдя путь от начальника политотдела до члена президиума Госплана. Заведовал иностранным отделом газеты «Правда», а после войны критиковал капитализм и клеймил буржуазную науку в рамках службы в Академии наук. Везение Рубинштейну не изменило и после смерти Сталина: в конце 1950-х он успел побывать советником правительства Индии и членом советской делегации на выборах президента США.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Григорьевич Рубинштейн

Младший брат Антона Рубинштейна, пианист и дирижер. Шел по стопам брата: вместе с ним в детстве давал концерты, в 1866 году в свою очередь основал консерваторию, уже Московскую, и тоже способствовал становлению Чайковского, наняв его в консерваторию преподавателем. Впрочем, и отличия в характерах тоже были: Николай Рубинштейн относился к участникам «Могучей кучки» куда доброжелательнее брата, а также мало гастролировал за рубежом, большую часть времени и сил отдавая музыкаль­ному просвещению. В знак признательности в 1879 году дирижировать на премьере «Евгения Онегина» Чайковский пригласил именно его.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Леонидович Рубинштейн

Автор учебника «Русская историография» - первого труда на эту тему, написанного с точки зрения марксистской идеологии. В 1947-м товарищ Жданов в своем выступлении потребовал от автора публичного покаяния - за преувеличение западноевропейского влияния и недостаточное внимание к заслугам Ломоносова. Вновь заняться наукой Рубинштейн смог только после смерти Сталина и окончания борьбы с космополитизмом и сосредоточился на этот раз на изучении сельского хозяйства XVIII века.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ревекка Ионовна Рубинштейн

Египтолог, сотрудница Пушкинского музея и автор учебных пособий и научно-популярных книг по истории - самая известная из них называется «Глиняный конверт» и посвящена приключениям двух подростков при царе Хаммурапи в Древней Месопотамии.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ричард Рубинштейн

Фаннина Рубинштейн родилась в Российской империи, вышла замуж за гражданина Австро-Венгрии (фамилия по мужу - Галле) и приезжала в СССР изучать древнерусскую каменную архитектуру уже как иностранка, что не помешало ей разработать концепцию русской романики, опубликовать труды про архитектурную пластику Владимиро-Суздальского княжества и собрать первую немецкую монографию о русских иконах. Запросто осмыс­ляла и новейшее искусство: писала о Шагале, Кандинском и Клее, дружила с художником Кокошкой и между делом позировала ему. В 1930-е увлеклась социологией, создав исследование об эмансипации женщин в СССР, и продолжила заниматься им в Америке, куда эмигриро-вала в 1940 году, спасаясь от нацистов.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Элена Рубинштейн

Основательница косметического концерна Helena Rubinstein, процве-тающего и поныне. Уроженка Кракова эмигрировала в Австралию в 30 лет, не имея толком сбережений, там придумала производить косметику и оказалась пионером маркетинга: на этикетки кремов помещались завлекательные надписи вроде «с экстрактом карпатских трав», в салонах для солидности консультанты носили белые халаты, а кремы стоили дороже, чем в среднем по рынку, создавая этим флер роскоши и иллюзию эффективности. Неудивительно, что к концу жизни заработанное Рубинштейн состояние исчислялось десятками миллионов долларов и для своего флагманского салона на Пятой авеню в Нью-Йорке она приобретала работы Хуана Миро. Ее личная биография столь же увлекательна: Рубинштейн славилась остроумием и недюжинным цинизмом. «Нет уродливых женщин, есть ленивые», - любила приговаривать она, а на упрек подвыпившего французского посла ее друзьям-англичанам: «Ваши предки сожгли Жанну дʼАрк», только пожала плечами: «Ну кто-то же должен был это сделать».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн

Выдающийся пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. В 1835 году родители его переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. Там же, в Москве, родился младший брат Антона Николай Рубинштейн (1835-1881), ставший позднее основателем Московской консерватории. Первые уроки фортепианной игры давала Рубинштейну его мать, которая была очень музыкальна, а в 1837-1842 годах с мальчиком, подающим большие надежды, безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан, которого Рубинштейн называл своим вторым отцом. Тринадцати лет Антон Рубинштейн закончил свои уроки музыки и больше на фортепиано уже не учился ни у кого. Десятилетним мальчиком он дал свой первый концерт в Москве, а в 1840-1843 годах с триумфом концертировал в европейских городах. Уже в эти годы были изданы его первые музыкальные сочинения.

В 1844 году мать Рубинштейна, взяв с собой Антона и младшего сына Николая, поехала в Берлин с целью дать детям серьезное музыкальное образование. Там оба брата стали заниматься теорией музыки у З.Дена. До 1848 года Антон Рубинштейн жил за границей (Берлин, Вена), встречался с Ф.Мендельсоном и впоследствии с Ф.Листом, оказавшими влияние на формирование его творческой личности. В 1848 году он возвратился в Россию и благодаря покровительству великой княгини Елены Павловны поселился в Петербурге, выступал как пианист и дирижёр (главным образом с собственными произведениями).

В 1850 году А.Г. Рубинштейн написал свою первую оперу - "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской"), в 1851 году - 2-ю симфонию ("Океан"). В 1854-1858 годах он вновь жил за границей, концертировал в странах Западной Европы, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С этого времени началась его широкая концертная деятельность. За рубежом были окончены и исполнены оратория "Потерянный рай" (1856), вокальный цикл "Персидские песни" (1854).

По возвращении в Россию (1858) Рубинштейн занялся музыкально-общественной деятельностью. В 1858 году по его инициативе и под его руководством была организована Певчая академия, а в 1859 году - Русское музыкальное общество. Рубинштейн вошёл в состав дирекции, участвовал в качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества, возглавил открытые обществом в 1862 году в Петербурге первые в России Музыкальные классы (в 1873 году получившие название Консерватории). В 1862-1867 годах Рубинштейн был профессором и первым директором Консерватории. Эта работа осложнялась столкновениями с придворными кругами, а также острой борьбой с А.Н. Серовым, и членами "Могучей кучки" по вопросу о роли национального начала и значения профессионального музыкального образования в развитии русского музыкального искусства.

В эти годы значительно сократились выступления Рубинштейна-пианиста, но интенсивной оставалась композиторская деятельность: он написал оперу "Фераморс" (1862), 4-й концерт для фортепиано с оркестром (1864). В 1867 году А.Г. Рубинштейн ушёл из консерватории и Русского музыкального общества. В конце 1860-х годов он на некоторое время сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Возобновилась его интенсивная пианистическая деятельность. Среди произведений этих лет - лучшая опера "Демон" (1871, была запрещена театральной цензурой, затем поставлена с большим успехом в 1875 году в Петербурге и в 1879 году в Москве).

В начале 1870-х годов Рубинштейн совершил концертную поездку по многим городам Европы, везде имея оглушительный успех. Был художественным руководителем и главным дирижёром Общества друзей музыки в Вене (1871-1872), а затем вместе со скрипачом Г. Венявским успешно выступал в США (1872-1873).

Вернувшись в Россию, Рубинштейн поселился на своей даче в Петергофе, отдавшись композиции. В сезоне 1882-1883 года он был приглашен дирижировать симфоническими концертами Русского музыкального общества, но кульминацией его концертной деятельности были грандиозные по масштабам Исторические концерты (1885-1886) в крупнейших городах Европы, в которых он дал картину эволюции фортепианной музыки от её истоков до произведений современных русских композиторов.

В 1887 году возобновилась активная музыкально-общественная деятельность Рубинштейна. Он вновь возглавил Петербургскую консерваторию, вёл класс фортепиано, прочел (дважды) курс лекций-концертов по истории фортепианной музыки, вызвавший огромный интерес у русских музыкантов, дирижировал концертами Русского музыкального общества, выступил с проектом организации в стране всеобщего музыкального воспитания, настаивал на открытии государственных консерваторий, добился нового помещения для Петербургской консерватории. В 1889 году в Санкт-Петербурге был торжественно отпразднован полувековой юбилей артистической деятельности А.Г. Рубинштейна, а император Александр III по ходатайству петергофских жителей присвоил композитору звание Почетного гражданина Петергофа.

Вторичный уход из консерватории (1891) был вызван травлей, которой подверглась деятельность Рубинштейна со стороны реакционной прессы, и главным образом осознанием невозможности осуществления широких музыкально-просветительских планов в условиях царской России. Последние годы жизни (1891-1894) А.Г. Рубинштейн провёл преимущественно в Дрездене; изредка выезжал в другие города на благотворительные концерты, занимался литературной, педагогической и композиторской работой.

Создатель русской пианистической школы А.Г. Рубинштейн умер 8 (20) ноября 1894 года на своей даче в Старом Петергофе (ныне Петродворец), лишь несколько дней не дожив до своего 65-летия. Похоронили музыканта в Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, однако в 1938 году прах его был перенесен в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище). На новом постаменте (арх. В.Э. Митник, 1938) установили старый, еще прижизненный, бюст композитора (ск. Б.Реймер, 1889). Могила А.Г. Рубинштейна находится на Композиторской дорожке, напротив могил и Мусоргского.

Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных произведений и романсов. В 2005 году был торжественно открыт памятник А.Г. Рубинштейну в Петергофе, где композитор проживал многие годы.