Канкан - «утиный» танец, ставший визитной карточкой всех кабаре. История Мулен Руж (Moulin Rouge)


Танцовщицы канкана. Худ. Н. Папирна, 2011 год.

Когда речь заходит о канкане, воображение тут же рисует эффектных девиц, высоко поднимающих ноги. На сегодня этот танец прочно ассоциируется со знаменитым кабаре «Мулен Руж», а ведь его истоки берут свое начало с обычной кадрили.


Танцовщица. А. Тулуз-Лотрек. | Фото: colors.life.

Одну из версий названия танца связывают с утками. Французы считают, что их утки крякают «кан-кан». Как известно, одним из характерных па является движение танцовщиц вперевалочку друг за другом.


Канкан. Наталья Папирна, 2011 год. | Фото: colors.life.

Вообще слово «канкан» переводится с французского как «шум, гам». Некоторые утверждают, что классический канкан был исполнен в «Мулен Руж» в 1890 году, но это не совсем соответствует истине. Первое подобие канкана зародилось в рабочих кварталах Парижа еще в 1820-е годы. Он трансформировался из кадрили и галопа. Махи ногами добавил в танец танцор и акробат Шарль Мазурье. Когда в моду вошли чулки с подвязками, то они стали неизменным атрибутом исполнительниц канкана. Танец стал считаться и вовсе непристойным.


Танцовщица канкана. | Фото: colors.life.


Золотой канкан. Наталья Папирна, 2011 год.| Фото: colors.life.

Мелодия канкана принадлежит композитору Оффенбаху. Впервые она прозвучала в оперетте «Орфей в аду» в 1858 году.


Канкан. Наталья Папирна, 2010 год. | Фото: kulakov-papirna.com.ua.

В знаменитом «Мулен Руж» канкан был исполнен впервые на открытии кабаре танцовщицей Селест Могадо. Поначалу в танце принимали участие не только женщины, но и мужчины, которые также высоко поднимали ноги.


Афиша кабаре Мулен Руж. А. Тулуз-Лотрек.

Современный канкан подразумевает 8-минутное исполнение. В танце задействованы махи ногами, прыжки, шпагаты и другие движения, которые только ускоряются с каждой минутой. Каждый, кто оказывается в «Мулен Руж», просто обязан своими глазами увидеть знаменитый зажигательный танец.

Редкие фотографии кан-кан танцовщиц из Мулен Руж

Мулен Руж был основан в 1889 году двумя компаньонами - Жозефом Оллер и Шарлем Зидлер. Кабаре находилось недалеко от Монмартра, известного как место для развлечений, так что поток посетителей был гарантирован. Кабаре находилось в самом центре так называемого района красных фонарей, да и само название - Красная Мельница - подчеркивало, что соседство это неспроста.

Танцовщицы The Hoffman Girls перед выступлением. 1924г.

Танцовщица Edmonde Guydens во время исполнения номера в Мулен Руж. 1926г.


1890 год - первоначальный вид кабаре Мулен Руж.

Вначале представления в Мулен Руж (Moulin Rouge) представляли из себя шумные вечеринки, на которых шампанское лилось рекой, а танцовщицы были совсем рядом со зрителями, иногда даже завлекая некоторых из опьяневших гостей прямо на сцену. Декорации быстро сменялись, танцовщицы исполняли знаменитый канкан, и все чаще и чаще в этом заведении стали появляться не только представители среднего класса, но и художники, писатели, поэты и другие известные личности. Секрет успеха был прост - надо просто дать возможность гостям веселиться и забыть обо всех проблемах.


1895 г. Мулен Руж в Париже.


Сад у кабаре, главной достопримечательностью которого был огромный слон. 1900г.


Американские моряки посещают Мулен Руж во время Первой Мировой Войны. Ок.1915г.


Танцовщицы готовятся к выступлению. 1930г.

В баре алкоголь всегда лился рекой. 1929г.

История Мулен Руж (Moulin Rouge). Франция.

Самый высокий холм Парижа — Монмартр. До середины XIX века он был известен своими виноградниками и мельницами. Ныне на Монмартре осталась только одна, но зато самая узнаваемая — Красная мельница, в переводе — «Мулен Руж», известное на весь мир кабаре с феерическим танцевальным шоу и конечно знаменитым традиционным французским канканом.Французы говорят: » Кто был в Париже и не посетил Мулен Руж, тот не сможет до конца понять, что же такое Париж». Ведь Мулен Руж — это тоже часть истории Парижа, это больше чем мелодраматическая история, рассказанная в одноименном фильме, это — символ. Символ сбывшихся и несбывшихся надежд, разбитых и соединившихся сердец, творчества и порока, красоты и безобразия.

Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, пьяниц, воров, проституток, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным, здесь вульгарное зрелище стало предметом восхищения и символом изысканного вкуса. Давайте узнаем более подробную историю этого похоже бессмертного творения.

Вид на Монмантр

Датой рождения Мулен Ружа стал день 6 октября 1889 года, когда господа Оллер и Зидлер впервые открывают двери кабаре «Бал Мулен Руж». Гениальная идея — кадриль, ставшая бессмертным творением, прозванным в дальнейшем с легкой руки англичан «французским канканом», идентифицируется с тех пор со знаменитой красной мельницей, венчающей здание театра в районе Монмартра.

Жозеф Оллер

Прошло всего несколько месяцев, с момента как мюзик-холл принял своих первых посетителей, а о том, как это «побывать в Мулен Руж» скоро говорил уже весь Париж

Решить решающий все кадровый вопрос и набрать персонал для выполнения нехитрых задач шоу-биза было делом несложным, — скучные провинции исправно поставляли в Город-Светоч живой товар, так что процветал и широкий выбор, и здоровая конкуренция — вы и сейчас можете оценить справедливость тогдашних расценок!

Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе — «обжора»), Рэйон д’Ор («Золотой луч»), Нини-Пат-ан-л’Эр («Нини- лапки кверху»), сюда приезжали гости со всего мира.Одна из них - Ля Гулю (уроженка Эльзаса Луиза Вебер) стала подлинным украшением Мулен-Руж. Ей суждено было стать одной из самых знаменитых танцовщиц своего времени

Она дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 году. Очень скоро она становится самой яркой звездой “Мулен Руж”, его порочным и притягательным символом. По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю — Обжора. Потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.

От ее канкана ходуном ходили сцена и зрительный зал. Казалось, еще секунда, и все рухнет от бешеной дроби ее сильных, крепких ног. В ее канкане современникам слышались орудийные выстрелы. Это был не танец, а битва. Луиза оказалась не только сильной исполнительницей, но и не лишенной фантазии танцовщицей. Она придумала свой собственный вариант канкана. Вращаясь в танце, Луиза отводила ногу в сторону, потом брала ее за стопу и поднимала над головой. А затем с душераздирающим криком падала на шпагат.

Ла Гулю,Луиза Вебер

А вот знаменитый Большой Галдёж (фр. Grand Chahut) в Мулен-Руж

Немногие уже помнят, что та самая заводная мелодия, под которую «за 10 гривен скачуть як дурни» появилась задолго до открытия Мулен-Руж, и вовсе не в связи с этими скачками… Двадцать первого октября 1858 года в Париже в театре «Bouffe Parisien» на Елисейских Полях состоялась премьера опереточного спектакля «Орфей в аду» (фр. Orphee aux enfers), музыку к которому написал месьё директор театра, немецкий еврей с новомодной фамилией Жак Оффенбах (фр. Jacques Offenbach), родившийся в Кёльне и умерший в Париже — задолго до рождения того кабаре, где волею судьбы и прославилась навечно эта его мелодия, эти аккорды заключительной сцены из спектакля, где Орфей с нимфами танцует кадриль, которые и были спионерены предприимчивым руководством для музыкального сопровождения Мулен-Ружевского Галдежа. Похоронен талантливый композитор на Монмартрском кладбище…

Жак Оффенба́х

Кстати с Бахом ((нем. Jóhann Sebástian Bach) его, Оффенбаха, а заодно — и многих иных-прочих представителей Богемы, роднит общая музыкальная Родина - Allemagne!

Жанна Авриль

Еще одной звездой “Мулен Руж” была Джейн Авриль, которую публика прозвала Мелинит — Динамит, а критики называли воплощением танца. За болезненной внешностью этой женщины скрывалась невероятная энергия, поражавшая посетителей “Мулен Руж”. Другим знаменитым персонажем “Мулен Руж” и партнером Ла Гулю был Валантен Реноден, прозванный Ле Дезоссе — Бескостный. По утрам он работал слугой в маленьком кафе, а по вечерам становился героем кабаре. В жизни нелюдимый, на сцене Валантен преображался. Его мрачность исчезала, и он являлся искрометным танцором, поражающим пластикой змеи и утонченностью манер.

Мулен Руж быстро приобрел репутацию места, где мужчины могут посмотреть на молодых парижанок, чьи уникальные и изумительные движения были такими же гибкими, как и их нравственность. Благодаря знаменитому канкану популярность кабаре росла. В то время этот танец считался вульгарным, что порой вызывало гнев зрителей. С этого времени под свой патронаж заведение берет художник Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), которые написал множество картин со сценами из жизни мьюзик-холла.

Танец,Тулуз-Лотрек

Сохранилась легенда, что когда в 1890 года Его высочество Принц Гальский, будущий король Эдуард VII, был по частным делам проездом в Париже, он не преминул заказать себе столик в «Мулен Руж», чтобы посмотреть, что же это такая за кадриль, слух о которой пронесся далеко за Ла-Маншем. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала принца и без всяких колебаний крикнула Его высочеству, приветствуя: «О, Гальский, с тебя шампанское!».

Англичанин в Мулен Руж,Анри де Тулуз-Лотрек

“Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан — это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все… Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского.При последней ноте ритурнели я в опьянении. Тогда исступление становится беспримерным. Мои руки в безумии, ноги тоже. Мне нужно движение, шум, содом; это род какого-то сотрясения, переливающегося из ног в голову. Все волнуется вокруг меня — декорации, мебель, свечи. Можно сказать, что все это сговорилось передавать мне музыку. В эту минуту, если бы стена стала передо мной, я бы, кажется, прошла и сквозь нее. Я люблю рукоплескания. Я бы хотела, когда танцую, чтобы гремел гром, сокрушались дома! Я бы хотела такой трескотни, которая и самых храбрых приводит в ужас: неумолкаемых ударов большого колокола Парижской Богоматери, землетрясения, последнего суда!..”

Сумасшедшие ночи в «Мулен Руж» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Закрывшись в 1915 году, кабаре вновь было открыто лишь в 1921-м, став храмом мюзик-холла. Знаменитые артисты — от Ля Гулю до Мистингет, от Эдит Пиаф до Жозефин Беккер, от Мориса Шевалье до Ива Монтана — считали для себя честью выступать здесь.

С появлением денег у публики, и последующем появлением их (денежной публики!) в кабаре, у владельцев кабаре, в свою очередь, появилась естественная мысль об обновлении и интерьеров, и экстерьера — внешнего вида Мулен-Руж. Именно тогда простой навес во дворе бывшей мельницы, под которым наяривали бюджетные простигосподи, превращался в то самое, самое респектабельное cabaret, которое мы с вами знаем. Вот взгляните на эти уникальные фото! Обратите внимание, друзья мои — на общий внешний вид входа в Мулен-Руж, и две важных детали — этот мини-замок с башенками слева и пристройку справа от мельницы. Вот так это выглядело днем, -

В 1925 году на мюзик-холльном небосклоне Парижа вспыхивает черная звезда — Жозефина Бейкер. Она родилась в Америке, в Сент-Луисе, в бедной негритянской семье, с детства мечтала стать артисткой, выступала в мюзик-холлах Бродвея, а затем в составе негритянского ревю “Черные птицы” приехала в Париж и покорила этот самый капризный город мира. Блистала в парижском театре «Фоли Бержер», выступала и в Мулен Руж.

Ее выступления потрясали изумительной непосредственностью. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала, напоминая сказочного чертенка. Так, в финале своего номера она убегала на четвереньках, с задранным выше головы, как у молодого жирафа, задом. И при этом комизме она была необыкновенно эротична. Гибкая, как змея, с поющими руками, с жарким блеском глаз и с кожей цвета кофе с молоком, она притягивала внимание всего зала.

И как Жозефина танцевала чарльстон! Так не танцевал никто. Казалось, в ее ногах поселился веселый бес, который и руководит ее танцем. Один из критиков, описывая выступление Бейкер, восклицал: “Это не женщина, это не танцовщица — это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка”.

На сцене Жозефина появлялась почти обнаженной. Она была столь хороша, что не нуждалась ни в каких украшениях — на ней были лишь боа из перьев, нитка жемчуга и ее знаменитая связка бананов на бедрах

Очень многие считают Мулен Руж местом, где зародился стриптиз, однако в Мулен Руже стриптиза как такового не было. Там танцевали женщины, но при этом зрителям они демонстрировали только остававшиеся неприкрытыми кусочки тела между трусиками и чулками, то есть, самую малость. Остальное, сидящие в зале мужчины дофантазировали сами, полагаясь, в основном, на собственные желания и опыт. И всё же, именно Мулен Руж стал тем местом, где зародился стриптиз.

Летом 1893 года здесь проходил традиционный бал студентов художественных училищ. И вот, в самый его разгар, две девицы, разгоряченные шампанским, вдруг вспрыгнули на стол и под звуки музыки стали медленно раздеваться, пока не остались в чём мать родила. История сохранила их имена: Манон Лавиль и Сара Браун. Да, уточню, что на хлеб они зарабатывали тем, что позировали начинающим художникам и скульпторам, а значит, были, с большинством собравшихся в тот вечер в Мулен Руж, хорошо знакомы.

Если учесть пуританские нравы, царившие в то время даже в Париже, то нет ничего удивительного, что против участников этого бала полиция завела дело, а суд приговорил некоторых из его участников к различным денежным штрафам. Это вызвало страшное возмущение парижских студентов. Дело дошло даже до схваток с полицией, в ходе которых один студент был убит. Но, как теперь выяснилось, молодые парижане не зря шли тогда на смерть — табу на стриптиз было снято!

Пришедшего в годы открытия в Мулен Руж, прежде всего, ошеломлял интерьер — причудливые комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским. Мулен Руж воплотил витавшее в воздухе кредо тогдашней жизни в Париже — «право быть ленивым». Здесь можно было все — плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов. Искусство и мошенничество переплетались и создавали особую атмосферу Мулен Руж: где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города, а в каком-то из залов смешной коротышка - художник Лотрек увековечивал этот «карнавал жизни».Во многом, именно благодаря исскуству Тулуз-Лотрека, запечатлевшему эксцентричный танец на своих афишах и рисунках, Мулен Руж обязано своей славой и известностью. Тулуз-Лотрек был потомком древнего аристократического рода — его предки некогда возглавляли крестовые походы и вступали в родственные связи с королями Франции.

Мулен Руж,Анри де Тулуз-Лотрек

Он родился в южнофранцузском городе Альби и в четырнадцать лет из-за перелома ног, вызванного врожденным костным заболеванием, навсегда остался калекой. Это трагическое обстоятельство подтолкнуло его желание целиком отдаться проявившейся еще в детстве страсти к искусству. 1885 году Лотрек поселился в самом центре Монмартра, и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, еще сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода.

Анри де Тулуз-Лотрек

В 80-е и 90-е годы здесь одно за другим открываются кабаре — «Элисе-Монмартр», «Мерлитон», «Мулен-де-ла-Галетт»,»Японский Диван» и конечно «Мулен Руж» — где публика могла танцевать или, сидя за столиками кафе, смотреть на профессиональных танцоров и слушать песенки модных певцов. Именно актеры кабаре и их зрители, состоявшие из художественной богемы, простого люда и представителей самого дна большого города, стали главными персонажами Лотрека. С 1889 по 1892 год художник создает серию картин, в которых как бы фиксировалась под разными углами зрения жизнь монмартрских кабаре.

Наиболее характерна в этом отношении картина «В Мулен Руж» (1892). Перед нами изображение части кабаре, отделенной от танцевального зала балюстрадой. Динамичные диагональные построения как бы выводят композицию вовне, за пределы полотна, в то время как элементы обратной перспективы разворачивают ее на зрителя — приемы, к которым Лотрек прибегал в той или иной мере почти в каждом своем произведении. Группа сидящих за столом друзей художника, критиков и артисток, отодвинута на второй план, а на первом помещена существующая как бы вне времени и пространства, срезанная рамой фигура девушки с причудливым силуэтом и лицом-маской, расцвеченным отсветами газовых рожков. Необычные ракурсы и трактовка фигур, цветовые и световые контрасты — все подчинено здесь задаче передать стихию кабаре и ночного Монмартра.

В Мулен Руж,Анри Тулуз-Лотрек

Если в «Мулен Руж» танцовщица Ла Гулю была изображена на заднем плане, то в ряде других картин начала 90-х годов Лотрек показывает «звезд» кабаре крупным планом, не извлекая их, однако, из «среды обитания». Таков, например, холст, на котором Ла Гулю входит в кабаре об руку с сестрой и молодой дебютанткой Танцовщица одета в вызывающе открытое платье, написанное прозрачными мазками голубых и зеленых тонов, контрастирующих с глухими серыми, черными и зелеными оттенками одежды двух других женщин и красным цветом стенных панелей. В резком изгибе тела Ла Гулю, выражении ее лица — смесь вульгарности и артистизма, надменности и горечи.В картине все полно движения и одновременно иератической неподвижности, подчеркнутой застывшим профилем девушки справа.

Тулуз-Лотрек. Ла Гулю у входа в Мулен-Руж, 1892

В 1891 году художник создает первую литографскую афишу для Мулен Ружа. За этой работой, которая была по сути одним из первых плакатов в истории современного искусства, последовали другие афиши, станковые литографии, цветные и черно-белые; альбомные серии («Иветт Гильбер», «Они»), театральные программы и книжные иллюстрации. В своих литографиях Лотрек обессмертил ярких, но эфемерных звезд Монмартра, гротескно заострив суть их творческой индивидуальности, передав ритмы их танцев и песенок

А после в 1915 году случился грандиозный пожар в Мулен-Руж, а чуть позднее — случился грандиозный пожар во всем мире — началась первая, а затем и вторая мировая войны… Крылья Мулен-Руж невесело поникли и им, казалось бы, всегда неунывающим парижанам, как-то вдруг стало не до танцев… В Мулен-Руж пришел упадок… В годы Второй Мировой войны и немецкой оккупации Мулен Руж вновь закрыт, но незадолго до освобождения Парижа, в 1944 году на сцену вновь выходят артисты — знаменитые Ив Монтан (Yves Montand) и Эдит Пиаф (Edith Piaf).

В 1937 году Роберт Харман превращает Мулен Руж в ночной клуб, делая его еще более модным и современным.

Открывшийся в 1959 году новый зал позволяет организовать хорошо оснащенную кухню, чтобы предложить клиентам, приезжающим сюда со всех уголков земного шара, «ужин-спектакль» с большим выбором блюд и, конечно, концертом, имеющим уже на то время высокую мировую репутацию

Вновь запустились знаменитые крылья Красной Мельницы в в 1951 году, когда у кабаре меняется владелец и проходит полная реставрация. А в 1957 году хореограф Дорис Хог (Doris Haug) со своими четырьмя Doris Girls подписывает с Мулен Руж контракт на два месяца…и остаётся хореографом и постановщиком на 40 лет, до 1997 года. За это время Doris не только увеличил свой контракт, но также увеличил и свою труппу — сегодня в Doris Girls уже более 80 девушек.

В 1962 году менеджером кабаре становится легендарный Жаки Клерико (Jacki Clérico) и с его именем в истории Мулен-Руж начинается «новая эра». Жаки предлагает для возрождающегося кабаре эту новую формулу — ужин+шоу, распространившуюся затем повсеместно. Возможно, эту концепцию Жаки подхватил в одном из многочисленных ресторанчиков этого тогда все еще Красно-фонарного Квартала? Да и в наше время в Париже можно найти вот такие меню:

В гала-концерте, посвященном 90-летию «Красной мельницы», выступали Петр Устинов, Шарль Азнавур, Джерри Левис.

С приходом Джеки Клерико началась новая эра «Мулен Руж» — расширение зала, гигантский аквариум и первый водный балет с обнаженными танцовщицами.

Открывшаяся в 1963 году новая программа «Фру-фру» произвела неописуемый фурор. Представление прошло с огромным успехом. Суеверный Джеки отныне выбирает своим программам названия, начинающиеся только на букву «Ф» («Frou-Frou» (Шелест), «Frisson» (Дрожь), «Fascination» (Очарование), «Fantastic» (Фантастика), «Festival» (Фестиваль), «Follement» (Безумство), «Frenesie» (Неистовство), «Femmes, Femmes, Femmes» (Женщины, женщины, женщины), «Formidable» (Великолепные)). «Feerie» (Феерия)

В шоу «Феерия» девушка плавает в таком аквариуме с настоящими змеями.

В 1964 году на сцене был сооружён гигантский «аквариум», в котором плавали/выступали голые танцовщицы.

И, разумеется, в каждой программе есть особое место легендарному французскому канкану.

И лишь однажды, в один из ноябрьских вечеров 1981 года, «Мулен Руж» закрыл свои двери. Труппе Мулен Ружа была оказана огромная честь, она была приглашена в Лондон, чтобы выступить перед Ее высочеством Королевой Елизаветой II.

Вот уже 112 лет самый легендарный зал кабаре в мире принимает миллионы зрителей, приехавших насладиться известными представлениями! Конечно, сейчас Мулен Руж перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой. В те времена в «Мулен Руж» вообще не было ни кулис, ни репетиций: сцена и жизнь сливались в шумном веселом гулянии, с ухаживаниями и любовными историями.

6 октября 1889 года, почти сразу после завершения строительства Эйфелевой башни, недалеко от парижского квартала красных фонарей Пигаль предприниматели Жозеф Оллер и Шарль Зидлер впервые открыли двери кабаре «Мулен Руж». Место для заведения было выбрано оптимальное - любителям известных ночных развлечений не составляло труда пройти несколько шагов от площади Пигаль до кабаре, а приличные парижане не считали зазорным посетить район, который, находясь в близости от квартала красных фонарей, все же не пользовался столь дурной славой. Гвоздем программы любого вечернего шоу «Мулен Руж» стал энергичный танец канкан в исполнении полуобнаженных (хотя и не всегда) девушек. Именно благодаря канкану кабаре до сих пор не потеряло популярности и остается излюбленным местом посещения туристов, да и самих парижан.

(Всего 15 фото)

Спонсор поста: Фритюрница для кафе : Оборудование для пиццерии вашей мечты!
Источник: Лента.ру

1. 19 февраля 1924 года. Группа Hoffman Girls готовится к выходу на сцену «Мулен Руж» в Париже

Танцевальная группа Hoffman Girls - детище танцовщицы и хореографа Гертруды Хоффман. Номера, поставленные Хоффман, в том числе и на сцене «Мулен Руж», зачастую не только вызывали интерес публики, но и шокировали - как правило, из-за эротизма и чувственности, что в начале XX века оценивалось однозначно неодобрительно.

2. Январь 1930 года. Специальный эксперт оценивает и измеряет ноги потенциальных танцовщиц «Мулен Руж»

Критерии отбора в любое шоу «Мулен Руж» очень жесткие. Их установили больше 60 лет назад и с тех пор неукоснительно соблюдают. Рассматриваются только кандидатки ростом от 168 до 172 см, спортивного телосложения, с идеальной кожей. Для определенного номера все параметры девушек должны быть одинаковыми - длина ног и рук, даже расстояние между грудями. У зрителя создается ощущение, что перед ним одна и та же девушка, а остальные - игра света и теней.

3. Примерно 1930 год. Подготовка к выступлению

Лицо и тело - рабочие инструменты артисток, к этому администрация относится строго. К примеру, раз в неделю все танцовщицы взвешиваются («черный день»). Если девушка набрала больше одного лишнего килограмма, то ее не допускают к шоу, пока та не приведет себя в форму.

4. 1989 год. Танцовщицы в раздевалке «Мулен Руж»

Менеджеры «Мулен Руж» тщательно следят за интимной неприкосновенностью своих танцовщиц. После каждого шоу девушки выходят на улицу через тайный ход, где их забирают водители и развозят по домам. Если артистка сама допустила неподобающее поведение, ее уволят без разговоров.

5. 1989 год. В шоу принимают участие 50 танцовщиц, выбранных по особым критериям

Некоторые шоу готовятся год и больше - каждый элемент выступления должен быть отточен до совершенства. Именно поэтому на танцевальные номера в «Мулен Руж» равняются хореографы по всему миру, а знаменитости часто приглашают участниц шоу для своих концертов. Танцовщицы кабаре, к примеру, выступали с Кристиной Агилерой, Дитой фон Тиз и Кармен Электрой.

6. 1989 год. Танцовщицы за кулисами перед выходом на сцену

Все девушки в «Мулен Руж» работают под псевдонимами. Их настоящих имен не знает никто. Выбор псевдонима - прерогатива топ-менеджеров кабаре, танцовщица только однажды может отказаться от предложенного варианта, во второй раз ей так или иначе придется принять новое имя, которое останется с ней до конца работы в «Мулен Руж».

7. 1989 год. Акробаты разминаются перед выходом на сцену, где они исполнят номера в жанре мюзик-холла

Акробатические номера и танец на шесте - постоянные элементы шоу в «Мулен Руж».

8. 2001 год. Артисты отдыхают за кулисами «Мулен Руж»

Администрация «Мулен Руж» перепробовала много разных театральных и музыкальных жанров. На сцене кабаре ставили оперетты и ревю, иногда даже показывали фильмы, но сегодня, как и всегда, зрители приходят в «Мулен Руж», чтобы увидеть фирменный французский танец канкан.

9. 2001 год. То, что не видно на сцене «Мулен Руж»

О кабаре снято шесть полнометражных фильмов. Последний из них, выпущенный в 2001 году, восстановил былую славу «Мулен Руж». Сама лента возродила жанр киномюзикла, под ее воздействием появился фильм «Чикаго», получивший максимально положительные отзывы у публики.

10. 2001 год. Танцовщица разминается перед выступлением

«Визитная карточка» кабаре «Мулен Руж» - зажигательный канкан, который, главным образом, и привлекал посетителей. «Чтобы танцевать канкан, надобно иметь совсем особый темперамент, исключительный дух, тут нельзя ограничиваться воспроизведением составленной по правилам фигуры. Тут надобно изобретать, творить. Канкан - это сумасшествие ног. Когда я танцую, мною овладевает род помешательства: я забываю все… Музыка сжимается в моей груди, бросается в голову, как пары шампанского», - вспоминала о своей работе одна из известнейших танцовщиц «Мулен Руж» Маргарита Ригольбош.

11. 2002 год. В гримерке «Мулен Руж» танцовщицы наносят макияж

Конкуренция между танцовщицами в кабаре огромная. Испортить костюм или подсунуть перед самым выступлением сопернице туфли меньшего размера - в порядке вещей.

12. 2002 год. Шар из красных перьев

Вопреки расхожему мнению, в «Мулен Руж» никогда не исполняли и не исполняют стриптиз. Хотя существует легенда, что зародился он именно здесь, когда две слегка подвыпившие гостьи забрались на столы и раздевались под музыку, пока не остались совсем обнаженными. С тех пор стриптиз начал триумфальное шествие по миру, затмив фирменный французский канкан.

Артистической труппе «Мулен Руж» принадлежит шесть мировых рекордов. К примеру, группа танцовщиц канкана была награждена за самое большое количество взмахов ногами во время выступления.

Головная боль, плохое самочувствие - не причина, чтобы откреститься от выступления. В любом состоянии девушки должны выйти на сцену, улыбаясь.

Над костюмами в кабаре «Мулен Руж» работают так же тщательно, как над самими музыкальными номерами. Каждое шоу - это не просто танец, а яркое театрализованное представление, и сценические костюмы очень важны.

126 лет исполняется со дня открытия парижского кабаре «Мулен Руж»..

Шел 1889 год. В Париже вот-вот должна была открыться Всемирная выставка — та самая, для которой была возведена, как тогда предполагалось, временно, Эйфелева башня. Тогда же Жозеф Оллер и Шарль Зидлер готовились к открытию своего кабаре. Уже 6 октября компаньоны пригласили горожан на официальную презентацию. Новое заведение, появившееся вдали от популярного кабаре «Элизе-Монмартр», как бы расширило границы развлекательно-увеселительного района Монмартра.


«Мулен Руж», 1890 год

Заведение назвали «Мулен Руж», что в переводе означает «Красная мельница». При чем здесь мельница, спросите вы? Почему именно красная? Деревянную мельницу с крыльями красного цвета создал декоратор кабаре Леон-Адольф Вилетт, прозрачно намекнув на находящийся по соседству квартал красных фонарей. По другой версии, мельница цвета крови венчает собой гробницу парижского мельника Дебрея, с которым в 1814 году жестоко расправились солдаты вошедшей в Париж русской армии в отместку за убийство им своего офицера. Они, якобы, разделили тело мельника на четыре части и привязали останки к крыльям мельницы. Сей факт, говорят, и побудил молодых компаньонов открыть кабаре и дать ему такое название.


«Красная мельница» была открыта для всех. Сюда любили захаживать представители не только средних слоев общества, но и аристократические особы, деятели культуры и искусства. Если бы современные поклонники Оскара Уайльда и Пабло Пикассо смогли переместиться в «Мулен Руж» XIX века, они обязательно повстречали бы среди посетителей своих кумиров, вместе насладились бы знаменитым канканом — «визитной карточкой» этого кабаре. Кстати, этот танец, который еще называют «натуральной кадрилью», в 1850 году придумал Селест Могадо, а канканом его назвал британец Чарльз Мортон. Очень точно, не правда ли? Ведь с французского слово переводится как «шум, гам».



Танец в «Мулен Руж» . Анри де Тулуз-Лотрек, 1889 год

Французский художник-постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек, рисовавший не только картины, но и афиши для «Мулен Руж», увековечил канкан в своих произведениях. Заодно и звезд, его танцевавших. Живописец приходил в кабаре практически каждый вечер.


Ла Гулю и Валентин Бескостный на афише «Мулен Руж». Анри де Тулуз-Лотрек, 1891 год

Главной достопримечательностью «Мулен Руж» был канкан


Ему было от чего вдохновиться! Здесь восторженно рукоплескали Иветте Гильбер, Жанне Авриль, Ла Гулю, перешедших из соседнего «Элизе-Монмартр». Пользовались популярностью также танцор Валентин Бескостный и клоунесса Ша-У-Као.



Анри де Тулуз-Лотрек за работой, 1890 год

В 1890 году «Красную мельницу» своим присутствием почтил наследник британского престола, будущий король Эдуард VII. П ринц Уэльский был по частным делам проездом в Париже и не преминул заказать себе столик в знаменитом кабаре, чтобы посмотреть, что же это такая за кадриль, слух о которой пронесся далеко за Ла-Маншем. Ля Гулю, танцуя французский канкан, высоко выбрасывая ноги и задрав нижние юбки аж до головы, узнала венценосную особу и без всяких колебаний крикнула ему, приветствуя: «О, Гэльский, с тебя шампанское!».


Звезда «Мулен Руж» Ла Гулю, 1890 год

Уже через два года после открытия «Мулен Руж» стало самым популярным развлекательным заведением Парижа. Во многом благодаря наружной рекламе, которая магнитом притягивала все новых и новых завсегдатаев.

Впервые стриптиз был исполнен в «Мулен Руж»


В 1893 году две девушки, Манон Лавиль и Сара Браун, произвели настоящий фурор. Впервые не только в «Красной мельнице», но и вообще в истории был исполнен стриптиз. Дамы, разгорячившись спиртными напитками, забрались на стол и начали медленно раздеваться под музыку. Обе были натурщицами. Правда, сей экспромт восприняли не все, даже полицию вызвали. Девушек судить не стали, но зато с тех пор на стриптиз в «Мулен Руж» существует строгое табу.



Гардеробная «Мулен Руж», 1924 год

Сумасшедшие ночи в «Красной мельнице» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Закрывшись по причине пожара в 1915 году, кабаре вновь было открыто лишь в 1921, став храмом мюзик-холла. Знаменитые артисты — от Эдит Пиаф до Жозефин Беккер, от Мориса Шевалье до Ива Монтана — считали для себя честью выступать в «Мулен Руж».



Специальный эксперт оценивает и измеряет ноги потенциальных танцовщиц «Мулен Руж», 1930 год

В 1937 году Роберт Харман превратил зал «Красной мельницы» в ночной клуб, по тем временам суперсовременный. Обновилась и программа. К традиционному канкану и другим танцам добавились выступления иллюзионистов, аттракционы, развлекательные номера. В 1959 году кабаре расширилось — здесь появился еще один зал. Благодаря этому отдых в заведении стал комфортнее, так как владельцы смогли открыть при нем кухню. Получалось что-то вроде спектакля с ужином. Или ужина со спектаклем.

Знаменитые артисты считали для себя честью выступать в «Мулен Руж»


С 1962 года, когда руководство «Мулен Руж» взял на себя Джеки Клерико, мировые звезды, будучи проездом в Париже, считали для себя чуть ли не обязательным выступить на сцене этого кабаре. Лайза Миннелли, Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Джинджер Роджерс… В гала-концерте, посвященном 90-летию «Красной мельницы», выступали Питер Устинов, Шарль Азнавур, Джерри Ли Льюис.



Шарль Трене и Шарль Азнавур танцуют французский канкан в «Мулен Руж», 1955 год

С приходом Клерико началась новая эра «Мулен Руж» — расширение зала, гигантский аквариум и первый водный балет с обнаженными танцовщицами.



Водный балет «Мулен Руж», 1964 год

В 1963 году появилась новая программа «Фру-фру», которая имела оглушительный успех. С тех пор название каждого нового шоу в «Мулен Руж» суеверно начинается с буквы «Ф»: «Frou-Frou» (шелест), «Frisson» (дрожь), «Fascination» (очарование), «Fantastic» (фантастика), «Festival» (фестиваль), «Follement» (безумство), «Frenesie» (неистовство), «Femmes, Femmes, Femmes» (женщины, женщины, женщины), «Formidable» (великолепный). И, разумеется, в каждом шоу особое место отводится легендарному французскому канкану.



Елизавета II приветствует танцоров «Мулен Руж», 1981 год

Лишь однажды, в один из ноябрьских вечеров 1981 года, «Красная мельница» закрыла свои двери. Труппа была приглашена в Лондон, чтобы выступить перед Ее Величеством королевой.

Кабаре «Мулен Руж», колыбель французского канкана, отмечает свой 125-летний юбилей. На сцене этого увеселительного заведения в разные годы блистали зажигательные танцовщицы, завораживающие публику своей сексуальностью, пробуждая в мужчинах огонь желаний и наслаждение действом. Сегодня, в честь памятной даты, предлагаю познакомиться с 6 звездами «Мулен Руж».

Луиза Вебер
До того как стать звездой «Мулен Руж», Луиза прозябала в нищете, трудясь не покладая рук в прачечной своей матери. Артистизм рано проявился в юной особе, еще тогда, когда ей приходилось стирать красивые платья клиенток. Иногда она надевала их и отправлялась на подработку в один из французских клубов. Там она воплощала все свои мечты в реальности.

Танец ее был вдохновенным, дерзким, вызывающим. Это здорово заводило публику. Там и приметил ее один из основателей «Мулен Руж» Шарль Зидлер и пригласил работать в свое заведение. На тот момент Луизе было 23 года, в ней было много задора и огонька. Фишкой танца молодой девушки было резкое вскидывание ноги вверх и шпагат с душераздирающим воплем. Мужчины находили её очаровательной. Луиза пользовалось огромным успехом, а кабаре «Мулен Руж» превратилось в место, где стало модно бывать. Публика собиралась толпами, чтобы увидеть её танец. Девушку, обладающую хорошей растяжкой, прозвали Ла Гулю за способность незаметно брать бокал клиента и выпивать его, танцуя между столиками. А ее коронный номер лег в основу главного шоу «Мулен Руж». Она обладала безудержным темпераментом, фантазией, артистизмом и наглостью.

Мопассан в новелле «Маска» описал это представление: «Знаменитые плясуны своими антраша уже собрали вокруг себя плотное кольцо зрителей… Две женщины, бедра которых как будто соединялись с туловищем резиновыми шарнирами, выделывая ногами умопомрачительные па. Их ноги взлетали кверху с такой силой, что, казалось, уносились за облака, потом вдруг раздвигались во всю ширину, до самого живота. Скользя одной ногой вперед, другой назад, женщины чуть не садились на пол в быстром и сильном размахе, отвратительном и забавном. Кавалеры их подпрыгивали, «стригли» ногами и раскачивались, взмахивая приподнятыми локтями, точно обрубками ощипанных крыльев».

Луиза стала самой высокооплачиваемой исполнительницей канкана в Париже. Превратившись в «порочную и обаятельную, исступленную и плотоядную» Ла Гулю, как писали о ней современники, она быстро привыкла к славе, большим деньгам и сопровождавшим ее повсюду голодным глазам мужчин. К 1895 году Луиза стала достаточно богатой, чтобы покинуть кабаре и открыть свое дело. Все заработанные деньги она вложила в балаган на ярмарочной площади. Художник, завсегдатай кабаре Лотрек любезно согласился расписать декорации, и заведение открылось. За танцовщицей слыла слава бесстыжей королевы Монмартра, и публику, привыкшую к атмосфере кабаре, совершенно не тянуло в балаган. И хотя Луиза пыталась сделать свое заведение зрелищным: она исполняла «арабский» танец живота, участвовала в боях по французской борьбе, выступала укротительницей хищников, она обанкротилась. Свою депрессию Луиза стала заливать спиртным.

Беспорядочная жизнь и алкоголь не пощадили звезду канкана. А рождение мертвого ребенка и вовсе ускорило ее закат. Она уже не была прежней невесомой ласточкой, порхавшей по сцене: гормональная перестройка организма сделала свое гнусное дело - танцовщица сильно поправилась, расплылась, и ей пришлось покинуть «Мулен Руж».
Ла Гулю, у ног которой когда-то лежал весь Париж, осталась нищей. Она пробовала себя как актриса, но и это занятие не удалось. По привычке она иногда заходила в «Мулен Руж», давала автографы. Но новое поколение уже не обращало на нее никакого внимания. Луиза потихоньку скатывалась на дно. Перед входом в «Мулен Руж», никем не узнанная, похожая на бегемота она торговала цветами и сигаретами. Умерла она в 1929-м уличной побирушкой. На смертном одре седая беззубая старуха никак пытала приходского священника, простит ли ее Боженька.

Жанна Авриль
Потеряв ведущую танцовщицу Ла Гулю, владельцы кабаре срочно кинулись искать ей замену. Так в «Мулен Руж» появилась Жанна Авриль (настоящее имя Жанна Бодон), элегантная женщина, одевающая со вкусом, немного надменная, казалось, начисто лишена вульгарности. Преисполненная чувством собственного достоинства, новая танцовщица была полной противоположностью Луизы Вебер. Она совершенно по-иному покорила сердца завсегдатаев «Мулен Руж».

В жизни Жанны было все не так легко и безоблачно. С ранних лет она познала уличную жизнь, голод и холод, болезни. Страдая хореей (нарушение двигательной функции), девушка могла раскрыться только в танце. Резкие движения - следствие болезни стали изюминкой ее стиля. Жанна поразила публику контрастом внешности и темперамента: в хрупкой небольшого росточка девушке с грустным лицом «развращенного ангела» таилась женщина-вамп, огонь, вулкан. Посетители кабаре сразу же окрестили ее Ла Мелинит (динамит). Жанна танцевала без партнера, полностью отдаваясь во власть музыки и ритма. Ее канкан являл трагический диссонанс подавленного состояния души и эйфории от эмоции танца.

Будучи незаконнорожденной, Жанна была настоящей аристократкой, утонченной натурой, дружила с писателями, хорошо разбиралась не только в литературе, но и в искусстве. У Жанны были покровители, но она никогда не торговала собой и заводила романы только с теми, кто ей нравился. Авриль долго оставалась «звездой» «Мулен Руж», и даже рождение сына никак не отразилось на ее фигуре. В 42 года Жанна вышла замуж за графика Мориса Биаиса, ловеласа и гулену. После его смерти, бывшая звезда канкана доживала свой век в нищете. 75-летняя Жанна Авриль скончалась в доме для престарелых в 1943 году.

Иветта Гильбер
Дочь старьевщика и шляпницы с детства была окружена миром моды. В подростковом возрасте работала в швейном ателье, с 16 лет - продавщицей в универмаге. В 20 лет окончила курсы драматического искусства и решила посвятить себя сцене. Однако лицедейский опыт в Théâtre des Bouffes du Nord, Théâtre de Cluny, Théâtre des Nouveautés, Théâtre des Variétés принес ей разочарование. Не удовлетворенная третьестепенными ролями, стала петь в кафешантанах и выступать в мюзик-холлах. Там ее и приметил для своего кабаре Шарль Зидлер. В 1891-м она уже танцевала в «Мулен Руж». Была дружна с Зигмундом Фрейдом, ее пением был очарован писатель Марсель Пруст.

В поздние годы Иветта Гильбер занималась театральной антрепризой, вела хронику в газетах и журналах, выступала по радио, занималась преподаванием и режиссурой, написала несколько книг, снималась в кино. Умерла в 79 лет.

Ша-У-Као
Известная французская танцовщица и клоунесса получила свой псевдоним за исполнение непристойного танца, похожего на японский канкан. Она была любимой моделью художника Лотрека, которого восхищала эта женщина, не побоявшаяся открыто заявить о том, что она лесбиянка. На его картинах она изображена в цирковом костюме: шаровары до колен, лиф с пышными оборками и большой белый остроконечный колпак, украшенный желтыми лентами. Жозефина Бейкер
Пожалуй, самой экзотичной танцовщицей «Мулен Руж» была Жозефина Бейкер, темнокожая красотка, исполнявшая зажигательные танцы. Эта девушка, прошедшая путь от статистки до солистки в водевилях, исколесив с гастролями США, до прихода в «Мулен Руж» выступала в негритянском шоу «Черные птицы», премьера которого состоялась в Париже осенью 1925 года. Темпераментная, гибкая, искрометная молодая американская мулатка покорила Париж своим экзотическим видом и необычной, раскованной манерой поведения на сцене. Жозефина пела, танцевала, вертелась, кувыркалась, гримасничала и в этом комизме она была необыкновенно эротична. Притягательная сексуальность исходила не только от соблазнительного тела, но и жаркого дыхания, озорного блеска глаз.
Публика окрестила ее «Черной жемчужиной». Её выступления в «Мулен Руж» эпатировали танцем, насыщенным эротикой, почти полным отсутствием костюма (знаменитая юбочка из бананов или перьев - вот и все ее одеяние) и модной репутацией эксцентричной бисексуалки. А как Жозефина танцевала чарльстон! Один из критиков, описывая выступление Бейкер, восклицал: «Это не женщина, это не танцовщица - это нечто непостижимое, такое же восхитительное, как сама музыка».

Бейкер продолжила удивлять современников и за пределами сцены. Во время Второй мировой войны она стала участницей французского движения Сопротивления, работая на разведку своей новой родины. А после победы не раз выезжала в США с акциями в поддержку движения за гражданские права. Протестуя против расизма, Бейкер усыновила двенадцать детей разных национальностей и вероисповеданий.
Несмотря ан известность в парижской столице, Жозефину долго не хотели воспринимать в родной Америке. Только в 1990-м, то есть через 15 лет после ее смерти, в ее родном Сент-Луисе имя Бейкер появилось на городской Аллее славы.

Владлена Красильникова Современная яркая танцовщица «Мулен Руж». Из русских в этом кабаре она появилась раньше всех. В бурные 1990-е, будучи мастером спорта по художественной гимнастике, она стала участницей мюзикла Максима Дунаевского «Американец в перестройке», затем попала в шоу-театр на Тверской, вместе с которым гастролировала по Западной Европе.
«Меня заметила одна русская дама, которая жила во Франции. Она привезла мои фотографии в Париж и показала директору кабаре «Крейзи хорс» Алену Бернадену» . Так Красильникову пригласили в Париж на просмотр, но для этого шоу она оказалась слишком рослой (178 см вместо 173). Бернаден посоветовал красивой девушке попытать счастья в «Лидо» или в «Мулен Руж», что она и сделала. Узнав, что прошла в оба заведения, Влада выбрала тот, что ей по душе: «Мулен Руж» - это история, помноженная на высокий профессиональный уровень режиссуры и танца. Это исторический памятник Парижа. Это настоящий мюзик-холл с прекрасными артистами, великолепными костюмами и потрясающей энергетикой». Начала Влада с освоения канкана, самого тяжелого по физической нагрузке номера ревю. Пять недель она ежедневно три часа в бешеном темпе «кидала ноги за уши», разучивала сложные акробатические элементы и падала с прыжка на шпагат, чтобы потом на сцене заражать куражом публику, легко танцуя классический канкан в тяжелом костюме (на одну только юбку идет сотня метров ткани).
Яркая внешность, отличная спортивная подготовка, волевой характер, выносливость и работоспособность, хорошая обучаемость и импровизация помогли ей вскоре стать ведущей танцовщицей «Мулен Руж». Она начинает выступать топлесс, с обнаженной грудью. «В России я бы никогда не стала этого делать. Там на тебя смотрят в этом случае как на девушку легкого поведения. Здесь же совсем другое: высокая культура зрителей и очень профессиональный подход к спектаклю».

Владлена Красильникова переодеваться до 15 раз. Масса перьев на толстом проволочном каркасе, который девушка надевает на себя как рюкзак, весят от восьми до двух десятков килограммов. Танцевать в них нелегко, а улыбаться ещё сложнее, недаром артисток topless преследуют профессиональные травмы: смещение позвоночных дисков, стертые до крови плечи и ключицы.
В «Мулен Руж» Красильникова на «должности» примы она продержалась почти десять лет. Уйти ей пришлось из-за профессионального заболевания - оказывается, несколько лет подряд Влада выступала с раздробленной костью стопы.