Презентация на тему "Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!"

Класс: 2 Г

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Музыкальный глобус: Путешествуем по России?»

Цель: Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен

Задачи:

Образовательные: увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивающие:

развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.

Воспитательные:

воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительное отношение к музыкальному наследию России;

Понимание ценности многонационального российского общества. Культурного разнообразия России.

Метапредментые:

Самостоятельно исполнять музыкальные произведения.

Предметные:

Воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен.

Оборудование: презентация по теме, Учебник по музыке УМК «Планета знаний» Т.И.Бакланова.

Структура:

    Организационный момент.(1 мин)

    Новый материал.(20-25 мин)

    Этап закрепления изученного материала.(10мин)

    Итог урока. Рефлексия.(5мин)

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Как ваше настроение?

Все готовы к уроку?

2.Новый материал.

(На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Определение темы урока:

А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.

Слово учителя:

Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.

Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…

Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…

Дочь лежит и спать не хочет,

Мнёт бельё постельное.

Мать вокруг неё хлопочет

С песней …. (колыбельною) .

А какие колыбельные песни вы знаете?

Давайте посмотрим клип на песню «Спят усталые игрушки»

2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…

Если очень много дела,

Запевайте песню смело.

Вяжут, ткут, прядут и жнут,

Эти песни любят труд. …. (трудовые) .

Давайте прослушаем песню «Прялица»

3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.

Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли.

(Дети играют в игру «Пошла коза по лесу»).

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И глазками поводим, поводим, поводим,

Туда-сюда походим, походим, походим,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И все начнем с начала, с начала, сначала.

4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:

На гулянке, на вечёрке,

И под горкой, и на горке

Собирается народ,

Он и пляшет, и поёт.

Песни бодрые, живые.

Эти песни …. (плясовые) .

Просмотр отрывка из мультфильма (2.50) - Русская народная плясовая – Камаринская

На лугу иль на опушке

Вместе собрались подружки.

Удивляется народ:

Это что за хоровод?

А сейчас немодные

Песни …. (хороводные) .

Песня « Во поле берёза стояла…»

5. А чтоб развеселить друг дружку,

Они всегда поют …. (частушки) .

А какие частушки знаете вы?

Прослушаем частушки….

6. Наступает ночь – отдыхать пора. А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».

Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».

Жанр лирической песни

(Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.

7. Про любовь в них и про дружбу,

Про войну в них и про службу,

Прижимая автоматы,

Их всегда поют …. (солдаты, солдатские) .

А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.

А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …

Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»

3.Этап закрепления изученного материала.

Ребята, чем занимались на уроке?

Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..

Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

(о русской народной песне)

Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)

Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?

(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские-рекрутские, трудовые песни и частушки).

Написаны народом и для народа.

Одинаковы были произведения?

Разные по характеру, движению, смыслу, настроению.

Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр.

(слово на доске).

    Итог урока. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Было что-то сложное для вас?

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

(базовый уровень)

3 «А», «Б», «В», «Г», «Д» классы

Составитель: Павлова Вера Владимировна

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы по музыке для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по музыке Усачева В.О., Школяр Л.В.

Рабочая программа по музыке ориентирована на обучающихся 3 классов.Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, 34 учебных недели, что составляет 34 учебных часа в год.Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы по музыке Усачева В.О., Школяр Л.В. рекомендованной Министерством образования и науки РФ Музыка: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/В.О.Усачѐва, Л.В.Школяр. 3-е издание, дораб. и доп. - М: Издательский центр «Вентана - Граф» 2013.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

В системе предметов общеобразовательной школы курс музыки представлен в предметной области «Искусство».

Назначение «Музыка» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных.

Личностные УУД:

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные УУД:

Метапредметные результатыхарактеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

Предметные УУД:

Предметные результаты изучения музыкиотражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

Формирование общего представления о музыкальной картине мира;

Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Музыка»

Обучающийся научится:

Определять на слух основные жанры музыки

Участвовать в коллективном пении

Узнавать изученные музыкальные произведения

Обучающийся получит возможность научиться:

Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

Знать об истоках происхождения музыки;

Различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

Понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

Определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

Знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего

мира и внутреннего мира человек

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка -различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая

скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни.

Народное музыкальное творчеств-«энциклопедия» русской интонационности (12 ч)

Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (6 ч)

Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С.Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения.

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре (6 ч)

Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков.

3. Тематическое планирование уроков музыки в 3«А», 3«Б»,

3«В»,3«Г»,3«Д»классах

(1 ч в неделю, всего 34 ч.)

урока

Тема урока

Количество часов

Дата
проведения

урока

Коррекция
даты проведения урока

Тема 1. « Характерные черты русской музыки» 8часов.

Путешествие на родину русского музыкального языка. Едем в фольклорную экспедицию

Входная контрольная работа

Как это бывает когда песни не умирают

Едем на Север

Едем на Юг

Специфика народной песни

Функции и особенности народной песни

Своеобразие песенного фольклора Московской области

Тема 2.«Народное музыкальное творчество- энциклопедия русской интонационности» 12 часов

Мелодизм, напевность народной песни

Жанры народной песни

Исторические песни и былинный эпос

Героико-патриотическая тематика

Лирические песни

Походные песни

Календарные песни. Обрядовые песни

Контрольная работа за первое полугодие (Тест)

Частушки и страдания

Плясовые песни

Народная песня в царских палатах

Связь народной и композиторской музыки

Тема 3. «Истоки русского классического романса» 6часов

Русский романс

Крестьянская песня

Городская лирика

Старинный романс

Городской салонный романс

Лирический романс

Тема 4. «Композиторская музыка для церкви» 2 часа

Музыка в храме

«Богородица Дево, радуйся»

Тема 5. «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре» 6 часов

Обработка народных песен

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов

Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов

Картины народной жизни в музыке композиторов. Сказка ложь,

да в ней - намек…..

Переводная контрольная работа (Тест)

Русская сказка в произведениях композиторов

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература

Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 3 класс Усачева В.О., Школяр Л.В. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Музыка. Методическое пособие для учителя. 3 класс Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Учебно-методические комплекты к программе «Начальная школа ХХI века» по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Учебник по музыке 3 класс

Сборники песен и хоров

Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс. Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В.- М.: Вентана-Граф, 2014

Электронные учебные пособия

Классическая музыка кинофильмов CD

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства CD

Вольфганг Амадей Моцарт CD1,CD2,CD3.

Интернет-ресурсы

WEB-ресурсы для реализации ФГОС Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fgos/

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

Музыкальное путешествие в Италию

  1. Италия - страна хранительница величайших культурно исторических ценностей (краткий художественно исторический экскурс).
  2. Италия - родина оперы, родина бельканто.
  3. Чудо-город Венеция.
  4. Музыкальное посвящение М. Глинки - романс «Венецианская ночь».
  5. Знакомство с жанром баркаролы.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь» (слушание);
  2. Н. Паганини. «Каприс» № 24 (ля минор);
  3. П. Чайковский. «Итальянское каприччио» (по желанию педагога);
  4. «Санта Лючия». Итальянская народная песня (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира.
  2. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
  3. Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении.

Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников.

Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей.

Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники.

С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка).

Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто (bel canto по-итальянски - прекрасное пение).

Вы знакомы с творчеством русского композитора, основоположником русской классической музыки. М. И. Глинка создал основы русского музыкального языка.

Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь ребёнка – быть ему музыкантом.

Музыка М. Глинки полна народности, музыковед В. Стасов пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка родился, провёл первые годы и получил первое своё образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности. Которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в сердце России». М. Глинка был первым русским композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот почему М. Глинка считается первым русским композитором.

Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и они сами почтительно стали называть его «маэстро», что означает «учитель». В память о своём пребывании в Италии Глинка сочинил замечательный романс, который называется «Венецианская ночь».

Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят длинные гондолы (гондола – венецианская лодка). И в Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы) непременно пели песни. Эти песни получили название «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском языке произносится как «барка».

Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный. Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение лёгкого покачивания.

В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел.

И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки.

Послушайте начало этого романса.

Ночь волшебница дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной.
Окружён волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зелёных берегов.

(Слова И. Козлова)

Вслушайтесь в музыку романса, в его слова.

Слушание: М. Глинка. Романс «Венецианская ночь».

  1. Какой характер у романса? (Изящный, изысканный, утончённый, нежный.)
  2. В каком жанре сочинил композитор этот романс?
  3. Как переводится слово «Баркарола»?
  4. В каких жанрах создавал музыку М. И. Глинка?
  5. Какая музыка М. И. Глинки вам запомнилась больше всего?
  6. Что рисует сопровождение романса?

Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого итальянского композитора, автора произведений для скрипки по имени Никколо Паганини.

Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству, говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У Паганини было много завистников, не раз перед концертом ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне.

Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н. Паганини, оно называется «Каприс». Обратите внимание на форму музыки и её развитие.

Слушание: Н. Паганини. «Каприс».

  1. Попробуйте спеть лейтмотив «Каприса» Н. Паганини.
  2. Повторялся ли лейтмотив в течении пьесы? (Да.)
  3. Менялся ли он в своём оформлении? (Да.)
  4. Как называется такая музыкальная форма? (Вариации.)
  5. Назовите автора этого произведения.
  6. Паганини был не только великим композитором, но и великим исполнителем. На каком музыкальном инструменте он играл?
  7. Как называется музыкант, который блестяще играет на музыкальном инструменте? (Виртуоз.)
  8. Надо ли быть виртуозом, чтобы исполнять сочинения Н. Паганини? (Да.)
  9. В какой стране родился и жил Н. Паганини? (В Италии.)

Запомни!
Баркарола

Вопросы и задания:

  1. Что в музыкальном путешествии по Италии вам запомнилось больше всего? Почему?
  2. Что такое баркарола? Каковы её особенности?
  3. Какие картины возникают во время прослушивания романса М. Глинки «Венецианская ночь»?
  4. Что, по-вашему, изображает ритм в этом романсе?

Дополнительный материал

Пётр Ильич Чайковский в 1879 -1880 годах жил в Италии.

Внимательно вслушивался композитор в итальянскую народную музыку, распеваемую уличными певцами. Особенно запомнился многодневный яркий, красочный карнавал (правда, немало утомивший своим шумом, «беснованием»). Под его впечатлением Чайковский решил написать фантазию на народные темы для симфонического оркестра - «Итальянское каприччио». Он хотел, чтобы весёлая, светлая пьеса возбуждала жажду жизни, охоту танцевать и веселиться.

Слушание: П. Чайковский. «Итальянское каприччио».

Открывается эта одночастная пьеса звуками фанфары - сигнала, который Пётр Ильич слышал ежедневно в Риме из военных казарм, находившихся рядом с его отелем. За медленным вступлением следуют, сменяя один другого, эпизоды, контрастные по настроению: то грустные, печальные, то празднично приподнятые, светлые, то песенные, то танцевальные.

Произведение состоит из нескольких танцев, следующих один за другим без перерыва, каждый из которых основан на мелодии, услышанной композитором в Италии, начиная с имитации военного духового оркестра и знаменитой неаполитанской песни - до захватывающей тарантеллы в финале.

В презентации использованы фото достопримечательностей Италии, репродукции картин художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рубенса Санторо, Ивана Айвазовского, Уильяма Тёрнера, Эмилио Фоссати и др.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Венецианская ночь
Паганини. Каприс для скрипки № 24
Чайковский. Итальянское каприччио, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.


























1 из 25

Презентация на тему: Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!

№ слайда 1

Описание слайда:

Министерство образования РФ ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра словесности и культурологии КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Музыкальное путешествие. Родина моя – Россия!» Выполнила: учитель музыки МОУ СОШ № 11 г.Выкса Нижегородской обл. Королёва С.В. 2009/2010 учебный год

№ слайда 2

Описание слайда:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Пояснительная записка: Предлагаемый раздел по теме «Музыкальное путешествие. Родина моя –Россия!» ориентирован на воспитание школьника как гражданина и патриотаРоссии, развитие его духовно-нравственного мира и национальногосамосознания. Данная тема проходит в начальной школе и имеет продолжение в среднем и старшем звене. Познакомить учащихся с многообразной и многоликой культурой русского музыкального искусства,формировать основы музыкальной культуры. Развивать умения слушать, размышлять и сопереживать, различать средства художественной выразительности,развивать творческие способности в разных видах деятельности,развивать мыслительные операции: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к музыкальным занятиям,воспитывать музыкальный вкус учащихся, исполнительскую культуру, уважение к истории России и традициям своего народа.

№ слайда 3

Описание слайда:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В результате тестирования и наблюдения учащихся можно сделать вывод о достаточно хорошем уровне развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания. Из 22 учащихся класса 19 человек в течение всего урока способны удерживать внимание. И только 3 человека с трудом сохраняют усидчивость в течение урока. Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастному развитию. Большая часть - 15 человек способны усваивать материал без особых затруднений, из них - 8 человек способны выдерживать более серьёзную нагрузку. По результатам диагностики уровня развития и обученности учащихся класса можно разделить на 3 группы: 1 группа – 8 человек (36%). Дети с высоким уровнем развития 2 группа– 10 человек (46%). Дети со средним уровнем развития. 3 группа – 4 человека (18%). Дети с низким уровнем развития.

№ слайда 4

Описание слайда:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В результате изучения раздела ученик должен научиться:воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, различать образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действиях). Ученики способны решать следующие жизненно-практические задачи: восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах;передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:Информативный способ передачи знаний в процессе обучения, обращение к мотивирующему обучению; сценарии уроков выстраиваются по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение;активный творческий поиск педагога и учащихся; беседа - диалог, ролевая игра, коллективные формы творческой работы, сочетание коллективной и индивидуальной работы (игра, пение, импровизация, творческие тетради, сочинение частушек, сказок, баек, создание рисунков, пластических импровизаций и т.д.);комплексное использование разных видов искусства (музыки, литературы, живописи);

№ слайда 7

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ:Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Демонстрация на уроках музыки презентаций способствует решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.Использование ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «РОССИЯ - ЛЮБИМАЯ НАША ДЕРЖАВА!» 4 А класс 1 четверть /10.09.2009г./ Тип: Урок-экскурсияЦель урока: познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России.Задачи: познавательные:-формировать представление о культуре России;-ввести в познавательную деятельность и словарь учащихся термин – гимн, символика;-формировать умение слушать, запоминать, размышлять;-познакомить уч-ся с музыкой С.В.Рахманинова;развивающие:-развивать познавательные процессы учащихся: мышление, внимание, память;- побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов;-обогащать словарный и музыкальный запас учащихся,воспитательные:- воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии; - воспитывать взаимоуважение друг к другу, адекватную оценку себя и своего товарища.-воспитывать положительную мотивацию к учению.

№ слайда 10

Описание слайда:

Оборудование и материалы к уроку: Выставка книг.“Мне Россия – мать родная, Дом родной, земля святая” (Боков).Портретная галерея русских поэтов и музыкантов.Экспозиция картин русских художников.Эпиграф на доске:О, Россия!С нелегкой судьбою страна…У меня ты, Россия,Как сердце одна,Я и другу скажу, Я скажу и врагу –Без тебя, как без сердца,Прожить не смогу.(Юлия Друнина)фортепианомагнитофонучебник Музыка.4 кл. 1ч.: уч.для общеобразовательных учреждений/В.В.Алеев.-2-е изд., стереотип. М.:«Дрофа»,2008 ИКТ План урока: Организационный момент – 2 мин.Подготовка к восприятию нового материала–3 мин.Изучение нового материала – 25 мин.Закрепление новых знаний – 5 мин.Подведение итогов урока - 3 мин.Задание на дом – 2 мин.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Флаг РоссииК царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”. Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и синий. На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность.

Открытый урок по музыке

Тема «Россия – Родина моя».

3 класс.

Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств – истории, музыки, живописи, кинематографии создать образ героя, защитника Отечества – князя Александра Невского, крестьянина – Ивана Сусанина.

Цели урока:

    Образовательные :

    ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «выразительность и изобразительность»;

    оценить значение творчества великих русских композиторов С.Прокофьева и М. Глинки в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

    провести анализ музыкальной формы, используя выразительные средства музыки: темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

    Развивающие :

    формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

    прививать бережное отношение к истории своего народа;

    показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа Александра Невского;

    показать стремление композиторов передать народность в своих произведениях.

    Воспитательные :

    пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

    воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Результаты освоения учебного материала

Личностные результаты:

    Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

    Целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

    Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

    Формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

    Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

    Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

    Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

    Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» в соответствии с целями и задачами деятельности;

    Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами коммуникации;

    Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений;

    Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);

Предметные результаты:

    Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

    Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых произведений;

    Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

    Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

    Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

    Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической; понимать содержание, интонационно-образных смысл произведений разных жанров и стилей;

    Умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, игре на детских музыкальных инструментах.

Средства обучения:

    Учебник «Музыка. 3 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, (Москва, Просвещение, 2012 г.)

    Музыкальный центр.

    Фортепиано.

    Компьютер, DVD, CD, проектор, презентация.

    Репродукции картин и икон русских художников.

    Детские инструменты.

    Маски для творческого задания.

Виды деятельности на уроке:

    Исполнение народных и композиторских песен – с инструментом и a capella , пение каноном, пение с игрой на детских инструментах, пение с ритмическими движениями.

    Восприятие музыки.

    Музыкальный анализ произведения.

    Работа с учебником.

    Просмотр видеофрагмента.

    Творческое задание по актерскому мастерству.

    Закрепление ключевых понятий – кантата, ария, контраст.

    Беседа о роли русских героев в современном мире.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Вход в класс хороводным шагом с пением песни «Уральский хоровод». Перестроение.

Исполнение - «Гимн РФ».

1 слайд.

Учитель:

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.

Каких русских героев вы знаете? О ком мы уже разговаривали на уроке музыки?

Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому, Ивану Сусанину. Эти имена на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Более восьми веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое, народном заступнике. Православная церковь причислила благоверного князя Александра к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образа новое осмысление.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший человек. Его образ представлен не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и картинами художников; написаны романы, поэмы, стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

2 слайд.

Александр Невский был праправнук Александра Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военачальниками.
У: Фамилию Невский он получил при рождении?
Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.
У: Почему народ стал называть его Невским?
Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке.

Художники – Михаил Нестеров и Петр Корин языком живописи (палитра, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ А.Невского, причем каждый художник передал свой образ Невского. Сравните эти картины.
Д: Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются.
У: Эти художники создали яркие и по-своему контрастные образы русского полководца, а кто из русских композиторов создал незабываемый образ Александра Невского?
Д: Сергей Сергеевич Прокофьев.

3 слайд.

Работа с учебником .

(«Музыка» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина, 3 класс, стр. 16)

Что такое кантата?

Учитель: Мы с вами изучали из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» хор «Вставайте, люди русские». Сейчас мы посмотрим фрагмент из художественного фильма Эйзенштейна «Александр Невский», где звучит этот хор.

Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский».

У: Какие средства выразительности использует кинорежиссер для того, чтобы передать картину сбора всего народа на войну?

Д: Массовые сцены. Люди идут со всех сторон на призыв. Люди вооружаются.

У: Какие средства выразительности использует композитор, чтобы передать, что все собираются на войну?

Д: Набатный колокольный звон, маршевый характер, ударные инструменты выходят на первый план.

Исполнение хора «Вставайте люди русские» (1 и 2 темы).

У: Давайте сравним эти две темы, опираясь на основные средства музыкальной выразительности – темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. При сравнении будем употреблять выражения «1тема» («Вставайте люди русские…») и «2тема» («На Руси родной …»).

Дети разделяются на 2 группы и подбирают средства музыкальной выразительности, соответствующие их песне.

Анализ музыкальной формы.

Средства
музыкальной

Выразительности 1 тема 2 тема

Темп: быстрый медленный Регистр: средний высокий
Тембр: пронизывающий мягкий
Мелодия: отрывистая плавная
Лад: минор мажор
Интонация: тревожный марш народная песня
Динамика: форте пиано

У: Художники П. Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А композитор С. Прокофьев создал средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст .

Творческое задание:

У: Кто-то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском. А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?
Д: (поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)
У: Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса взял бы на главную роль?

Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.

У: Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»
2. «С родной земли умри, а не сойди!»
3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»

Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.

Учитель:

Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними.

Из какого произведения этот отрывок?

Д: опера М.Глинки «Жизнь за царя».

4 слайд.

Исполнение фразы из «Арии Сусанина».

5 слайд.

Поляки, проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завел их в непроходимую глушь.

«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

6 слайд.

Иван Сусанин, простой крестьянин, погиб, защищая свою страну от захватчиков.

Учитель: М.И.Глинка заканчивает оперу «Жизнь за царя» хором «Славься!», воспевая подвиг не только Ивана Сусанина, простого крестьянина, подвиг всего русского народа в борьбе за свою землю, свою страну, свою Родину.

Слушание хора «Славься!».

Какой вид колокольного звона звучит в конце произведения, почему?

Д: Праздничный колокольный звон, потому что победили врага.

Композиторы С.Прокофьев и М.Глинка в своих произведениях, каждый по-своему, передают русскую культуру, русскую историю. Это напевность русской песни, народные интонации, колокольный звон - в одном случае – набат, в другом праздничный трезвон. А так же раскрывают образ русского героя: в одном случае – полководца, в другом – простого крестьянина.

Мы с вами учили р.н. песню «Со вьюном я хожу».

- Сделайте музыкальную характеристику этой песни.

Д: Эта песня исполняется хором, a capella , канон, певучая.

Исполнение р.н.п. «Со вьюном я хожу» каноном с детскими инструментами.

Исполнение «Уральской казачьей» с ритмическими движениями.

Итог:

У: О чем мы сегодня говорили?

Д: О подвиге русских героев. О том, как художники, писатели, композиторы воспевают в своих произведениях нашу страну, людей, которые посвятили свою жизнь защите Отечества.

Учитель музыки МОУ «СОШ № 40» – Платицина Лариса Александровна Страница 7