Что составляет суть композиции. Основные виды композиций в искусстве

Павел Иванович Чичиков - главный герой поэмы "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя.

Чичиков в поэме среднего возраста. Родился в бедной семье. Родители не хотели такой жизни своему сыну, поэтому воспитывали его, прививая способности к добыче денег. Отправляя сына учиться, отец наказывал Павлу угождать учителям, беречь каждую копейку и во многом себе отказывать. Не заводить друзей, так. как толку от них никакого, а дружить только с богатыми, от которых будет польза.

Павел Иванович так и сделал и закончил учебу с хорошими рекомендациями от преподавателей. С одноклассниками он хитрил: делал так, что они с ним делились, а потом им же эти вещи и продавал. Чичиков был очень способным молодым человеком, умным. Однажды смастерил фигурку из воска и продал ее, завел мышку, занялся ее дрессировкой и тоже продал за хорошие деньги. Умел быстро считать арифметику в голове, имел склонности к математическим наукам.

Внешне Чичиков был привлекательным. Немного полным, но в меру. Ему очень нравилось его лицо, особенно подбородок.

Павел Иванович сильно хотел разбогатеть. Но богатства он хотел не для того, чтобы просто оно было. Он хотел от души пользоваться этими благами и жить шикарной жизнью. Хотел обеспечить своих будущих детей и оставить им наследство. После учебы поступил на службу. Всячески угождал начальству, что располагало их к нему. Освоившись, стал брать взятки, про которые узнали, и Чичикову пришлось оставить службу. Сумел скопить много денег, но и с ними тоже ничего не вышло.

Но и после этого Чичиков не сдавался и решился на новую авантюру: скупить мертвые души, а потом продать за хорошие деньги, как живые. У него были хорошо развиты психологические качества. Из-за способности угождать людям, Павел Иванович выучил психологию людей и умел найти подход к каждому. Он тщательно изучил привычки господ из высшего общества и научился применять их к себе. Также он умел мастерски лицемерить, чтобы добиться своей выгоды, выдавая себя за честного и благородного человека. То что Чичиков из простого народа выдавало только его незнание французского.

Несмотря на его качества, присущие только подлым людям, у Павла Ивановича были и обычные. Он был сострадательным человеком, всегда подавал монету бедным. С женщинами он не водился, так как знал, что до добра это не доведет. У Чичикова полностью отсутствовали романтические наклонности. Мысль, кроме как женщина красива, дальше у него не развивалась.

Если просмотреть внимательно поэму, то можно заметить, что у Чичикова присутствуют те же качества, что и у людей, у которых он покупал души. Этим и объясняется то, что он быстро находил с ними общий язык.

Сочинение про Чичикова

Знаменитая поэма писателя относится к тем незабываемым вещам искусства, которые представляют собой обобщение в виде художественных масштабов, направленное на решение проблем жизни человека. Пустота в духовном мировоззрении людей скрывается не только в условиях общества, но и в особенностях склада личности.

По-особому, ярко показал автор одного из таких представителей - Павла Ивановича Чичикова. Отсутствие интереса к жизни данного персонажа подчеркивается тем, что в его духовных поступках не происходит никаких изменений, он весь находится в какой-то суете. Его бричка долго не сходит с какого-то заколдованного круга. Вся жизнь подчинена одной цели- обогащению ради достижения хороших условий. Эта простая мечта и подпитывает его энергию. Главный герой не забывает совет отца о том, что нужно беречь каждую монету. Чичиков перестает сочувствовать людям. Это видно из его жизни. Он бросает учителя, который совсем спился, совершает предательство в отношении руководителя по службе, предается радости высокой смертности крестьян, однако может всем угождать, в особенности высокопоставленным чиновникам.

Обучаясь в училище, Чичиков, благодаря своей опрятности и усердием, становится одним из любимых учеников. На службе также добивается признания начальства. Прибыв в город NN, он также продолжает говорить лестные слова местным чиновникам. Из каждой беседы Павел Иванович берет для себя какую-то выгоду. Даже Гоголь, изображая его образ, подчеркивает некоторую неопределенность в его виде. Так, разговаривая с Маниловым, он предстает перед нами юношей, бесконечно всем восторгающим, а в беседе с Плюшкиным сидит важный господин, который много повидал в жизни. Прямодушие чуждо Чичикову. Ему радостно только от того, что он совершает выгодную сделку. Чичиков даже напевает после того, как он удачно приобрел мертвые души у Плюшкина. Мы видим, что даже речь наполнена пошлыми словами, особенно это представлено в разговоре с Ноздревым о красивой блондинке. Чичиков вынужден совершить бегство из города, но и на этот раз он достиг своей цели, приблизился еще на один шаг к своим счастливым моментам, а все остальное для него не важно.

Подробный анализ героя

Чичикова считают главным образом, вокруг которого ставится сюжет поэмы. Это можно понять с первых страниц, когда автор начинает описывать характер героя и его окружение. Сам Гоголь не был уверен, что Чичиков понравится читателям. Такое заявление кажется абсурдным лишь до того момента, пока Павел Иванович не показывает свою истинную натуру.

Изначально Гоголь показывает положительные стороны Чичикова: его умение вести разговор, направлять его в нужное русло, умение вовремя остановиться или, наоборот же, подметить множество деталей лишь одним метким словом. Это все показывает опыт, воспитанность, благородное поведение и ум персонажа. Все, с кем общался герой, отмечают разные положительные качества его характера.Это наталкивает на мысль, что Павел Иванович мастерски умел подбирать ключи к общению с абсолютно разными людьми, как по возрасту, так и по статусу.

Гоголь считает важным показать в образе героя биографию, в ходе повествования которой отмечает, почему персонаж стал таковым, какой есть сейчас. Построение существующего обличия Чичикова началось еще в детстве, когда отец объяснял маленькому мальчику простые истины, вроде того, что любую копейку нужно беречь. В результате это привело к тому, что Павел Иванович научился находить выгоду во многом. Приведены даже слова о том, что Чичиков промышлял созданием и продажей восковых и красиво выкрашенных снегирей.

Став старше, персонаж учится понимать людей. Хорошо выучив своё институтское начальство, он без труда находить способы общения. В результате ему выдали хороший аттестат с отметкой о надлежащем поведении. Думая о том, что будет с ним дальше, Чичикову было проще всего представить себя в роли богатого и состоявшегося человека.

Скверный характер героя особо проявляется в моменты его службы в разных организациях. Путем взяток и мошенничества, персонаж быстро становится богатым. Но неправильное поведение замечают, его разоблачают быстро и итогом всех дел становится полный провал. После нескольких неудач Чичиков решает: ему нужно приобретать мертвые души.

Чичиков знал о том, что ревизия и подати, которые уплачивают помещики во время её проведения, больно бьет владельцев душ по кошельку. Гораздо дешевле выходит, если считать тех, кто умер во время перерыва между ревизиями, живыми.

Именно поэтому герой оказывает в губернском городе. Его цель – мертвые души. Как только он оказался в городе, пришлось действовать. Он усиленно посещал городские мероприятия, наведывался к чиновникам, знакомился с ними и льстил им. Чичиков пытался выяснить, кто бы мог предоставить ему мертвые души. Это говорит о том, что в образе есть место хладнокровной расчётливости.

Не составило труда для Чичикова обрести здесь друзей. Он умело выстроил нужные ему связи даже с такими личностями, с причудами которых нелегко смириться и понять их. Показывая свои качества мечтателя, Павел Иванович бесплатно получил от Манилова мертвые души, получил их он так же и от Собакевича, и от Коробочки.
«Подлец» - вот что говорит о Чичикове его автор.

И действительно, насколько бы живого и интересного не было добавлено в образ Павла Ивановича, его отрицательные качества никак не остаются в стороне. Эта его «плохая» сторона полностью перекрывает все хорошее, что только можно было бы наблюдать. Эгоизм, нежелания принимать чужую сторону, стремление получить высокий доход и неучастие в делах общественности – вот что главным образом сочетает в себе герой Гоголя Чичиков Павел Иванович. А имеющиеся проявления снисходительного отношения и понимания в редких случаях, умение веселиться – лишь качества, показывающие живого человека.

Гоголь очень умело подчеркнул неопределённость в образе Чичикова, внешне персонаж у него ни толст ни тонок, не красавец и не урод. Характер персонажа довольно не простой, понять его порой сложно. Гоголь тщательно исследуя поступки и мысли героя, наталкивает читателя на мысль, что в рассуждениях Чичикова есть некая справедливость, но в то же время называет его подлецом.

Главным предметом внимания в «Мертвых душах» стал новый в русской литературе тип «хозяина, приобретателя». Цель изображе­ния этого героя - «вперя в него испытующий взгляд, изведать его до первоначальных причин» и снять налет внешней благопристойности:

Все сказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах…

Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его… Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек.

Но не только умением скрыть свои пороки под маской доброде­тели отличается Чичиков от других героев. «Надобно отдать спра­ведливость непреодолимой силе его характера», - пишет Гоголь. Энергия, предприимчивость, деловая сметка как бы приподнимают Чичикова над застывшим миром «мертвых душ». Именно с образом Чичикова были связаны замыслы Гоголя о духовном воскресении и возрождении человека. Отголоски этих идей слышны уже и в пер­вом томе, хотя его Гоголь писал по образцу «Божественной коме­дии» Данте, и Чичиков играет роль Вергилия, проводника в «аду» «мертвых душ».

«Живое » и «мертвое » тесно переплетается в Чичикове. Деньги нуж­ны герою не как цель, а как средство. И хотя Гоголь иронизирует над заботой Чичикова о несуществующих потомках, все же мечты о доме, семье глубоко значимы и для автора. И если Плюшкин своей скаредностью разрушает семью, то Чичиков, как только появляются у него средства, заводит домик и начинает присматривать хозяйку. Стремлением к семейному счастью обусловлено и внимание к губер­наторской дочке. Размышления Чичикова о судьбе девушки перекли­каются с мыслями автора о «первоначальных причинах», об услови­ях формирования характеров:

Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться. Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выдет дрянь1.. Откуда возьмется и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать большие, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выдет просто черт знает что!

Чичиков - единственный герой, чья жизнь предстает не отдель- ными эпизодами, а последовательно, шаг за шагом. Правда, в самой поэме Чичиков предстает и действует как уже сложившийся харак­тер, но в экспозиции (11 глава) показано его становление.

Анализируя 11 главу, обратите внимание на то, как осваивал Чичиков «науку жизни », выделите основные этапы развития ха­рактера:

Происхождение («Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает»);

Детство («Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно., ни друга, ни товарища в детстве!»);

Наставления отца («Смотри, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам.. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете… копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»);

Учеба в училище («Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»);

Служба в казенной палате;

Работа на таможне;

Идея о скупке «мертвых душ» («Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу1»)

Дополните предложенные примеры анализом 11 главы.

В нем типичность психологии Чичикова - «приобретателя»? Сравните его высказывания с рассуждениями чиновников в «Реви­зоре »:

Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы.

Какая сторона характера Чичикова раскрывается в эпизоде с губернаторской дочкой? Обратитесь к тексту 8 главы, рассмот­рите поведение героя на балу. Почему Чичиков отступает от своей роли «угождать всем людям без изъятья», ведь он «очень искусно умел польстить каждому »?

Обратите внимание на детали (речь, формы поведения), кото­рые не только доказывают способность Чичикова «польстить каждому», но показывают перевоплощение героя, умение гово­рить с каждым на его языке:

Прощание с Маниловым:

«Здесь, - тут он положил руку на сердце, - да, здесь пребудет приятность времени, проведенного с вами. И поверьте, не было бы для меня большего блаженства, как жить с вами если не в одном доме, то по крайней мере в ближайшем соседстве… О, это была бы райская жизнь! Прощайте, почтеннейший друг!»

Беседа с Собакевичем:

Пожалуйте только расписку.

Хорошо, дайте же сюда деньги!

На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмете.

Да позвольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги!

О разговоре с Коробочкой:

Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта.

К каким эпизодам поэмы отсылает Гоголь читателя в объясне­нии характера героя? Есть ли общее у Чичикова с такими «приоб­ретателями», как Коробочка, Собакевич? Только ли на «среду» возлагает автор вину за героя - «подлеца»? Сопоставьте раз­мышления о страстях человеческих с рассуждениями о пути чело­века, о молодости и старости, вспомните, к чему призывает Гоголь молодых людей. Какие черты Чичикова могут быть зало­гом возможного воскресения? Как в гоголевском мире соотносятся среда, человек, «небеса»} Ответьте на вопросы, опираясь на ана­лиз образа Чичикова:

Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. При­обретение - вина всего; из-за него произвелись на свет дела, которым свет дает название не очень чистых… Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, все вначале покорны человеку, и потом уже становятся страшными властелинами его… И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес.

«Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообраз­ная куча! Вся Русь явится в нем!» - писал Гоголь Жуковскому. Насколько удалось писателю выполнить поставленную задачу} Насколько полно явилась в «Мертвых душах» «вся Русь»} Сопо­ставьте образ Руси в эпическом повествовании и лирических от­ступлениях.

И безыменные страданья..

  • Анализ произведения Очарованный странник Лескова сочинение

    В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным

  • Стива Облонский в романе Анна Каренина Толстого характеристика и образ героя сочинение

    Стива Облонский является второстепенным персонажем романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Тем не менее его образ является чрезвычайно важным для понимания персонажа Анны Карениной.

  • Сочинение Любовь и предательство в повести Иуда Искариот Андреева

    Данное произведение написано с высоким психологическим пониманием человеческих поступков. Автор раскрывает сущность жизненного уклада всех героев, заглядывая в их души и срывает все маски с героев повести.

  • Поэма «Мертвые души» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье-чиновничьей России.

    Главный герой произведения - Чичиков - вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой: как для чиновников города N, так и для читателей. Внутренний мир Павла Ивановича автор раскрывает в сценах его встреч с помещиками. Гоголь обращает внимание на то, что Чичиков постоянно меняется и почти копирует манеры поведения своих собеседников. Рассказывая о встрече Чичикова с Коробочкой, Гоголь говорит, что в России человек по-разному разговаривает с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».

    Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на «ты», перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе «прореху на человеческом теле» - Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль «мотишки», готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

    Чичикову не трудно менять свой внешний облик, потому что в нем есть все качества, которые составляют основу характеров изображенных помещиков. Подтверждением этого служат эпизоды в поэме, где Чичиков остается наедине с самим собой и ему не нужно приспосабливаться к окружающим. Осматривая город N, Павел Иванович «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это напоминает привычки Плюшкина, собиравшего и хранившего разного рода тряпочки и зубочистки. Бесцветность и неопределенность, сопровождающие Чичикова до последних страниц первого тома поэмы, роднят его с Маниловым. Именно поэтому чиновники губернского города строят нелепые догадки, пытаясь установить истинную личность героя. Любовь Чичикова аккуратно и педантично все раскладывать в своем ларчике сближает его с Коробочкой. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича. Все это говорит о том, что в характере главного героя, как в зеркале, отразились черты всех помещиков: маниловская любовь к бессмысленным разговорам и «благородным» жестам, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубость Собакевича, и скопидомство Плюшкина.

    И в то же время Чичиков резко отличается от помещиков, показанных в первых главах поэмы. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Ему свойственна необычайная энергия, деловая хватка, целеустремленность, хотя в моральном отношении он ничуть не возвышается над владельцами крепостных душ. Многолетняя чиновничья деятельность наложила заметный отпечаток на его манеру поведения и речь. Свидетельством этого служит радушный прием, оказанный ему в губернском «высшем обществе». Среди чиновников и помещиков он новый человек, приобретатель, который придет на смену маниловым, ноздревым, собакевичам и плюшкиным.

    Душа Чичикова, так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств. Ради достижения своих практичных целей он усмирил свою кровь, которая «играла сильно».

    Гоголь стремился понять психологическую природу Чичикова как нового явления, и для этого в последней главе поэмы рассказывает о его жизни. Биография Чичикова объясняет становление раскрытого в поэме характера. Детство героя было тусклым и безрадостным, без друзей и материнской ласки, с постоянными попреками больного отца, и не могло не отразиться на его дальнейшей судьбе. Отец оставил ему в наследство полтину меди и завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, и, самое главное, беречь копейку. Павлуша хорошо усвоил наставление отца и всю свою энергию направил на достижение заветной цели - богатства. Он быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению его цели, и начал пробивать себе дорогу сам. Вначале он действовал по-детски прямолинейно - всячески угождал учителю и благодаря этому стал его любимцем. Повзрослев, он понял, что к каждому человеку можно найти особый подход, и стал добиваться более значительных успехов. Пообещав жениться на дочери своего начальника, он получил место повытчика. Во время службы на таможне ему удалось убедить начальство в своей неподкупности, а позднее наладить связь с контрабандистами и нажить огромное состояние. Все блестящие победы Чичикова в итоге оканчивались провалом, но никакие неудачи не могли сломить его жажду наживы.

    Однако автор замечает, что в Чичикове, в отличие от Плюшкина, «не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, - ему мерещилась впереди жизнь во всех ее довольствах, чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка». Гоголь отмечает, что главный герой поэмы - единственный персонаж, способный на проявление движений души. «Видно и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов», - говорит автор, когда его герой останавливается «будто оглушенный ударом» перед молоденькой дочкой губернатора. И именно это «человеческое» движение души привело к провалу его перспективной затеи. По мнению автора, душевность, искренность и бескорыстие являются самыми опасными качествами в мире, где царят цинизм, ложь и нажива. То, что Гоголь перенес своего героя во второй том поэмы, говорит о том, что он верил в его духовное возрождение. Во втором томе поэмы писатель планировал духовно «очистить» Чичикова и поставить его на путь духовного воскрешения. Воскрешение «героя времени», по его словам, должно было стать началом воскрешения всего общества. Но, к сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому мы можем лишь предполагать, каким образом происходило нравственное возрождение Чичикова.

    Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

    Краткое содержание поэмы «Мертвые души»:

    Повесть «Мертвые души», которую Николай Васильевич Гоголь предусмотрительно назвал поэмой, действительно содержит «поэтические» устремления главного героя Чичикова в решении его вполне прозаических жизненных задач. С детства он был предоставлен самому себе, воспитание получил недостаточное, юность прошла даже в некоторых лишениях. Характеристика Чичикова мало чем отличается от других. Однако молодой человек от природы был сообразительным и находчивым, сложные ситуации в жизни своей преодолевал самостоятельно, иногда весьма успешно. Взрослея и набираясь опыта, Чичиков научился использовать многочисленные социальные российские недостатки с выгодой для себя, так чтобы и в выигрыше остаться и не отвечать по закону.

    Время от времени Чичиков, находясь на службе в каком-либо «хлебном месте», по неосторожности или из жадности просчитывался, получал нагоняй от начальства, но в целом был на хорошем счету и взятки брал ловко, незаметно и даже артистично. И характеристика Чичикова была примером для всех прочих чиновников. Проситель, пришедший к Чичикову, дает бывало сумму ему в руки, а тот не берет. Что вы, как можно, мы не берем-с…! И уверял человека, что тому сегодня же принесут на дом все нужные документы, без всякой «подмазки». Проситель шел домой, окрыленный, почти счастливый и ждал курьера. Ждал день, другой, одну неделю и вторую. Взятка, которую посетитель потом приносил в результате этой нехитрой комбинации, придуманной Чичиковым, была втрое больше первоначальной.

    И вот однажды Чичикова осенила некая гениальная мысль, обещавшая быстрое и верное обогащение. «Ищу рукавицы повсюду, а они за поясом», - произнес Чичиков и взялся за разработку своей будущей операции по приобретению мертвых душ. В помещичьей России тогда существовал рынок Другими словами, можно было покупать крестьян, продавать их и дарить. Сделка оформлялась законным порядком, покупатель и продавец составляли крепостную купчую. Крестьяне стоили дорого, и по сто рублей и по двести. А вот если покупать у помещиков крепостных умерших, то можно и дешевле, подумал Чичиков и принялся за дело.

    Вся соль его предприятия заключалась в расчете на получение так называемых подъемных денег, выдаваемых опекунскими советами по всей России, при переселении помещичьих хозяйств на другие земли или просто по приобретению крепостных крестьян. По двести рублей на одного крестьянина, живого и здорового естественно. Да кто там будет проверять, живой или умерший, справедливо полагал Чичиков и потихоньку собирался в дорогу. Приехал наш герой в город NN, осмотрелся и сразу нанес визиты всем городским чиновникам. После короткого общения с Чичиковым, чиновники в нем так он умел подльститься да подмаслиться. Характеристика Чичикова сложилась безупречная, его везде привечали и были ему рады.

    Затем выбрал Чичиков помещиков, имеющих крепостных и стал их объезжать по очереди. Каждому он делал одно и то же предложение. Куплю, мол, умерших крепостных, нужно для дела, но дам недорого, небогат в настоящеее время. Первый помещик, Манилов, был этаким рафинированным щеголем, имел жену и детей. Удивился просьбе Чичикова, но повел себя интеллигентно и умерших крестьян своих отдал даром. После Манилова Чичиков попал к помещице Коробочке. Старушка выслушала, покумекала и поначалу отказала. Чичиков буквально взмок, уговаривая ее, приводя всю очевидность выгоды сделки для помещицы. А Коробочка знай себе мурыжит, я мол сперва цены узнаю, справки наведу, потом поговорим.

    После Коробочки приехал Чичиков к Ноздреву. оказался редким пройдохой, кутилой и картежником. Намаялся и с ним Чичиков. Тот ему и лошадей предлагал вместо и собак и шарманку. В карты поиграть на мертвые души хотел или в шашки. А уж цену загнул, дороже живых запросил. Еле ноги унес Чичиков от Ноздрева. И приехал к следующему помещику Собакевичу. Огромного роста помещик Собакевич, детина небольшого ума, но с хитрецой, первым делом наступил Чичикову на ногу всем своим весом. Чичиков зашипел от боли и запрыгал на одной ноге. Довольный Собакевич пригласил отобедать. А когда Чичиков завел деловой разговор, то помещик назначил цену еще выше, чем Ноздрев. После торга сошлись на двух рублях с полтиной. Краткая характеристика Чичикова должна быть дополнена его умением торговаться.

    Последним был помещик Плюшкин. Больше тысячи крепостных было у него. А умерших сто двадцать, да беглых около сотни. Всех купил Чичиков. А как пошли в городе после его поездок да покупок разговоры, то стал Чичиков чуть ли не героем. Но при этом характеристика Чичикова захромала, многие бывшие его друзья отказали ему от дома. Жаль только, понапрасну все было. Не поможет и безупречная характеристика Чичикова, мертвые души - они ведь живыми не станут, денег им не дадут.

    Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. У композиции свои законы, которые складываются в процессе художественной деятельности.

    Речь идет о сюжетной композиции для художника, об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины. Остановимся на взаимоотношении двух понятий- сюжет и содержание. Под сюжетом надо понимать то, что непосредственно изобразил мастер в своем произведении. Сюжет, образно говоря, находится на поверхности айсберга, а содержание- его глубинная часть. Один и тот-же сюжет сотни людей воспринимают и толкуют по-разному, то-есть, создают свою версию содержания.

    Безусловно, право выбора остается за художником, который средствами живописной композиции раскрывает перед зрителем всю многогранность содержания.

    К наиболее распространенным композиционным приемам в живописи принадлежат ритмические построения. В таких работах все элементы произведения подчинены только ритму. Художник может задать четкий, жесткий ритм. В ней нет ни одной детали, которая- бы существовала вне стройной согласованности.

    Рассмотрим несколько законов композиции.

    1. Композиция, в переводе, означает составлять, сочинять, поэтому важным ее законом является целостность . Целостность выражается таким образом, что предметы на рисунке воспринимаются, как единое целое, ни одна из частей работы не кажется лишней, где нет хаотичности.

    2. Важно определить в рисунке композиционный центр (смысловой центр), так, чтобы он привлекал внимание, выделял те объекты, которые подразумеваются, как главные, основные.

    3. Контраст.

    Контраст бывает следующих типов:

    Цветовой контраст (светлый-темный). К примеру, цвета черный-белый, черный-красный, всегда будут контрастными, то есть выразительными, и всегда способны выделять главный замысел в рисунке.

    Контраст величин (маленькое-большое). То есть большое на фоне маленького всегда будет более контрастным, чем, например, все предметы на рисунке, имели бы одинаковый размер.

    Смысловой контраст. Например, когда даются сравнения между положительными и отрицательными героями

    4. Статика - это стояние равновесия и покоя. Например, чем ниже к краю листа изображены предметы на рисунке, тем работа статичнее. И, чем симметричнее предметы на работе, тем она так же статична.

    5. Динамика - это движение. Чем ассиметричнее расположены объекты на рисунке, тем композиция динамичнее.

    Для того, чтобы рисунок смотрелся более выразительно, необходимо начать компоновать предметы на листе твердо-мягким карандашом, при этом, опираясь на знания перспективы, пропорций, теории цвета, главное, не перегружать работу.

    Таким образом, мы рассмотрели, основные законы композиции.

    Правила, приемы и средства композиции развиваются, обогащаясь творческой практикой новых поколений художников. Те правила и приемы, которые давали возможность художникам добиваться наилучших результатов в передаче явлений действительности, в создании художественного образа, приобретали значение для последующего развития изобразительного искусства.

    Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы.

    Можно выделить несколько "законов" композиции:

    • Закон целостности.
      Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.
      Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
    • Закон контрастов.
      Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
      Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.
      Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.
      Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д.
    • контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей.
    • без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном.
    • контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции.
    • контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с обределением характера контрастов.
    • Закон подчинённости
      Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведельние цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.
    • Закон воздействия
      Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.
    • предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней;
    • предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;
    • ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.