Культура возрождения энциклопедия. Эпоха возрождения

Содержание статьи

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

Искусство.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне , который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо , подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи , Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло , Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески , Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера , непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда , напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра , Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

Наука.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей .

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М.Бехайм создает первый глобус. В конце 15 – начале 16 вв. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Дмитрий Самотовинский

(Энциклопедии, справочники)

Том 1: А-К.

Автор -
Издательство - М. РОССПЭН.
Страниц - 864 с. илл.
Год издания - 2007 г.
Переплет - Твердый в суперобл.
Формат - Энциклопедический
Вес - 2700 гр.

Стоимость пересылки книги по России заказной бандеролью по предоплате - 404 руб.

Энциклопедия призвана восполнить отсутствие как в отечественной, так и в зарубежной историографии полного и надежного научно-справочного издания по истории культуры эпохи Возрождения. В статьях энциклопедии представлены сведения о жизни и творчестве деятелей культуры стран Западной и Центральной Европы XV-XVI вв. Ряд материалов посвящен наиболее характерным явлениям ренессансной культуры, направлениям гуманистической и философской мысли, литературы и художественным жанрам эпохи. Энциклопедия отражает современный уровень исследований культуры Возрождения, особое внимание направлено на то, чтобы представить вклад отечественных ученых в мировую историографию Возрождения. К работе над энциклопедией привлечены крупнейшие российские специалисты в области истории общественной и гуманистической мысли, философии, религии, искусства, литературы, науки, а также ряд зарубежных ученых. Энциклопедия рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей мировой культуры. Издание иллюстрировано.

КНИГИ В НАЛИЧИИ НА СКЛАДЕ:

К сожалению сейчас данной книги нет в продаже.

Энциклопедия призвана восполнить отсутствие как в отечественной, так и в зарубежной историографии полного и надежного научно-справочного издания по истории культуры эпохи Возрождения. В статьях энциклопедии представлены сведения о жизни и творчестве деятелей культуры стран Западной и Центральной Европы 15-16 вв. Ряд материалов посвящен наиболее характерным явлениям ренессансной культуры, направлениям гуманистической и философской мысли, литературы и художественным жанрам эпохи. Энциклопедия отражает современный уровень исследований культуры Возрождения, особое внимание направлено на то, чтобы представить вклад отечественных ученых в мировую историографию Возрождения.
К работе над энциклопедией привлечены крупнейшие российские специалисты в области истории общественной и гуманистической мысли, философии, религии, искусства, литературы, науки, а также ряд зарубежных ученых.

Культура эпохи Возрождения изучается в России уже почти полтора века. Множество книг, статей, публикаций источников и переводов иноязычных изданий посвящено отдельным ее сторонам и аспектам - истории гуманистической, социально-политической и философской мысли, литературы, архитектуры и изобразительного искусства, театра, музыки, естественных наук, историографии, космографии, педагогики, богословских исканий и религиозной жизни, повседневной, народно-низовой культуры; большое внимание уделялось хозяйственным и социальным условиям, в которых зарождалась и развивалась ренессансная культура, изучению ее связей с характерными чертами общественного сознания эпохи; написаны также обобщающие монографии и коллективные работы, в которых культура Возрождения освещена как целое или в наиболее важных ее направлениях. Наличие такого большого исследовательского материала поставило в повестку дня вопрос о создании научно-справочного труда, позволяющего ориентироваться в обширном пространстве ренессансной культуры, полезного как специалистам, так и всем тем, кого может интересовать ренессансная проблематика - прежде всего, студентам и аспирантам, преподавателям школ, гимназий, университетов. Таким трудом и является предлагаемая вниманию читателей 2-томная энциклопедия «Культура Возрождения». Нужно отметить, что подобного издания до сих пор не было не только в отечественной, но и в мировой научной литературе. Отсутствие какого бы то ни было примера, с которым можно было бы сверяться, учитывая как его достоинства, так и недостатки, поставило создателей Энциклопедии в трудное, ответственное и рискованное положение первопроходцев.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Культура Возрождения, Энциклопедия, Том 1, Ревякина Н.В., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

состав сборника демонстрирует тот факт, что проблема комментария как бы не распространяется на источники, относящиеся к более "молодым" историческим периодам. А ведь, если античники и медиевисты, имеющие давнюю и основательную традицию комментирования, считают, что общее состояние проблемы с позиции исторической науки требует внимательного обсуждения, что говорить о комментариях, относящихся к истории Нового и Новейшего времени. Впрочем, это уже вопрос не к авторам и не к составителям рассмотренного издания, а к историческому сообществу: неужели источники, относящиеся к Новому и Новейшему времени не нуждаются в пояснениях?

Н.С. Креленко

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ В ДВУХ ТОМАХ. М.: РОССПЭН, 2007. Т. 1. 863 с.

В последние пятнадцать лет Россия переживает настоящий "энциклопедический бум", появляется много исторических или полуисторических энциклопедий разной тематической направленности и разного научного уровня. Однако недавно увидевший свет первый том Энциклопедии "Культура Возрождения" сразу выделяется на общем фоне отечественной энциклопедической литературы. Прежде всего, потому что Энциклопедия, специально посвященная эпохе Ренессанса, - одна из первых не только в российской науке, но и в мировой исторической науке в целом, и уже одно ее появление становится крупным историографическим событием.

Энциклопедия представляет собой научное издание в лучшем смысле этого слова - ее отличают информационная насыщенность и проблемный подход. Каждая статья снабжена библиографическим списком, и нередко в самом тексте фиксируются узловые точки историографических дискуссий. Статьи, написанные ведущими российскими (и некоторыми зарубежными) специалистами по истории эпохи Возрождения, синтезируют результаты многолетних исследований самых разных ее сегментов - в первую очередь, конечно, истории ренессансной культуры, но также политической, социальной и военной истории того времени. Вот почему Энциклопедия выходит далеко за рамки своего непосредственного названия - речь идет по сути дела не о культуре Возрождения в относительно узком ее значении, а о европейской цивилизации эпохи Возрождения в целом. Безусловная заслуга организаторов и участников проекта заключается в том, что им удается показать и эту культуру, и эту

цивилизацию как сложный и многоплановый механизм, чья эволюция определялась разнонаправленными внутренними тенденциями и внешними воздействиями, механизм, в котором социальная и политическая реальность была неразрывно связана с воспроизводством и трансформацией символического универсума.

Другим достоинством Энциклопедии, несомненно, являются широкие географические рамки предмета изучения. Авторы не ограничиваются традиционно изучаемыми зонами культуры Ренессанса (Италия, Франция, Германия, Нидерланды, Испания, Англия). Они также обстоятельно рассматривают ее периферийные ареалы, прежде не вызывавшие особого интереса у отечественных ученых, - Португалию, Швейцарию, Венгрию, Чехию, Далмацию, Албанию, Скандинавские страны и Исландию. Кроме того, необходимо отметить тематическое богатство и разнообразие Энциклопедии. Наряду с популярными еще в советской историографии темами (политическая мысль, искусство, этика и т.д.) и "ведущими фигурами" от Данте до Жана Бодена значительное внимание уделяется проблемам, которыми отечественные ученые стали заниматься лишь в последние десятилетия (ведовство, роль женщин, культура двора, герметизм), и персонажам, раньше остававшимся в тени, например, таким как Иоганн Альтузий или Жоан де Барруш.

Решение этих задач потребовало титанических усилий от организаторов проекта - признанных специалистов по истории Ренессанса Н.В. Ревякиной и О.Ф. Кудрявцева. Созданный ими авторский коллектив объединил представителей самых разных сфер гуманитарного знания (прежде всего историков и искусствоведов) и научных школ - и маститых ученых, и талантливых молодых исследователей, и столичных авторов, и ведущих специалистов из регионов. Особо отметим вклад М.Л. Андреева (Италия), В.А. Антонова (Скандинавия), В.А. Ведюшкина (Испания), В.Д. Дажиной (Италия), О.В. Дмитриевой (Англия), М.А. Костыри (Германия), О.Ф. Кудрявцева (Италия), О.Г. Махо (Италия), Г.П. Мельникова (Чехия, Польша), Н.В. Ревякиной (Италия), И.Х. Черняка (Библия, Августин), И.Я. Эльфонд (Франция, Италия).

Концепция структуры первого тома (и, по всей видимости, всего издания) базируется на идее, что история эпохи Возрождения - это, прежде всего, история ее творцов: большая часть статей - это биографии как деятелей культуры Возрождения, так и тех, без кого эту эпоху невозможно представить - высокопоставленных покровителей искусства (монархов, государственных мужей, аристократов), а также мореплавателей и завоевателей, раздвигавших пространство ойкумены. Биографии чередуются со статьями общего характера, посвященными важнейшим историческим явлениям и событиям того времени (Великие географические открытия, Контрреформация), разным сферам ренессансной культуры (антропология, археология, астрология, астрономия, алхимия, воспитание, геральдика, историческая мысль, космография), ключевым понятиям (благородство, гедонизм, добродетель, достоинство, золотой век) и объектам

рефлексии (время), особым литературным формам (диалог), отдельным этническим и гендерным группам (евреи, женщины), влиятельным религиозным организациям (иезуиты, инквизиция), культурным институтам (Академии). Это сочетание биографического и проблемного начал дает возможность показать эпоху Возрождения и ее культуру на самых разных уровнях - обобщающие статьи, особенно "Возрождение", "Гуманизм"1, "Изобразительное искусство", семантически скрепляют статьи о персоналиях. На наш взгляд, стоило бы расширить число текстов проблемного характера, в частности включив статьи о таких важных понятиях, как "Государство", "Империя", "Бог", о такой популярной тогда науке, как география, о таких культурах, оказавших на Ренессанс значительное влияние, как арабская и византийская.

Появление данной Энциклопедии не случайно. В этом проекте реализовалась потребность современной отечественной ренессансистики подвести итоги драматического этапа своего развития, пересмотреть свой концептуальный и методологический багаж. Поэтому неудивительно, что в центре внимания авторов оказываются вопросы фундаментального плана - что есть Ренессанс, каковы его характерные (субстанциональные) черты и насколько этот термин адекватно отражает его сущность (что именно "возрождали" гуманисты, действительно ли "возрождение" определяло глубинный характер тогдашней культуры или это слово оставалось простой этикеткой, прикрывавшей рождение некоей новой сущности). Ценно, что Энциклопедия не навязывает нам один единственный схематично-целостный взгляд на феномен Возрождения - наоборот, она отражает современное состояние отечественной ренессансистики в ее разновекторном движении. Мы сталкиваемся в ней порой со старым "стереотипом новизны", когда, игнорируя достижения античной и средневековой эпох, Ренессансу и его деятелям безосновательно приписывают приоритет в разработке и формулировании той или иной идеи или теории (концепция цивилизационной истории и т.д.). Но мы также встречаем здесь и обратную тенденцию воспринимать Ренессанс не как нечто принципиально новое по сравнению с предшествующими культурными системами, но в неразрывной цивилизационной преемственности, когда истоки ренессансных "открытий" пытаются обнаружить в античной (греческой, римской, раннехристианской) и средневековой (западной, византийской, арабской) традициях.

При этом остается открытым ключевой вопрос - какова же фундаментальная понятийная оппозиция, определявшая сущность Ренессанса как культурной парадигмы? Иначе говоря, что же Ренессанс стремился "возрождать" - то ли свойственные античной эпохе эстетические формы, то ли ее интерес к человеку, то ли язычество, и что же он отрицал - период ли Средневековья как таковой, христианство или схоластическую науку? В различных ответах, предложенных авторами, отражается их

1 К сожалению, в ней отсутствует раздел о Скандинавии.

различное восприятие в первую очередь таких понятий, как "Античность" и "Средневековье" применительно к гуманизму. Для Л.М. Брагиной античная культура - прежде всего культура языческая (с. 478); для О.Ф. Кудрявцева Античность - это еще и раннее христианство (с. 357). Л.М. Бра-гина видит главное отличие Ренессанса от Средневековья в переходе от изучения божественного к изучению человека и подчеркивает светски-рационалистический характер ренессансной культуры (с. 477-478). Со своей стороны, О.Ф. Кудрявцев говорит о христианской коннотации гуманистического понятия "Возрождения" как духовного обновления. Кроме того, стремясь акцентировать полиморфизм средневековой культуры, он обращает внимание на серию "локальных возрождений" в эпоху Средневековья, от которых, по его мнению, настоящий Ренессанс отличается двумя чертами: кардинальным отказом от теоцентрической картины мира в пользу антропоцентрической и новым восприятием Античности как далекого цивилизационного ориентира (с. 357); на это также указывают И.Х. Черняк (с. 75) и Д.В. Самотовинский (с. 701).

Признание антропоцентризма фундаментальной чертой ренессансной культуры является краеугольной идеей Энциклопедии, однако в ней не затрагивается вопрос об отличиях ренессансного антропоцентризма от античного (например, в статье "Антропология" фиксируется только их родство). Показательно, что в Энциклопедии отсутствует статья "Античность" - есть статья "Античное наследие", в которой, однако, не анализируется гуманистическое понимание античности (как и в статье "Возрождение"). К сожалению, за исключением интересных статей М.М. Позднева об Аристотеле и Вергилии, И.Х. Черняка об Августине, Е.Л. Ермолаевой о Гомере, в Энциклопедии нет очерков о других ключевых деятелях античной культуры, востребованных Ренессансом (Аристофан, Геродот, Гораций и др.), и об ее не менее востребованных символических персонажах (Афродита/Венера, Александр Македонский и т.д.).

Конечно, издание не смогло избежать отдельных погрешностей. Иногда не согл

  • ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2007 Г
  • КУДРЯВЦЕВ О.Ф. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ. ОЧЕРК ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РЕНЕССАНСНОЙ ИТАЛИИ. М.: НАУКА, 2008

  •