Юрий хой фамилия настоящая. Что стало причиной смерти Юрия Хоя – солиста «Сектора Газа

Биография Юрия Хоя зеркально похожа на биографию каждого советского неформала. Юрий Хой (Клинских) родился в Воронеже, 27 июля 1964 года, в семье рядового сто двадцати рублевого инженера.


Юра отвратительно учился в школе, предпочитая ненужной математике, и без школьных уроков отлично знакомому русскому языку дворовые концерты на гитаре.
Немалое значение в его дальнейшей жизни получили другие уроки – родной отец, влюбленный в русскую поэзию, и не реализовавший себя в рифмоплетстве, сумел передать и увлечение ею, и знания родному сыну.

После школы биография Юрия Хоя тоже пошла по стандартному для троечника пути: с трудом получивший диплом будущий поет и музыкант ушел в армию, а вернувшись, поработал сначала инспектором ГАИ, а потом устроился на обыкновенный завод, которых в Воронеже тогда было великое множество. Материальные блага его мало занимали – тогда бы он остался дорожным постовым. И о карьере он не заботился – ее на заводах не строят.


« » - созданная им группа - родилась на свет практически одновременно с Воронежским рок-клубом. Ее название имеет второстепенное отношение к Палестине. Тогда у всех на слуху было это словосочетание, ибо о восточном конфликте безостановочно твердили в телевизионных новостях, и местные жители нарекли Сектором Газа Воронежскую промышленную зону, собственно на территории которой и был расположен рок-клуб. Слава к коллективу пришла в лихие девяностые, когда политика гласности возбудила огромный интерес ко всему, что раньше было запретным. Особенно уместными стали неформальные русские выражения, ставшие неотъемлемой частью написанных Хоем русских народных рок-гимнов. Трехэтажные маты и похабная тематика пришлись ко двору. Музыкальные коммерсанты даже заключили с группой контракт, но денег на ней так и не заработали. Зато коллектив добился широкой известности.


Вопреки устоявшемуся народному имиджу бунтаря-одиночки Юрий Хой был прочно женат на Галине Клинских, у них в браке родились две дочери - Ирина и Лиля.


Собственно, на этом и заканчивается биография Юрия Хоя. Народ распространял разные слухи о его трагической гибели – будто он попал в аварию, или его зверски убили. Видимо, хотелось заострить внимание на преждевременном уходе горячо любимого кумира. По официальной версии он умер от сердечного приступа. Существует информация о том, что Хой принимал наркотики и заболел гепатитом, что и стало истинной причиной смерти. В одной из своих песен он пророчески спел: «Сектор газа - здесь не дожить до сорока». И не дожил 23 дня до собственного тридцати шестилетия.

Кто такой Юрий Клинских, как появилась группа "Сектор газа" и что повлияло на преждевременную смерть музыканта Хоя?

"Здесь не дожить до сорока" – строчка из песни Юрия Хоя, которая для него стала реальностью – музыкант умер в 35 лет. Любить или не любить его творчество – дело каждого, но популярность этого автора матерных стихов легко можно сравнить с известностью Цоя. В день рождения лидера группы "Сектор газа" вспоминаем, как сложилась его судьба, как пришла известность и из-за чего закончилась жизнь.

Как жил?


Фото: fishki.net

Родился Юрий Клинских (Хой - это псевдоним) в Воронеже в обычной рабочей семье, родители трудились на сталелитейном заводе. В детские годы не выпускал из рук гитару, а вот школу особо не любил, музыке уделял внимание куда больше, чем урокам. Позже начал писать тексты, в которых поднимал разные запретные темы, но от привычного для того времени социального курса все же решил не отклоняться - отслужил в армии и пошел работать в ГИБДД, а после на завод. Первые выступления, кстати, сольные, начались в конце 80-х в первом городском рок-клубе, который располагался в местной промзоне. Именно в честь этого городского района он и назвал свою группу "Сектор газа". Коллектив появился в 1987 году, но популярен не был - выступал только на разогреве у приезжих музыкантов. Постепенно в уже разваливающейся стране матерные песни Хоя стали находить отклик в сердцах слушателей. И в киосках начали появляться записи группы.

Как стал известным?


Фото: mykor.ru

После того, как кассеты дошли до Москвы, "Сектор Газа" начинает сотрудничать с первой в СССР коммерческой звукозаписывающей компанией "Гала Рекордс". А в 1994 году коллектив выпускает оперу "Кощей Бессмертный". Музыкального образования Клинских, как и многие рок-музыканты, не имел, и это никак не помешало группе выпустить 13 студийных альбомов. Группа много выступала, ездила на гастроли, ее слушали, но существенных денег музыкантам это не приносило. Интересно наблюдать за творческим развитием Хоя. Так, косуха сменилась рубашкой и костюмом, а в песнях стало меньше нецензурной лексики, но группа к этому моменту была уже настолько популярна, что фанаты принимали ее в любом виде.

С кем встречался?


Фото: daily.afisha.ru

Личная жизнь Юрия, кто бы что про нее ни говорил и ни накручивал, была довольно простой. Была у Хоя жена, были любовницы. Одна из них, Ольга Самарина, стала ближе всех, с ней он и проводил большую часть времени - по сути, ничего особенного. Чем так понравилась ему именно эта барышня – никто не скажет, да разве вообще можно ответить на такой вопрос? Именно ее обвиняют в наркотической зависимости лидера "Сектора газа".

Как умер?


Фото:soullaway.livejournal.com

Скорая помощь, приехавшая на вызов, помочь Юрию Хою уже не могла и только зафиксировала смерть от сердечного приступа, и многие люди, знавшие музыканта, в это просто не поверили - у него не было проблем с сердцем. Были предположения, что медленно добивали его алкоголь и наркотики, поэтому в смерти певца некоторые винят Самарину, так как она якобы влияла на его зависимость. Правда, перед смертью всем родным и знакомым певец говорил, что с наркотиками завязал. Расследования никакого полиция не проводила - следов криминала сотрудники правопорядка не нашли.

В смерти обвиняют и потусторонние силы - Хой упоминал в песнях вампиров и ведьм. Свой последний, 13-й альбом "Восставший из Ада" Хой посвятил разнообразной нечисти, а родственники рассказывают, что умер он, пытаясь записать последнюю песню для этой пластинки. Но это объяснение кажется совсем уж нелепым.

«Жить, наверное, лучше, не имея ничего… Ты становишься свободен, как зверь, как птица… Небо… Много времени на творчество...» Юрий Клинских.

Его мама Мария Кузьминична была домохозяйкой, а отец Николай Митрофанович Клинских - инженером, работавшим на Воронежском авиазаводе. Юрий был не единственным сыном четы Клинских, у него было двое старших братьев. Юрий с детства рос смышлёным и любознательным мальчиком, интересуясь всем, что мог увидеть. В школе Юрий ни чем особенным не выделялся, учился на тройки и носил домой «неуды» за поведение. В его аттестате о среднем образовании была одна единственная четвёрка по труду. Юрий часто не ходил на первые уроки, при этом допоздна засиживался дома с книжками. Он был честен и старался никогда не врать.

Старшие братья с юного возраста приобщили Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Все три брата помимо советской музыки слушали группы The Beatles и Deep Purplе - сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец приучил младшего сына к поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Он и сам всю жизнь писал стихи, публиковался, но без особого успеха. Данные Николаем Митрофановичем уроки позже проявились в разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».

Если со слогом Юре помог отец, то с содержанием помогали каникулы в деревне, куда Юрий нередко уезжал на целое лето. Другим источником вдохновения для Юрия стали фильмы ужасов – сначала советские, такие как «Вий», потом – любые, которые можно было достать на кассетах. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе и тогда же сложил свои первые песни.

Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Незадолго до службы в армии он познакомился со своей будущей женой Галиной. Без особых происшествий Юрий отслужил в Благовещенске водителем танка и в 1984 году демобилизовался.

После армии Юрий пошел работать в ГАИ, но в милиции не прижился. «Чтоб в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место», - говорил позже Юрий. Сам он всегда любил скорость и машины, старался не штрафовать немного превысивших скорость водителей, жалел людей из сёл. При этом не любил лебезить перед начальством. Однажды Юрий остановил мэра Воронежа, ехавшего на красный свет. А на вопрос: «Знаешь, кто я?», - ответил, что, знать не хочет. В другой раз он остановил важного священника, и за оба этих раза нажил себе неприятности. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в работы в милиции были для него настоящей каторгой.

Последние несколько месяцев своей службы в органах внутренних дел Юрий служил во вневедомственной охране, считая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, снял с себя форму, бросил на пол и стать топтать ее ногами. Покончив с плохой, по его мнению, работой, Юрий работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне» и грузчиком. В свободное время он писал песни и играл на гитаре. Он купил «Волгу» и чуть было не разбился на ней на московской трассе где-то под Тулой. Восстановленный после аварии автомобиль Юрий продал, и после этого от отечественных марок автомобилей старался держаться подальше. Среди его следующих автомобилей был красный дизельный VolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.

В свободное от подработок время Юрий смотрел мистические фильмы или фильмы ужасов, играл на бильярде и занимался музыкой. В период с 1981-го по 1985 год он записал на магнитофон акустический альбом «Проходят годы словно миг…». А когда в Воронеже открылся рок-клуб, Юрий сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 году он впервые сыграл несколько песен, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юрий позже рассказывал – ему не нравилась бедность тем самодеятельных коллективов и он решил обогатить рок-клуб своим участием. «Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Потом, когда пришёл с армии, работал на заводе и ни о чём не думал. Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось, и так всё и пошло…», - рассказывал позже Юрий.

Юрий пел в клубе сольно или приглашал кого-то. 5 декабря 1987 года он собрал первый состав своего «Сектора Газа» и спел песни «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник» и «Колхозный панк» на сцене рок-клуба. «Панком никогда себя не считал...», - при этом говорил Юрий.

Первое время «Сектор Газа» выступал на разогреве у приезжавших в Воронеж групп, таких как «Звуки Му» и «Дети». Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так называли промышленную зону с большим количеством заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. В общем, придумать название своей команде Юрию было просто. По его словам, это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a». В дальнейшем состав «Сектора Газа» за все время своего существования претерпел многие изменения, но солист и лидер группы всегда оставался один: Юрий Хой подбирал людей под себя.

Через два года, к 1989 году, группа записала два «кассетных» альбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданный в 1990 году.

Многие произведения, особенно из ранних песен, были для Юрия автобиографичны. Песни «Ява» и «Мент» были написаны после выхода Юрия из вытрезвителя, а песни «Ядрёна вошь» и «Взял вину на себя» были посвящены брату. В то время сам Юрий пытался «развести» себя и «лирического героя» - «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни были, скорее, каким-то особым способом борьбы с ними.

Классическим «панком» Хой себя никогда не считал. «Может быть, в начале творчества чистая «панкуха» кое-где и просматривалась» - рассказывал он в своих интервью. В основном Юрий делал то, что нравилось лично ему, не привязываясь к стилю. И действительно – в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны. Сам Юра определял стиль своей команды как «фьюжн».

С матершиной мы родились, с матершиной мы живём.
С матершиной мы учились, с матершиной и помрём.
Матершину мы вкушали с материнским молоком.
С матершиной мой папаша бил мамашу кулаком.

Образцами для подражания и любимой музыкой для Хоя были западные группы - Rage Against The Machine, Biohazard, AC/DC и Alice Cooper. В последние годы Юра находился под впечатлением от тяжёлого рэпа с его блюзами, чёткой ритмикой и рок-гитарами, а на протяжении всей своей карьеры любил панк и дэт-метал. В интервью Юрий рассказывал: «Сектор Газа» даже не группа, а один из моих проектов. Я и сейчас не могу сказать, что «Сектор» - это группа. Это скорее концертный состав, потому что на студии я всегда работаю один. И с 1992 года приглашаю Игоря Жирнова - гитариста группы «Рондо». Я вообще не сторонник менять музыкантов, как, скажем, это делает тот же БГ. Если кто уходил - то только по своей воле. Главное в коллективе - чтобы человек был не козлистым. Ведь иногда тур может затянуться на несколько недель или даже больше. И находиться рядом с таким - нет уж, извините».

Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда использовали многие исполнители – от Вени Д`ркина до Егора Летова, позаимствовав то ли из Oi! музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юрий Клинских. «Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!», - говорил Веня Д`ркин. Как говорил сам Юрий: «Хой» - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) - случайность». Однако в последние годы жизни Юрий стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».

После успеха альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого, начались выступления группы на разных тусовках, но Юрию это быстро надоело. «Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить», - говорил в интервью Юрий Хой.

В Москву – «развратный город наглой молодёжи» Юрий переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издавал один из первых российских лейблов - «Gala Records». У Юрия начались легальные концерты, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юрий не любил «светиться» и сознательно поддерживал разрастание слухов и легенд о своей группе. Из-за гигантских продаж на кассетах его группу знали все, но большую часть звуковых носителей выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с тех процентов, которые «Gala Records» выплачивала ему после реализации прав в Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов. «Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…», - говорил Юрий.

За время творческой деятельности группа побывала с гастролями во многих городах России и за её пределами – в Беларуси, Германии, Израиле, Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии, Украине и Эстонии. Альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Gala Records» в 1997 году.

«Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы в 1991 и 1993 году – уже на компакт-дисках и неизменных кассетах. В 1991 году на своём концерте в Москве Юрий познакомился с Ольгой Самариной, с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины.

Популярность группы «Сектор Газа» росла очень быстро. Известно, что от песен «Сектора Газа» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный Хой «отвечал взаимностью» лидеру ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!».

Политическим строем он был вполне доволен, потому что имел возможность зарабатывать неплохие деньги на своём таланте. «Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё», - говорил Юрий Хой. Впрочем, Хой полагал, что если бы ему пришлось застрять в грузчиках, то, конечно, он был бы недоволен правительством.

Вот все говорят: на Западе всё очень хорошо.
Кто это скажет мне вот так, сотру я в порошок!
Всё, что советское, - ништяк - машины и штаны,
Пусть дорого всё стоит, но всё наше, пацаны.

По мере роста популярности песни Хоя стали фактически народной музыкой, музыкой дембелей, ПТУшников, студентов и сельской молодёжи. Жлоброкгруппа – так иронично часто называли «Сектор Газа» - группу, которую сам Хой сравнивал с порнухой, и которую не принимал ни рок, ни поп-музыка. Творчество группы понравилось даже Юрию Никулину. После того, как Юрий Хой отыграл концерт в цирке Никулина, знаменитый артист пригласил молодого человека к себе в гримёрку. Под слова восхищения и благодарности Никулин достал бутылочку коньяка и предложил Хою побеседовать. Сам артист был так польщён данными комплиментами, что часто рассказывал об этом случае своим друзьям и родственникам.

Песни Юрия Хоя поражали слушателей своей откровенностью. Он с хирургической точностью вскрывал самый глубокие тайники человеческой души, о которых не говорили в СССР. Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Артистизм лидера группы и только живые выступления были противоположны концертам исполнителей, выступавших под фонограмму. Юрий Хой вызывал ажиотаж и вне сцены: например, во время одного из его последних концертов в Воронеже, он разъезжал по городу на лошади, изображая Кощея Бессмертного. Относительно своего имиджа у Юрия Хоя была весьма интересная позиция – он старался меньше рассказывать о группе, считая, что отсутствие полной информации вызывает у слушателя больший ажиотаж.

Известно, что Юрий хотел сыграть в концерте с группами ДДТ или «Алиса», но его не звали, а сам он не напрашивался. В 1994 году им была записана панк-опера «Кащей бессмертный», представлявшая собой трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers и Ace Of Base. К этой «сказке» планировалось создание видеоряда, но этому помешала смерть Юрия. Он успел отснять всего несколько сцен, и сейчас в интернете имеются рабочие видеоверсии треков: «Ария Ивана и Лягушки», «Вторая ария Ивана» и «Третья ария Ивана».

Хоем был снят клип на песню «Туман» - с черно-белой хроникой российских войн. Всего у «Сектора Газа» вышло 4 клипа. Пятый клип на песню «Ночь страха» не был закончен из-за смерти певца.

Начиная с 1996 года, Юрий Хой несколько раз менял стиль группы, многие тексты становились более серьёзными и очищались от мата. Результатом этих экспериментов стал альбом «Газовая атака», ставший впоследствии самым коммерчески успешным за всю историю группы. В 1999 году Юрий Клинских стал персонажем комикса «Похождения Юры Хоя в царстве зла». Комикс состоял из сказочных приключений, героем которых был сам лидер «Сектор Газа», собирающий свои альбомы. Автором комикса был художник Дмитрий Самборский.

В конце 1990-х годов «Сектор Газа» выпустил ряд техно-ремиксов с участием воронежского DJ Крота. В последние годы жизни Юрий решил изменить имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок в его гардеробе появились чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка слушателям был предложен «клёвый тяжеляк» последнего альбома. «Я все время стремился к тяжелому звуку», - говорил Юрий Хой.

К концу 1990-х годов друзья стали подозревать у него сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагали друзья, его спутница Ольга была наркоманкой. «Я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит», - говорил Юрий Хой.

В 2000 году Юрий был полон самых радужных планов. Он три года вынашивал концепцию нового альбома, который изначально должен был называться «Бедный Юрик». В 1998 году Юрий изменил название на «Восставший из ада», решив сделать полностью мистический рэповый альбом, работу над которым Юрий закончил в июне 2000 года. Но его релиза так и не дождался.

4 июля съёмка была запланирована на 16 часов, в ней должны были принять участие сам Хой и его подруга Ольга Самарина. До съёмок им необходимо было посетить гримёра в Театре Юного Зрителя. С утра Юрий чувствовал себя неважно, он был бледен, лоб покрывался испариной, он не мог понять, что с ним происходит, но выпив таблетку аспирина, все равно решил ехать.

В 11:30 Юрий Хой и Ольга Самарина вышли из съемной квартиры на улице Дорожная, в Юго-Западном районе. На автомобиле они направились к гримёру, встреча с которым была назначена на 12:00. В 11:40 в дороге Юрий чувствовал себя все хуже и хуже, и решил изменить маршрут. Он свернул на улицу Барнаульскую, где в частном секторе жил его знакомый Андрей Ксенз. Хой зашел к нему в дом и сразу лег на диван, не в силах стоять на ногах. Его мучила сильная боль в левом боку и животе. Ольга находилась рядом. Вскоре она вышла в другую комнату за сигаретами, и там услышала грохот – это Юрий упал на пол, потеряв сознание.

Ольга и хозяин дома безуспешно пытались вернуть Хоя к жизни, делая ему искусственное дыхание. Они пытались вызвать «скорую» помощь, однако, там наотрез отказывались записывать адрес с сомнительной репутацией наркопритона. С пятого раза Самариной всё же удалось передать адрес. Она выбежала на улицу встречать «скорую». В это время Юрий умер.

В дальнейшем в официальных медицинских документах было записано: «Скоропостижная смерть». Что же касается неофициальной версии, то их было множество. Точно можно сказать лишь то, что Юрия убил его образ жизни, бешеные гастроли, работа на износ - в последние 10 лет на концертах Хой всегда выкладывался до конца и никогда не следил за своим здоровьем. Не могли не сказаться и последствия бурной молодости: «С 23 лет я не помню себя трезвым и дня», - примерно так охарактеризовал Хой свою молодость.

Я парень очень скромный,
Я парень очень тихий.
Вообще, когда я трезвый, я чистый эталон.
Но часто я зверею, но часто я шизею,
Как только бормотухи я высажу баллон.

Он стал следить за здоровьем только в самое последнее время, когда было уже поздно. К тому же во время гастролей по Дальнему Востоку осенью 1999 года Юрий заболел гепатитом С.

Юрий Хой, обожавший тяжёлый звук и тяжёлый рэп, скорость, простые слова и мистические ужасы, даже свою смерть «сделал» похожей на непритязательный «ужастик». Сумма цифр её даты составила 13, его последний альбом – «Восставший из ада» - содержал 13 песен, был 13 альбомом, вышедшим на 13 году существования «СГ», а два поминальных дня – 9 и 40 пришлись на 13-е число.

Юрий Хой был похоронен на Левобережном кладбище в Воронеже.

В память о Юрии Клинских была создана документальная телепередача, показанная 20 октября 2000 года на телеканале РТР в рамках проекта «Башня». А в июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.

В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержала воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских. В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группы «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как «НАИВ», «Кирпичи», Сергей Кагадеев («НОМ»), «Монгол Шуудан», «Бахыт-Компот», Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа») и другие группы. 30 июня 2006 года на канале ДТВ в телепередаче «Как уходили кумиры» в эфир вышел сюжет о творчестве Юрия Клинских.

5 октября 2008 года памяти Юрия Клинских был посвящён короткий фильм, показанный на телеканале НТВ в телепередаче «Главный герой».

6 декабря 2012 года в городе Санкт-Петербурге прошёл концерт, посвящённый 25-летию группы «Сектор Газа». 26 июля 2014 года в городе Самаре в рок-баре «Подвал» прошёл концерт под названием «Мне - 50!», посвящённый пятидесятилетию лидера легендарного «Сектор Газа» Юрия Клинских, с участием самарских групп и исполнителей.

Музыкант, поэт, композитор, основатель и бессменный лидер группы «Сектор Газа».

«Жить, наверное, лучше, не имея ничего… Ты становишься свободен, как зверь, как птица… Небо… Много времени на творчество...» Юрий Клинских.

Его мама Мария Кузьминична была домохозяйкой, а отец Николай Митрофанович Клинских - инженером, работавшим на Воронежском авиазаводе. Юрий был не единственным сыном четы Клинских, у него было двое старших братьев. Юрий с детства рос смышлёным и любознательным мальчиком, интересуясь всем, что мог увидеть. В школе Юрий ничем особенным не выделялся, учился на тройки и носил домой «неуды» за поведение. В его дипломе о среднем образовании была одна единственная четвёрка по труду. Юрий часто не ходил на первые уроки, при этом допоздна засиживался дома с книжками. Он был честен и старался никогда не врать.

Старшие братья с юного возраста приобщили Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Все три брата помимо советской музыки слушали группы The Beatles и Deep Purplе - сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец приучил младшего сына к поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Он и сам всю жизнь писал стихи, публиковался, но без особого успеха. Данные Николаем Митрофановичем уроки позже проявились в разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».

Если со слогом Юре помог отец, то с содержанием помогали каникулы в деревне, куда Юрий нередко уезжал на целое лето. Другим источником вдохновения для Юрия стали фильмы ужасов – сначала советские, такие как «Вий», потом – любые, которые можно было достать на кассетах. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе и тогда же сложил свои первые песни.

После окончания школы и учебы в ДОСААФ, где Юрий получил водительские права, Юрий был призван в армию в танковые войска.

Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Незадолго до службы в армии он познакомился со своей будущей женой Галиной. Без особых происшествий Юрий отслужил в Благовещенске водителем танка и в 1984 году демобилизовался.

После армии Юрий пошел работать в ГАИ, но в милиции не прижился. «Чтоб в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место», - говорил позже Юрий. Сам он всегда любил скорость и машины, старался не штрафовать немного превысивших скорость водителей, жалел людей из сёл. При этом не любил лебезить перед начальством. Однажды Юрий остановил мэра Воронежа, ехавшего на красный свет. А на вопрос: «Знаешь, кто я?», - ответил, что, знать не хочет. В другой раз он остановил важного священника, и за оба этих раза нажил себе неприятности. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в работы в милиции были для него настоящей каторгой.

Последние несколько месяцев своей службы в органах внутренних дел Юрий служил во вневедомственной охране, считая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, снял с себя форму, бросил на пол и стать топтать ее ногами. Покончив с плохой, по его мнению, работой, Юрий работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне» и грузчиком. В свободное время он писал песни и играл на гитаре. Он купил «Волгу-31» и чуть было не разбился на ней на московской трассе где-то под Тулой. Восстановленный после аварии автомобиль Юрий продал, и после этого от отечественных марок автомобилей старался держаться подальше. Среди его следующих автомобилей был красный дизельный VolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.

В свободное от подработок время Юрий смотрел мистические фильмы или фильмы ужасов, играл на бильярде и занимался музыкой. В период с 1981-го по 1985 год он записал на магнитофон акустический альбом «Проходят годы словно миг…». А когда в Воронеже открылся рок-клуб, Юрий сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 году он впервые сыграл несколько песен, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юрий позже рассказывал – ему не нравилась бедность тем самодеятельных коллективов и он решил обогатить рок-клуб своим участием. «Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Потом, когда пришёл с армии, работал на заводе и ни о чём не думал. Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось, и так всё и пошло…», - рассказывал позже Юрий.

Юрий пел в клубе сольно или приглашал кого-то. 5 декабря 1987 года он собрал первый состав своего «Сектора Газа» и спел песни «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник» и «Колхозный панк» на сцене рок-клуба. «Панком никогда себя не считал...», - при этом говорил Юрий.

Первое время «Сектор Газа» выступал на разогреве у приезжавших в Воронеж групп, таких как «Звуки Му» и «Дети». Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так называли промышленную зону с большим количеством заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. В общем, придумать название своей команде Юрию было просто. По его словам, это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a». В дальнейшем состав «Сектора Газа» за все время своего существования претерпел многие изменения, но солист и лидер группы всегда оставался один: Юрий Хой подбирал людей под себя.

Через два года, к 1989 году, группа записала два «кассетных» альбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданный в 1990 году.

Многие произведения, особенно из ранних песен, были для Юрия автобиографичны. Песни «Ява» и «Мент» были написаны после выхода Юрия из вытрезвителя, а песни «Ядрёна вошь» и «Взял вину на себя» были посвящены брату. В то время сам Юрий пытался «развести» себя и «лирического героя» - «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни были, скорее, каким-то особым способом борьбы с ними.

Классическим «панком» Хой себя никогда не считал. «Может быть, в начале творчества чистая «панкуха» кое-где и просматривалась» - рассказывал он в своих интервью. В основном Юрий делал то, что нравилось лично ему, не привязываясь к стилю. И действительно – в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны. Сам Юра определял стиль своей команды как «фьюжн».

С матершиной мы родились, с матершиной мы живём.
С матершиной мы учились, с матершиной и помрём.
Матершину мы вкушали с материнским молоком.
С матершиной мой папаша бил мамашу кулаком.

Образцами для подражания и любимой музыкой для Хоя были западные группы - Rage Against The Machine, Biohazard, AC/DC и Alice Cooper. В последние годы Юра находился под впечатлением от тяжёлого рэпа с его блюзами, чёткой ритмикой и рок-гитарами, а на протяжении всей своей карьеры любил панк и дэт-метал. В интервью Юрий рассказывал: «Сектор Газа» даже не группа, а один из моих проектов. Я и сейчас не могу сказать, что «Сектор» - это группа. Это скорее концертный состав, потому что на студии я всегда работаю один. И с 1992 года приглашаю Игоря Жирнова - гитариста группы «Рондо». Я вообще не сторонник менять музыкантов, как, скажем, это делает тот же БГ. Если кто уходил - то только по своей воле. Главное в коллективе - чтобы человек был не козлистым. Ведь иногда тур может затянуться на несколько недель или даже больше. И находиться рядом с таким - нет уж, извините».

Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда использовали многие исполнители – от Вени Д`ркина до Егора Летова, позаимствовав то ли из Oi! музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юрий Клинских. «Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!», - говорил Веня Д`ркин. Как говорил сам Юрий: «Хой» - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) - случайность». Однако в последние годы жизни Юрий стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».

После успеха альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого, начались выступления группы на разных тусовках, но Юрию это быстро надоело. «Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить», - говорил в интервью Юрий Хой.

В Москву – «развратный город наглой молодёжи» Юрий переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издавал один из первых российских лейблов - «Gala Records». У Юрия начались легальные концерты, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юрий не любил «светиться» и сознательно поддерживал разрастание слухов и легенд о своей группе. Из-за гигантских продаж на кассетах его группу знали все, но большую часть звуковых носителей выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с тех процентов, которые «Gala Records» выплачивала ему после реализации прав в Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов. «Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…», - говорил Юрий.

Your browser does not support the video/audio tag.

За время творческой деятельности группа побывала с гастролями во многих городах России и за её пределами – в Беларуси, Германии, Израиле, Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии, Украине и Эстонии. Альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Gala Records» в 1997 году.

Your browser does not support the video/audio tag.

«Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы в 1991 и 1993 году – уже на компакт-дисках и неизменных кассетах. В 1991 году на своём концерте в Москве Юрий познакомился с Ольгой Самариной, с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины.

Популярность группы «Сектор Газа» росла очень быстро. Известно, что от песен «Сектора Газа» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный Хой «отвечал взаимностью» лидеру ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!».

Your browser does not support the video/audio tag.

Политическим строем он был вполне доволен, потому что имел возможность зарабатывать неплохие деньги на своём таланте. «Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё», - говорил Юрий Хой. Впрочем, Хой полагал, что если бы ему пришлось застрять в грузчиках, то, конечно, он был бы недоволен правительством.

Вот все говорят: на Западе всё очень хорошо.
Кто это скажет мне вот так, сотру я в порошок!
Всё, что советское, - ништяк - машины и штаны,
Пусть дорого всё стоит, но всё наше, пацаны.

По мере роста популярности песни Хоя стали фактически народной музыкой, музыкой дембелей, ПТУшников, студентов и сельской молодёжи. Жлоброкгруппа – так иронично часто называли «Сектор Газа» - группу, которую сам Хой сравнивал с порнухой, и которую не принимал ни рок, ни поп-музыка. Творчество группы понравилось даже Юрию Никулину. После того, как Юрий Хой отыграл концерт в цирке Никулина, знаменитый артист пригласил молодого человека к себе в гримёрку. Под слова восхищения и благодарности Никулин достал бутылочку коньяка и предложил Хою побеседовать. Сам артист был так польщён данными комплиментами, что часто рассказывал об этом случае своим друзьям и родственникам.

Песни Юрия Хоя поражали слушателей своей откровенностью. Он с хирургической точностью вскрывал самый глубокие тайники человеческой души, о которых не говорили в СССР. Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Артистизм лидера группы и только живые выступления были противоположны концертам исполнителей, выступавших под фонограмму. Юрий Хой вызывал ажиотаж и вне сцены: например, во время одного из его последних концертов в Воронеже, он разъезжал по городу на лошади, изображая Кощея Бессмертного. Относительно своего имиджа у Юрия Хоя была весьма интересная позиция – он старался меньше рассказывать о группе, считая, что отсутствие полной информации вызывает у слушателя больший ажиотаж.

Известно, что Юрий хотел сыграть в концерте с группами ДДТ или «Алиса», но его не звали, а сам он не напрашивался. В 1994 году им была записана панк-опера «Кащей бессмертный», представлявшая собой трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers и Ace Of Base. К этой «сказке» планировалось создание видеоряда, но этому помешала смерть Юрия. Он успел отснять всего несколько сцен, и сейчас в интернете имеются рабочие видеоверсии треков: «Ария Ивана и Лягушки», «Вторая ария Ивана» и «Третья ария Ивана».

Your browser does not support the video/audio tag.

Хоем был снят клип на песню «Туман» - с черно-белой хроникой российских войн. Всего у «Сектора Газа» вышло 4 клипа. Пятый клип на песню «Ночь страха» не был закончен из-за смерти певца.

Your browser does not support the video/audio tag.

Начиная с 1996 года, Юрий Хой несколько раз менял стиль группы, многие тексты становились более серьёзными и очищались от мата. Результатом этих экспериментов стал альбом «Газовая атака», ставший впоследствии самым коммерчески успешным за всю историю группы. В 1999 году Юрий Клинских стал персонажем комикса «Похождения Юры Хоя в царстве зла». Комикс состоял из сказочных приключений, героем которых был сам лидер «Сектор Газа», собирающий свои альбомы. Автором комикса был художник Дмитрий Самборский.

Your browser does not support the video/audio tag.

В конце 1990-х годов «Сектор Газа» выпустил ряд техно-ремиксов с участием воронежского DJ Крота. В последние годы жизни Юрий решил изменить имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок в его гардеробе появились чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка слушателям был предложен «клёвый тяжеляк» последнего альбома. «Я все время стремился к тяжелому звуку», - говорил Юрий Хой.

К концу 1990-х годов друзья стали подозревать у него сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагали друзья, его спутница Ольга была наркоманкой. «Я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит», - говорил Юрий Хой.

В 2000 году Юрий был полон самых радужных планов. Он три года вынашивал концепцию нового альбома, который изначально должен был называться «Бедный Юрик». В 1998 году Юрий изменил название на «Восставший из ада», решив сделать полностью мистический рэповый альбом, работу над которым Юрий закончил в июне 2000 года. Но его релиза так и не дождался.

Your browser does not support the video/audio tag.

К выходу этого тринадцатого по счету альбома Хой планировал снять видеоклип. У него появились спонсоры, готовые вложить в рекламу значительные ресурсы. 4 июля 2000 года он собирался ехать на съёмки видеоклипа «Ночь страха» на воронежской студии Art-Prize. Оператор Олег Золотарёв в эфире программы «Башня» на РТР осенью 2000 года вспоминал о совместной работе над клипом «Ночь страха»: «Вот уже в июне-месяце он мне позвонил, сказал, что будем срочно, срочно будем снимать клип. 22 июня первый раз начали снимать. Последний раз съёмка назначена была как раз на день его смерти. Мы на четыре часа договорились, дня. Я сидел его ждал. Ждал, ждал, ждал… Вместо него позвонил Андрей Дельцов, сказал, что Юры больше нет».

Your browser does not support the video/audio tag.

4 июля съёмка была запланирована на 16 часов, в ней должны были принять участие сам Хой и его подруга Ольга Самарина. До съёмок им необходимо было посетить гримёра в Театре Юного Зрителя. С утра Юрий чувствовал себя неважно, он был бледен, лоб покрывался испариной, он не мог понять, что с ним происходит, но выпив таблетку аспирина, все равно решил ехать.

В 11:30 Юрий Хой и Ольга Самарина вышли из съемной квартиры на улице Дорожная, в Юго-Западном районе. На автомобиле они направились к гримёру, встреча с которым была назначена на 12:00. В 11:40 в дороге Юрий чувствовал себя все хуже и хуже, и решил изменить маршрут. Он свернул на улицу Барнаульскую, где в частном секторе жил его знакомый Андрей Ксенз. Хой зашел к нему в дом и сразу лег на диван, не в силах стоять на ногах. Его мучила сильная боль в левом боку и животе. Ольга находилась рядом. Вскоре она вышла в другую комнату за сигаретами, и там услышала грохот – это Юрий упал на пол, потеряв сознание.

Ольга и хозяин дома безуспешно пытались вернуть Хоя к жизни, делая ему искусственное дыхание. Они пытались вызвать «скорую» помощь, однако, там наотрез отказывались записывать адрес с сомнительной репутацией наркопритона. С пятого раза Самариной всё же удалось передать адрес. Она выбежала на улицу встречать «скорую». В это время Юрий умер.

В дальнейшем в официальных медицинских документах было записано: «Скоропостижная смерть». Что же касается неофициальной версии, то их было множество. Точно можно сказать лишь то, что Юрия убил его образ жизни, бешеные гастроли, работа на износ - в последние 10 лет на концертах Хой всегда выкладывался до конца и никогда не следил за своим здоровьем. Не могли не сказаться и последствия бурной молодости: «С 23 лет я не помню себя трезвым и дня», - примерно так охарактеризовал Хой свою молодость.

Я парень очень скромный,
Я парень очень тихий.
Вообще, когда я трезвый, я чистый эталон.
Но часто я зверею, но часто я шизею,
Как только бормотухи я высажу баллон.

Он стал следить за здоровьем только в самое последнее время, когда было уже поздно. К тому же во время гастролей по Дальнему Востоку осенью 1999 года Юрий заболел гепатитом С.

Юрий Хой, обожавший тяжёлый звук и тяжёлый рэп, скорость, простые слова и мистические ужасы, даже свою смерть «сделал» похожей на непритязательный «ужастик». Сумма цифр её даты составила 13, его последний альбом – «Восставший из ада» - содержал 13 песен, был 13 альбомом, вышедшим на 13 году существования «СГ», а два поминальных дня – 9 и 40 пришлись на 13-е число.

Юрий Хой был похоронен на Левобережном кладбище в Воронеже.

Жена Юрия Галина после его смерти так и не вышла замуж и жила с младшей дочерью. У Юрия было две дочери. Ирина стала психологом, окончив Воронежский пединститут. Лилия в данный момент учится. У старшей дочери Юрия в 2011 году родился сын Матвей.

В память о Юрии Клинских была создана документальная телепередача, показанная 20 октября 2000 года на телеканале РТР в рамках проекта «Башня». А в июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.

В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержала воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских. В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группы «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как «НАИВ», «Кирпичи», Сергей Кагадеев («НОМ»), «Монгол Шуудан», «Бахыт-Компот», Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа») и другие группы. 30 июня 2006 года на канале ДТВ в телепередаче «Как уходили кумиры» в эфир вышел сюжет о творчестве Юрия Клинских.

Your browser does not support the video/audio tag.

5 октября 2008 года памяти Юрия Клинских был посвящён короткий фильм, показанный на телеканале НТВ в телепередаче «Главный герой».

6 декабря 2012 года в городе Санкт-Петербурге прошёл концерт, посвящённый 25-летию группы «Сектор Газа». 26 июля 2014 года в городе Самаре в рок-баре «Подвал» прошёл концерт под названием «Мне - 50!», посвящённый пятидесятилетию лидера легендарного «Сектор Газа» Юрия Клинских, с участием самарских групп и исполнителей.

27 июля 2014 года к пятидесятой годовщине со дня рождения Юрия Клинских был установлен памятник в виде скульптуры во весь рост, а также был проведен фестиваль памяти Юрия Хоя.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.bestpeopleofrussia.ru
Текст статьи Вячеслава Чеша
Материалы сайта www.hoy-sektor.ru
Материалы сайта www.sektorgaza.net
Материалы сайта «Википедия»

300 подборов, из них 7 в этом месяце

Биография

«Сектор Газа» — рок-группа, созданная Юрием Клинских в 1987 году в Воронеже.

«Сектор Газа» — названа в честь района в Воронеже, где жил Юрий Хой. Пояснение - в районе стояло много заводов, из-за чего его и прозвали "Сектором газа". Группа вступает в местный рок-клуб и быстрыми темпами набирает популярность не только в родном городе, но и за его пределами. Песни Клинских, описывающие жизнь и быт простых представителей трудовой молодежи, нашли отзыв в сердцах той самой молодежи. Хиты «Сектора Газа» распевают в подворотнях и подвалах всей страны, в то время, как группа полностью игнорируется масс-медиа СССР. Сам Клинских работает на заводе обычным рабочим. Всесоюзная слава не приносит Юрию никаких финансовых средств. За привычку, взятую у Егора Летова, кричать со сцены: "Хой!", фанаты дают ему прозвище "Юра Хой".

В то же время раскруткой команды занимается одна из первых записывающих компаний послеперестроечного СССР «Гала Рекордс». Выходят один за другим альбомы группы. По неофициальным данным «Сектор Газа» лидирует в музыкальном прокате, Хой и компания гастролируют по СНГ. С участием группы даже выходит в теле-эфир выпуск знаменитой «Программы А».

По сути «Сектор Газа» это Юрий Клинских + постоянно меняющийся состав музыкантов. Одно время в группе работала Татьяна Фатеева, успешно дополнявшая Хоя на подпевках.

На протяжении всех 90-х годов «Сектор Газа», который фактически игнорировали не только масс-медиа, но и собратья по рок-цеху (лучший пример тому — отсутствие информации о С.Г. в рок-энциклопедии «Кто есть кто в советском роке» 91-го года). Пользовалась огромной популярностью в «низах» общества-у так называемых «гопников». При этом у перченого творчества Хоя хватало почитателей и в более интеллектуальных кругах. Группа выступала и в странах дальнего зарубежья: в Германии, Израиле.

4 июля 2000 года его организм не выдержал, произошел отказ печени, и Клинских скончался от инфаркта на квартире у знакомого в Воронеже. Вскоре вышел последний альбом группы — «Восставший из ада».

Далее началась волна последователей Клинских. Бывшие музыканты С. Г. или просто знакомые Юрия создают группы, используя тематики, разработанные Хоем, и название «Сектор Газа». Многие считают такое «наследование» нарушением моральных прав. Тем более, что эпигоны Юрия не смогли заполнить нишу, возникшую после смерти Клинских.

Это и неудивительно - популярность «Сектора Газа» была в большой мере следствием эпохи, в которой развивалась группа. Народ бывшего СССР уже прошёл тот виток культурного развития, который вызвал популярность группы. «Наболевшие» эмоции были высвобождены и в повторении не нуждались. Впрочем, есть более простое объяснение — эпигоны группы никогда не дотягивали до уровня Клинских ни в плане текста, ни в плане музыки, а тем более — по популярности.

Хотя достаточно большую популярность приобрели группы «ex-Сектор Газа» (основанная Игорем Кущевым) и «Сектор Газовой Атаки» (основанная Сергеем Гузниным (Кимом) и Татьяной Фатеевой). Последняя группа сотрудничала с «Красной Плесенью» при создании панк-мюзикла «Красная Шапочка» (2001).

Юрий Клинских вышел из типичной среды советских рабочих кварталов. Он был плохим учеником и после окончания школы и армии не задерживался долго на каком-нибудь рабочем месте. Клинских не сидел в тюрьме, однако его ближайшие родственники прошли эту школу жизни. Клинских был не только свидетелем, но и участником потасовок и групповых драк, типичных для спальных районов. В то же время Юрий с детства увлекался музыкой, играл на гитаре и был довольно интеллигентным, мыслящим человеком. Впитав в себя специфическую культуру своего окружения, он выплеснул нажитый опыт в песни. Сохраняя жаргон и следуя понятиям близкого для себя люмпенского мильо, Хой блестяще воссоздал действительность, зарифмовав её в стихи. Герои его песен — простые ребята «по соседству», рабочие (иногда наоборот — это жители деревень, «колхозники»), алкоголики, бомжи, люди криминального или полу-криминального толка. Их интересуют повседневные проблемы — с кем выпить, с кем переспать, чем заняться потом. Именно эта незатейливость и очевидность персонажей так пришлась по душе тем самым людям, о которых Клинских свои песни и писал.

Кроме того, большой пласт творчества Клинских посвящён теме загробной жизни. Сюжеты этих песен как правило развиваются в сельской местности. Герои песен всё те же «колхозники» или «работяги».

Однако, Юрий не стоял на одном месте, развиваясь как музыкант и поэт. Он охотно эксперементировал тематикой и формой песен, в музыкальном плане изящно пародируя известные мотивы. Ярким примером является его рок-сказка (панк-опера) «Кащей Бессмертный». Клинских увлекался различными музыкальными течениями от тяжёлого рока до чёрного рэпа, что нашло отражение в его песнях. К лучшим нетленкам Хоя относятся не только напичканные матом ранние хиты «Сектора Газа», но и такие серьезные песни, как «Туман», «Домой», «Life», «30 лет».

Юрий Клинских почитал творчество Владимира Высоцкого, часто проводил параллели между собой и легендарным бардом. Песня «В ночь перед Рождеством» была написана Юрой явно под влиянием песни Высоцкого «Погоня».

Ошибочно полагалось, что «Сектор Газа» является панк-группой. Клинских действительно изначально использовал на сцене панковскую атрибутику, тем самым и создав прецедент для подобного мнения. Однако аранжировки песен С. Г. не имеют отношения к панк-року: «мёртвые» барабаны на студийных записях, засилье синтезаторов и «тяжёлых» гитарных соло придавали звучанию группы скорее «попсовый» оттенок. Нигилизм в текстах также недостаточен для квалификации «Сектора» как панк-группы, так как в песнях фактически отсутствует эпатаж или открытый протест. Сам Клинских позже высказывал недовольство общим студийным звучанием, музыкальный стиль группы в свою очередь характеризовал как «фьюжн». Учитывая то, что лирика Клинских постепенно становилась всё более углублённой, особенно бледно смотрятся на его фоне потуги так называемых друзей Хоя, якобы реанимирующих «Сектор Газа» после смерти Клинских.

Последние годы жизни Юрий, злоупотреблявший не только алкоголем, но и героином, болел гепатитом С. Тем не менее, смерть Клинских стала неожиданностью для многочисленных поклонников. Юрий не был богатым человеком, его семья осталась фактически без денежных средств, в результате чего состоялась широкомасштабная акция в интернете по сбору денег на памятник Клинских.

Состав
Основатель группы, вокал, автор музыки и песен, акустическая гитара, гитара, клавишные: Клинских Юрий Николаевич (Хой), 27 июля 1964 - 4 июля 2000. До 1989 года работает сольно, иногда на фестивалях рок-клуба с сессионными музыкантами. Первые записи Юрия Клинских датированы 1981 годом.

Первый состав: (1989 - 1991)

Титиевский Семён Всеволодович, 20 января 1968 - бас-гитара
Крючков Олег "Крюк" - барабаны
Кущев Игорь Геннадьевич "Кущ", 23 июля 1959 - лидер-гитара
Якушев Александр Васильевич, 21 июня 1965 - барабаны
Дельцов Андрей Кимович (гр. Фаэтон), 23 февраля 1963 - звукорежиссёр (иногда гитара на концертах)
Есть упоминания о некоем гитаристе Максе, отработавшем 7 выступлений в 89 году и пропавшем в неизвестном направлении.

Тупикин Сергей Иванович, 23 января 1965 - лидер гитара
Ушаков Алексей Алексеевич (гр. Фаэтон), 12 мая 1963 - клавишные
Сукочёв (или Сучков?) Виталий Васильевич "Питон", 15 февраля 1965 - бас-гитара
Фатеева Татьяна Евгеньевна (гр. Школа), 14 сентября 1968 - вокал

Второй состав: (1991-1993)

Лобанов Владимир Михайлович, 8 сентября 1964 - лидер гитара
Тупикин Сергей Иванович - бас гитара

Фатеева Татьяна - вокал
Попов Альберт Михайлович "Красный огурец" - Воронежский панк-бард. Работает на разогреве.

Сессионные музыканты этого периода:

Третий состав: (1993-1995)

Глухов Вадим Алексеевич, 25 августа 1965 - лидер гитара
Ушаков Алексей Алексеевич - клавишные
Якушев Александр Васильевич- барабаны
Дельцов Андрей Кимович - звукорежиссёр

Четвёртый состав: (1995-1997)


Черных Василий Иванович "Самоделкин", 3 декабря 1965 - 8 апреля 2008 трагически погиб попав под машину - гитара
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" - клавишные
Якушев Александр Васильевич - барабаны
Дельцов Андрей Кимович - звукорежиссёр

Сессионные музыканты этого периода:

Подзоров Валерий Викторович, 23 августа 1964 - бас-гитара
Ушаков Алексей Алексеевич - клавишные (иногда заменяет Игоря Аникеева)

Финальный состав:(1997-2000)

Глухов Вадим Алексеевич - лидер гитара
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" - клавиши, ритм секция
Дельцов Андрей Кимович - звукорежиссёр

Студийный состав:

Титиевский Семён Всеволодович - бас-гитара (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989, Зловещие Мертвецы, Ядрёна Вошь)
Крюков Олег "Крюк" - барабаны (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989)
Якушев Александр Васильевич - барабаны (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989)
Кущев Игорь Геннадьевич "Кущ" - лидер гитара (Плуги-Вуги, Колхозный панк-1989, Зловещие Мертвецы, Ядрёна вошь, Ночь перед Рождеством)
Ушаков Алексей Алексеевич - клавишные (Ядрёна Вошь, Зловещие мертвецы, Ночь перед Рождеством, Нажми на Газ, Сказка, Танцы после Порева), голос (Сказка)
Фатеева Татьяна Евгеньевна - вокал (Зловещие Мертвецы, Ядрёна Вошь, Гуляй Мужик)
Жирнов Игорь Михайлович "Егор" (гр. Джокер, Чёрный Обелиск, Рондо), 21 сентября 1964 в г. Томске - лидер гитара (все альбомы начиная с Гуляй Мужик)
Тупикин Сергей Иванович - бас гитара (Гуляй, мужик, Нажми на газ, Колхозный Панк-92), лидер гитара (Плуги Вуги, Колхозный Панк-89)
Черкезов Эльбрус Джахангирович "Брюс" (гр. Лезвие), 7 сентября 1968 - бас гитара (Н.У.М)
Дронов Василий (Монгол Шуудан) - бас гитара (Восставший из ада)
Пухонина Ирина "Бухарина" - вокал (ТПП, Сказка)
Никифорова Вероника Всеволодовна (DJ Русского радио-Воронеж), 29 августа 1976 - вокал в песнях "Давай-Давай" и "Вечером на лавочке" в ремиксовом альбоме.
Брянцев Александр (или Алексей?) Иванович "DJ Крот", 13 марта 1973
- продюссер ремиксов
Аникеев Игорь Алексеевич "Кот" - клавишные (по песне в Н.У.М и Восставшем из Ада)
Глухов Вадим Алексеевич - гитара ("Туман" - Газовая Атака)

Колтаков Андрей "Бонифаций"- запись и сведение
Таманов Валерий - запись и сведение
Богданов Юрий - запись и сведение
Дельцов Андрей Кимович - звукорежиссёр

Самборский Дмитрий Ярославович, 30 мая 1970 - художник, дизайн
Покровский Дмитрий О. - дизайн альбомов Колхозный панк, Ядрёна Вошь, Ночь перед Рождеством, Гуляй, мужик, Танцы после порева
Радимов Сергей - дизайн альбома Наркологический университет миллионов
Павлов Сергей - дизайн
Журавлёв Сергей - дизайн
Липатов Александр - дизайн "Коллекции"
Золотарёв Олег (НТВ-Воронеж) - оператор "Сказки"
Великанов Дмитрий - оператор клипа Туман
Ларионов Денис - режиссёр клипа Туман
Белиловская Екатерина - фотограф
Гузнин Александр - фотограф
Ухин Алексей - фотограф

Менеджмент группы:

Кочерга Александр Иванович "Ухват", 2 сентября 1961 - устраивал концерты группе в 1989-1990. Основатель Воронежского рок-клуба.
Симонов Фидель - директор группы в 1991 году, создатель "левых" Секторов.
Савин Сергей Николаевич - директор группы (1992-1995)
Ляхов Константин - директор группы (1995-2000)
Кабанов Алексей Валерьевич - администратор (1995-2000)
Привалов Алексей Владимирович, родился 23 мая 1972 года в Москве. Сотрудничал с Юрой с 1996 по 2000 год. Сначала был директором концертного отдела компании "Гала", с которой у "Сектора" был концертный договор. Привалов организовывал концерты по стране и ездил с группой как тур-менеджер. Но через некоторое время он покинул "Галу", но с Юрцом сотрудничество продолжил.
Курбанов Аслан - администратор официального сайта группы - www.klinskih.da.ru (www.sektorgaza.net) c 1998 года и до настоящего времени).

Все альбомы группы, кроме Плуги-Вуги (1989), Колхозный Панк (1989) и Сектор Газа (1993) были изданы на лейбле S.B.A/Gala Records. Альбомы так же записывались на студиях "Blackbox" (Воронеж), "Мир"(Москва), Gala Records (Москва).

Дискография
Оригинальные альбомы

* 1989 — Плуги-вуги
* 1989 — Колхозный панк [оригинальная версия]
* 1990 — Зловещие мертвецы
* 1990 — Ядрёна вошь
* 1991 — Ночь перед Рождеством
* 1991 — Колхозный панк [основная версия]
* 1992 — Гуляй, мужик!
* 1993 — Нажми на газ
* 1993 — Сектор Газа
* 1994 — Танцы после порева
* 1994 — Кащей Бессмертный
* 1996 — Газовая атака
* 1997 — Наркологический университет миллионов
* 1997 — Сектор Газа [перезапись]
* 2000 — Восставший из ада

Сборники, ремиксы
* 1996 — Избранное
* 1997 — Избранное 2
* 1998 — Баллады
* 1999 — Extasy (ремиксы Алексея Брянцева (DJ Крот))
* 1999 — Стёб-хаус (ремиксы Алексея Брянцева (DJ Крот))
* 2001 — Избранное 3