Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений - Литература - для тебя! Сообщение об опере "Князь Игорь".

На данном уроке вы научитесь складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд. Решая интересные задания, вы изучите алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через десяток и познакомитесь с таблицей сложения однозначных чисел до 20. У вас будет возможность попрактиковать изученный ранее материал на интересных примерах.

Тема: Знакомство с основными понятиями в математике

Урок: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. Таблица сложения до 20

С помощью графической модели можно объяснить сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Каким способом можно сложить 9 и 7? (рис. 1)

Рис. 1

На графической модели видно, что первое слагаемое 9 надо дополнить до 10. Для этого разобьем второе слагаемое на две части, одна из которых равна числу 1, так как

9 + 1 = 10, значит 7 = 1 + 6. (рис. 2)

Рис. 2

Выполним сложение по частям:

9 + 7 = (9 + 1) + 6 = 10 + 6 = 16

Ответ: 9 + 7 = 16.

Можно сложить эти числа по-другому. (рис. 3)

Рис. 3

Второе слагаемое 7 можно дополнить до 10. Для этого первое слагаемое разобьем на две части, одна из которых равна числу 3. Следовательно, 9 = 3 + 6.

Рис. 4

Выполним сложение по частям:

7 + 9 = (7 + 3) + 6 = 10 + 6 = 16

Первое слагаемое - 9, ему недостаёт до 10 одной единицы, поэтому второе слагаемое разбиваем на части. 5 - это 1 и 4. Добавляем к 9 сначала одну единицу, а потом оставшиеся четыре единицы.

9 + 5 = 9 + (1 + 4) = 14

Первое слагаемое - 6, ему недостаёт до 10 четырёх единиц, поэтому второе слагаемое разбиваем на части: 4 и 2. Добавляем к 6 сначала 4 и получаем десять единиц, а потом оставшиеся две единицы.

6 + 6 = 6 + (4 + 2) = 12

Первое слагаемое - 4, ему недостаёт до 10 шести, поэтому второе слагаемое 8 разбиваем на части: 6 и 2. Добавляем к 4 сначала шесть единиц и получаем десять единиц, а потом оставшиеся две единицы.

4 + 8 = 4 + (6 + 2) = 12

В уменьшаемом 15 - пять единиц, поэтому вычитаемое 7 разбиваем на части: 5 и 2. Вычитаем из 15 сначала пять единиц, получится 10. Потом из десяти вычитаем оставшиеся две единицы.

15 - 7 = 15 - (5 + 2) = 8

В уменьшаемом 16 - шесть единиц, поэтому вычитаемое 9 разбиваем на части: 6 и 3. Вычитаем сначала из 16 шесть единиц, получится 10. А потом из 10 вычитаем оставшиеся три единицы.

16 - 9 = 16 - (6 + 3) = 7

В уменьшаемом 12 - две единицы, поэтому вычитаемое 4 разбиваем на части: 2 и 2. Из 12 вычитаем 2, получится 10. И от 10 отнимаем 2.

12 - 4 = 12 - (2 + 2) = 8

Ответ: 12 - 4 = 8.

Использовать прием сложения и вычитания по частям с переходом через десяток не всегда удобно, поэтому необходимо выучить таблицу сложения однозначных чисел до 20 наизусть.

На рисунке изображена таблица, с помощью которой вам будет легче выучить случаи сложения однозначных чисел до 20. (рис. 7)

Рис. 7

В каждом столбике первое слагаемое - одинаковое, а второе - увеличивается на один, значит сумма тоже будет увеличиваться на один. Найдём значение данных сумм.

9 + 2 = 11, следовательно: 9 + 3 = 12, рассуждая так, заполняем всю таблицу. (рис. 8)

Рис. 8

В каждой строке записаны суммы с одинаковыми ответами. Выберите способ, как вам легче будет запомнить ответы: по столбикам или по строкам. Если вы хорошо выучите таблицу сложения однозначных чисел до 20, то вам будет нетрудно выполнять и вычитание однозначных чисел в пределах 20.

Список литературы

  1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. - М: Мнемозина, 2012.
  2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. - М: Астрель, 2012.
  3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. - М7: Русское слово, 2012.
  1. Социальная сеть работников образования ().
  2. 5klass.net ().
  3. Самоучка ().

Домашнее задание

1. Вспомните как правильно складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд.

2. Помогите лягушке решить примеры.

3. Решите примеры и раскрасьте рисунок.

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество — фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народноетворчество еще называют и фольклором, который в переводе означает — народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны — это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п. Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей — что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка — тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление. Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня — гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак — защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение. Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева — это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость. Украинская народная песня — самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества. Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков. * Наша дума, наша песня * Не умрет не погибнет. * Вот где, люди, наша слава, Слава!

Класс: 7

Зачёт №1 «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя».

Список произведений :

1.Пушкин А.С. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***», повесть «Барышня-крестьянка», роман «Дубровский» (в сокращении).

2.Лермонтов М.Ю. «Смерть поэта», «Элегия», «Песня», «Стансы», «Дума», поэма «Мцыри».

3.Гоголь Н.В. комедия «Ревизор».

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837).

1. Богатство тематики и разнообразие жанров. Жанры лирики. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Творческое разнообразие родов и жанров в творчестве Пушкина:

Лирика проза драма

т/л жанры лирики поэта роман «Дубровский» трагедия «Борис Годунов»

Послание «Повести Белкина» «Маленькие трагедии»

элегия т/л жанры эпоса

стансы рассказ

лироэпические жанры

роман в стихах «Евгений Онегин».

2.Жанры прозы А.С.Пушкина. «Повести Белкина». Повесть «Барышня-крестьянка». Героиня повести – Лиза (Бетси).

т/л ЖАНРЫ ЭПОСА (смотри №1)

«Повести Белкина»:

1)»Выстрел»,

2)»Метель», издатель

3)»Станционный смотритель», Иван Петрович Белкин

4)»Гробовщик»,

5)»Барышня-крестьянка».

Д/З Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: И.П.Берестова и Г.И.Муромского.

3. Сюжет и его герои. Автор и его решение вопросов композиции. Рассказ или повесть?

Повесть или рассказ? (размер и сложность событий)

«Барышня-крестьянка»:

Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский (англоман),

сын Алексей АКУЛИНА дочь Лиза (Бетси)

(крестьянка) (дворянка)

Одна девушка.

4. Незавершённый роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершённого произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романов. В.Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

т/л РОМАН

Роман – большое эпическое произведение, изображающее человеческую жизнь. (стр. 99)

Виды романов:

1)исторический,

Любовь Маши и Владимира 2)любовный,

3)социальный, роман «Дубровский»

Социальные конфликты 4)философский и т.д.

Владимир Дубровский – романтический герой? ЦЫГАН, ГОРЕЦ, БУНТАРЬ?

(2 портрета: Анны Савишны и полицейского)

Маша – пылкая мечтательница.

5. Расцвет жанра романа. Варианты. Споры.

Работа с параграфом учебника.

6. Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе

Из истории романа (учебник 98с.)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

7.Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора.

т/л рифма, «словарь рифм» Лермонтова

Богатство жанров лирики:

Элегия, песня, стансы …

Композиция лироэпического стихотворения «Смерть поэта»:

1.Гневное обличение в убийстве. Сатира. Четырёхстопный ямб. 33 строки.

3.Обвинение убийцам поэта, перерастающее в проклятие. Сатира. 16 строк.

Это стихотворение сделало Лермонтова известным и опальным поэтом (был отправлен на Кавказ, где шла война).

т/л РИФМА. «Словарь рифм» Лермонтова.

РИФМА – одинаковое звучание окончаний строк.

б перекрёстная

Для лирики Лермонтова характерно:

    Богатство жанров лирики,

    Мотив одиночества,

    Романтическое мироощущение.

8. Поэма «Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа.

т/л романтический герой

Герои поэмы:

    Мцыри («послушник»)

    Старый монах

Мцыри и его исповедь (3 – 26 строфы ):

3-8 собственно исповедь,

9-26 рассказ о трёх днях, проведённых на воле.

ИСПОВЕДЬ:

1.рассказ о своих грехах (священнику);

2.рассказ о наболевшем.

Мцыри – горец и борец по натуре; на воле раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство, несгибаемая сила воли, презрение к опасности, любовь к родине и её природе.

Монастырь = тюрьма Свобода

Смерть Жизнь

Когда Мцыри по-настоящему жил? (в монастыре или 3 дня на воле)

В.Г.Белинский : «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый нашего идеал поэта, это отражение в поэзии песни его собственной личности». Мцыри – романтический герой.

Романтический пейзаж – экзотические картины природы Кавказа.

ЯЗЫК насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами, риторическими фигурами.

«Мцыри» - романтическая поэма.

9. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.

А) ЭПИТЕТЫ – образные определения.

(поток глухой, объятья жадные, бурное сердце);

Б) СРАВНЕНИЕ

(стройна, как тополь; сплетясь, как пара змей);

В) МЕТАФОРА – скрытое сравнение; переносное значение слова по принципу сходства.

(рукою молнии ловил, кусты шептались);

Г) РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

(О, я как брат обняться с бурей был бы рад!

Бой закипел, смертельный бой!)

ЭПОС ЛИРИКА

Сюжет – рассказ о судьбе Мцыри. Мысли и чувства главного героя.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)

10. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Отражение Россия 19-го века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N . Хлестаков. Женские образы.

т/л афиша комедии;

особенности отражения действительности в драматическом произведении

«Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов 19-го века. Сюжет подсказан А.С.Пушкиным: молодого человека из столицы в провинциальном городе приняли за ревизора; чиновники этого города дают ему взятки.

т/л АФИША КОМЕДИИ.

Городничий – неглуп, умудрённый жизненным опытом, убеждённый взяточник и казнокрад. Цель его стремлений – «… со временем … влезть в генералы.» С подчинёнными груб и деспотичен.Судья Ляпкин-Тяпкин – считается «вольнодумцем», потому что прочитал несколько книг; в суде беспорядок; берёт взятки борзыми щенками.Попечитель богоугодных заведений Земляника – «человек толстый, но плут тонкий»; в больнице «больные мрут, как мухи».Смотритель училищ Хлопов – робкий и запуганный человек, не дворянин.Анна Андреевна и Марья Антоновна – провинциальные кокетки. Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России (бюрократизм, взяточничество и казнокрадство, подхалимство, низкий культурный уровень). Д/З Решите, кого вы считаете главным героем комедии? Подготовьте рассказ об этом герое.11. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе.

т/л структура драматического произведения и образ героя; ремарки в пьесе как один из приёмов создания образа

Мастерство композиции.

    Отсутствии главного героя, таким героем стала чиновниья масса.

СМЕХ – живой персонаж, который имеет свою точку зрения, он смел, никто и ничто не ускользает от его действия.

Примеры речевых характеристик (2 персонажа).

Д/З «Зачем нужны комедии?»

12. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Сценическая история комедии «Ревизор» (смотри приложение).

Гоголь о «Ревизоре»:

«В «ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одно разом посмеяться над всем.» Хлестаков – «без царя в голове», пустейший человек, «он лжёт с чувством»; главная его черта – «стремление сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему предназначена» - в этом и заключается сущность «хлестаковщины».

1.чтение письма о приезде ревизора (Д1, явл.1);

2.новость о приезде ревизора (Д1, явл.3);

3.разговор Хлестакова с городничим в гостинице (Д2, явл. 8);

4.сцена вранья (Д3, явл.6-7);

5.чиновники дают взятки (Д4, явл.1-7);

6.чтение письма Хлестакова (Д5, явл.8).

13. РР Исполнение избранных явлений и их рецензирование (чтение письма Хлестакова). 14. Контрольная работа «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.»

Сочинение

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество - фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народное творчество еще называют и фольклором, который в переводе означает - народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны - это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п.

Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей - что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка - тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление.

Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня - гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак - защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение.

Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева - это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость.

Украинская народная песня - самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества.

Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков.

* Наша дума, наша песня
* Не умрет не погибнет.
* Вот где, люди, наша слава, Слава!