Мотив дороги и его философское звучание в литературе ХIХ века. Мотив пути в русской литературе

Образ дороги, мотив пути архетипичны как для зарубежной, так и для русской литературы. Смысловое наполнение их глубоко и обширно.
Причины такого многообразия могут крыться как в неоднозначности самого понятия «путь», «дорога», так и в индивидуальном подходе автора, который сосредотачивается на определенном аспекте этих понятий.

Прежде всего, образ дороги может находиться в основе композиционного приема – приема путешествия. Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности. Реальность с ее картинами унижения закабаленного крестьянства вышла столь правдоподобной, что произведение столкнулось с гнетом цензуры.

Этот же композиционный прием использовал Гоголь в поэме «Мертвые души». Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях, ведь в погоне за наживой ему приходится общаться с самыми разными представителями общества. Путешествуя от одного поместья к другому, он позволяет читателю наблюдать за контрастом, что открывается его глазам: крепость быта мужиков Собакевича соседствует с полнейшей разрухой в имении Плюшкина.

Однако учитывая разнообразие тем лирических отступлений Гоголя, уместно также говорить и о мотиве пути исторического. В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь, сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа». Вторит ему и лирический герой поэмы Пушкина «Медный всадник», обращающийся к памятнику Петру I, символу государства: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?»

Задумываться о судьбе России – верный показатель того, что в своем духовном развитии авторы эволюционировали настолько, что от сосредоточенности на частном перешли к заботам общего, преодолели индивидуализм и обратились к сверхличным ценностям.

Именно поэтому произведения, посвященные этой теме, обычно приходятся на поздние периоды творчества авторов. Духовное развитие тоже является своеобразнымпутем, размышления о котором авторы воплощают в свои произведения. Существенной особенностью, которая способствует развитию этой темы, является ориентация на личность автора, атмосфера лиризма и тенденция к автобиографизму. Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу, описан Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»: «…Пустыня внемлет Богу… Я ищу свободы и покоя!..» Лев Толстой также дает нам классический образец творчества, организуемого идеей пути, развития и искания («Исповедь», «Детство и отрочество»). Господство категории пути и ее важность для А. Блока – неоспоримый факт. Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период его жизни являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы (от цикла стихов о Прекрасной Даме к «На поле Куликовом»). Позже Блок истолковал свое развитие, сравнив его со спиралью, на верхнем витке которой располагалась поэма «12», а цикл «Снежная маска» - на соответствующем ему нижнем витке.

Цитируя литературоведа Д.Е. Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок». Каждый из писателей переживал такие периоды по-своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы. 450 слов

Страница 1

Мотив Дороги, тема скитаний и странствий продолжают предыдущий блок, но они выделяются, в силу значимости в русской литературе и широкой представленности в произведениях школьной программы, как сквозные темы.

По мнению Г. Гачева, «модель русского движения - дорога. Это основной организующий образ русской литературы». Ученый вспоминает В. Маяковского, писавшего: «Дорогу дорогам! Дорога за дорогой выстроилась в ряд. Слушайте, что говорят дороги».

Дорога является тем мотивом, который объединяет целый ряд образов национального характера: тройка, верстовые столбы, санная езда, ветер, метель и др.

Важность мотива дороги школьники начинают понимать с младших классов, читая сказки, былины, где обязательно присутствует и дорога, развилка ее, и конь и где надо выбирать путь.

Чувство дороги, как уже отмечалось, внесено в русскую поэзию Пушкиным и Лермонтовым. Этот мотив характерен для лирики многих русских поэтов. У Блока в поэме «Двенадцать» из главок содержат образы движения.

Дороге, метели, буйному бегу в русской литературе нередко противопоставлялись спокойная равнина, степь. Например, антитеза важна для Н. Рубцова: вихревое движение и дремлющее пространство. Ученики знакомятся и с описанием степи П. А. Вяземским, А. П. Чеховым.

С мотивом Дороги тесно связана тема странствий, скитаний, путешествий. В этой теме можно выделить несколько подтем: во-первых, странствия, путешествия самих писателей, отразившиеся в автобиографических произведениях (например, автобиографическая трилогия М. Горького), во-вторых, произведения жанра «путешествия» в прозе и поэзии («Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» Карамзина, «путешествие», как жанр пейзажной лирики Вяземского), охотничьи рассказы и очерки И. С. Тургенева, С. Т. Аксакова; в-третьих, произведения разных жанров, в которых герои странствуют, являются странниками. Третья группа произведений в школьной практике встречается чаще всего. Школьники изучают произведения, в которых на странствиях героя строится весь сюжет («Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя), путешествие может характеризовать героя, быть оценкой определенного этапа жизни его, доказательством бесцельности существования, когда остается только путешествовать, например, как Онегину и Печорину. Странствия могут вызвать у героя контрастное видение своей Родины (Чацкий: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!»).

Широко представлена в русской литературе и тема поисков героями правды, счастья, смысла жизни - и тоже в процессе странствий. Так построена, например, поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Эта тема нередко имеет и своего особого героя - странника, «странного человека». Г. Гачев пишет: «Пушкин в Онегине отмечает «неподражательную странность.». «Странный» в русском сознании - это свой, родной; странник любим народом: «Угоден Зевсу бедный странник» (Тютчев).

Таков «Очарованный странник» Н. Лескова, странником называют в пьесе «На дне» Луку (Лука: «Все мы на земле странники. Говорят, - слыхал я, - что и земля-то наша в небе странница»). К этому ряду странников можно отнести и героя повести М. Горького «Фома Гордеев», включенной теперь в некоторые школьные программы. Странствия нередко выступают как показатель нравственных исканий героев (в произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого). У героев же чеховских пьес путешествие - отъезд представлено как мечта, как уход от пошлой действительности.

В русской литературе XX века ученики увидят странствия героев вынужденные, обусловленные историческими, социальными событиями - «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.

МКОУ Рамонская СОШ № 2

Исследовательская работа

«Мотив дороги в произведениях русской классики»

Выполнили учащиеся 9 А класса

Чукаева Яна

Крутько Полина

Яценко Светлана

Подвигина Ольга

Руководитель: учитель

Русского языка и литературы

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Мотив дороги в лирике и ……………..4-9

Глава 2. Мотив дороги в романе «Капитанская дочка»…………..8-12

Глава 3. Мотив дороги в романе «Герой нашего времени»...13-16

Глава 4. Мотив дороги в поэме «Мёртвые души»…………………17-20

Заключение…………………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………………22

Введение

Тема дороги, путешествия, являющейся неотъемлемой частью жизни каждого человека, имеет большое значение в литературных произведениях, занимает важное место в творчестве русских писателей XIX века. Именно поэтому мы взяли для исследования эту тему. В своей работе мы обратились к произведениям, и. Немаловажную роль в нашем выборе сыграло то, что творчество именно этих русских классиков мы изучаем в 9 классе . Нам хотелось подробнее познакомиться с их творчеством, глубже проникнуть в содержание произведений. Кроме того, тема дороги интересна, многозначна: значение слов «путь», «дорога» включает в себя и философское понятие жизненного пути человека, его судьбы. Мотив дороги вообще играет болшую роль в русской литературе : расстояния большие, много времени для философствования в дороге. Дорога - это метафора жизненного пути, стези человека.

С этих позиций мы решились рассмотреть лирику и, роман «Капитанская дочка», Роман «Герой нашего времени» и поэму «Мёртвые души».

Глава 1. Мотив дороги в лирике и

Осенью 1830 года Пушкин приехал в Болдино улаживать имущественные дела перед женитьбой и надолго остался там из-за холерных карантинов, расстался на с юной, горячо любимой красавицей-невестой. Что ждёт его на пороге нового этапа жизни? После домашней неустроенности, скитаний, одиночества поэт ищет душевного покоя и семейного счастья, но в то же время мрачные предчувствия не оставляют его. Возможно, во время таких мучительных раздумий и было создано стихотворение "Бесы", в котором переданы душевное томление, переживания, испуг едущих "в чистом поле" и заблудившихся в снежной вьюге двух путешественников – лирического героя и ямщика. Перед читателем предстаёт страшная, но вполне реальная картина.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Первая часть стихотворения носит относительно спокойный характер, здесь раскрывается тема дороги. Вторая часть "Бесов" - это возникновение препятствий, которые благодаря поэзии приобретают символический смысл. Это философское настроение превращает бытовую тему стихотворения в серьезное и наполненное глубинным смыслом повествование.

Но постепенно седоков охватывает тревога ("сбились мы,…Что делать нам!"), даже отчаяние, переданное автором с помощью монотонного повторения слов ("мчатся тучи, вьются тучи", "мутно небо, ночь мутна", "еду, еду", «страшно, страшно", "вьюга злится, вьюга плачет") и целых четверостиший, и реальная зимняя ночь наполняется фантастическими образами из народной мифологии, которую, воспитанный няней-сказательницей, конечно же, хорошо знал. Здесь и одинокий бес, который "дует, плюёт… в овраг толкает одичалого коня", и множество бесов, которые мчатся "рой за роем в беспредельной вышине, визгом жалобным и воем надрывая сердце" лирического героя, и ведьма, и домовой. Остановились измученные лошади, отчаялся найти дорогу ямщик.

Третья часть стихотворения - это яркая кульминация сюжета, когда человек оказывается в безвыходном положении, так как он бессилен перед вьюгой. И мгновенно ситуация меняется, когда кони снова идут вперед, конфликт, возникающий в стихотворении, разрешается. Это одновременно и бытовое, и философское решение представленной в "Бесах" ситуации. В первой строфе стихотворения не просто описание природы, а обозначение обстановки и накала, в котором находится ямщик и седок.

Но недаром это стихотворение называют мистическим, даже название говорит о том, что смысл "Бесов" намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Для того чтобы постигнуть философский смысл стихотворения, необходимо правильно интерпретировать образы и символы, которые использует Пушкин. Прежде всего это образ русской зимы - летучие снега, суровая метель, занесенные дороги... Все это уже подчеркивает общее настроение стихотворения - мрачное, но отчаянно ищущее выход из сложившегося положения. Как и путник, который был остановлен метелью и вынужден подчиниться стихии. Автор постоянно акцентирует внимание на дороге, на конях, на колокольчике, подчеркивает, что путники сбились с дороги, заблудились, им страшно. В тот момент, когда «кони снова понеслися», наступает кульминация: бесы приобретают вполне реальные черты, теперь их видит не только ямщик, а и сам седок, обозначенный лирическим «я». С этого момента земля в стихотворении совсем исчезает и начинается вакханалия , шабаш:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Таким образом, с увеличением скорости, увеличивается и нарастает эмоциональное напряжение стихотворения. Чем закончится метельная зимняя ночь? Неизвестно. Пока же хаос вьюги, снежная буря, жалобное завывание ветра, превратившиеся в сознании лирического героя в фантасмагорическую картину торжества нечистой силы, кажутся бесконечными… Заблудившиеся путники в стихотворении «Бесы» символизируют русский народ, который действительно потерян среди снежных равнин и не может найти свою дорогу к более счастливой и свободной жизни. Опять подтверждается, что дорога имеет не только прямое значение пути, траектории, но и жизненного пути людей, которые не могут найти свое место в жизни, свою дорогу по которой им идти.

Стихотворение «Дорожные жалобы», на наш взгляд, отражают усталость поэта от страннической, кочевой, неприкаянной жизни.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

В строчках стихотворения слышатся жалобы поэта на русское бездорожье . Нам думается, что и бездорожье, и капризы непредсказуемого русского климата надо рассматривать как в прямом значении, так и в широком, историческом и социальном смысле: здесь и незащищенность личности от всякого рода неожиданностей, здесь и всероссийская беззаботность , равнодушие ко всякого рода комфорту и уюту.

Иль чума меня подцепит,

Иль мороз окостенит,

Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

В ходе изучения фактов биографии писателя, анализа его произведений и знакомства с литературоведческими работами мы пришли к выводу, что настойчивое осмысление мотива дороги Пушкиным - закономерный результат его жизненных и творческих исканий. Первой, весомой, причиной обращения поэта к дорожной теме была его скитальческая, наполненная путешествиями жизнь. Пушкин исколесил всю европейскую часть России, мечтал побывать за Уралом, в Сибири. Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в оренбургских степях, и в горах
Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Арзрума. Образы путника, ямщика, дорожных верст постоянно встречаются в произведениях поэта.

Как и в разработке других мотивов своего творчества, Пушкин явил неслыханный пример новаторства в осмыслении дорожной темы. До него дорога в литературе была лишь своеобразной декорацией, фоном развития действия. Пушкин не отдает должное образу пути, а делает его лейтмотивом лирики и прозы. Новаторство поэта проявляется в философском осмыслении темы. Здесь на передний план выступает дорога как жизненное перепутье и, конечно, дорога - метафора судьбы и жизни.

Стихотворение "Тучи" , в отличие от пушкинских "Бесов", не проникнуто настроением отчаяния и страха: в нём как ведущий мотив звучит мотив элегической грусти. Но ощущение одиночества, скитальческой тоски так же переполняет душу лирического героя. Поэт создал это произведение в апреле 1840 года, незадолго до отправки во вторую кавказскую ссылку. По воспоминаниям одного из друзей, на вечере в доме Карамзиных Лермонтов, стоя у окна и смотря на тучи, которые, закрыв небо, медленно проплывали над Летним садом и Невой, написал экспромтом замечательное стихотворение, чья первая строка звучала так: "Тучки небесные, вечные странники!" Уже в этих словах ощущается мотив странничества, мотив бесконечной дороги. Перед читателем возникает метаморфический образ небесных "вечных странников", "изгнанников", мчащихся "с милого севера в сторону южную". Счастье этих "вечно холодных, вечно свободных" обитателей небесной сферы в том, что над ними не властны ни зависть, ни злоба, ни клевета. Им неведомы муки изгнания. Тучам просто "наскучили нивы бесплодные", поэтому они отправляются в путь. Судьба лирического героя иная: он изгнанник поневоле, это его "гонит" с родной стороны "судьбы…решение", "зависть…тайная", "злоба… открытая", "друзей клевета ядовитая". Однако в главном он счастливее гордых и независимых туч: у него есть родина, а вечная свобода небожителей холодна и сиротлива именно потому, что они изначально лишены отечества.

Как произведение, в котором звучит мотив дороги, можно рассматривать и полное философских раздумий о тайнах мироздания, о смысле жизни стихотворение "Выхожу один я на дорогу…". Написанное весной 1841 года, оно словно подводит итог короткой, но яркой, как вспышка метеорита, жизни поэта. Здесь лирический герой находится один на один с бесконечной дорогой и распахнутым над головой небом. Он ощущает себя частью мироздания, человеком, погружённым в открытую и свободную стихию природы. "Кремнистый путь", характерный для гор Кавказа, в стихотворении воспринимается в двух ипостасях: и как конкретная дорога, по которой шагает одинокий путник, и как символ жизненного пути. Мир вокруг лирического героя спокоен, величествен и прекрасен, повсюду разлито "сиянье голубое". Но "сиянье" - это не только лунный свет, в лучах которого блестит дорога. Оно воспринимается как фон, отчётливо выявляющий мрачное состояние души путника, который "не ждёт от жизни ничего" и которому "не жаль…прошлого ничуть". Лирический герой одинок, он ищет теперь только "свободы и покоя", такого покоя, который существует в окружающем его в эти мгновения мире. Поэт показывает, что в величественном мироздании всё живое: здесь "пустыня внемлет Богу", "звезда с звездою говорит", здесь нет одиночества, от которого страдает путник. Умиротворение сходит в душу героя, и он жаждет одного – "забыться и заснуть" навечно. Но не "холодным сном могилы", а так, чтобы "в груди дремали жизни силы", чтобы и днём, и ночью, лелея слух, ему "про любовь… сладкий голос пел", чтобы над ним, спокойно спящим, "вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел". Вечный покой обретает смысл вечной жизни, а "кремнистый путь" приобретает черты пути бесконечного во времени и пространстве. Мечта лирического героя фантастична по своей сути, но ведь фантастические волшебные черты приобретает и природа вокруг него! Мотив одинокого странничества уступает место мотиву торжества жизни и полного слияния с Божественным миром. (Не на той ли дороге нашёл вечный покой мастер из романа? Не оттуда ли начал своё путешествие по лунной дороге Понтий Пилат? Вообще при чтении классики 19 века возникает много ассоциаций с произведениями более позднего периода. Но эта тема, видимо, для другого исследования…)

Глава 2. Мотив дороги в романе «Капитанская дочка»

Мотив дороги в романе «Капитанская дочка» очень важен. В дороге Петр Гринев встречается с офицером Иваном Зуриным и с беглым казаком Емельяном Пугачевым. Эти люди позднее снова повстречаются на жизненном пути молодого человека и сыграют в его судьбе важную роль. В особенности это относится к Пугачеву, который, помня доброе отношение молодого барина, сохранит ему жизнь при взятии Белогорской крепости, а затем и поможет ему вызволить его любимую. Интересно отметить, что встреча Петра Гринева с будущим руководителем народного восстания произошла во время сильной метели, однако неизвестный бродяга, в котором лишь впоследствии молодой человек и его верный слуга узнают грозного Пугачева, легко находит дорогу. «Где ты видишь дорогу?», - с сомнением спрашивает у него ямщик, везущий молодого офицера. Все кругом занесено снегом, и увидеть дорогу, действительно, едва ли возможно. Но бродяга находит ее совершенно иначе. Он предлагает немного переждать, пока прояснится: «... тогда найдем дорогу по звездам». Почуяв дымок, он делает вывод, что неподалеку должно быть человеческое жилье, и оказывается прав. Дорогу необязательно видеть как убегающую к горизонту полоску земли, ее можно найти благодаря знакам, на которые большинство людей не обращают должного внимания. Итак, мы обнаруживаем отголосок древнейших представлений о дороге, как о судьбе человека. Те, с кем герой повстречался случайно, окажут большое влияние на все его будущее.

Но в той же главе Гриневу снится пророческий сон: человек оказывается "страшным мужиком ", который, размахивая топором, наполнил всю комнату "мертвыми телами", и этот "страшный мужик" "ласково... кликал" Гринева и предлагал "подойти" под его "благословение ". Таким образом, "дорога", указанная Пугачевым, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других. Глубоко символично то, что Пугачев появляется из бурана и спасает от него Гринева: таким же "беспощадным", как стихия, окажется поднятый Пугачевым бунт, и Пугачев не раз спасет от этой слепой силы Петрушу. Знаменательно, что пути героев, так причудливо и невероятно пересекаясь, расходятся. Петр Гринев не пойдет по дороге русского бунта, указанной «Петром III».
Анализ разработки дорожного мотива в «Капитанской дочке» позволяет говорить о его разных задачах в романе. По нашему наблюдению, дорога дает развитие сюжету произведения и обуславливает непредсказуемые встречи героев-антиподов: Гринева и Пугачева, Гринева и Швабрина, Савельича и Пугачева. Она же сводит Машу и императрицу, Машу и родителей Петруши.
В главе «Сержант гвардии» дорога становится отправной точкой судьбы главного героя, сулит горечь расставания с родительским домом, предвещает сложный путь становления личности. Петруша вспоминает: «Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами». Герой явно не стремится к скитальческой жизни, да и изгнанником его можно назвать условно: отец хочет воспитать сына честным офицером, защитником Отечества. Начало главы «Крепость» рисует дорогу в традициях эпохи - как элемент пейзажа и экспозицию истории белогорского этапа жизни Гринева. «Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга, дорога шла по крутому берегу Лика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи». Здесь опять возникает ямщик как сквозной герой дорожной темы. В этом эпизоде он уверенно везет седока и не нуждается в «вожатом». Герой вспоминает: «Мы ехали довольно скоро. «Далече ли до крепости?» - спросил я у своего ямщика. «Недалече, - отвечал он. - Вон уже видна». В главе «Мятежная слобода» смысловая нагрузка образа пути усиливается. Желание спасти возлюбленную снова гонит Гринева в дорогу, несмотря на предостережения Савельича. В описании дороги сливаются конкретное и символическое значения: «Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского. Прямая дорога занесена была снегом; но по всей степи видны были конские следы, ежедневно обновляемые. Я ехал крупной рысью. Савельич едва мог следовать за мною издали и кричал мне поминутно: «Потише, сударь, ради бога потише.<...> Добро бы на пир, а то под обух того и гляди...» С одной стороны, герой Пушкина описывает детали конкретного места, с другой стороны слова «мимо Бердской стороны» становятся в контексте произведения знаковыми: Петру не по пути с бунтовщиками, его поприще - путь честного и доблестного офицера. Эту дорогу Гринев выбирает сам, без советов отца, дядьки, генерала. Внутренне он согласен с Савельичем: сколько может беглый казак проявлять благородство к военному противнику? Но в опасный путь его гонит желание отстоять возлюбленную. Дальнейший разговор Гринева и его несостоявшегося посаженого отца идет о судьбе каждого, о единственно возможной жизненной дороге. Уже здесь главарь бунтовщиков чувствует свое поражение. Он признается Петру: «Улица моя тесна; воли мне мало». Гринев же в очередной раз провозглашает свои жизненные идеалы, в которых слышится голос автора: «Но жить убийством и разбоем, значит, по мне, клевать мертвечину».
Отъезд Пугачева в кибитке в Берду (глава «Сирота») знаменует прощание казака с Гриневым. Их дороги полностью расходятся. Тогда же Маша и Петруша «навек оставили Белогорскую крепость». Этот отъезд символизирует как расставание с Маши с родными местами, удаление от мест, породивших трагические воспоминания, так и путь Петра к Дому, возможность его возлюбленной быть принятой Гриневыми.

Еще одно осмысление темы пути в романе связано с путешествием Маши в Царское Село, которое та совершает ради встречи с государыней.
Дорога Маши - вера в торжество справедливости, исполнение желания изменить судьбу, отстоять не только свободу любимого, но и его офицерскую и дворянскую честь. Знаменателен конец путешествия Марьи Ивановны, которая «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...» Это объясняется не столько спешкой героини, сколько нежеланием приобщиться к столичной жизни. Если в начале романа Петруша горевал, что его путь лежит в забытые богом места, дочь капитана Миронова спешит в деревню. Туда же стремится и «русская душою» Татьяна Ларина, там же находит себя автор, если вспомнить его лирические произведения и лирические отступления в «Онегине».
Итак, дорога проверяет пушкинских героев на жизнестойкость, навевает размышления о смысле жизни и своем месте в ней. Дорога дарит неожиданные встречи и намечает резкие перемены в судьбе.

Глава 3. Мотив дороги в романе «Герой нашего времени».

Очень широко тема дороги раскрывается в романе "Герой нашего времени". В нём каждая повесть начинается с нового места, в которое отправляется Печорин по велению вышестоящих лиц. Ведь роман замышлялся как путевые записки Печорина. На протяжении всех повестей прослеживается дорога. Это и есть жизненный путь офицера-путешественника, который ищет свое место в жизни. Через записки Печорина автор повествует нам об интереснейших историях, в которые попадает главный герой. влияет на судьбу других людей, как он анализирует свои поступки и действия, и чем в итоге заканчивается каждая история, очень интересно читателям. И мы как будто тоже перемещаемся из одного места в другое, переживаем вместе с главным героем события романа.

Лермонтовский герой Григорий Александрович Печорин едет на перекладных из Тифлиса через Кайшаурскую долину по дороге, "по обеим сторонам которой торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок нее шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой, почтовой тройки и нервное побрякивание русского колокольчика". Опасность горных дрог, их непредсказуемость автор неоднократно описывает в главе "Бэла". Путники с трудом передвигались, "лошади падали; налево зияла глубокая расселина", "снег проваливался под ногами". Каменистые, извилистые, они то пересекались неглубокими оврагами, то быстрыми шумными ручейками.

Глава «Бэла» начинается со строк «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Во время путешествия по горным тропам рассказчик знакомится с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю о своем приятеле Печорине и черкесской княжне Бэле. Именно потому, что этот роман о военных, которые служат на Кавказе и кочуют с места на место, автор делает историю о Бэле как рассказ в рассказе. Ведь только путешественники, которые живут далеко от дома, могут так просто познакомиться друг с другом, помочь в непростой ситуации, и быть откровенным с новым знакомым. Открыть ему свои тайны и рассказать об историях и приключениях, которые увидал за свою жизнь. Так откровенно и без сожалений они рассказывают про свою жизнь, наверное, потому что возможно больше и никогда не встретятся со своим собеседником. Разъедутся по разным краям, и каждый будет хранить ту увлекательную историю, которую ему когда-то рассказал старый знакомый. Но не успевает рассказать историю о: им снова пора в путь. И вот из-за плохих погодных условий приходится не сладко во время дороги: « Нам должно было спускаться верст пять по обледеневшим скалам и топкому снегу, чтоб достигнуть станции Коби. Лошади измучились, мы продрогли; метель гудела сильнее и сильнее, точно наша родимая, северная; только ее дикие напевы были печальнее, заунывнее». Русская дорога словно удерживает военных, не дает им расстаться, ведь история еще не рассказана. И поэтому им приходится остановиться еще на одну ночь.

Следом идет глава «Максим Максимыч». Там рассказчику и Максиму Максимычу удается увидеть Печорина, но тот не рад встречи со старым другом и отвергает его приятельское приветствие. Тогда и попадают записки Печорина в руки рассказчику. С этого момента начинается «Журнал Печорина». И теперь повествует уже главный герой романа.

Первые строки главы «Тамань» начинаются с впечатлений Печорина об этом городе: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Офицер отзывается об новом месте очень скверно и дурно. Ведь в дороге происходит много различных ситуаций, и не всегда от них остается хорошее впечатление. В Тамани Печорину приходится остановиться на ночлег. И там он попадает в неприятную ситуацию, в которую ему и не следовало лезть. Но это всего лишь еще одна часть пути, пройденная Печориным. Он разрушил чужие судьбы и поехал дальше. Так он оставлял эти места без сожаленья и утрат: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру…». Печорин понимал, что больше никогда не вернется сюда.

Далее герой попадает в Пятигорск в высшее общество. Там он встречает свою давнюю любовь Веру. Но из-за своего неудержимого характера, он снова впутывается в чужие судьбы. Вера больше не могла ждать его и решила уехать от него навсегда. Когда об этом узнал Печорин, он бросился в погоню за своей любовью: «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, …и пустился во весь дух… Я беспощадно погонял измученного коня, который храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге». Бросая все, Печорин гнался за лучшей жизнью. Он думал, что с ней обретет свое счастье. Но и тут дорога его прерывается: лошадь не смогла выдержать такой бешеной скорости, Печорин сбил ее с ног. Таким образом, Печорин на протяжении всего романа, путешествуя, искал свое место в жизни, но так и не нашел. Всю свою жизнь он был в дороге, побывал в разных местах, но так и нигде не нашел своего родного мета.

Печорин, метко названный "младшим братом Онегина", не только путешествует, (судьба заносит этого аристократа то в Петербург, то в Кисловодск, то в казачью станицу, то в "скверный городишко" Тамань, то даже в Персию), но и умирает в дороге, "возвращаясь из Персии". Вот Печорин возвращается по пустынной дороге домой в главе "Фаталист". Какие же думы одолевают ум его? «В напрасной борьбе истощился и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступился в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно уже известной книге». И эти горькие признания Печорина звучат не один раз! Он называет своё поколение "жалкими потомками", не способными к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья. Чувство тоски, одиночества – постоянные спутники его жизни.

В главе "Тамань" Печорин сравнивает себя с матросом, рождённым на палубе разбойничьего брига. Он скучает. Целыми днями он ходит по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается вдаль. Чего же он ждёт? Чего ищут его глаза? … Не мелькнёт ли… желанный парус, ровным бегом, приближающийся к пустынной пристани… Но для Печорина эта мечта не сбылась: не появился парус и не умчал его в другую жизнь, другим берегам.

Скучающим он нарисован в главе "Бэла", и только когда путешественники поднялись на вершину Гуд-горы, герой очарован серебряными нитями рек, он как ребёнок наблюдает за скользящим по воде голубоватым туманом, румяным блеском, которым весело горят снега на гребнях гор. Когда Печорин едет на место действия повести "Княжна Мэри", его охватывает перед лицом опасности жажда жизни, любовь к природе. Но вот он едет обратно. Солнце казалось ему тусклым, на сердце был камень. Таким тяжёлым было его состояние. Бездомность, неприкаянность Печорина и бессмысленная смерть "где-то на пути в Персию" - вот тот духовный крах, к которому автор приводит своего героя, ибо не дано человеку права судить себя по иным законам, кроме общечеловеческих законов, ибо путь двойной нравственности и морали, путь вседозволенности бесплоден, это путь к духовному опустошению, духовной смерти.

В романе Лермонтова дорога предстает именно как лоскутный узор из разнообразных событий и впечатлений, которые могут относиться к разным периодам времени. Таким образом, в романе Лермонтова дорога выступает как смесь впечатлений, как место, где он нашел материал для своего произведения. Дорога, словно пестрый ковер, на котором мелькают судьбы людей и невозмутимые вершины гор: во время путешествия находят друг друга автор и сюжет его произведения, как находили поле для подвигов и славу герои древних легенд. И главный герой – безумно мчащийся по этой дороге жизни, но так и не нашедший достойного применения своим способностям и силам.

Глава 4. Мотив дороги в поэме «Мёртвые души»

Тема дороги не просто так занимает много места в творчестве Гоголя. Для автора наша жизнь – это постоянное движение. Может, мы и не замечаем этого, может нам кажется, что наша жизнь слишком размерена и в ней нет драйва и скорости. Но на самом деле мы несемся в потоке судьбы. Причем здесь говорится не только о бытовой жизни, но и внутреннем мире человека. Ведь каждый день мы познаем что-то новое, и это делает нас сильнее.

В поэме автор особое внимание уделяет дороге. На протяжении всего чтения мы следим за путешествием главного героя Чичикова. Он объезжает всех помещиков для того, чтобы скупить как можно больше мертвых душ. В то время крепостных называли душами. Они полностью принадлежали своим хозяевам. Чем больше у помещика было душ, тем выше был его статус в обществе. Кроме того, крепостных, как всякое имущество, можно было отдать в качестве залога и получить деньги. Вот Чичиков и решил провернуть такую аферу.

В поэме "Мертвые души" образ дороги возникает с первых строк; можно сказать, что он стоит у её начала. "В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…" и т. д. Образом дороги поэма и завершается; дорога – буквально одно из последних слов текста: «Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ?... Летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".

Но какое огромное различие между первым и последним образом дороги! В начале поэмы это дорога одного определённого персонажа – Павла Ивановича Чичикова. В конце – это дорога целого государства, России, и даже больше, дорога всего человечества, на которой Россия обгоняет "другие народы".

В начале поэмы – это вполне конкретная дорога, по которой тащится вполне конкретная бричка, с хозяином и двумя его крепостными, кучером Селифаном и лакеем Петрушкой, запряжённая лошадьми, которых мы также представляем себе вполне конкретно: и коренного гнедого, и обоих пристяжных коней чубарого и каурого, по прозвищу Заседатель. В конце же поэмы представить себе дорогу конкретно довольно трудно: это образ метафорический, иносказательный, олицетворяющий постепенный ход всей человеческой истории. Эти два значения, как две крайние вехи. Между ними располагаются множество других значений – и прямых и метаморфических, образуя сложный и единый гоголевский образ дороги. Переход одного значения в другое – конкретного в метафорическое – чаще всего происходит незаметно. Вот отец Чичикова везёт мальчика в город: пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем Сороки, день – другой бредёт по российским весям, въезжает в городскую улицу… отец, определив мальчика в городское училище, "на другой же день выбрался на дорогу" - домой. Чичиков начинает свою самостоятельную жизнь. "…при всём том трудна была его дорога", - замечает повествователь. Одно значение образа – вполне конкретное, "вещественное" незаметно сменяется другим, метафорическим (дорога как жизненный путь). Но порою такая смена происходит подчёркнуто резко, неожиданно. Встречаются и более сложные случаи, когда смена различных образов значений происходит то постепенно, то резко, внезапно. Чичиков уезжает из города NN. "И опять по обеим сторонам столбового пути пошла вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином…пешеход в потёртых лаптях, плетущийся за 800 верст, городишки выстроенные живьем…" и т. д. Потом следует знаменитое обращение автора к Руси:"Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу…"

Переход от конкретного к общему по-прежнему ещё плавный почти незаметный. Дорога, по которой едет Чичиков, бесконечно удлиняясь, рождает мысль о всей Руси. Потом этот монолог в свою очередь перебивается другим планом. Вспомним окончание монолога и те строки, которые в него вклиниваются, его перебивают. "…И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

Держи, держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану.

Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. – Не видишь, леший дери твою душу: казённый экипаж! – И, как признак, исчезнула с громом и пылью тройка.

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмешься к углу!"

Образ дороги у Гоголя приобретает далее метафорический смысл. Он равнозначен жизненному пути человека. Ведь прожив жизнь, человек становится иным. Он расстаётся с мечтами и обольщениями юности, платит за жизненный опыт лучшими своими надеждами. В одной из сохранившихся глав второго тома поэмы Чичиков говорит о себе: "Покривил, не спорю, покривил. Что ж делать? Но ведь покривил только тогда, когда увидел, что прямой дорогой не возьмёшь и что косой дорогой больше напрямик». Прямая дорога… Кривая дорога… Это тоже характерно гоголевские понятия. Гоголевский поворот в решении образа дороги говорит всё о том же – об усилении этического момента. Ведь "прямая" или "косая дорога" - это тоже образы метафорические. В одном случае подразумевается "честная жизнь" - по совести, по долгу; в другом – жизнь нечестная, подчинённая корыстным интересам.

Интересный момент мы можем наблюдать, когда Чичиков уезжает от Коробочки. Он просит ее указать путь к большой дороге. «Как бы это сделать? - отвечала хозяйка. - Рассказать-то мудрено, поворотов много…» Здесь автор говорит не о простом вопросе, когда прохожий спрашивает путь. Это символический жест, которым автор пытается заставить нас задуматься над большой дорогой жизни. Гоголь сам отвечает на вопрос. Он говорит, что добраться до этой дороги очень сложно, ведь на пути ожидает очень много препятствий, которые мы должны пройти. Именно поэтому автор выступает в роли провожатого, который ведет своего героя по этому сложному пути. Так Гоголь вводит в свой художественный образ важнейшие моральные координаты, с помощью которых он будет соотносить действительный и идеальный, желаемый путь персонажа.

В предпоследней главе "Мертвых душ" читаем: "Много совершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребёнок. Какие искривлённые, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь… И сколько раз уж наведённые нисходившим с небес смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели – таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: "Где выход, где дорога?". Какая вдохновенная, яркая речь! Какая горькая, едкая ирония! Как она выстрадана писателем – за нею угадываются многолетние размышления над книгой истории, выношенный личный опыт.

Более важной темы трудно себе представить, ведь речь идёт об "уклонении истины" не одного человека, но всего человечества. И подразумеваются не только ошибки в мышлении, но извращения в исторических судьбах, во всём строе человеческих отношений. Но, с другой стороны, из чего слагалось это общее уклонение от прямой дороги истории, как не из уклонений конкретных, определённых людей?

Образ дороги бесконечно расширяет диапазон поэмы – до произведения о судьбе всего народа, всего человечества.

Заключение

Таким образом, рассмотрев мотив дороги в некоторых произведениях, и, мы увидели, что эта тема многогранна, интересна и многозначна. В самом значении слова «дорога» два смысла: конкретной дороги, соединяющей какие-либо места, и жизненного пути человека и целой страны. Тема дороги помогает авторам ярче показать перепитии судеб героев, высказать своё отношение к судьбе отдельного человека и всего общества в целом, высказать пророческие опасения об историческом пути поколений, нации.

Анализ произведений русской классики позволил выделить в них мотив пути как один из элементов поэтики разных авторов. Современная поэзия и проза, безусловно, восприняли эту традицию. Человек XXI века все время спешит - к этому побуждают и фантастический ритм жизни, и честолюбивые мечты, и желание найти свой единственно правильный жизненный путь. Дорога, уходящая в неизведанную даль, стала символом исканий человека и человечества. Это обусловило изображение пути как важного элемента композиции и содержания разных литературных произведений. Философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности. Итак, дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент. Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

Думается, что исследование мотива дороги в произведениях писателей и поэтов 20 века могло бы стать темой другой исследовательской работы, в которой можно было бы поразмышлять над страницами произведений А. Блока, С. Есенина, М. Булгакова, А. Платонова…

Cписок литературы

1. «Мёртвые души». М.: Художественная литература, 1969.

2.Лермонтов сочинений в четырёх томах. М.: Художественная литература, 1964.

3.Пушкин собрание сочинений в десяти томах. М.: Наука, 1964.

4.Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. 3-е издание. Москва 1964г.

5.Бочаров Пушкина. Москва 1974г.

6.Гуковский и проблемы реалистического стиля. М.,1957
7.Гуковский и русские романтики. - М., 1965
8.Лахостский Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для
учащихся-М.-Л.: «Просвещение», 1964

9.Макогоненко в 1830-е годы (). Л.: Худож. лит., 1974.
10.Мануйлов В. Летопись жизни и творчества Лермонтова. Москва 1964г.

11.Машинский мир. 2-е издание. 1979г.

12.Непомнящий В. С Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. - М.: Сов. Писатель, 1987
13.Рождественский Пушкина - Л.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1962
14.Скатов гений. - М.: Современник, 1987
15. Слинина цикл Пушкина «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829 год)» // Сб. Пушкинский сборник, ЛГУ, 1977.

16.Слонимский Пушкина-М.: Государственное издательство

Одной из сквозных тем русской литературы является тема пути-дороги, которая присутствует в произведениях многих русских классиков. Почему возник такой сквозной сюжет и почему выделяют такую тему в русской классической литературе.

Тема пути-дороги

Мотив пути прослеживается и в древнерусской литературе, и во многом это обусловлено историческими обстоятельствами, которые определили судьбу русской земли. Древние князи и цари отправлялись в путешествие по разным причинам - осваивать новые территории, защищать свои земли и расширять свой кругозор.

Если говорить о более позднем периоде, то даже по названиям произведений 18 века видно, что такая тема активно развивалась в литературе. Примером может послужить книга А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и книга Н. Карамзина "Письмо русского путешественника", в основу которой легли его впечатления от Франции, Англии и Германии.

Тема пути-дороги развивается и в литературе 19 века, и теперь она выступает в роли сквозного сюжета во многих знаменитых произведений русской классической литературы. Это и "Евгений Онегин" Пушкина , в котором главный герой "в пыли на почтовых" мчится в деревню и через некоторое время снова отправляется в путь, и "Горе от ума" Грибоедова , где Чацкий возвращается из-за границы на Родину.

А главный герой романа "Герой нашего времени" Печорин постоянно находится в разъездах, и даже находит смерть в дороге. Известным путешественником был Чичиков, колоритный персонаж "Мертвых душ" Гоголя . Да и в самом произведении можно найти величественные описания образа дороги, которые раскрывают мощь и красоту русской земли.

А в произведении Тургенева "Отцы и дети" персонажи постоянно находятся в пути - с дороги начинается сам роман, и на протяжении его герои перемещаются по разным губерниям и имениям.

Мотив пути и традиции духовной литературы

Мотив дороги многогранен и обширен в русской литературе. Он наполняет и глубокие, духовные произведения вроде "Войны и мира" , в котором через дороги раскрывают жизненные пути Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, его можно встретить во всех знаменитых произведениях классики.

Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его духовностью. Это стихотворения А. Пушкина "Зимняя дорога", "Для берегов отчизны дальней", "Бесы", "Дорожные жалобы", стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." и "Прощай, немытая Россия...", стихотворения Н. Некрасова "Железная дорога", "В дороге", "Размышления у парадного подъезда".

Дорога в фольклоре

Тема пути ярко раскрывается в фольклорных произведениях. Это закономерно, так как для фольклора путь и дорога - это важные элементы жизнедеятельности человека, и сквозной сюжет дороги в таких произведениях раскрывается более полномерно.

Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь.

Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» путь отражает духовное движение крестьян и всей России второй половины XIX века. А М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» прибегает к использованию мотива дороги, чтобы показать обретение лирическим героем гармонии с природой.

В любовной лирике дорога символизирует разлуку, расставание или же преследование. Ярким примером такого осмысления образа стало стихотворение А. С. Пушкина «Таврида».

Для Н. В. Гоголя дорога стала стимулом к творчеству, к поиску истинного пути человечества. Она символизирует надежду на то, что такой путь станет судьбой его потомков.

Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.

Композиционная и смысловая роли образа дороги

В русской литературе тема путешествия, тема дороги встречается очень часто. Можно назвать такие произведения, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова. Этот мотив часто использовался как сюжетообразующий. Однако иногда он сам по себе является одной из центральных тем, целью которой является описание жизни России в определенный период времени. Мотив дороги вытекает из способа повествования - показа страны глазами героев.

Функции мотива дороги в произведении «Мёртвые души» разнообразны. В первую очередь, это композиционный прием, связывающий воедино главы произведения. Во-вторых, образ дороги выполняет функцию характеристики образов помещиков, которых посещает одного за другим Чичиков. Каждая его встреча с помещиком предваряется описанием дороги, поместья. Например, вот как описывает Н. В. Гоголь путь в Маниловку: «Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно. Тут Чичиков вспомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню за пятнадцать верст, то значит, что к ней есть верст тридцать».

Как и в «Мертвых душах», в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму «со столбовой дороженьки», на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога лишь иллюстрация жизни, малая ее часть. Основное действие Некрасова - повествование, развернутое во времени, но не в пространстве (как у Гоголя). В «Кому на Руси жить хорошо» все время звучат насущные вопросы: вопрос счастья, вопрос крестьянской доли, вопрос политического устройства России, поэтому тема дороги здесь второстепенная.

В обеих поэмах мотив дороги является связующим, стержневым, но для Некрасова важны судьбы людей, связанных дорогой, а для Гоголя важна дорога, связывающая все в жизни. В «Кому на Руси жить хорошо» тема дороги является художественным приемом, в «Мертвых душах» - главной темой, сутью произведения.

Ещё одним характерным примером произведения, в котором мотив дороги выполняет композиционную роль, является повесть «Очарованный странник» Н.С.Лескова. Виднейший критик литературного народничества Н. К. Михайловский говорил об этом произведении: «В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова. Но в нём же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что фабулы в нём нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку, и каждая бусина сама по себе может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку» («Русское богатство», 1897, №6). А соединяет эти «бусины» в одно единое целое дорога-судьба главного героя Ивана Северьяновича Флягина. Здесь тесно сплетаются символическая и композиционная роли мотива дороги. Если связующим звеном в «Мёртвых душах» и в «Кому на Руси жить хорошо» является сама дорога, то в «Очарованном страннике» - это жизненный путь, по которому, как по дороге, идет герой. Именно сложное метаморфическое сплетение ролей дороги обуславливает многогранное восприятие произведения.

Мотив дороги является стержневым сюжетообразующим компонентом таких произведений, как «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и «Очарованный странник» Н. С. Лескова.