Приставкин анатолий игнатьевич. Анатолий Приставкин: он учил нас быть людьми

Салтыков-Щедрин прибегает к разнообразным приемам и средствам художественного изображения. Важное место среди них занимает пародия. Она пронизывает почти весь текст романа, начинаясь с небольших вступлений и заканчиваясь «Оправдательными документами». Так, пародийный характер носит описание состава «Глуповского летописца», имитирующее описание состава летописей и хронографов. В «Обращении к читателю» имитируется церковно-книжный витийственный слог (как пишет глуповский архивариус, «ежели древними еллинами...»).

Пародийный смысл этих строк становится совершенно очевиден при сопоставлении с образцами древнерусского витийства. Свое «Обращение к читателю» древнерусский летописец заканчивает концовкой, типичной для древнерусских летописей и челобитных. Летопись преемственно слагали три архивариуса: «Мишка Тряпичкин, да Мишка Тряпичкин другой, да Митька Смирномордов, да я, смиренный Павлушка, Маслобойников сын». Пародийно и размышление глуповского летописца о манере повествования, которое является обычным размышлением о выборе стиля («не имея дара стихослагательного»). В предисловии «От издателя» пародируется традиционное обращение к читателю в исторических трудах и романах. Салтыков-Щедрин заявил, что он выступает здесь в роли всего лишь издателя летописных материалов, случайно найденных в архиве города Глупова. Пародийно-сатирический характер носит «Опись градоначальников», в которых содержится статьи, характеризующие глуповских правителей. По мнению Лихачева, здесь пародируется списки царей, князей и церковных иерархов. Пародийно и использование «летописной манеры» повествователя. Этот прием позволяет сатирику с особой силой раскрыть «летописную примитивность» и научную несостоятельность исторических концепций представителей так называемой «государственной школы», защищающих монархическое правление Летописная манера повествования оказалась удобной для обнародования нелепости и абсурдности административных мероприятий, проводимых глуповскими градоначальниками, и их бюрократического аппарата. Летописно-исторический план предполагает возможность вводить в «Истории одного города» легендарные, фальшиво-сказочные мотивы и сюжеты, веселые и остроумные рассказы и анекдоты.

Высмеивая норманнскую теорию создания государства, Салтыков-Щедрин пародийно воспроизводит не только легенду о призвании варягов, подчеркивая, что при своем возникновении власть варяжских градоначальников остановилась на диком административном произволе и насилии. Уже первый из глуповских князей, облагая данью головотяпов, так определял ее характер и размеры: « И будете вы платить мне дани многие». Дается сатирическая характеристика нравов и быта обывателей. Глупость создается при помощи остроумного сочетания народных поговорок, анекдотов, острых и метких афоризмов. Большое место занимает пародия на юридические документы, тексты и законы. Выразительный пример - «оправдательные документы». Царские законы служат не интересам народа, не «всеобщему благу», а целям охраны имущества привилегированных классов. Салтыков-Щедрин раскрывает одну из самых «оригинальных черт, присущих градоначальникам - их природную склонность к законотворчеству и философским упражнениям». Каждый пытается выступать со своей системой законов: Беневоленский - законы второго и третьего сорта, «Устав о свойственном градоначальникам добросердечии» и «Устав о добропорядочном пирогов печении», Бородавкин - «Устав о нестеснении градоначальников законами», Двоекуров - «Указ о вреде водки и пользе пива». Щедрин пародийно воспроизводит отдельные статьи и формулы, почерпнутые из «Свода законов о Российской империи». Именно оттуда автор взял материал для раздела, пародирующего права и обязанности градоначальников («Чтобы злодеи трепетали и прочие повиновались»). Размышления Бородавкина о взыскании недоимок («взыскание недоимок есть первейшие градоначальника долг и обязанность») представляют собой статью-пересказ «Свода законов», посвященную действиям губернского начальства по недоимкам. Реальный материал для раздела, в котором содержится пародия на особо опасные преступления и соответствующие наказания, взят из «Устава о предупреждении и пересечении преступлений». При этом трактат Бородавкина предусматривает в качестве основной меры наказания «меру трепета». Таким образом, в своем изложении системы административных мероприятий Салтыков-Щедрин исходил не из абстрактных умозаключений, а из вполне реальных фактов и документов.

Пародия на юридические тексты содержится в главе «Подтверждение покаяния, заключение». Так, весь эпизод о крепостническом фаланстере напоминает устав о содержании в арестантских ротах - строго регламентированный тюремно-казарменный распорядок дня, исполнение бесчисленного множества дурацких обязанностей, телесные упражнения (арестанты встают в шесть часов, каждый должен расчесать волосы и бороду, прочитать утреннюю молитву и пр.). Таким образом, сатира создает яркую реальную картину, в которой вымысел сочетается с исторически правдивым, документальным изображением лиц и событий. Описание крепостного фаланстера является ярким эпизодом романа: пародийно воспроизводя казарменную обстановку, Салтыков-Щедрин подчеркивает, что жизнь ее обитателей мало чем отличается от жизни содержащихся в арестантской роте. Таким образом, офицерским указам и уставам автор противопоставляет свои сатирические уставы, в основе которых лежит одна жестокая насмешка.

Похожие материалы:

, известный писатель Анатолий Приставкин.

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился 17 октября 1931 года в городе Люберцы Московской области. Во время войны мальчик остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте) и начал бродяжничать, а затем попал в детский дом. В 1944 году детдом, в котором он воспитывался, был переправлен на Северный Кавказ - на территории, откуда депортировали чеченцев.

Анатолий учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет он сбежал из детдома, работал в Серноводске на консервном заводе, затем на аэродроме в Жуковском.

После войны Приставкин стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи, которые вскоре были опубликованы в газете.

В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом, прибористом.

Отслужив в армии, поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1959 году, занимался в поэтическом семинаре Льва Ошанина. В 1958 году он дебютировал как прозаик (в журнале "Юность" был напечатан цикл рассказов "Военное детство").
В начале 1960‑х годов Анатолий Приставкин уехал на Братскую ГЭС, работал в бригаде бетонщиков на котловане будущей станции, одновременно являясь корреспондентом "Литературной газеты" на строительстве ГЭС. В эти годы он написал документальные повести "Мои современники" (1959); "Костры в тайге" (1964); "Страна Лэпия" (1960); роман "Голубка" (1967).

Вернувшись в Москву, Приставкин не оставляет "сибирскую" тему, он пишет очерки о строительстве БАМа. Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть "Ночевала тучка золотая..." о русских детях, отправленных в конце войны в интернат в Чечню, откуда в это время депортировали всех местных жителей. Повесть была переведена на все европейские языки.

В 1999 году он написал основанный на документальных материалах трехтомный роман‑исследование на криминальные темы "Долина смертной тени", который обобщил его работу в комиссии по вопросам помилования. В 2000 году вышел его роман "Обиженные зоной" (2000), в 2005 году ‑ три повести: "Судный день", "Первый день - последний день творенья" (в журнале "Нева") и "Вагончик мой дальний" (в журнале "Октябрь"). Среди других известных произведений ‑ "Кукушата", "Солдат и мальчик", "Синдром пьяного сердца", "Рязанка" и другие. Его романы и повести переведены на многие языки мира, он были изданы более чем в сорока странах.

Анатолий Приставкин помимо литературной деятельности занимался общественной работой, сотрудничал с журналами, преподавал.

Он был членом Союза кинематографистов, с 1961 года был членом Союза писателей СССР (в 1991‑1992 годах сопредседателем Секретариата Правления Союза писателей СССР).

С 1963 по 1966 год он входил в редколлегию журнала "Молодая гвардия".

С 1981 года преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; был доцентом кафедры литературного мастерства.

С 1988 года Анатолий Приставкин был сопредседателем объединения писателей "Апрель" при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР (России), главным редактором журнала "Апрель".

Он был членом Временной наблюдательной комиссии по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, членом исполкома Российского Пен‑центра.,

В 1992‑2001 годах Анатолий Приставкин работал председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте России. Он был одним из авторов буклета "Как писать ходатайство о помиловании" из серии "Знай свои права", изданного Общественным центром содействия реформе уголовного правосудия. Когда комиссия была расформирована, Анатолий Приставкин в статусе советника при Президенте РФ (с 29 декабря 2001 года, 30 марта 2004 года Указом президента РФ был переназначен на эту должность) принимал участие в работе региональных органов по помилованию, выезжал в зоны и колонии, осуществлял взаимодействие с международными организациями, в том числе с Советом Европы. В апреле 2004 года состоялась премьера цикла документальных фильмов "Небо в клетку", автором и ведущим которого был Приставкин.

Анатолий Приставкин ‑ лауреат Государственной премии СССР 1988 года в области литературы, искусства и архитектуры за повесть "Ночевала тучка золотая". За повесть "Кукушата" (1989) Приставкин получил Общегерманскую национальную премию по детской литературе.

В 2002 году он стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

Анатолий Приставкин был женат, у него трое детей, четверо внуков.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Анатолий Игнатьевич Приставкин. Родился 17 октября 1931, Люберцы (Московская область) - умер 11 июля 2008, Москва. Советский и российский писатель, общественный деятель.

Анатолий Приставкин Родился в рабочей семье.

Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводске на консервном заводе.

Мальчик, как и многие дети военного времени, воровал, бродяжничал, попрошайничал, сидел в распределителях, потом попал в детский дом в подмосковном Томилино. Впоследствии Приставкин часто рассказывал о незнакомых людях, спасавших его и других детей от голодной смерти, о том, как хранил фотографию солдата, похожего на отца.

В начале войны детдом перевели сначала в Челябинск, а в 1944 году перебросили на Северный Кавказ. Именно там, в Кизляре, случилось то, о чем мечтал каждый сирота – Толю нашел вернувшийся с фронта отец. До встречи с ним Приставкин имел все шансы загреметь на «малолетку» – общался с лагерными паханами, участвовал в уличных разборках, носил с собой финку, выточенную специально под детскую руку. Возвращение отца все изменило.

После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи - вскоре они были опубликованы в газете.

В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.

После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. Тогда же Приставкин дебютировал как прозаик - в № 6 журнала «Юность» за 1959 г. был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков.

В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Селигер Селигерович» (1965); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноимённый фильм. В 70-е и 80-е годы были опубликованы повести «Солдат и мальчик», «Радиостанция Тамара», роман «Городок». С 1981 года А. Приставкин преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства.

Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая» , затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, - мир не достоин существования, если он убивает детей.

В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В течение нескольких лет после выхода повесть была переведена более чем на 30 языков. В мае 1990 года на экраны вышел одноимённый фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая» (Киностудия им. Горького, 1989 г., режиссёр Суламбек Мамилов).

В 1988 году появилась повесть «Кукушата». В 1990 году она была отмечена Общегерманской национальной премией по детской литературе.

Повести «Солдат и мальчик», «Кукушата», романы «Городок», «Рязанка» (1991), «Долина смертной тени» (2000), «Вагончик мой дальний» (2004), документальная повесть «Тихая Балтия» (1990), сборник сказок «Летающая тетушка» (2007) также переведены на многие иностранные языки.

В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР.

В то же время вошёл в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина».

Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом Киноакадемии «НИКА», членом Попечительского совета Всероссийской федерации самбо, членом исполкома русского ПЕН-центра. Много лет был бессменным членом жюри Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».

С 1992 года Анатолий Приставкин - Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ, а с декабря 2001 года - советник Президента РФ по вопросам помилования. Работа А. Приставкина по посту председателя первой общероссийской комиссии по вопросам помилования была отмечена Благодарностями Президентов России и . Опыт работы А. Приставкина в Комиссии по вопросам помилования нашёл отражение в его документальном романе «Долина смертной тени».

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

С декабря 2008 года на кинофестивале ежегодно вручается специальный Приз имени Анатолия Приставкина.

В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им ещё в конце 1980-х, однако в 1991 году во время беспорядков в Риге рукопись романа пропала из гостиничного номера, в то время, как Приставкин на баррикадах призывал войска прекратить насилие.

В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвящённого жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казнённого в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году. Первым читателем рукописи романа стал близкий друг писателя, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, которому принадлежит объёмное предисловие к книге. Роман был представлен публике Мариной Приставкиной на открытии Московской международной книжной выставки в сентябре 2008 года.

За десять лет - с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключённых был смягчён приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

Летом 2008 года он попал в больницу из-за проблем с поджелудочной железой. Врачи делали все, чтобы поставить его на ноги. Но после операции его сердце не выдержало. Анатолий Приставкин умер в больнице утром 11 июля.

Жене Марине и дочке Маше он оставил прощальное письмо, в котором признавался в любви. Говорил, что «Манька должна окончить академию». Извинялся перед женой, если «что-то не смог сделать так, как тебе хотелось, но я старался». Свое прощальное письмо он подписал просто: «Ваш уходящий ПАПА».

Личная жизнь Анатолия Приставкина:

Анатолий Приставкин был дважды женат.

В первом браке родились двое детей – Иван и Дарья, но отношения не сложились ни с ними, ни с женой – Приставкин вообще мало говорил о первой семье.

Гораздо охотнее рассказывал о второй супруге Марине, с которой прожил последние 25 лет жизни.

Приставкину было 56 лет, когда он в третий раз стал отцом. Девочка Маша появилась на свет 15 октября – на два дня раньше, чем он сам. Их дни рождения всегда отмечали одновременно, дома накрывали два стола – детский и взрослый.

В личных дневниках Приставкина осталось много записей о Маше, в которых он – просто любящий отец: «Манька ухаживает за улиткой, приручила мотылька и даже комара», «Сегодня день рождения Мариши, сфотографировались втроем – я, она и Манька рядом с огромным букетом гладиолусов», «Ехали с Манькой на велосипедах, болтали, и так счастливо было».

Библиография Анатолия Приставкина:

Страна ЛЭПия.- М., Молодая гвардия, 1961;
Маленькие рассказы, - М., Советский писатель, 1962;
Мои совре­менники, - М., Советская Россия, 1960;
Костры в тайге. - М., Политиздат, 1964;
Селигер Селигерович, М., Советская Россия, 1965 (очерки);
Голубка. - М., Молодая гвардия, 1967;
Сибирские повести. - Новосибирск, 1967;
Лирическая книга. М., Молодая гвардия, 1969;
Птушенька. М., Советская Россия, 1969;
Солдат и мальчик, 1972 (повесть);
От Братска до Усть-Илима. М., Советская Россия, 1973;
На Ангаре. М., Советская Россия, 1975 (очерки) - премия СП СССР;
Камень горючий. - М., Профиздат, 1975;
Ангара-река, - М., Профиздат, 1977 (очерки);
Ванюша и Селигерович. - М., Советская Россия, 1977;
Радиостанция «Тамара» (повесть), 1978;
Возделай поле своё. - М, Современник, 1981 (очерки);
Голубка. - М., Московский рабочий, 1981;
Большая Ангара. - М., Советская Россия, 1982;
Солдат и мальчик. М., Советский писатель, 1982;
Повести и рассказы. М., Художественная литература, 1983;
Городок. - М., Советский писатель, 1985;
Ночевала тучка золотая, 1987;
Кукушата, 1989;
Тихая Балтия, 1990;
Рязанка. - «Знамя», 1991, № 3-4;
Долина смертной тени. В 3-х книгах. М., АСТ, 2000-2001;
Долина смертной тени. М., Текст, 2002;
Синдром пьяного сердца, 2001;
Вагончик мой дальний. М., Эксмо, 2006;
Золотой палач, 2005;
Судный день, М., Эксмо, 2005;
Избранная проза. СПб., Искусство, 2006;
Летающая тетушка (сказки), 2007;
Король Монпасье Мармелажка Первый, М., ОЛМА, 2008;
Все, что мне дорого - М., АСТ, 2009;
Собрание сочинений в 5 т., 2010;
Избранная проза, 2012

Экранизации произведений Анатолия Приставкина:

1978 - Голубка;
1989 - Ночевала тучка золотая...;
2012 - Вагончик мой дальний


Анатолий Приставкин - писатель, большая часть произведений которого была издана в советские времена. Его книги переведены на тридцать языков. Главной идеей в его творчестве является утверждение, что мир не имеет права на существование, если гибнут в нем дети. Жизненному и творческому пути этого писателя посвящена данная статья.

Детство

Приставкин Анатолий Игнатьевич родился в подмосковных Люберцах в 1931 году. Нередко он извлекал из памяти истории из своего невеселого детства. Одна из них была связана с семейной трагедией. Дед будущего писателя однажды, задолго до рождения внука, вернувшись из столицы, принялся красочно рассказывать домочадцам и соседям о забастовках в Петербурге. Это было в 1905 году. А спустя несколько дней после возвращения мужчина был арестован. Вина его заключалась лишь в желании поведать последние новости своим знакомым. Но после освобождения прозвище «революционер» прочно закрепилось за ним на долгие годы.

Еще Анатолий Приставкин всю жизнь не забывал которые так мастерски изготавливал его отец. Благодаря искусному труду родителя будущего литератора все члены семьи были сыты, одеты и обуты, что для довоенного времени было довольно редким явлением. Но вскоре умерла мать, началась война. И жизнь приобрела печальные оттенки.

Сиротство

Анатолий Приставкин лишился родителей в самом начале войны. Мать умерла в 1941 году, и почти сразу отправили на фронт отца.

Мальчику была уготована тяжелая судьба беспризорника. Он стал одним из многих детей, которых война сделала сиротами. Как и прочие мальчишки, лишенные родительской опеки, он скитался по стране, его забрасывало в самые разнообразные уголки Родины. Он бывал на Урале, объездил все Подмосковье. И наконец оказался на Северном Кавказе, куда в последний годы войны были выселены беспризорники. Этому решению, которое принималось на государственном уровне, предшествовала депортация местного населения. Территория в результате стремительной операции опустела. Возможно, Анатолий Приставкин не стал бы одним из лучших писателей советского периода, если бы не имел столь печальных фактов в своей биографии.

Юные годы

Трудиться Приставкин Анатолий Игнатьевич начал весьма рано. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он работал на одном из кавказских консервных заводов. Затем был авиационный завод, который позже с душевным трепетом вспоминал Анатолий Приставкин. Биография его также включает годы учебы на вечернем отделении, армию, участие в самодеятельности. Однако небольшая радиолаборатория при авиационном заводе стала для Приставкина почти домом.

Во время службы в армии на артистичного бойца обратили внимание и начали вовсю использовать в качестве декламатора поэтических произведений. И именно в этот период Приставкин впервые решил создать нечто свое.

Первые произведения

Анатолий написал свою первую пьесу, а затем принялся сочинять стихи. Сначала он выступал лишь в роли автора-чтеца. Ему достаточно было произносить свои поэтические произведения со сцены. Желание расширить круг слушателей возникло позже. Однако когда после издания первых сочинений Анатолий увидел свои строки, набранные типографским шрифтом, он решил раз и навсегда посвятить себя писательской деятельности.

Литературный институт

После демобилизации Анатолий Игнатьевич решил получить литературное образование и в 1959 году поступил в институт имени Горького. Будучи студентом, он учился на поэтическом курсе у одного из знаменитых авторов тех лет. Преподаватели оценили литературный дар Приставкина тогда еще, когда он учился на первом курсе. Однако талант его, как считали профессионалы, заключался не в сочинительстве стихов, а в написании произведений малой прозы. Первые рассказы были опубликованы в литературном журнале в 1959 году. Эти произведения спустя годы были переведены на множество языков. Тема их - детские судьбы, искалеченные войной.

Таежные очерки

После окончания института писатель отправился в Иркутскую область, на стройку Еще в студенческие годы Приставкин побывал в этих краях, и люди, проживающие в суровых таежных условиях, произвели на него незабываемое впечатление. Здесь были созданы таежные очерки.

Следующий период в жизни Приставкина посвящен работе журналистом в «Литературной газете». А вскоре получил почетное звание члена Союза писателей. «Страна Лэпия», «Костры в тайге», «Записки моего современника» - эти произведения автор посвятил тайге. И даже по возвращении в столицу Приставкин еще очень много лет не терял связи с дорогими сердцу сибирскими просторами и регулярно туда летал.

Повесть о детстве

Настоящий литературный успех пришел к Анатолию Приставкину в 1988 году, после публикации повести, на создание которой ушло почти десять лет. «Ночевала тучка золотая» - произведение, которое автор начал писать в начале восьмидесятых. Эта книга исполнена трагизма и правды. Она является отражением действительности, которую писателю довелось увидеть в детские годы. Повесть переведена на множество языков. Одноименный фильм был снят в тот же год, когда и закончил работу над своим произведением Анатолий Приставкин. Фотографии и кадры из этой киноленты расположены выше. Позже была написана повесть «Кукушата», сюжет которой не менее трагичен.

На закате жизни писатель отдавал много сил общественной деятельности. Был удостоен нескольких премий. Скончался в Москве в 2008 году.

«Голод, испепеляя человеческую душу, превращает ее в пустыню, сводит все мысли, желания, надежду к одному – наесться досыта».

Книга – откровение, книга – «крик души», книга о несправедливой и тяжелой жизни беспризорников. А еще печальнее от того, что это не выдумка, а такая душу рвущая реальность.

Такие книги нужно читать всем, а особенно современным детям, да и взрослым, которые не знают, что такое лишения, не ценят того, что сейчас имеют, плачут, когда им не дарят новый айфон или новую шмотку, обижаются на родителей, за то, что не купили очередную игрушку или шоколадку, в общем книга для тех, кто «зажрался», кто придумывает себе проблемы, вгоняет себя из-за мелочей в депрессию. Думаю, каждый найдет в ней что-то для себя, мне жаль, что я не читала ее в школьные годы, но точно буду советовать своим детям.

Главные герои - двое детдомовских близняшек - Колька и Сашка, одинаковы с лица, чем постоянно пользовались и всех путали, но разные по характеру. Практически не разлей вода, друг за друга горой, да что там, можно сказать, что они одно целое. Невероятные ребята, несмотря на голод, необходимость воровать, изворачиваться, обманывать (в то время иначе просто не прожить было), все равно остаются детьми, веселыми, наивными, но не по годам взрослыми и мудрыми.

Сначала описывалась жизнь в подмосковном детдоме в военные годы, жизнь там очень тяжелая, со своими законами, мир беспризорников. У директора детдома совести не было совсем, обворовывал голодных детей, тащили все. Постоянный ноющий голод, за крошечку сахарина продавались в рабство, о конфетах лишь легенды рассказывали, никто их в глаза не видел.

И как велика была их радость, когда повезли ребят на Кавказ. Полтысячи сирот надеялись на лучшую жизнь, думали, что теперь - то заживут по-человечески, а много им надо было? Всего лишь поесть досыта, а еще мечтали увидеть горы.

Но оказались в жестоком аду…и сколько их в итоге осталось?

«Ощущение беспросветного ужаса, который был тем сильнее, чем больше нас было! Он умножился будто на страх каждого из нас, мы были вместе, но страх-то был у каждого свой, личный!»

Их лишили детства, они не знали радостей, для них счастьем было просто посмотреть на хлеб и вдохнуть его аромат…

«Вот тогда и жить снова станет возможным. Тогда вера будет. Раз хлебушко горой лежит, значит, мир существует…И можно терпеть, и молчать, и жить дальше».

Невероятно сильная книга, после таких книг понимаешь, как счастливо живешь. Хочется дышать полной грудью и почувствовать аромат свежего хлеба, вдохнуть и вспомнить тех ребят…Много хочется сказать, но лучше прочтите сами.

(10. Книга советского писателя)