Что такое мировая художественная культура определение. Мировая художественная культура

Общее определение понятия "культура". Характерные отличия художественной культуры и искусства. Влияние человека на процесс создания материальной и духовной культуры. Мировая художественная культура как не простая сумма культур различных народов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Что такое мировая художественная культура?

Задумывались ли вы когда-нибудь над значением слова "культура"? С этим словом, как и со словами, от него образованными, вы, конечно, много раз встречались, но если попросить дать точное определение понятия "культура", то это может вызвать затруднение.

Самое простое определение "культуры" - это все, что не природа, все, что создано человеком за всю историю человечества. Латинское слово "cultura" переводится как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Попытайтесь составить предложение с русскими переводами этого латинского слова, и вы увидите, что в этих, на первый взгляд, очень разных по значению словах есть что-то общее. Вы, наверное, согласитесь с нами, что этим общим можно считать совершенствование.

Увидел человек, как катится с горы дерево, и совершил величайшее открытие: вырубил из ствола плоскую кругляшку - получилось колесо. Увидел, как растет вкусная трава, и начал выращивать ее сам, начал возделывать землю, начал заниматься земледелием. Увидел, как молния зажгла дерево, и научился добывать огонь, готовить пищу, спасаться от холода, обжигать глину.

Культурный человек никогда не уничтожит, не разрушит того, что представляет собой, как принято говорить, культурную ценность, созданное до него, переданное ему предками как память о них.

Человек создавал культуру. Но и культура постоянно веками создавала человека. Когда мы говорим природа, то подразумеваем, что она может быть живая и неживая, что в живой природе мы различаем растения и животных, что среди животных - рыбы, птицы, млекопитающие - слоны, зайцы, люди... Так и в культуре, есть материальная и духовная, в духовной - религия, искусство, наука...

Что такое "художественная культура"? Часто полагают, что художественная культура и искусство - это одно и то же. Это не совсем так. Конструктор паровоза меньше всего думал о том, чтобы гудящее чудо было еще и красивым. Но красота паровозов завораживала людей нескольких поколений. А кого сегодня ни приводит в восторг взмывающий в небо современный авиалайнер!

Так что понятие "художественная культура" много шире, чем понятие "искусство". И потом, ведь есть искусство, в котором польза и красота должны быть не отделимы друг от друга. Красивый дом может и не иметь никаких украшений, он может быть прекрасен сам по себе - соотношением своих совсем простых по форме частей.

Художественная культура имеет одно замечательное отличие от других областей культуры, например, науки и техники. Нам не придется сегодня строить здания, как их строили в Древнем Египте, или проводить водопровод, как его проводили в Древнем Риме, но скульптуры этих древних стран до сих пор пленяют нас своей красотой, своим совершенством.

Кухонная утварь противопоставляется произведению высокого искусства. А сегодня в одном зале художественного музея мраморная статуя Аполлона и керамический сосуд. И трудно нам определить, что красивее - "бесполезная" статуя "полезный" горшок. И такой ли уж бесполезной она была? Ей поклонялись, просили у нее защиты...

Почему предмет называется не просто "художественная культура", а "мировая художественная культура"? У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая культура - не простая сумма культур равных народов: русская культура, плюс французская, плюс китайская, плюс и так далее, и так далее. Мировая культура - это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ говорит с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И эти языки понятны нам с вами. Если только, конечно, мы научились их понимать. Мировая художественная культура берет свое начало задолго до того, как началась история нашего народа, наша культура.

Но как же много можно увидеть сегодня на улицах Москвы, Петербурга, других российских городов из глубокой древности Востока, Греции, Рима. Русская культура - часть мировой культуры: она восприняла лучшее в ее наследии и сама мощно повлияла на нее.

Никогда не будем забывать, что мы - люди великой культуры, великой страны. Это чувство поднимает человека над обыденностью. Это не высокомерное чувство, которого нужно бояться, это осознанная гордость "за дела предков", которые никогда не отгораживались от других народов, не стыдились учиться у них, перенимать то, что достойно быть перенимаемым на родную почву, что может на ней прижиться. Гуляя по территории Московского Кремля - этому замечательному символу России, - вы увидите, как много в нем от Востока и Запада, от древности и современности.

мировой художественный культура

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущностная характеристика художественной культуры как особой области духовной культуры. Формы материального воплощения, основа, характер и внутреннее строение художественной культуры. Понимание искусства как центрального звена художественной культуры.

    реферат , добавлен 11.01.2012

    Виды художественной культуры. Смысл выражения "Культура суть личностный аспект истории". Характерные черты современной культурной экспансии Запада. Художественная культура первобытного общества, античности, европейского средневековья, Возрождения.

    шпаргалка , добавлен 21.06.2010

    Понятие культуры, происхождение термина и проблема его толкования различными философами. Характеристика основных признаков и свойств культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Художественная культура как особая область духовной культуры.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Понятие культуры. Виды искусства в системе культуры. Художественная культура первобытного общества. Искусство Древней Руси, раннего Возрождения в Италии, Высокий Ренессанс, Позднее Возрождение. Художественная культура капиталистического общества.

    курс лекций , добавлен 15.06.2012

    Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культуры. Роль художественной эстетики и ее исключительное положение в системе видов культуры. Основные приоритеты духовной культуры, гармонические взаимоотношения между материальным и духовным.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Понятие и структура художественной культуры. Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки. Особенности интереса и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры. Библиотечные формы обслуживания читателей-детей.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2010

    Характеристика эпохи, идеи и художественные открытия века. Характерные особенности искусства, влияние технического прогресса на общество, духовная жизнь человека. Направления мировой культуры, авангардизм, модернизм, постмодернизм, русская икона XX века.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Сферы духовной и материальной культуры. Национальные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Первобытная культура и культура цивилизаций Древности. Мировая культура в эпоху Средневековья, Нового и Новейшего времени. Отечественная культура.

    курс лекций , добавлен 13.01.2011

    Концепция культуры в обшествознании. Типология культур. Культура и природа. Структура и функции культуры. Мировая культура как целое. Единство и многообразие социокультурного процесса. Ступени эволюции мировой культуры.

    реферат , добавлен 24.03.2004

    Функции и структура художественной культуры. Виды искусства в современных российских условиях, специфика их проявления и действия в различных социальных общностях. Николай Петрович Крымов "О живописи". Определение понятия "реалистическая живопись".

Мировая художественная культура раскрывает специфику и своеобразие духовного и эстетического опыта человечества, обобщает имеющиеся у человека представления об искусств. Этот предмет входит в базисный учебный план и является обязательным для изучения.


Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

История искусства (а также его философия и психология)

Эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

Культурология (комплекс исследований культуры в целом)

Культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

Семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

Семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

Герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

Онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

Эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

Аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир:«культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной »)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально... »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «... культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации »)

4) определения, отталкивающиеся от понятия сверхорганического (т.е., лежащего за пределом чувственного восприятия), - интеллектуального, эмоционального, духовного)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Разделение культуры на материальную и духовную. Принято считать, что материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Духовная культура -- это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе…

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа… ». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).


Художественная культура
- это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура Она включает в себя следующие составные части:

Художественное производство,

Искусствоведческие науки,

Художественную критику,

- «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя(зрителя, читателя, слушателя), обладающего определеннымипознаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Для того, чтобы изучить ту или иную научную дисциплину, нам нужно избрать своего рода «наблюдательный пункт» - т.е., наше положение во времени и пространстве относительно изучаемых явлений. Французский философ Анри Корбен называет эту точку «историал».

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Возможен ли такой подход к области искусства? Можем ли мы изучать, например, древнегреческое искусство, пребывая на позициях современности (современных научных данных, социального устройства, технических возможностей, эстетических тенденций)и нашей культурной и национальной идентичности (традиций, актуальной системы ценностей, религиозных воззрений и т.д.)? То есть, можем ли мы изучать тексты Гомера, всецело оставаясь русскими людьми 21-го столетия, живущими в эпоху информационного общества, демократических ценностей, воспитанных в русле христианской и пост-христианской культуры? Нет, не можем, потому что в этом случае мы просто останемся равнодушны и глухи к этим произведениям; всё, что мы сможем о них сказать – это, какую-нибудь бессмысленную и банальную чушь - мол, это «шедевры» и их «должен знать каждый»…Что же нам делать? Ответ: сдвинуть наш историал в ту пространственно временную точку, когда эти произведения создавались (в случае с Гомером это будет Древняя Греция архаического периода). Интеллектуально и эмоционально это будет означать – попытаться понять и прочувствовать гомеровские поэмы так, как их чувствовали и понимали современники автора и сам автор. Тогданаш историал будет личностным и подвижным. Тогда мы сможем хотя бы что-то понять. Вот это перемещение историала – это, пожалуй, самое технически трудное, что нам предстоит. Потому что оно требует от нас постоянно видоизменять свое мышление, постоянно освобождаться от стереотипов современности. Это действительно непросто, и это требует практики.

Зачем нам всё это нужно ? Современный русский философ Гейдар Джемаль сравнил человека со свечой. Есть свеча и есть её огонь. Пламя свечи не является свечой. Но свеча без пламени – тоже не совсем свеча, - это просто продолговатый восковой предмет. Т.е., именно пламя свечи делает свечу свечой. Также и с человеком. Есть человек (свеча) и есть смысл (пламя). Не будучи вовлечен в область смысла, человек – не совсем человек, а лишь совокупность внешних признаков человека,двуногое без перьев. И лишь ища и обретая смыслы мы становимся в полной мере людьми. А область смыслов и есть та область, с которой «работает» художественная культура.

МИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

______________________________________________________________

Н.М. МЫШЬЯКОВА

Мировая художественная культура

Часть 2 художественная культура древнейшего и древнего мира

Программные материалы к курсу лекций

(ГСЭ.Ф.04. – культурология)

(протокол № 4 от 15 июня 2004 г. заседания Президиума совета УМО по специальностям педагогического образования)

Издательство ОГПУ

Оренбург 2004

УДК 008:930.8

Рецензенты

Н. Л. Моргунова , доктор исторических наук,

Профессор ОГПУ

А. Г. Прокофьева , доктор педагогических наук,

Профессор ОГПУ

Мышьякова Н.М.

М 96 Мировая художественная культура. Часть 2: Художественная

культура древнейшего и древнего мира: Материалы к курсу лекций. –

Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004. – 79 с.

Программа является второй частью курса «Культурология» (Часть 1: «Мифология») и предназначена для студентов всех факультетов и студентов гуманитарных факультетов, обучающихся по специальности «Культурология».

УДК 008:930.8

Мышьякова Н.М., 2004

Издательство ОГПУ, 2004

Программа является второй частью общего курса «Культурология» (часть 1 – «Мифология») и предназначена для студентов гуманитарных специальностей. Программа предполагает вариативное, выборочное использование материала в зависимости от количества часов, специфики факультета, наличия иллюстративного материла и т.п. Программные материалы позволяют рассматривать выбранные темы в широком национальном, социокультурном, морфологическом контексте, выявляя взаимодействия культур или их типологическую общность. Темы, которые не вошли в основной курс, могут быть использованы в системе факультативных занятий.

Раздел 1. Художественная культура древнейшего мира

Понятие традиционного типа культуры. Своеобразие социальной структуры. Присваивающий характер экономики. Формирование культуры как механизма самоорганизации социума. Аккумуляция жизненного опыта и культурная традиция. Основные этапы древнейшей культуры. Проблема происхождения художественной культуры. “Метаисторическое пространство” зарождения “метаискусства” (Э.Семенцова ). Анонимный характер художественной деятельности. Синкретизм первобытной культуры. “Нравственная нейтральность” (М.С.Каган) первобытного искусства. Данные археологии и этнографии. Каменные орудия позднего палеолита. Понятие избыточного мастерства . Анимизм и тотемизм первобытного искусства. Первобытный “идеологический синкретизм” (Н.А.Дмитриева ). «Археологические» гипотезы, связывающие генезис «первичных форм творчества» с «подсказками» «естественной скульптуры», «макаронами», «руками» (А.Д.Столяр ).

Изобразительное искусство. “Звериное” воплощение космоса. Связь первобытного искусства с охотой и охотничьей магией Анимализм палеолита как искусство «великих охотников» на крупного, стадного зверя. Мифологическая система пещерной живописи.

Открытие настенных рисунков в пещере Альтамира испанцем Марселино де Саутуола (1875). Альтамира – палеолитическая «картинная галерея», наиболее значительная по художественному богатству и по «трагической роли в историографии» (А.Д.Столяр ). Размещение рисунков (на потолке, на стенах, в труднодоступных местах). Манера рисования. Несоблюдение внешних взаимных пропорций. Явление суперпозиции. Отсутствие перспективы. Редкие случаи изображения пространства (“бизон, оглядывающийся назад” и “отдыхающая женщина” в пещере Ла Мадлен). Отсутствие вертикальной и горизонтальной ориентации. Рентгеновский стиль. Изображение сцен. Приёмы передачи движения (положения ног, наклон тела, поворот головы). Приёмы упрощения и символизации изображения. Два стиля первобытного искусства:жизнеподобный иусловный . Изображение зверя и выражение человека. Первобытная изобразительная техника (крупные каменные резцы; палец, испачканный цветной глиной). Использование в изобразительных целях формы скалы (“вставший бизон” в сталагмите пещеры Кастильо, “бизон со стрелами” в пещере в Нио). Применение минеральных красителей.

Виды изображённых животных: бизоны, туры, носороги, козлы, лошади, волки. Редко изображаемые животные: олень, осёл, хищные животные. Уникальность изображения рыб, птиц, змей, насекомых.

Антропоморфные изображения . Частые изображения женщин. Образ женщины как антропоморфная составляющая концепции мира.Реалистический истилизованный типы изображения. Фронтальность, неподвижность женских фигур, их потенциальная монументальность. Плоское, не проработанное изображение лица.Клавифорные изображения (напоминающие нотные знаки или музыкальный ключ). Типодетых женщин . Уникальность изображения двух “отдыхающих женщин” в пещере Ла Мадлен. “Модернизм” изображения (Я.Елинек ).

Изображения мужчин. Драматизм сцен и ситуаций, в которых изображены мужчины: пронзаемые стрелами, защищающиеся от зверя (терзания ). Фаллические мотивы.

Система символических изображений. Различное толкование символов (знаки пола, календарь, обрядовые касания). Позитивные и негативные изображения руки. Изображения руки с неразвитыми пальцами (мутилация ).

Выход изображения из пещеры на поверхность скалы (мезолит). Поза летучего галопа . Системаорнаментальных символов. “Рождение сосуда с цельной системой росписи – мировоззренческая революция” (Э.Семенцова ). Развитое почитание богини-матери, быка. Узоры «ленточной» керамики, скорпионы, рыбы, птицы, изображения «рогов посвящения», символы креста, свастикообразные спирали и т.п. Тенденция к созданию относительно самостоятельной изобразительной целостности. Развитие рисуночного письма –пиктографии . Раскрашенныегальки пещеры Мас д’Азиль в Арьеже (Франция) – возможные знаки древнейшей письменности (предположение французского учёного Э.Пьетта).

Первобытная скульптура. Стелы с рельефом человеческого лица. Зооантропоморфные изображения. Палеолитические “Венеры”. Проблемы эротической и социальной атрибуции «Венер». «Буквализм» как «стадиальная особенность древнего символизма» (А.Д.Столяр ).

Первобытная архитектура . Освоение монументального пространства, выборкамня в качестве главного материала. Образы естественного скопления (лабиринты ). Антропоморфность идеи каменных валунов. Циклопические крепости. Европейские городища. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Стоунхендж в Англии (сложное пространственное сооружение, продуманность конструкции). Мегалитическая культура Франции. «Срубные» культуры Среднего Поволжья и Южного Приуралья. Погребальные сооружения. Элементы архитектурного декора.

Изготовление украшений: брелоки, шпильки, ожерелья, браслеты. Манера ношения украшений. Материалы и техника обработки. Украшения-амулеты.

Первобытный театр (использование масок, подражание повадкам животных, раскраска тела и т.п.). Роль тотемических и инициационных обрядов в развитии первобытного театра. Образ животного в первобытных представлениях. Появление первых человеческих масок в похоронном и поминальном обрядах. Роль тайных мужских союзов в сохранении и развитии первобытных “театральных” традиций. Колдовские «сеансы» и шаманское камлание – образцы синкретического театрально-ритуального действа. Элементы театральности в свадебных обрядах, в календарных аграрных народно-обрядовых играх.

Искусство танца. Ритм движений и ритм звуковой.

“Вызревание” музыки внутри первобытного синкретического комплекса праискусства. Мелодические и ритмические формулы. Логическая организация звуков. Первые примитивные инструменты: колотушки, погремушки, каменные плиты-литофоны, трубы-раковины, флейты из костей и рогов животных, музыкальный лук. Усложнение интонационного строя. Образование простейших музыкально-звуковых систем, элементарных видов метра и лада. Музыкальная мифология. Представление о музыке как о могучей силе, способной влиять на природу. Лирические заклинания.

Концепция А.Н.Веселовского о происхождении поэзии из народного обряда. Эпос и лирика как “результат разложения древнего обрядового хора”. Понятия “коллективной эмоциональности” и “группового субъективизма” (А.Н.Веселовский ).Запевалы обрядового хора – прообразпоэта . Канонизированность первобытной лирики, её магические цели.Смысловой комплекс важнейший элемент первобытной поэзии. Поэтика повторяемости и варьирования. Формирование семантико-синтаксического параллелизма. Характерные стилевые черты первобытной поэзии (приём контраста, накопление синонимов, рефрены, полилогия, метафорические формулы и т.д.).

Внутренний аспект проблемы происхождения словесного искусства. Понятие мифа . Ритуалистическая концепция соотношения мифа и обряда (Дж. Фрезер, Р.Харрисон и др.). Ритуально-мифологическая школа (Н.Фрай, Р.Чейз и др.). Отождествление поэзии с мифом и ритуалом.

Исследование Э.Кассирера о мифе как особом символическом и рациональном языке.

Структурная антропология К.Леви-Стросса. Логические механизмы первобытного мышления: “поле бессознательных логических операций”; принцип “бриколажа”; система бинарных оппозиций; механизмы медиации (посредничества) и “порождающей семантики” (К. Леви-Стросс ). Символизм, генетизм и этиологизм мифологического мышления. Всеобщая персонификация в мифах и широкое метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, “парадигматический” характер мифа (Е. Мелетинский ). Миф как мировоззрение и повествование. Миф как знаковая система (Р.Барт ). Мифологическое мышление – интеллектуальная база длянеолитической технической революции . Миф и сказка. Миф и историческое предание. Миф и легенда. Миф и архаический эпос. Классификация мифов. Культура и мифология Евразии (индоевропейская, западно-семитская, германо-скандинавская, кельтская, тюрко-язычных народов, народов Закавказья, Сибири и др.), Африки, Америки, Австралии.

Поздние формы первобытного искусства: глиняные сосуды с геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды в виде вёдер (ситулы ).

Художественная культура Древнейшего мира на территории России. Западная и Восточная Европа: общее и особенное. Широкое развитие геометрической орнаментации – специфика позднего палеолитаВосточной Европы, так же как наскальная живопись – типичное явление Древнейшего искусстваЗападной Европы.

Искусство эпохи палеолита (Авдеевское поселение, поселение Костёнки, Кобыстан, Капова пещера, стоянки Сунгирь, Мезино и др.). Доминирование зооморфных образов. Мамонт – главный персонаж звериной галереи. Образы птиц и змей (соколы, коршуны; зигзагообразные меандровые орнаменты мезинских птиц).

Антропоморфные образы (палеолитические «Венеры» в Костёнках).

Искусство Средней Азии эпохинеолита ибронзового в ека. Особое распространение терракотовых статуэток женщин (культ богини-матери). «Канонические» формы женских статуэток (стоящие женщины с широкими прямоугольными плечами и опущенными короткими руками; многочисленные овальные налепы на туловище – символы «многогрудия»).

Наскальные изображения Средней Азии. Понятие писаницы (рисунки на скале красной краской). Горный козёл – наиболее характерный мотив наскальных изображений Средней Азии.

Искусство Кавказа медного ибронзового веков . Наиболее типичные памятники – древние поселения центральной части. Своеобразие керамики: принцип «лицевого заполнения», сухость, графичность и излишняя композиционная усложнённость орнаментов(В.Б.Блек). Грандиозность Майкопского кургана (3 тыс. до н.э.). Близость памятников Майкопского кургана шумерским и малоазийским древностям.

Уникальность и декоративная выразительность металлических украшений Закавказья . Культовый характер бронзовых поясов, декорированных гравировкой; «космизм» зооморфных образов. Развитие керамики (чёрные лощёные сосуды, эффектное сочетание чёрного и белого).

Мегалитические сооружения Кавказа и Закавказья. Вишапы ивишапоиды – монументальные каменные изваяния, стелы в форме рыб (сом или «чанар»), высеченные из базальта.

Мелкая пластика Северного Кавказа . Северокавказский звериный стиль. Мифологические «змееборцы», отражающие древние анимистические и тотемические представления. Многочисленность зооморфных подвесок в виде голов туров, оленей, медведей.

Северное Причерноморье эпохинеолита ибронзового века . Освоение камня как строительного материала; создание курганов; появление первых антропоморфных изображений. Курганы как собственно степное явление. Грандиозные размеры кургановямной культуры . Надмогильные изваяния, типичные для степной полосы – «каменные бабы» (антропоморфные стелы-плиты со слегка округлёнными углами и небольшим выступом, обозначающим голову). Особенности ямных изваяний – трактовка черт лица в виде Т-образного знака. Надмогильные изваяния как возможное изображение «богини погребений».

Искусство трипольских племён (осёдлые земледельчески-скотоводческие племена в степной полосе между Днепром и Днестром) – «культура расписной керамики» (Т.С.Пассек ). Употребление керамических материалов для постройки жилищ. Множество керамических изделий: сосуды, антропоморфные и зооморфные статуэтки, игрушки, амулеты.Техника изготовления (лепка вручную без применения гончарного круга) итипы трипольской керамики: керамика с углублённым орнаментом в виде спирали; тонкостенная керамика с полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из розовой тонкой массы со спиралевидным орнаментом одной или несколькими красками (красной, чёрной, белой). Особая группа «кухонной керамики».

Неолитические племена Севера . Скульптура Оленеостровского могильника: орнаментальные изделия из кости; зооморфная скульптура.

Янтарные изделия Прибалтики . Петроглифы на гранитных скалах восточного побережья Онежского озера и Белого моря.

Древнейшее искусство Урала и Западной Сибири (по правую сторону Енисея «всё выглядит своеобразно» –И.Г.Гмелин ). Родство искусства племён Западной Сибири искусству древнейших финно-угорских племён Приуралья и Восточной Европы. Культ медведя. Медвежьи церемонии и праздники. Изображения водоплавающей птицы – утки. Перекличка с эпосом финнов «Калевалой». Орнаментированная посуда и поделки из дерева, кости, бересты; круглая скульптура из кости, дерева и камня; художественное литьё; наскальные рисунки (уральские писаницы ). Основной и наиболее древний вид орнамента – волнистые линии (чередование вертикальных прямых линий с горизонтальными или косо расположенными волнистыми линиями). Общие стилистические черты изображенийживотных : глаз в виде выступающей округлой площадки; кольцевая бороздка, подчёркивающая контур глаза и углубление слёзной железы; невыделенность зрачка. Древнейшие деревянныеантропоморфные изображения –идолы : небрежно обработанные столпообразные изображения с грубо намеченными чертами лица (обязательно – наличие глаз и рта) и иногда с признаками пола. Антропоморфные фигуркимохар (мансийские фигурки, которые изготавливались после смерти человека для временного вместилища перевоплощающейся души). Мохары угров –шонгыт («череп»). Фигурные штампы керамических узоров (следы различных животных и птиц). Распространённость орнамента «ленточного типа»(В.И.Мошинская ).

Каменные изваяния эпохи бронзы в Южной Сибири . Изваяния Минусинской долины: стелы из песчаника или гранита в форме плит или высоких столбов (в нижней части столба высечено лицо, выше – символические знаки). Оформление вершины изваяния в виде реалистической круглой скульптуры головы человека или животного: «Старуха-камень» на тагарском кургане; «Ахмарчинский баран» на Верхне-Биджинском кургане. Проблемы интерпретации каменных изваяний: могильные памятники или антропоморфные идолы.

Культура Прибайкалья : украшения из зубов и клыков животных. Прибайкальский орнаментальный стиль: сочетание длинных горизонтальных и коротких перпендикулярных линий; полное подчинение орнамента форме сосуда; окаймление верхней части изделия; многократно повторяющиеся зигзаги и «висюльки».

Центр наскальных росписей – Каменные острова на Ангаре. Образ лося – отражение преданий эвенков (охотничьи мистерии; шаманские походы к мифической прародительнице – лосихе «бугаде»). Скульптурные изображения рыб.

Самобытность художественного мира древнейших племён Дальнего Востока (бассейн Амура и Уссури, Приамурье и Приморье). Специфика дальневосточного орнамента: криволинейность, преобладание спирали и «плетёнки», орнамент в виде рыбьей чешуи. «Амурская плетёнка»: узоры из переплетающихся широких лент, образующих сетку с ромбическими ячейками. Традиции древнейшего дальневосточного орнамента в современном орнаментальном искусстве амурских племён.

Культура древних эскимосов («берингоморский этап»– Г.Б.Коллинз). Шедевры резьбы по кости. Характерная черта культуры арктических племён – стремление украшать орнаментом любую бытовую вещь, оружие, орудие. Характер узоров: резные, тонкие, плавные линии, окаймлённые пунктиром и строго соответствующие форме предмета; выпуклые овалы и кружки, часто с точкой внутри; сочетание объёмно-выпуклых пластических элементов абстрактно-орнаментальных украшений с резными линиями. Характерная черта берингоморского искусства – совмещение на одном предмете причудливо стилизованных изображений животных, антропоморфных фигурок и масок-личин. Сходство берингоморских масок-личин с аналогичными произведениями искусства индейцев северо-западной Америки.

«Женщины-мухоморы» в наскальных рисунках на берегу реки Пегты-мель в заполярной Чукотке – отражение важной роли гриба в шаманской культуре и мифологии чукчей.

Устойчивость традиционной художественной культуры и развитие традиций в современном искусстве народов Сибири.

Первобытные культуры современной Африки (полихромные фрески Тассили), Австралии («чуринги», отпечатки руки, негативные изображения, рисунки).

Историческое значение традиционных художественных культур.

Мировая художественная культура?

Что такое мировая художественная культура?

Задумывались ли вы когда-нибудь над значением слова "культура"? С этим словом, как и со словами, от него образованными, вы, конечно, много раз встречались, но если попросить дать точное определение понятия "культура", то это может вызвать затруднение.

Самое простое определение "культуры" - это все, что не природа, все, что создано человеком за всю историю человечества. Латинское слово "cultura" переводится как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Попытайтесь составить предложение с русскими переводами этого латинского слова, и вы увидите, что в этих, на первый взгляд, очень разных по значению словах есть что-то общее. Вы, наверное, согласитесь с нами, что этим общим можно считать совершенствование.

Увидел человек, как катится с горы дерево, и совершил величайшее открытие: вырубил из ствола плоскую кругляшку - получилось колесо. Увидел, как растет вкусная трава, и начал выращивать ее сам, начал возделывать землю, начал заниматься земледелием. Увидел, как молния зажгла дерево, и научился добывать огонь, готовить пищу, спасаться от холода, обжигать глину.

Культурный человек никогда не уничтожит, не разрушит того, что представляет собой, как принято говорить, культурную ценность, созданное до него, переданное ему предками как память о них.

Человек создавал культуру. Но и культура постоянно веками создавала человека. Когда мы говорим природа, то подразумеваем, что она может быть живая и неживая, что в живой природе мы различаем растения и животных, что среди животных - рыбы, птицы, млекопитающие - слоны, зайцы, люди... Так и в культуре, есть материальная и духовная, в духовной - религия, искусство, наука...

Что такое "художественная культура"? Часто полагают, что художественная культура и искусство - это одно и то же. Это не совсем так. Конструктор паровоза меньше всего думал о том, чтобы гудящее чудо было еще и красивым. Но красота паровозов завораживала людей нескольких поколений. А кого сегодня ни приводит в восторг взмывающий в небо современный авиалайнер!

Так что понятие "художественная культура" много шире, чем понятие "искусство". И потом, ведь есть искусство, в котором польза и красота должны быть не отделимы друг от друга. Красивый дом может и не иметь никаких украшений, он может быть прекрасен сам по себе - соотношением своих совсем простых по форме частей.

Художественная культура имеет одно замечательное отличие от других областей культуры, например, науки и техники. Нам не придется сегодня строить здания, как их строили в Древнем Египте, или проводить водопровод, как его проводили в Древнем Риме, но скульптуры этих древних стран до сих пор пленяют нас своей красотой, своим совершенством.

Кухонная утварь противопоставляется произведению высокого искусства. А сегодня в одном зале художественного музея мраморная статуя Аполлона и керамический сосуд. И трудно нам определить, что красивее - "бесполезная" статуя "полезный" горшок. И такой ли уж бесполезной она была? Ей поклонялись, просили у нее защиты...

Почему предмет называется не просто "художественная культура", а "мировая художественная культура"? У каждого народа - своя культура, а вместе - все народы мира создали мировую культуру.

Мировая культура - не простая сумма культур равных народов: русская культура, плюс французская, плюс китайская, плюс и так далее, и так далее. Мировая культура - это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ говорит с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И эти языки понятны нам с вами. Если только, конечно, мы научились их понимать. Мировая художественная культура берет свое начало задолго до того, как началась история нашего народа, наша культура.

Но как же много можно увидеть сегодня на улицах Москвы, Петербурга, других российских городов из глубокой древности Востока, Греции, Рима. Русская культура - часть мировой культуры: она восприняла лучшее в ее наследии и сама мощно повлияла на нее.

Никогда не будем забывать, что мы - люди великой культуры, великой страны. Это чувство поднимает человека над обыденностью. Это не высокомерное чувство, которого нужно бояться, это осознанная гордость "за дела предков", которые никогда не отгораживались от других народов, не стыдились учиться у них, перенимать то, что достойно быть перенимаемым на родную почву, что может на ней прижиться. Гуляя по территории Московского Кремля - этому замечательному символу России, - вы увидите, как много в нем от Востока и Запада, от древности и современности.

мировой художественный культура

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мне бы хотелось посвятить вас в общее понятие Мировой Художественной Культуры. Думаю, многим будет . И начнем мы с определения, что же такое МХК. Далее я продолжу развивать эту тему, и мы посмотрим и узнаем много стилей живописи и архитектуры. А сейчас, давайте определим, что же такое культура? Культура - это все то, что человеком создано в результате его материального и духовного развития. Это не только процесс, но и сам процесс творческой деятельности людей, в результате которого меняется и человек и окружающий его мир. Так же основной задачей культурной деятельности человека является познание и преобразование мира. Ведь даже в каменных джунглях человек пытался преобразовать окружающий его мир - убил мамонта, вот тебе и ковер на стену. тоже являются следствием культурного развития человека. Но о Первобытной культуре мы узнаем в следующей статье.

Понятие «культура» можно поделить на два раздела: материальная и духовная. Что такое материальная культура?! Это материально-производственная деятельность человека и ее результаты. Иными словами - это все то, что создал человек, и мы можем это потрогать, понюхать, лизнуть. Духовная же культура тоже делится на два подвида - духовный продукт и духовные ценности. Духовный продукт - это духовный мир каждого человека и его деятельность по созданию духовных ценностей. А ценностей у него три: наука, искусство и нравственность. Надеюсь, всем знакомо, что это и не надо давать эти понятия. Ю.М. Лотман сказал: «В подлинной культуре ничего не умирает». Давайте подумаем, что он имел в виду. Наверное, если обычный человек внесет что-то , не виденное раньше, в культуру, то это никогда не умрет . Может, будет забыто, но не умрет. Об этом вспомнят и возродят! Так всегда бывает…

Приведу еще одно высказывание. Т. Манн сказал: «Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству». А что такое искусство? Искусство - одна из форм общественного сознания, которая представление о мире и человеке выражает через художественные образы. В отличие от науки , которая опирается на формулы, законы и понятия. А что дает искусство людям? Во-первых, это сила, которая способна объединить людей. Во-вторых, оно занимается вечными проблемами человечества. Ведь, например, проблема отцов и детей никуда не делась. И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и много других русских и зарубежных писателей освещали эту проблему в твоих романах/повестях/рассказах. А это один из видов искусства. В-третьих, искусство отражает закономерности развития общества. В-четвертых, развивает кругозор человека, его внутренний мир. И, наконец, в-пятых, дает творческий потенциал. Много художников или композиторов творили под влиянием того или иного потрясения. От картины какой-то или никто не знает, но факт остается фактом!

Я тут употребила такое выражение «виды искусства», а что это, кто знает? Виды искусства - это исторически сложившиеся особые образы художественной деятельности человека, которые различаются по средствам выражения действительности, по законам создания художественных образов. К таковым относятся - литература (основное отражение действительности - слово), музыка (окружающая действительность выражается в звуках) и изобразительное искусство (создание на плоскости или в пространстве видимого мира). Последнее можно разделить на пространственные и временные. Пространственные искусства обладают видимой формой, а временные воспринимаются в течение какого-то времени.

Ну вот мы и узнали основные понятия, что же такое Мировая Художественная Культура. Не забывайте, это только начало, в следующей статье мы познакомимся с искусством Древнего мира и поймем, что двигало первобытным человеком в плане искусства. Читайте и узнавайте как можно больше нового, а мне пора с вами прощаться. До свидания, дорогие читатели! Ждите следующего выпуска и вы узнаете много нового и интересного.

Видео Новый вид искусства - флешка в стене