Мода. место моды в современной культуре

Ко дню рождения Сергея Дягилева

Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения Сергея Дягилева, с именем которого связан последний предреволюционный взлет русского искусства и русской моды. Дело было ровно столетие назад, когда бывший издатель журнала «Мир искусства» в канун революционных событий 1905 года основал театральную компанию «Русские сезоны». Целых 20 лет — с 1908 по 1929 год — она гремела на всю Европу. Будучи талантливым организатором, или, говоря современным языком, продюсером, Дягилев обладал редким чутьем на таланты и объединил в своей театральной компании такие имена, как Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Анна Павлова, Игорь Стравинский, Леон Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих… — это тот случай, когда легендарные величины просто не поддаются исчислению. Даже Коко Шанель мечтала стать частью этого дягилевского круга.

«Русские сезоны» стали для парижан эстетической революцией. Их поразил не только революционно новый подход к хореографии с феноменальной природной энергетикой: избалованную парижскую аудиторию покорила и пышная восточная декоративность спектаклей. Все работавшие с Дягилевым художники в одночасье стали звездами вместе с великими танцовщиками. Парижские театры не сотрудничали с выдающимися художниками, а у Дягилева художник вышел на авансцену и стал диктовать эстетику не только сценической картинки, но и современного образа жизни. Он способствовал изменению реальной жизни женщины, освободил ее тело от корсета и предоставил ей большую подвижность. Фотограф Сесил Битон даже писал, что «после спектаклей на следующее утро каждый обнаружил себя в городе, утопающем в роскоши Востока, в струящихся и ярких нарядах, которые отражали новую и быструю поступь современной жизни».


Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Дафнис и Хлоя», 1912 год

«Русские балеты» сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на все русское. Супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в платье по мотивам русских фольклорных традиций. Поль Пуаре, хоть и открещивался в мемуарах от влияния Бакста, но ориентальный эротизм с блестящими шароварами, обнаженными телами, тюрбанами и взрывами яркого цвета, забрал со сцены Дягилева. Через год после «Шехеразады», в июне 1911 года, Пуаре даже устроил в своем парижском особняке бал-маскарад под названием «Тысяча и две ночи», где все, вплоть до одежды слуг, фонтанов и фейерверков, было стилизовано под знойный Восток. Уже через два месяца он пригласил гостей на показ, где продемонстрировал гаремные шальвары и тюрбаны, которые тут же вошли в гардероб парижанок. В 1913 году на премьере дягилевской «Весны священной» все дамы в зале Театра Елисейских Полей качали перьями на тюрбанах, а Хелена Рубинштейн даже призналась, что после посещения одного из балетов Дягилева, едва вернувшись домой, сменила все убранство дома на яркие восточные драпировки.

Как Дягилев нашел ключ к сердцу Европы? Тут все просто и гениально. Европейцы всегда восхищались Востоком — так они называли весь остальной мир. В Европе конца XIX века интерес к экзотическому Востоку разгорелся с новой силой. Но, как писал рецензент французской газеты Le Figaro, «…любовь к восточному искусству была завезена в Париж из России через балет, музыку и декорации…». На сцене были русские, но в их исполнении звучали азиатские напевы, а перед зрителями высились пирамиды египетских фараонов и гаремы персидских султанов. Произошло соединение Запада и Востока.


Слева: балет «"Шехеразада», 1912 год; справа: Вацлав Нижинский в балете «Голубой (Синий) бог» Р. Ана, 1912 год


Бакст Л. С. Эскиз костюмов к мистерии Габриеле д-Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна» 1911 год

Что же так тронуло зрителей? Большинство европейцев и тогда, как, впрочем, и сейчас, считали Россию частью Востока. На контрасте же с Востоком Россия, безоговорочно, западная страна. Сама же Россия на протяжении всей своей истории решает фундаментальный вопрос: Запад мы или Восток. Тут — самое главное. Сюжеты большинства постановок «Русских балетов» разворачивались в землях, которые являлись местом столкновения русских с Востоком: в Персии, на Кавказе, в Центральной Азии и в Турции. Эти цивилизации оказали самое глубокое влияние на развитие той культуры, в которой русские находили свою самобытность. Более того, пока Бакст придумывал костюмы к «Шехеразаде», русские войска участвовали в кровавой контрреволюции в Персии. Так что балеты Дягилева стали вполне себе воплощением русской мечты быть азиатской колониальной империей наравне с Великобританией и Францией. Подобно тому, как британцы и французы отыскивали экзотику в африканской и азиатской культурах, русские присваивали себе чужие культуры, создавая собственную их интерпретацию, и экспортировали свои колониальные фантазии в Европу, где находили благодарную аудиторию, которой это было близко и понятно.

Американизация в нашей стране началась в 90-е годы, когда после перестройки рухнула вся советская идеология, и ничего больше не запрещалось. В Россию с невероятной скоростью начали проникать элементы заокеанской культуры. Все новое принималось обществом очень быстро, и прочно оседало в сознании. Ведь советские ценности исчезли, а традиционные, исконно русские, были уничтожены при отчаянном строительстве коммунизма.

Процесс американизации или вестернизации направлен на то, чтобы заставить людей думать и жить «по-американски», забывая свои родные традиции. Сегодня в любой стране мира, будь то европейская благополучная Голландия, бедная Индия или пустынная Монголия, можно найти следы западной культуры. Фастфуд и кока-колу не проблема достать даже на полюсе холода. В некоторых случаях американизация затрагивает экономические и политические аспекты жизни государства. А иной раз и полностью поглощает страну.

После распада СССР с голубых экранов одна за другой исчезли любимые советские программы. На смену им пришли западные образцы. Так началась американизация.

В Европе ответом на возрастающую американизацию культуры было введение системы специальных квот. Идея заключалась в поддержке производителей национальной кино-, теле- и музыкальной продукции. Например, радиостанции обязали включать в репертуар местных исполнителей. Но это не особо помогло. Заокеанские исполнители намного популярнее доморощенных. Чтобы так продолжалось и дальше, над этим работают огромные медиакорпорации, которые базируются в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе.

Страны старого света имеют тысячелетние традиции. Это и величайшие писатели, и архитекторы, ученые и композиторы. Европейцы гордятся своими индивидуальными особенностями, но с каждым годом их становится все меньше. Стираются границы и различия.

Любая культура, какая бы самобытная она ни была, в итоге погибает, если ее начинают упорно замещать другой. Сегодня в России так и происходит. Всеобщая американизация уничтожает самобытность народа, люди превращаются в безликую массу без своей истории и традиций. Посмотрите на игрушки в детских магазинах. Среди кукол Барби и конструкторов Лего вы почти не увидите богатырей или русских царевен. Главными героями российских малышей сегодня стали бетмены, супермены и диснеевские принцессы.

По мнению экспертов, мощнейший источник пропаганды американского образа жизни – это заокеанское кино и телевидение. С экранов нам показывают другой мир – красивый, яркий, успешный. И говорят, что собственная русская культура неполноценна. Нам навязывают западные ценности и указывают, что значит плохо и что значит хорошо.

Отечественное телевидение предлагает десятки новых и рейтинговых музыкальных конкурсов, различных ток-шоу, реалити проектов. Красочные студии, интересные условия, оригинальные задания. Здесь есть слезы и юмор, танцы и мистика, песни и политические дебаты. Правда, практически все это придумали американские продюсеры. А российские компании просто купли права на адаптацию. Ведь зачем что-то изобретать, когда все уже придумали другие люди? Легче просто позаимствовать идею.

Конечно, есть на нашем телевидении и оригинальные проекты, причем некоторые из них действительно уникальны и интересны. Например, Клуб веселых и находчивых. Больше 50 лет назад зрители увидели первый выпуск этой программы. Сейчас она, конечно, сильно изменилась, но поклонников у нее стало только больше.

В свое время адаптировать КВН для Запада пытались, но не прижилось. Зато другой российский проект успешно купили за границей. И это не интеллектуальная игра со знатоками и не соревнования вундеркиндов. Гордиться отечественное телевидение пока может только "Домом-2". Именно права на это реалити в 2005 году приобрела компания “Sony Pictures”. По мнению специалистов, удивительного в этом ничего нет – этот проект полностью сделан по западным канонам.

Поп-культура США по-настоящему захватила современное телевидение. По всему миру пользуются большой популярностью американские сериалы. Их адаптируют под местные реалии и переснимают. Например, американское шоу «Женаты… с детьми». Главный герой владелец – обувного магазина, у его жены копна рыжих волос, дочь – глупенькая блондинка, сын – неудачник, соседи – сумасшедшие, а собака ведет внутренние монологи сама с собой. Ничего не напоминает? В России версия этого сериала полюбилась очень многим.

Еще один телевизионный долгожитель из США – комедия «Все любят Рэймонда». В центре сюжета опять большая семья. Главный герой – спортивный журналист с женой и тремя детьми. Его брат – одинокий полицейский, а мать – настоящее наказание для супруги. Нашему зрителю эти персонажи хорошо известны под другой фамилией. И это реалии не только России.

Для нашей страны адаптировали множество успешных на Западе проектов: это и напряженная драма "Родина", комедии «Как я встретил вашу маму», «Теория большого взрыва» , культовый «Секс в большом городе». И если оригиналы удостаивались всевозможных профессиональных наград, то их русские копии часто были сделаны бездарно. Правда и тут есть свои исключения. Некоторым ремейкам все-таки удалось приобрести по-настоящему народную любовь. Ведь кто бы мог подумать, что такие родные героини, как няня Вика или Катя Пушкарева, окажутся просто переодетыми иностранками.

Придумывать оригинальные истории перестали и в российском большом кино. Ремейки голливудских блокбастеров встречаются, конечно, реже, чем сериальные адаптации, но они бросаются в глаза. Например, отечественный хит «Елки лохматые». По сюжету две собаки не дают ограбить дом своих хозяев двум преступникам. По мнению кинокритиков, этот фильм как две капли похож на уже ставший классикой в США фильм «Один дома». Авторы российской комедии просто заменили американского мальчика на симпатичных собачек и сохранили не только сюжет, но и внешний вид главных злодеев. Они даже одежду носят одинаковую.

Правда, на выходе оказалось, что формула «сделать как в Америке» работает не всегда. Было уже несколько попыток осовременить любимые всеми старые комедии. «Кавказская пленница», «Служебный роман», «Джентельмены удачи» – все эти фильмы, по мнению критиков, мягко говоря, не дотягивали до оригиналов.

Кстати, есть и по-настоящему успешные российские проекты. Причем с оригинальными героями и историями. Например, отечественные мультфильмы про русских богатырей.

Все они стали настоящими кассовыми хитами. Снято уже пять кинолент. Или другой российски проект – «Снежная королева». Этот мультфильм так понравился американцам, что они оплатили его продолжение и купили для проката в Штатах. Но все это лишь редкие исключения.

Самая популярная сказка в мире сегодня – это серия фэнтэзи-романов о волшебнике Гарри Поттере. Миллионные тиражи книг и голливудские экранизации сделали из этого персонажа настоящего кумира детей во всем мире. И Россия не исключение. Западная культура стала частью нашей жизни. И о русских сказках вспоминают все меньше и меньше. А если и появляется какая-то отечественная современная детская литература, то это снова калька с иностранного оригинала. Как книга под названием «Таня Гроттер». И похожи здесь не только имена главных героев, но и сюжетная линия. Автора российской версии волшебной истории даже обвинили в плагиате и запретили печатать за рубежом. Зато на Родине эта серия детских книг стала настоящим бестселлером.

Вестернизация добралась и до отечественной системы образования. Уже несколько лет знания учеников проверяются с помощью тестирований, и, чтобы поступить в ВУЗ, нужно лишь отправить по почте результат ЕГЭ, почти точно так же, как в Америке. Еще одно нововведение – это переход на Болонскую систему. Наши чиновники хотели подстроить высшее образование к западным стандартам, в итоге появился бакалавриат и магистратура. Но это не сделало российских студентов конкурентоспособными, а только ухудшило и так низкие рейтинги выпускников отечественных ВУЗов. И эксперты доказывают на этом примере, что далеко не все, что хорошо для Запада и США, подходит для России. А значит, не нужно забывать традиций и стараться сохранять свою уникальную культуру.

Роль моды в обществе потребления.

Человек всегда ищет свою принадлежность, пускается в поиски идентификации себя с какой-то социальной группой, референтной для него. Привычка, следование образцу и подражание - основа самоопределения, которая обеспечивает ритуальность культуры и механизмы ее развития и воспроизводства . Мода способствует сохранению культурной традиции, символизирует социальный статус, направляет поведение и устанавливает границы дозволенного и желаемого, выступает средством достижения общественного признания. А.В. Конева отмечает сверхиндивидуальную сущность моды: по нашему мнению, эту сверхиндивидуальность можно поставить в один ряд с политикой (особенно авторитарной), рекламой и т.д. - со всем, что благодаря своей возвышенности над индивидуальностью человека лишает последнего свободы выбора, волепроявления и других субъектных качеств.

Х. Ортега-и-Гассет пишет о том, что модное искусство недолговечно, так как живет за счет эфемерного зрителя, а классическое искусство со зрителем не считается, что является причиной трудности его понимания . Указание философа на недолговечность модного искусства говорит о постоянной переменчивости последнего, а значит, и самой моды. Но эта переменчивость не выходит за пределы китча и не пытается войти в сферу более высоких уровней культуры, - в таком случае массам станет трудно осмыслить новую тенденцию, и тогда она не станет модной.

Недолговечность как основное качество лежит в основе моды в обществе потребления, то есть, это непосредственное требование к вещам. Серийные вещи намеренно обрекаются создателями на непрочность; они не должны быть редкими, но должны быть краткосрочными, бренными, низкокачественными. Само производство поддерживает смертность одних вещей для того, чтобы на смену им пришла жизнь других, в своей совокупности образующих новый модный писк, и так происходит циклически. Поэтому нельзя сказать, что производство стремится к смертности вещей в целом; оно устанавливает цикл смерти-возрождения, ускоренного обновления вещей, благодаря которому создается мода и утверждается ее подвижность, но и благодаря подвижности моды создается этот циклический кругооборот . Такой цикл не следует пути наделения вещи прямой функциональностью (прямая функциональность растворяется во мраке низкого качества), но гонится за функциональностью символической, которой как раз и соответствует мода. Вообще, прямая функциональность, связанное с ним высокое качество вещи и, соответственно, долгое ее использование, полностью противоречит дискурсу моды и потребкульта, а потому для этого дискурса приемлема только символическая функциональность. Происходит компенсация качества количеством и символической полезностью. Сейчас остается только ностальгировать по качеству джинсов, выпускаемых пятнадцать-двадцать лет назад, на смену которым пришла одежда «на один-два сезона». На основе этой практически общей тенденции ускорения времени службы (выгодной для производителей) вполне своевременно и притягательно выглядят рекламные слоганы типа: « Indesit - прослужит долго» (что выгодно для потребителей, преимущественно тех, кто не гонится за изменчивостью моды).

Мода - «обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей … внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время» . Ей свойственны: релятивизм (быстрая смена форм), цикличность (периодическая обращенность к традициям прошлого), иррациональность (ее «эмоциональная» обращенность не всегда сообразуется с логикой или здравым смыслом), универсальность (мода обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). Мода формирует вкусы, внедряет определенные ценности и образцы поведения и управляет ими. Мода ориентирована на высокую рейтинговость, а всякие «горячие десятки» и другие топ-листы являются формами организации моды. Как бы просто информируя о самых рейтинговых компаниях и товарах, они их рекламируют,придают значимость всему, что внесено в список, но содержание списка постоянно меняется. Миропорядок выстраивается из 10 лучших исполнителей, 10 ведущих событий, 10 самых успешных компаний, 10 наиболее дорогих брендов. Культура потребления же формирует потребность искреннее интересоваться рейтингом поп-звезд в «горячей десятке». Мода - одно из средств социализации. Но можно ли эту социализацию назвать именно таковой? Скорее, здесь более уместным будет термин «нормализация» или более грубое, но весьма справедливое в этом контексте слово «массификация».

Мода обращается к широкому кругу, она апеллирует к низменным и примитивным вкусам, удовлетворяет низшие потребности. Мода - это некая стандартизация духовности, а духовность не терпит стандартизированности … в таком случае она просто перестает быть собой. Мода уничтожает человеческую уникальность, индивидуальность вкуса, она говорит «посмотри на меня и на всех нас и уважай и люби то, что мы все любим». Мода антонимична индивидуальному стилю. Под флагом индивидуализации и некоей элитаризации она осуществляет стандартизацию формированием всеобщности образа жизни. А стиль, в свою очередь, подчеркивает человеческую уникальность, уникальность его вкусов и отношений, его субъектную позицию.

Мода находится вне стиля. Они просто несовместимы и взаимоисключаемы. Мода требует конформности, а неиндивидуальности, она стремится к массовости, а не уникальности. «Если сегодня все слушают Руки Вверх, то и я буду их слушать - и неважно, нравятся они мне или нет». А если завтра все забудут эту бездарную группу, но станут превозносить новых (только что появившихся) аналогичных деятелей, первые потеряют свою ценность в глазах «модной» толпы? Несмотря на такую абсурдность, это действительно так. Получается, у потребителя моды нет четкой и устойчивой системы отношений к тому, что потреблять.

Хотя в случае с попсой мы не можем однозначно утверждать, что она становится популярной благодаря только конформизации. Как музыкальное явление попса действительно нравится людям. Достаточно простой (и даже примитивный) мотив, насыщенный повседневными переживаниями текст (любовные муки или, наоборот, выражение восторга от любовных отношений) - все это ценности, разделяемые широкими массами. Чтобы понять и переварить содержание попсы - как музыкальное, так и текстовое - не требуется утонченность вкуса и интеллектуальное напряжение. Скорее наоборот, массы пытаются избегать этого напряжения, вследствие чего тяготеют именно к тем видам искусства - музыкального, кинематографического, литературного и т.д. - содержание которого настолько прозрачно, что легко и просто усваивается, без дополнительных психических усилий.

Мода заставляет людей постоянно постоянно следовать за собой, за меняющимися модными трендами, и формирует стремление соответствовать им. Единственная четкость и устойчивость, которую он проявляет - это конформное следование за массовыми трендами.Индивидуальность и субъектность не учитываются, ибо они выступают врагами конформизма, который старается взрастить мода. А если нет этих необходимых для зрелой личности образований, здоровая личность тоже отсутствует.

Объекты потребления выступают показателем статусности и ценности человека в глазах других людей. Соответственно, чтобы заслужить уважение со стороны прослойки, представляемой потребителем как элитарная, нужно потреблять те же самые товары, что и она: аналогично одеваться, смотреть аналогичные фильмы, слушать аналогичную музыку, аналогично мыслить. Именно мода и реклама указывают на те предметы, какие стоит потреблять.

Если человек стремится получить призвание и уважение, он стремится уподобиться референтной группе. С таким же успехом он перестает обращать внимание на то, что ее вкус может ему и не нравиться, не удовлетворять эстетическую потребность, но удовлетворять потребности другого уровня. Ему могут не нравиться «элитарные» предпочтения - фильмы, музыка - но ради получения всеобщего признания он будет насильно приобщать себя к данной культуре. Он следует за вкусами, считаемыми им элитарными, которые из-за своей притягательной мощи приобщают к себе широкие массы и становятся массовыми. Они элитарны по материальной недоступности каждому, но массовы по желанию многих быть к ним приобщенным . Если ранее мода культивировала вполне сознательную ориентацию на большинство, свойственная потребительскому обществу мода сознательно ориентирует на меньшинство, на избранных, но глубинной основой остается теперь уже бессознательная ориентация на всеобщность.

На упадок культуры в наибольшей степени влияет «мнение », выступающее с позиции сверху. Его воздействие ведет к смерти духовности у реципиента, а вместе с ней и творческих интенций, превращая его в безвольного конформиста.Конформизм - путь следования за модой, антоним свободы, стиля и вкуса. Человек, следующий за веяниями моды, не имеет свободы выбора: выбирает не он, а время, для которого характерна определенная «модная» тенденция. Массовый потребитель - это пассивный материал, которому внушается необходимость быть инаковой, свободной и оригинальной личностью, но который в реальности подвергается процедуре стандартизации и унификации. «Модный» человек в попытке достижения элитарности составляет массу с ее низменными потребностями и отсутствием вкуса.Сейчас стоит говорить о том, что феномен моды проявляется не в контексте этнической самоидентификации а в контексте «элитарной гламурной референтности. В социальном пространстве человек может заменить свое подлинное лицо маской, которая связывается им с истинным существованием.

Феномен моды имеет широкое распространение именно в обществе потребления. Модная потребительская культура - это бесконечная цепь товаров и услуг, постоянно предлагаемых массе. В этом и заключается изменчивость моды; чтобы обеспечить ее постоянный коммерческий успех, требуется периодически (с каждым годом, например) изменять характер «наиболее продаваемых» вещей. Но эти изменения не должны быть кардинальными, чтобы не выходить за рамки «вкусов» большинства, не совершать резкие «переломы» и «революции». Когда проиходит унификация вкуса, следует говорить о безвкусии. А если эта унификация заграгивает большую массу людей, следует говорить о масштбной безвкусице. Конечно, для осуществления предлагаемых модных проектов себя необходимы немалые денежные средства, и далеко не каждый готов тратить огромные суммы на приобщение к моде.Но те, кто не позволяет себе этого в силу финансовой нехватки, необязательно вырываются из лона потребительства и модного безвкусия. Даже если человек не в состоянии позволить себе стать «продвинутым и модным», но хочет этого, он, естественно, все равно остается внутри модных тенденций. Так что расхождение в поведении многих людей объясняется не различиями вкусов, а различиями доходов.

Мода с ее стандартами - технология упрощения и вульгаризации восприятия реальности, а также создания новой реальности. Мода - индустрия производства образов, навязываемых человеку в пространстве потребительской культуры в виде некоей референтности. Однако человек с четкой внутренней позицией, со сформированной системой ценностей и вкусов, не следует за модой; он находится над ней, по ту сторону.

Мысль о том, что мода насаждается целенаправленно, не всегдо стоит воспринимать буквально. Нельзя сказать, что всегда и везде производители моды выступают именно ее производителями. Тенденции, которые в потенциальном смысле способны стать модными, во многих случаях возникают на улице, в лоне субкультур. А уже потом - после того как активные трендхантеры (охотники за трендами) замечают эти тенденции, они начинают прогнозировать, стоит ли подхватывать и раскручивать ту или иную тенденцию. И если прогноз представляется положительным, замеченное явление выводят целенаправленно на уровень популярности.

В обществе потребления огромное значение придается сексуальности, а потому тело человека должно напоминать никогда не стареющую куклу Барби. Жизненный опыт в виде морщин и складок тщательно скрывается, оставляя место девственной, доопытной чистоте.«Ведь если признать, что любая врожденная линия или метка на коже является отпечатком судьбы, а рубец или шрам - знаком переживаний, т. е. выживаний в борьбе с чем-то внешним, то идеалом современного тела представляется тело априорное, доопытное, не несущее на своей поверхности никакой запечатленной информации. Гладкость тела есть также знак избыточной жизни, растягивающей кожу изнутри - это эротическая гладкость, намекающая на потенциальную возможность производства новой жизни. Таким образом, благодаря гладкости тело «homo consumensа» наделяется двумя качествами: беспамятством (отсутствием опыта) и избытком жизни. Можно сказать, что независимо от пола и возраста данное тело есть тело половозрелого ребенка, застывшее в переходном возрасте. Сказать точнее, наделенное безупречной гладкостью, тело перестает быть переходом, перестает развиваться и как бы застывает в вечном очаровании собственным совершенством» . Все та же статика. Телесная сексуальность формируется в процессе потребления специальных средств, не избавляющих от старости, не омоложающих, а создающих видимость омоложения. Косметические, гигиенические и даже медицинские процедуры призваны скрыть следы телесного опыта и вернуть не само тело, а его видимую оболочку в архаичное состояние. Эту практику можно назвать проектированием, инжинерингом себя, представленного перед другими, а точнее, оболочки себя. Божественно совершенное тело, своим совершенством подчеркивающее статусность и престижность, есть гарант . Действительно ведь, «встречают по одежке»… Природное тело становится своего рода атавизмом, которое нельзя демонстрировать публично, а спроектированное тело, наоборот, представляется в виде фетиша.

Государственно санкционированный конформизм сейчас проявляется не так сильно, как в тоталитарных обществах, но на его смену пришел, атомизированный, точечный конформизм, который стал проявлять себя не в идентификации человека с гегемоном (советским народом), а с каким-то сравнительно небольшим сообществом. И феномен моды, которая была попросту ненужной в обществе господствующего гиперконформизма, заменяет собой прошлые конформные тенденции; можно сказать, что мода сама по себе являтся гегемоном. Хоть исчезла общесоциальная идентификация, появилось множество групповых идентификаций. А распространенные тенденции по ухаживанию за своим телом и лицом (средства против морщин, пластическая хирургия и т.д.) выраженные в «культе молодости», - суть проявления не только страха старения как такового и смерти, но и следования за модой. Этот культ пользуется успехом не потому, что в обществе на смену конформизма пришла личностная самоценность (этого не произошло), а скорее потому, что архетип молодости стал модным трендом, демонстрирующим престиж. Достаточно вспомнить куклу Барби и ее Кена, которые всегда до идеальности молодые. Достаточно посмотреть рекламные ролики, в которых фигурирует молодость.

Р. Барт говорит о том, что мода как гомеостатическая система не передает какое-то объективное означаемое. Она вырабатывает значение, но это значение «никакое», симулякризованное; здесь главное - наличие процесса значения, а не конкретного означаемого. «В моде нет ничего кроме того, что о ней говорится» . По Барту, мода не приемлет содержания, но приемлет формы; собственно, это круговорот форм (годовой, вековой и т.д.). А круговорот, замкнутость не ведет ни к чему, кроме замыканию на самом себе. Что же касается форм и содержания, то бартовский формализм моды более чем оправдан: зачем «модному» человеку нужно содержание, если есть форма, если есть красивая обложка, манящая своей красочностью, внутри которой нет содержания? А оно и не нужно человеку, гонящемуся за модой - ну и пусть бессодержательно, зато красиво. По существу, бессодержательность моды не несет в себе никакой информации, никакого сообщения. Единственное, что оно может означать - это безвкусие.«Модная» масса не видит означаемого у того вихревого круговорота, которому она сама отдалась. Но этого следовало ожидать: как можно заметить означаемое, если не питать никакого интереса к содержанию? Как можно копнуть к чуть более глубокому уровню осмысленности и понимания, если познавательность не является ценностью? Мода, можно сказать, это также проявление антикогниции. Видимо, именно демонстрация бессодержательности культовых предметов потребления выступало целью Э. Уорхола, который изображал в виде различных коллажей эти самые востребованные предметы (доллар, бигмак, бутылка кока-колы и т.д.).«Ничто всегда модно, - писал художник. - Всегда стильно. Ничто - совершенно. Ничто - противоположность пустоты».

По Ницше, мода является отрицанием национальной, сословной и индивидуальной исключительности . Современные тенденции моды, рекламы и потребительства в целом начались с перестройкой и продолжают оставаться ориентированными на западные образцы. Так, русский национальный костюм исчез в небытие, зато открылись модные бутики, торгующие одеждой, спроектированной в соответствии с западными стандартами, а по телевидению транслируют многочисленные передачи, посвященные новым пискам моды из Италии. Их одежда сместила «русский стиль» своей диковинностью, эпатажностью, причудливостью комбинаций и символизмом западного образа жизни, который до сих пор представляется привлекательным и формирует желание у россиян идентифицировать себя с ним.

Хоть в России реклама продвигает в основном зарубежные товары, потребители эти товары часто воспринимают за свои. Само же лоббирование иностранных товаров (при условии наличия в России качественных аналогов им) оказывает негативное влияние как с экономической, так и с культурной стороны. С позиции экономики страна теряет рынки и уступает их инонациональным компаниям или транснациональным корпорациям. С позиций культуры «фактором внешней и внутренней культурной динамики российского общества становится инокультурный габитус, т.к. покупая какой-то модный продукт, человек получает «в довесок» соответствующий этому продукту образ мышления и стиль жизни» . «Образ мышления» стоит понимать как культурно-географически (принадлежащий какой-то стране), так и собственно культурно, неотносимо к некоей географической общности, а относимо к тому или иному культурному или субкультурному веянию. У культур есть своя география, которая отлична от межстрановых границ. Подражая одежде, питанию и прочему, мы как бы постигаем смысловые структуры чужого стиля жизни. Здесь наблюдается сближение культур, познание «другого», который перестает быть «другим», отчасти культурное обогащение, необходимое в эпоху глобализации и характерное для этой эпохи. Но зачастую это постижение происходит за счет отвращения от собственной культуры. Многочисленные заимствования из чужой культуры приводят к серьезным изменениям жизни человека в своей культуре и ее восприятия, к утрате различия между домашним и чуждым пространством, к утверждению одновременно ощущения бездомности и космополитизма, номадичности вместо оседлости, наконец, к потере национальной идентичности. Дискурсу рекламы необходима центрация на лоббировании национальных товаров и соответственно, вымещение рекламы иностранных товаров с отечественного рынка. Вследствие этого бы возросли объемы реализации отечественного продукта внутри страны, укрепились позиции и активность отечественных производителей, развивались производственные технологии,денежные средства покупателей оставались бы в стране и работали на ее экономику. Таким образом, был бы достигнут экономический рост.Более того,пусть в минимальной степени формировалось бы чувство патриотизма у реципиентов из-за усиления их интереса к отечественной продукции и стимуляции национально-ориентированного покупательского поведения с одновременным исключением из медиа-дискурса рекламы иностранных товаров. Такой шаг стал бы минимальным, но очень позитивным элементом возможной стратегии умаления потребительского влияния рекламы путем придания ей более нравственной и правдивой основы и перевода ее из всего захваченного ею антропного бытия в специальные «места для рекламы».

Культурно-цивилизационный обмен необходим, тем более в условиях глобализации взаимопроникновение культур становится неизбежным, отходит назад жесткая идентификация с определенными культурными стандартами, и часто возникает состояние (бывает, весьма оправданное) неудовлетворенности какими-либо элементами своей культуры; музыка, кино, живопись и т.д. Только тотальное приобщение к иной культуре усиливает состояние неудовлетворенности своей, которое становится уже неоправданным, и национальная культура утрачивает доминирующую и интегрирующую роль. Обмен должен происходить именно как обмен, то есть на уровне компромисса или сотрудничества, а не на уровне односторонних уступок, приспособления или подавления, когда один субъект обмена распространяет себя за счет другого - подавленного им - субъекта.

Что мы знаем о российской уличной моде? По сути, Россия легитимизировала стритвер и сделала его новой нормой повседневности для всех. Те, кто вырос на окраине Москвы, не раз видели парней в тренировочных штанах, которые занимаются вещами, даже отдаленно не напоминающими спортивные активности.

Разумеется, пресловутые треники и спортивные куртки были частью повседневного образа жителей окраин во всех уголках мира, но именно в России 90-х они стали символом новообретенной свободы и практически предметом культа. Костюмы adidas из Австрии были заграничной новинкой: в них ходили на прогулки, на работу и на вечеринки. Когда дефицитные времена прошли, российская мода обратилась к Западу, и постепенно увлечение «спортивками» и другими приметами стиля времен девальвации рубля прошло и сохранилось на окраинах - в руках, как бы мы сказали, люмпенизированных слоев общества.

Уличная мода в России (в общем-то, как и подиумная) имела под собой западную основу и обычно шла вкупе с молодежной субкультурной приставкой. MTV и американский хип-хоп ворвались в повседневную жизнь постсоветского подростка вместе с такими группами, как «Bad Balance», «Мальчишник» и ДеЦл, и молодежные предпочтения в одежде начали выстраиваться в соответствии с этим. Уже к концу нулевых расслабленный хип-хоп-стиль, скейтерская субкультура, кроссовки и athleisure как часть повседневного образа прижились и стали нормой. Но как таковых брендов уличной одежды с пометкой Made in Russia тогда не существовало (за исключением Gosha Rubchinskiy).

К концу нулевых хип-хоп-стиль, скейтерская субкультура, кроссовки и athleisure стали частью повседневного образа

Мода из панелек

Волна появления российского стритвера пришлась на последние шесть лет, то есть аккурат на период путинской стабильности. Либеральные СМИ обычно описывают этот феномен так: стабильность экономики за счет резервов, советские идеалы, но очищенные от революционных идей, державность и новая национальная идея, которая противопоставляет России Запад. Молодое поколение, рожденное в 90-х и выросшее в путинской России, как будто разделилось на два лагеря: симпатизирующие и вместе с родителями довольные сытостью и мирным временем, а с другой стороны - пессимистично рефлексирующие и оппозиционно настроенные.

Тем не менее постсоветским миллениалам, которые не видели на посту президента никого, кроме Путина, хватает образования и кругозора, для того чтобы проанализировать ситуацию с критической точки зрения. Эта молодежь выходила на митинги в надежде на перемены и впоследствии разуверилась в их возможности после процесса над узниками 6 мая и очередными выборами с заранее известным результатом.

Отсутствие перспектив и стагнация привели к тому, что молодые люди и девушки сосредоточились на себе, на России их прошлого и стали ностальгировать. Многих это состояние вдохновило на создание аутентичного стритвера, который быстро стал невероятно популярным на Западе в силу своей диковатой экзотичности. Новые российские бренды не пытаются повторять одежду Supreme или Palace на свой манер, а, наоборот, делают упор на «русскость», педалируя тему постсоветских реалий и ностальгии.

Русская хтонь из тех самых панелек, о которых читает рэпер Хаски на фоне многоэтажек в Чертаново, стала лейтмотивом для коллекций таких брендов, как «Спутник 1985» . Марка привлекла к себе внимание принтами из 90-х - с Ельциным, Белым домом, глубоко политизированными группами «Гражданская оборона» и «Напрасная юность». Сейчас бренд занимается актуальным стритвером с принтами и надписями, такими как «Дети проходных дворов». Судя по тому, что вокруг «Спутника 1985» собрался свой фанклуб, эти вещи действительно находят отклик у аудитории 20-летних.

Новые российские бренды не пытаются повторять одежду Supreme или Palace на свой манер, а, наоборот, делают упор на «русскость»

Тема российской действительности прослеживается и у бренда «Волчок» , который вдохновляется андеграундом и несет этот посыл посредством принтов и слоганов. Основатель бренда Василий Волчок объясняет это тем, что «Волчок» - это скорее социальная платформа для молодых, нежели одежда:
«Мы пока не делаем суперсложные в плане дизайна вещи, акцент скорее на содержании - каждая коллекция несет какую-то идею, высказывание, поэтому мы делаем упор на атмосферные презентации и съемки. В последней коллекции, например, затронули тему объединения разных культур, какие-то вещи и принты вдохновлены sci-fi, что-то есть и от рейв-культуры. Эти темы, по сути, витали в воздухе, а мы их объединили в рамках одного концепта. Целенаправленно в политику мы не лезем, нам ближе искусство, культура. Просто иногда какие-то культурные явления ассоциируются с оппозицией. Например, рейв-культура, которую не воспринимает наше государство, очень близка бренду».

«Спутник 1985» и «Волчок», первые и наиболее успешные, открыли дорогу другим молодым брендам с лаконичными русскими названиями «Пыль», «Подполье» , «Горе» - и все с теми же темами: потерянность молодого поколения, «трудный возраст», романтическая русская поэзия, которой научили в школе, попытка переосмыслить пейзаж за окном и переработать исторический опыт по-своему.

Свитшот как поле для дискуссий

Те, кто поддерживает путинскую стабильность, все чаще противопоставляют спокойствию перестроечные времена и далеко не стабильные 90-е. Для взрослого поколения это было дикое время, для их детей оно связано с детством, кинематографом Соловьева и возможностью свободы. Так, Оля Шаповалова, одна из основательниц феминистского бренда стритвера Narvskaya Dostava , говорит так: «Для одних путинское время - это период стабильности, но для нас это скорее стагнация и деградация. Наш бренд появился, когда мы осознали бесполезность маршей и митингов, где собираются лишь знакомые. Поэтому заявить о волнующих нас проблемах мы решили через одежду и масс-маркет. Российской уличной модой сейчас занимаются в основном ребята, рожденные еще в Советском Союзе, но их детство пришлось на разруху 90-х. Путинская стабильная бездуховность пришла как-то сама собой, но без какой-либо идеи. Именно поэтому связь с советской действительностью, перестроечное кино и новые художники, чьи идеи сейчас актуальны как никогда, вызвали у нашего поколения ностальгию и желание переработать данную тему».

Для одних путинское время - это период стабильности, но для нас это скорее стагнация и деградация

Искусство прошлого ради критики политической системы настоящего перерабатывает бренд T3CM - марка, которая примелькалась в интернет-пространстве бомберами, имитирующими полицейскую форму, только вместо нашивок «полиция» дизайнеры поместили на них слово «утопия». Одежда T3CM инспирирована творчеством словенской арт-группы NSK и советским фильмом «Тень», из которого взята ключевая фраза коллекции «Тень, знай свое место». «Это неочевидное сочетание дает мне необходимый набор образов, через которые я описываю свое впечатление от современной российской действительности. Фильм "Тень" 1971 года знают все в России. По крайней мере поколение 30-летних. В нем играют все известные российские актеры того времени, поэтому в качестве референса он обладает необходимым потенциалом. В этом нет рефлексии. Он мне нужен, чтобы создать собственную антиутопию, которая иллюстрировала бы мое восприятие современной российской реальности. В ней персонаж Тень (актер Олег Даль) - это тоталитарный образ всевидящего и всеконтролирующего правителя, который смотрит на каждого из телевизора с единственным каналом, транслирующим только этот образ. Зритель и шоу меняются ролями. Телевизор смотрит на зрителя и оценивает его. Это ощущение можно трактовать в оруэлловском ключе, а можно в контексте теории искусства, где картина смотрит на зрителя в той же степени, что и зритель на нее. Тоталитаризм во все времена был построен по одним и тем же визуальным клише. Параллели можно найти в образной эстетике СССР, Северной Кореи, Китайской Народной Республики, нацистской Германии, Кубы и т. д. География различная - клише одни и те же», - объясняет создатель бренда.

Бренд Crime x Punishment уже успел наделать много шума в интернете. В интервью Highsnobiety основатели марки рассказали, что отшили часть первой коллекции «Цел и Невредим» в российских тюрьмах не только из-за хайп-фактора (романтизация тюремного фольклора, татуировок
и т. д.), но и в силу желания помочь заключенным заработать (хотя, если верить письму Толоконниковой, едва ли это можно назвать зарплатой). Сейчас бренд разрабатывает новую коллекцию уже с прямыми отсылками к власти: «Само название "Преступление и Наказание" в контексте нашего времени уже несет определенный идеологический посыл, и трактовать его можно очень по-разному. Лично для меня это злая ирония по поводу абсурдности всего происходящего вокруг. Наш бренд появился как отражение того, что происходит вокруг. Мы сочетаем современную эстетику lo-fi, классическую русскую культуру и хаос, что царит вокруг и льется из медиапространства. Сова
с логотипа МВД, нашивки, обыгрывающие униформу русских силовых структур. В новой коллекции надписи выполнены шрифтом ФСБ, а в графике использованы глаза Путина. Все это неочевидно для невнимательного наблюдателя, да мы и не стремимся говорить об этом».

При чем здесь вообще мода

В эпоху стабильности появилось даже слишком много брендов уличной одежды, которые сосредоточены на одной и той же теме - противопоставлении себя системе, мейнстримовой моде и уходе в андеграунд. Это говорит о том, что у страны есть здоровый креативный потенциал, который пытается себя выразить в ограниченных производственных условиях, а не об избыточности уличной моды в России. Наша индустрия все еще ограничена в ресурсах: ткани стоят дорого, фабрик недостаточно, а сверху помогают редко да и не всем.

Даже по словам самих дизайнеров, самоцель российского стритвера - не создать вещь сложного дизайна, а скорее сделать что-то, что будет нести символическую ценность или некое высказывание, которое будет считываться сверстниками. Главное -обозначить послание, чтобы затронуть струны русской души, то, чем впервые привлек к себе внимание Гоша Рубчинский со своей первой коллекцией «Империя зла». Ведь именно поэтому его вещи пользуются популярностью на Западе, где российская эстетика - это нечто экзотическое, что несет в себе привкус тревоги и тоталитаризма. О тех же Crime x Punishment, Narvskaya Dostava и T3СM уже написали все - от Calvert Journal до Vogue.

И не стоит винить ни дизайнеров, ни молодежь в том, что они не хотят поступать в дизайнерские школы и делать красивую одежду или носить ее. Здесь все дело в духе времени, когда просто платье перестало отвечать запросам подростков, а политизированность одежды стала чем-то неизбежным.

Современная культура России 21 века требует многостороннего и глубокого рассмотрения. Она тесно соприкасается с прошедшими столетиями. Нынешнее её состояние культуры непосредственно связано с накопленным опытом. Возможно, внешне она несколько отрицает его, в какой-то степени даже играет с ним. Далее подробнее разберемся, каково современное состояние культуры в России.

Общие сведения

Культура современной России является частью общемировой. Она трансформирует, перерабатывает и впитывает новые тенденции. Таким образом, для того, чтобы проследить развитие культуры в современной России, нужно обращать внимание на мировые явления в целом.

Сегодняшняя ситуация

Сейчас проблемы современной приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа. Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и формирования гражданского общества. Развитие культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт - Управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях.

Основные сложности

На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же - необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками. Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно. Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России.

Влияние прогресса

Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни. Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план.

Сведения об общих тенденциях

Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане - новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения. Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется.

Прогрессивные и реакционные тенденции

Создание культуры из ниоткуда не представляется возможным. Нельзя полностью отбросить предшествующие традиции. Вопрос об отношении к культурному наследию касается не только его сохранности, но и развития в целом. В данном случае речь идет о творчестве. Здесь с уникальным сливается всеобщее органическое. Культура народов России, а точнее ее ценности, являются неоспоримыми. Существует необходимость их распространения. Культурное творчество - источник инноваций. Оно вовлекается в процесс общего развития. Здесь прослеживается отражение широкого спектра противоположных тенденций исторической эпохи.

Особенности структуры

Что сейчас представляет собой культура в современной России? Кратко рассматривая ее содержание, можно отметить, что она подразделяется на несколько различных сфер:

  1. Религия.
  2. Все формы, в которых проявляется народный дух.
  3. Искусство.
  4. Техника.
  5. Наука.
  6. Судопроизводство.
  7. Общественно-политическое устройство.
  8. Характер армии.
  9. Экономика.
  10. Постановка воспитания.
  11. Характер работы, поселений, одежды.
  12. Письменность и язык.
  13. Обычаи.
  14. Нравы.

В данном случае история культуры для понимания уровня ее развития представляет первостепенную важность.

Современные реалии

Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей. Это относится к таким новым элементам, как:


При ближайшем рассмотрении становится ясно, что сфера культуры не является однородной. Дело в том, что у каждой составляющей есть общие границы - как хронологические, так и географические. Культура народов России, в частности, ее самобытность, неотделима. Она находится в постоянном взаимодействии. Между множеством самобытных культур происходит диалог. Взаимодействие осуществляется не только в настоящем времени. Оно также затрагивает ось "прошлое-будущее".

Главные отличия

Различение и культуры имело место уже в XX веке. Последняя, как и прежде, наполнена позитивным смыслом. Что касается цивилизации, то она имеет нейтральную характеристику. В некоторых случаях прослеживается прямое негативное "звучание". Цивилизация синонимична материальной структуре. Речь идет о достаточно высокой ступени овладения силами природы. Это мощный технический прогресс. Он, безусловно, способствует достижению материальных благ. Цивилизацию в большинстве случаев связывают с развитием техники. Это может быть использовано для реализации самых разнообразных целей. В то же время культура максимально сблизилась с духовным прогрессом.

Особенности развития

Формирование нового образа культуры - один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой - космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия. Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем:

Если учитывать подобную логику культурных коммуникаций, несложно понять, что принципы действия будут соответствующими.

Переломные моменты

Речь пойдет о начале 90-х гг. прошлого столетия. Национальная культура России до сих пор испытывает влияние того периода. События развивались под воздействием множества факторов. Происходил ускоренный распад единой культуры СССР. Формировалось множество национальных подразделений, для которых ценности совокупной культуры Советского Союза оказались неприемлемыми. Это также касалось и традиций. Не обошлось и без резкого противопоставления различных национальных культур. В связи с этим напряженность нарастала. В итоге единое социокультурное пространство распалось. Система, которая раньше была органически связана с предшествующей историей страны, оказалась в новой экономической и политической ситуации. Кардинально изменилось многое. Это также касается взаимоотношений властей и культуры. Государство больше не собиралось диктовать свои условия. Таким образом, культура лишилась гарантированных заказчиков.

Пути дальнейшего развития

Общий стержень культуры исчез. Ее дальнейшее развитие стало предметом острых споров. Диапазон поисков был очень широким. Это огромное количество вариантов - от апологии изоляционизма до следования образцам Запада. Объединенная культурная идея фактически отсутствовала. Определенная часть общества воспринимала эту ситуацию в качестве глубочайшего кризиса. Вот к чему пришла российская культура в конце XX века. В то же время некоторые считают, что плюрализм - естественная норма цивилизованного общества.

Положительные моменты

Духовная культура современной России тесно взаимосвязана с ликвидацией идеологических барьеров того периода. Дело в том, что это дало благоприятные возможности для ее развития. Однако в ходе данного процесса произошла некоторая утрата национальных черт. Это было обусловлено экономическим кризисом, который переживала страна, и сложным переходом к рыночным отношениям. В середине 90-х находилась в стадии острого кризиса. Стремление страны к рыночному развитию было приоритетным. Таким образом, отдельные сферы культуры попросту не могли существовать без поддержки государства. Пропасть между массовыми и элитарными формами продолжала углубляться. То же самое относилось к старшему поколению и молодежной среде. Неравномерность доступа к потреблению благ, как культурных, так и материальных, резко усиливалась. Совокупность вышеописанных причин привела к тому, что в стране появилась "четвертая власть". Речь идет о средствах массовой информации, которые стали занимать первое место в культуре. Что касается современности, то здесь самым причудливым образом переплелись следующие элементы:

  1. Анархия и государственность.
  2. Демонстративная аполитичность и огромная нарочитая политизированность.
  3. Эгоизм.
  4. Индивидуализм и соборность.
  5. Коллективизм.

Роль государства

Возрождение культуры - важнейшее условие обновления общества. Данный факт является вполне очевидным. Что касается конкретных движений на этом пути, то они по-прежнему остаются предметами ожесточенных дискуссий. В частности, это касается роли государства в данном процессе. Будет ли оно вмешиваться в дела культуры и регулировать ее? Или, возможно, она сможет самостоятельно найти средства для выживания? Существует несколько точек зрения по этому поводу. Некоторые считают, что культуре необходимо обеспечить свободу. Это также относится и к праву на самобытность. Таким образом, государство возьмет на себя проработку стратегических задач для "строительства" культуры, а также обязанности по охране национального наследия. Кроме того, необходима финансовая поддержка ценностей. Тем не менее все эти вопросы пока еще не решены. Речь идет о конкретной реализации данных положений. Многие считают, что государство еще не вполне осознало тот факт, что культуру нельзя отдавать на откуп бизнесу. Ее необходимо поддержать, так же, как и науку, образование. Это выходит на первый план в вопросах поддержания психического и нравственного здоровья страны. Отечественная культура имеет множество противоречивых характеристик. Тем не менее общество не может допустить отрыва от своего национального достояния. Культура распадается, и она не приспособлена к преобразованиям.

Возможные варианты

Что касается путей развития, то в данном случае существует множество противоречивых мнений. Некоторые говорят о возможном укреплении политического консерватизма. То есть ситуация может быть стабилизирована на основе самобытности России. Кроме того, следует выделить особый путь страны в истории. Тем не менее он может снова привести к огосударствлению культуры. В данном случае речь идет об осуществлении автоматической поддержки наследия и традиционных формах творчества. Что касается других путей, иностранное влияние на культуру неизбежно. Таким образом, любые эстетические новации будут существенно затруднены. Какую роль могут сыграть условия интеграции России? Стоит принять во внимание воздействие извне. Благодаря этому страна может быть превращена в "провинцию", если сравнивать ее с глобальными центрами. В отечественной культуре возможно доминирование чуждых тенденций. Хотя при этом жизнь общества станет более стабильной. В этом случае большую роль играет коммерческая саморегуляция структуры.

Ключевые проблемы

Конечно же, речь идет о сохранении самобытной национальной культуры. Также стоит отметить важность ее международного влияния. Культурное наследие внедряется в жизнь общества. Россия может включиться в систему общечеловеческих принципов. В этом случае она станет равноправным участником мировых художественных процессов. Государство должно вмешаться в культурную жизнь страны. Присутствие институциональной регуляции является острой необходимостью. Только так культурный потенциал будет задействован в полной мере. Государственная политика в соответствующих сферах будет переориентирована коренным образом. Так, внутри страны наметится ускоренное развитие многих индустрий. Также следует упомянуть о том, что физическая культура в современной России вышла из кризиса и развивается умеренными темпами.

Заключительные моменты

Для современной отечественной культуры характерно наличие многочисленных и противоречивых тенденций. В данной статье они были частично обозначены. Что касается нынешнего периода развития отечественной культуры, то он является переходным. Также можно с уверенностью сказать, что появились определенные пути выхода из кризиса. Что представляет собой прошлого столетия в целом? Это весьма противоречивый и сложный феномен. Он также сильно усугубляется тем, что мир долгое время условно был расколот на два лагеря. В частности, это относится к идеологическим признакам. Таким образом, культурная практика обогатилась новыми идеями и проблемами. Глобальные вопросы заставили человечество принять вызов. Это отразилось на мировой культуре в целом. И не только на ней. То же самое можно сказать о каждом национальном наследии в отдельности. В данном случае диалог различных культур является решающим фактором. Что касается России, то здесь необходима выработка и принятие правильного стратегического курса. Стоит отметить, что обстановка в мире постоянно меняется. Решение "культурной" проблемы является очень сложной задачей. Прежде всего, речь идет необходимости осознания имеющихся глубинных противоречий, которые присущи отечественной культуре. Причем это относится ко всему ее историческому развитию. У отечественной культуры все же есть потенциал. Он является достаточным для того, чтобы дать ответы на вызов, бросаемый современным миром. Что касается нынешнего состояния российской культуры, то оно очень далеко от идеального. Существует необходимость изменения мышления. В настоящее время оно в большей степени ориентировано на максимализм. В данном случае нужен радикальный переворот. Речь идет о настоящем переустройстве всего и вся, причем в самые короткие сроки. Развитие отечественной культуры, безусловно, будет сложным и долгим.