Метроном для гитары или почему нельзя заниматься под метроном. Метроном: нужен ли он нам для занятий музыкой

Давайте для начала выясним, что такое метроном (прошу не путать с манометром), и какие виды данного прибора бывают.

Метроном - это механическое или электронное устройство, которое отмеряет, проигрывает, отстукивает (нужное подчеркнуть) определенный ритм или ритмический рисунок (в зависимости от крутости самого устройства) с заранее заданной скоростью: от самого медленного (для начинающих и учащихся) до самого быстрого (для продвинутых монстров с натренированными руками). Последнее хочу подчеркнуть! Вопреки распространенному мнению, большие монстры-профессионалы тоже занимаются, используя метроном.

Метрономы делятся на два семейства: механические и электронные, которые, в свою очередь, делятся на кучу видов. И каждый музыкант выбирает себе тот метроном, который ему максимально подходит. Рассмотрим каждое семейство поподробнее.

Механические метрономы

Это самый старый вид, встречающийся в природе. Люди старой закалки, которые в молодости по тем или иным причинам посещали музыкальные школы, помнят деревянные пирамидки, размером с коробку карандашей, стоящие на роялях или в стеклянных шкафах со всякой музыкальной утварью, в кабинетах у строгих и накрахмаленных преподавателей. Это и есть знаменитые «прадедушки» всех современных метрономов.

С тех самых времен вид сильно эволюционировал. Теперь метрономы делают не только из дерева, но и из композитных материалов. Если раньше механический метроном был стационарен (из серии «из дома ни на шаг»), то теперь производятся маленькие, «карманные» метрономы. Их удобно носить, например, в кейсике со скрипочкой и т.д. Некоторые модели обзавелись колокольчиком-звоночком для акцента на сильную долю, причем «акцент» устанавливается в зависимости от размера произведения, которое разучивают под метроном. Конечно, электронные метрономы по функциональности превосходят механических собратьев, зато у вторых есть несколько неоспоримых качеств, на которые я хотел бы обратить Ваше внимание.

Для начала, это превосходная наглядность: у механического метронома есть маятник, болтание в разные стороны которого не заметит разве что слепо-глухо-немой капитан дальнего плавания. Даже если музыкант целиком поглощен игрой, боковым зрением он все равно будет отслеживать маятник.

А что может сравниться с натуральным щелчком настоящего механизма. Этот звук можно слушать как серенаду, он абсолютно не напрягает и прекрасно вписывается в звучание любого инструмента, не вываливаясь из общей картины, как не доживший до стипендии студент из автобуса.

Ну и, конечно, исполнение - механические метрономы, в особенности те, что имеют традиционную форму в виде пирамидки, выглядят удивительно утонченно. Они придадут колорит любому помещению и создадут творческую атмосферу, являясь одним из символов музыкальной культуры.

Эти метрономы могут быть использованы любыми музыкантами, но особенно я рекомендовал бы их начинающим из-за своей простоты в обращении и наглядности, а также они (метрономы, конечно, а не начинающие музыканты) не нуждаются в батарейках. Там используется механизм сродни часовому, т.е. прибор нужно просто завести как обычный старорежимный будильник.

Электронные метрономы

Это довольно новый вид, но уже успевший покорить сердца большого количества музыкантов по всему миру. Особенно этому виду отдают предпочтение деятели искусств, которые играют на электроинструментах. Как правило, электронные метрономы имеют небольшой размер и могут запросто уместиться на ладони. Это сделано для того, чтобы метроном мог быть спрятан в любой чехол, кофр, саквояж, в общем, кто еще не понял, в любую тару, в которой хранят и перевозят музыкальный инструмент. Электронные метрономы обладают массой полезных функций, таких как камертон, акцент, смещение этого акцента до невероятных ритмов, которые используют талантливые на всю голову джазисты или племена пигмев свиноедов из непролазных джунглей для игры на своих любимых барабанах, обтянутых кожей съеденных врагов из соседнего племени. В общем, способны удовлетворить практически любого по «капризности» пользователя.

Есть даже гибридные модели, совмещенные с тюнером (это такой прибор для настройки музыкальных инструментов в более-менее человеческий строй, чтобы слушатели не разбегались как тараканы по кухне от тапки хозяина квартиры), но о нем (о тюнере, разумеется, а не о тапке хозяина квартиры), речь пойдет в другой статье. Электронные тюнеры могут «стучать» (красивое слово), «пищать», «щелкать» или имитировать щелчок - кто на что горазд. Некоторые модели даже имеют набор таких «позывных», чтобы максимально ублажать слух своего хозяина, пока тот бьется над очередной гаммой или разучиванием «этого этюда», в общем, весь спектр удовольствий в этом направлении.

У нас этот вид метрономов представлен фирмой Stagg (в частности, моделью TUM-50), фирмой Yamaha (модели: ME-100, ME-150BK, QT-1, QT1B) и многими другими фирмами и моделями.

Отдельно хотел бы уделить внимание такому прибору как Электронный Метроном Для Барабанщика. Это самый серьезный и навороченный прибор из этого семейства. Из названия понятно, что он предназначен в основном для ударников барабанного труда - помимо всевозможных акцентов и смещений, он имеет несколько функций, которых нет ни в одном из вышеперечисленных метрономов.

Не секрет, что у барабанщиков мозг поделен на 4 части, каждая из которых отвечает за вверенную ему руку или ногу, чтобы они, эти самые руки или ноги, могли не мешая друг другу, слаженно играть на барабанной установке. Так вот, этот самый метроном для ударника может выдавать ритм персонально для каждой конечности барабанщика, для этого у метронома есть несколько маленьких фейдеров (ползунков), чтобы подмешивать тот или иной ритм для той или иной руки или ноги! Вот, выговорил! А еще у этого прибора есть память для запоминания ритмов для каждой, отдельно взятой композиции. Очень удобно использовать на концертах - поставил нужную вещь и сиди себе настукивай, и «вперед не убежишь» от нахлынувших эмоций. Например, такой прибор делает фирма Yamaha, модель CL-ST ClickStation.



Метроном - это музыкальное приспособление, позволяющее музыкантам играть с более постоянным ритмом. Метроном издает ритмический, ровный звук, который дает возможность музыканту (или музыкантам) играть, соблюдая правильную долю. Использование метронома в своих повседневных занятиях поможет вам выучить произведение и улучшить игровую технику. Умение играть с метрономом важно для любого музыканта.

Шаги

Часть 1

Выбор метронома

    Изучите различные типы метрономов. В продаже можно встретить самые разные метрономы: карманные цифровые, заводные механические, в виде приложения для телефона, или даже драм-машины, если вы готовы пойти на такие траты. В зависимости от ваших нужд, одни виды метрономов вам будут подходить больше других. Как правило, механические метрономы хорошо справляются со всеми своими основными задачами для всех инструментов, которые можно встретить в оркестре. Цифровые метрономы позволяют пользоваться большим количеством современных функций.

    Определите дополнительные функции, которые вам необходимы. Рассмотрите инструмент, на котором вы играете. В продаже присутствует широкий ассортимент самых разнообразных метрономов. В зависимости от того, на каком инструменте вы играете, а также ваших личных предпочтений, можно определить подходящий конкретно для вас тип метрономов. Например, если вы ударник, то вам может понадобиться разъем для наушника (линейного выхода) или возможность управления громкостью.

    • Если вы играете на струнном инструменте, который необходимо настраивать, то лучше приобрести метроном со встроенным тюнером.
    • Если вы планируете использовать метроном на ходу, то лучше выбрать маленькие цифровые метрономы, вместо больших механических.
    • Если вам нужно визуальное отображение метра, чтобы лучше его придерживаться, то рассмотрите возможность приобретения механического метронома. Наблюдение за качающимся маятником во время игры позволит вам более четко придерживаться метра во время игры.
    • Убедитесь, что в приобретаемом вами метрономе существует возможность установки ритмического размера и скорости ударов в секунду (BPM).
  1. Попробуйте его, прежде чем покупать. Во время занятий вам придется слышать звук метронома продолжительное время, и очень часто его периодичность будет составлять свыше 100 ударов в минуту (в зависимости от скорости произведения). Потому будет хорошей идеей предварительно протестировать метроном на подходящий вашему слуху звук. Некоторые цифровые метрономы издают высокий писклявый звук, в то время как другие издают “тикающий”, как громкие часы. Попробуйте поиграть с этим метрономом, чтобы убедиться в том, что его звук помогает вам, а не отвлекает или даже нервирует.

    Часть 2

    Настройка метронома
    1. Установите темп. Большинство метрономов используют для этого такой параметр как BPM (количество ударов в секунду, в котором измеряется скорость пьесы). Некоторые приложения-метрономы для телефонов позволяют должным способом изменять скорость, путем нажатия по его экрану.

      Установите тактовый размер. Подавляющая масса цифровых метрономов умеют это делать, в то время как в большинстве механических его собратьев подобная функция отсутствует. Размер такта состоит из двух чисел, записанных в виде дроби. Верхнее число отображает количество долей в такте. Нижнее число указывает на длительность каждой из этих долей.

      • Например, размер 4/4 подразумевает, что в одном такте будет четыре четвертные доли, а в 2/4 - две четвертные.
      • В некоторых произведениях используется больше одного тактового размера. Во время исполнения таких произведений с метрономом вам придется играть его по частям, каждый раз изменяя в метрономе размер такта, когда того требует пьеса.
    2. Установите уровень громкости. Настройка уровня громкости является важным пунктом настройки любого цифрового метронома. Вы должны найти тот уровень громкости, который не будет перебивать музыку, но и не будет исчезать за ней. В большинстве качающихся механических метрономов нет возможности регулировки громкости, но визуальное наблюдение за ходом маятника позволяет музыкантам играть правильно, даже если за музыкой они не слышат его звука. Некоторые электронные метрономы оснащены также светодиодными индикаторами, которые загораются и тухнут согласно долям такта.

    Часть 3

    Занятия с метрономом

      Выучите нотный текст, прежде чем играть с метрономом. Сначала необходимо заучить пьесу без четкой привязки к точному метру. Только после того как вы хорошо освоили нотный текст, и ваши руки его запомнили, можно начинать заниматься в определенном метре.

    1. Начинайте с низкой скорости. Как говорят, тише едешь - дальше будешь. Для начала, установите скорость метронома между 60 и 80 BPM.

      • Прослушайте пару ударов метронома, прежде чем вступать в игру. Можно отстукивать ритм ногой или смотреть на метроном, чтобы сохранять синхронизацию с ним.

Здравствуйте! Решил я так сказать вдогонку моей предыдущей статье написать пост, где хочу подробно рассмотреть вопрос о том, зачем нужен метроном для гитариста, а также поведать вам устройство метронома, его основные виды и назначение.

Итак, для начала мы выясним, что же собой представляет метроном, а потом уже перейдем к разновидностям данного прибора.

Метроном – механический или электронный прибор, который отмеряет (отстукивает) определенный ритм с заранее заданной скоростью, в диапазоне от 35 до 250 ударов в минуту. Используется музыкантами при исполнении композиции как точный ориентир темпа и помогает на репетициях при отработке различных упражнений.

Любое музыкальное произведение можно сыграть как в медленном, так и в быстром темпе. При разучивании новой композиции всегда необходимо начинать с медленного темпа, для того чтобы в итоге четко и красиво играть каждую ноту. И таким вот образом постепенно приближаться к своей цели добираясь оригинального темпа, указанного в музыкальном произведении, благодаря помощнику метроному.

Метрономы подразделяются на три семейства:

  • Механические
  • Электронные
  • Программные

Каждый музыкант для себя выбирает тот метроном, который максимально соответствует его требованиям. Теперь боле подробно рассмотрим каждое семейство.

Механические метрономы

Самый старый и самый первый вид метрономов, который был некогда изобретен. Нынешнее старшее поколение, посещавшее в детстве музыкальные школы до сих пор помнит деревянные пирамидки небольшого размера, стоявшие в стеклянных шкафах или на роялях в кабинетах у строгих преподавателей музыки. Эти пирамидки являются предками всех современных метрономов.

Этот вид с тех времен достаточно сильно эволюционировал. Нынче механические метрономы производят не только из дерева, но и применяют уже современные композитные материалы, такие как пластик, например. Раньше эти устройства были стационарными, а сегодня их уже делают более компактного размера, чтобы с легкостью можно было положить в карман гитарного чехла.

В устройстве некоторых метрономов стали появляться специальные колокольчики, которые делают акцент на сильную долю, при этом такой «акцент» устанавливают в зависимости от размера музыкальной композиции, разучиваемой под метроном. Безусловно, электронные собратья по функциональности значительно превосходят механические метрономы, зато у последних имеется несколько неоспоримых достоинств, на которые все же стоит обратить свое внимание. Вот основные из них:

  • Наглядность. Механической метроном обладает маятником, который качается в разные стороны, поэтому его сложно не заметить даже музыканту, полностью поглощенному игрой на своем инструменте. Он всегда сможет боковым зрением отслеживать движение маятника.
  • Звук. Натуральный щелчок настоящего механизма не идет ни в какое сравнение с электроникой. Этот звук абсолютно не напрягает и его можно слушать как серенаду, а также он четко вписывается в общую картину звучания любого инструмента.
  • Форма. У механических метрономов она традиционная – в виде утонченной пирамиды. Такой дизайн придаст колорит любому помещению, а также создаст творческую атмосферу.
  • Простота. Метрономы подобного типа, из-за своей наглядности и простоты обращения, могут использовать все без исключения музыканты, а также я бы порекомендовал их начинающим гитаристам. Они не нуждаются в батарейках, потому что там установлен механизм наподобие часового, т.е. перед использованием прибор необходимо завести, как старый механический будильник.

Как устроен механический метроном?

Устройство метронома простое до безобразия. Основные детали это: стальная пружина, передача, анкерный спуск. В отличие от механических часов, маятник здесь не круглый, а длинный с перемещаемым грузом, где ось анкерного спуска соприкасается с корпусом и по нему щелкает. В некоторых моделях есть еще функция сильной 2, 3, 5 и 6 долей. Специально для этого барабан насажен на ось спуска, который, как в шарманке, состоит из нескольких колес со штифтами, а вдоль него двигается колокольчик с рычажком. Звоночком выдается нужная доля в зависимости от того, напротив какого колеса барабана он будет установлен.

Электронные метрономы

Это новый и современный вид метрономов, которые покорили сердца многих музыкантов во всем мире. Предпочтение таким устройствам больше всего отдают деятели искусств, играющие на электроинструментах. Электронные метрономы, как правило, обладают небольшими габаритами и поэтому с легкостью помещаются на ладони и могут быть спрятаны в любой , кофр или саквояж.

Цифровые метрономы обладают многими полезными функциями, такими как: камертон, акцент, а также смещение акцента и способны удовлетворить почти любого «капризного» пользователя. Существуют еще и гибридные модели, которые совмещены с цифровым тюнером, но о нем мы уже поговорим в другой статье.

Отдельно хотелось бы упомянуть об электронных метрономах для барабанщиков, т.к. эти устройства, пожалуй, самые навороченные из этого семейства. Такие метрономы помимо различных акцентов и смещений имеют дополнительные возможности.

Ни для кого не секрет, что мозг барабанщиков разделен на 4 части, каждая из которых управляет определенной конечностью. Специально для них были придуманы метрономы, которые могут выдавать ритм персонально для каждой конечности ударника. Для этого у устройства имеется несколько ползунков (фейдеров) для того, чтобы подмешивать для той или иной ноги или руки, тот или иной ритм. Еще у такого метронома есть встроенная память, для записи и хранения ритмов для каждой отдельной композиции. На концертах вещь вообще не заменимая – включил нужный ритм и настукивай себе спокойно, будучи уверенным в том, что от случайно нахлынувших эмоций «не убежишь вперед».

Из названия понятно, что это не что иное, как специальная программа, установленная в среде ОС Windows или приложение под Android и iOS. Как и реальные метрономы, виртуальные аналогично выполняют свою функцию при помощи генерирования звуковых сигналов в заранее заданном темпе и/или используют визуальные эффекты (мигающие лампочки, изображение цифр). Таких программ довольно много и их не сложно найти в интернете.

Вот собственно и все, что я хотел вам рассказать в общих чертах о метрономах. Думаю, теперь вам понятно, зачем нужен метроном для гитариста, и вы подружитесь с ним, т.к. это очень полезная и нужная вещь в арсенале каждого музыканта. Вы сделаете верный шаг навстречу грамотной игре на гитаре, потому что «ровные» музыканты ценились во все времена. Особенно это ценится при совместной работе в группе с другими музыкантами. Поэтому желаю вам творческих высот и успеха в музыке. До скорых встреч на страницах блога!

Метроном – это прибор, который отсчитывает темп музыкального произведения с помощью ударов, щелчков и т.д. Для любого музыканта очень важным является навык ровно играть любое произведение в чётко заданном темпе. Поэтому метроном помогает на репетициях при различных упражнениях. Любую композицию мы можем сыграть как в медленном темпе, так и в быстром. Строго говоря, при разучивании музыкального произведения нужно всегда начинать исполнять его в медленном темпе, чтобы чётко играть каждую ноту. И постепенно приближаться к оригинальному темпу. И вот тут нам будет прекрасно помогать метроном. Хочу ещё отметить, что очень важен метроном для барабанщика в группе, так как именно барабанщик задает темп песен коллектива.

Долгое время для упражнений музыкантов использовался механический метроном.

Механический метроном

Он представляет собой пирамиду с маятником, на котором расположен грузик. Специальной ручкой заводится пружина и, перемещая грузик вверх-вниз, выставляется нужный темп. И маятник начинает отсчёт с помощью щелчков. Посмотреть на работу этого устройства вы можете на видео.

Звук метронома

Портативный электронный метроном

С течением времени появились портативные электронные метрономы. Часто в одном корпусе они совмещаются с . Они имеют компактные размеры и их очень удобно брать на занятия или репетиции. У таких девайсов имеются различные настройки, включающие в себя широкий диапазон изменения темпа и различные виды ритмических рисунков.

На таких метрономах присутствует динамик, с помощью которого издаются звуки в виде щелчков или каких либо других звуков, а также к ним можно подключить наушники. На репетициях и концертах такие метрономы часто используют барабанщики различных рок групп, а остальные музыканты группы уже подстраиваются под темп барабанщика.

Программа метроном

Ещё существуют программы метрономы. Они также выполняют основную функцию с помощью генерации звуковых сигналов в определённо заданном темпе либо используют визуальные эффекты (изображение цифр или мигающих лампочек). Их существует достаточно много. Уверен, что каждый найдёт себе программу по душе.

Хотелось бы, чтобы в комментариях Вы написали, используете Вы метроном или нет.

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном - потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном - это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Давайте разберемся.

Метроном - друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка - марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки - вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика .

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή - увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве - небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов - вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм - музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться - прекрасно умеют! Играть ритмично - гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа - это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант - это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру - к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий... Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре - песне.

Помните: метроном может быть другом, а может - врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого - это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно - себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в "прокрустовом ложе" механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения - продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов "доброхотов" от музыки!

Вячеслав Шувалов

Конечно, чувтво ритма - одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны и хорошая гитара - не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное - знать, .