Танеев 1856 поэт композитор. Сергей иванович танеев

Танеев Сергей Иванович (1856-1915) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. Сын магистра словесности, музыканта-любителя И. И.Танеева. В 1875 окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (композиция). Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист (в 1876 совершил концертное турне совместно с Л. С. Ауэром по городам Центральной и Южной России, впоследствии играл с Г. Венявским, А. В. Вержбиловичем. с «Чешским квартетом», в фортепьянных дуэтах с А. И. Зилоти, П. А. Пабстом и др.). Первый исполнитель многих фортепьянных произведений Чайковского, участвовал в исполнении собственных сочинений (в России и за рубежом). В 1878-1905 деятельность Танеева была неразрывно связана с Московской консерваторией (с 1881 профессор), где он вёл классы гармонии, инструментовки, а также фортепьяно (1881-1888), свободного сочинения (композиции, 1883-1888), контрапункта и фуги (полифонии), музыкальной формы (с 1897), в 1885-1889 директор. В 1905, в знак протеста против консервативных методов руководства и реакционного произвола дирекции, Танеев демонстративно покинул консерваторию, куда, несмотря на просьбы профессоров и студентов, больше не возвратился. Однако Танеев продолжал заниматься с учениками (безвозмездно, частным образом). Он оставался видной фигурой в музыкальной жизни Москвы: был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906), одним из учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе Пречистенских курсов для рабочих, ряда концертных организаций. Большое внимание уделял Танеев изучению музыкального фольклора. В 1880-х гг. записал от А. А. Гатцука и обработал 27 украинских песен, позднее гармонизовал 8 малорусских песен из собрания Н. А. Янчука, во время путешествия по Сванетии (1885) записал много песен и инструментальных наигрышей народов Северного Кавказа. Ему принадлежит первое историко-теоретическое исследование фольклора народов Кавказа ([О музыке горских татар], «Вестник Европы», 1886, кн. 1, с. 94-98).

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства 20 века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. Полифония приобрела особое значение в произведениях Танеева, однако увлечение сложными полифоническими приёмами приводило порой к рационализму, рассудочности. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, напремер, его единственная опера-трилогия «Орестея» (по Эсхилу, 1894) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Особое значение в творчестве Танеева приобрели камерно-инструментальные произведения (его трио, квартеты, квинтеты принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке). Он явился одним из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Он возродил популярный в отечественной музыке 17-18 вв. жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал Танеев интонационному единству цикла. Этот музыкально-драматургический принцип в значительной мере связан с монотематизмом и воплощён прежде всего в 4-й симфонии, а также в ряде камерно-инструментальных ансамблей.

Велик вклад Танеева - учёного в развитие музыкальной теории. Он создал уникальный труд - «Подвижный контрапункт строгого письма» (1889-1906) и его продолжение - «Учение о каноне» (конец 1890-х гг. - 1915).

Большое историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (А. К. Глазунов назвал его «мировым учителем»). Он боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Танеев создал композиторскую школу, а также воспитал много музыковедов, дирижёров, пианистов (в фортепьянной педагогике Танеев явился продолжателем традиций Н. Г. Рубинштейна). Среди учеников: С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Р. М. Глиэр, К. Н. Игумнов, Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский.

Биография
Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года во Владимире. Детство Сергея прошло в высококультурной среде богатая домашняя библиотека, обычаи изъясняться с родными на трех языках, литературные и музыкальные домашние вечера. Очень рано проявилась у него музыкальная одаренность; безукоризненный слух, память, не по-детски устойчивое влечение к музыке. Все эти качества выделяли его и в Московской консерватории. Н. Г. Рубинштейн, став учителем Танеева, высказался о нем так «Танеев принадлежит к числу весьма немногих избранных, - он будет великолепный пианист и прекрасный композитор».
Самую блестящую будущность предсказал юному музыканту и другой его педагог, по композиции - П. И. Чайковский. В рецензии на первое его выступление он писал «Танеев блестящим образом оправдал ожидания воспитавшей его консерватории... »
Творческая дружба учителя и ученика продолжалась и после окончания Танеевым консерватории. Петр Ильич высоко ценил суждения своего талантливого ученика, всегда спокойного, рассудительного, обладавшего тонким художественным вкусом. «Не знаю никого, кто бы в моем мнении и сердечном отношении стоял выше Танеева», - признавался он.
Современников привлекали к Танееву не только музыкальный талант, пытливый ум, но и душевная чистота, прекрасное сочетание прямоты высказываний и деликатности, мягкости обращения, строгой принципиальности, бескомпромиссности и неподдельной доброты, сердечности.
Удивительно ли, что Рубинштейн, дом которого был средоточием культурной жизни Москвы, приглашал к себе и юного Танеева, где он наравне с профессорами консерватории был неизменным исполнителем-солистом и участником ансамблей.
Биография Танеева небогата событиями - ни поворотов судьбы, круто меняющих течение жизни, ни «романтических» происшествий. Ученик Московской консерватории первого набора, он был связан с родным учебным заведением на протяжении почти четырех десятилетий и покинул его стены в 1905 году, солидаризируясь со своими петербургскими коллегами и друзьями - Римским-Корсаковым и Глазуновым. Деятельность Танеева в основном связана с Россией. Достаточно подолгу он жил в Париже во второй половине 1870-х и в 1880 году, но в дальнейшем - в 1900-е годы - выезжал лишь на короткое время в Германию и Чехию для участия в концертах. В 1913 году Сергей Иванович побывал в Зальцбурге, где работал над материалами моцартовского архива.
Итак, в 1875 году, после блестящего окончания консерватории по двум специальностям - фортепиано и композиции, - молодой музыкант, с большим успехом выступив в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, уезжает в Париж, где проведет около года. Концертные выступления, посещение лекций в Сорбонне, общение с известными музыкантами, художниками, в общество которых он был принят как равный, делали жизнь юноши интересной, значительной.
Но постепенно все это, и прежде всего, лавры пианиста-исполнителя, перестало приносить удовлетворение, все больше увлекала композиция, желание сосредоточиться на творческой работе.
По возвращении из-за границы Танеев в короткое время создал такие глубокие, интересные произведения, как кантата «Иоанн Дамаскин», Симфония ре минор, симфоническая увертюра «Орестея» (на этот сюжет он впоследствии написал оперу), несколько камерных ансамблей.
Особенно большое впечатление производит музыка кантаты «Иоанн Дамаскин» (на поэтический текст А. Толстого). Посвященная памяти Николая Рубинштейна, незадолго до того скончавшегося в Париже, кантата выражает глубокие философские раздумья о ценности человеческой жизни, о неизбежном конце ее и проникнута глубоким состраданием.
В 1880-е годы Танеев увлеченно изучал русский музыкальный фольклор. Он записал и обработал около тридцати украинских и русских песен. Летом 1885 года он совершил путешествие на Северный Кавказ и в Сванетию, где записал песни и инструментальные наигрыши народов Северного Кавказа. Высокообразованный музыкант в совершенстве постиг и все разнообразие русской народной полифонии, которая не имеет аналогов в мировой музыкальной культуре. Пристрастие к народному творчеству Танеев сохранил почти на всю жизнь. «Русские мелодии должны быть положены в основу музыкального образования, - считал он. - Думаю, что придет время, когда в консерваториях не станут слепо учить тому, чему учат в Лейпциге или Берлине, а поймут, что у нас иные задачи, чем у немцев и у французов, что нельзя забывать о существовании русских песен, что надо применяться к тем обстоятельствам, среди которых находишься».
Преподавательская работа, а также руководство консерваторией занимали большое место в жизни Танеева. Педагогом он был выдающимся. Свои огромные познания в различных областях музыкальной науки Танеев отдавал с большой охотой и с исключительной методичностью, будучи образцом добросовестности и самодисциплины. Он был большим другом студентов, ибо видел в них будущее русской музыки.
Из многочисленных учеников Танеева следует выделить тех, кто составил гордость русской музыки и много сделал для ее развития в дальнейшем С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, С. Ляпунов, Р. Глиэр... Этот список можно было бы продолжить. Сколько раз Танеев хлопотал перед Беляевым, рекомендуя для издания то или иное сочинение начинающего композитора! Скольким он помог, занимаясь дополнительно и никогда не беря платы. И это несмотря на то, что «... его денежные средства, - по словам Модеста Ильича Чайковского, - в общем, были на самой грани безбедного существования и нужды. И бывали периоды, когда эта грань нарушалась в сторону последней».
Огромная энергия и эрудиция, а также ум, такт позволили Танееву сделать много полезного для своих учеников и для консерватории в целом. Но, несмотря на большую занятость исполнительской, педагогической, научно-исследовательской работой, Танеев продолжал много времени и сил отдавать композиции.
Среди лучших произведений композитора опера «Орестея», завершенная в 1895 году и явившая собой новую и интересную страницу в истории оперного искусства. Три сюжетно связанные между собой трагедии древнегреческого драматурга Эсхила - «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» - послужили литературной основой либретто для трех актов с теми же названиями и одним общим - «Орестея». Благодаря такой самостоятельности трех актов эту оперу нередко называют музыкальной трилогией. В этом сюжете композитора привлекли общечеловеческие идеи победы светлого, мудрого начала над мрачными законами кровавой мести, зла. Музыкальный стиль «Орестеи» - сложный сплав, ассимиляция разных традиций. Этот художественный опыт Танеева привлек внимание многих музыкантов - не только в России - и повлиял на творчество композиторов следующих поколений.
В 1896-1898 годы он пишет Четвертую симфонию, ознаменовавшую его творческую зрелость. Высоко оценили симфонию Глазунов, Лядов, Римский-Корсаков. Последний писал автору после выхода в свет партитуры «Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей».
Значительное место в творчестве Танеева занимали романсы, в которых отражаются интимные лирические переживания человека. Но если в романсах 1870-1880-х годов («Люди спят», «В дымке-невидимке», «Бьется сердце беспокойное») заметно влияние Чайковского, то созданные позднее, в начале века, носят печать символистской поэзии недосказанность, неопределенность некоторых образов обусловлена поэтическим содержанием стихов («Когда, кружась, осенние листы», «Сталактиты», «Рождение арфы»).
Одной из вершин квартетного творчества композитора является Шестой квартет си-бемоль мажор, завершенный Танеевым в 1905 году. Асафьев назвал его «сжатой энциклопедией танеевского мастерства».
Во всем своем творчестве Танеев предстает художником необычайно цельным и глубоко человечным. Таким было и одно из лучших его произведений и, к сожалению, последнее - кантата «По прочтении псалма». Кантата - монументальное полифоническое сочинение, содержание которого определили этические представления о человеческой личности, о высоком предназначении человека, о неисчерпаемых возможностях его души, ума... И одновременно - утверждение мысли о созидательном труде, единении с природой - символом вечной, непреходящей красоты, жизни.
В том же 1915 году 19 июня Танеева не стало.

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

С третьей четверти XVIII столетия с. Маринино и Цикуль имели общих владельцев. После кончины отставного майора Танеева большая часть его имений перешла к четырем сыновьям: Сергею, Андрею, Илье и Василию Михайловичам Танеевым. Все четыре брата Танеевы, подобно отцу, служили в гвардии и достигли генеральских чинов, лишь младший Василий дослужился «всего лишь» до полковника.
Каменное здание Преображенской церкви в было построено в 1815 году братьями Танеевыми, среди которых Илья Танеев - дед композитора С.И.Танеева.
В 1830 году Иван Ильич Танеев, будущий отец композитора, прожил в Цикуле несколько недель. Иван Ильич верой и правдой 23 года прослужил во Владимире советником губернской Палаты государственного имущества. Во время разразившейся тогда в губернии эпидемии холеры он был избран на выборную общественную должность «смотрителя для предохранение от холеры» в Меленковском уезде.

Сергей Иванович Танеев

С.И. Танеев родился в 1856 г. в г. Владимире, в дворянской семье. С пяти лет С. И. Танеев обучался игре на фортепиано.


Улица Большая Нижегородская, д. 5. На месте этого здания стоял дом в котором родились и жили до 1864 года братья Танеевы.

Дом приобрел Протопопов П.А., дед братьев по материнской линии, в начале XIX в.
Владимир Иванович признавался, что был нежно привязан к родительскому дому: «Я вспоминаю о нем с самой страстной нежностью». Он всю жизнь помнил до мельчайших подробностей, где что находилось: «Дом стоял на углу небольшой площади и главной владимирской улицы, в отдаленном конце ее. Из окон были видны еще четыре других церкви и семинария. Улица в этом месте была пустынная. На ней обыкновенно не было никакого движения. Только по утрам и после полудня семинаристы толпами шли в класс и из класса».
Но по субботам сонную жизнь обывателей города нарушал звон цепей колодников, которых гнали в Сибирь по печально знаменитой «Владимирке». Эти субботние картины навсегда остались в памяти Танеева-старшего: «Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные, изнуренные. Иногда выдавалась колоссальная фигура, смелая, величественная, с поднятой грловой, с презрением на лице. По сторонам шли жалкие, ничтожные гарнизонные солдаты. На тучном коне красовался штабс-офицер, провожавший партию. Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными».
Не потому ли потом, став взрослым, В.И. Танеев посвятил себя защите политических противников царского самодержавия, за что и получил прозвище «адвоката красных». Выступая на политических судебных процессах, он не только защищал обвиняемых, но и громил царский суд. Великий вождь пролетариата К. Маркс лично засвидетельствовал Танееву глубокое уважение, подарив ему свою фотографию в 1871 г.
Дом Танеевых был одноэтажный, довольно живописный: «Перед окнами, которые выходили на площадь, находился палисадник с акациями. К дому примыкал большой вымощенный двор и довольно обширный сад с яблонями, малиной, крыжовником, смородиной. В нем не было больших тенистых аллей, но большая дорожка, хотя и усаженная яблонями, была очень недурна. Вдоль забора стояли старые величественные липы», - с теплом описывал свой дом В.И. Танеев.
Отец братьев Танеевых слыл большим охотником строиться. В доме всегда что-то переделывалось, перекраивалось. «Дом принял почти европейский характер», - с легким юмором вспоминал Владимир Иванович, когда отец, Иван Ильич, приделал у двери звонок, а тяжелую мебель заменил новою, легкою. «Наконец, явилась главная принадлежность каждого цивилизованного жилища - вентиляция, всюду понемногу были устроены форточки».
В начале 1856 г. впервые в доме родителей встретился с молодым, но уже известным писателем . А через несколько лет судьба сведет их вместе. Между ними возникнут довольно близкие, дружеские отношения. Они сойдутся как единомышленники, выступающие против существующих порядков в России. Салтыков-Щедрин боролся против них как писатель, а Танеев - как юрист.
Братья навсегда сохранили светлую память о доме, где родились и провели детство, «во всех моих снах местом действия был непременно наш владимирский дом», - признался Владимир Иванович.
Когда пришла пора учить младшего сына, одаренного музыкальными способностями, родители в 1864 г. продали свой дом и уехали на жительство в Москву. «Я часто думал о нем, страдал при мысли, что его продали, и все мечтал его выкупить, - продолжал вспоминать В.И. Танеев.- Недавно, в сентябре 1874 г. (?), дом сгорел до основания. Только тогда нежность моя к этому дому ослабла».
Дом Танеевых сгорел до основания. На его месте была построена больница для духовной семинарии.


Больница Владимирской семинарии

На месте дома Танеевых в 1871 г. было построено здание , которая была освящена 17-го октября 1871 г. Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.

В 1864 г. семья Танеевых переехала в Москву. Музыкальное образование С.И. Танеев получил в Московской консерватории, которую окончил в 1875 г. с золотой медалью. По классу фортепиано он учился у Н.Г. Рубинштейна, по композиции – у П.И. Чайковского. С 1878 г. С.И. Танеев – преемник Чайковского в Московской консерватории, а с 1881 г., после смерти Н.Г. Рубинштейна, – профессор класса фортепиано.
В 1885 -1889 гг. С.И. Танеев – директор Московской консерватории.
С.И. Танеев воспитал поколение выдающихся музыкантов: А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Р.М. Глиэра, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера и других.
В 1880-е гг. С.И. Танеев был первым исполнителем всех крупных фортепианных сочинений П.И. Чайковского, после смерти которого завершил оставшиеся неоконченные его произведения.
В 1882 г. под управлением Танеева была исполнена в Москве его собственная «Увертюра на русскую тему», а в 1884 г. – кантата «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К. Толского), в 1885 г. – Третья симфония.
В 1887 г. Танеев начал работу над оперой «Орестея» (поставлена в Петербурге в 1895 г.).
В 1898 г. окончил Четвертую симфонию, исполненную в Петербурге.
В 1882, 1889, 1890 гг. Танеев гостил в усадьбе двоюродной тетки Е.Д. Сахаровой Останьино, недалеко от д. Даниловка Владимирской губернии (ныне Собинский район), куда в раннем детстве ездили всей семьей.
В августе 1893 г. и августе 1905 г. побывал в д. Налескино под Мстерой, где находился дом его первой учительницы музыки М.А. Миропольской.

В 1905 г. Танеев оставил Московскую консерваторию из-за несогласия с действиями директора и в 1906 г. принял участие в создании Народной консерватории .
Творческое наследие С.И. Танеева многообразно: 4 симфонии, 20 струнных ансамблей, опера «Орестея», 3 кантаты, 37 хоров, около 10 вокальных ансамблей, романсы.
Во Владимире именем С.И. Танеева названы детская музыкальная школа № 1, концертный зал областной филармонии, одна из улиц. Перед зданием концертного зала Владимирской областной филармонии установлен памятник С.И. Танееву.



Концертный зал имени Танеева


Бюст С.И. Танееву во Владимире

ДЮТЬКОВО

Адрес: Московская область, городской округ Звенигород, микрорайон Дютьково, д. 23а.






Музей Сергея Танеева в Дютькове

В Дютькове Танеев жил со своей няней Пелагеей Васильевной десять лет - с 1906 по 1915 гг., весну, лето и осень. Здесь им написаны увертюра к опере "Орестея", соната для скрипки и фортепиано, симфония "Ре-минор", романсы "Узник", "В годину утраты", "Бьется сердце беспокойное", труды по теории музыки.
О своей жизни в Дютькове он писал: "Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент. Работаю ежедневно в определенные часы, один день провожу, как другой, и прекрасно себя чувствую". Для студентов консерватории композитор устроил в Дютькове бесплатный музыкальный класс.












Концертный "зал" музея Танеева - летом в нём и на полянке перед ним бывают праздники и фестивали.

Осенью Дютьково - просто уютная деревенька, теперь она опять дачная, как и когда то - во времена Танеева. А вот летом, во время музыкальных фестивалей тут слышны звуки рояля, приезжает много приятной публики, что гуляет по знаменитой аллее из Дютьково в Кораллово.

Дом Танеева в Москве

Будет воссоздан интерьер его дома в Москве, на Пречистенке, в Малом Власьевском переулке, где он прожил последние 11 лет жизни. Этот дом – живой свидетель прошлого – был когда-то музыкальным и культурным центром Москвы. Сюда, на знаменитые «танеевские вторники», приходили ученики Сергея Ивановича: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, бывали члены семьи Толстых, М.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, А.С. Аренский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, К.А. Тимирязев, И.В. Цветаев, приезжали знаменитые иностранцы: клавесинистка Ванда Ландовска, дирижёр Артур Никиш, Чешский квартет. Известный своим бескорыстием, именно здесь Танеев занимался совершенно бесплатно со своими учениками; работал над теоретическими трудами «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне», которые впоследствии приобрели мировую известность; сочинял камерно-инструментальную музыку, хоры, известную кантату «По прочтении псалма» на слова А.С. Хомякова.

Сайт музея: http://m-dutkovo.ru/istoria_dutkovo.html

Усадьба Танеевых
с. Маринино, Ковровский р-н, Владимирская обл.

Еще в нач. XVII в. Танеевы обосновались в живописном уголке центра России: основали село Маринино, устроили усадьбу, выстроили храм. До наших дней чудом уцелели остатки старинного парка да одноэтажный деревянный дом Танеевых. В советское время в нем располагалась сельская школа, а после ее закрытия в 80-е гг. - библиотека, клуб и фельдшерско-акушерский пункт.

(1840-1921) - русский философ, адвокат и общественный деятель, старший брат композитора С.И. Танеева.
(февраль/март 1750 - 16.5.1827) - Ковровский уездный предводитель дворянства в 1794 г., Предводитель дворянства Владимирской губернии 1794-1796 гг.
(1888-1914) - русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Серге́й Ива́нович Тане́ев (25 ноября 1856, Владимир - 19 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) - русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых. Младший брат писателя В. И. Танеева.

Родился в городе Владимире в 1856 году. Его отец увлекался литературой, писал пьесы, был эрудированным человеком, также являлся магистром словесности и музыкантом-любителем. Мать играла на фортепиано, неплохо рисовала. В семье Танееевых было шестеро детей, трое из которых умерли. Сергей был младших ребенком из тех, что остались. Танеевы жилы скромно, но старались изо всех сил дать детям достойное образование и хорошо их воспитать. К ним нередко захаживали известные деятели искусства.

В 1866 году Танеевы перебрались в Москву. Сергей поступил там в гимназию, а заодно и в Московскую консерваторию. Девять лет Сергей учился в консерватории, где сначала посещал класс фортепиано, изучал теорию музыки у Э. Лангера. Рубинштейн высоко отзывался о юном Танееве. Сергей закончил консерваторию с золотой медалью. После этого он отправился в Париж. 4-5 часов в день он посвящал игре на фортепиано, а всё остальное время гулял по городу. Бывал он часто в гостях у Полины Виардо, там же он познакомился с Тургеневым, с писателем Флобером, композитором Гуно. Был в гостях он и у Сен-Санса, где исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского. Кстати, в Париже Танеев продолжал переписываться с самим Чайковским. Во французской столице юный музыкант провел восемь месяцев.

В 1878 году он начал преподавать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность очень увлекла Сергея. Он работал в консерватории вплоть до 1905 года. С 1881 года он стал профессором консерватории, а пост директора этого заведения занял в 1885 году и пробыл на нем до 1889 г. Танеев сдружился со Львом Толстым. Их роднила любовь к шахматам. После смерти же Чайковского Танеев счел возможным завершить его вокальный концерт «Ромео и Джульетта», фортепианный концерт, пьесу «Экспромт» и некоторые другие сочинения.

В 1905 году Танеев ушел из консерватории, протестуя против их методов руководства. Несмотря на то, что студенты и профессора просили его вернуться, он ушел навсегда. Однако Танеев продолжал обучать учеников частным образом. Концерт приносили Танееву неплохие гонорары, а потому он не брал плату с учеников за занятия. Его жена Пелагея вела абсолютно всё хозяйство. И называла она своего супруга «малым дитям».

Танеев являлся одним из основателей и преподавателей «Народной консерватории». Сергея также знали как энтузиаста-фольклориста. Он сделал обработки 27-ми украинских песен, гармонизовал несколько малорусских песен. В 1883 году он путешествовал по Грузии, после чего написал исследование «О музыке горских татар». Танеев развивал много музыкальных теорий, он создал поистине уникальный труд «Подвижный контрапункт строгого письма». Продолжением работы было «Учение о каноне». К концу своей жизни он продолжал интенсивно работать. В 1915 году, после похода на похороны А. Скрябина, Танеев сильно заболел. Болезнь дала осложнение на сердце, поэтому врач порекомендовал Сергею уехать в более спокойное место. Пианист перебрался в деревню Дютьково, где умер 6 июня 1915 года, не оправившись от простуды.

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец - Иван Ильич Танеев - помещик, статский советник, магистр словесности, врач, музыкант-любитель. С пяти лет учился игре на фортепиано, сначала у M. А. Миропольской, затем у В. И. Полянской (урождённой Возницыной). После переезда в Москву поступил в только что открывшуюся консерваторию (1866). До 1869 занимался в младших классах у Э. Л. Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869-1875 годах продолжил занятия в классе фортепиано Н. Г. Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения П. И. Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы Н. А. Губерта. Был любимым учеником П. И. Чайковского.

В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал на концертах как пианист-солист и в ансамбле. Первый исполнитель многих фортепианных произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал последний после смерти композитора), исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 год работал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы. В 1885-1889 годах занимал должность директора Московской консерватории. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке (дом 2/18). В 1905 году в знак протеста против авторитарных методов руководства покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год). Танеев участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (всегда безвозмездно).

На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 (27) апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение, простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался.

Был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Научная и педагогическая деятельность

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора (например, «О музыке горских татар», источниковедения (например, работа об ученических рукописях Моцарта, изданная Моцартеумом), полифонии (например, «Подвижной контрапункт строгого письма», 1889-1906 годы, и его продолжение «Учение о каноне», конец 1890-х - 1915 год) и др. Труды по полифонии интересны тем, что их автор впервые предложил простую математическую формулу (Index verticalis) для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

« Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения. »
Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Он первый предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Он вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна). Среди учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева), Болеслав Леопольдович Яворский.

В 1910-1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев на первых порах вёл свой дневник.

Творчество

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера - «Орестея» (1894, по Эсхилу) - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли). Сочинял и романсы.

Память

  • Имя С. И. Танеева носят:
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 «С. Танеев»
  • Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
  • Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории;
  • Городская детская музыкальная школа им. С. И. Танеева в Москве (Чистый пер., д. 9) в реконструированном доме, где когда-то жил музыкант; на стене дома установлена мемориальная доска;
  • Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
  • Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
  • Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга-Москва);
  • Танеевский музыкальный фестиваль во Владимире;
  • Танеевское музыкальное общество;
  • улица во Владимире;
  • улица в Клину; а также развалившаяся усадьба Танеевых которая ни разу не реставрировалась и находится в полном разрушении
  • улица в Красноармейском районе г. Волгограда;
  • улица в Левобережном районе г. Воронежа;
  • Городская детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
  • Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
  • самолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
  • Малый Власьевский переулок в Москве с 1960 по 1994 годы был улицей Танеевых.
  • На доме, в котором родился композитор, во Владимире (улица Большая Нижегородская, 5) установлена мемориальная доска с надписью «В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, учёный Сергей Иванович Танеев».

Прижизненные аудиозаписи

Примечательны записи самого Танеева, сделанные в конце XIX века на парафиновые валики.

Сочинения

Опера «Орестея» (1-я постановка - 1895, Петербург)
Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма», «Cлавa H. Г. Рубинштейнy», «Я памятник себе воздвиг».
4 симфонии (1874-98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
Камерно-инструментальные ансамбли (20) - трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
Для фортепиано - Прелюдия и фуга и др.
Хоры a cappella
Хоры без обозначения opus’a: «Венеция ночью» (Фет), «Ноктюрн» (Фет), «Веселый час» (Кольцов)-1880 год; «Песня короля Регнера» (Языков), «Вечерняя песня» (Хомяков)-1882 год.
Ор. 8. «Восход солнца» (Тютчев). Посвящено Русскому Хоровому Обществу В Москве (изд. 1898).
Ор. 10. «Из края в край» (Тютчев). Посвящено хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Ор. 15. Два хора a capella для четырёх смешанных голосов (1900): № 1. «Звезды» (Хомяков), "Московскому Синодальному хору>>; № 2. «Альпы» (Тютчев), И. А. Мельникову.
Ор. 23. Ночи. Три терцета a capella для сопрано, альта и тенора (Тютчев). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Сонет Микель-Анджело»; № 2. «Рим ночью»; № 3. «Тихой ночью».
Ор. 24. Два квартета a capella для двух сопрано, альта и тенора (Пушкин). Могут исполняться также и хором (1907): № 1. «Монастырь на Казбеке»; № 2. «Адели».
Ор. 27. Двенадцать хоров a capella для смешанных голосов (Полонский). Посвящается хору Московских Пречистенских курсов для рабочих (1909): № 1. «На могиле»; № 2. «Вечер»; № 3. «Развалину башни»; № 4. «Посмотри, какая мгла»; № 5. «На корабле»; № 6. «Молитва»; № 7. «Из вечности музыка вдруг раздалась»; № 8. «Прометей»; № 9. «Увидал из-за тучи утес»; № 10. «Звезды»; № 11. «По горам две хмурых тучи»; № 12. «В дни, когда над сонным морем».
Ор, 35. Шестнадцать хоров a capella для мужских голосов (Бальмонт). Посвящается Хоровому Обществу чешских учителей (1914): № 1. «Тишина»; № 2. «Призраки»; № 3. «Сфинкс»; № 4. «Заря»; № 5. «Молитва»; № 6. «В пространствах эфира»; № 7. «И сон и смерть»; № 8. «Небесная роса»; № 9. «Мертвые корабли»; № 10. «Звуки прибоя»; № 11. «Морское дно»; № 12. «Морская песня»; № 13. «Тишина»; № 14. «Гибель»; № 15. «Белый лебедь»; № 16. «Лебедь».
Посмертные издания - хоры «Сосна» (Лермонтов) и «Фонтан» (Козьма Прутков) - ранние произведения (1877 и 1880), впервые опубликованные в журнале «Советская музыка», 1940, № 7.
Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
55 романсов