Использование параллелизма в гранатовом браслете. Изобразительно-выразительные средства в повести А.И

«Гранатовый браслет» создавался осенью 1910 года в Одессе. А.И. Куприн, вопреки неактуальности для текущего литературного момента «традиционных тем и образов, обращается к вечной теме любви и к образу «маленького человека». Отказавшись от современных социально-политических проблем и модернистских художественных приемов, писатель использует для сюжетной основы рассказа реальные факты из частной жизни простого человека: телеграфный чиновник П.П. Жолтов действительно существовал и был влюблен в жену Любимова, губернатора Вильно; Любимов вместе с братом жены действительно имел серьезный разговор с Жолтовым, после чего он о себе напоминал. Но реальным событиям Куприн придает лирическую, романтическую тональность, а также доводит до трагического звучания любовную коллизию, что соответствовало авторскому пониманию любви: говоря об опере Бизе «Кармен», А.И. Куприн заметил, что любовь - всегда трагедия, всегда борьба и достижение, радость и страх, воскрешение и смерть. Не случайно писатель предлагает свой финал - самоубийство Желткова. Не случайно и другое: настроение рассказа столь тревожно, что Куприну как будто недостаточно реалистичных средств выражения - писатель активно обращается к лейтмотивам, цветообозначению, символике, усложняя реалистическую основу «Гранатового браслета» элементами экспрессионизма, символизма. Таким образом, «традиционная» тема вышла из-под пера Куприна совершенно обновленной, а главное - созвучной эпохе рубежа столетий.

Над рассказом Куприн работал около трех месяцев, работал вдохновенно, с творческим подъемом. Макарова С. А. Изучение рассказа А.И. Куприна.М., 1999. С. 64. В письме Ф.Д. Батюшкову от 15 октября 1910 года Куприн сообщал: «Сегодня занят тем, что полирую рассказ «Гранатовый браслет». Куприн А. И. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1982. - Т.3. - С.413. И позднее в письме Батюшкову от 3 декабря, Куприн уточнил, что не хотел бы «комкать «Браслет», эту «очень милую» для него вещь». Там же. С. 65. Эти замечания важны, так как в «Гранатовом браслете» художественная отшлифованность, ювелирная отточенность формы, точность предметных деталей поражают. Вместе с тем некоторые моменты работы, по признанию самого писателя тому же Батюшкову, давались ему сложно: «Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина - мое невежество в музыке… Да и светский тон!» Там же. С. 67.. Музыка выбранная писателем (сонату № 2 Бетховена Куприн часто слушал в Одессе, в семье врача Л.Я. Майзельса), очень тонко соответствовала общей идее рассказа, да и в литературном произведении соната «зажила» своей «второй жизнью». Не случайно в первой публикации рассказа (альманах «Земля» 1911г.) в эпиграфе была воспроизведена первая нотная строка из второй части сонаты № 2 Бетховена. В последующих изданиях нотный эпиграф сменился указанием той музыки, которая звучит в начале рассказа: «L. van Beethoven. 2 Son. (op.2, № 2). Largo Appassionato». Но смысл остался неизменным - художественно безупречным и философски глубоким.

Рассказ Куприна посвящен теме любви. Писателю было важно показать, что это чувство многолико, индивидуально. Не случайно любовные истории рассказывает генерал Аносов. Именно он, умудренный жизненным опытом, переживший личную трагедию разрыва с женой, осознает различные ракурсы любви: в браке Аносов видит взаимное удобство, в своих отношениях с болгарочкой не отрицает любовь-приключение, а в чувствах прапорщика к жене полкового командира - любовь-зависимость. Каждый любит по-своему, способность любить - это талант, редкий, как и любой другой, если он настоящий. Потому генерал Аносов выносит свой приговор: «…Люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви». Что же понимается под «настоящей» любовью? Аносову Куприн доверяет собственную философию любви, любви бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Генерал, узнавший на именинах Веры об истории с телеграфистом, вдруг заволновался: «Может быть это просто…маньяк, а - почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Любовь Желткова к Вере Николаевне Шеиной оказалась именно такой, «единой, всепоглощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной», а еще неразделенной, трагичной, любовью, которая не похожа ни на любовь к болгарочке, ни на любовь прапорщика, ни на какую другую - любовь. Эта любовь была единственной и исключительной, понять которую может далеко не каждый и совсем не сразу. Вот почему слова генерала Аносова о самоотверженной и вечной любви становятся в рассказе лейтмотивом и повторяются в «Гранатовом браслете» многократно: и в разговоре генерала с Верой, и когда Вера Николаева прочитала газетное сообщение о смерти Желткова, и когда она пришла попрощаться с уже мертвым Желтковым. Любовь-трагедия. Она возвышается в рассказе над всеми остальными концепциями любви, только она может иметь звучание в музыке, вечной и прекрасной, как сама любовь. И звучит на протяжении всего рассказа музыкой бетховенской сонаты, такой же сдержанно-страстной, трагической, как любовь Желткова. Музыка в зеркале поэзии. - Л. 1987. Вып. 3. С. 57.

Тему любви Куприн трактует в философском ключе, ибо любовь для Желткова становится своеобразной философией жизни, в которой мало радостей, за исключением, пожалуй, музыки, которую он любил слушать, и тех чувств, которые испытывал к Вере Николаевне. Желтков жил этой любовью, пусть неразделенной, безответной, но она была для него лучом яркого света, глотком чистого воздуха, смыслом жизни. Между тем любовь вызывает еще одну философскую проблему рассказа - проблему не только жизни, ее смысла, но и смерти, причиной которой стала все та же самоотверженная любовь. «Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите князь, … что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? … «Остается только одно - смерть», - говорит Желтков мужу Веры Николаевны. Князь Шеин не может возразить Желткову: «Я… присутствую при какой-то громадной трагедии души».

Трагедия души, любви усиливается в рассказе и социальными противоречиями. Вера Николаевна была женой предводителя дворянства, и хотя князь Шеин «едва сводил концы с концами», а Вере приходилось во всем экономить, это не помешало брату Веры Шеиной Николаю в разговоре с Желтковым подчеркнуть их дворянское превосходство: «… мы примем меры, которые нам позволят наше положение, знакомство и так далее». Желтков был человеком «не их круга», он служил «в казенном учреждении маленьким чиновником» и был беден (вспомним «заплеванную лестницу», по которой поднимались князь Василий и Николай, а также низкую комнату Желткова с двумя круглыми, едва освещающими ее окнами). Разница в общественном положении, тот факт, что Вера Николаевна была замужем, усложняют ситуацию и делают любовь заведомо обреченной, трагической, но вместе с тем возвышенной - никакие препятствия не смогли помешать любви Желткова, он жил любя и умер, не отрекаясь от любви. Любовь ставит Желткова нравственно неизмеримо выше в сравнении с другими героями - может быть, потому Желтков так одинок? Это еще один круг проблем, который обозначен в рассказе (вспомним обидный для Веры Николаевны фарс князя Василия на тему «безумной» любви телеграфиста во время именин, резкое поведение Николая - товарища прокурора на квартире Желткова и т.д.). Очевидно, что ни князь Шеин, ни Николай Николаевич не способны на великую любовь, на постижение тайны бетховенской музыки - к этому приходит только Вера Николаевна, и то благодаря Желткову, точнее, через потрясение его смертью. Конен В.Д. История зарубежной музыки. - М., 1981. Вып. 3. С. 114.

Динамика сюжета «Гранатового браслета» отличается неравномерностью. Экспозиция 1 главы сменяется описанием именин Веры Николаевны, которым посвящена большая часть рассказа, со II по IX главу. Куприну важно показать быт, интересы, семейные отношения, круг общения княгини Шеиной и вместе с тем определенного сословия. На именинах играют в покер, слушают итальянские канцоннеты и рубинштейновские восточные песни в исполнении Васючка, развлекаются сатирическими рассказами князя Василия Львовича на тему «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». Кажется, что на именинах все идет обычно, спокойно. Но в этой замедленной сюжетной части Куприн продолжает усиливать тревожное настроение музыкального эпиграфа и пейзажной экспозиции. Середина сентября, клумбы с цветами опустели и «имели беспорядочный вид», деревья роняли желтые листья; на именинах оказалось 13 гостей, и Вера сразу подумала: «Вот это нехорошо!»; к вечеру дня именин вдруг появилась багровая полоска догорающего заката. Но тревожная кульминация именин - получение Верой подарка от Желткова, гранатовый браслет «был втиснут» в черный бархат красного ювелирного футляра, и на нем выделялись пять густо-красных гранатов-кабошонов. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера. В этой части сюжета музыка бетховенской сонаты не звучит: и потому, что она не соответствует характеру именин Веры, и потому, что трагический ход событий еще не достиг наивысшей точки.

С IX главы, с момента окончания именин и обсуждения «выходки» Желткова Николаем, князем Шеиным и Верой, сюжет приходит в движение и развивается очень динамично. В Х главе описывается визит князя Василия и брата Веры к Желткову - это еще один кульминационный эпизод рассказа после получения Верой гранатового браслета, прежде всего потому, что обнаруживается нравственная, интеллектуальная пропасть между этими людьми. Они не только не слышат и не понимают друг друга, они живут в разных измерениях: Шеины - в рамках закона, традиций «своего круга», душевной закрепощенности, Желтков - в мире вечного, прекрасного, благородного и свободного от условий чувства. Становится очевидно и другое - только смерть способна «оборвать» любовь Желткова, иного средства нет, Желтков обречен. Тревожное настроение нарастает, уже Вера Николаевна догадывается: «Этот человек убьет себя».

Далее все развивается предельно стремительно, и каждая глава содержит больший или меньший кульминационный эпизод. В XI главе становится известно о смерти Желткова, Вера узнает об этом почти случайно - из газеты. Хотя она никогда не читала газет, «судьба заставила ее развернуть нужный лист». Куприн отказывается от мелодраматических сцен с выяснениями отношений, самоубийство Желткова - писатель дает в сухом газетном сообщении, что очень точно подчеркивает характер Желткова. Он хотел только любить, не требуя ничего взамен и избегая суеты вокруг себя, он мечтал жить любя, поэтому, несмотря на предчувствие, известие о смерти Желткова было во многом неожиданным и почти неправдоподобным. Трудно было поверить, что человек мог умереть от любви. И действительно, после известия о смерти Вера вдруг получает письмо от Желткова. Может быть, он жив? Желтков сам пишет о том, что «он уезжает и никогда не вернется». Тревожное, напряженное настроение усиливается все больше, вместе с тем возникает мотив бессмертия - Желткова нет, но он жив в своей любви, в бетховенской музыке, которая звучит, причем дважды: Желтков вспоминает о бетховенских квартетах и просит сыграть сонату № 2 Бетховена. Трагическая тональность сонаты, передающая характер любви Желткова, обогащающая мотивами бессмертия и вечности любви.

Тревожное настроение сохраняется и в XII главе, которая тоже содержит кульминационный эпизод, - княгиня Шеина идет к мертвому Желткову и кладет ему под шею красную розу.

В этот трагический момент, Желтков и Вера впервые оказались вдвоем, вместе - Желтков хотел жить любя, и он пытался соединить две судьбы, продлить жизнь и любовь даже после смерти, музыкой бетховенской сонаты. Это становится еще очевиднее в последней, XIII главе, которая является главной кульминацией «Гранатового браслета» и вся построена на описании звучащей бетховенской сонаты, той музыкальной трагедии, трагедии любви, которая бывает один раз в тысячу лет. Желтков и Вера Николаевна снова вместе - и уже навсегда, пока будет звучать вечная музыка Бетховена. В финале «Гранатового браслета» бетховенская соната впервые звучит так долго и ярко, доводя до максимальной точки и тревожное настроение, и напряженные сюжетные ситуации V, X, XI, XII глав рассказа, и мотивы самого бетховенского Largo в эпиграфе, XI и XII главах. На четвертом, самом полном кульминационном для всего рассказа проведении бетховенской сонаты и завершается «Гранатовый браслет».

Наконец, несколько замечаний о композиции рассказа. В структуру «Гранатового браслета» входят различные внесюжетные элементы: пейзаж (экспозиция), интерьер (комната Желткова), письма Желткова - отличительной особенностью всех описаний являются многочисленные художественные детали, которые, в конечном счете, усиливают психологизм рассказа. И последнее. Рассказ начинается и заканчивается звучанием бетховенской сонаты, что образует необычное композиционное кольцо - музыкальное. Эррио Э. Жизнь Бетховена. - М., 1970. С. 48.

Характерной чертой системы персонажей «Гранатового браслета» является то, что практически все образы намечены пунктирно, они не вписаны подробно, а выполняют в рассказе ту или иную содержательную функцию. Гости на именинах передают образ жизни определенного сословия; князь Шеин и Николай Николаевич противопоставляются Желткову и воплощают нравственную ограниченность, общественные условности; Анна Фриессе сравнивается со своей сестрой, княгиней Верой Николаевной Шеиной; генерал Аносов служит рупором авторских идей - он не учувствует в событиях, а как бы стоит над ними, абстрактно выражая основную мысль произведения о величии чистой и жертвенной любви. Непосредственно же в сюжетной линии главная идея рассказа связана с образом Желткова, о котором тоже известно не так много.

Высшей ценностью и смыслом всей жизни для Желткова является любовь, которая измеряется за те 7-8 лет, в течение которых он любил княгиню Шеину, - это говорит о духовном росте Желткова. «Сначала письма его носили вульгарный и курьезный пылкий характер», - вспоминает Вера Николаевна. Но Желтков был к тому же музыкален, он часто ходил на музыкальные концерты, где видел Веру. И впоследствии его любовь возвысилась до трагедийного пафоса бетховенской музыки, которая для Желткова стала своеобразным символом любви к Вере и помогала ему выжить в этом мире и справится со своими чувствами.

Образ княгини Шеиной описан в «Гранатовом браслете» подробнее остальных. И потому, что Вера активно учувствует в событийной коллизии, и потому, что Куприн открывает читателю ее чувства, размышления, сомнения. К тому же образ Веры становится более выпуклым через сопоставление с сестрой - Анной Николаевной Фриессе. В результате этого сравнения удается понять, что Вера Николаевна - натура тонкая, чуткая, глубокая, ее судьба не лишена драматизма: у Веры не было детей, которых она «жадно хотела иметь», да и ее «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство… верной дружбы». Любовь Желткова перевернула душу Веры Николаевны: она была горячо любима. От иронично-скептического отношения к Желткову Вера пришла к осмыслению трагедии ее жизни, того, что любовь, которая бывает один раз в тысячу лет, прошла мимо нее, - Вера Николаевна вырастает до осознания истинного величия любви-трагедии.

Трагический пафос заключен во многих компонентах «Гранатового браслета»: в нравственно-социальной проблематике, в сюжетной линии, в образной системе (практически все герои рассказа по-своему несчастны), в нарастающем состоянии тревоги. Трагическая тональность рассказа имеет и свой цвет: в произведении многократно повторяются необыкновенно напряженные красные оттенки (багровый, кровавый, чаще всего - красный), которые зрительно присутствуют уже в самом начале рассказа, в его названии - «Гранатовый браслет».

Рассказ заканчивается на светлых эмоциях. Вере как будто чудятся слова Желткова, слагающиеся в ее сознании под музыку Бетховена: «Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко». И вслед за этим успокаивается сама: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

Введение

Любое художественное произведение «воплощает картину жизни так, как её увидел и организовал автор»,1 поэтому оно в художественной форме обязательно и многообразно отражает присутствие автора. По точному замечанию Л. Н. Толстого, «цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть <…> единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».

Отношение автора к изображаемому является основой идейного смысла произведения, и его выражению подчинены все художественные средства, среди которых особое место занимает композиция. В понятии композиция (от лат. compositio - расстановка, составление) обычно объединяют различные аспекты организации текста произведения, его построения. Анализ композиции дает возможность выявить позицию автора, если она прямо не выражена или выражена неоднозначно, что, в свою очередь, позволяет глубже проникнуть в идейный смысл произведения, понять своеобразие творческой манеры писателя.

Творчество А. И. Куприна постоянно привлекает внимание читателей и исследователей не только многообразием и социальной остротой тем, но и тонким лиризмом описания чувств, пристальным вниманием к жизни отдельной человеческой души. В его произведениях большое место занимает тема любви («Олеся», «Леночка», «Ветка сирени», «Суламифь» и др.), к которой писатель относится трепетно и благоговейно как к высочайшей человеческой ценности.

К безусловным шедеврам любовной «лирики» А. И. Куприна относится рассказ «Гранатовый браслет», который, на наш взгляд, привлекает молодого читателя прежде всего тем, что в нём описаны многообразные проявления любовного чувства: основной сюжет как бы сопровождают несколько «историй любви», рассказанных героями. Прямой авторской оценки этих историй в тексте нет, однако известно, что в процессе работы над рассказом Куприн в письмах разным корреспондентам неоднократно давал свою оценку изображаемому. Так в письме к Ф. Батюшкову он писал: «Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть»2. Выявить позицию автора и, соответственно, понять глубину авторского замысла, на наш взгляд, помогает анализ композиции произведения

1Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы:учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 70

2Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек. Библиографический словарь.

2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998 с.717

Несмотря на то, что в литературоведении творчество А. И. Куприна достаточно хорошо изучено (В.Н. Афанасьев, П.Н. Берков, А.А. Волков, Ф.И. Кулешов и др.) и описаны общие принципы построения его произведений, аспектному анализу композиция рассказа «Гранатовый браслет», по нашим данным, не подвергалась. Это обусловило актуальность выбора темы и определило научную новизну исследования. Кроме того, в 2015 году исполняется 145 лет со дня рождения писателя, и обращение к его творчеству особенно актуально для нас, земляков.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования содержащихся в ней материалов при изучении творчества А.И. Куприна на уроках литературы.

Объектом данного исследования является композиция рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Предмет исследования - композиционные средства выражения авторской позиции.

Цель исследования - выявить и описать композиционные средства выражения авторской позиции для более глубокого понимания идейного смысла произведения.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал о композиции художественного текста и ее средствах;

2) выявить и описать композиционные средства выражения позиции автора по отношению к описанным проявлениям любовного чувства, которая прямо в тексте не выражена.

Главным методом исследования является описательно-аналитический.

Изученный теоретический материал и анализ текста позволил нам сформулировать следующую гипотезу : позиция автора в отношении к описанным в рассказе историям любви прямо не выражена, а может быть раскрыта на основе анализа композиционных средств, в числе которых эпиграф, система образов-персонажей, заглавный образ-символ. Настоящей любовью, по мнению автора, является возвышенная бескорыстная жертвенная любовь, способная преобразить человека и стать сильнее смерти.

Структура исследования:

1) анализ различной литературы по проблеме с целью определения степени изученности избранной темы;

2) изучение композиционных средств выявления авторской позиции в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

3) обобщение и вывод.

Работа состоит из введения, основной части,заключения,списка использованной литературы.

1. Композиция художественного текста и ее средства.

1.1.Понятие «композиция».

В словаре С.И.Ожегова понятие «композиция» объясняется как «строение, соотношение и взаимное расположение частей».3

В литературоведении под композицией понимают «взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств».4

Членение текста не случайно - оно обусловлено тем, как автор представляет устройство созданного им художественного мира и построения рассказа о нем. Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом стимулируют и организуют читательское восприятие, обладая «уникальной энергией эстетического воздействия».5

Построение литературного произведения - феномен многоплановый, имеющий различные аспекты. Оно включает в себя и расстановку персонажей, и расположение воссоздаваемых событий в тексте произведения, и особенности изображения предметного мира произведения, и внутреннего мира героев, и динамику способов повествования, и соотнесенность собственно речевых единиц. Композиционные средства определенным образом корректируют и углубляют те значения и смыслы, которые несут предметный и речевой пласты произведения.

1.2.Типы композиции.

Принято разграничивать так называемую внешнюю и внутреннюю композицию. Первую называют архитектоникой, она обычно связана с членением непрерывного в своей сущности текста на части. В произведении бывает значимо как деление текста на части и главы, так и отсутствие такового, наличие эпиграфов или посвящений, вставных новелл и эпизодов, наличие авторских отступлений.

Внутренняя композиция обусловлена структурой художественного мира, созданного в произведении, в ней обычно выделяют композицию повествования, композицию сюжета, композицию образов.

Композиция повествования - это организация точки зрения на изображаемый мир. Она может не зависеть от архитектоники произведения, ног может и пересекаться с ней (как сигналы композиции «текст в тексте» или знаки изменения субъекта повествования). Выбирая тот или иной способ организации повествования, автор стремится достичь определенного художественного эффекта, донести до читателя свое представление о жизни. Композиция повествования обычно включает следующие компоненты:

- количество повествователей и закономерности их выбора: важно не только то, один или несколько рассказчиков избраны автором для организации повествования, но и то, кто эти рассказчики по отношению к изображаемым событиям и их участникам, как они связаны между собой (и связаны ли вообще);

-устойчивые композиционно-речевые формы (в какой форме их рассказ оказывается доступен читателю): это может быть рассказ, как бы предназначенный кому-либо из персонажей и лишь «подслушанный» читателем; это может быть как бы случайно раскрывшийся для читателя разговор героя с самим собой (внутренний монолог, дневник, сон и пр.)

Художественный мир произведения - это, прежде всего, система образов , так или иначе соотносимая с реальным миром. В произведении обычно выделяют:

Мир людей;

Мир природы (живой и неживой);

Мир вещей;

Пространство и время.

Каждый из этих «миров», в свою очередь, обладает собственной композицией, «так как представляет собой совокупность определенных для каждого конкретного произведения элементов, поставленных в определенные отношения и включенных в художественный мир»6. Каждый образ создается с помощью системы средств и приемов, которые используются автором в разных комбинациях и в разной последовательности. В этом смысле можно говорить о композиции каждого отдельного образа.

Вывод по главе 1

Таким образом, мы видим, что литературно-художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент которой занимает в ней определенное место, связан с другими элементами, а их совокупность составляет художественное целое. Анализ композиции - это многоаспектная и объемная задача. При этом следует иметь в виду, что «любое построение есть выбор одного или нескольких существующих вариантов».7Выделяя и исследуя композиционные особенности произведения, мы понимаем, что в них выражено своеобразие мышления автора и существенные признаки созданной им картины мира

3Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.1998,с.288

4Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

5Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

6,7Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы: учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 108

Проанализировать в полном объеме в рамках одного исследования композицию рассказа А.И.Куприна не представляется возможным, поэтому мы сосредоточились лишь на тех композиционных средствах, которые помогли нам выявить позицию автора, его взгляд на сущность любви. Среди этих средств эпиграф, система персонажей, заглавный образ-символ.

в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

2.1.Роль эпиграфа в выявлении идейного смысла произведения.

Эпиграф относится к факультативным элементам композиции. Если он есть, то его основная задача - подчеркнуть, выделить самое главное в содержании или форме художественного текста.

Среди писателей-реалистов, к которым принадлежал А.И. Куприн, сильны были критические настроения по отношению к действительности, в их произведениях преобладала социальная проблематика. На этом фоне рассказ о любви «Гранатовый браслет» был воспринят как драма любви бедного чиновника к высокопоставленной и богатой даме, и этот социальный мотив до сих пор многими воспринимается как один из главных.

Рассказу «Гранатовый браслет» А.И. Куприн предпослал необычный эпиграф: L.Vа n Веthо v е n . 2 Sо n . (ор. 2, № 2). Это указание на одно из ранних произведений знаменитого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого А.И.Куприн, не будучи, по его собственному признанию, знатоком музыки, знал и любил. По мнению одного из исследователей, влияние музыки Бетховена «сказывается не только на настроении рассказа, но и усиливает и углубляет психологизм при описании любовного чувства».8 Можно сказать, что эпиграф указывает на необходимость соотнести композицию сонаты и рассказа, а это, в свою очередь, помогает выявить и прояснить замысел автора.

В первой части сонаты - a llegro vivace - показано сияние светской жизни, которая «манит своими обольщениями, сердце отзывается мечтой о счастье, но контрапунктом проходит тревожная мелодия,предупреждающая о недолговечности мечты».9 Таково и начало рассказа: тонко выписанный осенний пейзаж, холодноватая светскость княгини Веры Шеиной. Как в сонате, с главной темой переплетается побочная и оттеняет ее, так и в рассказе рядом с княгиней Верой - ее сестра. Короткая реплика автора о том, что прежняя страстная влюбленность Веры в мужа давно перешла в чувство дружбы, и довольно пространная «история любви» Анны, которая терпеть не могла своего мужа. Несколько музыкальных фраз из первой части сонаты, по мнению музыковедов, юмористически представляющих фигуру «папаши Гайдна», которому она посвящена, соотносятся с описанием фигуры генерала Аносова, несколько не соответствующего светской гостиной княгини.

Во второй (центральной) части coнaты - Largo Aрраssiопаtо - в теплую напевную мелодию постепенно вторгается тема судьбы, переданная в мерных скорбных аккордах, но готовая прорваться трагедия не получает выхода и дальнейшего развития. Третья часть - виртуозное скерцо - аллегретто - возвращает к светскому блеску: внутренний драматизм как бы прячется под покровом салонного изящества. Центральная часть рассказа - «история любви» телеграфиста Желткова к княгине Вере, - также полная скрытого драматизма, не развивается и ничем не заканчивается: она проходит мимо княгини, которая возвращается к светским обязанностям и больше всего боится показаться смешной своему окружению.

В одном из писем сам А.И.Куприн признавался: «Есть ор. № 2, Largo Арраssiопаtо у Бетховена; оттуда вся соль моей повести». Подлинным «действующим лицом» музыка становится в финале рассказа, когда после прощания с ушедшим из жизни Желтковым Вера просит пианистку Женни Рейтер сыграть ей эту сонату. «Она узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто раздвоилась. Она единовременно думала, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя, почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это было как будто бы куплеты, которые заканчивались словами «Да святится имя твое!»…

8Рассказова Л.В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007.№7.С. 8 - 12, с.107

9Расссказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»// Литература в школе. 2007. №7. С. 8 - 12, с. l1

Впечатление от музыки преображает душу Bepы и заставляет по-новому осмыслить все пережитое, Но преображение переживает и caм герой. Принимая решение уйти из жизни, он прощается с любимой и, боясь испугать ее своим поступком, смягчает удар, погружая любимую женщину в мир музыки, которая говорит с ней на языке любви. Совершая духовный подвиг самопожертвования и бескорыстия, заурядный бедный чиновник с забавной фамилией становится Великим Возлюбленным. Так обращение к музыке Бетховена помогает автору создать в произведении образ идеальной любви - любви трагической, но высокой, которая преображает душу человека и побеждает смерть.

2.2. Система персонажей и ее роль в выявлении авторской позиции.

Известно, что персонажи одного произведения представляют собой систему, в которой, как правило, выделяются главные и второстепенные, участвующие в сюжете и так называемые внесюжетные персонажи. Несмотря на то, что жанр рассказа предполагает ограниченный объем повествования и небольшое число действующих лиц, произведение А.И.Куприна включает около двух десятков персонажей, среди которых только четыре принимают непосредственное участие в развитии сюжета: княгиня Вера Шеина, ее муж князь Василий Львович, ее брат князь Николай Николаевич Булат-Тугановский, с одной стороны, и бедный чиновник Желтков - с другой. Они противопоставлены в первую очередь по сословному принципу, это определяет движение сюжета. Возмущенные подарком Желткова, нарушающим принятые в светском обществе правила, князья, защищая репутацию Веры, решают его наказать и отправляются к нему на квартиру

Прямое столкновение действующих лиц происходит, когда Василий Львович и Николай отдают Желткову его неуместный и скандальный, на их взгляд, подарок - гранатовый браслет. В блестяще написанной сцене Куприн показывает, как вначале оробевший и смущённый визитом Желтков постепенно, несмотря на угрозы пришедших, обретает уверенность, понимая, что в этот момент он нравственно и эмоционально сильнее и выше этих господ.

Так в этой маленькой комнатке сталкиваются два мироощущения, и читатель реально чувствует присутствие той любви, о которой, по словам генерала Аносова, «грезят все женщины». Кульминационная сцена объяснения раскрывает позицию автора, который показывает, что для любви не существует сословных барьеров, и маленький человек оказывается духовно выше высокородных господ. Не случайно князь Василий в конце разговора замечает: «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».10

Не менее важную роль в раскрытии авторского замысла играют второстепенные (внесюжетные) персонажи, количество которых не типично для жанра рассказа (их более десятка, включая гостей в доме Шеиньrх). С их помощью автор не просто создает жизненный фон, на котором разворачивается история любви бедного чиновника к знатной

даме, но и дает читателю возможность познакомиться с разными проявлениями любовного чувства, чтобы показать свое понимание настоящей любви. Рассмотрим роль некоторых из них.

Безусловно, главная роль среди внесюжетных персонажей отводится генералу Аносову. Простой и мужественный человек, видевший «часто и близко перед глазами своими опасность и смерть», он обладал тем уникальным жизненным опытом, которьй заставил Веру более серьезно отнестись к истории с письмами и браслетом, подаренным незнакомым телеграфистом. Именно генералу Аносову принадлежат пророческие слова: «<…> может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины...».11Генерал Аносов высказывает своеобразную формулу любви, которая потом поверяется сюжетом и внесюжетными историями: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».12

В уста Аносова Куприн вкладывает несколько вставных новелл о любви. Они никак не продвигают сюжета, даже тормозят его, но необходимы для раскрытия идейного смысла произведения. Первый рассказ о любовной истории, пережитой самим генералом в молодости. Вторая - о молодом прапорщике, влюбленном в жену полкового командира. И третья история о храбром и мужественном капитане, жертвовавшем своею жизнью ради спасения ничтожного человека, которого любила его жена. Эти на первый взгляд достаточно заурядные истории, рассказанные после того, как читатель уже знает о

подаренном Вере гранатовом браслете, помогают высветить разные грани любовного чувства, чтобы понять отношение к нему автора.

История молодого Аносова повествует о его влюбленности в «молодую болгарочку», пылком и страстном чувстве, которое связало на короткое время двух молодых людей. Это настоящая любовь, хотя она и мимолетна, но сильна и искренна, поэтому старый генерал с удовольствием вспоминает о ней.

10Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.3l2

11Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.306

12Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.307

Но такая любовь не может стать смыслом жизни, не может изменить ее, в ней присутствует только физическое влечение, обусловленное молодостью и темпераментом.

Во втором случае - любовью сражен молодой прапорщик, чувство которого тоже сильно и искренно. Но предмет его - это видавшая виды, немолодая, опытная, скучающая в глуши полковая дама, желающая развлечься и проверить свои женские чары. Это ненастоящая любовь, она хоть и сильна, но ведет человека к самоуничтожению.

Героем третьей ситуации является мужественный капитан, любимец всего полка, человек необыкновенной храбрости, который, однако, не в состоянии отказаться от своей любви к жене даже тогда, когда она сходится с другим офицером - человеком слабым и ничтожным. Любовь капитана к жене настолько сильна, что он, забывая о себе, готов защищать в бою ленивого и наглого поручика, своего соперника, только потому, что об этом просила любимая женщина. Казалось бы, Куприн описывает очень сильное, самозабвенное чувство. Но им не хочется любоваться, так как оно проявляется по отношению к женщине недостойной и мелкой, а самого любящего лишает достоинства.

Заметим, что мудрый Аносов, рассказывая две последние истории, представляет женщин натурами эгоистичными, неприятными, корыстными. Так генерал заставляет княгиню Веру задуматься о своей роли в истории с «ППЖ» (под этим псевдонимом незадачливый влюбленный представлен в шутливом альбоме Шеиных). Вместе с тем

генерал утверждает, что почти каждая женщина способна в любви на высокий героизм, и «вовсе не она виновата в том, что любовь у людей

приобрела такие пошлые формы». Это предвосхищает дальнейшие поступки Веры и развязку сюжета: узнав о гибели Желткова, Вера, не думая об условностях, идет к нему на квартиру, чтобы проститься с человеком, который боготворил ее и предпочел отказаться от жизни. А не от любви.

Чтобы понять и узнать, героиней какого огромного, трагического чувства она стала, княгине Вере надо было вначале узнать и совершенно земные любовные истории генерала Аносова, и меркантильные самодовольные рассуждения о «допустимости» любви мужа и брата.

Своеобразным контрастом образу главной героини является образ ее сестры Анны Фриессе. Несмотря на то, что сестры «с самого детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой»,13автов подчеркивает их внешнюю непохожесть и, что для нас особенно важно, различное отношение к любви: «Мужа она [Анна]терпеть не могла, но родила от него двоих детей - мальчика и девочку…Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…».14Автор показывает женщину, во внешне благополучной жизни которой не нашлось места любви. Сравнивая сестер, их судьбы, читатель, по мнению автора, должен сам выбрать, что для него важнее.

Таким образом, показывая разное понимание любви героями рассказа, автор не просто знакомит читателя с разными проявлениями любовного чувства, а выстраивает своеобразную философию любви, осмысливая ее с нравственной, социальной, эстетической точек зрения. Настоящая Любовь, с точки зрения А.И. Куприна - это непросто стихийное чувство, которое захватывает человека целиком, это чувство, нравственно преображающее человека, возвышающее над обыденностью, это прекрасное чувство, вызывающее не жалость, а восхищение. Самым сильным аргументом в пользу этого утверждения является последнее письмо Желткова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить.<…>Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас <…>».15

13Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.255

14Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.287

15Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.316

2.3. Роль заглавного образа-символа в композиции произведения.

Чаще всего мир вещей в произведении дан не изолированно, а показан во взаимодействии с «большим» миром природы и миром людей. При этом мир вещей представлен в произведении не хаотически. Он взаимодействует с образом пространства (детали интерьера), миром персонажей (одно из средств создания образа или организации системы персонажей), может стать самостоятельным персонaжем, играть сюжетообразующую роль. Многократно повторяясь в тексте - сопровождая развитие сюжета и нередко варьируясь по мере его развития, образ предмета становится одним из

лейтмотивов произведения, т.е. входит в каркас смысловой структуры, или превращается в символ. Именно таким образом - символом, вокруг которого выстраивается сюжет, в произведении А.И. Куприна является ее заглавньй образ - гранатовый браслет.

Для Куприна важна как история жизни человека, так и история вещи. Браслет «был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, <...> каждый величиной с горошину»16. Сам по себе браслет был неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом. В то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови, имеющие мифологическое значение: красные гранаты возбуждают во владельце страсть, а редкий зеленый гранат «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли».17Этот браслет и был прислан в подарок на именины княгине Вере влюбленным в нее чиновником.

Стоит вспомнить, что в начале рассказа мы узнаём об именинном подарке мужа Веры: «футляр с прекрасными серьгами». Упоминает Куприн о них один раз и больше не вспоминает об украшении: за серьгами не стоит никакой истории. О браслете же в сопроводительном письме сказано, что его носила прабабка Желткова, а последней из женщин - его мать. В руках Веры украшение словно оживает: она «случайным движением удачно повернула браслет перед огнем, и заискрились прелестные густо-красные живые огни».

Образ браслета является сюжетообразующим: вокруг него выстраиваются события рассказа. Он взаимодействует с миром персонажей, являясь одним из средств организации системы образов: каждый из героев в той или иной форме выражает свое отношение к браслету и тем самым определяет свое отношение к истории любви, которая с ним связана.

Определим, что значит гранатовый браслет для героев повести.

Для Николая Николаевича это «дешёвая и безвкусная вещицa», «идиотский браслет», как он его называет, который не представляет никакой ценности. Он с иронией замечает, что браслет делает честь вкусу дарителя, но настоятельно просит избавить свою семью от подобных сюрпризов.

Гранатовый браслет для Желткова - это семейная реликвия, символ воспоминаний о детстве, это самая ценная его вещь, самое большое счастье. Даря эту единственную память о матери, он дарит самое дорогое, что у него есть, - любовь.

С удивительным мастерством Куприн выстраивает параллелизм судьбы главного героя рассказа и браслета. С первого взгляда представление о вещи, как и о человеке, может быть ошибочным, неверным.

Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на убогость и даже пошлость первоначальных проявлений, была сильной, чистой, искренней, настоящей.

Отношение веры к браслету меняется по ходу повествования, как меняется ее отношение и к самому Желткову, и к обрушившейся на нее любви. Сначала она идет на поводу у мужа и брата, не одобряя подарка. Но потом понимает. Что за браслетом стоят искренние чувства, которые испытывает Г.С.Ж. Она начинает осознавать силу любви Желткова, всю глубину его трагедии.

Так постепенно у образа браслета развивается символическая функция: он становится в рассказе (известны случаи, что и в жизни- после знакомства с произведением Куприна) олицетворением настоящей любви- чистого, благородного, самоотверженного чувства, преображающего человека.

Очень символично окончание истории гранатового браслета. По завещанию Желткова, квартирная хозяйка приносит браслет в католический храм и украшает им скульптурное изображение Богоматери. Браслет становится частью образа богоматери, символа и олицетворения высшей, божественной, бескорыстной, самоотверженной, вечной, жертвенной и всеобъемлющей любви, любви, ничего не требующей, а лишь отдающей.

Вывод по главе 2

По мнению Куприна, истинная сила и величие любви не в интенсивности проявления чувства или способности преодолеть все условности, а в ее направленности - не на себя, а на любимого человека, то есть бескорыстии и жертвенности.

16Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.300

17Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.300

Заключение

К наиболее значимым средствам композиции для выявления позиции автора в рассказе «Гранатовый браслет» можно отнести эпиграф, систему образов персонажей и заглавный образ-символ.

Эпиграф подчеркивает, что любовное чувство, описанное в рассказе, имеет свой музыкальный лейтмотив, а развертывание самого повествования сопоставимо с композицией сонаты. Обретая словесное наполнение в финале рассказа, музыка помогает понять природу любовного чувства так, как это понимал

Система образов персонажей, сгруппированных вокруг сюжетной и внесюжетных «историй любви», позволяет автору рассмотреть любовь как философскую, нравственную, эстетическую категории, создать своеобразную философию любви, в основе которой признание любви как величайшей тайны и величайшей ценности человечества.

Любовь в «Гранатовом браслете» показана не только как стихийная всепоглощающая страсть, но и как сила, способная нравственно преобразить человека, духовно возвысить его. Символом такой любви в рассказе становится заглавный образ - гранатовый браслет. Это подтверждается закономерным окончанием его истории: от символа материнской любви и памяти о матери через дар бескорыстно любимой женщине к части образа Богородицы - олицетворению божественной всепрощающей и всеобъемлющей любви.

Вывод

Таким образом, проведя исследование, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и убедились в том, что анализ композиционных средств помогает выявить позицию автора, когда она прямо не выражена.

Литература

1.Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы:учебное пособие: М.: Дрофа,2006

2.Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек.

Библиографический словарь. 2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998

3.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.М.,1998

4.Хализев В.Е.Теория литературы.- М.: высшая школа,2000

5.Рассказова Л.В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007

6.Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984

Александр Иванович Куприн«Любовьэто самое яркое и
наиболее понятное
воспроизведение моего Я.
Не в силе, не в ловкости,
не в уме, не в таланте. ..
не в творчестве
выражается
индивидуальность.
Но в любви ». Александр Иванович
А.И.Куприн
Куприн

À. È. KÓÏÐÈÍ

ЖЕМЧУГ- СИМВОЛ ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЫ,СИМВОЛ СЛЁЗ, ГРЯДУЩИХ НЕСЧАСТИЙ БИРЮЗА-«ДЕВИЧИЙ КАМЕНЬ» -УКРАШЕНИЕ НЕВЕСТ; ЛЮБОВНЫЙ ТАЛИСМАН; КАМЕНЬ, ПРИН

ЖЕМЧУГ- СИМВОЛ ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЫ,СИМВОЛ СЛЁЗ,
ГРЯДУЩИХ НЕСЧАСТИЙ
БИРЮЗА-«ДЕВИЧИЙ КАМЕНЬ» -УКРАШЕНИЕ НЕВЕСТ;
ЛЮБОВНЫЙ ТАЛИСМАН; КАМЕНЬ, ПРИНОСЯЩИЙ СЧАСТЬЕ;
ОБЕРЕГ, ОХРАНЯЮТЦИЙ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОПАСНОСТЕЙ
И ОТ СЛУЧАЙНОЙ ГИБЕЛИ;
ОПАЛ - ОН РОЖДАЕТ ЗЛОБНЫЕ ПОДОЗРЕНИЯ, СЕЕТ РАЗДОРЫ,
ОМРАЧАЕТ РАЗУМ ОПАСЕНИЯМИ И СТРАХОМ ПЕРЕД
ТЕМНОТОЙ».
КОРАЛЛЫ -«ОСОБО ПОКАЗАНЫ ВСЯКОГО РОДА ГАДАЛКАМ, ОНИ
НОСЯТСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА, ИЗЛЕЧИВАЮТ
РАНЫ И ЯЗВЫ...»
ГРАНАТ - СИМВОЛ ЛЮБОВНЫХ ЧАР; ПОСЛАННЫЙ В ДАР,
СТАНОВИТСЯ БЕЗМОЛВНЫМ ПРИЗНАНИЕМ В ЛЮБВИ;

жемчуг - «Слово о полку Игореве», сон Святослава, бирюза - «Коробейники», опал - «Отцы и дети» ,перстень Павла Петровича) кораллы - «Олеся» гра

жемчуг - «Слово о полку Игореве»,
сон Святослава,
бирюза - «Коробейники»,
опал - «Отцы и дети» ,перстень
Павла Петровича)
кораллы - «Олеся»
гранат - «Суламифь»,
«Гранатовый браслет», и т.д.

По составу различают шесть видов граната: огненно-красный пироп,
желтоватый или зеленоватый гроссуляр, оранжевый спессартин,
прозрачный меловатый, пурпурный или фиолетово-красный альмандин,
изумрудно-зеленый уваровит, зеленый, буро-красный или черный
андрадит.
Ярко-красные гранаты в старину назывались карбункулами
(«угольками»). На Руси гранаты имели название «червчатый яхонт».
Прозрачный золотисто-зеленый гранат, который встречается на Урале,
называют демантоидом («подобным алмазу») за цветные переливы.
Часто все красные разновидности называют «гранатами», а все зеленые
- «оливинами».
Считалось, что гранат веселит сердце, придает бодрость и оптимизм. Кто
носит гранат - приобретает власть над людьми. Беременным женщинам
камень обеспечивал благополучные роды, давал жизненные силы.
Гранат также считают камнем влюбленных. Подарок перстня с гранатом
символизировал уверения в дружбе, любви, благодарности.
Несовершеннолетним, а также взрослым при детях носить гранат не
рекомендуют, так как он будит в человеке и вокруг него любовные
страсти. Гранат врачует сердце, мозг и память.

«За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающи

«За гранями самоцветов, словно
случайно брошенных писателями
на страницы своих произведений,
скрывается порой глубокий смысл,
обогащающий сюжет произведения
дополнительными нюансами».
Грачёва И.М.,
доцент Рязанского пед.университета.

Развитие действия:

В какой главе оно начинает разворачиваться?
В какой главе появляется Желтков?
Что предшествует его появлению?
Характерно ли для этого рассказа динамичное
развитие сюжета?
В каком месте рассказа становится ясно, что
Желтков умрёт?
Нет ли предсказания его смерти?
Кто выносит словесный приговор?
Что является кульминацией рассказа?
Как относятся к чувству Желткова герои
рассказа?
А как княгиня Вера?

пейзаж, параллелизм Как осенний пейзаж помогает понять характер Веры?

«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид.
доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также
левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких
зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты
ещё давали - в третий раз за это лето - бутоны и
розы, но уже измельчавшие, редкие, точно
выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной
высокомерной красотою георгины, пионы и астры,
распространяя в чутком воздухе осенний,
травянистый, грустный запах. Остальные цветы после
своей роскошной любви и чрезмерного обильного
летнего материнства тихо осыпали на землю
бесчисленные семена будущей жизни»

Лексический анализ.

«Холодньй - ая, ое; холоден, холодна, холодны.
1.Имеющий низкую температуру. Не нагретый, не дающий
или не содержащий тепла. Холодный ветер
2.полн.ф. Не знающий тепла, северный (о климате
местности) Холодные страны
полн.ф. Не имеющий отопления или плохо сохраняющий
тепло, плохо отапливаемый. Холодная дача.
4. Мало греющий, дающий мало тепла.
Холодное зимнее солнце.
5.полн.ф.Близкий к цвету воды, льда, воздуха.
Холодные краски.Холодные тона (синий, серый, голубой)
6. перен. Равнодушный бесстрастный.Холодное сердце.
7.Строгий и недоброжелательный. Холодный взгляд
8. полн.ф. производимый без помощи нагревания или при
низких температурах. Холодная обработка металлов

Определите значение слова ХОЛОДНЫЙ в этих отрывках:

1. «Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной
красотою георгины, пионы и астры, распространяя
в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный
запах».
2. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и
немного свысока любезна, независима и царственно
спокойна».
3.Сатира князя Василия: «А я, - увы! - я знаю хладный
свет и лицемерный свет!»
4.Время от времени он ласково поглаживал своей большой
холодной рукой руку Веры,легко лежавшую на сгибе его
рукава».(генерал Аносов)
5. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она
крепко сжала руками его виски и поцеловала его в
холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем».

Что общего и чем отличаются реальные события и рассказанные А.И. Куприным?

«Людмила Ивановна Любимова (в девичестве ТуганБарановская) долгое время получала письма от человека с
фамилией Жёлтый, который служил на телеграфе, Её семья
относилась к письмам как к забавному анекдоту. Потом это
занятие всем наскучило. Людмила Ивановна перестала читать
эти письма. Неожиданный подарок Жёлтого - гранатовый
браслет - все расценили как оскорбление.
Особенно негодовал брат Людмилы Ивановны, Михаил
Иванович Туган- Барановский. Муж и брат Любимовой
вернули браслет Жёлтому. Он обещал больше не писать.
Известно, что этот человек застрелился.»
Е. С. Добин. Светская дама и телеграфист.

«Любовь
должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства,
расчёты и компромиссы не
должны её касаться…»
(генерал Аносов)

Людвиг Ван Бетховен

Борис Чичибабин

Когда уйдёшь…
Когда уйдёшь, а рано или поздно
Ведь ты уйдёшь, затем что молода,
Затем, что рощи никнут в холода
И сухомять расшатывает дёсны,
Душа пребудет памятью горда,
И пусть проходит чисто, бесполезно
Тех лет осиротелых череда,
Что нам дано прожить с тобою розно.
О, будь счастливой в жизни без меня!
Возьми на память эти письмена,
Что в дни любви душа моя кропала
Как всё живое - влагу и зарю,
За всё, за всё тебя благодарю.
Целую землю, там,где ты ступала.
Борис Чичибабин



ЖЕМЧУГ - СИМВОЛ ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЫ,СИМВОЛ СЛЁЗ, ГРЯДУЩИХ НЕСЧАСТИЙ БИРЮЗА- «ДЕВИЧИЙ КАМЕНЬ» -УКРАШЕНИЕ НЕВЕСТ; ЛЮБОВНЫЙ ТАЛИСМАН; КАМЕНЬ, ПРИНОСЯЩИЙ СЧАСТЬЕ; ОБЕРЕГ, ОХРАНЯЮТЦИЙ ЧЕЛОВЕКА ОТ ОПАСНОСТЕЙ И ОТ СЛУЧАЙНОЙ ГИБЕЛИ; ОПАЛ - ОН РОЖДАЕТ ЗЛОБНЫЕ ПОДОЗРЕНИЯ, СЕЕТ РАЗДОРЫ, ОМРАЧАЕТ РАЗУМ ОПАСЕНИЯМИ И СТРАХОМ ПЕРЕД ТЕМНОТОЙ». КОРАЛЛЫ -«ОСОБО ПОКАЗАНЫ ВСЯКОГО РОДА ГАДАЛКАМ, ОНИ НОСЯТСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА, ИЗЛЕЧИВАЮТ РАНЫ И ЯЗВЫ...» ГРАНАТ - СИМВОЛ ЛЮБОВНЫХ ЧАР; ПОСЛАННЫЙ В ДАР, СТАНОВИТСЯ БЕЗМОЛВНЫМ ПРИЗНАНИЕМ В ЛЮБВИ;




По составу различают шесть видов граната: огненно-красный пироп, желтоватый или зеленоватый гроссуляр, оранжевый спессартин, прозрачный меловатый, пурпурный или фиолетово-красный альмандин, изумрудно-зеленый уваровит, зеленый, буро-красный или черный андрадит. Ярко-красные гранаты в старину назывались карбункулами («угольками»). На Руси гранаты имели название «червчатый яхонт». Прозрачный золотисто-зеленый гранат, который встречается на Урале, называют демантоидом («подобным алмазу») за цветные переливы. Часто все красные разновидности называют «гранатами», а все зеленые «оливинами». Считалось, что гранат веселит сердце, придает бодрость и оптимизм. Кто носит гранат приобретает власть над людьми. Беременным женщинам камень обеспечивал благополучные роды, давал жизненные силы. Гранат также считают камнем влюбленных. Подарок перстня с гранатом символизировал уверения в дружбе, любви, благодарности. Несовершеннолетним, а также взрослым при детях носить гранат не рекомендуют, так как он будит в человеке и вокруг него любовные страсти. Гранат врачует сердце, мозг и память.




Развитие действия: В какой главе оно начинает разворачиваться? В какой главе появляется Желтков? Что предшествует его появлению? Характерно ли для этого рассказа динамичное развитие сюжета? В каком месте рассказа становится ясно, что Желтков умрёт? Нет ли предсказания его смерти? Кто выносит словесный приговор? Что является кульминацией рассказа? Как относятся к чувству Желткова герои рассказа? А как княгиня Вера?


Пейзаж, параллелизм Как осенний пейзаж помогает понять характер Веры? «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни»


Лексический анализ. «Холодньй - ая, ое; холоден, холодна, холодны. 1.Имеющий низкую температуру. Не нагретый, не дающий или не содержащий тепла. Холодный ветер 2.полн.ф. Не знающий тепла, северный (о климате местности) Холодные страны полн.ф. Не имеющий отопления или плохо сохраняющий тепло, плохо отапливаемый. Холодная дача. 4. Мало греющий, дающий мало тепла. Холодное зимнее солнце. 5.полн.ф.Близкий к цвету воды, льда, воздуха. Холодные краски.Холодные тона (синий, серый, голубой) 6. перен. Равнодушный бесстрастный.Холодное сердце. 7.Строгий и недоброжелательный. Холодный взгляд 8. полн.ф. производимый без помощи нагревания или при низких температурах. Холодная обработка металлов


Определите значение слова ХОЛОДНЫЙ в этих отрывках: 1. «Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах». 2. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». 3.Сатира князя Василия: «А я, - увы! я знаю хладный свет и лицемерный свет!» 4.Время от времени он ласково поглаживал своей большой холодной рукой руку Веры,легко лежавшую на сгибе его рукава».(генерал Аносов) 5. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем».


Что общего и чем отличаются реальные события и рассказанные А.И. Куприным? «Людмила Ивановна Любимова (в девичестве Туган- Барановская) долгое время получала письма от человека с фамилией Жёлтый, который служил на телеграфе, Её семья относилась к письмам как к забавному анекдоту. Потом это занятие всем наскучило. Людмила Ивановна перестала читать эти письма. Неожиданный подарок Жёлтого гранатовый браслет все расценили как оскорбление. Особенно негодовал брат Людмилы Ивановны, Михаил Иванович Туган- Барановский. Муж и брат Любимовой вернули браслет Жёлтому. Он обещал больше не писать. Известно, что этот человек застрелился.» Е. С. Добин. Светская дама и телеграфист.



Борис Чичибабин Когда уйдёшь… Когда уйдёшь, а рано или поздно Ведь ты уйдёшь, затем что молода, Затем, что рощи никнут в холода И сухомять расшатывает дёсны, Душа пребудет памятью горда, И пусть проходит чисто, бесполезно Тех лет осиротелых череда, Что нам дано прожить с тобою розно. О, будь счастливой в жизни без меня! Возьми на память эти письмена, Что в дни любви душа моя кропала Как всё живое влагу и зарю, За всё, за всё тебя благодарю. Целую землю, там,где ты ступала.



Тип урока : урок-исследование.

Цель: 1)обратиться к наиболее важным вопросам поэтики эпического текста, чтобы показать пути анализа композиции и стиля;
2) формирование навыков глубокого восприятия текста художественного произведения;
3) воспитание душевной чуткости и бережного отношения к чувствам окружающих.

Оформление :презентация

Эпиграфы:
1) «Любовь- это самое яркое и наиболее
понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не
в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве
выражается индивидуальность. Но в любви ».
А.И.Куприн

2 )За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений,
скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет
произведения дополнительными нюансами.
Грачёва И.М.,
доцент Рязанского пед.университета.

Ход урока:

1 .Организационный момент .

Сообщение темы урока. Слайд №1
2. Музыка . (Джо Дассен. «Et si tu n’existais pas») На её фоне читается сонет Шекспира

Всей жизни цель- любовь повсюду с нами.
Её не сломят бури никогда.
Она во тьме над утлыми судами
Горит как путеводная звезда.
Бегут года, а с ними исчезает
И свежесть сил, и красота лица,
Одна любовь крушенья избегает,
не изменяя людям до конца..

3.Вступительное слово учителя :
Слайд №2,1ч.
Учитель: Произведения А.И. Куприна прочно вошли в программу литературы 11 класса. Особое место занимают «Поединок » и « Молох», раскрывающие острые социальные проблемы. Но разговор о непреходящих общечеловеческих ценностях и своеобразии художественного мира А.И.Куприна был бы неполным, если обойти такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», в которых мощно звучит тема возвышенной любви.
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого то в глубь веков («Суламифь»), то в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), то заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и расчётливом мире («Гранатовый браслет»).
Тему любви Куприн считал самой главной в своём творчестве. Не случайно он в письме к Ф.Д.Батюшкову говорил: (читается 1 эпиграф) Слайд №2, 2 ч.
Поэтому наша задача сегодня, приступал к анализу рассказа «Гранатовый браслет», быть особенно чуткими и внимательными к каждому слову, к каждой детали, и тогда раскроется их тайный смысл, и произведение засверкает новыми неожиданными гранями, подобно драгоценным самоцветам.

4.Работа по анализу произведения .

А) Учитель: для начала давайте обратимся к заглавию рассказа . Слайд № 3
Кто-нибудь из вас задумывался, почему Куприн использовал именно гранатовый браслет?
С чем у вас ассоциируется этот камень?
(варианты ответов учащихся.)
Учитель : драгоценным камням издавна люди приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветом и человеком существуют глубинные таинственные связи. Посмотрите, какое толкование камням и их свойствам даёт книга Парнова Е. «Трон Люцифера: критические очерки магии и оккультизма» Слайд № 4
(Читаем характеристику камней)
Учитель : Припомните, пожалуйста, в каких художественных произведениях камни подтверди- ли свою характеристику? (ответы учащихся) Слайд № 5
Учитель показывает верные ответы: жемчуг - «Слово о полку Игореве», сон Святослава,
бирюза – «Коробейники», опал- «Отцы и дети» -перстень Павла Петровича)
гранат - «Суламифь», «Гранатовый браслет», кораллы- «Олеся» и др.)
Учитель : давайте теперь найдём в тексте подтверждение характеристики нашего камня.
(ребята находят и читают описание браслета в письме - записке к Вере) Слайд № 6
Учитель: Сбываются ли в тексте рассказа его предсказания? Каким образом?
(ответы учащихся)
(дар предвидения женщине - Вера начинает испытывать смутные предчувствия, камни на браслете напоминают ей кровь «Как кровь..» ;вернувшемуся от Желткова мужу она говорит:
«Я знаю, этот человек убьёт себя…»
мужчину охраняет от насильственной смерти : Желтков, зная это сознательно отказывается от защиты камней и,как бы, обрекает себя на насильственную смерть или предчувствует её)
Учитель: Что стало с браслетом, после того как он вернулся к Желткову?
Как можно объяснить такое решение Желткова? объяснить такую судьбу браслета?
(Желтков отдаёт его квартирной хозяйке, чтобы она отнесла его к иконе Богоматери. Свою любовь, никому не нужную в этом мире людей, он приносит в дар Богоматери - высшему идеалу вечной любви и женственности,который он напрасно искал на земле ).
Обобщение учителя : Точно также мы видим в «Олесе» оставленные на раме окна Олесины бусы, первая мысль -«на память», но для мужчины это,вроде бы, не совсем подходящий подарок. Но если мы обратимся к характеристике кораллов, всё становится на свои места: снятые кораллы - это не только подарок любимому, но и символ безнадёжной покорности злому року, от которого героине не видится больше спасения.
Таким образом, мы видим, что Слайд №7
Текст на слайде : «За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет произведения дополнительными нюансами».
Б) Учитель: давайте теперь обратимся к развитию действия в рассказе. Слайд №8

  • В какой главе оно начинает разворачиваться?
  • В какой Главе появляется Ж.?
  • Что предшествует его появлению?
  • Характерно ли для этого рассказа динамичное развитие сюжета?

(Действие развивается медленно, идёт описание осеннего пейзажа, атмосферы богатого дома, описание Веры; только с 4 главы,когда начинают съезжаться гости, ритм повествования становится более напряжённым.Желтков появляется в 10 главе- почти конец рассказа. А всё предстоящее является подготовкой к раскрытию его чувств ).
Учитель: С самого начала произведения Куприн готовит читателей к трагической развязке.
В каком месте рассказа становится ясно, что Желтков умрёт?
Нет ли предсказания его смерти? Кто выносит словесный приговор?
(варианты ответов учащихся)
(в 6 главе князь Василий читает свою сатирическую повесть «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». В конце повести его герой погибает. Действие рассказа происходит на фоне умирания природы - осенний пейзаж )
Учитель: Что является кульминацией рассказа?
(ответы учащихся)
(Сцена посещения Желткова мужем и братом Веры)
Как относятся к чувству Желткова герои рассказа? А княгиня Вера?
(все с презрением, Вера не воспринимает всерьёз, только генерал Аносов говорит о великой любви)
Учитель: В рассказе автор использует приём параллелизма. Обратимся к осеннему пейзажу.
Текст на слайде и на карточках у ребят. Слайд № 9
«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни»
Учитель: Как этот пейзаж помогает понять характер Веры?
(«Вера была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Её жизнь пышная, парадная,но пустая -нет детей, да и мужа она не любит.)
В)Учитель: Лексический анализ. Говорят « из песни слово не выбросишь», поэтому мы в праве считать, что каждое слово, использованное автором в произведении, оказывается неслучайным. Так, например, однокоренные слова к слову «холод» использованы в рассказе 5 раз. Давайте попробуем выяснить, для чего это понадобилось? Слайд № 10,11
Читаем словарную статью (на карточках) и выясняем лексическое значение слова «холодный» во фрагментах на слайде.
Учитель : теперь обратимся к предложенным фрагментам. Определите в них значение выделенных слов. Изменяется ли их значение на протяжении всего рассказа? Какой холод имеет в виду автор?
(В 1- используется в переносном смысле, холодная красота цветов пустая, бесплодная,не ведёт к продолжению рода- нет насекомых, которых бы привлекла их яркость,; бесплодна и любовь -дружба между Верой и её мужем.
В остальных отрывках прямое значение, но имеется в виду душевный холод светского общества, к которому принадлежит Вера и члены её семьи. Желтков с его горячей любовью противостоит холодности мира, где живёт его любимая.В последнем отрывке он словно завещает ей свою любовь, он передал любовь Вере и стал холоден.)
Учитель: Говоря о Желткове, хотелось бы привести слова австрийского поэта Николая Ленау,
которые удивительно совпадают с идеей нашего рассказа:

Молчать и гибнуть. . .Но милей
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова!
Как свет застенчивый лампад
Трепещет перед лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд её бездонный!

Как вы могли бы соотнести эти строчки с образом Желткова?
(ответы учащихся)
(молчать и гибнуть - молчаливый обет Желткова. Но он осмелился его нарушить, напомнив о себе. Это поддерживает в душе его надежду, даёт силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей.)
Учитель: А как вы думаете, могла ли быть такая любовь на самом деле или «Гранатовый браслет» - чистый вымысел? (ответы учащихся)
Учитель: Куприн старался найти сюжеты и образы в реальном мире. В 1910 г. он говорил об этом в письме К.Ф.Батюшкову(1й эпиграф). Обратимся к воспоминаниям Слайд №12
Что общего и чем отличаются реальные события и рассказанные Куприным? (Общим является сюжет, но в рассказе особая роль отводится описанию, осмыслению чувств героя)
Учитель : Устами какого героя Куприн выражает своё отношение к любви? В чём заключается его позиция? (ответы учащихся)
(на слайде № 13) (генерал Аносов говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» Любовь должна, по мысли Куприна, основываться на высоких, возвышенных чувствах, взаимном уважении, симпатии, верности, искренности, должна стремиться к идеалу.)
Учитель: Почему же погибает герой, наделённый таким прекрасным чувством?
(ответы учащихся)
(Он не выдерживает столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ)
Учитель: Погибая, герой благодарит свою возлюбленную. А за что?
(ответы учащихся)
(за то, что вызвала в его сердце такое прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького человека», над огромным миром несправедливости и злобы.)
Звучит музыка «Лунная соната », портрет Бетховена. Слайд №14
Чтение письма наизусть подготовленным учеником на фоне музыки.
Учитель: Многие исследователи творчества Куприна отмечают необычность формы и содержания заключительной главы. Как бы вы могли определить её жанровое своеобразие?
(Стихотворение в прозе)

5.Подведение итогов урока.

Итак, повесть «Гранатовый браслет» - подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошло-стью, бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвы-шенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
Завершая разговор о рассказе «Гранатовый браслет», хочется сказать, что А.И.Куприн был не одинок в своих взглядах на любовь. Его традиции продолжил поэт 20 века Борис Чичибабин в своём стихотворении «Когда уйдёшь»

Слайд № 15
Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Когда уйдёшь, а рано или поздно
Ведь ты уйдёшь, затем что молода,
Затем, что рощи никнут в холода
И сухомять расшатывает дёсны,
Душа пребудет памятью горда,
И пусть проходит чисто, бесполезно
Тех лет осиротелых череда,
Что нам дано прожить с тобою розно.
О, будь счастливой в жизни без меня!
Возьми на память эти письмена,
Что в дни любви душа моя кропала
Как всё живое - влагу и зарю,
За всё, за всё тебя благодарю.
Целую землю, там,где ты ступала.

Звучит песня «Вечная любовь» Шарля Азнавура Слайд № 16

6.Творческое задание . В заключении хотелось бы узнать вашу точку на чувства Желткова и на отношение к нему автора, который заставляет свою героиню задуматься: «..И что же это было: любовь или сумасшествие..» (звучит «Лунная соната» ,письменные ответы) (2ч слайда)



Список использованной литературы.

1. Грачева И.В. Грани самоцветов. Журнал «Литература в школе». № 2-1998 г., стр.49
2. Марценюк С.Ф. «Да святится имя твоё». Журнал «Русский язык и литература в школах Украины», № 9- 1990г, стр5б.
3. Оглоблина Н.М. «О, будь счастливой в жизни без меня!» Журнал «Литература в школе» № 9- 2003г, стр.23
4. Обучающие практические работы по литературе для 9-11 классов. Методическое пособие п/р Т.Н.Андреевой. М. ,«Дрофа»,2005г

Желаю успехов!