Взаимосвязь традиций и инноваций. Традиции и инновации в культуре

1

В последние годы, в связи с реформой системы образования в нашей стране, активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогики ни у кого не вызывает сомнения, с другой стороны, на практике, сбалансированность этих социокультурных феноменов нарушается или в одну, или в другую сторону. Несомненно, что инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса мира образования.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится, что национальные интересы России в духовной сфере «состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций гуманизма и патриотизма», а среди угроз национальной безопасности числятся: девальвация духовных ценностей и снижение духовно-нравственного потенциала общества. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации среди видов угроз указана «дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей...». К этой системе принадлежит и институт образования. При этом среди источников угроз информационной безопасности упоминается о «снижении эффективности системы образования и воспитания». Разделение в этой формулировке понятий образования и воспитания очень симптоматично и широко распространено в наше время, что свидетельствует, видимо, о понимании образования как обучения без воспитания. Несомненно, что именно воспитательная составляющая сегодня необходима и затребована в современном обновляющемся образовании. В то же время само понятие «образование» предполагает формирование «образа жизни», фиксирующее наличие двух линий человеческого существования - смысло-целевую, духовно-нравственную, с одной стороны, и знаниево-практическую, с другой.

Термин «традиция» в научной литературе достаточно разнопланов. Зачастую под традицией (от лат. traditio - передача) понимается лишь косное, отжившее, мешающее развитию наследие прошлого, бессмысленно воспроизводящееся в современности. Согласно другой точки зрения, традиции представляют из себя элементы социокультурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени, которые выступают в роли регулятора внутрицивилизационных процессов. Традиции, формирующие образ цивилизации, наиболее ярко проявляются в культуре. Под традицией можно понимать веками и тысячелетиями выверенный и доказавший свою жизнеспособность согласованный образ сосуществования всего со всем, сложившийся оптимальный для данной географической, природно-климатической, культурно-исторической среды информационно-логический и чувственно-интуитивный способ адаптации, проявляемый в образе жизни или стиле жизни. Таким образом, возникшие в глубокой древности традиции играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений.

Традиции в педагогике любого народа всегда были основой для построения национальной образовательной системы, т.к. только народные традиции, вышедшие из жизни и проверенные жизнью, могут быть аксиоматичны. Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная специфика. Понятие педагогической традиции в России не только имеет тесную связь с ментальностью. Традиционные ценности российского национального образования постоянно актуализируют множественные формы мирового педагогического сознания.

Базу российского образования составили традиции народной педагогики и семейного воспитания, идеи М.В. Ломоносова, И.И. Новикова, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Однако, так называемая «классическая» модель российской школы сложилась так же под влиянием философских и педагогических идей Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Д. Дьюи.

Понятие «инновация» вошло в обиход в XIX веке и первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую. В России к понятию инновация всегда относились с осторожностью, и чаще использовалось синонимичное понятие - «нововведение».

В конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия в отечественной педагогике были начаты исследования в области педагогической инноватики, и данное понятие прочно вошло в педагогическую науку и практику. Под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании. В работах Э.Д. Днепрова, В.И. Загвязинского, М.М. Поташника, В.С. Лазарева, А.М. Саранова, В.А. Сластенина и др. инновационный процесс рассматривается через инновационную деятельность человека, направленную на изменение компонентов репродуктивных видов его деятельности.

Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Как писал русский историк и философ П.Н. Савицкий, «медленно, веками усилий, создаётся традиция. Сияющих вершин самостоятельного, основополагающего творчества народ достигает нелегко. К ним ведёт долгий и трудный путь постепенного восхождения. Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий. Утрачивающий традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиции. Если поступать так, это означает, что и традиции, которую охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах...». Следовательно, традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, т.к. именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию.

Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным, патриотическим воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании.

Библиографическая ссылка

Мациевский Г.О. ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 160-162;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8858 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса,

имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря

которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и

каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в

своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру

Воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в

рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры.

Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется

в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает

как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.)

деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих

программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура

первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях

необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные

общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают

более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться

от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций

Культурные традиции как историческая память – непременное условие не

только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных

качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя

преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей

деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры

имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен

показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в

обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной

культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую,

прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения

предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в

культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.

Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе

ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и

прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно

отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более

высокую культуру невозможно.

Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию

касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание

нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя

творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в

культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой

деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство –

творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством

культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание,

приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.

В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью:

каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном

произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже

известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание

культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в

процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры

обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития

культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является

источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление

культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является

передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В

культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие

культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр

подчас противоположных и противоборствующих социально классовых,

национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового

и прогрессивного в культуре надо бороться. Такова концепция культуры,

получившая разработку в советско-философской литературе.

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Мнемические процессы 5

1.1 Сущность и виды памяти 5

1.2 Понятие мнемических процессов и их состав 7

2 Традиции и инновации в образовании 14

2.1 Традиционное образование 14

2.2 Инновации в образовании 17

2.3 Критерии педагогических инноваций 23

2.4 Дистанционное обучение как нововведение 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

ВВЕДЕНИЕ

В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед нами практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлеется. По мере усложнения человеческой деятельности, в которых она совершается, приходиться, не полагаться на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную задачу запоминания.

Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определенной совокупности процессов, а как о единой функции, то речь может идти лишь о некоторой очень общей и элементарной способности к запечатлению и - при соответствующих условиях - восстановлению данных чувствительности, то есть о том, что можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики.

Изучение мнемических процессов как основных компонентов познавательной деятельности в психологии определили проблему контрольной работы. Актуальность данной проблемы вызвана необходимостью изучения памяти как способности нервной систем воспринимать окружающую действительность, хранить воспринятые сведения в виде впечатлений, а по мере необходимости воспроизводить нужное точь-в-точь или своими словами.

Проблема и ее актуальность позволили сформировать тему по психологии «Мнемические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)».

Цель контрольной работы изучить мнемические процессы. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть сущность и виды памяти, 2) изучить понятие мнемических процессов и их состав.

Сейчас много говорят об инновационном развитии образования, о приорите­тах инноваций. Против этого трудно возразить, да и не следует. Уместно не поте­рять хорошие, эффективные традиции.

Под традициями в образовании следует понимать устоявшиеся элементы со­держания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.

Инновации же - это новые явления в образовании, возникшие в самый совре­менный (поздний) период его развития

Встречаются такие умозаключения, когда стабильность в образовании высту­пает как синоним традиций, а, следовательно, стабильность есть негативное явле­ние в образовании. Некорректность подобных рассуждений очевидна.

Таким образом, изучение традиций как устоявшихся элементов и инноваций как новых явлений в педагогике определило проблему контрольной работы.

Актуальность данной проблемы необходимостью создания широкой концепции образования и воспитания, которая бы апеллировала к живому человеку, где воедино бы сливались требования научить, развить способности ума, взрастить и утончить нравственное чувство человека.

Проблема и актуальность позволили сформировать тему по педагогике: «Традиции и инновации в образовании».

Цель контрольной работы – изучить традиции и инновации в образовании.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) дать характеристику традиционного образования; 2) выявить сущность инновационного образования; 3) определить критерии педагогических инноваций; 4) рассмотреть дистанционное образование как нововведение.

1 МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1.1 Сущность и виды памяти

Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнеми­ческие (от греч. «мнема» - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активно­сти человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами.

Память - процесс сохранения про­шлого опыта, делающий возможным его повторное использова­ние в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. (10, с.115)

Сущность памяти, ее огромная важность в жизни и деятельности человека, а также сфера явлений, включенных в это понятие, вполне очевидны. В общей психологии память определяется как отражение человеком опыта посредством запоминания, сохранения и последующего воспроизведения. Из этого определения следует, что память включает целую систему процессов - процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и, что также необходимо учитывать, процесс забывания. Они различны по своей направленности, функциональной роли и основным закономерностям.

Как и любое иное психическое явление, память подразделяется на ряд основных видов. Во-первых , разделяют произвольную и непроизвольную память. Они различаются, соответственно, по наличию или отсутствию специальной - осознаваемой цели что-либо запомнить. Если такая цель есть и она осознается человеком, то имеет место произвольная память ; если же ее нет и запоминание происходит помимо осознания, попутно с решением каких-либо иных задач и выполнением, других действий, то память приобретает непроизвольный (механический, «автоматический») характер. Во-вторых , память подразделяют на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эмоциональная память - память на чувства, эмоции, оценочные отношения к действительности. Образная память - это память на целостные наглядные представления, на образы и картины внешнего мира. Особой разновидностью и высшим проявлением образной памяти является эйдетическая память . Человек при этом не просто помнит какой-либо образ, но и как бы видит его во всех мельчайших подробностях. Словесно-логическая памят ь как ее важнейший вид - это память на вербальную, смысловую, знаковую информацию. В-третьих , память разделяют по признаку того анализатора, который предоставляет информацию для запоминания, и выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, кинестетическую память . В-четвертых , по времени сохранения информации память подразделяют на долговременную и кратковременную . В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение информации после неоднократного ее повторения, кратковременная память характеризуется очень малым временем сохранения после однократного и очень непродолжительного предъявления, а также немедленным воспроизведением.

Специфическим видом памяти, имеющим черты как кратковременной, так и долговременной памяти, является оперативная память . Это - система мнемических процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, которая поступает по ходу выполнения действий и которая необходима только для достижения цели данного конкретного действия. Наконец, в зависимости от индивидуальных различий мнемических процессов, существует разделение на типы памяти - наглядно-образный, словесно-логический и комбинированный (промежуточный) типы. Первый из них характеризуется лучшим развитием наглядно-образной памяти. Он чаще встречается у людей так называемого художественного типа (более эмоциональных, впечатлительных, склонных к непосредственному и конкретному восприятию действительности). Второй характеризуется лучшим развитием словесно-логической памяти. Он чаще встречается у людей «мыслительного» типа (склонных к рациональному, объективному и обобщенному восприятию мира). Комбинированный тип включает в себя элементы первых двух, причем оба они достаточно сильно выражены, и является, поэтому оптимальным.

Таким образом, все эти и многие другие общепсихологические закономерности изучаются в специальном разделе психологии - психологии памяти, являющейся в настоящее время одной из наиболее развитых областей психологии. Все они, безусловно, значимы для любой профессиональной, в том числе и управленческой деятельности. (1, с.465)

1.2 Понятие мнемических процессов и их состав

Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной деятельности человека и неразрывно связаны с перцептивными и интеллектуальными процессами. Образы памяти называются представлениями.

Память – процесс закрепления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память как основа психической деятельности занимает особое место среди психических познавательных процессов, обеспечивая их преемственность и объединяя их в единое целое. Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Отсутствие памяти – амнезия. (8, с.37)

Основные процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечиваю­щих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное. (8, с.37)

В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связан­ные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслу­живающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемиче­ских приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае.

Что такое инновации и традиции и как эти, на первый взгляд противоположные определения могут успешно взаимодействовать и дополнять друг друга в нашем современном и быстро развивающемся мире?
Изначально стоит определиться, что же всетаки такое традиция и очень сейчас модное слово инновация.

Традиция - это некая совокупность обрядов, привычек, устоев, навыков практической деятельности в той или иной сфере жизни людей, передаваемых из поколения в поколение, также выступающая неким регулятором общественных отношений. Традиции проявляются практически во всех сферах жизни людей - образование, наука, культура и т.п. Они начинали складываться еще на заре времен тысячи лет назад и некоторые из них можно встретить и сейчас.

Теперь можно попробовать познакомиться с таким определением как «Инновация» , которое в последние пару десятилетий набрало очень большую популярность по всему миру.

Инновация (или как еще можно назвать нововведение) - под этим определением можно понимать некое внедренное новшество, нововведение в различные сферы жизни общества, обеспечивающие быстрый рост процессов изготовления конечной продукции, востребованное в данный момент обществом или обновление и модернизация уже ныне существующих технологических и социальных процессов. Одновременно с этим она является итоговым результатом интеллектуальной деятельности человека, его мышления, фантазии, креативности, открытий и мысленной деятельности. Если рассматривать инновацию (как определение) на неком общем примере, то можно сказать, что это выведение на рынок новых товаров(услуг) с относительно новыми потребительскими свойствами.

Что же общего между этими двумя определениями? Где именно они тесно взаимодействуют и дополняют друг друга, в каких сферах и почему некоторые инновации не могут обойтись без традиций?

Сегодня сплошь и рядом употребляют инновации, но постоянно забывая простую вещь: идти в блестящее и инновационное будущее, пребывая в рамках «пустого» интеллектуального настоящего и прошлого, просто невозможно. Нельзя без традицй в целом сформировать какое либо инновационное мышление и понимание. Традиции - это залог, фундамент, та платформа, на которой и формируется инновационное будущее.

Как же возникает что то инновационное в рамках традиционной работы и может ли в этих условиях появиться что-либо принципиально новое?

Ответ на первую часть вопроса достаточно прост. Вся наша деятельность, связанная с ликвидацией незнания, достаточно традиционна. Непонимание и замешательство возникают в тот момент, когда речь заходит о чем то новом, еще незнакомом человеку - область неведения. Очевидно, что в эту самую область человек проникает не специально, порой делая открытия которых совершенно не ожидал получить.

В наши дни много говорят об инновациях, но забывают: стартовать в светлое инновационное будущее, находясь в рамках «голого» интеллектуального пространства, невозможно. Без широкомасштабных, качественных прорывов в области технологий, материаловедения, техники и сопутствующих знаний в этих сферах просто не может быть развитие любой современной цивилизации. Но все же для любого культурного, образованного, научного и бизнес - общества необходимо понимать, что традиции тесно взаимосвязаны с инновациями, и не просто понимать, но и развивать и то и другое одновременно. Нельзя без традиций формировать инновационное мышление. Традиции — это тот базис, та платформа, на которой только и возможно движение вперед.

В разрезе этой темы можно привести несколько очень интересных примеров - это Швейцарские производители наручных часов и конечно производитель топовых автомобилей Rolls-Royce .

На протяжении десятилетий Швейцария оставляет за собой первое место по производству лучших наручных часов в мире - начиная с относительно бюджетных часов - Luminox , кончая такими гигантами как Rolex и Patek Philippe.

Именно сочетания таких понятий как традиции и инновации позволяют этим компания занимать лидирующие позиции на этом рынке. Традиционная точность изготовления при ручной сборке, уникальный дизайн узнаваемый во всем мире, прочность, используемые материалы - вот те немногие факторы показывающие многовековых традиций швейцарского часового мастерства.

Одним из наиболее интересных показателей при производстве швейцарских часов - является непосредственно их ручная сборка. Самые маленькие детали собираются мастерами (порой это происходит годами) в один точный и отлаженный механизм, как это происходил веками, но при этом в наши дни используются самые передовые и современные технологии, максимально упрощают работу мастеров - способы обработки материалов, способы сборки, вспомогательные инструменты.
Сегодня швейцарская часовая промышленность находится на самом высоком уровне. Все это стало возможным сегодня благодаря накопленному, швейцарскими мастерами, веками опыту в часовом деле и непрерывному внедрению научно-технических инноваций.

Как уже было отмечено ранее автомобили Rolls-Royce - также являются тем удачным примером, когда понятия - инновации и традиции существуют как единое целое, взаимно дополняя друг друга.

Это самые передовые цеха на которых собираются моторы автомобилей, кузова, электроника, ходовые части. Все это отвечает последнему слову техники и соответствует всем нормам безопасности, динамики, предъявляемых современному автомобилю. Но при этоv, если хотя бы вспомнить салон самого автомобиля - это традиционно кожа и дорогие сорта дерева. Все замеры, выкройки, так же отдельные просьбы (предпочтения) отдельных клиентов в рамках салона выпоняются только вручную - так как машинный труд никогда не заменит того качества выкройки, пошива кресел который дает многолетний опыт ведущих мастеров компании Rolls-Royce.

По моему мнения для успешного существования любой современной компании, будь то она только встала на путь развития или является «огромным гигантом», производящим и продающим продукцию и услуги по всему миру - необходимо понимать что успешное комбинирование накопленного опыта, традиций и современных технологий позволяет успешно функционировать на любом рынке.

Сочетание традиций и новаций присуще любой культуре. Первые воплощают в себе консервативное начало, обеспечивают стабильность общественного порядка, вторые - способствуют развитию общества и культуры, расширяют горизонты познания, духовного мира людей.

Отличительной чертой традиционной культуры является ее неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения. Эти образцы усваиваются с детства от старших. Важнейшими условиями, обеспечивающими их сохранение и трансляцию от поколения к поколению, является подражание и послушание. С этим связанно характерное для традиционного общества почитание старшин, выступающих в роли хранителей накопленного социального опыта, учителей и судей, решения и указания которых должны беспрекословно выполняться.

Все, что нарушает «заветы отцов и дедов», встречается в традиционных обществах настороженно и с опаской, т.е. таким обществам характерна ксенофобия и осуждение любых попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности. Следствиями этого являются устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства.

В свою очередь, инновационная культура восприимчива к новациям и динамична. Она не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Как следствие этого, ослабевает нормативность культуры, размываются шкалы жизненных ценностей, появляются разные отклонения поведения, которые не встречают особого негодования в обществе. Расшатывается мораль, происходит падение нравственности.

Вместе с этим коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность становится автономной, способной самостоятельно определять жизненные цели, идеалы, формы и средства деятельности.

Инновационной культуре характерны стремления к знаниям, образованности, критичности и самостоятельности мышления. Распространяется вера в мощь человеческого разума. Перемены в обществе, в отличие от традиционной культуры, скорее радуют людей, нежели пугают.

В своей культурологической концепции А.С. Ахиезер объясняет различие между традиционной и инновационной культурами особенностями мышления людей. При столкновении альтернативных идей, люди ищут выхода либо путем инверсии, т.е. принятия одной из альтернатив, либо путем медиации - поиска пути к их сочетанию и синтезу. Инверсивное мышление оперирует лишь готовыми решениями и находится под влиянием эмоций, а медиативное сопряжено с творческими усилиями по созданию новых идей, с помощью которых преодолевается однородность альтернативных позиций. Инверсивная логика мышления нацеливает человека на «ценность воспроизводства», вращение в одном и том же кругу понятий, непримиримость к чужому мнению и борьбу со всем, что выходит за рамки привычных коллективных установок. Оно доминирует в традиционных культурах. Медиативная логика настраивает на «ценность прогресса», изменение первоначально занятых позиций, учет иных мнений, анализ и обобщение различных взглядов, их творческое развитие, приводящее к формированию новых смыслов.

Однако, несмотря на все это, четкую границу между традиционной и инновационной культурами провести невозможно. Ни одна инновация не остается новшеством долгое время. Со временем она преобразуется в традицию. Вместе с тем, любая традиция первоначально возникла как новшество. Так, многие обряды и обычаи, свойственные нынешнему времени когда-то были абсолютно новыми для наших предков, а созданное в наши дни для наших внуков и правнуков станет традицией, передаваемой из поколения в поколение.