Джокер биография персонажа. История джокера и его лучшие воплощения

С историей длинной, как и у его заклятого врага рыцаря в плаще, кажется странным, что нам так мало известно о Джокере . Впервые он появился на страницах комикса около 70 лет назад и с тех пор неразрывно появляется в телевизионных шоу, мультфильмах, фильмах и видеоиграх о Бэтмене. Конечно, всем известны общие факты о Джокере – его безумие, маниакальность клоуна, странную любовь/ненависть к Темному Рыцарю. О прошлом Джокере известно мало до сих пор, даже в фильме «Темный Рыцарь» он сам дает несколько историй о своем прошлом, не делая акцент ни на одной. Его мотивы так же не особо ясны, сам он ссылается на хаос и анархию.

За эти 70 лет с персонажем многое приключилось. Это просто, что о многих деталях вы не слышали. Большинство людей помнят Джокера в исполнении Хита Леджера из фильма «Темный Рыцарь», но он так же был реальным клоуном, жертвой убийства и врагом Судьи Дредда.

Вот 10 вещей, которые вы не знали о Джокере.

10. Он был в команде с Карнаджем

Человек-паук/Бэтмен сочетаются друг с другом лучше, чем многие другие кроссоверы внутри одной компании, но в этом случае даже не потрудились объяснить, как две вымышленные вселенные объединились. Просто факт, Нью Йорк Марвела и Готэм ДС существуют в одном мире. Джокер и симбионт Карнадж проходили экспериментальную терапию: в их головы встроили специальные чипы, чтобы погасить их безумие.

Конечно же, эта терапия не сработала, иначе какой смысл объединять двух психов из двух разных вселенных. Они вместе сбегают и начинают сеять полный хаос.


9. И сражался против Судьи Дредда

Этот кроссовер имеет еще меньше смыла, но хотя бы на этот раз они попытались объяснить. Бэтмен/Судья Дредд сосредоточен на случайном скачке, где Джокер переместился из Готэма в антиутопию Мега-Сити Один. Там он находит общение со злодеем Дредда Темный Судьей. Джокер настолько приживается, что Судья Смерть назначает его пятым Темным Судьей. Забавно, не так ли? К счастью, его физическое тело находится в Готэме, а в мире Судей только бестелесный дух.

По крайней мере, пока он не выяснит, как вселится в тела других Темных Судей. В итоге получается монструозный гибрид, которого смогут остановить только Бэтмен с Судьей Дреддом.


8. Его подруга пришла прямиком из мультсериала

Харли Квинн сделала невероятное – она стала одним из самых узнаваемых персонажей во вселенной Бэтмена. И это при том, что она впервые появилась в мире в 1992 году, то есть достаточно недавно. С тех пор она частенько появляется в обществе Джокера, была в паре с Ядовитым Плющом. Ее отлично вписали в игровую вселенную Arkham.

Доктор Харлин Квинзель была психологом в психиатрической больнице «Аркхэм», где она работала над Джокером. В дальнейшем она влюбилась в него, помогла ему сбежать и стала его помощницей.


7. Он был почти убит

Несмотря на то, что Джокер является главным врагом Бэтмена (и, возможно, одним из величайших суперзлодеев в истории комиксов) он мог быстро исчезнуть и забыться. Впервые Джокер появился в 1940 году в номере Batman #1 и изначально планировался как персонаж на два выпуска. В то время характер Темного Рыцаря только формировался и возможный исход стычки Джокера с Бэтменом мог закончиться для первого летальным исходом. Конечно, сейчас мы знаем, что тогда Бэтмен не убил клоуна, а отправил его в лечебницу «Аркхем».


6. Первоначально не такой жестокий

Изначально Джокер выступал как простой серийный убийца. Но после введенного Comics Code, где требовалось отсутствие секса, мата и чертовски меньше насилия для больших продаж, Джокер на протяжении лет 20 занимался глупым грабежом с использованием большого количества цирковых трюков. Но то время прошло и сейчас мы знаем Джокера как больного психа. Мы его таким и любим.


5. Исчезал в течении десятилетия

Всё это испортило характер Джокера. Что страшного в клоуне, который занимается мелкими шалостями? Это делают все клоуны. На протяжении 50-х Джокера использовали всё меньше и меньше в пользу других жуликов, таких как Пингвин и ему подобных. К 1964 году клоун был полностью убран со страниц комиксов. Вернулся он только через 10 лет.

Сейчас трудно поверить, что величайший злодей в истории Бэтмена просто исчез в период с 1964 по 1973 года. Зато он грандиозно вернулся в более безумном облике в «Пять путей мести Джокера».

4. Долгая жизнь в кино

Первым, кто воплотил образ Джокера на экране, стал Сесар Ромеро, но кроме него, клоуна сыграли величайшие актеры своего поколения. Несравненный Джек Николсон сыграл его как дьявол в бледном лунном свете в фильме Тима Бертона, Хит Леджер влюбил в Джокера абсолютно всех в фильме Кристофера Нолана, а Марк Хэмилл удивил всех, идеально озвучив его в мультсериале и видеоиграх. Кто ж мог подумать, что Люк Скайоукер станет Джокером, хоть и только голосом. Ближайшее появление Джокера на большом экране это фильм «Отряд Самоубийц», где его сыграет Джаред Лето. Но есть еще одно появление «живого» Джокера о котором мало кто знает.

В начале нулевых вышел спин-офф сериал «Хищные пташки», который рассказывал о второстепенных женских персонажей вселенной Бэтмена – Охотница, Черная канарейка и бывшая "Бэтгёрл" Барбара Гордон. ТВ шоу продлилось не долго, но в первых эпизодах было камео Темного Рыцаря и Джокера, которого сыграл некий Роджер Стоунбернер.


3. Всегда «The» Joker (кроме одного раза)

Независимо от различных внешних и внутренних изменений Джокера за все эти годы есть некоторые вещи, которые никогда не меняются. Он всегда имеет зеленые волосы, клоунский макияж, пугающую улыбку, фиолетовую одежду и он почти всегда психопат в какой-то степени. В английском языке есть артикли и это странно, но Джокер всегда пишется с артиклем «the» (The Joker), хотя тот же Бэтмен – без.

Единственный раз когда артикль в отношении Джокера не использовался это в начале нулевых в анимированной серии Бэтмен, которая славилась кучей интересных переделанных характеров. Клоун получил слишком аккуратный макияж, зеленые дреды и походу шимпанзе, что делает его одним из самых радикально переделанных персонажей. И это единственный раз, когда он стал просто Joker, а Бэтмен в свою очередь получил свой артикль «the».


2. Его отсутствие в “Темный Рыцарь: Возрождение легенды” было объяснено

Трагическая смерть Хита Леджера в значительной степени повлияла на отсутвие Джокера в заключительной части трилогии Темный Рыцарь. Все знают, что в планах было появление клоуна в фильме. Безумный Джокер в исполнении Хита Леджера должен был стать основным противников Бэтмена в третьей части, но по понятным причинам его заменили на противоположного Бэйна (в исполнении Тома Харди).

Зрители знали, почему Джокер не появится в фильме и о ре-кастинге не было и речи, но о его исчезновении в фильме ни разу не говорилось. Однако в официальной новелизации “The Dark Knight Rises” было небольшое упоминание о клоуне: по-видимому, после акта Дента, все злодеи были переселены из психиатрической больницы «Аркхем» в тюрьму Блэкгейт. Все, кроме Джокера, который остался в психушке. Таким образом, на момент событий фильма он был за решеткой.


1. Множество раз была рассмотрена смерть Джокера от рук Бэтмена

Один из самых запутанных аспектов Бэтмена и постоянного соперничества с Джокером в том, что Темный Рыцарь не убивает и каждый раз дает жить своему противнику. Понятно, что изначально Бэтмен не хотел его убивать, думая, что клоун исправится. А в 50-е была наложена цензура на убийства. Но в наши дни, когда Джокер постоянно сбегает из «Аркхема» и убивает толпы людей, казалось бы, что Бэтмен мог бы принести пользу миру, убив его раз и навсегда.

Наиболее распространенным объяснением является то, что Темный Рыцарь не хочет нарушить свое драгоценное правило никого не убивать, которое кажется плохим оправданием, если учитывать на количество мирных людей, погибших из-за этого правила.

Интересно то, что Бэтмен на самом деле множество раз рассматривал убийство Джокера. Сам Джокер также пытался убить своего противника, даже заманил его в ловушку, где искренне думал, что Бэтмен умер. В то время Джокера настигло здравомыслие, он сделал пластическую операцию и жил как человек некоторое время. Когда он узнал, что Бэтмен жив, то вернулся к исходному состоянию.

Все мы знаем, что Бэтмену нужен Джокер, а Джокеру – Бэтмен.

В данной статье от «Джокер от А до Я», попытаюсь составить полную картину, описывающу историю и характер главного злодея и самого заклятого врага Бэтмена – Джокера.

Имя: Джокер (The Joker). Настоящее имя неизвестно.

Известен также как: Джек Нэпиер, Джейсон Реипэн, Джонни Трейп, Джозеф Керр, Тромп Меркюри, Джонни Джейп, Слэппи, Красный Колпак, мистер Генесиус, сэр Реджинальд Арлекин, Дж. Коломбин, Х. А. Лафлин и т. д. и т. п.

Место проживания: Город Готэм. Большую часть времени проводит в психиатрической больнице для преступников “Аркэм”.

Род занятий: Профессиональный преступник.

Вес: 86 кг.

Рост: 189 см.

Глаза: Зеленые.

Волосы: Зеленые.


Все версии Джокера

Внешние приметы: Белая кожа; рубиновые губы, вечно растянутые в широкую улыбку; длинный нос, вытянутый подбородок.

Сексуальная ориентация: Гетеро. Утверждает, что был женат и что жена погибла в результате несчастного случая. Искренне радуется, когда приходится иметь дело с противницами женского пола (что не мешает ему обращаться с ними с не меньшей жестокостью, чем со всеми остальными). Неравнодушен к некоторым обитательницам “Аркэма”, что, как правило, приводит их в ужас. Начиная с 90-х его постоянная подруга – Харли Квинн, бывший психиатр “Аркэма”, пожертвовавшая ради Джокера карьерой и рассудком и ставшая его послушной рабыней. Он периодически вышвыривает ее из окна, а в остальном у них почти идеальные отношения.

Любимая одежда: Фиолетовый костюм и шляпа, желтый жилет, желтая или зеленая рубашка, белые перчатки.

Любимая пища: Рыба.

Любимое животное: Гиена.

История: Одной жуткой ночью банда уголовников, возглавляемая человеком в красном колпаке, проникла на фабрику “Ace Chemical Processing Inc.”, чтобы ограбить карточную компанию, которая находилась в том же здании. Через несколько минут они были обнаружены и столкнулись с полицией и таинственный мстителем в костюме летучей мыши. Все бандиты, кроме Красного Колпака (Red Hood), погибли от пуль полицейских. Главарь же смог найти выход из безвыходной ситуации: перемахнув через перила, он прыгнул в чан с химикатами, пролетел через сточные трубы и очутился в реке, куда “Ace Chemical” сбрасывала свои ядовитые отходы. Преступник успешно скрылся от преследования и, выбравшись на берег, снял свой колпак. Оказалось, что плавание в отравленной жидкости оставило свои следы: из отражения в реке на несчастного уставилась кошмарная клоунская физиономия. Белая как мел кожа, волосы цвета искусственной травы и рубиновые губы, растянутые в жуткую зубастую улыбку, — вот что увидел незадачливый грабитель. И с этого момента он исчез… его личность растворилась в безумии.

НИКТО не знает, кем был этот человек до этого дня. НИКТО, даже он сам – в его воспаленном мозгу смешались истинное и воображаемое, правда и ложь, реальность и фантазия. Был ли он хладнокровным головорезом или обычным неудачником, рискнувшим преступить закон, чтобы добыть денег для своей семьи? Несомненно одно: что-то плохое произошло еще до его визита на “Ace Chemical”, и физическая трансформация стала для него лишь последней каплей. (Это ни в коей мере не оправдывает того, что этот человек сделал ПОТОМ.)

Ночную тишину разорвал безумный хохот: изуродованный преступник оценил по достоинству шутку, которую сыграла с ним судьба. И решил пошутить в ответ. “Я выгляжу, как злой клоун… Клоун? Не клоун, а… ДЖОКЕР!!!” И перерожденный приступил к делу.

Очень скоро газеты называли его не иначе как Клоун – Принц Преступного Мира (Clown Prince of Crime). Действуя с потрясающей изобретательностью и безжалостностью, безумец завоевал репутацию самого опасного существа в городе Готэм. Ограбления, массовые убийства, ядерный терроризм, альянсы с другими суперзлодеями, а также (кратковременное) мировое господство и чуть было не случившийся конец света – вот далеко не полный перечень деяний Джокера. Он даже успел (я не шучу) побыть послом ООН от Ирана и отсидеть в советском концлагере.

Джокер совершает свои преступления в особом стиле. Воплощение в жизнь фразы “умереть от смеха” стало целью его жизни. Он обожает превращать свои злодеяния в зловещие представления, сопровождая абсурдные по жестокости действия буффонадой и паясничаньем. Его преступные планы тщательно продуманы, но в то же время оставляют простор для импровизации и включают множество разных вариантов отступления.

Бэтмен: Что тебе нужно от города?

Джокер: Я хочу новый велосипед… Я хочу побывать во Флориде… Я хочу…

Сцена из сценария фильма “Бэтмен” Тима Бертона, не вошедшая в сам фильм.

Версия из фильма 1989 года: Джек Напье, правая рука мафии, всегда носит с собой свою счастливую колоду, и свой любимый фиолетовый костюм. Но вдруг мафия решает избавиться от него (Джеку приглянулась девушка главаря), и натравливает на него полицию. Место действия Эксис Кэмикалс. Тут конечно же появляется Бэтмен. И по его вине Джек Падает в кислоту. лицо его становиться обезображенным, кожа приобретает оттенок синего. Не помогает даже пластическая хирургия. Пытались сделать все что в их силах, но увы, теперь наш Джек обречен носить на своем лице ехидную улыбку. Когда Джек после операции посмотрел на себя в зеркало, то потерял всяческий рассудок. Теперь ему нечего терять. По сути Джек умер, и как феникс возродился из пепла убийцей-психопатом. Ах да… Новая жизнь – новые «визитки» (надо же поддержать имидж =)), и это конечно же карта Joker. Оружие конечно имело вид клоунского реквизита. И перед нами предстает тот самый Джокер, которого мы знаем на сегодняшний день.

Мишень преступлений: Потенциально все и каждый. Джокер никому не доверяет и с равной жестокостью относится к жертвам, врагам, союзникам, помощникам и тем, кто просто “проходил мимо”. Он “дикая карта” в любой человеческой колоде, изгой в любой компании, никем не контролируется и не поддается никакому влиянию. Те, кто считают его союзником, как правило, умирают первыми. Те, кто нанимают его для “грязной работы”, должны быть готовы к непредсказуемым результатам. Его помощникам лучше держать рот на замке (“Научитесь не задавать глупых вопросов”, — говорит Джокер, швыряя под колеса проезжающей машины одного из своих подчиненных, остальным членам банды в одном из комиксов). Порядочным людям…

Порядочным людям не место в этом городе. Им лучше жить где-нибудь еще.

Джокер в “Бэтмене” Тима Бертона.

Есть у шута-маньяка и круг любимых жертв. В первую очередь, конечно, Бэтмен – супергерой Готэма, загадочный ночной мститель, защитник невинных. Именно от него удирал Красный Колпак, прыгая в химические отходы. Но речь идет не о тривиальной мести. В большинстве своих комиксовых и экранных “инкарнаций” злобный арлекин не считает Бэтмена виновником своих несчастий; он думает, что судьба ударила по нему случайно, и ответный удар наносит точно так же – наугад. Но соревнования в хитроумии с Человеком — Летучей Мышью быстро превратились в саму сущность существования преступника-клоуна. Ему необходим достойный оппонент, на котором можно играть смертельные шутки, и постоянные поражения лишь стимулируют его. Джокер всегда говорит, что убьет Летучую Мышь, что ненавидит Рыцаря Ночи и т. д., но на самом деле все гораздо сложнее – без противника его жизнь лишится смысла, ибо некому будет с ним “играть”.

Джокер: Ты еще не догадался, почему я до сих пор не убил тебя?

Бэтмен: Нет.

Джокер: Давно собирался тебе сказать… э-хе-хе-хе-хе… я ПОЗВОЛЯЮ тебе побеждать. Игра такая, понимаешь? Я творю беспорядок, ты ловишь меня… Если побеждаешь ты, я возвращаюсь в “Аркэм”, убегаю, и все начинается снова. Но если побеждаю я… БУМ! КАПУТ! Игра окончена! И кому это нужно?

Поэтому-то Джокер, хотя и имел немало возможностей покончить с Черным Мстителем навсегда, всегда оттягивал расправу до последнего момента или давал шанс на спасение своему врагу. И он ни разу не воспользовался шансом узнать истинную личность загадочного оппонента. Впрочем, по мнению многих фанов, он узнал ее давным-давно – просто для него это не имеет значения.

Один из обитателей “Аркэма”: Я говорю – снимем с него маску. Я хочу увидеть его настоящее лицо.

Джокер: О, не будь так предсказуем, Бога ради! ЭТО его истинное лицо.

Из комикса “Психушка “Аркэм”.

Следующие в списке – союзники Летучей Мыши. Они-то как раз подвергаются наибольшей опасности – Джокеру они нужны лишь как способ причинить боль Бэтмену. Затем – полицейские, законники, политические деятели – все, кто олицетворяет столь ненавистные ему закон и порядок (чем известнее, тем лучше – мэр или комиссар полиции, например). Наконец, врачи, лечащие Джокера в готэмской психушке “Аркэм” – после очередного побега он иногда навещает своих докторов, чтоб пообщаться в домашней обстановке (разумеется, с летальным исходом).

Причины и цели преступлений: Причины как таковой нет. Все, что делает Джокер, он делает для собственного удовольствия, испытывая психотический экстаз от своих социопатических деяний. Его основная цель – доказать всем, что он одновременно величайший комедиант и величайший преступник всех времен. Клоун – Принц Преступного Мира уверен, что добиться этого он может только одним способом – победив Летучую Мышь, причем обязательно с помощью какого-нибудь остроумного трюка (банальный выстрел в сердце не годится ни в коем случае!). Конечно, во многих историях злодей преследует меркантильные цели, но все же деньги для него не главное. Он может ограбить банк, а на следующий день купить 20 тысяч “чертиков в коробочке” по, мягко говоря, малопонятной причине.

Силы: У Джокера нет никаких сверхчеловеческих способностей, нет международной преступной империи, нет миллионов в швейцарском банке, нет даже очень развитых мускулов. И тем не менее в DCU (DC Universe – вселенная, существующая в воображении тысяч авторов и художников, работающих в компании комиксов DC) именно он является самым страшным и опасным психопатом, вселяющим ужас в сердца намного более могущественных и физически сильных злодеев. Джокер любит говорить, что его сила – в безумии, и это действительно так. Он готов на все во имя достижения своих целей и реализации своих планов; опасности и даже смерть не пугают его (по крайней мере, во многих историях), хотя инстинкт самосохранения всегда срабатывает в нужный момент, спасая психа от неминуемой гибели. Его сумасшествие проявляется в неконтролируемо несерьезном отношении к жизни и реальности: он высмеивает все на своем пути и, высмеяв, уничтожает. Поэтому он готов смеяться и над смертельной опасностью, и над грозным противником. В некоторых комиксах напрямую говорится, что Джокер не слишком разбирается в том, что творится как вокруг него, так и в его собственной голове (в фильмах этот момент, как правило, не акцентируется).

Доктор Рут Адамс, психиатр в “Аркэме”: Джокер – особый случай. Некоторые из нас чувствуют, что он вне лечения. Фактически, мы даже не уверены, может ли он быть назван безумным… Мы начинаем думать, что это некое неврологическое заболевание вроде синдрома Торетта. Вполне возможно, что здесь мы на самом деле видим некое суперздравомыслие, блестящую новую модификацию человеческого мышления, более подходящую для городской жизни в конце ХХ века. В отличие от Вас и меня, Джокер, кажется, не имеет контроля над информацией, которую получает от своих органов чувств из окружающего мира. Он может справляться с этим хаотическим загромождением на входе, только плывя по течению. Поэтому в одни дни он озорной клоун, в другие – психопат-убийца… Он создает себя заново каждый день. Он считает себя властелином хаоса, а окружающий мир – театром абсурда.

Бэтмен: Скажите это его жертвам.

Из комикса “Психушка “Аркэм”.

Тем не менее, особо не вникая в сущность происходящего, зловещий шут ориентируется в опасной ситуации намного лучше здоровых людей и умеет переломить ход поединка с, казалось бы, предрешенным исходом: его больной мозг всегда подсказывает неожиданные и остроумные решения. Ему нет равных в умении находить слабые места своих противников и использовать против них их же оружие. Наконец, Клоун – Принц Преступного Мира никогда не заботился о таких глупостях, как честность поединка.

Безумие дает ему еще ряд способностей. Как известно, физическая сила сумасшедших увеличивается вследствие адреналиновой реакции организма. Джокер никогда не изучал боевые искусства и рукопашный бой и в драке ему особо похвастать нечем, но иногда безумная ярость дает ему силы по-звериному бросаться на врага и сражаться на равных даже с Бэтменом, экспертом во всех возможных единоборствах. Кроме того, перманентный сдвиг по фазе наградил шута-убийцу необычайно подвижной нервной системой: на него не действуют никакие психотропные, одурманивающие и т. д. средства (правда, они часто потом действуют на докторов, которые их дают), а также “газ страха”, изобретенный безумным ученым по кличке Пугало, и ботанические чары злодейки Ядовитый Плющ.

За годы преступной жизни Джокер приобрел ряд практических навыков: он хорошо стреляет (любимая тактика – палить во все живое без разбора), неплохо владеет холодным оружием, отлично разбирается во взрывчатых и отравляющих веществах, не говоря уже о разных хитрых уловках и подлых фокусах, часто демонстрирует несомненный актерский талант и мастерство перевоплощения, является экспертом во всевозможных пытках и садистских способах промывки мозгов. Но все же главное его оружие – смекалка, беспринципность и… безумие.

Выживаемость: Почти сверхчеловеческая. Был подстрелен, утоплен, взорван, горел в огне, через него пропускали ток, и все равно он выжил.

Отношения с преступным миром: Как уже было сказано, сложные. У него нет друзей и постоянных сообщников, ибо он отрицает любые законы и правила – в том числе и уголовного мира. Джокер неоднократно объединял силы с другими суперзлодеями (с Пингвином, Пугалом, Лексом Лютором, Карнейджем); каждый раз все заканчивалось обоюдным предательством и схваткой. Однако его жуткая аура и кошмарная репутация вызывают почтительный страх и почти благоговение у большинства преступников, и его власть в стенах “Аркэма” безгранична. Джокер никогда не испытывал недостатка в помощниках, так как он хорошо платит и его планы всегда срабатывают (пока не вмешивается Летучая Мышь). Как правило, клоун-маньяк берет в свою команду двух-трех сильных и туповатых головорезов, которые не задают лишних вопросов и не задумываются над тем, что делают. Но, в отличие от большинства криминальных боссов, он обожает сам делать всю грязную работу.

Джокер является членом Несправедливой Банды – секретного общества суперзлодеев, возглавляемого Лексом Лютором. Он также вхож в Совет Нерона (так зовут в DCU Дьявола), был одним из пяти его лейтенантов; правда, потом объединился с Лютором, чтобы украсть силу правителя ада.

Теперешнее состояние: Здоров, весел, безумен, энергичен и готов к действию.

В киноиндустрии Джо тоже засветился:

Бэтмен (фильм, 1966) (фильм и сериал) - Сизар Ромеро

Бэтмен (1989) - Джек Николсон

Бэтмен: Тупик (фильм, 2003) - Эндрю Кениг

Тёмный рыцарь (2008) - Хит Леджер

Хит Леджер был бесподобным Джокером. Именно он раскрыл весь его характер. Но Джокер сыграл с ним злую шутку. 22 января 2008 года Хит Леджер был обнаружен мертвым в своей квартире на Манхэттэне. Вероятные причины смерти - самоубийство или передозировка наркотиков. Многие считаю его смерть виной Джокера. Что именно роль Джокера повлияла на психику самого Хита. Даже Джек Николсон верит в это. Перед съемками фильма «Тёмный рыцарь», Хит встречается с Николсоном, что бы он поделился опытом. Первое что сказал Джек: «Не связывайся с Джокером, до добра он тебя не доведет». Кто знает может это и Джокер постарался…

Ну начнем сначала. Первым появлением Джокера в кино стал сериал 60-х, где он был несколько изменён в плане облика: теперь у него светло-зелёные волосы, расчёсанные в шарик, а вместо застывшей улыбки ему удлинили помадой углы рта. Костюм ему сделали тёмно-розовым, а перчатки - фиолетовыми. В сериале Джокер больше напоминает клоуна, чем злодея. К тому же, он здесь действует очень слабо, всего лишь выполняя указания Пингвина. После этого Джокер долгое время был только в мультфильмах и комиксах.

В 1989 году Джокер вернулся в фильме Тима Бёртона «Бэтмен» в исполнении Джека Николсона. Здесь у него возникает имя - Джек Напьер, бывшая правая рука криминального босса Карла Гриссома. Джек падает в кислоту… дальше я уже писал) В этом фильме нет Робина, и Бэтмен вспоминает что Джокер убил родителей Брюса Уэйна когда Брюс был ещё маленьким мальчиком (кстати вот тут интересно… представьте: маленький Брюс… ну сколько ему примерно было когда убили его родителей? И примерно сколько Джо в те годы? Ну скажем лет 25. Сейчас Брюсу 25-30, то примерный возраст Джо 45-50… но это если смотреть по фильму 89 года). Традиционный облик был сохранён: зелёные волосы, белое лицо, красные губы, дорогой фиолетовый костюм, фиолетовые перчатки и постоянная улыбка. С улыбкой здесь постарались: Джеку Николсону накладывались в качестве грима искусственные уголки губ и щеки, «застывшие в улыбке». В конце фильма он был убит Бэтменом, хотя Джокеру уделили гораздо больше времени, чем Бэтмену. Харли Квин по сюжету была убита самим Джокером (хотя ей отказали в костюме шута и в прозвище, но будем надеяться, что в следующем Бэтмене Харли покажет себя).

В 2003 появляется очередной фильм, на этот раз любительский малобюджетный, НО Эндрю Кениг (исполнитель роли Джокера) впечатлил многих и считается чем-то средним между образами Леджера и Николсона. Внешность Джокера напоминает собой фильм Нолана, но у Джокера здесь каштановые, а не зелёные волосы. Характером Джокер в этом фильме немного псих и погибает в конце.

И наконец «Темный рыцарь». Здесь у Джокера нет имени (кроме того, он не оставляет улик, и узнать его прошлое нельзя). Облик традиционный, но искаженный: у Джокера светло-зеленые вьющиеся волосы, чёрные контуры вокруг глаз (взято из комиксов), грязный фиолетовый костюм, тёмно фиолетовые перчатки и белое лицо. Постоянной улыбкой стали 2 шрама, вырезанные во рту. В течение фильма Джокер дает две версии их появления: издевательство отца и несчастная семейная жизнь, но истинная причина так и не раскрыта. Истории сопровождаются фразой «А чего ты такой серьёзный?» (в оригинале «Why so serious?»), которая стала подписью к фильму. От падения в отходы здесь отказались — белое лицо Джокера здесь — неаккуратно наложенный грим, который несколько раз подтирается по ходу фильма. Нож является любимым оружием нового Джокера: по его мнению: «ножи обеспечивают наиболее близкий контакт с жертвой». Также отличительным признаком этого злодея являются динамит и бензин. В финале Джокер не умирает, что делает фильм приквелом.

Хит сам, закрывшись в гостиной на месяц, придумывал образ Джокера. Он не хотел, чтобы его Джокер был похож на Джокера Джека Николсона. Джокер Хита эгоистичный, со своей непревзойдённой мимикой, с вечной улыбкой в виде шрамов, с чудесными интонациями психопата. В этом фильме Джокер показывает всю мораль общества. Не Бэтмен, который защищает граждан города, а Джокер. Джокер Хита Леджера поставляет нам смысл и философию людей, как Харви Дент, а также общества. Джокер погружает город в хаос и ведет свою тонкую игру.

Большое влияние на персонаж Джокера в этой версии повлияли эпизоды комиксов о Бэтмене под названиями «Длинный Хэллоуин», «Убийственная шутка», «Человек, который смеётся». Один из создателей этого персонажа в 1940-х годах, Джерри Робинсон, был нанят консультантом, также как и его коллега Боб Кейн для «Бэтмена» (1989).

Грим Джо

Спойлер Трагическая смерть Хита Леджера поставила два острых вопроса при выпуске фильма: показывать ли недавно скончавшегося Хита Леджера в образе изуродованного Джокера, говорящего коронную фразу, а также целесообразность вырезания из финального монтажа сцены, где Джокер притворяется мертвым. Эту ситуацию решили, мотивировав тем, что Хит Леджер очень сильно работал над этой ролью и в любом случае был бы горд и рад ей.

Ну на фильмах закончили.

Следующий образ Джокера показан в недавно вышедшей игре Batman: Arkham Asylum. Джокер является одним из противников Бэтмена и боссов игры. Доставленый Бэтменом в Аркхэм. Как оказалось – это был тщательно спланированный план по попытке убиения Бэтмена, но как оказалось не идеальный. Он поднимает бунт и захватывает власть в больнице. Постоянно появляется, оставляя как аудиопослания, так и видеообращения. Является главным противником Бэтмена. В одном из встреч он превращает двух своих помощников в монстров с помощью мутагена, под названием «Титан» (в последнем встрече и себя самого). В версии игры для PlayStation 3 есть возможность игры за Джокера (надеюсь появиться на PC). На облик Джокера в игре больше всего повлияли фильм Бэтмен, комиксы и мультсериал. Озвучивал Джокера актёр Марк Хэмилл(всеми любимый джэдай также озвучивает надзирателя в игре Darksiders), успевший ознакомиться с этим характером во время работы над мультсериалом про Бэтмена.

Зелёные волосы, белое лицо, улыбка, больше похожая на оскал, - его узнают даже те, кто в жизни не притрагивался к комиксам. Смеющийся психопат, шут-убийца, клоун-принц преступного мира - или просто Джокер, единственный и неповторимый. Главному врагу Бэтмена исполнилось 77 лет, и это были чертовски насыщенные годы. В нашем материале мы постараемся пройтись хотя бы по верхам этой объёмной и яркой истории, наполненной смехом и кровью.

Если подходить к персонажу с позиции культурологии, выяснится, что ему пара тысяч лет. Ведь по сути Джокер - трикстер, мало отличающийся от фольклорных Локи и Мефистофеля, злобное, коварное существо, насмехающееся над тем, что люди почитают, воплощение чистого нигилизма. Едва ли не в каждой мировой культуре и эпохе можно обнаружить его предшественников, будь то лесной дух со специфическим чувством юмора или ярмарочный Арлекин, издевающийся над бедным Пьеро. Возможно, именно поэтому Джокер так прижился - ведь он всегда был рядом.

Первый выход Джокера

В привычном для нас виде клоун-террорист появился в 1940 году. Кто на самом деле приходится отцом этому персонажу - загадка, которой не суждено быть разгаданной. Каждый из трёх людей, работавших в то время над комиксами о Бэтмене - Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, - утверждал, что Джокера создал именно он, а остальные, дескать, лишь подхватили идею.

Установить, кто из них прав, уже невозможно. Зато точно известен источник вдохновения - немецкий актёр Конрад Фейдт в образе Гуинплена из экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» 1928 года. А ещё, как ни странно, игральная карта «Джокер».

Конрад Фейдт в образе Гуинплена. Возможно, что и цветом кожи Джокер обязан тому, что фильм был чёрно-белым

Те, кто думает, что поначалу Джокер был весёлым преступником-балагуром, а убивать начал лишь к концу XX века, плохо знают историю комиксов. Так называемый «Золотой век», длившийся с конца 1930-х по начало 1950-х, был густо замешан на крови. Тот же Бэтмен, например, не сразу стал махровым моралистом и когда-то с гангстерами не церемонился. В упор, конечно, не стрелял, но если приходилось скинуть очередного бандита с крыши, не колебался. Вот и Джокер дебютировал в комиксах как настоящий серийный убийца.

По сюжету выпуска Batman #1 новоявленный злодей объявлял по радио имена своих жертв, обычно кого-нибудь из городской элиты Готэма, и те ровно через сутки умирали с неестественными улыбками на лицах. Цель маньяк преследовал простую - посеять страх и получить основанный на нём авторитет у местных гангстеров. Весьма разумный план. Ранний Джокер вообще был далёк от безумия. Жестокий, хладнокровный, изобретательный, но едва ли сумасшедший. Он даже почти не смеялся.

Ранние комиксы чем-то похожи на немые фильмы ужасов. При всей своей нелепости исправно нагоняют жути

Но кое-что иррациональное в нём всё же было. Злобный шут решил, что не хочет знать, кто скрывается под маской Бэтмена, и даже отказался убить героя при первой возможности - так ведь неинтересно. Если проводить параллели между первым Джокером и интерпретацией Хита Леджера, образ злодея в «Тёмном рыцаре» уже не кажется таким неканоничным.

Когда Джокер был смешным

Целых десять лет никто из авторов и не думал объяснять, почему у персонажа белая кожа и зелёные волосы. Хотя для комиксов о Бэтмене это не было обычным делом. Джокер вообще стал первым полноценным суперзлодеем Бэт-вселенной - до него Брюс Уэйн дрался с рядовыми преступниками. История про падение грабителя в красном колпаке в чан с химикатами появилась только в начале 1950-х и до сих пор считается каноном.

В «Серебряном веке» Джокер был охоч до богатства и побаивался налоговой инспекции

Примерно в это же время психиатр-консерватор Фредрик Вертхэм опубликовал скандальную книгу «Развращение невинных», где утверждал, что комиксы засоряют умы детей и выводят их на кривую дорожку. Работа наделала много шума, и издательства по всей Америке были вынуждены принять «Кодекс комиксов», который обязывал сценаристов и художников к жёсткой самоцензуре. Так начался «Серебряный век» - эпоха весёлых, безобидных и однообразных приключений.

Под раздачу попали и Бэтмен с Джокером, превратившиеся в благородного рыцаря и шаловливого клоуна соответственно. Ни о каких убийствах отныне и речи быть не могло. Их место заняли тематические преступления. Накачать город веселящим газом и заставить всех повыкидывать драгоценности, совершить ограбление, нарядившись Чарли Чаплином или Бастером Китоном, сбежать от полиции, рассмешив копов до беспомощности, - вот что теперь было по душе белолицему злодею. Да и какой он злодей? Так, хулиган и пакостник.

В 1960-е Джокер наконец-то получил первое экранное воплощение в сериале «Бэтмен» с Адамом Уэстом. Исполнил роль актёр кубинского происхождения Сезар Ромеро, который до того играл в основном героев-любовников. Впрочем, в новом амплуа он проявил себя ярко. Джокер получился шумным, дурашливым, но обаятельным - под стать самому сериалу.

Сериал «Бэтмен» 1960-х в Штатах считается классикой. Таким Джокера большинство зрелых американцев знают с детства

Шутки кончились

От такого клоуна ничего хорошего ждать явно не стоит

В 1970-х на Джокера потихоньку перестали действовать пилюли добродушия, которыми его пичкали двадцать лет. В массовую культуру, особенно в кино, проползало насилие, и комиксы не могли не поддаться общему веянию. Именно тогда сага о Тёмном рыцаре приобрела знакомые нам черты мрачного детективного триллера.

Первым звоночком, ознаменовавшим возвращение клоуна-убийцы, стал сюжет «Пять способов мести Джокера» 1973 года. В нём злодей в очередной раз сбежал из-под стражи, но вместо того, чтобы совершать абсурдные преступления, начал карать бывших подельников, бросивших главаря на произвол судьбы. И кара не подразумевала бросок торта в лицо - нет, всё было по-взрослому. Двоих отравили ядом смеха, ещё один затянулся сигарой с нитроглицерином, а четвёртого маньяк просто повесил. Последний подручный должен был стать закуской для акулы, но Бэтмен спас его.

Персональная серия Джокера протянула недолго. Как писать о том, кто даже на антигероя не тянет?

Настоящий ренессанс Джокер пережил в 1980-е, когда вышли два сюжета о нём, оставившие глубочайший след в истории комиксов. Про «Убийственную шутку» Алана Мура хоть раз слышал каждый, кто увлекается гик-культурой. Этот графический роман стабильно входит в топы комиксов, обязательных к прочтению. Причин тому много.

Во-первых, именно после событий «Убийственной шутки» Барбара Гордон, она же Бэтгёрл, оказалась прикована к инвалидному креслу. Это был смелый ход со стороны издательства - до этого герои никогда не лишались сил надолго и уж точно не становились инвалидами.

Во-вторых, «Убийственная шутка» - это первая попытка показать Джокера живым человеком, трагической фигурой, чьё безумие имеет вескую причину. Благодаря ловкой манипуляции эмоциями читатель с удивлением обнаруживал, что зловещему шуту, оказывается, можно сопереживать. Но ошибочно полагать, будто в комиксе раскрывается настоящая предыстория Джокера, - нет, убивать интригу DC и Мур не рискнули бы. В романе предлагается лишь один из возможных вариантов.

Эта сцена из «Убийственной шутки» вызвала возмущение феминисток по всей Америке

А вот арка «Смерть в семье», напротив, стремилась читателя не удивить, а ублажить. Аудитория DC в то время обожала жестокие выходки Джокера и ненавидела второго Робина - Джейсона Тодда. Сценаристы создали его на замену сверхправильному Дику Грейсону, который ушёл от Бэтмена на вольные хлеба и стал Найтвингом. Новый чудо-мальчик должен был в духе времени стать «плохим парнем», но вместо этого стал плохим персонажем.

Дерзкий и резкий сайдкик настолько не нравился публике, что DC пошли на беспрецедентный шаг - запустили телефонное голосование, выживет Тодд в ходе очередного приключения или нет. Читатели хладнокровно приговорили парня к смерти. Гибель его не была быстрой или безболезненной - Джокер, дьявольски хохоча, избил юношу монтировкой и, едва живого, оставил на заминированном складе. Бэтмен пытался спасти подопечного, но всё уже было предрешено.


Со временем Джейсон Тодд воскрес, но на это ушло десять с лишним лет. А в 1980-е гибель Робина была окончательной и бесповоротной. Сложно переоценить важность этого сюжетного поворота для «Бэтмена» и индустрии комиксов в целом. Позже сценаристы ещё не раз заставляли Джокера совершать куда большие зверства, выходя за всякие рамки. Но превзойти по эффектности «Убийственную шутку» и «Смерть в семье», кажется, никто так и не смог.

На больших и малых экранах

Успех фильма «Супермен» 1978 года и возросшая популярность комиксов о Бэтмене убедили студию Warner Bros., что публика готова к большому кино о Рыцаре ночи. Ходить студийные боссы решили сразу с козырей. Вернее, с Джокера. В ранних черновиках сценария был ещё и Пингвин, но создатели выбросили его, чтобы не отвлекать внимание зрителей от противостояния двух архиврагов.

Кинокомпания хотела, чтобы фильм стал однозначным хитом, а допустимый риск был исчерпан наймом молодого Тима Бёртона на должность режиссёра и не слишком известного Майкла Китона на роль Бэтмена. Злодея должна была сыграть настоящая звезда. Интерес к этой роли проявляли Робин Уильямс и даже Дэвид Боуи.

Легенда гласит, что Джек Николсон стал главным кандидатом после того, как один из продюсеров увидел «Сияние» Стэнли Кубрика. Дикий оскал и безумные глаза актёра произвели неизгладимое впечатление на кинобосса, и тот убедил коллег, что Джокера должен играть Николсон и никто иной. После долгих уговоров Джек согласился, но гонорар запросил баснословный - 60 миллионов от сборов картины и процент от продаж видео и мерчендайза.

Давайте все же признаем очевидное: Николсон сыграл в «Бэтмене» Николсона, только в гриме

Джокер в фильме Бёртона получился ярким и харизматичным, но… совершенно не безумным. Это самовлюблённый и жестокий гангстер-пижон, но не инфернальный шут, от чьего смеха по коже бегут мурашки. Быть может, причина в том, что его происхождение не покрыто завесой тайны. Зрителю известно, что до падения в чан с химикатами Джокер Николсона был обычным бандитом. Сценаристы даже дали ему человеческое имя - Джек Нэпьер (в честь покойного актёра Алана Нэпьера, сыгравшего Альфреда в «Бэтмене» 1960-х). Нет загадки, нет интриги. А уж решение сделать именно его убийцей родителей Брюса Уэйна вызвало дикое возмущение у фанатов комиксов.

Впрочем, фильм получился стоящим и успешным. Он популяризировал Бэтмена и Джокера, показал их во всей мрачной красе, стёр воспоминания о старом комедийном шоу. Warner Bros. почти сразу дали добро на сиквел и, что для нас куда важнее, мультсериал «Бэтмен» за авторством Брюса Тимма и Пола Дини - готический, мрачный, не желавший сюсюкаться с юным зрителем. Конечно, рассчитан он был в том числе и на детей, но поднимать взрослые темы не стеснялся. Там была драма, был психологизм. Именно там появилась спутница Джокера - всеми любимая Харли Квинн. А ещё там был лучший Джокер вне комиксов.

Джокер Хэмилла навсегда останется в детских воспоминаниях тысяч зрителей. Ну, или в ночных кошмарах

Когда Марка Хэмилла пригласили на студию, он был уверен, что ему предложат написать пару сюжетов для сериала. После «Звёздных войн» его актёрская карьера не задалась, и Марк начал писать сценарии, даже добился в этом успехов. Поэтому, когда его попросили встать за микрофон, бывший Скайуокер несколько удивился. Но ничего необычного в этом не было - за два года до того Хэмилл сыграл суперзлодея Трикстера в сериале «Флэш», созданном тем же телевизионным подразделением WB на волне популярности бёртоновского «Бэтмена». Типажи двух злодеев во многом совпали, и создатели решили позвать именно этого актёра.

И это оказалось одним из самых верных решений чуть ли не во всей истории мультсериалов. Марк настолько тонко и верно прочувствовал персонажа, настолько вошёл в роль, что по сей день считается лучшим голосом Джокера из всех. Да что там - просто лучшим Джокером. Он забавный, жуткий, безумный, а его смех не спутать ни с чем.

Марку Хэмиллу всё же удалось сыграть Джокера вживую… ну, почти. В сериале «Флэш» он вернулся к роли Трикстера, но голос и манеры позаимствовал у клоуна-убийцы

Джокер нового века

В 1990-е индустрию комиксов лихорадило. Кризис продаж, кризис идей - в общем, кризис всего. В том, что творилось во вселенной DC тех лет, с её параллельными мирами, сдвигами пространства-времени, внезапными смертями и воскрешениями, сломит ногу и сам дьявол. Поэтому мы обойдём стороной это царство хаоса, благо ничего действительно эпохального про Джокера тогда не выходило. Хотя истинные знатоки комиксов с этим наверняка могут поспорить.

В арке «Император Джокер» злой шут обманом получил божественную силу и на время стал владыкой Вселенной…

…а в «Последнем смехе» заразил весь мир вирусом, превращающим каждого в безумного клоуна

Оставался на периферии он и в начале 2000-х. В значимых арках вроде «Бэтмен: Тихо!» клоун мелькал, но чаще на вторых ролях. Читателям и авторам он как будто приелся. Заезженный образ нуждался в кардинальном обновлении.

В мультсериале «Бэтмен» 2004 года Джокер уже предстаёт в непривычном облике. Он сгорблен, двигается на обезьяний манер, вместо аккуратной причёски - пышная зелёная грива, вместо фрака - смирительная рубашка. Непривычно, но свежо и смело, хотя в целом мультсериал сильно уступал предшественнику. Но те перемены в Джокере были лишь знамением того, что на самом деле грядёт.

В мультсериале 2004 года Джокер совершенно не похож на себя. И ему это идёт

Когда Кристофера Нолана спросили, почему он пригласил на роль Джокера в «Тёмном рыцаре» именно Хита Леджера, режиссёр ответил: «Потому что Хит бесстрашен». А для того, что задумали Нолан и Дэвид Гойер, была необходима недюжинная смелость. Оба в полной мере понимали, какой груз ответственности лежит на их плечах, несмотря на то, что Кристофер был и остаётся далёк от комиксов. Перезапустить франшизу о Бэтмене - это одно, а вписать в условно-реалистичный мир фантастического персонажа, к тому же имеющего гигантскую армию фанатов, - совсем другое. Для этого требовался актёр, готовый, во-первых, принять шквал критики от гиков, а во-вторых, убедить мир в правоте создателей фильма, покусившихся на канон.

Про Джокера Леджера написано немало статей и даже научных трудов. Это, вне сомнения, одна из самых ярких и влиятельных актёрских работ в кино начала XXI века. Но консерваторы от комиксов все же критикуют его за неканоничность. Дескать, никакой это не мистер Джей: ведёт себя не так, выглядит не как положено, и вообще, Нолан снял что-то своё, а не экранизацию комиксов про Бэтмена.

Последней записью в дневнике, который Леджер вёл от лица Джокера во время подготовки к роли, были слова «пока-пока» на всю страницу. Жуткое совпадение

Но если разбирать образ, созданный Леджером, именно в контексте истории персонажа, то выяснится интересная вещь: суть Джокера актёр и сценаристы уловили максимально точно. Каким должен быть шут-убийца? Безумным? Джокер в «Тёмном рыцаре» строит грандиозные многоходовые планы ради достижения одному ему понятной иррациональной цели. Коварным и жестоким? Скольких
он убил по ходу фильма, сколько жизней сломал! Именно он превратил честного и благородного Харви Дента в одержимого местью Двуликого, показательно осквернив идеалы морали, едва возникшие в Готэме. Эксцентричным и ироничным? Да все монологи Джокера напоминают стендап-шоу радикального комика, а сам он представляет собой эдакий гибрид Энди Кауфмана с Чарльзом Мэнсоном. А как он заливается смехом во время избиения - это же самая показательная сцена, отражающая суть персонажа!

Даже особое отношение Джокера к Бэтмену раскрыто в «Тёмном рыцаре» куда лучше, чем у Бёртона, где клоун-гангстер воспринимал архиврага как очередную помеху, не более. Так что всё каноничней некуда.

В год выхода «Тёмного рыцаря» Брайан Азарелло опубликовал графический роман «Джокер», где злодей явно напоминает Хита Леджера

Клоун без лица

С выхода «Тёмного рыцаря» прошло уже восемь лет. Всё это время Джокер, интерес к которому резко вырос, постоянно мелькал в комиксах, мультфильмах и видеоиграх. Особо выделим серию Batman: Arkham, в которой к любимой роли на две игры вернулся Марк Хэмилл, а на смену ему пришёл не менее талантливый Трой Бэйкер. Франшиза охватывает почти всю историю противостояния Бэтмена и Джокера - от первого столкновения до гибели смеющегося психопата и его, так сказать, посмертного существования. Это грамотная компиляция десятков комиксных сюжетов в несколько объёмных, но цельных произведений.

Что до комиксов, больше всего шуму наделала версия клоуна из вселенной The New 52. Сценарист Скотт Снайдер (не родственник Зака Снайдера, если что) пошёл на дерзкий ход: по сюжету Джокер теряет лицо. В буквальном смысле. Клоуну его просто отрезают. А спустя какое-то время он крадёт своё лицо из хранилища улик готэмской полиции. И надевает. Как маску. Прямо на голое мясо. Бр-р-р, даже писать об этом неприятно.

Так что просто смотрите

Тем не менее такой экстрим подошёл персонажу как нельзя лучше. Новый облик подчеркнул всю глубину психического расстройства клоуна. Он настоящее чудовище, чей воспалённый мозг генерирует гениальные и изощрённые планы. Даже Харли Квинн боится такого мистера Джея, и её можно понять.

Кажется, Джокер способен пережить что угодно только потому, что сама смерть предпочитает держаться от него подальше. Бэтмен как никогда растерян и беспомощен перед этим воплощением хаоса. В финале арки «Смерть семьи», которая считается одной из лучших в The New 52, Тёмный рыцарь одерживает победу над врагом, но складывается впечатление, что это тоже лишь часть плана Джокера. Шоу должно продолжаться.

В арке Batman R.I.P. Джокер уже похож на серийного убийцу из фильма ужасов

За последний год мы получили целых двух новых экранных Джокеров. Первый из них появился в сериале «Готэм», и с ним всё непросто. Персонажа, которого играет Кэмерон Монахэн, зовут Джером Валеска. Он сын цирковой артистки, который убил собственную мать, после чего был помещён в лечебницу Аркхем, сбежал оттуда и стал разудалым преступником со склонностью к театральным эффектам.

Создатели утверждают, что Джером не Джокер, но верить им трудно. Он ведёт себя как Джокер, говорит как Джокер, смеётся как Джокер. Он даже выглядит как Джокер, разве что кожа нормального цвета и волосы рыжие. А раз сериал окончательно плюнул на реализм и воскрешает мёртвых персонажей на раз-два, вероятность, что юный психопат искупается в химикатах, вырастает до 99%.

И это хорошо. Да, тайна личности шута-убийцы снова растворится, но «Готэм» тем и славен, что показывает на экране всё, что в комиксах осталось за кадром. В остальном же образ Монахэна соответствует канону, а манера игры явно вдохновлена озвучкой Марка Хэмилла.

Кэмерону Монахэну (Джером из «Готэма») даже грим наносить необязательно

И вот мы добрались до самого обсуждаемого Джокера последних лет - Джареда Лето в «Отряде самоубийц». Ирония в том, что сказать про него, по сути, нечего. Персонажа в фильме летучая мышь наплакала - восемь минут с небольшим, и раскрывается он (вернее, «обрисовывается») всего в паре сцен. Он эксцентричен, эгоцентричен, эмоционально нестабилен - в общем, почти такой, каким должен быть. Только порой, как и всё в киновселенной DC, чересчур серьёзен и пафосен. Комедиантская сторона Джокера едва намечена.

Зато образу добавили человечности. В фильме мистер Джей не просто держит Харли Квинн при себе, как забавную игрушку, но любит её, хотя в то, что его гнилое сердце способно на чувства, трудно поверить. Сам Лето говорил в интервью, что хочет показать сложную и противоречивую натуру Джокера, сделать его человеком, который одновременно и наслаждается безумием, и страдает от него. Увы, огромное количество отснятых сцен с его участием так и не вошло в театральный монтаж фильма.

Будем надеяться, все вырезаннные сцены с Джокером когда-нибудь покажут. Очень уж хочется узнать, что за игрушки хотел показать Лето

Безусловно, что-то мы упустили. Охватить всё, что вышло про Джокера за 75 лет, в рамках одного материала невозможно. Например, тут нет теорий касательно того, что происходит с клоуном в комиксах DC сейчас. А там как раз выяснилось, что все эти годы злодействовали аж три разных Джокера вместо одного. Этот сюжетный твист нацелен на шумиху столь же явно, как и разрекламированное предательство Капитана Америки. И пока сценаристы не придумают ему чёткого и вменяемого обоснования, воспринимать его всерьёз не стоит.

Джокер - звезда мирового масштаба. Икона современной поп-культуры, не меньшая, чем Бэтмен. И что бы с ним ни делали сценаристы, художники, актёры и режиссёры, суть его не изменится. Злобный клоун, воплощение жестокой иронии судьбы и незамутнённого безумия. Злодей, чей образ врезается в память с первого взгляда. Слишком популярный, чтобы когда-либо исчезнуть. Как бы ни сложилась судьба киновселенной DC, за Джокера переживать не стоит - его смех прозвучит ещё не раз.

, Двуликий , Красный колпак

    • Безумный и гениальный интеллект
    • Несгибаемая сила воли
    • Лидерские качества
    • Обширные знания ядов, взрывчатых веществ и технологий, доступ к ним
    • Мастерские навыки обращения с различным оружием
    • Мастер побегов
    • Мастер маскировки
    • Владение навыками рукопашного боя
    • Превосходный актёр и мастер перевоплощения
    • Мастер манипуляции и запугивания
    • Невосприимчивость к подавляющему большинству ядов и химикатов
    • Зараженная кровь
    • Сопротивление боли
    • Выживаемость
    • Особое чувство юмора

New 52

Образ Джокера претерпел некоторые изменения в версии The New 52 ; внешность персонажа в перезапущенной вселенной практически не изменилась. Впервые маньяк-убийца появляется в Detective Comics № 1, где его преследует вся полиция Готэма. После очередной стычки с Бэтменом Джокер был пойман и доставлен в лечебницу «Аркхэм ». В камере клоуна навещает новый злодей, Кукольник (англ. Dollmaker ). Он отрезает Джокеру лицо, перед этим сообщив, что является самым большим его поклонником. Однако, необходимо подчеркнуть, что Джокер встретил Кукольника со словами «Это идеальное место для процедуры», тем самым давая понять, что позволит сделать это с собой. После своего поражения Джокер пропадает примерно на год. Когда до Харли Квинн доходят слухи о гибели маньяка, она теряет остатки здравого рассудка и бросает Отряд Самоубийц, чтобы лично увидеть срезанное лицо возлюбленного в полицейском участке Готэма. Очевидно, она рассчитывает получить возможность восстановить лицо Джокера.

В серии «Бэтмен: Европа» Бэтмен и Джокер оказываются зараженными неким вирусом Колосса. Чтобы исцелиться, им приходится объединить усилия и отправиться в Европу на поиски того, кто заразил их. Они проходят через Берлин, Прагу, Париж и Рим. В Париже им удается подойти к загадочному врагу достаточно близко, завязывается бой, в ходе которого Бэтмен, ослабевший от убивающего его вируса, падает с крыши. Однако, намеренно или случайно, Джокер спасает ему жизнь, не дав разбиться насмерть. В Риме Бэтмен и Джокер, наконец, узнают, что все это подстроил Бэйн , чтобы доказать, что Бэтмен не может жить без Джокера. Он начинает жестоко избивать Джокера, но Темный рыцарь останавливает его и побеждает в поединке. Бэтмен и Джокер понимают, что противоядие от вируса находится у них в крови, но Бэтмен колеблется, осознавая, что если они выпьют кровь друг друга, то выживут оба, а если нет – то, соответственно, оба умрут. В итоге инициативу перехватывает Джокер, ударяя своего заклятого врага по лицу и буквально вынуждая спасти их обоих. Таким образом, Бэтмен оставляет Джокера в живых, понимая, что много людей в будущем из-за этого пострадает. В этой сюжетной арке Бэтмену также становится известно, что Джокер в совершенстве владеет французским языком. Он говорит: «Французский Джокера... Parfait (фр. безупречен). Это дает мне понять, как мало я знаю о своем ближайшем враге, даже спустя все эти годы». Также читатель узнает, что у Джокера есть связи в преступном мире Парижа и, возможно, всей Франции.

Предполагалось появление Джокера и в следующем фильме серии - «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды », в качестве камео (подобно Пугалу , который будучи злодеем в «Бэтмен: Начало », кратко появился в «Тёмном рыцаре» и в «Тёмном рыцаре: Возрождение легенды»), но Хит Леджер умер в момент съёмок другого фильма «Воображариум доктора Парнаса ». В новеллизации фильма упоминается, что Джокер сидит в Аркхэме, в самом фильме он не упомянут из уважения к Леджеру .

За роль Джокера Хит Леджер посмертно получил премии «Оскар », «Золотой глобус », «BAFTA » и «MTV Movie Awards ».

Смерть Хита Леджера поставила два острых вопроса при выпуске фильма: показывать ли недавно скончавшегося Хита Леджера в образе изуродованного Джокера, говорящего коронную фразу, а также целесообразность вырезания из финального монтажа сцены, где Джокер притворяется мёртвым, но в конечном счёте решили убрать, оставив указание в титрах, что фильм посвящается памяти актёра.

На вечеринке Лекса Лютера у Брюса Уэйна и Кларка Кента завязывается разговор, во время которого Брюс высказывает предположение, что, возможно, в нем говорит Готэм, и что у них были трудности с психами, разодетыми, как клоуны, вероятнее всего имея в виду Джокера и его банду.

В ноябре 2014 года глава Warner Bros. Pictures Грег Сильверман объявил, что обладатель «Оскара» Джаред Лето сыграет Джокера в фильме «Отряд самоубийц ». В трейлерах и фильме показан новый образ Джокера: у него мертвенно-бледная кожа вместо белой, зеленые волосы (зачесанные назад, как в некоторых комиксах последних лет), отсутствуют брови, множество характерных татуировок на теле и железные протезы вместо передних зубов. В фильме Джокер носит серый вельветовый пиджак, багровую шелковую рубашку, расстёгнутую до пупка, черные брюки и туфли. Также он предстаёт одетым в фиолетовое крокодиловое пальто на голое тело и во фраке , очень похожем на знаменитый традиционный костюм Джокера, в котором тот чаще всего изображается в комиксах, но в фильме он не фиолетового цвета, а черного. В «Отряде самоубийц» Джокеру отведено крайне мало экранного времени, но он всё равно успевает запомниться и произвести впечатление экстравагантного психопата. В фильме представлен как влюблённый в Харли Квинн и пытающийся освободить её из заключения. Однако, стоит отметить, что отношение Джокера к Харли Квинн на протяжении фильма неоднозначно, как и в комиксах. Так, например, в окончательный вариант киноленты не вошли кадры, показанные до этого в трейлере: во время финальной битвы на станции метро появляется Джокер с обожжённой кожей лица в результате падения на вертолёте. Злодей предлагает Харли Квинн сбежать вместе с ним, однако, девушка отказывается, сославшись на то, что должна помочь друзьям. Тогда Джокер покидает её, бросив в Отряд дымовую гранату .

Телесериалы

Телесериал 1966-1968 годов является продолжением одноимённого фильма. Роль Джокера продолжил играть Сесар Ромеро .

Джокер появляется в одном коротком эпизоде в первой серии. Впрочем, главная злодейка сериала - Харли Квинн , часто вспоминает своего «Мистера Джея», не прекращая попытки отомстить за его смерть и пытаясь восстановить его криминальную империю. В роли злодея каскадёр Роджер Стоунбарнер, а озвучивает его Марк Хэмилл , известный частым озвучиванием Джокера в анимационных фильмах.

В 16-ой серии этого сериала появился персонаж, воспринятый многими как юный Джокер: Джером Валеска, путешествующий по стране с цирковой группой. В этой версии персонаж сыгран актером Камероном Монахэном и представлен как сын танцовщицы со змеёй Лайлы, которую он же и убил при помощи топора за её распущенное и излишне требовательное поведение: «О, ну вы же знаете матерей. Она не видела никаких границ. Я думал - ладно, мам, будь шлюхой. Да будь даже пьяной шлюхой, а вот доставучей пьяной шлюхой быть не надо». Так же в сериале появляется и отец Джерома - экстрасенс Сиссеро, возможно, цирковой мошенник. Валеска был убит в третьей серии второго сезона; в конце этой же серии мы, возможно, видим настоящего юного Джокера среди истерично смеющихся людей, увидевших сюжет о Джероме в новостях. Также опровергает это и актёр игравший Джерома - Камерон Монахэн сказал в интервью - «Меня часто спрашивают, является ли Джером Валеска Джокером? И я всегда отвечаю: „Нет!“».

Создатели сериала официально объявили, что Джером вернётся в третьем сезоне. Это было подтверждено в 12 серии, где был показан труп Джерома, готовящийся к оживлению. В этой же серии было показано, что возник целый культ психопатов в костюмах клоунов и Арлекинов, навеянный предсмертной видео-речью Джерома. В следующей серии Джером возрождается, но с отрезанным лицом: учёный, который его оживлял, попытался сам возглавить культ подражателей, нося лицо Джерома как маску, но Валеска воскрес и отобрал своё лицо. Чуть позже он пришил его на место скрепами, что придало ему вид страшного клоуна. В этой же серии была эпизодически показана карта Джокер, в связи с чем можно предположить, что Джером всё-таки, возможно, является молодым Джокером.

Анимация

В большинстве анимационных фильмов и мультсериалов Джокера озвучивал Марк Хэмилл.

Мультсериалы

  • «Приключения Бэтмена» (The Adventures of Batman, 1968-1969)
  • «Новые приключения Бэтмена» (The New Adventures of Batman, 1977)
  • «Бэтмен » (Batman: The Animated Series, 1992-1995) и «Новые приключения Бэтмена» (The New Batman Adventures, 1997-1999) - Джокера озвучивает Марк Хэмилл
  • «Бэтмен будущего » (Batman Beyond, 1999-2001) - непосредственно Джокер не появляется, но множество раз даются отсылки к нему: многочисленные банды Джокеров (Jokerz), в «Joyride» (сезон 2, эпизод 3) показана пещера со скелетом в костюме Джокера.
  • «Лига справедливости » (Justice League) - эпизоды Injustice for All (2002) и Wild Cards (2003)
  • «Шоковый разряд» (Static Shock) - эпизод The Big Leagues (2002).
  • «Бэтмен » (The Batman, 2004-2008)
  • «Молодая справедливость » (Young Justice) - эпизод Revelation (2011)
  • «Бэтмен: Отважный и смелый » (Batman: the Brave and the Bold, 2008-2011)

Анимационные фильмы

  • «Бэтмен: Маска Фантазма » (Batman: Mask of the Phantasm, 1993) - Джокера снова озвучивает Марк Хэмилл. Раскрывается прошлое Джокера, он был киллером на службе у босса мафии Сальватора Валестри.
  • В мультфильме «Бэтмен и Супермен» (The Batman Superman Movie: World’s Finest, 1998) он стал напарником Лекса Лютора .
  • В полнометражном мультфильме «Бэтмен будущего: Возвращение Джокера » (Batman Beyond: Return of the Joker, 2000) Джокер появляется в мире будущего после того, как его длительное время считали мёртвым. И Джокер снова желает победить Бэтмена, но Брюс Уэйн уже стар, и его противником становится ученик оригинального Тёмного Рыцаря. Озвучивает злодея Марк Хэмилл.
  • Короткометражный фильм «Бэтмен: Новые времена» (Batman: New Times, 2005).
  • В мультфильме «Бэтмен против Дракулы » (2005) Джокер стал вампиром . Его озвучивает Кевин Майкл Ричардсон.
  • Альтернативная версия Джокера - супергерой Джестер появляется в прологе «Лига Справедливости: Кризис двух миров » (2010).
  • В мультфильме «Бэтмен: Под красным колпаком » (2010) Джокер запирает Робина на складе с установленной взрывчаткой - при взрыве Робин умирает. Пять лет спустя, бандит Чёрная Маска помогает ему бежать из «Аркхема» и заключает сделку, но Джокер расторгает «договор» и берёт в плен Чёрную Маску и его людей. При попытке поджога фургона появляется Бэтмен и предотвращает убийство бандитов. Красный Колпак забирает психа в логово и избивает его. Вмешивается Бэтмен, не давая убить Джокера. Джокер снова возвращается в «Аркхем». Его озвучивает Джон Ди Маджио.
  • В мультфильме «Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря », состоящем из двух частей, - Джокер имеет камео в первой и появляется как противник Бэтмена во второй. В первой части Джокер охвачен кататоническим синдромом , но, услышав о возвращении Бэтмен, его состояние нормализуется. Во второй части Джокер притворяется, что он стал нормальным и именно Бэтмен виноват в его маниакальном поведении. Джокер убивает большое количество людей ядом смеха на вечернем ток-шоу, после чего отправляется в местный парк развлечений, где также убивает множество людей. Бэтмен понимает, что он убил столько людей, позволив Джокеру жить. В схватке маньяк пытается убить Бэтмена, множество раз проткнул его ножом, после чего Джокер сворачивает себе шею. Он радуется, так как считает, что победил своего заклятого врага, заставив его потерять контроль. Джокер смеётся, поворачивает шею, окончательно переломав себе шейный позвоночник, и умирает. После прихода полиции тело Джокера загорается, а Бэтмен говорит, чтобы тот перестал смеяться.
  • В мультфильме «Бэтмен. Нападение на Аркхэм » Джокер освобождён из Аркхэма своей сообщницей Харли Квинн . Он планировал взорвать «грязную бомбу », которая должна была заразить радиацией весь Готэм. Но Бэтмен обезвреживает бомбу, а Дэдшот сталкивает вертолёт, вместе с Джокером внутри, с небоскрёба, тело Джокера не нашли на месте крушения вертолёта. Его озвучивает Трой Бэйкер .
  • В мультфильме 2015 года «Безграничный Бэтмен: Хаос» Джокер является главным злодеем.
  • Появляется в мультфильме Бэтмен: Убийственная шутка , (экранизация комикса Алана Мура) является главным злодеем. Сбежав из Аркхэма, Джокер решает провести над честным комиссаром Гордоном, чудовищный эксперимент. Он, заявившись к нему домой, стреляет в Барбару, дочь комиссара, и делает ее обнаженные фотографии, после чего доставляет Гордона в закрытый парк развлечений и в подробностях показывает всё, что он сотворил с его дочерью, в надежде свести комиссара Гордона с ума.
  • В мультфильме 2017 года «Лего Фильм: Бэтмен » Джокер появляется вновь как главный злодей, собирающийся захватить Готэм-сити .

Компьютерные игры

  • В игре «Lego Batman: The Videogame » Джокер является главным злодеем и доступен как игровой персонаж в истории за злодеев и «свободной игре».
  • Джокер присутствует в игре «Mortal Kombat vs. DC Universe ». В его окончании говорится, что после разделения миров Джокер стал гораздо сильнее. Он захватил Готэм-сити и объявил себя мэром. Теперь он начнёт турнир «Mortal Kombat» в Готэм-сити , участники которого будут биться насмерть ради развлечения Джокера. В конце концов победитель турнира будет сражаться с самим Джокером.
  • В Batman Vengeance Джокер, вместе со своей возлюбленной Харли Квинн , похищает ребёнка женщины и в кулачном бою с Бэтменом инсценирует свою гибель, затем, «воскреснув», устанавливает взрывчатку на дирижабле. Вскоре злодей был пойман Бэтменом и отправлен в клинику «Аркхем ».
  • В игре «Batman: Arkham Asylum » Джокер является одним из противников Бэтмена и главным антагонистом игры. Доставленный Бэтменом в «Аркхем», он поднимает бунт и захватывает власть в больнице. Постоянно появляется, оставляя как аудиопослания, так и видеообращения. В одной из галлюцинаций Бэтмена игрок управляет Джокером, но лишь небольшой промежуток времени. В версии игры для PlayStation 3 есть возможность за Джокера сражаться с охраной лечебницы, при этом он имеет разнообразные клоунские гаджеты. На облик Джокера в игре больше всего повлияли фильм Тима Бёртона, комиксы и мультсериал . Джокера озвучил актёр Марк Хэмилл , успевший познакомиться с этим персонажем и вжиться в образ во время работы над мультсериалом .
  • В «Batman: Arkham City » Джокер также является одним из главных боссов. После событий «Arkham Asylum» заражён «Титаном». В конце игры Джокер случайно разбил пробирку с лекарством. Джокер спрашивает у Бэтмена, доволен ли он, на что Бэтмен отвечает, что даже после того, что Джокер сделал, он бы всё равно спас его. Джокер говорит, что это действительно смешно, и умирает. Бэтмен выносит тело Джокера за стены Аркхэм-сити и отдаёт его полиции. После этого герой уходит, явно виня себя в том, что произошло. После титров игры слышна запись на коммуникаторе Бэтмена, на которой Джокер поёт песню Only You (And You Alone) группы The Platters, а потом дико хохочет.
  • В DC Universe Online Джокер является главным врагом героев в Готэме. Также он является тренером готэмских злодеев и игрок может выбрать его своим наставником. Играбелен в режиме «Легенда».
  • В игре «LEGO Batman 2: DC Super Heroes » Джокер является одним из двух главных врагов, наравне с Лексом Лютором .
  • В игре «Batman » для Sega Mega Drive, сделанной по одноимённому фильму , Джокер появляется лишь в конце, где его побеждает Бэтмен.
  • В игре «The Adventures of Batman and Robin » клоун сбегает из лечебницы «Аркхем» вместе с другими злодеями. Джокер празднует свой день рождения, собираясь взорвать город и убить героев. Он является первым боссом в игре, летающим на воздушном шаре . В конце первой миссии побеждён Бэтменом и Робином .
  • В игре «Batman: Arkham Origins », которая является приквелом к Batman: Arkham Asylum, Джокер захватывает Чёрную Маску и под его видом собирает 8 наёмников для убийства Бэтмена. Является главным антагонистом игры. Как и Бейн, является играбельным персонажем в мультиплеере.
  • В игре Injustice: Gods Among Us , Джокер одурманивает Супермена , заставив его убить Лоис Лейн , после чего Человек из стали убивает его и основывает диктаторский режим по всей Земле. Джокер из параллельной вселенной попадает в данную вселенную вместе с остальными героями, где пытается забрать всю власть себе, но терпит поражение от рук Лекса Лютора.
  • Играбельный персонаж в MOBA-игре Infinite Crisis.
  • В игре «Lego Batman 3: Beyond Gotham » Джокер становится антигероем и помогает Лиге Справедливости в спасении мира от злодея Брейниака . Также является персонажем DLC.
  • В игре «Batman: Arkham Knight » Джокер будет преследовать Бэтмена, как галлюцинация, после событий на химическом заводе Эйс Кемикалс (Ace Chemicals) и будет комментировать все мысли и действия героя в своем стиле (и проявлять как глюк на плакатах в городе). После решение о своей сдачи и раскрытии тайны Бэтмена, Пугало впрыснет Брюсу токсин, и Джокер возьмёт вверх над разумом и будет видеть мир его глазами. Но всё же, из-за своего страха забвения, влияние Джокера над разумом Брюса ослабевает, и в финальной схватке Бэтмен берёт верх над Джокером и запирает его в глубину своего сознания. После титров игры Джокер поёт прощальную песню и грустно хохочет. Является «подсознательным» антагонистом игры. И в подсознательном моменте играбельным персонажем.
  • В игре «Lego Dimensions » Джокер появляется как босс в уровне «Meltdown at Sector 7-G». Также является играбельным персонажем.

Другие появления

Известные фанатские фильмы

Критика и отзывы

Примечания

  1. The Joker Profile - Batman"s Archenemy The Joker Bio (неопр.) . Comicbooks.about.com (2 марта 2011). Архивировано 6 июня 2012 года.
  2. Batman: The Killing Joke
  3. Batman: The Man Who Laughs (2005)
  4. Batman: Harley Quinn (1999)
  5. Gotham Knight 50
  6. Daniel, Tony (w). Detective Comics v2, 1 (September 2011), DC Comics
  7. Glass, Adam (w). Suicide Squad v4, 6 (February 2012), DC Comics
  8. Glass, Adam (w). Suicide Squad v4, 7 (March 2012), DC Comics
  9. Snyder, Scott (w). Batman v2, 13 (December 2012), DC Comics «Death of the Family: Knock Knock»
  10. World Exclusive: The Joker Speaks
  11. In Stetson or Wig, He’s Hard to Pin Down
  12. Christopher Nolan not referencing Ledger’s Joker’s fate in new Batman film | Hollywood.com
  13. It’s Official: Meet the Cast of DC Comics" Suicide Squad Movie! - ComingSoon.net
  14. Вырезанные сцены «Отряда самоубийц» и почему так мало Джокера | Избранное на МирФ - Мир фантастики, фильмов и geek-культуры (рус.) . Проверено 20 августа 2016.
  15. Mark Hamill - Biography (англ.) на сайте Internet Movie Database
  16. Christopher George. The Adventures of Batman & Robin for Genesis (1995) - MobyGames (англ.) (16 January 2003). Проверено 1 августа 2012. Архивировано 7 августа 2012 года.
  17. Уитни Филлипс. Трололо: Нельзя просто так взять и выпустить книгу про троллинг = This Is Why We Can"t Have Nice Things. Mapping the Relationship between Online Trolling and Mainstream Culture. - М. :

Не считая сериала 60-х годов (который даже смотреть не собираюсь), фильмография Бэтмена начинается с 1989, когда Тим Бертон снял одноименный фильм, ставший началом «классической» серии фильмов о Бэтмене. В 2005 уже совсем другие люди (Кристофер Нолан за главного) запустили уже совсем другую серию, посвященную этому персонажу. На сегодняшний день снято два фильма из этой серии, третья находится в разработке. Чем же отличается стиль 90-х от стиля 00-х?

Прежде всего, создатели новой серии избавились от всего, что может показаться нелепым. Например, от Робина. Бэтмена лишили возможности разгуливать средь бела дня, посещать светские тусовки и участвовать в судебном процессе в качестве свидетеля (хорошо, никто не додумался снять, как он штраф за парковку оплачивает). Кристофер Нолан превратил легкий боевичок-комикс в фантастический нео-нуарный триллер.

В фильмах девяностых сильнее чувствуется разбиение на отдельные сцены, в них больше театрализма. Версия нулевых годов снята в одном доминирующем настроении; в едином ритме, держащим зрителя в напряжении на протяжении всей картины. В целом, версия нулевых годов снята под стать времени, больше драйва, драматизма и психоделики, Публика с каждым годом жаждет все более и более острых зрелищ. Кстати, спецеффектами к фильму занималась та же самая студия, что делала их для Матрицы и Аватара, так что будьте спокойны: они на высоте.

Фильмы двух десятилетий отличает также отношение к женским ролям . Раньше Бэтмен имел дело с сексуальными красотками, которые шли на все, чтобы привлечь внимание супергероя… теперь он имеет дело с умной, доброй, но не очень красивой девушкой, для которой идеалы важнее всякой крутизны. Почему? Потому что это добавляет в фильм мелодраматизма и больше соотносится с реальностью.

Объясняловка. Раньше мы довольствовались знанием того, что Бэтмен богат, в хорошей форме, и у него много фантастических (сделанных на театральный манер) игрушек. Он выделывал фантастические кульбиты, которые, понятное дело, с реальной жизнью ничего общего не имеют. Вероятно, в момент создания Бобом Кейном своего персонажа, народ вполне адекватно относился к супергероям (парням в разноцветных лосинах), но у нас тут 21 век и все это выглядело бы нелепо. Нолан решил: в его фильме все будет серьезно и продуманно. Боевое мастерство, костюм, причендалы, история болезни — словом, всё.

В принципе, в голливудском кинематографе существуют три стандартных объяснения всякой веселой всячине: секретные разработки ЦРУ, пришельцы и восточная чепуха. Здесь обошлось без пришельцев (это вам не супермен), Но все остальное задействовано по-максимуму. Вместо бэтмобиля главный герой теперь ездить на скоростном танке. В космос, как раньше, он на нем не улетит, но в общем, сцены с этой штукой сняты очень красиво и по-взрослому. Ну а то, что он у нас непобедимый воин Шамбалы можно узнать из предыдущей части.

Брюс Уэйн. Роль самого Бэтмена можно условно поделить на две части.

Скажу честно, когда он в костюме, важность актерской игры прилично снижается, и фильмы Нолана безусловно выигрывают. Его внезапные появления и перемещения стали более реалистичными. Кроме того, он теперь выпрыгивает не абы как, а откуда-нибудь из верхнего левого угла, когда его там совсем не ждешь. Постановка боев отличается большей динамичностью, местами они стилизованы под геймплей компьютерных игр, местами просто ни черта не разобрать, кто кого куда отшвырнул. Кроме того, Нолан предоставил нам небольшой бонус: Бэтмен теперь умеет говорить гроулингом!

Во вторых, Брюс Уэйн, отшельник-миллиардер. В исполнении Майкла Китона хорошо получилось сделать акцент на его одиночестве. Он дает приемы, он всегда на элеганте, у него отличные манеры и всё такое… но все равно в его поведении чувствуется отчужденность. В последующих фильмах от этой особенности, по-видимому, решено было избавиться. В исполнении Килмера Брюс Уэйн стал просто плейбоем, безо всяких проблем с социализацией; в исполнении Джорджа Клуни… я вообще не понимаю, какого черта Клуни там делает. Итог: три разных актера в четырех расходящихся по стилю картинах.

Фильмы Нолана выдержаны в одном и том же духе, что создает ощущение целостности серии. Кристиан Бэйл в роли Бэтмена? Неплохо, но ничего особенного.

Харви Дент. В фильме «Темный Рыцарь» на этом персонаже завязана основная фабула всего повествования (угадайте какая?): борьба добра со злом. Лично мне этот персонаж не очень понравился ни у Ли Джонса ни у Экарда. В первом случае он слишком нелеп, во -втором — слишком пресен. У Экарда внешность типичного белого воротничка, вот вам и окружной прокурор.

Джокер. В двух вариантах франшизы про Бэтмена его главный оппонент представлен совершенно по-разному. В бертоновской версии его играет Джек Николсон, и Джокер — это вполне адекватный бандит, внутри которого живет скрытая любовь к театрализму. Но до поры до времени она никак не дает о себе знать. Только после инцидента на фабрике химикатов в нем просыпается эксцентричный маньяк… Кроме того, с Джокером завязан и общий сюжет фильма — гибель родителей Брюса. Плюс этой версии в том, что мы можем проследить превращение уличного грабителя Джека Напьера в того самого Джокера. В фильме Нолана все обстоит совершенно иначе. Мы ничего не знаем о его прошлом, нам неизвестно его настоящие имя. Здесь он не просто преступник с эстетическим уклоном, а совершенный психопат и садист. Слава, деньги, и прочие низменные ценности его не интересуют. Он делает все свои пакости ради некоего гнилого адреналина, просто чтобы наслаждаться агонией всего живого. Нолан поубавил этому персонажу стиля и эстетики, зато наделил его незаурядным талантом к планированию, прямо как у Гроссмейстера ложи Великий Восток. Если в персонаже Николсона есть определенный шарм, то от этого Джокера… порой начинает тошнить, настолько он неприятен, со всеми его причмокиваниями и прихрипами. Он вызывает неподдельное чувство омерзения. Хит Леджер получил Оскара за эту роль, и лично я думаю, совершенно заслуженно.

Итог: будем ждать следующую часть.