Ранние романтические рассказы горького кратко. Раннее романтическое творчество М

Ранние романтические произведения А.М.Горького

Презентация для учащихся 11 класса


«Итак, на вопрос:почему я стал писать?- отвечаю:по силе давления на меня «томительно бедной жизни»… А.М.Горький


  • «Первая причина заставила меня попытаться внести в «бедную» жизнь такие вымыслы, «выдумки», как «Сказка о соколе и уже», «Легенда о горящем сердце», «Буревестник»…
  • Революционные предчувствия вносили в творчество писателя героику борьбы, пафос утверждения свободного человека. Бунтарский пафос ранних произведений Горького облекался в форму аллегорических сказок и поэм.
  • « Эта наклонность к фантастике …проявляется в искусстве как наклонность к романтике…»
  • В. Воровский

  • мечтой, которая опережала действительность
  • Романтическое наследие Горького 90-х гг.:
  • 1. «Макар Чудра»- 1892г.
  • 2. « Девушка и смерть» 1892г.

  • 4. « О чиже, который лгал, и о дятле-любителе истины» – 1893г.
  • 5. « Старуха Изергиль» -1894г.
  • 6. « Песня о Соколе» – 1895г.
  • 7. « Хан и его сын» -1986г.

«Девушка и Смерть»

Девушка стоит перед Смертью,смело

Грозного удара ожидая.

Смерть бормочет- жертву пожалела:

  • Ишь ты ведь, какая молодая!

Что ты нагрубила там царю?

Я тебя за это уморю!

  • Не сердись,- ответила девица,-

За что на меня тебе сердиться?

Целовал меня впервые милый

Под кустом зеленой бузины,-

До царя ли мне в ту пору было?

Ну, а царь- на грех- бежит с войны.

Я и говорю ему,царю,

Отойди,мол,батюшка, отсюда!

Хорошо, как будто, говорю,

А – гляди-ка, вышло –то как худо!

Что ж?! От Смерти некуда деваться;

Видно, я умру, не долюбя.

Смертушка! Душой прошу тебя –

Дай ты мне ещё поцеловаться!

Смерть молчит задумчиво и строго,

Видит- не прервать ей этой песни!

Краше солнца – нету в мире бога,

Нет огня – огня любви чудесней!

Ни земли, ни неба больше нет.

И душа полна нездешнй силой,

И горит в душе нездешний свет.

Нету больше страха пред Судьбою.

И ни бога, ни людей не надо!

Как дитя –собою радость рада,

И любовь любуется собой!


Для романтических произведений М.Горького характерна яркость красок, сочная метафоричность.

  • Портрет Лойко

« Усы легли на плечи и сме-

шались с кудрями, очи, как

ясные звезды горят, а улыб

ка – целое солнце, ей-богу!

точно его ковали из одного

куска железа вместе с конем.»


  • «О ней, этой Радде, словами и не скажешь
  • ничего. Может быть, её красоту можно было бы
  • на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку,
  • как свою душу видит.»



Композиционно ранние произведения строятся как рассказ в рассказе

Вступительный рассказ

2 –й рассказ


Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Гавриловой Татьяной Владимировной МКОУ «Сосновская СОШ»

Ранние романтические рассказы М.Горького

«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», - эти слова Горького можно отнести к любому из героев его романтических произведений. Лойко Зобар, Радда, Макар Чудра, Данко, Ларра, Изергиль – все они горды и независимы, их отличает личностная незаурядность, яркость натуры, исключительность страстей. Горьковский романтизм формируется в эпоху, казалось бы, для романтизма не предназначенную, - девяностые годы 19 века, однако именно яростный бунт писателя против «свинцовых мерзостей жизни» и рождает концепцию человека-деятеля, творца своей судьбы: романтические герои Горького не склоняются перед обстоятельствами, а преодолевают их. «Нужны подвиги, подвиги!» - написал Горький за несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» и воплотил в своих романтических произведениях героев, способных эти подвиги совершить, поэтому произведения с драматическим, а то и трагическим финалом выявляют смелый, радостный взгляд на мир молодого писателя.

«Макар Чудра» (1892)

«Макар Чудра» - первое произведение, сделавшее Горького известным. Герои этого рассказа – молодые цыгане Лойко Зобар и Радда – исключительны во всем: во внешности, чувствах, судьбе. Красоту Радды невозможно передать словами, ее «можно было бы на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку. Как свою душу, знает». У Зобара «очи, как ясные звезды, горят», «улыбка – целое солнце, усы легли на плечи и смешались с кудрями». Макар Чудра не может скрыть своего восхищения удалью, душевной щедростью, внутренней силой Зобара: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, раньше, чем он мне слово сказал. Удалой был малый! Разве он кого боялся! Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!» Красота в романтических произведениях Горького становится нравственным критерием: прав и достоин восхищения уже потому, что красив.

Под стать Зобару и Радда – и в ней та же царственная гордость, презрение к человеческой слабости, в чем бы она ни выражалась. Большой кошель моравского магната, которым он хотел прельстить гордую цыганку, удостоился лишь быть небрежно отброшенным Раддой в грязь. Не случайно Радда сравнивает себя с орлицей – независимой, высокой парящей, одинокой, потому что мало кто ей под стать. «Голубок ищи – те податливей», - советует ее отец Данила магнату.

Основой романтического произведения становится конфликт романтического героя с общепринятыми ценностями, в данном случае в душе Зобара и Радды сталкиваются две страсти - свобода и любовь как привязанность, ответственность, подчинение. «А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня… Никогда я никого не любила, Лойко, я тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Герои Горького встали перед выбором, который можно назвать трагическим, поскольку его невозможно совершить, - остается лишь отрицание самой необходимости выбора, то есть жизни. «Коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя – изувечат». Гордость и любовь не могут примириться, так как компромисс немыслим для романтического сознания.

Особую роль в рассказе Горького имеет композиционное обрамление. Романтический рассказ, в центре которого исключительные герои и ситуации, утверждает особую систему ценностей, в которую не укладывается обычная, будничная человеческая жизнь. Антитеза повествователя и Макара Чудры, рассказавшего легенду о любви и смерти гордых красавцев цыган, выявляет характерное для романтического произведения двоемирие - несоотнесенность, противостояние обыденного взгляда на мир и жизненной философии романтического героя. Свобода, не скованная никакими привязанностями – ни к человеку, ни к месту, ни к труду, - это в глазах Макара Чудры есть высшая ценность. «Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гонясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».

«Старуха Изергиль» (1895)

Система образов рассказа «Старуха Изергиль» построена по принципу антитезы, что характерно для романтического произведения. Ларра и Данко горды, красивы, однако уже в описании их внешности есть деталь, резко их различающая: у Данко глаза, в которых «светилось много силы и живого огня», а глаза Ларры были «холодны и горды». Свет и тьма, огонь и тень – это будет отличать не только внешность Ларры и Данко, но также их отношение к людям, их судьбы, память о них. В груди у Данко – огненное сердце, у Ларры каменное, Данко и после смерти будет жить в голубых степных искрах, а вечно живущий Ларра превратится в тень. Ларра, кроме себя, не видит ничего. Сын Орла, одинокого хищника, он презирает законы людей, живет по собственным законам, подчиняется лишь своим сиюминутным желаниям. «Наказание человека в нем самом» - именно поэтому вечная одинокая жизнь стала для Ларры наказанием страшнее смерти.

Горение – идеал жизни другого героя этого рассказа – Данко. Данко спасает тех людей, которые от слабости, изнеможения и страха готовы были убить его, тех, среди которых нашелся один, наступивший на гордое сердце ногой. Горький не случайно вводит в художественную ткань рассказа этот эпизод: люди были отравлены не только ядовитыми испарениями болота, но и страхом, они привыкли быть рабами, от этого «внутреннего рабства» очень трудно освободиться, и даже подвиг Данко в одно мгновение не способен вырвать страх из людских душ. Людей пугало всё: и дорога назад, и дорога вперед, в своей слабости они обвиняли Данко – человека, наделенного «мужеством вести », то есть мужеством быть первым. «Люди стали упрекать его в неумении управлять ими, они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди них». Данко отдает жизнь людям, мечтая пробудить свет в их душах.

Жизнь Изергиль, третьей героини рассказа, Горький назвал «мятежной». Эта жизнь была наполнена стремительным движением и яркими чувствами, рядом с ней часто оказывались незаурядные, смелые, сильные люди – особенно рыжий гуцул и «пан с изрубленным лицом». От слабых и подлых она без сожаления уходила, даже если любила их: " Я смотрела на него сверху, а он барахтался там, в воде. Я ушла тогда. И больше не встречалась с ним» (о монашке), «Тогда я дала ему пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся и вскочил… Тогда и я пошла» (об Аркадэке).

Изергиль не боялась жертвовать собой во имя любви, однако в конце жизни осталась одна, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Изергиль была абсолютно свободна, она оставалась с человеком, пока любила его, всегда расставалась без сожаления и даже мало помнила того, с кем прошла часть ее жизни: «А рыбак куда девался? – Рыбак? А он…тут… - Погоди, а где маленький турок? – Мальчик? Он умер…» Свою свободу Изергиль поставила выше привязанности к человеку, назвав это рабством: «Я не была никогда рабой, ничьей».

Еще одним романтическим героев рассказов Горького можно назвать природу, которая по своей исключительности сродни Зобару, Радде, Данко, Изергиль. Только там, где степной простор и вольный ветер, могли жить романтические герои Горького. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» становится одним из действующих лиц: это живое существо, принимающее участие в жизни людей. И так же, как среди людей, в природе есть добро и зло. Молдавская ночь, описание которой предваряет события первой легенды, создает атмосферу тайны. Перед появлением Ларры природа одевается в кровавые тона, становится тревожной. В легенде о Данко природа враждебна людям, однако ее злая энергия была побеждена любовью Данко: своим подвигом он преодолел тьму не только в душах людей, но и в природе: «Тут сияло солнце; вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река».

Исключительность и колоритность характеров, стремление к свободе и способность к решительным поступкам отличают всех героев романтических произведений Горького. Стали уже афоризмом слова, отданные писателем старухе Изергиль: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». В этом сказывается концепция человека-деятеля, способного преобразить мир. В эпоху рубежа веков эта концепция оказалась созвучна времени, когда многие уже чувствовали приближение глобальных исторических изменений.

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: реферат, лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Водное слово учителя.

Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.

  1. Реферат по биографии Горького.
  1. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

Приведите примеры, доказывающие это.

Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

  1. Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.

Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)

Какова мотивировка характеров героев?

(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.

Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)

Каков смысл противопоставления Данко и Лары?

(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын орла и женщины был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им. Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Лары воплощена античеловеческая сущность.

Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были как звери, как волки, окружавшие его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, оттуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом гордое сердце, и один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Подумаем, чего испугался осторожный человек.

Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя .)

V. Беседа.

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Как раскрываются в композиции образы героев?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» - рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)

- В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –

покориться любимому человеку ни один не захотел.)

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Лару, героиня думает, что ее судьба ближе к Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)

Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт : «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным

носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.)

Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?

(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш» .)

VI Вопросы по ранним романтическим рассказам М.Горького.

  1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
  2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
  3. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
  4. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
  5. С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
  6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
  7. В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
  8. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

В своих “хождениях по Руси” М. Горький вглядывался в темные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на “дне” жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру. Но Горькому мало было сказать о том, как скверно живут люди. Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Он мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию людей писатель противопоставил яркий, насыщенный мир героев своих рассказов.
Главной темой романтических рассказов Горького стала тема любви и свободы. Уже в одном из первых своих рассказов – “Макар Чудра” – Горький высказывает собственную точку зрения: свобода для человека – главное на свете. Гимном вольности и любви звучит рассказ о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде. Их любовь горела ярким пламенем и не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей. В серой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы “подчиниться сжимавшей их тесноте”. Но Радда и Лойко предпочли смерть. Герои не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Для них свобода, воля – главное в жизни. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю то, Лойко я люблю больше, чем тебя”. Даже любовь оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе, которая достигается ценой жизни.
В другом рассказе Горького – “Старуха Изергиль” – писатель объединяет легенду о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенду о Данко. Повторяющаяся во всех трех частях основная мысль – мечта о людях готовых на подвиг – делает рассказ единым целым. Особое место занимает в рассказе образ Изергиль, которая через всю жизнь пронесла чувство собственного достоинства. История ее жизни – олицетворение свободы, красоты, нравственных ценностей человека. И упреком бескрылой, скучной жизни людей, упреком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам… каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно”. Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Героине остается только опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.
Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая тень на ее собственную жизнь. Сила характера, гордость и вольнолюбие в Ларре превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. В порыве к воле он ступил на путь преступления, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Протестуя против обыденности жизни, Ларра забыл о нравственных законах. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Писатель осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям.
По мнению Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а “красивые – всегда смелы”. Данко был движим только любовью и состраданием к людям, и несмотря на все их злобные мысли, его сердце “вспыхнуло желанием спасти” их. Он берет на себя ответственность вывести людей из темного леса. Спасая людей, герой отдает самое дорогое, что имеет – свое сердце. Горький призывает к самопожертвованию во имя людей. Но поступок Данко не был оценен: “Люди. не заметили смерти его и не видали, что еще пылает. его смелое сердце. Только один осторожный человек. боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.” Этим самым Горький говорит о том, что время таких героев еще не пришло.
Таким образом, в романтических произведениях Горького, автор четко выражает протест против скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе. Они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет смысл, главное – воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям, утратившим свои идеалы. Яркие, страстные, вольнолюбивые – они прославляют активность, необходимость действовать. “Безумство храбрых – вот мудрость жизни”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной Read More ......
  2. Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представил, себе Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького. К. Паустовский Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого Read More ......
  3. Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества Read More ......
  4. Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд Read More ......
  5. Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, только, кроме свободы и гордости, Горький дарует им необыкновенную красоту. Read More ......
  6. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на Read More ......
  7. Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти одновременно с этими произведениями он пишет “Двадцать шесть и одна”, Read More ......
Романтические произведения М. Горького

Сочинение

В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное. Это позволяет автору добиться той достоверности, которая ему необходима. Мы безоговорочно верим в существование Ужа и Сокола, в их беседу. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий. Да это и не важно - сказка перед нами или быль.

Автор показывает две философии, два образа жизни. «Безумству храбрых» Уж противопоставляет «низкие истины», он даже прикрывается показным патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье - землей живу я». Кажется, что автор соглашается с этой мещанской философией. Но это только внешнее впечатление. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него. Автор как бы говорит: «Да, существует жизнь, есть истина, но она не вечна. Развитие жизни рождает новые истины».
Горький - мастер короткого рассказа. Сукупыми, но яркими фразами он умеет сказать гораздо больше, чем порой стоит за длинными философскими рассуждениями. Мастерство и художественное дарование Горького раскрылось уже в раннем его творчестве. «По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения». Подтверждением тому является «Песня о Соколе»

«Макар Чудра» - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, - Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в «Макаре Чудре», Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой - старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни - личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин - раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара - Лойко Зобар и Рад-да - любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения - так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького - то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко - это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг - сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра - одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать - нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только приоряются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами. Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше - что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Свобода и любовь - тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у Горького - не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни.