Популярный в прошлом веке быстрый танец. Список использованной литературы

В 20-х годах 20-го века особую популярность приобретает танец чарльстон. Считается, что чарльстон (Charleston) имеет афроамериканские корни и «родом» он из города Чарльстон (Южная Каролина). Так ли это — доподлинно неизвестно. Ритм этого танца был настолько зажигателен, что весь мир стал танцевать чарльстон. Танец прижился не сразу, многие его движения даже считались неприличными, но со временем он приобрёл огромную популярность, в 1926г. режиссёр Эрнест Любич, снявший фильм «Это Париж», вставил в него грандиозный номер — «Бал-маскарад», где 2500 участников съёмки танцевали чарльстон.
Modern
В 30-х гг. на американском континенте и в Европе возникает волна новых танцев. Один из них — линди хоп (Lindi Hop). Этот бальный танец с подскоками получил своё название в честь знаменитого лётчика Линдберга, первым перелетевшего через Атлантику. Под влиянием джаза, линди хоп постепенно превращался в свинг, а темпераментные негритянские мелодии положили начало бугги-вугги. В Америке этот танец называли чаще джиттербаг (Jitterbag), на Британских островах — джайв. Сейчас мы знаем этот танец как рок-н-ролл. Сам же джиттербаг, объединив в себе движения линди хопа и чарльстона, дал предпосылки к возникновению диско (Disco), как танцевального стиля.

В начале 50-х в мире разразилась лихорадка рок-н-ролла. В 1954г. по европейским экранам прошли фильмы «Рок вокруг часов», «Семя насилия» с участием Билла Хейли, что способствовало росту популярности танца. К началу 60-х первая волна рок-н-ролла схлынула. Наступило время твиста, шейка, бита и др. танцев. Возвращение танца началось в 1968г., и было связано с творчеством «Биттлз». Начиная с 1974 -1975 гг., рок-н-ролл считается одним из модных и теперь называется современным спортивным танцем.
В 70-х гг. обретает популярность танец диско. Появление электронных инструментов не могло не сказаться на характере музыки и на манере исполнения. Настоящий бум диско вызвал вышедший на экраны в 1977г. фильм «Лихорадка субботнего вечера». В нём Джон Траволта танцует диско со всеми характерными для того времени элементами. В фильме «Слава» в 80-х годах диско на улице танцевали полторы тысячи человек. В нашей стране большой популярности стиля диско способствовали выступления балета телевидения ГДР«Фридрихштадтпалас». Сегодня движения диско используются практически всеми исполнителями эстрадных и современных танцев.
Чем богаче и разнообразнее становилась музыка с появлением новых электромузыкальных инструментов, тем больше возникало различных музыкальных направлений, а вместе с ними и различных стилей танца.
В конце 80-х — начале 90-х с появлением видео обретают популярность определённые стили. Творчество Майкла Джексона, который прослыл тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения — «а ля Джексон». Его самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа.

Популярность латиноамериканских танцев породила такие массовые танцы как ламбада и макарена. Зажигательные мелодии с характерной манерой исполнения родили определённый набор движений, который и стал очень популярными танцами — ламбада и макарена.

Брейк (Break dance) и Хип-Хоп (Hip-hop) стили. Танец, который очень похож на брейк, был известен ещё во времена рабовладения. В Новом Орлеане его называли Kongo square dance. Это имя он получил от названия площади — Kongo square, на которой когда-то собирались рабы. Там они не только общались, отдыхали, но и соревновались в искусстве танца. Рабы были разных национальностей: африканцы, латиноамериканцы и др. Особую остроту соревнованиям придавало деление на «команды» по этническому признаку. Элементы акробатики в танце встречаются у многих народов. В брейке есть элементы африканских плясок, фрагменты бразильского боевого искусства рабов — «капоэйры», и многое др.

История самого брейка началась в 1962г. в Южном Бронксе. Основателем считается DJ Cool Herk. Он приехал в Бронкс с Ямайки и привёз с собой лучшие традиции кингстонских уличных танцев. Он же придумал в 1969г. термин «В-Воу» — от сокращённого «break boy», что означает «парень, танцующий брейк». Из толпы танцующих на площадку выходили лучшие из лучших танцоров и показывали своё мастерство. Так называемые «брейк бои».
Примерно в то же время, в 1969г. DJ Африка Бамбаата придумал термин «Hip-hop», как обозначение целой культуры молодого поколения. Он включал сюда не только танец, но и искусство читки текста под музыку (реп) и граффити (рисование на стенах с помощью баллончиков с краской).

В конце 60-х брейк существовал в виде двух танцевальных направлений: нью-йоркского акробатического стиля (нижний или брейкинг) и стиль лос-анжелесской пантомимы (верхний или «электрик-бугги»). С изменением музыкальных направлений изменяется и усложняется техника брейк танца. В 80-х гг. на экраны выходят фильмы о брейке и хип-хопе: «Wild Style», «Style Wars», «Beat street», «Graffiti Rock». Ещё через год театр балета Сан-Франциско открыл сезон гала-концертом из 46 брейкеров. Сотни брейкеров танцевали на закрытии Олимпиады в Лос-Анжелесе.

В Россию брейк пришёл в конце 80-х — фильмы «Как стать звездой», «Курьер» и др. Проводились фестивали брейк танца в Сочи, в Подмосковье и др. Затем мода на брейк утихла. В 1995 — 1997гг. брейк опять стал моден: более энергичный, изобилирующий акробатическими и силовыми элементами, быстрыми походками и прыжками брейкинг. Начали появляться Международные баттлы – соревнования команд.
Хот топ-техник (Hot top-techno) в переводе с английского сленга это техника горячего движения. Стиль появился в 70-х — начале 80-х годов. Сформировался под влиянием джаз-модерна и др. школ. Является уличным стилем танца, включает в себя элементы направлений диско, флэш, стритджаз. (Бонни М, Африк Симон, Милли Ванилли и др.)

Если внимательно посмотреть на современные стили и техники танцоров, легко можно увидеть в них движения, имеющие аналоги в народном танце. Каждый стиль, при формировании, впитывал в себя ту особенность, которая свойственна национальной среде или национальности исполнителя.
Нельзя говорить о том, что все стили танца уже окончательно сформировались. Каждый исполнитель, хореограф, постановщик всё время что-то привносят в них. Популярность танца обеспечивается исполнением большим количеством коллективов и отдельных танцоров. Огромное влияние на формирование многих стилей внесли профессиональные и уличные танцоры. Современный танец — это не только модный танец, но и танец улиц.

Современный танец является синонимом выражения — «популярный танец», «эстрадный танец». Современный танец может быть эстрадным, но не всегда эстрадный танец современен.

Термин «эстрадный танец» — это порождение светского искусствознания, отображает прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие » эстрадный танец» входят и стилизации народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много постановок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким образом, понятие » эстрадный танец» объединяет достаточно много направлений хореографического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и институтах культуры и искусства открыты отделения именно «эстрадного» танца. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя.

Подводя итог можно сказать, что в настоящее время существуют 4 основные СИСТЕМЫ танца; классический танец, модерн-джаз танец, танец модерн и народный танец. Это те направления танца, которые имеют свою историю, свою школу, свою систему подготовки исполнителей, свою лексику.

Одновременно существуют и развиваются направления танцевального искусства. К ним можно отнести бальный танец, степ, фламенко, социальный или бытовой танец.
Однако в последние годы наблюдается все больше микстовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное, вне зависимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник — то процесс заимствования и соединения неизбежен. И в последние годы возник термин — CONTEMPORARY DANCE, направление танца, которое невозможно отнести к какому-либо стилю или системе. И это естественный процесс интеграции.

ЛИТЕРАТУРА:
1.«Танцы» Люси Смит, Москва «Астель» 2001г.
2.«Основы современного танца» С.С. Полятков, Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г
3. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника» В.Ю.Никитин.
4. «Линия, уходящая в бесконечность: Субъективные заметки о современной
хореографии» Ю.М.Чурко, Мн.: Полымя, 1999. 224 с.

Конец 19-го - начало 20 века отмечен разнообразием культурных и художественных явлений, стилей и направлений. Огромное влияние на мировое искусство оказывает афро-американская культура, прежде всего благодаря музыке и новым музыкальным жанрам и направлениям, таким как, джаз, блюз, регтайм. На основе новой музыки и африканских движений возникают новые танцы и танцевальные направления - «Шимми», «Блэк Боттом» , «Чарльстон», «Ту-степ»,«кейкуок» и др.

Все эти танцы объединяет легкость, непринужденность и, можно сказать, дурачество. На основе этих танцев в дальнейшем возникают новые танцевальные направления и подвиды. Например, появление некоторых видов профессионального бального танца – фокстрота, джайва и квикстепа, тесно связаны с танцами кейкуок, ту-степ, шимми (Shimmy ) и Блэк Боттом (Black Bottom). Стилистика танцев начала века 20 века встречается в балете «Золотой век» Д.Шостаковича, в оперетте «Баядера» И.Кальмана и в других спектаклях..

Постепенно джазовый танец обретает театральные формы, что приводит к появлению нового стиля - бродвейского джаза. Термин бродвейский джаз происходит от названия театра, расположенного на одноименной улице Нью-Йорка. Бродвейский джаз встречается, прежде всего, в мюзиклах, а также его можно увидеть и в кинематографе, в различных шоу и драматических спектаклях.

Большое влияние на развитие бродвейского джаза оказывает хореограф и режиссер Боб Фосс. Его фильмы «Кабаре», «Милая Чарити», «Весь этот Джаз» и др., а также танцы к ним, пользуются большим успехом и сегодня. Сюжет фильма-мюзикла «Милая Чарити» был создан на основе фильма Ф.Феллини «Ночи Кабирии». Боб Фосс раскрывает характеры людей из высшего общества, которым не свойственен духовный мир - им близок мир вещей и материальных ценностей. Эта идея передается через очень точные танцевальные движения, которые раскрывают характеры персонажей.

В начале 20 века также сформировались стиль модерн и свободный танец. Первой танцовщицей, выступившей против строгих форм классического балета, была американка Айседора Дункан. Ее танцы отличались свободой, легкостью и имели элементы древнегреческих поз и жестов. Гордон Крэг, английский режиссер, писал о ней: «Что в ней было кроме этого, никому никогда не удастся определить. Она была предтечей. Что бы она ни делала, все делалось с огромной легкостью - так, по крайней мере, казалось. Именно это придавало ей видимость силы. Она выпустила танец в наш мир в твердой уверенности, что творит великое и истинное»



Свободный танец получил развитие также благодаря американской танцовщице Рут Сен Дени и ее мужу актеру и хореографу Теду Шону. Рут Сен Дени выступала в экзотических костюмах с роскошными декорациями, что делало ее концерты более зрелищными. Среди ее постановок был балет "Радха" на музыку Л.Делиба (1906), в котором были использованы мотивы индийского храмового танца. Вот как она высказывалась о танце: « Я вижу Танец, как способ общения души с душой, через выражение всего того, что очень глубоко, очень тонко для передачи словами». В 1915 Рут Сен Дени совместно со своим мужем Тедом Шоном, организовали труппу «Денишоун» и школу танца в Лос-Анджелесе. В этой школе обучались многие ведущие представители фигуры танца модерн, в том числе Марта Грэхем, Дорис Хемфри и Чарльз Вейдман.

Отличительными особенностями танца и стиля модерн является отказ от прямых, классических линий и форм в пользу более естественных, «природных», а также интерес ко всему новому. Этот стиль был популярен не только в танцах, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и даже в дизайне одежды и интерьере. Черты модерна можно встретить в творчестве Г. Климта, А.Мухи, Л.Бакста, А.Бенуа, М.Врубеля и др. Художники модерна черпали вдохновение из искусства Японии, Древнего Египта и других древних цивилизаций.

20 век - время расцвета русского балета. Балет «русских сезонов» Дягилева произвел настоящий фурор в Париже и во всем мире. Это был не просто балет, это было уникальное соединение хореографии, музыки, декораций и мастерства танцоров. В «русских сезонах» блистали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Серж Лифарь и др. В труппе «русских сезонов» происходит расцвет творчества хореографов Михаила Фокина, Леонида Мясина и др. Новаторские костюмы и декорации создавались художниками Бенуа, Бакстом, Серовым, Пикассо, а музыку к балетам написали Игорь Стравинский, Эрик Сати, Сергей Прокофьев, Клод Дебюсси и др.

«Русские сезоны» Пикассо. Костюм к балету «Треуголка»

Коко Шанель тоже сотрудничала с труппой Дягилева - она создала костюмы для балета «Голубой экспресс». Это были классические спортивные костюмы, полосатые свитеры и гольфы, теннисные туники. Естественно, «русские сезоны» были олицетворением всего нового, модного и прогрессивного и поэтому французская публика сходила с ума от восторгов и потрясений.

Балет «Голубой экспресс» Портрет Дягилева (художник В.Серов)

Сотрудничал с Дягилевым и выдающийся хореограф 20 века Джордж Баланчин. Он поставил для русских сезонов балеты «Аполлон Мусагет» на музыку Игоря Стравинского и «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева. Оба балета прошли с успехом, но вскоре Джордж Баланчин оставляет «русские сезоны» и отправляется сначала в Лондон и Копенгаген, а позже в США. Совместно с Л. Керстайном, известным деятелем искусства, Баланчин создает американскую школу балета, а затем и профессиональный коллектив, сейчас всем известный под названием New York City Ballet. Здесь он ставит свои знаменитые балеты - «Серенада» на музыку Чайковского, «Кончерто барокко» на музыку концерта для двух скрипок Баха, «Симфония до-мажор» на муз. симфонии Бизе, «Блестящее аллегро» на муз. 3-го концерта для фортепиано Чайковского, «Караколь» на муз. Моцарта, «Эпизоды» на муз. Веберна и др. Баланчин внес огромный вклад в развитие традиций классического танца в Америке. Его балеты – это соединение классической хореографии с новой эстетикой поз, рисунков танца и музыкальных акцентов. Баланчин создал новый танцевальный стиль, «неоклассику», который стал близок многим хореографам - Джерому Роббинсу, Алексею Ратманскому, Бенжамину Миллепиеду и др.

Баланчин и его труппа. Фото Дуана Мичелса

На развитие русского (советского) балета в 20 веке оказал большое влияние хореограф и режиссер Ростислав Захаров. Балеты Захарова-это завершенные драматические произведения, грамотно выстроенные с точки зрения режиссуры. Особое внимание заслуживает балет «Бахчисарайский фонтан» на музыку Асафьева, в исполнении двух легендарных балерин - Галины Улановой и Майи Плисецкой. В балете противопоставляются властность и страстность Заремы (Плисецкая) с нежностью и духовной утонченностью Марии (Уланова). Характер двух противоположностей передается не только через актерское мастерство, но и через движения и позы, задуманные хореографом, а также через волнующую музыку Асафьева.

Балет «Бахчисарайский фонтан»

Галина Уланова и Майя Плисецкая

Огромный след в истории русского балета оставил великий хореограф Юрий Григорович. Его балеты «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Легенда о Любви» и др. составляют золотую коллекцию спектаклей Большого театра. Для балетов Григоровича характерны сила духа, масштабность, героизм, что отражается в хореографии, декорациях и музыке. Григорович сотрудничал с театральным художником Симоном Вирсаладзе, который оформил все его балеты. Больше внимание Григорович уделяет музыке. В его балетах передается не только содержание сюжета, но и содержание музыки. Он тесно сотрудничал с композиторами С.Прокофьевым, А.Мелиховым, А.Хачатуряном, Д.Шостоковичем и др. В.Ванслов отмечает удивительное единство музыки, хореографии и художественного оформления балетов Григоровича: «В спектаклях Ю.Н. Григоровича достигнут необычайно органический синтез искусств. Трудно назвать другие сценические создания, где музыка, хореография, изобразительное искусство, балетмейстерское и исполнительское мастерство оказывались бы в столь удивительном слиянии, как будто все проистекает из единого источника и вылилось у одного творца, словно на едином дыхании. Углубление синтеза искусств – пластических, сценических, любых других – это тоже одна из тенденций художественной культуры XX века».

В балетах Григоровича блистали Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова и др., которые создали новые образы и новых героев в балете. Об этом пишет В.Ванслов: «В спектаклях Григоровича раскрылся и развился новый тип танцовщика-актера, умеющего воплощать глубокое драматическое и психологическое содержание в сложной танцевальной партии. Не техническая виртуозность вне образа и не образ вне танцевальной выразительности, а органический сплав актерского творчества с развитым и богатым танцем характеризует исполнительский стиль в балетах Григоровича».

Балет «Спартак»

Эскиз декораций к балету «Иван Грозный»

Масштабностью и глубиной хореографии отличаются балеты современного российского хореографа Бориса Эйфмана. Его балеты, созданные на основе произведений Толстого, Достоевского, Чехова и др., представляют собой настоящие произведения искусства. Балеты пронизаны глубокой философией, а Эйфмана называют «хореографом-философом». Хореографические позы, придуманные Эйфманом, можно сравнивать с картинами и скульптурами великих художников, а пластика имеет свой неповторимый стиль, соединяя классическую танцевальную основу с современными направлениями. Технические способности танцовщиков поражают и восхищают ценителей балетного искусства. «Эйфман-педагог (и в этом его заслуга не меньше, чем хореографа) воспитал новый тип танцовщика-универсала, который умеет все. Танцовщики Эйфмана парят в воздухе, словно лишенные земного притяжения. Они не знают границ во владении своим телом. Им по плечу самые сложные акробатические трюки и самые немыслимые па. В танце участвуют не только руки и ноги, но все тело. Балерины Эйфмана бескостны и бесплотны: в дуэтах они обвиваются вокруг партнера, как лианы; лихо отплясывают чарльстон, как заправские танцовщицы кабаре; встают на пуанты, и, потупив очи долу, плывут по сцене так, будто кроме "Лебединого озера" ничего сроду не танцевали» - пишет Белла Езерская.

Балет «Красная Жизель». Хореограф Б.Эйфман, на фото Вера Арбузова (Фото: Нина Аловерт)

Балет «Анна Каренина»

Особое внимание Эйфман уделяет кордебалету, о чем пишет Белла Езерская: «Эйфман создал редкий по синхронности, выразительности и отточенности каждого движения кордебалет. Массовки в его спектаклях приобретают то гротесковую заостренность как, например, в сцене демонстрации революционного плебса в «Красной Жизели», то скульптурную выразительность, как в "Реквиеме" Моцарта, то классическую завершенность, как в «Чайковском». Поражает финальная сцена балета «Анна Каренина», в которой артисты точно изобразили движение поезда, с помощью хореографии, а также изысканный и утонченный вкус хореографии, костюмов и декораций, присущий балетам Эйфмана.

Что касается западного балета, там, судьбу балетного искусства решали выдающиеся хореографы: Хосе Лимон, Джон Кранко, Ролан Пети, Морис Бежар, Иржи Килиан, Джон Ноймайер и др. Все они оставили свой уникальный след в истории, достучавшись до сердец зрителей через свои постановки и создав свой неповторимый и запоминающийся стиль танца, созданный на классической основе с добавлением современной хореографии.

Особое внимание, хотелось бы уделить творчеству Иржи Килиана. В его хореографии присутствуют легкость, точность поз и рисунка и невероятная музыкальность. Как писал Рудольф Нуриев, «Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения: Килиан слышит музыку и видит движения». Часто его произведения наполнены юмором, озорством и ловкостью движений. Это можно увидеть в его постановках «Шесть танцев», «Симфония в ре», «День рождения» и др. В этом есть большое преимущество хореографа, ведь юмор нужен и необходим человеку и искусству. Есть место в творчестве и детскому балету «Дитя и волшебство» и серьезному драматическому произведению «История Солдата» на сложную музыку Стравинского..

Балет «Дитя и волшебство»

«Шесть танцев»

Возникшие во второй половине 20 века концепции постмодернизма оказали большое влияние на танцевальное искусство. Главной и единственной ценностью искусства постмодерна, считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, свобода мысли и творчества. Все это было свойственно и танцевальному искусству, вобравшему в себя основные принципы постмодернизма. Не имея ограничений и четких рамок, искусство постмодерна породило множество стилей и новых течений в искусстве. В танцах это контемпорари, контактная импровизация, хип-хоп танец, поп-дэнс, fly law и др.

Контемпорари дэнс связан с такими именами, как Роберт Данн, Анна Халприн, Симон Форти, Дэвид Гордон, Триша Браун, Стив Пэкстон, Дебора Хей, Люсинда Чайлдс и Мередит Монк и др. Началом постмодерна в танце следует считать деятельность Театра Церкви Джадсон (Judson Dance Theater). Театр Церкви Джадсон объединял группу танцоров-экспериментаторов, выступавших в Нью-Йорке в церкви Мемориала Джадсона в Гринвич Виллидж, в художественных галереях, музеях, начиная с 1962 г.

Новые танцевальные эксперименты были основаны на принципах импровизации и современной хореографии; на них оказали большое влияние композитор Джон Кейдж и хореограф Мерс Каннингем. Джон Кейдж увлекался дзен-буддизмом и отстаивал принцип случайности в творческом процессе.

Этот же принцип отстаивал и Мерс Каннингем, считая, что при сочинении композиций это позволяет избавиться от сюжета и стереотипных решений (хотя, на наш взгляд, отсутствие сюжета в хореографии - это упущение). Но в современном танце часто важен процесс создания танцев, а не результат.

Также, с театром Джадсон сотрудничал концептуальный художник Роберт Моррис: "Мы встречались с небольшой группой танцоров, живописцев, музыкантов, и поэтов по воскресеньям вечером и экспериментировали со звуком, светом, языком, и движением в мастерской. Это было моей первой причастностью с исследованиями, связанными с танцем. Когда я переехал в Нью-Йорк в 1961, эти занятия были все еще свежими в моем уме, поэтому открытое собрание Джадсона обратилось ко мне - хотя я не помню определенно, как и я стал сотрудничать с ними"(Р.Моррис).

Роберт Моррис, Лусинда Чайлдс, Стив Пакстон, Ивонна Райнер, Дебора Хай, Тони Холдер, Салли Гросс, Роберт Раушенберг, Юдифь Дунн и Йозеф Шлихтер.

Далее образовывались подобные группы, которые придерживались схожих принципов, такие как Grand Union, Living Theatre, Open theatre и др. Эти объединения тоже отстаивали идеи случайности, и часто процесс создания танцев был более важным, чем результат. Одним из членов группы, был Стив Пэкстон, создатель стиля контактной импровизации, идея которой лежит на спонтанном соприкосновении тел людей.

Стив Пекстон

Что касается танца хип-хоп, то он возникает в афроамериканских неблагополучных кварталах Нью-Йорка в конце 60х. Изначально хип-хоп культура и танец ориентировались на вечеринки и отдых (скретчированная музыка ямайских диджеев и речетатив), позже хип-хоп культура была проникнута агрессивно-вызывающими текстами социального рэпа, отражающего суровую действительность (гангста-рэп 90х) и постепенно просочилась в массы, отправившись в шоу-бизнес. Танец хип-хоп, соответственно, делится на old school (старая школа хип-хопа) и new style (новая школа). К старой школе относится popping, locking, breakdance, а новая школа представляет более комерческий хип-хоп с добавлением разнообразных стилей хореографии-- джаз-танец, контемпорари-дэнс, эстрадный танец и др. Для хип-хопа характерны свобода, ритмичность, обращенность движений в землю, а также расслабленность колен и качание корпуса, так называемый, «кач» Танец хип-хоп является очень популярным в наше время и его можно увидеть везде- в различных шоу, музыкальных клипах, перфомансах и т.д. Основанный на сложных трюках и акробатике, он является достаточно сложным в исполнении. Сейчас лучшими танцовщиками хип-хопа является танцевальный дуэт Les Twins, а также можно назвать французского танцовщика Дедсона и американского певца Криса Брауна.

Old-school hip-hop

Танцевальная культура 20 - начала 21 века чрезвычайно насыщена и разнообразна. Под влиянием новых музыкальных направлений и новых тенденций в искусстве, танец и хореография обогащались новыми стилями и направлениями. На протяжении века менялось восприятие, видение и подход к танцу и хореографии. Продолжает жить, развиваться и классический танец, обогащаясь современными движениями, сохраняя классический стиль и основу, заложенную многовековой историей. И это правильно, так как идти в ногу со временем можно и нужно, не забывая о своем прошлом.


Вывод:

Искусство хореографии многогранно и уникально. Хореография передает нам содержание и определенный смысл, заложенный танцором или хореографом, через таинственный и загадочный язык человеческого тела. Как говорила Марта Грехем, «Танец - это тайный язык души» и «тело говорит о том, о чем слова сказать не могут».

Во время исследования, мы проследили, как танец видоизменялся на протяжении многовековой истории, какие приобретал особенности и какую роль играл в жизни людей. Каждый период истории, оставил свой уникальный и неповторимый след в искусстве танца. Танец всегда объединял людей, служил способом общения людей друг с другом, а также средством самовыражения и энергетического возобновления. Балетмейстер Алла Рубина рассказывает об этом: «Танец - это самовыражение. То есть, человек выражает себя, свои мысли, свою жизнь и понимание жизни через танец. Это познание красоты, самопознание, которое происходит как и у танцующих, так и у тех кто смотрит… Когда ты танцуешь, ты накапливаешь энергию, обновляешься. Любое движение - это возобновление энергетического поля. Это чисто медицинская функция…»

Танцевальный спектакль не возможен или очень обедняется без сценографии, костюмов и музыки. На протяжении истории, танец, а позже балет был тесно связан с музыкой и изобразительным искусством. Ж.Ж.Новер определил важные составляющие балетного спектакля: «Сцена, если так можно выразиться,- это тот холст, на котором запечатлевает свои мысли балетмейстер; надлежащим подбором музыки, декораций и костюмов он сообщает картине ее колорит, ведь балетмейстер - тот же живописец». О взаимосвязи музыки и танца пишет и В.Ванслов: «Возникновение танца было бы невозможно, если бы на помощь пластике не приходила музыка. Она усиливает выразительность танцевальной пластики и дает ей эмоциональную и ритмическую основу». Все это свидетельствует о том, что хореография - это синтетический вид искусства, объединяющий несколько видов искусств.

Танцевальное искусство все время обогащается и движется вперед, впитывая в себя все основные настроения общества, а также отражая важные исторические события, социально-культурную и политическую жизнь. Мне было интересно проследить за процессом развития танца, расшифровывая его смысл и значение на протяжении истории.

Список использованной литературы:

1. Туано Арбо «О танце и музыке»

2. В. Ванслов « О музыке и балете»

3. Ю.Бахрушин «История русского балета»

4. Вера Красовская « История западного балета»

5. С. Худеков «История танца»

6. Танец «Модерн» http://www.ortodance.ru/dance/style_modern1

7. В.Ванслов "Балеты Григоровича и проблемы хореографии" http://bolshoi-theatr.com/articles/596/part-2/

8. Хип-хоп http://vsip.mgopu.ru/data/2401.htm

9. Лукиан «Трактат о танце»

10. Энциклопедия балета http://www.krugosvet.ru/


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми



Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта



Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей


Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема - это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго



Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла



Италия
Тарантелла - очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой - с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.

В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.

6. Танец Морриса



Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина



Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями



Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле


Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго



Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

По материалам: listverse.com

20-й век - это время эволюции и прогресса. Этот период можно сравнить с огромным прыжком в научно-технологичной сфере. Но прогресс коснулся не только науки или техники, но и цивилизации в общем. Такое бурное и динамичное развитие общества происходило, даже невзирая на две мировые войны и еще множество других событий, которые несли с собой полное разрушение. Но тяга человечества к совершенству и саморазвитию способствовала невероятной эволюции человека как частички культурного социума. Одним из мощнейших инструментов самореализации и самосовершенствования были танцы. Они привносили радость, чувство счастья и гармонии в быт людей 20-го века, когда научно-технический прогресс практически полностью вытиснил духовность и заменил ее прагматизмом. Из-за нехватки «прекрасного» в этот период культура танца просто «взрывается», и появляется колоссальное количество новых видов и стилей хореографии.

Танцевальный «калейдоскоп» 20-го века

Из разнообразного и пестрого «калейдоскопа» танцевальных стилей 20-го века можно выделить такие, как румба, хип-хоп, ламбада, контемп и еще много других. Такое разнообразие танцев доказывает, что 20-й век - это прыжок не только в научно-технической сфере, но и огромный шаг вперед в культуре, искусстве и развитии общества в целом.

Сальса - один из самых популярных видов танца в 20-м столетии. Этот латиноамериканский танец возник на Кубе еще в далеких 20-х годах и с тех самых пор является наиболее популярной хореографической композицией. Такую всемирную любовь сальса завоевала благодаря своей невероятной зажигательности, грациозности и потрясающему ритму. Этот танец способен заставить наслаждаться жизнью и видеть мир только в ярких красках. Сальса имеет несколько направлений: ча-ча-ча, румба, бокача, мамбо и другие.

Сальса

Танго - невероятно красивый и страстный танец с аргентинскими корнями. С момента своего возникновения, а именно в 19-м веке, он стал самой популярной и излюбленной хореографической постановкой во всей Аргентине, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и т.д. Этот танец вскоре «зажег» всю Европу, Америку и весь мир в целом. Танго в 20-м веке являлся даже неким культом - создавались целые ансамбли, вечеринки, посвященные именно ему, и музыкальные композиции, написанные специально под танго.


Танго

Еще один фантастически популярный и уникальный в своем роде танец 20-го века - это рок-н-ролл. Эта хореографическая постановка сделала настоящий переворот в культуре, искусстве и жизни общества. Рок-н-ролл появился в 50-х годах в Америке. Его зарождение, прежде всего, началось с музыки, которая дала толчок к возникновению этого вида танца. Рок-н-ролл покорил молодые сердца во всем мире своим драйвом, «искрой» и невероятной динамичностью. Для этого танца характерны очень сложные поддержки, прыжки, броски и некое небрежное отношение партнера к партнерше. Слоган рок-н-ролла звучал как «sex, drugs and rock-n-roll», поэтому из-за излишней откровенности и даже вульгарности этот вид танца считался аморальным и запретным. Но это не помешало ему оставаться сверхпопулярным в 20-х годах и даже в наше время.

Свободный танец

Свободный танец (также пластический, ритмопластический) - возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация.

Создателей свободного танца объединяло не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение. Все они в той или иной степени восприняли идею Ницше о танце как метафоре свободы и танцоре как воплощении раскрепощенного и творческого духа. Для основателей свободного танца танец стал особой философией, от которой они ожидали трансформации жизни. Айседора Дункан (1877-1927) мечтала о новом человеке, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела, о женщине будущего - обладательнице «самого возвышенного разума в самом свободном теле».
Одним из идейных источников свободного танца стало движение за физическое совершенствование, раскрепощение тела. Его сторонники искали источник возрождения в природе, призывали к естественности, освобождению человека от требований, налагаемых на него современной цивилизацией.



Танец модерн

Танец модерн – одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце XIX – начало XX вв. в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления. Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период провозглашали свои эстетические программы, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека XX века. Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. В стремлении к полной независимости от традиций представители Т.м. пришли, в конце концов, к принятию отдельных технических приёмов, в противоборстве с которыми зародилось новое направление. Установка на полный отход от традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца реализована.

Контемп (контемпорари (contemporary))

Стиль соучастного сценичного танца, развивающий стиль модерного и постмодерного танца. Для контемпа характерны традиционные атрибуты балета. Танец этого стиля часто исполняется на босую ногу.

Контактная импровизация

Танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца.

Буто (яп. 舞踏, буто: «танец темноты») - направление современного

японского танца.

Современный танец (конец XX - начало XXI века)
Клубныйтанец:
-Electro
-House
-Trance
-Тектоник
Тектоник (англ. Tecktonik) новое танцевальное движение XXI века, содержащее в себе элементы, jumpstyle, хип-хопа, локинга, поппинга, техно и т. п.

Strip Dance – танцевальное направление, по сути, являющееся частью стриптиза. Если стриптиз, это "умение обнажения в танце", то стрип денс – это "умение танца, подходящего для обнажения". То есть стрип денс – это любое танцевальное направление, которое возможно органично применить для стриптиза. Соответственно существуют различные варианты стрип денса: R"n"B strip, Стрип-латина, классическая стрип-пластика и т.д. Также существуют различные виды стрип денса, основанные на различных техниках стриптиза, основанных на взаимодействии с предметами, как то: lap-dance, table-dance, pole-dance и т.д.

Go-Go (гоу-гоу) – стиль эротического танца, при котором в отличие от

стриптиза танцоры не раздеваются. Цель танца - развлечение посетителей дискотек.. Go-go возникло в начале 1960-х годов, когда женщины в «Peppermint Lounge» в Нью-Йорке встали на столы и начали танцевать твист.

Хакка (нидерл. Hakken, так же нидерл. Hakkuh) – стиль танца, появившийся в Нидерландах, в 90-х годах как атрибут молодежной субкультуры хардкор (габбер)

Джампстайл

Джампстайл (англ. Jumpstyle от англ. jump – прыжок) – танцевальный

стиль, распространившийся в Европе в последние годы, в основном в Нидерландах, Бельгии, а также на севере Германии и Франции. Танцы проходят под энергичную электронную музыку, каждый танцор на свой манер в ритм музыки совершает движения, похожие на прыжки, за что стиль и получил своё название. Если танцоров несколько, они не должны касаться партнёра. Приветствуются несинхронные действия разными танцорами.

Мельбурн шаффл (Melbourne shuffle) – это стиль танца, который произошел в конце 80-х годов в Австралии, в андеграунд-сцене города Мельбурн. Это быстрые, типичные для джаза танцевальные движения (стэп), но на «современный» лад, и танцуют его под разнообразные стили электронной танцевальной музыки.

D’n"B Dance (Drum and Bass step), или D’n"B step x-outing – уличный танец, атрибут молодежной субкультуры драм-н-бэйс, исполняется под музыку в стиле DnB,чаще всего на так называемых сходках (неформальных собраниях или D’n"B-вечеринках), баттлах (танцевальных соревнованиях, от англ. battle – битва), и в клубах Drum And Bass направления. Стиль D’n"B dance впитал в себя элементы брейк-бита и хип-хопа. D’n"B dance исполняют в удобных кедах или кроссовках на плоской подошве и чаще всего джинсах или штанах, не сковывающих движений.

Основной акцент при исполнении D’n"B dance – на движение ног («финты» ногами):

Техника чередования «носок – пятка, носок – пятка» (так называемая основа, basic);
- техника махов вперед, в стороны, скрещивание ног;
- техника поворотов и полуповоротов на пятке, на носке, изредка в воздухе;
- техника разворотов на 180, 360 или иногда и более градусов (самая сложная).

Сквэр данс

Сквэр данс (англ. square dance, в переводе с английского «танец квадратов») – это народный танец, который появился в США. Танцевальные фигуры, принятые в сквэр дансе, заимствованы из традиционных народных танцев, привезенных в Соединенные Штаты эмигрантами из Европы. Среди этих танцев - моррис, английский танец «кантри» и кадриль. Сквэр данс танцуют во всем мире. В России он впервые появился в 2003 году.

Уличный танец:

Хип-хо́п (англ. hip hop) – культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка в конце 1970-х. Диджей Afrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп культуры: MCing, DJing, breaking, graffiti writing, and knowledge. Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и слэнг. Возникнув в Южном Бронксе, в 1980-х годах хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имеющего остро социальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала „модной", „мэйнстримной". Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей всё ещё продолжают его «основную линию» - протест против неравенства и несправедливости, оппозицию к власть предержащим.

Брейк-данс

Брейк-данс или бибоинг (англ. breakdance) - уличный танец, одно из

течений хип-хоп культуры.

C-walk(Crip walk)

Crip walk (C-walk, Cwalk) – стиль современного уличного танца, ориентированный на виртуозную импровизированную работу стоп. C-Walk родился где-то в 1970 году в Южной и Центральной части Лос-Анджелеса.

Поппинг

Поппинг (паппинг, пап; от англ. Popping) – стиль танца, который основан на технике быстрого сокращения и расслабления мышц, чтобы вызвать толчки в теле танцора - поп или хит. Это делается непрерывно в ритме музыки в сочетании с различными движениями и позами. Танцор, исполняющий поппинг, называется поппером. в России долгое время неверно называвшийся «верхний брейк-данс». Поппинг также используется как общий термин для группы родственных стилей, которые часто объединяются с поппингом, чтобы создать большее разнообразие в исполнении.
В соревнованиях по уличным танцам Juste Debout, Popping является одним из основных 4 категорий, по которым проходят батлы (состязания):
- Krump
- Локинг
Истинная красота которого лежит в чистой импровизации, а не серии запланированных последовательных движений.

Танцы Латинской Америки

Са́мба – бразильский танец, один из пяти танцев латиноамериканской

программы бальных танцев. Возник в результате слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки. Музыка самбы имеет характерный ритм, создаваемый барабанами и мараками, обычно имеет 50-52 такта в минуту (размер 2/4).

Бача́та (исп. bachata) - музыкальный стиль и танец Доминиканской

Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер - 4/4. Музыка, как правило, характеризуется умеренным темпом; тексты песен повествуют о страданиях неразделённой любви и жизненных невзгодах.

Мере́нге (исп. merengue) – музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.

Мамбо (исп. mambo) - музыкальный стиль и танец Кубы, получивший

также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Мамбо, как и Румба, Сальса, Ча-ча-ча, родилась на Кубе. Слово «мамбо» произошло от имени бога войны, которому на Кубе в далеком прошлом был посвящен обрядовый танец.
Нынешняя форма Мамбо родилась в 40-е годы в результате слияния афро-кубинских ритмов и джаза, отцами которого стали Одилио Урфе и Арсенио Родригес.

Сальса – современный танец из США и Латинской Америки, который

танцуют парно или в группах. Танец возник в 1970-х годах.
В декабре 2005 года в Лас-Вегасе было проведено первое первенство мира по сальсе - World Salsa Championships.

Zouk (Зук) – стиль танцевальной ритмической музыки, пришедшей из

французских островов Гваделупа, Мартиника, Гаити, Сент-Люсия и ставшей популярной благодаря усилиям групп Grammacks и Exile One. Zouk переводится как «вечеринка» или «фестиваль» в языке французских креолов. В Европе музыка наиболее популярна во Франции, в Северной Америке - в Канаде, в провинции Квебек. При этом на африканских островах Капо Верде было развито свое направление Zouk.

Ламба́да (порт. Lambada) – музыкальный стиль и танец, возникший на севере Бразилии, в штате Пара. Популяризирован в конце 1980-х-начале 1990-х во всем мире, в том числе и в России, благодаря творчеству французской группы Kaoma.

Фламе́нко (исп. flamenco) – традиционный музыкально-танцевальный

стиль, происходящий из Андалусии; это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши (пальмас), игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда - кастаньетами. Исполнители фламенко называются «байлаор» (танцор) и «кантаор» (певец), «токаор» (гитарист).

Капуэ́йра, капоэ́йра (порт. Capoeira, /ka.puˈej.ɾɐ/) – бразильское

национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается использованием низких положений, ударов ногами и, в некоторых направлениях, обилием акробатики. Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика – это бесконтактный бой, хотя существуют чемпионаты мира по полноконтактной капоэйре. Капоэйра – форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов.

Пача́нга (исп. pachanga) – латиноамериканский музыкальный стиль и танец,характеризующийся синкопированным ритмом и движениями. Музыка этого стиля исполнялась в основном оркестрами-чарангами. В 1960-е пачанга произвела настоящий фурор в среде нью-йоркских подростков латиноамериканского происхождения.

Боле́ро (исп. Bolero) – это танец и одновременно музыкальный жанр, зародившийся в Испании в конце XVIII столетия. Известно много разновидностей болеро, характерных для разных областей Испании. Болеро имеет размер ¾. Также боле́ро – это короткая облегающая безрукавка без застёжки, часть национального костюма.

Балет
Бале́т (фр. ballet, от лат. ballo – танцую) – вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

Балет бывает:

Романтический

Классический

Современный

Бальные танцы

Бальные танцы – группа парных танцев, которые танцуются в специальных помещениях.Спортивные бальные танцы делятся на 2 программы: европейскую и латиноамериканскую. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот («слоуфокс») и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. Бальные танцы пользуются огромной популярностью, по ним проводятся турниры по всему миру.

Европейская программа:

Медленный вальс – бальный танец европейской программы. Танцуется на 3/4. Как правило, на каждый такт приходится три шага. При движении вперёд первый шаг в наибольшей степени определяет длину перемещения за данный такт, второй – угол поворота, третий – вспомогательный, смена свободной ноги, то есть перенос центра тяжести тела.

Танго (исп. tango) – старинный аргентинский народный танец; парный

бальный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом; музыка к такому танцу. Изначально получил развитие и распространение в Аргентине, затем стал популярен во всем мире. Ранее танго был известен как танго криольо (tango criollo). Сегодня существует много танцевальных стилей танго, в том числе аргентинское танго, уругвайское танго, бальное танго (американского и международного стиля), финское танго и старинное танго. Аргентинское танго зачастую рассматривается как «аутентичное» танго, поскольку оно ближе к изначально танцевавшемуся в Аргентине и Уругвае. Музыка и танцевальные элементы танго популярны в деятельности, связанной с танцами, гимнастикой, фигурным катанием на коньках, синхронным плаванием и др.

Венский вальс – бальный танец европейской программы. Аналогичен

медленному вальсу, отличается количеством тактов в минуту, то есть темпом исполнения.

Фокстрот (лисий шаг) – развившийся в 1912 г в США из не столь

темпераментного ванстепа новый групповой танец, сперва в медленном 4/4-тактном темпе. Существует ошибочное мнение, что название танца произошло от английского слова foxtrot, что переводится как «лисья походка». На самом деле это не так. Фокстрот был изобретен Гарри Фоксом для выступления на шоу в Нью-Йорке в 1913. После Первой мировой войны всеобщее увлечение фокстротом перекинулось и на Европу.

Квикстеп (англ. Quickstep) – быстрый фокстрот. Если термин "фокстрот" по одной из версий образный и в буквальном переводе означает "шаг лисицы", то термин "квикстеп" более точный, то есть "быстрый шаг". Действительно, речь идёт о танце, который в соответствии с его живым ритмом требует от исполнителя лёгкости, подвижности. Богатый вариациями, квикстеп принято считать "малой грамматикой" стандартных танцев. Движение быстрое, лёгкое, воздушное, стремительное, скоростное. Музыкальный размер: 4/4. Тактов в минуту: 50. Акцент: на 1 и 3 удары. Соревнование: 1,5 - 2 минуты. Подъём и Снижение: начинается подъём в конце 1, продолжается в течение 2 и 3, верх/низ в конце 4.

Латиноамериканская программа:

Са́мба – бразильский танец, один из пяти танцев латиноамериканской программы бальных танцев. Возник в результате слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки. Музыка самбы имеет характерный ритм, создаваемый барабанами и мараками, обычно имеет 50-52 такта в минуту (размер 2/4).

Ча-ча-ча (исп. cha cha cha) – музыкальный стиль и танец Кубы, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.Ча-ча-ча возник в процессе эволюции и экспериментов кубинского композитора Энрике Хоррина (Enrique Jorrin, 1926-1987) с Дансоном, в 50-х годах 20 века. Исполняется на соревнованиях, начиная с Hobby класса. Музыкальный размер 4/4, темп – 30 тактов в минуту.

Румба – парный кубинский танец африканского происхождения. Отличительной особенностью румбы являются эротические плавные движения, соединенные с широкими шагами. Наиболее известной во всем мире мелодией румбы нужно считать знаменитую «Guantanamera», написанную Жозеито Фернандесом и быстро ставшую классикой румбы

Пасодо́бль (исп. Paso doble – «двойной шаг») – испанский танец, имитирующий корриду. Первое название танца – «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счет. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша – его плащ или мулета (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда – второго тореро, и совсем редко – быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля.

Джайв (англ. jive) – танец афро-американского происхождения, появившийся в США в начале 1940-х. Джайв является разновидностью свинга с быстрыми и свободными движениями. Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в нем часто используют те же фигуры и движения. Музыкальный размер 4/4, темп - 44 такта в минуту.

Хастл (от англ. hustle «сутолока, толкотня») – парный танец, основанный на импровизации и «ведении». Является собирательным названием для танцев под музыку в стиле диско популярной в 1980-х, таких как диско-фокс, диско-свинг и собственно хастл. Является «социальным» танцем – то есть в основе своей крайне прост, танцуется на четыре счета (диско-фокс на три) практически под любую музыку, не требует долгого обучения и позволяет после небольшой практики танцевать любому желающему.
-Спортивный хастл/диско-фокс/диско-свинг
-Хастл фристайл
-Хастл джек-н-джилл

Хастл джек-н-джилл – это формат соревнования по хастлу, где соревнующиеся пары получены путём рандомизации партнёров и партнёрш. Данная номинация наиболее ярко позволяет проявить навыки социального импровизационного танца. Основные особенности номинации: исполнение постановок невозможно, костюмы и верхняя акробатика судьями не оцениваются.

Особенности проведения:
Хастл Джек-н-Джилл проводится по классам – D, C, B, A, а так же в категориях Абсолют и Абсолют по Звёздной системе. Проведение Хастл Джек-н-Джилл по классам: D, C, B, A, и в категории - Абсолют.

Шоу-хастл - танец, построенный на элементах хастла, имеющий свою идею/сюжет, которые реализованы в музыкальном сопровождении, костюмах и танцевальных движениях, являющийся ярким представлением.

Особенности проведения:
Шоу-хастл проводится в классе - абсолют, т.к. нет деления танцоров на классы. При участии 8-ми и менее пар сразу проводится финал. При участии более 8-ми пар, по усмотрению организатора, могут проводиться отборочные туры. Во всех турах участники танцуют под свою музыку по одной паре на паркете.

Ледис-хастл – танец, построенный на элементах хастла, исполняемый двумя партнёршами.

Дабл-хастл – танец, построенный на элементах хастла, исполняемый тройками, как правило, состоящими из одного партнёра и двух партнёрш.

Исторический танец
Исторические танцы – общее название для танцев прошлых эпох, исполняемых в настоящее время.

Мазу́рка (от польск. mazurek) – польский народный танец.

Менуэ́т (фр. menuet, от menu - маленький) – старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века – бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе

Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais – польский) – торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца - ¾.

Народный танец

Аттан – традиционный пуштуно-афганский танец и национальный танец Афганистана.

Варс – чешский танец, популярный в 1970-х годах.

Гопак (от укр. гоп – восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати – топать, гопкати – прыгать) – национальный украинский танец. Танцуют гопак в украинских национальных костюмах. Танец пляшется энергично, основными движениями танца являются пляска вприсядку, пробежки, широкие, высокие прыжки с взмахами ног. Иногда в танце используются боевые сабли украинских казаков.

Жок (молд. joc – игра, танец) – массовый молдавский народный танец. Движение танца динамичное. Музыкальный размер 2/4; встречаются также размеры 6/8 и 3/8. В разных районах Молдавии существуют самостоятельные варианты музыки и танцевальных шагов жока. Жок также обозначает массовое народное гулянье. Есть жок бэтрынеск (joc bătrînesc, танец стариков), жок-де-глумэ (joc de glumă, шуточный танец) и др.

Зика – чеченский народный танец. Исполняется только мужчинами. Танцуется не только коллективами народного творчества, но и при различных особенно важных событиях.

Классические индийские танцы
- Бхаратанатьям
- Одисси
- Мохиниаттам
- Кучипуди
- Манипури
- Сатрия
- Катхакали
- Катхак

Шотландские танцы – собирательное название танцев, связанных с шотландской культурой.

Краковяк (польск. Krakowiak) – быстрый танец польского происхождения в 2/4; форма двухколенная, мелодия оживлённого характера, часто имеет акцент на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей. Ритм острый, с частыми синкопами. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой.

Кочари́ (азерб. köçəri) – азербайджанский танец

Кочари́ (арм. Քոչարի) – армянский танец

Коча́ри – ассирийский танец

Ко́чари (греч. Κότσαρι) – понтийский танец

Лезги́нка (лезг. лекьрен кьуьл, осет. зилгæ кафт, тымбыл кафт) – народный танец лезгин. Распространён по всему Кавказу среди всех кавказских народов. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и других кавказских народов - свои разновидности лезгинки.

По́лька – быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Он появился в середине XIX века в Богемии, и с тех пор стал известным народным танцем.

Танец живота - западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Raqs Sharqi, на турецком - как Oryantal dansı, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота – в его пластичности.
Танец живота был привнесен на ближний восток из Индии цыганами приблизительно в X веке, а уже оттуда распространился далее и, поэтому, ему нередко ошибочно приписывают ближневосточное происхождение.

Танцы цыган – танцы, созданные различными группами цыган. Как правило, предпосылками к их появлению была интерпретация танцев окружающих народов. Некоторые виды цыганских танцев изначально предназначались для зарабатывания денег.

Трепа́к – старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Распространён также и на Украине. Основные движения – дробные шаги и притоптывания. Пляска импровизировалась исполнителем. По характеру имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней» - либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своей традиционной мелодии не имел.

Узундере (азерб. Uzundərə) - азербайджанский национальный танец, исполняющийся под лирическую национальную музыку часто на свадьбах в основном женщинами.

Хорово́д (хоро, коло, корогод, карагод, харагод) - древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки.
Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов.

Ча́рдаш (венг. csárdás) - традиционный венгерский народный танец. Название происходит от венг. csárda - постоялый двор, трактир.

Яллы (азерб. Yallı) - азербайджанский национальный танец, являющийся одним из самых распространённых коллективных хороводных сельских танцев. Различными видами танца яллы считаются кочари, учаяг, телло и галадангалая.

Свинг

Танец 1920-х - 1940-х годов. Термин "свинг" обычно используется для группы танцев, развившихся во время "эпохи свинга" (поздние 1920 – 1940) или для современных танцев, которые от них происходят. Исторически свинг категоризуется в афро-американской народной танцевальной традиции, хотя есть некоторые исключения, которые были распространены среди белых.

Почти все формы свинга характеризуются синкопированным (укороченным) ритмом, характерным для афро-американской и западно-африканской музыки и танца и с джазовыми танцами эпохи джаза (с конца XIX века до 1940-х годов). Большинство разновидностей свинга развивались вместе с музыкальным жанром "свинг", хотя многие из этих стилей и их производные сейчас танцуются под современную музыку. Сейчас свинг распространен во многих развитых западных и азиатских странах, хотя в каждом городе и стране по-разному популярны те или иные танцы, их культура и "подходящая" под них музыка.

Линди хоп – афро-американский танец, появившийся в Нью-Йорке в 20-30-х годах XX века. Линди хоп развивался параллельно с джазовой музыкой и относится к классу свинговых танцев. Он вобрал в себя черты чарльстона, тэпа, джаза и других танцев, существовавших одновременно с ним. В 80-х годах XX века линди хоп был возрождён американскими, шведскими и британскими танцорами. В настоящее время школы линди хопа существуют во многих странах мира, в т.ч. и в России.

Аналогично чарльстону, являющемуся его прародителем, базовый шаг линди хопа состоит из восьми счетов, и танцуется он как соло, так и в паре. В открытой позиции партнёры держат друг друга за одну руку, в закрытой позиции положение рук напоминает положение рук в вальсе.

Джайв (англ. jive) – танец афро-американского происхождения, появившийся в США в начале 1940-х. Джайв является разновидностью свинга с быстрыми и свободными движениями. Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в нем часто используют те же фигуры и движения.
Музыкальный размер 4/4, темп – 44 такта в минуту.