Художественная культура в культурологии. Художественная культура и ее основные направления

Биосфера – место обитания живых существ. Зарождение жизни тесно связано с развитием оболочек земли. Она начала свое формирование около 4 миллиардов лет назад, затем появились первые признаки жизни на нашей планете.

Становление биосферы и ее поэтапное формирование обусловлено влиянием ряда факторов: действием на Землю космической энергии, развитием живых организмов и человечества.

Термин биосфера ввел австрийский ученый Зюсс еще в 19 столетии, он выделил все оболочки Земли, но подробное их описание совершил в 20 ст. отечественный ученый В.И. Вернадский (первый президент Украинской Академии Наук). Он описал границы биосферы, разработал единое учение о биосфере.

Свойства биосферы необходимые для возникновения и продолжения жизни

  • Наличие CO 2 и кислорода;
  • вода – источник жизни на земле, присутствие, как пресных водоемов, так и соленых;
  • регуляция температуры: отсутствие резких перепадов, сверхвысоких и низких показателей;
  • обеспечение всего живого продуктами питания;

До сих пор нет единого определения. Существует три версии, что такое биосфера:

  1. Общая масса всех живых существ, которые обитают в оболочках земли, является биосферой.
  2. Организмы и места их жизнедеятельности вместе составляют биосферу.
  3. Это следствие продолжительной жизни существ, обитавших задолго до наших дней.

Ученые-геологи считают правильной первую точку зрения, так как другие не имеют теоретического подкрепления.

Биосфера простилается по всей поверхности Земли (горы, поля, реки, моря, океаны) и создает условия для жизнедеятельности всех организмов. Человек также является составляющим звеном.

Границы


Границы биосферы в км

Чем определяются границы распространения биосферы?

Поскольку Живое — главная составляющая биосферы, ее границы определяются возможностью выживать отдельных индивидуумов в условиях окружающей среды. В верхних слоях ультрафиолетовое излечение не дает развиваться живым организмам – это определяет верхнюю границу биосферы. Высокие температуры в земных глубинах устанавливают нижнюю черту жизни.

Атмосфера – воздушный слой земного шара, состоит из азота, кислорода, диоксида углерода и др. Она защищает Землю от перегрева, действия космической радиации, ультрафиолета, метеоритов. В составе атмосферы выделяют: тропосферу, стратосферу, ионосферу.

Тропосфера (озоновый слой земли) является верхней границей биосферы, находится на высоте 20 км.

Стратосфера – располагается на высоте 50 км над уровнем моря, воздух разжижается, нагревается, увеличивается концентрация озона, условия становятся непригодными для жизни.

Ионосфера поверхностный слой атмосферы, поддается воздействию космического излучения, поэтому сильно ионизированный.

Литосфера – земная кора, твердый слой, который уходит на глубину 200км. К биосфере относится верхний шар, населенный живыми организмами. Нижняя граница по литосфере достигает 4км, глубина где были найдены бактерии. Опускаясь ниже, температура возрастает, достигая 100 градусов, что несовместимо с существованием живых организмов, происходит денатурация белка, все живое – гибнет.

Гидросфера – совокупность наземных и подземных вод. Это одна из оболочек нашей планеты, которая окружает материки и острова, составляет 70% поверхности земного шара. Нижняя граница биосферы расположена на глубине около 11 км. (в области Тихого океана).


Слои биосферы

Эубиосфера – основная прослойка биосфера. 99,9% живых существ постоянно населяют данный слой. Ширина эубиосферы 12-17км.

Парабиосфера, метабиосфера – соответственно верхний и нижний слои бисоферы, куда жизнь попадет случайно, заносится из эубиосферы.

Апобиосфера и абиосфера — самый верхний и самый нижний слои, куда жизнь не может попасть даже случайно.

В зависимости от среды обитания живых организмов выделяют:

  • Аэробиосферу (жизнь осуществляется за счет атмосферной влаги и солнечной энергии, от верхушек деревьев до стратосферы);
  • геобиосферу (организмы населяют почву, поверхность суши, деревья);
  • гидробиосферу (все водные структуры заселенные гидробионтами, исключая подземные воды).

Структура биосферы и ее состав

Живое вещество Вернадский описывал как общее число всех живых организмов населяющих планету в данный период времени.

Основные свойства:

  • В нем сосредоточено огромное количество энергии;
  • скорость течения реакций в живом организме быстрее, чем в искусственно созданных условиях;
  • составляющие живого вещества стабильны только в жизнеспособном организме;
  • возможность существовать в разных условиях, заполняя все пространство. Это явление Вернадский назвал «всюдностью жизни»;
  • отдельные особи всегда являются частью экосистемы;
  • живое вещество эволюционирует, приобретает новые свойства, адаптируется к изменчивости внешней среды.

Биогенное вещество – продукты жизнедеятельности живого. В процессе жизни организмы пропускают через себя многократно все составляющие биосферы, так образуются залежи нефти, газа, угля, торфа и др.

Косное вещество – формируется без участия живой материи (небиогенные горные породы, минералы).

Биокосное вещество – создается при взаимодействии живого и неживого (вода, приземная атмосфера, почва).


Живое вещество распределено не равномерно на просторах земли, ее концентрация увеличивается возле экваториальной плоскости, на полюсах планеты жизни мало.

Скопление живых организмов находятся на границах слоев биосферы: на дне океана – проходит граница между литосферой и гидросферой, в поверхностных водах Мирового океана – рубеж между гидросферой и атмосферой, на границе литосферы и атмосферы находится почва – место обитания микроорганизмов, насекомых, других животных. В этих местах создаются благоприятные условия для существования: высокая концентрация кислорода, доступ к солнечному свету, влага, питательные вещества.

Соотношение видов живых организмов показывает преобладание растительности, она занимает 99% от всего живого, животные – 1%, люди – 0,0002%.

Функции биосферы

Энергетическая – аккумуляция солнечного излучения в процессе фотосинтеза (переход энергии солнечного света с помощью пигментов растений в органические связи) и ее трансформация, с последующим распределением между всеми живыми организмами.

Газообразующая – поддержание стабильного газового состава атмосферы (выделение кислорода, поглощение диоксида углерода).

Концетрационная – сосредотачивают в теле химические вещества, образуя в дальнейшем полезные ископаемые.

Круговорот вещества в биосфере

Растения в процессе роста и развития используют минеральные вещества из почвы, адсорбируют воду с помощью корня, перерабатывают энергию Солнца, образуют органические вещества из неорганических, из атмосферного воздуха листьями поглощается диоксид углерода и выделяется кислород посредством фотосинтеза.

Животные и человек дышат кислородом, используют органические вещества образованные растениями. После смерти, скопление органических веществ растений и животных разлагается под действием микроорганизмов, и переходят в неорганическое состояние.

Процесс преобразования энергии и вещества начинается сначала – это и есть жизненный круговорот.

Биосфера (от греческого bios - жизнь, sphaira - сфера) - оболочка планеты Земля, в которой присутствует жизнь. Развитие термина «биосфера» связано с английским геологом Эдуардом Зюссе и российским ученым В. И. Вернадским. Биосфера, вместе с литосферой, гидросферой и атмосферой формирует четыре основные оболочки Земли.

Происхождение термина «биосфера»

Термин "биосфера" первым придумал геолог Эдуард Зюсс в 1875 году для обозначения пространства на поверхности Земли, где существует жизнь. Более полное определение понятия "биосфера" было предложено В. И. Вернадским. Он стал первым, кто отвел жизни главенствующую роль трансформирующей силы нашей планеты, беря во внимание жизнедеятельность организмов как в настоящем, так и прошлом. Геохимики раскрывают термин «биосфера» как общая сумма живых организмов («биомасса» или «биота», как называют биологи и экологи).

Границы биосферы

Каждую часть планеты, от полярных льдов до экватора, населяют живые организмы. Последние достижения в области микробиологии показали, что микроорганизмы обитают глубоко под земной поверхностью и возможно их общая биомасса превышает биомассу всего животного и растительного мира на поверхности Земли.

В настоящее время фактические границы биосферы измерить невозможно. Как правило, большинство видов птицы летают на высотах 650 - 1800 метров, а рыбы были обнаружены на глубине - до 8372 метров в океаническом Жёлобе Пуэрто-Рико. Но также есть более экстремальные примеры жизни на планете. Африканский сип, или гриф Рюппеля был замечен на высоте более 11000 метров, горные гуси обычно мигрируют на высоте не менее 8300 метров, дикие яки обитают в горных районах Тибета на высоте около 3200 - 5400 метров над уровнем моря, а горные козлы живут на высотах до 3000 метров.

Микроскопические организмы способны жить в более экстремальных условиях и если брать их во внимания, то толщина биосферы намного больше, чем мы себе представляли. Некоторые микроорганизмы были обнаружены в верхних слоях атмосферы Земли на высоте 41 км. Вряд ли микробы являются активными на таких высотах, где температура и давление воздуха являются чрезвычайно незначительными, а ультрафиолетовое излучение очень интенсивным. Скорее всего, они были доставлены в верхние слои атмосферы ветрами или извержением вулканов. Также одноклеточные формы жизни были найдены в самой глубокой части Марианской впадины на глубине 11034 метров.

Несмотря на все вышеперечисленные примеры крайностей существования жизни, в общем слой биосферы Земли настолько тонкий, что его можно сравнить с кожурой яблока.

Структура биосферы

Биосфера организована в иерархическую структуру, в которой отдельные организмы образуют популяции. Несколько взаимодействующих популяции составляют биоценоз. Общины живых организмов (биоценоз), проживающие в определенных физических средах обитания (биотоп), образует экосистему. - это группа животных, растений и микроорганизмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой таким образом, чтобы обеспечить свое существование. Поэтому экосистема функциональная единица устойчивости жизни на Земле.

Происхождение биосферы

Биосфера существует уже около 3,5-3,7 миллиарда лет. Первыми формами жизни были прокариоты – одноклеточные живые организмы, которые могли жить без кислорода. Некоторые прокариоты разработали уникальный химический процесс, который известен нам как . Они были в состоянии использовать солнечный свет, чтобы делать простой сахар и кислород из воды и углекислого газа. Эти фотосинтезирующие микроорганизмы были настолько многочисленны, что они кардинально преобразили биосферу. В течение длительного периода времени, сформировалась атмосфера из смеси кислорода и других газов, которая могла поддерживать новую жизнь.

Добавление кислорода в биосферу позволило стремительно развиваться более сложные формам жизни. Появились миллионы различных растений, животные, которые употребляли в пищу растения и других животных. эволюционировали, для того, чтобы разлагать мертвых животных и растения.

Благодаря этой – биосфера сделала огромный скачок в своем развитии. Разложенные останки отмерших растений и животных высвобождали в почву и океан питательные вещества, которые повторно поглощались растениями. Такой обмен энергией позволил биосфере стать самоподдерживающей и саморегулирующейся системой.

Роль фотосинтеза в развитии жизни

Биосфера является уникальной в своем роде. До сих пор не было никаких научных фактов, подтверждающих существования жизни в других местах Вселенной. Жизнь на Земле существует благодаря Солнцу. При воздействии энергии солнечного света осуществляется процесс под названием фотосинтез. В результате фотосинтеза растения, некоторыми виды бактерий и простейших под воздействием света перерабатывают двуокись углерода в кислород и органические соединения, такие как сахар. Подавляющее большинство видов животных, грибов, растений и бактерий непосредственно или косвенно зависят от фотосинтеза.

Факторы влияющие на биосферу

Существуют множество факторов, влияющих на биосферу и нашу жизнь на Земле. Есть глобальные факторы такие, как расстояние между Землей и Солнцем. Если бы наша планета находилась ближе или дальше по отношению к Солнцу, то на Земле было слишком жарко или холодно для зарождения жизни. Угол наклона земной оси также важный фактор, влияющий на климат планеты. Времена года и сезонные климатические изменения являются прямыми результатами наклона Земли.

Локальные факторы также оказывают важное воздействие на биосферу. Если посмотреть на определённый участок Земли, можно увидеть, влияние климата, ежедневной погоды, эрозии и самой жизни. Эти мелкие факторы постоянно меняют пространство и живые организмы должна реагировать соответствующим образом, адаптируясь к изменению среды обитания. Несмотря на то, что люди могут контролировать большую часть своего ближайшего окружения, они по-прежнему уязвимы природным катаклизмам.

Наименьший из факторов, влияющих на облик биосферы – это изменения, происходящие на молекулярном уровне. Реакции окисления и восстановления способны менять состав горных пород и органических веществ. Существует также биологическое разрушение. Крошечные организмы, такие как бактерии и грибки, способны перерабатывать, как органические, так и неорганические материалы.

Биосферные заповедники

Люди играют важную роль в поддержании энергообмена биосферы. К сожалению, наше воздействие на биосферу часто оказывается негативным. Например, уровень кислорода в атмосфере уменьшается, а уровень углекислого газа растет из-за того, что люди чрезмерно сжигают ископаемое топливо, а разливы нефти выбросы промышленных отходов в океан наносят огромный ущерб гидросфере. Будущее биосферы зависит от того, как люди будут взаимодействовать с другими живыми существами.

В начале 1970-х годов, Организация Объединенных Наций учредила проект под названием «Человек и биосфера» (MAB), который способствует устойчивому развитию сбалансированных . В настоящее время существует сотни биосферных резерватов по всему миру. Первый биосферный заповедник был создан в Янгамби, Демократическая Республика Конго. Янгамби расположен, в плодородном бассейне реки Конго и насчитывает около 32000 видов деревьев и животных, среди которых присутствуют такие эндемичные виды, как лесной слон и кистеухая свинья. Биосферный резерват Янгамби поддерживает такие важные мероприятия, как развитие рационального сельского хозяйства, охоты и добычи.

Внеземные биосферы

До сих пор, биосфера не была обнаружена за пределами Земли. Поэтому существование внеземных биосфер остается гипотетическим. С одной стороны, многие ученые считают, что жизнь на других планетах маловероятна, а если где-то она существует, то скорей всего в форме микроорганизмов. С другой стороны аналогов Земли может быть очень много, даже в нашей галактике - Млечный Путь. Учитывая ограниченные возможности наших технологий, в настоящее время неизвестно, какой процент из этих планет способен иметь биосферу. Также нельзя исключить вариант, что искусственные биосферы будут созданы человеком в будущем, например, на Марсе.

Биосфера – это очень хрупкая система, в которой каждый живой организм является важным звеном в огромной цепи жизни. Мы должны осознать, что человек, как самое разумное существо на планете несет ответственность за сохранение чуда жизни на нашей планете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Биосфера Земли - это сложная глобальная совокупность, объединяющая все живые организмы и ту часть неживой природы, которая обменивается энергией с живым веществом, влияет на него и сама подвергается его влиянию. Термин «биосфера» появился в науке благодаря Ж. Ламарку и Э. Зюссу еще в XIX веке. Однако учение о биосфере было создано только в начале XX века, и огромный вклад в его разработку принадлежит выдающемуся советскому ученому В. И. Вернадскому. Он впервые рассмотрел функционирование всего живого и взаимодействие его с планетой как комплексный динамический процесс.

Вернадский также уделил внимание эпохе, когда возникла биосфера, то есть наиболее ранним этапам истории Земли.

Границы распространения жизни на Земле

Границы биосферы определяются пригодностью физико-химических условий для существования живых организмов. Нижней границей распространения жизни принято считать изотерму 100 °C в литосфере, расположенную на глубине около 6 км, либо дно океана (около 11 км). Однако эти оценки могут оказаться заниженными, поскольку существуют глубоководные организмы-экстремофилы, переносящие температуры свыше 200 °C (при высоком давлении вода там не кипит). Так что литосфера теоретически может быть населена значительно глубже, но в целом ниже 3-4 км вряд ли возможна активная жизнедеятельность.

Верхние границы биосферы определяются высотой озонового слоя и не поднимаются выше 15-20 км. Фактически же живые организмы могут быть активны на высотах до 8-9 км. В общем, жизнь весьма разнообразна и умеет приспосабливаться к самым разным условиям. Но когда и как возникло все это богатство?

Лаборатория на молодой планете

Первичный органический синтез вполне мог идти в газопылевом протопланетном облаке на ранних этапах формирования Солнечной системы. Так что новорожденная Земля, вероятно, уже имела в своем составе достаточное количество простой органики.

Есть также геологические свидетельства того, что температурный режим Земли с самого начала (возраст нашей планеты составляет 4,5-4,6 млрд лет) позволял существование воды в жидкой фазе. Дегазация недр должна была проходить достаточно активно, поскольку мощной коры планета еще не имела. Вулканы создавали первичную атмосферу и гидросферу, поставляли химически активные вещества. На поверхность выпадали метеориты и кометы. В геохимический круговорот было вовлечено множество веществ, которые непрерывно вступали в реакции, превращались в новые соединения, а те, в свою очередь, реагировали друг с другом.

Автокатализ - двигатель прогресса

Но как все-таки из подобной смеси ингредиентов могла получиться хотя бы самая примитивная живая система? Долгое время поиски ответа на этот вопрос многие ученые вообще считали бесперспективными. Проблема сдвинулась с мертвой точки только в начале 1980-х годов, когда к решению ее подключили теорию самоорганизующихся систем.

Пусть на одном субстрате идет несколько реакций. Тогда более медленные из них станут затухать и прекратятся, то есть будут вытеснены быстротекущими. Так, уже на самых ранних стадиях предбиологической эволюции начинает действовать естественный отбор. Преимущество получают цепные (автокаталитические) реакции, ускоряемые собственными продуктами. На следующих уровнях организации - автокаталитических циклах и гиперциклах - процессы также отбираются на эффективность и сложность, поскольку по достижении определенного уровня сложность системы становится самоподдерживающейся и может возрастать.

Следует заметить, что классическая термодинамика бессильна помочь в вопросе о том, как и когда возникла биосфера, и все эти выводы сделаны учеными в рамках неравновесной, пригожинской термодинамики. В этом контексте жизнь определяется как процесс химической самоорганизации на основе автокатализа высокомолекулярных соединений углерода в неравновесных условиях, и можно считать живой первобытную среду - лужу, в которой протекают упомянутые реакции. Это в буквальном смысле живое вещество - без существ. Такая первичная биосфера - практически ровесница Земли. Во всяком случае, если она моложе нашей планеты, то не намного.

Мир РНК и первые живые существа

Согласно очень перспективной и успешно развиваемой в последнее время теории, первые организмы, обособленные от внешней среды, появились на основе РНК-циклов. Ни ДНК, ни белков они еще не имели.

ДНК в современных организмах хранит наследственную информацию, белки выполняют в клетке активную работу, РНК в общем случае служит неким посредником - считывает информацию и обеспечивает синтез белка. И ДНК, и белок беспомощны друг без друга и без РНК, а вот она умеет делать все - правда, похуже, чем «узкие специалисты», но поначалу это могло и не быть критическим недостатком. В противном случае придется признать, что на каком-то этапе химическая эволюция создала сразу ДНК, РНК, белки, заключила их в первые клетки и строго распределила функции - вероятность этого действительно исчезающе мала.

Первые примитивные РНК, во всяком случае, гораздо эффективнее синтезировались из низкомолекулярной органики, чем сложная «двойная спираль». Параллельно шел процесс образования коацерватов - водно-липидных капель, предшественников клеточной мембраны. И как только «живой раствор» РНК обернулся коацерватной оболочкой, возник первый автономный организм. Пленка мембраны сохраняла химический градиент между внутренней полостью и средой, не давала живому веществу рассеяться - это стало огромным преимуществом.

В ходе дальнейшего развития биосферы эстафету в деле хранения наследственной информации перехватила ДНК, обеспечивающая большую точность, каталитическую активность взяли на себя белки, наштампованные той же РНК, но последняя без дела не осталась. Ведь без нее клетка мертва.

Следы древней жизни в камне и генах

Ответы на вопросы о том, как и когда возникла биосфера, какова ее ранняя история, ученые вынуждены искать в теоретических моделях и лабораторных экспериментах, поскольку первичная поверхность Земли давно уничтожена последующими геологическими процессами.

Древнейшие на сегодняшний день следы жизни обнаружены в Гренландии, Канаде, Австралии. Наиболее достоверные из них датируются временем 3,7 млрд лет назад и свидетельствуют о том, что уже тогда существовали сложные сообщества микроорганизмов, некоторые из них были фотосинтезирующими (цианобактерии или их предшественники).

Другое направление исследований лежит в области молекулярной биологии. Поскольку все ныне существующие виды - родственники, можно, построив филогенетическое дерево видов, приблизительно установить время, когда существовал «последний универсальный общий предок» (англ. Last Universal Common Ancestor, LUCA). Это не первый организм на Земле, но жил он очень давно - по оценкам ученых, около 4 млрд лет назад. Для этого организма определен набор точно имевшихся у него генов, но не известно, был ли «Лука» отдельным видом микроорганизмов или же сообществом видов, обменивающихся наследственным материалом.

Жизнь преобразует планету

Биосфера и на ранних этапах своего существования активнейшим образом участвовала в эволюции Земли. Самой главной заслугой древних докембрийских одноклеточных является, конечно, создание устойчиво-окислительной атмосферы. Но жизнь оказала огромное влияние также на характер осадконакопления и рудообразования. Например, важнейшие железорудные месторождения, такие как Курская магнитная аномалия, образовались благодаря деятельности фотосинтезирующих бактерий в океанах палеопротерозойской эры 2,5-2 млрд лет назад.

Выйдя на сушу, жизнь принялась за работу над ландшафтами. Собственно, сушу как таковую создала именно биосфера. Ведь пока не возникли почвы и не распространились высшие растения, не существовало четкой границы «суша-водоем», сток воды в океаны был площадным, не было устойчивых русел рек.

Про нефть и уголь знают все. Но вот горные цепи Гималаев, Альп, Кавказа - они сложены известняками, а большая часть этой породы имеет биогенное происхождение. Эти горы когда-то были морскими животными. Их раковины, от мельчайших до крупных, образовали одну из самых распространенных осадочных пород.

Функции биосферы

Мы рассмотрели несколько примеров того, как жизнь меняет лик планеты. Обобщим то, что известно о функциях биосферы.

В-первых, она участвует в изменении и поддержании состава атмосферы и природных вод. Во-вторых, переносит, а также накапливает или рассеивает, то есть перераспределяет различные вещества. В-третьих, исполняет средообразующую функцию. Все это можно суммировать как процесс упорядочения и стабилизации геохимических циклов Земли. Осуществляется он за счет поглощения, преобразования, аккумуляции и высвобождения солнечной энергии структурными составляющими, выделенными еще Вернадским в его учении о биосфере: совокупностью живых организмов, биогенным, биокосным и косным веществом.

Неотделима от Земли

С момента, когда возникла биосфера (хотя точного момента, скорее всего, не было), все компоненты ее тесно взаимодействуют между собой и с остальными геологическими оболочками планеты - атмосферой, гидросферой, литосферой. Система «Земля - биосфера» охвачена множеством положительных и отрицательных обратных связей на самых разных уровнях - от отдельных биогеоценозов до глобальных процессов в масштабах геологического времени.

I. Организационный момент

II. Постановка проблемы “Что такое культура? Кого мы можем назвать культурным человеком?”

2.1. Работа с понятийным словарем темы

Мировая художественная культура – что стоит за каждым словом? –

А) Высказывание своего мнения учащимися

Б) Работа со словарями Даля, Ожегова на нахождение толкования этих слов (учащимся можно распечатать страницу из словаря, на которой есть эти слова, тем самым облегчив поиск до страницы или на отдельном листе дать уже выбранные толкования понятий – это будет зависеть от тех детей, которые придут на урок))

Составление словаря МХК – какие понятия мы могли бы отнести к МХК? – запись слов на доске со слов учащихся (учитель их распределяет на доске таким образом, чтобы виды искусства размещались отдельно, памятники искусства отдельно и т.д.)

III. Развитие навыков групповой работы исследовательского характера, развитие умений извлекать информацию из визуального ряда.

Работа в группах. Класс делится на несколько рабочих групп по 4-5 человек, которым предлагается задание:

Рассмотрите иллюстративный ряд, помещенный в конверт, и разбейте иллюстрации на группы.

Выявите главные черты, на основании которых вы разбили иллюстрации.

Сколько групп у Вас получилось? Как Вы их назовете?

Учащимся для рассмотрения предлагается раздаточный материал с иллюстрациями картин (см. приложение № 1 )

  1. Сиднейский оперный театр
  2. Храм Покрова пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного)
  3. Великая Китайская стена
  4. Эйфелева башня
  5. Стоунхендж
  6. Тадж-Махал
  7. Нотр-Дам де Пари
  8. Брюллов К.П. Последний день Помпеи
  9. Айвазовский И. Девятый вал
  10. Икона Спас нерукотворный
  11. Серов В. Девочка с персиками
  12. Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда)
  13. Шишкин И.И. Рожь
  14. Голова Нефертити
  15. Э.М.Фальконе. Памятник Петру I (Медный всадник)
  16. Маркос Памятник Минину и Пожарскому
  17. Микеланджело Буонаротти Давид
  18. Скульптура Христа Искупителя на горе Корковадо
  19. З.Церетели Композиция на Манежной площади

IV. Развитие умений аргументированного высказывания.

После выполнения групповой работы заслушиваются аргументированные выступления представителей каждой из рабочих групп. В ходе обсуждения уточняются произведения, вошедшие в каждую из групп на основании художественно-выразительных средств:

Архитектура – искусство проектирования и строительства зданий и сооружений. В основе лежит художественная организация пространства.

Живопись - вид изобразительного искусства, образ в котором создаётся на поверхности холста, доски, стены и других поверхностях с помощью красок. Язык живописи – цвет. В основе лежит художественная организация плоскости.

Скульптура – изобразительное искусство, говорящее языком пластики, объёма. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф. В основе лежит художественная организация объема.

V. Характеристика видов искусства и Аналитическая работа учащихся над выявлением общих характеристик различных видов искусства.

Помимо трех основных видов искусства выделяются еще 9 видов (их могут называть учащиеся, поясняя в чем заключается этот вид искусства, в чем его отличительные черты):

графика - вид изобразительного искусства, к которому относятся рисунок и основанные на нём печатные художественные произведения (гравюра, литография и т.п.). Графика говорит языком линии, штриха, пятна.

литература – в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

музыка – Каждое искусство говорит на своём языке. Язык музыки – звуки, организованные с помощью мелодии, интонации, ритма, тембра, гармонии.

танец – это древнейшее из искусств, ритмичные движения под музыку, передача эмоций посредством своего тела.

В истории древнего мира все важные события в жизни человека были выражены в танцах: рождение, исцеление, брачные церемонии, праздники урожая. Техника танца - это уровень мастерства владения собственным телом в выполнении основных движений под музыку. В большинстве танцев есть базовые движения, которые имеют критерии выполнения в отличии от танцевальной импровизации.

театр – Как и любой другой вид искусства, театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёров, художника и композитора.

кино – Кинематограф появился тогда, когда в нём возникла потребность. Это дитя века техники – и музу кино иногда называют Технэ. Кино по своей природе искусство синтетическое. В кинообраз как его составные органические элементы входят и литература, и живопись, и театр.

дизайн (ДПИ) - искусство, творящее красоту, окружающую нас в быту.

цирк – вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.

фотография - Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.

VI. Выступление участников групп. Обсуждение вывода:

Подводя итоги, мы говорим о том, что Мировая художественная культура – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью.

Мировую культуру можно определить как совокупность достижений человечества в материальной и духовной сфере – совокупность плодов усилий по пересозданию, пересотворению им мира.

Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Существуют 12 видов искусства, которые имеют свои особенности выражения и художественной организации.

VII. Подведение итогов урока. Оценка деятельности каждой из команд.

Цитата : Многообразие видов искусства даёт возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими слабыми и сильными сторонами в сравнении с другими видами искусств.

Домашнее задание.

  • Найти и записать 5 цитат об искусстве, Мировой художественной культуре, высказанных известными людьми.
  • Найти и наклеить на альбомный лист иллюстрации соответствующие различным видам искусства (сделать картотеку)

Слово «культура» находится в списке наиболее употребляемых в современном языке. Но этот факт свидетельствует не об изученности данного понятия, а о многозначности скрывающихся за ним значений, употребляемых как в повседневной жизни, так и в научных определениях.

Более всего мы привыкли вести разговор о духовной и материальной культуре. При этом всем становится понятно, что речь идет о театре, религии, музыке, садоводчестве, земледелии и многом другом. Однако понятие культуры вовсе не ограничено только этими областями. О многогранности этого слова и пойдет речь в данной статье.

Определение термина

Понятие культуры включает в себя определенный исторический уровень в развитии общества, а также способностей и сил человека, находящих свое выражение в формах и типах организации жизни. Под этим термином мы понимаем также духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Мир культуры, любое его явление и предмет не являются следствием природных сил. Это результат усилий, приложенных человеком. Именно поэтому культура и общество должны рассматриваться в неразрывной связи. Только это позволит понять сущность данного явления.

Основные составляющие

Все виды культуры, существующие в обществе, включают в себя три главных компонента. А именно:

  1. Понятия. Эти элементы, как правило, содержатся в языке, помогая человеку упорядочить и организовать собственный опыт. Каждый из нас воспринимает окружающий мир через вкус, цвет и формы предметов. Однако известно, что в разных культурах действительность организуется по-разному. И в этом плане язык и культура становятся неразделимыми понятиями. Человек изучает слова, которые нужны ему для ориентации в окружающем мире через усвоение, накопление и организацию своего опыта. О том, насколько тесно связаны язык и культура, можно судить по тому факту, что некоторые народы считают, что «кто» - это только человек, а «что» - это не только неодушевленные предметы окружающего мира, но и животные. И здесь стоит задуматься. Ведь люди, оценивающие собак и кошек как вещь, не смогут относиться к ним так же, как те, кто видит в животных братьев своих меньших.
  2. Отношения. Формирование культуры происходит не только через описание тех понятий, которые указывают человеку, из чего состоит мир. В этом процессе участвуют и определенные представления о том, как все предметы связаны между собой во времени, в пространстве, по своему назначению. Так, культура народа той или иной страны отличается собственными взглядами на понятия не только реального, но и сверхъестественного мира.
  3. Ценности. Этот элемент также присущ культуре и представляет собой существующие в обществе убеждения относительно тех целей, к которым необходимо стремиться человеку. В разных культурах ценности различны. И это зависит от социального устройства. Общество само делает выбор того, что для него считается ценностью, а что нет.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах - статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Духовная культура

Эта сфера основана на творческом и рациональном типе деятельности. Духовная культура, в отличие от материальной, находит свое выражение в субъективной форме. При этом она удовлетворяет вторичные потребности людей. Элементами духовной культуры являются мораль, духовное общение, искусство (художественное творчество). Одним из ее немаловажным компонентом служит и религия.

Духовная культура – это не что иное, как идеальная сторона материального труда человека. Ведь любая созданная людьми вещь изначально была спроектирована и впоследствии воплотила в себе определенные знания. А будучи призванным удовлетворять те или иные потребности человека, любой продукт становится для нас ценностью. Таким образом, материальная и духовная формы культуры становятся неразрывны друг с другом. Это особенно видно на примере любого из произведений искусства.

В связи с тем, что материальный и духовный виды культуры имеют столь тонкие различия, существуют критерии для точного отнесения того или иного результата деятельности к той или иной сфере. Для этого используется оценка предметов по их непосредственному назначению. Вещь или явление, призванные удовлетворять вторичные потребности людей, относят к культуре духовной. И напротив. Если предметы необходимы для удовлетворения первичных или биологических потребностей человека, то их относят к культуре материальной.

Духовная сфера имеет сложный состав. В нее входят такие виды культуры:

Нравственная, включающая в себя этику, мораль и нравственность;

Религиозная, в составе которой находятся современные учения и культы, этнографическая религиозность, традиционные деноминации и конфессии;

Политическая, представляющая традиционные политические режимы, идеологию и нормы взаимодействия субъектов политики;

Правовая, в составе которой находится законодательство, судопроизводство, законопослушание и исполнительная система;

Педагогическая, рассматриваемая как практика и идеалы воспитания и образования;

Интеллектуальная в виде науки, истории и философии.

Стоит иметь в виду, что учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, концертные залы и суды, кинотеатры и учебные заведения, также относятся к духовному миру.

Данная сфера имеет и еще одну градацию. В нее входят такие области:

  1. Проективная деятельность. Она предлагает чертежи и идеальные модели машин, конструкций, технических сооружений, а также проекты социальных преобразований и новых форм политической системы. Все, что при этом создано, обладает величайшей культурной ценностью. На сегодняшний день проективная деятельность классифицируется в соответствии с создаваемыми ею объектами на инженерно-техническую, социальную и педагогическую.
  2. Совокупность познаний об обществе, природе, человеке и его внутреннем мире. Знания – это важнейший элемент духовной культуры. Причем наиболее полно их представляет научная сфера.
  3. Ценностно-ориентированная деятельность. Это третья область духовной культуры, находящаяся в непосредственной связи со знаниями. Она служит для оценки предметов и явлений, наполняя мир человека значениями и смыслами. Данная сфера подразделяется на такие виды культуры: моральную, художественную и религиозную.
  4. Духовное общение людей. Оно происходит во всех формах, определяемых предметами коммуникаций. Душевный контакт, существующий между партнерами, в процессе которого осуществляется обмен информацией, является величайшей культурной ценностью. Однако подобное общение происходит не только на личностном уровне. Результаты духовной деятельности общества, составляющие его накопленный за долгие годы фонд культуры, находят свое выражение в книгах, речи и произведениях искусства.

Общение людей друг с другом крайне важно для развития культуры и общества. Именно поэтому его стоит рассмотреть немного подробнее.

Общение человека

Понятие культуры речи определяет уровень духовного развития человека. Кроме того, она говорит о ценности духовных достояний общества. Культура речи – это выражение уважения и любви к своему родному языку, непосредственно связанному с традициями и историей страны. Главными элементами данной сферы являются не только грамотность, а также соблюдение общепризнанных норм литературного слова.

Культура речи включает в себя правильное использование и многих других средств языка. Среди них: стилистика и фонетика, лексика и т. д. Так, по-настоящему культурная речь не только правильна, но и богата. А это зависит от лексических познаний человека. Для того чтобы повышать культуру речи, важно постоянно пополнять свой словарный запас, а также читать произведения различных тематических и стилистических направлений. Такая работа позволит изменить направление мыслей, из которых и формируются слова.

Современная культура речи – это понятие весьма обширное. Оно включает в себя не только лингвистические способности человека. Эту сферу невозможно рассматривать без общей культуры личности, имеющей свое собственное психологическое и эстетическое восприятие людей и окружающего мира.

Общение для человека – один из важнейших моментов его жизни. А для создания нормального коммуникативного канала каждому из нас необходимо постоянно поддерживать культуру своей речи. В данном случае она будет заключаться в вежливости и внимательности, а также в умении поддерживать собеседника и любой разговор. Культура речи сделает общение свободным и легким. Ведь она позволит высказать свое мнение, никого при этом не обидев и не задев. В грамотно подобранных, красивых словах содержится мощь посильнее физической силы. Речевая культура и общество находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь в уровне языковой духовной сферы находит отражение образ жизни всего народа.

Художественная культура

Как уже было сказано выше, в каждом из конкретных объектов окружающего мира одновременно присутствуют две сферы – материальная и духовная. Это можно сказать и о художественной культуре, которая основана на творческом, иррациональном типе деятельности человека и удовлетворяет его вторичные потребности. Что же породило данное явление? Способность человека к творчеству и эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира.

Художественная культура является неотъемлемым элементом духовной сферы. Ее основная суть заключается в отображении общества и природы. Для этого используются художественные образы.

Данный вид культуры включает в себя:

  • искусство (групповое и индивидуальное);
  • художественные ценности и произведения;
  • учреждения культуры, обеспечивающие ее распространение, развитие и сохранение (демонстрационные площадки, творческие организации, образовательные учреждения и т. д.);
  • духовную атмосферу, то есть восприятие обществом искусства, государственную политику в этой сфере и т. д.

В узком смысле художественная культура выражена графикой и живописью, литературой и музыкой, архитектурой и танцем, цирком, фотографией и театром. Все это объекты профессионального и бытового искусства. В рамках каждого из них создаются произведения художественного характера – спектакли и фильмы, книги и картины, скульптуры и т. д.

Культура и искусство, являющееся ее составной частью, способствуют передаче людьми своего субъективного видения мира, а также помогают усвоению человеком опыта, накопленного социумом, и правильному восприятию коллективных установок и нравственных ценностей.

Духовная культура и искусство, в котором представлены все ее функции, являются важной частью жизни общества. Так, в художественном творчестве присутствует преобразовательная деятельность человека. Передача информации отражается в культуре в форме потребления человеком произведений искусства. Ценностно-ориентировочная деятельность служит для оценки творений. Искусство открыто и для познавательной деятельности. Последняя проявляется в виде специфического интереса к произведениям.

К художественной относят и такие формы культуры как массовая, элитарная, народная. Сюда же входят эстетическая сторона правовой, экономической, политической деятельности и многое другое.

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Виды культур по принципу распространения

Существует еще одна градация материальных и духовных ценностей. По принципу их распространения выделяются: доминирующая культура, субкультура и контркультура. К первой из них относят совокупность обычаев, верований, традиций и ценностей, которыми руководствуется основная масса членов общества. Но в то же время любая нация включает в себя множество групп национального, демографического, профессионального, социального и другого характера. У каждой из них формируется собственная система правил поведения и ценностей. Подобные малые миры относят к субкультурам. Эта форма может быть молодежной и городской, сельской, профессиональной и т. д.

Субкультура может отличаться от доминирующей манерами поведения, языком или взглядами на жизнь. Но эти две категории никогда не противостоят друг другу.

Если же какой-либо из малых культурных слоев находится в конфликте с теми ценностями, которые доминируют в обществе, то его называют контркультурой.

Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Помимо перечисленных выше выделяют такие формы культуры как элитарная, народная и массовая. Подобная градация характеризует уровень ценностей и их создателя.

Например, элитарная культура (высокая) является плодом деятельности привилегированной части общества или профессиональных творцов, работавших по ее заказу. Это так называемое чистое искусство, которое опережает по своему восприятию все существующие в обществе художественные продукты.

Народную культуру, в отличие от элитарной, создают анонимные творцы, у которых нет профессиональной подготовки. Именно поэтому данный вид культуры порой называют любительским или коллективным. В данном случае применим и такой термин как фольклор.

В отличие от двух предыдущих видов, массовая культура не является носителем ни духовности народа, ни изысков аристократии. Наибольшее развитие этого направления началось с середины 20 в. Именно в данный период началось проникновение средств массовой информации в большинство стран.

Массовая культура неразрывно связана с рынком. Это искусство для каждого. Именно поэтому оно учитывает запросы и вкусы всего общества. Ценность массовой культуры несравненно ниже, чем элитарной и народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы членов общества, быстро реагируя на каждое событие в жизни народа и отражая его в своих произведениях.

Физическая культура

Это творческий, рациональный тип деятельности человека, выраженный в телесной (субъективной) форме. Основным его направлением является укрепление здоровья с одновременным развитием физических способностей. В состав этой деятельности включают:

  • культуру физического развития от общеоздоравливающих упражнений до профессионального занятия спортом;
  • рекреационную культуру, поддерживающую и восстанавливающую здоровье, в которую входят туризм и медицина.