Печорин как герой своей эпохи. Cочинение «печорин - герой своего времени


ПЕЧОРИН -
ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ



Само
название романа говорит о том, что
Лермонтову хотелось глубже вникнуть в
общественную жизнь своего времени. 30-е годы

XIX
века,
сменившие время декабристов,- это годы
николаевской реакции. Главная проблема
этого романа - судьба мыслящего,
талантливого человека, который не мог найти
себе применение в условиях общественного
застоя. Белинский назвал его “умной
ненужностью”, “нравственным калекой”.

Главная
проблема этого романа - судьба мыслящего,
талантливого человека, который не смог
найти себе применение в условиях
общественного застоя. Белинский назвал его
“умной ненужностью”, “нравственным
калекой”. Лермонтов показал Печорина как
бы через историю “души человеческой”
через его судьбу.


Образ
Печорина “как героя своего времени”
раскрывается во взаимоотношениях с другими
персонажами, которые не похожи ни по
характеру, ни по положению на Печорина.
Особое значение имеет и смена лиц, ведущих
повествование. Сначала о Печорине
рассказывает Максим Максимыч, “проезжий
офицер”

.
Потом о нем говорит автор-рассказчик, а
дальше Печорин раскрывается в своих
дневниках. Уже сам портрет Печорина
характеризует его как незаурядную личность.
Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”.
Он словно соткан из противоречий: то он смел,
энергичен, настойчив, то тих и кроток,
углублен в себя. Так же неровен он в
отношениях с людьми, и эти отношения еще
больше подчеркивают противоречивость
натуры Печорина.

Есть в
Печорине качества, привлекающие людей, с
которыми ему приходится общаться. Бывают
ситуации, когда он даже выгодно отличается
от других. Печорин, с кем бы он ни общался,
производит на всех впечатление, не прилагая
к тому больших усилий. Грушницкому же нужно
затратить множество усилий, чтобы обратить
на себя внимание. Поведение Груш-ницкого
вызывало чувство раздражения у Печорина.
Весь свой ум, энергию он употребил ради
мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить”
Грушницкого. Печорин приложил все усилия,
чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни
заставляет его действовать ради ощущения
жизни, что и привело к дуэли с Грушницким.


Из всех
героев романа Вернер ближе всех к Печорину
по своему интеллектуальному уровню. Он
умный, проницательный, так же, как и у
Печорина, у Вернера иронический склад ума.
Вернер - единственный человек, с которым
Печорину легко и просто. Они понимают друг
друга с полуслова, и Печорин дорожит
мнением Вернера. В дуэли Печорина с
Грушницким Вернер выступает в роли
секунданта, но исход дуэли пугает его, и
Вернер решает проститься с Печориным.


Ни глубокой
любви, ни настоящей привязанности Печорин
не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он
обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя
на предрассудках и инстинктах горцев,
Печорин тратит свой ум, энергию на цель,
недостойную порядочного человека.


В своем
отношении к княжне Мери Печорин выглядит
еще более отталкивающе. Он добивается любви
молодой княжны только лишь для того, чтобы
досадить Грушницкому, он даже не
задумывается над тем, что обрекает Мери на
страдание.


Способен ли
вообще Печорин любить? Из отношения
Печорина к Вере мы понимаем, что он любит ее.
Сильнее всего это чувство проявляется в тот
момент, когда возникает опасность потерять
Веру: “...Я молился, проклинал, плакал,
смеялся... нет, ничто не выразит моего
беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для
меня дороже всего на свете...” Но такое
состояние длится у Печорина недолго. Его
стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться
за погибшим счастьем”, что ему даст
последняя встреча, но больше всего он
боялся, что его могут увидеть рыдающим. И
Печорин возвращается домой.


В
отношениях в людьми Печорин проявляется
более чем “пустой ненужностью”. Это и о нем
Лермонтов сказал в “Думе”:


“И
ненавидим мы, и любим мы случайно,


Ничем не
жертвуя ни злобе, ни любви,


И царствует
в душе какой-то холод тайный,


Когда огонь
кипит в крови”.


Печорин сам
говорит о себе: “Во мне живут два человека:
один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его”. Печорин -
энергичный, умный человек, но он не может
найти применения своему уму, своим знаниям.
Печорин - жестокий и равнодушный эгоист,
потому что он причиняет несчастья всем, с
кем общается, и его не волнует состояние
других людей. Но Белинский говорил, что он “страдающий
эгоист”, потому что он обвиняет себя за
свои поступки, он осознает свои действия, и
ничего не приносит ему удовлетворения.
Виною всему то общество, в котором
появлялись талантливые люди, но которые не
смогли проявить свои способности, обратить
свою энергию на добрые и нужные дела.


Реакционная
критика не смогла дать должной оценки
образу Печорина. Ф. Булгарин оценил
положительно в романе все, кроме главного
героя, как бы отвергая тем самым тот
беспощадный приговор условиям жизни
русского общества, продуктом которого был
Печорин. Характерно, что оценка Булгарина
совпала с оценкой Николая

I,
который
поначалу решил, что героем будет старый
служака Максим Максимыч. Когда роман был
дочитан, царь пришел к мысли, что образ
Печорина - дань западной моде. Именно так в
письме к императрице оценил Николай
I
роман
своего гениального современника, которого
он ненавидел. Печорин был порождением
русской действительности, не только героем,
но и жертвой своего времени.

Задачи и тесты по теме "ПЕЧОРИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ"

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1


Вечный герой своего времени Григорий Печорин
Роман Лермонтова, написанный в 30 – е годы, поистине величайшее произведение на все времена. Многие критики отмечали, что Печорин недостоин такого высокого звания, его безнравственность нетипична для того времени и образ героя в лице всей молодежи России совершенная выдумка. Как считал сам писатель, в Печорине были собраны все недостатки молодого поколения тех времен. После выхода романа читатели отнеслись к нему спорно. Высшее общество и литераторы посчитали его весьма негативным. Многие критики считали также, что главным героем романа был сам Лермонтов. Но поэт, недолго думая, написал в предисловии ко второму роману, что это совершенно нелепое сравнение. Повествование о герое происходит из разных источников, вначале о нем рассказывает Максим Максимыч, потом мы узнаем о нем от автора, а затем от самого героя. Лермонтов старался самым объективным методом раскрыть внутреннее состояние героя и присущие ему черты характера. Для этого в каждом отдельном рассказе, Печорин оказывается в различных обстоятельствах и сталкивается с разными людьми.
Печорин выступает в роли персонажа дворянского происхождения, который находится в центре событий в переломное время после поражения декабристов. Молодой и веселый парень был бесконечно увлечен светскими приемами, пока они ему не надоели. Занимался наукой, но, к сожалению, тоже не очень долго и пришло время непробудной скуки. Осознание того, что занятий больше нет, разочарование в жизни и отсутствие цели приводило не только его одного в то время в замешательство. Практически вся молодежь в те времена металась от одного дела к другому, так и найдя своего пути.
Ни один герой в романе по характеристикам не похож на Печорина. Хотя с кем бы ему ни приходилось общаться, у него всегда получалось произвести впечатление на человека без особого труда. Грушницкий же наоборот очень старается, чтобы привлечь внимание на себя. Поэтому он так и раздражал Печорина. Ведь наш герой влюбил в себя Мэри лишь для того, чтобы Грушницкий поволновался. Впоследствии эти скандалы привели к дуэли, на которой трагично погиб Грушницкий.
Печорин понимает, что от него нет пользы для общества, он ощущает себя ничтожным и ненужным. Ему нравится то, что он может всегда и везде делать то, что ему хочется, при этом никому не помогая и не мешая. И только когда он остается совсем один – он понимает всю трагичность в его жизни. Главная мысль романа в том, что человек сильного ума и таланта не смог найти применения своим возможностям, не сделал никакого вклада в развитие общества.У Печорина достаточно непростой характер, все мы осуждаем его за отношение к Мэри, Бэле, Грушницкому. Но в то же время к нам приходит поддержка и понимание в его изречениях об аристократах и "водяном обществе."
Он скептически относится к жизни. В нем находятся как будто бы две личности та, что совершает необдуманные поступки и та, которая над ними размышляет и судит его. Он причиняет много страданий людям – все же из-за него умирает Бэла, Грушницкий. Возникает вопрос: способен ли этот человек любить кого-то кроме себя? Столько боли и страданий внес в жизнь Бэлы, недолгая влюбленность в Веру испугала его настолько, что он убежал от этого чувства. Герой олицетворял людей с чувством внутреннего неудовлетворения, стремления во всем к идеалу. У него множество недостатков – эгоизм, равнодушие к людям. Но этот герой, почему-то волнует читателей, за него переживают.
Лермонтов понимал, что человек без цели, без действий и с множеством сомнений обречен на смерть. В своем романе поэт не осуждал и не выводил на чистую воду героя за его поступки. Этим занимался сам герой. Общество в рассказе выставляется как пустое, бесчеловечное и лицемерное. Самые лучшие качества в человеке поддаются высмеиванию. Лермонтов стремился показать нам, что такое общество не может выдвинуть на поступки настоящих, вечных героев. Для них чуждо понятие о героизме и жизненных ценностях. Даже если появляются люди, которые обладают большими возможностями и талантом, общество их тут же губит.
И все-таки вечный герой своего времени Григорий Печорин существует и в наши дни. Произведение глубокое и вечное, к сожалению, в человеке всегда будут присутствовать: стремление познать бытие, незнание как проявить свой талант не только во благо себе, но и обществу. Автор старался показать, как это отражается на личности - человек уходит в себя, замыкается. Эгоистические качества натуры приносят страдания не только человеку владеющим ими, но и тем людям, которые его окружают. Лермонтов прекрасно смог заглянуть в самые потаенные уголки души, оказался психологом и реалистом, описав общество не только своего времени, но и нашего тоже. А героические качества, которые все же запомнились читателям в Печорине, были: бесстрашие, непокорность судьбе и чувство гордости. Именно такими чертами, по мнению людей и должен обладать герой своего времени.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции». Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению

Основной задачей, которую ставил перед собой Лермонтов, было создать образ современного ему молодого человека. Эта творческая задача во многом была подсказана ему пушкинским Онегиным. Но Лермонтов рисовал героя того времени, что наступило после разгрома декабристского восстания. Не зря он писал в предисловии к своему роману: «Герой Нашего Времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печорин - офицер, сосланный из Петербурга на Кавказ из-за какой-то истории; он был разжалован, потом снова оказался на Кавказе; некоторое время путешествовал и, возвращаясь из Персии домой, умер. Кажется, что знаем о жизни человека совсем немного. Но Лермонтов и не стремится исчерпывающе показать жизненный путь своего героя, для него важны его душа, поступки и мотивы этих поступков. Печорин - выходец из аристократической семьи. Природа щедро одарила этого человека. Он отличается от многих людей своего времени высокой культурой, глубоким умом, ему не чужда философия, а память его насыщена фактами из литературы и истории. Печорин задумывается о добре и зле, о предназначении человека, о смерти и религии. Его афористические высказывания свидетельствуют об остроумии. В Печорине живут два человека: холодный и расчетливый и глубоко любящий искусство и поэзию.
Человек глубокого ума, Печорин ощущает свои богатые возможности, он догадывается о своем высоком предназначении, но живет без цели в жизни. Осознание потерянных возможностей постоянно преследует его. Не зря в своем дневнике он с такой трагичностью спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»
Сложность и богатство личности Печорина отражаются в сложности и разнообразии его языка. Печорин владеет поэтической речью, часто употребляя литературные цитаты.
Лермонтов критически подходит к своему герою. Печорин разменивается по мелочам. Вся его жизнь - цепь донжуанских подвигов, эффектных жестов, внешний блеск. Любовь Печорина никому не приносит счастья, встреча с ним порождает только страдания. Внешне сдержанный и холодный, он старается скрыть от других, а порой и от себя чувства любви и дружбы. Все лучшие качества этого человека остались невостребованными современным ему обществом. Печорин пробовал заняться наукой, но понял, что это не принесет ему ни славы, ни счастья. Печорин потерял веру в возможность осуществления великих идей. «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», - говорит он. Его неверие, скепсис - результат реакции, наступившей после 14 декабря.
Печорин вспоминает о прошлом. В его исповеди перед княжной Мери отражается история увядания человеческой души, он размышляет о причинах исчезновения чистоты, предательства им нравственных устоев. Лучшие чувства, осмеянные светом, приходилось прятать. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... злопамятен... сделался завистлив... Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть...»
Теперь, когда убили лучшие его качества, Печорин стал угрюм и одинок. В обществе он скучает, но его жизнедеятельная натура не может бездействовать. В надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ. Печорин калечит судьбы людей, приносит им страдания, но и сам становится слепым орудием в руках судьбы. Ему было скучно - он вынудил влюбиться в него горянку Бэлу. Печорин не любил ее, ему интересно было покорить это чистое, дикое существо, которое так отличалось на первый взгляд от светских барышень. Когда девушка влюбилась в него и покорилась ему, Печорин охладел к ней. Ему не надо рабское преклонение, Бэла стала ему скучна и неинтересна. То же самое происходит с героями повести «Княжна Мери». Печорин добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли прежнего своего приятеля Грушницкого. На свое признание Мери слышит холодный ответ: «Я вас не люблю». Но страдания несчастной девушки глубоко трогают Печорина: «Еще минута, и я бы упал к ногам ее». Печорин не любит Мери, как не любил и Бэлу, он не собирается на ней жениться, как того хотела девушка. Этот человек не способен на любовь, он не может составить чье-то счастье, как не может быть счастлив сам. Даже жалость его жестока: «Княжна... вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня- Следовательно, вы меня любить не можете... Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?..»
Трагичны и его взаимоотношения с Верой. Вера - единственная женщина, которая его любила таким, каков он есть, она понимала, что за маской безразличия скрывается доброе сердце и мужественная душа. Печорину не хватало именно людского понимания. Вспомним горькие слова: «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял...» Может быть, поэтому Вера далеко не безразлична Печорину. Но между ними пропасть - она замужем.
Получив последнее письмо Веры, Печорин бросается в погоню. А когда загнанная лошадь свалилась под ним, он упал на мокрую землю и долго плакал. Вряд ли может плакать законченный эгоист. Печорин так привык прятать свои истинные чувства от окружающих, что стоит только проснуться в его душе чему-то настоящему, как он тут же оглядывается: не видел ли кто-нибудь. Он действительно хотел убить лучшую половину своей души, но не убил, а спрятал ее глубоко - стоит ей выглянуть лишь на секунду, как он тут же зарывает ее поглубже. В Печорине два человека: один живет, другой мыслит и судит, и тот, который судит, беспощадно суров.
Теперешний Печорин одинок, он не верит друзьям: «...из двух друзей всегда один раб другого», не верит возлюбленным; считал, что любовь - это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует его «бросить на дороге: авось, кто-нибудь поднимет». Отсутствие веры в дружбу, любовь лишают его жизнь какой-либо ценности.
Единственным человеком, с которым дружил Печорин, был доктор Вернер. Ему-то Печорин и хотел раскрыть душу, но не сделал этого, испугавшись, что останется непонятым.
Лермонтов не старался ни осудить своего героя, ни показать его лучшим, чем он есть. Печорину не повезло; возможно, родись этот человек в другую эпоху, он сумел бы реализовать себя, свои таланты.
Если недостатки каждого отдельного человека присущи только ему, их еще можно исправить. Но когда недостатки или пороки свойственны целому поколению, вина ложится не на отдельных людей, а на общество в целом. Исправлять нужно не Печорина, а в первую очередь общество. «Герой своего времени» Печорин является одновременно и жертвой этого времени.

Вступление.

Роман «Герой нашего времени» произвел на меня огромное впечатление. Печорин - очень интересный для изучения объект с точки зрения психологии. Он всегда искренен с собой, но редко скажет правду другим. Все его действия, казалось бы, логичны, но эта его логика сама по себе необыкновенная. Он, словно пережил в этой жизни все, что хотел и ему уже скучно здесь. Он способен равнодушно переживать свои падения, неудачи, возможно, поэтому он и не особо сочувствует другим людям.

У Печорина огромный потенциал к подвигам. Он может пожертвовать собой ради дела, но не общественного, а в котором он заинтересован. Об этом и сожалеет сам автор. Такие люди, как его герой, могли бы внести большой, очень большой вклад в жизнь общества. Но увы… Временная эпоха, общество и государственная политика очень влияют на характер и действия человека. Выражая через Печорина «настоящее время», в котором жил Лермонтов, он собрал в своем герое неисчислимое количество пороков. Следовательно, он хотел сказать, что обстоятельства времени его эпохи делают людей таковыми. Кого в «наше время» (время Лермонтова) называют героем? Кто достоин этого звания? Рассмотрим Печорина: он бесстрашен, ему никто не указ, ему пытаются подражать (Грушницкий), он - герой! Но что кроется за этим званием, за образом «героя»? Неограниченное количество пороков, за которые не дадут звание героя. Каким хочет видеть автор настоящего героя и каким он его видит в реальности. Об этом и будет мой реферат.

Печорин как герой своего времени.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

М.Ю. Лермонтов

"Герой нашего времени" - одно из лермонтовских произведений, в котором получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях исторического развития человечества и об исторических судьбах России. Но в романе, как и в стихотворении "Дума", внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе. Роман "Герой нашего времени", как и стихотворение "Дума", написан в трагической тональности. "Наше время" в нем осмыслено как "переходный период". Последний рассматривается как эпоха национальной предыстории, как время, когда народ еще не вошел в возраст зрелости, не овладел вековыми завоеваниями мировой культуры и поэтому еще не готов к великим свершениям общечеловеческого значения на поприще культуры.

ПЕЧОРИН - главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). Современники, в том числе Белинский, в значительной степени отождествляли Печорина с Лермонтовым. Между тем автору важно было отмежеваться от своего героя. По словам Лермонтова, Печорин - портрет, составленный из пороков целого поколения - «в полном их развитии». Вполне понятно, почему «Журнал Печорина» для Лермонтова - «чужое произведение». Если не лучшей, то центральной его частью являются дневниковые записи Печорина, озаглавленные «Княжна Мери». Нигде Печорин так не соответствует образу, раскрытому автором в предисловии. «Княжна Мери» появилась позже всех остальных повестей. Предисловие, которое Лермонтов написал для второго издания романа, своей критической остротой, прежде всего, связано с этой повестью. Герой, которого он представляет читателю, - это именно тот Печорин, каким он показан на страницах «Княжны Мери». Критический пафос последнего периода жизни Лермонтова в этой повести проявился особенно ярко. На характер главного героя, очевидно, повлияла разновременность написания повестей. Сознание Лермонтова очень быстро изменялось. Изменялся и его герой. Печорин в «Княжне Мери» уже не совсем тот, что появляется сперва в «Бэле», затем в «Фаталисте». В конце работы над романом Печорин обрел ту выразительность, которая должна была довершить обещанный портрет. Действительно, в «Княжне Мери» он предстает в самом неприглядном свете. Конечно, это натура волевая, глубокая, демоническая. Но так его можно воспринимать только глазами юной княжны Мери и ослепленного им Грушницкого . Тот незаметно для себя подражает Печорину, потому он так уязвим и смешон для Печорина. Между тем даже этот Грушницкий, ничтожество, по мнению Печорина, вызывает у него чувство зависти. И одновременно, сколько храбрости выказал Печорин в кульминационный момент дуэли, зная, что его собственный пистолет не заряжен. Печорин и впрямь проявляет чудеса выдержки. И читатель уже теряется: да кто же он - этот герой нашего времени? Интрига исходила от него, а когда жертва запуталась, он как будто и не виноват.

Печорина называют странным человеком все персонажи романа. Лермонтов уделил много внимания человеческим странностям. В Печорине он суммирует все свои наблюдения. Странность Печорина как бы ускользает от определения, потому мнения о нем окружающих полярны. Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, благородно защищает княжну от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умен. Печорин - талантливый писатель. Лермонтов приписывает замечательную «Тамань» его небрежному перу, щедро делясь с героем лучшей частью своей души. В результате читатели как бы привыкают многое извинять в Печорину, а кое-что и вовсе не замечать. Белинский защищает Печорина и фактически оправдывает его, поскольку «в самых пороках его проблескивает что-то великое». Но все доводы критика скользят по поверхности печоринского характера. Иллюстрируя слова Максим Максимыча: «Славный малый, смею вас уварить, только немного странен…», - Лермонтов смотрит на своего героя как на явление исключительное, поэтому первоначальное название романа - «Один из героев нашего века» - было отброшено. Иными словами, Печорина ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим поэтом, как это категорично сформулировал И.Анненский: «Печорин - Лермонтов». А. И.Герцен, говоря от лица «лермонтовского» поколения, утверждал, что Печорин выразил «действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека». Герцен поставил здесь имя Печорина с той же легкостью, с какой он написал бы имя Лермонтова.

По мнению В.Г. Белинского, лермонтовский роман - «это грустная дума о нашем времени». В произведении поднята проблема судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. По справедливому утверждению Б. М. Эйхенбаума, «предмет художественного изучения Лермонтова… личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком».

Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным. Человек без сердца - но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные проступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую. Выражая черты множественные, Печорин на самом деле исключителен. Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем - дано не каждому. Роль топора, которую признает за собой Печорин среди людей, - совсем не эвфемизм, не завуалированная мировая скорбь. Невозможно сделать скидку, что это высказано в дневнике. Исповедуясь, Печорин ужасается своей «жалкой» роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния. Все его сетования напоминают «жалкий» стиль Ивана Грозного, причитающего над очередной жертвой. Сопоставление не кажется преувеличенным. Цель Печорина - безраздельная власть над окружающими. Тем настойчивей он подчеркивает, что страдаем от скуки и «очень достоин сожаления». Печоринскую скуку пытался опоэтизировать и развить поэт лермонтовской школы А. Григорьев, а в результате получилась московская тоска с цыганскими гитарами. Печорин говорит прямо, что ему скучно - жизнь его «пустее день ото дня», говорить, будто в тон тирану, называющему себя «псом смердящим». Конечно, жертвы Печорина не столь кровавы, они прежде всего уничтожаются нравственно. Расшифровку идеи героя нашего времени надо искать в индивидуальном демонизме: «Собранье зол его стихия». Во главу угла печоринского мировоззрения Лермонтов поставил жажду власти, разрушающую личность. Разумеется, это только намечено Лермонтовым, и оттого его герой не имеет резких очертаний. В нем нет ничего хищного, напротив, много женственного. Тем не менее у Лермонтова были все основания назвать Печорина героем будущего. Не то страшно, что Печорин иногда «понимает вампира». Для Печорина уже отыскано поле деятельности: обывательская среда, собственно, и есть это поле - среда драгунских капитанов, княжон, романтических фразеров - самая благоприятная почва для взращивания всевозможных «садовников-палачей». Это будет именно то, что Лермонтов назвал полным развитием пороков. Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение - это совсем не то, что невольно разрушить быт «честных» контрабандистов. Вот какую эволюцию проделал образ Печорина от «Бэлы» и «Тамани» до «Княжны Мери». Когда Белинский восхищается искрами величия пороков Печорина, он тем самым как бы стремится очистить его образ от мелочных толкований. Ведь Печорин так живописно уподобляет себя матросу, рожденному и выросшему на палубе разбойничьего брига. В таком прочтении Печорин плох, потому что остальные еще хуже. Белинский смягчает печоринские черты, не замечая вопроса, заданного героем самому себе: «Неужели зло так привлекательно?» Привлекательность зла - так точно охарактеризовал Лермонтов болезнь своего века.

Образ Печорина написан ни одной черной краской. В конце концов, Печорин потерял свою худшую половину. Он - как человек из сказки, потерявший свою тень. Поэтому Лермонтов не превратил Печорина в вампира, а оставил его человеком, способным даже сочинить «Тамань». Вот этот человек, так похожий на Лермонтова, и заслонил тень Печорина. И уже невозможно разобрать, чьи шаги звучать на кремнистом пути. Лермонтов набросал портрет, состоящий не из пороков, а из противоречий. А главное, дал понять, что ту жажду, которой страдает этот человек, не утолить из колодца с минеральной водой. Губительный для всех, кроме самого себя, Печорин подобен пушкинскому анчару. Его трудно представить среди желтеющей нивы, в русском пейзаже. Он все больше где-то на востоке - Кавказ, Персия.

Роман «Герой нашего времени» «составлен» из отдельных самостоятельных новелл. В целом он представляет собой систему, казалось бы, не связанных между собой эпизодов из жизни главного героя.

Новеллистический принцип повествования способствует углубленной психологической характеристике героя. «Новелла» в переводе означает «новость», «новое»: так от Клавы к Клаве раскрываются новые грани противоречивого характера героя и сложный мир эпохи 30-х годов XIX века - эпохи безвременья. Личная инициатива героя, выступающая в каждой главе своего рода экспериментатором, движет сюжет и при всей «разорванности» повествования организует его в единое целое, образуя единство мысли и единство чувства.

Фрагментарная дискретность романа, построение его как слабо связанных между собой эпизодов и периодов жизни героя по-своему отражает «разорванность» этой жизни. Она (эта жизнь) происходит на перепутьях, в погоне каждый раз за какой-то новой целью, в надежде на полноту человеческой жизни. Лермонтов искал форму повествования органически, внутренне соответствующую характеру главного героя.

Дискретность повествовательной структуры давала автору возможность менять ракурс изображения, «сводить» позиции, мнения, оценки, на пересечении которых не только становился доступным загадочный Печорин, но разносторонне освещались и явления действительности.

Лермонтовский роман - произведение, рожденное последекабристской эпохой. Героическая попытка «ста прапорщиков» изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последекабристское десятилетие явилось сложным периодом русской истории. Это были годы реакции, политического гнета. Но в этот период напряженно работала мысль. Можно сказать, что вся энергия, накопившаяся в русском обществе и потенциально способная перейти в действие, была переключена в сферу интеллектуальной жизни. Русские образованные люди ставили перед собой цель выработать широкий взгляд на мир, постигнуть всеобщую связь явлений, понять закономерности исторической жизни народов и смысл бытия отдельного человека. Их внимание привлекли достижения немецкой классической философии (Шеллинга периода «Системы трансцендентального идеализма», объективного идеализма Гегеля) и последние завоевания исторической науки. В десятилетие после 14 декабря 1825 года стремление к знанию в русском обществе было столь велико, что позволило видным представителям его, освоив достижения европейской общественно-философской и исторической мысли, стать вровень с нею и самостоятельно обратиться к разрешению насущных проблем русской жизни.

Жизнь Печорина, как она дана в романе, не имеет общего направления. Она состоит из ряда разрозненных, эпизодических стычек с судьбой, которые не складываются в единый «сюжет», как и не способствуют процессу духовного роста героя. Один этап биографии Печорина не служит психологической подготовкой другого, не способствует накоплению героем жизненного опыта, который бы сохранялся на последующем этапе его развития.

Жизнь Печорина представляет, по собственному его признанию, цепь постоянных противоречий, которые возбуждают перед его сознанием, в общем-то, одни и те же вопросы. Бесконечно варьируясь. Видоизменяясь, принимаю каждый раз, в связи с изменяющимися обстоятельствами новую форму, эти вопросы так и не получают на страницах романа окончательного ответа.

Предметом анализа романа и могут стать эти мучающие Печорина вопросы, решению которых он отдал свою жизнь.