Лучший голос иеромонах фотий вконтакте. Победитель шоу «Голос» отец Фотий: «Одноклассники издевались надо мной — их это веселило

В 2014 году мы летали отдыхать на Адриатическое побережье Италии . Выбор пал на не раскрученное у нас направление – – из-за красивых морских пейзажей и множества достопримечательностей в округе. Еще осенью забронировали дешевые билеты на самолет из Варшавы в город , о котором и будет рассказ.

(итал. Bari) – город-порт в Италии , столица региона Апулия , по своей сути не курортный город, хотя расположен на побережье Адриатического моря.

Прилетели мы в субботу, и нам нужно было из добраться до железнодорожного вокзала, чтобы отправиться на отдых в небольшой городок на берегу Адриатического моря – Монополи .

Чтобы совместить приятное с полезным, мы заранее заказали через интернет экскурсию по . Нас встретила Ольга Малич , уроженка Питера, но уже много лет проживающая в Италии , и повезла смотреть достопримечательности.

Как и положено, экскурсию начали с главного места поломничества – Базилики Святого Николая Мирликийского , в которой хранятся его мощи.

И первая удача, мы увидели свадебную церемонию (к слову, такая же удача нас преследовала и в Монополи и в Полиньяно-а-Маре ).

Так друзья жениха встречают свадебный бусик с молодыми. Ветер мешает развернуть полотно с надписью «Самый прекрасный подарок, который жизнь могла позволить мне любить – это ты» (как мы поняли эту надпись).

Базилика Св. Николая Чудотворца (итал. Basilica di San Nicola) в Бари – очень популярное место проведения свадебных торжеств, как у самих итальянцев, так и у молодоженов из других стран.

Николай Угодник почитается и католиками, и православными, и протестантами.

Св. Николай считается покровителем, моряков, путешественников и детей. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Статуя Св. Николая работы Зураба Церетели была преподнесена в дар от России итальянскому городу Бари в 2003 году. Бронзовая статуя установлена на площади перед базиликой. Фигура высотой 2,7 метра расположена на пьедестале, изготовленном из местного камня.

Итак, главная достопримечательность в – Базилика Николая Чудотворца . Сюда стремятся как католические, так и православные паломники, чтобы приложится к мощам святого.

Скульптуры львов и быков за века так истерлись, что сложно с первого взгляда определить что это за животное.


Внутри храм выглядит еще больше и величественней, чем снаружи.

Богатство свода, с позолотой и росписью контрастирует с простотой каменных стен.

Сокровищница Базилики с портретами настоятелей Базилики св. Николая.

Здесь же, в базилике, похоронена Бона Сфорца - миланская принцесса, королева польская и великая княгиня литовская. Бона стала второй женой пятидесятилетнего польского короля Сигизмунда I . Подарила ему четыре дочери и долгожданного сына. По сути, при престарелом муже сама правила корлевством.

Бона научила польскую шляхту пользоваться вилками. Итальянка привезла в Краков новую моду - дамы вслед за ней примерили платья с глубоким декольте. И попробовали апельсины, лимоны, инжир, оливки и другие южные фрукты. Все это, с подачи Боны Сфорцы, стали выращивать в оранжереях при княжеских дворцах в Речи Посполитой.

Бона Сфорца в подарок от мужа получила Кобринское и Пинское княжества. Одна из резиденций Сфорцы была в Мотоле . Здесь был построен дворец, руины которого можно было видеть еще в начале ХХ века. Сейчас Мотоль – деревня, а в XVI веке это был свободный город.

Чтобы увеличить количество используемых для земледелия участков пыталась осушать болота. По ее распоряжению был выкопан канал, прообраз мелиоративного, от Пинского замка до деревни Стытычево. Канал существует до сих пор и назван в ее честь.

Гродно обязан Боне Сфорце появлением водопровода, первыми мощеными улицами и часами на Ратуше. Эти часы работают до сих пор, правда, теперь они отсчитывают минуты на башне Кафедрального костела и являются самыми древними в Восточной Европе действующими башенными часами.

В старости Бона вернулась в Италию и умерла в .

Рака с мощами Святителя Николая хранится в нижнем храме – крипте с конца ХI века . Тут же проходят православные службы. Но скамеечки здесь смотрятся непривычно, как в костеле.

Гробница Николая Чудотворца имеет строгую аскетическую форму. В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое раз в год достают миро.

Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по-разному: православные – «елеем» или «мирой», современные католики – «манной святого Николая».

В лавке рядом с храмом можно приобрести бутылочку с мирой.

На стенах картины со сценами из жизни Св. Николая

На одном из полотен изображено рождение Святого Николая. Ребёнок стоит в лохани, поддерживаемый кормилицей, и молится. На него спокойно и умиротворённо смотрит мать.

Пространство церкви поддерживается 26 колоннами, две из которых - редкого нумидийского мрамора, две из кораллового щебня, одна из карского мрамора, а остальные – из греческого. Одна колонна, расположенная в углу у подножия лестницы за железной решеткой, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. А девушки, желающие выйти замуж, должны обойти коллону 3 раза с молитвой Св. Николаю. Не смотря на то, что сейчас колонна стоит в углу, девушки умудряются протискиваться между стеной и решеткой, чтобы найти суженного.

Согласно древней легенде, чудотворная колонна происходит из Кафедрального собора в Мирах Ликийских, куда она попала из Рима. Колонна сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.

Еще одна достопримечателность Бари – (Святого Себастьяна) (Cattedrale San Sabino) , епископа из Канозы, жившего в VI веке, второго покровителя Бари. Своим внешним обликом собор очень напоминает базилику Св. Николая .

Заглянули в собор.


Обязательно стоит пройти по «макаронной» улице и посмотреть как итальянские бабушки лепят вручную и сушат на столах местную пасту. Можно и прикупить их тут же.

По этой улице вышли к окраине Старого города Città vecchia »), где стоит замок Castello Normanno Svevo (Швабский замок) . Первый его хозяин, норман Роджер Гвискар – «хитрый», не планировал превращать замок в тяжелую военную крепость; после него это сделал Фридрих II. Он отстроил полуразрушенную цитадель и снабдил ее всеми обязательными атрибутами для защиты как с суши, так и с моря. В Лечче находится замок, построенный в таком же стиле.

За Апулию в древние времена воевали все кому не лень – греки, арабы, византийцы, норманны, соседи-лангобады. С упадком династии Бурбонов замок превратился в пустующую каменную громаду, которую позже стали использовать как здание тюрьмы. В настоящее время замок используется для проведения культурных мероприятий.

В столице Апулии находятся четыре университета, театры Петруцелли и Пиччини, Aудиториум, посвященный маэстро Нино Рота, и семь библиотек.

Театр Пиччини (Teatro Piccinni) – старейший театр в Бари (на 600 мест) . Был построен в 1884 году, через год получил свое название в честь композитора Николло Пиччини, уроженца Бари.

Современная скульптура, в шутку названная нашим гидом «конь в пальто». Это памятник коню одного из правителей Апулии Фредерика II Гогенштауфена (XIII в.), установленый на улице Витторио Эммануэле II, которая разделяет старую и новую часть города. Официально скульптура работы итальянского мастера Марио Чероли называется Конь в чепраке (Cavallo con gualdrappa):

Театр «Маргерита» , стоящий на сваях над морской водой в старом городском порту. Здание было построено в 1912-1914 гг. Городская администрация попыталась соблюсти договор, заключенный с семьей Петруццелли, по которому действовало обязательство не выдавать разрешения на строительство частных театров на землях города (а на воде получается можно).

Театр в настоящее время реставрируется и в дальнейшем предполагается, что в нем будет открыт музей.

Бюст черногорского короля Николы I Петровича. Выдал свою дочь Елену за наследника итальянского престола Витторио Эммануэле III Савойского. Елена Савойская 46 лет была королевой Италии.


Площадь Пьяцца Феррарезе.

Площадь Пьяцца Меркантиле с сохранившейся на ней Колонной Правосудия.

Бари – крупнейший пассажирский порт на Адриатическом море. Самый известный и доступный пляж в городе – Pane e Pomodoro (дословно – «Хлеб и помидор»). Приобрел такое название, потому что небогатые жители города приходили отдохнуть на этот пляж и перекусить самыми доступными продуктами – хлебом с помидорами. Вода на пляже не самая чистая, но для городского пляжа она очень даже супер. Здесь советуют присматривать за вещами, так как сюда приезжают разного рода воришки.

Популярные сообщения


, «в крипте, в сев.-вост. углу, устроен правосл. придел». Однако на практике православные богослужения совершаются не в этом приделе, а непосредственно на престоле–саркофаге над мощами свт. Николая, по четвергам.

Базилика св. Николая относится к католической церкви, находится она в старой части города, на берегу Адриатического моря. Состоит из двух храмов - верхнего и нижнего - крипты, где собственно, и установлена рака с мощами Николая Чудотворца. Возраст крипты насчитывает почти тысячу лет, верхнего храма - чуть менее.

В 1087 году одному апулийскому священнику г.Бари явился во сне святитель Николай и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была предпринята, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые также имели намерение привезти мощи в свой город. Баряне, в составе 62-х моряков, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в торговые порты и ведя торговлю как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю, которая как и сам г. Миры, была разрушена сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Моряки, не зная точного расположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду отказа, применили силу и пытки. Один из монахов, смалодушничав, выдал место захоронения.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта, она оказалась наполненной до краев благоуханным миром. Не имея возможности взять с собой большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заранее заготовленный ковчег и увезли с собой. Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча. Вначале мощи были помещены в церкви св.Евстафия. В том же году началось строительство базилики, частично разрушая, частично используя камни древнего дворца Катапана (византийского наместника г.Бари), заброшенного после захвата города норманнами и переноса столицы в г.Салерно. Стиль базилики получился смешанным - римско-норманнским. Позднейшие надстройки в стиле барокко были удалены в ходе реставрационных работ в 1925-1934 годах.

Зайдя в собор, вы сначала попадаете в верхнюю часть базилики: здесь можно увидеть кафедру первого настоятеля аббата Элии (+1096) - шедевр римской скульптуры; Портал Львов, на котором изображены сцены завоевания норманнской конницы; капителии (1120); мавзолей Боны Сфорцы, польской королевы (в апсиде - 1593); триптих Рико да Кандия (1451); позолоченный потолок, выполненный Карло Роза ди Битонто (1661). Сокровищница расположена справа от входа, здесь находятся великие христианские святыни, а также многочисленные подарки, сделанные православными и католическим паломниками со всего мира.

Но главная цель правосланого паломника - это крипта, где находится Гробница с мощами святителя Николая. Здесь можно полюбоваться византийскими и римскими капителиями (ХI века), помолиться у иконы святителя Николая, подаренной королем Сербии Урошем III Дечанским (1327), а также у чудотворной колонны.

Информация: http://www.bargrad.ru; http://www.basilicasannicola.it



Восточный придел в крипте Базилики

В 1966 году в крипте Базилики тщанием монахов-доминиканцев, хранителей мощей Св. Николая, появился так называемый Восточный придел (Capella orientale). Его появление обозначило важнейший поворот в межцерковных отношениях Запада и Востока: на Втором Ватиканском Соборе было определено, что православные являются "разделенными братьями", а не схизматиками, как считали католики прежде, а кроме того Патриарх Константинопольский и Папа Римский сняли взаимные анафемы. Все это позволило осуществиться уникальной инициативе, не имеющей аналогов в христианском мире - внутри "католического пространства" появился Восточный придел с иконостасом, отведенный исключительно для православных богослужений. Освятили придел совместно кардинал Паоло Джоббе и архимандрит Геннадий (Зервос), тогда настоятель греческой церкви в Неаполе, а ныне - митрополит Италии и Мальты (Константинопольский Патриархат). Иконы написаны хорватским иконописцем Златко Латковичем. Несколько позднее, в 1981 году, доминиканские монахи устроили также в крипте еще один придел - в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, братьев Солунских и просветителей славян. Этим действием они отметили как и прославление Католической Церковью этих Святых в чине "Небесных покровителей Европы" (в прибавление к преподобному Венедикту Нурсийскому), так и собственные чаяния на сближение разделенных христиан.

В настоящее время Восточный придел крипты используется преимущественно для богослужений румынской православной общины. Настоятель Подворья Московского Патриархата, о. Владимир Кучумов, обычно служит в прекрасной русской церкви, возведенной в Бари почти столетие назад как еще один видимый знак стремления россиян к главной барийской святыне, мощам Св. Николая Чудотворца.

Из книги "Мироточивые мощи Св. Николая Чудотворца и другие святыни Барийской базилики". Автор М. Талалай при участии о. Джеррардо Чоффари. Бари Св.-Николаевский исследовательский центр, 2013.

Город Бари, расположенный в регионе Апулия, был основан еще в V веке до н.э. В городе сохранилась разновековая архитектура, но прежде всего он известен многим верующим людям тем, что именно здесь находятся мощи, католический собор и православная церковь Николая Чудотворца.
Святой почитается православной и католической церковью, как покровитель сирот, путешественников, заключенных и избавитель от напрасной смерти и болезней.

Николай Угодник прослужил до своей смерти епископом города Миры. Еще при жизни его считали исцелителем и защитником. Когда несколько верующих исцелились, поклонившись его мощам, Мира стала центром святой веры. Но набеги мусульман ставили под угрозу целостность мощей и тогда барийские купцы отправились в Миру с целью вывести мощи Святого Николая Чудотворца в Бари. Все события разворачивались в 1087 году 20 апреля. Мощи были похищены и 8 мая корабли вошли в гавань Бари. На следующий день святыню торжественно перенесли в храм святого Стефана. С тех пор 9 мая с особым размахом отмечается праздник перенесения мощей. Барийцы реконструирую события многовековой давности, устраивая костюмированное представление с участием нескольких сотен человек.

Наиболее почитаем этот праздник в самом Бари, на территории России, Болгарии и Сербии.

Часть мощей осталась в Турции, так как барийцы не смогли собрать мелкие останки, и часть, после первого крестового похода, оказалась в Венеции.

До сих пор есть две точки зрения о событиях 1087 года. Барийцы и русская православная церковь считают перенесение мощей, их спасением, греческая церковь расценивает поступок, как кражу.

Мощи Николая Чудотворца относятся к мироточивым. Это выяснилось еще при их перевозке из Мир Ликийских. Люди, которые доставали мощи из гробницы, обнаружили скелет Святителя, плавающий в неизвестной жидкости. Священную жидкость православные называют «миро», а католики «манной святого Николая».

Бари: храм Николая Чудотворца

Строительство храма началось в 1087 году, когда из города Миры в Бари были перенесены мощи Николая Мирликийского. С этого момента Бари превратился в город Святителя Николая - одного из самых почитаемых святых.

Храм был построен в самом центре города и сразу же стал местом значимых исторических событий. Здесь проповедовал Петр Амьенский о начале крестового похода, проходил церковный собор, решающий вопрос объединения Западной и Восточной церквей.

Есть версия, что базилика была отстроена как новое здание, но предполагается, что она возведена на месте дворца катапана (губернатора), так как присутствуют определенные различия стилей и дисгармония элементов убранства.

Сейчас базилика оказалась в старой части города, расположившись прямо на побережье Адриатического моря. Она состоит из двух храмов - верхнего и нижнего, где и расположена гробница с мощами Чудотворца. Крипта (подземная церковь) относится более ранней постройки. Потолочный свод поддерживается 26 мраморными колоннами. В правом углу под сводом находится колонна из красного мрамора или как ее называют - чудодейственный столб. Считается, что сам Николай принес эту колонну в храм. Паломники прикладываются к колонне прося о исцелении и здоровье.

Рака размещена ниже уровня пола и огорожена каменными блоками. Округлое отверстие в передней части устроено так, чтобы священники могли проникнуть внутрь для сбора миро. С этой же цель пол гробницы имеет небольшой наклон к центру.

Доступ к святыне дозволяется только организованным группам паломников и с разрешения церковного начальства.

Справа от входа в верхний храм расположена сокровищница. Здесь хранятся подарки, сделанные паломниками базилике и христианские святыни, которым могут помолиться верующие. Наиболее ценным экспонатом является икона Святого Николая, подаренная сербским царем Урошем III в знак благодарности за возвращенное зрение. Здесь же хранятся реликвии, привезенные из крестовых походов: частицы мощей апостолов Фомы и Якова, шип из венца Иисуса.

В верхнем храме установлена статуя Святителя Николая, накрытая стеклянным куполом. Под него верующие кладут записки с просьбами. Раз в год 9 мая статую выносят из базилики и торжественным шествием проносят по городу. Праздник перенесения мощей - один из главных в Бари.
В базилике служатся не только католические мессы, но и православные молебны. Базилика открыта с 7 до 19.00.

Православная церковь Николая Чудотворца, Бари

Николай Угодник - один из самых почитаемых святых в России. Русская православная церковь и император Николай II предпринимали попытки восстановить церковь в Мирах, но они оказались неудачными. Тогда было принято решение учредить в Бари русское подворье для нужд российских паломников. Деньги на строительство собирали всей страной. Был установлен тарелочный сбор два раза в год в дни почитания Святого Угодника. Большой вклад внесла царская семья. В 1913 г на участке земли в 1,5 га был заложен фундамент будущего храма. Архитектором был выбран А.В Щусев, специализировавшийся на церковной архитектуре.

Летом следующего года был открыт временный приют для паломников, рассчитанный на 30 человек. В 1937 году подворье уже не являлось российской собственностью, а относилось к Константинопольскому патриархату. И только в 2009 г России вернули права на здание подворья. Сейчас комплекс занимает 0,7 га.

Православная церковь выдержана в псковско-новгородском стиле, поэтому является уникальным строением для Западной Европы. Перед строителями стояла цель построить комплекс по образцу строений XV века.

В верхнем части расположен одноярусный иконостас, образа которого расписаны французским художником А. Бенуа. И расположены по канонической схеме. В нижнем храме находится икона Святителя и частичка его мощей. Также достопримечательностью церкви является модель подворья, дающая полное представление о масштабах комплекса. Над одним из входом в храм размещена икона Космы и Димиана, почитаемых в провинции Апулия. В центре под сводным потолком находится большая люстра (паникадило), которое было изготовлено сербскими мастерами на деньги российских паломников.

В храме хранятся и другие значимые святыни:

  • частицы мощей Киево-Печерских отцов;
  • часть мощей Серафима Соровского и его икона;
  • икона Федора Ушакова с частицей мощей.

Храм расположен в 3 км от базилики Святого Николая в районе Каррацци.

Паломничество в Бари к Николаю Чудотворцу

Как показывают источники, паломничество православных к мощам Николая Угодника началось еще в XV веке. В XIX веке к мощам приезжали российская царская семья, известные деятели культуры, представители как высших, так и низших сословий.

На протяжении сотен лет у мощей Николая чудотворца происходят чудеса. В этом уверены сотни тысяч верующих, съезжающихся в Бари со всего света.

В православной церкви Николая Угодника почитают дважды в год 9 мая и 19 декабря. Именно в эти дни Бари принимает самый большой наплыв паломников.

В день перенесения мощей православный храм принимает больше двух тысяч верующих. Ежедневно в храме совершается молебен с акафистом, по четвергам служат литургию. Возможность причаститься у мощей увеличивает число паломников ежегодно.

Многие хотят получить миро, которое источают мощи святого. Священники собирают его специальным кувшином в день перенесения мощей. Миро добавляется в святую воду, которую забирают с собой паломники. Бутылочки такой воды можно приобрести в лавке базилики.

Скоро в Белгороде состоится концерт иеромонаха Фотия (в миру - Виталий Мочалов), который стал победителем прошлогоднего конкурса и телепроекта "Голос". В свое время его участие в конкурсе и победа вызвали бурные обсуждения в сети. В приходах миряне и духовенство высказывались как "за", так и "против". Страсти немного поулеглись, а сейчас отец Фотий с концертами гастролирует по стране.

Когда мне задают вопросы по поводу участия монаха в эстрадных конкурсах и допустимости эстрадной жизни для него, я оказываюсь нередко в затруднительном положении. С одной стороны, это действительно можно воспринять как миссионерский проект, с другой стороны, когда знакомишься с этой миссией ближе - у самого возникают неразрешимые вопросы.

Я вовсе не хочу никого судить, я лично не знаком с о.Фотием, я искренне верю, что он глубоковерующий христианин и с чистым сердцем, любя музыку, старается нести ее людям, как дар Божий. Я знаком с разными священнослужителями, для которых творчество - тоже является родной стихией. Потому об о.Фотие и его деятельности лучше спросить у него самого, что мы и сделаем, рассмотрев его интервью, которое первым выскакивает по запросу в ютубе.
Сразу стоит оговорится, что все написанное ниже - мои личные наблюдения и рассуждения, мое личное мнение, которое определяется моим пониманием христианства и миссии. Я долго находился в раздумьях, каково же мое отношение ко всему происходящему? Чаша весов склонялась то в одну сторону, то в другую, пока я, наконец, не посмотрел внимательно пару раз это интервью. Кроме того, в сеть попало видео собрания монашествующих Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, на котором вопрос по о.Фотию был поднят наместником Боровского Свято-Пафнутьевского монастыря. Отец-наместник на видео утверждает, что после победы на "Голосе" о.Фотий фактически выпал из жизни монастыря, находится на гастролях чаще, чем в монастыре. И хотя Святейший поддержал в своем ответе миссионерские порывы иеромонаха Фотия, но обозначил, что он все-же монах, и из жизни монастыря не должен выпадать, потому должен находиться в послушании наместника и правящего архиерея. Вот видео с этого собрания:

Итак, теперь привожу то самое интервью, в котором о.Фотий рассказывает о себе и о том, как он попал в проект "Голос":

Что же мы узнаем из этого интервью? Для человека, слабо знакомого с источниками, в которых православие черпает основы своего бытия, в этом видеоролике сложно обнаружить странности. Но у священника, или "продвинутого" мирянина сразу возникают вопросы и замечания. Итак, проведем для начала анализ видео с итервью :


  1. Виталик Молчанов уходит из мира в монастырь, чтобы быть монахом и спасать душу.

  2. Отец Фотий не стесняется говорить о том, что у него - талант, причем, талант и незаурядные способности к пению еще с детства. Скромненько так, правда? Далее иеромонах говорит о том, что сложил свой талант ради служения Богу, отказался от великой музыкальной карьеры.

  3. Но находится девушка-подружка, которая восхищается его талантом и вытягивает обратно в мир (более того - на эстраду), говоря, "почему бы тебе не принять участие в шоу "Голос"?".

  4. Наместник монастыря не благословляет о.Фотия принимать участие в "Голосе", вероятно, зная его внутреннее устроение и не видя пользы в этом. Та же подружка убеждает батюшку: "Найди нужные слова, скажи, что это надо для миссии, авось, согласится". В общем, придумай такую причину, которая будет звучать по-христиански привлекательно. Отец Фотий находит лазейку, как попасть в шоу. Он подает заявку на участие без благословения наместника, а затем, благодаря администрации "Голоса", прыгает "через шапку", получая благословение у епархиального архиерея. Причем, выходит очень даже удобно - он сам за себя не просил, за него попросили организаторы. Отец Фотий искренне тому радуется, потому что он и сам уверен, что на его прошение митрополит бы наверняка тоже отказал, как и наместник. В общем, благодаря таким манипуляциям, батюшка получил добро на свое участие.

  5. В видео о.Фотий утверждает, что у людей возникло неправильное представление о монашестве, будто монахи - люди, закрывшиеся от общества, но по его словам, монахи должны самореализовываться и не зарывать свои таланты.

  6. На 15-й минуте о.Фотий вспоминает, что он монах, и ему неправильно будет соединять светскую жизнь и монашескую.

  7. Далее о.Фотий рассуждает о том, что такое монашеское делание и жизнь в молитве. Оказывается, монашество таково: человек занимается послушаниями в монастыре, смиряет свою гордыню и должен исполнять не свою волю, но слушать волю своего игумена, потому что игумен - заботливый отец, который отвечает не только за дисциплину, но и за душу каждого своего монаха. И фактически - он прав.

  8. Ну и наконец - выигрыш в "Голосе". Отец Фотий "выиграл" автомобиль, и спокойно сказал, как им распорядится. Оказывается, монах давно мечтает об авто, и очень рад, что теперь ему на него не придется копить деньги....

Теперь из первого ролика , где обсуждается феномен о.Фотия с участием Святейшего, мы узнаем, что получилось в результате :

  • Отец Фотий практически не живет в монастыре и не принимает участия в жизни монашеской общины.

  • Отец Фотий не только поет, но еще и "говорит", и иногда он говорит ужасные вещи. Например, в одном из интервью он, по словам наместника, сообщил, что пошел на сцену, потому что жизнь в монастыре ему наскучила.

  • Со слов наместника, прихожане монастыря отказываются исповедоваться теперь у иеромонаха, что вызывает в нем обиду.

  • Отец Фотий ездит по гастролям и собрал уже довольно крупный капитал.

Теперь хотелось бы сделать мои замечания и прийти к определенным выводам :

А) Отец Фотий совершенно не понимает, кто такой монах и что такое монашество. Монах от "monahos" - "один". Это человек, который оставляет мир и уходит в пустыню, отшельничество для борьбы со своими страстями - своей гордыней, тщеславием, самомнением. Монах бегает от людской славы, потому подвижники всегда старались скрываться от почитателей. Только потом, со временем, возникли общежительные монастыри, где монахи стали жить группой, совершая общее делание, чтобы легче было выживать в суровых условиях. Монашеский путь не предполагает совершенно раскрытие в человеке светских талантов и участие в мирских развлечениях. Монашество предполагает следующие основные моменты:
-уход от мира (и не только внутренний, а реальный уход от мирской жизни в монастырь, либо в безлюдные места);
- отложение своей воли ради воли духовного руководителя;
- воздержание телесных и душевных чувств и нестяжательство.
Чтобы все это узнать, достаточно открыть любую книгу о православном монашестве, в этом может убедиться всякий желающий, потому я даже не буду утруждаться и приводить ссылки на святых отцов, ибо они единогласны в этом мнении. И то мнение людское, что монах уходит от общества - вовсе не людские заблуждения, как считает о.Фотий, а реальность монашеского бытия. Странно, что иеромонаху это не известно. Хотя... возможно, ему правда просто скучна такая жизнь?

Б) Довольно странно слышать от человека рассказы о собственной талантливости. Так же нелепо звучат фразы о том, что он принес талант в жертву Богу, уйдя в монастырь. Потому что дальше он противоречит себе, говоря, что очень рад был применить свой талант в монастыре. Вероятно, монастырской площадки затем ему показалось маловато, и он пошел "в массы", послушав предложение подружки...

В) Отец Фотий невероятно талантлив не только в пении, но и в умении противоречить себе. Такое чувство, что он к концу интервью забыл, о чем говорил в начале. Ибо когда мы сопоставим то, как он попал в "Голос" (пункт 4) с его рассуждениями о монашеской жизни (пункт 7), то выходит следующая картина: отец Фотий утверждает, что монах должен отложить свою волю и находится в послушании своему игумену, но по факту он же откровенничает, что ему плевать на волю своего игумена, не благословившего участие, ибо его желание попасть в "Голос" победило, и он нашел способы обойти игуменское благословение. Более того, его игумен теперь жалуется Патриарху, что отец Фотий после победы в шоу фактически вышел из под его руководства, и де-факто не является уже членом его общины, хотя де-юре в ней состоит. Это ли есть монашеское послушание?
Еще одно противоречие в том, что утверждая для монаха невозможность вести одновременно монашескую и светскую жизнь, отец Фотий считает себя монахом, но монашескую жизнь фактически оставил.

Г) Теперь перейдем к вопросу нестяжательности и монашеского ухода от мира.
Когда прозвучал вопрос о том, как батюшка распорядится выигранным автомобилем, у меня вдруг заискрилась христианская надежда, что о.Фотий скажет вот сейчас: "Дорогие мои, я ведь монах, у меня же в монастыре есть и крыша над головою, и питание, и одеждой не обделен - машина то мне зачем? Из келлии в храм на богослужение я и пешком дойду. Пожертвую я авто на свой родной монастырь, там оно полезнее будет!".
Но нет, батюшка разом оборвал все мои эти фантазии и не обинуясь заявил, что давно мечтает о машине, а потому очень рад, что он ее получит как приз от шоу. Теперь то ему не придется копить на нее деньги (???). А учитывая замечание наместника о том, что о.Фотий катается по стране и собрал уже приличный капитал - это добавляет очередные вопросы... Не будем их задавать, просто примем этот пункт "Г" к сведению, как факт, и не будем никого судить.

Такая картинка складывается из пазлов, разбросанных в приведенных видео.

Теперь я бы хотел кратко порассуждать о том, является ли эстрадная деятельность о.Фотия миссией. Сам факт того, что христианин имеет талант, и может покорять людские сердца пением - не является миссией. Не важно, священник он, мирянин или монах. Монашество - это вообще образ жизни, это не сан, ведь жизнь в браке мы тоже не считаем саном. Потому в данном шоу участие иеромонаха просто вызвало ажиотаж. Эстрада любит неординарность, и то, что монах вышел петь романсы - конечно добавило о.Фотию "очков". Есть очень аргументированное мнение специалистов, что если бы на сцену вышел не иеромонах Фотий, а просто Виталий Мочалов, вряд ли бы он победил, ибо были более сильные конкуренты. Но вопрос даже не в этом. Если бы отец Фотий по благословению священноначалия устраивал творческие вечера духовной музыки, где параллельно проповедовал бы Христа - это был бы реально хороший миссионерский ход. Нам известно много священников, которые через искусство прославляют Бога и несут Благую Весть миру. В Черноземье, к примеру, известны священники-близнецы братья Качаловы, которых узнают как дуэт "Братцы". Есть много других творческих проектов, которые успешно реализуются, и то, что священники и монашествующие принимают в них участие - только плюс. К примеру, владыка Тихон (Шевкунов) - режиссер по образованию, и когда он был архимандритом, ему его сан не мешал снимать фильмы христианского содержания. Реально это - проповедь и миссия.
Но когда монах борется за победу в эстрадном шоу на звание лучшего голоса России (возникает вопрос о смирении, сразу же), а затем ездит с гастролями, на которых поет романсы о любви между мужчиной и женщиной, и это позиционируется как миссия - я прошу прощения у тех, кто очень полюбил о.Фотия, но никакого отношения к миссии это не имеет. Выступления о.Фотия свидетельствуют лишь о том, что Господь дал ему слух и хорошие голосовые связки, а его любовь к музыке и труд с преподавателем-вокалистом сделали его неплохим певцом. Что здесь миссионерского - не очень понятно. То, что он - иеромонах? Ну и что? А если бы он вместо натаскивания голосовых связок качался штангой и победил во всероссийском конкурсе армреслинга, либо получил бы звание лучшего повара России и т.д. - это тоже была бы миссия?
Мне кажется, нам давно пора уже наконец выработать четкое определение тому, что такое миссия, и какие формы деятельности таковой не являются.

Я сам не лишен ни голоса, ни музыкального слуха, определенное время нес послушание регента полу-профессионального хора в Кресто-Воздвиженском храме г. Белгорода, потому я хорошо понимаю любовь о.Фотия к музыке. Он крайне симпатичен мне как певец. Но в остальном, у меня складывается четкое впечатление, что батюшка сам не определился в жизни, чего он желает. Потому и находится в таком подвешенном состоянии. Вроде бы и монах, но при этом - эстрадный певец, поющий романсы на гастролях. Ничего плохого нет в самих романсах, да и любовь между мужчиной и женщиной - благословлена Богом и освящается в брачном союзе, как великая святыня. Но не удел монашествующих выдавать обычные эстрадные концерты в качестве миссионерской "фишки", иначе вскоре нам доведется видеть в качестве миссии монашеский бокс, монашеский цирк и т.д.

Есть еще один момент, о котором четко упомянул наместник в своем обращении к Патриарху Кириллу. Отец Фотий не только поет, он еще и ГОВОРИТ. Есть много людей (особенно женщин, любящих исскусство), которые обретают в публичном священнике пастыря и авторитет, задают ему вопросы, обращаются за духовным советом, о чем он сам говорит иногда в своем видео-блоге. Дай Бог, чтобы эстрада не убила в нем монаха и христианина! А учитывая его понимание монашества и его путь в "Голос" - он еще не успел даже понять, что такое монашество. Более того, эстрадная жизнь иеромонаха вызывает серьезную смуту среди консервативных верующих и прихожан.

Будем молиться и надеяться, что тот сложный и опасный путь, по которому идет о. Фотий, приведет все же и его, и тех людей, которые ему доверяют, к Царствию Божию.

Иеромонах Фотий (Мочалов) из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря считает свое участие в популярном российском телепроекте "Голос" на Первом канале дерзким поступком, но говорит, что согласовал его и получил благословение митрополита. В преддверии финала конкурса он рассказал в интервью для проекта "Религия и мировоззрение" РИА Новости о целях беспрецедентного и неоднозначного участия монаха в светском шоу, о том, где и как он учился пению, что привело его в церковь, как устроена современная монашеская жизнь, интересен ли старцу Власию Григорий Лепс и что будет после "Голоса". Беседовали Алексей Михеев и Ольга Липич.

Отец Фотий, вопрос, который вам уже задавали, наверное, много раз, но, возможно, вы как-то переосмысливаете ответ на него: какова цель, с которой вы пришли в телешоу "Голос"? Это некая миссия или простое человеческое желание реализовать заложенные в себе таланты, победить?

— Конечно, я пришел на "Голос" прежде всего как простой человек, чтобы действительно реализоваться как-то, показать дар, который мне Господь дал. Это желание было не совсем мое — большую роль сыграли друзья. И я хотел попасть еще на второй сезон проекта, но тогда не удалось получить благословение.

- Не успели просто или не дали?

— Вначале я просто побоялся обратиться к более высоким церковным властям. А в этот раз имею благословение митрополита (Калужского и Боровского Климента, который является правящим архиереем Калужской митрополии, на территории которой расположен Боровский монастырь — ред.). Уже и патриарх знает об этом.

- Патриарх уже после того, как вы начали участвовать в проекте, об этом узнал?

— Да, он по факту узнал и неофициально высказал свое отношение после переговоров с владыкой о том, что можно это сделать и что он благословит меня на этот конкурс.

- Долго ли вы сами решались на участие в проекте, были какие-то сомнения?

— Когда еще на второй сезон "Голоса" подавал заявку, думал, может быть, это не совсем правильно. И когда у меня не получилось это организовать, я посчитал, что это знак Божий, что все это не нужно, что, может, действительно, дело это не монашеское. Хотя и так и так оно не монашеское… Тогда я сказал себе, что я не буду этого делать, чтобы никого не вводить в соблазн и не повредить своей душе.

- А что потом заставило все-таки поменять решение?

— Меня спрашивали друзья: почему ты все же не попробовал? Говорили: напиши заявку еще раз! Я думал, что уже, наверное, не будет больше "Голоса" или прием заявок закончился, но зашел на сайт Первого канала и оказалось, что прием анкет в самом разгаре. И решил: была — не была, напишем. Мне позвонили с телеканала и спросили, в силе ли мое желание участвовать? Я ответил: да, только нужно получить благословение владыки. И они предложили сами написать ему письмо, от канала. Владыка благословил, сказал, что не против.

- Ваш духовный наставник — савтарец схиархимандрит Власий - тоже вас благословил и поддержал?

— Поддержал. Я у него спрашивал об этом.

- Это, наверное, первый человек, у которого вы спросили?

— Да, это кратчайший путь разрешения всех вопросов, потому что он - духовник и все-таки важнее, чем административное начальство.

- А сейчас он вам как-то помогает в ходе проекта?

— Я, конечно, ему рассказываю. И он даже посматривает за моими выступлениями - келейник показывает. Он меня спрашивает: "Да, ну как Лепс? Что ты там, прошел или не прошел?"

- Даже на сайте монастыря объявляется, когда будет ваше выступление. Вы чувствуете поддержку братии в целом?

— Конечно. И даже те, кто неоднозначно относится к этому проекту, стараются не показывать этого, чтобы меня не расстраивать. Они просто молчат об этом, но, в принципе, ко мне дружелюбны.

Думаю, те, кто поддерживает, воспринимают ваше участие в "Голосе" как миссию. Какую пользу с точки зрения церковной это приносит, на ваш взгляд?

— Люди испытывают большую радость, когда видят меня на экране — для них это как глоток свежего воздуха. Все привыкли видеть на экране только накрашенные, расфуфыренные лица. Шоу есть шоу. И даже если кто-то поет оперную арию, это не приносит такого эффекта, как появление батюшки. Самое приятное, что люди, увидев меня, задумываются о чем-то духовном.

- То есть привлекаете к размышлению о духовном?

— Да, напоминание какое-то о совести, о храме. Я получаю комментарии, что люди, увидев меня, хотят пойти в храм после того, как 10 лет в нем не были.

- В монастырь стало приезжать больше паломников — послушать ваше пение на клиросе?

— Не знаю, насколько больше. У нас в основном едут к отцу Власию. Но паломники меня встречают, узнают, хотят сфотографироваться. И наши постоянные прихожане, трудники, даже те, которые с первого раза не поняли моего шага, спустя месяц, послушав другие мои выступления, изменили свое отношение.

А не было мысли участвовать в этом конкурсе инкогнито, под мирскими именем, без подрясника, а потом в финале или на каком-то этапе сообщить о том, что вы монах? Для большего эффекта?

— Вряд ли это бы принесло дополнительный эффект. И я не имею права выступать в мирской одежде: я уже монах и везде на публике должен быть в монашеском одеянии, в подряснике.

То, что вы попали в проект и успешно участвуете в нем, для вас это знак, что Господь благоволит этому начинанию? Или вы воспринимаете происходящее как плоды смелого поступка, который может иметь разные последствия?

— Естественно, это был дерзкий поступок. Но я его согласовывал, то есть это было не по самочинию. Как монах я обязательно должен спрашивать благословения на все, что я делаю, тем более на то, чтобы выезжать из монастыря куда-то. До сих пор на каждое выступление, на каждую репетицию я пишу бумагу, чтобы меня настоятель отпустил. Я человек несвободный, не могу делать все, что я хочу. И, конечно же, я увидел во всем этом промысел Божий. Раз все так складывается, что митрополит Климент благословил и на кастинге ко мне было такое доброжелательное отношение со стороны продюсеров.

- Продюсеры учитывают вашу непохожесть на других конкурсантов, монашество?

— Да, и руководство канала, и музыкальные редакторы. И когда я пришел на слепое прослушивание, то увидел доброе отношение к себе наставников, Григория Лепса. Для него, конечно, это был шок. Некоторые писали в комментариях, что Лепс к нему повернулся, это была его ошибка, он его сольет в ближайшие баттлы. Сейчас мы понимаем, что это не ошибка Лепса. Он повернулся на голос: этот голос ему понравился — и он решил его развивать. Впоследствии я увидел, что он очень мной заинтересовался, не хочет отпускать из проекта.

- Но изначально вы хотели себе в наставники более академического Градского?

— Да, я рассчитывал на это. К Лепсу у меня было отношение поверхностное, я его рассматривал как певца рок-эстрады, которую я не люблю и не слушаю.

- Он стал вашим наставником, это что-то поменяло в вас?

— Я даже благодарю Бога за то, что он стал моим наставником. Потому что у Градского непонятно, смог бы я пройти дальше.

А вас не смущает в этом шоу соревновательный аспект, ринг, арена? У христианства ведь, в силу истории, особое отношение к такого рода вещам…

— Конечно, правила в конкурсе жесткие, 50 процентов участников уходят. И иногда кажется, что несправедливо убирать людей, когда только с ними познакомились. Но в течение конкурса не чувствуешь соперничества. От тебя мало что зависит — решает же наставник, не ты.

- А что потом? Если вы победите, это изменит вашу жизнь монашескую?

— Если так получится, что меня выведут в победители, это не означает, что я победитель как вокалист. Первый канал с помощью этого конкурса показывает, что хорошего есть в нашем обществе, какие есть певцы, которые могут быть примером для других. Допустим, раньше в "Голосе" выиграли Сергей Волчков, Александра Воробьева, Дина Гарипова — это не были такие звезды, которые создают шоу: побеждает не это, не нужно быть эпатажным, суперкрутым артистом сразу же. Побеждает именно зрительский интерес, наверное, спрос на что-то душевное, что берет сердца.

— Вернусь, конечно. Я и так живу в монастыре, делаю просто периодически такие вылазки.

- Как часто, кстати?

— Вначале — каждый месяц, потом вот неделя всего между выступлениями. Думаю, меня не будут раскручивать как поп-звезду. Меня нет смысла раскручивать — я уже ушел из мира. Будут приглашать иногда туда-то или туда-то, но так, чтобы не казалось, что я триумфально шагаю по телевидению, везде-везде. Чтобы это было максимально культурно и целесообразно.

А есть ли сейчас и предвидите ли в будущем ограничения в репертуаре, жанрах, лексике, в передачах, местах, где вам позволено выступать? Ограничения, продиктованные вашим внутренним цензором или тем человеком, который вас благословляет?

— Об этом мне никто никогда не говорил. Это действительно уже внутренний цензор — все зависит от моего вкуса, моего понимания приличия. Я не пою рок-музыку. Могу какие-то эстрадные композиции петь, но больше лирические.

- Почему рок не поете?

— Как жанр он мне не нравится. Не потому, что я священник. Просто я его не слушаю и, не имея симпатий к нему, не смогу его правильно исполнить.

- А какая музыка вам больше всего импонирует?

— Я меломан. Я люблю всякую музыку.

- А какие любимые жанры?

— Кроссовер — соединение классики с эстрадой. В таком стиле поют Джош Гробан, Андреа Бочелли.

- А из отечественного — эстрада или классика?

— Могу и Пугачеву спеть, если мне нравится песня, типа баллады, с мудрым философским содержанием, не попса.

- Сколько языков в вашем певческом активе?

— Много. Знаю я только немецкий и английский, немножко греческий. А пою на многих - итальянский, английский, испанский, немецкий, латинский, греческий, сербский…

- Кто вам помогает в этом музыкальном развитии? Есть педагог, с которым вы постоянно занимаетесь?

— Во время этого проекта я спрашиваю иногда своего педагога, с которым занимаюсь вокалом уже 10 лет. Как только пришел в монастырь, попал к хорошему педагогу. Здесь узнали, что я пою, что я музыкант, и сразу отправили меня к педагогу. Он из Москвы, и периодически всех певчих с клироса отправляли к нему на занятия. Во мне они увидели особый талант, и я провел в Москве даже больше времени, чем полагалось: всем обычно 10 уроков дают, а мне дали 20. Когда я приехал после этих уроков, произошли заметные изменения в моем голосе, звук стал ярче, звонче, как бы вторая ломка моего голоса произошла.

- А вы могли бы назвать этого педагога?

— Виктор Витальевич Твардовский, один из потомков нашего известного поэта. Он из Владимира, заканчивал Московскую консерваторию. У него очень интересная методика, он учит классическому итальянскому бельканто. Добавляются новые обертона, высокие частоты, певческий аппарат приобретает совершенно новое качество.

— А мы и занимаемся. Он сейчас приезжает к нам в монастырь и дает уроки, которые оплачивает монастырь.

Если вернуться к репертуару, то почему, идя на шоу с миссионерской задачей, вы не поете на нем духовных песен?

— Это не нужно. Если уж я пришел в такой светский конкурс, надо петь светские песни.

- В чужой монастырь не со своим уставом?

— Это тоже, да. Я священник, от меня ожидают духовного - и это будет для проекта неинтересно. Иное дело, когда кто-то мирской будет петь духовную песню, думаю, это будет более адекватно восприниматься.

- А есть какие-то табу для вас — в лексике, манере исполнения? "Рюмку водки на столе" споете?

— Нет, мне это не будут давать. Мне дают такие песни, которые соответствуют моему голосу и которые другие не споют.

- Как вы считаете, вас стараются не смущать?

— Продюсеры, в частности Юрий Аксюта, максимально стараются сделать так, чтобы ни в коем случае не затронуть мою репутацию.

- Они чуткие такие?

— Конечно.

- Не похоже на стереотипное мнение о шоу-бизнесе…

— А это не шоу-бизнес. В шоу-бизнес проникают не через конкурсы, а совершенно другими путями.

- Что это тогда для вас — просветительский проект?

— Нет. Это просто честный народный конкурс, где зритель сам выбирает, кого он хочет слушать. Не ему навязывают, а он выбирает.

— Естественно.

- Почему вы выбрали именно этот конкурс? Участвовали в каких-то других?

— Участвовал, да, но не в телевизионных. В Обнинске участвовал. Участвовал в конкурсах и не певческих — это к вопросу о соревнованиях.

- Не певческих, а с чем связанных?

— Связанных с сочинением музыки. В конкурсе композиторов. Еще был конкурс любительских видеофильмов в Калуге.

- Вы еще и кино снимаете?

— Делаю, да, такие небольшие фильмики.

- Вы очень разносторонний человек. Стихи не пишете, слова песен на свою музыку?

— На свои стихи у меня нет песен. Потому что я боюсь сочинять стихи. Умею это делать - знаю законы жанра, правила стихосложения. Но понимаю, что это огромная ответственность и лучше за это не браться, если не посвятил этому жизнь. На шару сочинить нельзя, нужно иметь призвание. Если все время у тебя в голове рифмы, если ты поэтически думаешь, тогда да. Я очень критически отношусь к любительской поэзии.

- К музыке вы менее критичны, чем к поэзии?

— Да нет, и к музыке… Просто я сочиняю музыку больше.

- В каком стиле? И как вы записываете свою музыку?

— Симфоническая, инструментальная музыка, в стиле киномузыки, саундтрека. Пишу, естественно, на компьютере, нотами, используя банки виртуальных инструментов.

- Будете продолжать участвовать в конкурсах со своими музыкальными произведениями?

— Нет. Я сейчас оставил сочинение музыки, потому что не вижу в этом перспективы. Как пришел в монастырь, я перестал писать музыку.

- То есть 10 лет назад перестали писать для конкурсов? А для себя?

— Да. Для себя музицирую, конечно, дома, в келье. У меня есть инструмент - клавиши цифровые, как пианино. Иногда пишу музыку к песням для воскресной школы.

Есть одна песня духовного плана, ее можно в сети найти - "Сколь краток век наш". Музыку сам написал, сам аккомпанировал, а стихи взял у одного автора, активно пишущего в сети, Виктора Шпайзера.

- Диски со своей музыкой или с исполнением произведений других авторов вы записывали, выпускали?

— Я записываю все в келейных условиях. Есть уже два диска кавер-песен. Полтысячи уже точно, наверное, раздал. Но все это я не имею права продавать, поскольку все эти песни не мои и минусовые фонограммы тоже беру в интернете.

Прецедент, который вы сейчас создаете, может послужить толчком к развитию творчества среди черного духовенства? И насколько подобная самореализация допустима для монахов в других видах деятельности, например, взять "Ледниковый период" — вдруг кому-то захочется показать владение коньками, лыжные или еще какие гонки выиграть?

— Я об этом не задумывался. В принципе, у нас и так духовенство талантливое, кто только чем не занимается в свободное время, и на лыжах катаются — все возможно. Священник — тот же самый человек, и человек, Богом помазанный. Думаю, если Господь человека поцеловал, то наградил его и другими дарами.

- Но может ли человек, отказавшийся от мира, их развивать?

— Все зависит от его желания. Ему никто не будет препятствовать.

- Образно выражаясь, церковь — не тюрьма?

— Конечно. Церковь — она для человека, а не человек для церкви. Наоборот, она даже поощряет, если человек, пришедший в церковь, изнутри показывает, что здесь адекватные люди, не мракобесы, не маргиналы. Ведь есть стереотип, что духовные люди —неважно, монахи они или белые священники - недалекие, глупенькие, поэтому поверили в Бога, типа секты. Очень важно показывать, что люди уходят и с талантами в монастырь: они настолько любят Бога, что решили пожертвовать даже своей карьерой.

- А почему вы лично выбрали монашеский путь?

— Из желания жить с Богом, жить в ограде церкви, не размешивать церковь с мирской жизнью, чтобы была такая простая чистая жизнь в церкви, служение, пение. Я думал, что если пойду в монастырь, смогу петь на клиросе, предполагал, что одним из послушаний у меня может быть хор — в детстве я пел в церковном хоре. Других причин нет.

- И все-таки вы ушли в монастырь очень молодым человеком… Сколько лет вам было тогда?

— Постригся в 24 года. Но стригут же не сразу — приехал в монастырь в 20 лет. У меня была такая переоценка жизненных ценностей. Ничего не случилось — просто решил оставить все ради Бога. Как вот есть изречение в Евангелии, что человек, нашедший поле, на котором зарыт клад, все оставляет и покупает это поле. Вот это поле можно сравнить с монастырем. Я все оставляю ради Божией благодати, этого клада невидимого, который есть в монастыре.

Не бывает сожалений об уходе из мира, особенно во время соприкосновения с телепроектом с его аплодисментами, зрительскими симпатиями, славой?

— Такого ощущения у меня нет. Я уже как-то абстрагировался от мира, чувствую свою непринадлежность к нему.

- Этот проект для вас — не искушение, а миссия, которую вы решили исполнить?

— Это дело временное, я всегда это осознаю.

- И будущее свое видите исключительно в монастырских стенах?

- А у вас есть желание управлять, стать в будущем епископом, патриархом?

— Я вообще от этого бегу, не то что бегу, мне никто не предлагал. Я боюсь и никогда не буду стремиться к руководящим должностям.

- Стремиться - это плохо?

— Нет, вообще стремиться это хорошо, вот апостол Павел говорит, что желание быть епископом - это благое желание, с точки зрения…

- Служения?

— Да, управлять церковью - это же огромная ответственность. У меня нет административных способностей. И мне бы меньше всего хотелось заниматься такими делами.

Какие проблемы вы видите сегодня в церкви, в монашестве и каковы пути их решения? Сохраняются ли традиции, старчество, зачем молодежь в большинстве своем постригается в монахи? Каким вообще вы видите монаха через 50 лет, через 100 лет?

— У нас идет активное восстановление храмов, постройка новых…

- Но только ли здания требуются сегодня?

— Да, внутренняя жизнь на самом деле требует большого лечения. В монастыри уходят, прибегают люди из этого сложного мира. Священство и монашество — это все равно отражение мира. Мы не имеем права требовать от священников святости. Монах — это человек, ушедший из этого же мира, с теми же самыми страстями, он с ними как-то борется. Сейчас очень много проникновения мира в монастырь. Как пророчествовали святые, "будет в монастыре как в миру, а в миру как в аду". Конечно, есть обмирщение, но это не апостасия (не отступничество), это неизбежный процесс - так сложилось. И это не значит, что все так плохо. Просто, если сравнивать с древними монастырями, о жизни которых мы читаем в книгах, то конечно, мы видим несоответствие.

- Да, многих смущает, например, приход технических новшеств в монастыри - айпадов и так далее…

— Опять же, почему люди удивляются? Потому что они начитанны, у них есть какой-то идеал, с которым они все время сравнивают. Это неправильно.

- А как правильно?

— Правильно — жить с Богом и мыслить гибко. Понимать, что заповеди можно исполнять и в современном мире. И неважно, есть у тебя компьютер, айпад, смартфон или нет. Если они у тебя есть, это не значит, что ты погиб. Это детали, реалии нашего мира. И в этом миру можно спасаться. Самое же главное — любовь, она может быть в любых условиях.

- А вообще, у вас какая основная цель в жизни — спасение?

— Это общая цель. Что значит "спастись"? Сам себе не скажешь, что вот если ты что-то делаешь, значит, спасешься. И сам процесс исполнения заповедей не для того существует, чтобы мы думали, что, исполняя это, спасаемся…

- Что очки набираем?

— Ну да, что бонус какой-то. Это не бонус, это духовный закон. Просто если ты его не исполняешь, ты сам отдаляешься от Бога, сам себя вовлекаешь в погибель. А если хочешь спастись, просто бежишь от огня. Мотылек, который летит на огонь, он глупый, он обжигает свои крылышки. Если мы знаем, что что-то опасно, мы от этого бежим. В заповедях Господь нас просто предупреждает: не делай вот так. Не потому что он такой строгий, а потому что есть духовные законы, и если ты их нарушаешь, то гибнешь духовно.

Но это если мы берем те десять заповедей, которые содержат запрет. А как с заповеданной Христом в Евангелии любовью к Богу и ближнему - она является основой?

— Да, Иисус Христос именно для этого и пришел на землю, чтобы донести это (любовь) до человека. Потому что ветхий человек так и не понял, зачем и для чего предыдущие заповеди. Он думал, что это просто такой юридический закон: исполняя это, ты будешь просто праведником, молодец такой. На самом же деле: почему не укради? Не потому что такой закон, а потому что это есть акт любви. Если ты украл, это преступление против любви и против человека.

- Что раньше пришло в вашу жизнь - вера или музыка? Какие ключевые моменты своей биографии вы бы выделили?

— Музыкой я начал заниматься с детства, когда меня привели в музыкальную школу, в 7 лет. До этого я просто дома подпевал маме, когда она пела, она у меня музыкальная, закончила ту же музыкальную школу. Крестился я вместе с мамой, в 7 лет, почему-то у меня возникло такое непреодолимое желание.

- Не мама вас повела за руку, а вы сами решили?

— Да, взял маму и сказал: пойдем креститься. И она вместе со мной и вместе с братом крестилась. А вот уже в 12 лет - получилось, что я через музыку попал в церковь - мой учитель по вокалу из музыкальной школы (я учился на двух специальностях, по фортепиано и вокалу) захотел взять меня в церковный хор в детский православный лагерь. И в 12 лет я туда поехал. А уже после лагеря я поступил в воскресную школу, отучился там года три, полюбил храм и все, что с ним связано, почувствовал благодать, которую Господь мне дал тогда, авансом. Когда я повзрослел, уже меньше ходил в храм, но все равно мама напоминала мне причащаться, молитву почитать, всегда мне говорила: читай Иисусову молитву.

Когда я приехал из православного лагеря, очень удивил маму произошедшими во мне глобальными изменениями. Я не был каким-то хулиганом, но все равно мама увидела, что что-то поменялось. И она тоже стала интересоваться духовной литературой и стала очень глубоко верующей.

- А потом где вы учились музыке?

— В музыкальном училище в Нижнем Новгороде, где и жил. Один курс проучился, не закончил, потому что мы семьей эмигрировали в Германию, в Кайзерслаутерн. Там я начал заниматься на органе, чтобы продолжать учиться музыке. Там в каждой церкви орган есть, и я подрабатывал — играл на органе, иногда даже концерты.

Параллельно мы ходили в церковь. Один православный приход Московского патриархата находился в Саарбрюкене, на цокольном этаже католического собора. Католики разрешили сделать там православный храм. Это очень благородный жест, мы бы у себя такого никогда не позволили.

- Почему?

— Мы враждебно просто относимся к католикам, известно почему — не только потому, что есть догматические какие-то расхождения, но и крестовые походы были…

И обвинения в прозелитизме (переманивании паствы — ред.), особенно после падения железного занавеса в 1990-е годы…

— Я за мир с любой конфессией. Я не призываю к объединению католиков и православных, не имею никаких экуменических идей — просто мне хочется, чтобы люди относились к любой конфессии христианской как к братьям по вере. Это те же самые христиане, и иногда мы даже можем у них чему-нибудь поучиться, иногда католик намного благочестивее, чем православный.

- А к другим религиям вы как относитесь: к иудаизму, исламу, буддизму?

— Если я общаюсь с представителями этих религий, то, естественно, стараюсь не конфликтовать, не заводить споры, не рассуждать о различиях. Я уважаю веру другого человека. Нужно понимать, что мы не какие-то там избранные люди, мы не должны этим кичиться, гордиться. Мы должны благодарить Бога, что он сподобил нас родиться в стране, где есть православная вера, и снисходительно относиться к другим.

Вернемся к музыке. Если сравнивать пение и игру на органе или на других инструментах, для вас они равнозначны? Искусство вообще градируется как-то по важности, чистоте в общецерковном и в вашем личном понимании?

— Нет, просто есть искусство ради искусства, когда человек творит что-то, пишет картины, книги и тем самым уподобляется Богу, использует по назначению свой талант, полученный от Бога. Было бы грехом зарыть его, не реализовать. А другое дело, когда человек использует свой дар для развлечения. Играя на музыкальном инструменте, ты можешь создавать и искусство, и предмет развлечения.
Господь принимал прославление в музыкальных инструментах. В Ветхом завете мы встречаем упоминания об игре на гуслях, тимпаны, литавры, бубны — всевозможные там были инструменты, на которых восхвалялся Бог. Просто изначально природа инструментов — есть такая теория — усладить слух. Орган в католическом храме — яркий пример того, что мы сами себе больше помогаем возгревать какие-то душевные движения, чтобы сердце умилилось, пришло в покаянное состояние. Для этого орган и существует. Человек думает, что у него слезы, потому что он проникся, осознал все свои грехи, - нет, это ему орган помог.

- Но, в принципе, в этом же нет чего-то греховного?

— Греховного, конечно, нет ничего. Я имел в виду очень тонкие духовные процессы. Духовная жизнь очень интересна, и если человек хочет ее сделать максимально беспримесной, максимально искренней, все-таки орган - это не искренность. Это "прелесть" по-русски называется, на духовном языке, когда человек льстит самому себе, что он такой верующий, такой благочестивый. Настоящая духовная жизнь основана не на этом, она абсолютна трезвенная, без всяких услад и всяких вспомогательных костылей.

- А пение не является усладой или костылем?

— Здесь все остается за голосом, непосредственно принадлежащим тебе, то есть ты из сердца, из своего существа поешь, непосредственно восхваляешь Бога своим голосом, как своей речью, так и своим пением. Пение — это своя какая-то ипостась, ее нельзя сравнивать с инструментом.

Как вы думаете, для чего Господь позволил такому разнообразию существовать в этом мире: разные люди, религии, искусства, таланты, страсти, столько сложностей?

— Чтобы не скучно было. На самом деле во всем есть причина, какая-то отправная точка. Люди сами во всем виноваты.

- Мир — он вообще совершенен или нет?

— А в чем он несовершенен?

- В том, что существуют войны, насилие, агрессия…

— Все это происходит из-за вражды, а вражда — плод греха.

А как же природные катаклизмы или то, что живые существа, в том числе и человек, вынуждены убивать других, чтобы выжить? Это все следствия грехопадения?

— Конечно, наш мир несет печать этого разрушения, которое человек сам произвел. С того момента, как человек был изгнан из рая, он был призван своим трудом кормиться.

- Если мы за скобки выносим человека с его грехами, в чем виноваты другие живые твари?

— Так они же вместе были…

- И человек всех потащил в этот круговорот?

— Произошло такое вот огрубение. Человек стал больше похож на животное, а животные стали такими агрессивными. Почему комары кусаются? Не потому что Господь так придумал. Ну зачем в раю такое существо? После грехопадения изменилась природа. А вообще, они питаются нектаром…

- В чем суть первородного греха?

— Непослушание. Господь дал человеку разум и свободу выбирать между добром и злом. И зло заключалось в том, что человек не захотел слушаться Бога, своего Творца, а захотел сделать по-своему и поэтому попробовал запретный плод.

Еще важно то, что Адам и Ева услышали от змия, какой мотив был совершения этого непослушания: что станете как боги.

А какой вывод из этого можно сделать для современной повседневной жизни? Человеком не должно двигать стремление возгордиться, возвыситься над остальными, а мотивацией любого поступка должно быть послушание и служение Богу?

— Не нужно зацикливаться только на религии как связи с Богом или постоянно думать о том, как бы угодить и каждое свое действие рассматривать с точки зрения пользы в духовном смысле. Нужно просто в определенные моменты своей повседневной жизни понимать, что есть грех. Часто мы соглашаемся с грехом и говорим, ну и ладно, плюем на совесть, а это все больше и больше приводит к окаменению — и совести потом уже почти не слышно. Нужно прислушиваться к своей совести.