Когда был создан памятник минину и пожарскому. Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их - выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.

Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

Символизм памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Историю страны, народа невозможно уместить на скудных страничках учебников или пространных рассуждениях монографий. Она заявляет о себе в названиях улиц населённых пунктов, фасадами старинных зданий - памятников архитектуры, монументами и скульптурами в честь тех или иных знаменательных дат и великих личностей. Об одной такой композиции, ставшей мы и поговорим в данной статье.

Народные герои

Кремль, куранты, Собор Василия Блаженного - главные достопримечательности столицы, её символы. Однако перечень их неполон без ещё одного важного сооружения. с подробным объяснением того, что это за народные герои и чем прославились, входит во все туристические рекламные проспекты и путеводители по городу. Оно и понятно. Ведь величественная скульптурная композиция, отлитая из меди и латуни, уже почти два столетия возвышается вблизи Кремля. И уже невозможно представить себе сердце Москвы без героических её защитников, словно самой историей поставленных тут на века охранять мир и спокойствие граждан. А описание памятника Минину и Пожарскому будет непонятным без экскурса во времена, давно минувшие, в эпоху Смутного времени.

Внешний вид памятника

Скульптура воплощает собою те идеалы высокой гражданственности, патриотизма, личной сознательности и сыновнего долга перед родиной, которые подвигли её прототипов совершить свой подвиг. Герои её - представители народного ополчения и Дмитрий Пожарский. Первый стоит во весь рост, энергично откинув руку, указывая в этом призывном жесте на Москву, которую нужно отстоять от польских захватчиков. Он вручает своему собрату по оружию меч, чтобы тот как полководец возглавил войска народного ополчения. Основание монумента украшено барельефами.

Характеристика образов

Описание памятника Минину и Пожарскому говорит о том, что фигура Минина привлекает к себе внимание в первую очередь. Она образует смысловой центр памятника. Своим знаменитым жестом Кузьма зовёт весь народ - не только современников, но и будущие поколения - отстоять Отечество от любого посягательства на его независимость.

Гордое лицо напоминает правильными выразительными чертами портреты героев античности. Но бородка и подстриженные «скобкой» волосы указывают на явно русское, простонародное происхождение героя. Рубаха его, с одной стороны, явно крестьянская косоворотка. В то же время она ассоциируется с греческим хитоном. Таким образом, описание памятника Минину и Пожарскому строится на исконно русских и античных традициях. Это ещё больше возвеличивает подвиг народных героев. Характерно, что именно простолюдина, посадского человека выбрал скульптор для основы композиции.

Мощный торс, широкий шаг - всё пышет силой, энергией, вдохновением, уверенностью в правоте того дела, во имя которого герой поднялся на борьбу. Установлен же памятник Минину и Пожарскому, и второй персонаж композиции важен не меньше. Князь Дмитрий Михайлович ранен, но призыв Минина не оставляет его равнодушным. Пожарский приподнимается с ложа, одной рукой хватаясь за меч, второй опираясь на щит. Его жесты также энергичны, в руках чувствуется воля и решимость. А изображение Спаса на щите утверждает святость героизма защитников Москвы и России. Меч в скульптуре - не только оружие, но и символ воинской доблести, единства устремлений и помыслов персонажей, пробуждение сознания народа в час беды и военного лихолетья.

Первый барельеф

Автор памятника Минину и Пожарскому - скульптор Иван Мартос. Основание своего произведения он украсил двумя аллегорическими барельефами. Лицевой рассказывает о том, как Минин собирает пожертвования для народной армии. Автор изобразил скорбные и величавые фигуры женщин в кокошниках - крестьянок и боярышень, отдающих свои ценности на нужды войска. Их коленопреклоненные силуэты символизируют святость поступка. Усиливают впечатление фигуры мужские. Это отец, отдающий армии двоих сыновей. Такой сюжет ввёл не случайно Мартос. Памятник Минину и Пожарскому прославляет ещё один подвиг русского оружия - Отечественную войну 1812 года. В армии Кутузова сражался и погиб один из сыновей скульптора. Изображая сцену родительского благословения, автор памятника подчёркивает духовную связь и славные традиции подвига. Сверху лицевой барельеф украшен благодарственной надписью.

Второй барельеф

Второй барельеф скульптор памятника Минину и Пожарскому посвятил батальным сценам. Он изобразил эпизоды сражений войска русского во главе с князем, конь которого топчет копытами польских солдат. Те разбегаются в панике и оглядываются на мужественные, сосредоточенные и суровые лица ополченцев. Так показано освобождение Москвы. Этот барельеф, как и предыдущий, полон динамики, выразительности и жизненной достоверности. Но, подчёркивая народную основу подвига россиян, Мартос всё же на лицевую сторону помещает сцены сбора пожертвований.

Историческая основа

А теперь несколько слов о том, по поводу чего был установлен памятник Минину и Пожарскому. Москва начала далёкого XVII века. Смутные времена, как прозвали их в истории России. После смерти Ивана Грозного и Бориса Годунова страна, ослабленная боярскими интригами за престол и власть, представляла собою лакомый кусочек для врагов: Речи Посполитой, шведов и немцев. И хотя первое их нашествие, во главе с Лжедмитрием, окончилось поражением, мир и покой не пришли на русскую землю. 1610 год стал переломным в этой борьбе. Когда при «семибоярщине» перед поляками были распахнуты ворота Москвы и подписано соглашение призвать на царство Владислава Сигизмундовича, Минин и Пожарский сплотили народ, организовали ополчение и спасли Отечество. Первый собирал средства для войска русского, второй возглавил русский люд, повёл на борьбу. Около 3 лет напряжённой войны увенчались победой русского оружия. Россия была спасена.

История памятника

Идея воплотить в скульптуре память об освобождении России от польского нашествия принадлежит членам «Вольного Общества любителей словесности, науки и художеств». В 1803 году они организовали для памятника сбор пожертвований. Вначале скульптуру думали установить в Нижнем Новгороде - на родине ополчения. Император Александр идею одобрил и издал указ всячески содействовать разработке проектов. Среди конкурсантов, выставлявших свои варианты монумента, несомненным победителем оказался Мартос. Учитывая огромную идейно-патриотическую важность проекта, Высочайшим повелением было решено установить композицию в Москве, а в Нижнем - обелиск из мрамора. После победы в войне 1812 года значимость проекта возросла ещё больше. При открытии памятника был проведён торжественный парад войск. С тех пор и украшает он Москву - первый в Росси монумент в честь народа-освободителя!

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям - один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы - на Красной площади, перед . Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась - на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается . Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы - в Нижнем Новгороде - староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, - Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось ценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости.

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде - ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед зда нием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением - кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на .

Почему так?

Посмотрите на памятник. Почему Минин стоит, а Пожарский сидит? Почему оба русских воина так странно одеты? Где же здесь легендарная битва с поляками? Все эти вопросы обдумывал и автор монумента - скульптор Иван Мартос.

Вначале он задумал изобразить Минина и Пожарского в образе античных героев, но по-разному: Минина, как представителя простого народа, - босым и с непокрытой головой, а князя Пожарского скульптор решил обуть в княжеские сапоги, на его голову водрузить римский шлем, а плащ заколоть фибулой древнерусских князей. Потом Пожарский был задуман совсем как античный герой - в сандалиях, а Минин - в простой крестьянской русской рубахе. В конечном итоге Мартос изобразил обоих босыми, без лишних деталей (нагота в античной фигуре - знак героя). Так скульптор уравнял их значимость и лишил всяких примет времени, подчеркнув, что их подвиг навсегда останется в памяти людей.

Однако приметы «русскости», конечно же, в памятнике есть. На щите Пожарского изображен лик Спасителя - он становится практически иконой. А длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест. Защита Отечества на Руси всегда ассоциировалась с защитой веры. Стоящий Минин передает меч Пожарскому, как бы призывая его возглавить ополчение. Пожарский же, хоть и сидит, полон внутренней энер гии, словно сжатая пружина, готовая распрямиться. Он уже берёт меч, а за его спиной находится древнерусский (а вовсе не римский) шлем. На рельефах пьедестала изображены события, произошедшие во время Смуты, включая знаменитую битву на Красной площади 24 августа 1612 года. По легенде, на рельефе под надписью Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.

Один из наиболее известных памятников России, посвященный героям народного ополчения 1612 года - новгородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Объект культурного наследия, расположенный рядом с собором Василия Блаженного на Красной площади.

Первым монументом, положившим начало украшению памятниками не государю, а великим людям, своими делами или подвигами прославившими , стал в начале XIX столетия величественный монумент героям второго народного ополчения - новгородскому старосте и князю , освободившим Москву от польских, литовских и шведских захватчиков в 1612 году.

Описание монумента

На высоком гранитном постаменте расположены фигуры героев-освободителей России - новгородца Кузьмы Минина, стоящего в полный рост с поднятой вверх правой рукой и призывающего князя Дмитрия Пожарского освободить Родину от захватчиков, и самого князя, сидящего перед ним на ложе, раненого, в одной руке держащего щит с изображением Спаса, а другой рукой опирающегося на меч, протянутый ему К. Мининым, и полного решимости возглавить народное ополчение. Обе фигуры известный русский скульптор начала XIX столетия Иван Петрович Мартос облачил в античные одеяния с элементами русского костюма и едва уловимыми нюансами в некоторых деталях внешности героев. Так, римская тога Кузьмы Минина гармонирует с его прической «в скобку», характерной для русского крестьянина, а обшитый узором хитон напоминает рубаху землепашца.

Основание памятника с обеих сторон украшают барельефы. На лицевой стороне изображена сцена сбора средств для ополчения, состоящая из двух групп людей. Правая группа изображает приносящих пожертвования мужчин, а левая - коленопреклоненных женщин в античных одеждах, но русских кокошниках, возлагающих на алтарь победы свои драгоценности. На заднем плане видны фигуры мужчин - отца и его сыновей, которых он благословляет на ратный подвиг. Портретное сходство отца с самим скульптором И. Мартосом неслучайно - его сын в 1812 году сражался с французами в армии . В самом центре барельефа скульптор изобразил принесенные людьми и сложенные на земле пожертвования. Сверху композиции выгравированы слова благодарности потомков освободителям Отечества.

Обратную сторону барельефа занимает сюжет изгнания интервентов, также состоящий из двух композиционных частей. В одной части изображены мужественные русичи во главе с князем Д. Пожарским, конь которого попирает копытом побежденного неприятеля, в другой - в ужасе убегающие враги.

Предыстория создания монумента

Спустя два века после трагического периода в истории средневековой России - Смуты, окончившейся изгнанием иностранных захватчиков из Москвы и победой над Польшей в 1612 году, недавние выпускники гимназии при Санкт-Петербургской Академии Наук, создавшие литературно-общественную организацию - Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, в 1803 году вынесли предложение о увековечивании в бронзе памяти народных героев - К. Минина и Д. Пожарского. Монумент предлагалось установить в - центре народного ополчения.

Скульптору Ивану Мартосу понравилась эта идея, и в 1804 году он приступил к работе над проектом. Первую гравюру будущего памятника выдающийся монументалист представил общественности в 1807 году. А уже в 1808 году жители Нижнего Новгорода подали прошение императору об объявлении конкурса на лучший проект памятника. Участие в конкурсе проектов кроме Ивана Мартоса приняли известные в начале XIX столетия скульпторы и архитекторы - Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Андрей Михайлов и француз Жан Тома де Томон. В ноябре 1808 года победителем конкурса проектов стал скульптор И. Мартос. Императором Александром I был издан указ о начале сбора пожертвований для возведения величественного монумента. В первых числах января 1809 года началась всенародная подписка, и по всем большим губернским городам и небольшим селениям России были разосланы гравюры, на которых был изображен будущий монумент. Сам Александр I был заинтересован в возвеличивании народных героев, принесших свободу и независимость Российской империи от поляков, поэтому первым внес двадцать тысяч рублей для сооружения исторического монумента.

Средства собирали, что называется, «всем миром». В подписке участвовали, кроме представителей дворянских сословий, купцы, мещане и ремесленники. К 1811 году сумма, необходимая для начала работ, была собрана, а имена всех подписчиков напечатаны и преданы гласности. К этому же времени окончательным местом установки монумента, как важного памятника героического прошлого России, была определена Москва, а Нижний Новгород решено было украсить мраморным обелиском в честь героев-ополченцев - К. Минина и Д. Пожарского.

История создания памятника

Над малой и большой моделями памятника скульптор трудился весь 1812 год, лишь ненадолго прервав работу из-за начавшейся Отечественной войны. Победа над французами стала еще одним знаковым событием, на фоне которого создание монумента Минину и Пожарскому приобрело более глубокий, сакральный смысл, а именно - олицетворение победы России над врагами. В печати освещался не только ход работ над созданием монумента и технологии, которыми пользовались мастера при изготовлении деталей памятника, но этой теме также был посвящен цикл статей, в обсуждении которых принимали активное участие все желающие. В феврале 1813 года большая модель монумента была представлена императорской семье и общественности. Матери Александра I, вдовствующей императрице модель понравилась, равно высоко ее оценили члены Императорской Академии Художеств.

Для отливки столь значительного памятника был выбран лучший в то время литейных дел мастер - заведующий Литейным домом Академии Художеств Василий Екимов, и заготовлено свыше тысячи пудов меди. Подготовительные работы продолжались почти до конца лета 1816 года, и вот 5 августа отливка, продолжавшаяся десять часов, была произведена. Таких грандиозных работ в Европе тех лет еще не было. За что В. Екимов получил орден Анны II степени и премию в двадцать тысяч рублей, а сам скульптор И. Мартос - пенсию в четыре тысячи рублей в год пожизненно.

Постамент изначально планировалось делать из сибирского мрамора, но, учтя немалые размеры монумента, мрамор заменили гранитом. Несколько огромных кусков этого камня были доставлены из Финляндии, в то время бывшей провинцией Российской империи, и известный петербургский камнетес Самсон Суханов из трех гранитных глыб изготовил постамент.

Копия монумента в Нижнем Новгороде и другие интересные факты, связанные с легендарным событием

Копию московского монумента, всего на пять сантиметров ниже оригинала, создал российский скульптор Зураб Церетели, воспроизведя даже надпись на постаменте, только без указания года. Установлен монумент на территории нижегородского Кремля возле церкви Рождества Иоанна Крестителя. Как определили историки, именно с паперти этой церкви осенью 1611 года призывал Кузьма Минин собирать народное ополчение. Торжественное открытие памятника произошло 4 ноября 2005 года - в День народного единства, который незадолго до этого, в декабре 2004 года был внесен в список государственных праздников поправкой к федеральному закону «О днях воинской славы».

Одной из версий причины переноса монумента в 1931 году считается событие, произошедшее после смерти вождя революции , когда его соратники начали жестокую борьбу за власть. Тогда, по преданию, на постаменте памятника появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Надпись сразу стерли, но памятник перенесли.

Подвиг русских людей - К. Минина и Д. Пожарского на веки-веков вписан в скрижали истории государства Российского, а монумент, созданный в честь народных героев, служит молодому поколению примером самоотверженности, героизма, мужества и готовности отдать свою жизнь за Отечество.


Сегодня любой москвич или гость стольного града может увидеть памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, установленный в 1818 г. в столице. Сюжет очень прост и лишен какой-либо помпезности: мещанин Кузьма Минин стоит рядом с князем Дмитрием Пожарским, указывая ему на Кремль. Минин призывает князя присоединиться к народному ополчению и прогнать интервентов с родной земли.

Пожарский сидит, опираясь на щит, внимая словам товарища. Вся поза его выражает решимость дать немедленный отпор врагу.

Интересно, что скульптор изначально собирался разместить своих героев несколько по-другому: оба должны были стоять, обсуждая план объединения и совместных военных действий. Однако кто-то из представителей аристократии возмутился: «Как, позволить простолюдину на равных беседовать с дворянином?! Это моветон!» Так и получилось, что Иван Мартос – автор памятника – усадил Пожарского, а Минина оставил стоять перед ним.

Идея создания памятника народным героям, освободившим Русь от полчищ иностранных захватчиков, желавших поживиться за счет чужого добра, возникла в 1803 г. у членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Монумент должен был украсить собою не столицу, а Нижний Новгород. Это полностью отражало бы историческую действительность: ведь народное ополчение собиралось именно в Нижнем. Объявили конкурс на лучший проект, идея Ивана Мартоса оказалась наиболее соответствующей чаяниям россиян, и уже начали готовиться к отлитию памятника. Но после прогремевшей на всю Россию войны 1812 года было решено: монумент следует установить в Москве. Он стал символизировать для россиян еще и победу в Отечественной войне, поэтому столица показалась более подходящим местом.

Памятник отливали из 1100 пудов меди в Санкт-Петербурге. Это стало своеобразным рекордом: еще никогда за всю историю Европы не удавалось изготовить за «один присест» столь мощный монумент. Для изготовления пьедестала из Финляндии в Санкт-Петербург доставили тонны гранита.

А далее памятник начал свое великое путешествие. Целых 3 месяца он добирался из северной столицы в Москву, минуя, между прочим, и Нижний Новгород, где должен был по первоначальному замыслу «поселиться». В феврале 1818 г. при большом стечении народа, в присутствии императора Александра I и других представителей августейшего семейства памятник торжественно открыли.

С тех пор он стоит возле Собора Василия Блаженного, напоминая каждому россиянину о героях, которыми мы обязаны гордиться. Кстати, Нижний тоже без монумента не остался: 4 ноября 2005 г. (когда впервые праздновали День народного единства) в этом городе появилась подаренная Зурабом Церетели чуть уменьшенная копия московского памятника.

Сколько их было на Руси – настоящих героев, благодаря которым выстояла, выдержала множество серьезных испытаний наша Родина. Жаль, что не всем можно поставить памятники. Давайте гордиться ими и, проходя возле стен Московского Кремля, мысленно благодарить всех спасителей земли Русской – и Минина, и Пожарского, и тех, чьи имена нам остались неизвестны.

Краткая информация о памятнике Минину и Пожарскому.