Где раньше стоял памятник минину и пожарскому. Краткая информация о памятнике минину и пожарскому

) о том, что нынешние необандеровцы должны молиться на отцов-основателей СССР, разделивших государство по национальному признаку. Да, идея была не их и даже первые шаги на этом пути предприняли австро-венгры с поляками в Галиции. Но этим всходам не дали засохнуть именно большевики.

Наоборот, холили и лелеяли, рассаживали и защищали беспощадной силой партии диктатуры пролетариата. Я даже не хочу спорить о том, что это было оправдано объективными условиями - это не суть. Главное, что это дело рук именно и в первую очередь большевиков сталинского периода.

Да, началась украинизация еще до смерти Ленина. Тот же Сталин еще в 1921 году на Х съезде РКП(б) заявил: «...Недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская национальность – выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов . Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы , то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы ».

Но и после смерти Ленина ничего не изменилось и брошюра "О праве наций на самоопределение" не была сожжена. Наоборот, СССР построили из "союза наций" с правом отделения от СССР. Мало того, когда после Победы можно было трансформировать СССР в единое государство с "новой общностью советских людей" - это тоже не было сделано.

Так что именно партия и именно в СССР создала украинцев как нацию, собственно Малороссию превратила в огромное полноценное государство-основателя ООН, собрала все территории в это государство вплоть до Крыма в его составе и по-сталински жестко и бескомпромиссно насадила украинский язык даже там, где его отродясь не было.

Исторический факт - в РИ "украинцев" небыло! Посмотрите любую перепись населения. Вы найдете там все народы империи, кроме одного... Дабы не быть голословным (Перепись РИ 1897г.:http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php). Не было украинцев и в соседних странах. Были русские или русины, рутены, малороссы, кто угодно. Украинцев не было вплоть до Первой мировой даже в США и Австро-венгерской империи, которая как раз на своей территории в Галиции и взращивала украинство из русинов (благо польские заделы на этом пути были сделаны). Надо отдать дань и Российской империи, в которой "украинцы" были модны и популярны (вспомните перезахоронение Шевченко).

Тем не менее, только мировая война начала официальную украинизацию. Обратите внимание на паспорт газеты №61 от 13 октября 1914 года и сравните паспорт следующего номера 62 за 15 октября 1914.


Но это были лишь зачатки.

Неудачные попытки расколоть воевавшую Российскую империю. И даже всякие УНР Грушевского, Гетьманаты Скоропадского и Директории Петлюры не увенчались успехом. С окончанием гражданской войны победители могли переиграть все - и попытка создания Донцко-Криворожской Республики лишь один из примеров иного строительства. Но по причинам, о которых я писал в предыдущей статье (Сталин и бомба замедленного действия, уничтожившая СССР), большевики пошли по принципу национального деления СССР.

Это была самая жестокая и всеохватывающая из украинизаций - Ющенко отдыхает (всего при СССР было минимум три волны украинизаций при всех генсеках, кроме мало правивших Андропова и Черненко). Именно в СССР население УССР и прилегающих территорий РСФСР узнало о том, что они "украинцы". Сталин не "уничтожал" "украинцев" - он их создал!

В 1923 году XII съезде ВКП(б) Сталин, в соответствии с ленинскими идеями, провел решение по «коренизации» - замене русского языка на местные национальные языки в администрации, образовании и культуре. На Украине, а также на Кубани, в Ставропольском крае, части Северного Кавказа, Курской и Воронежской областях такая коренизация совершенно официально была названа украинизацией.

Тот самый Грушевский, глава УНР из Галиции, уже обласканный советской властью, писал: «в УССР из Галиции переехало около 50 тысяч человек с женами и семьями, молодые люди, мужчины. Много галичан работает в аппарате Наркомпроса Украины. В Укрнауке работали М.И. Яворский, К. И. Коник, М. Л. Баран; учеными секретарями Наркомпроса были А. И. Бадан-Яворенко, а затем Зозуляк; личным секретарем Скрыпника был галичанин Н. В. Ерстенюк».

Вместе с ними из тогда польской Галиции в УССР выписали и 400 офицеров бывшей Галицкой армии, во главе с Г. Коссаком – дядей Зенона Коссака, ставшего автором 44-х правил жизни украинского националиста. Представляю, в каком восторге был Пилсудский и Ко.

Из письма Горького украинскому писателю А. Слесаренко: «Уважаемый Алексей Макарович! Я категорически против сокращения повести «Мать». Мне кажется, что и перевод этой повести на украинское наречие тоже не нужен. Меня очень удивляет тот факт, что люди, ставя перед собой одну и ту же цель, не только утверждают различие наречий – стремятся сделать наречие «языком», но еще и угнетают тех великороссов, которые очутились меньшинством в области данного наречия».

В 1930 г. в Украине 68,8% газет выпускались советскими органами на украинском языке, в 1932 г. их было уже 87,5%. В 1925-26 гг. 45,8% книг, издаваемых коммунистами в Украине, печатались по-украински, к 1932 г. эта цифра составила 76,9%. Рынка не было, рост и распределение тиражей было сугубо партийным делом и не диктовались спросом.

Вот цитата из решения 4-го пленума Донецкого обкома КП(б)У: «Строго соблюдать украинизацию советских органов, решительно борясь со всякими попытками врагов ослабить украинизацию». Решение принято в октябре 1934 г.

А за полгода до этого, в апреле, тот же обком принял волевое решение «О языке городских и районных газет Донбасса». Во исполнение решений партии об украинизации дончане постановили полностью перевести на украинский язык 23 из 36 местных газет, еще 8 должны были печатать как минимум две трети информации по-украински, 3 - на греко-эллинском и лишь ДВЕ газеты (!) в области решено было оставить на русском языке.

До революции на Донбассе было 7 украинских школ. В 1923 г. Наркомпрос Украины приказал в течение трех лет украинизировать 680 школ региона.

Но пик украинизации образования здесь пришелся именно на 1932-33 гг.! На 1 декабря 1932 г. из 2239 школ Донбасса 1760 (или 78,6%) были украинскими, еще 207 (9,2%) - смешанными русско-украинскими.

К 1933 г. закрылись последние русскоязычные педагогические техникумы. В 1932-33 учебном году в русскоязычной Макеевке не осталось НИ ОДНОГО русскоязычного класса в начальной школе, что вызвало бурные протесты родителей. В этом году не более 26% учеников области могли учиться на русском языке.

Активным образом украинизировались и партийные органы (ну да, той самой партии, которую сейчас пытаются обвинить в геноциде украинского народа). Если в 1925 г. соотношение украинцев и русских в КП(б)У составляло 36,9% на 43,4%, в 1930 - 52,9% на 29,3%, то в пиковый год "голодомора" (1933 г.) - 60% украинцев на 23% русских

Надо же, "уничтожая" "украинцев", Сталин почему-то везде насаждал мову и преследовал русский язык. Какое-то странное "уничтожение".

А вот вам еще интересный документ:

Постановление 14 декабря 1932 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области», цитата:

г) Предложить ЦК КП(б)У и СНК Украины обратить серьезное внимание на правильное проведение украинизации, устранить механическое проведение ее, изгнать петлюровские и другие буржуазно-националистические элементы из партийных и советских организаций, тщательно подбирать и воспитывать украинские большевистские кадры, обеспечить систематическое партийное руководство и контроль за проведением украинизации .

Почитайте - инересный документ. Обсуждается борьба с голодом и (ВНИМАНИЕ!) украинизация! Там же, кстати, постановляется отменить украинизацию на Кубани, т.к. местное население плохо понимает мову. :)

«Подтвердить, что на службу можно принимать только лиц, владеющих украинским языком , а не владеющих можно принимать только по согласованию с Окружной комиссией по украинизации». Р-401 оп.1,д.82 Президиум Луганского Окр. исполкома: «Подтвердить сотрудникам, что неаккуратное посещение курсов и нежелание изучать украинский язык влечет за собой их увольнение со службы». Р-401, оп.1, дело 72.

В июле 1930 года президиум Сталинского окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать подчиненных, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации». Украинизировались газеты, школы, вузы, театры, учреждения, надписи, вывески и т. д. В Одессе, где учащиеся-украинцы составляли менее трети, были украинизированы все школы. В 1930 г. на Украине оставалось только 3 большие русскоязычные газеты.

Украинизация компартии Украины

Годы Члены и кандидаты партии украинцы русские другие
1922- 54818... 23,3 %...... 53,6 % 23,3 %
1924- 57016... 33,3 %..... 45,1 % 14,0 %
1925- 101852 36,9 %... 43,4 % 19,7 %
1927- 168087 51,9 %.. 30,0 % 18,1 %
1930- 270698 52,9 %.. 29,3 % 17,8 %
1933- 468793 60,0 % .. 23,0 % 17,0 %

Было бы ошибкой считать, что в середине 30-х украинизация прекратилась. Да, она тихо сошла на нет на Кубани Ставрополье, Северном Кавказе. Но все без исключения земли, присоединявшиеся к УССР, украинизировались жестко и беспощадно. В 1939 году оказалось, что жители Галиции оказались тоже недостаточно украинизированы по причине распространенности польского языка. Львовский университет имени Яна Казимира был переименован в честь Ивана Франко и украинизирован так же, как и Львовская опера, получившая то же имя. Советская власть в массовом порядке открыла новые украинские школы и основала новые украиноязычные газеты. Просто здесь на украинкий меняли не русский, а польский.

Дерусификация произошла и в Закарпатье после присоединения к УССР. Примерно половина местных еще до Первой мировой стараниями австро-венгерских властей, использовавших для убеждения концлагеря Терезин и Талергоф, выбрала украинскую идентичность. Другая половина русинов придерживалась общерусской ориентации и родным языком упрямо считала русский. Тем не менее, в 1945 году все русины вне зависимости от своего желания были названы Советской властью украинцами. Ну, о Крыме и говорить нет необходимости, его украинизация шла началась как только Хрущев его воткнул в УССР.

Не буду утомлять читателей перечислением документов разных лет - немного фотокопий газет:







"...обратить серьезное внимание на правильное проведение украинизации, устранить механическое проведение ее, изгнать петлюровские и другие буржуазно-националистические элементы из партийных и советских организаций, тщательно подбирать и воспитывать украинские большевистские кадры, обеспечить систематическое партийное руководство и контроль за проведением украинизации "

Владислав Павлович Смирнов (род. 1929) - советский и российский историк, специалист по истории Франции. Заслуженный профессор Московского университета (2012), лауреат премии имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (2013). В 1953 году В.П. Смирнов окончил исторический факультет МГУ, затем стал аспирантом, а с 1957 г. начал работать на кафедре новой и новейшей истории исторического факультета МГУ, где прошел путь от ассистента до профессора. Ниже приводится фрагмент из его книги: Смирнов В.П. ОТ СТАЛИНА ДО ЕЛЬЦИНА: автопортрет на фоне эпохи/ В. П. Смирнов. – М.: Новый хронограф, 2011.

Вождь и учитель

Когда я родился, в стране властвовал Сталин. Близкие к нему члены Политбюро ЦК ВКП(б) в своем кругу называли его «хозяином», а на людях – «вождем и учителем». В 1929 г. потерпела полное поражение последняя легальная внутрипартийная оппозиция – «правая оппозиция» во главе с Н.И. Бухариным и А.И. Рыковым. Как раз в день моего рождения «Правда» опубликовала большую статью под заголовком: «Упорно и беспощадно бороться с идеологией и практикой правого оппортунизма». Участников оппозиции исключали из партии, снимали с работы, отправляли в ссылку, иногда арестовывали, приписывая им вымышленные преступления, чаще всего «антисоветскую деятельность», «вредительство» или «шпионаж». Часть оппозиционеров в поисках спасения каялась и признавала свои ошибки.

Одновременно шла и быстро усиливалась кампания безудержного возвеличивания Сталина. Сигналом для неё послужил специальный номер «Правды» к 50-летию Сталина, целиком заполненный приветствиями и славословиями. Там впервые появилась фотография «Ленин и Сталин в Горках», без которой впоследствии не обходилась ни одна биография Сталина, были опубликованы статьи наиболее близких к Сталину членов Политбюро, стихи в его честь и – под заголовком «Тысячи приветствий» – поздравительные телеграммы различных учреждений и организаций. Тон задала передовая статья «Правды», где говорилось: «Коммунистическая партия, рабочий класс и мировое революционное движение празднуют сегодня 50-летний юбилей своего руководителя и вождя, друга и боевого товарища тов. Сталина».

Впервые Сталина назвали «вождем», причем не только партии, но еще и рабочего класса и мирового революционного движения. Насколько это было тогда необычно, видно хотя бы из того, что в приветствии Сталину от имени Центрального Комитета и Центральной контрольной комиссии ВКП(б) слово «вождь» еще не употреблялось. Сталин фигурировал там только как «верный, лучший ученик Ленина», «железный солдат революции», «дорогой друг и боевой товарищ» остальных членов ЦК и ЦКК. Еще более скромным в своих оценках оказался Московский комитет ВКП(б). Он приветствовал Сталина «как первого среди равных в боевом штабе большевиков». В опубликованных «Правдой» льстивых приветственных стихах Демьяна Бедного прозвучала еще одна нота, которая потом постоянно повторялась в потоке восторженных писаний о Сталине: любимый вождь, ко всему прочему, еще и невероятно скромен – лишь с трудом терпит похвалы.

«Телеграммы… Редакция ими завалена.
По случаю полустолетия Сталина!
Пусть там Сталин, как хочет,
Сердится, грохочет,

Но “Правде” нельзя уже дальше молчать!» – писал Демьян Бедный. Поток славословий нарастал, и применяемые к Сталину эпитеты быстро достигли наивысших степеней. В 1934 году, на XVII съезде ВКП(б), официально провозглашенном «съездом победителей», руководители крупнейших партийных организаций Москвы и Ленинграда – Н.С. Хрущев и А.А. Жданов – назвали Сталина «гениальным». Вряд ли эта мысль одновременно пришла им в голову по чистой случайности. Хрущев сказал, что московские большевики сплотились «вокруг нашего гениального вождя товарища Сталина», а Жданов уверял, что все успехи СССР достигнуты «под гениальным водительством величайшего вождя нашей партии и рабочего класса, величайшего человека нашей эпохи – товарища Сталина».

Не отставали и другие, в том числе допущенные Сталиным на съезд, бывшие вожди оппозиции – Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков. Все они осуждали цепь своих «ошибок, заблуждений и преступлений», отмежевывались от уже арестованных соратников, благодарили Сталина за то, что он их разгромил, клялись ему в верности, превозносили до небес. Пожалуй, нужно напомнить их высказывания, потому что они показывают, насколько лидеры оппозиции были морально и политически сломлены еще до начала организованных против них судебных процессов. Зиновьев уверял, что Сталин принадлежит «к числу тех немногих редких и редчайших писателей и мыслителей, произведения которых перечитываешь много раз, каждый раз находя в них новое богатство содержания». Каменев говорил, что Сталин «это знамя», «выразитель воли миллионов, удар против которого означает удар против всей партии, против социализма, против всего мирового пролетариата».

Бухарин призывал к сплочению «вокруг товарища Сталина как персонального воплощения ума и воли партии, её руководителя, её теоретического и практического вождя». Рыков обещал «работать на дело пролетарской революции под руководством нашего Центрального Комитета и его великого вождя товарища Сталина». Покаяние и вынужденные восхваления Сталина не спасли лидеров оппозиции. Через несколько лет на судебных процессах им пришлось не только каяться, но еще и «признаваться» в измене, шпионаже, убийствах и других преступлениях, которых они не совершали; униженно, но безрезультатно умолять Сталина о пощаде.

После разгрома оппозиции все средства массовой информации захлестнула (и вплоть до смерти Сталина уже не спадала) волна рассказов, стихов и «народных сказаний» о Сталине, восторженных воспоминаний людей, которые когда-либо его видели или хотя бы слышали. Появился особый жанр: «Песни о Сталине», где его сравнивали с соколом, орлом и солнцем. Их авторами были не только безвестные рифмоплеты, но и очень известные, уважаемые и авторитетные люди. Так, в 1938 г. композитор А.В. Александров и поэт М. Инюшкин сочинили «Кантату о Сталине», которой с того времени открывались почти все праздничные концерты. Она начиналась словами:

От края до края, по горным вершинам,
Где вольный орел совершает полет,
О Сталине мудром, родном и любимом
Прекрасную песню слагает народ.

Не менее известной была «Песня о Сталине» поэта А. Суркова и композитора М. Блантера. Они «сложили радостную песню о Великом друге и вожде». Её припев гласил:

Сталин – наша слава боевая,
Сталин – нашей юности полет.
С песнями, борясь и побеждая,
Наш народ за Сталиным идет.

Еще в одной «Песне о Сталине» поэт С. Алымов и композитор А.В. Александров от имени советского народа заверяли:

Мы на подвиг любой все пойдем за тобой,
Наше знамя победы, наш Сталин.

Наряду с образом великого, мудрого и любимого вождя в песнях 30-х годов создавался образ СССР как исключительно богатой и счастливой страны.

Солнечным и самым светлым краем
Стала вся советская земля…
Сталинской улыбкою согрета
Радуется наша детвора.

Огромная масса населения СССР жила в бедности, недоедала, кое-где царил настоящий голод, но в песнях все выглядело просто замечательно.

У нас от хлеба ломятся
В амбарах закрома,
До самой до околицы
Все новые дома.

К песням присоединялись книги, статьи, кинофильмы, театральные постановки, воспевавшие счастливую жизнь советских людей под руководством их гениального, мудрого, доброго, человечного вождя – товарища Сталина. Во всех учреждениях, воинских частях, школах, больницах, да и во многих частных квартирах висели его портреты. Это был подлинный «культ личности», как его назвали позднее, культ, напоминавший религиозный, сопровождавшийся массовым восторженным поклонением.

Не только «простые люди», но и одаренные критическим умом знаменитые интеллигенты приходили в восторг при одном появлении Сталина. Увидев Сталина на съезде комсомола в 1936 году, К.И. Чуковский записал в дневнике: «Я оглянулся: у всех были влюбленные, нежные, одухотворенные и смеющиеся лица. Видеть его – просто видеть – для всех нас было счастьем… Домой мы шли вместе с Пастернаком, и оба упивались нашей радостью». Самое поразительное, что даже, казалось бы, хорошо знавшие Сталина люди, в том числе его родственники, которых он потом уничтожил, видели в нем «настоящего непобедимого Орла» и считали, что Сталин «бесконечно добр».

После разоблачения преступлений Сталина на ХХ съезде КПСС, когда критиковать его стало совершенно не страшно, выяснилось, что некоторые видные ученые и писатели, например, А.А. Ахматова, не питали иллюзий ни относительно Сталина, ни относительно сталинского режима. Возможно, так же думали и многие «простые люди», особенно те, кто пострадал от Советской власти. Однако свои настроения они держали при себе, потому что высказать их было смертельно опасно. Я был тогда маленьким мальчиком, рос в обстановке беспрерывного восхваления Сталина и воспринимал её как вполне естественную. Расскажу эпизод из моих детских впечатлений, который неожиданно получил продолжение. Видимо, я еще не умел читать, но с большим удовольствием разглядывал большие, красивые, висевшие повсюду плакаты, на которых Сталин с доброй отеческой улыбкой держал на руках маленькую девочку с большим букетом цветов.

Прошло много лет. Осенью 2000 г. я встретил у своих друзей красивую немолодую женщину. Мне сказали: «Познакомься. Это Геля Маркизова; помнишь девочку с букетом на руках у Сталина?» Я помнил, стал расспрашивать Гелю, и вот что она мне рассказала. Её отец был министром земледелия Бурят-Монгольской АССР, одним из секретарей Бурятского обкома КПСС, убежденным коммунистом. Своих детей он назвал в честь основоположников марксизма-ленинизма: сына – Владиленом (в честь Ленина), а дочку – Энгельсиной (в честь Энгельса). В 1936 г. отец вместе с женой и Гелей (как её звали дома) приехал в Москву на декаду бурятского искусства. Его пригласили на правительственный прием, и Геля, которой тогда было 5–6 лет, упросила взять её с собой. Они купили большой букет цветов и отправились в Кремль. Там Геле надоело слушать речи, она встала и пошла со своим букетом прямо к Сталину. Это вызвало бурный восторг всего зала. Сталин поднял её на руки, их тут же сфотографировали, и на следующий день фотография появилась в газетах с подписью «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». На Гелю обрушился поток поздравлений и подарков. Сталин подарил ей наручные часы и патефон. По словам Гели, он спросил: «Дотащишь?», а Геля ответила: «Папу попрошу».

Вслед за Сталиным Геле стали присылать подарки самые разные учреждения и организации. Какой-то колхоз подарил даже корову с теленком. Плакаты с изображением Гели на руках у Сталина сделали её известной всей стране. А затем наступил 37 год… Отца арестовали, обвинили в шпионаже в пользу Японии и в заговоре с целью отделения Бурятии от СССР, зверски пытали и расстреляли. Плакаты с Гелей на руках у Сталина исчезли. Гелю, её брата и мать сослали в Казахстан. После реабилитации родителей Геля смогла увидеть личное дело матери. В нем лежал запрос местного отделения НКВД: Что делать с матерью? Она хранит фотографию Гели на руках у Сталина, может в дальнейшем её использовать. Берия, сменивший Ежова на посту наркома внутренних дел, синим карандашом наложил резолюцию: «Устранить». После этого мать Гели под каким-то предлогом положили в больницу и через несколько дней сказали, что она покончила с собой в припадке депрессии, перерезав себе горло осколком бутылки. Геля этому не поверила. По ее словам, она сама видела след от разреза – он был узкий, тонкий, как от ножа или ланцета, а не рваный, каким был бы от осколка бутылки. Дальнейшая судьба Гели и её брата сложилась относительно благополучно. Их усыновили дальние родственники, они не считались «членами семьи изменника родины», получили высшее образование, работали. Геля окончила Исторический факультет МГУ. В своем рассказе Геля упомянула деталь, которая теперь удивляла ее саму. Она не верила обвинением против своего отца, но в 1953 году, когда умер Сталин, плакала и очень жалела, что её маленькая дочь никогда не увидит такого великого человека.

Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.

Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610-1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.


1. Минин. Одежда представителя народа не стилизована под античную: туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нём порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, ещё не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своём имении в Мугрееве.

4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.

7. Памятная надпись. Её текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.

Иван Петрович Мартос
1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764-1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804-1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.

Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).

Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.

С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.

Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.

В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I, который всячески поддерживал идею возведения памятника.

В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы.

В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского.

Обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде.

Установлен в 1828 в Нижегородском Кремле вместо первоначально планировавшегося памятника. Спроектирован архитектором А. И. Мельниковым, барельефы созданы по эскизам И. П. Мартоса.

Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Ивана Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года. В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств

Отливка памятника была поручена Василию Екимову - литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым.

Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву.

В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа).

Памятник Минину и Пожарскому у Верхних Торговых Рядов в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа.

20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.

Манифестация возле памятника в первые дни первой мировой войны. Видно расположение памятника в центре Красной площади. Фото А. Савельева. 1914.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного. Поэт Д Алтаузен требовал снести памятник и установить на его месте памятник Н.Некрасову.

Памятники Минину и Пожарскому в других городах

4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.

Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Установлен в июне 1989 года (скульптор О. К. Комов).

Памятник Козьме Минину в Балахне,Нижегородская область.

Памятник был создан для поднятия патриотического духа и торжественно открыт 7 ноября 1943 года в г.Горьком (Нижнем Новгороде) (скульптор Александр Колобов).

Фигура Минина была выполнена из недолговечного материала (бетона) и покрашена под бронзу. Летом 1985 года памятник, требующий ремонта либо замены, демонтировали и отправили в Балахну, на предполагаемую родину героя.

Памятник Дмитрию Пожарскому в сквере у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске, Московская область

В 1610—1611 годах Дмитрий Пожарский был воеводой Зарайска.

Памятник Дмитрию Пожарскому в посёлке Борисоглебский, Ярославская область

Памятник Дмитрию Пожарскому в селе Пурех, Нижегородская область

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям - один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы - на Красной площади, перед . Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась - на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается . Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы - в Нижнем Новгороде - староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, - Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось ценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости.

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде - ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед зда нием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением - кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на .

Почему так?

Посмотрите на памятник. Почему Минин стоит, а Пожарский сидит? Почему оба русских воина так странно одеты? Где же здесь легендарная битва с поляками? Все эти вопросы обдумывал и автор монумента - скульптор Иван Мартос.

Вначале он задумал изобразить Минина и Пожарского в образе античных героев, но по-разному: Минина, как представителя простого народа, - босым и с непокрытой головой, а князя Пожарского скульптор решил обуть в княжеские сапоги, на его голову водрузить римский шлем, а плащ заколоть фибулой древнерусских князей. Потом Пожарский был задуман совсем как античный герой - в сандалиях, а Минин - в простой крестьянской русской рубахе. В конечном итоге Мартос изобразил обоих босыми, без лишних деталей (нагота в античной фигуре - знак героя). Так скульптор уравнял их значимость и лишил всяких примет времени, подчеркнув, что их подвиг навсегда останется в памяти людей.

Однако приметы «русскости», конечно же, в памятнике есть. На щите Пожарского изображен лик Спасителя - он становится практически иконой. А длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест. Защита Отечества на Руси всегда ассоциировалась с защитой веры. Стоящий Минин передает меч Пожарскому, как бы призывая его возглавить ополчение. Пожарский же, хоть и сидит, полон внутренней энер гии, словно сжатая пружина, готовая распрямиться. Он уже берёт меч, а за его спиной находится древнерусский (а вовсе не римский) шлем. На рельефах пьедестала изображены события, произошедшие во время Смуты, включая знаменитую битву на Красной площади 24 августа 1612 года. По легенде, на рельефе под надписью Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.