Здания нарышкинского барокко. Стиль русских церквей – нарыкшинское барокко

В Москве под условным термином "нарышкинское барокко" на рубеже XVII - XVIII веков возникает эфемерный, но полный грации стиль - вскоре увядший причудливый цветок. Стиль народен и самобытен. Барочные декоративные кружева способствовали его жизнеутверждающему духу. Округлые объемы нарышкинских церквей не имеют ничего общего с криволинейностью барочных масс и пространств в архитектуре Западной и Средней Европы. В Москве под условным термином "нарышкинское барокко" на рубеже XVII - XVIII веков возникает эфемерный, но полный грации стиль - вскоре увядший причудливый цветок.

Стиль народен и самобытен. Барочные декоративные кружева способствовали его жизнеутверждающему духу. Округлые объемы нарышкинских церквей не имеют ничего общего с криволинейностью барочных масс и пространств в архитектуре Западной и Средней Европы. На почве активного взаимодействия элементов западноевропейской стилистики с основами русского творческого сознания московское зодчество, преобразуясь, явно доминирует, оставаясь (но никак не в строящемся Петербурге) типично национальным явлением. Налицо преобладание русских вкусов и традиций в полихромности и разнообразии даже сакральных сооружений. Еще долгое время Москва будет хранить традиции древнерусского архитектурного гения.

Русская земля, восприняв особенности европейского барокко, создает свой, уникальный архитектурный стиль - так называемое "московское", или "нарышкинское", барокко. Впервые храмы в таком стиле появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших родственников Петра I по материнской линии.

Ни в более ранней древнерусской, ни в западноевропейской архитектуре близких параллелей этому стилю нет. В нем органично слились особенности именно московского зодчества, которому, прежде всего, была чужда перегруженность пышной объемной лепниной и скульптурой западного барокко. Напротив, проявилось стремление к ажурной легкости зданий. При этом никак не умалялась увлеченность в архитектуре устремленными кверху массами, красноречием силуэта. Нарышкинское барокко - это, помимо всего, контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора. Для таких памятников характерны овальные или полигональные, то есть многоугольные окна.

Вместо ясности и лаконичности допетровской архитектуры усадебные церкви нарышкинского барокко демонстрируют сложность плана и повышенную декоративность. Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр.

Глубоко прочувствовано расположение зданий. Чаще всего усадебные церкви возвышаются на высоких крутых берегах рек. Ярусные башни с ослепительно блестящими куполками в те времена виднелись за десятки километров, сразу приковывая внимание среди безмерных пространств лесов и полей. Сейчас многие из них вошли в черту Москвы.

Расцвет нарышкинского, или московского, барокко приходится на 1690-е годы и самое начало XVIII века. Эти же годы - лучшая пора творчества Бухвостова. Создатель нового стиля в русской архитектуре обладал обширными познаниями зодчего-практика, был способным организатором и вместе с тем имел причудливое воображение. Полный новаторских замыслов, крепостной мастер выполняет в пределах московских и рязанских вотчин заказы знатных вельмож, сподвижников Петра. Архивные документы свидетельствуют, что выдающийся зодчий не только возглавлял строительные артели, но и вникал во все детали в ходе строительства. Гениальная интуиция позволяла мастеру строить, скорее всего, "на глазок", чертежи могли заменяться простыми набросками или эскизами орнаментальных мотивов. Да и сомнительно, владел ли он грамотой: на всех сохранившихся документах за Якова "прикладывал руку" кто-либо другой.

Жизнь Бухвостова - непрерывное строительство монументальных сооружений, отстоящих друг от друга на многие версты. Трудная судьба создания замечательной церкви Спаса в селе Уборы не повлияла на ее редкостную красоту, рожденную вдохновением. Некогда здесь стояли сплошные сосновые боры (отсюда и название села - "У бора"), в Москву-реку впадала речка Уборка, а по старой дороге из Москвы в Звенигород московские цари ездили на богомолье в Саввин монастырь. В XVII веке этими землями владели бояре Шереметевы. По поручению П.В. Шереметева Бухвостов взялся за возведение каменного храма в его усадьбе, но вскоре переключился на строительство Успенского собора в Рязани. Разгневанный боярин за недостроенную церковь в Уборах заключил мастера в темницу. Дьяки Приказа каменных дел приговорили зодчего "бить кнутом нещадно", а затем "каменное дело ему доделать". Однако, словно предчувствуя близкую свою кончину и опасаясь за судьбу постройки, Шереметев подал царю челобитную с просьбой отменить наказание.

Завершенная церковь в Уборах (она возводилась в 1694-1697 годах) стала одним из шедевров древнерусской архитектуры. Как и в церкви в Филях, у нее ступенчатое пирамидальное построение: на кубе-четверике ярусами поднимаются вверх три восьмерика. Со всех сторон куб заслонили полукружия алтаря и притворов, ранее завершавшихся главами. В среднем сквозном восьмерике подвесили колокола. Здание окружили открытой галереей-гульбищем, украшенным белокаменными вазами и филенками с сочным растительным узором.

План редчайшего памятника представляет собой четырехлепестковый цветок с мягко изгибающимися краями и квадратной сердцевиной. Причудливая резная вязь церкви Спаса необыкновенно пластична. Тонкие полуколонны, отделенные от стен, сплошь покрыты крупными, чуть вогнутыми листьями с каплями росы, другие обвиты цветочными гирляндами и завершаются акантовыми листьями коринфских капителей. Откуда Бухвостов черпал барочные мотивы? Они могли быть заимствованы из гравюр, из книжных орнаментов уже переводившихся тогда трактатов по архитектуре, завезенных белорусскими резчиками. Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие.

Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости. Поднятый на вершину пологого холма, окруженный хороводом стройных берез и сосен, памятник царил над округой.

Но одним из самых ярких произведений Бухвостова стала церковь в селе Троицком-Лыкове, стоящая на обрывистом правом берегу Москвы-реки, напротив Серебряного Бора (1698-1703). На авторство Якова указывает запись в синодике церкви. В трехчастной церкви Троицы зодчий прибегает к изысканным пропорциям и тщательно проработанному наружному и внутреннему убранству. Тонкая орнаментальная резьба достигает апогея. Один из современных ученых сравнил храм с драгоценностью, усыпанной бисером, обтянутой золотыми нитями, сверкающей и переливающейся в лучах солнца. Здесь выстроено не три, а два притвора, увенчанные куполами на восьмигранных основаниях.

В конце XVII - начале XVIII века нарышкинское барокко нашло многих почитателей. Центрические, или трехчастные, церкви строят в Москве, вблизи Коломны, в Нижнем Новгороде, под Серпуховом, под Рязанью. Их отличительным признаком служит белокаменный декор, но уже сильно русифицированный. Фронтоны и наличники обрамляют волютами - архитектурными деталями в виде завитков, спиралевидные колонны ставят на кронштейны или консоли-кронштейны, выдвинутые из стены. Декоративные же мотивы поражают разнообразием: "разорванные фронтоны", раковины и картуши (украшения в виде щита или полуразвернутого свитка), маскароны и гермы, балюстрады с вазами... Барокко создает из этих орнаментальных причуд новые и неожиданные композиции. Реалистично пepeдaнные виноградные лозы, цветы и фрукты сплетаются в роскошные гирлянды и букеты, словно насыщенные жизненными соками. Другой излюбленный орнамент - сложнейшие переплетения причудливо разорванных картушей с валиками-гребешками по краям завитков и выпуклыми перлами-зернами, расположенными рядами.

В 90-х годах XVII века резьба по камню (известняку) становится одним из основных элементов монументального декоративного искусства. Мастера научились виртуозно использовать светотеневые и пластические эффекты резного белого камня. Этим занимались специально приглашенные артели: окончив отделку одного здания, они заключали новый подряд и переходили к другому заказчику.

Нарышкинское барокко - абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление. Оно сложно по своей природе и не имеет аналогий среди мировых архитектурных стилей. "Нарышкинские сооружения", пожалуй, самое яркое явление русского зодчества конца XVII - начала XVIII века. В их праздничном, жизнерадостно-просветленном облике видны и торжественная парадность, и "обмирщенная" религиозная концепция петровского времени. Глядя на такие сооружения, ощущаешь некоторую хрупкость, прозрачную бестелесность этих удивительных памятников.

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII -- начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

условное по фамилии заказчиков направление в русской архитектуре конца XVII - начала XVIII в. Светски-нарядные, многоярусные постройки, для убранства которых характерно сочетание красного и белого цветов, применение в убранстве в качестве декоративных украшений раковин, колонн, капителей и др. элементов ордера. Наиболее известные сооружения: церкви Покрова в Филях, трапезная, колокольня, надвратные церкви и украшения короны на башнях Новодевичьего монастыря в Москве, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Звенигороде, Нижнем Новгороде и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО

московское барокко), условное название стиля русской архитектуры кон. 17 – нач. 18 в. Наиболее характерные постройки этого стиля были возведены в московских и подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных (церковь Покрова Богородицы в Филях, 1690–93; церкви Троицы в Троицком-Лыкове, 1698–1704, и Спаса в селе Уборы, 1694–97; обе – архитектор Я. Г. Бухвостов). В нарышкинском барокко соединились традиции древнерусского белокаменного узорочья и новые веяния, заимствованные из западноевропейской архитектуры. Для зданий этого стиля характерны нарядность, декоративность, светская жизнерадостность, мажорная цветовая гамма – контрастное сочетание красных стен и белых резных деталей. В постройках нарышкинского барокко начинают широко применяться элементы ордера (декоративные фронтоны, полуколонны, пилястры, арки), а также украшения в виде раковин и волют. В ярусной, пирамидальной композиции зданий (над нижним кубом-четвериком возвышаются один или несколько уменьшающихся восьмигранных объемов – восьмериков) выражено ощущение их плавного восхождения ввысь. Просторные галереи-гульбища с широкими лестницами связывают постройки с окружающим пространством. В стиле нарышкинского барокко в Москве были возведены также церковь Воскресения в Кадашах (1687–1713, архитектор С. Турчанинов), церковь св. Бориса и Глеба в Зюзино (1688–1704), Сухарева башня (1692–95, архитектор М. И. Чоглоков), заново украшены в кон. 17 в. палаты Троекуровых и Аверкия Кириллова.

"Нарышкинское барокко" - термин условный. Возникло это направление на рубеже 17-18 веков. Московское "нарышкинское барокко" - исполнение причудливое и полное грации. По мнению многих исследователей истории искусств, оно сформировалось не как подражание Западу и некое "копирование" образцов архитектуры Европы. Этот стиль уникален и самобытен, он органично вписался в традиции древней архитектуры Руси. И воспринимается он как исконно русское явление в зодчестве. Архитектурный Западной Европы внес в него лишь некоторые, часто практически неуловимые элементы.

Зодчие того периода воплотили в своих творениях внутреннюю гармонию, мир. "Нарышкинское барокко" празднично, воздушно. Здания отличаются некой ажурной легкостью. При этом в западноевропейском стиле больше динамики, стремления охватить как можно больше пространства. Западноевропейское веяние отразилось, главным образом, в популярности орнаментов, округлых объемов.

Кроме всего прочего, "нарышкинское барокко" воплощает контраст двух тонов. Зодчие используют белокаменный узор на красно-кирпичном фоне, применяют полихромные изразцы. Для памятников зодчества того времени очень характерны полигональные (многоугольные) или исключительная декоративность, воплощающая традиции "травяного орнамента" и "русского узорочья". Это можно увидеть в иконостасах, кафедрах, позолоченных ложах, расписанных в соответствующей торжественности.

Первые храмы в этом стиле появились в усадьбах ближайших родственников царя Петра Первого по линии его матушки. Дядя императора, Лев Нарышкин, стал вдохновителем церковных построек. Управляющий дипломат, боярин, он стал заказчиком церкви Покрова в Филях, Спаса в Уборах, Троицы в Троице-Лыкове.

Наиболее талантливо воплотил идеи "нарышкинского барокко" зодчий-самородок, крепостной из Подмосковья, Яков Бухвостов.

Самым ярким памятником стала церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Она была возведена в конце 1680-го - начале 1690-го года в усадьбе Нарышкина. Как и прочие постройки, церковь представлена в виде храма-колокольни. Поразительно великолепие белокаменного убранства постройки. Мастера зодчие создали восхитительный филигранный рисунок ажурных парапетов и Сказочную легкость церкви придают кресты, белый камень и красный кирпич фасадов, оригинальная конструкция ярусного здания. В этой постройке "нарышкинское барокко" было воплощено во всей своей красе. Здесь присутствует симметричная композиция сооружений, резные фронтоны, объемные оконные и дверные проемы. Храм выглядел очень нарядно и празднично.

Интерьер постройки, к сожалению, не сохранился. А после закрытия в 1929-м году само здание было несколько изменено. Советские руководители размещали в церкви столовую и больницу. В 1930-м году были сломаны флигели, а вдоль улицы возведено новое здание для размещения расширявшейся больницы. Впоследствии здание церкви пострадало еще больше во время Великой Отечественной (рядом взорвалась бомба).

Сегодня храм возвращен верующим. Однако здание требует серьезной реставрации. Следует отметить, что постройка располагается в уникальном месте. Здесь царит дух непрерывной истории.

Проведенные в этих местах свидетельствуют о том, что именно здесь мог находиться опричный двор Ивана Грозного. Известно, что государство, в том числе и сама Москва, была разделена царем на земщину и опричнину. К своим опричным владениям Грозный отнес западную территорию города. Сам же государь поселился недалеко от будущей церкви Знамения.

Следует также отметить, что от названия храма берут начало названия и нескольких улиц Москвы. К ним, в частности, относят Знаменку, а также Знаменский малый и Большой переулок.

Нарышкинским (Московским) барокко условно называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. Условно потому, что исследователи до сей поры не могут сойтись во мнении, стиль это или региональное течение. Однако большинство из них всё-таки склоняется к тому, что и нарышкинское барокко можно и нужно рассматривать как стили, не имеющие аналогов среди других архитектурных стилей. По мнению академика Д. С. Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий.

История стиля

Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей (балюстрады, фронтоны, колонны, барельефы, раковины), зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Они не нарушали ясного членения пространства. Это объясняется ещё и вышедшим указом Никона, касающимся унификации формы храмов (т.н. освящённое пятиглавие). В связи с этим именно многообразие и варьирование декора стало основным, знаковым для нарышкинского стиля.

Для зданий московского барокко характерна двойственная масштабность. Это сочетание гигантского, устремлённого вверх и второго – миниатюрно-детального. Подобная традиция нашла продолжение и далее во многих архитектурных проектах первой половины XVIII столетия.
Экстерьер

В декоре фасадов зодчими использовалась орнаментная лепка с элементами традиционного русского колорита.

Стараниями Петра Нарышкина русские зодчие намеренно избегали применения мистических символов и знаков, характерных для европейского барокко. В его усадьбах мастера строили храмы, в отделке которых преобладал местный колорит. Ярким примером тому служат замечательные памятники: церковь Покрова Богородицы в Филях, Новодевичий монастырь, церковь Троицы в Троице-Лыкове и др. Для них характерны декоративность, нарядность, светская жизнерадостность, контрастное сочетание красно-кирпичных стен и белых резных элементов.

Яркий пример нарышкинского барокко – колокольня Новодевичьего монастыря.

Здесь можно увидеть стройный многоярусный столп звонницы и колокольню, состоящую из шести восьмёриков, различных по высоте и диаметру. Все ярусы, различные по архитектуре, постепенно уменьшаются ввысь, образуя в целом выразительную 72-метровую вертикаль.

Во всех нарышкинских строениях проявляется манерность, театральность стиля. Это выражается в таких деталях, как:

  • ничего не закрывающие карнизы;
  • ничего не держащие кронштейны,
  • непонятные колонны;
  • изразцы, пилястры, фронтоны и т.д.

Кстати, все элементы декора не излишне вычурны. Они не кричат о себе, не вызывают, как в европейском барокко, а всего лишь тонко напоминают о себе. Это отличительная черта экстерьера зданий в нарышкинском стиле.

Интерьер

В интерьерах храмов также превалируют традиции русского узорочья и травный орнамент: используется двуцветная контрастность, полихромные изразцы и позолоченная резьба.

Типичный для Европы стиль барокко здесь минимален. В этом своеобразность русского барочного стиля.

Если заглянуть, к примеру, в храм Покрова в Филях, то можно отметить интересные особенности. Сразу же бросаются в глаза:

  • Пространственная высота и сложность конфигурации, которые зрительно создаются благодаря многоярусности строения.
  • Отсутствие живописи на белых стенах.
  • Использование деревянной резьбы как главного украшения зала. Причём резьба была объёмной, скульптурной и отличалась от фламандской или белорусской.
  • Обильная освещённость помещений.
  • Пол, выложенный из дубовых плах.
  • Массивный, нарядный светильник-паникадила в виде пышной цветочной гирлянды.
  • Богатый репертуар орнаментов.
  • Резной золочёный иконостас, имеющий ступенчатую форму; каждая икона – в своей раме, очень высокой, с причудливой резьбой.
  • Царские ложи, служившие моленным местом семьи Нарышкиных.

Расписывать стены нарышкинских храмов стали позже, за три столетия роспись менялась несколько раз.

В целом бросается в глаза торжественная декоративность, одновременно радостный и мирской характер храмовой архитектуры, что отличает нарышкинский стиль от традиционного русского зодчества.

Деятели

В создании архитектуры нарышкинского барокко (в отличие, к примеру, от петровского) приняли участие русские мастера, причём из простого люда.

Это во многом и определило специфику стиля, ориентированную на древнерусские традиции построения зданий, и дополненные деталями, заимствованными из западноевропейского зодчества.

Среди русских мастеров эпохи барокко значатся имена двух крепостных мастеров:

  • Пётр Потапов , крепостной зодчий (Успенская церковь на Покровке); его мастерством восхищались даже Растрелли и Василий Баженов. Сам Наполеон восторгался живописностью Успенского храма. Во время Отечественной войны 1812 года он выставил вблизи церкви охрану, чтобы уберечь её от пожара. При этом Кремль он приказал сжечь.
  • (церковь в Троице-Лыково и ещё 6 храмов), гениальный зодчий, самородок из народа. Именно он считается создателем нового русского стиля в архитектуре.

Удивительно, что Пётр Нарышкин не привлекал западных мастеров. Это был настоящий русский человек, желавший увековечить и развить отечественные традиции, а заодно показать, что «может собственных Платонов… российская земля рождать».

Рождение русского барокко

Выводы

Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).

И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый . А более элитные постройки представлены во шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.

Само понятие «нарышкинское или московское барокко» довольно условно. Не смотря на то, что общепризнанного архитектурного стиля с таким названием не существует, знатоки прекрасно понимают, о чем идет речь. Этот стиль наиболее ярко проявил себя в тридцатилетний период с до , причем затронул он не только московский регион, но и весьма удаленную от центра периферию. Впоследствии нарышкинское барокко переживало период возрождения уже в 20-м веке, в частности элементы, свойственные этому стилю можно обнаружить в оформлении Комсомольской кольцевой станции московского метрополитена, здания гостиницы Ленинградская, в архитектуре и декоративном оформлении здания Казанского вокзала.

Нарышкинским данный стиль называют благодаря тому, что наиболее заметные объекты, относящиеся к нему по ряду схожих признаков, были построены по заказу боярина Льва Нарышкина, одного из родственников Петра Первого. Впервые такие черты стиля, как возведение храма лепестковой формы, расположение глав в соответствии со сторонами света, деление фасада по этажам, наличие в декоре ордерных элементов проявились при строительстве Большого собора Донского монастыря.

Нарышкинскому барокко характерны ярусность, центричность, а также равновесие и симметрия, наличие белых элементов на красном фоне. Большинство известных памятников архитектуры, относящиеся к нарышкинскому барокко, демонстрируют заимствованность форм от западноевропейских объектов архитектуры, относящихся к барокко и позднему ренессансу: это и разорванные фронтоны, и балюстрады с вазами, и спиралевидные колонны, а также геммы, раковины, маскароны, картуши.

Расцвет стиля нарышкинское барокко отмечен строительством всем известной церкви Покрова в Филях, Новодевичьего монастыря и Спасской церкви в Уборах. Колокольня Новодевичьего монастыря многими специалистами признается образцом нарышкинского стиля. Одними из последних были возведены церкви Иоанна Воина на Якиманке и Ризположения на Донской. Искусствоведы отмечают в архитектуре этих объектов следы заката стиля, выраженные в более плоских деталях, бледности и невыразительности цвета в сравнении с более ранними объектами. В декоративном оформлении этих объектов можно заметить проявление уже других стилей.

География распространения стиля настолько широка, что не совсем верно называть тот стиль московским, исходя лишь из местоположения объектов. Более правильно считать его московским по месту зарождения. Позднее объекты в стиле нарышкинского барокко были построены, например, в Смоленской области, Брянске, Рязани. В Брянске это Сретенская надвратная церковь при Свенском монастыре, в Рязани – это Успенский собор, являющийся самым крупномасштабным объектом, выстроенным в стиле нарышкинского барокко, а также Солотчинский монастырь в окрестностях города. Черты нарышкинского стиля можно увидеть в декоративных элементах наличников таких объектов, как Строгановская церковь в Нижнем Новгороде, надвратная Предтеченская церковь в Троице-Сергиевой лавре, часовня Пятницкого Колодца в Сергиевом Посаде.

Конец торжества нарышкинского стиля приходится на период начала 18 века. Это время ознаменовано приездом в Россию западных мастеров и архитекторов, а также запретом Петра Первого на строительство каменных объектов где-либо кроме Петербурга. При этом стоит отметить, что на периферии нарышкинский стиль как приоритетный в строительстве храмов продержался на 80-90 лет дольше. Элементы нарышкинского барокко можно встретить на фасадах многих деревенских церквей более позднего периода. Именно таким образом местные зодчие старались придать церквям торжественность и схожесть с Московскими храмами.