Конспект беседы по знакомству с музыкальным инструментом. Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Мельникова Анастасия

Исследование творчества Владимира Шаинского, приобщение сверстников к удивительному миру детской песни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс научных проектов школьников

в рамках краевой научно-практической конференции

«Эврика»

Малой академии наук учащихся Кубани

Песни Владимира Шаинского –

наше музыкальное достояние

Секция «Искусствознание»

Мельникова Анастасия Васильевна ,

4 класс, МБОУ «СОШ № 5»,

Краснодарский край,

Станица Тбилисская

Научный руководитель:

Заседко Светлана Анатольевна ,

Учитель музыки МБОУ «СОШ № 5»

станица Тбилисская 2013

Введение …………………………………………………………………………… 5

Глава 1. Владимир Шаинский. Жизнь и творчество. .......................... 7

Глава 2. Песни В.Я.Шаинского для детей ........................................................ 9

2.1. Музыкальная викторина «Весёлая карусель». Стихи-загадки.…………….12

Заключение ………………………………………………………………………...15

…………………………16

Приложения ……………………………………………………………………… 17

Приложение I Шаинский В.Я., фотография ……………………………………18

Приложение II Анкета………………………………………………………….. 19

Приложение III Сводная таблица результатов анкетирования……………… 20

Приложение IV Рисунок 1. Диаграмма. ……………………………………… 21

Приложение V Тематический буклет «Весёлая карусель»… ………………… 22

Приложение VI CD «Музыкальная викторина»

Песни Владимира Шаинского – наше музыкальное достояние.

Мельникова Анастасия

Россия, Краснодарский край, Тбилисский район, станица Тбилисская,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5», 4 класс.

Введение.

Чудесный мир музыки окружает человека на протяжении всей жизни. Начиная с самого рождения, мы слышим приятный голос матери, которая пела нам колыбельные песни. Еще не начав говорить, мы начинаем напевать свои первые, детские песенки. Для многих музыка становится призванием, профессией.

Духовное богатство, культурный уровень человека неразрывно связаны с его эстетическим воспитанием, с умением видеть, понимать, правильно оценивать прекрасное и вносить его в окружающую действительность. Особая роль в системе эстетического воспитания принадлежит искусству и одному из наиболее популярных его видов - музыке. Она оказывает огромное эмоциональное воздействие на личность, развивает её духовное начало, стимулирует творческое мышление.

Ученые доказали, что у каждого человека есть предрасположенность к занятиям музыкой, только не все могут вовремя разглядеть её и начать развивать творческие способности.

Благоприятным периодом для развития музыкальности является детский возраст, в основном дошкольный или младший школьный. Всем известно, что Моцарт, будучи трехлетним ребенком, уже подбирал на клавесине терции и секстеты. Чуть позже, в возрасте примерно пяти лет, будущий великий композитор начал сочинять менуэты. Сергей Васильевич Рахманинов начал играть на фортепиано с 4-х лет. А, например, Михаил Глинка начал учиться музыке с 10 лет, но это не помешало ему стать всемирно известным музыкантом.

В настоящее время многие мои сверстники не уделяют развитию музыкальных способностей должного внимания. На это существует ряд объективных причин: кто-то считает, что у него нет слуха и голоса, у кого-то нет возможности заниматься музыкой в домашних условиях, а кому-то просто не интересно.

Я очень люблю музыку. Особенно мне нравятся хорошие детские песни. Я пою их дома и в школе на уроках музыки и на праздничных концертах.

Недавно я обратила внимание, что среди множества песен есть такие, которые знают все, и взрослые, и дети, и даже старики. Мне стало интересно, кто же сочинил самые популярные детские песни? Оказалось, что музыку для детей пишут многие композиторы (Юрий Чичков, Евгений Крылатов, Геннадий Гладков и др.) Но самые известные и любимые детские песни написал композитор Владимир Яковлевич Шаинский.

Я решила узнать больше об этом человеке и рассказать о нём другим детям.

Цель проекта – активизировать интерес моих сверстников к музыке путём приобщения их к песенному наследию Владимира Шаинского.

Объектом моего исследования являются детские песни Владимира Шаинского как музыкальное достояние России.

Предмет исследования – составление музыкальной викторины с сочинением стихов – загадок к каждой песне.

Методы исследования :

  • анализ;
  • анкетирование;
  • сопоставление данных;
  • обобщение;
  • выводы.

Результат исследования – тематический буклет и познавательная музыкальная викторина «Весёлая карусель» для младших школьников, выполненная в виде презентации с иллюстрациями к песням и с музыкальным сопровождением.

  1. Владимир Шаинский. Жизнь и творчество.

«Я чувствую себя гораздо моложе своих лет»

В.Я.Шаинский

Мною были проведены небольшие исследования среди учащихся 4 «А» класса МБОУ СОШ № 5. Детям была предложена анкета. (Приложение II )

Обработав и проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  1. 14,2% опрошенных детей (4 человека) знают композитора, написавшего перечисленные в анкете песни, а 85,8% респондентов (24 человека) не знают автора.

Результаты исследования можно представить в виде диаграммы. (Приложение IV)

Итак, Владимир Шаинский родился 12 декабря 1925 года в Киеве. Отец - Шаинский Яков Борисович, мать - Шаинская Ита Менделевна. Владимир рос озорным, непоседливым, очень любознательным ребенком. Любил всё, что было связано с музыкой. Эту любовь он сохранил навсегда. Музыка - это вся жизнь Владимира Шаинского. (Приложение I)

«С 1936 года Владимир Шаинский занимался по классу скрипки в музыкальной школе-десятилетке при Киевской консерватории, однако начавшаяся война прервала учёбу, и в 1941 году семья была эвакуирована в Ташкент . Владимир продолжил музыкальное образование в Ташкентской консерватории, в которой учился вплоть до 1943 года , когда его призвали в РККА . Служил в полку связи в Средней Азии , там же стал писать музыку.

После войны в 1945 году Владимир Шаинский поступил в Московскую Государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на оркестровый факультет.

С 1949 года три года работал в оркестре Леонида Утёсова . Затем преподавал в классе скрипки в музыкальной школе (- ), а в период с по 1962 год работал оркестровщиком, композитором, музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров.

В 1962 году поступил и в 1965 году окончил композиторский факультет Бакинской консерватории имени У. А. Г. Гаджибекова , где занимался в классе народного артиста СССР К. А. Караева .

Жил и работал в Москве до 2000 года, с 2000 года жил в Израиле, в 2004 году переехал в США, где получил вид на жительство. Живёт на две страны, в России и США. Имеет двойное гражданство - Российской Федерации и Израиля». .

В 1970-е годы имя В.Шаинского звучало рядом с А.Островским, А.Пахмутовой, М.Таривердиевым и другими крупнейшими советскими композиторами песенного жанра, а сами песни – «Не плачь, девчонка», «Когда цвели сады», «Идёт солдат по городу», «Родительский дом» - пользовались поистине народной любовью. Их исполняли Анна Герман, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Алла Пугачева, и многие другие ведущие артисты эстрады тех лет. Много и плодотворно Владимир Шаинский работал в кино, с его участием сняты фильмы: «Финист Ясный Сокол», «И снова Анискин», «Расписание на послезавтра», «Школьный вальс», «4:0 в пользу Танечки», «Утро без отметок», «Зловредное воскресенье».

Отдельной строкой в творческой биографии Владимира Шаинского проходит детская тема. Для детей композитор работает много и увлеченно. «Я чувствую себя гораздо моложе своих лет», - говорит великий человек - Владимир Шаинский. Композитор продолжает свою творческую деятельность, пишет музыку, ведёт активный образ жизни.

  1. Песни В.Я.Шаинского для детей.

Чем талантливее композитор, тем более ярко, глубоко и своеобразно говорит он о явлениях жизни языком музыки. Подбор репертуара, на котором происходит развитие музыкального вкуса детей, имеет чрезвычайное значение. Важно, чтобы музыка всегда была понятной и вызывала определенные представления, образы действительности. Тогда музыкальные мысли произведения не являются чужеродными, а превращаются в своеобразный язык. Доступность понимания музыки является отличительной чертой песен Шаинского.

«Первыми произведениями композитора стали струнный квартет, написанный в 1963 году ещё в консерватории, и симфония, созданная в 1965 году . Наиболее В. Я. Шаинский известен, как автор многочисленных произведений для детей. За годы творческой деятельности он сочинил оперу для детей «Трое против Марабука» (1974 г.), несколько мюзиклов :

Владимир Шаинский - автор десятков мелодий из популярных художественных и мультипликационных фильмов. Среди них кинокартины « », « И снова Анискин », «Завтрак на траве» , «Школьный вальс» , «Финист - ясный сокол» , «Пока бьют часы»

мультфильмы «Чебурашка» , «Шапокляк» , «Катерок» , «Крошка Енот» , « Трям! Здравствуйте! », музыкальные сказки «2 × 2 = 4», «Площадь картонных часов» и многие другие.

Как неоднократно признавался композитор, в мелодиях и аранжировке его песен заметно влияние венской классической школы . Особенно большую популярность имеют персонажи сказок Эдуарда Успенского - Чебурашка и сопутствующие персонажи. Шаинский исключительно точно проработал персонажей Успенского с музыкальной точки зрения, и песенки Чебурашки, крокодила Гены и старухи Шапокляк стали неувядающими хитами». .

Детские песни:

  • «АБВГДейка» (Э. Успенский)
  • «Антошка» (Ю. Энтин)
  • «Белые кораблики»
  • «В мире много сказок» (Ю. Энтин)
  • «Весенняя фуга»
  • «Весёлая карусель»
  • «Вместе весело шагать» (М. Матусовский)
  • «Голубой вагон» (Э. Успенский)
  • «Дважды два-четыре» (М. Пляцковский)
  • «Игра» (Р. Рождественский)
  • «Когда мои друзья со мной» (М. Танич)
  • «Крейсер „Аврора“» (М. Матусовский)
  • «Кузнечик» (Н. Носов)
  • «Ловите крокодилов» (М. Танич)
  • «Наша мама» (В. Попков)
  • «Не поётся птицам» (М. Пляцковский)
  • «Небылицы» (Ю. Энтин)
  • «Облака» (С. Козлов)
  • «Ожившая кукла» (С. Алиханов и А. Жигарев)
  • «Первоклашка» (Ю. Энтин)
  • «Песенка крокодила Гены» (А. Тимофеевский)
  • «Песенка мамонтёнка» (Д. Непомнящая)
  • «Песенка о ремонте» (М. Пляцковский)
  • «Песенка про моржей» (И. Шаферан)
  • «Песенка рыжехвостенькой» (М. Пляцковский)
  • «Песенка строителей» (Э. Успенский)
  • «Песня Чебурашки» (Э. Успенский)
  • «Песня Шапокляк» (Э. Успенский)
  • «Песня бобрят» (Ю. Энтин)
  • «Песня о Володе Дубинине» (Н. Олев)
  • «Песня о цирке» (М. Пляцковский)
  • «Песня про папу» (М. Танич)
  • «Пионеры-пионерия» (М. Пляцковский)
  • «По секрету всему свету» (М. Танич)
  • «Пропала собака» (А. Ламм)
  • «Радионяня» (Э. Успенский)
  • «Улыбка» (М. Пляцковский)
  • «Фотокарточка „Артека“» (М. Пляцковский)
  • «Чему учат в школе» (М. Пляцковский)
  • «Чунга-Чанга» (Ю. Энтин)

Результаты анкетирования учащихся школы показали, что песни Владимира Шаинского знают и любят все дети. (Приложение II. Приложение III)

  1. . Музыкальная викторина «Весёлая карусель». Стихи – загадки.

Каждая песня Шаинского – яркий, неповторимый образ, поэтому я решила сочинить к некоторым песням весёлые стихи – загадки и провести с моими друзьями музыкальную викторину «Весёлая карусель»:

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка.

И зовётся….. (Чебурашка)

Гармошка в руках,

На макушке фуражка,

А рядом с ним важно

Сидит Чебурашка.

Портрет у друзей

Получился отменный,

На нем Чебурашка,

А рядом с ним…. (Гена)

Рано утром летним днём

С кем поёдём копать картошку?

Ну, конечно, позовём

Друга нашего… (Антошку)

Над полями, над лесами

Мы помчимся без оглядки.

И по небу нас прокатят

Белогривые лошадки.

Знаешь ты наверняка

Это песня… (Облака)

Этот славный мамонтёнок

Ну совсем ещё ребёнок.

Хочет маму он найти,

Но не знает он пути!

(Песенка мамонтёнка)

Если любишь море, солнце,

Бананы, кокосы и манго,

Отправляйся вместе с песней

Ты на остров… (Чунга – Чанга)

Маленький кузнечик до полудня спал.

С полудня до вечера на скрипочке играл.

Скажите, не стесняйтесь, кто песенку узнал?

(В траве сидел кузнечик)

Всем известно, как чудесно

Хором песню запевать.

Ведь с хорошей звонкой песней…

(Вместе весело шагать)

Буквы разные писать,

Обо всём узнаем вскоре.

Нас всему научат в школе.

(Чему учат в школе)

Собирайся детвора, начинается игра!

Да ладоши не жалей, бей в ладоши веселей!

Сколько будет дважды два?

А двенадцать минус два?

Замечательный ответ. Математика привет!

Всем известно в целом мире –

Дважды два равно…

(Четыре)

Крошка Енот отправился в путь.

Кто же ему повстречается тут?

Что же поможет ему без ошибки

Друга найти?

Ну, конечно, …

(Улыбка)

Все эти стихи – загадки к песням Владимира Шаинского оформлены мной в тематический буклет «Весёлая карусель». (Приложение V)

Для того, чтобы провести викторину, необходимо использовать музыкальное сопровождение к слайдам Презентации Power Point «Весёлая карусель». (Презентация Power Point «Весёлая карусель»)

Заключение

В советской и русской детской музыке Шаинский занял лидирующее место, его музыка по своей роли в формировании и развитии личности ребёнка может быть сравнима с поэзией С. Я. Маршака . В этом смысле Шаинский стал популярнее Д. Б. Кабалевского . Музыка Шаинского пользуется неугасающей популярностью среди любых поколений населения России. Мелодии Шаинского просты и красивы, напеть и сыграть их может практически любой человек.

В 2012 году на первом канале центрального телевидения Владимир Шаинский стал главным героем передачи «Достояние республики». В исполнении известных артистов прозвучали лучшие песни композитора.

Я думаю, что музыка, которую подарил людям Владимир Яковлевич Шаинский, уже прошла испытание временем, на его песнях выросло не одно поколение людей. Песни Шаинского – наше музыкальное достояние.

Считаю, что цели и задачи, поставленные мной в рамках данного проекта, выполнены. Надеюсь, что эта работа, а именно, музыкальная викторина с песнями В.Шаинского понравится детям.

Список использованных источников и литературы

1.Шаинский, Владимир Яковлевич - Википедия. ru.wikipedia.org

2.Электронный ресурс: песни В. Шаинского. - Электрон. дан. http://bschpushkin.ru/jirbis/i…

3.Владимир Шаинский. 1. Вместе весело шагать (М http://www.books.ru/maker/tvik…

4.Песенка о ленивом рыжем-рыжем, конопатом мальчике http://accols.ru/video/zhivotn…

5.Песни из мультфильмов - Песенка Мамонтенка песенки из мультиков. http://treilermagik.ru/video/o

7.Музыка. "Владимир Шаинский: Весёлая карусель.http://cd.topshops.com.ua/info…

8.Владимир Шаинский - Песни для детей - 1994 , картинка http://qiq.ws/showim/1369131

9.В траве сидел кузнечик. http://www.elbrusoid.org/forum…

10.Персонажи советских мультфильмов в векторе. http://allday.ru/index.php?new…

11.Крошка енот. http://www.fotokartina.com/mas…

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для использования музыкальными руководителями детских садов, педагогов ДМШ и дополнительного образования, для семейного просмотра.

Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку.

Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?

К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Так возникла идея о цикле занятий, в котором дети в игровой форме знакомились бы с инструментами. Прежде всего, захотелось, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. Я решила использовать сказку в стихах Сергея Волкова «Детям о музыке». Предлагаемые видеоролики являются авторскими. Продолжительность роликов небольшая, от 2 до 3,5 минут. Это позволяет даже детям-дошкольникам сконцентрировать внимание и не утомляет.

Цель: Используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров.

Задачи:

  • развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей;
  • учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического и народного оркестра;
  • дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры.

Ресурсы: Мультимедийная система или телевизор с DVD-плеером; печатные дидактические пособия, раскраски (по количеству детей); набор детских музыкальных инструментов К. Орфа, музыкальные игрушки.

Тематический план

  • Октябрь - знакомство с клавишно-духовыми инструментами (гармонь, баян, аккордеон).
  • Ноябрь - знакомство с клавишно-ударными инструментами (рояль, фортепиано).
  • Декабрь - знакомство со струнно-смычковыми инструментами (скрипка, виолончель, контрабас).
  • Январь - знакомство с ударными инструментами (литавры, тарелки, большой барабан).
  • Февраль - знакомство с медными духовыми инструментами (труба, тромбон, туба).
  • Март - знакомство со струнно-щипковыми инструментами (арфа, гитара, балалайка).
  • Апрель - знакомство с деревянными духовыми инструментами (флейта, саксофон, фагот).
  • Май - повтор и закрепление пройденного материала.

Примерная структура занятия:

  1. Музыкальное приветствие
  2. Просмотр видеоролика
  3. Ответы на вопросы
  4. Творческое задание, дидактическая игра
  5. Музыкальная игра, игра в оркестре детских музыкальных инструментов
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

Рекомендуемый дидактический материал и творческие задания: Авторские видеоролики (7 частей), видео-сюжеты выступлений симфонического и народного оркестров, иллюстрации, познавательная информация (как устроен инструмент; история инструмента; как используется); развивающие задания («Дорисуй недостающее», «Четвертый лишний», «Нарисуй по памяти», «Раскрась по образцу»); разрезные картинки, музыкальное «Лото», дидактические игры на развитие тембрового слуха.

Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Вконтакте

Одноклассники

Комментарии (19 )

17.04.2011 в 12:40

Оксана Анатольевна, добрый день! Презентация, конечно, СУПЕР!!! Вы - Умница!!! Иметь в детском саду такого творческого, музыкального руководителя просто счастье! Но на мой взгляд и вкус, я бы поменяла цвет шрифта. Черный цвет - цвет траура, печали, а у Вас там такая красота!!! Он как-то не вписывается в такие красочные видеоролики. Но это мое мнение!!! Спасибо огромное за работу, она просто - Чудо!!! С большим удовольствием поставила бы Вам 100 баллов.
Желаю Вам творческого вдохновения, удачи на конкурсе!
С уважением Ирина Николаевна

17.04.2011 в 14:12

17.04.2011 в 21:00

Ирина Николаевна, да я сама так захотела. У меня ведь одна работа участвует в конкурсе, этого достаточно. Публикация моей работы - это уже очень хорошо, спасибо огромное Елене Вячеславовне! Несмотря на большую занятость она опубликовала мою внеконкурсную работу очень быстро. Еще раз спасибо!

21.04.2011 в 08:34

Стоящая, грамотная, практически значимая работа! Знаю на собственном опыте, дети плохо воспринимают такой "витиеватый" шрифт, особенно, если большинство из них только учатся читать. Нет предела совершенству, удачи автору и новых творческих идей! С уважением...

21.04.2011 в 10:18

Анна Николаевна, спасибо! Мне стоило дать рекомендации по прочтению текста в аннотации, чтобы не было разночтений. Текст предназначается для выразительного прочтения педагогом, это подсказка только для него. Так как текст меняется четко под музыку, дети в любом случае не успеют его прочесть. Старший дошкольный возраст наступает с 5 лет, мои пятилетки (старшая группа) смотрели с удовольствием, а я читала и давала по ходу просмотра краткие комментарии. Для того, чтобы использовать ролик в младших классах школы, вы правы, можно поменять шрифт. Спасибо!

28.04.2011 в 15:16

Людмила Алексеевна, спасибо за Ваш комментарий. Я всегда стараюсь адекватно реагировать на критику, но мне не совсем понятно, что Вы имели ввиду (цитирую) - текст очень сложен для детей этого возраста. Сложен для прочтения или для понимания? Поясните, пожалуйста. Если для прочтения - я пояснила выше в своем посте, что текст предназначается для прочтения педагогом, если для понимания.... Сергей Юрьевич Волков написал свою книгу стихов "Детям о музыке" специально для малышей. Она иллюстрирована рисунками Вячеслава Михайловича Котеночкина. Мне захотелось сделать что-то свое, в музыкальном формате. Никто в комментариях, к сожалению, не сказал о той роли музыки, которая отводится этим роликам - ведь здесь не только визуальное знакомство с инструментами, но и слуховое! Я очень счастлива, что мои ролики высоко оценил С. Волков, как поэт. Да, они не совершенны, но нет предела совершенству! Большое спасибо всем, кто оставил комментарий, свои пожелания! Я обязательно доработаю ролики, возможно озвучу. Если у кого-то возникают вопросы по скачиванию роликов с Ютюба, пишите! Рада буду помочь! Для меня главное, если моя работа не "ляжет на полку", а поможет детям познакомится с музыкальными инструментами в игровой форме. Спасибо!

30.04.2011 в 00:16

Оксана Анатольевна, здравствуйте. Мне очень нравятся все Ваши работы. Конкретно об этой: прекрасные ролики, великолепный подбор музыки, сюжетно, интерактивно. Сын-первоклассник в восторге, просматривает вместе со мной, просит скачать для нашего класса. Так что, с Вашего разрешения, хотелось бы воспользоваться Вашими материалами для знакомства детей с группами музыкальных инструментов, их видом и звучанием. А проблемы со скачиванием у меня, действительно, возникли. Прошу Вашей помощи. С уважением, Ирина Владимировна.

30.04.2011 в 08:02

Ирина Владимировна, очень рада, что ролики понравились не только Вам, но и Вашему сыну! С удовольствием попробую помочь.
1. Нажмите на значок You Tube на встроенном плеере ролика - перейдете на страничку, где он закачан.
2. В адресую строку браузера перед словом youtube впишите две буквы ss (эта ссылка стане выглядеть вот так: www.ssyoutube.com/watch?v=RcIlB3z1wb4&feature=player_embedded), затем нажмите enter.
3. Вы перешли на страничку, где можно его скачать - SaveFrom.net
4. Далее выберите формат, в котором хотите скачать ролики - FLV HQ, FLV или MP4. Я всегда выбираю формат mp4, т.к. остальные форматы очень портят качество картинки.
5. Начнется скачивание. Если Вы собираетесь смотреть видео на компьютере или записать его на диск - лучше после скачивания переформатировать его в любой другой видео формат, который поддерживает ваш плеер. Могу посоветовать Format Factory - бесплатный но многофункциональный медиа конвертер. Его можно найти для скачивания в свободном доступе в интернете.
Вот такие "заморочки из бочки"... скачать, переформатировать... но по другому с Ютюба не получится. Зато научившись однажды, он откроет перед Вами двери в мир удивительного видео!

12.05.2012 в 23:38

Оксана Анатольевна! Уверена, что цикл занятий будет интересен широкой аудитории. В первую очередь, специалистам-музыкантам. Познавательный, развивающий, увлекательный, готовый практический материал! Технически - это вершины в педагогике. Наконец, это прекрасный подарок детям. Хорошие находки: звучанию инструментов предшествуют звуки природы - это тонкая настройка слухового восприятия; инструменты звучат отдельно и в созвучии с другими; спокойный наезд, крупным планом на детали корпуса инструмента, позволяет хорошо рассмотреть его. Не стоит торопиться с озвучкой видео: не будет ли тогда звучать текст одновременно со звучанием инструмента? Можно прочитать стишки, а можно написать их на пригласительных билетах на концерт и выучить... Главное, чтобы дети прислушались к голосу инструмента, запомнили, а затем смогли выделить тембр его звучания в дуэте, квартете, наконец, оркестре. Ваш значимый и весьма интересный опыт, уже нашел свое применение? С уважением Наталья Павловна.

Сценарий развлечения для детей 4-5 лет. Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами.

(Презентация новых детских музыкальных инструментов)
Программное содержание
Цель: привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых различными музыкальными инструментами.

Задачи.
Образовательные:
1. Формирование представлений о музыкальных и шумовых звуках.
2. Получение знаний о музыкальных шумовых инструментах, истории их создания и особенностях звучания.
3. Знакомство с приёмами игры на шумовых инструментах.
4. Разучивание и исполнение русских народных песенок и попевок.
5. Учить различать инструменты по звучанию.
6. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.

Развивающие:
1. Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
2. Развитие музыкальной памяти, звуковысотного слуха, внимания.
3. Знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования.
4. Развитие творческих навыков (импровизация).
5.Закрепление знаний детей о погремушке как музыкальном инструменте, учить играть ритмично, вовремя начинать и заканчивать.
6. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве.

Воспитательные:
1. Воспитание интереса и любви к музыке, народной музыкальной культуре, миру прекрасного.
2. Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.
3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира.

Атрибуты и оборудование:
Коллекция погремушек, бубны, тамбурины, ложки, колокольчики, металлофоны, бубенцы, треугольники, трещотки, ритмические палочки, маракасы, самодельные погремушки.
Оборудование для показа слайдов.

Предварительная работа
музыкального руководителя:

Подбор репертуара для детей и взрослых, подбор слайдов для презентации, выбор музыкальных инструментов для исполнения музыкальных пьес в оркестре, аранжировка для оркестра музыкальных произведений.

Работа с детьми:
Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами и металлофоном;
Обучение приёмам игры на них;
Разучивание припева песни «Погремушка», танца с погремушками, игры «Кто скорее», музыкальных пьес для игры на детских музыкальных инструментах.

Работа с педагогами:
Разучивание польки «Летка-Енька», песни «Погремушка».
Работа с родителями:
Изготовление самодельных игрушек погремушек для выставки.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:
«Познание». Закреплять названия музыкальных инструментов: маракасы, бубенцы, трещотка, тамбурин, металлофон, ритмические палочки, треугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением, выразительно читать короткие стихотворения.

Ход развлечения.

Ведущий:
Всюду, где живут люди, дети играют… Наверно, самая любимая детьми игрушка – погремушка. Ни один малыш не вырастает без погремушки, которая служит ребенку на всем протяжении первого года жизни. Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества. Само слово «погремушка» в русском языке происходит от «погреметь у ушка». Многие художники любили изображать младенцев с погремушками.

Показ слайдов «Погремушка в живописных полотнах»

Среди белых полотенец
На роскошном тюфяке
Дремлет дамочка-младенец
С погремушкою в руке.
Ровно месяц эта дама
Существует среди нас.
В ней четыре килограмма,
Это - девочка-алмаз.
(автор стихов Николай Олейников)

Веселее всех – игрушка,
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Станет плакса хохотушкой.
Эта милая игрушка
Малышовая подружка.
Целый день она поёт,
Деткам плакать не даёт.

А чтобы погремушки так весело гремели и веселили малышей, какими сыпучими материалами их наполняют? (ответы детей)
Когда вы были маленькими, вы могли только греметь погремушками. А теперь вы стали старше, можете не просто греметь, а играть на них как на музыкальных инструментах. Покажите, как вы умеете играть на погремушках (дети берут погремушки и встают врассыпную) .

Песня «Погремушка» муз. В. Добрынина, сл. М. Пляцковского
(Запев поёт воспитатель, дети поют припев и играют на погремушках)

Ведущий:
Как хорошо вы пели и играли на погремушках! А хотите с ними поплясать?

Танец с погремушками

Ведущий:
Вот какой замечательный музыкальный инструмент – погремушка! (обращает внимание на выставку погремушек, которые сделали дети с родителями своими руками)
Посмотрите на нашу выставку погремушек. Это дети и их родители сделали вот такие погремушки сами, своими руками! Хотите послушать, как они звучат? Дети, поиграйте нам на своих погремушках!

Оркестр самодельных погремушек, муз. Kukaracha-Kukaracha

Ведущий:
Всем понравилось, как звучат эти погремушки? Давайте теперь с ними поиграем!

Игра «Кто скорее возьмёт погремушку»

Ведущий:
Кроме погремушек есть ещё много интересных шумовых и музыкальных
инструментов. Попробуйте отгадать, как они называются?..

(после правильного ответа детей на экране появляется
слайд с изображением этого инструмента)

1. Он играет от души,
Ритм очень труден.
Что звучит, скорей скажи?
Непоседа … бубен (показ слайда «бубен»)

2. Ещё играет рядом с ним
Тоже звонкий… тамбурин (показ слайда « тамбурин»)

3. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон!» колокольчик (показ слайда «колокольчик»)

4. Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка... ложка (показ слайда «ложки»)

5. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
Узнаёт любой дошкольник,
Когда играет… треугольник (показ слайда «треугольник»)

6. Вот пластинки из металла,
На дощечке их немало.
Из пластинок тех, что много,
Убегает вдаль дорога.
Слышится чудесный звон.
Так звучит … металлофон (показ слайда «металлофон»)

7. Здесь пластиночки другие,
Деревянные, большие.
Как начнут они трещать –
Надо уши закрывать… трещотка (показ слайда «трещотки»)

8. Это вам не погремушка
И не детская игрушка.
Очень радует всех нас
Деревянный … маракас (показ слайда « маракасы»)

9. Бьют друг друга – тук-тук-тук –
И слышат все красивый звук… палочки (показ слайда «ритмические палочки»)

10. Раззвонились молодцы,
Удалые … бубенцы (показ слайда «бубенцы»)

Ребята, вам нравятся все эти музыкальные инструменты? (дети отвечают)

Очень любят дети наши
Больше, чем любую кашу,
Ложки, румбы, треугольник,
Маракасы, колокольчик.
Любят и металлофон,
Потому что звонкий он.
А ещё на бубне утром
Любят дети постучать…
В это время папе с мамой
Очень хочется поспать.

А если эти инструменты собрать сразу все вместе?.. Хотите послушать, что получится? Берите инструменты, ребята!

(дети берут инструменты и встают перед зрителями)

Ведущий:
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы-музыканты –
Это наши малыши!

Дети: (поочерёдно рассказывают про свой инструмент)
1. Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет! (Ребёнок играет на бубне)

2. Словно дружные ладошки,
Застучали наши ложки! (Ребёнок играет на ложках)

3. А вот это – палочки,
Палочки-стукалочки! (Ребёнок стучит палочками)

4. Как трещотка затрещит –
Всех сегодня удивит! (Ребёнок играет на трещотке)

5. Издаёт прекрасный звон
Звонкий наш металлофон! (Ребёнок играет глиссандо на металлофоне)

6. Это – братья-сорванцы,
Колокольцы-бубенцы! (Ребёнок звенит бубенцами)

7. Будет здесь играть для вас
Деревянный маракас! (Ребёнок играет на маракасах)

8. В треугольники ударим –
Радость всем гостям подарим! (Ребёнок играет на треугольнике)

9. Дили-дон! Дили-дон!
Слышен звон со всех сторон!
Колокольчик так звенит,
Словно ручеёк журчит. (Ребёнок звенит колокольчиком)

Дети хором:
Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!

Дети играют в оркестре. «Московская кадриль»

Ведущий:
Молодцы, ребятки! (обращается к гостям) А вам понравилось, как играют наши дети? В нашем детском саду не только дети, но и взрослые очень любят играть на музыкальных инструментах.
Послушайте в их исполнении финскую польку, которая называется «Летка-Енька».

Воспитатели исполняют польку «Летка-Енька».

Ведущий:
Вот как весело мы сегодня провели вечер! Вы хотите научиться делать какой-нибудь другой инструмент? Хорошо! В следующий раз мы будем с вами делать колокольчики. А теперь нам пришла пора прощаться. Скажем гостям: «До свидания, до новых встреч»!

(дети прощаются и уходят в группу)

Цель: показать детям разнообразие музыкальных инструментов, обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.

Задачи: расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре, развивать тембровый слух, умение узнавать звучание инструмента.

Ведущий: Уважаемые гости, сегодня мы пригласили Вас на музыкальную беседу, посвященную музыке и музыкальным инструментам.

В повседневной жизни человека окружает множество звуков и шумов. Какие-то из них на нас действуют раздражающе, к другим мы до того привыкли, что просто не обращаем на них внимания, другие ласкают слух. А какие, ребята, шумы вы знаете?

Для нас - это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку, пьесу, песню.

«Музыка всюду живет» Семерин

Ветер чуть слышно поет.
Липа вздыхает у сада -
Чуткая музыка всюду живет -
Только прислушаться надо.
Птицы встречают восход.
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет.
Только прислушаться надо.

Звучит пьеса Грига «Утро» в грамзаписи.

Ведущий: Музыку создает композитор, а помогают ему в этом музыкальные инструменты. А Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Когда я была маленькой, мама подвела меня к интересному большому ящичку. Удивительная картина предстала предо мной! Деревянные молоточки вели какую-то игру с металлическими струнами. Их было много. Молоточки касались струн и внезапно, словно в испуге, отскакивали обратно. А струны рокотали от бешенных наскоков молоточков. плакали. будто задетые за живое, нежно пели под ласковыми прикосновениями, смеялись и ликовали, негодавали, печалились и вздыхали. Вся эта игра называлась Фортепиано.

И вот однажды я подслушала разговор двух инструментов. Это были рояль и пианино.

Пианино объясняло: имя мое происходит от двух итальянских слов - форте и пиано. По-русски меня следовало бы называть Громкотихо.

А меня называют Рояль, что в переводе означает королевский. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов: Род струнных. Род клавишных.Род ударных.

Мой родной отец - благородный клавесин. От него я унаследовал свою внешность и сердце - клавишный механизм. Моя мама - цимбалы. Музыка на нем звучит от ударов палочек по струнам. Это очень древний инструмент. А сделал меня итальянский мастер Бартоломео Кристофори. И стою я отныне в больших концертных залах. А теперь давайте послушаем, как умеет разговаривать наше благородное фортепиано.

В исполнении ученицы фортепианного отделения звучит «Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица».

Издалека раздаются тихие звуки скрипки.

Ведущий: Я узнала Вас! Вы - знаменитая скрипка. Кто еще из музыкальных инструментов поет душевнее, слаще маленькой скрипки. Будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое. И сердце замерло от блаженства.

Мое русское имя - гудок. Английское - жига, т.е. окорок (она была похожа на окорок -кусок свинины).

Где только не пела скрипка. Она была ужасно легкомысленна. А была она и в цыганском таборе, и в модном ресторане - где танцы там и я - говорила она. Она всегда была под рукой учителя танцев. Он прятал ее в карман камзола. А сделали ее такой, какая она сейчас итальянские мастера Амати. Страдивари, Гварненри. И дали ей голос божественной красоты.

В исполнении ученицы струнного отделения звучит «Хор волшебников» из оперы Вебера «Волшебный стрелок»

Ведущий: Ребята. Посмотрите на Баян - какой красавец!

Душа этого инструмента - особое пневматическое устройство. Действующее силой сжатого воздуха. Воздух нагнетается и колеблет упругие металлические пластинки -язычки. Раскроет душу баян - весело танцуют язычки, а если загрустит-то подрагивают язычки в задумчивости. Баян родом из старинного русского города Тулы. Сотворил его мастер П.Стерлигов и дал ему гордое былинное имя. Потому что заложена в нем сила богатырская, и может он играть любую музыку. Часто под него поют частушки, народные песни.

Выступает дуэт баянистов.

Ведущий: Жила была балалайка. Очень любила она побалагурить, поболтать. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. Все бы так шло и дальше, да появилась у нее соперница - счастливая, заморская гитара семиструнная. Забывать стали потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара. Сколько задушевных романсов можно спеть под гитару!

В исполнении учащихся звучит романс А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду»

Ведущий: Домбра - казахский народный инструмент. Домбра используется как сольный инструмент и как ансамблевый. Она имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделенный ладами. О происхождении домбры народ сложил легенду. Жили давным-давно два брата. У младшего была домбра, на которой он очень любил играть. Старший же брат был очень самолюбивым, тщеславным. Решил он построить мост. В то время, как он строил мост, младший брат все время играл на домбре. Разозлился старший брат, выхватил из рук младшего домбру и разбил ее о скалы. Остался только отпечаток домбры на камнях скалы... Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток и стали по нему новые домбры делать.

В исполнении ансамбля домбристов звучит кюй Курмангазы «Балбырауын»

Ведущий Вот мы и познакомились с музыкальными инструментами, а теперь давайте послушаем музыкальные пьесы в исполнении учащихся и преподавателей нашей школы.

Проводится небольшой концерт, где выступают преподаватели и учащиеся.

Ведущий: В заключении мы хотим сказать вам пожелание словами русского композитора Шостаковича Д.Д.: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»

Список литературы

1. Казахские музыкальные инструменты. Алматыкітап 2006, К.Коныратбай
2. В мире музыкальных инструментов. Газарян С.С. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989.
3. Рассказы о русских народных инструментах. Васильев Ю., Широков А. 1986
4. Рождение фортепиано. Марк Зильберквит. 1984. Издательство: Советский композитор

Цель:

Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с муз. инструментами

Цель:
Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.
Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.

Методы:
Словесный (загадки, беседа).
Наглядный (презентация, шумовые инструменты).
Практический (игра на ложках, игра с бубном, танец с погремушками, песня - танец).
Игровой (игра с бубном).

Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте».
Дети тоже поют приветствия.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Здравствуйте, ладошки хлоп - хлоп - хлоп
Здравствуйте, ножки - топ - топ - топ
Здравствуй те, глазки - мырг, мырг, мырг
Здравствуй, мой носик - пип - пип - пип
Здравствуйте, ушки - ух - ух - ух
Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, хотите отправиться на экскурсию в Городок музыкальных инструментов?

Ответы детей.

Хорошо. Чтобы отправиться на экскурсию мы должны выполнить ритмическую разминку. Вы готовы? Будьте очень внимательны, прислушивайтесь к музыкальному сопровождению, движения выполняйте ритмично.

РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель.

Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов.

Какие инструменты вы знаете?

Ответы детей.

Нас почему-то никто не встречает. Давайте потанцуем и поиграем. Может быть, кто-нибудь выйдет из домика?

Танец по показу.

Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют. Из одного домика появляется загадка.

Я круглый словно солнышко, только с бубенцами
Звучу я очень звонко услышите вы сами,
Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой
Звучать я буду громко-громко
Угадайте, кто я?

Бубен

Ответы детей.

Правильно, ребята, это бубен. Бубен - это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.

ИГРА С БУБНОМ

Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение, остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают», а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается.

Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим.

Две подружки удалые, расписные, хохломские Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья?

Ложки

Правильно, ребята, это ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками - горбинками, поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится.

Песня ЛОЖКИ

Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». Хорошо. Положите ложки обратно в горшочек, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет?

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Попаду в руки ребенку
Заиграю звонко - звонко
Не зря веселая игрушка
А зовусь я ….
Погремушка

Правильно, ребята, это погремушка.

Погремушки в руки взяли
Они громко зазвучали
Погремушки веселят
Сидеть на месте не велят
В круг скорее все вставайте
С ними пляску начинайте!

ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ

Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Инструменты всем на диво
Смотрите - загляденье
В них фасоль и макароны - просто объедение
Как звучат они? Не знаем
Очень хочется узнать
Нужно смело взять их в руки
И всем дружно поиграть!

Ребята, что же это за инструменты такие? А у нас здесь есть сундучок. Вы хотите узнать, что же в нем лежит? Сейчас мы его откроем. Ой, какие -то незнакомые инструменты. Не про эти ли инструменты была загадка? Посмотрите, здесь фасоль, а здесь макароны, а здесь рис, горох… Давайте на них поиграем и послушаем как они звучат.

Ребята играют на инструментах их бросового материала, затем говорят свои впечатления.

Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись?

Ответы детей.

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались?

Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов?

Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами.

Музыкальный руководитель поет «До свидания».

Дети поют «До свидания» и уходят в группу.