Классицизм время. Классицизм

Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – художественный стиль и направление в искусстве Европы XVII – XIX веков. В его основе лежат идеи рационализма, главная цель которых просвещать публику на основе некого идеала, образца, чем и похож на . В качестве такого примера послужила культура античного мира. Правила, каноны классицизма имели первостепенное значение; их должны были соблюдать все деятели искусства, творящие в рамках этого направления и стиля.

История возникновения

Как направление, классицизм охватил все виды искусства: живопись, музыку, литературу, архитектуру.

Классицизм, главная цель которого просвещать публику на основе некого идеала и соблюдения всех общепринятых канонов, является полностью противоположным , который отрицал все правила и являл собою бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.

В своём развитии классицизм прошёл 3 этапа:

  1. Ранний классицизм (1760-е – начало 1780-х);
  2. Строгий классицизм (1780-е – 1790-е);
  3. Поздний классицизм , получивший название (первые 30 лет XIX века).

На фото представлена Триумфальная Арка в Париже – яркий пример классицизма.

Черты стиля

Для классицизма характерны чёткие геометрические формы, высококачественные материалы, благородная отделка и сдержанность. Величественность и гармония, изящество и роскошь – вот основные отличительные черты классицизма. позднее отобразились в интерьерах в стиле минимализм.

Общие особенности стиля:

  • гладкие стены с мягкими цветочными мотивами;
  • элементы античности: дворцы и колонны;
  • лепнина;
  • изысканный паркет;
  • тканевые обои на стенах;
  • изящная, грациозная мебель.

Особенностью русского классицистического стиля стали спокойные прямоугольные формы, сдержанное и в то же время многообразное декоративное оформление, выверенные пропорции, достойный вид, гармоничность и вкус.

Экстерьер

Внешние признаки классицистической архитектуры ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

  • Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
  • Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
  • Линии: строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
  • Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
  • Крыша: сложной, замысловатой формы.
  • Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
  • Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
  • Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
  • Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
  • Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.

Интерьер

В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.

Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.

Центральное место в декорировании интерьера занимают натуральные материалы, главным образом, ценные породы дерева, мрамор, камень, шёлк.

  • Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
  • Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
  • Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
  • Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
  • Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.

В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Мебель

Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.

Архитектура

Классицизм обращался к основам античной архитектуры, используя не только элементы и мотивы, но и закономерности в конструкции. Основа архитектурного языка – ордер с его строгой симметрией, пропорциональностью создаваемой композиции, регулярностью планировки и чёткостью объёмной формы.

Классицизм – полная противоположность с его вычурностью и декоративными излишествами.

Создавались неукреплённые дворцы, садово-парковые ансамбли, которые стали основой французского сада с его выпрямленными аллеями, подстриженными газонами в форме конусов и шаров. Типичные детали классицизма – акцентированные лестницы, классический античный декор, купол в общественных зданиях.

Поздний классицизм (ампир) приобретает воинские символы («Триумфальная арка» во Франции). В России каноном архитектурного стиля классицизма можно назвать Санкт-Петербург, в Европе – это Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург.

Скульптура

В эпоху классицизма получили широкое распространение публичные памятники, олицетворяющие воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Среди частных лиц стало популярным заказывать скульпторам надгробные памятники для увековечивания их имён. В целом скульптурам эпохи присущи спокойствие, сдержанность жестов, бесстрастность выражений, чистота линий.

Мода

Интерес к античности в одежде стал проявляться в 80-е годы XVIII века. Особенно это проявилось в женском костюме. В Европе возник новый идеал красоты, прославляющий естественные формы и прекрасные женские линии . Вошли в моду тончайшие гладкие ткани светлых тонов, особенно белого.

Женские платья лишились каркасов, прокладок и нижних юбок и получили форму длинных, задрапированных складками туник, разрезанных по бокам и перехваченных поясом под грудью. Надевались они на трико телесного цвета. В качестве обуви служили сандалии с лентами. Причёски копировались с античности. В моде ещё остаётся пудра, которой покрывались лицо, руки, декольте.

Среди аксессуаров использовались то тюрбаны из кисеи, украшенные перьями, то турецкие шарфы или кашмирские шали.

С начала XIX века парадные платья стали шить со шлейфами и глубоким декольте. А в повседневных платьях вырез прикрывался кружевной косынкой. Постепенно меняется причёска, и пудра уходит из употребления. В моду входят коротко стриженные волосы, закрученные в локоны, повязанные золотой лентой или украшенные венцом из цветов.

Мужская мода складывалась под влиянием англичан. Становятся популярными английский суконный фрак, редингот (верхняя одежда, напоминающая сюртук), жабо и манжеты. Именно в эпоху классицизма в моду входят мужские галстуки.

Искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с (XIX в.).

Классицизм в музыке ассоциируется с такими великими именами, как Моцарт, Бетховен и Гайдн, определивших дальнейшее развитие музыкального искусства.

Литература

Литература эпохи классицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения. Проведена реформы языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий представитель литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Личности

Среди ярчайших классицистов можно выделить также такие имена, как:

  • Жак-Анж Габриэль, Пиранези, Жак-Жермен Суффло, Баженов, Карл Росси, Андрей Воронихин, (архитектура);
  • Антонио Канова, Торвальдсен, Федот Шубин, Борис Орловский, Михаил Козловский (скульптура);
  • Никола Пуссен, Лебрен, Энгр (живопись);
  • Вольтер, Сэмюэл Джонсон, Державин, Сумароков, Хемницер (литература).

Видео-обзор классицизма

Заключение

Идеи эпохи классицизма с успехом используются в современном дизайне. В нём сохраняется благородство и изящность, красота и величие. Основные черты – это настенная роспись, драпировка, лепнина, мебель из натурального дерева. Украшений немного, но все они роскошны: зеркала, картины, массивные люстры. В целом стиль и сейчас характеризует хозяина как респектабельного, далеко не бедного человека.

Позже еще появляется , который знаменовал приход новой эпохи – это . стало совмещение нескольких современных стилей, в которые входят не только классический, но еще барокко (в живописи), античная культура, и эпоха Возрождения.

Инструкция

Классицизм как литературное направление зародился в XVI веке, в Италии. В первую очередь теоретические разработки коснулись драматургии, чуть меньше – поэзии, и в последнюю очередь прозы. Наибольшее развитие течение получило через сто лет во Франции, и связано оно с такими именами, как Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер и другие. Для классицизма характерна ориентация на античность. Авторы того времени считали, что писатель должен руководствоваться не вдохновением, а правилами, догмами, проверенными моделями. Текст должен быть связным, логичным, ясным и точным. Как определить, относится ли текст, который перед вами, к направлению «классицизм».

Для классицизма принципиально важна позиция «триединства». Действие только одно, и оно происходит в одном месте и в одно время. Единственная сюжетная линия разворачивается на одном месте в - это пришло в классицизм из античности.

Определение конфликта. Для произведений эпохи классицизма характерно противостояние разума и чувства, долга и страстей. При этом отрицательные герои руководствуются эмоциями, а положительные живут разумом, поэтому побеждают. При этом позиции героев очень четкие, только белое и черное. Главное понятие – понятие долга, гражданское служение.

При работе с героями обращает на себя внимание наличие устойчивых масок. Обязательно присутствуют: девушка, ее подружка, отец, несколько женихов (не менее трех), при этом один из женихов положительный, положительный герой, отражающий мораль. Образы лишены индивидуальности, потому что их предназначение запечатлеть основные, родовые признаки героев.

Определение композиции. Классицизм предполагает наличие экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. При этом в сюжет обязательно вплетена некая , в результате которой девушка играет свадьбу с «положительным» женихом.

Доказательства принадлежности текста к классицизму усиливают приемы катарсиса и неожиданной развязки. В первом случае через к отрицательным героям, попавшим в трудную ситуацию, читатель очищается духовно. Во втором – конфликт решается вмешательством извне. Например, повелением свыше, явлением божественной воли.

Классицизм изображает жизнь идеализировано. При этом задача произведения – улучшить общество и его нравы. Тексты рассчитывались на максимально большую аудиторию, именно поэтому особое внимание авторы уделяли жанрам драматургии.

Одним из важнейших элементов композиции любого литературного произведения является кульминация. Кульминация, как правило, располагается перед самой развязкой в произведении.

Термин «кульминация» в литературоведении

Происходит данный термин от латинского слова "culminatio", которое имеет значение наивысшей точки напряжения каких-либо сил внутри произведения. Чаще всего слово "culminatio" переводится, как «вершина», «пик», «заострение». В литературном произведении чаще всего подразумевается эмоциональный пик.

В литературоведении словом «кульминация» принято обозначать момент самого высокого напряжения внутри развития действия в произведении. Это момент, когда происходит важное столкновение (даже решающее) между характерами в самых сложных обстоятельствах. После этого столкновения сюжет произведения стремительно движется к развязке.

Важно понимать, что через характеры автор обычно сталкивает идеи, носителями которых являются персонажи произведений. Каждый из них появляется в произведении не случайно, а именно с той целью, чтобы двигать свою идею и противостоять идее основной (она часто может совпадать с авторской идеей).

Сложная кульминация в произведении

В зависимости от сложности произведения, количества действующих лиц, заложенных идей, созданных конфликтов, кульминация произведения может усложняться. В некоторых объемных романах встречается несколько кульминационных моментов. Как правило, это касается эпических романов (тех, которые описывают жизнь нескольких поколений). Яркими таких произведений являются романы «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий дон» Шолохова.

Сложную кульминацию может иметь не только роман-эпопея, но и менее объемные произведения. Их композиционную усложненность может объяснить идейная наполненность, большое количество сюжетных линий и действующих лиц. В любом случае кульминация всегда играет значительную роль в восприятии читателем текста. Кульминация способна кардинально изменить соотношения внутри текста и отношение читателя к героям и развитию истории.

Кульминация – неотъемлемая часть композиции любой истории

Кульминация, как правило, следует за одним или несколькими усложнениями текста. За кульминацией может следовать развязка либо финал может совпадать с кульминацией. Такой финал часто называют «открытым». В кульминации раскрывается суть проблемы всего произведения. Данное правило действует для всех видов художественного текста, начиная от сказок, басен и заканчивая крупными литературными произведениями.

Видео по теме

Совет 3: Как выделить ключевые черты образа героя в романе

Умение выделять ключевые черты героев произведений помогает при написании сочинений в школе, служит хорошей подготовкой к ЕГЭ по литературе. Для анализа художественного образа важно следовать определенному порядку действий, правильно составить план. Внимательное наблюдение над используемыми автором средствами создания образов, грамотное обобщение собранного материала поможет наиболее полно и точно охарактеризовать литературных персонажей.

Значимые средства изображения образа

Художественный образ создается автором посредством разнообразных средств изображения. Начинайте выделять ключевые черты с определения места героя в системе других действующих лиц романа: главный, второстепенный или внесценический. Второстепенные персонажи дают возможность раскрыться главным и находятся на заднем плане. Внесценические выполняют служебные функции.

Литературные образы часто имеют прототипы. Известно, что прообразом юной обаятельной Наташи Ростовой стала возлюбленная брата Л.Н. Толстого Танечка Берс. Остап Бендер Ильфа и Петрова появился благодаря склонному к авантюрам одесситу Осипу Шору. Установите наличие прототипа действующего лица анализируемого романа.

Понаблюдайте над главными средствами изображения героя, благодаря которым получите представление о ключевых чертах образа. К ним относятся:


  1. Портретная характеристика - описание внешности (лица, фигуры, походки и т.д.). Одежда, манера говорить и держаться указывают на социальное положение. Перемена выражений лица, позы и жесты - свидетельства душевных переживаний. Через портрет выражается отношение писателя к своему герою.

  2. Главные черты раскрываются в поступках, отношении к окружающему. Характер может быть простым: отрицательный или положительный герой. Сложный противоречив и парадоксален, ему свойственны различные черты. Обладатель такого характера постоянно духовно развивается, находится в поиске собственного жизненного пути. Поведение свидетельствует о гуманности или бесчеловечности, заслуживает осуждения или сопереживания. Непосредственное отношение к проявлению разных черт характера имеют условия жизни.

  3. Речь в классических вариантах произведений воплощает мысли персонажа и служит средством общения с окружающими. Она помогает установить социальное происхождение. Указывает на умственные способности и внутренние качества.

  4. Художественная деталь очень точно и ярко способна заменить большие описания. Художник слова наделяет данную подробность эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, М.А. Шолохов для раскрытия душевного состояния своего героя Андрея Соколова главное внимание обращает на «глаза, словно присыпанные пеплом».

  5. Выбор писателем имени и фамилии обычно бывает неслучайным. Имя может указывать на человеческую сущность, предрешать поступки и судьбу. Различные варианты свидетельствуют о личностных качествах, содержат подсказку для понимания ключевых черт характера (Анна, Анька и Нюська). Фамилия главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Раскольников. Раскольники - это отделившиеся, отвергнувшие основное направление люди. Первоначально теория Родиона Раскольникова противоречила законам жизни и нравственности, поэтому отделила его от окружающих.

  6. Прямые и косвенные авторские характеристики героя романа тоже указывают на ключевые черты созданного им образа.

Литературные типы

Для более полного понимания образа персонажа определите его отношение к определенному литературному типу. Классицистические отличаются максимальной типичностью. Герои делятся строго на положительных и отрицательных. Такие типы обычно встречаются в трагедиях и комедиях эпохи классицизма. Способность к переживаниям, самоанализу и эмоциональному созерцанию присуща сентиментальным героям. Примером может служить юный Вертер из романа Гете. Романтический образ появился как результат отражения в искусстве бунтарского человеческого духа. Герои-романтики живут не реальностью, им свойственны сильные чувства и тайные желания. Пламенная страсть - главный двигатель действий. Самыми яркими реалистическими типами следует считать «маленького человека», «лишнего человека». Обстоятельства и среда оказывают сильное влияние на поведение персонажей реалистических романов.

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает "образцовый". Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало "Поэтическое искусство" (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность - отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. "Ода на взятие Хотина" (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование и обращений - это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в "Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны" отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии "Недоросль"

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных

Использование говорящих фамилий

Скотинин, Вральман - отрицательные персонажи; Милон, Правдин - положительные.

Наличие героя-резонера

Правило трех единств (времени, места, действия)

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Герои ведут себя соответственно специфике жанра - низко и подло

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в "Недоросле" и "Бригадире".

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия "Бригадир", а затем "Корион". Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в "Недоросле" - самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

"Бригадир": идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка "Бригадира" имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных - основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. "Бригадир" для русской литературы был новым жанровым явлением - это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник - в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

"Недоросль": идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. "Недоросль" - самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой - три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии - Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии "Недоросль" характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы - недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник - Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l´Acad?mie fran?aise sur la tragi-com?die du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L´art po?tique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("?ber die ?sthetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гете и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гете и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu´est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955. А. Аникст. Москва.

Классицизм в архитектуре и градостроительстве.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558; клуатр церкви Санта Мария делла Карита [ныне Музеи Академии]; фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562; Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 [завершена В. Скамоцци к 1610]; «Иль Реденторе», то есть [церковь] Спасителя, на острове Джудекка, 1576-1592; Санта-Мария делла Презентационе, или «Ле Цителле»; Санта-Лучия, разобрана в сер. XIX в. при строительстве железнодорожной станции). Если виллы Палладио в целом объединяет впечатление гармонии и умиротворенности форм, то в его церквах главное - динамика форм, иногда - взволнованная патетика.



Роберт Адам (работавший в сотрудничестве с братом Джеймсом) стал самым востребованным архитектором в Британии. Ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми. Свежий подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов (термальное окно, серлиано) свидетельствовал о глубинном проникновении Адама в сущность античного искусства. Постройки: Кедлстон-холл, Сайон-хаус, Реджистер-хаус, Остерли-парк.

Классицизм в живописи.

Немногочисленные живописные произведения Агостино Карраччи (лучшие из них - фрески в Палаццо Фарнезе в Риме, выполненные вместе с братом Аннибале, «Причащение св. Иеронима» и «Вознесение Богородицы» в Болонской пинакотеке) отличаются правильностью рисунка и светлым, весёлым колоритом.

Агостино был более известным гравёром, чем его брат Аннибале. Подражая Корнелису Корту, он достиг больших высот в мастерстве гравирования. Наиболее известные из его гравюр: «Распятие» (с Тинторетто, 1589), «Эней и Анхис» (с Бароччио, 1595), «Богородица с Младенцем» (с Корреджо), «Искушение св. Антония», «Св. Иероним» (с Тинторетто), а также некоторые гравюры с собственных работ.

Клод Лоррен с большим мастерством изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие - более плавно, в холодноватом тоне. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи.

Лоррен, в отличие от Пуссена, выходил за рамки метафизического (читай - академического) пейзажа. В его работах всегда важен свет. Он - первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Его работы оказали влияние на развитие европейского пейзажа, в частности, на Уильяма Тёрнера

Классицизм в музыке

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт - один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Вопросы и задания:

1) Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII - начало XIX в. В XVIII в.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка – представлен классицизм.

2) От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство-это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции. Сведение архитектуры только до выполнения градостроительных задач влечет за собой упрощение и типизацию ее форм.

3) Архитектор классицизма отвергает «взбитые сливки» барокко и настаивает на эталонах гармонии, строгости, логической ясности и монументальности. Собственно, для него не стояло вопроса, объективно искусство или нет. Конечно, объективно, а сам он служит вечности и всему неизменному. Отсюда равнение на ордерную систему, регулярность планировки и симметрию. Человек, как мы помним, это звучит гордо. А регулярность четкость – именно то, что отличает творение человека от стихийной асимметрии природы. Для зданий и парков все это означало появление уходящих в перспективу рядов колонн, идеально подстриженных кустов и десятки метров совершенных скульптур. А завитки, архитектурные складки и рюши – от лукавого. Архитектор классицизма чаще всего был туристом и ездил в Италию и Грецию смотреть на развалины, творения Палладио, Скамоцци и рисунки Пиранези, а после нес это знание в собственную страну. Так, в частности, случилось и с Иниго Джонсом, ответственным за насаждение классицизма в Британии, и с Робертом Адамом, изменившим облик Шотландии. Немцы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель, сойдя с ума по красотам Парфенона, застраивают в неогреческом духе Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями.

Французы Жак-Жермен Суффло, Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле создали собственные варианты классицизма: первый все больше осваивал пространства вокруг здания, а Леду и Булле увлеклись радикальной геометризацией форм. Французы (а за ними и русские) вообще из всех европейцев оказались самыми чувствительными к роскоши имперского Рима и, не стесняясь, копировали триумфальные арки и колонны.

4) См. вопрос № 3.

5) Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

6) Николя́ Пуссе́н. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.

Родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся в Риме с поэтом Марино, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. После смерти Марино, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашёл себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 г. был приглашён кардиналом Ришельё в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим, где и жил до самой своей смерти.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.

«Великодушие Сципиона», «Пастухи Аркадии», «Танкред и Эрминия».

Великодушие Сципиона.

Картина по мотивам взятия Нового Карфагена (современной Картахены), испанской твердыни пунийцев во время второй Пунической войны, которую Сципион захватил вместе с несметными сокровищами, заложниками от испанских племен и крупным запасом провианта. За один день, кстати, захватил.

Собственно, великодушие Сципиона заключалось в том, что он освободил заложников и организовал их отправку по домам, а так же сберег честь знатных девушек из этих испанских племен, чем завоевал дружбу и расположение многих испанцев, перешедших на сторону Рима.

№21 Мировоззренческие основы в просветительской культуре. Просвещение в Европе и Америке

Формирование новой идеологии связано с образованием нового социального слоя. Убеждённые в идеях рационализма, образованные. Не аристократы. Они констатируют нищету и унижение народа, разложение высших слоёв и ставят себе целью изменить ситуацию, используя научное мировоззрение, способное повлиять на массовое настроение. (Смутьяны-холопы они)

Они ратуют за признание прав личности, так появляются естественно-правовые учения. Появляются они в учениях Гоббса, Локка, Гроция в 18 веке. Исходная идея естественно-правовая Гоббса – природа человека зла и эгоистична. «Человек человеку – волк», естественное состояние – «война всех против всех». В этой войне человек руководствует своим естественным правом – правом силы. Естественному праву противостоят естественных законы, которыми является разумное моральное начало человека. Законы самосохранения и удовлетворения потребностей. Поскольку война всех против всех грозит человечеству самоистреблению появляется необходимость изменить естественное состояние на гражданское. Следует заключить общественный договор. Люди добровольно уступают государству часть своих прав и свобод, договариваются о соблюдении законов. Так естественное право силы сменяется гармонией естественных и гражданских законов. Таким образом, государство – необходимое условие культуры. Локк полагал, что не в государстве заключена истина общественной жизни, а в самом человеке. Люди объединяются в общество, чтобы гарантировать человеку естественные права. Это, по мненью Локка, право на жизнь, собственность, труд. Труд и собственность дают людям свободу и равенство. Государство обязано охранять свободную частную жизнь человека. С самого начала естественно-правовые теории имели антицерковную и антифеодальную направленность, так как подчёркивается естественность происхождения права. Которая противостоит теории божественного права в которой религия является источником феодального государства, социального неравенства. Термин просвещения впервые используется Вольером. Приоритет в развитии просвещения принадлежит Франции. И ещё Гердер вместе с Вольтером придумал эту шляпу - просвещение. Кант писал, что просвещение – это выход человек их состояния несовершеннолетия, в котором он находился по своей воле. Несовершеннолетие по собственной воле – это такое, причины которого заключаются не в недостатки рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства им кого-то другого. Девиз просвещения по Канту – имей мужество пользоваться собственным умом.

Идеи просвещения основываются на идеях рационализма. Не случайно литература, искусство прославляют разум, силу человеческого разума – это оптимистическое мировоззрение. Вера в силу человеческого разума. Повийон – «Чудеса человеческого разума». В центре просветительской концепции человека идея естественного человека, огромную роль в ее формировании сыграл роман Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» - человек в естественном состоянии. Это рассказ о жизни человечества, прошедшего путь от дикости к цивилизации. Именно естественное состояние воспитывает Робинзона. Эстафету от него принял Ж.-Ж. Руссо. В трактате о рассуждении о науках и искусствах сообщает, что естественный человек просвещен, но не науками и искусствами, которые нужны деспотам, чтобы сломить сопротивление людей. Цивилизация смогла создать лишь счастливых рабов, им Руссо противопоставляет дикарей Америки. Промышляя лишь охотой они непобедимы. Никакое иго нельзя наложить на людей, не имеющих потребностей. Концепция естественного человека Руссо развивает также и в трактатах о происхождении и основаниях неравенства между людьми, об общественном договоре. Происхождение неравенства объясняется исторически. Вольтер и Монтескье резко критиковали идею священности власти духовенства. Бог дискредитировал себя, потому что долгое время его именем пользовались олигархи для обмана народа и укрепления своей власти. Затем просветители занимались разработкой социальных утопий.

Сначала строится переустройство общества, а затем теория универсального общества. Каждый старался определить естественное состояние человека, которое виделось в социальной действительности материального благосостояния. Руссо считал, что в состоянии материального благополучия, богатства – развиваются человеческие способности, расширяются идеи, облагораживаются чувства, возвышается душа.

Клод Гельвеций сформулировал понятие добродетели, которое у него измеряется полезностью, а не самоотречением, как это было в христианской морали. То есть человек должен получать от жизни удовольствие, а не служить Богу со свойственным христианину самоотречением. Эту идею поддержал английский просветитель Бентам, которые считал, что добродетель должна основывать на личной пользе, с учетом общественных интересах общества. Так начинается новый этап в развитии просвещения, которое в целом претерпело эволюцию: от разрозненных попыток утвердить идею просвещения, к объединению сил просветителей; от деизма Вальтера к атеизму Дени Дидро. От идеи просвещенной монархии, увлечение Английским строем к разработке революционного изменения французского общественного строя к утверждению идеи республики, принципа равенства. Важнейший лозунг – «Свобода, равенство, братство». В целом просветители создают гармоничную картину мира, поскольку она оптимистична. Формируется идея всемирности, всемирной культуры. Наиболее прославился Иоганн Гердер. Он утверждает равенство культур различных народов и эпох. Одновременно появляется почва для развития Европоцентризма. Долгое время Европейцы не знали чужих культур, а покоряя народы Америки, Австралии, они действовали как завоеватели. Пренебрегали культурой врагов. Тогда как с развитием идеи всемирности сопоставить культуры как равные, однако, своё оказывается важнее, выше чужого. Развитие французскими революции идей Руссо свидетельствовало о новом отношении к человеку, поэтому в социальном плане стали появляться идеи противоречащие идеям рабства.

«Права человека» Томаса Пена вышли в 1791 году.

«Отстаивание прав женщин» Оунстоункрафт 1792 год. Первая страна запретившая рабство стала Дания. Потом в 1794 запретила Франция. В 1807 году рабство было отменено в Британской империи. Идеи просвещения определили развитие американской культуры. Центром просвещения в Америке становится Филадельфия, здесь создана первая в Америке библиотека, первый юридический журнал. Первая медицинская школа и госпиталь, с этим городом связаны просветительские действия Бенджамина Франклина, который сформулировал классические принципы буржуазной морали. Герой нового времени – это человек обязанный всем только себе. Ему присуще трезвость ума, рационалистичность, нацеленность на реальную жизни, с ее материальными радостями. Именно ему принадлежат многие афоризмы, говорящие о буржуазной культуре, буржуазной морали: «Время деньги», «Бережливость и труд к богатству ведут» и т.д.

В основе просветительской культуре стоят идеи Коттан Мезер и Джонатан Эдвардс.

Идеология просвещения способствовала развитию образования. Просветители считают, что воспитание в духе современной науки, современного знания способно улучшить жизнь людей, не случайно Дидро объединил в силах просветителей Вольтера и Монтескье создание толкового словаря или Энциклопедии наук, искусств и ремесел.

Постепенно в Америке складывается более благоприятная ситуация для получения образования, чем в старом свете. Это объясняет появление отцов основателей республики.

Томас Джеферсон автор Декларации Независимости. Он стал Американским интерпретатором учения Локка. Назначением государства он видел – защищать права человека: права на жизнь, собственность, свободу, счастье. Народ может свергнуть государство. Главное правильно распределять власть. Свобода переплетается с обязанностями.

Разочарование в идеалах просвещения выразил роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» - это сатира на идеи просвещения. Свифт усомнился в научном прогрессе.

Эпоха просвещения продлилась около 100 лет, затем наступает реакция на результаты Французской революции. Мыслящая часть европейского человечества, почувствовала, что идеал человека, сформированный культурой возрождения, не соответствует реальной действительности.

№22,23 Романтизм как культурная парадигма, Романтизм в европе

В 18 веке формировался предромантизм, особую роль в становлении которого сыграл Ж. – Ж. Руссо прежде всего знаменитой исповедью. Век разума заговорил о примате чувства, о своеобразии, неповторимости каждого человека. В Германии романтизм питается идеями литературно-общественного движения «Буря и натиск». Творчество раннего Гёте, Шиллера. В качестве важных источников можно назвать философию Фихте с его абсолютизацией творческой свободы. И Артура Шопенгауэра с его идеи слепой, неразумной воли, творящей мир по своему произволу. Действительность представлялась неблагополучной, порой ужасной, и это не исправляется разумом. Мировоззрение романтиков иррациональное. Идеи существования потусторонних сил, это порождение фантазии, не управляемым просветительским разумом. Эта тенденция проявилась в творчестве испанского художника Франциско Гойи. Он отражает новые темы, ставит под вопрос поклонение человеческому разумному началу, веру в изначальную человечность. Человеческие дела внушают глубокие сомнения в прежних утверждениях. Гойя отказывается делить жизнь на правильную и неправильную, высокую и низкую. Опыт новой эпохи, сотрясаемой революцией, войнами, опровергал представление о том, что темное и светлое начало не совместимы. Жизнь оказалась сложней и всё существующее – народ, история, человек, с его мечтаниями, фантазиями, вовлечены в непрерывный процесс изменения и становления. С одной стороны Гойя показывает мужество, стойкость, величие души, с другой он умеет показать преступление, бесчеловечность. Романтизм возникает, как реакция на французскую революцию, на идею их культа разума. А также причиной ее развития становится национально-освободительное движение. Первоначально термин романтизм применялся в литературе германо-романских народов, позже он охватил музыку, и изобразительное искусство. Основной для романтического искусства стала идея двоемирия, то есть сопоставление и противопоставление реального и изображаемого миров. Реальная жизнь или проза жизни, с ее без духовностью, утилитаризмом, расценивается как недостойная человеком иллюзия, противостоящая подлинному миру. Утверждение развертывания прекрасного идеала как реальности осуществляемой хотя бы в мечтах – это основная черта романтизма. Современная действительность отвергается, как вместилище всех пороков, поэтому романтик бежит от неё. Бегство осуществляется в следующих направлениях:

  1. Уход в природу, поэтому природа является камертоном душевных переживаний, воплощением реальной свободе, отсюда интерес к деревне, критика города. Интерес к фольклору, к древним мифам, сказаниям, эпосу.
  2. Бегство в экзотические страны, не испорченная по мнению романтиков буржуазная цивилизация.
  3. В случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается, конструируется в воображениях.
  4. Бегство в иное время. Больше всего романтизм стремится убежать в средневековье. Там находится прекрасный рыцарский идеал.

Именно в жизни сердца романтики видят противоположность бессердечности внешнего мира. В живописи развивается романтический портрет, автопортрет. Героями портретов являются неординарные творческие личности. Поэты, писатели, которые обладают неординарным внутренним миром. Изображение внутреннего мира становится доминантным. Один из первых образ свободной личности воплотил писатель, поэт Байрон «Путешествие и паломничество Чайд Гарольда» Образ свободной личности получил название байронического героя. Ему присущи такие черты, как одиночество, эгоцентрист. Свободный от общества, этот герой несчастен. Независимость ему дороже уюта и покоя. Тема одиночества отражена в творчестве Каспара Давида Фридриха, когда он изображает одинокие человеческие фигуры на фоне природы. Основателем французского становится Гектор Берлиоз. В этом плане его становится фантастическая симфония. Фантастическим является отображение внутреннего мира лирического героя, одиноко, никем не признанного беглого поэта, мучавшегося от безответной любви. Романтическое миропонимание выразилось в двух вариантах: 1) мир представлялся бесконечной, безликой космической субъективностью, Творческая энергия духа выступает началом созидающим мировую гармонию. Для этого характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенное чувство. 2) Рассматривается человеческая субъективность, находящаяся в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойствен пессимизм.

Национальные формы романтизма при наличии общих черт самобытны. Так немецкий романтизм серьёзный, мистический. В германии оформляется теория и эстетика романтизма (Фихте, Шопенгауэр). Одновременно здесь рождаются шедевры в музыке и литературе, направленные на самоуглубление. Французский романтизм порывистый и свободолюбивый. Прежде всего он проявился в жанровой живописи. В исторической и бытовой картине, в жанре портрета, в романистике. Сентиментальный чувственный английский романизм использовал фантастические, аллегорические, символистические формы отображения мира, иронию, гротеск.

Основателем французского романтизма является Теодор Жерико. Он преодолевает влияние классицизма, его произведения отражают всё многообразие природы. Вводы в композицию человеческое живое, Жерико стремится к наиболее яркому раскрытию внутренних переживаний, эмоций человека. Сохранив классицистскую тягу к обобщению, героизированным образам, Жерико впервые во французской живописи вполотил острое чувтсво конфликтонсти мира. Он воплощает драматические явления современности, сильной страсти. Ранние произведения Жерио отразил героику Наполеоновских войн. «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку», «Раненный кирасир, покидающий поле боя». Динамичность композиции и колорит. Одно из центральных в творчестве Жерико является «Плот Медузы». Написана была на злободневный сюжет о погибшем фрегате «Медуза». Жерико частному событию придаёт исторический, символический смысл. В произведении раскрывается сложная гамма чувств. От полного отчаяния до полной апатии и страстной надежды на спасение. Представление о художнике-романтике, как о свободном, независимом человеке, глубоко эмоциональной личности. Жерико выразил в серии своих портретов. (Портрет двадцатилетнего Делакруа) и автопортретов. Значение имеет серия портретов душевнобольных. Традицию Жерико подхватил Эжен Делакруа. «Данте и Вергилий» или «Ладья Данте») Той же страстностью, протестом против всякого насилия отмечены более поздние его работы. «Резня на Ёсе» или «Греция на развалинах Мессалонги») Отражаются события защиты греков от турецкого нашествия. «Свобода На барикадах», написана на тему современных ему событий. Её романтическая, революционная символика выражена аллегорической фигурой свободы, с развивающимися знаниями в руке. Ряд работ навеян путешествие по Северной Африке. «Алжирские женщины в своих покоях», «Еврейская свадьба в Морокко», «Львиная охота в Морокко». Делакруа увлекался скачками и лошадьми. Делакруа пишет портреты композиторов (Шопен, Паганини). Выражение романтизма в немецкой живописи стало творчество К.Д.Фридриха. Уже в ранних работах определилась законченная мистическая атмосфера его искусства. Это такие картины как «Гуннская гробница в снегу», Крест в горах», «Монах у моря». Он изображает зрителя в виде фигуры, отрешённо созерцающей пейзажные дали. Перед этим созерцателем раскрывается загадочно молчаливая природа. Различные символы сверхъестественного бытия. (Морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие, крест, кладбище) Для Фридриха природа – это носитель глубоких, религиозных переживаний. Пейзаж использовался, как средство отображения глубоких эмоциональных переживаний. В программном произведении четыре возраста жизни. Изображены фигуры людей различных возрастов на пустынном арктическом берегу и четыре корабля, подходящих к берегу. Так художник отобразил бег времени, ход времени, обречённую смертность человека. Сама сцена на фоне заката вызывают острое чувство меланхолической ностальгии. Название другой работы говорит самой за себя «Крушение Надежды». Прерафаэлиты – это братство художник английских. (Росетти, Миллес, Хант). Экономические кризисы, революции 1840ых годов не коснулись Англии. Это время расцвета британского капитализма. Эстетического диктата Англии. Название прерафаэлиты появилась ввиду того, что члены общества поклонялись перед искусством дочинквеченто. Опираются прежде всего на кватроченто, треченто. Живопись прерафаэлитов стала реакцией на прагматизм буржуазного мира и явился критикой капитализма с позиции красоты. Это попытка создать более лучшую реальность, основанной на духовной, физической, социальной гармонии. Божественное значение идеальной красоты, универсальный смысл бытия, высокая духовность раскрываются в окружающей человека природе и повседневной жизни. Интерес к средневековью был обусловлен тягой к религиозному обновлению. «Невеста» - Росетти, предстаёт образ женственности. Символикой пронизаны картины Ханта. «Наёмный пастырь» Мёртвая голова – символ расплаты, яблоко – символ искушения. «Пробудившийся стыд» Хант. «Светоч мира» изображён идущий Христос. «Козёл отпущения» аллегория Христа в пустыне. Миллес «Христос в родительском доме», картина по-другому называлась «плотничья мастерская». Романтизм в Америке возник под влиянием европейской культуры. Обнаруживалась тенденция романтизации американской революции, которая представлялась как путь к высшей степени развития, ставила сша во главе мирового прогресса. Так утверждалась исключительность пути Америкосии. Развивается биографический жанр. Первым героем стал Вашингтон. Отец американской биографии - Джерард Спаркс. Он создал 12 томов о Вашингтоне, 10 томов о Франклине. Быстрая индустриализация северных штатов, разрушала традиционное.

№24 Система ценностей и культура индустриального общества

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные странны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.