Герой романа “Дворянское гнездо” Федор Лаврецкий. И


К истокам

Седина давно посеребрила ее волосы, морщины усеяли лицо. А память оказалась времени неподвластна. Собеседница помнит всё в мельчайших подробностях, не путается в датах, именах. Цитирует Симонова, вспоминает «Горячий снег» Юрия Бондарева, пересказывает любимые военные фильмы…

Большую часть своей жизни Анна Лебедева живет в городе над Неманом. За многие годы к Гродно прикипела всей душой, однако и сегодня с неподдельной теплотой вспоминает свою малую родину. Туда, в слободу Даниловка, что в Сталинградской области (ныне – рабочий поселок Даниловка, Волгоградская область), частенько, бывает, возвращается в своих мыслях. Там прошли ее детство и юность, в родительском доме всегда было тепло и уютно, вкусно пахло хлебом и молоком. Там же Анна окончила школу, вступила в комсомол. С юных лет мечтала стать историком, поэтому, получив аттестат, стала студенткой исторического факультета Сталинградского педагогического института. Но не проучилась и два курса, как грянули большие перемены. В 1940 году обучение в институте стало платным, студенты остались без стипендий, а иногородние еще и без общежития. Анне пришлось уехать домой. Она перевелась на заочное и устроилась в свою родную школу. Ей доверили вести древнюю историю в двух 5-х классах, к тому же уроки молодой учитель совмещала с работой в школьной библиотеке.

Испытание огнем

Война застала Анну Лебедеву восемнадцатилетней девчонкой.

– Как только по радио объявили, что началась война, услышали «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой!..», спохватились все, – вспоминает, качая головой, собеседница.

Позже ее вместе с другими девчатами отправили на шестимесячные курсы по подготовке хирургических медсестер. А уже в апреле 1942 года вызвали в военкомат, а вскоре отправили на фронт. Остановились неподалеку, в сталинградском пригороде Бехетовка. Двухнедельный карантин, принятие присяги… Так Анна Лебедева стала военнообязанной, попала в зенитно-артиллерийский полк 1080, а точнее в полковую санчасть. Она базировалась на нескольких этажах местной школы №21. Врачи, сестры милосердия и санитары стояли на охране города, помогали нуждающимся, спасали раненых. Летом немецкие самолеты начали долетать до территории Сталинграда, а в августе налеты стали массированными. Особенно Анне Николаевне запомнились 22 и 23 августа 1942 года, когда самолеты вылетали группами по 10-15 раз на день.

– В эти дни к нам беспрерывно привозили раненых, санчасть превратилась в приемный покой, – вспоминает женщина. – Страшно было смотреть: у кого-то оторвало руку, кто-то остался без части ноги… Не дай Бог.

Ей, молоденькой девушке, конечно, было страшно. Но главный врач Николай Прокофьевич Кованский быстро приводил в чувство молодежь, мол, вы – комсомольцы, присягу давали, тогда забудьте про «Ой!» и про «Ай!».

Эти два августовских дня стали поистине боевым крещением для санинструктора Анны Лебедевой.

Ликующий май

В октябре санчасть, в которой служила Анна Лебедева, перебазировали в землянки, потому что оставаться в школьном здании было небезопасно: постоянно рвались снаряды, медики и санитары ходили по коридорам в касках. Землянки, по рассказам Анны Николаевны, были оборудованы добротно, а между собой соединялись специальными ходами. Однажды накануне 23 февраля главврач предложил работникам совершить своеобразный марш-бросок в Сталинград: медицинские инструменты, перевязочный материал, шприцы и многое другое было на исходе.

Картина, которую увидели в Сталинграде, повергла в шок: ни одного оставшегося здания, разрушенные дома, обгоревшие стены… Анна вместе с коллегами из санчасти заходила в здания, обозначенные красным крестом, в поисках необходимых для работы принадлежностей. А где-то рядом слышны были взрывы – то там стрельнет, та там громыхнет…

В Бехетовке полковая санчасть зенитно-артиллерийского полка 1080 простояла до конца 1943 года, потом медиков, в том числе и Анну Лебедеву, отправили в Ростов-на-Дону. В ноябре 44-го был получен приказ направляться в Венгрию. Ехали поездом, дорога была долгой. В Будапешт попали не сразу, сначала остановились в небольшом городке неподалеку. В 1945-м, после того, как советские солдаты освободили город, санчасть расположили на острове Чепель, где она размещалась до самой победы.

Когда Анна Лебедева вспоминает победный май 45-го года, ее настроение сразу поднимается, глаза загораются радостью. Душа ликовала, как и весна в Будапеште, которая наступила там раньше обычного: всё цвело, благоухало. Казалось, даже природа радовалась Великой Победе.

Путь на Родину был долгим, поездом добирались почти целый месяц. Домой Анна привезла награды, в том числе орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги».

Любовь через годы

В сентябре Анна пришла устраиваться на работу в родную школу в Даниловке, но ей предложили должность в райкоме комсомола. Там проработала недолго, ведь судьба наконец подарила ей долгожданную встречу.

Со своим будущим мужем Иваном Лебедевым они познакомились еще до войны. Он, кстати, тоже был из местных, даниловских. Впервые встретились в клубе, где Анна и ее ученики участвовали в концерте, посвященном 8 Марта. Иван тогда только отслужил, вернулся домой. Теплые чувства буквально с первой встречи соединили их сердца. Но тут грянула война, Ивана призвали на фронт в первый же день. Они не теряли связь, писали друг другу теплые письма.

Встретились влюбленные в феврале 1946 года, когда Иван Лебедев приехал домой в отпуск. Он сразу настоял на том, чтобы свадьбу не откладывать – боялся снова потерять любимую.

Свой союз Лебедевы зарегистрировали через месяц и практически сразу уехали в Румынию. Иван там служил, а жена, понятное дело, отправилась за ним. Потом их перебросили в Москву, а в 1956 году семья обосновалась в Гродно. На протяжении десяти лет Герой Советского Союза Иван Данилович Лебедев был военным комиссаром Гродненской области, а Анна Николаевна охраняла семейный очаг, растила детей.

Когда они подросли, устроилась библиотекарем в СШ №10. Работа ей нравилась, с библиотечным делом была знакома, да и литературу очень любила. Любовь к чтению старалась привить школьникам, делала ставку на патриотическое воспитание молодежи. Это получалось, за что Анну Николаевну неоднократно награждали грамотами.

Не сдается

Семейный союз Анны и Ивана Лебедевых был прочным и счастливым, вместе они прожили 68 лет.

– Иван Данилович был очень серьезным человеком, я в некоторой степени тоже упрямая, – вспоминает собеседница. – Но считала так: он старше, значит, и жизнь знает лучше. И он ко мне тоже прислушивался, уступали друг другу. Однажды у меня спросили, тяжело ли быть женой Героя, а я ответила – нет. Гораздо тяжелее быть женой охотника.

Оказывается, Иван Данилович имел такую страсть, а она всякий раз за него переживала. Четыре года назад супруга не стало, но он всегда был для нее настоящим мужчиной, человеком с большой буквы, ее Героем. Таким остается и сейчас в ее сердце. Рядом с ее диваном аккуратно развешены его фотографии.
– Беда, что нет того конспекта, по которому проживаешь жизнь. Всё на пути встречается, – замечает ветеран войны.

Последние годы в силу болезни Анна Николаевна прикована к постели. Зрение тоже подводит, да и слух не тот. К 95-летию председатель Гродненского городского отделения ОО «Союз поляков на Беларуси» Казимир Знайдинский подарил имениннице современный слуховой аппарат. Еще раньше – специальную коляску. Не дают скучать студенты и сотрудники Купаловского вуза, а также активистка женского движения Тереза Белоусова. Ежедневно к Анне Лебедевой приходит соцработник, которая и приготовит, и постирает, и по хозяйству справится, а самое главное, поговорит по душам. Так и жить веселее.





Фото Николая Лапина

Хрупкая девушка вытащила с поля боя тысячи солдат. Многие бойцы открыто признавали, что не смогли бы пережить тех ужасов, что выпали на ее долю: им просто бы не хватило мужества. А Екатерина Михайлова всегда шла вперед. сайт вспоминает о подвигах хрупкой ленинградской девушки, которой сегодня, 22 декабря, исполнилось 90 лет.

Выходила на берег Катюша

Героическое имя Екатерины Михайловой (Деминой) было знакомо каждому советскому человеку. Через 20 лет после окончания войны ее разыскивали по всей стране.

Моряки-десантники писали ей письма в газеты и на телевидение, просили всех, кто хоть что-то знает о старшине батальона морской пехоты Екатерине Михайловой, сообщить, где она находится. Оказалось, что Катя вышла замуж, поменяла фамилию и стала работать на секретном заводе в Электростали. В 1964 году ее, наконец, разыскали.

Это ей бойцы посвящали известную песню о «Катюше», хотя изначально авторы вкладывали в стихи иной смысл. Рассказы о героических подвигах девушки ходили по всему фронту. О ее заслугах говорят медали, которые Екатерина получила за годы войны. Михайлова - Герой Советского Союза, награждена Орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями «Золотая звезда», «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой отечественной войне».

Незаменимый человек

Она родилась 22 декабря 1925 года в Ленинграде и рано потеряла родителей. Ее отец, красноармеец, погиб, а мама умерла от брюшного тифа. Поэтому девочка воспитывалась в детском доме. К началу войны ей было неполных 15 лет. Под первую бомбежку она попала в самом начале войны в Смоленской области, когда эшелон, в котором она ехала к старшему брату в Брестскую крепость, был обстрелян немецкой авиацией. Состав был разбомблен, погибло много гражданских - в основном это были жены военных и их дети.

22 декабря 2015 года Екатерине Деминой исполнилось 90 лет. Фото: АиФ-Петербург/ Мария Соколова.

Несколько суток девушка пешком добиралась до Смоленска. Многие не дошли тогда до своих, людей в спину расстреливали немцы, проезжающие мимо на мотоциклах. 15-летняя Катя Михайлова уцелела чудом. В Смоленске она разыскала призывной пункт и уверенно подошла к военкому. Для того, чтобы попасть на фронт, она приписала к своему возрасту два года.

Дядя, дядя, пошли меня на фронт, - вспоминает Екатерина Илларионовна. - Он подошел поближе и говорит: «Девочка, тебе сколько лет? Мы детей на фронт не берем!»

Катя была хрупкой девочкой, выглядела лет на десять. В детском доме особо не разъешься. На фронт в итоге Екатерина попала случайно. На окраине Смоленска прибилась к отступающей части и попросилась с ними. Вскоре оказалось, что девчонка - незаменимый человек на войне. Ведь она прошла курсы медсестер и умела оказывать первую помощь. В условиях тяжелейших потерь эти качества были на вес золота.

Под обстрелом фашистов

Через несколько дней состоялась легендарная битва под Ельней, где Катюша проявила свой бесстрашный характер. Бои становились все более ожесточенными. В сражении под Гжатском Катя получила тяжелейшее ранение. Врачи собирали ее ногу, перебитую в трех местах, буквально по кускам. На машине девушку доставили на станцию, откуда в эшелоне тысячи раненых солдат отправляли в госпитали на Урал. В свердловском госпитале состояние Екатерины оценили как критическое, с каждым днем она чувствовала себя все хуже. В рану была занесена инфекция, температура поднималась до 42,5 градусов. Спасла Катю санитарка тетя Нюша, которая выходила раненую.

Через месяц Михайлова уже начала делать первые шаги. После реабилитации в Баку она снова пришла в военный комиссариат и потребовала отправки на фронт. Фельдшера Екатерину Михайлову определили на военно-санитарный корабль «Красная Москва», который перевозил раненых под Сталинградом солдат в Среднюю Азию.

На этом судне девушка проходила весь 1942-й год, ухаживала за израненными бойцами, нередко прямо под обстрелом немецких самолетов, которые на бреющем полете расстреливали из пулеметов санитарный корабль. Екатерина выучилась стрелять, хорошо знала боевую технику, поэтому рвалась в настоящий бой. В Баку как раз формировался батальон из добровольцев-моряков. Сначала ее не хотели брать: не место женщинам на флоте! Но что-то во взгляде отважной Катюши привлекло командира. Он не ошибся, позже она вынесла на себе сотни раненых матросов, спасая бойцов от неминуемой гибели.

В пекле боев

Форсирование Керченского пролива стало главной стратегической задачей, поставленной советским командованием. Наши войска несли огромные потери, но атаки не останавливались. Катя оказалась в самом пекле боев.

Во время десантной операции по взятию Темрюка, Михайлова была контужена, но сумела оказать помощь 17 раненым бойцам, которых вынесла на себе в тыл.

Во время взятия Керчи Катюша спасла 85 раненых солдат и офицеров, вынесла в тыл 13 тяжелораненых.

22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта Екатерина Михайлова одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше десяти гитлеровцев.

4 декабря 1944 года старший санинструктор сводной роты берегового отряда сопровождения была ранена. Во время операции по захвату крепости Илок в Югославии Катя продолжила оказывать медицинскую помощь бойцам и, спасая их жизни, из автомата уничтожила 5 фашистов. Раненую, ослабевшую от потери крови и воспаления лёгких, почти в безнадёжном состоянии Михайлову переправили в госпиталь.

Насколько Екатерина была известна, говорит тот факт, что о ее ранении объявили по радио, сообщив, что для легендарной Катюши нужна донорская кровь. В госпиталь пришли сотни бойцов, чтобы помочь девушке. Тогда ее представили к званию Героя Советского Союза. После выздоровления героическая ленинградка вернулась в строй и победу встретила в Вене.

Только вдумайтесь: когда Катя совершала подвиги, ей не было и 20 лет! После войны она вернулась в Ленинград и поступила в институт имени Мечникова. Затем уехала в Электросталь, где вышла замуж за фронтовика Виктора Демина и поменяла фамилию.

Никто из новых знакомых и не подозревал, что эта хрупкая женщина - герой Великой Отечественной войны! В 1964 году моряки начали разыскивать свою любимую санитарку, кинули клич по всему Советскому Союзу. И нашли!

Екатерина Илларионовна живет в Москве и сегодня отмечает 90-летие! сайт присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает легендарной Катюше здоровья и еще многих лет жизни!

Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»

(по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока : углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

Обучающая:

    Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

Воспитательная:

    Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.

    Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.

План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

Какие события происходят в эпизоде?

Какие стороны характера героев раскрываются?

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

С какой целью?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I . Выступление 1 группы.

У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность - одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II . 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

Выводы (запись в тетрадь).

Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»

2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

Чтение и обсуждение

В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.

Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.

Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?

Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

Яйца…Яйца курицу учат…

Троеточие… И пауза…

Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

Что является кульминацией в данном эпизоде

Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

Выводы, запись в тетрадь)

III . Работает четвертая группа. Финальная сцена.

«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.

Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.

Выводы, запись в тетрадь.

IV . Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?

Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

V . Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой». .

1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0

2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.

3.Роман «Война и мир».

4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»

«Наташа Ростова отдаёт подводы раненым солдатам»

эпизод из романа «Война и мир». Том III, часть 3

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал всё то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1-го сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что-то там делали. Он счёл тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
- Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, - сказал граф, - что войска? Отступают или будет ещё сраженье?

Один предвечный Бог, папаша, - сказал Берг, - может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они - оно, - поправился он, - показали или выказали в этой битве 26-го числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать... Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нём генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), - я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти... да, мужественные и древние подвиги, - сказал он скороговоркой. - Генерал Барклай де Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! - И тут Берг рассказал всё, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него.
- Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! - сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая её задобрить, улыбаясь ей в ответ на её упорный взгляд... - «Россия не в Москве, она в сердцах её сынов!» Так, папаша? - сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о её здоровье и, выражая свое сочувствие покачиванием головы, остановился подле неё.
- Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы ещё успеете уехать...
- Я не понимаю, что делают люди, - сказала графиня, обращаясь к мужу, - мне сейчас сказали, что ещё ничего не готово. Ведь надо же кому-нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет!
Граф хотел что-то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал со своего стула и пошёл к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачал головой.
- А у меня к вам, папаша, большая просьба, - сказал он.
- Гм?.. - сказал граф, останавливаясь.
- Еду я сейчас мимо Юсупова дома, - смеясь, сказал Берг. - Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашёл, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и...
Граф сморщился и заперхал.
- У графини просите, а я не распоряжаюсь.
- Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, - сказал Берг. - Мне для Верушки только очень бы хотелось.
- Ах, убирайтесь вы все к чёрту, к чёрту, к чёрту и к чёрту!.. - закричал старый граф. - Голова кругом идёт. - И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
- Да, да, маменька, очень тяжелые времена! - сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
- Ты знаешь за что? - спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
- За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, - сказал Петя. - Мне Васильич сказал. По-моему...
- По-моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, - по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.. - Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
- Это гадость! Это мерзость! - закричала она. - Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь
- Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! - закричала она. - Они остаются!..
- Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
- Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нам-то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
- Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! - сказала она, ещё не вдруг, сдаваясь.
- Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
- Mon cher, ты распорядись, как надо... Я ведь не знаю этого, - сказала она, виновато опуская глаза.
- Яйца... яйца курицу учат... - сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.
- Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. - спрашивала Наташа. - Мы все-таки возьмём всё самое нужное... - говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять всё или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы.
- Четверых еще можно взять, - говорил управляющий, - я свою повозку отдаю, а то куда же их?
- Да отдайте мою гардеробную, - говорила графиня. - Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали ещё и гардеробную повозку и отправили её за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
- Куда же его привязать? - говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, - надо хоть одну подводу оставить.
- Да с чем он? - спрашивала Наташа.
- С книгами графскими.
- Оставьте. Васильич уберёт. Это не нужно.
В бричке всё было полно людей; сомневались о том, куда сядет Пётр Ильич.
- Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? - кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот её была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.