Русская художественная культура в эпоху просвещения формирование. Культура эпохи просвещения

Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его "учёной дружины". В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.

Постепенное освобождение из-под влияния церкви, становление нового миросозерцания, "обмирщение" литературы, обратившейся теперь к земным делам и радостям человека, настоятельно требовали дальнейшего "обмирщения" и совершенствования языка.

Петровская эпоха оставила в наследство русским просветителям грамматическую неупорядоченность и чрезвычайную лексическую пестроту. К тому времени ещё не был выработан язык русской художественной и научной прозы. Это приводило, в частности, к необыкновенным сложностям при переводе с иностранных языков. Известна трагическая судьба переводчика Волкова, который, не справившись с трудностями перевода терминов, в отчаянии покончил жизнь самоубийством.

Попытки дальнейшей демократизации языка мы встречаем ещё в творчестве замечательного писателя XVIII в., создателя сатирических произведений Антиоха Кантемира, который охотно вставлял в свои сатиры и "простолюдные" слова, и пословицы. Как верно отметил позже В. Г. Белинский, сатиры Кантемира отличаются не только "русским языком, но и русским умом".

Резко противопоставлял церковнославянский и русский языки другой видный представитель классицизма XVIII в. - Василий Тредиаковский. В предисловии к переводу романа Поля Тальмана "Езда в остров любви" этот необычайно трудолюбивый, но неудачливый жизни русский литератор откровенно и темпераментно заявлял: "На меня, прошу вас покорно, не изволите погневаться (буде вы ещё глубокословныя держитесь славенщизны), что я оную не словенским языком перевёл, но почти самым простым русским словом, то есть каковым мы меж собой говорим. Сие я учинил следующих ради причин. Первая: язык словенский у нас есть язык церковный, а сия книга мирская. Другая: язык словенский в нынешнем веке очень темен, и многие его наши читая не разумеют:" В программной речи, произнесённой в 1735 г. при открытии "Российского собрания" переводчиков, Тредиаковский выдвинул задачи составления грамматики "доброй и исправной", словаря ("дикционария") и риторики.

Однако жизнь по-прежнему настоятельно требовала демократизации и упорядочения русского языка. Отсутствие грамматических и стилистических норм затрудняло не только официальную языковую практику. Оно противоречило требованиям господствовавшего тогда литературного направления - классицизма, в основе которого лежали рационализм, жёсткая нормативность и иерархия жанровых правил, призванных регламентировать художественное творчество.

Осуществить насущные задачи упорядочения русского литературного зыка оказалось под силу лишь гению Ломоносова, в котором счастливо соединился талантливый поэт и великий всесторонний учёный. "С Ломоносова, - писал В. Г. Белинский, - начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим". Не будет преувеличением сказать, что с Ломоносова начинается также научное осмысление и нормализация русского литературного языка.

Поразительно много сделала Ломоносов в области гуманитарных наук. Но, конечно, наиболее значимы для нас его труды по грамматике и стилистике. Высоко оценивал он значение грамматики в жизни общества во вступлении к "Российской грамматике", законченной в 1755 г., Ломоносов писал: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, сомнительна юриспруденция без грамматики". Труд Ломоносова - это, в сущности, первая грамматика именно русского, а не церковнославянского языка. Этот труд содержит не только подробное и обстоятельное описание грамматического строя русского языка, основанное на богатых и тщательных наблюдениях. Грамматика Ломоносова - это первое нормативно-стилистическое пособие, в котором регламентировалось употребление параллельно существовавших тогда форм языка. Трудно бы было даже перечислить те особенности тогдашнего словоупотребления, которые обнаружил и отметил в своей грамматике Ломоносов, нередко гениально предсказав их дальнейшую судьбу. Так, например, он указывает, что для высокого стиля в предложном падеже рекомендуется употреблять формы существительных на -е, а для простого стиля - формы на -у; например: в поте лица труд совершить, но в поту домой прибежал. Следы стилистического размежевания этих грамматических вариантов мы находим и в современном языке; ср. в нейтральном стиле: быть в отпуске, работать в 5-м цехе; в разговорной же речи: быть в отпуску, работать в 5-м цеху. И таких примеров, повторяю, можно было бы привести десятки.

Не меньшее историческое значение имело ломоносовское учение о трёх стилях. Здесь нет возможности и необходимости излагать подробно его стилистическую теорию. Достаточно сказать, что Ломоносов утвердил именно русскую (а не церковнославянскую) основу русского литературного языка. Однако из речевой практики изгонялись далеко не все славянизмы, а только "весьма обветшалые", "невразумительные" слова (например: обаваю, рясны, свене - в переводе: заклинаю, ресницы, кроме). Полный же отказ от церковнославянизмов значил бы тогда нежелательный разрыв с книжной культурной традицией (кроме того, как мы увидим ниже, многие славянизмы стали впоследствии значимым стилистическим средством). Историческая задача состояла тогда в соединении русских (в том числе просторечных) и церковнославянских элементов в пределах единого литературного языка, что, в свою очередь, предполагало их приуроченность к определённым литературным жанрам и стилям речи. Эту задачу блестяще разрешил Ломоносов. Это подготовило почву для создания единого русского литературного языка.

Важную роль в создании единого русского литературного языка сыграла и сама литературная практика поэта и учёного. Долгое время в науке господствовало мнение о том, что Ломоносов - это главным образом придворный поэт, автор хвалебных торжественных од, щедро насыщенных звонкими и пышными метафорами. Возвышенность и пафос ломоносовских стихов дали повод сравнивать их с праздничным великолепием дворцов Варфоломея Растрелли. Но такая оценка его литературного творчества страдает явной односторонностью. Это отметил ещё Пушкин. "Ломоносов, - писал он, - сам не дорожил своею поэзиею и гораздо более заботился о своих химичесмких опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и проч.". Пушкин упоминает и о таком факте: "В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: "Я отставлю тебя от Академии!" - "Нет, - возразил гордо Ломоносов, - разве Академию от меня отставят". Вот каков был этот "униженный" сочинитель похвальных од и придворных идиллий!"

Наука для Ломоносова была истинным призванием, делом всей его жизни. Даже в стихах по торжественному случаю (например, в "Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны") он слагает гимн науке:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут:

Ломоносов-учёный необыкновенно много сделал для сложения языка русской науки. Помимо усовершенствования синтаксиса, он внёс значительный вклад в создание доступной и удобопонятной научной терминологии. Им были предложены такие физические и технические наименования, как: воздушный насос, земная ось, жидкие тела, равновесие тел, сопротивление, упругость и десятки других. Новое философское и терминологическое значение вложил Ломоносов в бытовые русские слова: опыт, движение, явление, частица и др.

Эпоха русского Просвещения характерна не только общим значительным увеличением лексического состава русского языка, но и весьма заметным приростом слов, обозначающих отвлечённые понятия. Ещё Кантемир в переводе книги Фонтенеля "Разговоры о множестве миров" ввёл в обиход слова понятие, плотность, начало (в значении "принцип"). В XVIII в. русский язык обогащается десятками новых слов на -ость (законность, правильность, устарелость, ограниченность, удалённость, доверчивость, мечтательность, раздражительность, рассеянность и др.) и на -ние (впечатление, обозрение, обвинение, обучение, перерождение, переселение, предохранение, философствование и др.). Существенно при этом отметить, что подобные слова, выражающие отвлеченные понятия, родились уже явно на русской, а не на церковнославянской основе.

В последней четверти XVIII в. в литературе и языке всё более ощутимыми становятся веяния нового времени. Подходит к концу эпоха господства классицизма. Реалистическая лирика Державина требует уже иных языковых средств. Вторжение просторечия в средний и даже высокий стили разрушает строгость их былых границ. Опрощению постепенно подвергается и язык поэзии. Вот, например, какими непринуждёнными, разговорными словами (прежде совершенно недопустимыми в поэзии) пишет уже Державин:

Или, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой:

Но народная стихия тогда не обрела ещё полных прав гражданства. Время переоценки ценностей впереди. Русский язык ещё не полностью освободился от вериг славянщизны, а уже на роль законодателя норм претендует дворянский салон. Какой же путь изберёт наш язык?

Для развития мировой культурологической мысли, раскрыть их роль в формировании культурологии как особой системы знаний - насущная задача современной науки. Итак, тема данного реферата – «Проблемы культуры в философии русского просвещения». Цель работы – отразить сущность процесса становления культуры в эпоху Просвещения. В связи с целью работы, поставлены следующие задачи: - отразить сущность...

Журнала» П. Руссо критикует сторонников традиционной концепции, идущей от гуманистов XVI в., которые не стремились к широкому распространению знаний среди большинства «непосвященных». Культура эпохи европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания...

Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».

Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учи теля). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумароко ва: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.

Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Ду-бянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Раз витие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин - родоначальники русской оперы. Духовная му зыка. Творчеством.С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Клас-сицистский хоровой концерт.

Становление инструментальной музыки в России. «Рус ский Паганини» - И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.

Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искус стве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драма тургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сати рические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).

Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.

Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Твор чество А.П. Лосенко. Скульптура - новый вид искусства в Рос сии. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.

Идеалы зодчества - прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм - российс ких и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон - иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Ероп кин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» - предвес тие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны Знать :

Основные эпохи в художественном развитии человечества;

Культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

Основные стили и направления в мировой художественной культуре;

Роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

Особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

Выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

Основные художественные музеи России и мира.

Уметь:

Отличать произведения искусства различных стилей;

Показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

Сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

Пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.

Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Формы и средства контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по мировой художественной культуре

Класс 11 «А» класс

Учитель Гинзбург И.А.

Количество часов:

всего - 34 часа;

в неделю - 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы Гинзбурга И.А.

Календарно – тематическое планирование

10 «а» класс

Кол-во часов

Тема урока

Дата проведения урока.

По плану По факту

Раздел 1. Художественная литература древнего и средневекового востока.

Введение

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции.

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

Раздел 2. Художественная культура Европы – становление христианской традиции

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

От мудрости Востока к европейской культуре: Библия.

Художественная культура европейского Средневековья освоение христианской образности.

Художественная культура итальянского Возрождения: Трудный путь гуманизма

Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

Обобщающий урок по теме

Художественная культура Европы

Обобщающий урок по теме: «Художественная культура Азии»

Раздел 3. Духовно - нравственные основы русской художественной культуры – у истоков национальной традиции (10 – 18 вв.)

Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля.

Художественная культура 17 века: смена духовных ориентиров.

Русская художественная культура в эпоху Просвещения формирование гуманистических идеалов.

От языческой к православной художественной культуры

Художественное наследие древнерусских княжеств.

Иконопись: творчество Андрея Рублева и Дионисия.

Художественная культура «Бунташного века»

По пути к европейскому обществу:

«Россия молодая мужала гением Петра…»

«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества)

Строительство Санкт-Петербурга

Художественный кружок Н.А.Львова

Итоги 18 века – на Олимпе мастерства

Обобщающий урок по теме «художественная культура в России с 10 по 18 век»

Обобщающий урок

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Секуляризация русской культуры в конт ексте петровских преобразований

просвещение художественный культура секуляризация

Секуляризация, антихристианская политика российских императоров XVIII в. (прежде всего Петра I, и Екатерины II), направленная на ослабление духовного влияния Православной церкви и обращение ее имущества в светскую собственность. Великой ошибкой Петра I было переустройство на немецкий лад быта русского народа, который был весь проникнут церковностью, так как наши предки до Петра по церковному и монастырскому уставу распределяли время своей жизни, и все, касательно их одежды, общественного этикета и взаимных отношений членов семейства, носило на себе печать религии и считалось православным, в отличие от «басурманского» - еретического. Но эта ошибка стала еще более тяжкой и даже гибельной для России, благодаря тому, что Петр в своих реформах производил ломку нашей православной веры на почве явных своих симпатий к протестантизму.

В том же году, 28 марта Петр издал указ, возбудивший в Москве сильное волнение. В этом указе воспрещалось устроение часовен на торжищах и перекрестках, в селах и других местах и совершение здесь пред иконами священниками богослужений. В одном из своих указов Синоду Петр ограничивает и другие проявления религиозности русского народа, «понеже всю надежду, - говорится здесь, - кладут на пение церковное, пост, поклоны и тому подобное, в них же строение церквей, свечи и ладан». Согласно таким взглядам Петра был издан регламент, в котором изложены были правила относительно религиозного воспитания народа и который представляет собой колкую сатиру на религиозность наших предков. Руководствуясь этим регламентом, Синод издал постановление против обрядности, крестных ходов, хождение с образами, дорогих окладов на иконах, умножение часовен, годичного хранения артоса, Богоявленской воды и т.п. Еще пагубнее для русского благочестия были мероприятия Петра, имевшие своей целью реформировать наши монастыри, каковые были выражены в его указе от 31 января 1724. Это святоотеческое учение нашло себе наилучшее воплощение в жизни допетровской России, когда идеалом русского благочестия и руководителями нравственно-христианской жизни русского народа были иноки. Не так смотрел Петр на монашество. Воздавая похвалу первоначальным монастырям глубокой древности за их трудолюбие, он в упомянутом указе говорит, что лет через сто от начала сего чина монахи стали ленивыми, тунеядцами и развращенными. Здесь редко осуждается умножение монастырей в Константинополе и в ближайших ему местах, что оказалось будто бы причиной поразительной малочисленности воинов, которые так нужны были при осаде.

По воззрению Петра, монахи не стоят на высоте своего призвания, едят даровой хлеб и никакой прибыли от сего обществу нет. Поэтому он требует, чтобы в русских монастырях были благотворительные учреждения для престарелых солдат и устроены были семинарии, откуда бы образованные воспитанники, ищущие монашества для архиерейства, могло бы постригаться по достижении 30-летнего возраста. А незадолго до своей смерти государь издал указ, чтобы московские монастыри были предназначены для больных, старых и увечных, для подкинутых младенцев. Вообще, число монахов в России при Петре было очень ограничено, они были стеснены особыми правилами, а самые монастыри были по преимуществу обращены в богадельни. Главное зло, и притом для всей России, заключалось здесь в том, что Петр отобрал у монастырей и вообще у русской Церкви ее имущество. Последнее представляло собой дары, которые приносились верующими в Церковь во исполнение Божественной заповеди: давать Господу десятину от своих имений. Это церковное имущество было Божественной собственностью и поэтому закреплялось за Церковью св. канонами как неприкосновенное и неотчуждаемое. Русские великие князья и цари всегда ограждали от захвата церковное имущество своими заклятиями. Так, в уставе проклятию предлагаются те, которые захватят доходы Церкви. Так поступали и другие князья, и цари, и вообще церковные благотворители. Ясно, что отобрание церковного имущества в другие руки является тягчайшим грехом нарушения Божественной заповеди и св. канонов, низводит страшные проклятия и в сей и в будущей век от церковных благотворителей и есть, по существу, святотатство. Гибельные последствия этого греха не замедлили сказаться еще при жизни Петра. Монастыри в России не только учили русский народ жизнью своих истинных иноков, но и озаряли его истинным христианским просвещением. Превращая их в благотворительные учреждения, Петр тем самым уничтожал основу для истинного просвещения России. Это в особенности достигалось отнятием монастырских и архиерейских имуществ при возобновлении Петром Монастырского Приказа 24 января 1701. Через этот Приказ Петр, упразднив патриаршество, лишил Церковь ее самостоятельности и средств для приобретения книг и учреждений школ к просвещению русского народа. Таким образом, отобрание церковных имуществ было великим злом для всей России, ибо последняя лишилась истинного, церковного и патриотического просвещения, которое распространяла Церковь благодаря своим богатым средствам. Гибельность этой реформы сказалась тогда же, именно в том, что за недостатком церковных средств стали закрываться прекрасные школы при святительских кафедрах. Одной из таких школ была образцовая семинария святого Дмитрия в Ростове. Обнищание архиерейского дома святого Дмитрия дошло до такой степени, что ему не только нельзя было содержать своей школы, но нечего было подать просящему милостыню. Это обстоятельство, в связи с неприятностями, которые чинил святому Дмитрию присланный от Монастырского Приказа стольник, а также некоторые реформы Петра, направленные против Церкви, побудил святого Дмитрия обратится к митрополиту Рязанскому с письмом, в котором он писал ему как своему другу «толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». К великому сожалению, православная вера разрушилась не только реформами Петра, но и личным его поведением. Противоцерковная деятельность Петра не могла остаться без протеста со стороны нашей иерархии, и прежде всего ее главы - последнего патриарха Адриана. Между ним и Петром была глубокая рознь. Он резко осуждал вводимые царем новшества, но вскоре, к неудовольствию народа, вынужден был замолчать, в особенности после не приятного Петром печалования патриарха за опальных стрельцов. После смерти патриарха открыто протестовал против Петра в защиту православной веры и основного на ней порядка и быта в России местоблюститель патриаршего престола, друг святого Дмитрия Ростовского, митрополит Рязанский Стефан Яворский. Митрополит Стефан был человеком больших дарований, большого ума, блестящего европейского образования. Мужественный, благородный, откровенный, он говорил правду Петру, окруженному протестантами. За это царь возненавидел Стефана как непримиримого стойкого врага своего. Петр, хотя сам возвысил его, настолько с ним разошелся, что стал уклоняться от свидания с ним. Впрочем, такое отношение Петра к митрополиту Стефану не оставило последнего от протестов, которые он подавал царю против новшеств в духовной жизни русского народа, несмотря на то что эти протесты обрушивались на его же голову, называя против него царский гнев. Он даже не страшился, открыто обличать Петра в своих проповедях.

По приказу царя, был издан указ о несоблюдении постов в полках, один солдат был судим за то, что, вопреки воле начальства, он не желал нарушить пост. Конечно, не могла примириться с таким лютеранским отрицательным отношением к православной вере и большая часть епископов нашей Церкви, выступления которых против Петра вызвали с его стороны ужасный террор против них. В итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления. Умножились вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским, православную обрядность. Еще современное Петру русское образованное общество, проникаясь европейскими протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старались скрывать ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подверглась резкому суждению. Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь могла бы с успехом бороться с отсутствием от православной веры русских людей на почве протестинизма посредством школьного просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого, просвещение русского народа не было в введении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России. К сожалению, не сразу после Петра стали возглавлять Россию наши императоры, которые были покровителями православной веры и защитниками ее не только для России, но и для других православных стран. Русскому народу пришлось и после Петра пережить ряд глубоких потрясений в своей вере.

Синод присудил митрополита Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление ее Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить метрополитена Арсения от светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь.

ЕкатеринаII исполняла все требования наружного благочестия, восхищалась проповедями митрополита Платона, целовала руки у духовенства, шла в крестных ходах, однако не имела православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ее политического значения - ее пользы для государства. В особенности плохо было то, что она преклонялась, и даже чрезмерно, пред безбожником Вольтером, заискивала пред ним и советовалась с ним в своих планах касательно тех или других реформ для России. Отсюда для нее естественно было назначать на должность обер-прокурора Святого синода таких неправославных лиц, каковыми были масоны Мелиссино и Чебышев. Первый из них предложил синоду снабдить синодального депутата для заседания в Комиссию Уложения такими предложениями относительно реформ в церковной жизни: ослабить и сократить посты, уничтожить почитание икон и святых мощей, запретить ношение образов по домам, сократить церковные службы для избежание в молитве языческого многоглаголания, отменить составленные в позднейшие времена стихиры, каноны, тропари, назначить вместо вечерни и всенощных бдений краткие моления с поучениями для народа, прекратить содержание монахам, дозволить избрание из священников епископов без пострижения в монашество, с разрешением архиереям проводить брачную жизнь, разрешить духовенству носить «пристойнейшее платье», отменить поминовение умерших, дозволить вступать в брак свыше 3-х раз и запретить причащать младенцев до десятилетнего возраста. Святой Синод отклонил это предложение и составил свой наказ. Таким образом, если при Петре Русской Церкви пришлось тяжко страдать от протестантизма, то при Екатерине II Церковь переживала сильное давление не только от протестантизма, но и от неверия. Но особенно тяжкий удар Екатерина II нанесла Церкви через окончательное отобрание в казну монастырских имений и введения монастырских штатов. В силу этой пагубной для Церкви реформы было закрыто из 954-х ранее существовавших монастырей 754; следовательно, осталось в России лишь пятая часть их. При отобрании церковных имений было дано обещание обеспечить духовные школы и духовенство, но оно не было исполнено государственной властью. К тому же последняя не получила от этой реформы большой пользы, так как огромная часть монастырских имений была роздана императрицей в дар ее фаворитам. Ясно, каким болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освещенные подвигами святых иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам - для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев в Сибири и других местах необъятной России. Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержания, иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу. Поэтому современники этого грустного явления в жизни Церкви не могли не протестовать. Самым резким был протест со стороны Арсения, митрополита Ростовского. Его личность вызывала и вызывает глубокое к себе уважение, так как он бесстрашно всегда защищал свое правое дело. Но незабвенным для Русской Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу этого печального события митрополит Арсений подавал в Синод один протест за другим. В неделю Православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему «обидчикам церквей и монастырей». Обо всех этих поступках митрополита Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде расследование дела о митрополите Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. Митрополит Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот». Екатерина повелела самому Синоду судить собрата.

2 . Ос о бенности «русского Просвещения»

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени.

По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудится, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде «Человек» И.П. Пнина (1773-1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, совершая которые человек преодолевает в себе раба.

Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведение людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783-1840) «Право естественное». Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как обсалютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.

Огромное место в трудах российских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей, - благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», - писал А.Ф. Бестужев (1761-1810), отец декабристов братьев Бестужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен тракт А.Ф. Бестужева «О воспитании», опубликованный в «Санкт-Петербургском журнале», который он издавал вместе с И.П. Пниным.

Филосовско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих нравственных проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Началу развития просветительства в России положил М.В. Ломоносов, стараниями которого был открыт университет в Москве.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русское литературе- в произведениях Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи - в полотнах Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого.

Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Радищев (1749-1802) в своих произведениях (ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву») отразил широкий круг идей русского просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

Крупнейший представитель русского просветительства - Н.И. Новиков (1744-1818), публицист, издатель сатирических журналов, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отрасли знаний.

Самодержавие жестоко расправлялось с просветителями. Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» была конфискована и запрещена (только в 1905 г. Вышло новое издание), а сам автор был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскую крепость и Новиков.

Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеями, явилось предпосылкой исключительной плодотворности из творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделение властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого заплатили.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века - Просвещения. Эстетическое новаторство столетия проявило себя не только в желании сломать или даже реконструировать традиционные формы, сколько в создании каких-то иных форм, существующих в обиход традиции и как бы независимо от нее.

3 . Ст или и направления в русской художественной культуре XVIII в .

Европейское искусство XVIII в. Соединяло в себе классицизм и романтизм. Романтизм, возникший а атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические формы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII в. Было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребности в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был, прежде всего сентиментализм, отразившей в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений.

В европейском искусстве XVIII в. Было еще одно направление - рококо. Для него характерны легкость, грациозность, изысканность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство.

Не случайно происхождение термина «рококо» возводят к французскому слову «ройкайль» (бриллиант и украшение из раковин), обозначавшему стиль украшение интерьера, основывающийся на S-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо стал ведущим направлением искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии.

Развитие европейского искусства XVIII в. Сложно и неравномерно. В Италии наивысшее достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве, и особенно, в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма. Молодой Гойя (1746-1828) в Испании всем своим творчеством продвигал романтизм нового столетия.

Ценнейшим наследием XVIII в. Явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научный дисциплины, развитие которой тесно связано с успехами философии.

4 . Ру сское искусство XVIII века

В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство - живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретное живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно впитывала западные традиции.

Наиболее известные художники Петровской эпохи - А. Матвеев (1701-1739) и И. Никитин (ок. 1690-1742) - основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве автопортрет - «Автопортрет с женой». Добивался в своих портретах передачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов И. Никитин. В портретах «Напольный гетман» и «Петр I на смертном ложе» он намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

Появление портрета в Петровскую эпоху было, по словам академика И.Э. Грабаря, «одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи».

К концу 20-х гг. наметился перелом к придворному направлению в живописи. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в творчестве лучших портретистов XVIII в. - Антропова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, скульпторов Шубина и Козловского.

Портреты А.П. Антропова (1716-1795) хотя еще и сохранили связь с парсуной, но отличаются правдивостью характеристики человеческой личности (портрет Петра III).

Тонкие по живописи и глубоко поэтичные портреты Ф. Рокотова (1735-17808) проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», «Портрет В.Е. Новосильцевой»).

Крупнейший портретист того времени Д.Т. Левицкой (1735-1822) создал великолепную серию парадных портретов - от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В его полотнах торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью, обаянием наполнены его женские портреты, особенно смолянок - воспитанниц Смольного института.

Творчество В.Л. Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа. Чудесен его лирический портрет очаровательной молодой женщины М.И. Лопухиной.

Известный скульптор Ф. Шубин (1740-1805), земляк М.В. Ломоносова, холмогорский крестьянин. В 19 лет талантливый юноша отправился в Петербург. Сначала он был истопником, а затем учеником Академии художеств, совершенствовал свое мастерство за границей. Шубин создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов - бюсты А.М. Голицына, М.Р. Паниной, И.Г. Орлова, М.В. Ломоносова.

Классическое направление представлял скульптор и рисовальщик М. Козловский (1753-1802). Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в скульптурной группе для каскада фонтанов в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» - аллегории, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его племянник А.В. Суворову (в образе Марса) в Петербурге.

Известный французский скульптор Э.М. Фальконе (1716-1791) приехал в Россию специально для сооружения памятника Петру I. Над памятником «Медный всадник» он работал 12 лет. Открытие памятника на Сенатской площади состоялось в 1782 г. В «медном всаднике» воплощен образ созидателя, преобразователя: кон, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника. Памятник стал символом города на Неве.

В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекцией мира - Эрмитаж. В его основе - приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров. В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера. Изобретательное искусство XVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления.

5 . Ру сская литература XVIII века

Успешно развивалось книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Ведение гражданской (в отличие от церковной) азбуки и гражданской печати способствовало увеличению здания светских, гражданских книг, в том числе учебников. Для народных училищ издавались Азбука, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтирь. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи еще были невелики.

Большая заслуга развития российского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н.И. Новикову (1747-1818). В его типографиях печаталось около одной трети издаваемых в последней четверти XVIII в. книг (приблизительно тысяча названий). Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», в которых выступал ярым противником крепостного права. Новиков - организатор библиотек и школ а Москве и книжных магазинов в 16 городах России. Издавал он и учебники. В1757 г. Была издана «Российская грамматика» М.В. Ломоносова, которая в качестве основного учебника заменила устаревшую «Грамматику» М. Смотрицкого.

С 1703 г. Стала выходить первая печатная газета «Ведомости», в которой публиковалась хроника внутренней и зарубежной жизни.

Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще был распространен церковнославянский язык.

Популярным были сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя А. Кантемира (1708-1744), одного из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Поэт-филолог В.К. Твардовский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый краткий способ к сложению российских стихов» он сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых русских комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин (1744/45-1792). Его комедии, сатирические изображавшие нравы дворянского сословия, изобличавшие крепостное право как корень зла всех бед в стране, положили начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.

Последняя четверть XVIII в., - время расцвета творчества поэта, государственного деятеля Г.Р. Державина (1743-1816). Представитель русского классицизма он утверждал в литературе начала реализма. Основной жанр его произведений - ода. В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Знаменитая ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти. В ней он показывает обзор идеального монаха и призывает «истину царям с улыбкой говорить». В своих стихах Державин смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой речи в русский язык.

В 80-90-е годы XVIII в. были опубликованы философские произведения русского мыслителя, писателя А.Н. Радищева (1749-1802). Одна «Вольность», повесть «Житие Ф.В. Ушакова» и главное произведение - «Путешествие из Петербурга в Москву» - пронизаны идеями русского Просвещения, обличением крепостничества и самодержавия, сочувственным изображением жизни народи. Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» была конфискована и до 1905 г. Распространялась в списках, автор был сослан в Сибирь.

Основоположником русского сентиментализма стал Н.М. Карамзин (1766-1826), достигший вершин сентиментализма в повести «Бедная Лиза». Автор «Писем русского путешественника». Основное сочинение Карамзина - «История государства Российского (в 12 томах) - новый этап в развитии русской исторической науки и вместе с тем образец русской прозы.

6 . Ру сский драматический театр

В XVIII в. продолжалось развитие театра. Повелению Петра в 1702 г. Был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве была выстроена «Комедиальная храмина», где давала спектакли немецкая труппу И.Х. Кунста, который потом обучал и «русских ребят». В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, и театр прекратил свое существование, так как прекратились субсидии Петра I.

В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I.

Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях.

Сначала 30-х гг. XVIII в.в Петербурге снова появился официальный театр. В 40-х гг. при Шляхетском кадетском корпусе был создан школьный театр, актерами в котором выступали учащиеся корпуса. Душой этого театра был А. Сумароков, который ставил там и русские пьесы. Именно там была поставлена первая русская трагедия «Хореев» написанная Сумароковым.

В середине XVIII в. во многих городах Российской империи выступали иностранные актерские труппы - французские, немецкие и др. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания.

В 1705 г. В Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Возглавлял театр первый известный русский актер Федор Волков (1729-1763). Царица Елизавета Петровна выписала Федора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 г. Театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 г. Указом царицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актером - Ф. Волков. Таким образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр.

В 1779 г. Был создан частый театр на Царицыном лугу, которым руководил известный русский актер И.Л. Дмитриевский (1734-1821). Он начал свою актерскую деятельность в театре Ф. Волкова в Ярославле, затем был актером Российского театра. Дмитриевский был также режиссером и педагогом, действительным членом Российской Академии. В его театре на Царицыном лугу впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина. В1783 г. По указу Екатерины II театр был закрыт.

В 1780 г. В Москве был открыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетные спектакли.

В концеXVIII в.возник крепостной театр - дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актрис Прасковьи Жемчуговой (1763-1803), Шлыковой-Гранатовой. В начале своей творческой деятельности крепостным был и известный русский драматический актер Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные группы. Для подготовки танцоров придворной балетной группы в 1738 г. Был утвержден проект «Собственной Ее Величества танцевальной школы».

Со вступлением на русский престол в 1741 г. Дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Со времени постановки отдельного балета «Победа Флоры над Бореем» приглашенным австрийским балетмейстером Гильфердингом в 1760 г. Сюжетный балет прочно утвердился в России. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

Наряду с иноземными танцорами прославились и русские артисты. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и Райков ставили в Москве комические балеты и дивертисменты. Ведущей московской танцовщицей была Арина Собакина.

7. Русское музыкаль ное искусство эпохи Просвещения

В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иогани Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер полифонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительны музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.

Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - оратории «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, а также огромные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

«Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна (1732-1709), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них - темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества «12 Лондонских симфоний», написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений, довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории - «Сотворение мира» и «Времена года», в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, сочинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца - скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С1781г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья - к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали 3 его симфонии (всего Моцартом было написано около50): «Ми бемоль мажор» - жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; «Соль минор» - глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремления; «До мажор», названная современниками «Юпитер», - обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства.

Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец», - говорил Людвиг Ван Бетховен (1770-1827), чье творчество принадлежит достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера «Фиделио» и увертюры «Эгмонт» и т.д. Завоевание свободы в результате упорной борьбы - вот главная идея его творчества.

Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный порой грубоватый юмор - все это может встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драмотические образы Четырнадцатой и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекли и камерные жанры. Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека.

Апофеоз его творчества - Девятая симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шиллеровской «Годы к радости», избранной гимном Европы.

Список используемой литературы

1. Культурологи: Учеб. Пособие для вузов. - А.Н. Марковой

2. История мировой культуры: А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова

3. История России А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2014

    Франция как гегемон духовной жизни Европы XVIII века. Хронологические и территориальные рамки эпохи Просвещения. Эволюция философских идей просветителей и их воплощение в изобразительном искусстве. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Культура периода петровских реформ. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века, включающие развитие общественной мысли, философии, литературы и художественной культуры и ее влияние на современную культуру. Исторический портрет Новикова Н.И.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Ознакомление с культурным наследием XVIII столетия. Рассмотрение главных ценностей эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства. Век великих открытий и великих заблуждений; культ природы.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Понятие эпохи Просвещения. Ее характерные особенности в экономической, социально-политической и духовной сферах. Культура эпохи просвещения, ее представители в литературе (Дени Дидро, Дж. Свифт, Д. Дефо). Сады и парки как ее воплощение в архитектуре.

    презентация , добавлен 07.06.2011

    Характерные черты эпохи Просвещения, отличительные черты ее развития в Англии, Франции и Германии. Философская мысль Просвещения. Стилевые и жанровые особенности архитектуры, живописи, музыки, литературы данного отрезка времени, его яркие представители.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2009

    Прогресс русской культуры, сопровождавшийся развитием просвещения, науки, литературы и искусства, в первой половине XIX века. Яркие представители культуры в данный период в сфере архитектуры, живописи, театра и музыки, а также русской журналистики.

    презентация , добавлен 03.12.2012

    Духовная культура Санкт-Петербурга эпохи Просвещения и ее особенности. Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга. Зарождение портретной и русской исторической живописи. Новые принципы застройки города, черты классицизма в архитектуре.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    Основные черты эпохи Просвещения, их отражение в развитии русской культуры. Этапы и жанры русской литературы. Развитие книгоиздания, противостояние общественной журналистики и государственной политики. Эволюция русского языка. Екатерина II как литератор.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2013

    Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества. Эстетика в различных формах Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением.

Презентация на тему: Русская художественная культура эпохи просвещения














1 из 13

Презентация на тему: Русская художественная культура эпохи просвещения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник Пушкин выразил в этих строках самую суть характера царя-реформатора Петра 1. За какое бы дело Петр не брался, он вникал во все его тонкости: собственноручно редактировал газеты и переводы книг, открывал школы, библиотеки и музеи, распределял дворян по учебным заведениям. Пётр был чрезвычайно любознателен. В первоё своей заграничной поездке в 1697 году -1698 г. в составе (великого посольства), он сумел увидеть многое. В Голландии побывал в музеях, в госпиталях, воспитательных домах, театрах. За границей Пётр начал собирать произведения искусства и разнообразные раритеты. Петра интересовали способы бальзамирования тела, он принимал участие в операциях по вскрытию трупов. Однажды заметив, что его русские спутники с брезгливостью наблюдают за этим, он заставил их разрывать зубами мускулы и сухожилия тела. Увидев работу гравера, царь засел за медную доску и выгравировал картину, изображающую торжество христианства над исламом. Известны и скульптурные, и архитектурные работы Петра.

№ слайда 3

Описание слайда:

С большим уважением относился Пётр к знаниям и знающим людям, сам всю жизнь учился и требовал этого от других. Не получив систематического образования, он тем не менее хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, говорил по-голландски, понимал французский, немецкие языки. По некоторым сведениям, царь в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. В быту Пётр любил простоту и естественность. Нередко его можно было увидеть в штопанных чулках и стоптанных башмаках. Даже хорошего экипажа не было у царя. В случае надобности он брал его у Известного щеголя Москвы Сената Ягужинского. Не было у Петра и роскошных дворцов. Придворные торжества приходилось устраивать во дворце его любимца Меньшикова.

№ слайда 4

Описание слайда:

День рождения российской прессы. В конце 1702 или начале 1703 года произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел 1 номер первой русской печатной газеты «Ведомости». Правда, газета часто меняло своё название. Еще в 17 веке в Кремле выходила газета «Куранты». Однако она была рукописной, издавалась в одном экземпляре и предназначалась для узкого круга читателей - царя и его придворных. К тому же материалом для «Курантов» служит в основном извлечение из иностранных газет, переведенные на русский язык. Поначалу «Ведомости» печатали в Москве. Первая русская газета внешне мало походила на современную. Выходили «Ведомости» не регулярно: от 1 до 70 номеров в год. В 1708-1710г. в России перешли на новый шрифт - гражданский, который с некоторыми изменениями используется по сей день. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Изменившиеся графика начертания букв сделала их проще и понятнее.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Первый музей. При Петре появился и первый музей – Кунсткамера, основанная в том же году, что и публичная библиотека. Её экспонатами служили поначалу древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничных путешествий. В Данциге приобрел коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же у знаменитого доктора Рюйша, Петр купил уникальную анатомическую коллекцию заспиртованных человеческих уродцев. Собрание Кунсткамеры пополнялось также отечественными редкостями. Кунсткамера впервые была открыта для посетителей в 1719 г. Находится музей в высокой башне, где размещалась одна из первых обсерваторий в России.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Первая академия В 1721 году Петр подписал указ о создании отечественной академии. Открылась российская академия после смерти Петра, которая объединяла научно-иссследовательские подразделения и учебно-педагогические – университет и гимназию и находилась академия на содержании государства. Создание академии положило начало не только науке но и высшему образованию в России. Образование Петр ставил во главу угла всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы: навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Обучение в школах давалось нелегко. Учебный день длился 8-9 часов, каникулы были непродолжительными – рождественские праздники зимой и один месяц летом. Учились по 10 лет. Применяли жестокие наказания: за пропуск занятий – розги, за воровство, пьянство, побег – арест, отправка на каторгу.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Перемены в быту. Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание. Энциклопедией культурного поведения стала книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Составитель этой книги неизвестен, он извлек из иностранных источников всё, что считал ценным и полезным для русских читателей. С начала 18 века много изменилось и в устной, и в письменной русской речи. Появилось обращение на «Вы», «милостивый государь» «господин мой». В царствование Петра1 вошел в обиход новый юлианский календарь. Летоисчисление стало вестись не от сотворения мира, а от Рождества Христова. По-новому стало исчисляться время суток. Раньше было принято делить сутки на дневные и ночные часы: после восхода солнца начинался отсчет дневного времени, после захода солнца точно так же отсчитывали вечернее время. Были устроены часы: куранты на Спасской башне Кремля в 17 веке. В сутках количество часов стало 24. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру. Образование, наука, просвещение, искусство, быт развивались на протяжении 18-19вв. под знаком преобразований, начатых Петром1.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Человек и культура нового времени. В культуре нового времени главенствует человек. В архитектуре главным сооружением стал дом, дворец – жилище человека, в живописи «царит» портрет, писателя интересуют в первую очередь человек. Особенно это проявилось в литературе. Большой популярностью пользовались небольшие приключенческие повести: «История о российском дворянине Фроле Скобееве», «История о храбром российском кавалере Александре» и другие. Повести отражают свою эпоху и ее героев, которые совершили невероятные подвиги, построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию, флот, Разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю. Эти люди описаны в литературе, лица многих из них можно увидеть на старинных портретах.

№ слайда 13

Описание слайда:

Цель: Сформировать представление об особенностях русской культуры, выраженной в памятниках искусства этой эпохи.
План:
1.Особенности искусства русского Просвещения.
2.Петербург - столица новой России.

В культуре русского Просвещения происходит рождение светского искусства России, причем во всем многообразии его видов и жанров. Еще в конце XVII века нельзя было и помышлять о скульптурном и живописном портретах реально живущих людей, театральных постановках и светской литературе. В сфере художественной культуры осуществляется столь же радикальная и широкомасштабная реформа, как и во всей культуре России этого периода.

Реформу стихосложения предпринимают В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. А. П. Сумароков закладывает русскую драматургию нового типа. Возникает новый русский театр, пример тому театр Ф. Волкова. Формирование национальной скульптуры и архитектуры происходит на основе западного опыта.

  • Таким преобразованиям способствовало развитие русского, нарышкинского барокко, сыгравшего объединяющая роль уже в культуре XVII века. Развивается архитектура русского классицизма как реализация задачи создания целостного пространственного эквивалента Российской империи. Начинается градостроительство на новых принципах программного европеизма, ансамблевости и вписанность в окружающую среду. Начинается формирование городской культуры России нового времени.

    Наконец, Петром закладывается Петербург как столица России нового времени, город открытого типа, для которого характерна регулярность планировки, торжественность и праздничность пространства, определяемого новой официальной культурой, масштабность проспектов, переходящих в безграничность дорог России. Складываются доминанты новорусского города. Осуществляется перестройка Москвы и других городов в эпоху русского Просвещения.
    Особое место занимает русская живопись в культуре Просвещения: происходит стремительное изменение содержания и языка в течение XVIII века. На семинаре, предусмотренном по этой теме, необходимо проследить эволюция портрета как выражение роста личностного самосознания в работах Никитина, Левицкого, Рокотова, Боровиковского.
    Таким образом, осуществляется формирование целостной светской художественной культуры России в эпоху Просвещения.
    Контрольные вопросы:

    1. Чем отличается светское искусство от религиозного?
    2. Какие новые виды искусства появляются в России XVIII века?
    3. Каковы признаки Петербурга как новоевропейской столицы России?
    Литература:
    Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп., М.: Юрайт, 2010. (см XVIII в.)
    Каган М. С. Град Петров. Петрополис, СПБ, 2001.
    Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. Спб. 2002, ст. Ломоносов и некоторые вопросы своеобразия русской культуры XVIII века, В перспективе Французской революции. Руссо и русская культура XVIII начала XIX века.
    Русская литература XVIII века. Хрестоматия. /Сост. В. А. Западов. М., 1979, Ст. Тредиаковский В. К. Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии, Эпистола от Российской поэзии к Аполлину; Ломоносов М. В. Письмо о правилах Российского стихотворства; Херасков М. М. Рассуждение о российском стихотворстве.


  •