Кто построил тадж махал в индии. Тадж Махал - величайший памятник любви

Хотя некоторые из рыболовов или заинтересованных граждан от рыболовно-туристического бизнеса и высказывают мнение, что, мол, Нижняя Волга всем давным-давно надоела, и ничего нового, а, тем более, интересного — там нет.

Но, тем не менее, огромное количество отечественных и даже зарубежных любителей рыбалки с ними не согласны. Очень и очень много людей с марта по ноябрь стремятся попасть на рыбалку в дельту Волги.

Однажды мы отправились в те края чуточку раньше массового наплыва рыболовов (в конце марта), прекрасно половили — тихо, спокойно, без лишнего шума и гама.

Зато обратно возвращались как раз тогда, когда большая часть желающих порыбачить в низовьях только еще выдвигались к заветным местам. Так, за 20 минут езды нам навстречу проехало 12 машин — и только одна из них была с местными номерами. На номерных знаках остальных наблюдались цифры, относящиеся к Москве, Подмосковью, Питеру, Туле и даже Белоруссии. Забитые доверху вещами и снастями, они не давали повода сомневаться о целях поездки их пассажиров. К тому же у семи автомобилей сзади наблюдались прицепы с катерами, а это, как вы понимаете, не чтобы огороды пахать. В общем, нравится это кому-то или нет, но Астраханская область — самый популярный в рыболовной среде регион.

А кто не привык верить на слово, может отправиться туда в августе и, проходя на моторе вдоль берегов Ахтубы, попытаться посчитать число палаток. Я уверен, без вспомогательных инструментов это будет непросто.

На мой взгляд, гражданам, так или иначе относящимся к рыболовному бизнесу, давно пора поклониться до земли Волге-матушке за то, что она есть, и в ней пока еще достаточно много рыбы. А значит — будут люди ездить на рыбалку, и будут покупать лески, катушки, крючки, лодки, моторы и прочую рыболовную атрибутику. И читать книги и смотреть фильмы данной направленности.

В свою очередь, местным астраханским чиновникам было бы неплохо пойти навстречу многочисленным туристами — и начать предпринимать шаги, направленные на сохранение рыбных запасов региона. Чтобы продолжали рыбаки ездить ловить рыбу, а попутно тратить деньги в местных магазинах, на базах, заправках и так далее. Чтобы местные жители, чьи интересы эти самые чиновники призваны защищать, продолжали зарабатывать.

Недурно было бы ввести и какие-нибудь единые для всех правила рыболовства и пользования природными ресурсами области, и чтобы приезжающие знали свои права и обязанности. Возможно, лицензия на рыбалку единого образца — это выход.

А то каждый раз все какие-то "новости" узнаешь — то щуку ловить нельзя, то рыбу на берегу чистить, а рубить деревья и оставлять кучи мусора — вроде бы и можно, потому как никто не ругает.

Но пока остается уповать на сознательность приезжающих, надеясь, что места, о которых я хочу рассказать, не покроются мусором, а подводные обитатели не будут бессмысленно истреблены.

Ступино

Ступино — это населенный пункт, расположенный по правому берегу Волги совсем недалеко от Волгограда. Что касается расстояния от Москвы, то оно тоже сравнительно небольшое. Настолько небольшое, что если в апреле-месяце выехать из Москвы за час до рассвета, то, при отсутствии ЧП на дороге, к моменту заката солнца можно успеть поставить палатку или расположиться на туристической базе под названием "Ступинская". К сожалению, лодок на этой базе не дают, но зато ночлег крайне недорогой по нынешним временам — 350 рублей с человека. А лодку, в конце концов, можно привезти и с собой, что, в общем-то, и делают многочисленные волгоградские рыболовы.

Что кается нашей компании, то бывали здесь и "приятные" моменты — например, когда автомобиль немецкого производства — точно так же, как его гусеничные воинственные предки оказался в плену российских дорог, обильно смоченных многодневными ливнями. На помощь нам тогда, слава Богу, пришел базовский УАЗ и дотянул до "Ступинской", где ждали теплый номер и умывальник. Страшно подумать, но тогда это был предел мечтаний. Еще как вариант: на базе можно оставить машину, сложить вещи в лодку — и вперед, выбирать наиболее интересное из труднодоступных мест для лагеря. Хотя Ступино и находится недалеко от Волгограда, но все ж это уже Астраханская область и, значит, сезонных ограничений на ловлю спиннингом нет, и это большой и жирный плюс.

Если рассматривать весну и начало лета, то основная масса рыболовов — волгоградцы. В выходные дни их бывает много, но если вы подгадаете свою поездку на буднях, то вполне вероятно, что на воде никого не встретите.

В самые популярные летние месяцы народу, конечно, полным-полно, но, тем не менее — это не то количество, как, скажем, на той же Ахтубе в разгар сезона.

В населенном пункте Ступино имеются несколько магазинов и медпункт. Так что, коль вы не большой гурман — не стоит тащить с собой из дома большое количество продуктов. Да и в случае чего можно договориться — и заморозить немного рыбки.

Что касается заправки топливом лодочных моторов, то с этим особых проблем тоже не наблюдается, и если вы вдруг исчерпали свои запасы топлива, то особенно не отчаивайтесь: в 10 км в сторону Астрахани имеется лукойловская заправка, отпускающая бензин удовлетворительного качества — во всяком случае, наш 15-сильный мотор YAMAHA заглатывал его без видимых проблем.

Что же до рыбалки, то места здесь разнообразные и интересные, сохраняющие возможность укрыться и половить рыбу даже в самых непростых погодных условиях.

Знакомимся ближе

Наверное, можно по праву считать правилом, что впадение притоков является перспективным с точки зрения рыбалки местом. Вот и впадение Вязовки в Волгу не является исключением. Место это до чрезвычайности интересное (рис. 1). Конечно, поведение обитателей здесь, а, следовательно, и некоторые нюансы при ловле могут меняться в зависимости от сезона, но основные точки, как правило, остаются неизменными. Чаще и лучше работает внешняя сторона косы (на рисунке 1 показана черными точками). Если вы всем другим способам ловли предпочитаете спиннинг, то обязательно обловите этот участок.

Вверх по Вязовке есть еще несколько перспективных мест. Поднимаясь по течению, справа вы увидите два мини-заливчика. Первый можно пропустить, а вот на втором стоит задержаться. В этом месте практически под самый берег подходит двадцатиметровая яма. На ее свалах неплохо ловятся судак и берш. Перепутать заливчики сложно, т.к. левый мыс перспективного — ярко выраженный обрыв с коряжками. Выше еще достаточно мест, и они тоже рабочие, да и наверняка вы сами найдете еще и еще точки, которые я пропустил, но разговор о Вязовке хочется продолжить в свете рассмотрения мощного места, расположенного несколькими километрами выше стрелки.

Взглянув на рисунок 2, вы без труда поймете, почему я употребил именно это слово. Если сравнивать протоки с автомобильными дорогами, то эта точка похожа на перекресток с круговым движением. Интересный для рыбы и, как следствие, для рыболовов рельеф образовался ввиду слияния двух достаточно могучих потоков. Соединяются они в районе мыса острова Спорный (место А), где образуют шикарный рельеф дна с многочисленными перепадами глубин, в которых любит укрываться хищник. В районе правого окончания острова Спорный образовавшиеся завихрения соприкасаются с участком стоячей воды, коим является так называемый "Вязовский затон" (место Б). Здесь тоже стоит попробовать.

Надо сказать, что сам Вязовский затон — место достаточно любопытное, и пусть Великую Маму там поймать проблематично, а вот поэкспериментировать со всякого рода блеснами, воблерами и поверхностными приманками бывает интересно.

Далее объединенные потоки ударяют в правый берег — и образуют яму с мощным течением. По низкому уровню воды глубина в ней составляет 17 м, и, соответственно, при повышении уровня глубина изменяется (место В).

Но, на мой взгляд, самое интересное место — обширный участок с обратным течением в районе левого берега (место Г). Очень часто в этой обратке отстаивается различная белая рыба, а к ней подтягивается и хищник. Бывает — крупный, и много.

Но давайте снова вернемся к рисунку 1. Если посмотреть выше по течению Волги, то мы увидим остров, не обозначенный на некоторых картах, но он — есть, и стремительно разрастается — и вполне вероятно, что пролива, сквозь который пробиваются потоки волжской воды, обозначенные на рисунке стрелочками, в скором будущем попросту не останется — его вполне может занести песком. Но пока он есть, и рыба там держится. Просочившись сквозь пролив, потоки воды ударяются в берег и расходятся в разные стороны — именно так, как показано на рисунке 1. Разумеется, под берегом образовалась яма. Не слишком глубокая, но очень рельефистая. Серьезные перепады глубин — обычное дело для здешних мест, хищник их очень любит. В начале сезона тут весьма неплохо можно выступить по судаку. Левее впадает Роговка — протока, мало чем интересная с точки зрения ловли серьезной рыбы. Единственное, чем она примечательна, так что по ней, если сильно захотеть, можно попасть на Ахтубу.

Правее от пролива — участок с замечательным рельефом и очень слабым течением. Поймать можно что угодно — судака, сазана, леща и так далее.

Проще говоря, весь обозначенный на карте участок — отличное место для рыбалки, и в нем в большинстве случаев можно укрыться от ветра. Разумеется, если вы поставили палатку непосредственно там, то можете считать себя "в шоколаде", но коль вы выдвигаетесь со ступинского берега, то тщательнее рассчитывайте свои силы: если дует сильный ветер, то на стрелке Волги и Вязовки гуляет нешуточная волна.

Кажется, что надо проплыть-то всего ничего, но иной раз это сделать бывает непросто. Поверьте, я знаю, о чем говорю — есть определенный опыт. И именно благодаря ему теперь я в курсе, что современная лодка из ПХВ, даже наполненная водой, сохраняет приемлемую плавучесть.

Следующее глобальное место, на которое обязательно стоит обратить внимание, находится буквально в нескольких километрах ниже стрелки Волги и Вязовки. Основная достопримечательность — это то, что в данном районе берет свое начало протока под названием Затон. Именно берет начало, а не впадает: волжские потоки туда заворачивают — и по ней, так же как и по Роговке, можно пройти на Ахтубу. Но о Затоне чуть позже, сначала рассмотрим прилегающие участки (рис. 3).

По пути к Затону с левого берега наблюдается затяжная отмель с торчащими из воды корягами и прочим опасным для судоходства вещами, поэтому, особенно не мудрствуя, могу порекомендовать двигаться вдоль судового хода, вплоть до изгиба реки. В этом месте поток раздваивается — один идет дальше, а другой сворачивает к берегу — огибает отмель и ударяет в обрывистый берег, где образует яму (место А) глубиной 13-14 м (величины могут меняться в зависимости от сезона). Сама яма и выходы из нее очень интересны. Здесь практически всегда держится судак, берш и прочая хищная рыба. Она прекрасно берет на джиг, а местные, не без успеха, ловят в отвес на тяжелые блесны. Из "мирной" же рыбы случается лещ, синец, густера или чехонь.

Эту протоку также можно считать спасительным укрытием от непогоды (сильного ветра). И поверьте, там есть чем заняться кроме чаепития в спокойной обстановке. Практически сразу по правому берегу располагается локальная ямка (место Б), глубиной 7 м; в числе возможных трофеев — щука, судак, сазан.

Чуть дальше по левому берегу расположена еще одна яма (место В). Глубина в ней — 8-10 м, иногда ямка бывает просто набита щукой. Однажды она нас очень выручила. Тогда несколько дней мы с друзьями бороздили волжские просторы — и не скажу, чтобы совсем безуспешно, но хорошего было мало. А потом, вдобавок ко всему, погода стала портиться — ветер, дождь и прочее безобразие. Утром еще ничего, а днем на Волге просто не устоять. В связи с чем мы и приняли единственное правильное в той ситуации решение — и перенесли дневную рыбалку в протоку. Вода на тот момент была очень низкая, и перспективнее всего было сконцентрировать внимание на наиболее глубоких участках, что мы, собственно говоря, и сделали. И надо признать, не ошиблись: щука порадовала сумасшедшими по силе и агрессивности поклевками. В сравнении с предыдущими днями было такое чувство, что мы рыбачим на другой планете. Конечно, теперь мы питаем к этой протоке очень теплые чувства.

Немногим ниже входа в протоку располагается обширная отмель (место Г). В зависимости от уровня воды некоторая ее часть может становиться песчаным островом. На большинстве карт остров тот не обозначается, но сам он чаще виден, чем наоборот. Но не данный факт основная прелесть этого места — набольший интерес представляет 17-метровая яма, примыкающая к отмели. Шикарный рельеф с интересными перепадами, коряжник — в общем, есть все, что сопутствует наличию рыбы. В числе возможных трофеев — щука, судак, берш, сазан, лещ, сом и даже стерлядь.

Но стерлядь входит в число запрещенных к вылову рыб — и в случае "несанкционированной" поимки ее следует отпускать, что мы неоднократно и делали, дабы избежать проблем с рыбоохранными органами, а вот сом — довольно-таки стабильный трофей.

Ловили его на джиг, на "дорожку" и в отвес. Много всяких историй можно вспомнить, а одна из них — просто поучительная, и как ничто напоминает о необходимости ремкомплекта при плавании на резиновой (или ПВХ) лодке. Дело было весной, можно даже сказать — ранней. Москвичей кроме нас еще не было, а вот жителей Волгограда было предостаточно. Кто в заброс ловил, кто на "дорожку", но ни у них, ни у нас дело особо не клеилось. Наверное, рано еще было. И тут вдруг у меня садится сом — небольшой, но приятный такой подарок. Вытащить-то мы его вытащили, но то ли я так азартно вываживал, что мой легкий мандраж передался и напарнику, то ли еще что, но факт в том, что мой товарищ затянул сома в лодку из ПВХ, не вытащив из рыбы крючок. Сом хоть и казался поверженным, но шанса отомстить не упустил. Пара поворотов головы — и борт лодки жестоко порван. Пока плыли до берега, товарищ закрывал пробоину рукой, а я думал о ремкомплекте, оставшемся в машине, и своих прошлых манипуляциях на тему заклейки, с использованием струбцин и прочих атрибутов. Эх, вряд ли мы их сейчас найдем на песчаном волжском берегу, а до машины — не один километр. Дополнительную грусть навевала запомнившаяся фраза из инструкции по ремонту — "плотно прижать на 10 часов". Десять часов! А что, собственно, делать эти десять часов? Не в куличики же играть!

Но, к счастью, нашелся тюбик клея "Уран", он хоть и тоже требует плотного прижатия склеиваемых поверхностей, но с нашей проблемой справился в считанные минуты. И на удивление здорово. А, может, оно и к лучшему, что ремкомплект остался в машине?

В качестве заплатки выступил кусок от голенища болотных сапог фирмы "Риза", принадлежащих одному из виновников происшествия… Короче говоря, огромная благодарность производителям клея и сапог.

Раз уж мы подошли к обсуждению личного опыта, то могу порекомендовать еще кое-что.

Граждане спиннингисты, не стоит бояться больших грузов, на таком сильном течении вес приманки может сыграть немаловажную роль. Довольно часто можно услышать: да куда его, такой большой? Да туда, его, родимого — в воду!

Даже если вы ловите некрупного судака, не исключайте возможность поимки настоящего трофея. Совсем неплохо, если у ваших снастей будет запас прочности — мало ли что случится… Используйте хорошую "плетенку", качественные крючки, ну и, конечно, прочное удилище. А то приятная неожиданность очень быстро может превратиться в глубокое разочарование. Я много видел людей, приезжающих на Волгу с не самыми подходящими снастями. На вопрос, как собираются ловить, они обычно отвечают: "А нам сома не надо, мы, дескать, от других вещей удовольствие испытываем". Но, вы знаете, ни один из них впоследствии почему-то не радовался порванной леске и поломанному удилищу.

В продолжение темы крупной рыбы могу сказать, что трофей не всегда стоит на большой глубине. Абсолютно не требуется искать сома только в самом глубоком месте, нужно чаще смещаться, облавливать разные горизонты, пробовать различные приманки и проводки. В месте, что я описал последним, достаточно часто бывало, когда недурственные сомы хватали приманку практически на самой вершине свала.

И в заключение хочется пожелать всем успехов — и поблагодарить Сергея Савина за помощь в написании этой статьи.

К. Шорин

"Спортивное рыболовство № 05 — 2006г."

Внимание!

В качестве исходного материала использована статья с сайта "Калининградский рыболовный клуб "


Все знают, что Волга впадает в Каспийское море. Знают ведь?
Конечно знают. Выражение "Волга впадает в Каспийское море" используется как обозначение чего-то безнадежно очевидного.

Так вот, нас всю жизнь обманывали - Волга НЕ впадает в Каспийское море.
Волга заканчивается примерно в 15-20 км вниз по течению за Астраханью, а дальше начинаются многочисленные протоки, каждый из которых имеет свое название и статус.
Именно они и впадают в Каспийское море, но совсем не Волга.

Можно, конечно, сказать, что здесь имеется в виду, что воды Волги впадают в Каспийское море, но по такой логике и Москва-река впадает в Каспийское море.

В общем вот так вот и подрываются незыблемые авторитеты.
А особенно если учесть, что Каспийское море это совсем и не море, а озеро.

Занесла меня нелегкая на волжские низовья, куда массово ездят суровые мужики ловить рыбу, стрелять уток и жрать водку.

Сперва в село Береговое, что в Володарском районе, а потом на яхте на проток Вертячка, что в Камызякском районе, мимо деревень Лебяжье и Жанааул

Береговое

Милейшая нижневолжская пастораль

Парнокопытные пасутся

И не пасутся

То, что в Астраханской области называется ерик (а в Волгоградской балкой) - проток в степных холмах, который по весне наполняется водой, а после вновь высыхает

Деревьев немного, и только недалеко от воды, но зато те, что есть - исключительно могучи

Меня всегда и везде преследует одна и та же мысль - надо же, везде живут люди. Многие из них тут родились и выросли

Всегда интересно примерить на себя

Ладно, настала пора настоящих мужских дел.
Закупившись ящиками пузырей наша доблестная команда загрузилась на яхту и отправилась на ночную попойку рыбалку.

Яхта, кстати, полностью самодельная - склепана ручками-ручками силами двумя человек

В отличие от иных судоходных регионов на нижней Волге не принято показывать проезжающим посудинам факи и жопы - обычно все приветливо машут, ожидая получить приветственный гудок в ответ

За бортом проплывает астраханский индастриал, со стороны воды выглядящий еще более внушительно

Энтузиасты высаживают вдоль волжских берегов лотосы

Отцвели уже, а когда цветут - красота и аромат невозможные

Железнодорожный мост с подъемной секцией - для высоких танкеров

Таких вот например

Иранцы

Вьются чайки, оглушительно гогоча и вновь изумляя меня умением зависать в воздухе на одном месте как вертолет

Ваш покорный слуга и гроза бухгалтерских фронтов Андрюхо изображают Титаник

Я, соответственно, Ди Каприо)

Нашу жизнь и покой на водах неусыпно охраняют

На борту постепенно образовалось застолье.
Ну, а как ему не образоваться, если по волжским судоходным традициям принято за каждый пройденный мост хлопать по стопке

В последнее время астраханские фетиши сдают позиции - астраханские арбузы исчезают как сорт - выращивать невыгодно, узбекские сорта гораздо неприхотливее.
Икру достать сложно.
Покупая нелегально всегда имеешь большой шанс, что продавец с подошедшим вследствие пентом в сговоре - с тебя выманят немало денег взятки, икру изымут и пустят на продажу до следующего покупателя.
Вывозить икру из региона нельзя.
Покупная, акцизная - по московским ценам, смысла брать нет.
Самое лучшее гонится на экспорт.

Забавно как многие астраханцы дополнительно готовят икру, утверждая что в натуральном виде она не поедается - заливают маслом, посыпают луком. Масло потом сливается, оставшееся поедается ложкой.

Самое крутое место на яхте - над мотором, на пристройке которая вровень с рассекаемой водой

Прибыли на место. Вертячка, проток.
Тишина.

Расставили сети и удочки для завтрака

Над волжскими низовьями встало утро.
У меня лютый страх к 1 сентября - напугали на всю жизнь, но тут было самое лучшее первое сентября в моей жизни

Вышел встревоженный на палубу

Огляделся.
Фуух, не видать нигде линеечек, детишков в ряд, визгливых голосков, матюгальник не слыхать, стишков никто не декламирует

Ну что, сети сняли, удочки вытянули, опохмелились - можно и обратно.
Таки путь неблизкий, идти против течения, средняя скорость 20 км - пять часов до Астрахани

На берегах протоков, на рыбном раздолье, поколениями испокон веков живут рыбаки

В основном ойрат-калмыки

Волга река бурная.
В полноводье множество прибрежных участком скрываются под водой

Многие живут исключительно судоходством

А многие уже отходили свое

Военные

Чайки кучкуются по песчаным косам

Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:

Этот грандиозный мавзолей называют памятником бессмертной любви, и на протяжении многих веков всех волнует его романтическая история создания. Тадж-Махал, признанный одним из семи новых чудес света, с 1983 года находится под защитой ЮНЕСКО. Самое знаменитое Индии, не имеющее аналогов во всем мире, характеризует собой целую эпоху правления императора.

Выраженные в камне грусть и нежность заставляют всех путешественников остановиться в восхищении перед величественным шедевром искусства, повествующим об удивительной любви.

История создания

Тадж-Махал - это беломраморный мавзолей, расположенный в городе Агра. Он был возведен по приказу внука правителя страны Шах Джахана, мечтавшего выполнить волю умершей при родах жены.

Их все испытания, в том числе и вечностью. Удивительно, что в исторических хрониках зафиксированы нежные и романтические отношения правителя и его супруги, которую император нежно называл Тадж-Махал, что в переводе означает «гордость дворца». Для мусульман это большая редкость, ведь сильная любовь чаще всего проявляется у них к Богу и родине, но не к женщине.

Древние предания

Красивое предание гласит, что после трагической смерти любимой император не выходил из покоев неделю, а когда подданные увидели своего повелителя, то не узнали его: он постарел на несколько лет и стал седым. Шах Джахан отказался от трона, предавшись сильной скорби по ушедшей навсегда жене.

Правда, есть и не столь романтическая версия, рассказывающая о том, что правителя сверг собственный сын, объясняя свое поведение тем, что грандиозные проекты отца разоряют страну. Но это уже не очень важно для потомков, ведь ценность известного на весь мир памятника от этого не умаляется.

Выполненная клятва

Шах Джахан помнил, как мать его детей попросила однажды возвести красивый дворец. Обезумевший от горя правитель поклялся построить самую роскошную усыпальницу в мире. В память о жене и началось масштабное строительство величественного сооружения.

Так, благодаря официальным записям, сделанным подданными мусульманского короля, нам стала известна официальная история создания. Тадж-Махал считается одной из самых дорогих в мире построек, на которую были потрачены огромные средства.

Остаток жизни, проведенный в темнице

Ходит еще одна легенда о желании императора возвести второе аналогичное сооружение, однако он не успел этого сделать. И все, что ему оставалось после того, как его сверг собственный сын, - до конца своей жизни тоскливо смотреть из маленького окошка темницы на каменное произведение искусства, ставшее усыпальницей ушедшей жены.

Шедевр мирового искусства

Возводиться Тадж-Махал, фото которого лишь в малой мере передает величие и масштаб произведения мирового искусства, начал в 1632 году. Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ.

Приглянувшийся участок земли, на котором возвели роскошный дворец, не принадлежал императору, но он выменял его у подданного для построения памятника своей любви. Строители заполнили глубокие колодцы специальным раствором и камнями, чтобы обезопасить сооружение от его обрушения из-за близости грунтовых вод, и подняли фундамент на 50 метров. В основание были положены мраморные блоки для особой надежности.

Многолетнее строительство

Больше 12 лет шло поэтапное строительство Тадж-Махала в городе Агра (Индия). Специально для облицовки мавзолея привозили на слонах чистейший мрамор из одной провинции империи, а возведение других сооружений из него было строжайше запрещено.

Чтобы прокормить рабочих, без устали строивших день и ночь роскошный памятник, им привозили зерно, предназначавшееся для отправки в провинции, и в стране начался страшный голод, который привел к нестабильной финансовой ситуации.

Визуальные эффекты

Интересно, что Тадж-Махал, фото которого вызывает чувство восхищения даже у самого равнодушного к архитектуре человека, проектировался с учетом оптических иллюзий, весьма необычных для того времени.

Чтобы попасть во дворец, сперва надо пройти арку, ведущую к достоянию мировой культуры. И здесь возникает интересный визуальный эффект: по мере приближения к ней здание как будто удаляется. То же самое происходит при выходе из арки, когда кажется, что Тадж-Махал неведомым образом становится намного ближе, чем раньше.

Еще одна оптическая иллюзия, которая вводит в заблуждение посетителей: им кажется, что расположенные рядом с мавзолеем минареты возведены параллельно. На самом деле они немного отклоняются в стороны, и такой проект был оправдан защитой дворца в случае землетрясений. Огромные башни не повредили бы мавзолей, а упали рядом с ним. Удивительно, но сейсмически опасное место избежало катаклизмов.

Гробницы под мавзолеем

В Коране есть строки о том, что покой умершего человека нарушать нельзя. Под главным куполом мавзолея расположена гробница, на самом деле таковой не являющаяся. Боявшийся, что кто-нибудь посмеет потревожить его любимую жену, император повелел похоронить ее в секретном зале, расположенном под уникальным шедевром. После смерти Шах Джахана его останки обрели приют рядом с супругой.

Шкатулка для драгоценностей

Удивительно красив изнутри объединяющий несколько архитектурных стилей индийский Тадж-Махал. Отделка стен роскошных залов выполнена по итальянским технологиям. Красочные узоры из самоцветов делают мавзолей настоящей сокровищницей, хранящей драгоценности. Камни доставлялись из самых разных уголков страны, и даже в Россию приезжали послы для приобретения ценящегося в стране малахита.

Делящийся на две части дворец

Построенный в соответствии с представлениями ислама о загробной жизни знаменитый мавзолей Тадж-Махал делится на две части. Четыре двора караван-сарая и базарные улицы относятся к земному существованию, а сам мавзолей и райский сад - к потустороннему. Кстати, весь полученный доход от торговли шел на поддержание дворца.

Считается, что арка перед мавзолеем и красивый пруд, проложенный посредине главной дорожки, олицетворяют переход человека в иной мир.

Кто автор шедевра?

Исследователи не могут точно назвать имена архитекторов удивительного шедевра. Точно установлено, что иностранцы не принимали участие в проектировании мавзолея. А некоторые специалисты уверены, что сам правитель выступил в роли главного автора, ведь он славился образованностью и чувством стиля.

Архитектура мавзолея выражает основные принципы эпохи: строгие линии и симметричная планировка делают земное здание подобием райского дворца.

Величественный комплекс

Сам комплекс состоит из усыпальницы, зеркально расположенных четырех сторожевых башен - минаретов, с верхушек которых звонили, объявляя о начале молитв. По бокам от мавзолея находятся две мечети, выполненные из спрессованного песка. А большую часть территории памятника искусства занимает изумительный парк с водоемом, в котором отражается совершенный образец искусства. В конце зеленого коридора посетителей встречает роскошный Тадж-Махал.

Цветовое решение

Обращает на себя внимание и цветовое оформление жемчужины Относящиеся к земной жизни строения выполнены из огненно-красного песчаника, а белоснежные мавзолея символизируют веру в жизнь после смерти.

Интересно наблюдать за игрой света, когда солнечные лучи на рассвете или закате окрашивают стены в нежные цвета.

Современные проблемы

Тысячи туристов, для которых шедевральное произведение является символом Индии, посещают Тадж-Махал. Страна гордится национальным достоянием, а местные власти весьма озабочены сохранностью достопримечательности для потомков. К сожалению, архитектурный памятник с огромной историей оседает и покрывается трещинами.

Бывшая столица империи Моголов Агра (Индия) - густонаселенный город с плохой экологической ситуацией. Загрязненный воздух становится причиной желтизны мрамора, и периодически, чтобы улучшить внешний вид здания, его натирают белой глиной. Кроме того, облицовка страдает и от селящихся под куполом голубей.

Перед входом всех посетителей тщательно досматривают. Запрещено проносить в мавзолей зажигалки, сигареты, пищу, мобильные телефоны и даже жевательные резинки. Поэтому эти вещи с собой брать не рекомендуется.

По пятницам вход туристам в Тадж-Махал запрещен, так как в находящуюся рядом мечеть в Агре собираются для совершения молитв мусульмане.

Символ бессмертия

Вошедший в список новых чудес света мировой шедевр продолжает будоражить умы особой красотой архитектурных линий и роскошью убранства, а творческих людей и всех влюбленных волнует печальная история создания.

Тадж-Махал ошеломляет с первого взгляда, и каждый посетитель прикасается к вечности, запечатленной в мраморе. Ставшая символом верности и бессмертия древняя достопримечательность останется навсегда в памяти, а сердце сохранит незабываемые впечатления от увиденного.

Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.

Споры об архитекторе

После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.

ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.

Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.

МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА

Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.

За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.

Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.

Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.

Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.

Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.

КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.

Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.

Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.