Человек в культуре постмодернизма. Постмодернистские представления о культуре

Вопрос №9

Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам. Однако по прошествии множества лет сам стал классикой, которая привела к отрицанию традиций модернизма и возникновению нового этапа художественного развития в образе постмодернизма, провозгласившего возврат к предмодернистским формам и стилям на новом уровне.

Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве.

Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).

Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль.

Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов – их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.

Идя по пути свободного заимствования из уже существовавших и существующих художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их в правах, значимости и актуальности, создавая единое мировое культурное пространство, охватывающее всю историю духовного развития человечества.

Стили постмодернизма:

· Хай-тек - (англ. hi-tech , от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

· Деконструктивизм - направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является ранний советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.



· Бионика (био-тек) - название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.

Направления постмодернизма:

· Поп-арт - направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950-1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления

· Оп-арт – или «Оптическое искусство» художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

· Концептуализм - литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе. В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства - в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.

· Перфоманс - форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.



· Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария.

· Флюксус - международное арт-движение 50-х-60-х годов, значительное явление в искусстве второй половины ХХ столетия. Это слияние в одном «потоке» различных способов художественного выражения и средств коммуникации конкретной и электронной музыки, визуальной поэзии, движения, символических жестов. Основной принцип - абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений, что достигалось такими формами, как хэппенинг, деколлаж, различные уличные акции и представления, антитеатр.

· Бодиарт - одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.

· Гиперреализм (фото-реализм) - течение в современном искусстве (живописи, скульптуре и кинематографии) второй половины XX – XXI века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения.

· Паблик арт - искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.

· Стрит-арт - направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия

· Лэнд-арт - направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом

· Кинетическое искусство - направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства.

· Видео-арт - направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения.

· Акционизм - форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Близкими к акционизму формами являются хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм.

· Нео-поп-арт - направление, возникшие в 80-е годы ХХ столетия как реакция на концептуализм и минимализм. Нео-поп не является принципиально новым художественным движением, а скорее представляет собой эволюцию поп-арта с его интересом к предметам массового потребления и знаменитостям мира популярной культуры, только уже с иконами и символами нового времени (Майкл Джексон, Мадонна, Бритни Спирс, Пэрис Хилтон и др.).

· Неореализм – направление, возникшее в конце 50-х начале 60-х годов, благодаря группе европейских художников, как реакция на Ташизм и Абстрактный Экспрессионизм. Провозгласили «новые перспективы подхода креальности». Их произведения часто создавались из непривычных материалов, чтобы точнее передать общественные реалии

· Неоконцептуализм - направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов.

Рассмотрение постмодернизма следует начинать с его истоков и начал. Еще Аристотель высказал мысль о том, что ключ к пониманию сущности какой-либо вещи лежит в изучении ее происхождения.

Один из теоретиков постмодернизма, У. Эко, отмечает, что сам термин многое объясняет в природе этого феномена. По его мнению, наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда, поскольку им выработан метаязык, описывающий его собственные тексты. Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, но иронично, без наивности . Постмодернисты переосмысливали не только модернизм, но и всю предшествующую куль- туру, и это в большей мере относится к литературным и теоретическим трудам самого У. Эко, обращенным к интерпретации средневековой культуры. По-видимому, существует множественность истоков постмодернизма. Так, первичные импульсы этого направления следует искать в романтизме. Действительно, присущий романтизму вкус к мар- гинальности, периферии психологического и социального, алогизму, бессознательному является сильным импульсом, принятым постмодернизмом. Для романтизма, как и для постмодернизма, также характерно острое противостояние овеянной гением личности и бездарной толпы, «сплоченной посредственности*". Романтизм возникает как активное и осмысленное противостояние экстремального существования творческой личности и безликой и пресной повседневности. Подобно романтизму, постмодернизму свойственны оппозиционность, критический настрой к традиционному, «классическому» взгляду на вещи и явления. Представляется, что романтизм и постмодернизм - следствия похожих социальных и ментальных процессов, культурные складки которых пересекаются и переплетаются. Истоки отечественного постмодернизма можно обнаружить в интеллектуальной атмосфере русского Серебряного века, создавшего устойчивый интерес в философской и художественной мысли к «угаснувшим культурам» прошлого. В этом смысле свойственное постмодернизму «перелистывание» культурного наследия, составление межкультурной мозаики, а также ми- фологизм русского символизма, характерный для творчества, например, А. Белого и В. Иванова, могут рассматриваться как прямые предшественники постмодернизма. Активный интерес к мифологическому обнаруживает ориентацию данного феномена на архаические формы мышления и творчества. Философии и искусству постмодернизма свойственно обращение к архаике, мифу , т. е. к тексту в его первоначальном значении, но также и к постижению эпистемологических феноменов и различных типов ментальности. В то же время, как постулирует один из теоретиков этого направления М. Фуко, в культуре постмодернизма осуществляется господство над сознанием отдельного индивида «культурного бессознательного». Это особенно обнаруживается в творчестве многих современных художников, выполняющих задачу деконструкции эпистемологической картины мира и сведению ее к мозаичному переплетению различных смыслов и ценностей. С помощью мифа постмодернистские творения осуществляют, по словам Р. Барта, «возможность транс-исторического бытия». Приобщенность к мифу создает условия вхождения в сферы культурных архетипов и исторических нарративов, что, с одной стороны, противоречит теоретическим установкам постмодернизма, но с другой - отвечает общим процессам движения современной культуры. Постмодернизм и разрушает метанарративы, и создает новые, используя культурные мифологемы.

Не вызывает сомнения близость постмодернизма к «философии жизни» (Ницше, Бергсон, Ортега-и-Гассет). Так, Ж. Делез анализировал философию Ф. Ницше с точки зрения постмодернистских принципов и отмечал близость ницшеанского «вселенского» плюрализма философским идеям конца XX в. Ницше искренне желал «придать безответственности ее позитивный смысл». По словам Делеза, «безответственность - благороднейшая и прекраснейшая тайна Ницше». Безответственность и аморализм, даже некоторый интеллектуальный цинизм, становятся основой переоценки традиционных ценностей и выработки нового взгляда на реальность - «подтягивание к реальности»".

Одна из главных задач теоретиков постмодернизма - преодоление традиционного европоцентризма, ставшего аксиомой традиционной европейской науки. Таким образом, в постмодернизме осуществляется поиск иных культурных традиций, исходящих из принципа дополнительности культур, развивающихся по собственным региональным линиям. Особенно это касается влияния на европейскую культуру XX в. классических традиций Востока, обогащения и изменения традиционной европоцентристской ментальности. В культурном интерсознании происходит расширение «видения и кругозора» благодаря включению иных точек зрения.

Для обозначения специфики постмодернизма следует сформулировать новый признак мышления в культуре XX в., обозначаемый как «цикличность». Это - особый принцип прочтения исторического процесса, антагонистический по отношению к просветительскому принципу прогресса. Согласно этому принципу, в своей истории каждая культура последовательно проходит несколько стадий. Включаясь в исторические процессы, каждая новая культура неизбежно вынуждена повторить логику развития приближающихся к финалу или уже угаснувших культур. Поэтому в развитии каждой культуры можно фиксировать повторяющиеся фазы . Принцип мозаичности и повторяемости культурного развития особенно свойствен XX в. П. Сорокин в связи с этим отмечал необычность современной культуры, называя ее «интегральной». Накопленный «культурный материал» человечества как бы осваивается заново мыслителями XX в., формируя новые ассоциативные связи и оценки, возможно, для активизации последующего интенсивного развития.

Исследователи философской ситуации второй половины XX в. справедливо отмечают «диалогичность» как «ключевое понятие постмодернизма». Предшествующие эпохи авангарда и модернизма могут пониматься с оговорками как монологические. Пафос их развития заключался в монологическом воздействии научных концепций, отражающих одну из сторон реальности. Глубокое понимание постмодернизма возможно только в аспекте культурологической интерпретации диалога как столкновения различных точек зрения. Поскольку диалог по своей природе ориентирован по крайней мере на два мнения, постольку он отражает дискуссионность, а точнее, неопределенность интеллектуальной атмосферы культуры. Вариативность мнений отражает вариативный характер самого движения и развития. Не случайно научная актуальность и популярность идей М. Бахтина о диалогичности культуры относятся именно ко времени развития постмодернизма.

Вслед за М. Фуко можно постулировать, что субъект, личность в современном понимании возникает лишь на рубеже XVIII-XIX вв. в результате распада монологической культуры и зарождения диалогизма. Феномен диалога (полилога) основывается на многозначности и плюрализме ценностей, осваиваемых постмодернизмом, он определяет ситуацию не только двух, но множества сталкивающихся между собой точек зрения. Принципиальность диалогизма предполагает неизбежное появление Другого как носителя иной точки зрения, иных ценностей и образа жизни. Другим может быть субъект - носитель иной культуры. Осознание ценности Другого создает возможность понимания иной культуры, иной парадигмы, но также более глубокое и всестороннее отношение к своей культуре. Вариантом такого поиска стало обращение европейских интеллектуалов к культурам Востока.

Теоретическим ключом, с помощью которого возможно осознание многих проблем постмодернизма, выступила синергетика. Синергетика как методология исследования таких сложных современных феноменов, как постмодернизм, предлагает спектр интеллектуальных рекомендаций:

Главными посылками синергетического видения мира выступают следующие тезисы: а) практически недостижимо жесткое обусловливание и программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем; б) созидающий потенциал хаоса самодостаточен для конституирования новых организационных форм (любые микрофлуктуации способны порождать макроструктуры); в) любой сложной системе атрибутивно присуща альтернативность сценариев развития; г) целое и сум^ма его частей - качественно различные структуры; д) неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильного и динамического развития - лишь такого рода системы способны к самоорганизации; е) мир может пониматься как иерархия сред с разной линейностью .

Исследуя физические и химические процессы, один из теоретиков синергетики, И. Пригожин, распространял свои выводы и на историко-культурные процессы. Он предложил рассматривать эволюцию как процесс, ведущий к большему усложнению и разнообразию биологических и общественных структур посредством появления новых «диссипативных» (рассеивающихся) образований более высокого порядка. Новый «порядок возникает из случайных флуктуаций» («порядок из хаоса»). В этом процессе особая роль отводится случайности, которая рассматривается как важнейшее условие формирования и развития новых структур. Сопряжение случайности и необходимости создает возможность рассматривать историко-культурные процессы в новом аспекте, который учитывает смыслообразующую роль случая и расширяет границы аксиоматических закономерностей. Согласно Пригожину,

законы строгой причинности кажутся нам сегодня ограниченными случаями, применимыми к высоко идеализированным ситуациям, почти карикатурным описанием изменений... наука о сложности... приводит к совершенно другой (противоположной) точке зрения .

Сослагательное наклонение в изучении исторических процессов превращается в важнейший научный дискурс, расширяющий исследовательские перспективы. Исследования нелинейного развития систем могут быть продуктивными при использовании нелинейных принципов, например, «скачкообразных». Становится актуальным изучение «прыжка» - диалектического скачка, в форме которого система в результате внутренних изменений перемещается на новый уровень сложности: «когда система “прыгает” на новый уровень сложности, невозможно в принципе предсказать, какую из многих форм она приобретает» .

Более сложный уровень, на который переходит система в результате изменений, не может быть сведен к простой совокупности его составляющих. Эти процессы поддаются исследованию и научному прогнозу только в новой системе координат и понятий, при условии включения случайностей, флуктуаций, скачков в развитии, создающих эвристическую ситуацию научного поиска, направленного на обнаружение подвижных и неопределенных явлений современной культуры. Подобное «расширенное смотрение» (применен термин из художественной системы Матюшина-Стерлигова) делает возможным более глубокое понимание процессов и творчества и некоторых частных проявлений современной художественной культуры, таких как перформансы, инсталляции и импровизации. В постмодернизме для характеристики этих феноменов применяются понятия «ризома», «складка», обозначающие принципиальную «внеструктурную и внелинейную» организацию объекта изучения, способного к имманентной и автохтонной подвижности (Делез, Гваттари). Для продуктивного исследования постмодернизма следует применять синергетический метод аналогии, который приобретает различные модификации в зависимости от специфики концептуального поля, используемого в качестве отправной точки аналогии. Так, для исследования культуры постмодернизма в качестве открытой системы метод аналогии модифицируется как метод аналогии с информационным обменом. Процессы культуры исследуются как сложные системы, и поэтому возможно применение метода фрактальной аналогии. Если эти процессы исследуются как нелинейно развивающиеся системы, то применяется метод аналогии с нелинейным развитием. В процессах исследования культуры, ставящих задачи выявления закономерностей процессов порядкообразования, используется метод аналогии с точками роста". Различные аспекты метода изучения по аналогии образуют общую методологическую базу исследования культуры постмодернизма.

Для характеристики постмодернизма следует добавить игровой принцип, отмечаемый многими исследователями. Подчеркнуто иронический, игровой модус самоопределения, характерный для постмодернистского мироощущения, отразился не только в художественной практике этого течения, но и в самой стилистике философствования на эту тему .

Игра есть способ нарушения любой одномерной логики, выход за ее рамки.

Игра по своей природе неутилитарна, пронизана эстетическим началом, самоценна и самодельна . Действительно, игровой принцип, имеющий методологическое значение для постмодернизма, проявляет себя в сфере бытия произведения искусства. Характерная для постмодернистских произведений метасемантика достигается с помощью различных коннотативных средств. Впрочем, все эти средства можно обозначить всего лишь одним словом - игра. В многозначном смысловом пространстве художественного действа зритель получает право на риск, выбирая свою версию из числа возможных интерпретаций. Тогда и итог зрелища он рассматривает уже как свою собственную находку, как результат собственного свободного выбора.

Благодаря игровому принципу, вложенному в постмодернистское произведение искусства, осуществляется «работа по высвобождению символической энергии» эстетического объекта. Ж.-Ф. Лиотар отводит эту роль языковым играм. Игровой эксперимент с реальностью возможен в поле любого текстового пространства, будь то художественное творчество или повседневное поведение. Вследствие осуществления игрового принципа увеличивается свободное перемещение смыслов из текста в контекст и наоборот. Игра становится средством совмещения и смещения смыслов. В игровой ситуации отчетливо проявляет себя «складчатость» смыслового поля - легкость перемещения из одной смысловой плоскости в другую, условность границ понятийного и жизненного пространства. Нарративные складки, естественно вырастая из онтологической смежности постмодернистских ценностей, создают ребристую, ироническую атмосферу полишинеля.

Структурализм, ставший одним из непосредственных предтеч постмодернизма, Р. Барт характеризовал так: он «может быть определен исторически как переход от символического сознания к сознанию парадигматическому; существует история знака, и это - история его «осознаний» . Постмодернизм справедливо рассматривать как ступень в интерпретации ментальных структур.

Неудовлетворенность историческим дискурсом, отбрасывающим индивидуальные детали и процессы и фиксирующим внимание на магистральном развитии, стимулировала обращение к анализу структуры, к поиску нетипичного. Эта нетипичность нашла свое отражение в формализме и, следовательно, в структуре самого текста культуры. Процесс осознания мира и человека перешел в сферу «обозначения» объективной и субъективной реальностей с целью последующего познания «означаемого» и «означающего», а также исследования самого процесса «обозначения». В постмодернизме происходит отождествление человека с текстом, поскольку в интеллектуальной атмосфере сгущается и кристаллизуется онтологизм языка и текста .

Один из видных представителей постмодернизма И. Хассан выделил характерные черты этого явления. Философ отметил терминологическую двусмысленность постмодернизма. По его словам, термин «содержит возражение против себя изнутри». Будучи продуктом современной культуры, постмодернизм, как палимпсест", вбирает в себя многие черты предыдущих течений. Полустертые знаки и тексты прошлых культур проступают на прозрачной ткани современности, внося в нее коррективы. Постмодернизм соединяет диахронность и синхронность теоретической мысли. Являясь теоретическим оправданием второй половины XX в., постмодернизм «вызвал два божества, действующих в двух направлениях», - аполлоновское видение, общее и рациональное, и дионисийское чувство, эстетическое в своей основе. Эстетизация бытия, присущая постмодернизму, заставляет думать, не воплощает ли это течение исключительно художественную тенденцию видения мира? Действительно, современное искусство выступает наиболее точной идентификацией постмодернистских исканий.

Анализируя свойственный постмодернизму «индетерминизм», Хассан отмечает, что отдельные стороны этого понятия можно вычленить из следующих слов: открытость, ересь, плюрализм, эклектизм, случайный выбор, мятеж, деформация. О других его чертах дает представление ряд терминов, характеризующих незавершенность: антитворчество, различие, дискретность, дизъюнкция, исчезновение, декомпозиция, дедефиниция, демистификация, детотализация, делегитимизация. Терминологическая специфика настраивает исследователя на принципиальную «незавершенность», разрушение целостности, которые характеризуют постмодернизм как живой процесс современной культуры, находящийся в постоянном становлении и, по-видимому, не достигший еще своего апогея. В связи с терминологической неопределенностью Делез утверждал, что постмодернизм использует такие понятия, как «черные дыры», «размытые совокупности», «зоны близости», «римановские пространства», «бифуркации», которыми могут пользоваться философы, ученые и художники. Их видимая метафоричность только видима . На самом деле метафора «схватывает» процессы реальности, не имеющие устойчивых научных формулировок. Использование метафор и понятий из параллельных видов деятельности должно привести к неожиданным совпадениям, смысловой близости и эвристическим находкам.

Видный исследователь постмодернизма И. Ильин справедливо указывает на существование взаимосвязанного комплекса - «постструктуралистского, деконструктивистского и постмодернистского», обладающего единством оснований и парадигм. В этом единстве постструктурализм предстает как своеобразная эстетическая концепция, деконструктивизм - как метод аналитических процедур художественных феноменов, основанных на постмодернистских представлениях, а постмодернизм - как общее умонастроение современной эпохи, существующее автономно, но не без участия двух других компонентов указанного комплекса .

Постмодернизм характеризуется применением чисто технических приемов, происходящих от случайных «описок», пробелов в рукописи, наложений швов, длиннот и пустот в тексте в принципиальном стремлении «не ставить точку» и т. п.

Через все эти знаки проходит единым порывом воля к незавершенности, аффектации, политике тела, познанию тела, эротике тела, аффектации во всем, имеющем отношение к индивидууму как главной цели гуманистического дискурса на Западе. Поэтому мы можем назвать эту тенденцию индетерминизмом, таким образом подчеркнуть ее плюралистический характер...

Обращение к пограничным сферам свидетельствует о постмодернистском расширении «ментального пространства», стремлении раздвинуть «границы мира», естественном любопытстве.

Множественность различий в тематике и стилистике постмодернизма объединяется и сходится в трех основных тезисах.

Во-первых, люди не имеют доступа к реальности и, следовательно, не имеют средств для достижения истины. Во-вторых, реальность недоступна, потому что человек оказывается пленником языка, который придает форму мыслям прежде, чем появляется возможность помыслить, и поэтому у человека нет возможности адекватно выразить то, о чем он думает. В-третьих, человек создает реальность посредством языка, и поэтому природа реальности определяется теми, кто имеет возможность и власть формировать язык". В этих тезисах подчеркивается значение средств массовой информации, формирующих общественное мнение и влияющих на образ реальности.

И. Хассан отмечает наиболее характерные отличия, выделяемые в творчестве мыслителей-постмодернистов. Он указывает на:

  • ? интертекстуальность и семиотичность (Ю. Кристева);
  • ? герменевтику подозреваемого (П. Рикер);
  • ? «критику блаженства и педагогику невежества» (Р. Барт); шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари;
  • ? гуманизм нереального (М. Фуко);
  • ? грамматологию различий (Ж. Деррида);
  • ? политику делегитимизации (Ж.-Ф. Лиотар);
  • ? «паракритицизм и парабиографию» (И. Хассан);
  • » уродство и мутации (Л. Фидлер);
  • ? «сомневающееся воображение» (М. Галинески);
  • ? «сверхфикцию и сверхигру» (Р. Федерман);
  • ? новую фазу психоанализа интимности (Н. Холланд);
  • ? театр невозможного (Г. Блау).

Таким образом, все это подтверждает многообразие индетерминации, или декреативностн, или, иначе, анонимного импульса сегодняшнего момента, уводящего нас назад к середине века с его принципом неопределенности Гейзенберга в физике и теоремой неполноты Геделя во всех логических системах...

Постмодернизм в наибольшей мере проявляется в современном художественном творчестве, и его характеристики имеют прямое отношение к художественной культуре в целом. Своеобразие современного гуманизма пронизано «двусмысленностью, нерешительностью, рассеянностью и деконструктивностью в искусстве и в его теориях», а «всякая двусмысленность либеральна; она настраивает нас на принятие множественности творчества и увеличивает нашу терпимость к различиям самого разного рода» . Анализ, сделанный И. Хассаном и другими исследователями, приводит к выводу, что художественная культура постмодернизма принципиально неоднородна и множественна по формам и способам своих проявлений. Из этого также следует неразрешенная мыслителем проблема о границах постмодернизма и пределах его экспансии. Индетерминизм и неопределенность предполагают безграничность, однако границы у постмодернизма существуют. По- видимому, понятие границ в отношении к данному культурному явлению также требует особого осмысления и определения и предполагает диффузию значений. Возможно, именно пограничные формы постмодернизма представляют собой наиболее красноречивую характеристику этого явления.

Р. Барт утверждает, что структурализм как течение в науке выступает «интеллектуальным» опредмечиванием человеческого мышления и творчества. Он пишет, что

существуют такие писатели, художники, музыканты, в чьих глазах оперирование структурой... представляет собой особый тип человеческой практики, аналитиков и творцов следует объединить под общим знаком, которому можно было бы дать имя структуральный человек; человек этот определяется... характером своего воображения или, лучше сказать, способности воображения...

«Структуральный человек» - обладатель особого типа мышления, он способен рассматривать реальность как структуру. Изучение и освоение этой структуры возможно через освоение культурных «текстов», создание из них новых конструкций. Таким образом, акценты перемещаются из реальности в метареальность. На самом деле в современной культуре так и происходит: культурная среда становится основной средой обитания человека. Вторая реальность подменяет собой первую. Постмодернизм теоретически постулирует данные приоритеты.

Трудности в оценке постмодернизма происходят от незавершенности процесса этого феномена, от его вплетенности в происходящие процессы современной культуры. Отражая переходную эпоху, постмодернизм является изживанием «логоцентрической культурной парадигмы с ее монотеизмом, презумпцией Должного, диктатом «законодательного разума» . Это течение выражает болезненное, кризисное состояние современной философии. Вся постмодернистская игра смыслами ведется во имя поисков новых целостностей, новых аттракторов таких целостностей. Однако этот поиск крайне затруднен в условиях потребительского общества, ценности которого примитивны, устойчивы и закреплены в массовом сознании. Постмодернистский дискурс выступает отражением сознания интеллектуальной элиты, не принимающей примитивных ценностей массового сознания.

Подобные кризисные периоды были в истории философии, когда, например, античная софистика, позднее - средневековая схоластика и еще позднее - Просвещение обращались к поискам истины с помощью языковых конструктивных форм.

Значение постмодернизма заключается в создании предпосылок новой постановки проблемы свободы и ответственности личности. Заслугой постмодернизма является демонстрация полимодального рассмотрения культуры, а также самодостаточности творчества и творческой личности.

Природа и проблематика постмодернизма заключаются в его принципиальной диалогичности, которая проявляется в установке культуры Запада на культуру Востока. Такая направленность дает шанс диалогическому взаимопониманию и дополнению, а также преодолению самоизоляции западной и восточной культур.

Сегодня западное общество находится в критической ситуации, двигаясь между экстремальными состояниями, - абсолютной доминантой структур капиталистического производства и рыночных отношений, отражающихся в общественной психологии и эстетике, и абсолютной доминантой общественного способа труда. Современной исторической миссией «пост-капитализма» и «пост-социализма» становится путь социального, культурного, художественного развития, содержащийся в создании нового типа менталитета. Эта новая ментальность должна соединить два полярных типа с их внутренним диалектиче- ским-диалогическим смыслом .

Постмодернизм , являясь преодолением модернизма, олицетворяющего собой эпоху противостояния и взаимного отрицания не только стилей мышления и типов художественного творчества, но и социальных систем, становится отражением историко-культурной ситуации социального, научного и художественного плюрализма.

Элементы, входящие в большую систему человеческой культуры, многообразны и разрозненны как по природе, так и по происхождению, развиваются они по автономным законам, однако внутри общей системы соблюдается строгая диахронность, обеспечивающая взаимное диалогическое сосуществование. Историко-культурным, социальным, социально-психологическим, эстетическим и художественным диалогом выступает дихотомия элитарной и массовой культур, различия элитарного и массового сознания. Для культуры XX в. характерно раздвоение на элитарную и массовую. Такое раздвоение

становилось особенно опасным в условиях назревания революции, когда основной ударной силой разрушения сложившегося социального порядка делалась масса, потому что ее активность проявляется именно в разрушении, а созидание есть привилегия духовной элиты - научной, художественной, политической, религиозной".

Однако для истории культуры суть проблемы заключена не в самом ее раздвоении на массовую и элитарную, а в их взаимоотношениях.

Таким образом, постмодернизм «высвечивает» проблему элитарного и массового сознания и их взаимодействия, понятий но обозначая сложившиеся противоречия. Методологической «амальгамой» проблемы выступает постмодернистское понятие «складки», применяемое, например, М. Хайдеггером, Фуко и Делезом. Так, по мысли Деле- за, «складка» есть различие, сгиб, который различает и вместе с тем сам может быть различаем . Понятие «складка» впрямую относится ко многим общностям социальной жизни, разобщенным различием ценностей, интересов, образов жизни, целей и т. д. Понятие «складка» предполагает многообразие смысловых модификаций, которые точно воспроизводят оттенки смысла, видообразования и варианты взаимоотношений элитарного и массового сознания, взятые также в неоднородных сочетаниях. Так, понятия «складчатость», «извилина», «сгиб», «загиб», «сгибание», «разгибание» отражают различные стороны и грани социального, культурного и художественного «пространств», равно как и нюансы взаимодействий. Также близко к понятию «складки» подходят смыслы феноменов «двойничества», «Другого», «отражения», «взаимоналожения».

Хайдеггер исследовал складку в аспекте двойственности сгиба, который воспроизводится по двум различаемым сторонам, но эти стороны также соотносятся между собой. Для методологической точности необходимо, по-видимому, представить культурное пространство, которое можно «сгибать» и рассматривать его различные плоскости, имеющие качественную специфику и особенности. Так, элитарное и массовое сознание, сопрягаясь п находясь во взаимной зависимости и культурной близости, все же разнокачественны и противоположны по многим характеристикам, они находятся в разных плоскостях «складчатой поверхности». Понятно, что «складка» - это образная идеальная модель взаимоотношений различных, но сопрягающихся феноменов культуры. Образное представление о «складывании», «нахлесте», «сгибе-разгибе», «разрыве», «заворачивании» и т. д. создает возможность анализа многообразия модусов элитарного и массового сознания в современной художественной культуре.

Задание №1

КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА

Возникновение и становление постмодернизма

Основные черты и особенности культуры постмодернизма

Постмодернизм в архитектуре

Постмодернизм в живописи

Постмодернизм в литературе

Постмодернизм в кино

Заключение

Список использованной литературы


1. Возникновение и становление постмодернизма

Постмодернизм – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после «модерна», или современности.

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является, прежде всего, культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. В силу этого общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в искусстве.

Этимология термина «постмодерн» восходит к 1917 году. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Паннвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Постмодерн рассматривался как способ выхода европейской культуры из глубокого кризиса, куда ее завел модернизм, пораженный язвами нигилизма и декаденса. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».

Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, использует испанский критик Ф.де Онис в своей работе «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» (1934). У него постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905-1914) между первым этапом модернизма (1896-1905) и вторым, более сильным этапом - этапом «ультрамодернизма» (1914-1932).

Третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) американским философом Д. Сомервиллом многотомного труда английского историка А. Тойнби «Исследование истории». Здесь «постмодерн» означает текущий, современный период западной культуры, начавшийся уже в 1875 г.

Однако все три упомянутых случая не имеют прямого отношения к современному смыслу термина «постмодернизм». Немецкий философ В. Вельш, признанный авторитет в истолковании постмодерна, называет их «преждевременными». По его мнению, американский литературовед М. Хау стал тем, кто в 1959 г. первым начал использовать термин «постмодерн» в его современном значении, развернув в американской литературной критике дискуссию о постмодерне, которая продолжается и сегодня.

К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве других европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. В 70-е гг. происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена, и он предстает как своеобразная сенсация. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Если раньше надо было непременно быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. В начале 90-х гг. ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

Английский историк А. Тойнби взял за точку отсчета эпохи постмодерна 1875 г., связав ее с открытием второго начала термодинамики. Для некоторых эта эпоха началась сразу после второй мировой войны. Большинство авторов относит начало постмодерна к середине 70-х гг., хотя по поводу более точной даты его рождения мнения расходятся. В 80-е годы постмодернизм получает статус понятия, благодаря, прежде всего, работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние и умонастроение, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает трансисторическим явлением, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. В частности, такого мнения придерживается итальянский писатель-постмодернист У. Эко. К такому же мнению склоняется Лиотар, полагая что первым постмодернистом можно считать Аристотеля. Канадские политологи А. Кроукер и Д. Кук таковым называют Августина Блаженного.

Другие же, наоборот, определяют постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. Такого мнения придерживается X. Кюнг и В. Вельш и др. Думается, что при всех имеющихся различиях эти два подхода вполне можно примирить. Действительно, постмодернизм прежде всего является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха станет, видимо, переходной.


2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма

2.1.Постмодернизм в архитектуре

Как вполне определенное направление постмодернизм в архитектуре складывается к середине 70-х гг. Ч. Дженкс в книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) называет точную дату смести авангарда в архитектуре: 15 июня 1972 г. В этот день в Сент-Луисе, штат Миссури, был взорван квартал Прютт-Айгоу, хотя он, возможно, был самым подлинным воплощением идей современного градостроительства. Квартал был построен в точном соответствии с тремя фундаментальными ценностями Ле Корбюзье: солнце, зелень и пространство. Он состоял из благоустроенных высотных домов, имел подвесные дороги для пешеходов, являл собой образец стерильной чистоты и рациональности, получил награду Американского института архитекторов. Однако с течением времени квартал постепенно приходил в полное запустение, все больше становился местом скопления антисоциальных элементов, с источником социальных конфликтов и преступности, что в конце концов привело к печальной развязке.

Другие авторы называют иные даты возникновения постмодернизма в архитектуре. Так, французский архитектор и исследователь Ж. Бельмон связывает кончину авангарда и появление постмодернистского течения с начавшимся в 1973 г. энергетическим и затем экономическим кризисом.

Рассматривая особенности постмодернизма в архитектуре, Дженкс выделяет семь основных его черт. Первая из них связана с отношением к истории и прошлому, а также к настоящему и будущему.

Авангард, как известно, выступил с решительным отрицанием предшествующей истории и всего прошлого. Постмодернизм занимает совершенно иные позиции по отношению к прошлому и будущему. Он полностью реабилитирует историю и прошлое, часто выражает чувство острой ностальгии по прошлому.

Заново открывая историю и культуру прошлого, постмодернизм откликнулся на естественные и понятные желания множества людей вновь обрести свои собственные корни и воссоединиться со своей прошлой историей, чего модернизм и авангард настойчиво хотели их лишить.

Вторая черта архитектуры постмодернизма продолжает и конкретизирует первую. Дженкс ее квалифицирует как «откровенный ретроспективизм». Ее можно также определить как традиционализм. В этом смысле поставангард может быть определен как стиль ретро.

Постмодернизм не только реабилитирует традицию и старые стили, но и широко их использует в своей практике, включая то, что обычно относится к академизму.

Третья особенность постмодернизма касается отношений архитектуры с окружающей средой. Она также связана с традицией, но в более широком смысле - социально-культурном, национальном, природно-климатическом и т.д. Речь прежде всего идет об отношении к природе. Постмодернизм и здесь идет в противоположном направлении. Он отказывается от принципа автономии и настаивает на учете многих условий, придает большую важность чувству конкретного места. Архитектурное сооружение должно органически вписываться в окружающий ландшафт. Для этих целей некоторые участники постмодернистского движения прибегают даже к ис пользованию оттенков цвета земли, на которой строится дом.

Следующая - четвертая черта - постмодернизма является прямым продолжением и развитием предыдущей. Дженкс определяет ее как контекстуализм, включающий в себя ад-хокизм («ад хок» - применительно к этому) и градостроительный подход.

Пятая черта - постмодернизм отвергает принцип автономии, восстанавливая принцип барочной связности и целостности. Вместо изолированных построек на свободных пространствах он как бы заново открывает городскую ткань, а вместе с ней и сам город, который объединяется вокруг своих памятников и имеет некоторые границы в пространстве. Орнамент становится средством новой архитектурной композиции. Как при проектировании отдельного дома, так и района или всего города необходимо учитывать традиции, вкусы и мнения жителей.

Шестая черта - в постмодернизме проблемы пространства чаще всего решаются в духе барокко и маньеризма. Оно имеет глубокие корни в традиции, исторически окрашено. В нем нет четкой разграниченности, простоты и прозрачности. Оно предстает извилистым и замысловатым, плотный, богатым и наполненным, таинственным и иррациональным. Постмодернисты придают пространству гораздо большее значение, нежели их непосредственные предшественники.

Наконец, последняя важная особенность постмодернизма в архитектуре касается его эклектизма. Данная черта выступает своеобразным итогом и логическим следствием предыдущих. Она обусловлена прежде всего стремлением поставангарда практически воплотить двойное кодирование, соединить вкусы и ценности простых людей с профессиональным языком архитектора. В постмодернизме, как отмечает Дженкс, сосуществуют два кода: «во-первых, популярный, традиционный, медленно меняющийся, подобно разговорному языку, изобилующий клише и имеющий корни в обыденной жизни, и, во-вторых, современный, полный неологизмов и откликающийся на быстрые изменения в технологии, искусстве и моде, так же как и авангард архитектуры».

В современном гуманитарном знании значительно усилился интерес к феномену постмодернистской культуры: философы, культурологи, литературоведы выдвигают собственные версии "постмодернистского типа культуры". Однако в настоящее время единого представления о постмодернизме нет - ведутся бурные дискуссии относительно его временных границ, возникновения, особенностей проявления в культуре и в других сферах человеческого бытия. Постмодернизм является проявлением определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, типа культуры.

Как известно, постмодернизм возник сначала в области литературоведения, а впоследствии распространился далеко за его пределы, охватив различные сферы человеческого бытия - философию, политику, религию и т.д. Наконец он начал претендовать на статус общей теории современного искусства, основного выразителя духа современности.

В этом небольшом разделе нельзя охватить все разнообразие теорий и концепций, которые определяются как постмодернистские. Поэтому мы попробуем проанализировать некоторые концепции, в частности Ж.Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, В. Эко, Ф. Джеймисона, которых по праву считают ведущими специалистами в области постмодернистской культуры.

Постмодернизм: история возникновения термина. Дискуссии относительно временных границ постмодернизма в современной философии и культурологии

Уже несколько десятилетий на страницах различных научных трудов проходят бурные дискуссии относительно постмодернизма - определяются суть этого феномена, причины его возникновения, соотношение с предыдущими этапами социокультурного развития, в частности с модернизмом. По многим вопросам у участников дискуссий нет единства во взглядах. В то же время можно утверждать, что в современном гуманитарном знании уже сложились общие характеристики этого явления, определились влиятельные теоретики постмодернизма, накопился определенный багаж текстов, где анализируется ситуация постмодерна.

Необходимо отметить, что понятие "постмодернизм", "постмодерн", "постмодернистский" являются многозначными. Они используются и для определения своеобразного направления в современном искусстве, и для характеристики определенных тенденций в политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии, а также для периодизации культуры и обозначения своеобразной концепции, которая возникла в результате изменений в общественной жизни и экономических структурах. Другими словами, постмодернистские теории выявляют особенности современных модернизаций них процессов в обществе, основные признаки постиндустриального, посттехнотронного потребительского общества. Некоторые исследователи считают, что постмодернизм генетически связан с этими типами обществ, является их порождением и одновременно должен стать той универсальной теорией, которая единственная способна осмыслить сложные процессы, проходящие в современном обществе.

Таким образом, можно говорить о постмодернизме как о направление в художественной культуре, как о ситуации в обществе, как о влиятельную теоретическую концепцию, которая изучает реалии современного мира, как о методологии определения базовых характеристик современности.

Определение понятий "постмодернизм", "постмодерн", по мнению большинства теоретиков и исследователей, может быть осуществлено в соотношении с тем, что понимать под модернизмом. В социально-историческом контексте можно рассматривать "постмодерн" как развитие и отрицание "модерн" - эпохе, охватывающей период от начала Нового времени до середины XX в.; в эстетическом контексте постмодернизм - контрагент модернизма как этапа в развитии искусства. Необходимо отметить, что понятием "модернизм" определяется период Нового времени, который имеет свои характеристики. Кроме того, понятие "модернизм" понимают как совокупность направлений современного искусства, которые начали развиваться с конца XIX в. Сроки постмодернизм и постмодерн или синонімізують, или декотрою степени различают. В связи с Новым временем они могут восприниматься как его антитеза, а в связи с модернизмом - как его логическое продолжение. Действительно, постмодернистское искусство в сопоставлении с модернизмом является порождением модерна, те художественные процессы, создали модернизм, распространились и на все современное искусство в широком понимании этого слова. Постмодернизм, как и модернизм, есть тут этапом развития искусства, что исключает классическое искусство. Искусство классическое, связанное с культурными установками Нового времени, сформировало свои классические принципы, надолго определив развитие художественной культуры: это условность искусства, которая позволяет всегда различать искусство и не-искусство; уникальность художественного произведения, которая усматривает главное в творчестве художника работу с материалом и формой; наличие направления и стиля, которые обеспечивают традицию и историзм в искусстве.

Авангард, являясь мощной художественной течению, отказался от всего, на что ориентировалось классическое искусство. Характерными признаками большинства авангардных явлений является их экспериментальный характер, скорее осознанный революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры, резкий протест деятелей авангарда против всего, что казалось им консервативным, обывательским, буржуазным, "академический". В визуальных искусствах и литературе авангард утверждал решительный отказ от реалистически-натуралистического изображения действительности, непрестанное влечение к созданию принципиально нового во всем - прежде всего, в формах, средствах художественного отображения. Из этого и происходит декларативно-маніфестарний, эпатажно-скандальный характер авангардных произведений и их создателей, стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновение, взаимозаменяемость. Авангард оборвал связь с классикой и рационализмом в европейской культуре, но в то же время он имеет прочную связь с дораціональними мифологическими и другими формами ранних культур, истоки которых сосредоточены в Африке, Америке, других регионах.

Ограничивая интеллект, авангард обратился к инстинкту и эмоций, непосредственности и спонтанности. Эта ориентация позволила по-новому взглянуть на предназначение искусства. Авангард дал мировому искусству такие выдающиеся фигуры, как В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал, П. Шкассо, А. Матисс, А. Шенберг, Ф. Кафка, С. Далее, Дж. Джойс, М. Пруст и др.

Если сравнивать авангард и постмодернизм, то можно увидеть в них много общего: прежде всего, родство художественных принципов. Постмодернизм является следствием и продолжением авангарда. Однако авангард и постмодернизм - явления довольно разные. Разница между ними состоит в отношении к будущему и прошлому. Авангард решительно отмежевывается от традиции, истории, прошлого. Пафос художников-авангардистов направлен в будущее. Авангард XX в. отмечается большим количеством футуристических проектов, а один из влиятельных направлений авангарда так и называет себя - футуризм. Этот поезд до будущего роднит авангард с таким отличительным явлением, как новоєвропейська классическая культура. Постмодернистское отношение к будущему другое: он пропагандирует исчерпанность будущего, зато предлагает обратиться к прошлому. Это обращение к прошлому не означает пиетета перед традицией. Наоборот, отношения между постмодернизмом и традиции достаточно сложные. Прошлое постмодернизм использует в "библиотечном" варианте, как сборник текстов, которые можно привлекать для создания новых с помощью аллюзии.

Таким образом, авангард и постмодернизм при всей своей родства - явления довольно разные. Если начало XX вв. родил и нуждался авангарда, то концу этого века более присущ постмодернизм. В этой связи различают термины "постмодерн" - ревизия философских основ Нового времени, "постмодернизм" - пересмотр модернистского искусства, "постмодерність" - релятивизация со этических принципов и постепенное исчезновение героизма в жизни, распространение потребительских настроений в обществе.

Как отмечалось, иногда понятие "постмодерн" и "постмодернизм" различают. По нашему мнению, эти термины все же имеют больше общего, чем отличного, поэтому их возможно использовать как синонимы. В то же время можно согласиться с теми авторами, которые считают целесообразным употреблять термин "постмодернизм", характеризуя сложные явления современных философии и искусства. Попытаемся определить основные признаки постмодернизма как явления культуры.

Постмодернизм в основном понимают, прежде всего, как культурно-теоретическую течение в философии второй половины XIX - начала XXI вв., которая привлекает внимание к тем изменениям, которые происходят в современном мире: в социокультурной, интеллектуальной, научной, художественно-эстетической и даже политической сферах. Постмодернизм не может быть определен как консолидированный, организованный философско-художественное направление, он и не претендует на такое определение. Под названием "постмодернизм" объединяются различные концепции и теории, именно это понятие еще недостаточно концептуалізоване.

Считается, что официально термин "постмодернизм" ввел в научный оборот А.Дж. Тойнби. По мнению английского историка, этот термин указывает на современную фазу западноевропейской культуры, важным признаком которой является переход от политики, основывается на мышлении в категориях интересов национальных государств, к политике, учитывающей глобальный характер современной цивилизации. А. Тойнби считал, что этот этап начался еще в 1875 г. Середина 70-х годов XIX ст. - период бурного развития европейских государств, становление современных моделей управления обществом, в то же время требовал воплощения в жизни и нового мышления, связанного с возникновением глобальных проблем человеческой цивилизации. Таким образом, А. Тойнби при определении постмодернизма опирался на геополитические факторы.

Немецкий философ Вольфганг Вельш, который исследовал происхождение этого понятия, определяет и другие случаи его употребления: в 1917 г. в работе Рудольфа Паннвица "Кризис европейской культуры", где говорится о "постмодерна человека"; в 1934 году у испанского литературоведа Федерико де Оніса, где постмодернизм рассматривается как промежуточная фаза в развитии литературы между модернизмом и так называемым "ультрамодернізмом" (1905-1914).

По мнению выдающегося американского теоретика Ф. Джеймисона, возникновение постмодернизма можно датировать со времен послевоенного бума в Соединенных Штатах (на рубеже 1940-1950-х годов), а во Франции - с образования Пятой республики (1958 г.). Американский теоретик Хаг Д. Сильверман утверждает, что постмодернизм не имеет отечества, а на мнение Же. Дерриды, наиболее постмодернистской страной является Япония в том смысле, что в ее культуре органично сочетаются традиционные и современные элементы.

Учредителями постмодернизма считаются Ф. Ницше, М. Вебер, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, М. Хайдеггер, М. Фуко, Же. Деррида, Ж.Ф, Лиотар, которые осуществляли радикальную критику европейской культуры и истории, которая позже будет названа деконструкцией. Не будет большим преувеличением считать источником постмодернизма те кризисные явления в европейской культуре, которые напомнили о себе еще во второй половине XIX в.

Одну из самых четких характеристик постмодернизма дает его известный исследователь Ихаб Хассан. Он отмечает следующие признаки этого явления:

1) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пробелов;

2) фрагментарность, принцип монтажа;

3) "деканонізація" - борьба с традиционными ценностями, сакральным в культуре, человеку, этносе, борьба с логосом, авторским приоритетом;

4) отсутствие психологических и символических глубин;

5) отказ от мімесису и изобразительного начала;

в) господство иронии, которая утверждает плюралистический Вселенная;

7) смешения высокого и низкого жанров, стилевой синкретизм;

8) театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории;

9) имманентность, срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать на них.

В целом, исследуя феномен постмодернизма, большинство ученых настаивают на том, что постмодернизм возникает сначала в контексте художественной культуры (литературы, архитектуры), а затем распространяется и на другие сферы - философию, политику, религию, науку, становясь определяющим явлением для целого этапа в развитии культуры. Можно также сказать, что в этих сферах возникают новые проблемы, тенденции, явления, которые уже обще-принято квалифицируют как постмодернистские. Постмодернизм - довольно удобный термин для характеристики новых, сложных, еще не достаточно осмысленных проблем. Однако широкая трактовка этого понятия вызывает определенные замечания тех теоретиков, которые склоняются к использованию понятия "постмодернизм" только в сфере художественной культуры. Так, по мнению британского социолога Энтони Гідденса, понятие "постмодернизм" относится главным образом к стилей или направлений в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре. Опровергая правомерность распространения постмодернистской доктрины на экономическую, политическую и социальную сферы, Гидденс, как, кстати, и другие западные теоретики, применяет для определения реалий эпохи близкие по звучанию, но несколько отличные по значению понятия "модерніті" и "постмодерніті". "Постмодерніті" означает совокупность характеристик современной эпохи, среди которых есть и те, что утверждают невозможность определения направления развития современного общества.

Другой известный исследователь постмодернизма С. Моравськи видит суть этого явления в философской рефлексии в отношении процессов развития современного мышления и обществ. Ученый всесторонне рассматривает историю понятия и взгляды теоретиков на явление постмодерна и приходит к выводу, что формулировка сути постмодернизма часто противоположные друг другу, и те философы, которых обычно определяют как постмодернистов (Ж.Ф. Лиотар, У. Эко, У. Уэлш), опровергают мнение об оппозиционности постмодернизма лишь к культуре Нового времени, поскольку постмодернизм конфликтует а всей философской традиции. Таким образом, постмодернизм, по мнению Моравськи, - это прежде всего философия в ее нестандартном проявлении, то есть такие размышления, которые выходят за пределы обычного философствования. Более того, исследователь рассматривает постмодернистскую философию как постфілософію по той причине, что постмодернизм "атакует Платона так, как Гегеля и Гуссерля, досократиків в той же степени, что и Хайдеггера". Анализируя соотношение постмодернизма и авангарда, С. Моравськи определяет постмодернизм как антиавангард. Антиавангардні признаки постмодернизма заключаются, по мнению исследователя, в доминировании в постмодернистском дискурсе метафілософських и трансфілософських студий. Полемизируя с Ж.Ф. Ліотаром, который отождествляет постмодернизм и авангард, С. Моравськи считает источниками постмодернизма реалии современного общества с его культом потребительства, терпимостью, наличием в каждой личности, разнообразных социальных ролей и культурных трансформаций.

Необходимо обратить внимание и на такое правильное, на наш взгляд, утверждение С. Моравськи, в котором он полемизирует с Ж. Бодрийяром: не стоит усматривать в постмодерне конец истории, человеческого развития, негативные тенденции современной эпохи будут оказывать сильное сопротивление, что поможет скорректировать этот негативный направление современного развития общества.

Таким образом, перспективы существования культуры имеют место и в эпоху тотальной деконструкции, переосмысление самих основ бытия человека в мире.

Таким образом, само понятие постмодернизма, суть этого явления стали предметом многочисленных дискуссий в западной и отечественной философско-культурологической мысли. Характер этих дискуссий свидетельствует о сложности и противоречивости феномена постмодернизма, постмодернистской культуры. Известные теоретики постмодернизма в своей философской творчества основную роль отводили исследованию проблем культуры, связывая процессы, происходящие в ней, с постмодернистскими мировоззренческими трансформациями.

Постмодернизм -- культурное течение, проявившееся, прежде всего, в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности.

Основные черты и особенности постмодернизма

Многие черты, присущие постмодернистскому искусству и выражающие общую культурную парадигму современности рассмотрены в классификации предложенной американским литературоведом Ихабом Хассаном:

  • 1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.
  • 2. Фрагментарность и принцип монтажа.
  • 3. «Деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.
  • 4. «Все происходит на поверхности» - без психологических и символических глубин, «мы остаемся с игрой языка, без Эго».
  • 5. Молчание, отказ от изобразительного начала.
  • 6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.
  • 7. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.
  • 8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.
  • 9. Имманентность - срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

Одна из основных постмодернистских идей -- демократизация культуры, снижение верховных ценностей, отказ от высших идеалов, которые в свое время были привлекательными для творцов модернистского искусства. Постмодернизм выдвигает в качестве главного творческого принципа принципиальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры.

Вначале понятие «постмодернизм» активнее использовалось в сфере художественной культуры, и лишь со временем получило широкое толкование и помимо своеобразного направления в искусстве оно стало применяться для характеристики определенных тенденций в философии, политике, религии, науке, этике, образе жизни, мировосприятии, а в итоге -- для периодизации культуры. Именно в этих последних смыслах используется оно в настоящем тексте.

Отношение постмодерна к истории имеет особый характер: он живет не из мнимого отрицания всего предшествующего, а имеет в виду настоящую одновременность неодновременногo. Причем постмодернизм имеет свои античные, средневековые, нововременные и другие праформы. Таким образом, через осмысление всех проблем постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития, трактуемая как весьма сложный процесс, прежде всего лишенный линейности.

Полагаем, наиболее удачной и емкой моделью постмодернистской многомерности является предложенная Ж. Делёзом и Ф. Гватарри своеобразная модель современной культуры, о которой они повествуют в своей книге «Корневище». Авторы различают два типа культур, сосуществующих в наши дни -- «древесную» культуру и «культуру корневища» (ризомы). Первый тип культуры тяготеет к классическим образцам, вдохновляется теорией мимесиса. Искусство здесь подражает природе, отражает мир, является его графической записью, калькой, фотографией. Символом этого искусства может служить дерево, являющее собой образ мира. Воплощением «древесного» художественного мира служит книга. Для «древесного» типа культуры нет будущего, он изживает себя, полагают Делёз и Гваттари. Современная культура -- это культура «корневища», и она устремлена в будущее. Книга-корневище будет не калькой, а картой мира, в ней исчезнет смысловой центр. Грядет не смерть книги, а рождение нового типа творчества и соответственно чтения. Книга-корневище будет реализовывать принципиально иной тип связей: все ее точки будут связаны между собой, но связи эти бесструктурны, множественны, запутаны, они то и дело неожиданно прерываются. Такой тип нелинейных связей предполагает иной способ чтения. Для наглядности Делёз и Гваттари вводят понятие «шведский стол», когда каждый берет с книги-тарелки все, что хочет. Такое корневище можно представить себе как «тысячу тарелок», именно так называют авторы свою очередную книгу.

Такого рода организацию художественного текста, отмечал и У. Эко, сравнивая книгу с энциклопедией, в которой отсутствует линеарность повествования, и которую читатель читает с любого, необходимого ему места.

Современное искусство сознательно отвергает многие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией, предлагает иное отношение человека к окружающему миру, демонстрирует особое видение. По убеждению Лиотара, художник или писатель находится в ситуации философа, поскольку он создает творение, не управляемое никакими предустановленными правилами. Эти правила создаются вместе с творением и таким образом каждое произведение становится событием. Отсюда постмодерн, согласно концепции Лиотара, следовало бы понимать как парадокс предшествующего будущего.

В сфере художественной культуры возникновение постмодернизма, по мнению Фр. Джеймисона, вызвано реакцией на высокие формы модернистского искусства. Поскольку модернистских форм высокого искусства было несколько, то соответственно сложились разнообразные формы постмодернистского искусства, стремящиеся вытеснить предшествующее в художественной практике. К особенностям постмодернизма Джеймисон относит стирание прежних категорий жанра и дискурса, которые можно обнаружить в области так называемой современной теории. Это явление относится, прежде всего, к французским текстам, но постепенно становится широко распространенным. К примеру, как определить работы М. Фуко, вопрошает Джеймисон, что это, философия, история, социальная теория или политическая наука? Такого рода «теоретический дискурс» -- черта постмодернизма. М. Рыклин полагает: Фуко пишет литературой, поскольку в его текстах много неопределенности, неклассифицируемого напряжения, что в литературе он видит машины смысла. Такого рода теоретический дискурс, впитавший в себя особенности художественного дискурса, -- черта постмодернистской эпохи.

Итак, доминирующим в культуре становится постмодернистский плюрализм и это отличает постмодернизм от модернизма как явления конца XIX -- начала XX в., где плюрализм имел место преимущественно в художественной сфере. Кроме того, важным является то, что постмодернистский плюрализм радикальнее, чем любой предшествующий. Он радикален настолько, что может теперь последовательным образом стать универсальным.

В культурном постмодерне выполняется характерная для XX в. смысловая структура множественности. Во всех сферах своего проявления, осмысливая опыт предшествующего развития человечества, возвращаясь к истокам и основаниям, усматривая в пройденном пути не только ошибки и заблуждения, постмодернизм готов увидеть через прошлое и настоящее то, что должно сформироваться в будущем, и тем самым предполагает поиски путей к самоспасению и самосохранению человечества.

Постмодерн -- конечно же, явление западной культуры. Какое отношение к этому явлению было в нашей стране? Проведем небольшой исторический экскурс. Освоение постмодернистской проблематики у нас шло двум путями; один из них -- публикация переводных статей западных авторов; другой -- явленная миру рефлексия отечественных авторов на это западное явление. Затем начались собственные эксперименты в области художественного и научного творчества и ретроспективное осмысление явлений отечественной культуры, которые некоторые авторы сочли возможным назвать «постмодернистскими».

Пожалуй, первая информация о постмодернизме «из первых рук», доступная широким кругам, была опубликована в сборнике «Называть вещи своими именами», где были помещены отрывки из предисловия У. Эко к роману «Имени роза», в котором соотечественники могли узнать о некоторых основных чертах, присущих постмодернистской литературе.