Самыми старыми библиотеками мира являются. Старинные библиотеки мира

Введение

Первая в мире публичная библиотека

Древние библиотеки Шумера

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала

Первая публичная библиотека в Риме

Первая библиотека Древней Руси

Заключение

Список литературы

Введение

Слово "библиотека" - греческого происхождения. "Библос" означает "книга" (ср. слово "Библия", т.е. "[Священная] книга"), "теке" - "склад, хранилище" (ср. производные от этого корня: аптека, картогедя, фонотека, дискотека и др.). В прошлом уроке уже упоминалась крупнейшая общественная библиотека античности - Александрийская. Столь же знаменитой была Пергамская библиотека. Было и много других библиотек поменьше - городских, школьных, - были и частные, домашние собрания книг. Что же это были за библиотеки? Что за книги там хранились, как они выглядели и на чем были написаны?

Любопытно, что первое и исконное значение латинского слова liber - "лыко", а уже второе - "книга". Значит, первоначально римляне писали, делали записи на коре деревьев (интересная параллель - берестяные грамоты в древнерусском Новгороде).

Известно, что основой для письма людям издревле служили самые разнообразные материалы: скалы, каменные плиты, кора деревьев, пальмовые листья, глиняные таблички, таблички из бронзы, свинца, олова и других материалов, наконец, папирус из Египта и пергамен (не путать с пергаментом - современным видом упаковочной бумаги), названный так по городу Пергаму в Малой Азии, где во II веке до н.э. было налажено производство писчего материала из телячьей кожи. Вплоть до Х века, когда Европа познакомилась с изготовлением бумаги, да и позже, пергамен оставался здесь главным писчим материалом.

И в Греции, и в Риме писали в основном на папирусе и на пергамене, которые сначала изготавливались в виде свитков, наматывавшихся на деревянную палку, вкладывавшихся в специальные футляры и хранившихся в сундуках или на полках в шкафах. На одном из концов палки висел ярлычок с названием книги, ее содержанием. Позже научились складывать листы пергамена или папируса вчетверо, образуя компактные "тетради" (по-гречески "четверки"). Связав вместе несколько таких тетрадей, получали "том" или "кодекс".

Уже с V века до н.э. в Афинах были книготорговцы, что говорит о широком хождении книги как товара и о том, что они переписывались во многих экземплярах (для этого издатели содержали большой штат переписчиков).

В Риме первые богатые частные библиотеки появляются во II-I веках до н.э. В I веке до н.э. Гай Юлий Цезарь задумал устроить в Риме первую общедоступную библиотеку. Известно, что в правление императора Константина в IV веке н.э. в Риме было 28 публичных библиотек.

Первая в мире публичная библиотека

Это было в III в. до н. э. Большой корабль с поднятыми парусами, всплескивая сотнями весел, подходил к берегам Египта.

Корабль шел из Афин. В его трюме наряду с другими товарами находились ларцы, наполненные книгами. Это были свернутые в свитки листы папируса и пергамена.

Александрия, население которой достигало нескольких сотен тысяч человек, была столицей могущественной державы, созданной одним из военачальников Александра Македонского - Птолемеем, захватившим Египет, соседнюю Киренаику, часть Сирии, остров Кипр и ряд областей в Малой Азии.

Греки - эллины - принесли в завоеванные страны богатую культуру, усвоив в то же время высокие культурные достижения народов Древнего Востока. Здесь возникла новая, так называемая эллинистическая культура, выдающимся центром которой стала Александрия.

Царь Птолемей и его преемники покровительствовали развитию науки, литературы и искусства. Они создали в Александрии научное учреждение, получившее название «мусейон», что в переводе значит «учреждение, посвященное музам». (По представлению древних греков, девять муз покровительствовали различным искусствам и наукам.)

Одновременно усилиями многих ученых и при энергичном содействии египетских царей в Александрии была создана первая в истории публичная библиотека, которой могли пользоваться не только граждане Александрии, но и приезжие.

К этому времени на греческом языке было написано огромное количество произведений. Среди них сочинения по различным отраслям науки, техники, сельского хозяйства и особенно много художественной литературы. Все произведения существовали только в рукописях, поэтому экземпляров было очень мало, находились они обычно у частных лиц и стоили очень дорого. Писали на длинных листах, склеенных из разрезанных стеблей папируса, или на особо обработанной коже - пергамене (от названия малоазиатского города Пергама, где впервые стали изготовлять пергамен). Маленькие сочинения умещались в один свиток, большие делились на несколько свитков по разделам.

Птолемей рассылал своих уполномоченных во все страны культурного мира для покупки сочинений на греческом и других языках.

Всем начальникам кораблей, приходивших в Александрию, было предписано сообщать об имевшихся на борту литературных произведениях, которые часто приобретались для библиотеки.

Для библиотеки было выстроено специальное здание в одном из лучших районов Александрии. Оно имело форму прямоугольника и было украшено со всех сторон рядами изящных колонн, между которыми стояли статуи выдающихся писателей и ученых.

Вход вел в большой, облицованный белым мрамором зал. Здесь были расставлены столы для чтения и письма, а подле них удобные кресла и ложа (знатные греки любили возлежать за столом на мягких ложах). За этим залом находилось огромное хранилище свитков и служебные помещения - комната главного хранителя библиотеки, его помощников и переводчиков. В библиотеке велась большая научная работа. Здесь занимались выдающиеся ученые того времени: физик Геронд, астрономы Эратосфен и Аристарх Самосский, анатом и врач Герофила, математики Евклид и Архимед и многие другие.

Огромное количество произведений замечательной греческой литературы и литературы других древних народов Средиземноморья удалось собрать в Александрийской библиотеке. В начале I в. до н. э. общее число свитков доходило до 700 тыс. Это по крайней мере 200-300 тыс. наших книжных томов. Здесь были полные собрания произведений великих греческих драматургов - трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, Менандра.

В библиотеке были тысячи трудов по истории не только больших государств, но и отдельных местностей и городов древнего мира. Сохранившиеся до нашего времени замечательные произведения древнегреческих историков - «отца истории» Геродота, Фукидида, Полибия и других - лишь незначительная часть этого богатейшего собрания (см. ст. «Историки Древней Греции и Древнего Рима»).

Из хранившихся в библиотеке произведений философов древности немногие дошли до нас. Их внимательно изучают современные исследователи. Философские сочинения древних греков, особенно Аристотеля, высоко оценили К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Очень тщательно собирались в библиотеке сочинения по архитектуре, военному делу, точным и естественным наукам: математике, физике, астрономии, технике, ботанике, географии и медицине. Среди медицинских книг были сочинения основателя медицинской науки Гиппократа и его учеников.

Создание библиотеки имело огромное значение для развития культуры. Ученые, философы, педагоги, военные, писатели, художники впервые получили возможность широко изучать литературу по своей специальности, знакомиться с жизнью и культурой современных им народов и народов далекого прошлого.

Древнегреческие философы (слева направо) Платон (427-347 до н. ,э.) и Аристотель (384-322 до н. э.), сочинения которых находились в Александрийской библиотеке.

В Александрийской библиотеке возникла совсем новая наука - классификация - распределение сотен тысяч различных сочинений по разделам и составление каталога с обозначением автора и названия каждой книги. Крупный ученый Каллимах составил описание всех свитков Александрийской библиотеки. Его грандиозный труд занял бы 122 наши большие книги (труд этот не дошел до нас).

Александрийская библиотека просуществовала в своем первоначальном виде около 200 лет. В 48- 47 гг. до н. э., когда войска римского военачальника Юлия Цезаря (см. ст. «Начало империи») ворвались в Александрию и вступили в ожесточенную борьбу с населением города, возник пожар. Часть библиотеки погибла в огне. Много свитков Цезарь отправил в Рим, но корабль со свитками затонул.

В конце IV в. н. э., во время ожесточенной борьбы христиан со сторонниками древних верований, одно из зданий Александрийской библиотеки было разрушено толпой фанатиков-христиан, и ее сокровища почти целиком погибли. Остатки замечательного собрания древней литературы были уничтожены в VII в. н. э. войсками арабского халифа, которые захватили Александрию в 641 г.

Но за много веков существования Александрийской библиотеки в ней работали сотни ученых и писателей и многие из хранившихся в ней сочинений расходились по всем странам древнего мира. Благодаря этому для последующих поколений сохранилась часть находившихся в библиотеке культурных сокровищ древности. Они легли в основу научных знаний и литературы многих народов в средние века и в новое время.

Древние библиотеки Шумера

В начале III тысячелетия до н. э. на берегах рек Тигра и Евфрата находился один из очагов древней цивилизации – Месопотамия. Ее южная часть носила название Двуречье. Прекрасные географические и климатические условия создали условия для жизни и развития людей на этой территории еще задолго до рассматриваемого нами периода. Несколько десятков небольших городов-государств были построены на холмах и окружены стенами. Именно древние Лагош, Ур, Ниппур и др. стали основными носителями шумерской цивилизации. Самый молодой из них – Вавилон развивался столь стремительно, что в I тысячелетии до н. э. греки стали называть Двуречье по его имени Вавилонией.

Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда. Среди всех прочих находок, они увидели большое количество разнообразных по размеру и форме шумерских клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни. Хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов III тысячелетия до н. э. и другую разнообразную информацию оставили для потомков жители древности.

При раскопках в городе Ур были найдены несколько библиотек, небольшие собрания священных текстов, личные библиотеки. Особое значение имели находки, сделанные учеными в г. Ниппуре (совр. Ирак) - древнейшем религиозном центре шумеров. Около 100 тысяч глиняных табличек, размещавшихся в 62 комнатах, порой расколотых на десятки кусочков или со стертыми надписями, были найдены на месте храмовой библиотеки Ниппура.

Всего известно около 150 памятников шумерской литературы. Среди них стихотворные записи мифов, эпические сказания, молитвы, гимны богам и царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика: поучения, назидания, споры-диалоги, а также басни, анекдоты, поговорки и пословицы. Конечно, такое распределение по жанрам совершенно условно и опирается на наши современные представления о жанрах.

Сами шумеры имели свою собственную классификацию - почти в каждом литературном произведении в последней строке обозначен его «жанр»: хвалебная песнь, диалог, плач и т. д. К сожалению, принципы этой классификации нам не всегда ясны: однотипные, с нашей точки зрения, произведения попадают в шумерских обозначениях в разные категории, и наоборот - к одной категории отнесены памятники заведомо разных жанров, скажем гимн и эпос. В ряде случаев классификационные обозначения указывают на характер исполнения или музыкального сопровождения (плач под свирель, песнь под барабан и т. д.), поскольку все произведения исполнялись вслух - пелись, а если не пелись, то читались нараспев после заучивания по табличке.

Таблички, найденные в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: “Документы, касающиеся сада”, “Посылка рабочих” и др. Имелись таблички с пометами об утрате текстов, списком 87 произведений - своеобразные прообразы каталога. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о “фондах” и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории.

В начале II тысячелетия до н. э. храмовая библиотека Ниппура была сожжена эламским завоевателем Кудур-мабуком.

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

Первая публичная библиотека в Риме

«Плоды человеческого разума являются общим достоянием». Эта фраза принадлежит основателю первой в мире публичной библиотеки Азинию Поллиону. Открытие этой библиотеки состоялось в Риме в 39 году до н.э.

До II века до н.э. в Риме лишь единицы читали и собирали книги. А вот уже во II веке до н.э. с расширением римской экспансии на Восток в Риме появились и первые частные библиотеки. Первые собрания книг у римлян представляли собой лишь трофеи римских военачальников: Эмилий Павел в 168 году до н.э. привез библиотеку македонского царя Персея, а Лукулл книги, захваченные в Понтийском царстве...

Во второй половине II века и в I веке до н.э. римляне более всего воевали с греками, жившими в странах Восточного Средиземноморья и на Черном море. Эллинский мир в культурном отношении был несравнимо выше римского. С завоеванием Римом восточных областей начинается массовое проникновение в Рим передовой греческой культуры. Говорить по-гречески, уметь читать книги выдающихся греческих авторов становится престижно. (Как в России в XIX веке говорить по-французски!)

Уже к I веку до н.э. там появляется великое множество частных библиотек. Некоторые из них были весьма значительны до 30 тысяч свитков! Эти личные библиотеки чаще всего размещались на виллах бывших военачальников, в помещениях, хорошо проветриваемых, с окнами, выходящими на восток, дабы книги лучше сохранялись. Свитки хранились в невысоких шкафах, стоящих вдоль стен, иногда в нишах стен, а также в шкафах, стоящих в центре помещения. Шкафы в основном были сделаны из кедра, так как он мало подвержен порче и гниению. (Одна из таких вилл "Вилла де Папира" была обнаружена и раскопана в Геркулануме, городе, погибшем в результате катастрофического извержения Везувия).

Во второй половине I века до н.э. благодаря мощному влиянию греческой культуры в Риме появляется большое количество образованных, пытливых и талантливых людей. Этим людям необходимо было общаться между собой, делиться знаниями, наводить справки у авторитетных авторов мудрых книг, спорить, соревноваться в красноречии... Нужны были специальные учреждения для этого. Так постепенно вызревала необходимость создания в Риме публичных библиотек как центра общения и равного доступа к книгам.

Знаменитый Гай Юлий Цезарь (10044 гг. до н.э.), побывав в 47 году до н.э. в Египте, в Александрии, увидел собственными глазами знаменитую библиотеку. Он задумал основать в Риме подобную, но доступную большему числу людей. Поэтому у него возникло намерение вывезти из Египта в Рим массу книг, перевести эти книги на латинский язык, сохранив при этом и оригиналы, пригласить в Рим александрийских ученых, писателей и поэтов.

Убийство в 44 году до н.э. Цезаря помешало осуществлению этих планов. Но зерно, посеянное просвещенным властителем, проросло. Через пять лет после его смерти первая публичная библиотека была открыта. Военачальник Гай Азиний Поллион (76 год до н.э. 5 н.э.), успешно закончив войну с Парфией и возвратившись в свой родной город, построил у себя на вилле на средства военной добычи известный Атриум Свободы. В нем-то и расположилась эта самая библиотека. Она обслуживала открытую там же "Академию красноречия".

В основанной Поллионом библиотеке собирались философы, чтобы побеседовать о творениях греческой мысли, поэты, чтобы почитать полюбившиеся стихи и обсудить литературные достоинства того или иного произведения, блеснуть красноречием. Основу библиотеки составили книги, захваченные римлянами в Иллирии, и делилась она на фонды латинских и греческих книг. Преобладали, конечно, греческие книги.

Вслед за Поллионом две публичные библиотеки, латинскую и греческую, основал в 28 году н.э. Октавиан Август. Они располагались в Риме на холме Палатин при храме Аполлона (так называемая Палатинская библиотека). В дальнейшем их открывали Тиберий (правил в 1437 гг. н.э.), Веспасиан (правил в 7079 гг. н.э.), Траян (правил 98117 гг. н.э.) и другие императоры. С их стороны это были популистские акты. Дело в том, что во времена империи постройка и открытие публичных библиотек считались большой заслугой перед обществом.

Первая библиотека Древней Руси

Считается, что первая библиотека Древней Руси была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века.

Все правители европейских стран, которым выпало счастье породниться с великим киевским князем (дети Ярослава были женаты или состояли в замужестве с представителями царствующих династий Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Риме и Византии), знали о пристрастиях своего восточного родственника и при каждом удобном случае дарили ему книги. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями.

Дальнейшее накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей; занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Примером такого перевода является историческое сочинение «Хроника Георгия Амартола».

Ипатьевская летопись писала о пользе книг: «Велико бо польза бывает человека от учения книжного. И книгами бо кажеми и учили если пути покаянию и мудрости бо обретаем и воздержание от словес книжных». Нет, недаром князь Ярослав получил прозвище Мудрый! Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, "любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...".

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата". Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

По утверждению известного советского исследователя и спелеолога И. Я. Стеллецкого, «ни археологи, ни архитекторы этим вопросом не интересовались и никогда ничего на эту тему не писали». Зато кладоискатели держат библиотеку Ярослава Мудрого в поле зрения с давних времен. Многие уверены, что под Софийским собором имеются обширные подвалы, которые по-настоящему никем не обследовались.

Заключение

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Официально первой библиотекой считается коллекция глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденная в храме вавилонского города Ниппур. Одним из древнейших дошедших до нас собранием книг можно также считать ящик с папирусами, найденный в одной из гробниц близ египетских Фив. Он относится ко времени II переходного периода (XVIII - XVII вв. до н. э.). Приблизительно около 1250 года до н. э. Рамзесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека - собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

1. Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (Британский музей Лондон VII век до н.э.)

Самая старая библиотека в мире обнаружена в 1849-51 годах британскими археологами Остином Генри Лэйардом и Хормуздом Расамом при раскопках на берегах Евфрата.. Считается самой древней из известных миру библиотек. Задумывалась ассирийским царем Ашшурбанипалом как вместилище всех накопленных человечеством знаний и основывалась на древних шумерских и вавилонских текстах. Включает в себя юридические, административно-хозяйственные записи, описания политических событий, магических и религиозных ритуалов, пророчеств, астрономические и исторические сведения, молитвы, песни. Один из самых известных мифологических текстов – эпос о Гильгамеше. Является одним из основных источников информации об истории и культуре Месопотамии и дешифровки клинописи. Основная часть из 30 000 обнаруженных глиняных табличек находится в настоящий момент в Британском музее.

2. Библиотека монастыря Святой Екатерины (Египет Синай 548-565гг)

Монастырь находится в Египте у подножия горы Синай. Библиотека монастыря вмещает в себя 3 304 манускрипта, 5 000 книг и около 1 700 свитков. Ее собрание по историческому значению уступает только Апостольской библиотеке Ватикана. Тексты написаны на греческом, арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Самые известные манускрипты – «Синайский кодекс» IV века (в настоящий момент находится в Британском музее) и «Сирийский кодекс» V века с цитатами из Библии. Помимо прочих реликвий монастырь имеет также коллекцию древнейших икон.

3. Национальная библиотека Чешской республики (Прага 1366 г)

Это не просто одна из старейших, но и одна из , обслуживающая около 1 миллиона читателей в год. Была основана в связи с формированием Пражского университета. Обеспечивает доступ к более чем 6 миллионам документов, с годовым приростом в 70 000 наименований. Многие проекты библиотеки поддерживаются ЮНЕСКО.

4. Национальная библиотека Австрии (Вена 1368г)

Находится во дворце Хофбург, служившем резиденцией императорской семьи Габсбургов. Коллекция включает в себя 7,5 миллионов книг, древнейшие папирусы, карты, глобусы, картины, фотографии, партитуры произведений известных музыкантов, таких как Штраус и Брукнер. Известна еще и тем, что здесь собрано около 8 000 инкунабул – наборных первопечатных изданий.

5. Национальная библиотека Франции (Париж 1461г)

Существовала еще при Карле V Мудром, но основная часть его коллекции была утрачена, так как королевские родственники имели обыкновение не возвращать взятые книги. Людовик XI начал собирать библиотеку практически заново. Наряду с прочими, в библиотеке хранятся книги различных монастырей, книги о революции, книги о Вальтере, а также собрания рукописей, присланных из различных стран. На сегодняшний момент включает в себя 30 миллионов единиц хранения.

6. Апостольская библиотека Ватикана (Рим Ватикан 1475г)

Ее вдохновителем и создателем были папы Николай V и Сикст IV. Прежде всего, это богатейшее собрание рукописей средневековья и эпохи Возрождения. Под эгидой библиотеки проводились целые экспедиции по поиску редких изданий в самых разных частях света. Включает в себя самые разнообразные тексты от рукописей с произведениями Цицерона,Вергилия, Аристотеля, до работ современных авторов. Естественным образом, большую часть коллекции составляют тексты религиозного содержания. При библиотеке создана Ватиканская школа библиотекарей и лаборатория по реставрации и воспроизведению важнейших манускриптов. Ежедневно хранилища могут посещать до 150 ученых и специалистов.

7. Национальная библиотека Мальты (Валетта 1555г)

Заложена 48-м Великим магистром Ордена Святого Иоанна Клодом де ла Синглем. Согласно его указу все личные книги умерших рыцарей считались достоянием Ордена. Получила развитие при Луи Гирене де Тенсин – судебном приставе-исполнителе большого Креста Ордена. Мальтийская библиотека - значительное собрание библиографических редкостей. Здесь можно увидеть дарственную грамоту 1 107г императора Карла королю Иерусалима Балдуину I, документы, подтверждающие дворянское происхождение рыцарей, протоколы собраний Ордена Святого Иоанна. С 1812г библиотека открыта для посетителей.

8. Баварская государственная библиотека (Мюнхен 1558г)

Эта старая библиотека основана Виттельсбахским герцогом Альбрехтом V. В 1663г в Баварии был издан закон, по которому два экземпляра любого печатного произведения должны передаваться этой библиотеке. Закон действует по настоящее время. Во время Второй мировой войны до 500 000 томов были утрачены, а здание разрушено на 85%. Несмотря на это, считается одной из наиболее обширных европейских библиотек. Проводит большую работу по оцифровке старинных документов и рукописей.

9. Королевская библиотека Бельгии (Брюссель 1559г)

Национальная научная библиотека. Основана по приказу Филиппа II. Содержит 8 миллионов книг, рукописи, рисунки, гравюры, большую нумизматическую коллекцию. Основная цель деятельности – сбор и хранение всех бельгийских изданий и произведений бельгийцев, выпущенных за рубежом. Кроме национальных, присутствует большое количество иностранных книг. Доступна для посещения гражданами, в том числе студентами.

10. Бодлианская библиотека библиотека Оксфордского университета (Лондон, 1602г)


Носит имя сэра Томаса Бодли даволе популярного и известного во всем мире человека который коллекционировал манускрипты. Хотя многие считают что основатель все же епископ Томас де Кобэм. Его стараниями при университете была собрана первая коллекция книг, которые приковали к полкам цепями дабы предотвратить кражи. На ряду с Ватиканской библиотекой претендуют на право называться старейшей в Европе.

Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). Служила также государственным архивом.

После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.


Ашшурбанипал намеревался создать библиотеку, которая должна была исчерпывать все накопленные человечеством знания. Особенно его интересовали сведения, необходимые для управления государством, - о том, как поддерживать постоянное общение с божествами, о предсказании будущего по движению светил и по внутренностям жертвенных животных. Оттого львиную долю фондов составляли тексты заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов, мифологических сказаний. Основная часть сведений была извлечена из шумерских и вавилонских текстов специально организованными командами писцов.

Библиотека имела большое собрание медицинских текстов (с упором на лечение при помощи чародейства), однако богатое математическое наследие Вавилонии по непонятным причинам было проигнорировано. Здесь имелись многочисленные списки литературно-эпических сказаний, в частности таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш, а также таблички с молитвами, песнями, юридическими документами (например, кодекс Хаммурапи), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами.

Тексты были написаны на ассирийском, вавилонском, диалекте аккадского языка, а также на шумерском языках. Очень многие тексты представлены параллельно на шумерском и аккадском языках, включая энциклопедические издания и словари. Как правило, один текст хранился в шести копиях, что сегодня значительно облегчает работу по дешифровке табличек. На сегодня библиотека Ашшурбанипала является крупнейшим собранием текстов на аккадском языке.

Основание библиотеки состоялось по приказу ассирийского правителя Ашшурбанипала, который отличался большим интересом к текстам и знаниям в целом. Предшественники Ашшурбанипала имели небольшие дворцовые библиотеки, но ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Иногда, во время военных походов Ашшурбанипалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки, которые он также доставлял в свой дворец.

Библиотекари Ашшурбанипала проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют в том числе многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Сам Ашшурбанипал придавал большое значение упорядочению библиотеки. На каждой табличке было написано его имя (своеобразный экслибрис), в колофоне было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. В библиотеке были сотни кодексов с вощеными страницами, что позволяло исправлять или переписывать текст, написанный на воске. В отличие от клинописных табличек (которые только закаляются во время пожаров), таблички из воска недолговечны. Они не сохранились, равно как и имевшиеся в библиотеке свитки - пергаментные и папирусные. Судя по древним каталогам, до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов.

Огромный массив клинописных текстов дошел до наших дней исключительно благодаря страсти Ашшурбанипала к писаному слову. Во многих случаях древние памятники месопотамской письменности сохранились только в копиях, выполненных по приказу этого правителя. Некоторые из представленных текстов имеют тысячелетнюю историю (хотя сами таблички не очень древние, в нормальных условиях они редко хранились более 200 лет).

Сам Ашшурбанипал гордился тем, что он был единственным ассирийским правителем, который умел читать и писать. На одной из табличек найдена его личная запись:

«Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа, овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопным записями камне, которые являются уже совсем непонятными».

Записи самого Ашшурбанипала (вероятно, составленные лучшими писцами) отмечены высокими литературными качествами.

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена, как обычно бывает в таких случаях, а оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где хранилась.

В 1849 году большую часть библиотеки (которая хранилась в северо-западном дворце на берегу Евфрата) нашел британский археолог Остин Генри Лэйард. Через три года ассистент Лэйарда британский дипломат и путешественник Хормузд Расам в противоположном крыле дворца нашел вторую часть библиотеки. Обе части были вывезены на хранение в Британский музей. Открытие библиотеки позволило учёным составить представление об ассирийской культуре «из первых рук». До этого об Ассирии было известно только из трудов Геродота и других историков Эллады, а их источником служили, в свою очередь, персы. Наибольшую сенсацию в научном сообществе произвело обнаружение эпоса о Гильгамеше с изложением библейской истории о всемирном потопе.

При извлечении табличек из-под обломков тщательный учёт места их обнаружения не велся. В Британском музее обе части были помещены в общее хранилище, так что теперь невозможно судить, какие таблички где были найдены. Ученые до сих пор работают над сортировкой отдельных фрагментов («joints»), каталогизацией и дешифровкой текстов. Британский музей вместе с иракскими учеными работает над созданием музея-библиотеки в Ираке, где должны быть представлены репродукции оригинальных табличек.

В глубине Синайского полуострова (Египет), у подножия горы Синай, лежит город Святой Екатерины. Именно здесь, в регионе пустыни, среди гранитных скал и суровых гор, находится старейшая библиотека.

Между 548 и 565 годами восточно-римский император Юстиниан приказал построить на этом месте монастырь, посвященный Екатерине. Монастырь никогда никем не разрушался и не грабился за всю свою историю, что делает его старейшим действующим христианскиммонастырём в мире. В нём содержится самая старая в мире постоянно действующая библиотека, в которой хранится вторая по величине коллекция ранних кодексов и рукописей на разных языках. Эту библиотеку по своей значимости превосходит только Ватиканская библиотека.

Монастырь окружён массивной стеной, воздвигнутой ещё в VI веке. Доступ в него, до 20-го века, был только через единственную дверь в наружной стене. Вход через малые ворота слева от главных ворот появился недавно.

Великое сокровище монастыря — его иконы и мозаики на стенах: они представляют собой наилучшую в мире коллекцию ранних икон. Большинство этих икон относятся к 6 веку, а некоторые к ещё более раннему периоду.

Библиотека монастыря — ещё большее сокровище. Аштинам Мухаммад, исламский пророк, как утверждается, обеспечил неприкосновенность монастырю. Помимо редких рукописей религиозного характера (в его коллекции есть недостающие части Кодекса Синайтиса, рукописная копия греческой Библии 4-го века), в библиотеке есть первые издания Гомера (1488), Платонв (1513), комедии Аристофана (1498), Большой этимологический словарь греческого языка (1499) и Лексикон Свиды Lexicon Suidae (1499), содержащий многочисленные цитаты античных авторов.
Ежегодно монастырь привлекает более 100 000 посетителей.

Библиотеки начали создавать еще цари древних царств. Легенды рассказывают о потрясающих библиотеках Древнего Мира, таких как библиотека Ассирийского Царства, Вавилонского Царства, Библиотека Фив в Древнем Египте, Древнегреческие и Древнеримские Библиотеки, знаменитой Александрийской Библиотеки.

Однако до наших дней сохранились лишь библиотеки, основанные после XV века. О них мы и хотим вам рассказать.


Ватиканская апостольская библиотека

Ватиканская апостольская библиотека (лат. Biblioteca Apostolica Vaticana) - библиотека в Ватикане, обладающая богатейшим собранием рукописей средневековья и эпохи Возрождения.

Начало собранию (архивные документы, литургические книги в виде свитков лат. Volumina) Ватиканской библиотеки было положено в IV веке: тогда в Латеранском дворце был собран архив, упоминавшийся ещё при папе Дамасии I (384 год). В VI веке за собранием манускриптов стал наблюдать государственный секретарь Ватикана (лат. Primicerius Notariorum), а в VIII веке появилась должность библиотекаря Ватикана.

Библиотека, основанная в XV веке папой Николаем V, постоянно пополняется, и в настоящее время её фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 тысяч манускриптов, 8 300 инкунабул, более 100 тысяч гравюр и географических карт, 300 тысяч монет и медалей.

К библиотеке относится Ватиканская школа библиотекарей и лаборатория по реставрации и воспроизведению важных манускриптов (факсимиле).


Библиотека Вильнюсского университета

Старейшей библиотекой Восточной и Центральной Европы по некоторым предположениям является библиотека Вильнюсского университета. Она основана при Вильнюсской иезуитской коллегии в 1570 году Великим князем Литвы Жигимантасом Аугустасом и Вильнюсским епископом Альбиниюсом. В настоящее время крупнейшая библиотека Литвы является также депозитарной библиотекой ООН, ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения.

Историю университетской библиотеки ведут с библиотеки иезуитской коллегии, которая по завещанию короля Сигизмунда Августа получила после его смерти 7 июля 1572 года богатое собрание книг короля-библиофила.

В фондах библиотеки свыше 5,3 млн. изданий, среди них 178 306 изданных в XV-XVIII веках, свыше 250 тыс. рукописных документов (старейшие XIII века).
Ежегодно 16 тысячам читателей выдается свыше млн изданий (1998). Прирост фондов в конце XX века составлял около 130 000 экземпляров в год.

Поддерживает связи с 380 библиотеками и научными учреждениями из 55 стран (1998). Электронный каталог с 1993 года, первый в балтийских странах.

Бодлианская библиотека

Бодлианская библиотека (англ. Bodleian Library) - библиотека Оксфордского университета, которая оспаривает у Ватиканской право называться старейшей в Европе, а у Британской - титул самого крупного книжного собрания Великобритании. С 1610 (официально - с 1662) года наделена правом на получение обязательного экземпляра всех изданий, выпускаемых в стране.
Библиотека носит имя сэра Томаса Бодли (1545-1613) - известного собирателя старинных манускриптов, состоявшего на дипломатической службе королевы Елизаветы. Между тем её основателем должен считаться епископ Томас де Кобэм (ум. 1327), создавший при университете небольшое собрание книг, прикованных к полкам цепями во избежание их выноса за пределы здания.

В 1410 году эта библиотека перешла в полное распоряжение университета, а несколько позднее расширением университетского собрания озаботился герцог Хамфри Глостерский. Благодаря его попечению в 1450 году библиотека переехала в новые, более обширные помещения, которые сохранились по сей день. При первых Тюдорах университет обнищал, Эдуард VI экспроприировал его книжные собрания, даже сами книжные шкафы были распроданы.

В 1602 году Томас Бодли не только восстановил библиотеку, но и помог ей занять новые помещения. Он преподнёс университету своё книжное собрание, пёкся о приобретении книг из Турции и даже Китая. В течение последующих столетий для размещения библиотечных собраний было выстроено несколько зданий, включая ротонду Радклифа (1737-69) - шедевр британского палладианства.


Национальная Библиотека Франции


Национальная Библиотека Франции прослеживает свое происхождение к королевской библиотеке, основанной в Лувре Карлом V в 1368 году. Библиотека была расширена при Луи XIV и открылась для общественности в 1692 году. Коллекции библиотеки расширились к более, чем 300 000 томов во время радикальной фазы Французской Революции, когда частные библиотеки аристократов и духовенства были захвачены. Актом революционного Французского Национального Соглашения Библиотека стала первой свободной публичной библиотекой в мире в 1793 году. После ряда изменений режима во Франции библиотека стала Императорской Национальной Библиотекой и в 1868 году она была перемещена в здания на рю-де Ришелье, разработанное Анри Лабрусом (Henri Labrouste). Однако ныне этот ансамбль хранит только малую, но самую ценную часть государственной библиотеки - манускрипты. Основное библиотечное хранилище построено в 13-м округе, это четыре высотных башни на левом берегу Сены, возведённые в форме раскрытых книг; хранилище носит имя Франсуа Миттерана.

Национальная библиотека (фр. Bibliothèque Nationale или BNF) - самое богатое собрание франкоязычной литературы в мире и самая крупная библиотека во Франции. Ее миссия состоит в том, чтобы составлять коллекции, особенно копии работ, изданных во Франции, которые должны, согласно закону, быть депонированы там, сохранять их, и делать их доступными для общественности. Библиотека издает каталог ссылок, сотрудничает с другими национальными и международными учреждениями, и участвует в научных программах.

Амброзианская библиотека

Амброзианская Библиотека (Biblioteca Ambrosiana) является исторической библиотекой в Милане, а также местом расположения художественной галереи Pinacoteca Ambrosiana. Названная в честь Амброуза, святого заступника Милана, библиотека была основана Кардиналом Федерико Борромео (Federico Borromeo) (1564-1631 гг.), чьи агенты ездили по всей Западной Европе и даже Греции и Сирии в поисках книг и рукописей. Некоторые главные приобретения полных библиотек были рукописями бенедиктинского монастыря Боббио (Bobbio, 1606 г.) и библиотека Падуи Винченцо Пинелли (Vincenzo Pinelli) с больше чем 800 рукописям, которые заполнили 70 ящиков, когда их послали в Милан и включали известную освещенную Илиаду, Ilia Picta. В библиотеке хранятся 12 рукописей Леонардо да Винчи, 12 тысяч рисунков европейских художников XIV-XIX веков, Вергилий с иллюстрациями Симоне Мартини и маргиналиями Петрарки, многие другие ценности культуры.

Сооружение началось в 1603 году, библиотека была открыта для публики 8 декабря 1609 года (после Бодлеанской библиотеки, открывшейся в Оксфорде в 1602, это вторая публичная библиотека Европы). Библиотеке была придана типография, здесь размещалась также школа классических языков. Кроме того, в библиотеку вошли Академия и Пинакотека, учрежденные тем же Федерико Борромео.


Библиотека Лауренциана

Библиотека Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) во Флоренции, Италия, известна как библиотека, содержащая больше чем 11 000 рукописей и 4 500 ранних печатных книг. В читальном зале Библиотеки Лауренциана, уникального памятника Высокого Возрождения все выполнено по рисункам Микеланджело: узорчатый пол красной терракоты, скамьи, шкафы-пюпитры, витражи и потолок.
В 1571 году библиотека, заказанная великим герцогом Козимо I Микеланджело Буонаротти, была открыта для публики. Козимо любезно разрешил флорентийцам пользоваться своими книгами: кодексы, из который состояла частная библиотека Медичи, были выставлены в шкафах-пюпитрах. Предварительно с книг сняли обложки и сделали одинаковые переплеты из розоватой кожи с гербом Медичи.

Книги крепились к пюпитрам цепями – для сохранности. В таком виде предстают они перед посетителями библиотеки и теперь. Среди сокровищ – дошедшие со времен античности труды Тацита, Плиния, Эсхила, Софокла, Квинтилиана, а также кодекс Юстиниана, переписанный вскоре после обнародования в середине VI века. Еще в библиотеке хранятся рукописи Петрарки и Бокаччо и подлинник автобиографии Бенвенуто Челлини.

Королевская библиотека Эскориала

Библиотеку монастырского комплекса Эскориала (Испания, Мадрид), ныне насчитывающую более 40 тысяч томов, собирал лично Филипп II. Он скупал по всей Европе лучшие книжные собрания и перевел сюда свой архив. В Эскориале произошла и первая в истории библиотечная реформа – в Средние века книги в библиотеках размещали под прямым углом к источнику света. Здесь же придумали устанавливать книги на стеллажах вдоль стен.

Строителем барочной библиотеки, завершенной в 1584 году, был Хуан де Геррера, спроектировавший также и стеллажи. Библиотека представляет собой гигантский зал длиной 55 метров. Сводчатый потолок расписывал Пеллегрино Тибальди, изобразивший аллегории Риторики, Диалектики, Музыки, Грамматики, Арифметики, Географии и Астрономии.

Библиотека Тринити-колледжа

Cтарейшая в Ирландии библиотека является частью Тринити-колледжа, основанного Елизаветой I в 1592 году. Сейчас она имеет статус государственного книгохранилища: сюда передается по экземпляру всех издаваемых в Великобритании и Ирландии книг. Главное сокровище Тринити - так называемая Келлская книга, написанный по-латыни текст четырех евангелий, шедевр каллиграфии и книжной миниатюры IX века. Кроме книг и манускриптов, в библиотеке хранится древнейшая в Ирландии волынка, датируемая XV веком.
В Длинной комнате, главном зале библиотеки Тринити-колледжа, изначально был плоский потолок, а книги размещались только на нижнем уровне. В середине XIX века полки переполнились, так что пришлось придать потолку сводчатую форму и установить стеллажи на втором ярусе.

Библиотека Оссуса в фильме «Звездные войны. Эпизод 2: Атака клонов» - точная копия Длинной комнаты, главного зала библиотеки. Администрация библиотеки Тринити-колледжа хотела было подать на кинематографистов в суд, но в итоге дело так и не получило хода.

Обзор подготовлен по материалам открытых интернет-источников.