Клим самгин автор произведения. Горький "клим самгин"

У детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем, непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления, например запоминание рассматриваемых картинок, оказывается менее успешным, чем произвольное. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трёх лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских воспоминаний приходится на возраст от трёх до четырёх лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к началу раннего дошкольного детства, у ребёнка связываются долговременная память и её основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая роль эмоций в долговременной памяти начинает проявлять себя уже в начале дошкольного возраста. У большинства нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Они сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес, и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное. В некоторых случаях у лингвистически или музыкально одарённых детей неплохо развитой оказывается и слуховая память.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его. Даже по прошествии долгого времени, вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей, но часто исчезает у взрослых: из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например: у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение единожды воспринятого). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом запоминании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно изображения для сада, кухни, детской комнаты, двора. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.

Продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне ее. Однако, у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется простое повторение. Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами. В одном из экспериментов детям в возрасте от 3-х до 8 лет показывали 10 различных деревянных брусков, выложенных в один ряд по длине, и просили просто посмотреть на этот ряд. Неделю, а затем и месяц спустя им предлагали выложить этот ряд по памяти.

Первым интересным результатом эксперимента было то, что уже через неделю младшие дошкольники не могли вспомнить последовательность брусков, но тем не менее восстановит её, выбирая один из следующих вариантов расположения ряда: а) выбор нескольких равных между собой брусков; б) выбор длинных и коротких брусков; в) составление групп из коротких, средних и длинных брусков; г) воспроизведение логически правильной, но чересчур, короткой последовательности; д) составление полной исходной упорядоченной серии. Следующий результат состоял в том, что через шесть месяцев без всяких новых предъявлений запоминаемого материала память у детей спонтанно улучшилась в 75% случаев. Те из детей, кто находился на уровне (а) перешли к построению серии по типу (б). Многие с уровня (б) перешли на (в) или даже (г). С уровня (в) дети переходили на следующий и т.д.(по материалам Немов ссылает на Истомину???)

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как обобщенное воспоминание. Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И.И. Ползунова

Строительно-технологический факультет

по дисциплине «Социально - психологические основы общения»

на тему: Влияние возраста на особенности памяти.

Выполнил: Греку И.Ю.

студ. гр. С-35

Проверил: Староселец О.А.,

доцент кафедры КиКТ,

канд. филол. н.,

Барнаул 2013

    Индивидуальные особенности памяти у детей дошкольного возраста

Индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

1) быстротой запоминания,

2) прочностью сохранения,

3) точностью воспроизведения

4) так называемой готовностью памяти.

Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой - в другом.

Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.

1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.

2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.

3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.

4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов - слуховая, у художников - зрительная память, у философов - словесно-логическая.

Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип - преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник - цвет предметов, математик - типы задач, спортсмен - движения.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, - то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, красивое, необычное, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления. На протяжении дошкольного возраста значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесно-логическая память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Дошкольный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Элементы произвольного поведения – это главное достижение дошкольного возраста. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний.

К концу дошкольного детства у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.

Однако тот факт, что память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует удовольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства.

Достоверно известно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

С точки зрения известного психолога П.П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке все более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям.

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта, запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д.Б. Эльконин: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. Например, после посещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Так, в исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. Например, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Таким образом, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания, которое основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Например, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (по 3. М. Истоминой).

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память. Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память, которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и, в конце концов, осознает необходимость этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог А. Н. Раевский установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник все чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты индивидуальных особенностей памяти у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

1. Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

2. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.

Сохранение - это процесс, когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того, как исчезают возбудители, которые их вызвали.

Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемической деятельности этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция

Забывание - процесс противоположный сохранению.

Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительно важное значение - с процессами мышления. Человеческая память - сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.

3. Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом запоминании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают эти картинки разложить по своим местам, например отложить отдельно изображения для сада, кухни, детской комнаты, двора. Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мышления.

    Особенности памяти у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».

Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», - ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Младший школьный возраст является наиболее «чувствительным» для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период наиболее эффективной.

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи - крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

    Особенности памяти детей старшего школьного возраста.

Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствует постепенному развитию теоретического мышления, происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.

У детей младшего школьного возраста (11 - 12 лет) доминирует механическая память, то есть без логических связей (69 %). Усвоение материала младшим подросткам не позволяет установка только на механическое запоминание, что характерно их возрасту.

Определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Анализируя полученную информацию, видно, что у детей в возрасте от 11 до 12 лет ведущим типом памяти является зрительная память (45%), а хуже всего развит моторно-слуховой тип памяти (10%) .

Причиной такого результата является то, что в младшем школьном возрасте дети много читают, усваивают информацию с помощью зрения, в возрасте 11-12 лет школьники питают информацию из внешней, окружающей их среды.

В возрасте от 15 до 16 лет у подростков наибольший процент приходится на моторно-слуховую (43%) и комбинированную (33%) память.

Рассматривая доминирующие типы памяти у детей разных школьных возрастов, приходим к выводу что: Логическая память преобладает над механической у старших школьников, это, по моему мнению, подтверждает выводы о переходе ведущей роли от памяти к мышлению в старшем школьном возрасте. Постановка вопроса в такой форме снимает проблему механической и логической памяти, как двух последовательных ступеней ее развития, поскольку главным в этом случае, становится изучение развития психических функций и изменение их с возрастом. Такой подход позволяет изучать в возрастном аспекте не только соотношение памяти и запоминания, но и других психических функций.

    Особенности памяти взрослых.

Несмотря на тонны научных трудов, посвященных изучению памяти, она до сих пор остается загадкой, как для простого обывателя, так и для специалистов, занимающихся изучением возможностей мозга. Есть мнение, что с возрастом способность к запоминанию резко падает. Поэтому столь забывчивы старики и так здорово запоминают все новое дети. Однако, нужно помнить, что ослабление памяти у взрослых непосредственно связано с общим состоянием организма. К примеру, переутомление ведет к потере большого числа нервных клеток. Поскольку стрессы, недосыпание и прочие неприятности – спутники взрослого человека, то и возможностей блеснуть прекрасной памятью у зрелого человека гораздо меньше, чем у его более юного собрата. Но унывать не стоит.

В настоящее время, когда ученые и психологи в своих работах собрали полную информацию о памяти и обобщили данные многих экспериментов, они пришли к единому мнению, что это высшая психическая функция, но в остальном их мнения несколько расходятся, в связи с этим появилось множество определений.

Как указывает Середа Г.К.: «Память, являясьпознавательным психическим процессом, заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память - это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)»».

Память является высшей психической функцией, принадлежащей человеку, формирование которой начинается вместе с развитием мозга еще на третьей неделе внутриутробного развития. Вместе с тем, данный психический процесс не является самостоятельной функцией, а теснейшим образом связан с личностью, внутренним миром человека, его интересами. Вследствие этого совершенствование и дальнейшее развитие и памяти происходит из-за изменения отношений человека с окружающим миром. Память как психологический процесс тщательно хранит, и старается скрупулезно восстанавливать различные элементы полученного опыта, к ним относятся:

  1. интеллектуальный;
  2. эмоциональный;
  3. моторно-двигательный.
Характеристики памяти

Память, как сложный механизм, состоит из целого ряда специальных характеристик. Наиболее важными, определяющими ее продуктивность, являются объем, точность, быстрота запоминания, готовность к воспроизведению и длительность. Рассмотрим каждую характеристику более подробно.

Объем памяти - это способность человека одновременно сохранять значительное количество информации.
Быстрота запоминания - это определенная способность человека затрачивать наименьшее количество времени на процесс запоминания.

Точность запоминания - это способность человека припоминать некоторые факты и события, с которыми он сталкивался в жизни, без потери содержания информации.

Длительность запоминания- это способность человека в течение значительного времени сохранять пережитый им опыт.

Готовность к воспроизведению информации - это способность человека очень быстро воспроизводить в сознании определенную информацию.

Механизмы памяти

Вопрос механизмов памяти довольно сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. Физиологи в своих исследованиях подчеркивают, что процесс сохранения информации у любого человека связан с образованием нервных связей (ассоциаций). Биохимики утверждают, что память человека основана на изменении состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур в его организме. Психологи указывают на то, что существует прямая зависимость памяти от направленности личности и характера деятельности человека.

Память человека связана с системами организма, его анализаторами и включена в различные виды деятельности. Формы проявления данного психического процесса чрезвычайно многообразны, т.к. память обслуживает все виды деятельности человека.

Виды памяти

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия :

Характер запоминаемого материала;
характер целей деятельности;
продолжительность хранения информации.

С точки зрения первого критерия (характер запоминаемого материала) выделяют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память:

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Она служит основой для приобретения трудовых, спортивных навыков, навыков письма, речи, игры на музыкальных инструментах и др. Признаком хорошего развития этой памяти является физическая ловкость, расторопность человека во внешних предметных действиях.

Эмоциональная память - это память человека на эмоции и чувства. Вспоминать о каком-нибудь событии может быть само по себе приятно или неприятно. Человек может снова переживать ранее испытанное, притом не менее ярко, чем прежде.

Образная память существует в форме образов ранее воспринятых предметов, явлений, событий, т.е. в форме представлений. Различают представления конкретные (представление именно об этой вазе, именно об этом человеке) и обобщенные (представление о вазе вообще, о человеке вообще). Первые представления отличаются большей детальностью и яркостью, вторые - большей сохранностью существенных признаков, обусловливающих принадлежность предмета к некоторому классу предметов. В свою очередь образная память делится на отдельные виды по ведущему анализатору: зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая и обонятельная.

Словесно-логическая память - специфически человеческий вид памяти, «подчиняющий» себе предыдущие виды. Ее содержанием являются мысли, понятия как обобщенные формы отражения действительности, логические формы мышления. Именно потому, что эта память существует в единстве с речью, ее называют словесно-логической, или вербальной.

С точки зрения второго критерия (характер целей деятельности) выделяют непроизвольную и произвольную память:

Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение информации человеком, в котором отсутствует конкретная цель что-либо запомнить или припомнить.

Произвольная память - это такой вид памяти, при котором запоминание и воспроизведение информации будут выступать как специальные, мнемические действия, то есть человеком ставиться конкретная цель запомнить, или припомнить информацию.

С точки зрения третьего критерия (продолжительность хранения информации) выделяют мгновенную, кратковременную и долговременную память:

Мгновеннаяилисенсорная, память осуществляется на уровне рецепторов и сохраняет физические характеристики стимулов до 2 секунд. Данный вид памяти сохраняет информацию в том виде, в котором ее дают органы чувств без последующего преобразования. Основная функция сенсорной памяти - обеспечить время, необходимое для предварительного анализа информации и ее перевода в кратковременную память.

Кратковременная память сохраняет информацию после однократного восприятия и немедленного воспроизведения (хранение информации до 30 секунд). Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной в виде воспоминания о чем-либо, информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после принимается решение о стирании следа или переводе ее в долговременную память. В качестве проявления кратковременной памяти рассматривается оперативная память, обслуживающая текущие человеческие действия.

Долговременная память обеспечивает хранение большого объема информации в течение длительного времени. Различают долговременную память эпизодическую (на жизненные события, происшествия), семантическую (на обобщенные знания о мире, понятия, отношения между ними), автобиографическую (на личностно отнесенные события и их оценки, наиболее ярко проявляющуюся в воспоминаниях, написании мемуаров).

Процессы памяти

В качестве основы процессов памяти рассматривают различные функции, выполняемые ей в жизни и деятельности человека. К процессам памяти относят: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание информации - это определенный процесс памяти, посредством которого человек запечатлеет следы, вводит новые элементы ощущений, восприятия, мышления, выводит систему ассоциативных связей.

Запоминание какой либо информации человеком всегда носит избирательный характер: в нашей памяти сохраняется далеко не вся информация, которая воздействует на органы чувств. Успешность запоминания той или иной информации зависит от: мотивов, целей и деятельности личности. Виды процесса запоминания различаются по определенным критериям:

Время хранения информации в памяти;
цели деятельности, в которую включены процессы запоминания.

Сохранение информации - всегда определяется количеством ее участия в жизни человека. Существуют различные виды сохранения материала в памяти: долговременную и кратковременную память.

Воспроизведение информации - это процесс, который позволяет актуализировать закрепленное содержание в психике путем извлечения информации из долговременной памяти человека, а так же переводить ее в оперативную память.

Забывание информации - этот процесс памяти человека оказывается более глубоким в том случае, когда определенный материал включается в деятельность очень редко или не включается вообще. Забывание какой либо информации на прямую зависит от времени, содержания материала, его осознанности. Чем более был понят материал, тем больше потребуется времени, чтобы его забыть.

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст детей характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению информации. Память дошкольника в этот период носит непроизвольный характер. Малыш не старается ставить перед собой конкретных целей для запоминания материала. Все происходит независимо от его воли и сознания. Запоминание и припоминание осуществляются в деятельности ребенка. Малыш запоминает то, что было интересно.

Именно в дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольных к произвольным процессам памяти. Теперь память характеризуется тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что малыш ставит перед собой цель запомнить и вспомнить определенный материал.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения у детей начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. Сначала ребенок ставит только саму задачу запомнить или припомнить. Задача припомнить выделяется раньше.

Дошкольники легко запоминают интересные песни, считалки, стишки. Данный материал вызывает к себе большой интерес.

Ребенок, запомнив материал, буквально воспроизводит его, так как у ребенка имеется недостаточный запас слов и выражений, присутствует незначительное количество синонимов в речи. Именно это затрудняет возможность заменять одни слова другими, передавать полное содержание материала. Но ограниченные речевые возможности малыша совершенно не говорят о том, что он не понимает то, что он запомнил и воспроизвел.
Но все же ведущим видом памяти у детей дошкольного возраста, остается непроизвольная память. Но дети к произвольной памяти обращаются очень редко. В основном это происходит, когда в повседневной деятельности ребенка возникают определенные задачи или по требованию взрослых. Непроизвольное запоминание информации ребенком связано с интеллектуальной работой детей над определенным материалом, и оно остается ведущим до конца дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте происходитосвобождение от амнезии младенческого и раннего возраста. Главной особенностью развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста является то, что в ходеразвития складывается новая система функций ребенка. Она заключается в том, что в центре сознания малыша становится память. Именно памяти, как психологическому процессу в дошкольном возрасте принадлежит ведущая роль. Это позволяет сохранять представления, которые психологи всего мира интерпретируют как «обобщенное воспоминание».

Уважаемые родители, если у вас возникли вопросы, связанные с памятью вашего ребенка, то наши консультанты помогут разобраться и проконсультировать вас по этой теме.

Горький Максим

Жизнь Клима Самгина (Часть 1)

А.М.Горький

Жизнь Клима Самгина

Часть первая

Иван Акимович Самгин любил оригинальное; поэтому, когда жена родила второго сына, Самгин, сидя у постели роженицы, стал убеждать ее:

Знаешь что, Вера, дадим ему какое-нибудь редкое имя? Надоели эти бесчисленные Иваны, Василии... А?

Утомленная муками родов, Вера Петровна не ответила. Муж на минуту задумался, устремив голубиные глаза свои в окно, в небеса, где облака, изорванные ветром, напоминали и ледоход на реке и мохнатые кочки болота. Затем Самгин начал озабоченно перечислять, пронзая воздух коротеньким и пухлым пальцем:

Христофор? Кирик? Вукол? Никодим? Каждое имя он уничтожал вычеркивающим жестом, а перебрав десятка полтора необычных имен, воскликнул удовлетворенно:

Самсон! Самсон Самгин, - вот! Это не плохо! Имя библейского героя, а фамилия, - фамилия у меня своеобразная!

Не тряси кровать, - тихо попросила жена. Он извинился, поцеловал ее руку, обессиленную и странно тяжелую, улыбаясь, послушал злой свист осеннего ветра, жалобный писк ребенка.

Да, Самсон! Народ нуждается в героях. Но... я еще подумаю. Может быть - Леонид.

Вы утомляете Веру пустяками, - строго заметила, пеленая новорожденного, Мария Романовна, акушерка.

Самгин взглянул на бескровное лицо жены, поправил ее разбросанные по подушке волосы необыкновенного золотисто-лунного цвета и бесшумно вышел из спальни.

Роженица выздоравливала медленно, ребенок был слаб; опасаясь, что он не выживет, толстая, но всегда больная мать Веры Петровны торопила окрестить его; окрестили, и Самгин, виновато улыбаясь, сказал:

Верочка, в последнюю минуту я решил назвать его Климом. Клим! Простонародное имя, ни к чему не обязывает. Ты - как, а?

Заметив смущение мужа и общее недовольство домашних, Вера Петровна одобрила:

Мне нравится.

Ее слова были законом в семье, а к неожиданным поступкам Самгина все привыкли; он часто удивлял своеобразием своих действий, но и в семье и среди знакомых пользовался репутацией счастливого человека, которому все легко удается.

Однако не совсем обычное имя ребенка с первых же дней жизни заметно подчеркнуло его.

Клим? - переспрашивали знакомые, рассматривая мальчика особенно внимательно и как бы догадываясь: почему же Клим?

Самгин объяснял:

Я хотел назвать его Нестор или Антипа, но, знаете, эта глупейшая церемония, попы, "отрицаешься ли сатаны", "дунь", "плюнь"...

У домашних тоже были причины - у каждого своя - относиться к новорожденному более внимательно, чем к его двухлетнему брату Дмитрию. Клим был слаб здоровьем, и это усиливало любовь матери; отец чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя, бабушка, находя имя "мужицким", считала, что ребенка обидели, а чадолюбивый дед Клима, организатор и почетный попечитель ремесленного училища для сирот, увлекался педагогикой, гигиеной и, явно предпочитая слабенького Клима здоровому Дмитрию, тоже отягчал внука усиленными заботами о нем.

Первые годы жизни Клима совпали с годами отчаянной борьбы за свободу и культуру тех немногих людей, которые мужественно и беззащитно поставили себя "между молотом и наковальней", между правительством бездарного потомка талантливой немецкой принцессы и безграмотным народом, отупевшим в рабстве крепостного права. Заслуженно ненавидя власть царя, честные люди заочно, с великой искренностью полюбили "народ" и пошли воскрешать, спасать его. Чтоб легче было любить мужика, его вообразили существом исключительной духовной красоты, украсили венцом невинного страдальца, нимбом святого и оценили его физические муки выше тех моральных мук, которыми жуткая русская действительность щедро награждала лучших людей страны.

Печальным гимном той поры были гневные стоны самого чуткого поэта эпохи, и особенно подчеркнуто тревожно звучал вопрос, обращенный поэтом к народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону,

И навеки духовно почил?

Неисчислимо количество страданий, испытанных борцами за свободу творчества культуры. Но аресты, тюрьмы, ссылки в Сибирь сотен молодежи все более разжигали и обостряли ее борьбу против огромного, бездушного механизма власти.

В этой борьбе пострадала и семья Самгиных: старший брат Ивана Яков, просидев почти два года в тюрьме, был сослан в Сибирь, пытался бежать из ссылки и, пойманный, переведен куда-то в Туркестан; Иван Самгин тоже не избежал ареста и тюрьмы, а затем его исключили из университета; двоюродный брат Веры Петровны и муж Марьи Романовны умер на этапе по пути в Ялуторовск, в ссылку.

Весной 79 года щелкнул отчаянный выстрел Соловьева, правительство ответило на него азиатскими репрессиями.

Тогда несколько десятков решительных людей, мужчин и женщин, вступили в единоборство с самодержавием, два года охотились за ним, как за диким зверем, наконец убили его и тотчас же были преданы одним из своих товарищей; он сам пробовал убить Александра Второго, но, кажется, сам же и порвал провода мины, назначенной взорвать поезд царя. Сын убитого, Александр Третий, наградил покушавшегося на жизнь его отца званием почетного гражданина.

Когда герои были уничтожены, они - как это всегда бывает - оказались виновными в том, что, возбудив надежды, не могли осуществить их. Люди, которые издали благосклонно следили за неравной борьбой, были угнетены поражением более тяжко, чем друзья борцов, оставшиеся в живых. Многие немедля и благоразумно закрыли двери домов своих пред осколками группы героев, которые еще вчера вызывали восхищение, но сегодня могли только скомпрометировать.

Постепенно начиналась скептическая критика "значения личности в процессе творчества истории", - критика, которая через десятки лет уступила место неумеренному восторгу пред новым героем, "белокурой бестией" Фридриха Ницше. Люди быстро умнели и, соглашаясь с Спенсером, что "из свинцовых инстинктов не выработаешь золотого поведения", сосредоточивали силы и таланты свои на "самопознании", на вопросах индивидуального бытия. Быстро подвигались к приятию лозунга "наше время - не время широких задач".

Гениальнейший художник, который так изумительно тонко чувствовал силу зла, что казался творцом его, дьяволом, разоблачающим самого себя, художник этот, в стране, где большинство господ было такими же рабами, как их слуги, истерически кричал:

"Смирись, гордый человек! Терпи, гордый человек!"

Дом Самгиных был одним из тех уже редких в те годы домов, где хозяева не торопились погасить все огни. Дом посещали, хотя и не часто, какие-то невеселые, неуживчивые люди; они садились в углах комнат, в тень, говорили мало, неприятно усмехаясь. Разного роста, различно одетые, они все были странно похожи друг на друга, как солдаты одной и той же роты. Они были "нездешние", куда-то ехали, являлись к Самгину на перепутье, иногда оставались ночевать. Они и тем еще похожи были друг на друга, что все покорно слушали сердитые слова Марии Романовны и, видимо, боялись ее. А отец Самгин боялся их, маленький Клим видел, что отец почти перед каждым из них виновато потирал мягкие, ласковые руки свои и дрыгал ногою. Один из таких, черный, бородатый и, должно быть, очень скупой, сердито сказал:

У тебя в доме, Иван, глупо, как в армянском анекдоте: всё в десять раз больше. Мне на ночь зачем-то дали две подушки и две свечи.

Круг городских знакомых Самгина значительно сузился, но все-таки вечерами у него, по привычке, собирались люди, еще не изжившие настроение вчерашнего дня. И каждый вечер из флигеля в глубине двора величественно являлась Мария Романовна, высокая, костистая, в черных очках, с обиженным лицом без губ и в кружевной черной шапочке на полуседых волосах, из-под шапочки строго торчали большие, серые уши. Со второго этажа спускался квартирант Варавка, широкоплечий, рыжебородый. Он был похож на ломового извозчика, который вдруг разбогател и, купив чужую одежду, стеснительно натянул ее на себя. Двигался тяжело, осторожно, но все-таки очень шумно шаркал подошвами; ступни у него были овальные, как блюда для рыбы. Садясь к чайному столу, он сначала заботливо пробовал стул, достаточно ли крепок? На нем и вокруг него все потрескивало. скрипело, тряслось, мебель и посуда боялись его, а когда он проходил мимо рояля - гудели струны. Являлся доктор Сомов, чернобородый, мрачный; остановясь в двери, на пороге, он осматривал всех выпуклыми, каменными глазами из-под бровей, похожих на усы, и спрашивал хрипло.

В этой статье мы обратимся к роману «Жизнь Клима Самгина». Краткое содержание его станет нашей основной темой. Но для начала немного поговорим о структуре и замысле произведения.

О произведении

«Жизнь Клима Самгина» относят к романам-эпопеям и считают самым крупным произведением Максима Горького. Произведение состоит из 4-х книг, которые писались с 1925 года по 1936 (год смерти писателя).

Идея произведения «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание представим ниже), по словам самого Горького, состоит в том, чтобы показать героя-интеллигента, каких было много во время первой революции 1907 года. Эти люди поначалу горячо поддерживали рабочих и революционное движение, однако постепенно становится ясно, что им не по пути с новой советской Россией. Основная цель - показать причину неверности их позиционирования себя как надклассовой группы.

Говоря проще, Горький изобразил интеллигента, который прошел путь от революционера до эмигранта.

Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина»: краткое содержание

У Ивана Акимовича Самгина, народника-интеллигента, родился сын. Отец решил дать ему мужицкое и необычное, по его мнению, имя - Клим, которое тут же сделало мальчика особенным среди других детей - Любы Сомовой, чей отец был доктором; Бориса, Варвары и Лидии, отпрысков Варавки квартиранта; Игоря Туробоева, который вместе с Борисом учился в военной школе; Алины Телепневой и Константина Макарова, друзей по гимназии; сироты Ивана Дронова, который жил у Самгиных. Между Климом и этими детьми складываются довольно сложные отношения, так как мальчик постоянно пытается выделиться, чем-нибудь отличиться от окружающих. Главным соперником Клима стал Борис. Их вражда не утихала, пока Борис вместе с Варварой не погиб - дети провалились под лед, когда катались на коньках.

Клим учится в гимназии. В это время его впервые одолевает интерес к женщинам. Мать мальчика, заметив это, решает подкупить швейку Риту, чтобы первый сексуальный опыт юноши был «безопасным». Рита соглашается, хотя и в влюблена в Доронова. Обо всем этом становится известно Климу. Это приводит к тому, что юноша разочаровывается во всех женщинах, даже в своей матери.

Макаров влюбляется в Лидию, но после ссоры с девушкой решает покончить жизнь самоубийством. Самгину удается спасти друга, о чем он позже сожалеет - Лида нравилась ему самому.

Студенчество

Пытался изобразить типичного для своего времени героя М. Горький («Жизнь Клима Самгина»). Краткое содержание (1 часть изложена выше) показывает, как хорошо это удалось писателю, несмотря на то, что его герой постоянно пытался выглядеть особенным.

Клим после окончания гимназии отправился в Петербург. Для него началась студенческая пора. У Самгина появился новый круг общения, в который входили: Дмитрий, старший брат Клима, студент, участвующий в революционной борьбе; Серафима Нехаева, питавшая слабость ко всему декадентскому; Марина Премирова; Кутузов, будущий большевик и активный революционер, похожий на Ленина; Владимир Лютов, происходящий из купцов, студент; Елизавета Спивак и ее муж-музыкант. Однако и в новой компании он старался отличаться, подвергая все критическому анализу. За это новые знакомые окрестили его «умником».

Лютов влюбляется в капризную Алину Телепневу, которая сначала соглашается стать его женой, а потом отказывает из-за того, что полюбила Турбоева. Здесь ярко проявляется тема соперничества зажиточного мужика (Лютов) и обедневшего аристократа (Турбоев).

Отдых на даче и неудача в любви

Клим живет на даче вместе с другими своими петербургскими знакомыми. Довольно много о политических и философских настроениях конца 19 начала 20 века можно узнать из романа «Жизнь Клима Самгина». Краткое содержание по главам описывает споры молодого поколения о Западе и России, о философии Выясняется, что Лютов является русским анархистом. Самгин пытается в этих спорах занять особую философскую позицию, но в итоге не занимает совсем никакой. Одновременно с этим Клим пытается признаться Лидии, что любит ее, но получает отказ.

Самгин едет в Москву. Здесь он знакомиться с новыми людьми, московскими интеллигентами, которые отличаются от петербургских ярко выраженной «русскостью». Среди них: дядя Хрисанф, Петр Маракуев, Варвара Антипова и Семион Диомидов.

На квартире Лютова происходит пьянка, на которой Егор Ипатьевский, дьякон-расстрига, читает свои стихи о Ваське, Христе и «неразменном рубле». Смысл их сводится к тому, что даже в ненависти служит Христу. Лютов восхищается стихами. Клим же опять чувствует себя лишним.

Приезжает Николай I, после чего происходят трагические события на Ходынском поле, где было задавлено множество людей, когда праздновалась коронация. Самгин смотрит на толпу и думает о ничтожности личности во время массового психоза.

Происходит окончательный разрыв Клима с Лидией, после чего девушка уезжает в Париж. Самгин едет на промышленную выставку в Нижний Новгород. Здесь он знакомится с Иноковым, своеобразным поэтом и ярким газетчиком.

Новые знакомства

Как сторонник революции, расставляет соответствующие акценты в своем произведении М. Горький. «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание по книгам можно найти в этой статье) - произведении о том, что человек, не имеющих четких убеждений и не относящийся к определенной социальной группе, не способен ничего добиться в жизни.

Клим встречается с Томильным, который уверен в том, что путь к истине пролегает через неверие. Эта ницшеанская мысль оказывается близка Самгину. Герой знакомится с провинциальным историком Козловым, монархистом и охранителем, который отрицает как революцию, так и революционный дух.

Самгин встречает Кутузова, который столь же самоуверен, что и Козлов, хотя придерживается противоположных взглядов. Кутузов говорит о том, что интеллигенция - это «революционеры от скуки». Дома у Клима происходит обыск, после которого герой беседует с Поповым, жандармским ротмистром. Военный дает ему понять, что Клим никогда не станет революционером.

Первый арест и московские волнения

Вновь переносятся в Москву события романа «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание). Здесь Клим активно общается с верхушкой либеральной интеллигенции - Тагильским и Прейсом. Приезжает Кутузов, рядом с которым Самгин понимает, что настоящая революция готовится в стороне от него и его ближайшего интеллигентского окружения. Макаров рассуждает о философском учении Н.Ф. Федорова и месте женщины в истории.

В Выборге умирает Иван Акимович, отец Клима. Самгин едет на похороны и встречается с братом. Сомову и Клима арестовывают. После допроса в полиции Самгину предлагают стать осведомителем. Клим отказывается, но у него появляется мысль, что он поступил неправильно. У Самгина и Варвары Антиповой происходит любовная связь, после которой девушке приходится делать аборт.

В Москве начинаются студенческие волнения. Самгин оказывается в толпе возле Манежа, он испытывает страх. Его выручает агент полиции Митрофанов. Клим отправляется в деревню, где становится свидетелем крестьянских грабежей. У героя появляется страх перед мужиками.

Волнения в Москве продолжаются. Клим вступает в любовную связь с Никоновой, которая оказывается осведомителем полиции.

Революция 1905 года

Серьезно изменило (9 января 1905 год) жизнь Клима Самгина. Краткое содержание по главам рассказывает о том, что Самгин начинает мысленно поддерживать революционное движение. Клим оказывается в тюрьме, его подозревают в революционной деятельности.

Начинается революция 1905 года. Самгин находится в Москве. Здесь Сомова начинает организацию санитарных пунктов, где можно было бы помогать раненным. Клим радостно поддерживать Кутузова и революцию - «пусть все полетит к черту». Однако он понимает, что происходящее затрагивает и его интересы. Гибнет Туробоев. Макаров признает духовный кризис интеллигенции. Происходят похороны Туробоева. Самгин, Алина Телепнева, Лютов и Макаров оказываются в опасной ситуации, из которой их выручают вор Сашка Судаков и черносотенцы.

Русьгород

Начинается описание революционных событий в романе «Жизнь Клима Самгина». Краткое содержание изображает Клима, оказавшегося в самой гуще боевых событий - на баррикадах. Ведет революционную толпу Товарищ Яков. На глазах героя происходит казнь сыщика Митрофанова. Затем он видит гибель Анфимьевны. Клим с ужасом осознает, что стал невольным заложником происходящих вокруг событий.

Климов едет в Русьгород по поручению Кутузова - нужно забрать деньги для большевиков. В поезде он разговаривает с подвыпившим поручиком, рассказывающим, как страшно расстреливать народ по приказу.

Клим знакомится с Мариной Зотовой, довольно богатой женщиной, которая относит себя к людям с народным образом мысли. Она считает, что причиной революции является то, что интеллигенция не знает народ и никогда его не знала. Здесь в обществе знакомых Марины Самгин окончательно убеждается в том, что далек от «народной стихии», оторван от нее. Клим становится свидетелем жестокого убийства губернатора.

Возвращается из-за границы Лидия, Самгин окончательно разочаровывается в ней.

Заграница

К совершенно логичному итогу подводит своего героя М. Горький. Жизнь Клима Самгина (краткое содержание это подтверждает) продолжается уже заграницей. Сначала он едет в Берлин, где его одолевает скука. Затем Клим встречается в Швейцарии с матерью, но понимает, что они стали совершенно чужими людьми. Самгин остается совершенно один. Приходит известие из Женевы - покончил жизнь самоубийством Лютов.

В Париже Клим встречается с Мариной Зотовой. Бердников и Попов предлагают Самгину стать тайным агентом при женщине, обещая хорошую плату, но герой отказывается.

Возращение

Совершенно непонятного и лишнего человека изображает Горький. "Жизнь Клима Самгина", краткое содержание является тому доказательством, - это описание трагедии, которая постигла интеллигенцию во время революции.

Клим, поняв, что его одиночество заграницей только увеличилось, возвращается в Россию. Убивают Марину Зотову. В ее убийстве подозревают Безбедова, который гибнет в тюрьме еще до начала суда.

Умирает Варвара. В Москве Самгин пытается организовать либерально-независимую газету. Приходит известие о смерти Л.Н. Толстого, которое будоражит и пугает всех вокруг.

Первая мировая война

Подходит к концу «Жизнь Клима Самгина» (краткое содержание по частям изложено выше). Разгорается Первая мировая война, которая в романе символизирует разрушение коллективного разума. Самгин едет в Боровичи на фронт. Там он знакомиться с подпоручиком Петровым, который является примером разложения боевых офицеров. Моральное падение армии подтверждается и эпизодом убийства Тагильского разгневанным офицером.

Клим возвращается с фронта. Здесь он попадает на вечер к который говорит о том, что люди станут едины только когда поймут, что одиноки во вселенной.

Начинается 1917 год, а с ним и Судьба главного героя остается неясна, так как роман имеет открытый финал. Вероятнее всего это связано с преждевременной смертью самого Горького, который так и не успел закончить самую объемную вещь в своей жизни.

Так заканчивается роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" (краткое содержание). "Брифли" - ресурс, на котором можно прочитать произведение целиком.