Стиль рококо в женской одежде - изящные образы прошлого. Стиль одежды рококо.


Стиль рококо во второй половине XVIII века стал основным стилем в искусстве Европы, как в архитектуре, так и в живописи, и в моде. Стиль рококо приходит вслед за барокко, становится его своеобразным продолжением, но со своими, свойственными только ему особенностями. Как и барокко, стиль рококо – это дворцовый стиль, моду по-прежнему диктует Версаль.



Слово «рококо» происходит от французского «rocaille» - дроблёный камень, декоративная раковина, ракушка. Сам термин «рокайль» изначально применялся для характеристики способа убранства гротов, фонтанов, беседок, террас различными окаменелостями, имитирующими природные образования. Наиболее распространён стиль рококо был в оформление интерьеров.




В XVIII веке то, что мы сегодня называем рококо именовалось «живописным вкусом», но вскоре рококо подверглось критике, его стали называть «выкрученным» и «вымученным», и даже «испорченным вкусом».


Первыми критиками рококо стали энциклопедисты, французские просветители, среди которых, к примеру, были такие известные личности, как Дени Дидро, Вольтер. Энциклопедисты критиковали рококо за отсутствие в нём «разумного начала», ведь для них главным был именно разум и, конечно же, вытекающие из него разумность и практичность во всём.




Барокко и рококо. – был стилем пышным, в чём-то громоздким, стилем балов и парадных залов, стилем, где всё было «слишком». Рококо станет стилем более уютным, более домашним, недаром основной областью применения стиля рококо станет не архитектура, а именно оформление интерьеров.





Тоже самое и в моде, во времена барокко в моде были яркие цвета, а макияж делал всех женщин старше по возрасту, смотря на женщин эпохи барокко можно было смело говорить, что им всем далеко за тридцать и все они неимоверно важные, значимые дамы. Рококо наоборот упор делает на нежные, светлые, пастельные цвета - нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. А в макияже все женщины выглядят исключительно двадцатилетними, молоденькими девушками, в этом им помогают румяна и пудра. Впрочем, становится настолько обильным, что иногда и мужья не узнавали своих жён в гриме, лицо превращается в молоденькую, но совершенно безжизненную маску.


Ценится в эпоху рококо и парфюмерия, активно используются ароматы, среди женщин широко распространены духи - фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.




А ещё эпоху рококо по праву называют «женским веком». Именно в стиле рококо мужской костюм приближается к женскому, мужчины в одежде также следуют моде, как и дамы, они также наряжаются, также следят за ней. И более того мужская мода максимально приближена к женской.


Мужчины носят жюстокор. Жюстокор – это длинный мужской кафтан, который чаще всего шьётся по фигуре. Впервые жюстокор появляется во Франции в 60-е годы XVII века. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.


В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.


Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.


Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.


Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки.





Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. В моде также остаются и напудренные парики с закрученными по бокам буклями, а также косичкой и бантом сзади. Головной убор – треуголка.


Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Но затем причёски вновь увеличиваются, достигая полного абсурда – на головах придворных дам появляются натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев, и даже целые декоративные лодки с парусами.




Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.


Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо. Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.




А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.


Верхней одежной в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы.


Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.


Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.






Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. – хрупкая и стройная жеманница. Идеальный мужчина – придворный франт.


Моду эпохи рококо во всём её блеске можно увидеть на картинах художников той эпохи - Ватто, Буше, Шарден, Фрагонар.

(от фр. rocaille — декоративный мотив в форме раковины, термин "рококо" происходит от французского "рокайль-рок", в переводе "скала", что отображает суть нового стиля - сплетения, нагромождения причудливых узоров из цветов, листьев, фигур женщин, ангелов). Стиль рококо отличался причудливой асимметрией и изяществом форм. Его расцвет приходится на период правления французского короля Людовика XV. Это время, когда аристократия замыкается в своем уютном мирке, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах, пикниках и любовных приключениях.

Стиль той эпохи носил черты хрупкости и утонченности, манерности и чувственности. В центре внимания оказываются внутренний мир и переживания человека. Это наложило отпечаток и на характер костюма.



В светских салонах господствовали женщины. Желание нравиться преобладало надо всем и вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все, абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми): чтобы скрыть возраст, волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.

Движения, походку вырабатывали с учителями «хороших манер», даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки, приучая их к «третьей позиции». «Хороший тон» являлся последней преградой, при помощи которой аристократия пыталась отмежеваться от набиравшей силу буржуазии. Недаром XVIII в. называли «галантным веком», веком пудры, кружев, менуэта, веком женственного мужчины.



Аристократические костюмы сверкали золотом и драгоценными камнями. Официальная одежда, служебная, салонная и даже домашняя были одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности. А граф д"Артуа, будущий король Карл X, в качестве пуговиц использовал маленькие часики в драгоценной оправе. Парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь по одному разу.
Объемные формы одежды барокко отошли в прошлое, платье как будто снова приобрело человеческие размеры. Помпезность и торжественность сменились капризом и прихотью, асимметричность победила гармоничность. Свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрели более определенные формы, детали костюма уменьшились и стали более изысканными. Заметных перемен в покрое одежды не произошло.
В одеждах преобладали нежные тона, а растительные узоры выглядели особенно натуралистично. Это время, когда придворные острословы изощряются в фривольности: модные ткани нежно-зеленого и нежно-желтого цветов получают почти неприличные игривые названия — «испачканный навозом», «кака дофина» (дофин — наследник престола) и т.д.



Грациозность и легкость отличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи, чрезвычайно тонкая талия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер.


Опять в моде платья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму. Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая форма превращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бока юбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой рядом, а шел несколько впереди, ведя ее за руку.


Иногда вокруг талии просто укрепляли небольшие каркасики — фижмы , вытянутые в боках и сплющенные спереди и сзади.


Талия стянута корсетом, сильно приподнимающим грудь, слегка приоткрытую неглубоким широким вырезом в форме каре. Вырез вокруг шеи и на груди драпируется кокетливой косыночкой (часто с бахромой).



Позже ее поднимают до подбородка, искусно создавая видимость высокой груди, модной в то время. Эту моду ввела супруга Людовика XVI королева Мария-Антуанетта, обладавшая безупречно красивым небольшим, но высоким бюстом. Узкие в локтях рукава, подобно вырезу, украшены каскадом струящихся кружев, лент и позументов. В новом женском наряде все построено на контрасте крайне маленького лифа и немыслимо огромной, особенно в ее нижней части, юбки.



Этот оригинальный костюм завершался прелестной женской головкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже во второй половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх, иногда на высоту до 60 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорционально тому, как все больше и больше расширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры (легендарный Дажé — личный куафер маркизы де Помпадур — всевластной фаворитки Людовика XV, блистательный Леонар Боляр — придворный парикмахер Марии-Антуанетты) вместе с модистками создают на головах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев; тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем; даже целые корабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплоть до садовой архитектуры. Иногда на голове была масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы.



Вычурные прически, якобы придававшие своим обладательницам изысканный вид, непременно сочетались с особым гримом (румянами и белилами). Гримировались так сильно, что порой мужья не узнавали своих жен.

Среди портных появились настоящие мастера своего дела, например, широко известная тогда модистка Роз Бертэн, обслуживавшая саму королеву Марию-Антуанетту. Заносчивая и самодовольная, но безусловно талантливая, Бертэн была столь популярна в парижских верхах, что удостоилась неофициального титула «министерши моды».

В конце 70-х гг. во Франции широко распространяются английская мода, художественный стиль классицизм. В женском и мужском костюмах создаются смешанные, переходные эклектичные формы. Примером такого «англизированного» женского платья, сохранившего пышность и декоративность рококо, является полонез .


Оно состояло из нижнего облегающего платья (лиф и юбка) и верхнего распашного цельнокроеного. Носили его на фижмах и полисоне (полисон — это небольшая ватная или волосяная прокладка, подвязываемая на спине к низу корсета для создания изогнутого профильного силуэта). Лиф нижнего платья плотно облегал грудь и талию, застегивался на пуговицы или шнуровался. Глубокое и широкое декольте отделывалось кружевной или гофрированной оборкой. Юбка нижнего платья была чаще всего короткой (до косточек) и украшалась по низу широкой оборкой с рюшем. Лиф верхнего платья был также облегающий, декольтированный и расходился от линии груди, где скреплялся большим бантом. Края его отделывались пышными рюшами. Сзади и с боков верхнее платье драпировали на полисоне с помощью шнурков, завязок из лент, приколок с бантами.

Английское чувство меры и элегантности все же берет верх над устоявшимися традициями рококо, и в моде Франции появляются более скромные, строгие и простые формы. Их так и называют «англез» в противоположность близким рококо «франсез» . Прежде всего эти формы расстаются с панье и создают изогнутый профильный силуэт с помощью полисона. Платье «англез» состоит из облегающего лифа и прямой сборчатой юбки.


Декольте чаще всего закрыто нагрудной косынкой. Рукав узкий длинный или 3/4 с небольшим манжетом. С платьем носится передник из тонкой ткани, украшенный оборкой. Более нарядным вариантом является двойное платье, где верхнее застегивается на груди, оставляя открытым весь перед нижнего платья. Однако отсутствуют пышная декоративность и объемная орнаментация рококо, меняются цвет и цветовые сочетания.
Для женского костюма «англез» характерны удобство, практичность, разнообразие форм верхнего ассортимента и определенное подражание мужской одежде в покрое, форме деталей, отделке.

В качестве верхней одежды в 70-е годы входит в моду элегантныe английскиe длинные рединготы прилегающего силуэта, что-то среднее между сюртуком и пальто, укороченные казакины, карако, фрачки .


Женщины носили редингот поверх платьев с широкой юбкой. Редингот застегивался до талии, а ниже расходился, оставляя открытой большую часть юбки. Для пошива редингота использовались яркие ткани, преимущественно в полоску.

Мужская мода первой половины XVIII в. так же причудлива, роскошна, декоративна и женственна. Мужчина становится более чем когда-либо похож на женщину: он напудрен и надушен; шпагу — последний признак мужественности — предпочитает не надевать; зубы его не только чисты, но и набелены; лицо нарумянено; пальцы в перстнях, а карманы — в безделушках.

Фалды камзола приобретают форму юбки; штаны становятся узкими и обязательно дополняются белыми чулками; у жилета исчезают рукава; в костюме обильно используются всевозможные ленты, кружева, пуговицы и даже воланы. Наиболее кардинально меняется прическа: практически исчезает завивка, дело доходит чуть ли не до прусской косы, завязанной черной ленточкой.

В XVIII в. отмечается большое разнообразие форм верхней одежды. Это прежде всего рединготы прилегающего силуэта с однобортной или двубортной застежкой.


Носят также теплые и удобные сюртуки , отделанные мехом, часто на меховой подкладке. Гораздо реже обращаются к накидке.


Только во второй половине XVIII в. мужской костюм начинает приобретать поистине мужской вид, освобождаясь от женских деталей. В конце концов он превратится во фрак.

Но это будет только в XIX в. А пока его все еще шьют из светлых пастельных тонов атласа и сатина, тканей, мягких на ощупь и приятных для кожи тела.
Основным видом отделки мужского костюма были кружева и пуговицы. Кружева применялись для пышных жабо и белых галстуков. Драгоценные скульптурные, чеканные, эмалевые пуговицы украшали фрак и кюлоты. Украшением костюма служили также брелоки, прикрепляемые на плетеных шнурках или цепочках к поясу кюлот.
Головные уборы — небольшие шляпы с полями, узкими спереди и загнутыми с боков. Парики завивали в боковой части, сзади их укладывали косичкой с бантом.

Что касается цвета, то придворный этикет был строг в этом вопросе. Красный цвет, например, имели право носить только пожилые знатные женщины. Представляться ко двору полагалось только в черных платьях, отделанных белыми кружевами и т.д.
Получают распространение такие виды одежды, как манто — свободный плащ, плавно, без складок ниспадающий с плеч.
Любопытно, что под влиянием литературных героев в моду входили различные виды одежды. Так, благодаря герою романа Гете «Страдания молодого Вертера» модным стал костюм из синего суконного кафтана с металлическими пуговицами и желтых кожаных штанов, служивших для утренних прогулок и верховой езды.
Большое значение придается мелким дополнениям - аксессуарам. К ним относятся веер, сумочка-«помпадур» для косметических мелочей, перчатки и муфта (большая — мужская и маленькая — женская).
В это время по-прежнему очень увлекались лентами, украшавшими одежду сверху донизу. Очень распространенным украшением были букеты искусственных цветов, прикрепленных к груди, часы-брелок на цепочке, рюши из кружев. Во Франции даже возникает обширное производство искусственных цветов как наимоднейшего дополнения к костюму. Появилась мода на тонкие трости с кисточкой, в том числе бамбуковые. А так как в 30-е годы XVIII в. вошел в моду нюхательный табак, начали использовать табакерки и табакотерки . В 80-е годы очень популярным стал лорнет
Костюм дополняли светлые шелковые чулки с вышивкой, туфли на высоком изогнутом каблуке. Особенно кокетливо выглядят туфли — маленькие и изящные, как и вообще весь костюм, с глубоким вырезом и большим каблуком вычурно-изогнутой формы. У обуви нет задника, что создает впечатление маленькой ноги. Обычно туфли изготовляли из шелка, некоторые украшали вышивкой, лентами, пряжками и даже драгоценными камнями.У мужчин черная обувь считалась парадной, коричневая предназначалась для прогулок; красная и белая была привилегией знатных дам.
В одежде стиля рококо, весьма сильно обнажающей тело, большое внимание уделялось женскому нижнему белью — нижней юбке с распашной кофточкой — неглиже (от французского neglige — небрежный). Шелковое, обильно украшенное золотом и серебром, вышивками и кружевами, оно становится предметом гордости дам. Декольте делали более глубоким, открывавшим нижнюю рубашку и почти весь бюст. В дамской одежде все явственнее проявляется элемент эротичности и сексуальности.

Поздно начинавшееся утро — оно называлось на светском языке «молодость дня» — изнеженные, утонченные дамы встречали исключительно в неглиже. Нарочитая небрежность, интимность неглиже проникает в каждодневный костюм, привнося особый шарм и настроение. В неглиже начинают появляться на прогулках, мотивируя это «дурным настроением или плохим самочувствием».
Ближе к концу века в домашнем обиходе большой популярностью пользуется очень сексуальный костюм субретки (горничной) — изящный чепчик, короткая верхняя юбка, кокетливо приоткрывающая нижнюю, и нарядный передник.


Моду рококо перенимали все слои общества. Она необыкновенно быстро завоевала многие европейские страны. Этому в огромной степени содействовали и модные журналы — «Галерея мод» и др., модные календари, содержащие 12 рисунков мод по месяцам и адреса парижских портных, белошвеек, парикмахеров и парфюмеров, и, конечно, продолжавшие путешествовать «Пандоры», популярные в европейских столицах. Ежемесячно они отправлялись по маршрутам «от Лондона до Петербурга».

В эпоху барокко костюмы были просто великолепны. Но этот период сменила эпоха рококо. Костюмы стали, так сказать более «интимными». И в этом первенство принадлежало тому же французскому двору. Изменилось практически все. Всем известна знаменитая версальская зеркальная галерея. Но больше такие сооружения не создаются. На смену им приходят интимные салоны дворян. На смену оркестрам, существовавшим в период барокко, приходит интимная камерная музыка. То же самое происходит и с модой. На смену объемным одеждам эпохи барокко приходят значительно уменьшившиеся декоративные платья, украшенные богатым орнаментом. Платье как бы приобретает человеческие размеры.

Если во времена барокко одежда отличалась торжественностью и помпезностью, то в эпоху рококо ее скорее отличали прихоть и капризность. Традиции умеренности были забыты. Правильность линий была полностью побеждена асимметрией. Платья, которые во времена барокко свободно развевались, приобрели более определенные формы, как бы опали. Детали костюма стали значительно изысканнее и меньше.

Но в покрое одежды значительных перемен не произошло. Рококо приняло все тенденции моды, которые появились в предыдущую эпоху. Но они обогатились новым содержанием.

В этот период стало существенно меньше роскоши и внешнего блеска. Но платье стало отличаться легкостью и грациозностью. Французы снова стали носить платье на обручах. Их куполообразная форма несколько напоминала архитектуру костелов. Юбки становятся значительно шире.

Основой любой юбки были железные прутья. Их обтягивали полотном. Во второй половине века юбка значительно расширяется. Из круглой она превращается в овальную. На лифе появляется глубокий вырез. Он в виде треугольника опускается ниже талии. Рукава становятся в локтях очень узкими. Так же, как и вырез, они украшаются волнами лент, кружев и позументами. В этом костюме огромная юбка и совсем небольшой лиф составляют контраст. И над всем этим причудливым сооружением – голова, которая уменьшилась за счет прилегающей прически.

Принято считать, что одежду тех времен отличала анархия. Но современники были восхищены платьем рококо. Считалось, что это пример искусства «де се дэветир» (от французского de se devetir - одеваться). Новую одежду очень часто связывают со сладострастием или с невинным кокетством. Об этом лучше всего говорит изменившийся женский лиф.

В прежние времена фигура приобретала геометрическую форму за счет использования пластинчатого корсажа и райфрока. Теперь же фигура становится очень разнообразной. Наибольшее разнообразие появляется во второй половине XVIII века. Если в начале рококо прическа значительно уменьшилась, то теперь она снова становится выше. Вместе с ней юбка становится существенно шире.

Существенно изменяются в то время прически и грим на лице. Этим занимаются и модистки, и самые знаменитые парикмахеры. Чего только не появляется на головах у дам! Это и натюрморты из перьев, декоративных шпилек лент и цветов, и чепцы в виде тюрбана, украшенные полумесяцем. Доходило до того, что на дамской головке появлялись ветряные мельницы, лодки парусами, садовая архитектура и мосты.

Появились белые напудренные парики. Они очень хорошо скрывали возраст, Владельцы их имели очень вычурный и изысканный вид. Это подчеркивалось еще и гримом лица. На лицо наносили очень много грима. Были случаи, что муж не узнавал свою жену, которая нанесла на лицо грим. При этом у жены и в мыслях не было как-либо маскироваться.

Раньше творцы моды именовались просто портными. Теперь же они становятся самодовольными и заносчивыми. Мода эпохи рококо куда более выразительно, чем мода прошедших лет, выражает тенденции своего времени.

Как общий вид платья, так и его украшение хорошо приспособились к стилю того времени, отличавшемуся склонностью к декорации. Используя ткани, тогда смогли «соединить» человека и природу. Во дворцы природа могла проникнуть только через окна салонов. Но ее отражение появилось в материалах и более всего прическах. На прическах зачастую воспроизводились фонтаны, деревья, цветы и очень часто даже архитектурные садовые сооружения.

В первой половине XVIII века мужская мода старается не отставать от женской моды. Фигура становится причудливой, декоративной и роскошной. Можно сказать, что в какой-то степени она становится женоподобной. В мужской моде есть своя «юбка на обручах» из фалд камзола. Мужской костюм украшается теми же лентами, пуговицами, воланами и кружевами. Жилет стал безрукавным и несколько сократился. Штаны имеют длину до колена, они очень узкие. Снизу они дополняются белыми чулками.

Но главной переменой в мужской моде стало изменение прически. Прошли времена завитых волос времен барокко. Прически становятся значительно проще, они более плоские и значительно меньше по размеру. В те времена волосы завивали в локоны, которые обрамляли лицо. Позже волосы стали стягивать и заплетать в очень характерные косы.

Соревнование мужской и женской моды закончилось во второй половине XVIII века. Мужской костюм начинает приобретать свой стиль, не зависящий от женской моды. Камзол существенно упрощается. На нем уже нет ни лент, ни кружев, ни воланов. Позднее камзол превращается во фрак, который становится основной мужской одеждой в XIX веке.

Почти все украшения из мужского костюма исчезли после 1778 года. Но шьется мужское платье еще из тканей очень нежных расцветок, таких же, из каких шили и женские наряды.

В то время наиболее популярны были сатин и атлас, очень мягкие на ощупь. Из их можно было создавать очень богатую игру складок, а это в одежде эпохи рококо было обязательно. Блестящий атлас прекрасно сочетался с матовым кружевом. Весь наряд выполнялся в нежных, светлых пастельных тонах, пришедших на смену ярким краскам предыдущей эпохи.

Появились и новые разновидности одежды, которые тоже вошли в придворную моду. Основной вид – манто. Это можно определить как достаточно свободный плащ, который плавно спадал с плеч. Но все-таки такой плащ имел форму. Форма была определена покроем нижней одежды с кринолином и прилегающим корсажем.

Очень много значили и мелкие дополнения к одежде. Это сумочка стиля «помпадур» для разнообразных мелочей, веер, без которого в те времена было просто невозможно кокетничать, муфта и перчатки.

В те времена модницы очень увлекались лентами. Ими украшали всю одежду сверху донизу. Очень модны были цветы, как живые, так и искусственные. В прежние времена искусственные цветы в основном изготавливали в монастырях. Их использовали для украшения храмов. Но в то время во Франции появилось производство искусственных цветов. И их использовали уже как модное дополнение к одежде.

Теперь несколько слов об обуви. В моде были маленькие и очень изящные туфли с увеличенным каблуком и глубоким вырезом. Но повседневно в основном носили невысокие и мягкие туфли, чем-то напоминающие домашние тапочки.

В основном туфли изготавливались из простого материала или шелка. Но некоторые туфли были украшены лентами, богатой вышивкой, пряжками и иногда драгоценными камнями.

Одежда эпохи рококо значительно обнажила тело. Поэтому нижнему белью уделяется самое пристальное внимание. Женщины начинают, как и мужчины, носить белые чулки. Но иногда используются и пестрые чулки. В те времена нижнее белье становится воистину произведением искусства. Его изготавливают из шелка, отделывают кружевом, богатой вышивкой, серебром и золотом.

Довольно большое декольте давало возможность увидеть рубашку, отороченную кружевом. Если прежде нижняя юбка только укрепляла и дополняла верхнюю юбку, то впоследствии она стала играть очень важную роль. Ведь ее можно было увидеть. Именно поэтому ее стали украшать воланами, кружевами и лентами.

Разнообразные шелковые черные пластыри и мушки становятся важной составной частью грима. Размещали их, исходя из языка любви. Их помещали и на лицо, и на те част тела, которые были скрыты от людских глаз.

Моду эпохи рококо можно определить как типичную для аристократии. Эта мода объединила напоследок всю королевскую и аристократическую Европу. Все европейские страны следовали ей и слепо ее имитировали.

Та мода, которая нашла свое отражение в полотнах Фрагона, Шардена, буше и Ватто, пришлась по вкусу всем слоям населения. Простые люди и мещане смогли приспособить ее к своим возможностям. Такая мода очень быстро распространилась за счет того, что в странах Европы начали появляться первые модные журналы.

Создавая новые образы, дизайнеры часто обращаются к прошлому. Благодаря этому стили, появившиеся десятилетия, а иногда и столетия назад, получают шанс на второе рождение. Именно это и случилось с небезызвестным стилем рококо. В одежде он проявился особой изысканностью нарядов и их невероятной пышностью.

Стиль рококо: зарождение и расцвет

С французского «рококо» переводится как «декоративная раковина» или «дробленый камень». Стиль рококо зародился в 18 в. и был продолжением барокко. Впервые он появился во Франции. Главными отличиями этого стиля стало стремление к утонченности и осознанное искажение естественных очертаний человеческого тела. Первым законодателем рококо был Людовик XIV, а спустя несколько десятилетий - Мария-Антаунетта.

Современные кутюрье хорошо знакомы с моделями платьев в стиле рококо и часто используют их в своих коллекциях. Стоит выделить такие модели, как:

  • «перевернутый бокал» (верх затянут в корсет, а низ представляет собой широкую пышную юбку, надетую поверх каркаса);
  • «платье Ватто» (широкое цельнокроеное платье, красивыми складками ниспадающее на каркас, которое отличается оригинальным оформлением спины);
  • «полоньез» (наряд, отличающийся обилием складок, рюшей, оборок, искусственных цветов и т. д.);
  • рубашечное платье (наряд, в котором линия талии подчеркнута поясом-кушаком, грудь прикрыта косынкой, уложенной в складки, а массивная юбка смещена назад).




Обязательным дополнением наряда в стиле рококо были различные аксессуары. В частности, веер, муфта, сумочка-мешочек, зонтик, темная бархатная шляпа с перьями, а также соломенная шляпка, украшенная цветами. Классический образ рококо - это женщина, одетая в платье с сильно декольтированным лифом и пышной юбкой на кринолине. Такие наряды шили из батиста, тафты или шёлка, и украшали оборочками, вышивкой, бантиками, цветами.


Стиль рококо в современной одежде

В современном мире трудно встретить рококо в чистом виде. Разве что это будет карнавальный наряд. Но многие детали этого стиля актуальны и сейчас. Например, узор рокайль часто использует в своих коллекциях Ральф Лорен. Из рококо позаимствованы туфли с пряжкой на широком каблуке. В свое время их носил сам Людовик XIV, а теперь их активно пропагандирует Марк Джейкобс.

Остается популярным и силуэт «перевернутый бокал». Чаще всего его используют при создании свадебных платьев. Для подобных нарядов характерна пышная юбка, тесный корсет и сильно декольтированный корсаж. Рукава такого платья украшают воланами, а длина может достигать до локтя. Хотя их наличие далеко необязательно. Подвенечный наряд в стиле рококо часто отличается большим количеством кружева и искусственных цветов. Отметим, что названый силуэт спасет обладательниц полноватых бедер и худых ног.



Что касается аксессуаров, то символом рококо можно считать ободки с кристаллами, массивные ожерелья и длинные тяжелые серьги. Традиционными цветами описываемого стиля считаются нежно-голубой, бледно-зелёный, розовый и бледно-жёлтый. Если вы хотите создать современный образ в стиле рококо, то обязательно посмотрите коллекции Джона Гальяно и Вивьен Вествуд. Кроме того, этот стиль можно наблюдать в нарядах неподражаемой Леди Гага.

  • Насколько популярен стиль рококо в одежде 2013 г.?

Уже сейчас можно смело утверждать, что это тренд настоящего и будущего сезонов. Доказательством этого стала неделя моды Mercedes-Benz, прошедшая в Нью-Йорке. Самой ожидаемой была коллекция Оскара де ля Рента, созданная в сотрудничестве с Джоном Гальяно. Модели из этой коллекции отличились фактурными блестящими вышивками в стиле рококо.