Онегин и печорин. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Жанр - сложное и многосоставное образование, включающее в себя различные компоненты художественного произведения. Его составляют материал повествования, приемы и способы изложения сюжета, темпы и ритм рассказа о событиях, характер конфликта и многое другое. Жанровые свойства «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени» сходны. Никто не писал до А.С. Пушкина романов в стихах, никто не осмеливался назвать большое произведение в стихах романом. Обычно такие стихотворные произведения именовались поэмами. В то время «Евгения Онегина» читатели считали неоконченным романом и не видели до конца истории Онегина, но роман Пушкина был закончен.

Когда А.С. Пушкин работал над своим романом, представления об этом жанре в русской эстетике и критике определенно еще не сложилось. Романом называли тогда всякую вымышленную историю человека. Пушкин к тому времени, когда начинал писать «Евгения Онегина», уже четко представлял, что такое роман. В своем творчестве он обратился к нему не прямо, а, испытав возможности этой жанровой формы. Недаром первые выпуски его романа были им определены то как песни (поэмы), то как главы. Этот факт говорит о том, что в начале своей работы поэт не думал о жанре своего повествования.

Позднее Пушкин назовет «Евгения Онегина» романом, а еще позднее - свободным романом. Вероятно, что у Пушкина не было никакого плана по написанию романа, иначе он не мог бы говорить о нем как о свободном. Пушкинский роман рассчитывался на движение мысли читателя, постигающего развертывающиеся панорамы столичной жизни, картины сельского бытия, времен года и т.д.

Свобода в романе понимается Пушкиным не только как свобода от требований устаревших принципов современной эстетики и критики, но и как свобода сочетания противоположных начал сюжета - эпического и лирического. В основе пушкинского романа лежит циклизация эпического и лирического. В основе лермонтовского - циклизация целых повестей, содержащих законченные сюжеты.

Эпическое в романе Пушкина - картины жизни людей, природы и общества. Эпическое начало строится как неторопливый, детальный рассказ о той жизни героев, которая определяется условиями их материального бытия. Бытовые детали насыщают роман, и становятся в эпической части основной стихией:

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;

Еще усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Еще не перестали топать,

Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;

Еще снаружи и внутри

Везде блистают фонари;

Еще, прозябнув, бьются кони,

Наскуча упряжью своей,

И кучера, вокруг огней,

Бранят господ и бьют в ладони:

А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.

(Гл.1, строфа 12)

В эпическое начало романа входят и лирические отступления. Они ведут к расширению сюжета и составляют не только общий фон, на котором разворачивается как сюжет, так и система образов.

В пушкинском романе все проще, но не менее сложно, чем у Лермонтова. Простота деталей только кажущаяся, потому что повествователь принадлежит к тем лицам, для которых в окружающем мире все имеет причинную связь, свое значение и свою ценность. Автор тяготеет к ассоциативности мышления, стремится охватить внутренне связанные, причинно обусловленные отрезки жизни героев. От этапа к этапу развивается ассоциация, усложняется ее восприятие, позиция повествователя. Это также является особенностью свободного романа Пушкина. Таким образом, свободный роман должен рассматриваться как роман с выраженной тенденцией к реалистическому исследованию жизни в ее различных проявлениях и характерах, ею сформированных.

Лирическое начало в романе - размышления автора-повествователя, его оценки, реакции. Своеобразие динамики свободного романа определяется и внутренней структурой как глав, так и групп строф и отдельной строфы. Ни одна глава не имеет одинакового количества строф. Все они, за исключением одного случая, оторваны друг от друга лирическими отступлениями, которыми завершается одна глава и начинается другая. Только пятая глава непосредственно примыкает к шестой в сюжетном отношении и хронологически.

Своеобразная авторская позиция позволяет говорить о том, что жанровой доминантой в романе является бытовая стихия, которая и определяет жанровую специфику этого свободного романа, имеющего главной своей задачей воспроизведение социально-обусловленного быта, формирующего личность героя своего времени, лишнего человека - Онегина.

Как и Пушкин, Лермонтов долго не называл свое произведение романом, обозначая его жанр по-разному: записки, сочинение, длинная цепь повестей. Возможно, Лермонтов полагал, что это не традиционный жанр романа, не одна из его привычных разновидностей, а нечто новое, не укладывающееся в общепризнанные рамки романа. «Герой нашего времени» был новой формой романа.

По мнению Эйхенбаума, заслуга Лермонтова не только в том, что он обновил жанр романа, синтезировав в нем цикл повестей с такими нероманными жанрами, как новелла, путевой очерк, но и сделал роман психологическим. Следовательно, Пушкин развил и изменил жанр романа, а Лермонтов - обновил его.

В.Г. Одиноков называл роман Лермонтова полифоническим (термин М.М. Бахтина). В таком романе все «голоса», понимаемые как выражение определенных жизненных позиций героев, звучат равноправно. Полифонический роман представляет собой диалог самостоятельных и равноправных голосов сознаний, включая сознание не только героев, но и автора. Мы можем согласиться с мнением В.Г. Одинокова, так как Лермонтов в романе для раскрытия образа Печорина «использует» голоса сознания Максима Максимыча, Грушницкого, Мери и самого себя.

Своеобразие лермонтовской задачи состояло в том, что, с одной стороны, его интересовала история человеческой души, а, с другой стороны, нельзя было, чтобы судьба человека была связана только с той средой, к которой он принадлежал. Она должна быть квинтессэнцией судьбы человека в крепостной России, стране забытой и неподвижной. Только в таком случае персонаж романа мог быть назван героем своего времени. Эта задача и заставила Лермонтова отказаться от романа, развитие действия которого включено в единый сюжет, и создать свободный роман, состоящий из цикла повестей и рассказов, имеющих самостоятельное содержание и значение и в то же время неразрывно связанных в единое целое не только образом главного героя, но и единством поэтической идеи.

Также мы можем говорить о романе Лермонтова как о романе-портрете. Мы можем сказать, что роман Лермонтова в какой-то степени также является свободным романом. Автор вводит циклизацию повестей, объединенных одним героем и последовательным развитием авторской идеи. Но, в отличие от пушкинского романа, циклизация в «Герое нашего времени» носит психологический характер.

Повесть «Княжна Мери» по жанру напоминает роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения - княжне Лиговской, так и главному герою -- Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает так же, как погиб Ленский.

Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике - это направление можно назвать социально-психологическим. Лермонтов развил и углубил пушкинские принципы психологического анализа.

Характерными особенностями его лермонтовского романа стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск основ бытия человека на земле, поэтому он создал роман в прозе, а не в стихах.

Роман М.Ю. Лермонтова продолжил и развил «Евгения Онегина», традиции «свободного романа». «Герой нашего времени» отличается от «Онегина» менее заметной субъективностью, более заметным психологизмом. Значительно снижена у Лермонтова роль автора как свидетеля, судьи. Это вызвано тем, что в своем романе он создавал портрет пороков «целого поколения», к которому принадлежал сам, и в полном их развитии.

Однако лермонтовский роман уступал «Онегину» в другом: типичные характеры изображались в нем в основном вне процесса их формирования. Даже о том, как Печорин стал «лишним человеком», у Лермонтова говорится бегло и в общем плане. Пушкин же, вскрывая логику развития характеров, особенно онегинского, тем самым показывает и объективные закономерности их формирования. Вследствие этого характер и поведение Онегина были очень последовательно объяснены реальными обстоятельствами его жизни.

Если Пушкин создавал свой роман, отталкиваясь от жанра романтической поэмы, то Лермонтов взял за основу прозаическую, но тоже по большей части романтическую повесть: этот жанр в 30-е годы XIX века также был разработан лучше, чем русский прозаический роман.

Лермонтов - ученик и копиист Пушкина - на раннем этапе: использует тексты Пушкина, по их канве создаёт произведения иного жанра (либретто по «Цыганам») или варьирует мотивы («Кавказский пленник»); далее усваивает и растворяет в своей поэтике сразу несколько пушкинских произведений, среди которых всё большее значение для него начинает играть «Евгений Онегин».

Поэтика усвоения пушкинского романа на этапе начала 30-х годов в первую очередь характеризуется вниманием к форме, строфике, отдельным темам, включению авторского голоса в текст большого произведения. При этом она не связана с задачами пародирования и предполагает уже несогласие Лермонтова с трактовкой Петербурга, а также ведёт к соединениям поэтики «Евгения Онегина» с сатирическими и нравоописательными произведениями Пушкина, такими, как «Граф Нулин».

Это творческое усвоение, перенесение пушкинского приёма в иную содержательную плоскость, попытка доказать и собственную самостоятельность и оригинальность. Влияние же «Евгения Онегина» на роман «Герой нашего времени» Лермонтова таково, что это усвоение намеренно декларируется - цитатами и аллюзиями защищается преемственность, обнажается связь типов двух героев, но Лермонтов выстраивает свой свободный роман в прозе, задачи которого уже иные, не пушкинские. В результате, можно говорить о преодолении ученической зависимости и даже о преодолении традиции, заложенной пушкинским романом, о возникновении своеобразного творческого спора с «Евгением Онегиным» Пушкина в изображении типического лица эпохи, попытке доказать первостепенное значения души человеческой, не характера, о движении к тем тайнам сознания, которые станут предметом пристального внимания Достоевского.

Онегин и Печорин – «герои своего времени»

В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века.

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. Герой романа – бывший гвардейский офицер, переведенный на Кавказ. Перед нами раскрывается сложная натура Печорина, очень схожая с Онегиным. «Это Онегин нашего времени... Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою», - сказал Белинский о Печорине. Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». Действительно, между Печориным и Онегиным много сходства. Оба они – представители светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой и т.д. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.

Наиболее близки Онегин и Печорин по социальному происхождению, полученному воспитанию, по характеру, по взглядам. Онегин получил типичное для того времени аристократическое воспитание. Учили его «всему шутя», «чему-нибудь и как-нибудь». Но все же Евгений получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. О ранних годах Печорина нам известно очень мало. Но можно предполагать, что он получил такое же воспитание, как и Онегин. Поэтому он не приспособлен к жизни, не привык к трудовой деятельности. Правда, Печорин получил несколько лучшее образование, чем Евгений. Это видно из его дневника. Ему не чужд интерес к философии и истории. Он склонен к материалистическому взгляду на вещи, хотя пишет об этом, как всегда, с иронией: «Я вышел из ванны свеж и бодр… После этого говорите, что душа не зависит от тела!». Закончив образование, Онегин и Печорин вступают в свет. Безукоризненное знание французского языка, остроумие, изящество манер, умение поддержать в обществе разговор – все это обеспечило им успех в обществе. Оба бросаются в водоворот шумной светской жизни. Балы, театры, увлечение женщинами – вот все их развлечение. Такой образ жизни мог удовлетворить заурядных людей. Онегин же - яркая незаурядная личность. Это человек, явно выделяющийся из окружающего общества одаренностью натуры и душевными запросами. Евгения не могли удовлетворить окружающее его общество, светские развлечения. Онегин чувствовал себя чужим в обществе. «Он выше окружающего общества настолько, что дошел до сознания его пустоты», – говорит об Онегине Добролюбов. На фоне лживого лицемерного общества выделяется и ум Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Он превосходно знаком с мировой литературой, начитан. Это натура богато одаренная. Он не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе своей силы необъятные». Ум, образованность, способность критически относиться к окружающему делают Печорина незаурядным человеком, резко выделяющимся из основной массы дворянского общества.

Несмотря на большое сходство, между Онегиным и Печориным немалая разница. Объясняется это тем, что они жили в разное время. Двадцатые годы девятнадцатого века, когда жил Онегин, были годами общественно-политического оживления, когда назревало восстание декабристов. Под влиянием передовых людей у Онегина складываются прогрессивные взгляды. «…Ярем он барщины старинной оброком легким заменил…» Эта мера дает основание предполагать, что Евгений примыкает к либеральным течениям в дворянстве двадцатых годов. Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. «Самолюбивая посредственность отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному». Из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку. Пушкин подчеркивает острый, злой язык Онегина, его манеру резко и зло отзываться обо всем окружающем. Печорин – иной, чем Онегин, по своему духовному складу, он живет в других социально-политических условиях. Печорин – герой тридцатых годов, времени разгара реакции, когда декабристы были разбиты, а революционные демократы еще не появились. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он, действительно, принадлежит тому времени. Печорин не мог найти себе единомышленников, он был одинок. Поэтому образ Печорина более трагичен, чем образ Онегина. Время, реакция убили в Печорине все лучшее. Печорин не мог уйти к декабристам, как это мог сделать Онегин. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным поступкам. Он верно судил о людях, о жизни, критически относился к себе. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мысли не допускает бешеных порывов». Но при всей своей одаренности он – «нравственный калека». В нем много странностей, что Лермонтов настойчиво подчеркивает: глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся! Это признак – или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти. Взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый – оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но он не размахивает руками, - верный признак некоторой скрытности характера» и т.д. Эта противоречивость Печорина – «болезнь поколения того времени». В чем же она проявляется? В его отношении к жизни, борьбе ума и сердца и т.д. Печорин говорит о себе сам: «Я давно уж живу не сердцем, а головою… Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых отношений между людьми. Разочарованный, он тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему наслаждение. У Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней – «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Печорин от природы наделен горячим сердцем, способным сильно переживать. В глубине души его происходит борьба искреннего чувства и привычного для него равнодушия и черствости. Отвечая на вопрос Максима Максимыча о Бэле, Печорин отвернулся и «принужденно зевнул», но за этим показным безразличием он торопится скрыть подлинное волнение, заставившее его побледнеть. В последнем свидании с Мери Печорин «принужденной усмешкой» спешит подавить возникшее чувство жалости к девушке, которую он заставил глубоко страдать. Чувства Печорина гораздо глубже, чем Онегина. «… Я не создан для блаженства…», - говорит Онегин Татьяне. Тем самым он сознает неспособность к сильному, глубокому чувству любви. В основе его чувств лежит себялюбие.

Но Печорин не бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру, дорожит ее любовью, хочет догнать ее, увидеть в последний раз, пожать ей руку, боится потерять ее навеки. Она стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Оставшись без коня в степи, он «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал». С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. Перед смертью он спрашивает себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. Он был лишен высокой деятельности, никому не мог принести пользы, где бы он ни появлялся, всем приносит одни несчастья. Несмотря на способность к сильному искреннему чувству, любовь Печорина эгоистична. Он похищает Бэлу, добивается любви Мери, а потом отказывается от нее, нарушает покой «мирных» контрабандистов, убивает Грушницкого.

Печорин отличается двойственностью натуры. «В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры – противоречие между гибкостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека».

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в «лишнего человека»? «Во мне душа испорчена светом», - говорит сам Печорин, т.е. светским обществом, в котором он жил и уйти от которых не смог. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».

Тема «лишних людей» является одной из основных тем литературы девятнадцатого века. В галерею «лишних людей» входят Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров, Рудин, Инсаров Тургенева.

Онегин типичный представитель «лишних людей» двадцатых годов. Таких, как он, было много. Пушкин говорит, что он был «просто добрый малый, как вы да я, как целый свет». Онегин стоит первым в ряду «лишних людей». За ним следует целая галерея образов. Типичен для своего времени и Печорин, о котором Лермонтов сказал, что в нем он дал портрет «не одного человека: это портрет, составленный из пророков всего нашего поколения». Печорин продолжает ту галерею образов, которую начинает Онегин.

А. С. Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в
своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина
всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев
общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от
гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи
декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный
Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из
тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова.

Исследуя роман Лермонтова "Герой нашего времени", Бе-

линский обратил внимание, что Печорин во многом напоминает

пушкинского Онегина. Это дало основание критику назвать Печо-

рина "младшим братом Онегина". Подчеркивая несомненное

сходство героев двух великих поэтов, он говорил в своей статье

"Герой нашего времени": "Различие их гораздо меньше, чем

расстояние между Онегою и Печорою".

Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу
или в театре, в ложе одной из "красоток записных". И все же, чего же было больше - сходства или различия? Иногда в них
разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век.

На мой взгляд, Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание,
они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более
тонким и более развитым.

Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства

"портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего

молодого поколения".

Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также "бешено гонялся за

удовольствиями жизни", когда "три дома на вечер зовут". Он,

как и Онегин, может быть, даже в большой степени, богат, совершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен.
По-видимому, как и Евгений, он менял много занятий. "Труд упорный" был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим
молодым дворянам. Избавленные от нужды, толкающей к деятельности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и
любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие

поступки могут навсегда лишить его возможности служить.

У Григория Александровича много привлекательного. Он человек начитанный, развитой, интересный и остроумный собеседник.
Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писатель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии, имеет
успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окружающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастливым. Но
нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое дело, также как и любовь, скоро утомляет и становится скучным.

То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается

полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему

неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато

он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Татьяны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих

людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает ревность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В

гораздо более сильной мере "умение" приносить любящим его людям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и

сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает.

Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.

Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные явления, связанные с безвременьем, наступившим после декабристского
движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов.

Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество,
в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного
образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся
непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же
образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит
ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета,
пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне
ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День
похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и
народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел ответа
на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того,
что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского
труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих
крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что и был осужден соседями, которые
считали его чудаком и опасным "вольнодумцем".

Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые
различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего
времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" -
одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее
всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа.

В заключении мне хочется привести слова Белинского, который писал, что "Печорин - Онегин нашего времени". Роман "Герой
нашего времени" - это горькое раздумье над "историей души человеческой", души, погубленной "блеском обманчивой
столицы", ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин - страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: "Силы
этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца". То же самое можно сказать и о Печорине.
Сравнивая двух героев, он писал: "...В дорогах разница, а результат один". При всей разнице внешнего облика и различии
характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее "лишних людей, для которых в окружающем обществе не
находилось ни места, ни дела. Стремление найти свое место в жизни, понять "назначение великое" составляет основной смысл
романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: "Зачем я
жил?" На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова "Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру
дар чудесный, а мне за то - бессмертье он..."

Я считаю, что в произведениях Пушкина «Евгений Онегин» и Лермонтова «Герой нашего времени» авторы протестуют против
действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.

В романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины 19 века.

Онегин живет в двадцатые годы 19 века, в период расцвета общественных движений, тайных обществ, надежд на революционные преобразования. Печорин живет в тридцатые годы 19 века. Этот период отмечен упадком общественной активности.

Образование Печорина было несколько поверхностно, но оно было достойным для того времени. Печорин, как и Онегин, родился в аристократической семье, получил хорошее образование и достойное воспитание. Печорин обладал острым умом и хорошей памятью. Как и все дети, представлявшие высшее сословие своего времени, Онегин получил традиционное воспитание и домашнее образование, любил читать Адама Смита.

Онегина и Печорина объединяет эгоизм: и для того, и для другого мнение других людей неважно, они пренебрегают чувствами, которые испытывают окружающие. Онегин дорожит свободой, поэтому отказывается от любви Татьяны. Желание проучить Ленского, привело к смерти друга. А Печорин вообще не принимает дружбу, он считает: «из двух друзей всегда один раб другого». Все те люди, которые близко общаются с Печориным: Бэла, Мери, Вера, Грушницкий, испытывают разочарование, их жизнь меняется после встречи с ним не в лучшую сторону. Отношения с женщинами он начинал, чтобы на время развлечься, а затем он охладевал к ним, причиняя им страдания.

Печорин был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. Его походка была небрежна и ленива. В улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность, белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб. Несмотря на светлый цвет волос, усы и брови у него были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы - ослепительной белизны и карие глаза. О внешности Онегина автор пишет мало «Вот мой Онегин на свободе, острижен по последней моде, как денди лондонский одет».

Все, что увлекает Печорина, быстро ему надоедает, это и занятия, которые он выбирает, и женщины, и друзья. Печорин влюбился в Бэлу и всеми силами пытался завоевать ее любовь, у него это получилось, и он остыл к ней, такая же история была с Мери. Об отношении Евгения Онегина к женщинам автор пишет так: «В красавиц он уж не влюблялся. А волочился как-нибудь, откажут - мигом утешался, изменят - рад бы отдохнуть».

Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях, оба способны на сильное чувство. Онегин к концу романа понял, что любит Татьяну, готов ради нее на все, хотя бы, чтобы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, бросился вслед за ней, но не догнал ее, упал посреди дороги и заплакал, как ребенок.

К героям, созданным Пушкиным и Лермонтовым общество относится противоречиво, их поведение непонятно им.

Евгений Онегин и Григорий Пе-чорин — два героя, две эпохи, две судьбы. Один разочарован в преж-них идеалах (идеалах свободы, ра-венства, братства), так как его тво-рец сформировался как личность в 10—20-е годы XIX века. Другой — типичный представитель молоде-жи 30-х годов. Эта эпоха характе-ризуется полнейшим бездействи-ем, наступившим после восстания на Сенатской площади, отсутстви-ем идеалов вообще.

Оба героя открывают многочислен-ную галерею «лишних людей». Их, по меткому выражению А. И. Герце-на, можно считать братьями: «Оне-гин — это русский, он возможен только в России, в ней он нужен и его встречают на каждом шагу... «Герой нашего времени» Лермон-това — его младший брат». У Оне-гина и Печорина много сходного: оба они являются представителя-ми столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой «страсти нежной», умны, выделяются среди окружа-ющих. Они полны сил, но не могут найти им применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно лис-тают. Еще в поэме «Кавказский пленник» Пушкин ставил своей за-дачей показать в герое «прежде-временную старость души, кото-рая стала основной чертой моло-дого поколения». Эта цель была достигнута только в романе «Евге-ний Онегин».

Онегин — современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удов-летворяла светская жизнь, карье-ра чиновника и помещика. Белин-ский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятель-ностью «по некоторым неотврати-мым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам», то есть из-за общественно-политических ус-ловий. Онегин, «страдающий эго-ист», «эгоист поневоле», — все же незаурядная личность. Поэт отме-чает такие его черты, как «мечтам невольная преданность, неподра-жаемая странность и резкий, ох-лажденный ум».

Печорин — другой пример «до времени созревшего», состарив-шегося молодого человека. Как ни парадоксально это определение, тем не менее оно очень четко от-ражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из «Думы» Лермонтова:

Так, ранний плод,

До времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит среди цветов пришлец осиротелый.

И час их красоты его паденья

час.

Печорин — герой 30-х годов XIX ве-ка. Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельно-сти. Он осознает свою силу и желает применить ее в жизни. В своем днев-нике он записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей то-го времени было очень мало. В об-щественно-политических условиях 30-х годов XIX века силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивает их по мелочам: «Но не угадал я своего назначения, увлекся приманками страстей...» Печорин приносит людям несчас-тье: покидают свой дом контрабан-дисты («Тамань»), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, разбито счас-тье Веры («Княжна Мери»), умирает Бэла («Бэла»), зарублен пьяным казаком Вулич («Фаталист»), разо-чаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем Печорин хоро-шо понимает свою неблагодарную роль: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни упадал я на головы обреченных жертв, часто без зло-бы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счас-тья, потому что я ничем не жертво-вал для тех, кого любил».

По словам Белинского, «Герой нашего времени» — это «грустная дума о нашем времени», а Печо-рин — «это Онегин нашего време-ни, герой нашего времени. Не-сходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

В предисловии ко второму изда-нию «Героя нашего времени» Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою. Преж-де всего автор ставил перед со-бой задачу правдиво показать ти-пичного героя своего времени. И все же автор верит в своего ге-роя, верит в то, что «сердце его жаждет любви чистой и бескоры-стной», в то, что Печорин не сто-процентный эгоист, потому что «эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад се-бе...» Лермонтов, по словам Бе-линского, верит в духовное воз-рождение своего героя: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви».

Мы восхищаемся гением Пушки-на и Лермонтова, сумевших отра-зить в своих героях веяние време-ни. Их произведения мы по праву можем назвать документами сво-ей эпохи.