Приди и возьми кто сказал. Содержимое картонной коробки

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство.

Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Жизнь

Родился будущий поэт 14 июля 1743 г. в родовом поместье Сокуры под Казанью.
Ещё в раннем детстве лишился отца, офицера русской армии и воспитывался матерью Фёклой Андреевной Козловой. Жизнь Державина была яркой и насыщенной, во многом благодаря его уму, энергичности и характеру. Были невероятные взлёты и падения. По его биографии можно было написать авантюрный роман, основанный на реальных событиях. Но, обо всём подробнее.

С 1762 г., как и положено дворянским детям, принят в Преображенский полк рядовым гвардейцем. В 1772 г. стал офицером и с 1773 по 1775 гг. принимал участие в подавлении пугачёвского мятежа. В это время с ним происходит два совершенно противоположных по значению и невероятности случая. Во время пугачёвского бунта он полностью потерял своё состояние, но вскоре в карточной игре выиграл 40 000 рублей.

Лишь в 1773 году увидели свет его первые стихи. К этому периоду жизни относятся некоторые интересные факты его жизни. Как и многие офицеры, он не чурался кутежей и карт, которые чуть было не лишили Россию великого поэта. Карты довели его до шулерства, ради денег совершались всякие неблаговидные проделки. К счастью он вовремя смог осознать пагубность этого пути и поменять образ жизни.

В 1777 г. уходит с военной службы в отставку. Поступает служить статским советником в Сенате. Стоит отметить, что это был неисправимый правдолюб, причём, начальству особо не поклонявшийся, за что никогда любовью последних не пользовался. С мая 1784 г. по 1802 гг. состоял на государственной службе, в том числе был с 1791-1793 гг. кабинет-секретарём Екатерины II, однако неумение открыть льстить и вовремя пресекать неприятные царственным ушам доклады способствовало тому, что здесь он задержался ненадолго. За период службы дошёл по карьере до министра юстиции Российской империи.

Благодаря своему правдолюбивому и непримиримому характеру Гавриил Романович не задерживался на каждой должности более двух лет из-за постоянных конфликтов с вороватыми чиновниками, что и видно по хронологии его службы. Все попытки добиться справедливости вызывали лишь раздражение его высоких покровителей.

В течение всего этого времени занимался творческой деятельностью. Созданы оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный гимн России), хорошо знакомый нам по повести Пушкина «Дубровский», «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
После отставки жил в своём родовом имении Званка в Новгородской губернии, где всё время посвятил творчеству. Ушёл из жизни 8 июля 1816 года.

Литературное творчество

Широкую известность Державину принесла в 1782 г. публикация оды «Фелица», посвящённая императрице. Ранние произведения - ода на бракосочетание Великого Князя Павла Петровича, изданное в 1773 году. Вообще, в творчестве поэта ода занимает одно из главенствующих мест. До нас дошли его оды: «На смерть Бибикова», «На знатных», «На День рождения её Величества» и др. В первых сочинениях чувствуется неприкрытое подражание Ломоносову. Со временем он отошёл от этого и принял, как образец для своих од, произведения Горация. Свои сочинения помещал в основном в «Санкт-Петербургском вестнике». Это: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «На рождение порфирородного отрока» (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу», «Властителям и судьям» (1780).

Возвышенный тон, живые картинки этих сочинений привлекли внимание литераторов. Внимание общества поэт привлёк своей «Одой Фелице», посвящённой царице. Табакерка, усыпанная бриллиантами и 50 червонцев были наградой за оду, благодаря которой он был замечен царицей и публикой. Не меньший успех принесла ему оды «На взятие Измаила» и «Водопад». Встреча и близкое знакомство с Карамзиным привело к сотрудничеству в карамзинском «Московском журнале». Здесь были напечатаны его «Памятник герою», «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие».

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества.
Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

Державин Гавриил Романович - русский поэт и государственный деятель. В различные годы занимал высшие государственные должности: правитель Олонецкого наместничества (1784-1785), губернатор Тамбовской губернии (1786-1788), кабинет-секретарь (1791-1793), президент Коммерц-коллегии (с 1794), министр юстиции (1802-1803). Член Российской академии с момента её основания.

Годы жизни: 1743 - 1816.

Памятные даты

(03.07 по ст. стилю) - День рождения. Державин родился в 1743 году в селе Сокуры, Казанская губерния.

(08.07 по ст. стилю) - День памяти (смерти). Державин умер в 1816 году в имении Званка, Новгородская губерния. Похоронен вместе с супругой в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. В 1959 году прах Державина и его жены был перезахоронен в Новгородский кремль, но в 1993 году, после окончания реставрации Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря, останки Державиных были возвращены в склепы монастыря.

Род Державиных происходил от татарского мурзы Багрима, который перешел на службу к Василию Темному и принял православие. Внук Багрима, Алексей, получил прозвище Держава, чем дал потомкам рода фамилию Державин. Гавриил Романович родился в родовом имении в селе Кармачи под Казанью в 1743 году, там же провёл детство.

В своей книге "Записки из известных всем происшествиев" (1812 г.) Державин пишет про себя - "Помянутый сын их был первым от их брака; в младенчестве был весьма мал, слаб и сух, так что, по тогдашнему в том краю непросвещению и обычаю народному, должно было его запекать в хлебе, дабы получил он сколько-нибудь живности.".

Державин рано лишился отца, майора Романа Николаевича. Мать - Фёкла Андреевна (урожденная Козлова). Несмотря на то, что род Державиных считался в то время знатным, семья Державина была небогатой. Так, отец владел имением, всего с 10-ю крепостными.

С 1762 года молодой Державин служит в , в Преображенском полку. Так как Державин не имел связей, он долгое время служил солдатом и только в 1772 году получил офицерскую должность.

В 1773−1774 годах Державин участвовал в подавлении восстания Пугачёва, где совершил воинский подвиг и был удостоен встречи с самим Суворовым.

В молодости Державин много писал, но в 1770 году вынужден был все сжечь все что было им создано. Это было связано с тем, что чиновник, не пропускал Державина в Петербург из Москвы, опасаясь распространения чумы (в то время в Москве была эпидемия этой болезни). В своей книге "Записки из известных всем происшествиев" (1812 г.) Державин описывает этот эпизод - "Подъезжая к Петербургу в 1770 году, как уже тогда моровое поветрие распространялось, нашел на Ижоре или Тосне заставу карантинную, на которой должно было прожить две недели. Это показалось долго, да и жить за неимением денег было нечем; то старался упросить карантинного начальника о скорейшем пропуске, доказывая, что он человек небогатый, платья у него никакого нет, которое бы окуривать и проветривать должно было; но как был у него один сундук с бумагами, то и находили его препятствием; он, чтобы избавиться от оного, сжег при караульных со всем тем, что в нем ни было, и, преобратя бумаги в пепел, принес на жертву Плутону все, что он во всю молодость свою чрез 20 почти лет намарал, как то: переводы с немецкого языка и свои собственные сочинения в прозе и в стихах".

Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица» , которая восхваляет императрицу , но критикует ее окружение. Интересна реакция на это произведение. Так, сам Державин в "Записки из известных всем происшествиев" (1812 г.) пишет - " В один день, когда автор обедал у сего своего начальника, принесен ему почтальоном бумажный свиток с надписью: "Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину". Он удивился и, распечатав, нашел в нем прекрасную, золотую, осыпанную бриллиантами табакерку и в ней 500 червонных. " (в Оде Державин именовал киргизской царевной).

После этой истории назначает Державина наместником Олонецкой губернии. С первых дней Державин начал наводить порядок и, столкнулся с интересами наместника императрицы. В своей книге "Записки из известных всем происшествиев" (1812 г.) Державин описывает, что наместник отправил его в Кемь в период, когда добраться туда было рискованно для жизни, из-за суровых климатических условий. Державин добрался туда, выполнив поручение, а на обратном пути, их судно попало в страшную бурю, где весь экипаж чудом остался в живых - "Державин приказал держать к островам вправо. Лишь руль повернули, паруса упали, лодка искосилась набок, то и захлебнулась было волнами, и неминуемо бы потонули; но бог чудным «образом» спас погибающих. Державин хотя никогда не бывал на море, но не оробел и не потерял духу, когда бывшие с ним экзекутор, вышеупомянутый Емин и секретарь Грибовской, который после был статс-секретарем при императрице, замертво почти без чувств лежали, да и самые гребцы, как были лапландцы, неискусные мореходцы, оцепенели, так сказать, и были недвижимы, то одна секунда и вал надобны были к погребению всех в морской бездне. В самое сие мгновение Державин вскочил, закричал на гребцов, чтоб не робели, подняли веслы, на которые лодка несколько оперлась и вдруг очутилась за камнем, который волнами воспрепятствовал ее залить. Таковым, можно сказать, чудом спаслись от потопления". В память об этом происшествии Державин написал оду "Буря".

С 1785 года Державина назначают губернатором Тамбовской губернии. И в этом случае попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности.

При Александре I Державин получает пост министра юстиции (1802-1803). Державин был известен как непримиримый борец с коррупцией. За год своей работы на этом посту Державин раскрыл огромное количество коррупционных дел (материалы этих дел сейчас находятся в Музее-усадьбе Г.Р.Державина - (в городе Санкт-Петербург)). В своих расследованиях он дошел до таких верхов, что Александр I под давлением аристократии вынужден был снять его с поста министра юстиции. Подписывая указ об увольнении Державина, Александр I сказал "уж слишком ревностно ты служишь", на что Державин ответил "По другому не умею". В своей книге "Записки из известных всем происшествиев" (1812 г.) Державин так описывает этот случай - "Тут было пространное и довольно горячее объяснение со стороны Державина, в котором он спрашивал его, в чем он пред ним прослужился. Он ничего не мог сказать к обвинению его, как только: "Ты очень ревностно служишь". - "А как так, государь, - отвечал Державин, - то я иначе служить не могу. Простите". - "Оставайся в Совете и Сенате". - "Мне нечего там делать". - "Но подайте же просьбу, - подтвердил государь, - о увольнении вас от должности юстиц-минист-ра". - "Исполню повеление". " Так, более чем 200-ти лет тому назад очередная попытка борьбы с коррупцией закончилась победой коррупции.

Всё это время Державин пишет стихи. Он создает оды «Бог » (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный Российский гимн), «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.

В 1803 году Державин уходит в отставку, поселяется в Санкт-Петербурге и своём имении Званка в Новгородской губернии. В последние годы своей жизни сосредотачивается на литературной деятельности.

Державин увлекался бильярдом. В его доме была оборудована бильярдная, где он играл с друзьями. Также Державин играл в карты. Так, в семейном бюджете была установлена его женой Дарьей Алексеевной, отдельная статья на проигрыш в карты. По договоренности, он мог тратить на карты не более суммы, установленной в бюджете.

Державин был женат два раза. Его первая жена - Екатерина Яковлевна умерла от чахотки в 1794 году. При жизни она хорошо рисовала. Особенно ей удавались силуэты. В Музее-усадьбе Г.Р.Державина можно увидеть портрет Державина и автопортрет, сделанные ее рукой. Примерно через полгода после смерти первой жены 52-летний женился на 28-летней Дарье Алексеевне, которая вскоре проявила себя как образцовая жена и хозяйка. С ней прожил до своей смерти в 1816 году.

Интересный совет от Державина, сформулирован в стихотворении "Правило жить" (ок. 1777 г.):

"Утешь поклоном горделивца,
Уйми пощечиной сварливца,
Засаль подмазкой скрып ворот,
Заткни собаке хлебом рот, - Я бьюся об заклад,
Что все четыре замолчат".

Широко известна картина Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года », 1911, которая находится во Всероссийском музее А.С. Пушкина. В 1815 году, когда вступительный экзамен в лицей сдавал молодой , на экзамен пригласили тогда уже пожилого и больного Державина. Державин с трудом преодолел расстояние от Петербурга до Царского села, очень устал и было видно, что ему очень тяжела. Когда сдавал экзамен по словесности, Державин оживился. Ему настолько понравились стихи поэта, что после окончания экзамена он попросил позвать к нему , чтобы обнять его. Но поэта не наши.

Портрет Державина кисти Салваторе Тончи был написан в 1799 году. В нижней части портрета С. Тончи написал на латыни двустишие, которое в переводе означает "Правосудие изображено в виде скалы, пророческий дух - в румяном восходе, а сердце и честность - в белизне снегов".

Державин и его супруга Дарья Алексеевна похоронены в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря близ Великого Новгорода. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного переправляли к месту захоронения на барже по Волхову. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

В доме в Санкт-Петербурге где жил поэт сегодня располагается Музей-усадьба Г.Р.Державина . Его имение Званка в Новгородской губернии к сожалению практически полностью разрушено.

"Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми её". Из записных книжек Тригорина. А.П.Чехов, "Чайка".

В себе излечил я владельца -
Лишь посох бы взял да суму...
Приди и возьми моё сердце -
Зачем мне оно одному?

Возьми его нежно и просто -
Как птицы парят в небесах;
Как просто крадут с неба звёзды -
И прячут в зелёных глазах...

Возьми моё сердце как птицу,
Которую грех отпускать:
Бывает в ладонях синица
Журавлику в небе под стать!

И, ёжась в бесстыжую стужу,
Свободой сыта и пьяна,
Приди и возьми мою душу -
К чему одному мне она?!

И вспомним мы маленький остров,
Где раньше мы были детьми...
Не прячь свои слёзы, а просто
Приди
и возьми.

Рецензии

Очень люблю у Чехова именно "Чайку". И "коллекционирую" ее, т.е. люблю смотреть разные постановки.

Очень хорошее стихотворение, как-то по-особенному тронуло. Действительно, одному\одной - все - зачем?

Привет, Лера! Это не вчера написано. Но вчера я смотрел по "Культуре" "Чайку" с Ванессой Редгрейв и Симоной Синьоре. Потрясающий фильм! И я вспомнил, как рождалось это стихотворение - после одного из просмотров "Чайки". Знаешь, как это бывает - уцепишься за какую-то фразу... И Чехов был не первым. Он уцепился... за крылатую фразу, легендарный ответ спартанского царя Леонида I на письменное требование персидского посла сдать оружие накануне битвы при Фермопилах.

Чехов вложил в эту фразу совершенно другой смысл, продемонстрировав, что все зависит от контекста)))
А мне этот фильм как раз не понравился... В нем все казалось каким-то чужим, не знаю даже, как правильно сказать. Может, просто настроение не то было.
Одна из лучших Чаек, которую я видела, это постановка Вахтанговского театра. Там в самом конце Яковлев в роли Сорина говорит "Костя"... У Чехова этого нет, но потрясает до глубины души. Этой репликой Яковлев делает Сорина главным действующим лицом. Вдруг понимаешь, что спектакль о том, что в старости каждый одинок. Вокруг него кипят страсти, как сам Чехов писал, "пять пудов любви", люди суетятся, добиваются чего-то, ломают жизни себе и другим, а его никто не понимает. По той простой причине, что не прожили столько, сколько он. Яковлев сыграл трагедию старости и переиграл всех, в том числе и блестящую пару Максакова-Маковецкий, которые великолепно пародируют современных звезд)))

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Μολὼν λαβέ - приди, возьми; приблизительное др.-греч. произношение молон лабе , современный греческий - молон лаве ) - «крылатая» фраза, легендарный ответ спартанского царя Леонида I на письменное требование персидского посла сдать оружие накануне битвы при Фермопилах .

См. также

Напишите отзыв о статье "Приди и возьми"

Примечания

Отрывок, характеризующий Приди и возьми

«Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин».
Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки.
– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.
– Что у вас там было? – спросил Николай.
– Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.

Мне ещё никогда не было так трудно начинать обзор настольной игры. Как правило, масса эмоций, положительных или отрицательных,сама собой превращалась в слова, слова в предложения, а в результате рождалась очередная статья. Кого-то она безмерно радовала, кому-то было невероятно скучно, а может и вовсе с моим мнением читатель был не согласен. В этот раз всё по-другому. Передо мной совершенно неизвестная в широких кругах игра. Авторский проект краснодарского разработчика с претензией на качественную настолку европейского уровня. И хотелось бы воспеть хвалебные песни, и хотелось бы бросать цветы под ноги автору, но… Возможно проблема в моём предвзятом отношении или слишком высокой требовательности к любимому хобби… Но в данном случае слова приходилось либо выдавливать из себя, либо сдерживать поток возмущения, чтобы оставаться объективным. Поверьте, я сторонник молодых разработчиков, поскольку именно их труды позволяют сфере настольных игр в России развиваться. Поэтому возможно именно благодаря моей критике, которую вы увидите ниже, что-то изменится. Хотя я могу ошибаться… в этом случае критиковать уже придётся меня… Встречайте, крайне спорный российский проект «Молон Лабе»…

Краткие характеристики

  • Тип: Семейная
  • Издатель: авторская работа
  • Сложность правил: Простые
  • Время игры: от 30 до 80 минут
  • Количество игроков: 2 — 6 игроков
  • Рекомендуется для 6 игроков
  • Возраст игроков: от 10 лет
  • Язык: игра на русском языке

СОДЕРЖИМОЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

Сегодня я не буду расписывать подробно и углубляться в качество исполнения игровых компонентов. Давайте просто попробуем несколькими тезисами отразить основные положительные и отрицательные моменты… Начнём с плюсов:

  • Удобный и необычный тубус для хранения;
  • Качественное, но не идеальное исполнение игрового поля — искусственный лён. Отличный арт (первая версия), оригинальный подход;
  • Деревянные фишки и компоненты, создающие уют.

Говорить о недостатках и изъянах я могу вечно. Чувство перфекционизма берёт своё. Но если вкратце:

  • Искусственный лён — отличный материал, но края карты не защищены, в результате они начинают бахромиться. Что будет дальше — неизвестно;
  • Деревянные компоненты среднего качества. На некоторых фишках есть сколы. Компоненты не всегда совместимы друг с другом. Размер совершенно не оправдан. Отсутствие цветовых различий. И как это уже водится — неудобство хранения;
  • Качество выжигания на фишках оставляет желать лучшего;
  • Правила игры оформлены не совсем удобно, хотя в данном случае такое решение оправдано;

В целом основная претензия — размер. И да, он имеет значение, но не в этом случае. Ещё промелькнет не раз мысль об ощущении, что перед вами выставочный экземпляр игры, прототип, но никак не вариант для продажи…

историческая Справка и игровая тематика

  • 499-494 года до н.э. — Греческие города-государства Афины и Эретрия помогли греческим полисам Ионии (Малая Азия) в восстании против персидского царя Дария. Греки захватили и сожгли столицу персидской сатрапии Сарды;
  • 493 год до н.э. — Молодая Персидская империя без труда подавила восстание;
  • 491 год до н.э.- Дарий отправил послов в все греческие города с требованием покорности и признания власти персов («дайте воды и земли»). Все греческие города приняли требование. Кроме двух городов. Афины судили послов и казнили. Спарта сбросила послов в колодец («возьмите воду и землю на дне колодцы»);
  • 490 год до н.э. — огромный персидский флот стёр с лица земли Эретрию. Но в битве при Марафоне персидская армия, несмотря на явный перевес сил, потерпела поражение от афинян и платейцев. Этим поход и закончился;
  • 480 год до н.э. — сын Дария, Ксеркс с двухсот тысячной армией вторгается в Грецию. Объединённое греческое войско численностью около шести тысяч направляется в узкий Фермопильский проход с целью сдержать персидскую армаду. К греческому войску отправлен посол Ксеркса, который предложил грекам сдаться и получить за это свободу, титул «друзей персидского народа» и лучшие земли.Когда эти предложения были отвергнуты, посол передал грекам приказ Ксеркса сложить оружие, на что греческий царь Леонид ответил — MOLON LABE, что в переводе с древвнегреческого означает «Приди и возьми». Через три дня персы преодолели Фермопильский проход в течении последующего года захватили большую часть Греции. Однако эти три дня вписаны в историю золотыми буквами.
  • Используя преимущества фаланги, греки практически без потерь 2 дня удерживали огромную армию Ксеркса. Ни отборные персидские отряды, ни элитные бессмертные (личная гвардия царя) не смогли победить греков. На третий день предательство местного жителя позволило обойти греков с тыла. Узнав об этом, греческий царь распустил свою маленькую армию, оставив лишь 300 спартанцев, рассчитывая не на победу, а лишь на славную смерть. Этот подвиг живёт вот уже 2.5 тысячи лет. Сегодня фраза «Молон Лабе» — это символ стойкости, героизма, отваги и самоотверженности…

В целом, данная историческая хроника даёт общее представление о том в какую эпоху попадает игрок, а самое главное становится более понятно откуда это загадочное словосочетание. «Молон Лабе!» Но на этом погружение в игру заканчивается. По факту перед вами несколько исторических дат, которые вызовут интерес только что у особо интересующихся и шикарная карта, выполненная на широком холсте из искусственного льна. Сам игровой процесс никак не даёт прочувствовать тяжёлые боевые будни, ожесточенные схватки в неравном бою, подкупы должностных лиц и предательства союзников. По сути каждый сам за себя (если исходить из игровых правил), что совершенно не соответствует исторической действительности. Таким образом перед вами эрзац военно-тактической стратегии с участием существующих царств на реальной карте мира. А назвать это полноценной стратегической игрой не позволяет отсутствие учёта баланса сил, степени боевого оснащения, характера и стратегических умений, реально существовавших полководцев, территориальные преимущества и прочее. Поэтому сама тематика вызывает больше вопросов. Ведь большинство игроков при словосочетании военно-тактическая настольная игра, привыкли видеть нечто более глобальное и исторически достоверное. Хотя с другой стороны разработчик сразу указывает, что перед вами семейный варгейм, который не претендует на звание глубокой стратегии…

ЦЕЛЬ ИГРЫ ВКРАТЦЕ

Цель игры невероятно проста — «Идти и разрушать». В общем-то «Приди и возьми» полностью соответствует поставленной задаче. Игрокам предстоит захватить минимум по одной части башни каждого своего врага. Между прочим, врагами окажутся все, кто сидит рядом с вами. Здесь вам будет не до дипломатии и тяжёлых переговоров. «Дают — бери, бьют — беги». Вот общая концепция всей игры. При любой спорной ситуации победителем становится игрок, набравший большее количество очков (лучшая разница между потерянными и захваченными башнями). Всё достаточно ясно и просто!

МЕХАНИКА ИГРЫ

Сегодня я изменю традиции и не буду рассматривать игровые механики, которые используются в игре. Причина проста — постоянные дополнения в правила сделают данный абзац неактуальным уже в скором времени. Скажу только одно, что в карточке игры на всем известном сайте BGG ошибочно указаны Acting (механика жестикуляции и мимики, относящаяся вообще в основном к играм на вечеринки) и Co-operative Play (кооперативная игра, что не имеет ничего общего с «Молон Лабе» — игра ведь конфликтная!).

Игровая партия складывается следующим образом:

  • Раздаются игровые компоненты, а в столицы городов выставляются специальные башни, которые нужно разрушать (никакого созидания =));
  • Каждый игрок получает по 4 генерала первого уровня (максимальный уровень — четвёртый), которых необходимо расставить в своём царстве. Три генерала помещаются в столицу, а четвёртый в любой город по соседству;
  • Выставляется специальная фишка на шкале времени и игра начинается;
  • Игрок бросает игровые кубики для выполнения предусмотренных правилами игры действий;
  • После совершения всех действий происходит бой (если это следует из игровой ситуации). Бой совершается путём сравнения силы участвующих сторон, боевых кубиков и тайных жетонов подкрепления;
  • После того как фишка шкалы времени достигнет конца игрового поля или один из игроков разрушит 5 уровней башен (как минимум по одному уровню башни у каждого игрока) игра завершается. Определяется победитель.

Из возможных действий игрокам доступны:

  • Передвижение доступно при любом значении выпавшего кубика. Но существуют ограничения, предусмотренные правилами. Например передвижение по морю невозможно зимой, а в другие сезоны требуется 2 очка, против одного по суше. Перемещение может быть приостановлено, если ваша фишка проходит через город, в котором находится соперник и так далее;
  • Обучение генерала. Доступно при значении кубика 5 или 6. Генерал, находящийся в столице, получает дополнительный уровень, который отражает его силу. Главное правило — все генералы должны равномерно получать свой опыт;
  • Разрушение вражеской башни при значении кубика 5 или 6;
  • Возврат генерала в игру, который выбыл из игры, в результате проигранного сражения;
  • Замена трёх игровых кубиков одним со значением 6.

Резюмируя вышесказанное: бросьте кубики, совершите действие, стремитесь разрушить побольше башен и понести меньше потерь. Всё! Ничего сверхъестественного. А это делает игру крайне понятной. На интуитивном уровне уже после первого хода вы будете понимать, что необходимо делать. Это не оспаримый плюс.

МОЁ МНЕНИЕ ОБ ИГРЕ

Оформление и исполнение. Оригинально! Невероятно оригинально и честно говоря достаточно практично. Это если говорить о тубусе, в котором хранится игра. Решение настолько неожиданно, что первое впечатление с большой долей вероятности окажется ошибочным. Несмотря на кажущуюся громоздкость, хранить его можно в любом углу вашей квартиры. Он точно не будет мешать и занимать лишнего места. Оглядитесь. Неужели не найдётся пяти квадратных сантиметров в неприглядном месте? А вот если заглянуть внутрь, то возникнет масса вопросов.. .

Самый первый — игровое поле. Невероятные размеры не позволяют провести партию тихим спокойным вечером на привычном и так полюбившемся обеденном столе. И это несмотря на отличный дизайн (кстати, я говорю о первой версии игрового поля, без ужасных голубых морей, которые появились в дальнейшем) и фактуру материала. Совершенно не практично и не удобно. Полагаю, что в основу идеи закладывалась наглядность. Но к чему она? Вспомните хотя бы игровое поле для Ticket to Ride. Оно минимум в два раза меньше, а смысловая нагрузка идентична. Так «зачем платить больше»?

Но более серьёзная проблема — игровые фишки. Да, они из натурального дерева (сделаны из фанеры, если быть точным), да, на них нанесено изображение методом выжигания, да, интересная задумка по набору уровней генералов. Но! Все элементы идентичны. Отличить свои фишки от фишек соперника вам поможет только внимательность, хорошее зрение и терпение. Лично мне выглядывать отличия в шлемах представленных царств, ну совершенно не интересно. Не совсем понятно, в связи с чем они не разделены на цветовые категории. Благодаря такому решению, можно было бы сократить размеры как самих фишек, так и огромного игрового полотна. Плюс вопрос к материалу. Согласен, что дерево — идеальная основа для создания уюта и атмосферы. Но только в том случае, если это удобно! К сожалению, компоненты не всегда подходят друг к другу, соответственно приходится подбирать и тратить своё время. Это определённо расстраивает. Поэтому мой выбор — пластик, либо другое решение в части набора уровней. Мне бы понравилась идея магнитов, но это может сильно сказаться на цене.

В результате вся игра выглядит как демонстрационный образец. Эскиз. Набросок. Как вам будет удобнее. Нет ощущения, что игру сделали для игроков, хотя чувствуется основательный подход и желание создать атмосферу и уют. Скорее этот вариант для выставки, но никак не для домашних посиделок. По крайней мере бОльшая часть любителей настольных игр привыкло к совершенно другому.

Подготовка к игре. «И опять, и опять, и опять – Пламенея, гудят небеса… И опять, И опять, И опять – Меченосцев седых голоса» (Андрей Белый). Возвращаемся к предыдущему абзацу и находим подтверждение словам о необходимости разделения игровых компонентов по цветам. По сути перед вами окажется каша из деревянных монет, фишек, жетонов. Как понять, что принадлежит тому или иному игроку можно лишь по однообразным изображениям (символы царств). Думаете это будет удобно игрокам? Вот и мне так показалось. Скажу откровенно, после первой партии мы просто сложили все компоненты в один большой пакет… Боже… сколько раз я об этом пожалел, когда пришло время новой партии… В остальном претензий нет. Если изначально всё будет разделено по отдельным пакетикам, то подготовка займёт минуты две. А это хороший результат…

Цена . Лично для меня стоимость игры складывается из следующих показателей: качество игровых компонентов и авторская идея (насколько игра интересна). Сейчас я рассуждаю как обычный потребитель, не вдаваясь в подробности. Если мною заплачены деньги за товар, то я хочу получить качественный продукт и хорошие впечатления, в данном случае. На сегодняшний день на 3 000 рублей (а именно столько стоит «Молон Лабе») можно приобрести такие мировые шедевры как Поселенцы (Imperial Settlers), Андор, Ticket to Ride Europe (локализация от Мира Хобби), Султания, Терра Мистика и так далее. Интересная линейка игр получается. Вам не кажется, что здесь кто-то лишний? А теперь давайте прибавим к указанной сумме стоимость пересылки из Краснодара… Итого…. Итого получается, что игра неизвестного автора, по сути с не отлаженным игровым механизмом пытается соперничать на рынке с популярными и качественными «конкурентами». Кто готов отдать такую сумму? Объективно, господа!

Теперь давайте рассуждать логично и без эмоций. У игры очень маленький тираж, используемые материалы (искусственный лён, фанера, картон) и технологии слишком дороги в производстве, а следовательно это сильно влияет на выходную стоимость. Но может в таком случае использовать более дешёвые компоненты? Хотя, постойте… Думаю, что в начале нужно отладить игру, полностью протестировать её, исправив все ошибки и недочёты, и только после этого пытаться продать свой товар. К сожалению, желание заработать не должно сказываться на качестве. И надеюсь, что молодой автор, в дальнейшем учтёт эти ошибки.

Правила. « О сколько нам открытий чудных, Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, Бог изобретатель.» (Александр Пушкин). Потянуло меня сегодня на поэзию. А к чему это? Всё достаточно просто. Правила игры постоянно меняются. Не успеете привыкнуть к одной версии, как появится другая, более «совершенная». Но мало того, что меняется текст. В игру добавляются новые компоненты. Интересно, разработчик будет уведомлять об этом своих покупателей? В результате складывается впечатление, что вы участвуете в специальном проекте, о чём даже и не знаете, собственно говоря. То есть игру вам предлагают купить, а то что она не прошла тестирование должным образом, вам вряд ли скажут. Да и в принципе вас не посвятят в то, что игра ещё немного сыровата. Нет, в неё можно играть как в простую семейную настолку. Двигай фишки, сбивай башни. И она будет интересна. Детям (которые умеют проигрывать). Но разработчик пытается внести в игровую механику изюминку, чтобы она заиграла новыми красками и стала интересна широкой аудитории. Получится ли это? Пока, что вопрос остаётся открытым… Как и вопрос насколько осмыслены сейчас продажи?..

Механика . После множества доработок, внесённых автором у меня сложилось следующая солянка в голове. Игровое поле построено по принципу Ticket to Ride (карточки заданий сейчас ещё больше укрепят данную ассоциацию), система боя даёт понять, что «Игра престолов» с чудесной задумкой тайных фишек подкрепления вдохновила автора, боевые кубики… Ну, сами понимаете, что они используются во многих играх. И наконец возможность нивелировать выпадение неудачных значений путём замены трёх кубиков желанной шестёркой. В Замках Бургундии как мне кажется эта задумка выполнена более изящно. Может автору стоит подумать в этом направлении? Трудно сказать, к чему у меня возник такой ассоциативный ряд. Ведь все игры основаны на той или иной механике, которая придумана уже крайне давно. Вопрос видимо в исполнении. И вроде бы всё разработчик делает правильно, но чего-то не хватает… в результате. А в результате об игре мало кто знает… хотя пока может это и к лучшему…

Игровой баланс. Можно писать трактаты, можно спорить об этом, проводить тысячи партий и вести статистику, моё мнение основывается всего на трёх партиях. И мне кажется, что этого вполне достаточно… Играть за царства, расположенные в центре проще и интереснее. Объясняется это очень просто — вы без труда доберётесь до любой точки карты (в отличии от ваших соседей с краю, которым потребуется пройти всё игровое поле, потратить кучу игровых очков и попытаться при этом выжить). К тому же если вы погибаете, ваш генерал восстанавливается где? Верно. В вашей столице. То есть опять в центре игрового поля. Начинайте всё по новой и удача улыбнётся. С другой стороны проблема баланса в подобных играх уже известна (та же «Игра Престолов» — ах, сколько споров об оптимальном составе участников и карте). Другое дело, что в «Молон Лабе», если один из игроков ослаб, это никого не волнует и никак не влияет на игровой процесс. Загадка, однако…

Влияние элемента случайности . Кубик, кубик, огуречик… получился… А что получился? В начале игра была привязана к броскам шестигранников мёртвой хваткой. Теперь стало попроще. Во первых появился специальный боевой кубик 0-0-1-1-1-2, а во-вторых жетоны подкрепления. Рандом конечно же никуда не делся (как об этом писали — «рэндом умер безвозвратно и окончательно»). Он остался, но влияние стало ощущаться гораздо меньше.

Кстати, хотите внести в игру интересную составляющую? Вступайте в сговор с соперником. Пытайтесь задавить соседей с двух сторон, поддерживайте друг друга и тогда мысли о теории вероятности точно улетучатся!

Уровень взаимодействия между игроками. Семейная игра? Вы серьёзно? Нет, я всё конечно понимаю, но не думаю, что дети и их родители будут сильно счастливы, когда кто-то начнёт безбожно выкашивать чьи-то войска и пытаться вступить в сговор с одним из игроков. Игра вряд ли попадёт в категорию семейных. Скорее крайне упрощённый варгейм. Поскольку взаимодействие между игроками действительно присутствует и игру можно и даже нужно называть конфликтной.

Реиграбельность. На данном этапе у меня не возникло желания повторно сесть за эту игру. Возможно я захочу попробовать через несколько недель, когда будут утверждены дополнения, а именно карточки индивидуальных заданий генералов. Сейчас по сути тактика слишком проста. Бросил кубик, нашёл оптимальное действие, совершил его. На этом всё и закончилось. Ещё раз отмечу, что ребёнку будет интересно. А вот мне… У меня это вызывает ассоциацию с Монополией… Фишки, поле, кубики… девяностые… Вряд ли избалованному игроку будет это интересно. Но на вкус и цвет… К тому же никто не отменял хоумрулы. Правда они придумываются немного в другом случае…

Атмосфера . К сожалению, ни о какой атмосфере и речи идти не может. Кроме игрового поля, выполненного в виде льняного холста с чудесной картой, мне ничего не напоминает о временах древнего Рима. По сути, передо мной кусочек истории и куча деревянных и не совсем удобных фишек с монетами. Опять же вспомним, что атмосфера — понятие субъективное. По утверждению автора в начале был придуман сеттинг и только потом механика… Вот и возникает вопрос: «А что нужно в начале? Кожа или кости? И в какой последовательности выстраивать этот организм?.. Вопрос риторический, если что.


Макет нового игрового поля…

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода) . Игру тормозит один единственный нюанс — невозможность отделить свои фишки от фишек соперника. Они все одинаковые! Ну, почему было их не покрасить? Ну, или хотя бы изменить цвет шлемов? В остальном игра средней продолжительности. Не думаю, что многих увлечёт однообразный игровой процесс, но для поклонников простор мысли часа на полтора обеспечен.

Оптимальный игровой состав. Вот это ещё один спорный вопрос. Для объективной статистики недостаточно входных данных, а руководствоваться мнением разработчика будет и вовсе неправильным подходом к оценке этого параметра. Формально правилами игры предусмотрена игра для 2 — 6 участников. Но по факту… Считаю оптимальным составом игру вчетвером. Объясню это несбалансированной по моему мнению игровой механикой.

Игровое пространство. Говоря откровенно, таких масштабов я ещё не встречал. Игровое поле просто поражает своими размерами. И если качество его исполнения и дизайнерское решение в части иллюстраций (первой редакции) приводит в восторг, то пространство, которое оно занимает сводит на нет все положительные эмоции. Разложить его получится только на широком столе. Размер поля 80 на 134 см! Вы только вдумайтесь в это! Лично я такого стола дома не нашёл, да и у вас вряд ли подходящий плацдарм спрятан в углу. В результате во время партий края карты свисали, а поскольку они являются частью игрового пространства, куда выставляются деревянные фишки (между прочим они неоднократно падали на пол) — это недопустимо. В результате для комфортной игры придётся переместиться на тёплый ламинат. Но не думаю, что всем будет удобно. Хотя… Ваш кот, например, будет в полном восторге. Особенно где-то в середине партии, когда он решит захватить добрую половину башен. Думаю, что вы обязательно с ним поссоритесь по этому поводу. Поверьте, он станет настоящим лидером в этой игре!

Резюме и рекомендации . В целом игра получилась неплохой… НО С ОГОВОРКОЙ! Неплохой после множества доработок. Плюс ещё требуется многое изменить, а что-то вернуть (например дизайн поля). Какая будет у игры аудитория сейчас сказать сложно. Для гиков она слишком банальна, для любителей собраться хорошей компанией слишком долгая и однообразная, в виде семейной… эээ… проблема в том, что семейные игры и конфликтность не совсем совместимы. Как мне кажется. Другое дело если вы хотите провести вечер в кругу друзей, переставляя фишки с одного конца поля на другое, особо не вникая в суть происходящего. У вас есть цель, получайте от неё фан, поскольку достижение её возможно лишь при помощи игральных кубиков. Это к вопросу о рентабельности… Хотя, вспомните успех настольной игры «Риск «… Так может не в кубиках, а в маркетинге дело?

В любом случае попробовать стоит. Ведь нельзя судить о фильме только по отзывам. Своя аудитория обязательно найдётся…

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ЭМОЦИИ ОТ ИГРЫ

Закончить хочется одной короткой и ёмкой фразой — «Не зацепило». Возможно я попробую разложить игру ещё раз. Возможно что-то мною было не понято и не принято. Сейчас судить сложно. Подождём дополнений в правила…

Несмотря на всё вышесказанное я испытываю глубокое уважение к автору и разработчику за его смелость и желание учиться на своих ошибках. Попытка хорошая, пусть и не совсем удачная. И как заметил великий Аристотель: «Есть только один способ избежать критики - ничего не делать, ничего не говорить и не быть никем.» Плох не сам провал (хотя это не совсем корректно, поскольку работа ещё кипит), а неумение делать из него логические выводы и склонность впадать в истерику там, где нужно всего лишь поставить крестик в графе «итог эксперимента» и переключиться на следующую задумку. А насколько я знаю такая задумка есть. Удачи автору в его начинаниях… Надеюсь, что финальная версия «Молон Лабе» окажется успешней своего прототипа…

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ИГРЕ

  • Издателем и разработчиком игры выступила компания B.C.Studio. Сокращение от Big Children Studio (Студия «Большие дети»);
  • Автор, идейный вдохновитель и руководитель проекта, наш соотечественник из Краснодара —