Художник куприн биография. Александр куприн и его натюрморты

Куприн Александр Васильевич (1880-1960) - русский живописец. В 1888 году Ван Гог написал свои знаменитые "Подсолнухи" и "Натюрморт с гипсовой статуэткой". В 1919 году появились "Подсолнухи в цвету" и "Натюрморт с синим веером и скульптурой Б. Д. Королева" Александра Куприна. Одни и те же цветы. Почти одни и те же предметы. Но как по-разному отражаются они в полотнах - зеркалах этих художников: у Ван Гога уже в рисунке, в четко выделенных, очерченных формах чувствуется как бы внутреннее напряжение, экспрессия. Его подсолнухи как бы хранят в себе непостижимую тайну. У Куприна же широко, ясно написанные цветы, кажется, могут раствориться в живом, пульсирующем фоне. Смотришь на них и чувствуешь великую радость от встречи с таким совершенным, мудрым творением природы. Живопись Куприна сочная, ясная, солнечная. А вот в "Натюрморте с синим веером..." уже не только и не столько эмоциональное, но и рациональное видение определяет структуру композиции.

Будучи одним из основателей объединения "Бубновый валет"; хорошо зная принципы кубизма, Александр Куприн в лучших своих произведениях гармонично сочетал декоративное начало и остроаналитическое проникновение в натуру.

Жизненность и характерность были главными чертами не только натюрмортов, но и пейзажей, композиций Александра Куприна. Он любил повторять, что, если у художника нет ярко выраженного отношения к предмету, у него никогда не получится интересного художественного образа. И, раскрывая своим ученикам секрет того, как написать хороший этюд, советовал: "Нужно начинать с того, что сразу больше всего захватило, а потом, постепенно, можно привязывать все остальное".

Глубоко изучая творчество импрессионистов и постимпрессионистов, все новые художественные течения начала XX века, Александр Куприн смог выкристаллизовать свой, личный творческий подход к воспроизведению натуры, научился передавать в красках неповторимое эмоциональное звучание каждого пейзажа, каждой вещи, цветка, модели.

Александр Васильевич Куприн родился 23 марта 1880 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии в семье преподавателя уездного училища. Именно воспоминания раннего детства стали основой его художественного видения. Уже в конце жизни Александр Куприн вспоминал: "Все кругом как бы улыбалось мне. Я помню пышные пионы, гордость моей матери, розы, декоративные кустарники, гудящих шмелей, барахтающихся внутри лилий и петуний, бабочек, собирающих своими тонкими, спирально изогнутыми хоботками сладкий сок душистых цветов, задорное чириканье воробьев, гнездившихся под карнизами наших окон, наконец, особый звук, когда бондари, наши соседи, набивали обручи на новые кадки и бочки..."

Отец Александра Куприна преподавал историю и географию, у них в доме часто собирались друзья отца, играли на рояле, пели. Сам Александр Куприн всю жизнь не только рисовал, но и играл, сочинял музыку. Уже став знаменитым художником, он привез в свою мастерскую орган, послушать его игру часто приходили его московские друзья.

Поступив в классическую гимназию, Александр Куприн начал заниматься у Н. Евсеева, который в свое время учил рисовать И. Машкова, М. Родионова. Вскоре семья переехала в Воронеж. А когда А. Куприну было всего шестнадцать лет, умер отец. Начались материальные трудности, и Александр поступил на должность конторщика Юго-Восточной железной дороги. В свободное время он писал этюды и много рисовал, пристально вглядываясь в переплетение ветвей деревьев, в колышущиеся под ветром цветы и разнотравье и, Главное, в небо, которое всегда было для него камертоном всего цветового состояния картины.

Великой радостью стало для начинающего художника открытие в Воронеже при Обществе любителей художеств бесплатной школы живописи и рисования, где он смог учиться у Л. Соловьева и М. Пономарева.

В 1902 году Александр Куприн поехал в Петербург и поступил в частную школу-мастерскую академика Л.Дмитриева-Кавказского. В то же время, чтобы заработать, он делал монументальные мозаичные панно и копии картин великих русских художников. О своей непростой жизни в Петербурге он подробно, очень эмоционально писал своей любимой девушке Анастасии Полозанцевой в Воронеж: "Теперь в Питере приходится круто. Спать, гулять и закрывать глаза не полагается. Скоро побегу очертя голову искать заработка. Для этого нужно немного обозлиться".

Потерпев неудачу с поступлением в Петербургскую академию художеств, в 1904 году Александр Куприн переехал в Москву, где решил поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества и, чтобы успешно сдать экзамены, занимался в частной студии К. Юона. Мечтой Александра Куприна было учиться у В. Серова. Но к тому времени, когда Куприн окончил фигурный класс и перешел в натурный, после которого должен был заниматься в мастерской Серова, Серов уже ушел из училища, и Куприн учился у Коровина.

В 1905 году Куприн женился на А. Полозанцевой, той самой девушке, которой он писал такие искренние письма в Воронеж. Вместе они прожили более пятидесяти лет. В тот год на лето они переехали в деревню Мазилово под Москвой. В этом же году у них родился сын Александр (в 1923 г. случится большая беда - сын утонет в Москве-реке). Куприн писал подмосковные пейзажи, писал и в солнечную погоду, и в дождь. В 1907 году он заболел туберкулезом и вынужден был ехать лечиться в Крым.

Потом Куприн часто повторял: "Кто не видел моря, тот не видел второй половины мира..."

Крымские пейзажи навсегда пленили его своей необычной, сказочной гармонией. Он не только писал, но и изучал разные состояния природы. Наблюдая за морем, заметил: "Цвет моря слагается из двух основных факторов - цвета морской воды и бликов на ее поверхности. Чем толще слой воды, тем интенсивнее аквамариновый цвет ее". Особенно большое впечатление произвел на Куприна Гурзуф.

С 1908 года он участвовал в художественных выставках. В 1909 году ездил писать индустриальные пейзажи в поселок Каменное. В это же время он познакомился с П. Кончаловским.

Живопись импрессионистов, постимпрессионистов, кубистов, Брака, Пикассо, с которой Куприн имел возможность познакомиться в щукинской галерее, галерее Морозова, встречи на выставке "Золотого руна" были для него, как он позже писал, глотком свежего воздуха.

Именно в это время он почувствовал, что должен писать не совсем гак, как учат в училище. В 1910 году А. Куприн, П. Кон-чаловский, И. Машков и В.Рождественский решили организовать группу "Бубновый валет". О возникновении этого не совсем обычного названия А. Куприн писал: "Я был у Ларионова и Гончаровой. Сидели, рассматривая репродукции с картин французов. Ларионов взял в руки карту бубнового валета. "Вот почему бы не назвать нашу выставку, наше объединение "Бубновый валет". Это было бы протестом против обоснованного какой-то идеологией названия, вроде "Мир искусства", "Голубая роза", выражающих устремление к утонченной извращенности с погоней за модой".

Позже Ларионов и Гончарова вышли из "Бубнового валета" и начали организацию своих выставок - "Ослиный хвост", "Мишень" и др. А группа художников во главе с Кончаловским, Машковым, Лентуловым, Куприным, Рождественским, Фальком еще больше укрепилась на реалистических позициях. Организуя свои выставки, они приглашали участвовать в них французских художников - Пикассо, Матисса, Леже и др. В это время Куприн называл кубизм, кубофутуризм, имажинизм, супрематизм, лучизм, абстракционизм "наркозом" и был уверен, что на смену им придет настоящее, как он считал, здоровое искусство.

На творчество "бубнововалетовцев" оказала влияние не только французская живопись, особенно Сезанн, но и русское народное искусство.

В живописи Куприна, как и других бубновалетовцев, очень ясно прозвучала новая интерпретация рисунка и цвета. Цельность восприятия реальной действительности утверждалась им в строгой построенности формы и цвета.

Натюрморты А. Куприна - это не мертвая природа, они полны жизни, света, тепла. В 1910 году появились "Мальвы на черном фоне", в 1911-1912 - "Натюрморт с книгами и со свечой", который сейчас находится в собрании Третьяковской галереи.

Ярко индивидуальны и написанные в это время пейзажи - "Турецкие фелюги. Гудауты. Кавказ", "Пейзаж с горой".

В 1913-1914 годах Куприн ездил во Францию и Северную Италию. Манера и взгляд художника меняются. Например, в пейзажах 1914-1915 годов слитные мягкие формы листвы противопоставляются контурам стволов, а натюрморты 1917 года с искусственными цветами и фруктами подчеркнуто декоративны. В это же время А. Куприн пишет очень интересные работы с обнаженной натурой. Это не просто натурные этюды, а станковые картины, в которых форма лепится крупными планами, светотенью, что придает телу особую скульптурность.

После революции Александр Куприн участвовал в осуществлении так называемого ленинского плана монументальной пропаганды, создавал декоративные панно для оформления Москвы к различным революционным праздникам, работал ассистентом у К. Коровина во Вхутемасе, потом преподавал в Нижегородской и Сормовской художественных мастерских, стал профессором живописи театрально-декоративного, а потом керамического отделения Вхутемаса.

Как и многие художники в то время, Куприн работал над индустриальной темой - побывал на заводе имени Петровского в Днепропетровске, московских заводах, нефтяных промыслах в Азербайджане, преподавал в Текстильном институте, писал Донбасс и Бахчисарай.

Он был не только очень эмоциональным, но и вдумчивым художником. В своих "Советах ученикам" он акцентировал внимание на том, что теплые цвета - это цвета приближающие, а холодные - отдаляющие, а в композиции учил видеть обобщенно, фиксировать внимание на главном, а второстепенное обобщать.

Его многочисленные ученики, многие из которых стали известными художниками, до сих пор вспоминают, как он говорил им: "Смотрите шире. Занимайтесь не жилописью, а живописью". Этим искусством он сам владел в совершенстве.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Александр Васильевич появился на свет в Борисоглебске в 1880 году. Рос он в семье учителя, где часто занимались творчеством: пели, рисовали или музицировали.

Всерьез заняться живописью Александру удалось не сразу, так как возможности платить за дорогое обучение не было. Подрабатывая на железной дороге, по вечерам юноша ходил на бесплатные уроки живописи при Обществе любителей художников. Поступить в Академию художеств ему не удалось, но это не остановило энергичного молодого человека от желания стать художником. Постигнув азы живописи у Юона и Дудина, он поступил в Московское училище живописи, где обучался у .

Бунтарский характер вынудил юношу через четыре года обучения оставить училище и присоединиться к известной организации «Бубновый валет». После этого более десяти лет Куприн работал в стиле кубизма, пока не вернулся к пейзажам. Путешествия по стране и за границу дали ему вдохновение для создания реалистичных пейзажей, а посещение крупных строек стали опорной точкой для индустриальных пейзажей.

Примеры его работ: «Бахчисарай. Заброшенная мечеть», «Натюрморт с тыквой», «Донбасс», «Фили. Кутузовская церковь», «Тополя», «Крым». Картины Куприна экспонировались на ряде выставок, в том числе и на персональных: в салоне «Золотое руно», на выставках общества «Бубновый валет», на персональной выставке в 1934 году и совместной со скульптором Мотовиловым в 1957 году и других.


Кроме того, Куприн много преподавал, работал профессором во ВХУТЕМАСе и Московском текстильном институте, был заведующим кафедры живописи. В 1954 году Куприн стал член-корреспондентом Академии художеств СССР, а спустя 2 года удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Ушел из жизни Александр Васильевич в 1960 году в возрасте 79 лет.

Направление деятельности художника

Индустриальные пейзажи

В 1930-е годы в советской живописи появилось понятие индустриального пейзажа. Причиной его появления стали так называемые великие стройки Советского Союза: строительство Байкало-Амурской магистрали, Волго-Донского канала, Волжской, Братской ГЭС и многие другие масштабные проекты. Современных художников вдохновлял нескончаемый энтузиазм строителей и их настоящие трудовые подвиги. Александр Васильевич Куприн тоже всерьез увлекся этой темой. Он посетил угольный бассейн Донбасса, побывал на металлургическом производстве Днепропетровска, был на нефтяном производстве Баку и в иных местах, где почерпнул множество сюжетов для вдохновения.

В индустриальном пейзаже раскрывалась тема преобразования природы с помощью труда. Куприна в первую очередь интересовала тема слияния построенных человеком гигантских сооружений с природными видами. При создании индустриального пейзажа художник видел свою задачу в том, чтобы сохранять это цельное видение. В 1920-30-е годы появились работы: «Московский металлоаффинерный завод», «Днепропетровский коксовый завод», «Донбасс», «Баку. Нефтяные промыслы. Вид с моря» и другие.


Натюрморты и реалистические пейзажи

С раннего периода творчества натюрморты были излюбленным жанром живописи Куприна. Далеко не всегда он рисовал их с натуры, а создавал собственные композиции. Он кропотливо выбирал цветы, плоды, подбирал к ним предметы быта, часто используя бутафорские предметы. На холстах он нередко использовал крупный план, стремясь представить обычные предметы в необычных оттенках или неожиданном композиционном решении. Его работы отличает яркость красок и энергичная свободная манера живописи.


Создавая пейзажи, Александр Куприн использовал собственную систему работы. Начиналась она с зарисовок с натуры в альбом, который всегда был при художнике. Сделав несколько набросков, он отправлялся в мастерскую, где тщательно продумывал композицию картины. После этого живописец готовил холст, скрупулезно рассчитывал размер, разбивал холст на клетки и создавал на нем контурный рисунок. На следующем этапе Куприн возвращался на пленэр и подбирал необходимые для решения задачи оттенки. Завершение работы над композицией и цветом происходило в мастерской, после чего художник опять выходил на пленэр для уточнения деталей произведения. Особенно часто он изображал крымские пейзажи, прибегая к обобщению сюжета.


Главная идея его творчества заключалась в передаче гармонии природы и человека. По его словам, художник должен настроиться на глубокое ощущение природы, только тогда он сможет достичь гармонии в ее передаче.

Рекорды продаж, стоимость картин Куприна

Работы художника периодически появляются на известных аукционах. Выясним, сколько стоят картины Куприна, изучив данные их уходов в последние годы.

Самой крупной считается продажа картины «Сумеречный пейзаж. Река Чурук-Су, Бахчисарай» на аукционе MacDougall`s в 2014 году. Ценность этой работы заключается не только в том, что она относится к «Бахчисарайскому циклу». Это единственная картина, находящаяся в частной коллекции. Остальные работы этой серии находятся в известных российских музеях. Картина неоднократно участвовала в выставках: в 1929, 1931 и 1933 годах ее экспонировали на разных выставках в Москве, а в 1934 году представили в Венеции. Это обеспечило полотну успешную продажу за 317 тыс. долларов, что составило верхнюю границу эстимейта.


В 2010 году на этом же аукционе был продан холст «Тополя». Эстимейт картины составил 40-60 тысяч фунтов, однако приобрели ее с двойным превышением верхней границы - за 113 тыс. фунтов (176 тыс. долларов).


В 2017 году в аукционном доме MacDougall`s было еще несколько уходов картин художника. Это полотно «Нижний Новгород», проданное за 73 тыс. долларов с двукратным превышением эстимейта, и картина «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Нижний Новгород» ушедшая за 11 тысяч долларов также с превышением эстимейта.


Чтобы составить полную картину о стоимости полотен художника, приведем еще несколько примеров небольших по цене продаж. В 2002 году с Christie`s ушел за 2 тыс. фунтов холст «Лодки в Крыму», а в 2017 году с «Литфонда» ушел за 60 тысяч рублей подготовительный угольный рисунок «Нарышкинское барокко».

Возвращаясь к вопросу о том, сколько стоят картины Куприна на рынке живописи, можем сделать несколько выводов. Во-первых, его работы пользуются спросом и регулярно уходят с торгов по высокой цене. Во-вторых, в продажах конкретных холстов наблюдается разброс цен, что характерно для живописи любого мастера. Это связано с тем, что какие-то работы ценятся выше остальных по разным причинам: более красочны, относятся к лучшему творческому периоду, написаны в новой художественной системе, экспонировались на выставках, куплены известными коллекционерами и тому подобное. Далее мы разберем, как выяснить эти причины, составить грамотное описание, а также о том, где и как продать картины Куприна с наибольшей выгодой.

Продажа и экспертиза картин Куприна

Зачем нужна оценка холста?

Так как профессиональная оценка произведения живописи требует затрат, возникает вопрос, нельзя ли оценить картину Куприна самому? Делать это не рекомендуется уже по той причине, что для работы крупного художника обязательно нужна проверка подлинности. Помимо этого поможет составить качественное ее описание. То есть такое описание, в котором будут присутствовать все события, повышающие ценность картины: наличие скрытых изображений и подписей, описание техники создания, соотнесение к важному циклу работ автора, присутствие в выставочных каталогах и т.д.

Александр Васильевич Куприн – русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Александр Васильевич родился в Борисоглебске. Его отец был преподавателем уездного училища. Когда мальчику было 13 лет, они семьей переехали в Воронеж, где Куприн учился в гимназии и работал конторщиком на железной дороге. Александр всегда увлекался искусством, что привело его на вечерние классы Общества любителей художеств. Позже, решив стать художником, он в 1902 году уехал в Санкт-Петербург и поступил в школу А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году ушел из нее, переехал в Москву и поступил в студию К.Ф.Юона. Проучившись в ней два года, Куприн перевелся в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1908 году художник впервые увидел в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись, которая стала очень интересна Куприну. Художник начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 году он участвовал в салоне «Золотое руно» со своими собраниями, которые создавались во времена жизни в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Научившись многому, мастер ушел из училища и большое количество лет посвятил экспериментам в области художественного искусства. Куприн был одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». В период 1910-1924 годы отдавал предпочтение написанию натюрмортов, начиная с кубистических произведений, постепенно смягчая геометричность форм.

В 1920 году художник уехал в Нижний Новгород, где работал руководителем нижегородских и сормовских художественных мастерских. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для искусства Александра Васильевича, он обращался к реалистическому пейзажу, а также совершал ежегодные поездки в Бахчисарай, где и писал свои первые значительные реалистические картины.

В 1930-1934 годы наступил новый период в искусстве Куприна. Художник работал над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, а также нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь начал класть на холст Крым, а перед началом войны – мотивы русской природы. Такие пейзажи вновь завладели вниманием художника, однако в последних своих произведениях он вернулся к индустриальным темам.

Живописец пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму его привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника.

Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн в пору творческой зрелости – это два абсолютно разных художника. В его творчестве прослеживается определенная система интересов, которые были свойственны и раннему, и «наиболее взрослому» периоду искусства – это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д.

Творчеству Александра Васильевича Куприна свойственна большая интеллектуальная сила. Он был влюблен в живую красоту природы и вдохновлен стремлением проверить разумом свои впечатления. В его произведениях искусства светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемом мире.

Александр Куприн умер в 1960 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Знаете ли вы Александра Куприна? Каждый ответит: конечно! Знаменитый русский писатель, "Поединок", "Яма", "Юнкера"... А если речь идет не о писателе Александре Ивановиче Куприне, а о художнике Александре Васильевиче Куприне?
Его знают меньше. Хотя Куприн - один из авангардистов, которые нынче в такой моде, более того - один из немногих русских авангардистов с относительно благополучной судьбой.

Будущий художник родился в 1880 году в Борисоглебске в семье педагога. С 1893 года семья Александра Куприна жила в Воронеже. Его родители, как и большинство интеллигентных семей того времени, были не чужды творческим радостям - в доме много пели, играли на рояле и других музыкальных инструментах, танцевали, сочиняли и декламировали стихи... Всем этим с удовольствием занимался и Саша. И даже музыку писал... Но мальчик еще и хорошо рисовал. А родители, родственники и многочисленные гости, часто собиравшиеся в доме Куприных, всегда его поощряли. Высоко оценивал способности Саши и преподаватель рисования из его гимназии, обещавший своему ученику славу художника...

Но из-за финансовых проблем семьи юному Саше пришлось пойти работать - конторщиком на железную дорогу. Мечты о живописи не оставляли юношу и после службы он спешил в вечернюю живописную школу, продолжая удивлять преподавателей своими способностями. В 1902 году двадцатидвухлетний Куприн, скопив немного денег, уезжает в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Однако его подготовка не достаточна для поступления, и для начала Саше приходится поучиться в частных художественных студиях. Но пресловутый "кусок хлеба" живопись ему уже дает - на жизнь Куприн зарабатывает копиями картин известных мастеров, рисунками для открыток и мозаичными панно.

Мальвы на черном фоне. 1910

В 1904 году молодого человека ждал удар - в Академию его не приняли. Он уезжает в Москву, чтобы попытать успеха в Училище живописи, ваяния и зодчества, а для начала снова идет учиться в частную студию, на этот раз - в популярную московскую студию художника Юона. Через два года ему удается поступить в Московское училище.
В 1907 году Куприн из-за проблем с легкими едет в Крым подлечиться и навсегда попадает под обаяние крымской природы. Крымские пейзажи станут одной из важнейших для него тем. Но сам подход Куприна к творчеству вскоре начинает кардинально меняться - 1908 году он в частных коллекциях московских меценатов открывает для себя современную новаторскую живопись, прежде всего французскую. И начинаются художественные эксперименты, которые не всегда находят понимание в училище... В 1909 году он участвует в авангардистской художественной выставке салона "Золотое руно". А в 1910 году Куприн покидает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и не получив диплом, и становится одним из организаторов и лидеров объединения художников "Бубновый валет".

Натюрморт с трубкой

Натурщица с красной ленточкой и синим подносом, 1910

Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Натюрморт с сыром

Куприн много путешествовал, побывал во Франции, Италии, где ознакомился с художественными новинками. Но любимыми для него по-прежнему оставались пейзажи Крыма. Впрочем, начавшаяся Мировая война крайне затруднила поездки за рубеж... Но художника больше волновали творческие эксперименты - он увлекся таким течением как кубизм.

Турецкие фелюги. Гудауты. 1911

Пейзаж с горой. Гудауты. 1911

Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-12

Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-12

Пейзаж. Ментона. 1914

Кирпичный завод под Москвой. 1915

Лежащая обнаженная натурщица. 1917

Натюрморт с глиняным кувшином. 1917

Революция вносит раскол в ряды художников. Кто-то принимает советскую власть, кто-то отправляется в эмиграцию... Кто-то мечется, уезжает и... возвращается. Куприн, в отличие от своего тезки писателя, сразу решает все для себя и остается на родине. Он не отказывается от прежних исканий, но на его полотнах пробивается и нечто новое, привнесенное переменами в стране.

Искусство. Эскиз плаката. 1918

Древнерусская архитектура. Москва. 1918

Москва. Пейзаж с церковью. 1918

Натюрморт с воблой. 1918

Чайная лавка. 1919

Сокольники. Каланча. 1919

Фили. Кутузовская церковь. 1921

В начале 1920-х художник уезжает из Москвы, где в условиях Гражданской войны жизнь была совсем трудной, в Нижний Новгород и работает там в художественных мастерских. В 1924 Куприн возвращается в Москву. Работа во ВХУТЕМАСе, в Текстильном институте, дизайнерские проекты... Но именно в 1920-х годах у художника появляется новая тема, к которой прежде он лишь изредка робко подступался - индустриальный пейзаж.

Нижний Новгород 1921

Завод. 1921

Донбас. 1921

Дорогомилово. Сосна. 1923

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924

Работы Куприна становятся все более реалистичными, что поощряется в советских условиях. да и настроениям самого художника отвечает.
"Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека", - скажет сам художник о своих исканиях.

Бахчисарай. Чурук-Су. 1927

Пейзаж с луной. 1927

Бахчисарай. 1928

Феодосия. Храм 11 века

Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930

Днепропетровск. Металлургический завод им. Петровского

Завод "Серп и молот" в Москве. 1931

Баку. Нефтяные промыслы. 1931

Москва. Дом правительства. 1932

Маневры Черноморской эскадры. 1932

Кутаиси. Старая колокольня. 1932

Беасальская долина. Крым. 1937

Пейзаж с луной. 1944

Натюрморт со стеклянной вазой. 1945

Могила Айвазовского у древнего армянского храма. 1946

В эпоху Оттепели искания художника снова нашли отклик и оказались интересными зрителю. В 1954 году А.В. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды. К сожалению, это была последняя прижизненная экспозиция его работ - до закрытия выставки Куприн, находившийся в весьма почтенном возрасте, не дожил.

Александр Куприн умер 18 марта 1960 года. Он был п охоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Куприн Александр

Художник

Куприн Александр

Художник

Влечение к "святому искусству" почувствовал весьма рано. В самом нежном детстве разрисовывал углем заборы, вследствие чего бывал нередко таскаем за уши местным "будочником".

Потом растирал краски в "ателье" лаврского маляра. Своею бойкостью обратил на себя внимание заезжей помещицы-филантропки и был на ее средства отправлен обучаться живописи.

Просидев на первом курсе училища четыре года, разошелся во мнениях с профессорами и вернулся в Киев, где и возлег с подобающим почетом в лоне местных талантов.

Взгляды свои на искусство исповедует коротко, определенно и отрывисто:

Рафаэль - младенец... Головки с бонбоньерок... Пасхальные херувимы... Микельанджело тоже... Рибейра, Сальватор Роза, Вандик, Тициан, фламандцы и французы, итальянцы и немцы - все они пачкуны и кисляи... Живопись вывесок... Рембрандт еще туда-сюда, но и тот... Будущее принадлежит нынешней молодежи "с настроением".

Про современников отзывается неодобрительно:

Профессора ничего не понимают. Старье, рухлядь, развалины... Унижают искусство... Я с ними расплевался... Айвазовский пишет подносы. Клевер яичницу с луком... Шишкин - колоссальная бездарность... "Передвижники" - это генералы, насильно захватившие гегемонию... Глядеть совестно... Блины какие-то, а не картины... Нет-с. Не из Петербурга и не из Москвы, а из Киева воссияет свет истинного искусства.

Мы - импрессионисты! - восклицает он в артистическом задоре и на этом основании пишет снег фиолетовым цветом, собаку - розовым, ульи на пчельнике и траву - лиловым, а небо - зеленым, пройдясь заодно зеленой краской и по голове кладбищенского сторожа.

На выставку киевский художник посылает исключительно пейзажи, уморительные пейзажи, где на первом плане торчат цветы ромашки с чайное блюдечко величиною, а непосредственно за ромашкой виднеется микроскопический Днепр с неизбежным пароходом.

Киевский художник - исключительно пейзажист. О рисунке и перспективе он знает только понаслышке из десятых уст, а пейзаж всегда можно писать теми сочными, небрежными и размашистыми мазками, которые служат несомненными признаками оригинального таланта. Если же посетитель и встретит случайно на выставке жанр или портрет, то долго стоит перед ним в недоумении, пока не решит, что это, должно быть, одна из загадочных картин: "Куда делась собака колбасника?" или "Где здесь Наполеон?".

Однако публика изредка покупает эти "апрельские утра" и "зимние вечера". Я долго удивлялся: чем руководствуются при своих покупках эти меценаты, и, наконец, решился допросить об этом одного из них, только что купившего за десять рублей полуторааршинный "Разлив Днепра".

Видите ли, батенька,- отвечал добродушно меценат, толстый конотопский помещик,- первое дело: рамка довольно приличная, а второе - это все-таки не олеография, а масляная краска... Пусть висит себе над диваном в гостиной... Кто же ее будет разглядывать-то? А вид все-таки комнате придает...

Как только картина приобретена, художник немедленно спекулирует на ее успех и в тот же вечер при лампе пишет к ней "панданчик". Оставляя фон нетронутым, передний план чуть-чуть изменяет: там, где были скамейки, ставит камень, а на месте камня пишет скамейку.

Любит выставлять "этюды". Этюдом у него называется деревянная дощечка вершков трех в квадрате по ней в длину два мазка: голубой - небо и зеленый земля.

Этюд художника - это все равно, что черновая рукопись Пушкина! - кричит он вдохновенно.- Сокровище!.. Исторический документ!.. В нем видно "настроение", виден "момент", выхваченный из природы, видно, как душа выливалась и как отразился мир в творческих глазах!

Справедливость требует заметить, что все эти излияния и моменты "с настроением", все эти исторические документы отправляются обыкновенно с выставки полностью на квартиру художника, где "творческие глаза" могут их созерцать вплоть до следующей выставки.

Киевские художники разделились по крайности десятка на два или на три групп. Есть между ними общество "осенников", общество "весенников", "декабристов", "независимых" и так далее. Некоторые товарищества состоят всего-навсего из двух человек, между которыми все-таки существует трогательное согласие в том, что художники прочих групп - маляры и бездарности. Так же крепко они уверены, что солнце искусства взойдет непременно с их палитр.

Средства к существованию киевский художник добывает писанием образов по заказу киевских монастырей и в этом отношении так наловчился, что любого святого может нарисовать с закрытыми глазами.

Беспечного веселья, шума, артистических проказ, талантливых и остроумных шалостей - нет в мастерских киевских художников. В них господствует самое кислое уныние, винт "по маленькой", профессиональное злоязычие и услаждение своих самолюбий.

Помните вы мои "Барки в дождь"?

Каков колорит?

-"Да, удивительный колорит".

А каковы дали в моем "Китаеве"?

- "Чудные дали".

А мои "Караваевские дачи"?.

Ну-ка, пусть попытаются академисты передать эти эффекты осеннего заката.

- "Куда им, этим неряхам, этим ходульным малярам!"

Надо в конце оговориться. Двое или трое художников вырвались из этой инертной, бездарной среды, и теперь имена их известны всей России.