П. Ершов: биография и интересные факты из жизни

(22.02. 1815 – 08. 08. 1869)

Ершов Петр Павлович родился в семье чиновника – поэт, писатель, драматург.

Детские годы он провёл в селе Берёзове, где его отец был исправником.

С 12 до 17 лет Ершов учился в Тобольской гимназии.

По окончании детьми в 1830 Тобольской гимназии отец добился перевода в Санкт-Петербург, куда и переехал с семьей.

В 1831–1834 Ершов учился на философско-юридическом факультете С.-Петербургского университета «пять лучших своих лет», как он любил говорить, в Петербургском университете, где и появился «Конёк-Горбунок» . В начале 1834 представил профессору словесности в качестве курсовой работы первую часть сказки Конек-Горбунок.

Профессор сразу же устроил встречу Ершова с Пушкиным. Пушкин похвалил сказку и заявил о своём намерении издать её с картинками и по самой дешёвой цене. Возлагая на Ершова большие надежды, Пушкин будто бы тут же сказал: «Теперь этот род сочинений мне можно и оставить».

В 1834–1836 Ершов скромный, застенчивый довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок, публикует лирические стихотворения. Всего за этот период в печати (в основном в «Библиотеке для чтения») появилось 10 стихотворений Ершова.

В Петербурге среди студентов Ершов славился как искусный рассказчик и фантазёр. По ночам он занимал приятелей весёлыми юмористическими рассказами и сказками, поражавшими товарищей богатством наблюдений народной жизни. Как-то раз он рассказал одному из приятелей и про «Конька - Горбунка».

Такое произведение ему было вполне по плечу - в его памяти был весь драгоценный капитал русского фольклора. Поэт, тесно связанный с народом всей своей жизнью, ясно представлял свою будущую литературную деятельность - он хотел отдать её народу. Готовясь к отъезду из Петербурга, Ершов думал о грандиозном путешествии по Сибири. Родная страна, родной народ влекли к себе сердце поэта. Мысль описать Сибирь не покидала Ершова почти на протяжении всей жизни. Он мечтал создать роман о родине.

Думы о народе были причиной рождения и сказки «Конёк-Горбунок». Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов, понимание народа обеспечили сказке тот небывалый успех, которым она пользовалась ещё в рукописи.

«Конёк-Горбунок» б ыл напечатан в «Библиотеке для чтения» за 1834 году вслед за этим сказка вышла отдельным изданием. Царская цензура исказила сказку - она вышла в свет с большими изменениями. Но и в таком виде она была замечательна. Жанр сказки, новый, стиль в литературе сразу же выдвинул П. Ершова в первые ряды лучших русских писателей. Так же как и Пушкин, Ершов все стрелы сарказма направляет в фигуру «славного» царя - жалкого, глупого, ленивого, почёсывающегося, зевающего от скуки самодура.

Ершов рисует яркую картину утеснений народа и торговых людей.

Народный дух сказки, замечательный герой Иван-дурах, глубокий смысл, лёгкость стиха, плясовой ритм, который поэт усвоил у народа здоровый юмор - всё это обеспечило долговечность произведению Ершова. Дети вживаются в сказку всем сердцем

При жизни Петра Павловича Ершова сказка «Конек – горбунок» выдержала семь изданий.

По окон­чании университета, Петр Ершов, не любивший кланяться и искать протекции, вынужден был уехать обратно в Тобольск, так как в Петербурге для него не нашлось службы.

Летом 1836 Петр Павлович с матерью возвращается в Тобольск, питая надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири (изучение жизни местных народностей, издание журнала и др.), но осуществиться им, было не суждено. Ершов поступает учителем в тобольскую гимназию, с 1844 инспектор, с 1857 директор гимназии и дирекции народных училищ губернии где прослужил до отставки в 1862 .

В 1856 г. его сказка впервые была напечатана полностью,Петр Павлович в это время был уже директором гимназии, отошёл от своей писательской деятельности.

Много раз Ершов пытался вырваться из сибирской глуши.

Первые годы он ещё писал в Тобольске, изредка посылая свои стихи для «Современника», мечтал создать одну большую сказку, которая бы объединяла все русские сказки, - поэму в 10 томах и 100 песнях, думал написать роман из сибирской жизни.

В 1858 году, после более чем двадцати лет, Петр Павлович Ершов вновь посетил Петербург, надеясь решить там служебные дела и наконец, попробовать перебраться в столицу. Однако надежды его не оправдались. Вернувшись в Тобольск, он прожил там до конца своих дней.

В сибирские годы Петр Ершов писал немного, но не оставлял литературных занятий, хотя его сочинения, пересылавшиеся в столицу через друзей, уже не имели успеха. Тобольская глушь, одиночество, оторванность от круга друзей и литераторов, служебные и се­мейные неудачи были плохим стимулом для творчества. Всего с 1837 до конца его жизни в печати появилось 28 его новых стихотворений.

В Тобольске Ершов был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес. Известно также, что сам он играл на флейте и органе, принимал участие в семейном музицировании.

На месте где родился Петр Павлович Ершов и при его содействии был построен храм (строился с 1862 по 1876 годы.)

В декабре 1864 года был поставлен балет - “Конек-Горбунок

Забытый и одинокий, Ершов и умер в Тобольске (8 августа 1869 г.). Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».

Сто семьдесят с лишним лет украшает сказка Петра Павловича Ершова русскую детскую литературу. Сто семьдесят с лишним лет пленяет она воображение русских детей.

Путешествие по сказке "Конёк -Горбунок"

А сейчас мы попутешествуем по сказке Петра Павловича Ершова – «Конёк-горбунок».

2. Выбрать правильный ответ из двух вариантов. Сделать карточки с вопросами. (Приложение №2)

3.Подобрать пару первому слову. Сделать карточки (Приложение №3)

Приложение №1

О ком или о чём идет речь в отрывке, который я вам зачитаю:

  1. Вся, как зимний снег бела,

Грива – в землю золотая.

В мелки кольца завитая (КОБЫЛИЦА)

2. Да ещё рожу…..

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами. (Конёк -горбунок)

3. Огонёк горит светлее.

… светит поле словно днём:

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится,

… тут лежит перо… (ЖАР-ПТИЦЫ)

4. Во дворце я буду жить,

Буду в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

То есть я из огорода

Стану царский воевода. (ИВАН - ДУРАК)

5.Наш Иван, кряхтя с надсады,

Вылез кой – как из засады,

Ко пшену с вином подполз –

Хвать одну из птиц за хвост. (ЖАР - ПТИЦА)

6. В пятой сказке говорится…

Так в уме вот и вертится…

« О красотке, что ль, какой?»

«Точно! В пятой говорится

О прекрасной… (ЦАРЬ - ДЕВИЦЕ)

7. Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужики на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут… (РЫБА - КИТ)

8. Говорит ему девица:

«Но взгляни –ка, ты ведь сед:

Как же можно нам венчаться?

Все… начнут смеяться,

Дед – то, скажут внучку взял!» (ЦАРЬ -БАТЮШКА)

Приложение №2

Вам выданы карточки с вопросами, ваша задача выбрать правильный ответ.

(За правильный ответ получаете 1 балл)

Карточка №1

1.Сколько сыновей было у старика?

три пять

2.Что решили делать мужики, чтоб поймать вора?

охранять поле стоять на карауле

3.Что нашел Иван и Конек-Горбунок пока ехали до столицы?

перо гуся перо Жар –птицы

4.Кто купил двух коней золотогривых?

конюх царь -батюшка

5.Кем был назначен Иван-дурак, когда поймал Жар –птицу?

царский - лесничий царский –стремянной

6.Что достал со дна моря Ерш?

сундук с перстнем ............... сундук с золотом

Карточка №2

  1. Какого роста был игрушечка – конёк?

в три вершка ..............................в три аршина

2. Кем решила одарить кобылица Ивана?

двух львов и тигрёнка двух коней и конька

3. На что поменял Иван коней?

на 10 шапок серебра+5руб . ... на 10 шапок камней+5руб.

4. Кто строил козни Ивану –дураку?

городничий.............. царский слуга

5. Кого приказал добыть царь во второй раз?

царь –сестрицу царь -девицу

6.За что страдал Рыба-кит 10 лет?

проглотил 3 десятка кораблей ............проглотил 3 десятка рыб

Карточка №3

  1. Кого увидел Иван когда охранял пшеницу в поле?

корову кобылицу

2. Как решили разбогатеть братья?

угнать коней тайком продать коней тайком

3. Кем был назначен Иван в первый раз?

царским воеводой ..........царским конюхом

4. Кого приказал добыть царь в первый раз?

жар – синицу жар - птицу

5. Что захотела иметь царь-девица перед свадьбой?

перстень .................ожерелье

6. Кого встретил Иван у моря окияна с селом на спине?

рыбу - ерш рыбу –кит

Приложение №3

Даны карточки с героями сказки Конёк –горбунок».

Ваша задача подобрать пару первому слову.

Чудо Данило

Конёк юдо

Царь птица

Старший кит

Батюшка девица

Море горбунок

Средний дурак

Рыба окиян

Иван Гаврило

Контрольная работа

Тема:”Художественный анализ произведения П.П.Ершова “Конёк- Горбунок

История жизни П.П.Ершова

Анализ художественных средств сказки.

Список литературы.

Введение

Сказка понятие обобщенное. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.Ершова можно проследить проявление народных традиций в литературной сказке.

Петр Павлович Ершов родился в 1815 году 22 февраля, в сибирской деревне Безруковой, Топольской губернии. Отец его часто переезжал по долгу службы. П.П.Ершов запомнил на всю жизнь долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, которые ему рассказывали люди. В 1824 году Ершова вместе с братом Николаем отдали в гимназию. Учился Ершов хорошо, опережая брата. Что-то напевая и придумывая разные небылицы, чтобы скучные уроки были интереснее, он закончил гимназию. После гимназии он уехал в Петербург и поступил на филосовско-юридический факультет Петербургского университета.

Однажды на курс пришёл Пётр Алексеевич Плетнёв, который преподавал русскую словесность и вместо лекции прочитал сказку. Первую сказку П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”.В том же году сказку напечатали в журнале”Библиотека для чтения”.Это было не единственное произведение Ершова. В 1834 году к печати была одобрена первая часть”Сибирского казака”, а затем и вторая часть”Стариной были”. Так же в 1834 году Ершов окончил университет. К этому времени он остался один с мамой, так как брат и отец умерли. Вместе с мамой Ершов вернулся в родной Тобольск, где стал преподавать. Но свою литературную деятельность он не забросил. В 1835 году Ершов создал пьесу “Суворов и станционный смотритель”. Ершов не оставлял литературную деятельность, он много писал, рассказы, стихи, но все эти произведения не имели такого успеха как всеми любимый и родной”Конёк-Горбунок”.Всю оставшуюся жизнь, после Петербурга, Ершов прожил в Тобольске где был сначала преподавателем, потом инспектором, а затем директором, в 1857 году, в той же гимназии, в которой он учился сам.

Первое издание “Конька-Горбунка” не появилось на свет в полном своем написании, часть произведения была вырезана цензурой, но после выхода второго издания произведение выпускалось уже без цензуры.

После выхода четвертого издания Ершов написал:”Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству, счастливого ему пути.” ”Конёк-Горбунок”издавался не только на родине, но и за рубежом.

Но теперь мы их оставим,

Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,…

“Эх, послушай, люд честной!

Жили-были муж с женой,

Муж то примется за шутки,

А жена за прибаутки,…….”

А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:

Ну-с, так вот! Раз Данило

(В праздник, помниться, то было),

Натянувшись зельно пьян,

Затащился в балаган….

Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом на океян.

Горбунок летит, как ветер,…

И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:

Тут, уклав его в ларец,

Закричал(от нетерпенья),

Подтвердив своё веленье

Быстрым взмахам кулака:

«Гей! позвать мне дурака!»…..

В сказке Ершова используется много присказков, прибауток, пословиц, поговорок:

Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!

Вышли кони со двора;

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу;……

Это присказка ведется,

Сказка после начнётся….

Как у наших у ворот

Муха песенку поёт:

«Что дадите мне за вестку?

Бьёт свекровь свою невестку:

Посадила на шесток,………»

Большую роль в сказке играет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все что произойдет с главным героем:

…Как в суседке он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небо послом,

Как он солнцевам селенье

Киту выпросил прощенье;

Как, к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился;

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царём.

«Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить о них. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:

Ночь ненастная настала,

PAGE_BREAK--

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник. …

(о Даниле)

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать-

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

(о Гавриле)

А вот как П.П.Ершов изображает братьев когда они пришли смотреть коней:

Спотыкнувшися три раза,

Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к двум коням.

Братья не просто входят как Иван:

Вот он поля достигает,

Руки в боки подпирает

И с прискачкой, словно пан,

Бокам входит в балаган.

Братья падают, спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал»…

С такой же иронией П.П.Ершов изображает Царя и придворных:

И посыльные дворяна

Побежали по Ивана,

Но, столкнувшись все в углу,

Растянулись на полу.

Царь тем много любовался

И до колотья смеялся.

А дворяна, усмотря,

Что смешно то для царя,

Меж собой перемигнулись

И вдругоредь растянулись.

Царь тем так доволен был, …

Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядки и взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мира земного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.

Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит, моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.

Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович, вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:

Вишь, что старый хрен затеял:

Хочет жать там, где не сеял!...

Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке, она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.

Хотя прочтение этой сказки для современного читателя вызывает определенные сложности (многие слова уже вышли из обихода и смысла этих слов многие люди не знают), но общий смысл сказки и её юмор остается по прежнему понятен.

Это великое произведение про которое Пушкин А.С. сказал после прочтения: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Это великое произведение сделало П.П.Ершова знаменитым когда он был студентом и забытым в конце жизни. Когда в 1869 г. П.П.Ершов скончался многие газеты написали что умер автор знаменитой сказки «Конек-Горбунок» некоторые люди того времени были очень удивлены видь они наивно полагали что сказка «Конек-Горбунок» народная сказка. Другие же думали, что автор этой сказки уже давно скончался. Но не смотря на это она по прежнему радует читателя и поражает своим юмором.

Список литературы:

1. «Конек-Горбунок» Издательство «Радуга» Министерство печати и информации Российской Федерации 1993г.

2.Свободная энциклопедия ВикипедиЯ htt://ru.wikipedia.org/wiki/

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Пушкин и конёк горбунок. В.А.Чудинов и В.М.Лобов

    ✪ Балет Конёк-горбунок Konek Gorbunok Цезарь Пуни

    Субтитры

История создания

Ершов задумал свою сказку, когда прочитал только-только появившиеся сказки Пушкина . Павел Анненков в своей книге «Материалы для биографии Пушкина» (1855) пересказывает свидетельство Александра Смирдина о том, что «в апогее своей славы Пушкин с живым одобрением встретил известную русскую сказку г-на Ершова „Конёк-Горбунок“, теперь забытую. Первые четыре стиха этой сказки <…> принадлежат Пушкину, удостоившему её тщательного пересмотра».

В 1910-1930-е годы первые четыре строки «Конька-Горбунка» включались в собрания сочинений Пушкина, но позже было решено не печатать их вместе с пушкинскими произведениями, так как свидетельство Смирдина можно понимать скорее так, что Пушкин только отредактировал эти стихи. Кроме того, уже после смерти Пушкина Ершов заменил строку «Не на небе - на земле» на «Против неба - на земле». Высказывались сомнения в том, что он поступил бы так, если бы автором этих строк был Пушкин.

Известны слова, которыми Пушкин наградил автора «Конька-Горбунка»:

Произведение «Конёк-Горбунок» - народное , почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал. Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Отрывок из «Конька-Горбунка» появился в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения ». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по требованию цензуры .

Пушкин с похвалой отозвался о «Коньке-Горбунке» .

Спальник не оставляет мысли извести Ивана. Один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живёт на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поёт песни и играет на гуслях, а кроме того, она - родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать Царь-девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идёт к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатёр, обеденный прибор и разных сластей.

Наутро, получив всё необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конёк велит Ивану раскинуть шатёр, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдет в шатёр, поест, попьёт и начнет играть на гуслях, вбежать в шатёр и её схватить. Но пение Царь-девицы убаюкивает Ивана. Поймать её удалось лишь на следующий день.

Когда все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь-девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном, отправляет его на океан за перстнем и отпускает ему три дня, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери - Месяцу и брату - Солнцу.

Часть третья

На другой день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь. Подъезжая к океану, они видят, что поперёк него лежит огромный кит, у которого «на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешения он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше.

Вскоре они подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днём отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передаёт Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощён и отпущен в море.

Иван с коньком-горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь-девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, однако он оказался таким тяжёлым, что Иван не смог его поднять. Конёк водружает сундучок на себя, и они возвращаются в столицу.

Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что царь слишком стар для неё, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один - с холодной водой, другой - с горячей, а третий - с кипящим молоком и искупаться поочерёдно во всех трёх котлах: в последнем, в предпоследнем и первом. Царь по наущению спальника зовёт Ивана и требует, чтобы он первым всё это проделал.

Конёк-горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнёт хвостом, макнет мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет - а уж после этого Иван может прыгать сначала в молоко, потом в кипяток и в холодную воду. Всё так и происходит, и в результате Иван становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котёл - и там сварился». Народ признаёт Царь-девицу своей царицей, а она берёт за руку преобразившегося Ивана и идёт с ним под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.

Источник сюжета

В основу произведения легли народные сказки славян, живущих у побережья Балтийского моря, и скандинавов. Так, известна норвежская народная сказка с практически идентичной сюжетной линией. Сказка называется «De syv folene» («Семь жеребят»). В норвежской сказке говорится о трёх сыновьях, которые должны были пасти волшебных коней короля; награда за выполненное поручение - прекрасная принцесса. В этом поручении младшему сыну помогает волшебный жеребёнок, разговаривающий человеческим языком. Подобные сюжеты есть в словацком, белорусском, украинском (в частности, закарпатском) фольклоре.

«Конёк-Горбунок» и цензура

Сказку пытались запретить несколько раз. Из первого издания 1834 года по требованию цензуры было исключено всё, что могло быть интерпретировано как сатира в адрес царя или церкви. В 1843 году сказка была запрещена к переизданию полностью и в следующий раз была опубликована только 13 лет спустя. Советская цензура также имела претензии к этому произведению. В 1922 году «Конёк-Горбунок» был признан «недопустимым к выпуску» из-за следующей сцены:

За царём стрельцов отряд.
Вот он въехал в конный ряд.
На колени все тут пали
И «ура» царю кричали.

В силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше царское добро -
Жароптицево перо?
Что я - царь али боярин?
Отвечай сейчас, татарин!

Однако экспертиза не потребовалась, поскольку сказка, по заявлению Минюста , - это классика .

Петр Павлович Ершов
и православие

С именем Ершова, его творчеством и судьбой связано немало устоявшихся и до настоящего времени ещё не пересмотренных точек зрения. Наиболее «живучим» является мнение о том, что после раннего и самого удачного своего художественного опыта – сказки «Конёк-горбунок», Ершов не создал ничего более значительного, а все его последующие произведения отмечены печатью подражательности и провинциальности да ещё и сильно «подпорчены» религиозно-монархическими идеями. В результате такого подхода к наследию писателя немалая часть его произведений до сих пор не опубликована или преподнесена в ряде изданий в «усечённом» виде, с удалёнными строфами или даже несколькими стихотворениями в лирических циклах, а также купюрами в прозе и драматических опытах. Соответственно, наше представление о его духовной жизни, в которой религиозные искания были едва ли не самым важным, оказывается очень неполным. Это касается и биографии поэта, многие факты которой нуждаются в новом осмыслении.

П.П.Ершов появился на свет в деревне Безруковой Ишимского округа Тобольской губернии 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 года в семье «комиссара Черемшанской части» (в те времена Ишимский округ состоял из пяти комиссариатств: Абатского, Бердюжского, Малышенского, Петропавловского, Черемшанского) Павла Алексеевича Ершова и Евфимии Васильевны Ершовой, урождённой Пилёнковой («тобольской купеческой дочери»). Опасаясь за жизнь ребёнка, появившегося на свет очень слабым, родители решили крестить его в тот же самый день. В деревне Безруковой, месте проживания семьи комиссара, в те времена своего храма не было, а поселяне были приписаны к приходу градо-Ишимской Богоявленской церкви. В ней и совершил обряд крещения семидесятилетний священник Иоанн Симонов.

В соответствии с церковным календарём-именословом (а в этот день чтят память ряда святых: Афанасия Исповедника, Маврикия, Феодора, Филиппа, Лимния, Варадата и т.д.) младенец был наречён во имя святого Петра, то есть получил, с одной стороны, очень распространённое, а с другой, очень редкое имя. Даже в наше время, при всём обилии соответствующей литературы, найти житие этого святого трудно. Из некоторых источников (например, «Жития святых» Димитрия Ростовского) выясняется, что 1 февраля является днём памяти преподобного Петра Галатийского, скончавшегося около 429 года. Он же «воспоминается» 22 февраля и 25 ноября под именами Петра Столпника и Молчальника. Жизнь этого святого была отмечена подвигами затворничества и безмолвия. Он мог изгонять бесов и излечивать от недугов, а его власяница, когда её прикладывали к заболевшему ребёнку, оказывала целительное воздействие. Возможно, это было принято во внимание иереем Симоновым, окрестившим очень слабого, одержимого припадком, кричавшего без умолку младенца во имя Петра Галатийского.

Ершов трепетно относился к своему небесному покровителю, о чём свидетельствуют постоянные упоминания в его письмах к родным и друзьям 22 февраля – дня его рождения, совпадающего с днём его именин и даже 22-го числа других месяцев. К примеру, в письме к жене от 23 ноября 1858 года Ершов, в ту пору директор училищ всей Тобольской губернии, пишет следующее: «Милая Елена. Вот я и в Ялуторовске. Это последний город настоящего моего маршрута, и потом к вам, обнять тебя и милых детей. Из Ишима я выехал в субботу, в 5 часов. Обедал у смотрителя вместе с П.И., который приехал проводить меня. В 6 часов мы были уже со смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моём содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течении трёх лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их душ, примерно, до 800), что в 3 года составит до 2500 р.с. Моё дело будет – испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они сами выбрали то самое, где был комиссарский дом, т.е. именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание и освятится место рождения и восхвалится имя моего Святого. Не даром же в нынешнем году в календаре в первый раз упомянуто имя его. Сближение, как ни суди, пророческое. А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Всё это составило для меня 22 число (припомни – 22-е, а не другое) одним из приятнейших дней моей жизни» (выделено мною – Т.С.).

Можно предположить, что имя этого святого в каком-то таинственном смысле определило сам нрав Ершова: его застенчивость, скромность, склонность к уединению. Эти черты характера писателя выделял первый биограф Ершова А.К.Ярославцов, в книге которого достаточно частыми являются понятия «обособленности», «затворничества», «отшельничества», «безмолвия».

Забегая несколько вперёд, следует сказать, что храм на родине Ершова строился с 1862 по 1876 годы и был освящён во имя Петра Столпника. И вряд ли во всей России можно было найти ещё один храм с таким названием. Но судьба его оказалась драматичной: он подвергся разрушению в июле 1969 года.

Ершов был человеком глубокого религиозного чувства. Вера в Провидение, покорность Промыслу помогали ему выстоять во всех испытаниях, выпавших на его долю. А их, как известно, было немало: смерть отца (1833), брата Николая (1834), матери (1838), дочери-первенца Серафимы (1840), второй дочери, также наречённой Серафимой (1841), жены Серафимы Александровны (1845), второй жены – Олимпиады Васильевны (1853), а через месяц дочери-малютки Серафимы. В июле 1856 года, почти в одну неделю, умирают сын Николай и дочь Ольга. Но все эти беды, тяжело переживаемые Ершовым и надолго «выбивавшие» его из творческого состояния, тем не менее, не поколебали веры в Бога. В одном из писем к своим петербургским друзьям В.Треборну и А.Ярославцову он размышляет: «Паду ли я, или буду невредим – за всё благословлю благое Провидение. Не упрекните меня в фатализме: вера в Провидение не однозначащее слово с предопределением».

Чуткая, страдающая душа Ершова отражена в его никогда не публиковавшемся письме к Анне Петровне Вилькен, урождённой Жилиной, от 9 июля 1845 г. Это пронзительное по своей интонации послание, в котором сообщается о смерти жены Серафимы Александровны, сохранилось в личном архиве потомка Анны Петровны, петербургского кинорежиссёра К.В.Артюхова:

«Письмо моё будет коротко, милая кузина. Только радость говорит, а печаль молчалива. И что сказать мне, когда я до сих пор не могу ещё образумиться. Удар был так неожидан, так внезапен, что не пасть под ним надобны были вера и особенная помощь Божия. Вы знали умершего Ангела, знали и чувства мои к ней: почему поверите моей печали. Да, из всех потерь, какие испытал я (а каких я не испытывал?), потеря любимой жены – самая ужасная. Точно половины самого себя не стало. С опустелым сердцем, с тяжкою думой, с грустным воспоминанием – неужели это жизнь? Только религия согревает остылую душу, только она одна освещает мрак могильный, и за гробовой доской представляет её ещё лучше, чем она была на земле. А что было бы без этого небесного утешения!»

С ранней юности в круг интересов Ершова входили духовные книги. По воспоминаниям Ярославцова, петербургские годы Ершова проходили «в неутомимой жажде чтения». Он пользовался, как и А.С.Пушкин, библиотекой А.Ф.Смирдина. Отсюда он брал также книги религиозного содержания, «в которые любил погружаться, стараясь укрывать от любопытных». А по возвращении в Тобольск он формирует личную библиотеку, где одно из важных мест занимает духовная литература. Тобольский биограф Ершова А.И.Мокроусов, в своём, так и неизданном, труде о нём, написанном в 1918 году, указывал, что ему приходилось видеть в ершовской витрине Тобольского музея много книг, которые Пётр Павлович часто перечитывал. Например, «Новую скрижаль, или Объяснение о Церкви, литургии и о всех службах и утварях церковных» Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, в 4-х частях, изданную в 1858 году в Санкт-Петербурге; почти все книги Священного Писания, часть которых переписана руками его учеников и самим Ершовым. Примечательно, что переписанные им Книга Иова и Книга Бытия помечены всё той же датой: 22 февраля 1854 года.

Ершов поклонялся православным святыням, часто посещал Иоанновский Междугорский и Абалакский монастыри под Тобольском, а во время своей командировки в Петербург в 1858 году заезжал в Свияжский Богородицкий монастырь, в котором пребывал на покое бывший архиепископ Тобольский Евлампий, а на обратном пути, остановившись в Москве, выделил два дня для поездки в Троице-Сергиеву Лавру. С собой он возил крест и икону святого Германа. Выезжая с ревизией училищ, он всегда служил молебен о благополучном возвращении к семье.

В своих произведениях и особенно в письмах он оставил поэтическое описание православных обрядов. Так, в письме от 18 июля 1841 года из фондов Музея-архива Д.И.Менделеева в Санкт-Петербурге он рассказывает своей падчерице Феозве (в будущем она станет женой Д.И.Менделеева) о встрече чудотворной Абалакской иконы Божией Матери: «Нынешний год жители Тобольска оказывают большое усердие к Богоматери. Каждый день поднимают икону и с хором певчих сами – особенно девицы и дамы – несут её с горы в свои дома и обратно. Особенно поздно вечером это зрелище делает самое живое впечатление. Народу, хоть его всегда довольно, не видно за темнотою; раздаётся только торжественное: яко необоримую стену и пр. И свет свечи в фонаре, подобно звезде, блестит впереди, иногда отражаясь на золоте ризы Богоматери. Но ты сама бывала зрительницей подобных выносов, и потому тебе легко представить подобную картину».

(6.03.1815 - 30.08.1869)

Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в маленькой сибирской деревне Безруково Тобольской губернии. Отец его часто менял места службы, поэтому семья много переезжала. Маленькому Петруше на всю жизнь запомнились долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, сказки, сказки... Мастерами рассказывать их были многие сибиряки.

В 1824 году Петю вместе с братом Николаем отдали в гимназию в Тобольске. Он учился легко, даже обгоняя своего старшего брата, вечно что-то напевая и приду­мывая разные небылицы, чтобы скучные уроки были интереснее. Когда он закончил гимназию, то отправился в Петербург и поступил на философско-юридический факультет Петербургского университета.

Однажды на курс, где учился Пётр Ершов, пришел профессор Пётр Алексеевич Плетнев, который преподавал российскую словесность, и вместо лекции к огромному удивлению студентов, прочитал... сказку. А автор, которому исполнилось всего девятнадцать лет, сидел и погибал от смущения и радости. В ответ на аплодис­менты Плетнев указал на студента Ершова. В том же году сказку - а это и был "Конек-горбунок" - напечатали в журнале "Библиотека для чтения".

В 1834 году Ершов окончил университет, вернулся в родной Тобольск и стал работать учителем в той же гимназии, которую окончил сам.

Сам Пётр Павлович говорил, что не придумал ничего нового, а просто хорошо пе­ресказал народную сказку. Но это не так! Да, в русских сказках есть и герой - добрый молодец, и вздорный царь, и красавица царевна. Но у Ершова все эти знакомые герои имеют свое лицо, о них рассказано с улыбкой и юмором.

"Конька-горбунка" перевели на многие языки мира - английский, французский, немецкий, польский… и даже на японский! Когда из печати вышло четвертое издание сказки, Ершов писал: "Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый ему путь". С тех пор вышло не четыре, а более ста семидесяти изданий "Конька-горбунка", и конек продолжает скакать по миру, удивляя всех от мала до велика весельем и удалью, юмором и необыкновенными приключениями.

Кажется, эта сказка существовала всегда. Кажется, её сочинил народ. Но нет - сказке в мае 2009 года исполнилось 175 лет. И автор у неё есть - Пётр Павлович Ершов. Этих фактов многие не знают. Но сказка - «Конёк-горбунок» - известна всем.

Собери мозаики, ответь на вопросы викторины

ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ ГОРБУНКА

Кругограмма
"Друг и помощник Иванушки-дурочка"

Литературная "арифметика"

ива + волны - вол - ы + сушка - с =
герой сказки "Конёк-горбунок"

Загадка в рисунках

Вспомни сцену сказки, когда царь велел Иванушке искупаться в трёх котлах, и посмотри на наши рисунки. В каком котле Иван искупался сначала, а в каких потом? Проверь свой ответ по тексту сказки.

Несколько фактов о П.П. Ершове и его сказке

Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в середине 1834 года и выдержала при жизни автора семь изданий. Книга появилась на свет, когда писателю было всего 19 лет!

П.П. Ершов был близко знаком со многими известными поэтами, в том числе с В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным.

Первые четыре стиха сказки набросал А.С. Пушкин, читавший её ещё в рукописи. Прочитав сказку «Конёк-горбунок», он с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Кроме «Конька-горбунка» Ершов написал несколько десятков стихотворений. Есть также указания, что он публиковал стихи, рассказы и драматургические произведения под псевдонимами.

В декабре 1864 года впервые в Мариинском театре в Петербурге был поставлен балет "Конёк-Горбунок" на музыку Ц. Пуни в постановке А. Сен-Леона. Балет "Конёк-Горбунок" с успехом идёт и в наши дни.

В 1941 году на киностудии "Союздетфильм" по сказке был снят одноимённый художественный фильм, а в 1947 и 1975 годах студией "Союзмультфильм" - мультипликационный фильм.

В 2006 году в городе Ишиме Тюменской области, на родине автора всемирно известной сказки "Конёк-Горбунок", был создан Музей Ершова (с 2009 г. - Культурный центр). Познакомиться с деятельностью Центра можно на его сайте - www.ershov.ishimkultura.ru

Союзом писателей России и администрацией города Ишима в 2005 году была учреждена Всероссийская литературная премия имени П.П.Ершова за произведения для детей и юношества. Ежегодно определяются пять победителей, которым присуждается денежное вознаграждение, дипломы и символ Премии - скульптурная композиция, изготовленная из кости Иванушка на Коньке-горбунке держит в руках Жар-птицу. По традиции премия вручается на родине сказочника в день его рождения - 6 марта.

Дураку Горбунок
Стать царевичем помог.
Кто же он, Горбунок?
Славный, сказочный конёк!

Библиотечный плакат
Размер плаката - 1024х730
Размер файла - 517 кб.
Автор плаката - Верхотурова О.И.

Кликните дважды по эскизу, чтобы посмотреть или скопировать плакат

Филворд "Герои сказки "Конёк-Горбунок"
(Отыщи среди букв 12 слов)

КЛЮЧИ:
1. Имя главного героя сказки
2. Старший брат Ивана-дурака
3. Средний брат Ивана-дурака
4. Завистник и недоброжелатель Ивана
5. Брат Царь-девицы
6. Мать Царь-девицы
7. Самый преданный друг Иванушки
8. Ласковое имя, которым звал Ивана царь
9. Чудо-юдо рыба
10. Имя отца Ивана-дурака
11. Рыба - крикун, гуляка и забияка
12. Мать Горбунка

Чтобы посмотреть правильные ответы - дважды кликните по сетке филворда

Составитель Галушко Н.В.

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И БИБЛИОТЕКАРЮ

Скачет грива не простая,
Чудо грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
У лошадки есть сынок -
Удивительный конёк,
Удивительный конёк
По прозванью - Горбунок

ИЗВЕСТЕН ОН СКАЗКОЙ ОДНОЙ. НО КАКОЙ!
КОНЁК-ГОРБУНОК ВСЕМ ГЕРОЯМ ГЕРОЙ!
ТАКОГО КОНЬКА БЕЛЫЙ СВЕТ И НЕ ВИДЫВАЛ!
САМ ПУШКИН, РЕБЯТА, ЕРШОВУ ЗАВИДОВАЛ.

.

Аккорды и текст песни «Конёк-горбунок»
Татьяна Пучко

Скачем к морю, к морю мчимся Am
G C
За царевою женой.
Dm Am E Am
Ты лети, ушастый, птицей,
Am G C
А рысцой пойдем домой.
Dm Am E A7

Ты с ума не сходи, сова,
Dm G C
Не клони на плечо чело:
A7 Dm G C
Ведь мои, дурака, права -
A7 Dm E F
На ладони держать перо.
Dm E Am

Dm Am E Am E Am
Исключи меня из правил -
Вот такие беляши.
Я шатёр тебе поставил
На казенные гроши.

Вот что, радость моя, усвой,
И сей час перестань дрожать:
Мой дурацкий удел такой -
На ладони перо держать.

Я дурак, дурак, не зверь я -
Не могу топить котят.
Всё ловлю руками перья,
А жар-птицы - пусть летят!

Так что ты уж не обессудь.
А царю ты что хошь скажи,
Но моя, дуракова, суть
Там, в лесу, на пеньке лежит.

Июнь 1989, Москва

У НАС В БИБЛИОТЕКЕ: МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ П.П. ЕРШОВУ

Ко дню рождения П.П. Ершова, автора знаменитой сказки в стихах "Конёк-горбунок" для младших читателей была проведена литературная игра "За Коньком -горбунком в сказку русскую войдём". Сначала ребята познакомились с биографией сказочника, а потом поучаствовали в конкурсной программе. Посмотрев фрагмент мультфильма, отвечали на вопросы по увиденному; отгадывали, что спрятано в сундучке царь-девицы; соревновались в толковании устаревших русских слов, которые встречаются в тексте сказки. Дети доказали, что они очень внимательно прочитали книгу, так как правильно ответили на все вопросы викторины и быстро нашли имена персонажей сказки, спрятанные в компьютерном филворде. За это дети были награждены почётными медалями "Знатоки сказки "Конёк-горбунок".