Какой писатель был учителем тобольской губернии. Начало литературной деятельности

В 1831-1835 годах учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета . В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым , знакомится с Василем Жуковским , Александром Пушкиным … На их суд девятнадцатилетний студент отдаёт свое первое крупное произведение - сказку «Конёк-горбунок », прочитав которую Пушкин с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Плетнёв во время одной из лекций с университетской кафедры прочитал отрывок из «Конька-горбунка» и представил изумленным слушателям автора чудесной сказки - их сокурсника Петра Ершова, сидевшего в аудитории .

Отрывок из «Конька-горбунка» появился в «Библиотеке для чтения » ( , т. 3), а в середине 1834 года сказка Ершова была опубликована отдельным изданием. Успех сопутствовал молодому поэту: в декабре того же года к печати была одобрена первая часть «Сибирского казака», а затем и вторая часть этой «старинной были» .

Приближающееся окончание университета было связано для молодого сибиряка с проблемами. Не смог он получить желаемую должность, приходилось расставаться с друзьями, которых у него было немного, порывать с литературной средой. Противоречивые чувства вызывало и прощание с самим Петербургом: многое здесь стало дорогим и слилось с душой поэта, а с другой стороны, Ершова манила Сибирь, которую он называл «северной красавицей», мечтая об исследовании тогда ещё мало изученного края .

Вернувшись на родину летом 1836 года, работал учителем Тобольской гимназии, затем инспектор (с 1844 года) и директор (с 1857) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из его учеников - будущий химик Дмитрий Иванович Менделеев . Падчерица Ершова стала его женой.

Был инициатором создания любительского гимназического театра . В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель», комическую оперу «Якутские божки», «Черепослов».

Печатал свои стихотворения в «Библиотеке для чтения» Сенковского и в «Современнике » Плетнёва .

Литературная деятельность

Известность Ершову принесла его сказка «Конёк-горбунок », написанная им ещё на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 томе «Библиотеки для Чтения » 1834 года , с похвальным отзывом Сенковского.

Некоторое время считалось, что первые четыре стиха сказки набросал Пушкин , читавший её ещё в рукописи. Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий, причем второе издание 1856 года - было сильно переработано автором и является на сегодня каноническим текстом.

«Конёк-горбунок» - произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.

Кроме «Конька-горбунка» Ершов написал несколько десятков стихотворений. Есть также указания, что он публиковал стихи, рассказы и драматургические произведения под псевдонимами.

Возможно, известен как Отец Пруткова.

Литература

  • Винокурова Н. В. Пётр Ершов в семейном кругу // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 257-261.
  • Егорова И. Л. К 170-летию со дня написания сказки «Конёк-горбунок» П. П. Ершовым // Ежегодник-2003 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2004. - С. 120-131. (о произведениях, копирующих стиль и сюжет «Конька-Горбунка»)
  • Ершов Пётр Павлович // Северо-Казахстанская область. Энциклопедия. - Алматы, 2004. - С. 246.
  • Ершов Пётр Павлович: Библиографический указатель. - Ишим, 1989. - 69 с.
  • Журавлёва Н. В. Судьба потомков П. П. Ершова // Ежегодник-2003 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2004. - С. 132-140.
  • Копылов В. Е. Ершов в Ершове // Коркина слобода. Историко-краеведческий альманах. - Вып. 2. - Ишим, 2000. - С. 107-112. ISBN 5-900142-38-8
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. - М.-Л., 1962.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник ТОКМ: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. ISBN 5-87591-004-6
  • Малышев В. Н. Ершовы в Приишимье // Коркина слобода. - Вып. 1. - Ишим, 1999. - С. 47-51. ISBN 5-900142-50-7
  • Мальцева Т. И. Фольклорно-языковые элементы в сказке П. П. Ершова // Западносибирское краеведение. - Ишим, 1994. - С. 117-143. (включая полную библиографию и именной указатель)
  • Рогачёва Н. А. Сюжет «Конёк-горбунок» (№ 531 СУС) в сказительной традиции Западной Сибири //Региональные культурные ландшафты: история и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. - Тюмень, 2004. - С. 206-211.
  • Савченкова Т. П. Новонайденные автографы П. П. Ершова из Тобольского архива // Словцовские чтения-2002: Материалы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической краеведческой конференции. - Тюмень, 2002. - С. 178-179.

Русский поэт, сибирский сказочник, писатель, драматург, педагог.

Семья и детство

Родился Пётр Павлович Ершов в Западной Сибири в селе Безруково, что в Ишимском уезде Тобольской губернии (в 1960 г. деревня Безруково будет переименована в ).

Отец - Павел Алексеевич Ершов, происходил из «подьяческих детей». Служил чиновником на разных должностях по судебной, финансовой, а также полицейской части. Был небогат и жил «со службы». Мать - Ефимия Васильевна Ершова, урождённая Пиленкова, дочь богатого тобольского купца. Предки её были оружейными мастерами, они пришли в Сибирь ещё в царствование . Впоследствии мастеровые перешли в купеческое звание. Отец её вел торговлю с Китаем, а также занимался продажей скота.

Павел Ершов был вынужден часто переезжать по служебной надобности. Начав свою службу в 1801 г. в старинном сибирском городе , он впоследствии был переведён в , где служил столоначальником, а позднее - казначеем в местном казначействе. В Тобольске он встретил свою будущую жену, купеческую дочь - Ефимию Васильевну Пиленкову. Там же они и обвенчались - в 1807 г. в Захарьевской церкви, о чём есть соответствующая запись в метрической книге. В этом же году Павел Алексеевич был определён на должность комиссара в Черемшанской части Ишимского уезда.

После назначения семья переехала на постоянное место жительство в село Безруково - родное село отца поэта. Там же, в Безруково, и родился Пётр Павлович Ершов - будущий автор бессмертного «Конька-Горбунка». Интересный факт: по причине того, что ребёнок родился очень слабым, родители решили немедленно его окрестить, что и было сделано в день его рождения. Поскольку в Безруково своего храма не было, крестины состоялись в в Богоявленской церкви. Храм этот был славен устроительством зимних Никольских ярмарок, знаменитых на всю Сибирь.

Но, несмотря на горячие родительские молитвы, мальчик все более слабел. Ребёнок медленно угасал и уже был при смерти. Несчастные родители решились на отчаянный шаг. Они провели местный магический обряд. Суть его была такова: дитя продавалось нищему за грош, считалось, что таким образом «покупатель» забирал с собою все болезни новорожденного. Впоследствии приводя этот случай из своего младенчества, Ершов любил пошутить, говоря, что цена ему всего один грош.

Само же детство Ершова проходило в разных сибирских городках. Степной Петропавловск, и, наконец, . Город, весьма известный в истории благодаря своим знаменитым ссыльным: светлейший князь , князь Алексей Григорьевич Долгоруков, граф в разные времена проживали в Берёзове. Все эти места становились временным пристанищем для семьи Ершовых.

К 1825 г. после перемены нескольких мест службы Ершовы вновь оказываются в Тобольске. Они проживают в доме у дяди - Николая Степановича Пиленкова. Николай Степанович был человек в городе известный, миллионер-меценат. Дядя проявлял большую заботу по отношению к племянникам - Петру и Николаю Ершовым. Павел Алексеевич прекрасно осознавал значимость и полезность качественного образования для своих сыновей. По причине этого в 1827 г. Петр Ершов вместе с братом Николаем поступают в Тобольскую гимназию.

С 1827г. новым директором гимназии становится Иван Павлович Менделеев, приходившийся отцом, будущему гениальному химику . Иван Павлович был человек во многом замечательный. Он начал свою деятельность с преобразования гимназии из четырёхклассной в семиклассную. Подобная система предоставляла возможность для более углублённого изучения всех необходимых дисциплин, а кроме того, выпускники гимназии теперь имели право поступать в высшие учебные заведения . Новый директор был сторонником творческого подхода к обучению детей. Для учеников старших классов устраивались «литературные воскресенья», которые проводил лично Иван Павлович. На них устраивались публичные чтения русских и иностранных авторов, проходило обсуждение, а также ученикам предоставлялась возможность почитать собственные произведения, если таковые были. Тогда же Иван Павлович и отметил способности юного Ершова. Отец мальчика был в постоянных разъездах по делам службы. Поскольку семьи Ершовых и Менделеевых были в родстве, Иван Павлович взял на себя нелёгкий труд наставления мальчика на праведный путь образования. Он приглашал его к себе домой, беседовал, давал к чтению множество занимательных книг. В будущем Петр Ершов с огромной благодарностью будет отзываться о своём наставнике. Впоследствии, будучи уже инспектором Тобольской гимназии, Ершов примет деятельное участие в судьбе сына Ивана Павловича - талантливого ученого Дмитрия Менделеева. Волей судеб произойдёт удивительная смена ролей. Дмитрий Менделеев в 13 лет потеряет своего замечательного отца, и именно Пётр Павлович Ершов станет ему опорой, а также наставником и верным другом. Он напутствует его к поступлению в Петербургский педагогический университет. И это ещё не всё, по истечении лет, проживая уже в , Дмитрий Менделеев женится на падчерице Ершова - Феозне Никитичне Лещёвой.

В тот же период судьба сводит Ершова с ещё одним знаменитым земляком - композитором, пианистом, автором гениальных романсов - Александром Александровичем Алябьевым. Композитор находился в Тобольске в качестве почётного ссыльного. Местное высшее общество с удовольствием приглашает Алябьева на всевозможные приёмы и творческие вечера. Александр Алябьев - человек энергичный, герой Отечественный войны, талантливейший музыкант своего времени, несказанным образом оживляет атмосферу сибирской провинции. В Тобольске при помощи местных меценатов он устраивает серию замечательных концертов, на которые съезжается публика из всех уездов огромной Тобольской губернии. Дядя Ершова - купец Николай Степанович Пиленков, принимал активнейшее участие в устроительстве концертов, участвовал в разрешении организационных и финансовых вопросов.

На одном из таких вечеров и состоялось замечательное знакомство будущего автора неповторимого «Конька-Горбунка» и автора восхитительного романса «Соловей». Ершов очень любил музыку, он умел играть на флейте и органе. Юный гимназист с удовольствием принимал участие в домашних концертах, которые частенько устраивались в доме у дядюшки.

В 1830-е гг. Ершовы с успехом оканчивают гимназию. За прилежание братья были награждены похвальным листом и книгой. В Тобольске юный Ершов проявлял серьёзный интерес к сибирскому фольклору. Собирал и записывал старинные легенды и сказки.

Петербургская юность

В 1830 г. отец будущего поэта добивается перевода в Петербург. Он получает офицерскую должность и назначение в отдельный корпус внутренней стражи. Переезд стал возможен благодаря протекции, которую дал бывший генерал-губернатор Западной Сибири Петр Михайлович Капцевич. В Сибири Павел Ершов служил под началом Капцевича, был замечен и отмечен. Обосновавшись в Петербурге, отец вызывает к себе остальное семейство. Таким образом, Ершовы оказались в несравненной Северной Пальмире.

Державный Санкт-Петербург с его величественной архитектурой имперской столицы сильно впечатлил молодого сибиряка. Этот город принесёт ему знакомство с людьми, которые впоследствии станут вечными, яркими маяками на небосклоне его непростой жизни.

Семья снимала квартиру в Графском переулке - в доме капитанской вдовы, мадам Померанцевой. По прибытии в столицу Пётр Ершов подаёт прошение о зачислении его в студенты историко-филологического факультета Санкт-Петербургского императорского университета.

Однако слабое знание латыни и греческого, а также полное незнание какого-либо европейского языка (в Тобольской гимназии эти предметы преподавались слабо, а иногда и вовсе не преподавались) не позволили ему поступить на историко-филологический факультет. Он был принят на философско-юридический. Однако, в дальнейшем Ершов всё же добьется права посещения лекций на историко-филологическом, правда, лишь в качестве вольнослушателя. Тогда же старший брат Петра - Николай, имеющий склонность к точным наукам, поступает на физико-математический факультет. В университете Ершов, по его же собственным признаниям, особым прилежанием не отличался. Поэт сетовал на свою лень, говорил, что он - недоучка, особенно это касалось иностранного языка.

В 1833 г. в семью Ершовых приходит горе. Скоропостижно умирает отец, а вскоре за этим в августе 1834 г. и старший брат Петра - Николай. Ершов остался один с больной матерью. Их материальное положение становится крайне затруднительным.

В университете одним из преподавателей молодого Ершова был профессор русской словесности Петр Александрович Плетнёв (с 1832 г. ректор Санкт-Петербургского университета). Пётр Плетнёв - поэт и критик, друг , ближайший его соратник в издательских делах. Он помог в деле напечатания более чем 20 книг Пушкина. Бескорыстный помощник и товарищ великого русского гения. Ему Александр Сергеевич посвятил поэму «Евгений Онегин». В посвящении Пушкин точно определил качества Плетнёва, назвав его человеком «души прекрасной, святой исполненной мечты, поэзии живой и ясной, высоких дум и простоты». Сам Пушкин называл его «кормильцем» и «благодетелем». Они дружили семьями. Плетнёв - активнейший сотрудник пушкинского журнала «Современник». После смерти поэта он продолжил дело издательства журнала.

Не так давно отгремела Отечественная война 1812 г., и идеи русской народности были очень популярны в русском обществе. В университете в студенческой окололитературной среде живо обсуждались новые блестящие произведения замечательных авторов: «Россказни казака Луганского» , «Вечера на хуторе близ Диканьки» , ну и, разумеется, сказки Пушкина. В 1834 г. профессор Пётр Плетнёв предложил студентам тему новой курсовой работы - народное творчество. При ознакомлении с выполненными заданиями Плетнёв пришёл в полное восхищение от работы студента Ершова. Восторг преподавателя был настолько искренним, что профессор счёл нужным прямо на лекции прочитать студентам, сидящим в аудитории, курсовую работу их товарища - Ершова. Это была первая часть гениальной стихотворной сказки «Конёк-Горбунок». И сразу громогласный успех. Плетнёв не преминул показать сказку Пушкину. Александр Сергеевич отозвался о сказке в самых восторженных тонах. Например, широко известна знаменитая фраза великого русского поэта: «Теперь мне можно и оставить этот род поэзии».

В 1834 г. сказку опубликовал в журнале «Библиотека для чтения» издатель О. И. Сенковский. В том же году сказка, состоящая из трёх частей, была напечатана и отдельным изданием. На тот момент её автору было всего 19 лет. Книга немедленно завоевала любовь читателей. Лёгкий, грациозный, яркий, увлекательный сказочный стих пришёлся по душе русским людям. При жизни Ершова его «Конёк-Горбунок» издавался аж целых семь раз. К концу XIX в. сказка прочно заняла заслуженное и почётное место на полках русских библиотек. Плетнёв знакомит Ершова со своими друзьями, лучшими поэтами своего времени - Пушкиным и . И тот, и другой по достоинству оценили талант юного поэта. Знаменитые пииты старались всячески поддерживать молодого литератора.

И лишь критик дал отрицательный отзыв. По его мнению, «Конёк-Горбунок» являлся всего лишь удачной подделкой под истинное народное творчество. Он писал, что есть в этом произведении русские слова, но отсутствует русский дух. Впрочем, сказки Пушкина он относил к той же категории.

Интересна роль имени Пушкина в истории «Конька-Горбунка. Разумно предположить, что изумительные пушкинские сказки оказали серьёзное влияние на Ершова. Возможно, даже косвенно, помогли появиться на свет «Коньку-Горбунку». Какое-то время даже существовала версия о том, что первые четыре строчки сказки написаны Александром Сергеевичем:

«За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.»

В определённое время эти строки даже входили в полное собрание сочинений великого поэта. В дальнейшем исследователи литературы подвергли серьёзному сомнению эту версию. Больше ершовские строки в изданиях Пушкина не печатались. До сей поры в среде учёных не утихают споры на эту скользкую тему.

Основное своё время молодой литератор употребляет на личное сочинительство. В 1835 г. Ершов публиковался в замечательном рукописном журнале «Подснежник». Инициатором выхода журнала являлся талантливый поэт Аполлон Майков. Это рукописное издание было любимым детищем семьи Майковых, в нём начинали такие авторы, как И. А. Гончаров и В. Г. Бенедиктов.

В Петербурге Петр Ершов серьёзно увлекся театром, слыл завсегдатаем оперы. Самый любимый его театр - музыкальный. Ершов, с детства влюблённый в музыку, знакомится с одарёнными петербургскими музыкантами. Его друг - педагог и композитор Осип Гунке учит Ершова игре на флейте.

Отец Ершовых, будучи честным служакой и ярым «ревнителем престола», строго следил за своими сыновьями, дабы молодые люди не вздумали увлечься вольнодумными идеями, так широко распространёнными в студенческой среде того времени. Служивший в ведомстве, занимавшимся надзорной деятельностью, он, как офицер внутренней стражи, прекрасно осознавал опасность подобных идей. Сибирь-матушка была переполнена ссыльными свободолюбцами. Монархист «от мозга до кости» он передал свои убеждения и сыну - Петру Ершову.

Нам известно, что среди студентов у Ершова не было много знакомых. Было всего несколько близких товарищей. Один из них - Андрей Ярославцев. Они сблизились на почве увлечения литературой. Впоследствии Ярославцев станет литератором, а также первым биографом Ершова. В 1872 г. Ярославцев выпустит первую биографию воспоминаний о незабвенном университетском товарище, основным источником которой являлась бесценная личная переписка Ершова и Ярославцева. Также среди друзей Ершова были Константин Тимковский (внук известного мореплавателя Г. Шелихова), М. Масальский (брат писателя К. Масальского) и Владимир Фон Треборн.

Молодой сибиряк продолжал успешно сочинительствовать и печататься. В 1834-1836 гг. из-под его пера вышли пьеса «Суворов и станционный смотритель» и драма «Фома кузнец», а также с десяток стихотворений. При поддержке своего хорошего знакомца композитора Осипа Гунке Ершов написал либретто сказочной оперы «Страшный меч», но, увы, невзирая на положительные отзывы оперу, так и не поставили.

В 1836 г., покинув университет, Ершов, хотя и имел горячее желание остаться в Санкт-Петербурге, все же вынужден был подать прошение о назначении его на учительскую должность в город Тобольск. Причина банальная - отсутствие денег. Ершовы были бедными, не имели ни состояния, ни дворовых людей, жили только с доходов службы.

Тобольска проза

Через некоторое время прошение было одобрено. Ершов возвращается в Тобольск служить в своей родной гимназии. Поначалу он преподавал латынь, в дальнейшем же стал читать философию и словесность в старших гимназических классах. Не сказать, что приезд столичной знаменитости вызвал восторги у руководства гимназии. Судя по письмам Ершова к своим петербургским друзьям, директор гимназии Е. М. Качурин - ретроград и формалист, человек малообразованный, всячески третировал молодых учителей, не исключая и Ершова.

2 июня 1837 г. состоялось значительное событие в жизни Тобольской гимназии. Сиё учреждение удостоилось высочайшего визита наследника русского престола, будущего царя . Присутствовавший на приёме учитель Ершов «имел счастие поднести наследнику свою хвалебную оду», а также партитуру к опере «Сибирский день», специально написанную в честь приезда цесаревича. За что был пожалован 500 рублями ассигнациями. Вместе с наследником в Тобольск прибыл и старый петербургский знакомец Ершова, знаменитый поэт Жуковский. Василий Жуковский, будучи, наставником великого князя, представил и самым замечательным образом отрекомендовал Ершова. После этого случая у Ершова затеплилась надежда на возвращение в Петербург. Однако этим мечтам не суждено было сбыться.

В 1838 г. в журнале «Современник» Ершов опубликовал поэму «Сузге» - драматическое произведение, написанное на основе сибирских сказаний. Белинский отметил глубокий замысел поэмы, но не преминул упрекнуть поэта в излишней многословности. Поэма неоднократно ставилась на сцене, по её мотивам, была написана одноимённая опера.

В Сибирь Ершов отправлялся воодушевлённый многими просветительскими идеями, он был переполнен творческими планами. Уже были составлены планы-карты этнографических экспедиций. Однако, увы, но, ни одному из этих великих замыслов, так и не суждено было сбыться. Обычная жизнь, иногда весьма несправедливо называемая «рутиной», решительно вмешалась в творческие планы поэта.

В 1839 г. Ершов страстно влюбляется и женится на Серафиме Александровне Лещёвой - вдове, имеющей уже четырёх детей. Серафима Александровна - дочь бывшего директора гимназии в Тобольске, женщина красивая и образованная, дама опытная и практичная, не сразу, но все, же соглашается на брак с молодым учителем.

После женитьбы жизнь Ершова претерпевает серьёзные изменения. Он вынужден сосредоточиться на добывании хлеба насущного. В течение всей жизни на долю Петра Павловича Ершова выпадет множество тяжелейших испытаний. Смерть нещадно косила близких поэта. В юности за совсем короткое время он потерял отца, старшего брата, маму. Дважды был вдовцом (всего женился трижды). Изучение документов, в первую очередь писем Ершова, позволило установить, что у поэта было 15 детей от трёх браков, из которых до совершеннолетнего возраста дожили всего лишь четверо. Остальные умирали в младенчестве. Судьба нещадно била и швыряла Ершова. Однако даже при самых печальных обстоятельствах и тяжёлых бытовых условиях поэт продолжал творить. Пётр Павлович был глубоко верующим человеком и с истинно христианским смирением принимал эти страшные горести. Религия являлась одним из основных источников вдохновения поэта. В сибирский период из-под его пера вышли несколько произведений различного формата: быль «Сибирский казак», поэма «Сузге», серия рассказов «Осенние вечера», а также стихотворения. Нам известно о том, что Ершов вынашивал планы по созданию 10-и томной сибирской сказочной эпопеи под названием «Иван-Царевич - сказка сказок в десяти книгах и ста песнях». К великому нашему сожалению, эта идея так и не осуществилась.

В 1844 г. Ершова назначили инспектором гимназии. На стезе преподавательства он проявил себя как прогрессивный и высоко духовный наставник. При его непосредственном попечительстве был организован гимназический театр. В театре ставились пьесы известных авторов, а также произведения, написанные самим Ершовым. За время своей педагогической карьеры Ершов написал и отправил в Петербург два объёмных научных труда, призванных улучшить качество обучения в российских гимназиях: «Мысли о гимназическом курсе» и «Курс российской словесности». Последний даже приняли к рассмотрению в печать, но в итоге труд был отвергнут цензорами. Ершов искренне радел за судьбы российского образования, он пытался добиваться изменений в гимназической программе. Ему мечталось увидеть в учебных расписаниях произведения так горячо любимых им Пушкина и Жуковского.

В Тобольске содержалось большое количество ссыльных декабристов. Ершов был лично знаком со многими: В. К. Кюхельбекером, А. И. Муравьёвым, М. А. Фонвизиным и многими другими. Совместно с декабристом, поэтом Н. А.Чижовым Ершов напишет водевиль под названием «Черепослов, сиречь Френолог». Впоследствии поэт В. М. Жемчужников, какое-то время служивший в Тобольске, с личного позволения Ершова использует одну из сцен водевиля для создания одноимённой оперетты. В. М. Жемчужников - один из создателей знаменитого «Козьмы Пруткова». В дальнейшем оперетта попадёт в собрание сочинений «Козьмы Пруткова» и будет напечатана в журнале «Современник». В доме у Фонвизина Ершов читает цикл из семи рассказов под названием «Осенние вечера. С этими рассказами Ершов связывал определённые надежды на возвращение в большую литературу, однако, успеха не имел. Только благодаря помощи Ершова декабрист И. И. Пущин сумел передать в журнал «Современнике» для публикации ранее неизвестные стихи Пушкина.

В 1857 г. Петр Павлович назначается директором гимназии в Тобольске, а также училищ в Тобольской губернии. Ершов, несомненно, обладал замечательным педагогическим талантом. По отзывам современников, дети очень любили и безмерно уважали Петра Павловича. В подтверждение этого в архивах сохранился один любопытный документ - программа спектакля, который был поставлен гимназистами 22 февраля 1842 г. в честь дня рождения своего любимого педагога П. П. Ершова.

Достойна внимания официальная характеристика Ершова от 1857 г., а в «Списке лиц, заслуживающих внимание правительства» отмечается, что он «умный, добрый и честный человек». За время своего пребывания на посту директора гимназии Ершов успел открыть в губернии 6 новых женских школ. Все они содержались в замечательном порядке и давали ученицам достойный уровень образования.

20 марта 1858 г. П. П. Ершов вновь посетил Санкт-Петербург - город своей знаменитой юности. Это была служебная поездка по делам гимназии: он был вызван для встречи с министром просвещения.

В 1862 г. Ершов выходит в отставку. В последние годы жизни он сближается с талантливым сибирским художником и писателем Михаилом Степановичем Знаменским. После смерти Ершова Знаменский поможет в воссоздании биографии, последних лет жизни Петра Павловича Ершова.

Дмитрий Иванович Менделеев, бывший ученик и старый друг Ершова, проживавший в Петербурге, хлопотал о назначении пенсии для Ершова, к тому же он предпринял много усилий для выхода 6-го и 7-го издания «Конька-Горбунка». На родине Ершова в селе Безруково при самом непосредственном участии поэта был выстроен православный храм, посвященный святому Петру Столпнику. К сожалению, храм был разрушен 1969 г.

Петр Павлович Ершов скончался в Тобольске 30 августа 1869 г. Похоронен он был там же, на Завальном кладбище. На могильном камне написано: «Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк-Горбунок». В 2008 г. в Тобольске в сквере имени Ершова была установлена замечательная скульптурная композиция, посвящённая поэту и его сказочным героям.

Пётр Павлович Ершов для миллионов людей был, есть и останется автором, написавшим незабвенную волшебную сказку «Конёк-Горбунок», персонажи которой будут жить своей бесконечной сказочной жизнью. Со времени своего существования сказка «Конёк-Горбунок» издавалась огромными тиражами не менее 130 раз на 27 языках народов мира.

Дмитрий Сытов


Ершов Пётр Павлович (1815-1869), поэт и просветитель.

Родился 6 марта 1815 г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове (ныне посёлок Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе).

В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета.

В 1834 г. он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех её был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях.

Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, - лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести - не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.

Однако юный возраст мешал разобраться в себе, в природе собственного таланта. Окружающая среда также сыграла свою роль.

Тяжёлым ударом стал и негативный отзыв В. Г. Белинского.

Было и ещё два обстоятельства. Во-первых, сказка далась Ершову легко, писалась «на одном дыхании»; он и сам не понимал значения этого сочинения. Во-вторых, до «Конька» поэт не связывал будущую жизнь с литературным трудом; он был страстным патриотом родного края, его тянуло к просветительской деятельности в Сибири.

В 1834 г. Ершов подал прошение о назначении учителем в тобольскую гимназию, которое было удовлетворено в 1836 г. В этот период он пробует себя в лирике («Молодой орёл», «Русская песня» и др.), в модном жанре романтической баллады («Сибирский казак»), пишет драматическую повесть в стихах «Фома-кузнец», либретто волшебной оперы «Страшный меч», «драматический анекдот» «Суворов и станционный смотритель».

В 1836 г. Ершов уехал в Тобольск, где прожил до конца жизни. Здесь написана поэма «Сузге», многие лирические и юмористические стихотворения, цикл рассказов «Осенние вечера», эпиграммы.

Пётр Павлович вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Ершов не просто автор одной сказки - он замечательный русский сказочник, талант редкостный, яркий, «волшебный». Умер 30 августа 1869 г.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ершова Петра Павловича

Ершов Пётр Павлович, русский писатель, поэт и драматург, родился 22.02.1815 (6 марта по новому стилю) в деревне Безруково, находившейся в Ишимском уезде Тобольской губернии. Отец был государственным чиновником и работал в городе Берёзово Тобольской губернии. В семье Ершовых было двое мальчиков. До 12 лет Пётр Ершов жил в Берёзове, затем дети отправились учиться в город Тобольск. Тобольской гимназией в это время руководил И.П. Менделеев, отец знаменитого русского учёного. Гимназисты этого учебного заведения были воспитаны в патриотическом духе и видели своё будущее в служении науке и подъёме научного потенциала Сибири. Закончив Тобольскую гимназию в 1831 году, будущий писатель Ершов поступил в университет в Санкт-Петербурге на философско-юридическое отделение.

Начало литературной деятельности

В начале своей литературной деятельности Ершов писал стихи, оперные либретто из древнерусского прошлого и публиковал их в рукописном журнале, который издавала семья Майковых, жившая в Петербурге. Эти ранние рукописные произведения Ершова были потеряны, до нас не дошли. Будучи в университете, Ершов начал писать сказку в чудесных стихах "Конёк-Горбунок", он получил вдохновение от сказок . Первая часть произведения Ершова была курсовой работой по русской словесности, которая была представлена профессору Плетнёву П.А. Высоко оценив работу, Плетнёв представил поэму общественности на своей публичной лекции. В этот период времени в России среди передовой образованной молодёжи было много энтузиастов, которые хотели создать специальный журнал, в котором можно было бы публиковать произведения этнографической направленности: народные сказки, легенды и песни. Ершов с юности интересовался культурой Сибири, собирал местный фольклор. Поэму-сказку Ершова высоко оценил , она была опубликована в 1834 году.

Мир произведений Ершова

Писатель утверждал, что всё его творчество почти слово в слово передаёт устные народные рассказы, которые он слышал в детстве в Сибири. Многие детали в его произведениях сначала были выброшены цензурой. В полном виде сказка "Конёк-Горбунок" была напечатана только в 1856 году, это было четвёртое издание. При жизни писателя сказка печаталась 7 раз. Дальнейшие исследования творчества Ершова показали, что его сказка являлась творческой переработкой фольклора. Все мотивы народных сказок А.Н. Афанасьева, изданные позднее, подтверждали подлинность народных сказочных сюжетов, которые использовал Ершов. Успех сказок Ершова не был случайным, он, по словам , так владел языком, "точно крепостным мужиком". даже выразил мысль, что теперь может не беспокоиться за судьбу народных русских сказок и может сам их больше не писать. Таков был язык Ершова, органичный и живой. По словам исследователей творчества Ершова, он сумел литературно переработать и освоить фольклор и передать народное миросозерцание крестьян.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ершов показал в сказке потенциальные возможности и творческие резервы крестьян. В то же время Ершов показал полемическое противостояние разных пластов русской культуры. С одной стороны – это исконно народная, крестьянская культура, а с другой – нарождающаяся городская, "мещанская" традиция, тронутая книжно-поэтической литературной словесностью. Соединение бытового и волшебного мира крестьян получило дальнейшее развитие в поэмах . Крестьянский культурный "космос" был показал в романе "Война и мир". "Конёк-Горбунок" был написан на взлёте того русского национального сознания, которое общество получило во время войны 1812 года.

Литературный столичный кружок

В период с 1834 года по 1836 год Ершов входил в литературные круги Петербурга, участвовал в кружке, организованном В.Г. Бенедиктовым. Он опубликовал в период активной литературной жизни столицы в издании "Библиотека для чтения" всего 10 произведений.

Возвращение в Тобольск

После смерти отца в 1834 году и старшего брата в 1835 году Ершов вернулся в Тобольск. Он надеялся заняться в Сибири широкой просветительской деятельностью. В планы входило издание собственного журнала, изучение жизни местных малых народностей. Этим планам свершиться не удалось. В Петербурге Ершов был под сильным влиянием своего товарища по университету К.И. Тимковского. Впоследствии Тимковский был осуждён по делу петрашевцев. Тимковскому пришлось эмигрировать в Америку. Ершов написал стихи на его отъезд в 1835 году. Стихи были опубликованы только в 1872 году.

Позднее литературное творчество

Ершов сначала работал в Тобольске учителем гимназии (с лета 1836 года), а затем стал директором гимназии в 1857 году. Он не перестал заниматься литературным творчеством, но произведения этого периода успеха не имели. Их было нельзя сравнить с "Коньком-Горбунком". Причина была в том, что романтический "пушкинский" период развития русской словесности в это время закончился. Наступил новый период развития романтизма Ершова, период "любомудрия" и романтического самоуглубления. Это была неудачная попытка преодоления своего же гениального литературного открытия, которое Ершов совершил в своей юности. В этот период были написаны: баллада "Сибирский казак" (1835 год), поэма "Сузге", пьеса под названием "

Пётр Па́влович Ершо́в (22 февраля (6 марта) 1815, Безруково, Ишимский уезд, Тобольская губерния - 18 (30 августа) 1869, Тобольск) - русский поэт, прозаик, драматург.

Биография

Родился в семье чиновника. Отец по делам, связанными со службой, часто переезжал. Ершовы пересекали цепь казачьих поселений, посещали места, где были еще свежи предания о временах Ермака и Пугачёва. В 1824 году родители отправили Петра и его брата Николая в Тобольск учиться. Мальчики жили в купеческой семье Пиленковых - родственников матери, а когда окончили гимназию, отец перевёлся в Петербург, где братья поступили в Петербургский университет.

В 1831-1835 годах учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета. В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, знакомится с Василем Жуковским, Александром Пушкиным… На их суд девятнадцатилетний студент отдаёт свое первое крупное произведение - сказку «Конёк-горбунок», прочитав которую Пушкин с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Плетнёв во время одной из лекций с университетской кафедры прочитал отрывок из «Конька-горбунка» и представил изумленным слушателям автора чудесной сказки - их сокурсника Петра Ершова, сидевшего в аудитории.

Отрывок из «Конька-горбунка» появился в «Библиотеке для чтения» (1834, т. 3), а в середине 1834 года сказка Ершова была опубликована отдельным изданием. Успех сопутствовал молодому поэту: в декабре того же года к печати была одобрена первая часть «Сибирского казака», а затем и вторая часть этой «старинной были».

Приближающееся окончание университета было связано у молодого сибиряка с проблемами. Не смог он получить желаемую должность, приходилось расставаться с друзьями, которых у него было немного, порывать с литературной средой. Противоречивые чувства вызывало и прощание с самим Петербургом: многое здесь стало дорогим и слилось с душой поэта, а с другой стороны, Ершова манила к себе Сибирь, которую он называл «северной красавицей», мечтая об исследовании тогда ещё мало изученного края.

Вернувшись на родину летом 1836 года, работал учителем Тобольской гимназии, затем инспектор (с 1844 года) и директор (с 1857) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. Один из его учеников - будущий химик Дмитрий Иванович Менделеев. Падчерица Ершова стала его женой.

Был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель», комическую оперу «Якутские божки», «Черепослов».

Печатал свои стихотворения в «Библиотеке для чтения» Сенковского и в «Современнике» Плетнёва.

Литературная деятельность

Известность Ершову принесла его сказка «Конёк-горбунок», написанная им ещё на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 томе «Библиотеки для Чтения» 1834 года, с похвальным отзывом Сенковского.

Некоторое время считалось, что первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший её ещё в рукописи. Сказка Ершова вышла отдельной книжкой в 1834 году и выдержала при жизни автора семь изданий, причем четвертое издание (1856 года) - было сильно переработано автором и является на сегодня каноническим текстом.

«Конёк-горбунок» - произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привёл его в более стройный вид и местами дополнил. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.

Белинский видел в сказке подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа».

Кроме «Конька-горбунка» Ершов написал несколько десятков стихотворений. Есть также указания, что он публиковал стихи, рассказы и драматургические произведения под псевдонимами.

Ершов работал также в драматических и прозаических жанрах. Ему принадлежит «драматический анекдот» «Суворов и станционный смотритель», в позднюю пору жизни (конец 1850-х гг.)он написал большой цикл повестей «Осенние вечера», обрамляемых сквозным сюжетом - встречей персонажей, которые рассказывают эти повести. Такая композиция характерна скорее для 1830-х годов («Двойник, или Мои вечера в Малоросии» А.Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя), в которые происходило формирование Ершова-литератора и для своего времени выглядели уже анахронизмом. Любопытно, что один из персонажей повести «Панин бугор» - типичный романтический влюблённый - носил фамилию Сталин. Вероятно, это одна из причин того, что первая посмертная публикация этого рассказа состоялась только в 1984 году.

Возможно, известен как Отец Пруткова.

Владимир Михайлович Жемчужников писал Александру Николаевичу Пыпину 6 (18) февраля 1883 года из Ментоны (Франция) о своём знакомстве с П. П. Ершовым, в 1854 году в Тобольске, где он служил чиновником особых поручений при родственнике - тобольском губернаторе В. А. Арцимовиче: «Мы довольно сошлись. Он очень полюбил Пруткова, знакомил меня также с прежними своими шутками и передал мне свою стихотворную сцену Черепослов, сиречь Френолог, прося поместить её куда-либо, потому что ‘сознаёт себя отяжелевшим и устаревшим’. Я обещал воспользоваться ею для Пруткова и впоследствии, по окончании войны и по возвращении моём в СПб., вставил его сцену, с небольшими дополнениями, во 2-ое действие оперетты Черепослов, написанной мною с бр. Алексеем и напечатанной в Современнике 1860 г. - от имени отца Пруткова, дабы не портить уже вполне очертившегося образа самого Косьмы Пруткова».

По другим данным Ершову принадлежит только авторство куплетов в пьесе Чижова.

«Мы с Чижовым стряпаем водевиль Черепослов, в котором Галь получит шишку пречудесную. Куплетцы - заяденье! Вот ужо пришлю их к тебе после первого представления».

В письме того же числа к другу В. А. Треборну Ершов упоминает водевиль как создание Чижова:

«Ещё приятель мой Ч-жов готовит тогда же водевильчик Черепослов, где Галю пречудесная шишка будет поставлена. А куплетцы в нём - что ну, да на, и в Питере послушать захочется».

Малая известность нестихотворного наследия Ершова вызвана еще и тем, что до недавнего времени оно издавалось только сибирскими издательствами (Омск, Новосибирск и т.п.)