Как одевается японская молодежь. Субкультуры японии

Немецкий экономист Сильвио Гезелль сегодня не слишком известен в широких кругах, а между тем известный британский ученый Джон Мейнард Кейнс утверждал: «Я убежден, что будущее научится больше у Гезелля, чем у Маркса». Гезелль не просто теоретик, автор оригинальной реформы финансовой системы - его идея свободных денег, неоднократно и успешно проверенная на практике, предоставляет вполне реальную возможность изменить этот мир к лучшему.
http://piratemedia.net/svobodnye-dengi-silvio-gezellya

Йохан Сильвио Гезелль родился 17 марта 1862 года в городе Санкт-Вит (ныне в Бельгии) в семье отца-прусса и матери-бельгийки. В 1887 году он переехал в Аргентину, в Буэнос-Айрес. К этому времени он стал уже преуспевающим коммерсантом и вел вместе со своим братом совместный бизнес. Экономический кризис конца 1880-ых, весьма ощутимо сказавшийся на Аргентине, заставил Гезелля заинтересоваться социально-экономическими и финансовыми вопросами, в частности, проблемами денежного обращения. В 1891 году Сильвио Гезелль опубликовал в Буэнос-Айресе свой первый труд на эту тему под названием «Реформа монетного дела как путь к социальному государству». Позднее вышла в свет его работа «Nervus rerum», а затем еще ряд книг и статей, посвященных финансово-экономической тематике. В 1906 году Гезелль отошел от дел и переехал в Швейцарию. Первая часть самой известной работы Гезелля «Осуществление права на полный рабочий день» была издана в 1906 г. в Швейцарии, а вторая - через несколько лет в Берлине под названием «Новое учение о проценте». Обе части были опубликованы вместе во время войны, в 1916 году, и выдержали при жизни автора шесть изданий. Эта работа наиболее известна в английском переводе под названием «Естественный экономический порядок». Сильвио Гезелль постоянно перемещался между Швейцарией, Аргентиной и Германией. Одно время он жил в вегетарианской коммуне «Obstbausiedlung Eden», основанной известным немецким экономистом и социологом Францом Оппенгеймером в Ораниенбурге, неподалеку от Берлина. В 1909 году соратник Гезелля Георг Блюменталь создал "Ассоциацию физиократов" - организацию сторонников теории свободной экономики Гезелля, которая привлекала своих членов из рядов земельных реформаторов, анархистов-индивидуалистов и синдикалистов Берлина и Гамбурга. Ассоциация выпускала журнал «Физиократ», однако с началом Первой мировой войны это издание пало жертвой цензуры. Сильвио Гезель перебрался в Швейцарию, где имел много сторонников в местных прогрессивных кругах. Они создали организацию под названием "Федерация швейцарской свободной земли и свободных денег". Выступая с лекциями, Гезелль подробно излагал значение своих реформаторских предложений как пути к социальной справедливости и миру. После окончания Первой мировой войны и революции 1918 года в Германии, Гезелля пригласили возглавить Народный комиссариат по финансам в первой Баварской Советской Республике. Правда, на этой должности он пробыл недолго - всего 7 дней. Гезелль подготовил закон о введении свободных денег согласно своей теории, однако применить его на практике так и не успел - Баварская республика была разгромлена. После ее свержения Гезелль был обвинен в государственной измене, но впоследствии по всем пунктам обвинения признан невиновным. Позднее Сильвио Гезель поселился около Берлина, он посвятил жизнь литературной деятельности и пропаганде своих идей, с интересом наблюдая и комментируя в многочисленных статьях развитие Веймарской Республики. Умер Сильвио Гезелль 11 марта 1930 года в Ораниенбурге.

Главная заслуга Гезеля заключается в том, что он сформулировал поистине революционную идею «естественного экономического порядка».

По его мнению, причина экономических кризисов и социального неравенства кроется в неправильной системе денежного обращения. Гезелль утверждал, что рост реального капитала тормозится денежной нормой процента. Еще в 1918 году, после окончания Первой мировой войны, Гезелль написал издателю берлинской газеты «Цайтунг ам миттаг» поистине пророческое письмо: «Вопреки всем надеждам на лучшее будущее я должен сказать: если нынешняя денежная система сохранит процентное хозяйство, то я решусь утверждать уже сегодня, что не пройдет и 25 лет, и мы будем стоять перед лицом новой, еще более разрушительной войны. Я очень отчетливо вижу развитие событий. Сегодняшний уровень техники позволит экономике быстро достигнуть наивысшей производительности. Несмотря на значительные потери в войне, будет происходить быстрое образование капиталов, которые вследствие избыточности предложения снизят проценты. Тогда деньги будут изъяты из обращения. Это приведет к сокращению промышленного производства, на улицу будут выброшены армии безработных... В недовольных массах пробудятся дикие, революционные настроения, снова пробьются ядовитые ростки сверхнационализма. Ни одна страна не сможет больше понять другую, и финалом может стать только война».

Гезелль отмечал противоречивую, двойственную роль современных денег. С одной стороны, это незаменимое средство расчетов для обеспечения экономической деятельности, с другой стороны - орудие власти, предоставляющее возможность доминирования на рынке. Следовательно, необходимо преодолеть свойство денег как ростовщического инструмента власти, сохранив при этом их положительное качество как нейтрального средства расчетов. Для этого надо, что бы деньги стали «всего лишь средством обмена и ничем более. Их функция - способствовать обмену товарами... Бартер был ненадёжен, дорог, связан с трудностями и очень часто прекращался вообще. Деньги, заменяющие бартер, предоставляют надёжность, увеличивают и удешевляют обмен товарами. Вот, собственно, и всё, что нам нужно от денег.

Определённый уровень надёжности, скорость и дешевизна, с которой товар обменивается - всё это является проверкой полезности денег. Карл Маркс считал, что корень зла кроется в прибавочной стоимости, и для восстановления справедливости необходимо изъятие этой стоимости у одного класса в пользу другого. Для Гезелля «зло» заключалось в кредитной природе денег, и необходимым условием для восстановления справедливости является ее ликвидация.

Сильвио Гезелль выдвинул поистине революционную для своего времени идею Freigeld - «свободных» (точнее, «свободно распространяющихся») денег. Он считал, что необходимо не только лишить деньги способности приносить прибыль за счет процентов, но и сами деньги надо обложить процентами. Другими словами, за пользование деньгами должна взиматься плата.

Преимуществом свободных денег является их окупаемость за счет налога, однако важнее другое - регулярная экспирация таких денег резко повышает их оборот. По мнению Гезелля, деньги - это тоже своего рода товар, «продукт для постоянного обмена», а значит, как и любой другой товар, деньги должны со временем утрачивать свою ценность. В таком случае люди будут стремиться избавляться от них как можно быстрее.

«Только те деньги, которые приходят в негодность, как вчерашние газеты, как прошлогодний картофель, как железяка, пролежавшая в земле сто лет, и могут быть настоящими деньгами, т. е. инструментом для обмена тех же газет, картофеля, железа и т. д. Потому что такие деньги никто не будет отличать от собственно товаров, которые потребляет человек, никто их не будет никоим образом отличать, как нечто лучшее. Никто: ни покупатель, ни продавец. И тогда, и только тогда деньги станут тем, что они есть в их самом чистом виде: средством обмена, помощником при обмене товарами. И тогда никто не будет ощущать себя ВЛАСТИТЕЛЕМ просто потому, что обладает деньгами».

Таким образом, по мнению Гезелля, главная задача - сделать деньги такими же недолговечными, как и товары.

Продавцы товаров заинтересованы лишь в одном - как бы поскорее их сбыть, а значит, необходимо установить такие же условия и для владельцев денег, чтобы они тоже спешили как можно скорее от них избавиться. Известно, что новое - это хорошо забытое старое, и свободные деньги Гезелля в этом смысле не стали исключением. Точнее, речь идет о практической стороне вопроса. Своеобразные аналоги свободных денег использовались еще много столетий назад. Так, например, в конце Х века в Англии монеты перечеканивались каждые шесть лет, при этом королевские казначеи давали за четыре старых только три новые монеты. Это было эквивалентно налогу в 25% каждые шесть лет, или примерно 0,35% в месяц. Таким образом, новая чеканка была своеобразной формой «платы за хранение». С Х по XV век в Германии, Венгрии, Швейцарии, Богемии, Польше и Скандинавии были в ходу своего рода свободные деньги, так называемые «брактеаты». Они выпускались городами, епископствами и даже отдельными феодалами. Брактеаты служили не только для обмена товаров и услуг, но и являлись средством взимания налогов. Они обслуживали исключительно местный рынок. Раз в год брактеаты выводились из обращения и заменялись вновь отчеканенными. При этом деньги девальвировались на 25%, и эта четверть удерживалась в качестве “налога на чеканку”. Естественно, что люди стремились как можно быстрее избавляться от таких монет, предпочитая вкладывать сбережения в произведения искусства, красивую мебель, добротные дома - во всё то, что имело стабильную или увеличивающуюся со временем стоимость. Неудивительно, что именно в эту эпоху возникли многие шедевры архитектуры и прекрасные произведения религиозного и светского искусства.

К XV веку брактеаты были вытеснены привычными нам деньгами, которые не обесценивались. Снова стали взиматься проценты, и все большие богатства начали сосредоточиваться в руках все меньшего количества людей - со всеми вытекающими отсюда социальными и экономическими проблемами.

Работа Гезелля особенно интересна тем, что в ней содержатся конкретные практические рекомендации. Он предлагал выпускать новые, «свободные» деньги (Freigeld) в виде 1, 5, 10, 20, 50 и 100-долларовых банкнот (то же самое для французского и швейцарского франка, немецкой марки и т. д). В свою очередь, через почтовые отделения страны должны продаваться специальные марки по цене 1, 2, 5, 10, 20 и 50 центов. Чтобы денежная купюра была «в рабочем состоянии», ее владелец должен еженедельно наклеивать на нее соответствующие марки. Таким образом, «свободные» деньги каждую неделю будут терять часть своей номинальной стоимости - это примерно 5% в год. Стоимость потерь возлагается на владельца купюры. Например, в течение года к 100-долларовой банкноте должны быть приклеены 52 марки ценой в 10 центов каждая (всего $5,20), или, другими словами, эта 100-долларовая банкнота потеряет за год 5,2% от своей номинальной стоимости. Естественно, что каждый человек будет стремиться как можно скорее избавиться от таких денег - делать покупки, оплачивать свои долги, платить кому-нибудь за работу, класть эти деньги в банк, либо будет предлагать их кому-либо в долг, причём под льготные условия для заёмщика. В этом случае получится, что деньги будут вынуждены постоянно циркулировать, а не копиться где-нибудь.

По словам Сильвио Гезелля, «целью ввода свободных денег является разрушение нечестных привилегий нынешних денег. Эта нечестность целиком и полностью заключается в том, что наша традиционная форма денег имеет одно неоспоримое и всегдашнее преимущество перед товарами, т. е. то, что деньги "вечны".»

Вместо банка-эмитента право выпускать деньги возлагается, по мысли Гезелля, на Национальный офис по регулированию валюты, который отслеживает ежедневный спрос на деньги. Национальный офис не ведёт никакой банковской деятельности, не покупает и не продаёт векселя, не имеет никаких связей с частными лицами. Он только выпускает деньги, когда они нужны стране, и уничтожает деньги, когда ощущается их избыток.

Несмотря на то, что Сильвио Гезель фактически был самоучкой, его идеи получили признание не только тысяч последователей, но и таких видных специалистов в области теории денежного обращения, как Ирвинг Фишер и Джон Мейнард Кейнс. В частности, Фишер в 1933 году в своей работе «Марочные сертификаты» писал: «Медицина многим обязана неподготовленным умам, по крайней мере, умам, неподготовленным в медицине. Даже Пастер, будучи профессиональным ученым, не был доктором, а ларингоскоп усовершенствовал, многие утверждают - даже изобрел, - видный испанский певец Мануэль Гарсиа. Недавно скончавшийся Сильвио Гезелль был немецким предпринимателем и квазиэкономистом. Он жил в Аргентине и многие свои работы писал по-испански. В 1890 году, находясь в Аргентине, Гезель предложил заменить деньги «марочными сертификатами», теми самыми, что сегодня получили столь широкое распространение в нашей стране…»

Теория Гезелля представляет интерес не только с академической точки зрения. Пожалуй, важнее другое: многие его идеи были применены на практике, причем некоторые из этих экспериментов оказались весьма удачными. Стоит отметить, что все практические попытки реализации идеи свободных денег изначально выступали не в качестве альтернативы глобальной финансовой системе, а как локальная инициатива, призванная облегчить жизнь местному сообществу, поселку или городу, максимум - району или области. Как правило, события развивались по одному и тому же сценарию: после введения новых денег уже через несколько месяцев исчезала безработица, повышался сбор налогов, отмечался общий рост муниципальной активности и местной торговли, а главное - исчезал дефицит живых денег. Как только весть об успехе реформ распространялась по округе, соседние муниципалитеты и общины также заявляли о своем желании ввести свободные деньги. И в результате - закономерный итог: в ход событий вмешивался национальный Центробанк и под тем или иным предлогом запрещал эксперимент. Именно так и происходило в Германии и Австрии – в частности, в небольшом баварском поселке Шваненкирхен, жители которого в начале 1930-ых годов. существовали впроголодь, на пособия по безработице. В 1931 году в поселке были введены временные деньги, так называемые wära. Инициатором эксперимента стал владелец угольной шахты Макс Хебекер. Каждые две недели на одну wära надо было наклеивать марку (отсюда название - маркированные деньги), которую можно было приобрести за 1 цент. Таким образом, wära активно циркулировали, стимулируя экономический подъем в поселке. Введение своеобразной пошлины за хранение денег привело к тому, что любой человек, имеющий на руках wära, стремился избавиться от них как можно скорее. Уже через несколько месяцев рабочие и владельцы торговых лавок полностью погасили все свои задолженности. В самый разгар экономической депрессии, поразившей Германию, известие о процветающем поселке мгновенно распространилось по округе.

Немецкие журналисты начали писать о «чуде Шваненкирхена», и даже в Соединенных Штатах информация о баварском опыте появилась в финансовых разделах крупнейших газет. Однако уже через несколько месяцев власти распорядились прекратить выпуск wära.

Пожалуй, самым известным примером успешного претворения в жизнь теории Гезелля можно считать эксперимент, проводившийся в австрийском городке Вёргль. Особую роль здесь сыграл бургомистр города, Михаэль Унтергуггенбергер. Он занял пост городского головы в 1931 году - это было время жестокого экономического кризиса, охватившего Европу. Уровень безработицы в Вёргле превысил в тот период 30% - типичный показатель для Австрии того времени. В городе не было крупных заводов, а мелкие фирмы разорялись на глазах; росло число людей, получающих пособия по безработице, а задолженность по налогам за пять лет возросла с 21 тысячи до 118 тысяч шиллингов. В поисках выхода из создавшейся ситуации Михаэль Унтергуггенбергер обратился к трудам известных экономистов, и в книге Гезелля «Естественный экономический порядок» нашел не только интересные теоретические выкладки, но и конкретные практические рекомендации. Унтергуггенбергер провел беседы с членами городского управления и влиятельными местными жителями и, заручившись их поддержкой, начал эксперимент. 31 июля 1932 года магистрат выпустил 5000 так называемых «свободных шиллингов», которые были покрыты такой же суммой обычных австрийских шиллингов в банке. «Новыми» деньгами выплачивались зарплаты и материалы, торговцы и предприниматели обязались принимать их в качестве оплаты. За пользование «свободными шиллингами» взималась плата, составлявшая ежемесячно 1%, т.е. 12% в год. Плата вносилась в конце каждого месяца в виде марки с номиналом 1% от стоимости банкноты, которая приклеивалась на оборотной стороне купюры, и без такой марки банкнота считалась недействительной. Доход от этого «налога на простой» поступал в городскую казну. Полученная магистратом плата составила 12% от 5000, то есть 600 «свободных шиллингов». Эти деньги были израсходованы на общественные нужды. Неудивительно, что любой человек, получавший «свободные шиллинги» в качестве оплаты, старался как можно быстрее их потратить. Со временем жители Вёргля даже стали оплачивать заранее свои налоги, чтобы избежать плату за пользование деньгами. Все городские служащие половину заработной платы получали «свободными шиллингами», а вновь поступившим на работу весь заработок выплачивался новыми деньгами. В течение года 5000 «свободных шиллингов» побывали в обращении 46З раза, таким образом, было произведено товаров и услуг на сумму около 2З00000 шиллингов (5000 х 46З). Обычный шиллинг за это время был в обращении всего 21З раз. Только за полгода эмиссия свободных денег обеспечила проведение общественных работ на сумму в 100 тысяч шиллингов: было заасфальтировано 7 улиц, проведены работы по улучшению 12 дорог, расширена канализационная система, построен мост, создан новый парк, а 50 безработных граждан получили рабочие места. В то время, когда многие страны Европы боролись с растущей безработицей, Вёргль стал единственным городом в Австрии с полной занятостью. С 1 января 1933 года в Вёргле началось строительство нового горнолыжного курорта и водохранилища для пожарной службы.

Эдуард Даладье, премьер-министр Франции, специально приезжал в город, чтобы своими глазами увидеть это экономическое чудо.

Швейцарский журналист Бурде писал: «Я посетил Вёргль в августе 1933 года, ровно год спустя после начала эксперимента. Несмотря ни на что, надо признать, что успех его граничит с чудом. Улицы, пребывавшие ранее в ужасном состоянии, можно сравнить сейчас разве что с автобанами. Здание городской управы капитально отремонтировано и являет собой красивый особняк с цветущими геранями. На новом бетонном мосту красуется памятная доска с гордым текстом: «Построено на свободные деньги в 1933 году». Все работающие жители - убеждённые сторонники свободных денег. Во всех магазинах свободные деньги принимаются наравне с настоящими».

Жители соседнего городка Кицбуля, вдохновленные успешным примером, решили провести подобный эксперимент у себя, и уже в январе 1933 года выпустили свободные деньги на 3000 шиллингов. Новые средства платежа принимались к оплате в обоих городах без ограничений. Летом 1933 года Унтергугенберген пригласил на встречу представителей 170 городов и деревень, и уже вскоре более двухсот австрийских общин высказали желание провести у себя подобный эксперимент.

Это известие вызвало панику в Центральном банке; он заявил о своих монопольных правах на эмиссию и запретил печатать местные свободные деньги. Община предъявила Центробанку иск, но в ноябре 1933 года проиграла суд. Противостояние длилось долго, дело даже было отправлено в Австрийский Верховный суд, но город снова проиграл. С экспериментами было покончено.

Известно о попытке осуществления концепции Гезелля в рамках «Stampscrip Movement» («Движения за деньги-марки») в 1933 году в Соединенных Штатах. Более 100 американских общин, в том числе несколько крупных городов, высказались за введение денег, которые должны были действовать аналогично “свободным деньгам” Вёргля, однако эта инициатива не встретила понимания со стороны американских властей и, соответственно, успехом не увенчалась. Государство пресекало инициативы по созданию дополнительных денежных систем и в других странах, в частности, во Франции. Единственным исключением, пожалуй, можно считать созданную в 1934 году швейцарскую валюту WIR. По сути, это взаимная кредитная система, где валюта по ценности равняется национальной, но не имеет процента. Каждый участник круга может получить WIR либо продавая товар и обслуживая кого-то еще в круге, либо в качестве беспроцентного WIR-кредита от координационного центра.

После II Мировой войны развитие концепции свободных денег пошло в двух направлениях. Во-первых, это локальные системы взаимного кредитования (т. н. LETS - Local Exchange Trading Systems), использующие вместо физических сертификатов чеки или электронные формы взаимозачета. Во-вторых - системы time banking, «банки времени», позволяющие участникам проекта обменивать свой труд на т. н. «тайм-доллары». Последняя модель получила особенно широкое распространение в США и Японии. Человек оказывает ту или иную услугу для других участников проекта, получая за это местные деньги по оговоренной таксе. Это может быть выгул собаки, присмотр за ребенком, стрижка газонов и т. д. На полученные «тайм-доллары» можно приобрести либо другие услуги, зарегистрированные в «банке времени», либо товары в магазинах, участвующих в проекте.

Некоторые денежные системы реализуют классическую функцию свободных денег Гезелля - демередж (то есть отрицательный процент, или плату за пользование деньгами). В частности, это ROCs (Robust Currency System), французская социальная валюта SOL, а также кимгауер (или химгауэр). Кимгауэр - местная баварская валюта, появившаяся в 2003 году. Наряду с евро, эти деньги можно использовать в более чем 600 магазинах и фирмах региона. Сегодня в обращении находится около 300 000 этих денежных знаков, некоторые получают кимгауэрами зарплату. Каждый квартал эти деньги обесцениваются - банкноты необходимо регулярно продлевать при помощи стикеров за 2% от номинала.

Несмотря на то, что сегодня успешно действует несколько видов дополнительных денежных систем, большая часть экспериментов по введению свободных денег заканчивалась тем, что их под тем или иным предлогом прекращали «сверху» - как правило, в результате действия национальных Центробанков. Центральные банки относятся к подобным начинаниям чрезвычайно враждебно, и дело не только в том, что они видят в этом посягательство на свою монополию - право проводить денежную эмиссию. Центральный банк в экономике любой страны призван контролировать и регулировать денежно-кредитную систему, его действия всегда строго определяются интересами государства и власти. Реализация теории Гезелля вполне способна ликвидировать диктат кредитных денег, а значит, затронуть интересы финансовой элиты, поскольку вся современная мировая экономика построена на основе ссудного процента или, иначе говоря, кредита. Неудивительно, что многие видят в идеях Гезелля серьезную угрозу существующему порядку вещей, и именно этим можно объяснить тот факт, что его имя не слишком широко известно даже среди экономистов. Конечно, концепция Гезелля не лишена недостатков, и у нее немало как сторонников, так и противников. Тем не менее, практика показывает, что система свободных денег вполне жизнеспособна как минимум при решении локальных проблем небольших сообществ или как антикризисная мера в период экономической депрессии.

Йохан Сильвио Гезелль (Johann Silvio Gesell, 17 марта 1862, Санкт-Вит, ныне в Бельгии — 11 марта 1930, Ораниенбург, Германия) — немецкий предприниматель, финансовый теоретик и социальный реформатор, автор теории о «свободной экономике» (от нем. Freiwirtschaft).

Был седьмым из девяти детей в семье прусса Эрнста Гезелля из Ахена и валлонки Жанетт Тальбо из Бельгии. В 1887 году переехал в Буэнос-Айрес, Аргентина. В Буэнос-Айресе был преуспевающим немецким купцом, начал изучать проблемы денежного обращения под влиянием экономического кризиса конца 1880-х годов, который был особенно сильным в Аргентине.

Его первый научный труд — «Реформа монетного дела как путь к социальному государству» — был опубликован в Буэнос-Айресе в 1891 г. Основные идеи о деньгах опубликованы в том же году в Буэнос-Айресе в работе «Nervus rerum», а также во многих последующих книгах и памфлетах, выходивших вплоть до его ухода от дел и отъезда в Швейцарию в 1906 году. В 1907-1911годах вновь жил в Аргентине, затем вернулся в Германию и поселился в вегетарианской коммуне «Obstbausiedlung Eden», основанной Францом Оппенгеймером в Ораниенбурге, к северу от Берлина. Здесь он издавал журнал «Физиократ», закрытый в связи с цензурой, усилившейся после начала Первой мировой войны.

Первая часть его классической работы «Осуществление права на полный рабочий день» была опубликована в 1906 г. в Швейцарии, а вторая — в 1911 г. в Берлине под названием «Новое учение о проценте». Обе части были опубликованы в Берлине и в Швейцарии во время войны (1916 г.) и выдержали при его жизни шесть изданий, последнее из которых называется «Свободное государство и свободные деньги как путь к естественному экономическому порядку». В английском переводе (Филиппа Раи) эта работа издана под названием «Естественный экономический порядок».

В апреле 1919 г. Гезелль по приглашению Эрнста Никиша (тогда — левого социалиста) входил в качестве министра финансов и члена комиссии по социализации в просуществовавший короткое время революционный кабинет Баварской советской республики, избрав в качестве своих помощников швейцарского математика Теофила Кристена и экономиста Эрнста Поленске. Он пытался осуществить свои теоретические построения на практике, однако уже через 7 дней его нахождения на посту баварская революция была жестоко подавлена, Гезелль был задержан и впоследствии был осуждён военным трибуналом. Из-за его участия в правительстве советской республики швейцарские власти отказали Гезеллю в возможности вернуться на его ферму в Невшателе. Последнее десятилетие своей жизни он провёл в Берлине и Швейцарии, посвятив себя пропаганде своих идей.

Книги (1)

Естественный экономический порядок

Существует множество систем, альтернативных необеспеченным и кредитным деньгам, а значит, теоретически есть повод избежать финансовой катастрофы.

Своеобразие темы в том, что все модели «свободных денег» изначально создавались не в качестве альтернативы глобальной финансовой системе, а как локальная инициатива, способная облегчить жизнь мелкой общине, поселку, городу, самое большее — области или графству. Существует даже синоним для обозначения разновидностей «свободных денег» (Freigeld) Сильвио Гезелля — community currencies, местные валюты.

У всех попыток реализовать на практике теорию свободных денег в 30-егоды была общая судьба: в кратчайшие сроки (максимум — один год, а обычно — уже через два-три месяца) они демонстрировали феноменальные результаты по преодолению самых мрачных проявлений экономической депрессии — устраняли безработицу, радикально повышали сбор налогов, возрождали муниципальную активность, вызывали расцвет местной торговли, и главное — ликвидировали дефицит живых денег, загнанных дефляцией в кубышки банковских сейфов.

За триумфом, однако, быстро наступало похмелье: стоило вести о чудо-деньгах распространиться по округе, как появлялось массовое желание соседних муниципалитетов и общин присоединиться к эксперименту. Следом вмешивался национальный Центробанк, под тем или иным предлогом (как правило, предъявлялось обвинение в нарушении монополии на эмиссию и оборот денежных средств) закрывавший проект...

«Я убежден, что будущее научится больше у Геззеля, чем у Маркса»

Джон Мейнард Кейнс



Йохан Сильвио Гезелль (Johann Silvio Gesell) — немецкий предприниматель, финансовый теоретик и социальный реформатор, автор теории о «свободной экономике » (от нем. Freiwirtschaft) и вободных денег Freigeld. - (Википедия)

У всех попыток реализовать на практике теорию свободных денег в 30-е годы была общая судьба: в кратчайшие сроки (максимум — один год, а обычно — уже через два-три месяца) они демонстрировали феноменальные результаты по преодолению самых мрачных проявлений экономической депрессии — устраняли безработицу, радикально повышали сбор налогов, возрождали муниципальную активность, вызывали расцвет местной торговли и — главное! — ликвидировали дефицит живых денег, загнанных дефляцией в кубышки банковских сейфов.

В середине 30-х Freigeld успешно вводились в Австрии, Швейцарии, Германии и — практически повсеместно — в Соединенных Штатах Америки. Казалось, делу Сильвио Гезелля обеспечено звездное будущее, однако очень быстро и его имя, и его теория оказались начисто вычеркнутыми из общественного сознания. Почему?

Истинная причина кроется в пророчестве Кейнса, выведенном в эпиграф: идея Freigeld Гезелля не просто подрывает самые основы мировой финансовой системы, но и является наиболее действенным из реально существующих и, кроме того, многократно и успешно апробированным на практике способом ликвидировать диктат кредитных денег. В подобном контексте опасность для status quo мировой финансовой элиты, таящаяся в концепции Freigeld, несопоставимо выше, чем от всех вариаций на тему «Капитала» Маркса.

В основе теории Freigeld лежит представление о том, что хорошие деньги должны быть «инструментом обмена и больше ничем». По мнению Гезелля, традиционные формы денег предельно неэффективны, так как «исчезают из обращения всякий раз, как возникает повышенная в них потребность, и затапливают рынок в моменты, когда их количество и без того избыточно». Подобные формы денег «могут служить лишь инструментом мошенничества и ростовщичества и не должны признаваться годными к употреблению, сколь бы привлекательными ни казались их физические качества».

У Маркса «зло» — в прибавочной стоимости, а восстановление справедливости предполагает изъятие этой стоимости у одного класса в пользу другого. У Гезелля «зло» — в кредитной природе денег, а восстановление справедливости предполагает ликвидацию этой кредитной природы. Только вдумайтесь в отличие: вместо насилия над людьми — насилие над абстракцией!

Деньги в современной их форме превратились в идеальный товар, что и обуславливает их незаинтересованность в обслуживании рынка традиционных товаров и услуг, откуда они изымаются для самоудовлетворения — будь то в форме срочных депозитов, ценных бумаг, облигаций, опционов, фьючерсов, воррантов, свопов и сонма производных.

Сильвио Гезелль выдвинул революционную для нового времени идею: недостаточно лишить деньги способности приносить прибыль за счет процентов, их необходимо обложить процентами! Иными словами, за пользование деньгами должна взиматься плата: «Только деньги, которые устаревают, подобно газетам, гниют, как картофель, ржавеют, как железо, и улетучиваются, как эфир, способны стать достойным инструментом для обмена картофеля, газет, железа и эфира.

Поскольку только такие деньги покупатели и продавцы не станут предпочитать самому товару. И тогда мы станем расставаться с товарами ради денег лишь потому, что деньги нам нужны в качестве средства обмена, а не потому, что мы ожидаем преимуществ от обладания самими деньгами» (Silvio Gesell, The Natural Economic Order, Part 4, Ch. 1 Free Money ).

Полагаю, будет интересно узнать, что свободные деньги длительное время применялись еще в… Древнем Египте! «Единицами денег с демерреджем (Один из современных синонимов Freigeld (наравне с «нейтральными», «отрицательными», «свободными» деньгами): «Можно сравнить деньги с железнодорожным вагоном, который, как и деньги, облегчает товарообмен.

Само собой разумеется, что железнодорожная компания не платит премию (проценты) тому, кто пользуется вагоном, за его разгрузку, обеспечивающую его дальнейшее использование; но пользователь платит небольшую «плату за простой» (демерредж), если не обеспечил разгрузку вагонов.

Это в принципе все, что нам следовало бы сделать с деньгами, чтобы исключить негативное воздействие процентов. Каждый пользователь отчисляет небольшую «плату за постановку на стоянку», если задерживает деньги дольше, чем это необходимо в целях обмена» (Маргрит Кеннеди.

«Деньги без процентов и инфляции») ) в Египте служили грубые осколки глиняной посуды, называемые «острака» (ostraka). По сути, эти осколки были расписками за депозиты, сделанные фермерами на местных складах: фермер сдавал зерно и получал «остраку» (Бернар Лиетар. «Душа денег» ).

И совсем уж сенсационна информация о том, что различные вариации на тему Freigeld служили основной формой денег в Средневековой Европе с Х по XIII век!

«В германских землях это были «брактеаты» (bracteaten), тонкие серебряные пластинки, которые выводились из обращения и заменялись новыми каждый год». А также: «В 930 году н. э. английский король Этельстан установил, что каждый небольшой город должен иметь свой собственный монетный двор!

В контексте этой традиции местных лордов растущий доход благодаря «Renovatio Monetae» (буквально «Возобновление чеканки») был установлен повсюду. Например, в 973 году Эдгар полностью изменил чеканку английского пенни.

Едва ли не шесть лет спустя молодой король Этельред II начал чеканку новой монеты. Он повторял это с тех пор через примерно равные интервалы. Главной мотивацией было то, что королевские казначеи давали только три новые монеты за четыре старых, что было эквивалентно налогу в 25% каждые шесть лет на любой капитал, содержащийся в монетах, или примерно 0,35% в месяц. Таким образом, новая чеканка была грубой формой платы за хранение» (Там же ).

Вот как это выглядит. Лицевая сторона Freigeld, как правило, похожа на обычные деньги. На ней указывается стоимостный эквивалент (например, один доллар), имя эмитента, условия и сроки обмена на обычные деньги. На обратной стороне расположены 52 ячейки, на которые необходимо еженедельно наклеивать марки.

Предположим, по договоренности контрольным днем недели считается среда. Значит, марочный сертификат может находиться в обращении со старой маркой в четверг, пятницу, субботу, воскресенье, понедельник и вторник, а в следующую среду последний держатель сертификата обязан наклеить новую марку. Марка стоимостью в два цента продается властями, реализующими проект свободных денег.

Теперь понятно, откуда берутся деньги для обмена свободных денег на обычные в момент экспирации: в конце года каждый марочный сертификат будет иметь 52 наклеенных марки, которые муниципалитет продал за 1 доллар 4 цента. Эмиссия в 1 000 долларов, таким образом, приносит 1 040 долларов живых денег. 1 000 пойдет на покрытие обмена, а 40 — на покрытие расходов по администрированию проекта.

Однако самоокупаемость марочных сертификатов — дело десятое. Главное, еженедельная экспирация свободных денег приводит к неслыханной их оборачиваемости!

Судите сами: каждый обладатель марочного сертификата стремится избавиться от него как можно скорее для того, чтобы не платить в ближайшую среду налог в форме двухцентовой марки. В конечном счете все свободные сертификаты во вторник вечером накапливаются у розничных торговцев, оптовиков либо производителей, которые наклеивают марки — своеобразную форму налога — с великим удовольствием: именно эти энергичные деньги обеспечивают им небывалые торговые обороты.

По расчетам Ирвинга Фишера, оборачиваемость свободных денег в сотнях американских городов в годы Великой Депрессии как минимум в 12 раз (!) превышала оборачиваемость обычных долларов! Именно это свойство свободных денег позволяет говорить об их уникальной эффективности, которая, как известно, определяется формулой: «объем, помноженный на скорость обращения».

Триумф

Модель функционирования свободных денег, описанная Ирвингом Фишером, была буквально дословно реализована уже в самых первых опытах применения концепции Гезелля на практике. Сначала в Германии — владелец угольной шахты Макс Хебекер возродил из пепла баварский поселок Шваненкирхен, чье население (500 человек) последние два года существовало впроголодь на государственные пособия по безработице:

«Уже через несколько месяцев после возобновления работы шахты Шваненкирхен было не узнать — рабочие и владельцы торговых лавок полностью погасили все свои задолженности, а новый дух свободы и жизни буквально витал над городом. Новость о процветании поселка в самый разгар экономической депрессии, поразившей Германию, мгновенно распространилась по округе. Репортеры со всей страны писали о «чуде Шваненкирхена», и даже в Соединенных Штатах можно было прочитать об эксперименте в финансовых разделах всех крупных газет ».

Через год немецкий опыт был триумфально повторен мэром австрийского города Вёргель Микаэлем Унтергуггенбергером. После введения в оборот свободных денег, созданных по типу Freigeld (Марки на свободные деньги Вёргеля наклеивались раз в месяц, а не еженедельно ), город, задолженность которого по налогам за пять лет возросла с 21 тысячи шиллингов до 118 тысяч, приступил к погашению уже в первый месяц (4 542 шиллинга). В следующие полгода эмиссия «свободных шиллингов», эквивалентная 32 тысячам обыкновенных шиллингов, обеспечила проведение общественных работ на сумму в 100 тысяч шиллингов: было заасфальтировано 7 улиц, улучшено 12 дорог, расширена канализация на два новых квартала, создан новый парк, построен мост и предоставлены новые рабочие места 50 безработным.

1 января 1933 года в Вёргеле приступили к строительству нового горнолыжного курорта и водохранилища для пожарной службы. Соседний город с населением в 20 тысяч жителей в спешном порядке приступил к подготовке эмиссии собственных свободных денег. Когда опытом Вёргеля заинтересовалось 300 общин страны, Национальный банк Австрии, почувствовав угрозу своей монополии, запретил печатание свободных местных денег.

Самая мощная система свободных денег — швейцарский WIR (Wirtschaftsring-Genossenschaft, Кооператив экономического круга), насчитывающий 62 тысячи участников и обеспечивающий ежегодный оборот в эквиваленте 1 млрд 650 млн швейцарских франков(!). Несмотря на то, что WIR не является полноценной системой свободных денег, поскольку в ней отсутствует демерредж (WIR возник в 1934 году и изначально, как и полагается классическим свободным деньгам, предполагал плату за простой, однако после Второй мировой войны от демерреджа отказались) , она находится в принципиальной оппозиции к кредитным деньгам, так как полностью — interest-free. Кредиты, предоставляемые банком WIR участникам системы, также беспроцентны.

Ну а для желающих инвестировать ничего не меняется - акции и облигации, как инвестицмонные инструменты Геззель не отменяет

Сейчас с помощью компьютерных технологий можно сделать ВСЁ ГОРАЗДО УДОБНЕЕ.

Что нужно?

1. Понимание местным сообществом функций и назначение денег.

2. Активисты, энтузиасты, заинтересованные пользователи локальной финансовой системы.

3. Сетевая инфраструктура (локальные сети, выход в Интернет хорошо, но необязательно).

4. Доработать, установить и поддерживать программное обеспечение, управляющее денежным оборотом.

5. Управление, обучение, поддержка.

Наиболее перспективным вариантом мне видится гибрид системы взаимозачётов LETS (или CES ) с малюсенкой платой за простой денег. Такие системы, как показывает практика, позволяют оживить самые депрессивные регионы. Были бы ресурсы и желающие работать.

(Конспект статьи Сергея Голубицког
«Бизнес-журнал» №18 от 02 Октября 2007 года.)