Значение слова мемуары в толковом словаре русского языка ушакова. Мемуарная литература

mémoires ), воспоминания - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

От хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора, со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежа лицам, игравшим видную роль в истории, иногда обнимая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.

Старейшие европейские мемуары

Классическая древность знала только двух авторов мемуаров - Ксенофонта и Цезаря . Истинной родиной мемуаров в XIX веке считали Францию . Первые опыты в этой области относятся здесь к XIII веку. Наивные записки Вильгардуэна о латинской империи стоят ещё на рубеже между мемуарами и хроникой, тогда как „Histoire de St. Louis“ (около ) по праву считается образцом исторических мемуаров.

Франция (XVI -XIX века)

Особенно возросло число мемуаров в эпоху революции (мемуары Неккера , Безанваля, Феррьера, Александра Ламета, Лафайета, мадам де Сталь , Кампан, Барбару, Билло-Варенна, Дюмурье , мадам Ролан , Мирабо , Мунье, Барера, Камилла Демулена). Даже палачи, например, Самсон, писали тогда мемуары.

Многие из мемуаров той эпохи, появившиеся с именами знаменитых деятелей, подложны. Такого рода подделки широко практиковал Сулави (Soulavie ), сборники которого вытеснены поэтому „Collection des mémoires relatifs à la revolution française“ (30 т., Париж, 1820-1830) и некоторыми другими изданиями.

Ещё многочисленнее мемуары, относящиеся к наполеоновской эпохе. Почти все генералы Наполеона и многие другие лица оставили записки. Особенно большое значение имеют мемуары Биньона, О’Меары, Констана, Лавалетта, Савари, герцогини д’Абрантес, Мармона, Евгения Богарне , мадам де Ремюза, Талейрана .

Позднее писали мемуары Карно, Брольи, Шатобриан , Жорж Санд , Гизо , Мармье, Эдмон де Гонкур и Жюль де Гонкур .

Англия

Богата мемуарами и английская литература, в которой они, впрочем, приобретают значение лишь с эпохи королевы Елизаветы и ещё более со времени внутренних войн XVII в. Для царствования Карла I особое значение имеют мемуары Джеймса Мельвилля и шотландца Давида Крафорда. Важнейшие из произведений этого рода собраны в издании Гизо , „Collection des mémoires relatifs à la revolution d’Angleterre“ (33 т., Париж, 1823 и сл.).

Из мемуаров более позднего времени наиболее выдаются записки Болингброка и Горация Уолпола . В Англии, как и во Франции, литература мемуаров достигла к концу XIX века размеров, едва доступных для обозрения.

Германия

Польша

Русские мемуары

В русской литературе ряд записок начинается «Историей кн. Великого Моск. о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими», знаменитого князя Курбского , имеющей характер скорее памфлета, чем истории, но важной, как выражение мнения известной партии.

Смутное время вызвало целый ряд повествований современников и очевидцев смуты, но за немногими исключениями произведения эти не могут считаться простодушными записями о виденном и слышанном: во всех почти сказаниях выступает или предвзятая точка зрения, или же влияния, от которых страдает простота и правдивость показаний автора. Не говоря уже о произведениях, появившихся ещё до окончания смуты (повесть протопопа Терентия), публицистические черты не чужды и двум крупнейшим повествованиям о смуте - Временнику Ивана Тимофеева и «Сказанию о осаде Троицко-Сергиева монастыря», Авраамия Палицына. И в том, и в другом труде преобладает желание обличить пороки моск. общества и ими объяснить происхождение смуты; в зависимости от такой задачи является отсутствие хронологической связи, пробелы в фактических показаниях, обилие отвлеченных рассуждений и нравоучений.

Позднейшие труды очевидцев смуты, появившиеся при царях Михаиле и Алексее, отличаются от ранних большей объективностью и более фактическим изображением эпохи («Словеса» кн. И. А. Хворостинина, особенно же повесть кн. И. М. Катырева Ростовского, внесенная в хронограф Сергея Кубасова), но и в них изложение часто бывает подчинено или условным риторическим приемам (записки кн. Семёна Шаховского, относящиеся к 1601-1649 гг.), или одной общей точке зрения (напр., официальной - в рукописи, приписываемой патр. Филарету и изображающей события с 1606 г. до избрания царем Михаила).

Поэтому в качестве исторического источника имеют большее значение те немногие произведения, которые отступают от общего литературного шаблона и не идут далее простой бесхитростной передачи событий. Таково, например, житие препод. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева м-ря, которое в 1648 - 54 гг. написал троицкий келарь Симон Азарьин , а дополнил своими воспоминаниями ключарь моск. Успенского собора Иван Наседка (ср. С. Ф. Платонов, «Древнерусские сказания и повести о смутном времени, как источник исторический», СПб., 1888; тексты сказаний напеч. им же в издаваемой археографич. комиссией «Исторической библиотеке», т. 13). Характер записок или личных воспоминаний носят на себе сочинения Котошихина, Шушерина (житие Никона), Аввакума (автобиография), Семёна Денисова.

Пётр I

Александр II

Из многочисленных воспоминаний об эпохе Александра II особое значение имеют записки Н. В. Берга (о польских заговорах), графа Валуева, Н. С. Голицына (об отмене телесных наказаний, в «Русской старине », 1890), А. Л. Зиссермана (кавказские воспоминания, в «Русском архиве», 1885), Левшина, графа М. Н. Муравьева, П. Н. Обнинского, Н. К. Пономарева («Воспоминания посредника первого призыва», в «Русской старине», 1891, № 2), Н. П. Семёнова, Я. А. Соловьева, гр. Д. Н. Толстого-Знаменского.

Литературные воспоминания

Весьма многочисленны литературные воспоминания XIX века. Таковы записки С. Т. Аксакова , П. В. Анненкова , Аскоченского, Бодянского (в «Сборнике общества любителей российской словесности», 1891), Н. П. Брусилова (в «Истор. Вестн.» 1893 г., No. 4), Буслаева, кн. П. А. Вяземского, А. Д. Галахова (в «Истор. Вестн.» 1891 г. No. 6 и 1892 г. No. 1 и 2), Герцена, Панаева, Головачевой-Панаевой, Греча, И. И. Дмитриева, В. Р. Зотова («Истор. Вестн.», 1890), М. Ф. Каменской, Колюпанова, Макарова,

от франц. mЕmoires – воспоминания), литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, о людях, с которыми он соприкасался. Мемуары являются разновидностью документальной литературы и в то же время одним из видов исповедальной прозы (автобиография, исповедь), примыкают к исторической прозе, очерку, биографии. Мемуары могут содержать воспоминания рядового человека о своей «обыкновенной» жизни, передавая аромат определенной эпохи, мысли, чувства, умонастроения и ожидания «средних» людей того или иного времени, того или иного социального, возрастного, психофизиологического или возрастного статуса. В этом плане мемуары относятся к жанрам, пограничным между собственно литературой и бытовыми письмами и дневниками, не рассчитанными на публикацию.

Зарождение мемуаров связывают с воспоминаниями Ксенофонта (ок. 445 – ок. 355 до н. э.) о Сократе и «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря (100 или 102–44 до н. э.). В дальнейшей литературе выделяются «История моих бедствий» (1132–36) П. Абеляра, «Новая жизнь» (1292) Данте, «Поэзия и правда из моей жизни» (1811–33) И. В. Гете, «Исповедь» (1766–69) Ж. Ж. Руссо, «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. в 1821) Ж. де Сталь; в русской литературе – «Былое и думы» (1855–68) А. И. Герцена, «Запечатленный труд» (1921–22) В. Н. Фигнер, «Люди, годы, жизнь» (1961–65) И. Г. Эренбурга, трилогия В. П. Катаева «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978); «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) И. В. Одоевцевой, «Глазами человека моего поколения» (опубл. 1988) К. М. Симонова, «Бодался теленок с дубом» (1990) А. И. Солженицына. Особое место среди мемуаров занимают записки и воспоминания видных государственных деятелей, в т. ч. русской императрицы Екатерины II, главы английского правительства в период 2-й мировой войны У. Черчилля. Устойчивые признаки жанра: фактографичность, событийность, ретроспективность, непосредственность авторских суждений, живописность, документальность. Непременным свойством мемуаров является их субъективизм в отборе фактов, в их освещении и оценке; распространенный прием художественной характеристики – портрет. Мемуары – незаменимый источник сведений о событиях ушедшего времени, вкусах, нравах, обычаях, системе эстетических и духовных ценностей, важное подспорье для литературоведческих, социально-исторических и культурологических исследований. Мемуары в «чистом» виде могут отождествляться с произведениями художественной литературы мемуарного характера («Педагогическая поэма», 1933–1936, А. С. Макаренко), нередко с «зашифрованными» персонажами («Алмазный мой венец» В. П. Катаева). Известны мемуары-мистификации (поддельный «дневник» фрейлины последней русской императрицы А. А. Вырубовой). В 20–21 вв. мемуары в форме воспоминаний, зарисовок, вымышленных диалогов, полемики «задним числом», дневниковых записей и т. п. – один из самых актуальных жанров. В России это так называемая «лагерная» литература, несущая не только правду о трагических страницах новейшей отечественной истории, но и мощный заряд социального и политического обличения: «Крутой маршрут» (1967–80) Е. С. Гинзбург, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына, «Погружение во тьму» (1987) О. Н. Волкова, «Колымские рассказы» (1954–73) В. Т. Шаламова и др. К мемуарам относятся коллективные сборники воспоминаний, объединенные либо общностью авторов (профессия, возраст, национальность, биография, идейная, художественно-эстетическая близость), либо объектом воспоминаний (воспоминания современников об А. С. Пушкине, воспоминания участников литературного течения имажинизм).

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕМУАРЫ

исторические (франц. m?moires, от лат. memoria - память) - воспоминания автора об историч. событиях, участником или очевидцем к-рых он был, один из видов источников исторических. Четких граней, отделяющих М. от др. видов источников личного происхождения, нет (иногда в круг М. включают наряду с воспоминаниями также дневники, автобиографии и т. п.). Отд. произведения типа М. создавались уже в античности. Таковы, в частности, "Анабасис" Ксенофонта (рус. пер., М.-Л., 1951) - о походе 10 тыс. греков в Месопотамию в 401 до н. э. и "Записки о Галльской войне" Юлия Цезаря (рус. пер., М.-Л., 1948). В средние века М. писали гл. обр. представители феод. класса, придворные. Таковы, напр., "Завоевание Константинополя" Ж. де Виллардуэна (G. Villehardouin, L´histoire de la conqu?te de Constantinople, P., 1584) - эпически спокойный рассказ о 4-м крестовом походе одного из его вождей; "История Людовика Святого" Ж. Жуанвиля (J. Joinville, L´histoire et chronique du tr?s-chr?stien roy Saint Louis, P., 1547) - красочная картина быта и нравов эпохи Людовика IX; "Хроники" Ж. Фруассара (J. Froissart, Chroniques, P., 1869-99), отразившие события 14 в. - 100-летнюю войну, Жакерию, восстание У. Тайлера; "Хроника и история" Ф. де Комина (Ph. de Commines, Chronique et istoire... durant le r?gne du roi Louis XI, P., 1524), проникнутая идеями возвеличения власти Людовика XI (2-я пол. 15 в.). Несколько особняком стоят М. Пьера Абеляра ("История моих бедствий", рус. пер., 1959), где показано преследование свободомыслия католич. церковью 12 в. Но уже с эпохи Возрождения в М. вторгаются новые темы, растет интерес к окружающему миру, к человеч. личности, среди мемуаристов появляется все больше горожан, купцов, в т. ч. путешественников (см. в ст. "Путешествия"). В М. видного деятеля гугенотов Т. А. д´Обинье "Трагические поэмы. Мемуары" (Р., 1616; в рус. пер., М., 1949) оживает эпоха религиозных войн; Б. Челлини в своей автобиографии "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини..." (Naples, 1728; рус. пер., М., 1931) ярко рисует нравы Италии 16 в. К 16 в. относятся также такие образцы русских М., как "История о великом князе Московском" (СПБ, 1913) князя А. М. Курбского, где воссоздаются события времени Ивана Грозного, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" (СПБ, 1861), колоритного идеолога старообрядчества. Примерами М. стран Востока 15-16 вв. могут служить мемуары З. М. Васифи, придворного Тимуридов (Хорасан) Бадаи ал-вакаи (т. 1-2, М., 1961), выражающие идеи гор. оппозиции феод. власти, М. правителя Великих Моголов Бабура (рус. пер. "Бабур-намэ", Ташкент, 1948). 17-18 вв. - период расцвета мемуаристики, особенно во Франции. К этому времени относятся такие шедевры франц. литературы, как М. герцога Ж. Ф. де Рец (J. Fr. Retz, M?moires, P., 1717) и М. герцога Л. Сен-Симона (v. 1-21, P., 1829-30; рус. пер. избр. частей, т. 1-2, М.-Л., 1934-36). Крупные социальные потрясения вызывают поток М., в к-рых представители осн. борющихся группировок дают оценку событий со своих классовых позиций: М. сподвижника О. Кромвеля Т. Ферфакса (Th. Fairfax, Memoirs of the reign of Charles the First, v. 1-2, L., 1848), Т. Джефферсона (Th. Jefferson, Memoirs, correspondence and private papers, v. 1-4, L., 1829), видной жирондистки мадам М. Ж. Ролан (M. J. Roland, M?moires, v. 1-2, P., 1820), военного организатора франц. бурж. революции 18 в. Л. Карно (L. Carnot, M?moires, v. 1-2, P., 1861-64), "Мемуары" дипломата князя Талейрана (v. 1-5, Р., 1891-92; рус. пер., М.-Л., 1934) и мн. др. Почти все сподвижники Наполеона I оставили о нем апологетич. воспоминания. Среди М. 18 в., написанных в России, выделяются "Записки Екатерины II" (СПБ, 1906), а также "Жизнь и приключения Андрея Болотова..." (т. 1-4, СПБ, 1871-73), где есть яркие картины быта дворянства, событий Семилетней войны и восстания Е. Пугачева. В 19 - начале 20 вв. в связи с быстрыми социально-экономич. изменениями, ростом образования демократизируется состав мемуаристов, личные моменты в воспоминаниях все чаще отходят на второй план или тесно переплетаются с моментами общественными. М. все более приобретают политический характер. Появляется много М. революционеров, напр. "Мои мемуары" Дж. Гарибальди (Р., 1860; рус. пер., М., 1931), лидера германской социал-демократии А. Бебеля "Из моей жизни" (Bd 1-3, В., 1910-14; рус. пер., М., 1963). Среди русских М. 19 в. выделяется большая группа М. декабристов. В числе их "Россия и русские" Н. И. Тургенева (т. 1-2, СПБ, 1907-08), "Записки" князя С. П. Трубецкого (СПБ, 1906). Особое место занимают исключит. ценные широкой тематикой и богатством содержания "Былое и думы" А. И. Герцена (т. 1-4, Лондон, 1861-67). С середины века появляются М. торг. буржуазии, разночинцев, позже - рабочих и крестьян. Ценные сведения об организации и деятельности народников содержатся в М. народовольцев В. Н. Фигнер ("Запечатленный труд", т. 1-2, М., 1921-22) и О. В. Аптекмана ("Из истории революционного народничества "Земля и воля" 70-х гг.", Ростов н/Д., 1907). К числу первых М. рабочих относятся "Воспоминания" руководителя Морозовской стачки П. А. Моисеенко (М., 1924) и мемуары В. Герасимова (впервые опубл. в журн. "Былое", 1906, No 6). Принципиально изменились состав мемуаристов и тематика М. в России после Октября. Авторами воспоминаний выступают в первую очередь деятели революционного движения, воссоздающие ход героической борьбы против царизма и буржуазного строя. Особенно много М. о Вел. Окт. социалистич. революции (воспоминания В. Антонова-Овсеенко "В семнадцатом году", М., 1933; книга амер. коммуниста Дж. Рида "Десять дней, которые потрясли мир" (N. Y., 1919; рус. пер., М., 1923); в М. ее участников ярко запечатлена гражданская война ("Гражданская война 1918-1921", т. 1-3, М., 1928-30, и мн. др.). С 1924 стало публиковаться много воспоминаний о В. И. Ленине. В обстановке культа личности Сталина их издание почти прекратилось. После 1956 наступил новый подъем сов. мемуаристики, в к-рой видное место занимают воспоминания о Ленине (сб. "Воспоминания о В. И. Ленине", ч. 1-3, М., 1956-60, и др.), о Вел. Отечественной войне (к концу 1965 в СССР только в серии "Военные мемуары" опубликовано более 100 книг на эту тему). Резко изменились состав мемуаристов и тематика их книг и в др. странах с победой там социалистич. революций. В зарубежных социалистич. странах М. посвящены в значительной мере революц. борьбе в новейшее время, антифаш. движению, социалистич. преобразованиям и т. п. Таковы М. болг. партизан ("Ботевци", София, 1959), М. гос. деятеля Венгрии И. Доби "Воспоминания и история" (Dobi I., Vallom?s es t?rt?nelem, k?t. 1-2, Bdpst, 1962), коллективные М. о становлении ГДР "Мы - сила" ("Wir sind die Kraft", В., 1959) и др. С ростом национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Лат. Америки появляются М. руководителей этого движения, многие из к-рых стали затем политич. деятелями освободившихся от империалистич. гнета стран: М. К. Ганди, Моя жизнь (v. 1-2, Ahmadabad, 1927-29; рус. пер., М., 1959), Дж. Неру, Автобиография (L., 1930; рус. пер., М., 1955); К. Нкрума, Автобиография (L., 1957; рус. пер., М., 1961) и др. М. многих бурж. гос., политич. и пр. деятелей 20 в. отличает, среди многих др. классовых черт, антисоветская направленность, например мемуары У. Черчилля "Мировой кризис" (v. 1-6, Р., 1923-31; рус. пер., М.-Л., 1932), Р. Пуанкаре "На службе Франции... Воспоминания 1914-1918" (v. 1-10, Р., 1926-33; рус. пер., т. 1-2, М., 1936), Г. Гувера (Н. Hoover, Memoirs, v. 1-3, N. Y., 1952). Вместе с тем появляется все больше М. ветеранов рабочего и освободит. движения капиталистич. стран (Т. Манн, Воспоминания, пер. с англ., М.-Л., 1924; М. Торез, Сын народа, пер. с франц., М., 1950; С. Катаяма, Воспоминания, пер. с япон., М., 1964; М. чилийского коммуниста Э. Лаферте, Жизнь коммуниста, пер. с исп., М., 1961, и мн. др.). М. являются документом эпохи их создания. Часто они используются как средство политич. и идейной борьбы, а нередко пишутся в чисто практических и даже своекорыстных целях автора. Иногда одна из главных целей написания М. - сведйние счетов со своими политич. противниками. Таковы, напр., в известной мере М. царского министра С. Ю. Витте ("Воспоминания", т. 1-3, М.-П., 1923-24). Иные авторы М. преувеличивают свою роль в событиях или представляют свои поступки в выгодном для себя свете. Так, тур. гос. деятель Джемаль-паша в своих "Записках" (рус. пер., Тифлис, 1923) стремится снять с себя ответственность за политику младотурок в 1914-18. Многие М. политич. деятелей носят ярковыраженный характер самовосхваления или апологетики (напр., М. Наполеона). В ряде случаев мемуаристы сознательно умалчивают важные факты. Напр., Талейран, писавший свои М. в период реставрации Бурбонов, умолчал о своем участии в деятельности Учредит. собрания революц. Франции конца 18 в. При всем разнообразии конкретных задач и целей мемуаристов их произведения объединяет то, что, в отличие от других источников личного происхождения, они пишутся, как правило, после того, как мемуаристы оказываются вне среды, к-рая связана с отображавшимися в М. событиями. Наблюдения и впечатления очевидцев в М. нередко корректируются под влиянием новых интересов автора и др. обстоятельств. Характерными чертами М. являются: субъективность, обусловленная социальными или политическими позициями авторов, а также ограниченностью их индивидуального опыта, ретроспективный характер изложения фактов. Специфическим первоисточником М. является память (впрочем, наряду с нею мемуаристы часто используют разнообразную документацию, дневники, письма, прессу и т. п.). М., как и любые другие источники, используются историками лишь после тщательной источниковедческой критики. Цель последней состоит в выяснении степени достоверности и полноты содержания М. с учетом всех вариантов их текста и данных сопоставления исследуемых М. с М. других авторов на аналогичные или смежные темы. Первостепенную роль играет при этом анализ авторства, в частности социального положения и биографич. данных мемуаристов, их мировоззрения, степени участия в освещаемых событиях, конкретных целей при написании М. При всех своих особенностях и нек-рой неопределенности границ жанра, М. являются чрезвычайно ценным историч. источником. Отражая прошлое в его конкретности, М. содержат большой материал для изучения психологии и быта общества в целом, а также отдельных обществ. групп. Благодаря М. может быть воссоздан историч. фон, на к-ром развертывались события, атмосфера и колорит той или иной эпохи, выяснена логика поведения людей. Иногда в М. можно встретить целиком или в отрывках неопубликованные или неизвестные документы, письма и т. п. В ряде случаев М. - единственный или главный источник наших знаний об отдельных отрезках истории, о событиях прошлого или отдельных их аспектах. Немалую ценность имеют приводимые в М. литературные портреты лиц, игравших выдающуюся роль в истории. В значит. степени благодаря М. учеников и соратников Маркса, Энгельса, Ленина сохранены для истории живые образы основоположников марксизма-ленинизма. Библиографии и коллекции М.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Аннотированный указатель книг и журнальных статей 1954-1961, М., 1963 (сост. Ф. Н. Кудрявцев); Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на рус. яз., в. 1-5, Новгород, 1911-12; История советского общества в воспоминаниях современников, 1917-1957. Аннотированный указатель мемуарной лит-ры, ч. 1, М., 1958; то же, ч. 2, в. 1, Журнальные публикации 1917-1927 гг., М., 1961; Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок 18-19 вв., М., 1951; Collection des m?moires relatifs а la R?volution d´Angleterre, publ... par F. P. G. Guizot, t. 1-25, P., 1823-25; Collection des m?moires r?latifs а la R?volution fran?aise... publ. par S. A. Berville et J. F. Barri?re, v. 1-68, P., 1820-28; Biblioth?que des m?moires relatifs а l´histoire de France pendant le XVIII si?cle, ?d. Barri?re F. et A. de Lescure, v. 1-28, P., 1846-66; то же, Nouvelle s?rie avec introductions, notices et notes par M. de Lescure, v. 29-37, P., 1875-81; Collection des m?moires relatifs а l´histoire de France... jusqu´au XIII si?cle, publ... par F. Guizot, v. 1-30, P., 1823-35; Nouvelle collection des m?moires sur l´histoire de France... jusqu´а la fin du XVIII si?cle..., ?d. J.-F. Michaud et J. J. F. Poujoulat, pt. 1-34, P., 1836-39; Westphal M., Die besten deutschen Memoiren aus 7 Jahrhunderten, Lpz., 1923. Лит.: Кардин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961 (научно-попул. кн.); Черноморский М. Н., Мемуары как исторический источник, М., 1959 (советский период истории СССР); Деревнина Л. И., О термине "мемуары" и классификации мемуарных источников (историография вопроса). - "Вопр. архивоведения", 1963, No 4; Caboche Ch., Les m?moires et l´histoire en France, t. 1-2, P., 1863;Wolf G., Einf?hrung in das Studium der neueren Geschichte, В., 1910, S. 324 404. И. Я. Биск. Тамбов.

Хотите узнать, как написать мемуары о своей жизни ? Как писать воспоминания и не выглядеть при этом по-дурацки? Как вспомнить события своей жизни? Как грамотно изложить все это в правильной последовательности?

«Восстановить себя через воспоминания, значит воскреснуть, объединив себя настоящего с собой прошлым».
Лев Карсавин.

Если вы уже решились записать свои собственные мемуары, но не знаете, с чего начать, то эта статья как раз для вас. Ну, а если вы все еще не знаете, зачем писать мемуары, то читайте .

С чего же начать записи мемуаров

Во-первых, следует понимать, что мемуары - это не автобиография, в которой повествование начинается от самого рождения и последовательно проходит через весь «календарь жизни». В мемуарах эта последовательность не аксиома, хотя некоторая упорядоченность нужна. Вы можете просто взять какой-то значимый кусок вашей жизни и построить на нем свои мемуары.

Многие обращаются к своему детству, как наиболее загадочной и интересной теме для мемуаров. Сложность в том, что мало кто помнит о собственном детстве настолько подробно, чтобы можно было написать об этом хотя бы пару страниц текста. Но это только так кажется.

На самом деле вы просто давно не вспоминали дество. Стоит начать, как вас может захватить настолько мощная волна воспоминаний, что хватит не на одну тетрадку. Здесь вам помогут семейные альбомы с фотографиями, старые письма, дневники, музыкальные и видеозаписи и, конечно же, рассказы ваших родственников.

А еще Интернет! Да-да. Вы можете отыскать здесь массу полезных напоминаний о прошлом. Сейчас на многих форумах и в соцсетях есть разделы и группы, где посетители выкладыват массу картинок и ностальгических воспоминаний из советского прошлого. Здесь и детские игрушки того времени, и промышленные товары, и продукты питания, да много чего такого.

Просматривая эти материалы, вы можете неожиданно вспомнить, что вот именно такая игрушка была и в вашем детстве, а вид кефирных бутылок с крышечкой из фольги или жевательная резинка «Ну погоди» за 15 копеек могут натолкнуть вас на давно позабытые воспоминания, которые вы просто так и не вспомнили бы никогда.

Во-вторых, весьма полезно для примера почитать уже опубликованные мемуары. Найдите «Память, говори» Владимира Набокова, или «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, или «Мои ранние годы» Уинстона Черчилля. Вас не должно смущать, что они были великими писателями, а у вас по сочинению в школе стояли одни трояки или и того хуже. Вовсе не обязательно становиться одним из великих. Но поучиться у них есть чему. Да хотя бы просто вдохновиться.

В-третьих, вам стоит найти какой-то ключевой, очень значимый момент в вашем прошлом, с которого можно отправиться в путешествие по волнам памяти. Начните вспоминать его во всех возможных подробностях и записывать в черновик.

Возможно, при этом вы начнете вспоминать и более ранние события, тоже весьма значимые для вас. Их тоже записывайте. Можете нарисовать майнд-карту , взяв за основу это ключевое событие. Это очень хорошее подспорье, которое может послужить вам своеобразным планом для написания последующего развернутого текста.

Начало есть, что дальше?

Предположим, вы нашли подходящий ключевой момент вашей жизни и начали записывать воспоминания о нем, пусть даже пока довольно сумбурно. Как сделать так, чтобы потом все это было более или менее похоже на книгу, а не на сборник бессвязных отрывков, которые никому, кроме вас, читать будет не интересно.

В любой художественной литературе обязательно есть сюжет. Именно сюжет затягивает читателя и возбуждает у него интерес к дальнейшему чтению. Нет сюжета - нет интереса.

В случае мемуаров все точно так же. Вам нужно увязать все ваши воспоминания в некий связанный сюжет. Сложность в том, что в самом начале составления записей сюжет этот далеко не всегда виден даже вам. Вы просто записываете свои воспоминания, не зная наперед, что еще всплывет в вашей памяти.

Поэтому выстраивать сюжетную линию в мемуарах имеет смысл примерно с середины повествования или даже в самом конце, когда вы сами придете к определенным выводам и результатам. Возможно, вам даже захочется все заново переписать, перетасовав воспоминания и расположив их совершенно в ином порядке.

Разумеется, в вашем повествовании должны быть какие-то яркие, якорные события, конфликты, которые вам либо удалось разрешить, либо они оставили заметный отпечаток в вашей жизни. Это подогревает интерес читателя. Если все будет записано ровно, без каких-либо всплесков эмоциональных волн, то читать это будет невыносимо скучно даже вам.

Поэтому не жалейте эмоций и не стесняйтесь их выписывать во всех красках. В конце концов, вы же пишете книгу своей жизни. Так пусть же она будет яркая!

«Воспоминания - это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются».
Роберт Стивенсон.

Как и в любом успешном деле, в написании мемуаров должна быть определенная методичность. Если вы на волне энтузиазма за один вечер «навспоминали» воз и маленькую тележку, быстро все это записали, а потом забросили на месяц-другой, то потом вам гарантированно придется начать все сначала. Очень трудно будет начать с того же места, где вы остановились в прошлый раз.

Поэтому лучше писать хоть понемногу, но каждый день, или через день-два, но не бросать надолго это занятие.

Многих может отвадить от идеи создания мемуаров то, что на вспоминание и последующую запись нужно выделять время, а его и так не хватает. Берите пример с известной писательницы Джулии Кэмерон . Она пишет зачастую урывками, когда в повседневной жизни выпадает свободная минутка-две.

Вы можете заниматься своими повседневными делами и попутно что-то припоминать из своего прошлого, делая короткие заметки в блокноте, в смартфоне или ноутбуке, да хотя бы даже просто на бумажных салфетках или на любом клочке бумаги. Для этого вовсе не нужно выделять какое-то особое время, запираться в строгом кабинете с дубовым столом и настольной лампой а ля «Серьезный Писатель».

Что можно писать в мемуарах

Правду! Мемуары - это не художественный вымысел. В первую очередь - это правдивое описание событий, происходивших в прошлом, и размышления автора об этих самых событиях, его отношение к ним, связанные с ними эмоции, мысли и выводы.

Причем, под словом «правда» подразумевается, что вы не станете описывать себя лишь с положительной стороны, но и расскажете без утайки и о каких-то негативных сторонах. Жизнь состоит не только из успехов, но и провалов тоже. Когда вы о них рассказываете, то вызываете доверие у читателя.

Не используйте в тексте пассивные конструкции и канцеляризмы . Это просто мега-скучища! Пассивные конструкции - это официальный стиль, отдающий бюрократизмом.

Примеры пассивных конструкций: «задачи выполнялись», «проблемы решались», «работа была сделана» и т.д. Вместо этого используйте активные конструкции: «я выполнил задачу», «мы решили проблему», «я сделал эту работу».

Канцеляризмы - слова и обороты речи, так же пришедшие из официального стиля деловых бумаг. Это всевозможные: является, имеет место быть, находился в состоянии, каковой, сей, именуемый, надлежит, согласно, в случае, в связи с, в силу того что, несмотря на то что, благодаря тому что, а именно, равно как , и т.д.

Используйте как можно меньше сложных слов, слов-определений, очень длинных слов или очень редких слов (устаревших). Возможно, вы посчитаете это украшением текста, но читатель этого не поймет, либо подумает, что вы просто выпендриваетесь.

Описывайте события в конкретном окружении, а не подвешенные в воздухе неопределенности. Если это событие происходило в кафе, дайте краткое, но исчерпывающее описание убранства этого кофе и его посетителей. Это погрузит читателя в конкретную среду, даст почувствовать атмосферу пространства.

Используйте чувственные описания, а не просто: стол дубовый, лампа красная, официант толстый . Вместо это напишите: шершавая поверхность дубовой столешницы, мягкий и таинственный свет старинной красной лампы, жирный и неповоротливый официант, «благоухающий» прокисшим супом, в замызганном измятом фартуке .

Читатель должен прочувствовать все это сам. Поэтому используйте больше слов, описывающих конкретные ощущения - визуальные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые.

Кроме того, в мемуарах вполне допустимо и даже приветствуется использование метафор, цитат, диалогов и прочих писательских украшательств, если только они уместны и вписываются в общую канву повествования. Они не только разнообразят ваш текст, но и добавят изюма, что всегда нравится читателям.

Как закончить мемуары

Любая хорошая (читай - интересная) история имеет начало и конец. Ваши мемуары тоже. Их нельзя бросить на половине пути недосказанными. Возможно, вам не удастся самому сделать какие-то жизненно важные выводы, но историю необходимо довести до логического конца. Если же история все еще продолжается, то и ваши мемуары еще не закончены и будут со временем дополнены новыми материалами.

Когда закончите писать, перечитайте все от начала до конца и «сливайте воду» по пути. Это значит, что необходимо выбросить из текста все лишнее, не существенное, либо расписано слишком витиевато и подробно. Если эти витиеватости и подробности не раскрывают сути дела, то они явно ни к чему.

Проверить текст на «воду» очень легко: читаете предложение, видите в нем сомнительное слово, удаляете его и проверяете, не потерялся ли смысл и суть предложения. Если нет, то слово действительно было лишним.

Точно так же проверяете абзац текста. Если какое-то предложение в нем лишнее, то долой его! И с самими абзацами поступаете точно так же, безжалостно удаляя их из текста.

После всех этих героических усилий вам предстоит сделать не менее героический шаг - дать почитать мемуары своим самым близким друзьям и родным, которым доверяете. Тем самым вы преследуете две задачи:

1. Проверяете, насколько вообще интересен и информативен ваш рассказ (по отзывам);
2. Проверяете, насколько полно представлена информация.

Второй пункт может привести к тому, что вы захотите дополнить ваши мемуары той информацией, что предоставят вам ваши первые читатели. Возможно, вы сами что-то не смогли вспомнить, но это оказалось существенным. Возможно, вы ошиблись в своих воспоминаниях, и ваши друзья могут помочь вам исправить это.

В любом случае, обратная связь нужна. Так что не стесняйтесь просить людей почитать ваши тексты и дать эту обратную связь.

Дерзайте!

Если статья вам понравилась, пожалуйста, поставьте свою оценку и поделитесь в соцсетях:

Игорь Левченко . Писатель, блогер, фотограф. Психолог по образованию, рассказчик историй по призванию. Жизненное кредо - все происходит в нужное время!

Похожие записи:

Комментарии:

    Татьяна
    19.10.2016

    Давно подумываю о написании собственных мемуаров. Спасиьбо за полезные советы!)

    Мария Дмитриева
    18.12.2016

    Любопытно! Всегда считала, что мемуары - это что-то сугубо писательское, не для обычных людей. Не знаю, хотела бы я написать свои мемуары. Может в будущем.

    Игорь Левченко
    19.12.2016

    Мария, каждый приходит к этому в свое время:)

    Svetik
    26.01.2017

    Про мемуары пока не думала, но дневник веду с 10 лет. Уже целая коробка накопилась)) Может быть в будущем они мне как раз для мемуаров пригодятся. Спасибо вам за эту статью!))

    Игорь Левченко
    26.01.2017

    Дневник в этом деле просто прекрасный помощник! Даже немного завидую вам:) Я начал вести свои записи только в зрелом возрасте.

    Вячеслав
    27.01.2017

    Игорь, а вы сами уже написали свои мемуары? :)

    Игорь Левченко
    07.03.2017

    Вячеслав, пишу помаленьку:)) Процесс этот долгий и весьма интересный. Чем больше вспоминаешь, тем больше приходит новых воспоминаний, о которых совершенно позабыл. Приходится что-то исправлять, дополнять. Так что все в процессе.

    Юрий
    07.03.2017

    Более 20 лет назад,стал задумываться…как изложить правильно и точно,без нравоучения свою жизнь…от дома малютки до выпуска …несколько раз начинал писать..,бросал,снова начинал,желание осталось,а «интузиазизма» уже нет.В статье,настолько понятно всё расписано..Спасибо!

    Игорь Левченко
    07.03.2017

    Пожалуйста, Юрий! Энтузиазм с возрастом заменяется прагматичностью. Чтобы снова начать что-то делать, стоит просто начать, без всякого энтузиазма и каких-либо ожиданий. Интерес проявится в процессе. Сам так и поступаю все время. Иногда писать совершенно нет никакого желания, но привычка уже выработалась, поэтому просто сажусь и пишу. И постепенно, если не энтузиазм, то просто интерес появляется работать дальше. Так и живем:)

    Юрий
    08.03.2017

    Спасибо.Удачи!

    Игорь Левченко
    11.03.2017

    Спасибо, Юрий! И вам тоже! :) Возникнут вопросы - буду рад помочь

    Наташа
    10.05.2017

    В синопсисе автобиографической повести (для издателя), описание ведется от третьего лица? Спасибо.

    Игорь Левченко
    10.05.2017

    Наташа, все верно, обычно в синопсисе пишут от третьего лица.

    Александр
    13.10.2017

    много раз задумывался о написании своих воспоминаний, но не хочется писать, все жизнь пишу, на работе, письма, записки аналитические, тезисы и т.п. Хотелось бы надиктовать. М.б. кто ни будь поможет. а назвать хочу так: Предсказания судьбы.

    Игорь Левченко
    13.10.2017

    Александр, все в ваших руках! :) Если сами много пишете, то вряд ли вам понравится, как вашу жизнь будет описывать другой человек. Постоянно будете видеть недочеты то в стилистике, то в подаче материала. Кроме того, воспоминания - штука хитрая, все время что-то новое всплывает по ходу записей.

    Валентина
    10.12.2017

    Написала книгу. Перечитала. Стало грустно и обидно. Удалила. Сейчас родные и знакомые всё чаще напоминают о том, что пора вернуться к этому делу. Не хочу писать под своим именем. Как сохранить инкогнито? Не хочу показывать мемуары свои родным. Зачем им знать тяжкие подробности моей жизни? Как вообще люди находят издателя?

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА – литература в жанре мемуаров (франц. mémoires, от лат memoria память), разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы». Подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть. Основные предпосылки труда мемуариста – строгое соответствие исторической правде, фактографичность, хроникальность повествования (ведение рассказа по вехам реального прошлого), отказ от «игры» сюжетом, сознательных анахронизмов, нарочито художественных приемов. Эти формальные признаки сближают мемуары с жанром дневника, с той существенной разницей, что, в отличие от дневника, мемуары подразумевают ретроспекцию, обращение к достаточно отдаленному прошлому, и неизбежный механизм переоценки событий с высоты накопленного мемуаристом опыта. в воспоминаниях История моего современника (1954) так выразил идеальные устремления мемуариста: «В своей работе я стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ей красивыми или яркими чертами правды художественной. Здесь не будет ничего, что мне не встречалось в действительности, чего я не испытал, не чувствовал, не видел».

По своему материалу, достоверности и отсутствию вымысла мемуары близки к исторической прозе, научно-биографическим, автобиографическим и документально-историческим очеркам. Однако от автобиографии мемуары отличает установка на отображение не только и не столько личности автора, сколько окружавшей его исторической действительности, внешних событий – общественно-политических, культурных и т.д., к которым в большей или меньшей степени он оказался причастен. В то же время, в отличие от строго научных жанров, мемуары подразумевают активное присутствие голоса автора, его индивидуальных оценок и неизбежной пристрастности. Т.е. один из конструктивных факторов мемуарной литературы – авторская субъективность.

Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу. Потому историки вынуждены подвергать событийные факты из воспоминаний общественных и культурных деятелей критической сверке с имеющимися объективными сведениями. В случае, когда некий мемуарный факт не находит ни подтверждения, ни опровержения в доступных документах, свидетельство о нем рассматривается историографией как научно состоятельное лишь гипотетически.

Устойчивые признаки мемуаров как формы словесности – фактографичность, преобладание событий, ретроспективность, непосредственность свидетельств, что никак не обеспечивают «чистоты жанра». Мемуары остаются одним из наиболее подвижных жанров с чрезвычайно нечеткими границами. Далеко не всегда мемуарные признаки свидетельствуют о том, что читатель имеет дело именно с мемуарами. Так, на первой странице наделенной всеми вышеназванными признаками книги С.Моэма Подводя итоги (1957) автор предупреждает о том, что это произведение – не биография и не мемуары. Хотя его взгляд неизменно уходит в прошлое, основная установка здесь не в воссоздании былого, а в исповедании художественной веры, подведении итогов полувекового литературного пути. По жанру книга Моэма – не мемуары, а развернутое эссе.

В 19 в., по мере развития принципа историзма, уже достигшая зрелости мемуарная проза осмысляется как важный источник научно-исторических реконструкций. Сразу же дают о себе знать попытки злоупотребления такой репутацией жанра. Возникают псевдомемуары и разнообразные мемуарные мистификации. Особенно явно эти тенденции заметны в сочинениях, посвященных сугубо мифологизированным фигурам истории и уже завершившимся циклам прошлого. Как следствие, возможны досадные исторические заблуждения в трудах, построенных на неосновательных мемуарных источниках. Так, Д.С.Мережковский в своем этюде об А.С.Пушкине из цикла Вечные спутники (1897) всю концепцию творчества поэта выстроил на записках приятельницы Пушкина А.О.Смирновой. Однако по прошествии нескольких лет выяснилось, что эти воспоминания целиком фальсифицированы ее дочерью, О.Н.Смирновой. Другой пример – мемуары Петербургские зимы Г.Иванова , посвященные воссозданию атмосферы предреволюционных лет «серебряного века». Есть основания считать его художественным текстом, основанном на условной литературной технике. Литература русской послереволюционной эмиграции, в которой мемуары вообще играли особо значимую роль, дала наряду с шедеврами прозы в жанре воспоминаний и множество образцов мистифицированной и фальсифицированной мемуаристики (поддельный «дневник» фрейлины императрицы Александры, покровительницы Г.Распутина А.А.Вырубовой и др.).

В литературе 19–20 вв. нередко под мемуары стилизуются сугубо художественные произведения с вымышленным сюжетом. Цель такого приема может быть разной: от воссоздания через жанр атмосферы времени (Капитанская дочка (1836) Пушкина, где использование в «Записках» Петра Гринева мемуарного жанра – одной из основных форм словесности 18 в. – выступает приемом стилизации «под екатерининскую эпоху») до придания тексту особой искренности, достоверности, композиционной свободы и иллюзии независимости от «воли автора» (Неточка Незванова (1849) и Маленький герой (из неизвестных мемуаров) (1857) Ф.М.Достоевского).

Нередко автобиографические произведения по своим литературным качествам неотличимы от мемуаров. Но эти жанры могут преследовать и разные задачи. Автобиография легче подвергается беллетризации, переходу в художественную словесность. Так, в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого Детство (1852), Отрочество (1854), Юность (1857) воспоминания подчинены не собственно мемуарной, а художественной задаче – психологическому исследованию характера и творческому осмыслению важных для автора философских категорий (сознание, разум, понимание и т.д.). По этой причине в жанровом отношении трилогия Толстого ближе к роману , чем мемуарам.

Возможны и прямо противоположные случаи. Так, в Семейной хронике (1856) и Детских годах Багрова-внука (1858) С.Т.Аксакова главный герой выступает под вымышленным именем, что естественно для художественной литературы. Однако задача автора здесь сугубо мемуарная: воскрешение прошлого и его «атмосферы», правдивое воспоминание о былом. В жанровом отношении обе книги принадлежат именно к мемуарной литературе. Не случайно откровенно мемуарно-документальные Воспоминания (1856) Аксакова воспринимаются как непосредственное продолжение дилогии о Багрове.

Подвижности мемуарного жанра способствует и его стилистическая вариативность. Повествование здесь может быть отмечено и красочностью художественной прозы (Детство (1914) и В людях (1916) М.Горького), и публицистической пристрастностью (Люди, годы, жизнь (1960–1965) И.Эренбурга), и строго научным обоснованием происходящего (5–7 части Былого и дум (1852–1867) А.И.Герцена). Шаткость границы между мемуарами и художественными, публицистическими, научными жанрами определилась в русской и западноевропейской литературах уже к середине 19 в. Тому немало способствовали кризис романтизма и укрепление новой эстетики, нацеленной на подражание действительности в ее социальной конкретности, – эстетики реализма. В.Г.Белинский в статье Взгляд на русскую литературу 1847 года (1848) уже фиксирует эту жанровую аморфность мемуарной прозы: «Наконец самые мемуары, совершенно чуждые всякого вымысла, ценные только по мере верной и точной передачи ими действительных событий, самые мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая ее собою».

Непревзойденный образец зрелой и в то же время чрезвычайно сложной в жанровом отношении, многосоставной мемуарной прозы – Былое и думы Герцена. По мере реализации замысла автора это сочинение превращалось из записок о сугубо личном, семейном прошлом в подобие «биографии человечества». Здесь достигается намеренное слияние жанровых признаков воспоминаний и публицистики, «биографии и умозрения», дневника и литературных портретов, беллетристических новелл, научной фактографии, исповеди, очерка и памфлета. В результате возникает такая литературная форма, которая, по словам автора, «нигде не шнурует и нигде не жмет». Герой книги – не сам автор (как в обычных, одномерных с точки зрения жанра мемуарах) и не современная ему история (как в исторических хрониках), а сложнейший процесс событийного и духовного взаимодействия личности и общества в определенную эпоху. Книга Герцена вышла за естественные границы собственно мемуарной прозы и стала важнейшим программным текстом эпохи «критического реализма» в европейской литературе. Характерно, что западная критика могла усматривать за этим текстом еще более широкое историко-литературное значение. Так, отзыв об авторе Белого и дум в одном из номеров лондонской газеты «The Leader» за 1862 завершался выводом: «Гете мог бы усмотреть в нем яркое подтверждение теории грядущей универсальной литературы».

В первой пол. 20 в. в эпоху т.н. «конца романа», когда литература переживала кризис традиционных условных форм и переключалась на пограничье между вымыслом и документом, появляется череда синтетических текстов (На западном фронте без перемен (1929) Э.М.Ремарка, Жизнь в цвету (1912) А.Франса, Шум времени (1925) О.Мандельштама , позднее в русле той же традиции – Алмазный мой венец (1978) В.Катаева и др.). В них мемуарное начало включено в органику художественной литературы. Исторический материал, реальная жизнь автора претворяется в факт искусства, а стилистика подчинена задаче произвести на читателя эстетическое воздействие. О зрелости и завершенности процесса «усыновления» мемуарной прозы художественной литературой 20 в. свидетельствуют факты пародийного использования ее законов в жанре романа (Признания авантюриста Феликса Круля (1954) Т.Манна).

Мера исторической содержательности мемуаров и сам тип их практического использования разными гуманитарными дисциплинами как источников во многом зависят от личности автора. Если мемуарист – яркая и чрезвычайно значимая для истории и культуры личность, то фокус интереса в читательском и исследовательском восприятии его текста неизбежно сориентирован на самого автора. Исторический материал при этом отходит на обочину внимания. Яркий пример сочинения такого рода – Десять лет в изгнании (1821) мадам де Сталь , выдающейся женщины эпохи, одной из блистательных писательниц и культурных деятельниц романтизма. Образец воспоминаний иного типа оставил герцог Сен-Симон. Его Мемуары (опубл. в 1829–1830) ценны прежде всего маленькими фактами, деталями, скрупулезно передающими атмосферу придворной жизни Парижа последнего двадцатипятилетия царствования Людовика XIV и периода регентства. Как следствие, воспоминания мадам де Сталь – объект внимания прежде всего литературоведов, мемуары Сен-Симона – историков. С 1940-х благодаря исследователям «Школы Анналов» (Л.Февр, Ф.Бродель , Ж. Ле Гофф и др.) историческая наука переживает всплеск интереса к запискам-воспоминаниям ничем не примечательных и непубличных людей. Их сочинения (по типу: «записки немецкого мельника середины 17 в.», «записки лондонского купца средней руки начала 18 в.» и т.д.) помогают восстановить объективную историю быта, выявить определенные социальные стереотипы, фиксирующие характерное, стандартное, а не исключительное. Мемуарная продукция такого рода – важный источник истории цивилизации и исторической социологии.

Свое происхождение мемуарная литература ведет от воспоминаний Ксенофонта о Сократе (4 в. до н.э.) и его Анабасиса (401 до н.э.) – записок о военном походе греков. Античные образцы жанра, к которым принадлежат также Записки о Галльской войне Юлия Цезаря (I в. до н.э.), безличностны и тяготеют к исторической хронике. Христианское средневековье (Исповедь (ок. 400) Бл. Августина , История моих бедствий (1132– 1136) П.Абеляра , отчасти Новая жизнь (1292) Данте и др. памятники) привносит в жанр развитое чувство внутреннего «я» повествователя, нравственный самоанализ и покаянную тональность. Раскрепощение личности и развитие индивидуалистического сознания в эпоху Возрождения, рельефно отраженные в Жизни Бенвенуто Челлини (1558–1565), подготовили расцвет мемуаристики в 17–18 вв. (Сен-Симон, кардинал Дж.Мазарини, Ж.-Ж.Руссо и др.)

В 19–20 вв. одним из ведущих жанров словесности становятся воспоминания писателей и о писателях. Тем самым формируется собственно литературная мемуаристика, свои воспоминания оставляют И.-В.Гете , Стендаль , Г.Гейне , Г.-Х. Андерсен , А.Франс , Р.Тагор , Г.Манн , Р.Роллан , Ж.-П.Сартр , Ф.Мориак и др.

В России мемуарная литература ведет начало от Истории о Великом Князе Московском (сер. 16 в.) Андрея Курбского . Важная веха в становлении личностного самосознания в русской литературе – автобиографическое Житие (1672–1675) протопопаАввакума . Яркие памятники русской мемуаристики 18 в. – Жизнь и приключения Андрея Болотова (ок. 1780), Собственноручные записки императрицы Екатерины II (опубл. в 1907), Записки (опубл. в 1804–1806) Е.Р.Дашковой, Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1789) Д.И.Фонвизина . Бурное развитие мемуарной литературы в России 19 в. связано с воспоминаниями Н.И.Тургенева, декабристов И.Пущина, И.Якушкина, М.Бестужева, литератора Н.Греча, цензоров А.Никитенко, Е.Феоктистова, писателей И.С.Тургенева, И.А.Гончарова и др. Фактическими подробностями в описаниях литературного быта 2-й пол. 19 в. ценны мемуары А.Я.Панаевой, Н.А.Огаревой-Тучковой, Т.А.Кузминской. Общественная обстановка этих лет отражена в Записках революционера (1899) П.А.Кропоткина, На жизненном пути (опубл. в 1912) А.Ф.Кони.

Оживление мемуарной литературы, связанное с чередой опубликованных в СССР и в эмиграции воспоминаний о предреволюционной и революционной эпохе, приходится на 1920–1930-е гг. (мемуары К.Станиславского, В.Вересаева, А.Белого , Г.Чулкова и др.).

Новый всплеск мемуарной словесности в СССР, вызванный «хрущевской оттепелью», начинается с середины 1950-х. Публикуются многочисленные воспоминания о писателях, не вполне укладывавшихся с структуру советской идеологии: В.Маяковском, С.Есенине, Ю.Тынянове и др. Выходят многочисленные мемуарные очерки К.Чуковского, Повесть о жизни (1955) К. Паустовского, сборники воспоминаний о Е.Шварце, И.Ильфе и Е.Петрове. В основанной издательством «Художественная литература» в 1960-е серии «Литературные мемуары» печатаются воспоминания А. и П.Панаевых, П.Анненкова, Т.П. Пассек, сборники мемуаров о Н.В.Гоголе, М.Ю.Лермонтове, В.Г.Белинском, Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском.

С конца 1980-х публикуются материалы о художественной жизни «серебряного века» и воспоминаний представителей русской эмиграции (На Парнасе Серебряного века (1962) К.Маковского, На берегах Невы (1967) и На берегах Сены (1983) И.Одоевцевой, Бодался теленок с дубом (1990) А.Солженицына ,Курсив мой Н.Берберовой и др.), ранее не издававшиеся.

С начала 1990-х в России из-под пера современных политических и культурных деятелей выходит лавина мемуаров, многие из которых скорее является фактом общественной жизни, чем собственно литературы.

Вадим Полонский

Литература:

Геннади Г. Записки (мемуары) русских людей. Библиографические указания // Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете . 1861, кн. 4
Пыляев М.И. Записки русских людей // Исторический вестник, 1890. Т. 39
Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок XVIII–XIX вв . М., 1951
Аннотированный указатель мемуарной литературы . Ч. 1, М., 1985. Ч. 2, 1961
Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность . М., 1961
Катанян В. О сочинении мемуаров // Новый мир, 1964, № 5
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм . Проза. М., 1982
Литературные мемуары XX века: Аннотированный указатель . 1985–1989 гг . М., 1995. Ч. 1–2