Сообщество Империал: Обзор Цезаря в Галлии, кампании для Total War: Rome II - Сообщество Империал. Галльская война цезаря

(58…51 г. до Р. X.).

Трансальпийская Галлия (нынешняя Франция) была населена кельтскими племенами, из которых самыми могущественными были арверны, эдуи и секваны. Начиная от Арденнского леса до устья Рейна обитали белги, тревиры, эбуроны и нервии. До Цезаря римляне владели лишь так называемой Провинцией, областью между Альпами и Севеннами. Цезарь целым рядом удачных походов распространил римскую власть на всю Галлию. Мастерское описание этих походов оставил он сам в своих «Записках о галльской войне».

Ко времени прибытия Цезаря в Галлию кельтское племя гельветов, обитавшее между Рейном и Юрой, решило покинуть свою гористую страну и искать себе новых мест поселения в более плодородных областях Галлии. Они сожгли свои города и селения и потянулись по направлению к Леманнскому озеру (ныне Женевское озеро). Но Цезарь преградил им путь, несмотря на то, что они обещали во время похода через римскую Провинцию не причинять никаких насилий. Они попытались силой пробиться через Родан (Рону), но были отброшены. Тогда гельветы направились к северу. Секваны свободно пропустили их через свои области, и гельветы явились во владение эдуев. Они начали опустошать области эдуев, и те на правах «друзей римского народа» обратились за помощью к Цезарю. Цезарь разбил гельветов в сражении при Бибракте. Кровопролитие было ужасное: из 368.000 человек (в таком количестве выступили гельветы в поход) осталось лишь 110.000. Они вынуждены были вернуться на родину и приняться за восстановление своих городов и деревень.

Возникший между эдуями и секванами раздор привел Цезаря во враждебное соприкосновение и с германцами. Секваны призвали себе на помощь Ариовиста, вождя одного германского племени. За эдуев вступился Цезарь, так как интересы Рима не могли терпеть поселения вблизи римской территории столь воинственных племен, какими были германцы. Сначала Цезарь предложил Ариовисту съехаться с ним, чтобы мирным путем уладить спорные вопросы. Но Ариовист с гордостью ответил: «Если Цезарю что‑нибудь от меня нужно, пусть он сам придет ко мне». Второе посольство Цезаря потребовало выдачи заложников, которых Ариовист взял от эдуев, и обещания, что он не допустит дальнейших вторжений германцев в Галлию.

Галльские шлемы

На это Ариовист возразил, что по праву победы он привык обращаться с побежденными совершенно так же, как и римляне обращаются с побежденными ими народами: эдуи обязаны платить ему дань, и он не намерен выдать заложников. Когда же Цезарь угрожающим тоном уведомил его, что он заступится за эдуев, Ариовист ответил, что до сих пор еще ни один враг не вступал с ним в битву без того, чтобы самому не быть разбитым. Если Цезарь желает, то может сам прийти к нему и тогда он узнает, как сражаются непобедимые германцы, которые уже 14 лет не ночевали под крышей. Теперь Цезарю нельзя было терять времени, и он усиленным маршем выступил к Безонциону (Безансон).

Во время остановки на несколько дней для приведения в порядок продовольствия римляне собрали от галлов и купцов сведения о неприятеле. Все говорили об исполинском росте германцев, их баснословной храбрости, их военной опытности; часто встречаясь с германцами, они не могли выдержать их грозного выражения лица. Эти сведения навели страх на все войско; всеми овладело лихорадочное волнение. Страх прежде всего распространился между военными трибунами, префектами и другими лицами, которые, не имея достаточных познаний в военном деле, последовали за Цезарем лишь из одной привязанности к нему. Они явились к Цезарю и под разными предлогами настоятельно требовали своего увольнения. Немногие оставшиеся сидели в своих палатках, оплакивали свою судьбу и рассуждали об общей опасности. Во всем стане писались завещания. Это проявление страха распространилось и на старых солдат, на центурионов и начальников конницы. Они, не желая, чтобы лично их считали трусами, говорили, что боятся не врага, а затруднительных проходов в обширных лесах, отделявших римлян от Ариовиста. Некоторые доказывали Цезарю, что солдаты из страха выйдут из повиновения и не пойдут по приказу вперед.

Военный совет

Узнав об этом, Цезарь собрал общий военный совет, пригласил на него всех центурионов и сделал им выговор за то, что они сочли возможным обсуждать и критиковать цели и средства похода. Далее он сказал, что твердо уверен в нежеланий Ариовиста лишиться благоволения римлян. Но если бы Ариовист в пылу слепой страсти и начал войну, то чего же им бояться? Ведь этот враг уже хорошо известен римлянам во времена их отцов, когда Марий разбил кимвров и тевтонов. В заключение Цезарь объявил, что даже в том случае, когда никто не пойдет за ним, он все‑таки выступит в поход с одним Десятым легионом, воины которого отныне будут его телохранителями.

Этой речью Цезарь поднял дух своего войска - все прониклись мужеством и военной отвагой. Десятый легион через своих военных трибунов прислал Цезарю благодарность за то, что он отличил его.

Затем и остальные легионы старались оправдаться и уверить в том, что они никогда не выказывали ни нерешительности, ни страха.

Прежде чем начать военные действия, Ариовист предложил свидание. Цезарь согласился. Но это свидание не привело ни к чему, так как Цезарь не выразил своего согласия на предложение Ариовиста оставить германцам северную часть Галлии. К тому же германские всадники вероломно напали на римских во время этого свидания, и переговоры были прекращены навсегда. Ариовист не вступал в решительную борьбу, так как ему было предсказано, что нельзя совершать сражения раньше наступления новолуния. Но Цезарь, своими налетами так раздразнил германцев, что те в гневе вышли из лагеря и вступили в битву. Ариовист потерпел полное поражение и едва сам успел спастись, переплыв на челноке через Рейн; вскоре после этого он умер от полученных ран.

Таким образом, Цезарь в одно лето совершил два важных похода. Затем он расположил свое войско за зимние квартиры у секванов. Начальство над войском было поручено легату Лабиену; сам же Цезарь отправился в Галлию по сю сторону Альп для разбора и решения спорных дел. Здесь он получил известие от Лабиена, что белги составили тайный союз против римлян, так как они опасались, что после покорения римлянами остальной Галлии настанет очередь и их порабощения. Поэтому в начале 57‑го года Цезарь выступил в поход против белгов и покорил их племена. Только нервии оказали мужественное сопротивление римлянам. Римское войско оказалось в большой опаснрсти на реке Сабисе. Нервии устроили здесь засаду из терновника, который они умели переплетать с большим искусством, и яростно напали на легионы, не успевшие построиться в боевой порядок. Лишь благодаря распорядительности Цезаря, образцовой дисциплине и находчивости солдат, легионам удалось спастись от поражения.

В 56 году легат Цезаря, Публий Красе, сын триумвира, покорил западные области Галлии. Сам Цезарь завоевал отважных и опытных в морском деле венетов; были покорены и воинственные аквитаны, жившие между рекой Гарумной и Пиренеями и имевшие возможность выставлять в поле до 50.000 воинов - это сделал также способный и удачливый Красе. Так что к концу года покорение Галлии можно было считать завершенным.

Однако до тех пор, пока германские племена занимали берега Рейна и были готовы при первых благоприятных обстоятельствах вторгнуться в Галлию, завоевание этой страны было непрочным. Поэтому Цезарь энергично подавил первую же попытку германских племен вступить в Галлию.

Свайный мост через Рейн

Они перешли через нижний Рейн в количестве 430.000 человек, чтобы помочь галлам сбросить римское иго. Цезарь поспешил туда со своими легионами. Германцы вступили в переговоры, но во время этих переговоров германская конница напала на римскую. Цезарь увидел в этом вероломство. Когда на другой день к нему в лагерь явились старейшины германских родов, чтобы оправдаться в совершившемся нападении, Цезарь приказал арестовать их. Затем он напал на ничего не подозревавшего неприятеля и нанес ему полное поражение. Тысячи германцев обратились в бегство и нашли свою гибель в волнах Рейна. Цезарь приказал построить свайный мост и перешёл на другую сторону Рейна. Переход этот он совершил не с целью вести продолжительную войну там, но для того, чтобы нагнать на германцев страх перед римским оружием и удержать их от новых вторжений. После 18‑дневного пребывания на правом берегу Рейна он перешел эту реку обратно; вероятно, причиной тому послужило полученное Цезарем известие о поголовном восстании германского племени свевов.

Верцингеториг

Еще опаснее и отважнее был поход в Британию, предпринятый Цезарем в 55 году с целью наказать бриттов, которые оказали поддержку своим единоплеменным союзникам в Галлии и давали убежище беглецам. Но поход этот был не совсем удачным. Глубоко сидевшие корабли римлян из‑за мелководья у берегов не могли подойти вплотную. Солдатам пришлось в полном вооружении броситься в море и плыть к берегу под градом стрел. Неприятельские всадники, бросившись навстречу, произвели страшную резню. Римлянам все‑таки удалось достичь берега, и Цезарь вступил в переговоры с вождями бриттов. Он удовольствовался обещанием бриттов дать заложников и вернуться в Галлию.

Второй поход в Британию, предпринятый Цезарем в 54 году с целью загладить предыдущую неудачу, также не имел важных последствий. Туземцы отступили перед огромным войском, прибывшим к острову на 800 кораблях и состоявшим из 5 легионов и 2.000 всадников. Отважный предводитель бриттов Касивеллавн стал во главе войска и распоряжался обороной. Сознавая, что римляне будут иметь над ним перевес в открытом поле, он стал вести партизанскую войну и причинил римлянам много вреда. Но Цезарю удалось посеять раздор в войске противника: он склонил некоторые округа к отпадению от общего дела, и они вступили с Цезарем в частное соглашение. Сила Касивеллавна была значительно ослаблена, и он после завоевания его столицы был вынужден согласиться на мир. Получив от него обязательство дать заложников и платить дань, Цезарь поспешно вернулся в Галлию.

В Галлии в это время происходили сильные волнения. Они еще больше усилились, когда были получены известия о далеко не блестящем ходе британской экспедиции. Вновь ожила надежда на возвращение свободы. Во главе восстания стал вождь кельтского племени арвернов Верцингеториг. Подобно Серторию в Лузитании, он вел народную войну с необыкновенной энергией, хитростью и решительностью; своими быстрыми неожиданными нападениями он наносил много вреда римлянам. Однако в конце концов восставшие были окружены в крепости Алезия и после длительной голодной осады перебиты. Верцингеториг был взят в плен и доставлен в Рим для триумфа Цезаря. Впоследствии он был задушен в тюрьме. Боевые сподвижники Верцингеторинга укрылись в горной крепости Укселлодуне, но и эта крепость была взята. Чтобы показать устрашающий пример, Цезарь приказал отрубить храбрым защитникам правую руку. После этого вместо жестокой строгости Цезарь стал проявлять кротость и снисходительность с целью примирить побежденных с их участью. Многим кельтам было даровано римское гражданство; множество цезарских солдат получили в Галлии земельные участки. В скором времени латинский язык вошел здесь во всеобщее употребление, стали свободно обращаться римская серебряная и золотая монета; римское право заняло место древних постановлений. Таким образом Галлия стала новой колонией Рима.

Прошло весьма немало времени с момента выхода игры, но не меньше прошло и с момента выхода кампании "Цезарь в Галлии". Честно говоря, я с одной стороны, люблю локальные кампании. Они дают прочувствовать более тонко события той или иной эпохи. Мне сильно нравились мелкие кампании в Наполеоне, Medieval 2: Kingdoms. И Рим 2 предлагает на данный момент достаточно разнообразный набор локальных кампаний, каждая из которых по-своему интересна. Вместе с тем мне никогда не доводилось их либо отыгрывать до конца, либо начинать вообще. С Цезарем в Галлии произошло подобное. Помнится, как-то я начинал игру за свебов, но покорив достаточно большое количество племён, кампанию бросил. Нашлись другие дела. Сейчас же, когда большая кампания была отыграна множество раз, хочется попробовать что-то новое. И я решил посмотреть на Цезаря в Галлии снова, дать ему ещё 1 шанс.

Начал кампанию естественно за римлян, ожидая повторить славные подвиги Гая Юлия из "Записок". Поначалу всё проходило довольно гладко. Аллоброги и эдуи достаточно дружелюбно относятся к Риму. Воконтии так и вовсе протекторат Рима. Война с гельветами также не представляет особой трудности.


По ходу "Записок" я должен был дальше воевать со свебами, а в перспективе и с нервиями. Но так сложилось в игровом мире, что войну мне объявили вибиски, и не желая сдавать Нарбо Мартий, пришлось боеспособную армию Цезаря перенаправлять на запад. Железные легионы Цезаря без проблем расправились с местными племенами. Стоит отметить, что эта формула применима и к другим племенам. Как правило, у всех галлов в армии в основном крестьяне-новобранцы, немного лёгких всадников и 1-2 крепких сильных юнита. Тогда как римская армия является самой сильной в данной кампании. Базовая пехота легионеров на равных дерётся с лучшими галльскими мечниками (что уж там говорить про более слабых юнитов). Помимо этого римляне имеют доступ к местным галльским войсками и артиллерии. Поэтому для Цезаря не должно представлять особых проблем разборки с кельтами.


Однако не менее важным аспектом в данной кампании является дипломатия. Ведь именно благодаря ей Цезарь добился большинство своих первоначальных побед. Поначалу отношения с соседями поддерживать не представляет особой сложности. Но по мере увеличения территорий Рима растёт и уровень экспансионизма, который крайне негативно влияет на отношения с соседями. Каждый ход я отсылал имеющимся союзникам и протекторатам денежные дары с намерением поддерживать дружелюбные отношения. Но с каждым ходом это становилось всё труднее и труднее. Более того последовавшая война со свебами и нервиями обременяла казну Цезаря, поэтому дары перестали быть регулярными.


В какой-то момент уровень экспансии достигает критической точки и во всех городах происходит восстание уже покорённых галльских племён. Учитывая, что в этот же момент под боком складывается весьма мощное государство арвернов, а к врагам присоединяются их союзники, то положение Цезаря становится крайне незавидным. Через несколько ходов предают уже даже самые верные союзники, в том числе и протектораты.


Города пылают от восстаний, сил катастрофически не хватает, денег, чтобы набрать новые армии тоже нет. В итоге Цезарь остаётся без войск (а те, что есть, отчаянно удерживают имеющиеся территории), без союзников, окружённый крайне враждебными племенами, дипломатические сношения с которыми отныне невозможны.

Гаю Юлию Цезарю не осталось ничего, кроме как нажать ESC, "сохранить игру" и "выйти в главное меню", надеясь, что в будущем ему удастся справиться с этими проблемами.

Подводя итоги римской кампании, замечу, что всё практически происходит, как и было исторически. Кампания выходит довольно сложной и напряжённой (особенно если учитывать, что в какой-то момент придётся воевать со всеми сразу). Однако восстание покорённых галлов не является страшной угрозой по сравнению с другими непокорёнными галлами, которых очень много. Признаю, что моей самой главной ошибкой было то, что я отвлёкся на вибисков. Во-первых, я потратил 4 хода на переброску легиона Цезаря. Во-вторых, в ходе завоеваний вырос империй, что ухудшило отношения с моими соседями практически мгновенно. Также отмечу, что дипломатию вести очень трудно. Да, это сложно. Но необходимо активно следить за тем, кто с кем воюет и не позволять усиливаться той или иной стороне. Divide et impera! Таким образом, воевать должно стать легче. Будучи союзником эдуев и никак не сдерживая их, я позволил им расшириться, что впоследствии во время войны с ними мне очень дорого стоило.

Но я решил просто так не сдаваться и потому попробовал кампанию за соперников Цезаря - арвернов. Поначалу кампания кажется совсем простой. Война с соседями, как правило, не представляет особой сложности, особенно после того, как у арвернов появятся знатные мечники и даже обычные копейщики. Но арвернам, по большему счёту, и воевать не надо. Их фракционный бонус, а также различные дипломатические технологии позволяют улучшать свои отношения с соседями. После того, как первая фракция присоединится в вашу конфедерацию (а произойдёт это очень скоро), то начнётся цепная реакция. Многие мелкие племена захотят стать членами конфедерации, а крупные - союзниками. К этому моменту очень важно собрать большую армию.


Потому что достигнув максимального империя, мы получаем новость о том, что римляне начинают наступление. Погодя несколько ходов, я объявил квиритам войну, потому что именно в этом противостоянии и заключается основная суть игры. И каково же было моё неприятное удивление, когда со стороны Лугдунской Галлии стали приходить многочисленные легионы и вражеские агенты. Я насчитал 13 легионов, состав которых был таков, что они могли бы сразу уничтожить меня.


На первом же ходу на мою армию, которая стояла гарнизоном в поселении, напали римляне, изрядно повредив её агентами за момент до этого. Первое сражение было выиграно, римский легион был уничтожен. Но впоследствии пришли ещё 3 других, и результат следующего столкновения был очевиден. Даже 1 на 1 римский стек представлял серьёзную силу, и победить его в честном бою можно было только с ооочень большими потерями (если вообще исходом битвы будет победа). Так, на первых ходах я потерял 2 армии. В запасе оставалось ещё 3. Я был готов поступить точно также, как и в случае с кампанией Цезаря.


На следующий день я подумал, посмотрю-ка я ещё раз на расстановку сил в кампании. Прикинув, что римляне, даже если и будут наступать, то не скоро захватят все мои земли, у меня будет достаточно времени, чтобы устроить квиритам "достойный приём". Я вспомнил методы войны самого Верцингеторикса против римлян. Он никогда не вступал в открытый бой с римлянами, предпочитая прятать основные силы в оппидиумах и устраивать партизанские нападения на римлян. Это был единственный способ победить римлян. Агентами я устраивал различные диверсии в римских легионах, а имеющиеся армии поставил в режим "засады" (признаюсь, первый раз пробовал данный режим), который делал мои армии невидимыми и позволял нападать на врагов из засады. Несколько легионов римлян мне удалось уничтожить таким образом. В это же время в Немессе и Алезии набирались новые армии сопротивления. К моменту войны на моей стороне выступили нервии и другие крупные племена. Но я также пытался склонить деньгами и те племена, которые были нейтральны к Риму. Так, мне удалось склонить аллоброгов и вангионов. Но к моему сожалению, Цезарь оказался способным их уничтожить на том же ходу (!), когда они присоединялись к моей коалиции. По мере сопротивления Цезарь захватил также Бибракту и некоторые другие поселения. Во время таких "суицидальных" боёв я старался уничтожить в первую очередь артиллерию римлян, которая больше всего приносила бед.


На юге в Нарбоненсисе действовала одинокая армия Веркассивелауна, который освобождал те племена, которые были завоёваны римлянами. В перспективе я должен был лишить римлян стратегической базы на юге.

Со временем наступление римлян гасло, засады и действия агентов делали своё дело. Когда какая-нибудь армия римлян отдалялась от основных сил, на неё нападали мои силы. Впрочем, римская армия действовала весьма мудро, стараясь не удаляться друг от друга. Было очевидно, что на 5-6 легионов (пусть и потрёпанных) я нападать не стал бы. Да ещё и мои силы были разрознены.

Но вскоре весь юг был освобождён от власти Рима. Союзники постепенно присылали свои армии, которые мешали продвижению римлян. Нервии отбили у римлян Бибракту, даровав независимость эдуям, которые поспешили вступить в мою конфедерацию. В конце осени римляне были либо разбиты, либо немногочисленные силы были отброшены в Гельветику. Первоначально планировалось дождаться зимы, чтобы римляне несли небоевые потери. Но к счастью для галлов, ситуация сложилась гораздо более лучшим образом.
В нескольких крупных боях Верцингеториксу удалось лично разбить римлян с весьма большими потерями (что лишний раз подчеркнуло, что биться лоб в лоб с римлянами крайне неразумно), но вскоре действиями агентов он был ранен.


Римляне остались без легионов. По крайней мере, те силы, что у них были, действовали в Германии против нервиев и свебов. Путь на Италию был открыт. Подчинив Массалию, объединённые галлы лавиной прошлись по Лигурии и Инсубрии. Цели галлов были достигнуты. Победа!


Поводя итоги уже арвернской кампании, могу сказать, что по совокупности факторов было гораздо проще. Единственную сложность представляло лишь римское наступление, с которым за пару ходов не расправишься. Оно заставило меня довольно сильно попотеть и пошевелить мозгами. Но самый главный плюс, что получился довольно правдоподобный и реалистичный отыгрыш за Верцингеторикса. Сама по себе галльская кампания геймплейно полная противоположность кампании Цезаря. Оно и хорошо. Свебская кампания, как это ни странно, также довольно сильно непохожа на 2 другие. Насчёт нервиев не могу сказать ничего определённого.

В целом, кампания, на мой взгляд, стоит как времени игрока (потому что заставляет много думать, причём ввиду большой проработанности карты и некоторых возможностей самой кампании думать надо очень тщательно, а также благодаря более-менее соответствию истории), так и его денег (цена ДЛС довольно небольшая + помимо новой кампании мы получаем также 3 фракции для основной кампании). В общем, моя оценка 4,3 из 5.

Начало Кампании

В начале кампании я уже понял, что нужно срочно уничтожить Гельветов .
Направляю туда. По пути разбиваем армию Гельветов в хлам и на 3 ходу забираю поселение.
Четвертый ход - последний для Гельветов .
Как только я их уничтожил, сразу меня начали бояться Тулинги .
Вот так поворот... На союзника напал мой союзник... Мдааа.....
Массалия (оборонительный союз, агрессор) - Воконтии (протекторат, защитник)
Ну, пришлось встать за союзника и объявить войну Массалии. Быстро убив их генерала, мы начали атаку.

Действия на Северо-Юге Галлии

Вольки и Рутены

Эти военные союзники с самого начала не давали мне покоя. Все время я боялся нападения с их стороны. Но, волнения оказались напрасными. Мне пришлось самому все делать:D.
Я сразу же пошел в атаку как только набрал достаточно большую армию.
Ох и сложные, зараза, сражения-то были....
Ну, а что делать то? Агенты и так работают в полную, армии тоже. Остается только следить за всем происходящим. В общем-то, только пришел Гай Юлий Цезарь, сразу же я начал массированую атаку со всех сторон.
Сохранение:
Какова моя тактика?

  1. Готовлюсь к наступлению
  2. Молнией проношусь по городам, захватывая их
  3. Когда нация лишена городов - убиваю полководцев с помощью агентов (даже ранение будет означать их исчезновение)
Такой тактикой я уже убил около 3 наций.

Запад и Северо-Запад Галлии

Ну вот, близится конец кампании.

Запад

Были как легкие, так и тяжелые сражения. В общих чертах - было весело. "Быстрая война" не привела к особо большим потерям, а так же помощь союзника оказалась очень ценна (один из немногих случаев, когда союзники действительно помогли) .

Северо-Запад

Действия на Северо-Западе Галлии были приостановлены из-за непогоды (если точнее - зима, снег) .
Я не мог выслать свои войска в атаку, зная, что половина замерзнет в снегу... Пришлось ждать.
Как только наступила весна - я начал атаковать.
Стремительными атаками Юлий Цезарь просто смёл всех на своем пути... Никто не мог ему ничего сделать... Сколько бы не пытались)
Сохранение:

Галлы восстают?

После окончания кампании начался веселый ивент. Много галльских племен восстало... оооочень много:DD.
Но, в принципе, никаких проблем это у меня не вызвало. Хоть повеселило).
Кто тоже хочет поучаствовать в этой войне - скачивайте сохранение и пропускайте ход.

Спасибо за просмотр данного руководства

Предлагайте свои идеи насчет прохождений в комментариях, я буду пробовать выполнять.
Пишите так:

  1. Фракция
  2. Название кампании ("Большая Кампания", "Ганнибал у ворот", "Ярость Спарты", "Цезарь в Галлии", "Император Август")
  3. Цель, которую я должен буду выполнить (дойти до определенной точки, война против всех и тому подобное)

Всем огромное спасибо, если Вы найдете какие-то ошибки - прошу писать в комментарии.
Надеюсь, руководство Вам поможет
Оценивайте, пишите и добавляйтесь в друзья
Всем еще раз спасибо.
Для Вас старался Кузя:D

Если хотите поблагодарить за работу:
Спасибо!)

Возможно, Вам будет интересно:

Коллекция модов:

О ХЛЕБЕ, ЗРЕЛИЩАХ И ДЕВКАХ
Как известно, Цезарь покорил всю Галлию, кроме одной деревни. Той, в которой жили Астерикс и Обеликс. Знатно было бы сейчас рассказать именно эту историю, но, к сожалению, кто-то меня опередил. Поэтому мы сочиним свою. На основе аддона "Цезарь в Галлии" для "Total War: Rome II". А чтобы быть ближе к Астериксу, сыграем не за римлян, а за галлов. За самое известное их племя - Арвернов. Воины у галлов не такие красивые, как у римлян. И не такие сильные. Что ж, тем интереснее сразиться с захватчиком.
Ремарка. Карта кампании представляет собой территорию Галлии, то есть Франции. Она присутствует и в основной кампании, но в данном случае разбита на куда большее количество регионов, чтобы было где развернуться. "Цезарь в Галлии" позволяет выбрать из четырех фракций. Первую, Арвернов, мы уже назвали. Вторая - Нервии, "отважнейшие из белгов". Расположены они в северо-восточном углу карты. По крайней мере, тыл их прикрыт морем и Рейном. Третья фракция - германские племена Свебов на среднем Рейне. Ну и конечно сам Рим. У него есть провинция нарбоннская Галлия, откуда он и должен начать покорение Галлии Волосатой. Всё-таки на первый взгляд, самое незавидное положение у Арвернов - окружены чужими землями, да и римляне близко.
Арверны, как и прочие фракции, имеют свои бонусы и малусы. +10% к атаке в ближнем бою на своей или союзной территории уравновешиваются штрафом к общественному порядку. Цель кампании - собрать 28 поселений (из них 6 - ключевые). На момент старта у нас всего один городок - Немесс. И всего одна армия Верцингеторикса - кроме генерала восемь отрядов пехоты.
Действовать надо быстро. Если упустить несколько ходов, то армии вероятных противников усилятся, и тогда без большой крови не обойтись. Поэтому берем всё, что у нас есть, и в начале апреля 58 г. до н.э. - первый же ход - бросаем на город Аварик, что к северу от нашего Немесса. Соотношение сил в бою (при большой, но не максимальной численности отрядов) 900 на 1400 не в нашу пользу. Но, во-первых, гарнизонное барахло и солдатами называть стыдно. Во-вторых, на нашей стороне: а)разобщенность двух группировок врага - армии и гарнизона; б)отряд генеральской конницы, который обязательно надо использовать; в)перевес в застрельщиках. А метатели дротиков очень эффективны. Не в пример пращникам. Кроме того, обороняя поселение, противник старается не выходить за его границу. Это тоже надо использовать. Таким образом на первом же ходу удваиваем державу и получаем повышение для Верцингеторикса.
К слову о рангах полководцев и способностях персонажей вообще. В основной кампании "Total War: Rome II" один ход равнялся одному году, и полководцы просто не успевали набрать максимум, так как старились и умирали. В "Цезарь в Галлии" на год приходится уже 24 хода. То есть персонажи, как например и в "Закате самураев", будут жить на протяжении всей кампании, а значит прокачать их до максимума - раз плюнуть. Или два раза. Важно, что плевать в одного персонажа мы сможем всю кампанию. И не возникнет ситуация, когда в разгар войны нам придется заменять покрытого шрамами полководца на зеленого новичка.

После освобождения Аварика (от коренных жителей) ходов пять мы занимаемся строительством, вербовкой и развитием технологий. Технологии из синих веток изучаются быстро, за один-два хода, эффекты от них полезные, поэтому я бы налегал в первую очередь на них. Красные ветки тоже важны, и наверное даже важнее, так как дают новые войска и постройки, но изучаются дольше.
Тем временем сформирована вторая армия Сеговакса. Вербовка, как и прежде, возможна по три отряда за ход на провинцию. В июне 58 года обе армии выдвигаются к границам города Дуротинкон, что строго к западу от нашего первого города Немесса. Это третий и последний город провинции Герговия. Так что он нам остро необходим для округления владений. В августе две армии (20 плюс 12 отрядов) идут на штурм и берут городишко. И тут же проводим в провинции Герговия эдикт "Хлеба и зрелищ". Может быть это чересчур по-римски звучит, ну тогда переименуем его в "Эля и девок". В любом случае нам это дает прирост правопорядка и продовольствия.
Порядок - это по-прежнему то, что существенно сдерживает раш, то есть быструю экспансию. Сразу после захвата поселения порядок во всей провинции падает на двадцать с хвостиком единиц, при этом идет ежеходный, пусть и уменьшающийся со временем, штраф. Например, на десятом ходу в Герговии при размещении в городах гарнизонами двух армий, при эдикте и незадранных налогах мы имеем порядок -69, но ежеходный прирост пошел +9. Но если вывести армии, мы впадаем в без малого -10 за ход. То есть без гарнизонов восстание начнется хода через три. Приходится сидеть в городах, потреблять эль и девок.
Оно и к лучшему - в октябре в Галлии наступила зима. Войска в поле несут небоевые потери. Воевать зимой нельзя. Можете об этом почитать у Наполеона. Он кстати тоже из нашей Галлии. Что делают галлы длинными зимними вечерами? Про девок и эль мы всё поняли, а что еще? Еще они строят конюшни, называемые в данном случае левадами, и мастерские бронзовых изделий. Первые нужны для найма кавалерии, вторые для формирования подразделений мечников.
Такой выбор приоритетов определен наличием в рядах армий ИИ большого количества легких копейщиков и стрелков. Против копейщиков будут наши мечники, против стрелков кавалерия. Более того, отсутствие собственных кавалерийских отрядов у ИИ определило и нашу тактику. Если говорить просто, то мечники связывают врага с фронта, стрелки выбивают сильные отряды, а кавалерия совершает захождение во фланг и тыл армии врага. Практически всегда этот рецепт даёт победу.


ВЕСНА. БУРЛЯТ ГОРМОНЫ МОЛОДЕЦКИЕ
На следующий 57 год назначено покорение провинции Пиктавии, также состоящей из трех городов, подвластным трем разным племенам. Что ж, римляне были правы - разделяй и властвуй. К весне у Арвернов было уже три армии. В каждую мы постарались включить легкую конницу и мечников, отряда по три пращников, по три-четыре метателей дротиков, пополам мечников и копейщиков. Я особо не вдаюсь в детали: какие именно копейщики, какие именно метатели дротиков. Тут все просто - чем выше характеристики, тем лучше. Слабые, но массовые отряды мы будем включать позже в гарнизонные армии.
В феврале 57 года на 22-ом ходу последовала стремительная атака двумя стеками - Верцингеторикса и Сеговакса - на город племени Сантонов Медиолан Сантонский. Это к западу от нас на атлантическом побережье. 4 тысячи арвернов против 3,5 тысяч сантонов. Итог: с потерей полутысячи бойцов мы захватываем 4-ое поселение. Ежеходный доход казны при трех армиях под ружьем... то есть под копьем переходит за две тысячи галльских денег.
Четыре хода на пополнение войск и восстановление порядка в новой области, и мы готовы двигаться дальше. А дальше у нас второе поселение в Пиктавии - столица провинции Лемонум, племя Пиктонов. Ровно как и в основной кампании лишь столицы провинций обнесены стенами. Поэтому решено не размениваться на штурм Лемонума, а осадить и ждать вылазки. Пиктоны отсиживались два хода, но когда эль и девки у них кончились ринулись отбивать наше имущество в осадном лагере. Видимо, главное - замотивировать бойцов. Натиск изголодавшихся пиктонов был так страшен, что несмотря на значительный численный перевес (3,5 тысячи против 2,5) мы потеряли в бою свыше девятисот воинов. Тем больше эля осталось выжившим... девкам.
Таким образом на 29-й ход (июнь 57 года) Арверны имеют уже 5 городов, 10,5 тысяч в казне и ежеходный доход до трех тысяч. Бросаться сразу на третий город Пиктавии мы сочли неразумным из-за того, что правопорядок упадет ниже, чем в борделе. Войска отошли на летние квартиры, которые плавно перетекли в зимние. Сформирована четвертая армия.


К зиме возникла неожиданная проблема - стало некуда девать деньги. Всё, что можно было построить, мы построили, поэтому казна начала бессовестно распухать, достигая 22-23 тысяч. Пропить такие деньжищи не смогли даже четыре стека бравых арвернских выпивох. Прослышав о вечно пьяных и непредсказуемых галлах, в сентябре 57 года Юлий Цезарь предложил им пакт о ненападении. Пробормотав что-то вроде "знаем мы ваших риббентропов" вождь в моем лице дал свое согласие.
По нашей старой традиции после заключения пакта о ненападении надо обязательно на кого-нибудь напасть. Весной уже 56 года Арверны нападают на третий город провинции Пиктавии, на Амбатию, племя Туронов. Опять же отличились два самых титулованных и прокачанных стека - Верцингеторикса и Сеговакса. Вообще эти звери уже достигли такого уровня мастерства и сбалансированного состава, что избивали прочих галлов как птичий грипп китайцев. На 45-ом ходу (февраль 56-го) Арверны имели шесть поселений и полных две провинции.
Между прочим с этой весной связан неприятный эпизод. Как оказалось, мы слишком быстро покорили Туронов, пропустив засевший в кустах их стек. Что Туроны делали целым стеком в кустах, мы не знаем, проверять не ходили - уж больно из кустов пахло сильно. Но этот стек выскочив из своего вонючего укрытия припустил бегом прямо на наш Аварик. Видимо, рассчитывая, что мы там уже построили полноценные выгребные ямы. Выковыривать вонючек из Аварика пришлось лучшему полководцу галлов Верцингеториксу. Только на 47-ом ходу с беспокойными Туронами было покончено. В память о них остались лишь те самые кусты под Амбатией.


УДВОИМ ВВП И ИМПЕРИЙ
Для удвоения жизненного пространства у нас есть несколько направлений. На юг. Но тамошние племена ведут войну с римлянами. Не будем им усложнять жизнь или, соответственно, облегчать ее римлянам. Мы пойдем на север. Точнее, на северо-запад, на полуостров Бретань, провинция Арморика. Первый на нашем пути город Намнет - однопровинчатое племя. Тем не менее это - столица провинции, то есть поселение со стенами. Его в мае 56 года осадил Верцингеторикс, дождался вылазки в сентябре и захватил город. Сразу же здесь начинаем формировать флот. Воевать на море особо не с кем. Блокировать тоже. Роль этого флота простая: он должен выполнять роль гарнизона, следить за порядком.
За Намнетом наконец-то открылся первый достойный противник - племя Осисмов с четырьмя поселениями, три из которых относятся к Армиорике. Четвертое - Лютеция (Париж). Мы-то с вами знаем, что парижи берутся блицкригами. В январе 55 года в приграничные области выдвигаю флот и три армии. Далее последовал классический блицкриг. Конец января - армии Верцингеторикса и Адкоро берут штурмом поселения Дариорит и Кондат. Третья армия прикрывает тыл от внезапных нападений врага. Нападения последовали в начале февраля. Две армии Осисмов разгромлены. В конце февраля они идут на отчаянный штурм прибрежного Дариорита. Отбиты силами флота. В марте последовал штурм последнего поселения Арморики, Воргиона. После этого у нас изрядно вырос империй, а волосы стали пушистыми и шелковистыми... то есть тьфу, я хотел сказать: мы имеем 10 поселений в трех провинциях.
Блицкриг в "Total War: Rome II", как известно, имеет негативную сторону. В Арморике резко упал общественный порядок. Пришлось срочно набирать две армии-пустышки из плохих солдат, в задачу которых входит не война, а сидение по городам, по кабакам и прочая тяжелая служба. Одновременно формируется уже пятая полноценная полевая армия.

Однако ВВП еще не удвоен, самолюбие не потешено. Перебрасываем две лучшие полевые армии (Верцингеторикса и Адкоро) на восток к границам племени Свебов. Лучшие - в смысле наиболее прокачанные войска, наиболее продвинутые командиры плюс уже неплохие личные свойства армий. Это наша гвардия. Или, если угодно, эквивалент ударных армий прорыва. Тем временем мы изучили такую полезную для войны технологию как Стратегические маневры. Это дает плюс 15% к перемещению на карте.
Что такое Свебы? Свебы - это минимум пять поселений у нашей восточной границы. Что с ними надо сделать? Поменять им хозяина. Пять поселений да еще наши приграничные - это уже обширнейший театр войны. Двух полевых армий, чтобы перехватить всех врагов (а они к этому времени уже развились) не хватит. Выдвигаем к границе три армии. В конце августа 55 года следует мощный и как всегда подлый удар. Армия Кельтилла (все бойцы уже с золотыми лычками) штурмует Вену (не ту, что на Дунае), а Адкоро осадил обладающую стенами Бибракту. Верцингеторикс патрулирует территорию между Бибрактой и остальной Свебией. В сентябре он перехватывает свебов, спешащих на выручку Бибракты. Победа. Следом - штурм Бибракты. И провинция Лугдунская Галлия вся наша! В конце октября армия свебов атакует Бибракту. Довольно идиотская затея, надо сказать: их потери 2141, наши 158. После этого они согласились на мир.
Именно здесь, в Лугдунской Галлии, мы наконец получаем общую границу с римлянами и начинаем ждать в гости Юлия нашего Цезаря. Что сейчас с нашими активами? 12 поселений, 8 армий (6 полевых и 2 оккупационные), 1 флот = 11,5 тысяч денег в казне и 2,1 тысячи ежеходного дохода. В принципе нормально, но для отражения римлян маловато. Впрочем насчет денег ситуация резко улучшилась. Именно в это время созрело выполнение многих заданий, и деньги буквально засыпали нашу казну, едва не погребя в ней казначея. Общая сумма скакнула к 50 тысячам.


РИМ ИДЕТ...
Война с римлянами началась весной 54 года, на 97-ом ходу. С января этого года мы обратились к завоеванию юга - Аквитании. Дело в том, что туда активно наступали римляне. Надо увести у них из-под носа как можно больше земель. Здесь в январе мы успеваем захватить Бурдигалу и упираемся в Рим!
Первыми атакуют Арверны. Армия Верцингеторикса врывается на улицы городка Сотия и целиком вырубает VI легион Рима. Правда, легион оказался так себе - наполовину из наемников галлов да еще всего 1000 человек. Верцингеторикс имел 2 тысячи и все равно понес ощутимые потери - без малого 700 человек. Воевать с римлянами, даже такими не очень настоящими, тяжело. Выигрывать можно только на маневре, используя преимущество в коннице. Очень неприятно стоять под обстрелом их артиллерии, поэтому маневрирую обычно так, чтобы оттащить врага подальше от нее, забежать конным отрядом в тыл и вырубить всю прислугу.
С началом римской войны те племена, которые уже находились в состоянии войны с Римом начали вступать в нашу Конфедерацию. Просто "Вперед на Вашингтон!" какой-то. Здесь на юге сосредоточены, кроме VI легиона, еще три - I, II и III. Кстати, очень приятно следить за номерами легионов, отслеживать их перемещения и подсчитывать, сколько уже истреблено.
В апреле 54 года II легион вступает в нашу провинцию Герговия. С этим вторжением связан самый интересный эпизод войны - практически битва в Тевтобургском лесу. Армия Кельтилла смогла устроить засаду. На растянутую колонну римлян (13 отрядов в стеке) из кустов бросились вопящие галлы. Основная ударная сила - два отряда тяжелой конницы и еще пара легкой. Пехота старалась держаться на расстоянии, забрасывать врага дротиками. Разве что мечников я отважился свести с легионерами, чтобы задержать их до подхода всадников. Потери галлов 148 человек, II легион (1277 бойцов) уничтожен полностью. То есть в засадах римлян можно ловить без большой крови с нашей стороны.
Тем же ходом мы опробовали лобовой удар по элитному I легиону. Элитному в том смысле, что в его составе не было наемников варваров - сплошные граждане Рима. Бить такую армию я отважился лишь имея более, чем двукратный перевес в численности: 4300 против 1950. Для этого вывел сразу две армии, в том числе и армию ветеранов Верцингеторикса. I легион мы конечно уложили полностью. Но наши потери при этом зашкаливают - 1386 человек, почти равно общей численности римского легиона. Звери конечно эти легионеры.
Тем не менее. Итогом уничтожения трех легионов стал захват в мае двух римских поселений в Нарбоннской Галлии - Сегодун и Толоса. Если приплюсовать захваченный у других галлов Элимберрис, то всего регионов под властью Арвернов на 99-ом ходу станет 18. И максимальный империй. Честно говоря, в этот момент я немного обнаглел. Из римлян лишь где-то в окрестностях Дивона прятался III легион половинного состава. Победа в кампании выглядела более, чем реальной. Хе-хе, надо бы знать скрипты, чтобы не смешить богов своими планами. На сотом ходу грянул ролик о наступлении римлян, и в окрестностях Генуи нам показали такое количество полностековых легионов, что в Галлии такого числа еще друиды не придумали. Настроение резко просело.
На 100-101 ходах мы ринулись сосредотачивать все силы на легионоопасном направлении, а заодно зачищать тылы от пятой, шестой и последующих колонн. Хахвачены еще два городишки в Нарбоннской Галлии, провинция полностью покорена. Уходящий III легион угодил в засаду и был полностью уничтожен.


...ГАЛЛЫ БЕГУТ
Последующие события с июня по декабрь 54 года можно описывать либо очень длинно и путанно, либо очень коротко и ясно. Я избираю второй путь. В целом легионы постепенно наступали, сжимая клещи вокруг приграничных городов Арвернов. При этом римляне ходили пачками минимум по три легиона в кучке. Если бы ими играл человек, то раздавил бы галлов в несколько ходов, но пути ИИ неисповедимы. Он то наступал, и я содрогался. То отступал и исчезал в тумане войны, и меня отпускало.
Несколько раз я подловил отбившиеся от стада отдельные легионы. Так полегли VIII, XII и XIV легионы. Наступила зима, и некоторые глупые римляне принялись нести небоевые потери. Появилась надежда провернуть то, что русские сотворили с нашим земляком Наполеоном. И тут выстрелила Массилия, до которой у галлов в свое время не дошли руки.
Коварные греки ударили нам в тыл приблизительно тремя-четырьмя стеками крепких гоплитов. Этот прорыв на фоне маячащих перед фронтом полутора десятков стеков римлян сокрушил мою волю к достижению заслуженного поражения. Я дрогнул и бежал из-за компьютера.

Юлий Цезарь, усатые варвары в полосатых штанах, исторически достоверная карта Галлии и одна из самых известных военных кампаний Древнего Рима в великолепном дополнении для Rome 2

Отправить

Rome 2 сама по себе получилась совсем не такой, как предыдущие части серии. Она стала много сложнее, куда серьезнее и на порядок красивее. Вместе с этим проект вышел чертовски сырым. Однако уже тогда мы разглядели в игре одну из лучших стратегий современности, поставив ей довольно высокую оценку с учетом того, что баги исправят, а производительность улучшат. И мы не ошиблись. Многочисленные патчи значительно исправили большинство проблем Rome 2, после чего второй «Рим» окончательно закрепил за собой титул лучшей стратегии 2013 года. А теперь игра получила, наконец, первое масштабное дополнение, получившее название «Цезарь в Галлии». О нем-то мы сегодня и поговорим.


Однажды Creative Assembly уже пытались провернуть подобный трюк. Тогда, еще во времена первого «Рима», появилось дополнение, позволяющее повторить путь Александра Македонского. В тот раз вышло довольно посредственно, поэтому от подобных «исторически достоверных» DLC отказались надолго — вплоть до «Наполеона». Теперь к этой концепции вернулись вновь, чтобы рассказать историю знаменитой войны великого Юлия Цезаря — самой известной личности в истории Древнего Рима и одной из наиболее популярных исторических фигур вообще. На этот раз все получилось совсем иначе.



Не стоит скептически хмыкать при довольно скромной цене в 299 (Steam) рублей: аддон действительно хорошо проработан и имеет приличный размер. На полное прохождение добавленной кампании у автора этих строк ушло порядка 60 часов… А ведь это была лишь одна из представленных фракций и только лишь нормальная сложность игры. Более того: одновременно с дополнением вышел крупный патч, значительно увеличивающий производительность, что еще сильнее усиливает впечатление от проделанной работы (хотя, что касается патчей, то да — такую игру нужно было выпускать сразу).





На первый взгляд кампания выглядит довольно компактно: она длится всего семь лет и охватывает лишь территорию самой Галлии, небольшой кусочек Британии и непосредственно римскую Провинцию. Не обманывайтесь: по объему эта кампания ничуть не уступает классической. Галлия представлена настолько подробно, что сюда поместилось внушительное количество как больших городов, так и поселков, а на пересечение ее из одного конца в другой уйдет не один десяток ходов.

С временным промежутком все еще интереснее. Каждый год длится здесь целых 24 хода. А это значит, что в игру вернулись времена года и всевозможные несезонные условия. Не совсем понятно лишь, почему весна тут начинается в январе, осень в июле, а зима в сентябре. Как бы то ни было, оформлено все действительно впечатляюще. Времена года существенно влияют на геймплей. Так, жаркое засушливое лето способно серьезно повлиять на урожай, а ранняя зима — серьезно спутать планы по наступлению. Вообще зима тут — крайне неприятная штука. Даже короткий зимний переход может обернуться для армии значительными потерями. Именно поэтому к наступлению холодов подобно настоящему Цезарю стараешься побыстрее завершить дела и разместить армии на зимних квартирах. Благодаря всему этому времена года действительно влияют на геймплей и проводимую политику.

Более того, теперь все очень красиво оформлено. Глобальная карта, и без того выглядевшая просто шикарно, стала еще краше. Наблюдать за небольшими галльскими поселениями и трогательными водяными мельницами можно очень долго. Летом над землей видно марево жары, зимой может идти легкий снежок, весной льют дожди и бушуют грозы, а осенью, когда вся карта желтеет, в лесах видны опадающие листья. Глядя на эти уютные пейзажи, даже не верится, что перед нами достаточно хардкорная и не особенно дружественная к новичкам стратегия. На тактической карте, кстати, тоже отражаются времена года, хотя это и не так заметно.



Основой для кампании, очевидно, стал семилетний поход Цезаря в Галлию. Именно он здесь ключевая фигура, поэтому повествование и описание технологий ведется от его лица. Кликнув по городу определенного племени, мы получим комментарии полководца о нем. Интересно, что дополнение просто пестрит цитатами из его «Записок о Галльской войне», которые, очевидно, и послужили основным источником вдохновения разработчиков. Так как сам по себе текст весьма занимателен, то рекомендуем параллельно с прохождением кампании его почитать. В этом случае и без того захватывающая кампания станет на порядок понятнее и ярче. Очень интересно, что политическая ситуация в игре и побочные задания нет-нет, да и подталкивают нас к тем самым решениям, которые принимали сам Цезарь и известные вожди варварских племен. Хотя, конечно, вести кампанию именно так никто не заставляет. Свободы здесь хоть отбавляй.


Помимо самого Рима и Цезаря здесь доступны еще три варварские фракции. Во-первых, это, конечно, арверны во главе с Верцингеториксом, который, напомним, умудрился объединить практически всю Галлию для борьбы с римской властью. Во-вторых, свебы — свирепые германцы, пришедшие в Галлию из-за Рейна с целью расширить свои владения на западе. Ну и, наконец, в-третьих, нервии — бельги, которых в оригинальной игре взять под контроль было нельзя. Это своего рода спартанцы от варваров, известные своей свирепостью и аскетизмом.




Игра за местные племена разительно отличается от того, с чем предстоит столкнуться римлянину. В первом случае на нас будут активно наседать соседи, не желающие делиться с кем-то властью, а в определенный момент Рим пришлет на штурм наших укреплений такие силы, что мало точно не покажется. Если же мы решим повторить победоносную кампанию Юлия Цезаря, то здесь нас подстерегают другие опасности. Постоянное неприятие римской культуры побуждает галлов атаковать буквально со всех сторон, с крайней неохотой идти на какие-то дипломатические отношения и постоянно пытаться захватить или сжечь любую деревню превосходящими силами. Вообще римляне практически всегда сражаются в меньшинстве, однако выучка и стойкость легионеров порой помогают выиграть даже самые безнадежные на первый взгляд сражения. Например, всего пара когорт тяжелой пехоты способны удерживать городские ворота от целой толпы варваров.



Ближе к середине кампании дипломатия окончательно заканчивается: начинается полномасштабная война. Аналогом гражданских войн здесь служат повсеместные восстания варваров. Если восстановить контроль над территориями где-то на фронте будет не так уж сложно, то восстания в глубоком тылу могут создать полководцу немало проблем. Более того, в этот момент все оставшиеся варварские государства забудут былые распри и объединятся, начав атаковать римские территории со всех сторон. Пережить такое довольно тяжело: иногда доходит даже до того, что одно и то же поселение на протяжении одного вражеского хода штурмуют по 5-6 раз. После подобного трехчасового марафона чувствуешь себя примерно как и сама армия, расквартированная в несчастном городе - разбитым и чертовски уставшим.



Вообще, подобно оригинальной игре, «Цезарь в Галлии» совершенно не прощает ошибок и заставляет постоянно держать в голове огромное количество переменных. Захватили рабов в двух поселениях подряд? Получите доморощенного Спартака в сердце Провинции. Забыли построить храм Юпитера в очередной глуши? Население начнет бунтовать спустя уже пару ходов. Увлеклись накоплением благосостояния? Получите перебои с продовольствием. Наняли дополнительную армию для защиты расширяющихся границ? Добро пожаловать в эпоху экономического кризиса. Игра требует максимальной концентрации и внимательности. В этом вся Rome 2, поэтому не удивляйтесь, если после пары вечеров, проведенных в Галлии, вы будете чувствовать себя как выжатый лимон.

Из других особенностей дополнения стоит отметить политическую систему, в которой против вас по крайней мере не выступит собственный генерал, как это произошло с Цезарем и его лучшим легатом Лабиеном. Ветки развития тут тоже довольно специфичны. С помощью политических улучшений можно, например, призвать на помощь Марка Антония и оплатить подкуп политиков в сенате. Также в DLC добавлено приличное количество отрядов, как варварских, так и римских (в том числе несколько видов вспомогательных войск и наемников). Кое-что добавлено и в основную кампанию. Например, с дополнением появилась возможность возглавить племена бойев и галатов. Также «Цезарь в Галлии» — отличная возможность опробовать совместную кампанию для двух игроков. Из-за более компактного размера взаимодействовать здесь будет куда удобнее, нежели на привычной глобальной карте.

Вишенкой на торте можно назвать новое историческое сражение — «Битву при Алезии». Его смело можно наречь кульминацией всей галльской кампании Цезаря и его противостояния с Верцингеториксом. Тогда полководец осадил город Алезию, в котором галл укрылся со своим войском, однако вскоре к арвернам пришло подкрепление в виде огромного количества сочувствующих восстанию варваров. Цезарю пришлось выдерживать натиск галлов с обеих сторон, причем если те имели возможность заменять уставших бойцов свежими, то римляне в силу внушительного периметра укреплений могли полагаться лишь на ограниченное число солдат. В тот день римской армии пришлось ОЧЕНЬ тяжело. Так же тяжело придется и вам, когда попробуете выиграть эту историческую битву. Врагов здесь очень много, и порой возникает ощущение, что полчища варваров, наступающих со всех сторон, не кончатся никогда. Противопоставить им придется лишь богатый опыт римлян и умение быстро принимать верные тактические решения.

«Цезарь в Галлии» - образцовое дополнение к отличной игре. Здесь есть новая глобальная карта с меняющимися временами года, достоверная историческая кампания, полководцы Юлий Цезарь и Верцингеторикс, а также масса сопутствующего контента вроде новых отрядов и фракций. Всем поклонникам Total War, истории Древнего Рима, да и вообще стратегий строго рекомендуется.