Образ метели в произведениях русской литературы. Метель, вьюга, буран как отражение эпохи и судьбы человека в русской литературе xix века опыт литературоведческого исследования

В 1830 году закончил написание цикла рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкин. «Метель» - это одно из пяти произведений из этого популярного сборника великого мастера. В центре повествования - судьба девушки, дочери помещиков, пытающейся преодолеть все превратности судьбы во имя своей любви. Краткое содержание рассказа можно прочитать ниже.

А. С. Пушкин «Метель». Вступление

Произошло это в 1811 году. В селе Ненарадово жил некий помещик Гаврила Гаврилович со своей супругой и дочерью. Их семья была образцовой, соседи любили бывать у них в гостях. Возле красавицы Марьи Гавриловны, которой шел восемнадцатый год от роду, вились завидные женихи. Но девушка, обожавшая французские романы о любви, всем отказывала. На это была веская причина. Дело в том, что Маша была тайно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича. Для последнего это не было загадкой, симпатия ее была взаимной. Молодые влюбленные тайно встречались то в роще, то возле старой часовни. Скрываться им приходилось по причине недовольства родителей девушки выбором дочери. Приветливые и гостеприимные помещики отказывали Владимиру Николаевичу в радушном приеме в своем доме. Тайные свидания продолжаться долго не могли, и парочка приняла решение венчаться без их благословения. Потом, через какое-то время после свадьбы, молодые предполагали броситься к ним в ноги и молить о прощении. А пока было условлено, что Марья Гавриловна скажется вечером больной и удалится в свои покои. После того, как в доме погасят свет, ее будет ждать тройка лошадей с возницей. На ней она должна была отправиться в село Жадрино, находящееся неподалеку. Там, в старой церкви, молодых обвенчают при трех свидетелях. Так начинается повесть Пушкина «Метель». Далее будут происходить совершенно неожиданные события. На всем протяжении своего повествования автор держит читателя в напряжении.

А. С. Пушкин « Метель». Развитие событий

События начинали разворачиваться так, как было задумано. Как только подали ужин, Маша сказалась больной и ушла в свою комнату. Родители не заметили ничего необычного в поведении дочери. Время шло, за окном стемнело. На улице разыгралась настоящая метель. Ветер замел дорогу, и уже нельзя было разглядеть, что находится впереди, дальше чем на метр. Именно в это время Мария в сопровождении своей крепостной девушки вышла из отчего дома, села в тройку и отправилась в Жадрино. А Владимир Николаевич тем временем также собирался в дорогу. Он решил ехать один на повозке в одну лошадь, не взяв с собой провожатых. Как только герой оказался на заметенной снегом дороге, он понял, какую глупость совершил, ведь впереди не было видно ничего. Понадеявшись на божью милость, прапорщик решил ехать дальше. Вскоре он заблудился. Дорога была окончательно потеряна, лошадь тонула в снегу. Неожиданно он увидел огонек и поехал на его свет. Оказалось, что выехал Владимир к незнакомой деревне, а село Жадрино, где должна была ждать его невеста, находится в стороне. Добраться туда в назначенный час было уже невозможно. Когда прапорщик приехал в это село, церковь была уже закрыта, людей нигде не было. Развернувшись, он поехал домой.

А. С. Пушкин «Метель». Развязка

На следующий день после этого события родители нашли Машу утром в постели больной. У девушки началась горячка. В бреду она звала Владимира Николаевича и пыталась поведать о подробностях этой ужасной ночи. Вызванный заботливыми родителями врач сказал, что причина болезни - психологическая, вероятно, Тогда мать девушки смягчилась, решив, что, видимо, судьбе ее дочери - бедный армейский прапорщик. Она отправила Владимиру Николаевичу приглашение побывать у них дома. Но, неожиданно он ответил отказом, попросив более его не беспокоить. Спустя две недели после этих событий Маша поправилась и, казалось, не вспоминала о своем несостоявшемся женихе. Вскоре Владимир Николаевич был отправлен в армию. Его фамилию Маша нашла в списке раненых под Бородином. Он скончался в московском госпитале. Это была не единственная потеря в жизни бедной девушки. Ее отец, Гаврила Гаврилович, умер некоторое время спустя, оставив дочери хорошее состояние. Женихи кружились вокруг Маши, но всем она отвечала отказом. Лишь к одному из молодых людей девушка относилась особенно - к гусарскому полковнику Бурмину. Казалось бы, что ничто не могло помешать счастью этих двух человек. Однако между ними была стена, некая недоговоренность, которая мешала их сближению. Все разрешилось после откровенного разговора Маши и Бурмина.

Полковник поведал девушке о том, что он не может на ней жениться, так как обвенчан с другой. Несколько лет назад в метель его занесло в некое село, где он решил укрыться в церкви. Там горел свет, мелькали люди. Как только молодой человек вошел, они бросились к нему со словами: «Наконец-то вы пришли!». В углу сидела бледная барышня. Ее поставили вместе с ним перед алтарем, священник совершил Когда невеста повернулась к нему, чтобы поцеловать, то вскрикнула и упала в обморок. Полковник поспешно вышел из церкви. Прошло несколько лет, а он до сих пор не знает, кто его венчанная жена, и где она. Услышав эту историю, Мария Гавриловна вскрикнула: «И вы не узнали меня?». Бурмин упал к ее ногам. Этим эпизодом закончил свой рассказ «Метель» Пушкин.

Отрывок из баллады Жуковского «Светлана» в эпиграфе произведения говорит о том, что эти два творения великих авторов очень схожи. В них прослеживается некий общий мистический настрой. Все события в них не случайны, а предопределены судьбой.

Великий русский поэт XIX века Александр Сергеевич Пушкин, написавший это стихотворение, по сути, открыл в литературе новый образ – образ метели. После этого многие писатели использовали образ метели в своих произведениях. Но почему же мы совсем не обращаем внимания на эту стихию? Какова её роль в произведении, какой смысл в себе несёт? Где-то метель – это бурное природное явление; в других произведениях – символ смуты в сознании молодых людей под влиянием западной культуры, везде смысл метели различен. Данная тема заинтересовала нас тем, что мы обращаемся к разным источникам, проводим сопоставление образа метели, и тем самым постигаем мир художественного произведения. В целом эта тема не исследована, потому что литературоведы и критики в основном анализировали произведения в контексте творчества писателей. Мы решили углубить исследование.

В своей работе мы опираемся на исследования И. И. Аркина, М. Павлова, Г. Ребель, А. Зорина, В. Влащенко, М. Гершензона и других.

В качестве объекта исследования определены лучшие произведения русской прозы: «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Метель» В. А. Соллогуба, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Метель» Л. Н. Толстого, «Горе», «Тоска» А. П. Чехова. Предметом исследования является образ метели в текстах художественной литературы XIX века.

В работе над образом метели нам удалось проследить её динамику. У Пушкина – это «игра бесов», у Толстого – предсказание, а у Чехова – это ещё и символ одиночества.

Работа является теоретическим исследованием. Избранный метод – сравнительный анализ текстов.

Считаем, что данная работа может быть использована школьниками и учителями в качестве пособия по поэтике художественных произведений.

Метель – «игра бесов»

«Бесы» - одно из самых завораживающих стихотворений Пушкина. Не «чарующих», а именно завораживающих – как будто тема «бесовства», заглавная для этого стихотворения, выплёскивается из текста и втягивает читателя в свой круговорот.

Стихотворение, на первый взгляд, имеет ясную привязку к времени года. Совершенно очевидно, что это зима, зимняя буря. «Снег летучий», «вьюга», «дороги занесло», «белеющие равнины»Однако, как известно, черновой вариант стихотворения датируется летом – осенью 1829 года, а окончательный текст – 7 сентября 1830года (четвёртый день Болдинской осени). Современники отмечают, что пейзаж не был продиктован непосредственными наблюдениями. Речь идёт о какой-то другой, умозрительной, внутренней буре.

Приехав в Болдино, чтобы уладить имущественные дела перед женитьбой, Пушкин на три месяца застрял в деревне из-за холерных карантинов. Сентябрь, октябрь, ноябрь 1830 года вовсе не был для Пушкина идиллическим временем. Душевный покой давался ему не просто. «Бесы» - самый точный снимок душевного состояния в эти дни: неведение, страх, потерянность, мистический ужас и надрыв, вообще-то ему не свойственные.

Свадьба тоже под вопросом. Уезжая, он поссорился с будущей тёщей – она довольно грубо заявила о денежных условиях. «Я уезжаю, - пишет он невесте, - не зная, что меня ждёт». Ко всему этому стоит добавить холеру, рыщущую в округе и вплотную подступившую к Москве, где осталась его невеста.

Стихотворение «Бесы» является отражением сложного сплава переживаний. Здесь и тревога за будущее, связанная с предстоящей женитьбой, и любовь, сплетённая со страхом погибнуть в этой эпидемии и не увидеть ни свободы, ни невесты. Этот комплекс тревожных чувств выразился в странной и захватывающей пляске бесов.

Мчатся тучи, вьются тучи

Два глагола интенсивного движения, приложенные к одному повторенному слову – «тучи», с самого начала стихотворения создают ощущение стремительного вращательного полёта. Вращающиеся снежные вихри, подсвеченные, скрытой от глаз, луной. Если смотреть с земли на такую карусель, то у зрителя обязательно закружится голова. Эти строчки призваны сбить, закружить читателя, заставить его потерять ориентир. Этой же цели служит повторение: «Мутно небо, ночь мутна». Ночь – это тёмное время суток, В котором трудно увидеть что-либо. Синоним ночи – мгла. Мутная мгла. Не видно ни зги. Автор заботится о том, чтобы поддержать это ощущение на протяжении всего стихотворения. Постоянно повторяются образы кружения, мутного освещения, мглы – всё это сбивает с толку:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна.

Вьюга мне слипает очи

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам?

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит сторонам.

Сил нам нет кружится доле

Закружились бесы разны

С появлением своим бес проходит как бы несколько ступеней, становится всё более и более объективно осязаемым. Сначала он только предположение ямщика:

В поле бес нас водит, видно,

Затем ямщик придаёт воображаемому бесу, выступающему пока в единственном лице, всё более и более осязаемые черты:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня,

Вот – теперь в овраг толкает

Одичалого коня,

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной.

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой.

Пока беса видит только ямщик, и читатель этому не слишком верит, объясняя это явлениями природы да простонародной фантазией. Чёрт, сталкивающий коня в овраг, всячески насмехается над ямщиком (дует, плюет). Но вот и настоящий мираж: бес, сбивающий путников с дороги, прикидывается тем, что указывает дорогу, - «верстою небывалой», а следом за этим исчезающей искрой тонет во мгле. Присутствие нечистой силы нарастает. Следом за суеверным ямщиком чувствуют неладное кони:

Кони стали»Что там в поле?» -

«Кто их знает? Пень иль волк?»

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят,

Вот уж он далече скачет,

Лишь глаза во мгле горят

Кони недаром названы «чуткими». Здесь они полноправные персонажи этой бесовской игры, они, как барометр, первыми реагируют на ситуацию. Кони – это символ целенаправленного движения вперёд по дороге, и всё, что с ними происходит, имеет прямое отношение к судьбе седоков. Автор постоянно акцентирует внимание на конях и на дороге, подчёркивает, что путники сбились с неё, заблудились, им страшно. Остановка коней (Кони стали) есть необходимая задержка действия перед кульминационным моментом. В тот момент, когда «кони снова понеслися», рубеж оказывается перейдён, граница нарушена, и с этого момента события развиваются необратимым потоком. Бесов теперь уже видит не только ямщик, но и сам седок, обозначенный лирическим «я». Вместо единственного числа бесы приобретают множественное (вижу: духи собралися). С этого момента земля в стихотворении совсем исчезает и начинается вакханалия, шабаш:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре

Сколько их! Куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне

Последняя строфа вновь возвращает читателя к началу стихотворения, заставляя по-другому взглянуть на ту же картину. Тучи напрямую связаны с бесами. Мчащиеся тучи оказываются мчащимися бесами. Невозможно понять, кто есть кто. В результате и буря, и бесы знаменуют переживания поэта в переломный момент его судьбы. Среди этой круговерти поэт обмолвился ещё одним фольклорным образом, каламбурно обыгрывающим его предсвадебные заботы:

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

В этих двух строчках тема женитьбы в переосмысленном виде прорвалась в текст. В образе бесовского праздника можно увидеть отголоски мыслей о предстоящей свадьбе, о холерных заболеваниях, о холере, угрожающей невесте Пушкина. Для бесов что похороны, что свадьба – в равной мере служат поводом к веселью, шабашу, вакханалии.

Не случайно Ю. Лотман сказал: «Бесы» - «одно из самых тревожных и напряжённых стихотворений Пушкина».

Ещё одним очень ярким примером того, что метель – «игра бесов», является произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Рождество – православный праздник. Ночь перед Рождеством – последняя ночь для нечистой силы, чтобы пошататься по белому свету и повыучивать грехам добрых людей. На следующий же день, с первыми колоколами к заутрене, побегут бесы без оглядки, поджавши хвосты, в свои берлоги. Но пока у них ещё есть впереди целая ночь, полная разных приключений.

Ведьма Солоха, мать кузнеца Вакулы, была ни дурна, ни хороша собою, имела от роду не больше сорока лет. Умела причаровывать к себе самых степенных казаков и искусно обходиться с ними. Голова, гладя свои усы, неоднократно говорил: «Солоха – добрая баба! Чёрт – баба!». Конечно, по селу был пущен слух, что Солоха – ведьма, но этому верили только «парубки» и «дивчата», а именитые обитатели села не придавали этим слухам никакого значения.

Второй представитель нечистой силы в повести – это чёрт. Козлиная борода под мордой, небольшие рожки, торчавшие на голове, длинный хвост и чернота, свойственная трубочистам, явно отличала его от людей. Чёрт, питавший прекрасные нежные чувства к Солохе, больше всех ненавидел её сына, кузнеца Вакулу. Кузнец же, слывший лучшим живописцем во всём околотке, был богобоязливым человеком и часто писал образа святых. Но торжеством его искусства была одна картина, нарисованная на церковной стене в правом притворе. В ней он изобразил Святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа. Испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые, прежде грешники, били и гоняли его кнутами, поленами и всем, чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал её на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему. Он толкал Вакулу невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, не смотря на всё, работа была закончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу. Бес знал, что в эту ночь все именитые обитатели села званы были на кутью к дьяку, в том числе и богатый Чуб. А его дочка Оксана, первая красавица на всём селе, останется дома одна, к ней, наверное, придёт кузнец, безумно влюблённый в неё. И только для того решился украсть чёрт месяц, чтобы выместить на Вакуле свою злобу. Но чёрт ошибся: Чуб со своим кумом всё-таки пошли к дьяку, оставив Оксану одну. Заметив это, бес перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. «Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперёд сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. Чёрт улетел в твёрдой уверенности, что Чуб возвратится домой, застанет там кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры».

Таким образом, мы видим, что метель в этих произведениях превращается в «игру бесов». И связано это как с мироощущением писателя, так и с народными представлениями.

Метель – символ судьбы

Образ, вставший в воображении Пушкина и обрисованный им в «Бесах», пустил корень и расцвёл. Жизнь – метель, снежная буря, заметающая перед путником дороги, сбивающая его с пути: такова жизнь каждого человека. Человек – безвольная игрушка метели-стихи. Такую символическую мысль выразил писатель шесть недель спустя после «Бесов» в повести «Метель», написанной в Болдино в середине октября. Эта повесть входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Но в «Метели» мысль Пушкина не только обобщена «Бесами»: в ней есть новый элемент. Именно здесь Пушкин изобразил жизнь–метель не только как властную над человеком стихию, но как стихию умную, мудрейшую. Люди, как дети, заблуждаются в своих замыслах и хотеньях, - метель подхватит, закружит, оглушит их, и в мутной мгле твёрдой рукой выведет на правильный путь, куда им, помимо их ведома, и надо было попасть. Она знает их подлинную, их скрытую волю – лучше их самих.

Образ метели в повести – это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, не подвластные человеку силы. Метель у Пушкина – это сама судьба. Главные герои повести – Марья Гавриловна, молодая девушка, богатая невеста, Владимир, бедный армейский прапорщик, Бурмин, гусарский полковник. Пушкин явно даёт нам понять, что Марья Гавриловна в сущности не любила Владимира, а просто увлеклась своим романтическим воображением. «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик». Дальше история их любви излагается в том же ироническом тоне: «само по себе разумеется», что родители запретили даже думать о нём, что свидание продолжались в уединённых и поэтических местах, с взаимными клятвами о вечной любви и сетованиями на судьбу, что между молодыми людьми шла секретная переписка, что в конце концов Владимир предложил бежать и обвенчаться тайно, - и, «разумеется», эта счастливая мысль «весьма понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны». Рассказ о героине продолжается и дальше в том же духе. Налицо весь репертуар не истинной, надуманной влюблённости и подражании романтическим образцам: здесь и длинное прощальное письмо к чувствительной подруге, и письмо к родителям, где она прощалась с ними «в самых трогательных выражениях, извиняла свой проступок неодолимою силою страсти и оканчивала тем, что блаженною минутою в жизни почтёт она ту, когда позволено будет ей броситься к ногам дражайших родителей». Все признаки сознанием навязанного чувства – и, напротив, ни одного намёка на искреннюю, смелую и простую страсть.

Ещё с вечера поднялась метель, и когда Марья Гавриловна вышла из дому, чтобы сесть в сани Владимира, «метель не утихала, ветер дул навстречу, силясь остановить молодую преступницу». Но стоило барышне самостоятельно преодолеть первую, самую трудную часть пути, как стихия противодействующая обернулась стихией покровительствующей. Символическую миссию содействия выполняют и лошади, которые «не стояли на месте» в ожидании седаков, едва же барышня уселась, а кучер взял вожжи, - «лошади полетели», то есть началось то самое судьбоносное движение: метель – нетерпеливые кони – стремительный порыв в неведомое – Божий храм. Ведь именно всемогущий Бог следил за милой, простодушной Марьей Гавриловной. Она готова была сбиться с пути, - он пошлёт своего слугу спасти её. Его слуга – судьба, метель.

«Поручив барышню попечению судьбы и искусству Терешки-кучера, обратимся к молодому нашему любовнику», - пишет Пушкин. Ведь его тоже вела судьба, но вела не навстречу ей, а в сторону. Судьба обернулась метелью. Метель-судьбу Пушкин изображает чётко: «Сделалась такая метель, что он ничего невзвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю». Метель водит Владимира по полю, кружит по сторонам, встаёт небывалой обманчивой рощей, долго водит по лесу и с «охотой» выпускает в неведомую равнину, устланную белым волнистым ковром».

Разрушительная цель достигнута: Владимир не доедет вовремя. А в это самое время метель выполняет вторую, творческую половину работы. В этот самый вечер офицер Бурмин из соседней усадьбы спешил в Вильну, в свой полк. Судьба-метель, одной рукой отстраняя Владимира, другой ведёт Бурмина навстречу Марье Гавриловне. «Приехав. на станцию поздно вечером, - рассказывает впоследствии Бурмин, - я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать, я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонёк и велел ехать туда». С удивительным мастерством описана дальнейшая сцена – естественность появления Бурмина среди ожидавших в церкви. Эта сцена как будто гипнозом подействовала на него самого, когда он точно во сне стоял рядом с Марьей Гавриловной перед аналоем. Его появление и было естественно. Даже больше, их венчание было в высшей степени закономерно, потому что они были «суженые», судьбой предназначенные друг другу. Но обнаружилось это три года спустя, когда, встретившись, они искренно полюбили друг друга. Может быть, работая над этой повестью, Пушкин думал, что судьба-метель редко бывает так добра, но бывает.

Через несколько лет, в 1849 году, писатель Владимир Александрович Соллогуб опубликовал свой рассказ, на который мало кто обратил внимание. Назывался он по-пушкински – «Метель». Во многом одноимённые произведения похожи, но также имеются и весомые отличия.

Главный герой рассказа Соллогуба – молодой гвардейский офицер, разочаровавшийся в светском обществе. Непреодолимое чувство тяжкой скуки вызывает это общество в нём. В какой-то степени он напоминает нам пушкинского Евгения Онегина или же лермонтовского Печорина, людей не удовлетворённых ни своей жизнью, ни собой. Наш герой понимал, что общество интересуется им как потомком древнего рода, владельцем доходного имения, богатым молодым человеком. Никто не заботится, что происходит в душе этого офицера, - и это ранит его. Ему противно всё: общество, Петербург, светские красавицы. Много мыслей на эту тему он перебирал в своей голове и тогда, когда ехал на свадьбу к брату в Петербург, не заметив при этом, что поднялась сильная метель. «Летит метель на крыльях вихря. Начинается что-то непонятное, чудное, невыразимое. Земля ли в судорогах рвётся к небу, небо ли рушится на землю; но всё вдруг смешивается, вертится, сливается в адский хаос. Глыбы снега, как исполинские саванны, поднимаются, шатаясь, кверху и, клубясь с страшным гулом, борются между собой, падают, кувыркаются, рассыпаются и снова поднимаются ещё больше, ещё страшнее. Кругом ни дороги, ни следа. Метель со всех сторон. Тут её царство, тут её разгул, тут её дикое веселье. Беда тому, кто попался ей в руки: она замучит его, завертит, засыплет снегом, да насмеётся вдоволь, а иной раз так и живого не отпустит».

В таком ужасе и хаосе трудно следовать правильному пути, и они заблудились. Они оказались в руках метели-судьбы, во власти которой было всё: гибель молодого офицера вместе с ямщиком и лошадьми или же спасение. «Кибитка тащилась наудачу по сугробам. Лошади увязли в подвижных снежных лавинах и, тяжело фыркая, едва передвигали ноги; рядом с ними шёл ямщик, разговаривая сам с собою. Так прошло часа два самых мучительных; метель не утихала. Кибитка всё глубже врезалась в навалившийся снег. Офицер уже чувствовал, что резкий мороз обхватывал его члены; мысли его смешивались. Тихая дремота, полная какой-то особой, дикой неги, начинала клонить его к тихому сну, только вечному, непробудному. Вдруг вдали мелькнул огонёк». Кажется, что смерть уже вот-вот заберёт его, как появляется надежда на спасение. Все плохие мысли сразу же исчезают, все понимают, что спасение близко, и бросают свои оставшиеся силы для достижения цели. Спасением оказывается станция, в которой также пережидают метель и другие люди, застигнутые ею в дороге.

Между путниками завязывается разговор, вскоре наскучивший офицеру. Как вдруг в комнату вошли старушка и молодая девушка невиданной красоты. «Не встречал я подобного лица. Оно не сверкало той разительной, неучтивой красотой, которая бросается в глаза и требует безусловного удивления. Оно просто нравилось с первого взгляда, но потом чем более в него вглядывались, тем миловиднее оно становилось. Черты были изумительно тонки и правильны, головка маленькая, цвет лица бледный, волосы чёрные, но глаза – глаза были такие, что и описать нельзя: чёрные, большие, с длинными ресницами, с густыми бровями. Одета она была просто, но щеголевато. В её наряде отпечатывались и достаток, и вкус. Гибкий стан. Чёрная, как смоль, коса распустилась роскошно до ног. Я молча ею любовался. В этой женщине все подробности были как-то аристократически прекрасны». Офицер был очарован молодою девушкой, застигнутой в дороге метелью-судьбой. Она не была похожа на светских девушек, ей был интересен офицер, как личность. Им было интересно друг с другом. Ночью все заснули, кроме офицера и молодой девушки, которые шёпотом разговаривали. Они не могли наговориться, они полюбили друг друга, осознавая, что скоро расстанутся навсегда.

Метель-судьба сводит двух влюблённых и разводит их навеки. Она как будто играет ими, показывая, что некоторые истории любви заканчиваются печально.

Одинаковые заглавия произведений в нашей литературе случай не новый. Этот способ указывает на преемственность содержания, сюжета, идеи – и в то же время внесение «своего» в их художественное воплощение. Писатель не берёт чужое, а заново рассказывает, создаёт его на свой лад. И тогда не только заглавие объединяет его с другими произведениями.

В анализируемых нами произведениях метель становится движущей силой сюжета. Она символ судьбы. Только пушкинская «Метель» соединила жизни Марьи Гавриловны и Бурмина, а соллогубовская – подарила радость встречи и рождение глубокой, но мимолётной любви.

Метель – предсказание

А. С. Пушкин, представивший метель, как «игру бесов» и судьбу, не останавливается на достигнутом и придумывает новый образ этой грозной стихии – предсказание. И с этими мыслями в 1836 году он пишет исторический роман «Капитанская дочка». Поэт изобразил в своём произведении события, происходившие сравнительно недавно.

Каждый, читающий данное произведение, чувствует в описанной «картине природы» символический смысл. Значение видимого кажется таким привычным и ясным, что само по себе не должно вызвать никаких сомнений, никаких вопросов: метель – грозное проявление стихий природы – станет выражением могучей стихии, народного мятежа, крестьянской войны за вольность.

Главный герой романа – Петруша Гринёв. Семнадцатилетний юноша, ехавший на службу в Оренбург. Для него длинная дорога была скучным делом, но именно эта дорога могла стоить ему жизни. На середине пути их застала метель: «в одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло, были мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро сталиЯ глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жилья или дороги, но ничего не мог различить кроме мутного кружения метели. Вдруг увидел я что-то чёрное». Незнакомый предмет оказался мужиком, ставшим на некоторое время для Петра вожатым. Взглянув на него, я увидел чёрную бороду и два сверкающих глаза. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч, в чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». Лишь потом Петру Гринёву станет известно, что его вожатым был сам Емельян Пугачев.

Метель же в данном произведении взяла на себя образ предсказания. Но предсказания выражаются не только в метели, но и во сне, который видит Гринёв, убаюканный непогодой. «Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосонья. Мне казалось, будто буран ещё свирепствовал, и мы ещё блуждали в пустыне. Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался за невольное возвращение под кровлю родительскую». Переход от первосонья к самому сну – всего лишь небольшая пауза, многоточие, как вздох, как короткое вздрагивание засыпающего человека. Вот только что всё было реально – буран, снежная пустыня, тройка, ямщик, вожатый, Савельич – и вдруг сразу после этого барская усадьба, хотя наш герой ещё помнил, куда и зачем он ехал. Но постепенно сон всё глубже и глубже, реальность всё дальше, и, наконец, – фантастическая пророческая картина: «Мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать им во все стороны. Я хотел бежать,но не мог; комната наполнилась мёртвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах. Страшный мужик весело кликал меня: «Не бойсь, подойди под моё благословение»». Предсказана дальнейшая судьба и ближайшие происшествия. Метель – народное восстание, бунт. Вожатый, хорошо ориентирующийся в ужасную непогоду в тех местах, - это и есть сам Емельян Пугачёв, устроивший и возглавивший восстание. Сон является пророческим, потому что Петруша во сне увидел, что «мужик с чёрною бородой, весело поглядывал на меня, заставляя подойти под его благословение». После этого комната наполнилась мёртвыми телами, кровавые лужи вокруг, ужас, недоумение. Позже Пугачёв будет заставлять Гринёва пойти под его благословение, но тот, в свою очередь, останется верен императрице Екатерине П. Мёртвые тела, кровавые лужи – это люди, не признавшие Пугачёва своим царём и погибшие от его руки.

Так стихия может предстать нам, читателям, в образе предсказания.

Двадцать лет спустя Л. Н. Толстой напишет рассказ «Метель». Поводом к созданию «Метели» послужило происшествие, случившееся с Толстым 24 января 1854 года, когда он возвращался с Кавказа в Ясную Поляну. Отметив в своём дневнике, что он был в дороге с 22 числа, Толстой продолжает: «24 января. В Белгордцевской, 100 вёрст от Черкесска, плутал целую ночь. И мне пришла мысль написать рассказ «Метель»». Рассказ был написан, как указывает автор, 11 февраля 1856 года. Связь «Метели» и «Капитанской дочки» очевидна. В обоих случаях предсказание выступает в образе метели. Герой «Метели», как и Пётр Гринёв, сбивается с дороги во время снежной бури. Следует продолжительно описание поисков санного пути, которые оказываются тщетными; путешественникам грозит опасность потеряться и погибнуть в метели. Замерзающий герой видит сон, в котором, на первый взгляд, необъяснимым и страшным образом сплетены предвидение и воспоминание, полубред – полуявь. Молодой дворянин – офицер видит во сне своё имение, летний зной и себя, засыпающего на скамье, у пруда. Сон во сне внезапно прерван криками баб, стиравших бельё в пруду: только что здесь, в омуте, утонул человек, чужой мужик, неизвестный. Героя в первый момент осеняет благородная мысль спасти утопающего, на глазах у всех, поразив своим поступком присутствующих. Он уже видит себя входящим в воду, а затем мужественно приближающимся к омуту – и в то же время не трогается с места, вспомнив, что он плохо плавает. Следующий момент, наступивший непосредственно после подсознательного решения героя не бросаться в воду, невероятно «растянут» Толстым в воспоминаниях героя. Время остановилось, и при этом безвозвратно уходят последние минуты, секунды, когда человека ещё можно спасти. Появляются мужики с неводом, и, наконец, на переднем плане возникает другой герой – дворовый мужик Фёдор Филиппыч, всегда расторопный и деловитый, предмет постоянного сознательного и бессознательного ревнивого любования молодого помещика, - любования, подчас смешанного с некоторой завистью. И вот застывший рассказчик видит, как Фёдор Филиппыч спокойно и естественно, как и ни в чём не бывало, раздевается на ходу, не теряя ни одной лишней секунды. Ещё момент – и он красиво, саженками плывёт к тому страшному месту; затем ныряет и показывает мужикам, куда кидать невод. Утопленника вылавливают, как рыбу, и вытаскивают на берег. Появившаяся на месте происшествия тётушка главного героя огорчена, но спешит тут же успокоить племянника и увести его прочь.

И дальше герою снится, что уже не там, а здесь, в степи, мужик, который незадолго до того, как герой заснул, вызвался было вывести путников на дорогу, что мужик этот и есть сам Фёдор Филиппыч. И сон, перестав быть воспоминанием, становится в чём-то предвидением, а в чём-то и прозрением. Прозрением недоосознанным, не воплощённым во что-то самое важное. Мужик – он же Фёдор Филиппыч – во сне спасает героя. Метель – беда, в которую попали герои.

Таким образом, мы видим, что судьбы героев разные, но некоторые приключения, происходившие с ними во многом похожи: метель и сон в их жизни являются пророческими.

Метель – символ одиночества

К середине 80-х годов, в творчестве великого русского писателя, А. П. Чехова намечается некоторый перелом. Весёлый и жизнерадостный смех уступает дорогу серьёзным драматическим интонациям. В мире пошлости и казёнщины появляются проблески живой души, проснувшейся, посмотревшей вокруг и ужаснувшейся своего одиночества. Одиночество человека происходит под влиянием резкого жизненного толчка – смерти близких, горя, несчастья, неожиданного драматического испытания. В это время Чехов написал два небольших рассказа, показывающих одинокое состояние героев через образ метели. Это «Горе» и «Тоска».

В рассказе «Горе» пьяница–токарь везёт в больницу смертельно больную жену. Горе застало его «врасплох, нежданно-негаданно, теперь он никак не может очнуться прийти в себя, сообразить». Его душа в смятении, а вокруг разыгрывается метель: «кружатся цельные облака снежинок, так что и не разберёшь, идёт ли снег с неба. Или с земли».

Всю свою жизнь он думал только о себе, он бил свою жену, не волнуясь о том, что будет в будущем. Раскаяние заставляет токаря мучительно искать выход из создавшегося положения, успокоить старуху, повиниться перед нею за беспутную жизнь: «Да нешто я бил тебя по злобе? Бил так, зря. Я тебя жалею». Но поздно: на лице у старухи больше не тает снег. «И токарь плачет. Он думает: «как на этом свете всё быстро делается! Не успел он пожить со старухой, пожалеть её, как она уже умерла».

Он остаётся совсем один, метель создаёт образ белого непонятного мира вокруг него, в котором есть только один токарь. «Жить бы сызнова » - думает он. Но не прошла одна беда, как навалилась другая. Он сбивается с пути, замерзает и в конечном счёте лишается ног и рук. Трагичен последний порыв токаря, догнать, вернуть, исправить нелепо прожитую жизнь.

Рассказ «Тоска» начинается эпиграфом: «Кому повем печаль мою?» По нему можно догадаться, что главной темой произведения будет одиночество. Зимние сумерки. «Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким лёгким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки». Каждый предмет, каждое живое существо окутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом. Везде всё тихо, спокойно, одиноко. И когда извозчика, Иону Потапова, выводит из оцепенения крик подоспевших седоков, он видит мир «сквозь ресницы, облеплённые снегом».

У Ионы умер сын, неделя прошла с тех пор, а поговорить ему не с кем. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли среди этих людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, её не видно ».

Едва лишь проснулась в Ионе тоска, едва пробудился страдающий человек, как ему не с кем стало поговорить. Иона никому не нужен. Все привыкли видеть в нём лишь извозчика и общаться с ним только как седоки. Пробить этот лёд, растопить холодную, непроницаемую пелену Ионе никак не удаётся. Ему теперь нужны не седоки, а хотя бы один человек, способный откликнуться на его неизбывную боль теплом и участием. Но седоки не желают и не могут стать людьми: «А у меня на этой неделе тово сын помер!» - «Все помрём Ну, погоняй. Погоняй!».

И поздно вечером Иона идёт проведать лошадь. Неожиданно для себя он изливает ей всю накопившуюся тоску: «Таперя. Скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать И вдруг, скажем, этот самый жеребёночек приказал долго жить Ведь жалко? Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина Иона увлекается и рассказывает ей всё».

Мера человечности в мире, где стали редкими сердечные отношения между людьми, оказывается мерою духовного одиночества. Таким образом, мы убедились, что метель может предстать нам в образе одиночества. Белый кружащийся снег, как бы окутывает наших героев и, тем самым, изолирует от внешнего мира.

Заключение

Исходя из этой работы, мы можем сделать вывод: поэты и писатели XIX века широко использовали в своих произведениях образ метели. Это и «игра бесов», в которой метель предстаёт нам в роли разбушевавшейся стихии с проказами нечистой силы. И судьба, благодаря которой одни герои соединились друг с другом, а другие – обрели радостную встречу и чувство мимолётной любви. И предсказание, с помощью которого герои узнают свою судьбу. И одиночество, герои которого так несчастны.

Мы увидели, что этот образ передаёт мироощущения писателей, помогает им показать характеры героев, а также является фантастическим образом, подчёркивающим загадочность русской души. А разгадать её пытаются писатели до сих пор.

«Метель» - произведение А.С. Пушкина, написанное в 1830 году. Многие работы великого классика наполнены особым смыслом, автор рассуждает о непостижимой игре Создателя. «Метель» не стала исключением. Работа полна философии и романтичных раздумий автора.

Идейность

Литературное направление повести - яркий юношеский сентиментализм. Центральная тема - взаимоотношения человека и Рока, как по воле судьбы меняются люди, их представление о жизни и стремления к идеалу.

Великого классика всегда интересовала роль случая, манила своими интригами и непредсказуемостью капризная судьба. Пушкин верил в Рок, предчувствуя, что и сам когда-то попадется в ловушку фатальных обстоятельств.

В повести «Метель» Александр Сергеевич специально рассматривает жизнь самых обычных людей. Они не отличаются особо блистательным умом, восхитительной внешностью, не склонны к геройским поступкам. У них нет гениальных задатков, особых талантов, невероятной силы духа.

История создания произведения

«Метель», написанная Пушкиным в 1830 году, стала заключительной работой цикла. Работал автор в Болдинском имении. Данный период его творчества часто называют «Болдинской осенью». Это один из самых активных периодов в жизни классика.

Исследователи полагают, что работа началась в 1829 году. Пушкин долго вынашивал идею, и приступил к реализации своих фантазий только в Болдино. Произведение было издано в 1831 году. Публикация была обнародована не под именем Пушкина. Причины до сих пор не ясны. Вероятнее всего русский классик опасался излишне агрессивной критики. Первая экранизация гениального творения Пушкина приходится на 1964 год.

Анализ произведения

Сюжетная линия

История начинается в далеком 1811 году. Дочь солидного помещика Марья Гавриловна страдает от пылких чувств к прапорщику Владимиру Николаевичу. Молодой мужчина не богат, поэтому родители юной девушки категорически против столь невыгодного союза.

Однако, движимые любовью, Мария и Владимир тайно видятся. После нескольких свиданий девушка соглашается на рисковую авантюру: обвенчаться и скрыться ото всех. В ночь, когда был запланирован побег, начинается сильная метель.

Мария первой покидает дом, направляясь в церквушку неподалеку. Следом за ней в назначенное место должен приехать и ее возлюбленный. Однако, из-за сильной пурги мужчина теряет ориентир, полностью сбиваясь с пути.

Марья ждет жениха в церквушке. В это время сюда заходит гусар Бурмин. Он решается подшутить над девушкой и выдает себя за ее избранника. Священник проводит обряд и только потом Мария с ужасом понимает, что обручилась совершенно с незнакомым человеком. Девушка немедленно возвращается домой, а Владимир, добравшись к церкви только поутру, узнает о том, что Марья стала женой другого.

Мария сильно переживает, находясь при смерти. Родителям удается отыскать Владимира. Они готовы дать согласие на брак, но Владимир отказывается. Он уезжает на войну, где и погибает.

После смерти отца Мария вместе с матерью переезжает в другое поместье. Там девушка знакомится с мужчиной. Он очень нравится ей. Это тот самый Бурмин.

Молодой человек признается девушке, что женат, рассказывая историю про венчание в метель. Девушка с удивлением рассказывает ему свою историю. Узнав всю правду, молодой гусар падает к ногам своей избранницы.

Герои повести

Марья - главный женский образ в повести «Метель». Семнадцатилетняя дворянка бледная и стройная, богатая и избалованная родителями. Девушка способна на сильные любовные переживания. Ей не чужд дух авантюризма и некая смелость. Мечтательная и сентиментальная дама готова пойти наперекор родителям и тайно обвенчаться с любимым человеком. Чувствительная и ранимая барышня, живущая счастливыми представлениями о взаимной любви, тяжело переживает расставание с Владимиром.

Бурмин - венный гусар, который по ошибке становится мужем Марьи. Он умный, но беспечный. Довольно насмешлив и импульсивный. Движимый пустым легкомыслием, он понимал, что сделает непростительный проступок, но все же выдает себя за жениха на тайном венчании.

Владимир - молодой прапорщик из бедного сословия. Он романтичный, преисполненный порывов, не всегда благоразумный и рассудительный. Ошибочное венчание Марьи он воспринимает, как самое тяжкое предательство. Считая, что девушка поступает так умышлено, покидает ее навсегда.

Композиция повести

Основа сюжета - курьезная женитьба. Для мужчины, это попытка повеселиться, для девушки - крах всех ее любовных надежд. Сюжет условно разделен на две линии:

  • Марья и Владимир;
  • Марья и Бурмин.

Пролог и эпилог отсутствуют, а сама повесть начинается малой экспозицией, где описываются будни поместья. Промежуточная кульминация - момент, когда Мария узнает о роковой ошибке в церквушке. В этот момент одна сюжетная линия плавно переходит в другую. Основная кульминация: по истечению многих лет Марья узнает в новом кавалере своего «старого» мужа.

Ключевой символ, который ми предопределяет ход событий - метель. Бушующая стихия изменила планы молодой пары обручиться ночью. С другой стороны непогода символизирует юность, полную страсти, безмятежности, лишенную рассудка и упорядоченности.

Повесть «Метель» - гениальное творение Пушкина. Работа отличается строгой завершенностью, соразмерностью, фактически математическими расчетами всех элементов композиции. Автор чисто на интуитивном уровне мог отыскать ту идеальную форму, посредством которой искусно выражал свой замысел.

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

Н.МЕЛЬНИКОВА,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

В повести А.С. Пушкина «Метель» главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа «Метель». Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюблённые решают бежать. Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь - плохая погода, метель.

Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель - сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как “метёт”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.

В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» Бурмина мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведёт героя навстречу своей судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей - Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего - Владимира.

А.ГУДИМОВ,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

П овесть «Метель» входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» великого русского писателя А.С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трёх главных героев: Маши, Владимира и Бурмина. Неслучайно повесть так и называется - «Метель».

Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы. Мы видим это во многих его произведениях, например, «Песнь о вещем Олеге», повесть «Выстрел» и, конечно же, в повести «Метель». А.С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.

Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него. Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был её возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд. Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил. Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.

Кроме того, у метели в этом произведении есть ещё и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая её в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала. Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях). Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония. Здесь также создаётся книжная обстановка: влюблённые встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причём эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны. Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но всё пока идёт по-книжному. Даже то, что им не удаётся выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает всё книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной. И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.

Итак, метель в произведении А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.

Г. Свиридов «Метель»

Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.

Историю «Метели» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Известнейший артист и режиссер В. Басов предложил композитору Свиридову сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», в основу которой легла повесть гениального Пушкина.

Стоит отдельно заметить, что это произведение было написано поэтом в особый период его творчества – «Болдинскую осень». По сути, это небольшая ироничная история про молодую девушку, решившую сбежать из дома. Цель побега была очень веской – она хотела обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден и из-за этого родители девушки его не принимали. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Еще бы, ведь девушка случайно выходит замуж совсем за другого и в итоге оказывается еще более счастливой!


Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.

Неудивительно, что он с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму «Метель». Написана она была в 1964 году и очень полюбилась публике. Эту музыку очень часто можно было услышать на радио и телевидении.

Именно поэтому спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».



Интересные факты

  • Идею переработать партитуру музыки для фильма в отдельное самостоятельное произведение подсказала композитору его супруга.
  • Свою повесть гениальный поэт А.С. Пушкин сочинил всего за один день.
  • Несмотря на то, что название произведению композитор дал несколько иное, оно более известно слушателям, как сюита «Метель». В этом нет ошибки, ведь именно к этому жанру принадлежит сочинение, с характерными контрастами между соседними частями.
  • Существует мнение, что крайние части сюиты не случайно построены на одинаковом материале и напоминают обложку книги.
  • На эту музыку в свое время был поставлен балет.
  • По поводу разделения на части в сюите и, собственно, их содержания ведутся споры среди музыковедов. Некоторые утверждают, что их всего семь, другие же насчитывают девять разделов. Определяют их они тоже по-разному.
  • После того, как эту сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева, к Свиридову пришла мировая популярность и признание публики.


  • Принято считать, что последовательность номеров не следует точно за сюжетом повести, а подчиняется скорее музыкальной логики.
  • Еще в годы студенчества Свиридова дразнили прозвищем «гениальный композитор», потому что в комнате, где проживало 20 человек, лишь он занимался композицией.
  • Он был популярнейшим композитором не только у себя в стране, но и за рубежом, однако все это время у Свиридова не было своего инструмента. Рояль, на котором он сочинял свои шедевры, был арендован у Союза композиторов.
  • Свои первые произведения Свиридов написал также на стихи Пушкина в 1935 году.
  • Композитор написал музыку к 13 кинофильмам.

Содержание


В сюиту входит девять номеров, которые по сути являются яркими иллюстрациями к повести Пушкина. Открывается цикл пьесой под названием «Тройка» . Начинается она весьма активно, мощными, тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Звукоизобразительность в этой пьесе просто потрясающая. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на дугах, а их копыта вспахивают снежные сугробы. Ритмичные удары бубна , тремоло литавр , мелкая барабанная дробь, а также широкая песня гобоя, все это создает непередаваемую атмосферу.

«Тройка» (слушать)

Второй номер сюиты – это «Вальс» . Он начинается призывными аккордами, которые открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом великолепном танце. Причем он не пышный, дворцовым его тоже нельзя назвать. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в провинциальном городке или небольшой усадьбе.

«Вальс» (слушать)

Третий номер – это «Весна и осень» . Это небольшие миниатюры, которые передают красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты , которую сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он уже заметно приглушен, а аккомпанирует ему духовая группа. Завершается пьеса на еле слышном пианиссимо. Возможно, также сменяются чувства главный героев, не спеша, со временем. Так, весеннее яркое чувство к Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.


Четвертый номер – «Романс» . В роли солиста выступает скрипка , исполняющая главную партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно же о любви. Затем к ней присоединяется альт и они продолжают исполнять романс уже дуэтом. Все это звучит под традиционный для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно – это сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю...я вас люблю страстно...» слышатся слова в прекрасной мелодии. Именно в этой пьесе происходит самый важный и главный разговор героев и настоящий накал эмоций.

Пятый номер – это «Пастораль» . Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в исполнении гобоя и покачивающееся шестидольное движение. Это словно небольшая передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.

«Военный марш» . Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его встречали всегда соответственно.

«Военный марш» (слушать)

С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное, трепетное, умиротворенное звучание струнных. Создается атмосфера таинственности и нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями. Мысленно слушатели переносятся в небольшую церковь, где становятся свидетелями обряда венчания двух молодых людей. Завершается пьеса мощными аккордами в исполнении оркестра – это словно удары судьбы, когда невеста Марья Гавриловна восклицает: «Ай, не он! Не он!» и падает без создания.

Восьмой номер – «Отзвуки вальса» , уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви, которое все еще живет в сердце.


Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога» . Она снова передает тот образ стремительно мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев закончена, причем очень удачно для них.

«Зимнюю дорогу» (слушать)