Аннотированный список литературных источников. Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства 'арт-родник' Под каким именем надо сохранять аннотированный список
Прил., кол во синонимов: 1 снабженный аннотацией (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
аннотированный - аннот ированный; кратк. форма ан, ана … Русский орфографический словарь
аннотированный - прич.; кр.ф. анноти/рован, анноти/рована, вано, ваны … Орфографический словарь русского языка
Ая, ое. Снабжённый аннотацией, аннотациями. А ая статья. А. журнал … Энциклопедический словарь
аннотированный - ая, ое. Снабжённый аннотацией, аннотациями. А ая статья. Анноти/рованный журнал … Словарь многих выражений
аннотированный - аннот/ир/ова/нн/ый … Морфемно-орфографический словарь
Библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску литературе и сбора заказов на нее. [ГОСТ 7.60 2003]… … Справочник технического переводчика
аннотированный тематический план выпуска изданий - аннотированный тематический план выпуска изданий: Библиографическое издание, содержащее аннотированный перечень запланированных на год изданий издательства или группы издательств и предназначенное для информирования о намечаемой к выпуску… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Аннотированный вспомогательный указатель - вспом. указатель, рубрики и подрубрики которого включают осн. справ. данные об объекте поиска (год рождения или даты жизни лица, род его деятельности; определение предмета; вид и принадлежность географического объекта и т. д.). Напр.: Фрагмент… … Издательский словарь-справочник
аннотированный тематический план выпуска изданий - Rus: аннотированный тематический план выпуска изданий Deu: annotierter Themenplandes Verlages Eng: annotated subject publisher s schedule Fra: plan thematique annoté de la maison d édition Библиографическое издание, содержащее аннотированный… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Книги
- Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. В 2 томах. Том 2. Водоемы и водотоки юга Восточной Сибири и Северной Монголии. Книга 1 , Тимошкин О.А.. Настоящее издание представляет собой первую книгу заключительного тома монографии`Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна`из серии`Справочники и определители по…
- Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Том 2. Водоемы и водотоки юга Восточной Сибири и Северной Монголии. Книга 1 , Тимошкин О.А.. Настоящее издание представляет собой первую книгу заключительного тома монографии "Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна" из серии" Справочники и определители…
В список включены книги и статьи, на которые мы советуем обратить внимание. Предлагаемые краткие аннотации помогут ориентироваться в многообразии криптографической литературы. При составлении списка мы не ставили задачу рецензирования включаемой в него литературы.
Введение в криптографию. Под общей редакцией В. В. Ященко. Издание 4-е, дополненное. МЦНМО, М., 2012.
Книга предназначена для первоначального знакомства с математической криптографией. Она не является монографией, но и не относится к категории научно-популярных изданий. Книга состоит из следующих глав: основные понятия криптографии; криптография и теория сложности; криптографические протоколы; алгоритмические проблемы теории чисел; математика разделения секрета; компьютер и криптография; олимпиады по криптографии для школьников. В качестве приложений приводятся: русский перевод основополагающей статьи К. Шеннона “Communication theory of secrecy systems”; аннотированный список рекомендованной литературы; толковый словарь криптографических терминов.
Для чтения глав 2-5 необходима математическая подготовка в объеме программ младших курсов математических факультетов университетов (включая, в частности, основы теории алгоритмов и теории вероятностей). Авторы стремились излагать материал на достаточном уровне математической строгости с использованием научно обоснованной терминологии. Насколько нам известно, данная книга является единственной в своем жанре не только в отечественной, но и в мировой литературе.
О. А. Логачёв, А. А. Сальников, С. В. Смышляев, В. В. Ященко. Булевы функции в теории кодирования и криптологии. Издание второе, дополненное. МЦНМО, М., 2012.
В книге систематически излагается теория булевых функций с точки зрения ее приложений в криптографии и теории кодирования. Книга состоит из следующих глав: арифметика конечных полей и полиномов; булевы функции; классификации булевых функций; линейные коды над полем $\mathbb F_2$; коды Рида — Маллера; нелинейность; корреляционная иммунность и устойчивость; коды, булевы отображения и криптографические свойства; алгебраическая иммунность; совершенная уравновешенность; элементы криптографического анализа. Отметим, что первая глава содержит используемые в книге сведения из алгебры, что делает книгу доступной студентам-математикам младших курсов.
О. Н. Василенко. Теоретико-числовые алгоритмы в криптографии. МЦНМО, М., 2003 (1-е изд.), 2006 (2-е изд.).
Книга посвящена алгоритмической теории чисел. Она содержит описания большого числа теоретико-числовых алгоритмов вместе с обоснованием их корректности и оценками трудоемкости этих алгоритмов. Второе издание книги состоит из следующих глав: тестирование чисел на простоту и построение больших простых чисел; факторизация целых чисел с экспоненциальной сложностью; факторизация целых чисел с субэкспоненциальной сложностью; применение эллиптических кривых для проверки простоты и факторизации целых чисел; алгоритмы дискретного логарифмирования; факторизация многочленов над конечными полями; приведенные базисы решеток и их приложения; факторизация многочленов над полем рациональных чисел с полиномиальной сложностью; дискретное преобразование Фурье и его приложения; целочисленная арифметика многократной точности; решение систем линейных уравнений над конечными полями.
Б. Шнайер. Прикладная криптография. Протоколы, алгоритмы, исходные тексты на языке Си. Издательство ТРИУМФ, М., 2002.
Книга адресована программистам и инженерам. Она содержит подробный справочник по криптографическим протоколам (часть 1), методам криптографии (часть 2) и криптографическим алгоритмам (часть 3). Далее, в части 4 рассматриваются вопросы практической реализации криптографических протоколов и алгоритмов, а также политические вопросы. Кроме того, как указано в заголовке, приводятся исходные тексты (на языке C) некоторых используемых на практике криптографических алгоритмов (часть 5). Изложение ведется на неформальном уровне. Представляет ценность большой список литературы, содержащий 1653 названия.
Х. К. А. ван Тилборг. Основы криптологии. Профессиональное руководство и интерактивный учебник. Мир, М., 2006.
Как и книга Шнайера «Прикладная криптография», эта книга адресована программистам и инженерам, но написана как учебное пособие и поэтому содержит большое число примеров и упражнений. Основные темы книги: классические криптосистемы, последовательности, порождаемые регистрами сдвига, блоковые шифры, теория Шеннона, техника сжатия данных, криптография с открытым ключом, схемы, основанные на различных теоретико-числовых и теоретико-кодовых задачах, теоретико-числовые алгоритмы, хэш-функции, аутентификация сообщений, протоколы с нулевым разглашением, схемы разделения секрета. В приложениях приводятся основные сведения из теории чисел и алгебры, а также краткие биографии ряда знаменитых математиков.
Особенностью рассматриваемой книги является систематическое использование в примерах псевдокода системы Mathematica. К книге прилагается CD-ROM с ее электронной версией. Последнюю можно использовать в качестве интерактивного учебника, позволяющего выполнить в системе Mathematica примеры книги с различными параметрами.
Н. Коблиц. Курс теории чисел и криптографии. Научное издательство ТВП, М., 2001.
Книга предназначена для первоначального знакомства с криптосистемами, основанными на теоретико-числовых задачах, и с теоретико-числовыми алгоритмами. Изложены также основы элементарной теории чисел (для студентов младших курсов). Книга состоит из следующих глав: некоторые вопросы элементарной теории чисел; конечные поля и квадратичные вычеты; криптография; открытый ключ; простота и факторизация; эллиптические кривые.
Т. В. Кузьминов. Криптографические методы защиты информации. Наука, Сибирское предприятие РАН, Новосибирск, 1998.
Рассмотрены следующие основные темы: основные понятия математической криптографии (односторонняя функция, псевдослучайный генератор, шифрование, электронная подпись), конкретные криптосистемы (как с секретным, так и с открытым ключом), некоторые виды криптографических протоколов (в том числе групповых), доказательства с нулевым разглашением. Изложение ведется не очень формально, но математически грамотно. Кроме того, автор использует свою собственную терминологию, отличную от той, которую предлагает толковый словарь на данном сайте. Например, доказательства с нулевым разглашением называются доказательствами с нулевым раскрытием.
Н. П. Варновский. Математическая криптография. Несколько этюдов. Московский университет и развитие криптографии в России. Материалы конференции в МГУ 17–18 октября 2002 г., МЦНМО, М., 2003, с. 98–121.
Статья рассказывает о следующих малоизвестных темах математической криптографии: методы генерации входных данных с известным решением для вычислительно трудных задач, инкрементальная криптография, односторонность конечных функций, неподатливая криптография, вычислительная сложность в среднем. Изложение носит обзорный характер.
Н. П. Варновский, Е. А. Голубев, О. А. Логачёв. Современные направления стеганографии. Математика и безопасность информационных технологий. Материалы конференции в МГУ 28–29 октября 2004 г., МЦНМО, М., 2005, с. 32–64.
Обзорная статья, посвященная математическим исследованиям в стеганографии. Следует отметить, что математическая стеганография, в отличие от математической криптографии, все еще находится на стадии становления.
Электронный вариант статьи можно найти .
Н. П. Варновский, В. А. Захаров, Н. Н. Кузюрин. Математические проблемы обфускации. Математика и безопасность информационных технологий. Материалы конференции в МГУ 28–29 октября 2004 г., МЦНМО, М., 2005, с. 65–90.
Обзорная статья, посвященная математической теории обфускации. Говоря неформально, под обфускацией здесь понимается преобразование программы в другую программу, которая вычисляет ту же функцию, что и исходная (возможно, с незначительным увеличением потребляемых ресурсов), но в некотором смысле является трудной для понимания.
Электронный вариант статьи можно найти .
О. В. Вербiцький. Вступ до криптологii. Видавництво науково-технiчноi лiтератури, Львiв, 1998 (на укр. яз.).
Книга написана на основе курса лекций, который автор читал на механико-математическом факультете Львовского национального университета им. И. Франко. В ней на достаточно высоком математическом уровне изложены некоторые разделы математической криптографии. Мы рекомендуем эту книгу украиноязычным читателям для изучения основ математической криптографии.
Н. П. Варновский. Курс лекций по математической криптографии. Доступна электронная материалов курса.
Конспект, примерно соответствующий курсу лекций, которые автор читает студентам, обучающимся на четвертом курсе кафедры математической кибернетики факультета ВМиК МГУ по специальности информационная безопасность, и четвертого курса факультета управления и прикладной математики МФТИ. Изложение ведется на математическом уровне строгости. От читателя не требуется владения теорией сложности вычислений; необходимые понятия и факты этой теории приводятся в самом курсе. Рассматриваются следующие темы: основные понятия теории сложности вычислений, сильные и слабые односторонние функции, трудные предикаты функций, псевдослучайные генераторы, схемы привязки к битам, генераторы псевдослучайных функций и псевдослучайных перестановок, схемы электронной подписи, универсальные семейства односторонних хэш-функций, доказательства с нулевым разглашением, криптосистемы с открытым ключом, системы электронных платежей. Следует заметить, что на момент написания аннотации конспект является рабочим материалом, периодически подвергаемым правке.
Э. А. Гирш. Курс лекций «Сложностная криптография». Доступно в электронной форме по адресу http://logic.pdmi.ras.ru/%7Einfclub/?q=courses/cryptography
Презентации и видеозаписи курса лекций, прочитанных автором в PDMI Computer Science Club (клубе по математической кибернетике ПОМИ РАН) весной 2008 г. По указанному электронному адресу имеется также ссылка на конспекты лекций по той же теме, которые автор читал ранее на матмехе СПбГУ. Терминология автора несколько отличается от терминологии курса Н. П. Варновского; так, например, в данном курсе для стойкости криптосистем ошибочно используется термин «надежность». По тематике данный курс близок к курсу Н. П. Варновского, но все же отличается от него. Следует также отметить, что курс лекций Э. А. Гирша содержит много упражнений.
Ю. Лифшиц. Курс лекций «Современные задачи криптографии». Доступно в электронной форме по адресу http://yury.name/cryptography/ ; приводимая аннотация относится к версии, находящейся по этому адресу в январе 2010 г.
Презентации и конспекты курса лекций, прочитанных автором на на матмехе СПбГУ осенью 2005 г. Особенностью данного курса является рассмотрение тем, редко встречающихся в материалах по математической криптографии на русском языке. К таким темам относятся византийское соглашение, покер по телефону, электронные выборы, электронные деньги, забывчивая передача данных (oblivious transfer, в другой терминологии — неведомая передача), проверяемое разделение секрета, многосторонние секретные вычисления (multi-party secure computation, в другой терминологии — конфиденциальные вычисления). Кроме того, рассматриваются протоколы разделения секрета, привязки к биту, подбрасывания монеты, доказательства с нулевым разглашением, а также псевдослучайные генераторы и псевдослучайные функции.
O. Goldreich. Foundations of cryptography. Volume 1 (Basic tools). Volume 2 (Basic applications). Cambridge University Press, Cambridge, United Kingdom, 2001 (v. 1), 2004 (v. 2).
Обстоятельная монография по математической криптографии. Основные темы: вычислительная сложность, псевдослучайные генераторы, доказательства с нулевым разглашением, шифрование, электронные подписи, аутентификация сообщений, общая теория криптографических протоколов. Особое внимание уделено различным разновидностям доказательств с нулевым разглашением. Во многих отношениях рассматриваемая книга является № 1 в мировой литературе по математической криптографии. Именно эту книгу мы рекомендуем читателю-математику для систематического изучения математической криптографии. Отметим, что на личной WWW-странице автора (http://www.wisdom.weizmann.ac.il/%7Eoded/) доступны предварительные версии фрагментов рассматриваемой книги.
M. Luby. Pseudorandomness and cryptographic applications. Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1996.
Книга написана на основе курса лекций для аспирантов, прочитанного автором в Калифорнийском университете (Беркли) в осеннем семестре 1990 г. Рассмотрены следующие темы: односторонние функции, псевдослучайные генераторы, шифрование, статистическая и вычислительная неотличимость, энтропия, генераторы псевдослучайных функций и перестановок, функции с секретом, универсальные семейства односторонних хэш-функций, электронные подписи, интерактивные доказательства (в том числе с нулевым разглашением), привязка к биту. Эта книга меньше книги Гольдрайха по объему и отличается от последней тематикой. Изложение строится вокруг псевдослучайности (что отражено в названии книги), а интерактивным доказательствам посвящена только одна лекция. Многие результаты изложены «из первых рук»: автор книги принимал участие в их доказательстве. Насколько нам известно, книга Луби — единственная, где приводится конструкция псевдослучайного генератора на основе произвольной односторонней функции (в неоднородной модели вычислений) с полным обоснованием.
S. Goldwasser, M. Bellare. Lecture notes on cryptography. Доступно в электронной форме на личной WWW-странице Беллара (http://cseweb.ucsd.edu/users/mihir/papers/gb.pdf); приводимая аннотация относится к версии, датированной июлем 2008 г.
Основные темы: односторонние функции, функции с секретом, псевдослучайные генераторы, блоковые шифры, псевдослучайные функции, шифрование (как с секретным, так и с открытым ключом), хэш-функции, аутентификация сообщений, электронные подписи, распределение ключей, криптографические протоколы. Основное внимание уделяется математическим проблемам, возникающим при изучении практических криптографических конструкций. В этом состоит главное отличие данного материала от книг Гольдрайха и Луби. Кроме того, изложение ведется гораздо менее формально, чем в указанных книгах. В приложениях кратко изложены основные определения и факты теории сложности вычислений и теории чисел (включая теоретико-числовые алгоритмы). Это делает материал более доступным для студентов.
– Международный день сказки)
Истоки русской сказки
1. Мифы древней Волги. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. – Саратов: Надежда. – 1996. – 688 с., ил. Скифы, сарматы, половцы, хазары, булгары и другие загадочные народы, некогда обитавшие на волжских берегах и народы, ныне живущие на Волге-русские, татары, марийцы, чуваши, мордва, немцы, малороссы, калмыки, казаки, -представлены в этой книге своими сказаниями и легендами. Этнографические материалы и исторические документы, предваряющие фольклорные разделы сборника, делают книгу своеобразной энциклопедией нравов, жизни, культуры и быта поволжских народов. Иллюстрации мастеров изящных искусств XIX века позволяют увидеть Волгу в первозданном виде.
2. Корепова лубочная сказка / . – Москва: Форум, 2012. – 464 с. : ил. Книга посвящена русской лубочной сказке. Впервые исследуется жанровая природа лубочной сказки, история жанра, влияние лубочных изданий на устную сказочную традицию, некоторые проблемы текстологии.
3. Поэзия детства: русское народное творчество для детей / сост., вступ. ст. и примеч. ; отв. ред. . – Санкт-Петербург: Алетея, 2004. – 576 с. В сборник включены произведения русского народного творчества о детях и для детей. Состоит из разделов – «Песни и прибаутки», «Сказки», «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Игры» и др.
4. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство: Отрочество / сост., подгот. текстов, вступ. статья и коммент. В. Аникина; подбор ил. В. Жигулевой; фото А. Рязанцев. – Москва: Художественная литература, 1994. – 525 с.: ил. – (Мудрость народная). Второй выпуск включает в себя детские сказки и загадки. Это свод народной мудрости, с которой знакомился подрастающий ребенок. Из сказок крестьянские дети усваивали основы житейской морали. Сказки давали богатую пищу для беспредельной игры воображения. Загадки приучали мыслить поэтическими образами-сравнениями и метафорами.
5. От прибаутки до былины: (русский фольклор) / сост. и примеч. В. Аникина. – Москва: Художественная литература, 199с. В книгу вошли наиболее известные и популярные образцы русского устного творчества, публиковавшиеся в разное время в сборниках известных ученых-фольклористов XIX - XX вв.
6. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – Москва: Дрофа: Вече, 2002. – 320 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы). В книгу включены песни, игры, загадки, пословииы, поговорки и сказки народов России.
7. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / вступит. статьи, сост. и коммент. , Д. С, Лихачева и; ил. . – Москва: Детская литература, 1979. – 640 с., л. ил. – (Б-ка мировой литературы для детей, т. 1). В книге представлены признанные образцы русского эпоса, русские народные сказки и древнерусские повести в переводе с древнерусского языка и пересказе.
8. Победитель змея. Из севернорусских сказок / 15 сказок в записи; вступит. ст. . – Москва, 2008. – 160 с. Предлагаемое издание представляет собой публикацию с комментариями редких сказочных текстов на один сюжет-«Победитель змея» - из архива фольклорной секции ИАЭ АН, собранных известным фольклористом во время экспедиции1926, 1927 и 1928 гг. в Заонежье и по рекам Пинеге и Мезени. Книга сопровождается комментариями и вступительной статьей, посвященной происхождению и распространению этого сюжета в европейском фольклоре.
9. Славянская мифология: справочник / Авт.-сост. , - Москва: Мегатрон, 1999. – 259 с. В книге широко и в системе отражены представления славян языческих племен. Статьи сборника описывают образы и символы славянской мифологии, персонажей славянских сказок, знакомят с народными обычаями, обрядами и праздниками, культом богов.
10. , Медведев славянской мифологии. – Нижний Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1995. – 368 с. Широко представлено понятие о восточнославянской мифологии со времен палеолита до нынешних дней.
11. Персонажи славянской мифологии / сост.: , ; худож. . – К.: Корсар, 1993г. – 224 с.: ил. В книге даются оригинальные характеристики и рисунки персонажей мифологии древних славян.
12. Русская волшебная сказка: антология / сост., вступ. ст., коммент. . – Москва: Высшая школа, 1992. – 525 с. – (Б-ка студента-словесника). Здесь представлены основные сюжеты русской волшебной сказки в версиях и вариантах. Вступительная статья и комментарий помогут узнать о судьбах русской сказки, глубоко понять ее жанровую специфику, соотношение национального и интернационального в этом жанре. В издании приводятся исследования фольклористов по проблемам теории и истории волшебной сказки.
13. Предания земли русской / худож. В. Нечитайло. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 608 с. В сборник вошли произведения русского народа: исторические песни, предания, легенды, былички и былины, записанные в разное время и рассказанные разными людьми. Истории о славных русских богатырях, разбойниках, леших, водяных и русских русалках будут интересны как самым маленьким читателям, так и их старшим друзьям.
14. Ом Хтони. Родные сказы / Х. Ом. – Кострома: Костромаиздат, 2007. – 700 с. Серия книг «Родные сказы» - особая часть большого проекта «Живучесть основ культуры». Это одна из первых попыток заинтересовать детей освоением основ культуры. Детская часть этой серии содержит первую книгу «Детям» и презентацию новой части монографии «Живучесть основ культуры. Сокровища и тайны языка», а также презентации «Взрослым детям», «Старым детям», «Разнообразие» и приложения.
В «Сказах» создан оригинальный мир детской планеты. Языком сказок, песен, частушек, загадок, игр, бесед о сути жизни, а также с помощью микросонетов, басен, крылатых фраз, вечных образов герои книги зовут в чудесное, парадоксальное, в то, без чего нет счастья. В приложениях дана впервые публикуемая систематизация результатов почти тридцатилетних исследований по живучести основ культуры.
15. Северные сказки в собрании Н Е. Ончукова / сост., подг. текстов, вступ. ст., комментарии, указатель и словарь. – Санкт-Петербург: Мир, 2008. – 750 с. В настоящем издании тексты сказок, впервые выверенные по доступным материалам архивов РАН и РГО, представлены записями разных по своим целям, задачам, научной подготовке и опыту собирателей (, Д. Георгиевского). При комментировании текстов сказок учитывалась степень распространения сюжетов у восточных славян, произведено сопоставление каждого сюжета с другими северными вариантами для определения специфики или традиционности публикуемого варианта, даны необходимые сведения об истории сюжета, его первых публикациях и литературных обработках
Русскую сказку в первую очередь должны
изучать русские – это наш долг.
В. Пропп. Русская сказка. – Москва,2000.
16. Рождественские сказки: сказки, легенды, истории / предисл. Н. Голя; пер. Л. Брауде, А. Ганзен, Т. Озерской и др. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2009. – 368 с. : ил. В сборник включены народные и литературные сказки и истории разных стран мира о холодной зиме, веселом Рождестве и немного таинственном новогоднем празднике. Зимние праздники любят везде, но справляют их по-разному. Можно сравнить русские и зарубежные традиции.
сказок на ночь / сост. ; художники, . – Ярославль: Академия развития, 1997. – 368 с., ил. – (Мои первые книжки). Сказка, как любой вид устного народного творчества, проходит многовековой путь и вбирает в себя наиболее существенные черты быта, психологии и мировоззрения народа. Отшлифованная годами сказка становится отражением многих сторон жизни и может о многом рассказать.
Сказки учат не платить злом за добро, уважать человека, оказывать помощь в трудную минуту.
18. Народные русские сказки: в 5 т. Т. 1-3 / предисл. А. Афанасьева. – Москва: ТЕРРА, 19с. Блестящий историк, правовед, этнограф, фольклорист и журналист Александр Николаевич Афанасьев () посвятил свою жизнь бережному изучению устного народного творчества. Он собрал и обработал множество сказок, легенд и былин, сохранив их для потомства.
В первый-третий тома вошли «Народные русские сказки».
19. Жили-были…: произведения русского устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В. Калугина. – Москва: Молодая гвардия, 1988. – 367 с. – (Б-ка молодой семьи. Т. 11). Сборник знакомит читателей с самыми разными фольклорными жанрами: это и считалки, и страшилки, и загадки, и игры, и, конечно, сказки и былины. В предисловии рассказывается о значении народного творчества для нравственного и эстетического воспитания детей.
20. Шангина дети и их игры. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2000. – 296 с. Известный санкт-петербургский этнограф – увлекательно рассказывает о том, как в прошлых веках воспитывали детей в традиционной русской семье «по заветам дедов», уделяя особое внимание игре – первооснове народной педагогики.
Песенки, считалки, жеребьевки, приговоры, загадки, дразнилки – все, что сопровождало раньше детские игры, а также описания самих игр составляют второй раздел книги.
Материалы для проведения школьных праздников «Широкая масленица», «Осенины», «Наум-грамотник» и др. вошли в заключительный раздел.
21. Никифоров и сказочник / ; сост., вступ. ст. . – Москва, 2008. – 376 с. / Александр Исаакович Никифоров – один из лучших русских фольклористов первой половины XX в., чьи работы до сих пор остаются недооцененными. В сборнике представлены исследования Никифорова о русской сказке, не потерявшие актуальности и по сей день. Детальный анализ огромного количества конкретных текстов делают эти работы оригинальными, доказательными и по-настоящему интересными.
22. Пропп корни волшебной сказки. / ; ред., коммент. . – Москва: Лабиринт, 2000. – 336. Это самая знаменитая работа одного из классиков гуманитарной науки XX века. Необычайно широкий охват культурологического материала, глубина его освоения и доходчивость в изложении – вот что определяет место «Исторических корней…» в обязательном фонде знаний современного человека.
23. Пропп сказка: (собрание трудов) / ред., коммент. . – Москва: Лабиринт, 2000. – 416. В очередной том полного Собрания трудов входит его итоговая работа о сказке, представляющая собой своего рода популярную энциклопедию сказки: свод информации о собирании, изучении, структуре («морфологии ») и развитии, форме бытования всех видов сказок.
24. Мир детства и традиционная культура: сборник научных трудов и материалов / сост. . – Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1995. – 192 с. В сборнике даются материалы и исследования по современному и традиционному фольклору детей и подростков, рассматривается ряд проблем традиционной фольклористики, этнопедагогики, «педагогического» репертуара русских крестьян, а также вопросы современного состояния прозаического и стихотворно-песенного фольклора в контексте детской и подростковой субкультуры.
7. Научно-методическая деятельность учителя: методические исследования. технологические находки / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с. Представлен опыт работы инновационных поисков современной педагогики, направленных на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива . Предлагаемые материалы помогут организовать научно-методическую деятельность учителя и правильно выстроить концепцию работы школы нового поколения. Интересна будет технологическая находка Л. С Черноклиновой – «Авторские сказки на уроках литературного чтения» .
8. Зинкевич-, Кудзилов через рисунок в сказкотерапии / -Евстигнеева, . – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 144 с., цв. вкл. Практическое пособие по проективной психодиагностике: исторический обзор и сравнительный анализ графических методов. Описаны методики для исследования семейных отношений, психологической резистентности, эмоциональной сферы и внутреннего мира личности, целепологания.
9. Тренинг по сказкотерапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2000. – 254 с. В этой книге представлены семь программ для развития и коррекции поведения у детей.
10. Ткач детских проблем. / . – Санкт-Петербург: Речь; Москва: Сфера, 2010. – 118 с. Книга раскрывает секреты психологической помощи детям от 3 до 10 лет. Автор просто и подробно передает заботливым родителям знания, примеры и рекомендации для решения многих проблемных ситуаций с помощью терапевтических сказок.
11. Зинкевич-Евстигнеева зависимостей. Метод сказкотерапии / -Евстигнеева. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 176 с. Метод, описанный в книге, эффективно используется в рамках антинаркотической профилактической и реабилитационной работы среди несовершеннолетних и молодежи.
12. Короткова для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / . – Москва: ЦГЛ, 2004. – 246 с. Использование сюжетов сказок дают возможность с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
13. Бутман правильных правил: книга для чтения и о чтении / . – Санкт-Петербург: КАРО, 2003. – 272 с.: ил. – (Сказкотерапия). Этот веселый сборник предназначен для ненавязчивой работы родителей с детьми. Вы можете поговорить с детьми о добре и жадности, о благородстве и предательстве, о трусости и храбрости и т. д. Писатель, отец пятерых детей, делится своими мыслями о воспитании юного поколения.
14. Синицына для игры и развития / . – Москва: Лист Нью, Вече, КАРО, 2002. – 256 с.: ил. Сказки, представленные в книге, познакомят Ребенка с азбукой, числами, окружающим миром, элементарными географическими и астрономическими понятиями и многим другим.
15. Гнездилов сказки. Мелодии дождя на петербургских крышах / . – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 260 с. Сказки доктора Балу помогают людям преодолевать возникающие у них проблемы и неприятности, видеть красоту и гармонию мира, относиться к жизни с мудростью и оптимизмом.
16. Гнездилов сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу) /. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 292 с. Известный петербургский врач и сказочник собрал сказки, помогающие людям в затруднительных ситуациях!
17. , В театре нашем для вас поем и пляшем: музыкальные сказки-спектакли для дошкольников/, ; худож. , . – Ярославль: Академия развития: Академия, К и компания: Академия Холдинг, 2000. – 112 с.: ил. – (Детский сад: день за днем). Разнообразные спектакли-сказки, которые учат доброте, отзывчивости, честности, смелости. Это влияет на нравственное и эстетическое воспитание дошкольников. После каждого спектакля приводится нотный текст.
18. Малюткина сказка, или Как накормить ребенка/. – Санкт-Петербург: КАРО. 2003. – 128 с.: ил. – (Сказкотерапия). Как решить проблему аппетита ребенка? С помощью сказки! Вы сможете найти здесь и новое для себя блюдо!
19. Расскажи мне сказку…: литературные сказки для детей: книга для воспитателей детского сада, детей младшего школьного возраста, родителей/сост. . – Москва: Просвещение, 1993. – 63 с.: ил. Сказки русских и зарубежных писателей XIX - XX вв.
20. Сорокина театр для самых маленьких: (театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет) / , - Москва: Линка-Пресс, 2009. – 224 с. Данное пособие поможет создать кукольный театр. Даются приемы управления куклами различных систем (пальчикового, картинок на фланелеграфе, перчаточного театра, рукавичек, настольного).
.
***
21. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников. // Дошкольное воспитание№ 7 – С.19-24. К сожалению сейчас родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию своих детей, рано начинают обучать их, готовить к взрослой жизни, но для ребенка важнее развитие внутренней жизни, эмоциональной сферы, чувств, которые являются главным регулятором его деятельности.
22. «Путешествие по сказкам » Литературная игра для младших школьников: (игра по станциям) / // Внешкольник. – 2010. - № 3. – С.50-53.
23. – первый профессионал книжной графики [Текст] / Е. Алехина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 10. – С.51-63.При имени Билибина сразу возникает одна ассоциация: пушкинские Царь Салтан и Золотой петушок, Иван Царевич и Василиса Прекрасная, страшный Кощей Бессмертный, настоящий Серый волк и фантастическая Царевна-лягушка.
24. Использование сказок при индивидуальном консультировании / И. Стишенок // Школьный психологсент. – С.24-26. Психологические сказки раскрывают многообразие жизненных ситуаций и помогают человеку найти ответы на свои вопросы, определить способы разрешения имеющихся проблем.
25. Осенний праздник по мотивам народной сказки «Перепелка и спорыш»: сценарий / А. Гвайта // Дошкольное образование. - №7, авг. – С.
26. Педагогика народной сказки [Текст] / М. Ковель // Директор школы. – 2009. №3. – С. 69-75. Мы постоянно обращаемся к народной мудрости, отраженной прежде всего в народных сказках. Традиции, выработанные народом за многие столетия и проверенные поколениями, имеют не только этнографическую, культурную, но и социально-психологическую ценность. Сказки становятся для детей ключиками к пониманию истинных причин наших проблем.
27. Счастливый случай: (игра для учащихся V класса, посвященная фольклору) / М. Гребенникова // Воспитание школьников. – 2009. - №2. – С. 73-76.
28. Лебедева аксиологического компонента родительской компетентности при помощи фольклорного материала [Текст] / // Семейная психология и семейная терапия. – 2012. - №3. – С.54-78. Представлена программа «Открытый детский сад» как форма работы психолога с функциональной семьей. Типичные для русской народной культуры представления о мире, жизненном цикле и отношениях между поколениями иллюстрируются на примере сказки «Курочка Ряба». Раскрывается понятие родительской компетентности и ее состовляющих.
29. Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна. Сказки для мальчиков и девочек [Текс] / Т. Зикевич-Евстигнеева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - №6.- С. 13-16. Это ключевой вопрос в педагогике: чем отличаются игры мальчиков и девочек!
30. Азизова у младших школьников эстетических чувств средствами кукольного театра [Текст] / // Воспитание школьников. – 2012. -№4. – С.44-47. Навыки и эталоны поведения, полученные в театролизованных играх дети смогут использовать в повседневной жизни
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"
ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине "БИБЛИОГРАФИЯ"
Вариант задания № 3
"Составление аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае"
Выполнила: студентка группы № 4111з
Муртазаева Ирина Олеговна
Проверил : Депцова Татьяна Юрьевна
Самара 2007 г.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Вводная часть
2. Основная часть
2.1 Информационный поиск
2.2 Библиографический отбор.
2.3 Библиографическое описание
2.4 Аннотирование
2.5 Библиографическая группировка
3. Заключительная часть (искомый аннотированный библиографический список).
4. Перечень использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
Целью контрольной работы является демонстрация компетентности в следующих вопросах:
Назначения, видов, правил и особенностей использования библиографической записи и библиографического описания;
Методики библиографического поиска и отбора, библиографической систематизации и аннотирования;
Практического составления аннотированного библиографического списка.
В ходе подготовки к контрольной работе была изучена действующая в России система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, а также комплекс пособий государственной, научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, и в особенности ту ее часть, в которой изложены основные методические вопросы составления аннотированного библиографического списка.
Настоящая контрольная работа посвящена подготовке аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае. Краеведческая библиография характеризуется разнообразием тем, предлагает ориентиры, позволяющие заглянуть в прошлое родного края, осветить насущные проблемы современности.
В качестве источниковедческой базы использован краеведческий ассортимент из фонда библиотеки по месту работы, то есть коллективной библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".
До выполнения этой работы коллектив редакции не располагал четким перечнем (каталогом), позволяющим проанализировать наличие и содержательную часть краеведческих источников, имеющихся в редакционной библиотеке. Подготовленный аннотированный библиографический список поможет творческому коллективу редакции свободно ориентироваться в краеведческой литературе редакционной библиотеки.
Алгоритм построения контрольной работы состоит из последовательных процессов.
В подразделах "Информационный поиск" и "Библиографический отбор" будут определены объект и предмет, методы и возможные типовые схемы поиска; сформулированы ограничения и основные признаки отбора изданий по варианту контрольной работы, проанализирован библиотечный фонд.
В подразделе "Библиографическое описание" представлены особенности и основные виды библиографического описания, использованные в процессе выполнения контрольной работы.
В подразделе "Аннотирование" изложен процесс аннотирования отобранных изданий, основные виды использованных аннотаций и особенности их составления.
В подразделе "Библиографическая группировка" автор охарактеризует особенности, основные признаки и виды библиографической систематизации, применяемые в составляемом библиографическом списке.
В заключении представлен результат проделанной работы - искомый аннотированный библиографический список. При этом в это понятие вкладывается следующее определение: библиографический список – это библиографическое пособие перечислительного (перечневого) характера, в котором библиографические записи систематизированы по одному какому-либо признаку (алфавитному, хронологическому, тематическому и т.п.).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Информационный поиск
2.1.1 Формулирование задачи поиска
Определяем содержание работы. В данном случае необходимо подготовить аннотированный библиографический список литературы, хранящейся в фондах библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". Рамки контрольной работы ограничивают область и особенности интересующей нас литературы - это литература о родном крае. Таким образом, цель поиска - основные документы и издания по вопросам краеведения.
2.1.2 Программа информационного поиска
В рабочей программе поиска постараемся максимально конкретизировать поставленную задачу, что будет способствовать большей целенаправленности, глубине, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска.
ОБЪЕКТ ПОИСКА - фонды библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".
ПРЕДМЕТ ПОИСКА - информационные источники (литература) по краеведению Самарской области.
ВИДЫ ПОИСКА:
а) тематический библиографический поиск, осуществляемый на основании библиографических данных (уточнения библиографического описания);
б) документальный поиск;
в) фактографический поиск.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПОИСКА:
а) тематическое - только по вопросам краеведения Самарской области;
б) хронологическое - ретроспективный поиск за период с начала XIX в. по настоящее время;
в) языковое - издания только на русском языке (в т.ч. переводные);
г) типологическое - в списке должны найти отражение по возможности все основные виды изданий (монографии, сборники, справочники, библиографические пособия, журналы, газеты, отдельные статьи из них и т.д.);
д) географический охват - страноведческий поиск, т.е. информационные источники, изданные в нашей стране (не исключая изданий, переведенных с иностранных языков).
е) полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбираются наиболее примечательные издания;
ж) интенсивность поиска - разовый, т.е. специально для настоящей работы;
МЕТОД ПОИСКА - диалектический, т.е. использована вся возможная совокупность существующих методов библиографической эвристики. К ним относятся:
Сплошной метод - обследуется сплошь и без пропусков все наличие пособий и источников, имеющихся в фонде библиотеки. В данном случае его реально реализовать, так как весь библиотечный фонд не слишком объемный и составляет в общей сложности около 600 экземпляров.
Выборочный метод - жанрово-видовой критерий поиска используем при анализе публикаций в периодических изданиях (источниках).
Интуитивный метод - использование так называемого библиографического чутья. Постараемся задействовать все четыре основных класса интуиции (по Бунге): восприятие, воображение; разум и оценку.
Типологический (рецептурный) метод - многообразие возможных задач поиска обобщаем в определенную совокупность типовых задач (модель). В данном случае оптимальной моделью является библиографическое описание - совокупность идентификационных сведений о документе.
Индуктивный логический метод - мысль наводится на какое-либо общее правило (закономерность), присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Применительно к задаче контрольной работы можно сформулировать ориентировочный ряд частных суждений. Например: в Самарской области выпускаются издания, посвященные вопросам краеведения; есть ряд издательств, специализирующихся на их выпуске. Такие издания выпускают издательства "Книга"; Самарский Дом печати, издательство НТЦ, редакционно-издательские центры вузов и Самарского областного филиала РАН и т.д.
Дедуктивный логический метод - когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, то есть использование общих положений при исследовании конкретных фактов.
Применительно к задаче контрольной работы в русле этого метода можно констатировать следующее. Во-первых, процесс поиска литературы и его теория (краеведение) как частный случай (тема) входят в содержание таких наук, как история, география, археология и их теорий. Следовательно, именно в пособиях (информационных изданиях), отражающих содержание этих наук, мы можем найти интересующие сведения по теме поиска. Во-вторых, существуют региональные информационные органы, которые занимаются информационным обслуживанием этих сфер наук. Устанавливаем, что таковыми являются: Самарский областной филиал РАН, научно-издательские центры гуманитарных самарских вузов, научный центр Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина и т.д.. В третьих, определим, какие пособия этих организаций в общем могут отражать интересующую нас литературу. Таковыми являются: научно-популярные издания, учебные пособия, монографии, специализированная периодика и т.д. В-четвертых, путем сплошного или выборочного (используя оглавление, вспомогательные указатели и т.п.) изучения указанных пособий мы можем сформировать искомый список литературы по вопросу информационного поиска.
Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам . Такая библиографическая ссылка может быть приведена или в основном тексте документа (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном (внизу страницы) и затекстовом (в конце основного текста) примечании, или частично в основном тексте, а частично в подстрочном (затекстовом) примечании, или в прикнижном (пристатейном) списке использованной (рекомендованной) литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"
ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине "БИБЛИОГРАФИЯ"
Вариант задания № 3
" Составление а ннотированн ого библиографическ ого спис к а , включающ его литературу о родном крае "
Выполнил а : студент ка группы № 4111з
Муртазаева Ирина Олеговна
Проверил : Депцова Татьяна Юрьевна
Самара 2007 г.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Вводная часть
2. Основная часть
2.1 Информационный поиск
2.2 Библиографический отбор.
2.3 Библиографическое описание
2.4 Аннотирование
2.5 Библиографическая группировка
3. Заключительная часть (искомый аннотированный библиографический список).
4. Перечень использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ Целью контрольной работы является демонстрация компетентности в следующих вопросах:- назначения, видов, правил и особенностей использования библиографической записи и библиографического описания;- методики библиографического поиска и отбора, библиографической систематизации и аннотирования;- практического составления аннотированного библиографического списка.В ходе подготовки к контрольной работе была изучена действующая в России система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, а также комплекс пособий государственной, научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, и в особенности ту ее часть, в которой изложены основные методические вопросы составления аннотированного библиографического списка.Настоящая контрольная работа посвящена подготовке аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае. Краеведческая библиография характеризуется разнообразием тем, предлагает ориентиры, позволяющие заглянуть в прошлое родного края, осветить насущные проблемы современности.В качестве источниковедческой базы использован краеведческий ассортимент из фонда библиотеки по месту работы, то есть коллективной библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".До выполнения этой работы коллектив редакции не располагал четким перечнем (каталогом), позволяющим проанализировать наличие и содержательную часть краеведческих источников, имеющихся в редакционной библиотеке. Подготовленный аннотированный библиографический список поможет творческому коллективу редакции свободно ориентироваться в краеведческой литературе редакционной библиотеки.Алгоритм построения контрольной работы состоит из последовательных процессов.В подразделах "Информационный поиск" и "Библиографический отбор" будут определены объект и предмет, методы и возможные типовые схемы поиска; сформулированы ограничения и основные признаки отбора изданий по варианту контрольной работы, проанализирован библиотечный фонд.В подразделе "Библиографическое описание" представлены особенности и основные виды библиографического описания, использованные в процессе выполнения контрольной работы.В подразделе "Аннотирование" изложен процесс аннотирования отобранных изданий, основные виды использованных аннотаций и особенности их составления.В подразделе "Библиографическая группировка" автор охарактеризует особенности, основные признаки и виды библиографической систематизации, применяемые в составляемом библиографическом списке.В заключении представлен результат проделанной работы - искомый аннотированный библиографический список. При этом в это понятие вкладывается следующее определение: библиографический список - это библиографическое пособие перечислительного (перечневого) характера, в котором библиографические записи систематизированы по одному какому-либо признаку (алфавитному, хронологическому, тематическому и т.п.). [ 9 , с. 145 ]2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1 Информационный поиск 2.1.1 Формулирование задачи поиска Определяем содержание работы. В данном случае необходимо подготовить аннотированный библиографический список литературы, хранящейся в фондах библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". Рамки контрольной работы ограничивают область и особенности интересующей нас литературы - это литература о родном крае. Таким образом, цель поиска - основные документы и издания по вопросам краеведения.2.1.2 П рограмм а информационного поиска В рабочей программе поиска постараемся максимально конкретизировать поставленную задачу, что будет способствовать большей целенаправленности, глубине, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска. ОБЪЕКТ ПОИСКА - фонды библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". ПРЕДМЕТ ПОИСКА - информационные источники (литература) по краеведению Самарской области. ВИДЫ ПОИСКА:а) тематический библиографический поиск, осуществляемый на основании библиографических данных (уточнения библиографического описания);б) документальный поиск;в) фактографический поиск. ОГРАНИЧЕНИЯ ПОИСКА:а) тематическое - только по вопросам краеведения Самарской области;б) хронологическое - ретроспективный поиск за период с начала XIX в. по настоящее время;в) языковое - издания только на русском языке (в т.ч. переводные);г) типологическое - в списке должны найти отражение по возможности все основные виды изданий (монографии, сборники, справочники, библиографические пособия, журналы, газеты, отдельные статьи из них и т.д.);д) географический охват - страноведческий поиск, т.е. информационные источники, изданные в нашей стране (не исключая изданий, переведенных с иностранных языков).е) полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбираются в наибольшей мерепримечательные издания;ж) интенсивность поиска - разовый, т.е. специально для настоящей работы;з) категория потребителей - специальный поиск, т.е. ориентированный на творческий состав редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". МЕТОД ПОИСКА - диалектический, т.е. использована вся возможная совокупность существующих методов библиографической эвристики. К ним относятся:Сплошной метод - обследуется сплошь и без пропусков все наличие пособий и источников, имеющихся в фонде библиотеки. В данном случае его реально реализовать, так как весь библиотечный фонд не слишком объемный и составляет в общей сложности около 600 экземпляров.Выборочный метод - жанрово-видовой критерий поиска используем при анализе публикаций в периодических изданиях (источниках).Интуитивный метод - использование так называемого библиографического чутья. Постараемся задействовать все четыре основных класса интуиции (по Бунге): восприятие, воображение; разум и оценку.Типологический ( рецептурный ) метод - многообразие возможных задач поиска обобщаем в определенную совокупность типовых задач (модель). В данном случае оптимальной моделью является библиографическое описание - совокупность идентификационных сведений о документе.Индуктивный логический метод - мысль наводится на какое-либо общее правило (закономерность), присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Применительно к задаче контрольной работы можно сформулировать ориентировочный ряд частных суждений. Например: в Самарской области выпускаются издания, посвященные вопросам краеведения; есть ряд издательств, специализирующихся на их выпуске. Такие издания выпускают издательства "Книга"; Самарский Дом печати, издательство НТЦ, редакционно-издательские центры вузов и Самарского областного филиала РАН и т.д.Дедуктивный логический метод - когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, то есть использование общих положений при исследовании конкретных фактов.Применительно к задаче контрольной работы в русле этого метода можно констатировать следующее. Во-первых, процесс поиска литературы и его теория (краеведение) как частный случай (тема) входят в содержание таких наук, как история, география, археология и их теорий. Следовательно, именно в пособиях (информационных изданиях), отражающих содержание этих наук, мы можем найти интересующие сведения по теме поиска. Во-вторых, существуют региональные информационные органы, которые занимаются информационным обслуживанием этих сфер наук. Устанавливаем, что таковыми являются: Самарский областной филиал РАН, научно-издательские центры гуманитарных самарских вузов, научный центр Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина и т.д.. В третьих, определим, какие пособия этих организаций в общем могут отражать интересующую нас литературу. Таковыми являются: научно-популярные издания, учебные пособия, монографии, специализированная периодика и т.д. В-четвертых, путем сплошного или выборочного (используя оглавление, вспомогательные указатели и т.п.) изучения указанных пособий мы можем сформировать искомый список литературы по вопросу информационного поиска.Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам . Такая библиографическая ссылка может быть приведена или в основном тексте документа (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном (внизу страницы) и затекстовом (в конце основного текста) примечании, или частично в основном тексте, а частично в подстрочном (затекстовом) примечании, или в прикнижном (пристатейном) списке использованной (рекомендованной) литературы.Используя библиографические ссылки, можно установить определенный ряд источников. Можно также исходить не из библиографической ссылки (списка) в целом, а из отдельных ее элементов (например, автор книги по краеведению).М етод восхождения от абстрактного к конкретному , состоящий из четырех основных этапов:А. Целенаправленное ограничение поиска только поиском библиографических пособий, в которых, возможно, отражается информация об искомых источниках (библиографический поиск);Б. Восхождение от абстрактного - совокупности библиографических пособий к конкретному - искомой литературе вопроса, библиографическому списку по теме поиска;В. Определение источников, в которых обязательно имеется интересующая нас информация (документальный поиск). Роль абстракций здесь выполняют и библиографические описания источников, и сами эти источники. В результате формируется искомый массив необходимых источников по теме поиска;Г. Определение искомой совокупности фактографической информации по заданной теме (фактографический поиск) путем чтения и конспектирования источников. В результате формируется искомый массив фактографической информации, или исходный материал для аннотаций. ЗАТРУДНЕНИЯВ библиотеке отсутствуют какие-либо внутренние каталоги и картотеки, а имеющийся в бухгалтерской отчетности предметный указатель литературы, числящейся на балансе редакции, не отражает всю полноту библиотечного фонда. ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ - аннотированный библиографический список.2.2 Библиографический отбор Процесс библиографического отбора выстраивался в соответствии с принятыми в программе информационного поиска ограничениями по тематике, хронологии, языку, типологии, географии, полноте и интенсивности поиска, категории потребителей (см. выше).Выяснилось, что библиотечный фонд литературы и источников по краеведению сегодня насчитывает 86 экземпляров. Типологический состав: книги, брошюры, периодические и продолжающиеся издания, журналистские аудио- и электронные материалы, неопубликованные материалы, карты, альбомы, атласы и др. Их тематика достаточно широка. Наиболее полно представлены такие темы, как природа, география, население, окружающая среда, культурная жизнь, история, этнография Самары и губернии. В подавляющем большинстве это издания, вышедшие в свет во второй половине XX - начале XXI вв.Учитывая форматные ограничения контрольной работы, для заданного аннотированного библиографического списка были отобраны только в наибольшей мерепримечательные источники по теме.2.3 Библиографическое описание Библиографическое описание - совокупность сведений о документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т.д. Библиографическое описание является основной частью библиографической записи.В контрольной работе библиографическое описание используется как в интересах поиска и отбора необходимых документов (источников), так и для составления конечного аннотированного библиографического списка. Его объектами являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителяхОбщие требования и правила составления библиографического описания документа, его части или группы документов: набор областей и элементов библиографического описания, последовательность их расположения, наполнение и способ представления элементов, применение предписанной пунктуации и сокращений определены действующим ГОСТ 7.1-2003 [ 1 ] . Формирование заголовка библиографической записи регламентирует ГОСТ 7.80-2000 .Области и элементы приведены в установленной стандартом последовательности, которая представлена в таблице:Наименование | |||
Область
з
аглавия
и сведений
об ответственности | Основное заглавие объекта описания, а также иные заглавия (альтернативное, параллельное, другое), прочие относящиеся к заглавию сведения и сведения о лицах и (или) организациях, ответственных за создание документа | ||
Область
издания | Информация об изменениях и особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения | ||
Область
с
пецифических
сведений | Применяется при описании объектов, являющихся особым типом публикации или размещенных на специфических носителях. К ним относятся карты, нотные документы, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, отдельные виды нормативных и технических документов, электронные ресурсы и т.д. | ||
Область
выходных данных | Сведения о месте и времени публикации, распространения и изготовления объекта описания, а также сведения об его издателе, распространителе, изготовителе | ||
Область
ф
изической
характеристики | Обозначение физической формы, в которой представлен объект описания, в сочетании с указанием объема и, при необходимости, размера документа, его иллюстраций и сопроводи-тельного материала, являющегося частью объекта описания | ||
Область
серии | Сведения о многочастном документе, отдельным выпуском которого является объект описания | ||
Область примечания | Дополнительная информация об объекте описания, которая не была приведена в других элементах описания. Сведения, приводимые в области, заимствуют из любого источника информации и в квадратные скобки не заключают | ||
Область
стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности | Международные стандартные номера, присвоенные объекту описания: Международный стандартный номер книги (ISBN) или Международный стандартный номер сериального издания (ISSN), либо любой другой международный номер, присвоенный объекту описания в установленном порядке |