Конспект урока по развитию речи. Сочинение по картине А.А

Сочинение по картине А. А. Пластова «Сенокос»

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) ро­дился в селе Прислониха в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Интерес к живописи, по-видимому, передался к маль­чику от деда, который был иконописцем.

Какое-то время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учёбы в сельской шко­ле поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую духовную семинарию. Но тяга к ис­кусству, как видно, не оставляла молодого семина­риста. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской художника И. И. Маш-

кова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где проучился 2 года. После этого Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако не на живописное, а на скульптурное отделение. Среди его наставников были знаменитые мастера - скульптор С. М. Волнухин, художник А. М. Васнецов и др.

Молодой художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.

Картины Пластова характеризуются не только, вы­соким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова - жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжён­ности сюжета.

Художник при жизни сделался признанным клас­сиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии..

На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохо­зяйственных работ - косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба - ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в стари­ну сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок.

Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля).

Для косьбы использовался - да и сейчас использу­ется - специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке - как для ло­пат, грабель и т. п. инструментов - крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.

На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто - вероятно, в свою обычную по­вседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял - может быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли у этих лю­дей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые го­ды у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.

Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей - мужчины.

Темноволосый подросток загорел почти до чер­ноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приоб­рёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду.

Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина - мать мальчика, может быть, бабушка.

Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной ру­бахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила - можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне - но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил се­рьёзное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.

Завершает процессию косцов пожилой мужчина - вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца - может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху.

Группа косцов изображена художником практиче­ски в центре картины. Они выступают композицион­ным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цвету­щий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не пожалел красок. Лиловые, фиолето­вые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса.

В правом углу изображена группа тесно расту­щих берёз, их ветви свисают вниз. Берёза - символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в Европейской части России. Многие рус­ские художники часто изображали берёзы на своих картинах.

Сочинение по картине А. А. Пластова "Сенокос".
Пластов, словно создает животворящую музыку природы. Его полотна показывают, что человек является неотъемлемой частью вселенной. На картине "Сенокос" изображена летняя пора, в которую деревенскому человеку приходится много трудиться. Это волнующая тема для Аркадия Александровича Пластова.
Центром картины "Сенокос" являются рабочие разного возраста, которые трудятся на одинаковом уровне, стараясь выполнять движения синхронно, находясь, на близком расстоянии друг от друга. Из этого можно сделать вывод, что труд является для них привычным делом. Глядя на полотно, создается ощущение диалога старца с подростком: "Как потрудишься, так и поешь!".
Картина показывает нам тяжелое послевоенное время, так как люди на картине худощавые и наполнены стремлением работать, чтобы благополучно пережить лютую зиму. Старик, женщина, подросток и мужчины работают в полную силу, несмотря на летнюю изнуряющую жару.
Яркие летние цвета розового, желтого, фиолетового, разнообразие луговых цветов, сочня зеленая трава выходят на первый план картины. Мы, словно слышим ветер и шелест листьев березы, запах только что скошенного сена и травы, сладкий аромат цветов, звуки поющих птиц и жужжание насекомых. Так и хочется вдохнуть этот чистый, наполненный ароматом воздух полной грудью!
Вдали просматривается темно-зеленая лесополоса, в которой, по всей видимости, и укрываются от жары наши рабочие, чтобы немного отдохнуть и снова браться за работу. Огромное поле теплого желтого цвета говорит о том, что впереди еще много работы, а облака на небе несут легкую прохладу жаркого дня. Тонкие, нежные березки, сочувствуя нелегкому труду рабочих, словно, стараются укрыть своими ветками от жары и зноя. Все вокруг наполнено гармонией и естественной красотой русской природы, среди которой русскому человеку хочется жить и бережно хранить дары щедрой земли.
Трепетное отношение к простому русскому человеку, с уважением описывали в своих полотнах художники. Ведь доброжелательное отношение к природе, и к миру в целом, поможет достичь полной гармонии и любви.

Сочинение по картине "Сенокос".
Лето - это горячая пора в жизни труженика села. В эту пору делаются различные заготовки на зиму и заготавливается сено для скота. Если крестьянин проведет лето беспечно, он не выживет холодной и голодной зимой. Зная это, многие крестьяне собирались группами, помогали друг другу. Так, при заготовке сена часто на поле выходили семьями или селами.
На картине Пластова "Сенокос" мы видим семью, которая вышла на поле. Они трудятся так четко, что становится ясно - они делают привычную работу. Примечательно, что косят на картине женщины и подросток. Это можно объяснить только занятостью мужчин на других, более тяжелых, работах.
Художник выбрал самые яркие краски, которые мог выдумать человек. На картине пестреют красные, фиолетовые и лиловые цветы. Они притаились среди обычной травы, которую скоро скосят. А за всем процессом наблюдают стройные березки, которые являются национальным символом.
Картина мне очень понравилась из-за своего яркого исполнения и сюжета. Она прославляет простой труд и показывает его с идеалистической стороны. Хочется верить, что эта картина напомнит человеку, что не только приборы могут выполнять всю работу, но работать должен и человек.
В этой картине собрана вся радость нашей земли. В ней отражается весь радужный мир с пением веселого рожка, птичьим гомоном, с румяными облаками на нежно-розовом небосводе. Июнь. Сенокос. Мы слышим, как звучит каждый цветок из этого тысяче цветного букета, как нежно звенят сиреневые, голубые, лазоревые, бирюзовые, желтые, шафранные, пунцово багряные, пурпурные и золотые краски. Мощно звучат трубы белоствольных берез. Рассыпаются серебряной трелью под дуновением летнего ветерка миллионы листьев. Волшебный ковер солнечной поляны. Темные перелески. Изумрудные луга. Синеющие вдали дубравы. Высокое небо. Миг тишины. И мы слышим кукушку и гудение мохнатого шмеля, трудолюбивую песню пчелы и стальное звучание косы. "Сенокос" - гимн родной земле, победоносному народу, который выстоял и победил в жестокой и кровавой войне.

/ / Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Сенокос»

На своей картине «Сенокос» Аркадий Александрович Пластов изобразил крестьян за работой. Думаю, что в своей работе художник хотел донести до зрителя мысль о том, что перед работой все равны. На картине за работой изображены люди всех поколений, и старшего, и младшего.

Сама картина передает зрителю только положительные эмоции и летнее настроение. Так, яркие полевые краски светлого летнего неба и леса за спинами крестьян создают ощущение легкости и реалистичности. Легкий ветерок, словно играя с ветками берез, заманивает нас в призрачную даль.

Благодаря этим мелким деталям у зрителя складывается впечатление, что он тоже находится на поле, вместе с крестьянами, что у него в руках коса, что слышны жужжания пчел и стрекоз, которые кружат вокруг полевых цветов, что после тяжелой работы они присели в тени ветвистого дерева, разломили свежий домашний хлеб и запили его парным молоком. Картина «Сенокос» позволяет нам полной грудью вдохнуть запас свежескошенной травы, полевых цветом, наполнится деревенским настроением. Она словно переносит нас в прошлое, где нет компьютеров, мобильных телефонов, интернета.

Думаю, Пластов А.А. в своей картине хотел показать важность совместного труда, как объединяющего фактора всех поколений. Ведь именно дружности и единства не хватает современному человеку. За некой индивидуальностью, мы забываем, что нас окружают другие, такие же люди. Мы забываем о простых моральных принципах, которым учили нас наши бабушки и дедушки. Теперь молодежь редко уступает место в транспорте пожилым людям, мы перестали улыбаться незнакомым людям, говорить им спасибо или просто здороваться.

Картина Пластова А.А. «Сенокос» позволяет вспомнить прошлое, проанализировать настоящее и задуматься над будущим. Картина показала мне, что наш мир наполнен обманом и фальшью.

Пластов - Сенокос, 6 и 5 класс

Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

Художник А.А. Пластов на этой картине с точностью изобразил будни деревенской жизни.

Глядя на эту картину, можно предположить, что на ней изображено послевоенное время. Ведь трудятся только женщины, дети и старики. И сразу видно, что работают они с большим рвением, ведь от того, как они поработают, будет зависеть, выживет ли скотина после холодной и голодной зимы. Изображая людей, художник с точностью подметил их настроение: прямо с полотна, слышны звонкий смех и радостные возгласы детей, а уставший голос женщины обращается, к вечно бурчащему старику.


Картина невероятно красива и ярка. Изображенное на ней лето, с точностью передано зрителю, ведь глядя на нее, можно почувствовать этот волшебный аромат полевых цветов, пьянящий запах целебных трав и удивительное жужжание пчел и шмелей.

На заднем плане картины виднеется лес. К сожалению, изображен он не полностью, ведь очень сложно передать всю красоту летнего леса. Но можно сделать вывод, что именно в нем отдыхают, прячась от солнца, все сенокосы, работающие на этом необъятном поле.

Эх, как же прекрасна неуловимая летняя пора!

  • Сочинение по картине Перова Тройка 4 класс (описание)

    Картина «Тройка» В.Г. Перова, считается одним из известнейших полотен русского художника.

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

    Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича.

  • Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс (описание)

    Богатая, яркая и в то же время грустная и унылая - это осенняя пора. Но, несмотря на это прекрасная пора года так и манит художников – рисовать ее. Много осенних картин написал и русский художник - Исаак Бродский

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

П. Емельяново

Красноярского края

Кузнецова Нина Владимировна

Сочинение – описание по картине А.А.Пластова «Сенокос»

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений анализировать текст (определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, языковых средств), самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения, создавать свой текст, используя различные языковые средства.

Планируемые результаты:

Предметные - определяют основную мысль текста, лексические средства для наиболее точной её передачи, выделяют микротемы, составляют текст на определённую тему, раскрывая основную мысль, отвечают на поставленные вопросы

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные – структурируют знания.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные - умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование : репродукция картины А.А.Пластова, стихотворения, пословицы, приметы, презентация о художнике, презентация «Фестиваль луговых цветов», карточки с заданиями для обучающихся.

Эпиграф: Любитель трав, я считаю, что краше трав

ничего в мире нет.

А.А. Пластов

Сценарий урока

1.Психологический настрой класса. Стихотворение И.Бродского «Ария насекомых»

Пчёлки, бабочки, жучки-

Мы как нотные значки.

Нашу роль нельзя сужать

До умения жужжать.

Наша музыка простая:

Затихает, улетая,

Улетает, затихая.

Возвращается, порхая.

Что вы представили, слушая это стихотворение? (Лето. Яркую зелёную травку. Много жужжащих насекомых на лугу).

Кто из вас был летом на лугу?

Что особенно запомнилось? Какие чувства возникали при этом?

Какую работу выполняют летом на лугу?

2. Стадия вызова.

Прочитайте эпиграф. Объясните, как вы понимаете его смысл.

Сформулируйте тему урока. Поставьте собственные цели.

Сегодня мы познакомимся с работой Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». Напишем сочинение по картине, в котором постараемся выразить своё отношение к предмету описания.

3. Слово предоставляется группе обучающихся, которые подготовили презентацию о творчестве А.А.Пластова.

Задайте вопросы друг другу на понимание. (Приём «толстые и тонкие вопросы»).

4. Стадия осмысления.

Беседа по картине.

Внимательно рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова «Сенокос». Как вы думаете, какое время года он изобразил на картине?

В каком летнем месяце бывает такая молодая, свежая зелень? (В июне)

Что изобразил художник на переднем плане картины? (На переднем плане картины художник изобразил цветущий луг).

Какие краски и цвета использовал А.А.Пластов для изображения луговых цветов и трав?

Какие насекомые изображены на картине?

Кого мы видим в центре картины? (Косцов)

Сколько косцов на лугу?

Что делают эти люди?

Как работают косцы? (Косцы работают умело, споро, сосредоточенно).

Слово учителя: Пластов знал разные крестьянские работы. Он умел и любил косить траву и гордился своим мастерством косаря. Личное чувство слитности с окружающим миром, природой, знание крестьянской жизни, уважение к крестьянскому труду дали художнику возможность воссоздать на полотне чувство естественности и убедительной достоверности жизни и работы людей на родной земле.

Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Сенокос»? (Художник назвал свою картину так, потому что крестьяне косят траву на лугу).

Что вы видите справа? (Справа стоят красавицы берёзки).

Изобразил ли художник на картине солнце? (Нет.)

А почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день? (Художник показал какого оттенка зелень травы, листьев и стволов берёз на солнце, а какого в тени).

Что мы видим на заднем плане картины? (Чистое голубое небо).

Продолжаем собирать материал к сочинению.

Музыкальная физминутка «Две руки»

5.Выполним три задания. Карточки с заданиями у вас на столах.

Задание №1. (пополнение словарного запаса)

Найдите правильный ответ на вопрос. Соедините линией.

1.В каком летнем месяце бывает молодая зелень?

Художник в картине не изобразил солнце жёлтым или красным цветом. Он своим чутким глазом увидел, какого оттенка зелень травы на солнце, а какого в тени.

2.Какие травы и цветы нарисовал художник?

Только в июне бывает такая зелень свежая, яркая, чистая.

3.Почему мы понимаем, что стоит ясный солнечный день?

В тени А.А. Пластов написал стволы сочными, интенсивными красками, а на солнце – светлыми, яркими. Перепады цвета травы, цвета, листьев создали сияние солнечного цвета.

4. Присмотритесь, как меняется цвет стволов берёз, освещённых солнцем.

Художник нарисовал колокольчики: мелкие фиолетовые и голубые большие, пушистые розовые «раковые шейки», белые ромашки, жёлтые одуванчики, иван – чай, душистый горошек с разноцветными лепестками – все цветы, радующие глаз в начале лета, расцвели под кистью художника на холсте.

5.Какими красками писал художник травы и листья?

Косцы работают умело, споро, сосредоточенно. Крестьянский труд предстаёт тяжёлым и праздничным.

6.Как работают косцы?

Зелёные л истья и травы художник пиал не только зелёными, но и синими, голубыми и белыми красками.

Взаимопроверка выполненного задания (работа в парах)

Задание №2. (орфографическая подготовка)

Вставь пропущенные буквы. Назови орфограммы.

Жаркое со.нце, всё выр.сло и ра.цвело, ф.олетовые и голубые к.локольчики, ж.лтые р.машки, в нач.ле лета, расцвели под кистью художника, на х.лсте, лё.кую ги.кость тонких побегов, сочность и хрупкость ст.блей, резные оч.ртания лист.ев, нежность и гла.кость лепестков, ясный солне.ный день, нап.сал цв.ты сочными красками, к.сцы, созданные Пластовым – хозяева земли, труд предстаёт т.жёлым.

Проверка правильности выполнения задания. Обсуждение содержания текста.

Задание №3 (средства художественной выразительности)

Подбери прилагательные к словам. Игра «Кто больше?»

Травы

Цветы

Берёзы

Небо

День

Настроение картины

6.Составление плана сочинения. (Коллективная работа. Учитель записывает на доске. Учащиеся - в тетрадях для творческих работ).

План

1.Вступление. А.А. Пластов – замечательный художник – пейзажист.

2.Основная часть. Описание картины:

а) луговые цветы и травы;

б) тяжёлый и праздничный труд косцов;

в) белоствольные берёзки в сиянии солнечного цвета;

в) голубой небосвод.

3.Заключение. Мои чувства и впечатления.

6.Устные высказывания учащихся. После того, как составлен план описания и подобраны 2 – 3 варианта начала сочинения, несколько учащихся рассказывают, кА они описали бы картину. Рабата в парах: учащиеся рассказывают друг другу, как бы они описали картину.

7.Самостоятельная работа учащихся. (Работа в черновиках).

8. Рефлексия.

С каким произведение вы сегодня познакомились?

О чём рассказал А.А.Пластов в картине «Сенокос»?

Какое у вас настроение?

Домашнее задание: переписать сочинение в чистовик.