Лучшие российские гитаристы электрогитара. Самый быстрый гитарист в мире

Делился наблюдениями - Сергей Тынку

Конечно, их (пород и гибридов) намного больше. Но если говорить об основных базовых, а точнее первых пришедших в голову, то есть наиболее часто встречающихся автору, то вот они такие, такие как описано ниже. Можно было запросто поставить несколько фамилий под каждым из пунктов, но не хотелось бы тем самым давать кому-либо повод для обид, в случае если сам человек видит и представляет себя несколько иначе, нежели автор. Поэтому оставим имена для частных разговоров.

Препод Мудрый

Эти на первый взгляд скромные служители церкви гитарного совершенства являются едва ли не самыми строгими судьями для практически всех гитаристов. Знал бы ты, столько в этой жизни всего повидали их усталые глаза и где только не бегали их сильные пальцы. Дающие частные уроки мудрые преподы знают и умеют все, поэтому на их фоне любой гитарист ощущает себя голым и несовершенным. Они выглядят успешными людьми. Стабильный доход, никакого начальства, отсутствие необходимости мотаться по гастролям и концертам, верная армия преданных поклонников из числа учеников, хорошие возможности барыжить музыкальными оборудованием коленопреклоненной пастве. Но зачастую (не всегда, правда) для многих людей в их речах и их музыке столько скуки… что такой препод в твоем сознании уже совсем не мудрый, а (мутный? мудный? нудный?) …

Веселый барыга

Они очень любят музыку и всю жизнь хотели бы работать где-то рядом с гитарами. И это у них получилось. Свободный график, неплохой доход, ненапряжная возня с инструментами. Сам себе хозяин. Со стороны это выглядит как иллюстрация к картине «жизнь удалась». Однако, никогда не стоит идеализировать существование, например, элитной проститутки… или гитарного барыги. Минусы есть везде. У всех этих ребят дурная карма. Они продают разные инструменты – и хорошие, и плохие. Если говорить о последних, то, используя на полную катушку свои общительность и хорошую эрудицию, им приходится очень много врать и манипулировать фактами, выдавая в качестве истины откровенную ерунду, нахваливая то или иное полено.

Попсовый орел

Эти ребята очень хорошо умеют играть и по большей части получили приличное муз. образование. Как правило, одного какого-то стиля им не хватает и для себя они предпочитают рубить фьюжен с элементами всего на свете. При других раскладах они могли бы стать звездами гитары первой величины, но… «институт экзамены сессия» идет традиционный рассказ о том, что на такую музыку прожить невозможно, поэтому нужно устраиваться к звездам российской попсы, где нормально платят, и само содержание работы не вызывает никаких затруднений по части профессиональных навыков. Разумеется, богатых (а главное нежадных) звезд попсы не хватает на всех желающих, поэтому кому-то приходится тянуть лямку наемного работяги в отечественных рок-проектах. Конечно, первые годы работы в нашем шоу-бизнесе они думают, что это все временно, что они когда-нибудь уйдут в настоящую музыку, запишут альбом и отдадут себя искусству, вырвавшись из замкнутого круга “бурлаков на Волге”. Как правило, ничего из этого не реализуется, а если альбом, в конце концов, и появляется, то количество его слушателей настолько мало, что «огня радости на этих дровах не разожжешь».

Модный блогер

Узкопрофильный спец

Бесконечно влюбленный в какой-то определенный стиль – джаз, блюз, рэгги, фламенко, метал и т.д. Этот человек может быть как профессионалом, работающим в каком-то музыкальном проекте или учебном заведении, так и просто неистовым энтузиастом, который с радостью заныривает на такие глубины, что просто для их понимания нужна будет соответствующая специальная подготовка. Таких увлеченных людей невозможно не уважать даже при том, что они не всегда понятны и не всегда нужны окружающим. Но, разумеется, иногда им можно позавидовать – они нашли свою страсть, отдались ей и стали счастливы.

Голодный наркоман

Вдохновение и хорошее настроение этот человек получает в момент покупки новой гитары или усилителя. Покупкам посвящена большая часть свободного времени. Этот человек всегда отслеживает отечественные и западные барахолки. Он в курсе всех цен. Он покупает самые интересные гитары. Одна беда только в этих инструментах – спустя какое-то время они перестают радовать и организм начинает просить новую дозу. Соответственно такие люди всегда в делах заботах. Им надо успеть продать старое и купить новое. Вечное движение, сказал бы про них Паганини. Очень часто из Голодных Наркоманов получаются барыги. Но не всегда, поскольку для успеха в барыжных делах надо ориентироваться на закупку инструментов, имеющих популярность на рынке, а не на свой персональный вкус, угодить которому способны все более и более редкие модели.

Семейный узник

Этого человека всегда можно узнать по немного затравленному грустному взгляду. Проблема в том, что ему всегда всего не хватает. Денег, чтобы купить инструменты мечты, времени, чтобы играть согласно своим пожеланиям, таланта, чтобы выйти на высокий уровень мастерства, бутылки пива для хорошего настроения. Он вроде бы старается изо всех сил и пытается урвать и денег и времени, но семья, работа… и в результате отношения с гитарой, при всей любви к ней, стоят не на первом месте, что их крайне расстраивает. Иногда таким людям удается выкроить вечер-другой в неделю на репетиции в компании таких же замученных узников городской жизни. Бывает даже они где-то выступают на людях. Но это всегда так мало, что сердца их не успевают наполниться счастьем.

Несдающийся маньяк

Как правило, это уже немолодой человек со следами бессонных ночей и излишеств алкоголя. Он покрыт татухами и волосами, одет как настоящий рок-музыкант - его ни с кем не спутаешь. Когда-то давно он решил, что музыка – это главное дело в его жизни. И с тех пор он все свои силы, средства и мысли адресует только музыке. Он экономит на всем, у него нет приличной работы, отсутствует семья. Но зато есть постоянные репетиции и попытки пролезть куда-то наверх. И успех вроде бы постоянно бродит рядом, и море знакомых уже стали настоящими музыкантами, а ты все штурмуешь и штурмуешь свою первую высоту. Стать настоящим профи, иметь регулярные концерты, ездить в туры и зарабатывать на жизнь музыкой никак не получается. Но ты не сдаешься и до старости бьешься головой в закрытые для тебя двери. Признаться себе в том, что быть музыкантом –это не твое, или, что делать интересную для людей музыку у тебя не получается – на такие признания у тебя нет ни сил, ни желаний - ты их считаешь слабостью и предательством. Твои знакомые давно привыкли к тому, что ты не ходишь с ними в бары, потому что вместо нескольких кружек пива можно купить новые струны, время на репетиционной базе и другие необходимые вещи для светлого будущего, в наступление которого никто кроме тебя не верит.

Успешный профи

Успешного профи выделяют два фактора. Он, во-первых, играет музыку, которая ему самому нравится и к созданию которой он сам приложил руку. И, во-вторых, он всегда полон творческих планов. Он постоянно живет будущим, какими-то проектами и идеями, которых у него вагон и маленькая тележка. У нет проблем с финансами для покупки нужного оборудования, у него нет проблем с концертами. Все основные жизненные вопросы решены и поэтому он весь в творчестве. Он подходит к инструментам как к краскам, которыми хочет выразить те или иные моменты в своем искусстве.

Кайфующий манагер

Это люди не работают в музыке, но им удалось так все устроить, что есть возможность уделять музыке достаточно внимания. Они не лезут на вершину Олимпа. Они просто получают удовольствие. У них есть хороший источник дохода, есть время и деньги, есть соратники, есть возможность репетировать в приятных условиях и изредка выступать, опять таки не ради денег и славы, а просто для себя и каких-то своих друзей. Как правило, они весьма прилично играют и не каждый зритель отличит их от профессионалов. Но кайфующий манагер совсем не случайно является манагером – он хорошо представляет, что такое жизнь профессионального музыканта, борьба за место под солнцем и прочие вещи. Поэтому он туда не рвется. Его и так все устраивает – он идеально все организовал. И рыбку съесть и в Бентли сесть.

Кабацкий лабух

Музыка для таких людей – это просто работа. Причем не самая любимая. Всю жизнь ты играешь одни и те же чужие песни перед пьющей жрущей толпой. Мало кто, начиная заниматься гитарой, мечтает в итоге попасть в кабак на постоянку чтобы до седых мудей играть “шизгару”. Однако, выбор в конце концов появляется не у всех. Нельзя сказать, что играть кавера в кабаках –это совсем уж трагичная доля. Совсем нет, особенно если после этой музыкальной работы можно там же пропить половину гонорара. В этом даже есть своя романтика. Очень часто у кабацких бывает какое-то интересное прошлое. Но практически никогда у них не бывает будущего. Если только подобная работа не является чем-то временным, эпизодичным, по молодости и т.д. Во всем этом есть море грустной иронии – многие музыканты мечтают попасть в кабак, чтобы иметь какой-то заработок, а многие мечтают из него вырваться.

Отважная барышня

Большинство людей на планете Земля твердо убеждены в том, что футбол и гитары – это совсем не женские занятия. Однако, не смотря на эту попахивающую шовинизмом точку зрения, существует множество девушек, которые личным примером пытаются доказать свое право на футбол и на гитару. Можно сказать, что это отважные барышни, поскольку им приходится бороться с общественными стереотипами. Нельзя сказать, что использование женских рук в гитаризме это такая уж безнадежная затея. На женщин есть спрос в шоу-бизнесе. Во-первых, это женские группы всех калибров – от кабацких до поп-проектов федерального уровня, а, во-вторых, даже если группа и не целиком женская, наличие симпатичной девушки на сцене – это всегда элемент привлекательности. Jeff Beck это давно понял. В общем, девушки, пытающиеся играть на гитаре были всегда, хотя их никогда не было много. Ну, может быть одна на пятьсот мужиков с гитарами.

Сессионный монстр

Увлеченные ребята, у которых громадный парк гитар и примочек. Эти «мужчины по вызову» могут сыграть практически в любом стиле, перемешивая разные техники словно ловкий бармен напитки в коктейлях. Обычно, у таких парней крайне мало времени, поскольку они заняты в десятках разных проектов, а когда не заняты, то посвящают себя изучению чего-то для себя нового и необычного. Не все из таких профессионалов приятны для прослушивания. Зачастую бывает, что из-за универсальности страдает некая художественная ценность их игры. Но зато когда тебе попадается действительно одаренный музыкант, то его разнообразной игрой можно реально наслаждаться.

Оптимистичный “студент”

Это временное состояние человека, который весь в будущем. И его удачи, и его обломы – все это еще впереди. А пока он учится играть, создает группы, пытается сочинять свой первый материал, радостно пробует новые гитары и обретает свежие знания о большом рокенрольном шоубизе. Разумеется, такой человек преисполнен оптимизма, ибо если ты не веришь в успех и светлое будущее, то зачем вообще браться за дело. Конечно, как показывает статистика, у 99% такого рода оптимистов ничего музыкально интересного и значимого не получится. Но зато останутся позитивные воспоминания о том, как вы с друзьями когда-то давно делали группу и пытались выстроить проект.

Родом из детства

Когда-то давно в молодости они серьезно сидели на гитаризме. А потом выросли, завели какую-то взрослую жизнь. Но музыка осталась в их жизни. И гитара по прежнему стоит дома, переместившись в разряд мужских хобби где-то рядом с «попить пивка» и «глянуть футбол» по пятницам после работы. То есть без излишнего фанатизма. Изредка и чисто для души. Можно назвать это привычкой. Конечно, они продолжают следить за гитарным миром, общаться с соратниками по гитарным хобби, и даже посещать какие-то гитарные концерты, а то и мастер-классы. Но какой-либо страсти в этом не наблюдается. Можно это назвать пенсионерским гитаризмом. Очень часто гитарное хобби просто закрывает какую-то жизненную пустоту и страх остаться наедине с обыденностью. Гитара в таком случае выполняет роль спасательного круга и близкой подруги, к которым человек обращается не так уж и часто, но зато достаточно действенно в плане благотворного влияния на душевное состояние. Будем честны, жизнь очень многих людей - достаточно скучная вещь; гитара в этом случае - способ убежать и скрасить эту скуку. Почему бы и нет?

Своеобразны и самобытны пути развития гитарного искусства в России. Будучи пятиструнной, гитара была завезена в Россию итальянскими музыкантами в XVIII веке, однако распространения не получила, оставаясь экзотическим украшением. Позднее, в начале XIX века, русская публика знакомится с «испанской» шестиструнной гитарой, к тому времени ставшей достаточно популярной в Европе. Представлена она была в России известными зарубежными музыкантами-гитаристами М. Джулиани, Ф. Сором и другими.

Победа в Отечественной войне 1812 года чрез-вычайно ускорила рост национального самосознания, вызвала подъем патриотических чувств и настроений во всех слоях общества. Стремительно растет интерес к историческому прошлому Родины, к народному творчеству, в частности к народной песне. Широчайшую популярность приобретает городской романс. Основываясь на бытовом фольклоре, он представляет своеобразный пласт русской музы-кальной культуры с характерным строем и мелосом, с присущими только ему выразительными средствами.

Академик Б. Асафьев писал по этому поводу в своей работе «Музыкальная форма как процесс»: «Еще не было психологического реализма с его анализом личной душевной жизни, еще не неистовствовали романтики, выдвигая культуру чувства, а масса уже жаждала слышать „простую речь” и мелодику сердечную и волнующую; ибо приближалось господство семейственности, чувствительности, культа „простых нравов” простодушных людей и „домашности”, умиления перед природой, тихой созерцательности. Соответствующие всему этому интонации вызвали в музыке романсовый мелос, задушевный, сердечный; и слова, и мелодия, большей частью не притязавшая на длительное развитие, овеяны были единым интонационным строем — „звучанием от сердца к сердцу”»1.

Появившаяся в последнее десятилетие XVIII века семиструнная гитара своим гармоническим строем и тембровым колоритом оказалась очень близкой природе русской народной песни и возникшему на ее основе жанру городского романса. Ее использование для сопровождения голоса давало возможность наиболее тонко выявить лиризм интимных переживаний, составляющих основную тематику городского романса. Лучшие произведения этого жанра, созданные А. Алябьевым, А. Варламовым, Титовыми и другими талантливыми композиторами, вошли в золотой фонд русской музыки.

Русские музыканты, понимая, какие большие возможности заложены в семиструнной гитаре, начинают создавать для нее и сольный репертуар. Вначале они перекладывают для нее отрывки из популярных опер и других произведений русских и зарубежных композиторов. Затем создают вариационные циклы, достаточно сложные по фактуре и концертные по характеру, в основу которых кладут народные мелодии. (В качестве яркого примера назовем вариационный цикл А. Сихры на тему русской песни «Среди долины ровныя».) Помимо вариаций создаются миниатюры, изящные и мелодичные, трогающие душу простого русского человека. Делаются также попытки создания крупной формы, в частности сонаты, концерта для гитары с оркестром.

Русский гитарист-виртуоз и композитор Андрей Осипович Сихра (1773—1850)

Необычайная популярность семиструнной гитары привлекла к ней талантливых музыкантов. Вы-дающаяся роль в создании отечественной гитарной школы принадлежит Андрею Осиповичу Сихре. За-мечательный гитарист-виртуоз, талантливый ком-позитор, он бесспорно является основоположником русской школы игры на семиструнной гитаре.

А. Сихра родился в 1773 году в г. Вильно (тепе-решнем Вильнюсе) в семье учителя музыки. В мо-лодости выступал с концертами как арфист, играл на шестиструнной гитаре. Затем увлекся семиструнной гитарой, которой посвятил всю свою жизнь. В 1801 году музыкант переселился в Москву, где начал создавать репертуар для семиструнной гитары и заниматься со своими первыми учениками.

Сихра, талантливый музыкант, доброжелательный и обаятельный человек, вскоре стал кумиром многочисленных учеников и поклонников.

После изгнания Наполеона из России Сихра переезжает в Петербург, который не покидает уже до конца своей жизни (умер в 1850 году). Здесь он, уже зрелый музыкант и педагог, создает свою школу игры на семиструнной гитаре…

А. Сихра был не только талантливым, но и высокообразованным музыкантом. Его высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Варламов, А. Дюбюк, Д. Фильд и многие другие деятели отечественной культуры. Знаменитый певец О. Петров учился у Сихры игре на гитаре. Биографический словарь Русского исторического общества назвал Сихру «патриархом русских гитаристов». Из его учеников наиболее известны С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов.

Если Сихра был признан главой петербургской школы семиструнной гитары с характерным для нее строгим «академическим» стилем, то основоположником московской школы по праву считается Михаил Тимофеевич Высотский, жизнь и деятельность которого — еще одна страница в истории русского гитарного искусства.

Из учеников Высотского наибольшую известность получили П. Белошеин, А. Ветров, И. Ляхов, М. Стахович и другие.

Эпоха Сихры и Высотского — «золотой век» русской семиструнной гитары. Ее широкое распространение способствовало демократизации музыкального искусства.

Вариационные циклы русских гитаристов-композиторов созданы на основе русской народной песенности. Этот уникальный пласт русской музыкальной культуры является важным источником изучения фольклора.

Русская семиструнная гитара, звучавшая в руках талантливых музыкантов, вдохновляла поэтов и писателей на создание прекрасных стихотворных строк.

А. Пушкин назвал гитару «сладкогласной». Слова, полные лиризма, посвященные этому инструменту, можно найти и у М. Лермонтова, А. Фета, И. Бунина, А. Григорьева, Л. Толстого, А. Островского, М. Горького.

Гитара изображена на многих картинах русских и западноевропейских художников: В. Тропинина, В. Перова, И. Репина, Ан. Ватто, Б. Мурильо, Фр. Хальса, П. Пикассо и др.

В середине XIX века интерес к гитаре падает не только в России, но и в Европе. Однако в конце XIX — начале XX веков семиструнная гитара начинает вновь заявлять о себе. Этому во многом способствовала деятельность музыкантов-энтузиастов, пытавшихся восстановить традиции Сихры и Высотского. Наиболее известными из них были А. Соловьев и В. Русанов.

Выдающийся русский гитарист и педагог Александр Петрович Соловьев (1856—1911)

Александр Петрович Соловьев (1856—1911) — видный исполнитель и педагог. Воспитал многих одаренных учеников, таких, как В. Русанов, В. Ус-пенский, В. Юрьев, В. Березкин и других; создал Школу (издана в 1896 году), которая была лучшей в то время.

Валериан Алексеевич Русанов (1866—1918) — известный историограф и пропагандист русской се-миструнной гитары. Им было организовано издание всероссийского журнала «Гитарист» (1904—1906).

В период после Великой Октябрьской социали-стической революции многое сделали для популя-ризации семиструнной гитары М. Иванов, В. Юрьев, В. Сазонов, Р. Мелешко. Ими были созданы школы и самоучители для этого инструмента, оригинальные сочинения, обработки и переложения, составлены многочисленные сборники. М, Ивановым написана книга «Русская семиструнная гитара». Эти музыканты постоянно выступали как солисты и аккомпаниаторы в концертах, записывались на грампластинки.

В послевоенные годы выросло новое поколение исполнителей на семиструнной гитаре, которое достойно продолжает богатые традиции национальной исполнительской школы. Среди них: В. Вавилов, Б. Окунев, Б. Ким, С. Орехов, А. Агибалов. Репертуар семиструнной гитары пополнился за это время сочинениями композиторов Н. Чайкина, Б. Страннолюбского, Н. Нариманидзе, Н. Речменского, Г. Камалдинова, Л. Бирнова и других.

В наши дни наблюдается растущий в мире интерес к русской семиструнной гитаре. Выразим надежду, что в дальнейшую историю этого прекрасного самобытного музыкального инструмента будут вписаны новые славные страницы.

Из истории семиструнной гитары. XVIII—XIX век

В наше время практически невозможно представить себе русскую народную песню без семиструнной гитары. Однако завоевала она популярность, вытеснив из обихода городского населения балалайку, сравнительно недавно — в XIX веке. С тех пор каждый человек, одарённый музыкальными способностями наряду с любовью к народной песне и русской культуре, отдаёт дань этому замечательному музыкальному инструменту, хотя, конечно, на сегодняшний день шестиструнная гитара намного более востребована и популярна как среди профессионалов эстрады, так и в кругу музыкальных любителей.

Русские музыканты и семиструнная гитара

Гитара была излюбленным инструментом многих известных русских музыкантов. А. Алябьев, А. Варламов, А. Жилин, И. Хандошкин и многие другие деятели отечественной музыкальной культуры XVIII—XIX веков отдавали предпочтение русской семиструнной гитаре. В этой статье мы расскажем лишь о некоторых из них: Г. А. Рачинском, А. Е. Варламове, А. А. Алябьеве, П. А. Булахове, О. А. Петрове.

Гаврила Андреевич Рачинский

Гаврила Андреевич Рачинский (1777—1843) родился в городе Новгород-Северском, на Украине. Замечательный скрипач и композитор, он очень любил семиструнную гитару, часто играл на ней в концертах, сочинял вариации и пьесы. В течение многих лет жизнь Рачинского была связана с Москвой. В 1795—1797 годах он учился в гимназии при Московском университете, а затем довольно длительное время работал там же учителем музыки. С 1823 по 1840 год Г. Рачинский вновь в Москве. Именно в этот период он неоднократно гастролировал в Петербурге и других городах России, что принесло ему славу выдающегося артиста.

Характерно, что еще в 1817 году в «Московских ведомостях» (№№ 24 и 27) Г. Рачинский уведомлял о подписке на издание своих двадцати произведений для скрипки и семиструнной гитары. Среди десяти гитарных сочинений упоминались два вариационных цикла на темы русских народных песен «Я по цветикам ходила» и «Молодка молодая», а также пять полонезов, вальс, марш и фантазия. Но издать их по неизвестным нам причинам не удалось.

Человек разносторонней культуры, «вольтерьянец», как тогда говорили, Г. Рачинский был близок московским литературным кругам, в которых его имя было весьма популярно. На различных литературных вечерах он часто играл вариации на темы русских и украинских народных песен. На одном из таких вечеров, посвященном памяти поэта и драматурга Н. Н. Николева (его стихи легли в основу таких популярных песен, как «Взвейся выше, понесися», «Вечерком румяну зорю»), Г. Рачинский исполнил свои произведения и на скрипке, и на гитаре. Собравшиеся в доме воспитанника поэта И. Маслова, большого поклонника семиструнной гитары, автора сочинений для нее, были восхищены мастерством музыканта. «В тот вечер,— отмечалось в журнале „Сын Отечества” (1817, № 9),— скрипка в руках Рачинского и самая гитара одушевлялись под его перстами и заставляли ему удивляться».

Известно, что замечательным музыкантом были созданы для семиструнной гитары фантазии «Вечор был я на почтовом дворе» и «На берегу Десны».

Русский композитор Александр Егорович Варламов (1801—1848), автор различных популярных романсов и песен, которые многими считаются народными

Прекрасно владел гитарой творец многих популярнейших романсов Александр Егорович Варламов (1801—1848). У него рано проявилась музыкальная одаренность: самостоятельно мальчик научился играть на фортепиано, скрипке, виолончели, гитаре. В десятилетнем возрасте отец отправил его в Петербург, где он был зачислен в штат Придворной певческой капеллы малолетним певчим. Заметив прекрасные способности мальчика, директор капеллы, выдающийся русский композитор Д. Бортнянский, стал руководить его занятиями. По признанию самого А. Варламова, именно Д. Бортнянскому он обязан прекрасной вокальной школой и тонким знанием вокального искусства. Завершив музыкальное образование, А. Варламов в течение четырех лет служил учителем певчих в церкви при русском посольстве в Гааге. Здесь он уже выступает не только в качестве певца, но и гитариста. 19 февраля 1851 года петербургская газета «Северная пчела» в статье «Воспоминания о А. Е. Варламове» писала: «В другом кон-церте (в Брюсселе) из угождения артисту, дававшему концерт, (он) сыграл на гитаре Вариации Роде. Чистота и беглость игры на мелодическом инструменте, для многих слушателей того времени неизвестном, возбудили громкие рукоплескания; на другой день во французских брюссельских газетах было помещено выражение общей благодарности за доставленное публике удовольствие». Его выступление в Гааге было не единственным, в дальнейшем, уже в России, он нередко выступал как гитарист в концертах и в домашнем кругу.

В 1823 году Варламов возвратился на родину. На жизнь он зарабатывает уроками в различных учебных заведениях и частных домах. В это время композитор много сочиняет, часто исполняет свои романсы в концертах и в дружеском кругу, но не издает их. С 1832 года, получив место капельмейстера и «композитора музыки» Московских императорских театров, он поселился в Москве. Здесь Варламов находит признание и поддержку в московской артистической среде. Его талант ценили знаменитый трагик П. С. Мочалов, сам певец и сочинитель песен; поэт и актер Н. Г. Цыганков, на слова которого А. Варламов написал ряд своих романсов; М. С. Щепкин, А. Н. Верстовский и другие деятели русской культуры.

Вышедший в 1833 году в Москве сборник романсов композитора принес ему громкую славу. Песни его распространялись с необычайной быстротой и пелись представителями всех сословий. Особенно прославился романс А. Варламова «Красный сарафан», который звучал, по словам композитора Н. Титова, «и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика».

А. Варламов написал около 150 романсов, большинство на слова русских поэтов, некоторые на народные и собственные тексты. Характерно, что фактура сопровождения многих его романсов сугубо «гитарная», ибо этот инструмент был им особенно любим. А. Варламов сочинял не только романсы, но и театральную и балетную музыку.

Последние годы жизни композитора связаны с Петербургом. Здесь он работал над сборником народных песен «Русский певец», так и оставшимся незавершенным. В 1848 году А. Варламов скоропостижно скончался. В Музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве хранится рукопись сочинения Варламова для голоса в сопровожде-НИИ семиструнной гитары.

Русский композитор Александр Александрович Алябьев (1787—1851), автор знаменитой песни «Соловей» на стихи Антона Дельвига

Для гитары писал и разносторонне одаренный композитор Александр Александрович Алябьев (1787—1851). Многие творения его вокальной лирики намного опередили свою эпоху. Он обогатил русскую музыку новым содержанием, отразил в ней лучшие, прогрессивные устремления. Передовой человек своего времени, участник Отечественной войны 1812 года, он привнес в русскую вокальную лирику мотивы, присущие гражданской поэтике декабристов, мотивы патриотизма, любви к свободе, думы о тяжелой доле народа, сочувствие угнетенным. Многие его произведения стали явлением непреходящей ценности.

Среди его друзей — будущие декабристы А. Бестужев-Марлинский, П. Муханов, Ф. Глинка; писатели А. Грибоедов, В. Даль, В. Одоевский, знаменитый поэт-партизан Д. Давыдов; композиторы А. Верстовский и М. Виельгорский.

Творческое наследие Алябьева велико: 6 опер, 20 водевилей, множество произведений для оркестра и камерных ансамблей, фортепианные пьесы, хоровые произведения, свыше 150 романсов. Будучи прекрасным знатоком семиструнной гитары, он мастерски аранжировал для нее и оркестра произведения А. Сихры и С. Аксенова. Они были впервые исполнены гитаристом-концертантом В. Свинцовым в 1827 году1. В свою очередь, гитаристы делали блестящие обработки романсов Алябьева.

П. А. Булахов. В. И. Радивилов

Играл на семиструнной гитаре и Петр Александрович Булахов (ок. 1793—1835), отец автора многих популярных романсов П. П. Булахова. Он жил в Москве, был замечательным певцом. Хорошо владея гитарой, часто аккомпанировал себе в концертах.

Интересные аранжировки для гитары с оркестром принадлежат В. И. Радивилову, известному скрипачу и балалаечнику. Так, 2 апреля 1836 года он в дуэте с П. Дельвигом, учеником М. Высотского, играл свое сочинение для скрипки и гитары с оркестром. В том же концерте Дельвиг на семиструнной гитаре исполнил вариации на тему русской песни «Скажу, матушка, голова болит».

Михаил Иванович Глинка

Интересовался гитарой и основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка. Его знакомство с испанским фольклором во время путешествия по Испании в 1845 году состоялось во многом благодаря испанским гитаристам. Наигрыши Ф. Кастильо и особенно Ф. Мурсиано, которого М. Глинка назвал «удивительным гитаристом», послужили ему материалом для создания таких замечательных произведений, как «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота».

М. Глинка не только хорошо знал гитару и многих гитаристов, но и сам играл на ней. Известный композитор и пианист А. Дюбюк вспоминал: «Михаил Иванович Глинка часто слушал игру О. А (знаменитого оперного певца О. А. Петрова, ученика Сихры), случалось, что сам брал гитару и подбирал на ней аккорды»2.

Русский оперный певец и гитарист Осип Афанасьевич Петров (1807—1878). Портрет работы Константина Маковского (1870)

Интересно, что выдающийся певец Осип Афа-насьевич Петров (1807—1878) был незаурядным гитаристом, учившимся у А. Сихры. О несомненном признании его достижений свидетельствует тот факт, что А. Сихра поместил его аранжировку этюда Габербира в свою Школу. О. Петров научился играть на гитаре еще в раннем детстве. Любопытные факты об этом, а также о бытовании гитары в российской провинции, приводит В. Ястребов: «Следует полагать, что Петров еще в погребке выучился играть на гитаре… Гитара пользовалась тогда общей любовью городского населения и только около 1830 года уступила место гармонике. Иные гитаристы доходили до замечательного совершенства и приобрели знаменитость на несколько губерний; к таким известным игрокам принадлежал и Кладовщиков, привозивший в Елизаветград вина с Дона; сам он познакомился с этим искусством в Москве у какого-то местного виртуоза (у М. Высотского — А. Ш., Л. М.), а от него… научился Петров и научился так хорошо, что на целый город не было лучшего гитариста: „ Пальцы у него бегали по струнам как живые, по выражению одного елизаветградского знакомого Осипа Афанасьевича”»3.

Конечно, погребок дядюшки был не местом для одаренного юноши. Случай сводит его с заезжей театральной труппой, в которую он и поступает в 1826 году. 10 октября 1830 года состоялся дебют Петрова на сцене Мариинского театра в Петербурге. Трудолюбие и талант вскоре сделали О. А. Петрова одним из лучших исполнителей оперных партий.

Великий певец любил гитару до конца своей жизни. В Петербурге он стал учеником А. Сихры, имея самые серьезные намерения в отношении гитары. Дружеские отношения связывали его с В. Морковым, В. Саренко и другими гитаристами.

Семиструнная гитара оказала большое влияние на становление русской романсовой лирики. В сопровождении гитары пелись романсы и в великосветском салоне, и в скромном жилище мастерового, а иногда и в крестьянской избе!

Определенное влияние семиструнная гитара оказала и на русскую фортепианную музыку, особенно четко это прослеживается в творчестве А. Дюбюка, который под впечатлением от игры М. Высотского начал активно разрабатывать фольклорный материал.

Конец XVIII—середина XIX столетий — время расцвета искусства игры на семиструнной гитаре, уникальный культурный пласт непреходящей ценности.

Примечания

1 См.: Дамский журнал. 1827. № 7. С. 18.
2 Гитарист. 1904. № 5. С. 4.
3 Ястребов В. Осип Афанасьевич Петров/Русская старина. 1882. Т. XXXVI.

Колонка продюсера

Пару лет назад, когда в прессе писали о том, что по итогам продаж за год в магазинах музыкальных инструментов города Лондона, количество проданных ди-джейских проигрывателей превысило количество гитар, казалось, что пластмассовый мир окончательно победил. Но вдруг, с приходом весны 2001 года во дворах вновь стали появляться компании с песнями под гитару, в метро на каждом шагу встречаются молодые люди с характерными черными чехлами за спиной, все вроде бы встает на свои места. Равновесие восстанавливается, и происходит это благодаря в числе прочих таким ребятам, как команда Российского Гитарного Портала сайт. Портал объединяет в себе несколько сайтов на гитарную тему и был создан при взаимодействии профессионалов от Интернета и от гитары..

В музыкальном приложении к первому новогоднему журналу увидел свет совместный проект Издательского дома "Салон Аудио Видео" и портала сайт - "Гитаристы России". Название диска полностью соответствует содержанию, на нем собрана гитарная музыка различных стилей и направлений в исполнении мастеров инструмента. Мы сознательно стараемся избегать эпитета "лучшие", дабы не вызывать споров о вкусах. Наряду с именитыми профессионалами, здесь представлено творчество молодых виртуозов. Музыка настолько разноплановая, что, думаю, каждый сможет найти что то для себя.

Евгений Ильницкий "Papa John".

ГИТАРИСТЫ РОССИИ

Несмотря на то, что гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, гитарная музыка в России находится в полу-андеграунде. Музыканты данного жанра зачастую известны только специалистам. Ежедневно по радио мы десятки раз слышим их игру и не знаем их имен. Люди эти, как правило, работают за спиной у популярных артистов в качестве сессионных музыкантов и редкий всенародный хит обходится без их участия. Работа с поп-артистами для многих является способом заработать на жизнь, собственные же творческие амбиции находят выражение в гитарной музыке. У гитарной музыки нет регулярной серьезной прессы, где-то изредка проходят "нераскрученные" концерты, выходят небольшими тиражами альбомы, записанные на собственные деньги. Надеемся что выход в свет нашего диска хоть частично восполнит этот пробел.

Гитара - инструмент истинно народный, миллионы ребят разучивают летом во дворах и зимой в подъездах все эти "лесенки" и "звездочки", осваивают "баррэ" и "переборы". Беседуя с известными музыкантами, выясняется, что многие начинали точно так же, с песен под гитару в компании, где человек владеющий гитарой всегда пользуется авторитетом. Именно гитара, инновации в извлечении и обработке ее звука определили развитие всей популярной музыки второй половины 20 века. И не случайно ушедший век был назван веком гитары, веком рок-н-ролла.

Алексей Кузнецов - патриарх отечественной гитарной школы, автор популярных учебных пособий и один из лучших джазовых музыкантов страны, участвовавший во множестве известных проектах совместно со многими джазовыми звездами России. Долгое время Кузнецов работал в эстрадно-симфоническом оркестре Гостелерадио СССР и Оркестре Кинематографии где сотрудничал с такими классиками, как Микаэл Таривердиев и Михаил Петров, участвовал в записи музыки к отечественным кинолентам "Жестокий Романс", "17 мгновений весны" и многим другим. На нашем сборнике представлена пьеса Алексея Кузнецова, исполненная им в дуэте с еще одним старейшим российским гитаристом - Николаем Громиным, вместе с которым Кузнецов играл еще в 50-ых годах.

Дмитрий Четвергов - гитарист-универсал, свободно играющий в любом стиле. На протяжении многих лет Четвергов является самым востребованным сессионным гитаристом России, записавшим невероятное количество гитарных партий со звездами отечественной популярной музыки. В сольном творчестве Дмитрий экспериментирует с современными звуками и музыкальными технологиями. Две пьесы, представленные на сборнике прекрасно иллюстрируют этот факт. В композиции Propeller-Chet использован семпл группы Propellerheads, отсюда и название.

Дмитрий Малолетов - это ведущий российский специалист по "фортепианной технике" игры на гитаре (two-handed tapping) . Как студийный и концертный музыкант работал со многими российскими звездами. Несколько характерных цитат из интервью Дмитрия Малолетова: "…гитара для меня не просто инструмент ремесленника, это своеобразная область познания - наука о гитаре, в которой я, скорее, экспериментатор, чем профессор. Я убежден, что two-handed tapping - новая ступень в развитии гитары.", "играть на все случаи жизни -от фламенко до атонального фьюжна - такова специфика наших российских гитаристов."

Иван Смирнов - композитор, гитарист-виртуоз, создатель уникального направления, открывающего новые пути развития современной музыки и возвращающего музыкальное творчество к отечественным корням. Стиль Смирнова гармонично объединяет самые современные, самые актуальные музыкальные формы с русским мироощущением. Последние несколько лет пресса признает Смирнова лучшим акустическим гитаристом России. Ведущие исполнители мирового уровня (гитаристы Эл Ди Меола, Алан Холдсуорт) знакомы с творчеством Смирнова и дают ему высокую оценку. Его первый альбом "Карусельный Дед" был назван критиками в момент выхода "музыкальной сенсацией" и продан рекордным для такого рода музыки тиражом.

Игорь Бойко - гитарист, композитор, уделяющий много внимания импровизации. Определяющее направление в творчестве - музыка в стиле джаз-фьюжн. Игорь, как и большинство представленных на альбоме гитаристов, работает со звездами эстрады на концертных площадках и в студии. Уже долгое время принимает участие в Ансамбле Валерия Сюткина как инструменталист и автор, давние творческие узы связывают его с джазовым певцом, композитором и пианистом Сергеем Манукяном. Игорь записал несколько сольных альбомов. Помимо насыщенной концертной деятельности, Игорь Бойко занимается учебно-педагогической работой, являясь автором двух книг, посвященных гитарному искусству.

Еще не так давно Валерий Дидюля был уличным музыкантом, в этом амплуа объездил пол-Европы. Изучал гитару на родине фламенко - в Испании. В минувшем году Дидюля был признан лучшим гитаристом на своей родине - Беларуси. Ныне живет и работает в России и. готовит к выходу свой второй альбом. Стиль Валерия - авторская музыка фламенко, латиноамериканская акустическая гитарная музыка в современных модных, танцевальных обработках. В настоящее время тесно сотрудничает со многими исполнителями популярной музыки.

May Lian на профессиональной сцене с 1984 года, в конце 80-х начале 90-х годов работал в театре Аллы Пугачевой. После этого за три года путешествий получил опыт сессионной работы в 14 странах Европы. Вернувшись в Россию в 93 году, выпустил первую в стране видеошколу игры на гитаре, тираж двух частей видеошколы приближается к 500.000 экземпляров. Инструментальные композиции Мэй Лиана отличаются яркостью образов, нестандартным гармоническим построением. Индивидуальная манера исполнения, с использованием оттенков восточного колорита, делает этого гитариста легко узнаваемым на эстраде.

Александр Василенко обладает солидным опытом оркестровой работы. В конце 70-х, будучи еще совсем молодым человеком он начинал в Государственном оркестре Латвии "Нептун", в последующие годы работал в Оркестре Гостелерадио СССР под управлением А.Петухова и в оркестре Государственного Академического Большого Театра. А в 1994 году завоевал 1 место в номинации Blues Guitar в гитарном конкурсе телепрограммы Джэм. Столь контрастные этапы творческого пути характеризуют ширину стилевого диапазона Александра Василенко - от академической музыки до рока.

Леван Ломидзе - блюзовый гитарист грузинского происхождения. Творческую деятельность начал в Тбилисской филармонии по протекции Вахтанга Кикабидзе (барабанщиком в ансамбле, где играл Ломидзе был сын Вахтанга). В конце 80-х группа Левана Ломидзе стала "первой грузинской рок-группой, которая выпустила пластинку". В начале девяностых перебирается в Москву с группой Blues Cousins. Энергии музыкантов можно только позавидовать, со времени появления музыкальных клубов и по сей день группа Левана Ломидзе остается самым активно концертирующим блюзовым коллективом в столице. Представленное на нашем сборнике произведение Леван посвятил своей жене Мадонне Ломидзе.

Композиция "Летний Свет", написанная и исполненная московским гитаристом Дмитрием Ранцевым произвела на нас впечатление своей энергией, мелодикой и находками во фразировке. Дмитрий в основном известен слушателю по работе в группе Леонида Агутина. Представленная пьеса записана в сотрудничестве с басистом Сергеем Захаровым, клавишником Александром Смирновым и аранжировщиком Романом Трофимовым.

Антон Цыганков - совсем молодой гитарист, надежда отечественной гитарной музыки. Антон, так же как и коллеги по гитарному цеху работает с поп-исполнителями, неуклонно повышая профессиональное мастерство, и уже успел отличиться, заняв призовые места в нескольких гитарных конкурсах. Знатоки пророчат ему большое будущее.

Материал подготовлен Евгением Ильницким (Papa John) и Сергеем Тынку (stnk). Благодарность за помощь в подготовке диска Александру Авдуевскому (Cyco), Сержу Иванову, Дмитрию Фролову (DF), Насте, Fingy.

А тут вот недавно одолел меня вопрос: есть-ли сейчас у нас в стране достойные гитаристы. Довольно быстро в поиске я вышел на человека по имени Сергей Головин. Послушал и понял, что это наш Энди Джеймс, Винни Мур, наш Сатриани, наш и Вай в одном лице. Шучу, конечно, но в шутке... вы сами знаете. Правда. Чувак играет на высочайшем уровне.

Сергей Головин 1988 года рождения, живет и работает в Москве. Записал два альбома. За плечами у него музыкальное училище, если не ошибаюсь, по классу классической гитары. Играет просто шикарно. Сразу бросается на слух прекрасная работа со звуком. обладает своим узнаваемым стилем игры. Это четкость исполнения нот, скорость, отменная техника, гармония в музыке, мелодичность, внимание ко звуку в целом. Одним словом: прекрасно.

Вы знаете, еще несколько лет назад, ну такого просто не было. Вот эти ребята, родившиеся в 80-х, сейчас просто рвут шаблон своим уровнем игры. Это просто космос. Если, подчеркиваю, учесть, что в России вообще туго с электрогитарой, то Сергей - ну просто глоток чистого воздуха. Молодец! Просто мо-ло-дец!

Профессионал высокого класса - гитарист .

Я внимательно посмотрел ютубовские видео и прослушал два полноценных альбома Сергея Головина. Впечатления только положительные. Мне близок его подход к музыке, его мелодика.

Заинтересовавшись личностью С.Головина, я посмотрел несколько часов видео с ним. Всё это можно найти на Ютубе. Это интервью, записи с концертов. Сергей оказался абсолютно открытым, простым, приятным в общении человеком. В наше время это просто большая редкость. Я-бы даже сказал, что Сергей скромен. Очень положительное впечатление произвел просто, как личность, как человек. Никакого звездного налета. Никакого дутого самомнения. Я вот абсолютно без иронии говорю: пока есть в России такие люди, как Сергей Головин, не всё ещё потеряно.

Конечно, такой, уже сложившийся, мастер, как С.Головин, может сам давать советы, но я, как ценитель и знаток электрогитарной музыки, знакомый с игрой огромного числа гитарных виртуозов, рискну посоветовать Сергею продолжать совершенствоваться дальше на радость всем нам. А также я просто желаю ему творческих и личных успехов!

Давайте посмотрим несколько видео с нашим российским гитарным виртуозом - Сергеем Головиным . Тут видеонарезка интересных фрагментов из композиций Головина. Очень вкусно, посмотрите.

Вот "TwoGether", очень круто, зацените.

А вот очень классная лирическая вещица под названием "Don"t Forget" с альбома "Sense Of Reality" (2012).

Ну и еще одна вещица - погромче и понапористей. Очень и очень хорошо.

На мой взгляд, Сергей Головин вполне может выйти на мировой уровень известности с таким уровнем игры и отношением к звуку. С его талантом его запросто в состоянии пригласить к любому российскому известному исполнителю в качестве лидирующей гитары. Я не берусь давать ему советы, но мне кажется, ему надо выезжать из России куда-то за границу, туда где к электрогитаре питают интерес известные музыкальные лейблы и продираться там к мировому триумфу.

В случае с Сергеем Головиным - всё сошлось воедино. Это и талант Сергея и полученное им музыкальное образование и другие факторы. Вы только представьте: в России каждый год тысячи людей поступают в музыкальные школы на гитару. Учатся, выпускаются. И? И где все эти гитаристы? У Сергея талант. Ему есть что сказать в музыке. Он может выразить свои эмоции, чувства через струны электрогитары. Остается только догадываться, сколько труда нужно, чтобы так владеть инструментом, как владеет им С. Головин.

Многие из тех, кто желает научиться игре на таком музыкальном инструменте, как гитара, мечтают о том, чтобы однажды стать всемирно известными и завоевать сердца поклонников, исполнять качественную и запоминающуюся музыку. Несмотря на то, что игра на гитаре достаточно сложна, именно этот инструмент стал одним из самых известных во всем мире. Услышать аккорды гитары можно не только на концертах, но и на улицах, в небольших компаниях на природе и т.д. Каждый из музыкантов, добившийся всемирной известности и признания, прошел очень долгий и тернистый путь. Было потрачено много сил, терпения, проявлена огромная воля и стремление к своей цели. Не обошлось без любви к своим фанатам и, разумеется, инструменту.

Так как всего существует несколько видов гитар, то и рассказывать о лучших музыкантах, на которых будут равняться новички, следует отдельно. Составить один общий список просто невозможно, ведь каждый гитарист обладает собственной, отличительной манерой игры, которую многим даже не удастся повторить. Кто же они, самые известные гитаристы мира? Наверняка многим будет интересно узнать и о том, кто входит в условный список самых известных гитаристов России.

Легенды музыкального мира

Все известные бас-гитаристы современности слышали имя одного из лучших людей, который играл на этом инструменте. Это Пол Маккартни. Его история, как бас-гитариста, началась при следующих обстоятельствах: он часто подменял басиста Стюарта Сатклифа, когда тот занимал место гитариста в группе Леннона. Однако, когда непутевый басист покинул группу окончательно, Полу пришлось занять его место и «работать» с инструментом серьезно. Первое время он был очень недоволен сложившейся ситуацией и постоянно ворчал. Однако шло время, и вскоре его по праву признали одним из величайших музыкантов.

К категории «известные бас-гитаристы» следует отнести не слишком известного публике, но очень талантливого музыканта Жако Пасториуса. Этот великий человек сделал так много для музыкального мира, что среди профессионалов даже принято разделять два временных промежутка – до Жако и после него. Ни один современный музыкальный критик не может дать точное определение манере игры Жако. Его совершенствование и «метания» от стиля к стилю, отличнейшие успехи в игре на бас-гитаре и по сей день остается наглядным пособием для многих музыкантов. Кроме того, этот гениальный человек записал сольный альбом, который два раза был номинантом на «Грэмми», а спустя много лет продолжает носить почетное звание «Лучшего альбома среди бас-гитаристов».

Что стоит знать о классике?

Довольно сложно начать составлять список известных классических гитаристов. Людей, посвятивших свою жизнь , множество, и каждый из них достоин уважения и славы. Поэтому можно упомянуть многих гитарных классиков, чьи имена, возможно, кто-то увидит первый раз. Зато это отличный шанс более подробно познакомится с историей жизни, заслугами и творчеством каждого из них. Это Маттео Каркасси, Фернандо Карулли, Дионисио Агуадо, Таррега Эйксеа Франсиско, Андрес Сеговия, Эмилио Пухоль, Августин Барриос, Мария Луиза Анидо, Кодина Хосе Брока, Ферранти Марк Аврелий де Дзанни, Бартоломе Калатаюд, Анхель С.Вильольдо, Леньяни Луиджи, Эйтор Вила-Лобос, Мауро Джулиани, Фернандо Сор.

Из современников следует отметить следующие имена: Джон Вильямс Джулиан Брим, Лео Брауэр, Владимир Микула, Эрнесто Битетти, Хосе Мария Гальярдо Дель Рей, Роланд Диенс, Кацухито Ямашита, Мануэль Барруэко, Пепе Ромеро. Это не весь список, но наиболее известные классические гитаристы, сделавшие огромный вклад в музыку.

Известные имена в соло игре

Что касается категории «Известные соло гитаристы», то здесь следует заострить внимание на представителях рок-музыки. Именно в ней довольно часто музыканты могут проявить себя в полной красе.

Первое место без капли сомнения следует отдать Ритчи Блэкмору. Каждое его произведение наполнено невероятным мистицизмом и глубокой философией. Причем, со временем его творения становились все более медленными и вдумчивыми. Этот уникальный человек сделал невероятными произведения таких групп, как Blackmore’s Night, Rainbow, Deep Purple. Браво, Ричи!

Второе место могут поделить Дэвид Гилмор и Кирк Хэммет. Эти люди обладают невероятным талантом, заставляющим не только мурашки бегать по коже от музыкальных произведений, но и по-настоящему наслаждаться их творчеством. Две знаменитейшие группыPink Floyd и Metallica удостоились чести иметь таких гитаристов.

На самом деле, известные соло гитаристы составляют довольно обширный список. В нем каждому из музыкантов надо отдать должное место. Возможно мало будет и книги для увековечивания их имен. Среди них Джимми Пейдж, Эдди Ван Хален, Карлос Санта, Тони Айоми, Пит Таушенд, Гари Мур, Эрик Клэптон и многие другие.

Популярные люди из разных направлений

Самый известный джазовый гитарист, по мнению большинства изданий и музыкальных критиков – Джанго Рейнхардт. Он один из первых европейских музыкантов, проникшихся необычным стилем игры. Еще один известный джазовый гитарист – Чарли Крисчен.

Самый известный рок-гитарист всех времен и народов (хотя, просматривая его виртуозную игру, это не только рок) – это Джимми Хендрикс. Этот человек-легенда признан таковым не только за невероятные пируэты с инструментом, но еще и за естественность и наслаждение, которое он получал и дарил всем своим слушателям.

Эрик Клэптон, Брайан Мэй, Джорж Харрисон, Дуэйн Оллмэн, Ангус Янг – каждый из них великий и очень известный рок-гитарист, по праву заслуживший такой титул.

Все люди, о которых упоминалось выше – самые известные гитаристы мира, сделавшие то, что не под силу многим современным музыкантам. Нельзя забывать, что это - далеко не весь список, с котороым стоит ознакомиться.

Кстати, самые известные гитаристы России тоже заслуживают особого внимания слушателей и читателей. Среди них наиболее значимыми являются Алексей Кузнецов, Дмитрий Малолетов, Дмитрий Четвергов, Игорь Бойко, Валерий Дидюля, Виктор Зинчук, Сергей Маврин, Владимир Кузьмин, Иван Смирнов и другие.