Что изображено на картине зимний вечер. Описание картины Николая Крымова «Зимний вечер

/ / Сочинение-описание по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

Картина «Зимний вечер» была написана Н. Крымовым в 1919 году. На картине изображена зимняя деревня. Глядя на картину, возникают тёплые чувства гармонии и умиротворения.

На переднем плане замерзшая речка. Снег отражает на ней свой голубой перелив, и она кажется нам бирюзовой. На берегу реки растут кустарники, которые смогли пережить мороз. Между чёрными кустарниками сидят вороны, нахохлившие своё оперение, пытаясь не замёрзнуть.

На центральном плане маленькая деревушка, нарисованная в коричневых красках. Крыши домов припорошены снегом, а из окон исходит тёплый свет.

На тропинке перед домами мы видим жителей этой деревни, которые идут с речки. Жители изображены тепло одетыми, по их одежде видно, что мороз выдался особенно крепким. От жителей идёт тень, а, значит, скоро стемнеет. Они торопятся домой, чтобы скорее согреться в этот холодный зимний вечер.

Присутствие людей на картине добавляет русский колорит жизни и быта простого человека. Они идут по тропинке, которая кажется тонкой ниточкой среди заснеженной поляны. Поляна перед домами выглядит воздушной и пушистой, можно представить, как снег крупными хлопьями застилал эту землю.

На одном уровне с деревней изображены два стога сена и лошади, которых вывели люди с целью накормить. Они изображены чёрной миниатюрой. Мы не можем разглядеть их лица и фигуры, что подчеркивает типичность общей картины.

На заднем плане виднеется купол церкви и амбар, которые прячутся в чёрных ветках деревьев.

Общие краски картины умиротворяющие. Глядя на холст, хочется вернуться в детство. Данная деревня напоминает изображение российской глубинки и ее жителей.

Небо изображено в зелено-жёлтых тонах, на его контрасте выделяется лес, расположившийся позади деревушки чёрной тучей.

Картина нарисована в реалистичных тонах, чтобы передать натуральную красоту природы. От самой картины веет холодом и стужей. Мы можем предположить, что изображен январь. Именно в январе самый суровый мороз.

Краски неба предсказывают нам скорый розовый закат, который наполнит картину другими цветами.

Великий живописец хотел показать обычный вечер в деревне, чтобы человек увидел, что такая красота присутствует в жизни каждый день, стоит только рассмотреть. Зима передана шедеврально: это и контраст речки и неба, чёрные ветви деревьев, огромные снежные поляны. Картина напоминает нам пейзаж из традиционной русской сказки.

Крутяк! 9

В сочинении представлен анализ картины Крымова «Зимний вечер»: описаны основные планы, произведен краткий анализ использования художником цвета, высказано мнение писавшего.

Николай Петрович Крымов – русский живописец. На большинстве его картин изображена безлюдная природа, которая выглядит весьма поэтично.

Одна из таких картин лежит передо мной. Она носит название «Зимний вечер». На ней изображена деревенская околица. Меньше десятка деревянных строений, виднеющийся купол церкви и двое саней с дровами – все, что составляет картину. Глядя на нее, в душе у смотрящего рождается чувство умиротворения и теплоты, хотя на полотне показана зима.

На переднем плане работы Крымов показал закованную льдом реку. Вода чистая и прозрачная. У берега из-подо льда смотрят островки мелководья. На берегу растут кусты. Темные птички сели у края льда и на ветках куста. Наверняка, автор рисовал, стоя на противоположном берегу, который гораздо выше реки, так как взгляд художника устремлен сверху вниз.

На заднем плане картины художник представил маленькую зимнюю деревню. За ней высятся дубы и тополя. Лес контрастно выделяется на фоне белого снега и яркого неба. Автор решил изобразить небеса в зеленовато-желтых тонах. Чувствуется приближение вечера. На небе нет ни одного облачка. Кажется, смотришь на картину – и слышишь звенящую тишину.

Впереди домов стелется громадное снежное поле. Крымов гениально пользуется палитрой цвета для передачи оттенков снега: начиная с синевато-черных теней, падающих от домов, заканчивая белоснежными покровами крыш. Но основной цвет снега все же нежно-голубой, так как наступающий вечер одаривает снег нежной синевой.

Главный объект работы – деревушка в пять домиков. В окнах стоящего в центре преломляется солнечный свет. За жилыми постройками виден купол колокольни. У первого из домов выстроен амбар. К нему едут тихо пару возов с сеном. К домам по узкой протоптанной тропинке идут четверо человек. Фигуры едва различимы. Но по размеру, позе и одежде, можно предположить, то впереди бредет семья с ребенком. Чуть позади женщина решила остановиться, чтобы полюбоваться красотой окружающей природы, мимо которой в столь теплый зимний денек пройти просто невозможно.

Эта картина Крымова мне понравилась. На полотне царит покой и умиротворение. Я не люблю зиму из-за морозных метелей и гололедицы. Но знакомство с этой картиной заставило изменить свое мнение. Я поняла, что русская зима бывает мягкой и солнечной.

Еще больше сочинений на тему: «Зимний вечер»

Передо мной картина Н. Крымова “Зимний вечер“. Разглядываю её, и всё изображённое на ней кажется мне знакомым. На большей части картины художник изобразил снег. Пушистый, густой, снег лежит везде: на земле, на крышах домов, он почти скрывает под собой небольшие кустики и бурьян на переднем плане. Мне кажется, что Н. П.Крымову важно было подчеркнуть обилие снега, потому что именно снег – это главная примета русской зимы. Художник изобразил зимний вечер на своей картине. На закате снежное пространство уже не блестит, краски приглушены. Солнце скрывается за горизонтом, его последние лучи меняют цвет снега. В тени он синеватый, и его хорошо видно, какой он глубокий и пышный. Там, куда ещё достают солнечные лучи, снег выглядит розоватым. Тропинки, протоптанные в снегу, заметны издали. Их глубина показывает нам, что зима уже вступила в свои права, снег до этого шёл уже довольно долго. В центральной части полотна мы видим картину, привычную для деревенской жизни: люди возвращаются домой, стараясь успеть зайти в жилища до темноты. По узкой тропинке двое взрослых идут с ребёнком в деревню, чуть сзади в том же направлении движется ещё один человек. По дороге в деревню едут двое запряжённых лошадьми саней, на которых нагружены большие копны сена, лошадьми управляет возчик. Фигуры людей не прорисованы чётко, они маленькие и почти бесформенные, потому что люди одеты по-зимнему и расположены не на переднем плане. На границе вечернего света и тени сидят чёрные птицы. Они не летают, наверное, в такой холод, берегут силы. Я хорошо представляю их редкие крики, в зимней тишине они бывают далеко слышны.

Источник: uchim.org

Николай Петрович Крымов - русский художник-пейзажист. Его очаровывала неброская красота родной русской природы. Особенно он любил снег, мороз, спокойную величавость зимы. Хотя картина называется «Зимний вечер», но она очень светлая, видимо, вечер только начинается. Наверное, поэтому небо, которое занимает большую часть картины, ярко-зеленого цвета. Согласитесь, зеленый закат приходится увидеть нечасто. А больше всего на картине снега. Похоже, что зима очень снежная и сугробы высокие. Удивительно, какие цвета использует художник, чтобы изобразить белый снег. Это и серый, и синий, и голубой, и чисто-белый на крышах. Эти разные цвета передают ощущение мороза, холода и чистоты снега, укрывающего всю землю.

Картина Крымова «Зимний вечер» - это пейзаж, но на нем не просто изображена природа и красивый вид. Это пейзаж с присутствием людей, их жилищ, а потому от него веет особым теплом. На среднем плане мы видим тонкую тропинку, протоптанную в сугробах, по которой идет вереница людей. Это крестьяне, что живут в деревянных избах неподалеку. Среди закутанных фигурок можно различить и детей, которым такая зима наверняка доставляет радость. На переднем плане несколько темных точек, в них тоже угадывается деревенская детвора - дети катаются с горки на санках. Скоро стемнеет и мамы позовут их домой.

В левой части картину диагонально пересекает проселок, по нему движутся две лошадиные упряжки со стогами сена. День клонится к вечеру и людям надо успеть закончить свою работу до наступления темноты. Деревья и дома выглядят темными, почти черными, но это все же не черный, а темно-коричневый теплый цвет. В этих домах наверняка тепло и уютно. На косогоре виднеется купол церкви, это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью.

Источник: сезоны-года.рф

На картине Крымова «Зимний вечер» изображены люди, которые неспешно идут по тоненькой тропинке домой. Они пробираются сквозь сугробы, а до дома еще идти далеко. Немного поодаль мы видим дома, которые находятся на приличном расстоянии друг от друга. От них веет теплом и уютом, но до этого уюта еще нужно добраться. А вдали виднеются две телеги, которые перевозят сено. В целом, картина добрая и немного идеалистичная. Просто каждый знает, что зима отличается многоликостью. Она может потрепать путника в страшнейшей метели, а потом обнадежит нежаркими лучами зимнего солнца.

Художник подобрал оптимальное сочетание цветов, которое показывает, что зимний вечер может быть прекрасным. Кристально чистый, белый снег искрится в лучах заходящего солнца. А за всей этой красотой наблюдает идеальное, фантастическое небо, которое бывает таким только по особым дням. Правда, на картине есть несколько темных пятен – это деревья. Они четко прорисованы темными красками, так как еще не успели получить новые наряды.

Картина Крымова «Зимний вечер» вызвала у меня легкое чувство грусти по уходящему времени, которое нельзя остановить. Хотя создателю этого волшебного полотна удалось невозможное – он заставил время подчиняться ему.

Источник: artsoch.ru

Известный русский художник-пейзажист Николай Петрович Крымов создал много великолепных картин. Мне знакомы некоторые художественные произведения этого живописца, но больше остальных симпатизирует пейзаж, который автор назвал привычным, казалось бы, названием «Зимний вечер». Но картина не так обыкновенна, как ее название. Во мне она вызывает много эмоций и впечатлений. Давайте рассмотрим полотно Крымова «Зимний вечер».

Мы видим, что художник нарисовал деревню. Время года на картине – зима. Вглядываясь в холст, я ощущаю чувство умиротворенности, сдержанности и покоя. Большая половина картины занята снегом, чувствует морозец. Но мне все равно кажется, что зимний вечер в это день был теплым.

На переднем плане художник расположил речку, которая под натиском мороза уже давно покрылась толстым льдом. Река подо льдом чистая и прозрачная. Возле реки, у самого берега растет кустарник. У кромки льда расположились птички. Наверное, им холодно. Возможно, что свою картину художник рисовал, стоя на противоположном берегу речки, на небольшой возвышенности или пригорке.

Рассмотрим второй план полотна. Мы видим на нем расположившиеся деревянные избы, за которым растет лес. Разглядеть деревья, растущие в нем, мы не может. Наверное, это могучие дубы или тополя. Лес на картине выделяется темным пятном. Явно чувствуется контраст между ним и небом желтоватого оттенка. Заметно, что зима выдалась снежная, ведь сугробы перед домами стоят высокие. Но снежные заносы не хочется называть тяжелыми, ведь снег художник изобразил воздушным, легким и пушистым. Об этом говорит и использованный живописцем нежно-голубой цвет.

В одном из домов можно разглядеть мерцающий свет, слева видны купола небольшой колокольни. По тропинке к домам идут жители деревни.

Художнику Крымову удалось передать в своей картине «Зимний вечер» не только состояние природы в это время года, но и деревенскую атмосферу. После знакомства с картиной хочется тоже отправиться в деревню, чтобы надышаться свежим морозным воздухом, а вечером после прогулки погреться у теплой печи.

Источник: sochinenienatemu.com

На картине изображена небольшая деревушка в зимнее время. Большую часть картины занимает пушистый снег, он покрыл всю землю и даже расположился на крышах домов. Очень красиво передана палитра оттенков цвета снега – переходящего от тёмно-голубого до белого. Создаётся впечатление, что природа уснула до весны, укутанная морозом. За деревней виден густой лес, с могучими высокими деревьями, выделяющийся тёмной массой на фоне желтовато-зеленоватого неба. Среди ветвей деревьев, виднеется купол церкви.

На переднем плане картины можно рассмотреть скованную льдом реку. Вдоль неё расположены небольшие кустарники, на которых расположились птицы. Возможно, они пребывают в поиске еды, либо обессилили от холода и отдыхают.

За горизонтом скрывается солнце, его последние лучики изменяют цветовую гамму снега. На деревню спускается вечер. В окнах деревянных домов видны отблески уходящего солнца, а может это и уже горит свет. К деревне протоптаны тропинки, которые заметны издали. По их снежной глубине можно предположить о полноправном наступлении зимы.

В центральной части полотна видны люди с маленьким ребёнком. Они идут по узкой протоптанной дорожке, возможно, спешат попасть в деревню до наступления темноты. Судя по силуэтам, они тепло одеты, а снег так и скрипит под их ногами. Одна женщина остановилась, возможно, чтобы полюбоваться зимним пейзажем. С другой стороны в деревню направляются двое саней, запряжённых лошадьми с большими копнами сена. Извозчики идут рядом и управляют лошадьми. К одному из дворов примыкает постройка амбара, наверное, люди, везущие сено, направляются к нему.

Невзирая на изображение зимы, картина передаёт чувства тепла, спокойствия и теплоты. На картине хорошо передана красота русской природы зимой. Смотря на картину, получаешь ощущение свежести от морозного воздуха.

Тема. Контрольное сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер ».

Планируемые результаты:

Предметные: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением; расширить словарный запас учащихся; учить видеть красоту речи, развивать наблюдательность; конкретизировать знания детей о явлениях природы, характерных признаках зимы.

Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; успешность учебной деятельности; стремление к речевому самосовершествованию; формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Оборудование: презентация, карточки, дополнительный материал.

Тип урока : контроль знаний и умений

Ход урока.

I . Оргмомент

II . Определение темы урока.

Обращение к иллюстрации Н.П. Крымова «Зимний вечер» .

Какова тема сочинения?

Целеполагание.

III . Чтение стихотворения о зиме (слайд )

1. Слово учителя.

Ребята, обратите внимание на то, как описывают красоту зимней природы замечательные поэты.

Многим художникам тоже близка эта тема. Среди них – Николай Петрович Крымов.

IV. Словарная работа.

Пейзаж – 1.Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, специалист по пейзажам.

V . Работа над темой.

1. Рассказ о художнике и его картинах (Максим).

Н.П.Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, мастер пейзажа родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича был первым учителем, сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи, ваяния и зодчества, куда поступил Крымов в 1904 году.

Склонность Н.П. Крымова к пейзажу определилась с юношеских лет. Он страстно любил природу. В основе его творчества лежало живое восприятие мира. Крымов по-новому увидел и утвердил красоту природы, показал природу в тесной связи с человеком.

Н.П.Крымов рано становится признанным художником. В 1906 г. он создаёт свои первые пейзажи «Крыши под снегом», «Солнечный день», «Летняя ночь», которые принесли ему известность.

Большое место в творчестве Н.П. Крымова занимает изображение зимы. Именно в зимних пейзажах с особо силой проявилось умение художника запечатлевать в живописных полотнах поэзию будней. Покоем и тишиной веет от мирной, неторопливой жизни, изображённой на картине «Зимний вечер» (1913 г.). Человеческие фигурки, являясь неотъемлемой частью природы, помогают более глубокому раскрытию её состояния: покой и умиротворённость, которые наступают в предвечерний час.
2. Беседа по картине.

Учитель: Рассмотрите репродукцию картины и ответьте на вопросы.

-Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова «Зимний вечер»? («Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, потому что от нее веет тишиной и спокойствием».)

- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера? («Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещённый лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип полозьев саней, нагруженных снегом».)

- Что с первого взгляда привлекает в картине? («Наше внимание привлекает голубой снег с лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план».)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

3. Работа в группах. (Задания на карточках.)

Карточка 1

-Какие признаки наступающего вечера вы видите на картине? (Это прежде всего длинные предвечерние тени. На переднем плане мы видим густую тень от холма (с него, очевидно, художник писал картину), в которой как будто растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит всё в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко протоптанной тропинки, ведущей к домам. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком».)

Карточка 2

-Подумайте над вопросом и ответьте устно:

-Каким изобразил художник небо в предвечерний час? («Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет художник подобрал потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба сочетается с цветом деревьев».)

4. Беседа с классом.

-Ребята, обратите внимание на особенности построения картины. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняются картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

-Какие цвета художник использовал для описания зимнего вечера? («Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий, лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Вместе с тем употребил и тёплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла».)

-Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на этот пейзаж?

(«Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега от лучей заходящего солнца».)

5. Словарно-орфографическая работа.

-Укажите условия выбора орфограмм:

П..йзаж, к..ртина, из..бражён, сум..рки, иску(с,сс)тво, жив..пись, в..л..колепный.

6.Словарно-стилистическая работа.

Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. (Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный.)

- Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине. (Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.)

7. Составление плана сочинения – описания.

Примерный план.

I. Н.П. Крымов – замечательный художник–пейзажист.

II. Зима в изображении художника Н.П. Крымова.

1. Признаки наступления вечера:

в) небо, воздух.

2. Особенности композиции пейзажа.

3. Цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера.

III.Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?

VI . Работа над сочинением.

1. Варианты вступления.

(«Н.П. Крымов рос в мире искусства. Отец был первым учителем,сумевшим прекрасно подготовить его в школу живописи. Николай Петрович с детства любил природу, поэтому писал пейзажи, связанные с жизнью людей. А зима – одно из любимых времен года художника».)

2-3 ученических.

2. Варианты заключения.

2-3 ученических.

IX . Письменная работа над сочинением.

Дополнительный материал

Настроение

Создается приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от неё веет тишиной и спокойствием.

Снег

Наше внимание привлекает глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещённый лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчёркивает затемнённый передний план.

Тени

На переднем плане мы видим густую тень от холма, в которой как бы растворяются запорошенные снегом кусты. Чем ниже садится солнце, тем больше становится тень, скоро она достигнет деревни и погрузит все в сумерки. Длинные тени отражают фигурки людей, кусты. Длинную тень мы видим и вдоль глубоко притоптанной тропинки, ведущей к домам.

Небо

Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с жёлтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зелёный оттенок. Цвет неба хорошо сочетается с цветом деревьев.

Деревья

Справа видна могучая сосна с искривлёнными ветками и пышной кроной. Слева, вдали, виднеется густой лиственный лес, а в центре картины – высокие куполообразные деревья рыжевато-коричневого цвета, который они приобретают от лучей заходящего солнца.

Цвета

Художник использовал в основном холодные цвета, которые передают ощущение морозного вечера, и вместе с тем употребил тёплые цвета. Они передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

Чувства и мысли

Этот пейзаж вызывает у нас чувство умиротворённости, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом, полюбоваться радужными красками неба и снега.

Я смотрю на картину «Зимний вечер», которую нарисовал известный художник-пейзажист Н. П. Крымов. На ней изображена деревня в зимних красках. Глядя на эту картину возникает чувство спокойствия и умиротворения. Кажется что, не смотря на огромное количество снега, этот зимний вечер теплый и солнечный.

На первый план картины, художник вынес замерзшую реку, чистую и прозрачную, потому что лед изображен на ней гладким. У берега из подо-льда можно разглядеть темные пятна, их еще называют островками мелководья. А у самого берега мы видим растущий кустарник. Несколько птичек уселись на кромке льда и на самом кусте. Мне кажется что художник, рисуя свой пейзаж, находился на противоположном берегу, возможно, даже на пригорке.

На втором плане деревенские избы, а за ними и растущий лес. Можно предположить, что в лесу растут дубы и тополя. Лес художник выделил, создав контраст светлого желтоватого неба, и темных домов. Перед домами раскинулись просторы со снежными сугробами, но снег не кажется тяжелым. Наоборот он кажется легким и воздушным, потому что художник изобразил его голубым цветом. В окне одной из изб, можно разглядеть мерцающий свет, немного левее можно увидеть купола колокольни. У одного из домов стоят два воза наверно с сеном, по узкой тропинке двигаются жители этого села.

Для изображения снега автор пользуется разными оттенками и белого и нежно голубого цветов. Я думаю, художник хотел в своей картине передать нам настроение деревенской атмосферы. Глядя на произведение у меня возникает чувство покоя и умиротворения. Хочется стать одним из тех жителей, которые идут по тропинке. Вдохнуть морозного воздуха и окунуться в атмосферу деревенской жизни. Спасибо Крымову, за то, что подарил несколько минут фантастического путешествия, в мир фантазий

Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" .

Цели и задачи:

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
  2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
  3. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
  4. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимний вечер)».
  5. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон.
  6. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы

Оборудование:

Презентация Power Point;

Раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто, разноуровневые задания).

Повторение:

Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста;

Ход урока:

  1. Вступление

А) Слово учителя. Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. Наша задача - познакомиться с особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение - сочинение по картине.

Б) Актуализация знаний. Что бы вы изобразили на своей картине «Зимний вечер»? Какие краски использовали на полотне? Где бы происходило действие вашего пейзажа? Легко ли передать на картине сумерки?

В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа , как поэт скромной русской природы. Сейчас мы прочитаем искусствоведческий текст И.Бортко и познакомимся с особенностью манеры письма Н.П. Крымова.

  1. Работа с текстом

Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня. И.Б. Порто.

1. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Прочитайте текст выразительно.

3. О чем этот текст? Какова его тема?

4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?

5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова).

6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает автор? (Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи).

7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова - живопись полутонов ).

8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).

9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).

10. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:

Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).

Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Подчеркните прилагательные с существительными, к которым они относятся

Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника - живопись полутонов? (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую).

Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-.

Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное ).

Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины) .

Обобщение.

Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.

  1. Работа с картиной

1. Рассматривание картины.

2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием ).

4. Какие признаки наступающего вечера вы видите? (Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).

Тени на снегу : длинные, предвечерние, лилово-голубые, густая тень от холма, длинная тень вдоль глубоко протоптанной тропинки.

О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега . Дома вы должны были работать со словарём и найти эпитеты, помогающие описать снег. (Белый, голубой, голубовато-серый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый, лилово-синеватый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, глубокий)

5. Работа по карточкам : В: описание неба;

С, Н: описание деревьев.

В вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).

Н, С вариант: Какими изображены деревья?

(Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева - густой лиственный лес, а в центре картины - высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).

6. Палитра художника.

Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).

Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).

7. Что мы видим в центре картины? Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

В чем особенность построения картины, ее композиции?

(Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины.

8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола...)

9. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).

10. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», - говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1. Н.П.Крымов - художник-пейзажист.

2. Зима в изображении художника

а) Снег, небо, тени

б) Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

в) Палитра художника.

3. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение...»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.

Примеры сочинений