Он стар удручен годами войной заботами. Запятая перед союзом " КАК " ставится

В творчестве почти каждого поэта есть тема родной природы. В то же время одна и та же тема раскрывается совершенно по-разному не только у разных поэтов, но и в творчестве одного автора.

Прочитайте стихотворения о родной природе русских поэтов XIX века. Проследите, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов. Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений, но и систему образов и изобразительных средств, тональность каждого текста, отношение автора к изображаемому времени года и т.д. Чтобы ваша работа была выполнена наиболее точно, советуем составить подробный план сопоставительной характеристики.

Ю. Лермонтов (1814-1841)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Вопросы и задания

1. Что в природе способно успокоить лирического персонажа, заставить его забыть «души тревогу», «разогнать морщины на челе»?

2. Поэт изображает конкретное время года или создаёт обобщённый образ природы? Обоснуйте свой вывод.

3. Какой предстаёт природа в стихотворении? Дайте развёрнутый ответ, включая в него образы стихотворения М.Ю. Лермонтова.

4*. Как связаны природа и Бог в стихотворении?

И. Тютчев (1803-1873)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Вопросы и задания

1. Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?

2. Почему эту пору поэт величает «дивной»? В ответе используйте художественные образы стихотворения.

3. Убранное поле в стихотворении - «отдыхающее», и «...паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде». Почему поэт даёт такое описание?

4. Какое настроение создаёт система художественных образов в стихотворении?

ЕСЕННИЕ ВОДЫ

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!

Весна идёт, весна идёт,

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней».

Вопросы и задания

1. Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль?

2. Выпишите слова, передающие состояние пробуждающейся природы.

3. Описывая пробуждение талых весенних вод, Ф. Тютчев употребляет слово торжественного стиля: «гласят». Как вы думаете, почему? Какие ещё средства художественной выразительности создают особую торжественность?

A. Фет (1820-1892)

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег, |

И саней далёких

Одинокий бег.

Вопросы и задания

1. Чем зима «родна» поэту? Почему зимний пейзаж для него - «чудная картина»?

2. Вы прочитали различные стихотворения о зиме. Расскажите о своём отношении к этому времени года. Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, восклицательные и вопросительные предложения, риторические фигуры.

Е.А. Баратынский (1800-1844)

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьём она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!

Зачем так радует её

И солнце и весна!

Ликует ли, как дочь стихий,

На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нём

Забвенье мысли пьёт,

Кого далёко от неё

Он, дивный, унесёт!

Вопросы и задания

1. Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку?

2. Вместо слова жаворонок Е. Баратынский употребил жав-ронок. Как вы думаете, почему?

3. Какое настроение создаёт поэт в стихотворении? С помощью каких образно-выразительных средств? Какова роль восклицательных предложений?

4. «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт. Дайте ответ на этот вопрос.

5. В каких строках заключена главная мысль стихотворения?

З. Суриков (1841-1880)

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далёком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздаётся:

То табун коней в ночное

По лугам несётся.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят.

Мужички сторожевые

Улеглись под лесом

И заснули... Не шелохнет

Лес густым навесом.

Всё темней, темней и тише...

Смолкли к ночи птицы;

Только на небе сверкают

Дальние зарницы.

Кой-где звякнет колокольчик,

Фыркнет конь на воле,

Хрупнет ветка, куст - и снова

Всё смолкает в поле.

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпя искры,

Змей летит крылатый.

И какие-то все в белом

Тени в поле ходят..

Детям боязно - и дети

Огонёк разводят.

И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко,

Освещая тьму ночную

Далеко и ярко.

Вопросы и задания

1. Найдите самое главное отличие стихотворения о природе И.З. Сурикова от стихотворений других поэтов, приведённых в данном разделе.

2. Стихотворение называется «В ночном». Что значит - быть в ночном? Как вы понимаете заглавие произведения?

3. Какие детали лета вы увидели в стихотворении?

Живое слово

Подготовьте рассказ о летней ночи. Введите в него средства образной выразительности.

После уроков

1. Подготовьте вопросы для викторины «Природа в произведениях русских поэтов XIX-XX веков» и проведите её.

2. Работы каких художников вы бы поместили в книгу стихотворений о природе родного края? Как бы вы назвали это издание?

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Лирика - один из трёх родов литературы, основное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделённой любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцанием картин природы. Образы природы наиболее часто встречаются в стихах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед силами окружающего мира. Так, стихотворение Я. П. Полонского "По горам две хмурых тучи…" рисует картину начала вечерней грозы. Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём олицетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чертами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает) . Этим он оживляет природу. Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью. В стихотворении Ф. И. Тютчева "Неохотно и нес мело…" также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил её края. Лирический герой не страшится стихии, а любуется её мощью, восхищается её силой. Не менее выразительно стихотворение И. С. Никитина "Ярко звёзд мерцанье…". Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Звукопись с помощью согласного "л" придаёт стихотворению напевность, плавность, тягучесть. В зеркало залива Сонный лес глядит; В чаще молчаливой Темнота лежит. Звук "р", напротив, позволяет услышать треск горящих в костре веток. Слышен меж кустами Смех и разговор; Жарко косарями Разведён костёр. Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение. Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.

Русские поэты 19 века о родной природе. n Презентацию подготовила n Размашкина Н. В. , учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 14» n ст. Новотроицкой Изобильненского района Ставропольского края.

Ф. И. Тютчев (1803 -1873) n n n Ранние поэтические опыты Тютчева были замечены Пушкиным, а издателем первого сборника стал Тургенев. Природа тютчевского гения глубоко трагична. Как ни традиционны темы его поэзии, будь то картина природы, любовь или философские медитации, в художественном мире его лирики всегда борются враждебные начала мироздания и человеческой души: Хаос и Космос, день и ночь, нежное любовное чувство и испепеляющая страсть. Читателю эта особенность тютчевского миросозерцания особенно близка и понятна.

А. К. Толстой(1817 -1875) n Многообразна жанровая природа поэзии А. К. Толстого. В ней пейзажная и любовная лирика соседствует с острой социальной сатирой, драматическая поэма «Дон Жуан» - с трагедиями «Царь Борис» , «Смерть Иоанна Грозного» , фантастические баллады – с историческими былинами и песнями. Толстой был неизменным почитателем музы истории: былинное прошлое русской земли представлялось поэту тем «золотым веком» , когда могучие и свободные богатыри по зову сердца совершали героические подвиги, обороняя родину от нашествия врагов.

Творчество А. К. Толстого. n Его произведения необыкновенно музыкальны, образы возвышенны и ярки. Чайковский, Римский. Корсаков, Мусоргский писали к стихотворениям А. К. Толстого музыку, особой популярностью и известностью пользуется романс «Средь шумного бала, случайно…»

Я. П. Полонский (1919 -1898) § Отличительная особенность поэзии Полонского – внутренняя музыкальность. Народными песнями стали «Мой костёр в тумане светит» , «Вызов» , «Затворница» , широкую популярность приобрела шуточная поэмасказка «Кузнечик-музыкант» , высоко оценённая И. С. Тургеневым. «Чистым золотом поэзии» назвал многие стихотворения Полонского критик Страхов.

«На пути из-за Кавказа. » Я. П. Полонский § …Выси гор, в облака погружённые, § Расступитесь! – Приволье станиц – § Расстилаются степи зелёные – § Я простору не вижу границ. § И душа на простор вырывается § Из-под власти кавказских громад – § Колокольчик звенитзаливается… § Кони юношу к северу мчат…

А. А. Фет(1820 -1892) Проникновенный лирик и блистательный мастер стихотворной формы, знаток античной культуры, переводчик поэзии древнего Рима. Его поэтические шедевры П. И. Чайковский ставил «наравне с самым высшим, что только есть высокого в искусстве» .

«Я пришёл к тебе с приветом…» Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.

Широк диапазон творческих исканий А. Н. Майкова: создатель лирических драм, поэт, переводчик «Слова о полку Игореве» . n Поэт глубоко проникся очарованием родной природы. Её тихой красоте он посвятил немало проникновенных строк. n n Весна! выставляется первая рама – И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса. n n Мне в душу повеяло жизнью и волей: Вон – даль голубая видна… И хочется в поле, в широкое поле, Где, шествуя, сыплет цветами весна!

И. С. Никитин(1824 -1861) n Поэт обогатил сокровищницу лирической поэзии живописными картинами русского пейзажа. И. А. Бунин отмечал «неуловимую художественную точность и свободу, которой руководствуется только художник, знающий природу всем существом своим» .

p p p p Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей зеленеется. И на гранях их, Выше тёмных туч, Цепи гор стоят великанами По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны… Это ты, моя Русь державная, Моя родина православная!

А. Н. Плещеев(1825 -1893) l Имя этого поэта нередко ставится рядом с именем Некрасова. Их объединяет пафос открыто исповедуемой гражданственности. Призыв к борьбе, самопожертвованию во имя будущего счастья – ведущий мотив стихотворений Плещеева.

В. С. Соловьёв(1853 -1900) l Создатель оригинальной системы философского идеализма, страстный публицист, Соловьёв не считал серьёзными свои поэтические опыты. Но небольшое число созданных им стихотворений оказалось тем эстетическим и философским ядром, вокруг которого возникала и достигала расцвета русская поэзия «серебряного века» .

Лирика В. Соловьёва. l l l l *** Земля-владычица! К тебе чело склонил я, И сквозь покров благоуханный твой Родного сердца пламень ощутил я, Услышал трепет жизни мировой. В полуденных лучах такою негой жгучей Сходила благодать сияющих небес, И блеску тихому несли привет певучий И вольная река, и многошумный лес. И в явном таинстве вновь вижу сочетанье Земной души со светом неземным, И от огня любви житейское страданье Уносится, как мимолётный дым.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Лирика - один из трёх родов литературы, основ­ное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделён­ной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцани­ем картин природы.

Образы природы наиболее часто встречаются в сти­хах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила­ми окружающего мира.

Так, стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» рисует картину начала вечерней грозы.

Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём оли­цетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чер­тами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает). Этим он оживляет природу.

Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью.

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и нес ме­ло…» также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий Окаймил её края.

Лирический герой не страшится стихии, а любу­ется её мощью, восхищается её силой.

Не менее выразительно стихотворение И. С. Ники­тина «Ярко звёзд мерцанье…». Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Зву­копись с помощью согласного «л» придаёт стихотво­рению напевность, плавность, тягучесть.

В зеркало залива Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой Темнота лежит.

Звук «р», напротив, позволяет услышать треск го­рящих в костре веток.

Слышен меж кустами Смех и разговор;

Жарко косарями Разведён костёр.

Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение.

Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.