Как быстро и безопасно устроить волшебное химическое шоу для всей семьи. Опыты химия, химические реактивы и оборудование реактив-шоу

В последнее время необычное химическое шоу становится все более популярным развлечением для детей и взрослых в нашей стране. В детстве на уроках химии всем нравилось наблюдать за бурлящими колбами и образующими густой пар смесями. Чтобы открыть для детей мир науки и привлечь их внимание к обучению, организация такого праздника должна быть хорошо подготовленной.

Кому нужны «химические» праздники?

Подобные мероприятия проводят для детей и взрослых практически всех возрастов. По технике безопасности только малыши до четырех-пяти лет должны быть на руках у своих родителей, так как они могут что-нибудь схватить или попытаться съесть или выпить какой-нибудь, особенно привлекательный, реагент. Для всех остальных такие шоу абсолютно безопасны и очень интересны. Программу подбирают в зависимости от возраста ребенка. Это могут быть несложные опыты с простым сухим льдом или более сложные эксперименты с участием нескольких химических вещей. Самые зрелищные опыты химического шоу на детском празднике включают в себя:

Опыты с жидким азотом и сухим льдом;
-электронные часы, созданные при помощи обычного картофеля;
-настоящий, зрелищный вулкан будет изрыгать «лаву» прямо на столе;
-кипячение воды без источника тепла;
-различные проявления реакции лакмусовой бумаги – появляющиеся надписи, невидимые чернила;
-яйцо в колбе – из сосуда с узким горлышком извлекают яйцо, не разбивая его;
-пойманная «радуга» и многие другие.

Подобная программа обычно занимает полчаса или час, дет не успевают устать, а родители могут немного отдохнуть от орущей оравы в своем доме. Интересны также и «взрослые» программы химических праздников. В последнее время стало популярным приглашать такие шоу на корпоративные вечеринки, открытия развлекательных центров и даже на нестандартные, современные свадьбы.

Что нужно подготовить к приходу аниматоров?

Конечно, проводить такие научные шоу без соответствующей подготовки практически невозможно, а при самостоятельной работе – может быть еще и небезопасно. Профессиональный химик-аниматор принесет с собой все необходимые реагенты, инструменты и дополнительные материалы. Также он позаботится об интересном сценарии и может принести маленькие тематические презенты для всех участников шоу.
Однако и для родителей есть задание:

1. Нужно подготовить самое большое помещение, чтобы детям и взрослым не пришлось стоять слишком близко к столу с реагентами.
2. Стоит позаботиться о том, чтобы у всех деток с любыми видами аллергий было место у окошка. Хотя негативного воздействия на организм, выбираемые для шоу, реагенты не оказывают, предосторожность в работе с детьми – главное.
3. Для проведения такого шоу на корпоративных вечерах стоит запланировать его на самое начало вечера, чтобы отдыхающие сотрудники еще не успели основательно «отметить» праздник.

Вот и все, химический праздник для детей часто устраивают в садиках, на различных мероприятиях в начальной и средней школе, а также на днях рождениях. Такое удивительное, яркое шоу придется по вкусу самым привередливым именинникам и гостям. Дети смогут сами поучаствовать в мероприятии и различных номерах: им доверят смешивать, переливать и даже подогревать реагенты. Конечно же, детей допустят только к безопасным веществам.

Создать у себя дома настоящую химическую лаборатории, хотя бы на один вечер, мечта многих взрослых людей, а малыши будут просто в восторге! Однажды посетив подобный праздник науки, дети навсегда поймут, что наука это не только сложно, но и очень интересно. А родители узнают, как за короткий срок подарить своим малышам массу приятных воспоминаний, новых знаний и привить тягу к учебе.

Химические реактивы и реагенты - это вещества, которые применяются в аналитической химии, а также в промышленности для проведения химических реакций. Реагенты - более узкое понятие, чем реактивы, это вещества, которые входят в состав химических реактивов.

В составе реактива для лабораторного или промышленного использования может быть один основной реагент, а также дополнительные примеси. Чем выше в реактиве содержание основного реагента (то есть, чем меньше в нем примесей) - тем выше «чистота» реактива.

Минимальная чистота - у технических реактивов, она составляет 90%, эти реактивы применяются в хозяйстве или химиками-любителями. В школьных лабораториях применяются реактивы с чистотой от 98%. Реагенты, применяющиеся в научных исследованиях, в медицинских лабораториях, на сложных производствах, проходят особо тщательную очистку, и содержание примесей в них составляет сотые и тысячные доли.

Как должны храниться химические реагенты

Работы, связанные с проведением химических реакций, относят к опасным видам деятельности, так как многие химические реагенты обладают токсичностью, являются взрывоопасными или горючими. Поэтому к хранению реагентов и работе с ними предъявляются строгие требования безопасности.

Токсические и ядовитые вещества должны храниться в отдельном запирающемся несгораемом шкафу, на котором должно быть написано о ядовитости или токсичности его содержимого. Шкаф должен стоять в хорошо проветриваемом помещении. Огнеопасные реагенты хранятся плотно закупоренными в металлических емкостях с прокладкой из асбеста, вдали от возможных источников огня.

Вещества, которые способны образовывать ядовитые пары, а также реагенты, обладающие резким запахом, хранятся в шкафу, оборудованном вытяжной вентиляцией. Светочувствительные реагенты следует хранить в емкостях из затемненного стекла, в посуде, обернутой бумагой или в светонепроницаемом шкафу. Реагенты, которые нельзя хранить в емкостях из стекла, хранятся в специальной таре из полиэтилена. Аммиак всегда хранится отдельно от других реагентов.

Нетоксичные, неядовитые и негорючие реагенты и реактивы могут храниться на полках, в шкафу.

Хранение реактивов и реагентов должно быть упорядочено: они должны быть сгруппированы по видам (щелочи, кислоты и пр.) или по алфавиту.

Правила работы с химическими реагентами

При проведении химических опытов и других работ необходимо соблюдать технику безопасности - обязательно надевать защитные перчатки, при необходимости - защитную одежду, фартук, очки.

После завершения работ неиспользованные и использованные реактивы необходимо утилизировать или собрать и передать для утилизации в специализированную организацию. Высыпать или выливать их в канализацию, мусорные баки оставшиеся излишки реагентов или использованные реагенты строго запрещается, как и возвращать неиспользованные реагенты обратно в емкость, где они хранились.

Область применения химических реагентов

Реактивы и реагенты применяются не только для проведения научных исследовательских и аналитических работ. Их широко используют в металлургической, нефтегазовой промышленности, при производстве лакокрасочной продукции, в производстве различных видов пластика. Химические процессы с использованием реагентов применяются в пищевой и текстильной промышленности, а также в фармацевтике, в производстве косметических средств, бытовой химии, товаров для сельского хозяйства, при обработке кожи, меха и замши и т.д.

Используются реактивы и реагенты и в сфере образования - для оснащения химических лабораторий учебных заведений.

Примерно через 30 лет,

ежегодно будет появляться

нобелевский лауреат,

которого вдохновили именно мы!


Наши клиенты вырастут,

изобретут бессмертие

и мы будем жить вечно.

Чудес без науки не бывает.


Франшиза научного шоу


Обучение научному химическому шоу


Все знают, что такое научное шоу. Это отличная бизнес идея, особенно для малого предпринимательства. Хорошо подходит для маленького города, в отличии от многих других. Мы обеспечим вас гибкими условиями.


Хватит работать на других - зарабатывай сам, для себя!



Купить франшизу научного химического шоу легко, но как заработать на этом?


Наша задача осуществить полную поддержку наших партнеров, покупающих научную франшизу, снабдить их всеми необходимыми материалами, провести консультации по продажам. У нас накоплен уникальный опыт продаж научного шоу в разных условиях, например в условиях же сткой конкуренции, а так же в условиях когда потребитель совершенно не знаком с услугой и нужно каждому рассказывать что такое научное шоу. Вы получите полный доступ к нашим знаниям и умениям. Обучение научному шоу мы превратили в легкое развлечение. Наша команда - это химики, физики, маркетологи, юристы, логисты, педагоги и другие специалисты, которые тратят всё свое время на развитие новых экспериментов и программ. Не даром большинство наших экспериментов - уникальные , у других такого нет(например , , и др).


может научить вас проводить Не нужно быть химиком , нужно просто внимательно изучить наши рекомендации и купить правильный научный реквизит. Почти всё научное оборудование и реактивы вы сможете покупать в своем городе. Все остальное мы вам перешлем. Да, нужно быть специалистом, что бы разработать эксперименты(дозы, безопасность). Но мы уже позаботились об этом, вам остается только брать готовый реквизит и зарабатывать деньги . Наша научная франшиза (назовем это так) - уникальное предложение. По сути это франшиза без франшизы. Все ваши расходы - разовые. Нет роялти, то есть платить ежемесячно нам ничего не нужно. Обучайтесь и работайте. Научное шоу с нами - это очень легко и просто!


Рентабельность бизнеса 40-60%, в зависимости от вашего в нем участия.


Многие из наших партнеров зарабатывают более 500 000 рублей в месяц.


Один город - один партнер!





Узнать подробнее:


Наша франшиза самая адекватная(деньги) на территории СНГ. Включено обучение, реквизит для научного шоу, технология продаж и продвижения. Так же вы получаете все необходимые макеты и вам не нужно тратить деньги на дизайн.


Мы занимаемся разработкой экспериментов и реквизита для проведения детских научных шоу и игровых программ. Раскрываем секрет приготовления СУХОГО ЛЬДА своими силами!

Нашей лабораторией разработано и адаптировано для детей около 200 самых зрелищных, безопасных и очень веселых экспериментов.

Реквизит и расходные материалы мы закупаем в России с сертификатами, большинство из них вы можете покупать самостоятельно в своем городе.


Каким праздником можно удивить современных детишек? Конечно же праздником с невероятными опытами и захватывающими экспериментами, в которых все принимают участие. Научное шоу - самый желанный, запоминающийся и неожиданный детский праздник


* В расчетах используются средние данные по России

Порою в одном человеке могут сосуществовать искренние интересы к науке, бизнесу и актёрскому искусству. В этом случае хорошей идеей для своего дела может стать организация научных шоу – развлекательных выступлений, основанных на демонстрации явлений физической или химической природы. При этом очень серьёзных познаний в науке для подобных мероприятий не требуется, достаточно иметь стандартное для любого бизнесмена предпринимательское чутьё и всё же некоторую способность к актёрской игре. И если первое необходимо для начинания любого вида бизнеса, то второе является некой особенностью подобного начинания, особенно если вы планируете на первых порах заниматься научными шоу в одиночку.

Пожалуй, сразу стоит отметить, что предоставление развлекательных услуг в виде научных шоу пока ещё является незаполненной нишей в современном предпринимательстве, особенно, если вопрос ставится о работе не в крупном мегаполисе, но даже там количество игроков редко больше десяти. То есть на рынке данных услуг царствует олигополия, если вообще рынок хоть как-то занят. Это является хорошим подспорьем при выборе начинания, но свои тонкости, как и везде, здесь тоже присутствуют.

Упоминания заслуживает тот факт, что для успешного существования вашего предприятия необходим постоянный поиск клиентов, это не тот бизнес, в котором можно рассчитывать хоть на какой-то пассивный доход. Даже будучи организатором своей фирмы вам придётся поначалу выступать и как организатор шоу, и тут вам открываются два пути.

Как бы дело ни обстояло с ненасыщенностью рынка услуг научных шоу, свои франчайзеры существуют уже и в данной области. Итак, вы можете приобрести франшизу, оплачивать ежемесячные роялти, а взамен получить поддержку в начинаниях, сценарии шоу и огромную помощь в их организации; или можете самостоятельно подойти к вопросу открытия своей фирмы по оказанию таких услуг, лично изучить научные опыты и написать сценарии.

Несмотря на то, что франшизы предоставляются, как правило, по адекватной цене, а роялти зачастую представляют собой приемлемую сумму отчислений (хотя разброс цен достаточно высок), начинающему предпринимателю логичней заняться этим бизнесом самостоятельно, и на это есть свои причины. Ведь самостоятельный выход на рынок определённо требует меньших вложений, а всю информацию легко получить из доступных источников. Например, продавцы оборудования для шоу обязательно научат вас этим оборудованием пользоваться, объяснив все тонкости проведения научных экспериментов. Необходимо также заметить, что большинство программ предлагаемых шоу представляют собой вариации одного и того же, оригинальность редко используется, уступая место копированию идей, разыгрываемых в просто чуть различных декорациях, и, пользуясь этим, можно дать свободу фантазии и творческому потенциалу, ограниченным только возможностями научного инвентаря. Здесь особенно важно ваша креативность и нестандартный подход, именно эти качества могут существенно сказаться на вашей конкурентоспособности и дать неоспоримое преимущество при предложении услуг клиентам. Однако, если вы действительно становитесь первым игроком на рынке, можно, не утруждая себя, с гордо поднятой головой старательно перенять сценарий программы какой-нибудь фирмы, показывающей научные шоу, и зарабатывать деньги на этом.

Теперь более подробно остановимся на требованиях к открытию бизнеса. Первым делом стоит зарегистрироваться как предприниматель, процедура стандартная, и расходы на неё составят в среднем 20 тысяч рублей. Указать следует код (ОКПД 2) 93.29 – Услуги в области развлечений и отдыха прочие.

Необходимо решить, как именно вы собираетесь проводить мероприятия, и нужен ли вам дополнительный персонал. Многие владельцы подобного бизнеса начинали работу в одиночку, на своём автомобиле перевозя всё оборудование и выступая в качестве ведущего шоу, никаких помощников. Но в любом случае, в дальнейшем дополнительные силы вам наверняка понадобятся – шоу станут интересней, эффектней, а значит, и сложней, ведь в любом бизнесе предусмотрено развитие, поэтому стоит изначально присматриваться к людям, находить интересных личностей, имеющих творческий подход к делу. Одним словом, чем раньше вы займётесь поиском команды единомышленников, тем лучше, в данном занятии это особенно важно, ведь организация научных шоу – это развлечение, и клиент должен остаться доволен вашим выступлением, получив массу положительных эмоций. Сумрачный мужчина, вяло переливающий реактивы из колбы в колбу и отстранённо смотрящий на самолично устроенный фейерверк, вряд ли будет интересен публике, и даже феерия химических соединений не спасёт программу от провала. Умение зажечь публику не только демонстрацией экспериментов, но и собственной харизмой и действиями критически важно в таком шоу, если выступление понравится аудитории, шанс того, что вас вновь пригласят, достаточно высок.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Кем же должна быть представлена эта целевая аудитория? Общепринято организовывать такие праздники научных выступлений для детей, как правило, школьников, но опыт успешных бизнесменов показывает, что и взрослые с удовольствием платят за сеансы увлекательной науки. Не стоит останавливаться на чём-то конкретном – ищите любого потенциального клиента, обращайтесь в школы и прочие образовательные учреждения, ведите переговоры с администрацией о показе научных шоу на любых праздниках, предлагайте свои услуги директорам фирм, собирающимся устроить корпоративную вечеринку. Любой способ выступить – ваши деньги, и даже один показ может существенно изменить размер вашей прибыли.

Не думайте, что показов, особенно вначале, будет много, порою в месяц удаётся провести лишь несколько выступлений, и пропуск хоть одного из них значительно лишает прибыли. Как уже было сказано, вам не придётся сидеть на одном месте – такой бизнес представляет собой постоянный поиск новой аудитории, любой, от школьников до взрослых успешных людей, решивших отдохнуть после работы. Рано или поздно удастся выйти на частные вечеринки, но до этого нужно заработать имя и провести рекламную кампанию, однако эта статья расходов в бюджет будет вписана несколько позже, на первых порах реклама пусть и будет хорошим толчком, но потребует огромных вложений. Поэтому, только закупив оборудование, следует отправляться в школы города с предложением устроить детям сеанс увлекательной науки. Вас примут не во всех учреждениях, во многих отправят восвояси с призрачным обещанием «подумать», но несколько директоров обязательно согласится на проведение внепланового урока для какой-нибудь параллели. Здесь есть одна хитрость; директорам и завучам министерство образования спускает план по воспитательной и внеклассной работе, и проведение мероприятий, которые вы можете предложить, становится дополнительным пунктом в таком плане в графе «выполнено». Несомненно, администрация школы, гимназии или лицея потребует своей части выручки (о всех расчётах будет представлено несколько позже), но это те условия, которые придётся выполнять. Если в арсенале имеется несколько простеньких сценариев, можно посетить и детские сады с предложением показа шоу для старших групп. Существует тонкость – вряд ли вам удастся посетить одно и то же учреждение раньше, чем через год, ведь при всём желании количество сценариев ограничено, педагогический состав выбирает наиболее им подходящий, да и устраивать факультативные уроки физики или химии подобного рода директор тоже не имеет права постоянно. В лучшем случае, получится провести 2-3 показа в одной школе или детском саду, после чего учреждение будет вычеркнуто из списка потенциальных клиентов на очень долгий срок.

После этого можно переключиться на предложения компаниям, готовящимся к корпоративам, если правильно подать свою идею, вас попросят развлекать уже взрослый контингент. Стоит задуматься на этом этапе о хотя бы небольшой, но рекламе, можно разместить информацию о себе в интернете или оплатить распространение листовок. В скором времени эти вложения окупятся, ведь состоятельные люди готовы и платить больше, и директорам не придётся часть выручки отдавать – здесь он уже непосредственный заказчик. Нельзя сказать, что устраивать подобные вечеринки получится часто, но имеет место фактор сезонности, и к новогодним праздникам при достаточно разрекламированном бизнесе вы будете получать столько заказов, что самостоятельно уже физически справиться будет невозможно.

Поэтому и стоит к этому моменту иметь свою команду аниматоров, чтобы ваша фирма могла предоставлять свои услуги уже одновременно нескольким клиентам. Зарплата аниматора зачастую является процентом от выручки, но даже если ему полагается определённый оклад, то в среднем его труд оплачивается в 20 тысяч рублей в месяц. Не исключено, что в вашей команде будут люди «на подработке», занимающиеся по большей части другой работой или просто учёбой. Это выгодно, ведь в периоды затишья не придётся оплачивать фиксированный оклад.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В отсутствие заказов есть смысле обратиться к периферии вашего города и предложить услуги в небольших городах вашего региона. И никогда не забывайте и не сбрасывайте со счетов возможность сотрудничества с агентствами по организации праздников, например, на частный день рождения ребёнка, которому родители на праздник решили пригласить весёлого учёного, вы попадёте, скорее всего, через такие агентства.

Теперь перейдём к вопросу оборудования. Его закупка представляет собой основные издержки, которые вы понесёте при старте бизнеса, при этом все траты можно разделить на единовременные (непосредственно реквизит) и постоянные (расходные материалы, реактивы). Стоимость инвентаря будет напрямую зависеть от программы и от количества сценариев, входящих в неё. Цены на оборудование имеют сильный разброс, серьёзные химические или физические установки могут стоить до 20 тысяч рублей (например, генератор сухого льда), а порою и больше. Приобретать оборудование, возможно, придётся через интернет, особенно если город ваш небольшой; товар достаточно специфический и предложений не очень много. Это можно назвать недостатком, так как рынку оборудования для научных шоу не хватает оригинальных поставок. Есть смысл попробовать найти что-то новое от поставщиков других стран. Получается, что первоначальные инвестиции имеют широкий диапазон, но нормальное оборудование для нескольких различных шоу, которые уже представляют собой полноценную программу, обойдётся вам в среднем в 70 тысяч рублей. Учитывайте и транспортные расходы, как правило, хватит своего личного автомобиля на первое время, и тогда на первый месяц уйдёт порядка 5 тысяч на ГСМ.

Лишней не будет простая реклама, например, объявление в периодических печатных средствах массовой информации или изготовление и распространение листовок, здесь потребуется около 10 тысяч рублей. После этого можно приступать к организации праздников, посвящённых увлекательной науке.

Получается, что стартовый капитал должен составлять от 105 тысяч рублей, но это при условии, что вы решили заниматься этим бизнесом самостоятельно, работа по франшизе увеличит расходы минимум вдвое.

Уделите особое внимание безопасности, не изучив особенности реагентов, шоу можно не только сорвать, но и получить невесёлую ответственность вплоть до уголовной в результате несчастного случая. Не стоит, впрочем, считать, что научные шоу опасны, как правило, реквизит отвечает всем правилам безопасности, но потратить время на его изучение необходимо. Лучше самостоятельно, потратившись на тестовые расходные материалы, провести эксперименты дома, чтобы с уверенностью вести шоу уже на публике.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Работая не покладая рук, можно проводить до 10 выступлений в месяц в первый квартал, средняя школа приведёт на шоу около сотни учеников, стоимость билета может достигать 150 рублей, получается 15 тысяч с одного шоу. Администрация учебного заведения заберёт себе около 3 тысяч рублей, примерно 2 тысячи придётся потратить на расходные материалы, получается 10 тысяч с одного выступления. Да, доход в 150 тысяч, из которого операционная прибыль составит 100 тысяч, за один месяц для этого бизнеса вполне реален, и его можно увеличить, продавая аудитории какие-нибудь недорогие материалы вроде светящейся слизи – дети любят.

Не лишним будет и предложение о съёмке этого праздника, но тут потребуется привлечение дополнительно оператора с оборудованием, да и в образовательных учреждениях вряд ли это будет интересно, но идею можно оставить до работы на корпоративах.

Как начинающий предприниматель вы пользуетесь упрощённой системой налогообложения, поэтому, выбрав расчёт налога по доходу, вы будете производить отчисления 9 тысяч рублей. Вычитаем также транспортные расходы и расходы на рекламу, Остаётся 76 тысяч рублей, нетрудно посчитать, что рентабельность реализации достигает 50%, а срок окупаемости редко превышает несколько месяцев.

Казалось бы, бизнес сверхприбыльный, почему же им до сих пор не занимаются в огромных масштабах? Следует помнить, что успех в этом деле немало зависит от артистичности и творческого мышления, если вы начисто лишены и того, и другого, к сожалению, вряд ли у вас получится заниматься подобным предпринимательством. Можно, конечно, нанять аниматора, который будет заниматься организацией, но это уже варианты, не заслуживающие серьёзного упоминания хотя бы потому, что это необоснованные траты на первых порах.

Также нельзя забывать о периодах простоя, вполне вероятно, что пару месяцев в году может быть кризис с заказами. И особенно важен размер населённого пункта, в котором вы хотите заниматься бизнесом – при населении меньше 300 тысяч человек, как правило, такой вид деятельности нецелесообразен.

Вопрос с конкуренцией противоречив; игроков действительно мало, но даже один конкурент может расстроить все ваши планы, особенно если город небольшой: школы будут отказывать, ссылаясь на то, что им хватило на этот год алхимика с тесла-установкой, на корпоративах этот же алхимик уже будет желанным гостем, потому что его все знают. Может наблюдаться и косвенная конкуренция, какой-нибудь мобильный планетарий, проехавшись по образовательным учреждениям и выступив на дне города, пресытит клиентуру зрелищами, и на вас уже будут смотреть с явным нежеланием сотрудничать.

Известность также зависит не только от рекламы, но и от «сарафанного радио», от вирусного маркетинга, и тогда все могут знать и обращаться только к вашему конкуренту (но эту особенность, если правильно себя подать, нужно поставить себе на службу). Необходим постоянный поиск, следует включить фантазию и постараться предложить свои услуги кому угодно, например, открывающемуся детскому кафе.

Чтобы ещё больше упрочить своё положение на рынке развлекательных услуг, нужно бизнес постоянно развивать, рано или поздно обзавестись сайтом, вплотную заниматься маркетинговыми кампаниями. Но если вам удастся вырваться и заработать себе имя, то, не останавливаясь, можно разрастись и предлагать уже услуги не только научных шоу, но и многих других развлекательных мероприятий, а в итоге вообще превратиться в крупное event-агентство, самолично занимающееся организацией праздников, а не привлекающее предпринимателей со стороны.

Матиас Лауданум


331 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 62049 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Открытие event-агентства не отличается большими суммами инвестиций, однако тут предстоит немало работы, чтобы наладить свою деятельность и решить все организационные вопросы.

О том, что химия на дорогах портит обувь, мэру столицы пожаловались студенты. В ответ он сообщил, что для московских улиц разрабатывают новый эффективный и экологичный реагент против гололеда

Никогда не было — и вот опять. Для московских улиц разрабатывают новый противогололедный реагент. Он будет эффективен на дорогах, безопасен для обуви и экологичен. Об этом мэр столицы Сергей Собянин сообщил на встрече в Российском университете транспорта, отвечая на жалобы студентов о том, что реагенты портят обувь. При этом градоначальник отметил, что власти будут следить за тем, чтобы «посыпали столько, сколько надо, а не столько, сколько бог на душу положит». Нужна ли волшебная формула?

Безопасных реагентов не существует. На обувь все вещества действуют плохо. Разница лишь в степени воздействия. Песок с солью, к примеру, оставляет разводы, хлористый кальций же способен сильно уменьшить вашу обувь в размерах. Если же на дорогах рассыпали самые дорогие и щадящие реагенты, то ваши ботинки также пострадают. Они будут очень долго сохранять влагу, так что их придется специально сушить.

Эксперты считают, что на автодорогах реагенты в таком большом городе как Москва безусловно нужны, а вот там, где ходят пешеходы — вопрос спорный.

Юрий Орлов независимый эксперт, кандидат химических наук «У нас обувь страдает, потому что мы ходим по лужам и по этой жиже. А лужи и жижа на дороге — это следствие неправильной технологии. Не должны мы ходить по этому месиву. В этом проблема. А не в формуле какой-то. Это же все науке известно. Это госчиновникам неизвестно. Чего они там ищут, все выдумывают какие-то чудо-реагенты. Чудо-реагентов нет. У нас солей, которые могут использоваться на дорогах, раз-два и обчелся. Для меня реагент должен быть только там, где это действительно необходимо, а не просто сыпать везде от души. Реагент тоже можно не применять, но это не значит, что ничего не делать. Это тоже технология безреагентная. Надо выравнивать, надо посыпать песочком, где скользко или гранитной мраморной крошкой. Но это тоже работа. А мы либо засыпаем так, что люди стонут, либо ничего не делаем, что люди поскальзываются и бьются».

Там, где небольшие транспортные потоки, дороги просто утрамбовывают и посыпают гранитной крошкой, реагенты здесь неэффективны. По технологии они применяются на дорогах с большой интенсивностью движения, если в сутки проходит порядка 2,5 тысяч машин. И здесь так называемый снежный накат не подойдет, говорит координатор движения «Общество синих ведерок», по образованию химик и противник неправильного использования реагентов Петр Шкуматов.

координатор движения «Общество синих ведерок» «Зимний накат можно использовать в тех городах или на тех местностях, где количество переходов через ноль, то есть, условно говоря, циклов оттайка — заморозка за зиму минимальное. В Москве, поскольку она сама по себе является огромным генератором тепла, здесь происходят десятки, если не сотни, за сезон переходов через ноль. В результате содержать дороги в зимнем накате здесь будет невозможно. Это будут просто глыбы льда, ледяные колеи. В общем, мы во многих своих дворах имеем счастье наблюдать».

Для того чтобы из-за реагентов не страдали лапы животных, портилась обувь и колеса автомобилей, следует строго соблюдать технологию. Сначала снег максимально убирается, а потом определяется дозировка для каждого типа поверхности, которая в итоге должна быть немного влажной и не скользкой, нет цели растворить все до воды. Все — от химиков до экологов говорят, что проблема не в самих реагентах, а в нарушении технологии их применения.

Иван Блоков директор по программам «Гринпис России», кандидат технических наук «Те реагенты, которые используют сейчас в Москве, у нас нет уверенности, что они хорошие или что-то будет лучше. Потому что четыре-пять лет назад уже проходила большая публичная кампания о том, что мы используем самые безопасные, самые лучшие реагенты. Вдруг оказывается, что это не так. «Гринпис» не устроит никакой реагент. Не существует щадящего реагента, и самое главное — это не наша задача пытаться определить, какой реагент использовать. Надо искать не самый щадящий реагент, а самый лучший способ, чтобы обходиться минимумом и вообще избежать реагентов. В Москве используется сейчас в четыре раза больше реагентов, чем использовалось в Финляндии в самый серьезный момент, когда там было максимальное количество реагентов».

Таким образом, ключевые слова столичного градоначальника, которые он произнес на встрече со студентами, это не то, что привлекли для разработки новой формулы реагентов специальный институт, а то что «будем работать над тем, чтобы их посыпали столько, сколько надо, а не столько, сколько бог на душу положит».